Вот уже более 100 лет 19 марта - День подводника на территории России. Однако среди населения, живущего вдали от моря, об этом празднике известно мало. Многие даже не догадываются, какого числа День подводника. Традициям и истории этого праздника и будет посвящена данная статья.

История праздника

Чтобы понять уникальность празднования Дня подводника, окунемся немного в историю создания флота России.

Самый первый образец русской подводной лодки внешне очень напоминала винную бочку. Создана она была в первой четверти 18 века и носила название "Потаенное судно". Глядя на памятник первой подводной лодке, расположенный в Сестрорецке, трудно представить то, как она могла выполнять свои функции.

Первый опытный образец подводной лодки появился весной 1721 года на верфи в Санкт-Петербурге и имел скромные размеры. В качестве двигателя выступали весла и рассчитана первая модель была на экипаж из четырех человек. Испытания судна прошли неудачно, но Петр Первый приказал начать полномасштабное строительство подлодки. С 1721 по 1727 г. была построена полноценная модель, но все ее испытания не увенчались успехом.

После смерти великого реформатора Петра, об идее создания подводной лодки забыли почти на сто лет. В результате в Российской империи первая действующая субмарина появилась только в 1866 году.

В 1906 году Николай II своим указом ввел подводные лодки в состав военного флота. Этот указ был подписан 19 марта. Именно с этого года 19 марта официально утвержден Днем подводника.

Сегодня это праздник для всех, кто связан с подводным флотом, а особенно для военнослужащих сил ВМФ России, имеющих или имевших отношение к подлодкам.

Традиции праздника

Традиционно в День подводника России происходит вручение грамот и наград морякам-подводникам, присвоение очередных и внеочередных военных званий за особые заслуги, встречи с ветеранами. Организуются праздничные концерты и мероприятия. В морских училищах проходят торжественные парады и возложения венков к мемориалам моряков-героев. Обязательным является поздравление Главнокомандующего ВМФ представителям этой нелегкой службы.

Обязательно поздравьте своих близких даже в том случае, если они уже давно не имеют отношения к подводному флоту. Годы, проведенные на подлодке, не забываются. Это поистине героический труд, предназначенный не для каждого.

Суеверия и приметы подводников

Романтическая и такая опасная служба на подводной лодке не обходится без своих примет и традиций.

Так, например, при первом выходе на подлодке в море все новички должны выдержать специальный обряд посвящения. Самые популярные - "плафон воды" и «поцелуй кувалды». Первый обряд состоит в том, что в плафон из каюты наливают воду прямо из-за борта, и ее нужно выпить. Вода имеет жуткий вкус. Но, поскольку, главное правило субмарины - не спорить, все выполняют обряд безоговорочно. "Поцелуй кувалды" заключается в том, что подвешенную кувалду нужно поцеловать когда качается судно.

Подводники строго соблюдают и некоторые суеверия:

  • не бриться перед погружением;
  • выход в пятницу 13 должен быть перенесен под любым предлогом;
  • считается, что чаще всего несчастья случаются с субмаринами под номерами, оканчивающимися на цифру 9.

Причем ко всем приметам и нелепым обычаям они относятся очень серьезно. И если задуматься, то понятно почему, ведь море не прощает пренебрежительного отношения к себе.

Морская слава России

На сегодняшний день подводный флот является важнейшим инструментом, служащим безопасности нашего государства, это своеобразный ядерный щит. Не удивительно, что столь сложная служба подводника очень почетна. Хотя, всего чуть более века назад он только зародился. Именно в честь истоков и была выбрана дата 19 марта для чествования Дня моряка-подводника.

С тех пор на счету у моряков-подводников накопилось немало боевых подвигов. Во время военных действий подводные лодки подрывались на минах, были уничтожены противниками вместе с экипажем, а экипажи советских подлодок подрывали свои субмарины, чтобы не попасть в руки к противнику. Много подвигов моряки-подводники совершили и в мирное время.

