После бесланской трагедии президент России объявил 3 сентября Днём памяти жертв терроризма. В годовщину этого скорбного события по всей стране проходят траурные митинги, минуты молчания, концерты-реквиемы, в память о погибших зажигают свечи и запускают в небо 334 белых шара — по числу жертв теракта. В этот день вспоминают не только жертв Беслана, но и всех россиян, пострадавших от рук террористов. К местам трагедий люди несут цветы. В Москве траурные акции проходят у Памятника жертвам терроризма на Дубровке.

Школа №1 в Беслане

  • РИА Новости

1 сентября 2004 года в североосетинском городе Беслане боевики захватили более 1100 учащихся школы №1, их родственников и учителей. Людей загнали в спортзал и держали там три дня без еды и воды. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в здании началась стрельба и взрывы, сотрудники спецслужб были вынуждены начать штурм. Большинство заложников освободили, 334 человека погибли, из них 186 детей. Более 800 были ранены. Боевиков уничтожили, одного выжившего приговорили к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение. Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 году).

Теракт на Дубровке

  • РИА Новости

23 октября 2002 года в Театральный центр на Дубровке в Москве ворвалась группа вооружённых боевиков. На сцене шёл мюзикл «Норд-Ост». Террористы взяли в заложники более 900 человек и заминировали здание. Они объявляли себя смертниками и требовали вывода российских войск из Чечни. Утром 26 октября спецназ начал штурм, во время которого был применён нервно-паралитический газ. Главарь боевиков Мовсар Бараев и большая часть террористов были уничтожены, трое задержаны. Погибли 130 заложников. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев.

Прерванный полёт

  • РИА Новости

24 августа 2004 года практически одновременно разбились два пассажирских самолёта. Оба вылетели из Московского аэропорта Домодедово: Ту-154 авиакомпании «Сибирь» направлялся в Сочи, Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» — в Волгоград. Взрывы на бортах лайнеров произошли с разницей в минуту в 22:54 и 22:55. Взрывные устройства привели в действие террористки-смертницы. Все пассажиры и члены экипажа в обоих самолётах погибли. Число жертв — 89 человек.

Взрывы в Московском метро

  • РИА Новости

6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» был взорван вагон. Смертоносное устройство привёл в действие террорист-смертник. В результате 41 человек погиб, около 250 были ранены.

29 марта 2010 года две террористки-смертницы устроили взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры». Погиб 41 человек, пострадали более 90. Ответственность за теракт взял на себя Доку Умаров (ликвидирован в 2013 году).

Ещё два теракта произошли в непосредственной близости от станций метро. 8 августа 2000 года в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве сработало взрывное устройство: погибли 13 человек, 118 получили ранения. 31 августа 2004 года смертница взорвала себя у метро «Рижская»: погибли 10 человек, 50 были ранены.

Кровавый сентябрь 1999 года

В сентябре 1999 года Россию потрясла целая серия терактов.

4 сентября в дагестанском Буйнакске рядом с пятиэтажным домом 3 на улице Леваневского, в котором проживали семьи военнослужащих 136‑й мотострелковой бригады Минобороны России, был взорван грузовик ГАЗ‑52. В машине находилось 2,7 тыс. килограммов взрывчатого вещества из алюминиевого порошка и аммиачной селитры. Были разрушены два подъезда, 58 человек погибли, 146 были ранены. Позднее ещё 6 человек скончались от полученных травм.

8 сентября произошёл взрыв в Москве на улице Гурьянова. Взрывное устройство сработало на первом этаже 9-этажного жилого дома 19. Два подъезда были полностью уничтожены. Погибли 92 человека, 264 были ранены.

  • РИА Новости

13 сентября прогремел взрыв на Каширском шоссе в Москве — в подвальном помещении 8-этажного жилого дома. Мощность взрыва — 300 килограммов в тротиловом эквиваленте. Погибли 124 человека, 9 получили ранения.

16 сентября в городе Волгодонске Ростовской области около 9-этажного дома на Октябрьском шоссе сдетонировал начинённый взрывчаткой грузовик ГАЗ‑53. Мощность взрыва составила 1-1,5 тыс. килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате обрушилась фасадная часть двух подъездов, на некоторых этажах возник пожар. Погибли 19 человек, всего пострадавших — 310.

«Невский экспресс»

  • РИА Новости

Первая попытка подорвать «Невский экспресс» была предпринята 13 августа 2007 года. Тогда с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов, около 60 человек были ранены. 27 ноября 2009 года произошёл второй теракт — на 285 километре Октябрьской железной дороги. Три последних вагона сошли с рельсов. Погибли 28 человек, ранены более 90.

Волгоград-2013

  • РИА Новости

Накануне Нового года в Волгограде произошло два террористических акта.

29 декабря 2013 года в здание железнодорожного вокзала пытался пройти террорист-смертник, но был остановлен старшим сержантом полиции Дмитрием Маковкиным. Террорист привёл взрывное устройство в действие на входе у досмотровой зоны. Погибли 18 человек, 45 были ранено. Дмитрий Маковкин, предотвративший проникновение террориста в зал ожидания, был посмертно награждён орденом Мужества. На следующий день, 30 декабря, произошёл ещё один теракт — в троллейбусе 15А в Дзержинском районе города взорвал бомбу другой смертник. Погибли 16 человек, пострадали 25.

Зал ожидания в Домодедове

  • РИА Новости

24 января 2011 года в Московском аэропорту Домодедово в зале международных прилётов террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство. Взрыв прогремел в толпе встречающих. Погибли 38 человек, пострадали 116.

Илья Оганджанов

Итак, кто сейчас занимается терактами в России? Партизанские формирования с северного Кавказа и, предположительно, сами ФСБшники. После ВОВ картина была аналогичная: террором занимались бандеровцы в западной Украине и Лесные братья в Прибалтике. Собственно для партизанских движений террор — единственно возможный способ ведения войны, поэтому перечислять все их акции смысла нет — слишком много их было. Отряды КГБ тоже неоднократно совершали теракты, переодевшись бандеровцами — чтобы местное население перестало помогать партизанам (документов об этом в интернете вагон). Так же большинство из вас знают о том, как в чеченском селе Хайбах НКВД заживо сожгло 700 человек. И так далее, и так далее — террористы за 60 лет не изменились: это по прежнему власть и партизаны.

Поэтому пропустим послевоенную партизанскую войну: официально те же бандеровцы сопротивлялись до середины 50-х годов, вот отсюда и начнём подробный учёт (информацию собрал afanarizm).

1958

25 октября — первый в истории СССР теракт на воздушном траспорте: попытка захвата 2 неизвестными пассажирского самолёта «Ан-2» (маршрут Якутск-Безымянный) в аэропорту г. Нижние Кресты (Якутская АССР). Захватчики потребовали лететь в США, угрожая в противном случае взорвать самолёт. Пилотам удалось известить наземные службы аэропорта, которые проинформировали милицию и КГБ. Операция по обезвреживанию террористов заняла несколько часов, после неудачных переговоров предпринят штурм самолёта. Террористы обезврежены и позднее осуждены. Жертв нет.

Март — инцидент в мавзолее Ленина-Сталина (Москва): некий мужчина пронёс в помещение тяжёлый молоток и, проходя в процессии, швырнул его в саркофаг, разбив стекло вдребезги. Осколки причинили множественные повреждения коже лица и рук мумии Ленина, однако этот урон учёным удалось быстро ликвидировать и уже спустя несколько месяцев мавзолей снова открылся для посетителей. Нарушитель схвачен.

21 июня — попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» в аэропорту г. Ашхабад (Туркменская ССР). Нападавших двое. Жертв нет.

Сентябрь — в Молдавской ССР имела место одна из первых попыток угона пассажирского самолёта: 2 судимых гражданина пытались сбежать на Запад. Однако попытка угона провалилась, один из террористов застрелился, другой арестован.

22 января — младший лейтенант В. Ильин из г. Ломоносов Ленинградской области предпринял попытку покушения на Л.И. Брежнева. Раздобыв форму работника милиции, он затесался в Кремле в оцепление, расставленное на время торжественной встречи кортежа с космонавтами, и расстрелял 2 обоймы в лобовое стекло первой машины, в которой, по его мнению, должен был находиться генсек. Однако в машине находились космонавты, машина Брежнева же проехала через другое ворота. От пуль погиб водитель. Ильин признан психически больным и приговорён к заключению в Казанской психбольнице.
3 июня — вооруженной группой из 3 жителей г. Ленинград захвачен самолет «Ил-14», совершавший внутренний рейс по маршруту Ленинград-Таллин. Убит бортмеханик, вступивший в борьбу с угонщиками. Теракция пресечена силами экипажа самолёта. Члены экипажа награждены орденами.