Героям, чьи имена быстро стираются временем, посвящено большое число советских и российских фильмов. Среди них самые популярны "К-19", "72 метра", "Секретный фарватер", «Командир счастливой "Щуки"» и многие другие. Именно просмотр таких картин поможет простому обывателю по достоинству оценить тяжелый труд моряка-подводника.

Служба для настоящих мужчин

Профессия подводника направлена на охрану безопасности границ Российской Федерации. Следовательно, подводники ведут разведывательную деятельность, в случае необходимости применяют оружие по приказу высшего руководства. Служба на подводной лодке обязывает моряков быть здоровыми, выносливыми, не бояться замкнутого пространства, способными беспрекословно соблюдать устав и придерживаться субординации.

Обычно каждая подводная лодка имеет по 2 экипажа. Когда один в море, другой экипаж отдыхает, потом они меняются. Вахты подводников, в зависимости от поставленных задач, длятся в среднем от 50 до 90 дней. Подводники часто плавают подо льдами Северного океана, так как это позволяет подлодке скрыться от спутников. В чистой воде видимость для спутника достигает примерно 100 метров. Всплытие обычно предусматривается раз в сутки для проведения радиосвязи.

Быт подводников во время вахты проходит строго по режиму: завтрак, обед, ужин, служба на посту, личное время, отдых. Часть команды находится на отдыхе, другая на посту, смена в строго положенное время. Из доступных развлечений на борту есть шахматы, шашки и домино.

Современные подлодки на службе безопасности России

Самый современный тип военных подлодок поступил на вооружение во флот совсем недавно, в 2013 году. Судно носит название "Ясень" и оснащено самым современным оборудованием. В 2020 году, согласно распоряжению министра обороны, планируется расширить состав подводных лодок новыми субмаринами.

Как поздравить моряка-подводника

Самый главный тост для подводника, чтобы количество погружений совпадало с количеством всплытий.

Поздравить с Днем подводника 19 числа близкого человека можно небольшим сувениром. Самым лучшим подарком подводнику будет оберег. Лучшими оберегами для моряков считаются различные безделушки из камней. Камни должны обязательно относиться к морской стихии. Самые доступные и распространенные - это аквамарин, малахит, горный хрусталь, янтарь. Каждый из них обладает уникальными свойствами, поэтому им присваивают магические свойства.

Но самым сильным оберегом считается изделие, включающее сразу несколько видов камней. Очень популярны среди моряков и металлические обереги в форме топориков, якорей и в форме различных реальных и вымышленных морских обитателей. Так, топорик символизирует защиту от шторма и нападения пиратов, якорь считается оберегом от рифов. Обладая талисманом в виде морского существа, моряки получают его покровительство.

Как стать подводником

Профессия моряка-подводника требует наличия определенных знаний и навыков.

Поэтому всем мечтающим о морских глубинах необходимо оканчивать специальные учебные заведения. Для поступления и последующей работы на судне все претенденты проходят строгий медицинский отбор.

В России существуют специальные учебные заведения, где дают отличные знания, необходимые практические навыки и перспективу устройства на работу. Подводником можно стать после учебы в Санкт-Петербургском военно-морском институте.

Есть в России моряки,
Все они - здоровяки,
Под водой себе плывут,
Службу трудную несут.

Поздравляем с вашим днем,
Днем подводных моряков,
И желаем вам удачи,
Все легко решать задачи!

Чтоб служилось вам отлично,
Чтобы вас хвалили лично!
Будьте в форме, морячки,
Шлем вам чудо-поздравки!

Для российских моряков,
Моряков-подводников,
Поздравленья написали,
Чтобы вы, родные, знали:

Мы вас любим, верим, ждем,
В снег, на солнце, под дождем!
Вы служите без тревоги,
Ждут вас дальние дороги,

Все домой они ведут,
Где с тоской невесты ждут!
Вам сегодня наш стишок,
С поцелуем - поздравок!

Под водой вы долго пребываете,
Водные просторы наши охраняете.
Служите вы на подводных лодках,
Настоящая у вас моряцкая походка.
Вами мы любуемся и уважаем,
И безмерно смелыми считаем.
С днём же моряка-подводника поздравим,
Пожелания скорей свои направим.
Пусть летит лучистый поздравок,
Закрепится он у вас, как якорёк.

Моряк-подводник (вот нахал!)
Мне как-то с лодки помахал.
Красивым жестом объяснил,
Что он влюблён, аж нету сил!
Потом исчез, каков кабель!
Уплыл за тридевять земель.
Тебе желаю в праздник твой
Поближе быть к земле родной,
Чтоб ты меня сосватать мог!
Прими любовный поздравок!

Ты мечтаешь о жене,
О картошке и селёдке...
Довелось пока тебе
Плавать лишь в подводной лодке.

Ты находчивый моряк,
Носишь звание мужчины!
Но не вырваться никак
Из тисков морской пучины.

Поздравляю моряка,
Мужика, крутого перца!
Нет приятней поздравка,
Чем от любящего сердца!

Мы желаем морякам,
(Под водою ходокам),
Чтоб у вас все было классно,
В личной жизни - распрекрасно!

Чтоб по дому не тужили,
Дружно на подлодке жили,
Чтобы письма получали,
За девчонками скучали!

Чтоб здоровье сохранилось,
Неприятности забылись,
Чтобы служба была впрок,
Наш сердечный - поздравок!

Флот есть где-то под водой,
Настоящий - боевой!
Моряки на флоте служат,
С техникой военной дружат!

А сегодня - в праздник ваш,
Принимай-ка, экипаж,
Поздравленья и подарки,
Праздник будет очень ярким!

Мы желаем вам любви
Аж до краешка земли!
Сочинили наш стишок,
Полный счастья - поздравок!

Над водой и под водой,
Флот российский молодой,
Службу верную несет,
И плывет себе, плывет!

С праздником вас поздравляем,
И от всей души желаем,
Настроенья - высший класс,
Чтобы радовали нас,

Вы успехами в ученье,
И здоровьем, и уменьем!
Поплывет к вам наш стишок,
В нем - огромный поздравок!

С днем подводных моряков
Поздравляем мы дружков,
Под водой и над водой
Мы за вас всегда - горой!

Пусть дождутся вас невесты,
Чтобы свадебный оркестр
Вам играл до самой зорьки,
Чтоб кричали гости: «Горько!»

Чтоб здоровья было много,
Командир не очень строгий!
Вам наш маленький стишок,
И подводный - поздравок!

Флот подводный поздравляем,
Службы мирной всем желаем!
Пусть плывет себе подлодка,
Будет точною наводка!

Чтоб в ученьях отличились,
Все отлично получилось,
Чтобы письма вам писали,
Чтобы горя вы не знали!

Пусть о вас не забывают,
По заслугам награждают!
Чтоб все в жизни было в срок,
Принимайте - поздравок!

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника. Это профессиональный праздник военнослужащих подводных сил ВМФ России, а также гражданского персонала и всех, кто имеет отношение к подводному флоту.

В наше время подводный флот остается одним из самых важных инструментов обороны нашей страны, неотъемлемым компонентом ядерного щита. Подводники – элита российского флота, сложнейшая и почетнейшая военно-морская профессия. Между тем, еще чуть более 100 лет назад подводный флот только делал в России свои первые шаги. В память о событиях тех лет и была выбрана дата 19 марта для празднования Дня моряка – подводника. С этой датой связано эпохальное событие в истории российского военно-морского флота.

19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 года, 112 лет назад, император Николай II включил в классификацию судов российского императорского военного флота новый вид судов – подводные лодки. Приказ о включении подводных лодок в состав флота подписал тогдашний морской министр вице-адмирал Алексей Алексеевич Бирилев. Так началась официальная история российского подводного флота, хотя на самом деле о возможностях применения подводных кораблей в России задумались гораздо раньше.