1 мая — в г. Архангельск во время праздничной демонстрации на трибуну, на которой находилось партийно-советское руководство области, ворвался местный житель и открыл огонь из автомата. Несколько человек убито, многие ранены.
15 июня — органами КГБ в аэропорту «Пулково» (г. Ленинград) пресечена попытка вооруженного захвата и угона за границу пассажирского самолета: 16 граждан еврейской национальности намеревались таким путём улететь в Израиль, однако арестованы прямо на лётном поле. В декабре участники группы (Э. Кузнецов, М. Дымшиц и др.) сурово осуждены (приговоры вплоть до «высшей меры»). Протесты мировой общественности против смертных приговоров сыграли свою роль: ВМН заменена 15-летним тюремным заключением.
15 июля — попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ленинград-Сортавала). Нападавших двое. Жертв нет.
15 октября — первый состоявшийся случай «воздушного терроризма» в СССР. Отцом и сыном Бразинскасами захвачен пассажирский самолет «Ан-24» (рейс Батуми-Сухуми). При этом убита бортпроводница Н. Курченко, тяжело ранены 2 пилота. Террористы посадили самолет в Турции, но уже через несколько дней его со всеми пассажирами вернули в СССР. Самих преступников турецкие власти не выдали по политическим соображениям, позднее они экстрадированы в США, где объявлены «политическими беженцами». В 2004 Бразинскас-сын осужден за убийство отца.
27 октября — захват 2 пассажирами и угон в Турцию самолёта «Л-202» (рейс Керчь-Краснодар). Жертв нет. Угонщики выданы СССР.
13 ноября — попытка захвата самолёта «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга). Нападавших двое. Жертв нет.

19 мая — трагическая попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-104» (рейс Москва-Чита): один из пассажиров пронёс на борту бомбу и огнестрельное оружие и во время полёта потребовал изменить маршрут в сторону Китая. Находившийся на борту вооружённый милиционер попытался обезвредить преступника, однако тот успел привесть взрывное устройство в действие. Самолёт взорвался в воздухе в районе озера Байкал, все находившиеся на борту (около 100 человек) погибли.
25 июля — захват и угон в Трабзон (Турция) пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ростов-Сальск). Угонщик один. Жертв нет.
26 июля — попытка захвата самолёта «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга), 1 человек ранен.
1 сентября — бывший заключенный, отсидевший 10 лет, осуществил «покушение на Ленина» в мавзолее на Красной площади. Спрятав под одеждой взрывное устройство, он в числе экскурсантов прошёл в здание, где и привел его в действие. Его разнесло на части, погибла супружеская чета из Астрахани, ранены 4 школьника, контужены и разбросаны взрывной волной по залу солдаты почетного караула. Тело же Ленина оказалось защищено достаточно надежно и не пострадало. Мотивы «камикадзе» так и остались тайной.
2 ноября — захват пассажирского самолёта «Як-40» (рейс Москва-Брянск): 4 учащихся старших классов, вооружённые огнестрельным оружием, потребовали 1,5 миллиона долларов, дозаправки в г. Ленинград и свободного вылета в Скандинавию. Ранены 2 члена экипажа, попытавшиеся обезоружить их. Самолёт приземлился в аэропорту Внуково, в ходе штурма 2 захватчикa убиты, 2 сдались; ранены также 2 пассажира.

3 взрыва в городах Грузинской ССР: Сухуми (возле обкома КПСС, один человек погиб), Тбилиси (на проспекте Руставели перед зданием дома правительства) и Кутаиси (в городском сквере). Их организатор, некто В. Жвания впоследствии был разыскан и расстрелян по приговору суда в январе 1977. В том же году взрыв был организован в г. Баку (Азербайджанская СССР).

26 января — попытка захвата самолёта «Ил-62» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.
4 июля — попытка захвата самолёта «Ан-2» (рейс Грозный-Элиста).
23 сентября — второй пилот «Ан-2» Засимов совершил угон своего самолёта без пассажиров из Пушкинского района Азербайджанской ССР в соседний Иран. Властями Ирана 25 сентября возвращён в Советский Союз.
+
группа студентов из Гайаны захватила в доме №148 по Ленинскому проспекту (Москва) консула своей страны и, угрожая ему топором, потребовала от него увеличения стипендий. Ситуацию удалось разрешить без штурма.

7 января — серия взрывов в Москве: в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в торговом зале продуктового магазина №15 Бауманского райпищеторга и в нескольких сотнях метров от здания КГБ СССР, около продовольственного магазина №5 на улице 25-летия Октября. В результате погибли 7 (по другим данным 29) и ранения получили более 40 человек.
25 мая — дважды судимый В. Сосновский захватил самолет «Ан-24» (рейс Рига-Даугавпилс), потребовал изменить курс и следовать в Стокгольм (Швеция). Самолёт с членами экипажа и пассажирами возвращён 27 мая, угонщик осуждён в Швеции на 4 года.
11 июня — в Москве возле гостиницы «Советская», что на Ленинградском проспекте, взорвано такси, ранены несколько случайных прохожих. Преступник, заложивший взрывное устройство, спустя месяц задержан, но о мотивах ничего не сообщалось.
17 июня — неизвестный, угрожая взрывом, захватил самолёт «Як-40» (рейс Таллин-Калининград), и потребовал лететь в Швецию. Самолёт посажен в аэропорту г. Вентспилс, террорист обезврежен.
10 июля — пассажирский самолёт «Ту-134» (рейс Петрозаводск-Ленинград), захвачен 2 неизвестными, вооружёнными гранатами, которые потребовали направить его в Стокгольм. Экипаж совершил посадку на дозаправку в аэропорту Хельсинки (Финляндия), где преступники были арестованы и позже переданы СССР.
Октябрь — на Курском вокзале в Москве обезврежено новое взрывное устройство. Благодаря этому январские террористы и задержаны вскоре КГБ. Выяснилось, что организаторы и исполнители — группа армянских террористов под руководством Затикяна. На состоявшемся закрытом суде её участники приговорены к расстрелу.
19 октября — попытка захвата самолёта «Ан-2» в аэропорту г. Тарту (Эстонская ССР). Угонщик один. Жертв нет.
6 ноября — попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Паланга-Вильнюс). Безработный с муляжом гранаты потребовал изменить курс и лететь в Швейцарию. Самолёт посажен в Вильнюсе, преступник задержан опергруппой.

21 февраля — захват самолёта «Ту-134» (рейс Пулково-Мурманск) с требованием следовать в Осло под угрозой взрыва. После применения спецсредств преступник, запершийся в туалете, задержан, взрывоопасных предметов при себе не имел.
9 апреля — в самолете «Як-40» (рейс Паланга-Рига-Таллин) неизвестный потребовал от экипажа следовать в Швецию. После отказа выполнить его требование 11 раз выстрелил в дверь кабины экипажа и стены самолёта. Самолет посажен в аэропорту г. Пярну, преступник задержан.
1 мая — во время полёта самолёта «Ил-18» (рейс Ашхабад-Минеральные Воды) некто Скубенко потребовал изменить курс и сесть в Тегеране (Иран), угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом террорист застрелен, самолёт посажен в аэропорту г. Ашхабад.
24 мая — беспрецедентное в истории СССР ЧП в Москве: вооружённый огнестрельным оружием террорист захватил офис финской авиакомпании «Финнэйр» (ул. Кузнецкий мост), взяв сотрудников в заложники. Требование: помочь ему улететь в Финляндию. Через несколько часов захватчик обезврежен нарядом милиции.
15 октября — попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Симферополь-Одессу-Тернополь): пассажир, угрожая пистолетом, потребовал изменения курса (не назвав маршрута), угрожал взрывом. Самолет возвратился в Симферополь, захватчик задержан.
9 ноября — душевнобольной чечен потребовал изменить курс самолёта «Ан-24» (рейс Грозный-Махачкала), произвёл несколько выстрелов в обшивку самолёта, перед посадкой застрелился.
10 ноября — захват самолёта «Ан-24», вылетевшего из аэропорта г. Сухуми (рейс Чарьков-Ростов-Сухуми-Батуми). Пассажир через бортпроводницу передал записку экипажу с требованием лететь в Турцию, угрожая взорвать самолёт. Самолет посажен в аэропорту г. Батуми, оружия и взрывного устройства у преступника не оказалось.

6 января — попытка захвата самолёта «Ту-134» в аэропорту Пулково (г. Ленинград). Угонщиков четверо. Жертв нет.
28 марта — житель г. Херсон (Украинская ССР) Ю. Власенко проник в здание посольства США, прошёл в консульский отдел и в ультимативной форме потребовал крупную сумму денег и незамедлительного вылета за рубеж (в США). В случае отказа он пригрозил привести в действие самодельное взрывное устройство. Двухчасовые переговоры не привели к результату, «террориста» попытались обезвредить выстрелами из бесшумного пистолета, однако он всё-таки смог произвести взрыв и вскоре скончался от полученных ран. В помещении начался сильный пожар, вскоре ликвидированный.
1 апреля — экипажу самолёта «Як-40», вылетевшего из аэропорта г. Симферополя (рейс Одесса-Кутаиси) через стюардессу передана записка с требованием следовать в Турцию под угрозой взрыва. Самолет вернулся в Симферополь, угонщик арестован, у него изъят муляж взрывного устройства.
14 мая — захват 2 местными жителями пассажирского автобуса в г. Новокузнецк. Террористы потребовали везти их в аэропорт, на возражения пассажиров одного из них убили, 4 взяли в заложники. Им предоставлен вертолёт, но на взлётно-посадочной полосе в перестрелке с охраной и сотрудниками милиции один из захватчиков убит, другой схвачен (позже приговорён к расстрелу). При себе имели обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и взрывное устройство.
8 июня — взрыв возле кинотеатра «Мир» в г. Клин (Московская область). Пострадали 2 человека. Подрывник — детский хирург, недовольный политикой властей и решивший встать на путь индивидуального террора.
26 июля — второй взрыв, на сей раз на Ленинградском шоссе (Московская область). Пострадал 1 человек.
14 сентября — инцидент на самолёте «Ил-18» (рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск): один из служащих конвоя потребовал изменить курс, тяжело ранил одного своего напарника, но сам смертельно ранен другим. Пассажиры и экипаж не пострадали.
29 сентября — третий взрыв, организованный клинским подрывником, в деревне Малое Щапово Клинского района (Московская область). Погиб 1 человек. На следующий день подрывник арестован.

20 марта — житель г. Баку, безработный армянин, попытался захватить самолёт «Ту-134» (рейс Баку-Ереван), угрожая бортпроводнице ножом, потребовал изменить курс и следовать в Турцию, однако обезоружен и связан экипажем. Самолёт приземлился в аэропорту Ереван.
14 апреля — во время рейса самолёта «Л-410» (Батуми-Сухуми) пассажир, ученик 10-го класса, подбросил в кабину экипажа письмо с угроза взрыва самолёта, если его не посадят в Турции. Самолет вернулся в Батуми, хулиган задержан.
7 мая — в аэропорту г. Минск ученик 9-го класса попытался проникнуть в самолёт «Ту-134» (рейс Минск-Вильнюс-Ленинград), имея при себе похищенную ранее малокалиберную винтовку «Биатлон-8» и патроны к ней. Однако дверь самолёта оказалась закрыта, «террорист» вскоре задержан у трапа.
8 августа — в строго охраняемой партийной здравнице (посёлок Чолпон-Ата на Иссык-Куле) убит председатель Совета министров Киргизской ССР С.Ш. Ибраимов. Первоначально событие квалифицировано как «террористический акт». Убийца — некто Н. Смагин — объявлен во всесоюзный розыск и спустя несколько месяцев обнаружен в поезде, следовавшем в г. Куйбышев, повесившимся в вагонном тамбуре на… милицейском шарфе. Официально объявлено, что Смагин был душевнобольным и совершил преступления безмотивационно, в бреду. Газета английских коммунистов «Morning Star» в номере от 8 января 1981 написала, что «это убийство, совершенное по политическим мотивам».

По информации КГБ СССР в ЦК КПСС от 29 ноября, житель города Ярославля Е. Негрий готовил взрыв самодельных бомб в различных местах Ярославля «с целью побуждения населения к активному выражению недовольства недостатками в снабжении продуктами». В 1980 его уже профилактировали за «антисоветскую агитацию и пропаганду».
Декабрь — в г. Челябинске в переполненном трамвае прогремел взрыв. Обнаруженные на месте происшествия обрывки портфеля, в котором находилось взрывное устройство, вывели оперативников на след террориста, который, впрочем, задержан и изобличен лишь спустя 5 лет. Выяснилось, что теракт он совершил по мотивам личной мести.
18 декабря — первый в истории СССР захват школы: в г. Сарапула Удмуртской АССР. 2 военнослужащих мотострелковой дивизии самовольно оставили часть с оружием и захватили школу близлежащего города. Они забаррикадировались в классе с учащимися и пытались заставить местные органы власти выполнить их требования: выдать деньги и визы, а также предоставить самолёт для вылета за границу (в США). В аэропорту г. Ижевск расположено подразделение группы спецреагирования «Витязь», школу блокировала группа «А». С преступниками проведены переговоры, в результате которых они спустя несколько часов сдались. Никто из заложников не пострадал.

2 марта — обезвреживание группой спецназа «А» на территории посольства США в Москве некоего Ушакова, вооруженного самодельным взрывным устройством.
8 июля — инцидент в аэропорту г. Мурманск: после посадки пассажиров в самолёт «Ту-154», вылетавший в г. Ленинград, один из пассажиров передал стюардессе записку с требованием доставить на борт 2 чемодана по 250 тысяч рублей в каждом, угрожая открыть стрельбу на поражение. Сотрудниками милиции пассажир задержан.
19 сентября — попытка захвата самолёта «Як-40» (рейс Кингисепп-Таллин). Угонщиков четверо. Жертв нет.
7 ноября — захват самолёта «Ан-24» (рейс Новороссийск-Одесса): один из пассажиров, угрожая взрывным устройством, потребовал лететь в Турцию. Экипаж совершил посадку в турецком аэропорту г. Синоп. На следующий день самолёт со всеми пассажирами возвращён в СССР, исполнители приговорены турецким судом к 8 годам тюремного заключения.

25 января — попытка захвата одним из пассажиров самолёта «Ту-154» (рейс Ашхабад-Ереван). Угрожая самодельным взрывным устройством, он потребовал лететь в Турцию. В результате проведённой спецоперации преступник обезврежен, бомба изъята.
27 мая — командир звена летного отряда Латвийского УГА, обманным путём завладев самолётом «Ан-2», перелетел границу и приземлился на острове Готланд (Швеция). Самолёт возвращён СССР.
5 июля — захват пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Шереметьево-1 — Таллин). Угрожая взрывом, 2 преступника потребовали изменить курс на Лондон или Осло. При эвакуации пассажиров сотрудник фельдсвязи применил личное оружие, убив одного и ранив второго захватчика.
18 ноября — захват самолёта «Ту-134» (маршрут Батуми-Киев-Ленинград): группа вооружённых преступников из числа «золотой молодежи» (дети высокопоставленных родителей из Грузии, оружие пронесли через «депутатский зал») ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, при попытке обезоружить их убили 2 лётчиков, стюардессу и 2 пассажиров, тяжело ранили ещё 2 членов экипажа. Самолет приземлился в аэропорту г. Тбилиси, 19 ноября в результате проведённой спецоперации «Набат» преступники схвачены, пассажиры освобождены.

18 июня — попытка захвата самолёта «Ту-154» (рейс Домодедово-Сургут). Угонщик один. Жертв нет.

17 ноября — попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Таллин-Рига-Вильнюс). Угонщики — семейная пара — под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Для угрозы экипажу в качестве взрывного устройства использовались часы «Севан» и школьный компас. Самолёт произвёл посадку на военном аэродроме в Хаапсалу, где угонщики задержаны, впоследствии осуждены.
19 декабря — захват и угон в Китай самолёта «Ан-24» (рейс Якутск-Чулман-Тахтамыгда-Чита-Иркутск). Второй пилот пересёк государственную границу с КНР и приземлился у г. Хайлар (KHP). Судом Харбина осуждён к 8 годам лишения свободы, по отбытию половины наказания возвращён в СССР, где приговорён дополнительно к 5 годам тюрьмы.

20 сентября — теракт в г. Уфа (Башкирская АССР): 3 солдат из полка внутренней службы МВД, находясь во внутреннем наряде, завладели оружием и захватили такси. По дороге они расстреляли 2 милиционеров. Испугавшись содеянного, один из них скрылся, остальные направились на аэродром, где ворвались в самолёт «Ту-134 А» и захватили его, убив 2 пассажиров. Требование террористов: следовать в Пакистан. В результате штурма, осуществленного сотрудниками группы «Альфа» 21 сентября, один из террористов убит, а второй ранен и впоследствии расстрелян по приговору суда.

27 мая — угон в Швецию самолёта «Ан-2» Латвийского управления гражданской авиации. Самолёт, не долетев до острова Готланд около километра, приземлился на воду. Угонщик осуждён в Швеции к условному лишению свободы.
13 сентября — попытка угона самолёта «Ту-134» (рейс Минск-Ростов). Угонщик под угрозой взрыва требовал лететь во Францию, но обезврежен экипажем, после задержания у него изъята имитация взрывного устройства из кусков мыла, прищепки, звонка и телефонного провода. Судебно-психиатрической экспертизой угонщик признан невменяемым.