Еще в 1718 г. плотник Ефим Никонов подал челобитную Петру I с предложением о строительстве «потаенного судна», которое могло бы внезапно атаковать корабли противника. Петру I идея Никонова понравилась и он даже вызвал талантливого мастерового в Петербург, где на верфи приступили к постройке судна. Однако, со смертью Петра разработки прекратились.

Вернулись к теме подводной лодки в России лишь в 1834 году, когда на Александровском литейном заводе по проекту военного инженера генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена подводная лодка, вооруженная специальными установками для запуска ракет. Передвигалась лодка с помощью четырех гребков, расположенных попарно на каждом борту лодки, а приводились в действие гребки усилиями матросов-гребцов. Однако, скорость подводного хода лодки не превышала полукилометра в час. Шильдер планировал перевести гребки на электрическое движение, но тогдашний уровень развития технологий еще не позволял реализовать эту задумку. В итоге, в 1841 году испытания лодки и работы по ее совершенствованию были прекращены, а дата создания в России подводного флота опять отдалилась.

Тем не менее, именно в Российской империи впервые в мире было налажено серийное производство подводных лодок. У его истоков стоял русский инженер и конструктор польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Выходец из богатой и знатной семьи, Джевецкий получил техническое образование в Париже, где познакомился и близко дружил с Гюставом Эйфелем, прославленным автором Эйфелевой башни. Обширные знания Джевецкого привлекли внимание великого князя Константина Николаевича – российского наместника в Царстве Польском, который предложил Степану Карловичу устроиться на службу в Морской технический комитет в Санкт-Петербурге. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Джевецкий добровольно пошел на Черноморский флот – простым матросом, участвовал в бою парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд», за храбрость получил Георгиевский крест.

После демобилизации Джевецкий жил в Одессе, где и сконструировал первую подводную лодку, построенную на местной верфи на деньги мецената Феодора Родоконаки. Вторая подводная лодка была построена по проекту Джевецкого в 1879 году уже в Санкт-Петербурге, а испытали ее 29 января 1880 года на Серебряном озере в Гатчине, в присутствии наследника престола великого князя Александра Александровича. Наследник престола был в восторге и вскоре последовал заказ на производство целой серии подводных лодок, которые должны были обеспечивать безопасность российских крепостей. В 1881 году лодки построили и распределили по крепостным гарнизонам, но в бою их так и не применили. Низкая эффективность подводных лодок Джевецкого привела к тому, что в 1886 году их сняли с вооружения и более не производили.

Следующей серьезной вехой в истории российского подводного флота стала постройка подводной лодки «Дельфин» в 1900-1904 гг. Главным конструктором «Дельфина» был русский инженер Иван Григорьевич Бубнов, в 1903 – 1904 гг. руководивший кораблестроительной чертежной Морского технического комитета. В марте 1902 года «миноносец №113» был зачислен в списки флота под названием «миноносец № 150». В октябре 1903 года его зачислили в состав Балтийского флота, в 1904 году перебросили на Дальний Восток – для участия в Русско-японской войне, а 28 февраля 1905 года подводная лодка «Дельфин» под командованием Георгия Завойко впервые вышла в море.

24 мая 1904 года Российская империя подписала контракт о строительстве для нужд российского военного флота трех подводных лодок типа «Е» («Карп»), изготовленных на судостроительной верфи Фридриха Круппа в Киле (Германия). Поскольку Крупп обещал подарить России в случае заключения контракта свою первую подводную лодку, 7 июня 1904 года подводная лодка «Форель» по железной дороге была перевезена в Россию. Ее сопровождали немецкие офицеры, которые должны были обучить русский экипаж. В России на лодку были установлены два торпедных аппарата, подготовлен экипаж, после чего лодка была зачислена в состав флота как миноносец «Форель» и 25 августа 1904 года переброшена по железной дороге на Дальний Восток, где вошла в состав Сибирской военной флотилии. «Форель» стала первой настоящей и полноценной подводной лодкой русского флота на Тихом океане.