8 марта — один из самых знаменитых терактов в истории СССР: семья Овечкиных (11 человек: участники группы «Семь Симеонов», мать и малолетние дети) из Иркутска захватила пассажирский самолёт «Ту-154» (рейс Иркутск-Курган-Ленинград), потребовав лететь в Лондон. После приземления самолёта на дозаправку на аэродроме Вещево под г. Выборг отдан приказ на штурм. В результате непрофессиональных действий группы захвата погибли 3 человека, в том числе бортпроводница, 19 пассажиров получили ранения. Самолет полностью сгорел. Из террористов погибли 5 угонщиков.
30 марта — попытка захвата самолёта «Ту-134» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.
1 декабря — теракт в г. Орджоникидзе (Северо-Осетинская АССР): 5 преступников захватили автобус с 30 учениками 4-го класса школы №42 и их учительницей. В обмен на детей власти предоставили нападавшим 2 миллиона долларов, оружие и самолёт для вылета в Пакистан. Достигнуто соглашение об их вылете в Израиль, 2 декабря в аэропорту Тель-Авива в ходе операции тамошних спецслужб террористы задержаны, а 3 декабря выданы СССР. В марте 1989 бандиты получили от 14 до 15 лет тюрьмы.

20 января — попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Архангельск-Борисполь-Одесса). Угонщик под угрозой взрыва потребовал после вылета из Борисполя следовать в Бухарест (Румыния). Самолёт произвёл посадку в г. Одесса, где «террорист» задержан, взрывчатых веществ не обнаружено.
21 января — попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Ивано-Франковск — Киев). Угонщик под угрозой взрыва во время руления самолёта в аэропорту Ивано-Франковска потребовал вылета за границу. Задержан охраной аэропорта, взрывчатых веществ не обнаружено.
30 марта — захват пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Воронеж-Астрахань-Баку): находящийся во всесоюзном розыске пассажир заявил, что в самолёте якобы находятся 2 его сообщника, а в грузовом отсеке — взрывное устройство. Угрожая взрывом, он потребовал полмиллиона долларов и возможность вылета за границу. Террорист обезврежен сотрудниками группы «Альфа» 31 марта.
20 апреля — на станциях «Павелецкая» (радиальная) и «ВДНХ» Московского метрополитена обнаружены 2 самодельных взрывных устройства. Благодаря грамотным и оперативным действиям взрывотехников бомбы своевременно обезврежены.
Май — захват преступниками заложников в следственном изоляторе г. Кизела Пермской области и в исправительно-трудовой колонии пос. Лесное Кировской области. Успешные операции по освобождению заложников провёл спецназ внутренних войск МВД.
10-12 мая — захват заложников в изоляторе №1 УИТУ УВД Саратовского облисполкома. 4 уголовника, вооруженные заточками и «гранатами» (раскрашенные муляжи из хлебного мякиша), завладев ключами от 3-го этажа корпуса, открыли одну из камер и взяли в заложники 2 несовершеннолетних подследственных. Они предъявили ультиматум: 2 автомата, 4 пистолета с боекомплектом, гранаты, 10 тысяч рублей и автомобиль для беспрепятственного выезда из тюрьмы за пределы области. В случае невыполнения требований преступники угрожали расправой над заложниками. Милиция выполнила все условия, предоставив микроавтобус «РАФ» с полной заправкой бензином, на котором бандиты скрылись. По дороге захватили ещё 4 заложников, в т.ч. семью. Они выставили новые условия: самолёт для вылета за границу, крупная сумма денег, наркотики и водка. При этом вели себя крайне агрессивно. В результате проведённой группой «А» операции по освобождению заложников бандиты обезврежены, никто из заложников не пострадал.
20 мая — военный летчик А. Зуев угнал истребитель «МиГ-29» с аэродрома базы Цхакая (Грузинская ССР) в Турцию. Угонщик предстал перед турецким судом, но оправдан. Эмигрировал в США, где погиб в… авиакатастрофе.
21 декабря — попытка захвата самолёта «Як-42» (рейс Днепропетровск-Москва). Угонщик через стюардессу передал экипажу новогоднюю открытку с текстом, в котором требовал лететь за границу под угрозой взрыва самолёта. Посадка совершена в аэропорту Быково, где «террорист» задержан, при проверке никаких взрывчатых веществ не обнаружено.

В наше время страх перед терактом в людном месте давно уже пополнил список классических фобий жителей мегаполиса. Кажется, что они являются печальной приметой современности. Однако в прошлом подобные страшные события тоже случались. Не смог их избежать и Советский Союз.

В 1970-е годы во многих странах мира активизировались радикальные террористические группировки. Итальянские «Красные бригады», испанская ЭТА, ирландская ИРА. Все эти подпольные организации объединяло одно: декларируя‚ что занимаются благородной революционной борьбой, они на деле заявляли о себе взрывами, убийствами и похищениями
невинных людей. Для советской идеологии это был еще один козырь, доказывающий пороки загнивающего капиталистического общества. Но даже в страшном сне никому из граждан «страны развитого социализма» не мог привидеться тот кошмар, который случился в Краснодаре летом 1971 года.

Утром 14 июня 1971 года водитель автопарка Николай Симонов, как обычно, пройдя медицинское освидетельствование, отправился в очередной рейс по маршруту «Улица Герцена — Радиозавод». Был час пик, поэтому салон автобуса пассажиры брали штурмом. Те, кому не хватило места, раздраженно оставались на остановке ждать следующего, даже не подозревая, что для них эта поездка могла бы стать последней в жизни.

Взрыв прогремел, когда автобус проезжал по улице Тургенева. Он был настолько мощным, что ЛАЗ опрокинулся набок, а в близлежащих домах выбило все стекла. И тут же взорвался бензобак, превратив огромную машину в гигантский костёр. Симонов, несмотря на полученную контузию, не растерялся. Выскочив из кабины, он монтировкой стал разбивать стекла и, вместе с прохожими, оказавшимися на месте аварии, начал вытаскивать шокированных людей наружу.

Кто-то из очевидцев вызвал пожарных и скорую помощь. Но, увы, пятерым пассажирам помощь медиков уже не понадобилась — они практически сгорели заживо. Пострадавших с ожогами и травмами различной степени тяжести развезли по больницам, где врачи продолжили бороться за их жизни. Ещё пять человек позднее скончались в больнице. Место происшествия было оцеплено милицией, и уже через полчаса после трагедии там начала работу оперативно-следственная бригада.

Первая версия, которую приняли к рассмотрению: короткое замыкание в моторе, который находится сзади рядом с бензобаком. Как следствие — воспламенение паров горючего от искры. Но скоро стало понятно, что дело совсем в другом. Даже не в халатности механиков, готовивших автобус к выходу на линию.

Очаг пожара, находившийся внутри салона, возник в результате подрыва самодельного взрывного устройства. Можно было не сомневаться, что здесь имела место не техногенная катастрофа, а самый настоящий террористический акт. Поэтому уголовное дело передали в следственный отдел Управления КГБ СССР по Краснодарскому краю. И, на всякий случай, перевели работу местной милицейской патрульно-постовой службы на усиленный вариант.

Смертельная начинка

Через сутки криминалисты дали заключение — «адская машина» представляла собой корпус огнетушителя, заполненный порохом, а также поражающими элементами в виде гвоздей, болтов, гаек и металлических шариков, которые пришлось собирать даже за десятки метров от места взрыва. С помощью уцелевших свидетелей удалось восстановить картину, непосредственно предшествовавшую взрыву. По их словам, одним из пассажиров был странный, разговаривавший сам с собой молодой мужчина невысокого роста с чёрным чемоданом в руке. Ему вдруг стало плохо, он попросил водителя остановиться и выпустить его, не доезжая до остановки. Через минуту после того, как мужчина покинул салон, и раздался взрыв.

Со слов свидетелей был составлен фоторобот подозреваемого, который, к сожалению, пока ничего не давал. Да и методик расследования подобных преступлений даже у могучего КГБ не было. Но неожиданно проявился интересный след. Один из чекистов, просматривая и анализируя милицейские сводки зафиксированных за последнее время происшествий, наткнулся на два интересных оперативных сообщения.