Еще две подводные лодки Российская империя приобрела в США. Так, 31 мая 1904 года была приобретена лодка «Фултон», построенная по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. В составе российского флота она получила имя «Сом». 18 июня 1904 года в состав российского флота была принята американская подводная лодка «Протектор», получившая в России новое имя «Осетр». Подводная лодка «Сом» дала начало целой серии российских подводных лодок. На Дальнем Востоке из шести подводных лодок был сформирован отряд миноносцев.

Естественно, что появление в Российской империи своего подводного флота потребовало от морского командования и принятия соответствующих мер по подготовке личного состава. В первую очередь, требовалось подготовить командиров и офицеров подводных лодок. Уже 29 мая 1906 года на военно-морской базе в Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания. Его командиром был назначен контр-адмирал Эдуард Николаевич Щенснович – один из «отцов-основателей» подводного плавания и минного дела в российском военно-морском флоте.

Выпускник Морского училища, контр-адмирал Щенснович прошел путь от минного офицера канонерской лодки до командира броненосца, а затем и младшего флагмана Балтийского флота. Во время Русско-японской войны капитан 1 ранга Эдуард Щенснович, командовавший тогда броненосцем «Ретвизан», был тяжело ранен, после чего вернулся на Балтийский флот. Именно ему Николай II и Морское ведомство доверили возглавить необычное и очень важное направление – создание и укрепление российского подводного флота. Именно по инициативе Щенсновича, в Либаве была создана первая в Российской империи полноценная база для подводных лодок, построен специальный бассейн, который мог вместить до 20 подводных лодок. Огромный вклад внес контр-адмирал Щенснович и в разработку «Правил плавания в подводном флоте и отбора людей для службы на подводных лодках», в систему дополнительного образования морских офицеров, готовившихся в Учебном отряде для службы на подводных лодках.

Первый выпуск офицеров подводного плавания состоялся в 1907 году – российский флот получил 68 дипломированных специалистов – подводников. Только в течение 1907-1909 гг. учебный отряд в Либаве выпустил 103 офицера и 525 специалистов нижних чинов для российских подводных лодок. Интересно, что в 1906-1911 гг. обучение в Либавском отряде прошли и 12 морских врачей, которые также получили специальность офицеров подводного плавания. От врачей, помимо наличия профильного медицинского образования, требовался опыт службы на корабле врачом и двухмесячный опыт плавания на подводной лодке во время учебы. Как видим, к обучению подводников в Либаве подходили достаточно основательно.

Для российских моряков первое время подводные лодки были чем-то диковинным, но это скорее пробуждало у офицеров и унтер-офицеров интерес к профессии подводника. В те далекие годы служба подводников была очень тяжелой, не шедшей ни в какое сравнение со службой на обычном корабле. Технические особенности тогдашних подводных лодок не могли обеспечить комфортное несение службы, но это не пугало героических моряков, стремившихся попробовать себя в профессии подводника. Офицеры подводной лодки во время плавания спали в небольшой кают-компании, а нижние чины – прямо на рундуках для хранения мин.

25 февраля 1911 года была создана первая в российской истории бригада подводных лодок в составе двух дивизионов, а возглавил бригаду контр-адмирал Павел Павлович Левицкий, сменивший контр-адмирала Эдуарда Щенсновича на посту командира Учебного отряда подводного плавания в Либаве. Левицкий был потомственным моряком, всю жизнь прослужил на флоте, участвовал в Русско-японской войне в должности командира крейсера, а затем командовал Учебным отрядом подводного плавания.

Темпы создания отечественных подводных лодок активизировались перед Первой мировой войной. Так, уже в 1912 году на Балтийском судостроительном заводе была выпущена дизельная подводная лодка «Барс», вооруженная 12 торпедными аппаратами, 2 артиллерийскими орудиями и 1 пулеметом. После начала войны, в 1915 и 1916 гг., на вооружение Балтийского флота поступили 7 подводных лодок типа «Барс» и 5 подводных лодок «Американский Голланд», которые были приобретены в США, но собраны уже на российской верфи. В годы Первой мировой войны подводный флот уже полноценно применялся. Так, перечисленные лодки совершили 78 боевых походов, потопив 2 крейсера и 16 транспортных судов противника.