В январе 1971 года по телефонному звонку гражданки Кайстрюковой в дом на улице Ленина, где она проживала, приехал наряд милиции. Женщина увидела странный свёрток, прикреплённый к ручке двери соседской квартиры. От него тянулся шнур к утюгу, в свою очередь перекинутому через перила. Прибывшие на место взрывотехники, осмотрев конструкцию, пришли к заключению, что перед ними самодельное взрывное устройство, состоящее из огнетушителя с начинкой и противовеса в виде утюга. Если бы обитатели квартиры открыли дверь, это привело бы ко взрыву. Удивительно, но по поводу этого инцидента не было даже проведено элементарное расследование. Как оказалось, «чтобы не портить статистику». Это стоило должности начальнику РУВД, решившему не реагировать на «мелкое хулиганство».

Второй, на первый взгляд, незначительный случай имел место месяц спустя. Билетерша Мария Петровна отказалась впустить в самый большой на Кубани кинотеатр «Аврора» на вечерний сеанс низкорослого молодого мужчину с большим чемоданом в руке. Шла популярная американская комедия «В джазе только девушки», поэтому зал был переполнен. Когда мужчина стал настаивать и разговор перешёл на повышенные тона, женщина попросила напарницу вызвать милицию. Поняв это, несостоявшийся зритель решил удалиться. Прибывший на место инцидента экипаж патрульно-постовой службы не нашёл оснований его задерживать. Но вызов всё-таки был зафиксирован в сводке происшествий, что впоследствии очень помогло расследованию.

Бдительная билетерша, опознавшая по фотороботу странного незнакомца, и гражданка Кайстрюкова даже не подозревали, что своими решительными действиями они спасли человеческие жизни. Но гораздо более ценные для следствия показания дал хозяин заминированной квартиры, заведующий кафедрой психиатрии Кубанского медицинского института профессор Хромов. Вглядевшись в фоторобот, профессор воскликнул: «Да это же мой бывший пациент, Пётр Волынский!».

На квартиру подозреваемого было решено скрытно направить оперативную группу, чтобы в отсутствии хозяина провести негласный осмотр его жилища. Предположение оказалось верным. В однокомнатной квартире одинокого холостяка Волынского были обнаружены пара разряженных огнетушителей, мешок пороха, разобранные на шарики подшипники, предназначенные для начинки очередной «адской машины», чертежи самодельного взрывного устройства.

Не менее интересными оказались детали обстановки комнаты. Особенно висящая под портретом Наполеона Бонапарта фотография хозяина с надписью на обороте: «Мне можно всё». Как известно, рост императора составлял 167 сантиметров. Пётр Волынский был немножко ниже великого корсиканца - около 160-165 сантиметров. Постепенно узнавались всё новые и новые детали биографии советского террориста.

Успешно окончив медицинский институт, Волынский успешным врачом так и не стал. Этому мешало заболевание шизофренией. А «белый билет» в виде пожизненной инвалидности II группы ему выписал председатель медицинской комиссии профессор Хромов, который впоследствии чуть не стал жертвой мести шизофреника.

Неудовлетворённость своим материальным положением (какая зарплата может быть у подсобного рабочего?), врождённая амбициозность плюс прогрессирующая болезнь — всё это привело Петра к мысли, что его неприятности являются следствием маленького роста. Комплекс неполноценности натолкнул его на идею о создании Лиги низкорослых людей, которая защищала бы их интересы и наказывала высокорослых обидчиков. Он даже ходил по улицам и пытался «вербовать сторонников». А потом решил перейти от слов к делу.

Когда на суде его спросили, чего он хотел добиться, взрывая бомбу в автобусе, Волынский ответил быстро и не раздумывая: «Я ненавижу людей». Суд признал его невменяемым, освободил от уголовного наказания и приговорил к принудительному лечению в психиатрической больнице закрытого типа, расположенной в Смоленской области.

О его дальнейшей судьбе ходят противоречивые слухи. По одной версии, он был признан излечившимся и вышел на волю в 2000 году, после чего пропал без вести. По другой, его видели в той же больнице в 2015 году. Содержался Волынский в одиночной палате.

Многие считают, что в СССР терактов не было, но это далеко не так. После ВОВ террором занимались бандеровцы на Западной Украине и Лесные братья в Прибалтике. Для партизанских движений террор - единственно возможный способ ведения войны, перечислять все их акции нет смысла - слишком много их было. За последние 60 лет террористы не изменились.

Ниже начинает подробный отчёт с середины 50-х годов.

1958 г., 25 октября - первый в истории СССР теракт на воздушном траспорте: попытка захвата 2 неизвестными пассажирского самолёта «Ан-2» (маршрут Якутск-Безымянный) в аэропорту г. Нижние Кресты (Якутская АССР). Захватчики потребовали лететь в США, угрожая в противном случае взорвать самолёт. Пилотам удалось известить наземные службы аэропорта, которые проинформировали милицию и КГБ. Операция по обезвреживанию террористов заняла несколько часов, после неудачных переговоров предпринят штурм самолёта. Террористы обезврежены и позднее осуждены. Жертв нет.

1959 г., март - инцидент в мавзолее Ленина-Сталина (Москва): некий мужчина пронёс в помещение тяжёлый молоток и, проходя в процессии, швырнул его в саркофаг, разбив стекло вдребезги. Осколки причинили множественные повреждения коже лица и рук мумии Ленина, однако этот урон учёным удалось быстро ликвидировать и уже спустя несколько месяцев мавзолей снова открылся для посетителей. Нарушитель схвачен.

1961 г., 21 июня - попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» в аэропорту г. Ашхабад (Туркменская ССР). Нападавших двое. Жертв нет.

1964 г., сентябрь - в Молдавской ССР имела место одна из первых попыток угона пассажирского самолёта: 2 судимых гражданина пытались сбежать на Запад. Однако попытка угона провалилась, один из террористов застрелился, другой арестован.

1969 г., 22 января - младший лейтенант В. Ильин из г. Ломоносов Ленинградской области предпринял попытку покушения на Л.И. Брежнева. Раздобыв форму работника милиции, он затесался в Кремле в оцепление, расставленное на время торжественной встречи кортежа с космонавтами, и расстрелял 2 обоймы в лобовое стекло первой машины, в которой, по его мнению, должен был находиться генсек. Однако в машине находились космонавты, машина Брежнева же проехала через другое ворота. От пуль погиб водитель. Ильин признан психически больным и приговорён к заключению в Казанской психбольнице.

1969 г., 3 июня - вооруженной группой из 3 жителей г. Ленинград захвачен самолет «Ил-14», совершавший внутренний рейс по маршруту Ленинград-Таллин. Убит бортмеханик, вступивший в борьбу с угонщиками. Теракция пресечена силами экипажа самолёта. Члены экипажа награждены орденами.

1970 г., 1 мая - в г. Архангельск во время праздничной демонстрации на трибуну, на которой находилось партийно-советское руководство области, ворвался местный житель и открыл огонь из автомата. Несколько человек убито, многие ранены.

1970 г., 15 июня - органами КГБ в аэропорту «Пулково» (г. Ленинград) пресечена попытка вооруженного захвата и угона за границу пассажирского самолета: 16 граждан еврейской национальности намеревались таким путём улететь в Израиль, однако арестованы прямо на лётном поле. В декабре участники группы (Э. Кузнецов, М. Дымшиц и др.) сурово осуждены (приговоры вплоть до «высшей меры»). Протесты мировой общественности против смертных приговоров сыграли свою роль: ВМН заменена 15-летним тюремным заключением.

1970 г., 15 июля - попытка захвата пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ленинград-Сортавала). Нападавших двое. Жертв нет.

1970 г., 15 октября - первый состоявшийся случай «воздушного терроризма» в СССР. Отцом и сыном Бразинскасами захвачен пассажирский самолет «Ан-24» (рейс Батуми-Сухуми). При этом убита бортпроводница Н. Курченко, тяжело ранены 2 пилота. Террористы посадили самолет в Турции, но уже через несколько дней его со всеми пассажирами вернули в СССР. Самих преступников турецкие власти не выдали по политическим соображениям, позднее они экстрадированы в США, где объявлены «политическими беженцами». В 2004 Бразинскас-сын осужден за убийство отца.

1970 г., 27 октября - захват 2 пассажирами и угон в Турцию самолёта «Л-202» (рейс Керчь-Краснодар). Жертв нет. Угонщики выданы СССР.

1970 г., 13 ноября - попытка захвата самолёта «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга). Нападавших двое. Жертв нет.

1973 г., 19 мая - трагическая попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-104» (рейс Москва-Чита): один из пассажиров пронёс на борту бомбу и огнестрельное оружие и во время полёта потребовал изменить маршрут в сторону Китая. Находившийся на борту вооружённый милиционер попытался обезвредить преступника, однако тот успел привесть взрывное устройство в действие. Самолёт взорвался в воздухе в районе озера Байкал, все находившиеся на борту (около 100 человек) погибли.