В то же время, вряд ли подводный флот мог похвастать в Российской империи особой любовью со стороны адмиралов и Морского ведомства. Воспитанные «старой школой» российские адмиралы в большинстве своем благоволили к крейсерам и броненосцам надводного флота, считая, что они куда больше заслуживают внимания, чем неказистые подводные лодки. Важность подводного флота понимали и признавали немногочисленные подвижники вроде контр-адмирала Щенсновича, но таких офицеров было в морском командовании не так много. Лишь Первая мировая война, давшая подводникам возможность действительно показать, на что способны подводные лодки и какую роль они будут играть в современной морской войне, способствовала изменению отношения к подводному флоту со стороны морского командования. Однако, в 1917 году произошли Февральская, а затем и Октябрьская революции, серьезно отразившиеся на положении российского флота и на отечественном судостроении.

Именно в советский период происходило стремительное и быстрое развитие отечественного подводного флота, благодаря которому и современная Россия в настоящее время является одной из крупнейших подводных держав мира. Все сто двенадцать лет официального существования российского подводного флота моряки – подводники остаются элитой российского военно-морского флота. Не зря говорят, что подводники – это особая каста. И это действительно так.

Сложнейшие условия службы, постоянный риск, нахождение многими месяцами вдали от дома, необходимость осваивать в совершенстве самую современную и трудную технику – все это требует и от офицеров и мичманов, и от матросов не только больших способностей, профессиональных знаний и отменного здоровья, но и небывалой психологической устойчивости. Служба в подводном флоте ВМФ России не зря пользуется таким престижем – и военнослужащие, и даже совершенно далекие от армии и флота люди понимают и всю значимость подводников для страны, и объем трудностей и невзгод, с которыми им приходится сталкиваться.

В этот знаменательный день «Военное обозрение» поздравляет всех моряков-подводников – адмиралов, офицеров, мичманов, старшин и матросов, ветеранов подводного флота, а также гражданский персонал и членов их семей с Днем моряка-подводника. Вечная память погибшим и покинувшим этот мир морякам-подводникам, долгих лет жизни, крепкого здоровья и отсутствия боевых и небоевых потерь –ныне служащим подводникам и ветеранам.

Сегодня - 19 марта - свой профессиональный праздник отмечают моряки-подводники - люди, которые не понаслышке знают, что такое настоящее доверие, плечо товарища и взаимовыручка.

Праздник был учреждён около двадцати одного года назад. 15 июня 1996 года Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ №253, в соответствии с которым учреждался профессиональный праздник – День моряка-подводника.


В качестве даты праздника было выбрано 19 марта, потому что в этот день в 1906 году император Николай II ввёл в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей – подводные лодки. В том же году в состав Российского флота было включено 10 подводных лодок. Таким образом, Россия одной из первых стран в мире обзавелась подводным флотом. Причём флотом, который уже вскоре Российской империи пришлось испытать в ходе реальных условиях войны.

В 1912 году была начата реализация программы строительства серии подводных лодок, получившая название "Барс". Главным конструктором подводных лодок того проекта являлся замечательный корабельный инженер и математик Иван Бубнов.

Под его началом было развёрнуто и само производство подводных лодок - на заводе общества "Ноблесснер" в Ревеле (ныне - Таллин) и на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Подводные лодки, созданные на Балтийском заводе, получили следующие названия: "Барс", "Вепрь", Волк", "Гепард", "Змея", "Единорог". Причём две последних - для Дальнего Востока. А ПЛ, созданные в Ревеле, - "Львица", "Тигр", "Кагуар", "Тур", "Язь", "Леопард", "Ягуар", "Пантера", "Ёрш", "Форель", "Рысь", "Угорь". Здесь для Дальнего Востока - последние четыре. Остальные - для эксплуатации на Балтике.