1973 г., 25 июля - захват и угон в Трабзон (Турция) пассажирского самолёта «Ан-2» (рейс Ростов-Сальск). Угонщик один. Жертв нет.

1973 г., 26 июля - попытка захвата самолёта «Ил-14» (рейс Вильнюс-Паланга), 1 человек ранен.

1973 г., 1 сентября - бывший заключенный, отсидевший 10 лет, осуществил «покушение на Ленина» в мавзолее на Красной площади. Спрятав под одеждой взрывное устройство, он в числе экскурсантов прошёл в здание, где и привел его в действие. Его разнесло на части, погибла супружеская чета из Астрахани, ранены 4 школьника, контужены и разбросаны взрывной волной по залу солдаты почетного караула. Тело же Ленина оказалось защищено достаточно надежно и не пострадало. Мотивы «камикадзе» так и остались тайной.

1973 г., 2 ноября - захват пассажирского самолёта «Як-40» (рейс Москва-Брянск): 4 учащихся старших классов, вооружённые огнестрельным оружием, потребовали 1,5 миллиона долларов, дозаправки в г. Ленинград и свободного вылета в Скандинавию. Ранены 2 члена экипажа, попытавшиеся обезоружить их. Самолёт приземлился в аэропорту Внуково, в ходе штурма 2 захватчикa убиты, 2 сдались; ранены также 2 пассажира.

1975 г. - 3 взрыва в городах Грузинской ССР: Сухуми (возле обкома КПСС, один человек погиб), Тбилиси (на проспекте Руставели перед зданием дома правительства) и Кутаиси (в городском сквере). Их организатор, некто В. Жвания впоследствии был разыскан и расстрелян по приговору суда в январе 1977. В том же году взрыв был организован в г. Баку (Азербайджанская СССР).

1976 г., 26 января - попытка захвата самолёта «Ил-62» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.

1976 г., 23 сентября - второй пилот «Ан-2» Засимов совершил угон своего самолёта без пассажиров из Пушкинского района Азербайджанской ССР в соседний Иран. Властями Ирана 25 сентября возвращён в Советский Союз.

1977 г., 7 января - серия взрывов в Москве: в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская», в торговом зале продуктового магазина №15 Бауманского райпищеторга и в нескольких сотнях метров от здания КГБ СССР, около продовольственного магазина №5 на улице 25-летия Октября. В результате погибли 7 (по другим данным 29) и ранения получили более 40 человек.

1977 г., 25 мая - дважды судимый В. Сосновский захватил самолет «Ан-24» (рейс Рига-Даугавпилс), потребовал изменить курс и следовать в Стокгольм (Швеция). Самолёт с членами экипажа и пассажирами возвращён 27 мая, угонщик осуждён в Швеции на 4 года.

1977 г., 11 июня - в Москве возле гостиницы «Советская», что на Ленинградском проспекте, взорвано такси, ранены несколько случайных прохожих. Преступник, заложивший взрывное устройство, спустя месяц задержан, но о мотивах ничего не сообщалось.

1977 г., 17 июня - неизвестный, угрожая взрывом, захватил самолёт «Як-40» (рейс Таллин-Калининград), и потребовал лететь в Швецию. Самолёт посажен в аэропорту г. Вентспилс, террорист обезврежен.

1977 г., 10 июля - пассажирский самолёт «Ту-134» (рейс Петрозаводск-Ленинград), захвачен 2 неизвестными, вооружёнными гранатами, которые потребовали направить его в Стокгольм. Экипаж совершил посадку на дозаправку в аэропорту Хельсинки (Финляндия), где преступники были арестованы и позже переданы СССР.

1977 г., октябрь - на Курском вокзале в Москве обезврежено новое взрывное устройство. Благодаря этому январские террористы и задержаны вскоре КГБ. Выяснилось, что организаторы и исполнители - группа армянских террористов под руководством Затикяна. На состоявшемся закрытом суде её участники приговорены к расстрелу.

1977 г., 19 октября - попытка захвата самолёта «Ан-2» в аэропорту г. Тарту (Эстонская ССР). Угонщик один. Жертв нет.

1977 г., 6 ноября - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Паланга-Вильнюс). Безработный с муляжом гранаты потребовал изменить курс и лететь в Швейцарию. Самолёт посажен в Вильнюсе, преступник задержан опергруппой.

1978 г., 21 февраля - захват самолёта «Ту-134» (рейс Пулково-Мурманск) с требованием следовать в Осло под угрозой взрыва. После применения спецсредств преступник, запершийся в туалете, задержан, взрывоопасных предметов при себе не имел.

1978 г., 9 апреля - в самолете «Як-40» (рейс Паланга-Рига-Таллин) неизвестный потребовал от экипажа следовать в Швецию. После отказа выполнить его требование 11 раз выстрелил в дверь кабины экипажа и стены самолёта. Самолет посажен в аэропорту г. Пярну, преступник задержан.

1978 г., 1 мая - во время полёта самолёта «Ил-18» (рейс Ашхабад-Минеральные Воды) некто Скубенко потребовал изменить курс и сесть в Тегеране (Иран), угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом террорист застрелен, самолёт посажен в аэропорту г. Ашхабад.

1978 г., 24 мая - беспрецедентное в истории СССР ЧП в Москве: вооружённый огнестрельным оружием террорист захватил офис финской авиакомпании «Финнэйр» (ул. Кузнецкий мост), взяв сотрудников в заложники. Требование: помочь ему улететь в Финляндию. Через несколько часов захватчик обезврежен нарядом милиции.

1978 г., 15 октября - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Симферополь-Одессу-Тернополь): пассажир, угрожая пистолетом, потребовал изменения курса (не назвав маршрута), угрожал взрывом. Самолет возвратился в Симферополь, захватчик задержан.

1978 г., 9 ноября - душевнобольной чечен потребовал изменить курс самолёта «Ан-24» (рейс Грозный-Махачкала), произвёл несколько выстрелов в обшивку самолёта, перед посадкой застрелился.

1978 г., 10 ноября - захват самолёта «Ан-24», вылетевшего из аэропорта г. Сухуми (рейс Чарьков-Ростов-Сухуми-Батуми). Пассажир через бортпроводницу передал записку экипажу с требованием лететь в Турцию, угрожая взорвать самолёт. Самолет посажен в аэропорту г. Батуми, оружия и взрывного устройства у преступника не оказалось.

1979 г., 6 января - попытка захвата самолёта «Ту-134» в аэропорту Пулково (г. Ленинград). Угонщиков четверо. Жертв нет.

1979 г., 28 марта - житель г. Херсон (Украинская ССР) Ю. Власенко проник в здание посольства США, прошёл в консульский отдел и в ультимативной форме потребовал крупную сумму денег и незамедлительного вылета за рубеж (в США). В случае отказа он пригрозил привести в действие самодельное взрывное устройство. Двухчасовые переговоры не привели к результату, «террориста» попытались обезвредить выстрелами из бесшумного пистолета, однако он всё-таки смог произвести взрыв и вскоре скончался от полученных ран. В помещении начался сильный пожар, вскоре ликвидированный.

1979 г., 1 апреля - экипажу самолёта «Як-40», вылетевшего из аэропорта г. Симферополя (рейс Одесса-Кутаиси) через стюардессу передана записка с требованием следовать в Турцию под угрозой взрыва. Самолет вернулся в Симферополь, угонщик арестован, у него изъят муляж взрывного устройства.

1979 г., 14 мая - захват 2 местными жителями пассажирского автобуса в г. Новокузнецк. Террористы потребовали везти их в аэропорт, на возражения пассажиров одного из них убили, 4 взяли в заложники. Им предоставлен вертолёт, но на взлётно-посадочной полосе в перестрелке с охраной и сотрудниками милиции один из захватчиков убит, другой схвачен (позже приговорён к расстрелу). При себе имели обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и взрывное устройство.

1979 г., 8 июня - взрыв возле кинотеатра «Мир» в г. Клин (Московская область). Пострадали 2 человека. Подрывник - детский хирург, недовольный политикой властей и решивший встать на путь индивидуального террора.

1979 г., 26 июля - второй взрыв, на сей раз на Ленинградском шоссе (Московская область). Пострадал 1 человек.

1979 г., 14 сентября - инцидент на самолёте «Ил-18» (рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск): один из служащих конвоя потребовал изменить курс, тяжело ранил одного своего напарника, но сам смертельно ранен другим. Пассажиры и экипаж не пострадали.

1979 г., 29 сентября - третий взрыв, организованный клинским подрывником, в деревне Малое Щапово Клинского района (Московская область). Погиб 1 человек. На следующий день подрывник арестован.

1980 г., 20 марта - житель г. Баку, безработный армянин, попытался захватить самолёт «Ту-134» (рейс Баку-Ереван), угрожая бортпроводнице ножом, потребовал изменить курс и следовать в Турцию, однако обезоружен и связан экипажем. Самолёт приземлился в аэропорту Ереван.

1980 г., 14 апреля - во время рейса самолёта «Л-410» (Батуми-Сухуми) пассажир, ученик 10-го класса, подбросил в кабину экипажа письмо с угроза взрыва самолёта, если его не посадят в Турции. Самолет вернулся в Батуми, хулиган задержан.

1980 г., 7 мая - в аэропорту г. Минск ученик 9-го класса попытался проникнуть в самолёт «Ту-134» (рейс Минск-Вильнюс-Ленинград), имея при себе похищенную ранее малокалиберную винтовку «Биатлон-8» и патроны к ней. Однако дверь самолёта оказалась закрыта, «террорист» вскоре задержан у трапа.

1980 г., 8 августа - в строго охраняемой партийной здравнице (посёлок Чолпон-Ата на Иссык-Куле) убит председатель Совета министров Киргизской ССР С.Ш. Ибраимов. Первоначально событие квалифицировано как «террористический акт». Убийца - некто Н. Смагин - объявлен во всесоюзный розыск и спустя несколько месяцев обнаружен в поезде, следовавшем в г. Куйбышев, повесившимся в вагонном тамбуре на… милицейском шарфе. Официально объявлено, что Смагин был душевнобольным и совершил преступления безмотивационно, в бреду. Газета английских коммунистов «Morning Star» в номере от 8 января 1981 написала, что «это убийство, совершенное по политическим мотивам».

1981 г. - по информации КГБ СССР в ЦК КПСС от 29 ноября, житель города Ярославля Е. Негрий готовил взрыв самодельных бомб в различных местах Ярославля «с целью побуждения населения к активному выражению недовольства недостатками в снабжении продуктами». В 1980 его уже профилактировали за «антисоветскую агитацию и пропаганду».

1981 г., декабрь - в г. Челябинске в переполненном трамвае прогремел взрыв. Обнаруженные на месте происшествия обрывки портфеля, в котором находилось взрывное устройство, вывели оперативников на след террориста, который, впрочем, задержан и изобличен лишь спустя 5 лет. Выяснилось, что теракт он совершил по мотивам личной мести.

1981 г., 18 декабря - первый в истории СССР захват школы: в г. Сарапула Удмуртской АССР. 2 военнослужащих мотострелковой дивизии самовольно оставили часть с оружием и захватили школу близлежащего города. Они забаррикадировались в классе с учащимися и пытались заставить местные органы власти выполнить их требования: выдать деньги и визы, а также предоставить самолёт для вылета за границу (в США). В аэропорту г. Ижевск расположено подразделение группы спецреагирования «Витязь», школу блокировала группа «А». С преступниками проведены переговоры, в результате которых они спустя несколько часов сдались. Никто из заложников не пострадал.

1982 г., 2 марта - обезвреживание группой спецназа «А» на территории посольства США в Москве некоего Ушакова, вооруженного самодельным взрывным устройством.

1982 г., 8 июля - инцидент в аэропорту г. Мурманск: после посадки пассажиров в самолёт «Ту-154», вылетавший в г. Ленинград, один из пассажиров передал стюардессе записку с требованием доставить на борт 2 чемодана по 250 тысяч рублей в каждом, угрожая открыть стрельбу на поражение. Сотрудниками милиции пассажир задержан.

1982 г., 19 сентября - попытка захвата самолёта «Як-40» (рейс Кингисепп-Таллин). Угонщиков четверо. Жертв нет.

1982 г., 7 ноября - захват самолёта «Ан-24» (рейс Новороссийск-Одесса): один из пассажиров, угрожая взрывным устройством, потребовал лететь в Турцию. Экипаж совершил посадку в турецком аэропорту г. Синоп. На следующий день самолёт со всеми пассажирами возвращён в СССР, исполнители приговорены турецким судом к 8 годам тюремного заключения.

1983 г., 25 января - попытка захвата одним из пассажиров самолёта «Ту-154» (рейс Ашхабад-Ереван). Угрожая самодельным взрывным устройством, он потребовал лететь в Турцию. В результате проведённой спецоперации преступник обезврежен, бомба изъята.

1983 г., 27 мая - командир звена летного отряда Латвийского УГА, обманным путём завладев самолётом «Ан-2», перелетел границу и приземлился на острове Готланд (Швеция). Самолёт возвращён СССР.

1983 г., 5 июля - захват пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Шереметьево-1 - Таллин). Угрожая взрывом, 2 преступника потребовали изменить курс на Лондон или Осло. При эвакуации пассажиров сотрудник фельдсвязи применил личное оружие, убив одного и ранив второго захватчика.

1983 г., 18 ноября - захват самолёта «Ту-134» (маршрут Батуми-Киев-Ленинград): группа вооружённых преступников из числа «золотой молодежи» (дети высокопоставленных родителей из Грузии, оружие пронесли через «депутатский зал») ворвались в кабину экипажа и потребовали лететь в Турцию, при попытке обезоружить их убили 2 лётчиков, стюардессу и 2 пассажиров, тяжело ранили ещё 2 членов экипажа. Самолет приземлился в аэропорту г. Тбилиси, 19 ноября в результате проведённой спецоперации «Набат» преступники схвачены, пассажиры освобождены.

1984 г., 18 июня - попытка захвата самолёта «Ту-154» (рейс Домодедово-Сургут). Угонщик один. Жертв нет.

1985 г., 17 ноября - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Таллин-Рига-Вильнюс). Угонщики - семейная пара - под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Для угрозы экипажу в качестве взрывного устройства использовались часы «Севан» и школьный компас. Самолёт произвёл посадку на военном аэродроме в Хаапсалу, где угонщики задержаны, впоследствии осуждены.

1985 г., 19 декабря - захват и угон в Китай самолёта «Ан-24» (рейс Якутск-Чулман-Тахтамыгда-Чита-Иркутск). Второй пилот пересёк государственную границу с КНР и приземлился у г. Хайлар (KHP). Судом Харбина осуждён к 8 годам лишения свободы, по отбытию половины наказания возвращён в СССР, где приговорён дополнительно к 5 годам тюрьмы.

1986 г., 20 сентября - теракт в г. Уфа (Башкирская АССР): 3 солдат из полка внутренней службы МВД, находясь во внутреннем наряде, завладели оружием и захватили такси. По дороге они расстреляли 2 милиционеров. Испугавшись содеянного, один из них скрылся, остальные направились на аэродром, где ворвались в самолёт «Ту-134 А» и захватили его, убив 2 пассажиров. Требование террористов: следовать в Пакистан. В результате штурма, осуществленного сотрудниками группы «Альфа» 21 сентября, один из террористов убит, а второй ранен и впоследствии расстрелян по приговору суда.

1987 г., 27 мая - угон в Швецию самолёта «Ан-2» Латвийского управления гражданской авиации. Самолёт, не долетев до острова Готланд около километра, приземлился на воду. Угонщик осуждён в Швеции к условному лишению свободы.

1987 г., 13 сентября - попытка угона самолёта «Ту-134» (рейс Минск-Ростов). Угонщик под угрозой взрыва требовал лететь во Францию, но обезврежен экипажем, после задержания у него изъята имитация взрывного устройства из кусков мыла, прищепки, звонка и телефонного провода. Судебно-психиатрической экспертизой угонщик признан невменяемым.

1988 г., 8 марта - один из самых знаменитых терактов в истории СССР: семья Овечкиных (11 человек: участники группы «Семь Симеонов», мать и малолетние дети) из Иркутска захватила пассажирский самолёт «Ту-154» (рейс Иркутск-Курган-Ленинград), потребовав лететь в Лондон. После приземления самолёта на дозаправку на аэродроме Вещево под г. Выборг отдан приказ на штурм. В результате непрофессиональных действий группы захвата погибли 3 человека, в том числе бортпроводница, 19 пассажиров получили ранения. Самолет полностью сгорел. Из террористов погибли 5 угонщиков.

1988 г., 30 марта - попытка захвата самолёта «Ту-134» (рейс Фрунзе-Москва). Угонщик один. Жертв нет.

1988 г., 1 декабря - теракт в г. Орджоникидзе (Северо-Осетинская АССР): 5 преступников захватили автобус с 30 учениками 4-го класса школы №42 и их учительницей. В обмен на детей власти предоставили нападавшим 2 миллиона долларов, оружие и самолёт для вылета в Пакистан. Достигнуто соглашение об их вылете в Израиль, 2 декабря в аэропорту Тель-Авива в ходе операции тамошних спецслужб террористы задержаны, а 3 декабря выданы СССР. В марте 1989 бандиты получили от 14 до 15 лет тюрьмы.