Водоизмещение каждой из подводных лодок составляло 650 т (надводное) и 780 т (подводное). Предельная глубина погружения - 100 м. Экипаж - по 34 человека. Подводные лодки участвовали в событиях Первой мировой войны. В частности, их использовали в разведывательных целях, прикрытии минно-заградительных действиях надводного флота.

К началу Великой Отечественной войны в составе 4 флотов СССР имелось 212 подводных лодок. Эта война для советского подводного флота стала настоящим испытанием «на прочность».

Советским подводникам приходилось воевать в очень суровых условиях. Сложность ведения боевых действий для подводников зачастую заключалась в отсутствии необходимого обеспечения и эффективной боевой подготовки. Ощущалась и острая нехватка профессиональных кадров. Однако при выполнении боевых заданий члены экипажей проявляли высокое мастерство и верность присяге, что позволяло выполнять порой самые немыслимые боевые задачи. Кроме уничтожения вражеских кораблей, моряки-подводники вели разведку, ставили минные заграждения, участвовали в сопровождении судов СССР и союзников.

О героизме советских моряков-подводников написано множество литературы. Однако, несмотря на это, многие тайны сражений с участием советских моряков-подводников в годы войны до сих пор остаются именно тайнами - по целому ряду причин: от банальной нехватки информации до нахождения этой самой информации под грифом "секретно".

Двадцать три моряка советского подводного флота за подвиги, совершённые в годы войны, получили звания Героев Советского Союза, тысячи подводников были награждены орденами и медалями.

Мощь подводного флота многократно возросла после начала атомной эры. Субмарины получили новые силовые установки, возможность нести на своём борту и ядерное , что превратило их в настоящих хозяев морских глубин.

Отечественный флот является одним из крупнейших в мире, обладающим широким потенциалом для выполнения боевых и разведывательных задач. В состав подводного флота ВМФ РФ входят: дизельные субмарины, атомные многоцелевые подлодки, ракетные подводные крейсеры, субмарины специального назначения.

Современные подводные лодки России: проекта 955 «Борей» и проекта 885 «Ясень» начали входить в состав ВМФ РФ с 2013 года.

Согласно заявлению министра обороны РФ Сергея Шойгу, Военно-Морской флот России до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественный новый уровень боевой потенциал флота.

Министерство обороны РФ имеет чёткий план по развитию подводного ВМФ. По причинам секретности его подробности не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревших субмарин образцами четвёртого поколения и создание новых проектов пятого поколения, а также о возможной реализации проекта модульной сборки кораблей подводного флота.

Обладать действительно эффективным подводным флотом может позволить себе лишь крупная и высокоразвитая в военно-техническом отношении держава. Чтобы сохранить свои позиции, отечественный флот необходимо развивать и модернизировать. И такая работа ведётся.

Во все времена моряки-подводники являлись настоящей элитой Военно-Морского Флота России. Именно поэтому и в наше время растёт престиж военной службы на подводных кораблях. Для того чтобы оказаться на службе именно на подводной лодке, моряки должны пройти ряд испытаний, интенсивные курсы и психологические тесты. Служба подводника требует прекрасного здоровья и физической формы, хорошего образования и высочайшей профессиональной подготовки, так как справиться со сложнейшими техническими системами в условиях замкнутого пространства и повышенной психологической нагрузки под силу лишь высококвалифицированным специалистам.

"Военное обозрение" поздравляет всех причастных, включая ветеранов подводного флота ВМФ СССР и РФ, с праздником!

Подводный флот – мощнейшее средство защиты страны. Опасная, но в то же время, самая уважаемая военная профессия – моряк-подводник. Приказ по флоту об учреждении профессионального праздника подводников был подписан в 1996 году.

У всех воинских праздников даты имеют историческую основу. 19 марта 1906 года последний русский император вводит в состав ВМФ подводные лодки. Более чем вековая история превратила эти подразделения в важный компонент военно-морского флота. Моряки-подводники стали элитой. На заре истории подводного флота никто не мог представить уровень развития субмарин в 21 веке.