1989 г., 20 января - попытка захвата пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Архангельск-Борисполь-Одесса). Угонщик под угрозой взрыва потребовал после вылета из Борисполя следовать в Бухарест (Румыния). Самолёт произвёл посадку в г. Одесса, где «террорист» задержан, взрывчатых веществ не обнаружено.

1989 г., 21 января - попытка захвата самолёта «Ан-24» (рейс Ивано-Франковск - Киев). Угонщик под угрозой взрыва во время руления самолёта в аэропорту Ивано-Франковска потребовал вылета за границу. Задержан охраной аэропорта, взрывчатых веществ не обнаружено.

1989 г., 30 марта - захват пассажирского самолёта «Ту-134» (рейс Воронеж-Астрахань-Баку): находящийся во всесоюзном розыске пассажир заявил, что в самолёте якобы находятся 2 его сообщника, а в грузовом отсеке - взрывное устройство. Угрожая взрывом, он потребовал полмиллиона долларов и возможность вылета за границу. Террорист обезврежен сотрудниками группы «Альфа» 31 марта.

1989 г., 20 апреля - на станциях «Павелецкая» (радиальная) и «ВДНХ» Московского метрополитена обнаружены 2 самодельных взрывных устройства. Благодаря грамотным и оперативным действиям взрывотехников бомбы своевременно обезврежены.

1989 г., май - захват преступниками заложников в следственном изоляторе г. Кизела Пермской области и в исправительно-трудовой колонии пос. Лесное Кировской области. Успешные операции по освобождению заложников провёл спецназ внутренних войск МВД.

1989 г., 10-12 мая - захват заложников в изоляторе №1 УИТУ УВД Саратовского облисполкома. 4 уголовника, вооруженные заточками и «гранатами» (раскрашенные муляжи из хлебного мякиша), завладев ключами от 3-го этажа корпуса, открыли одну из камер и взяли в заложники 2 несовершеннолетних подследственных. Они предъявили ультиматум: 2 автомата, 4 пистолета с боекомплектом, гранаты, 10 тысяч рублей и автомобиль для беспрепятственного выезда из тюрьмы за пределы области. В случае невыполнения требований преступники угрожали расправой над заложниками. Милиция выполнила все условия, предоставив микроавтобус «РАФ» с полной заправкой бензином, на котором бандиты скрылись. По дороге захватили ещё 4 заложников, в т.ч. семью. Они выставили новые условия: самолёт для вылета за границу, крупная сумма денег, наркотики и водка. При этом вели себя крайне агрессивно. В результате проведённой группой «А» операции по освобождению заложников бандиты обезврежены, никто из заложников не пострадал.

1989 г., 20 мая - военный летчик А. Зуев угнал истребитель «МиГ-29» с аэродрома базы Цхакая (Грузинская ССР) в Турцию. Угонщик предстал перед турецким судом, но оправдан. Эмигрировал в США, где погиб в… авиакатастрофе.

1989 г., 21 декабря - попытка захвата самолёта «Як-42» (рейс Днепропетровск-Москва). Угонщик через стюардессу передал экипажу новогоднюю открытку с текстом, в котором требовал лететь за границу под угрозой взрыва самолёта. Посадка совершена в аэропорту Быково, где «террорист» задержан, при проверке никаких взрывчатых веществ не обнаружено.

Теракты как действия одиночек

Спецификой террористических актов в Советском Союзе являлось то обстоятельство, что в большинстве своём это были преступления отдельных людей.

То есть организаций современного типа, добивающихся каких-то политических или иных целей с помощью террора, не было. Чаще всего «советские» теракты были продиктованы либо теми или иными причинами личного характера, либо, как в большинстве случаев, воспринимались как единственное средство покинуть страну.

Личные мотивы террористов-одиночек могли быть самыми разными. Так, лишь в XXI веке стало известно о взрыве в молдавском селе Гиска в 1950 году, когда учитель-военрук местной школы из-за неразделённой любви взорвал бомбу в классе, убив себя и ещё 22 человека. Спустя четыре года в Новосибирске бортмеханик пассажирского самолёта Поляков захватил воздушное судно для тарана конкретного жилого дома. Однако Поляков одумался и посадил самолёт на аэродроме, что спасло его от расстрела. Взрыв автобуса в Краснодаре в 1971 году, унесший жизни 10 человек, был совершён психически нездоровым Петром Волынским, одержимым идеей о заговоре высоких людей против низкорослых. В 1981 году в Челябинске был взорван трамвай, теракт, как выяснилось несколько лет спустя при задержании преступника, был обусловлен личной местью.

Преступление как билет из СССР

Но подавляющее большинство терактов в СССР совершалось людьми, которые видели в подобном экстремальном поступке единственный выход покинуть страну и начать жизнь за рубежом.

Почти всегда эти преступления не имели чётко выраженной политической окраски – люди хотели именно покинуть СССР, а не бороться с режимом. С 1958 года, когда был зафиксирован первый в СССР теракт на воздушном транспорте (двое людей захватили пассажирский самолёт в Якутии и требовали от пилотов лететь в США – террористы были обезврежены в результате штурма, обошлось без жертв), по конец восьмидесятых инцидентов с попытками покинуть страну набралось несколько десятков.

Так, в 1964 году в Молдавии два человека попытались захватить самолёт и лететь в Западную Европу, но попытка не удалась, один преступник застрелился другой был задержан. В 1970 году группа из 16 человек попыталась захватить самолёт в Ленинграде для вылета в Израиль, но была обезврежена. В 1973 году самолёт Ту-104, рейс «Москва-Чита» был захвачен вооружённым взрывчаткой и огнестрельным оружием человеком, потребовавшим лететь в Китай. В результате неудачной попытки обезвредить террориста самолёт был взорван, погибли все пассажиры и члены экипажа (более ста человек).

Особенно активизировались попытки терактов для бегства за границу с середины 70-х годов вплоть до начала 90-х. Из наиболее громких инцидентов мопримечательны датирующиеся 1988 годом теракты семьи Овечкиных (захват самолёта Ту-154, гибель трёх находившихся на борту и пятерых террористов) и захват автобуса с детьми в Орджоникидзе (Владикавказ), закончившийся предоставлением террористам самолёта, вылетевшего в Израиль, откуда преступники были выданы. Всего же, по данным КГБ, в семидесятые-восьмидесятые годы общее число граждан СССР, которые осуществили или планировали осуществить теракты, превысило 1,5 тысячи человек.

Теракты с политической подоплёкой

Впрочем, терроризм, в основе которого лежали мотивы политического или националистического свойства, в советской действительности также имели место.

  • В 1970 году произошло сразу два громких «политических» теракта. На первомайской демонстрации в Архангельске на трибуну, занимаемую местным партийным руководством, проник местный житель и огнём из автомата убил несколько человек. В октябре 1970 года отец и сын Бразинскасы захватили пассажирский самолёт Ан-24, следовавший из Батуми в Сухуми, при этом была убита стюардесса и ранены два пилота, и посадили его в Турции. Бразинскасы были признаны политическими беженцами и позднее переданы США.
  • В 1975 году в Грузии возле зданий партийного и государственного руководства были взорваны три бомбы, в результате погиб один человек (преступник был арестован и расстрелян).
  • В 1977 году произошла серия терактов в Москве, при этом в результате взрыва в метро погибли 7 человек, ранены были более 40. Позднее по этому делу были приговорены к высшей мере наказания трое жителей Армянской ССР, руководствовавшиеся националистическими мотивами и выступавшие за суверенитет Армении.
  • В 1979 году произошла серия из трёх взрывов в Московской области: первый возле кинотеатра в городе Клин (пострадали два человека), второй на Ленинградском шоссе (один пострадавший), третий в деревне Малое Щапово (один человек погиб). После задержания преступника, детского хирурга, выяснилось, что действовал он из политических мотивов, будучи недовольным советским строем.

Наиболее примечательны три случая. Первый датируется 1942 годом, когда красноармеец Савелий Дмитриев, происходивший из семьи репрессированных зажиточных крестьян-старообрядцев , попытался совершить покушения на руководителя СССР . Однако в той машине, которую обстрелял Ильин, Брежнева не было (погиб водитель). Ильин был признан невменяемым и помещён на принудительное лечение, был освобождён в 1990 году.

В ноябре 1990 года Александр Шмонов во время парада на Красной площади попытался убить президента СССР Михаила Горбачёва, выстрелив в него, стоявшего на трибуне Мавзолея, из обреза. В качестве мотивов Шмонов указывал желание избавить страну от «диктатора» и способствовать её демократическому развитию. Шмонов был признан душевнобольным, четыре года провёл на принудительном лечении, после освобождения занялся общественной деятельностью по защите прав людей, проходящих принудительное психиатрическое лечение.