Российская империя одной из первых поставила в строй новый вид кораблей. Отечественные разработки подводной техники велись задолго до официальной даты введения в строй. Смерть Петра I помешала провести испытания потаенного судна. Разработчика разжаловали, и реализация планов по созданию подводных кораблей надолго отложилась. В следующий раз опытный экземпляр был построен в 1834 году. Первый в мире металлический подводный корабль был вооружён миной весом в 16 кг, которая крепилась на шесте. Закулисная борьба в правительстве не позволила осуществиться планам покорения морских глубин.

Первые действующие экземпляры стали появляться лишь в 70-е годы 19 века. Руководство страны стало понимать важность разработок по созданию субмарин. Лодки Джевецкого двигались за счёт мускульной силы моряков, которая вращала винт. Пятьдесят подводных лодок были распределены по крепостям, но в боевых действиях не применялись.

Отцом отечественного подвода флота стал морской инженер Иван Бубнов. Под его руководством разработали и ввели в строй субмарину «Дельфин». Судно имело дальность хода в 240 миль и развивало скорость 10 узлов. Это был настоящий прорыв. Лучшие зарубежные аналоги не могли соперничать с «Дельфином». Русско-японская война заставляет ускорить производство субмарин. Команда Бубнова разработала проекты «Касатка», «Минога», «Акула».
Самыми успешными разработками стали проекты «Морж» и «Барс». Дальность хода до 2500 миль, четыре торпедных трубчатых аппарата, восемь аппаратов Джевецкого, пушка, пулемёт – субмарины типа «Барс» становятся реальной боевой силой.

К началу Первой мировой основная часть подводного флота базировалась на Балтике.
Успешные операции показали превосходство русских лодок над зарубежными аналогами. За время войны балтийский флот потерял двадцать четыре лодки, но только четыре из них были отечественными. Остальные погибшие корабли относились к американским и британским проектам, приданным в качестве союзной помощи.
Советская власть быстро поняла важность подводного флота. Советский период стал основой развития этой составляющей ВМФ. К началу Второй мировой на вооружении стояло 212 субмарин и около 14 тысяч личного состава.

Великая Отечественная стала трагическим испытанием моряков-подводников. Сложность боевых действий усугублялась невозможностью спастись в случаях повреждений на глубине. Героизм наших подводников описан в огромном количестве книг и журналов, сняты фильмы.
23 лодки получили ордена Красного Знамена, 12 стали Гвардейскими, 4 – Гвардейскими и Краснознамёнными. За совершённые подвиги 20 подводников награждены высшей наградой – Звездой Героя. Тысячи матросов и офицеров были представлены к орденам и медалям.

Послевоенная история подводников проходит в жесточайшем противостоянии Холодной войны. Развитие атомной энергетики послужило толчком к созданию атомных субмарин с ядерными ракетами на вооружении. Быстрыми темпами идёт наращивание военно-морского потенциала. Создаются учебные заведения, которые готовят высокопрофессиональные офицерские кадры по всем специальностям.

Сложное время 90-х не смогло разрушить элиту флота. Нисколько не приукрасив, можно сказать, что несшие службу офицеры совершили подвиг чести, работая в голодное безденежное время. Новое тысячелетие становится периодом восстановления боеспособности подводного флота.

В современных реалиях иметь мощный высокотехнологичный подводный флот может только крупная технически развитая страна. Сейчас на боевом дежурстве ВМФ стоят атомные и дизель-электрические подлодки, ракетные подводные крейсера. Служба моряка-подводника престижна. Они обладают отменным здоровьем, высоким интеллектом и хорошим образованием. Управлять современными подводными крейсерами под силу только специалистам экстра-класса.

В этот замечательный профессиональный праздник хочется пожелать всем офицерам и матросам, как действующим, так и ветеранам, мирной глубины, крепкого здоровья и спокойных дежурств.