"Городницкий фарфоровый завод"

Поселок Городница Житомирской области (быв­шая Волынская губерния) упоминается в документах еще с 1685 года.

Городницкая фаянсовая фабрика возникла как дочернее предприятие Корца в 1807 году на сред­ства Ю. Чарторыйского и принадлежала акционер­ной компании Корецкой мануфактуры.

К началу 1850-х годов Городницкая фабрика перешла в собственность Терезы Любомирской, за­тем ее сына К.О. Любомирского. В 1856 году он про­дал фабрику Вацлаву Руликовскому, который занялся модернизацией производства для выпуска фарфора.

В конце 1870-х годов фабрика полностью сгоре­ла и была продана Полтавскому поземельному банку.

Затем фабрикой владел Р. Боссе, а с начала 1 890-х годов помещик С. Гижицкий. Он сдал фабри­ку в аренду купцам Зуссманам, владевшим фабрикой до 1917 года. После революции завод был национа­лизирован.

Производство было возобновлено в 1923-24 гг. и получило название «Городницкий фарфоровый за­вод им. Коминтерна». Завод вошел в состав Всеукраинского треста «Укрфарфорфаянстекло».

Во время войны завод был разрушен и возобно­вил производство к концу 40-х годов.

В настоящее время коллективное предприятие «Городницкий фарфоровый завод» изготавливает посуду и мелкую фарфоровую пластику.


"Коростенский фарфоровый завод", Коростень.

История завода начинается с 1909 г. Предприимчивый поляк А. К. Пржибыльский основывает здесь завод по выпуску фаянса и фарфора. В первое время на фабрике производили только «белье» - белую, не раскрашенную посуду. Затем ее упаковывали в бочки, их грузили в вагоны и везли в Польшу - раскрашивать.
Предприятие специализируется на выпуске столовой посуды - дорогие сервизы, тарелки.
В 1917 г. фабрика была национализирована. Но в 1918 г. завод закрывается, марки этих лет не известны. Возобновил работу завод в конце 1940-х гг.
Сейчас завод успешно продолжает работать, в 1990-е гг. было создано акционерное общество «Коростенский фарфор»


"Барановский фарфоровый завод", Барановка.

Одно из старейших фарфоровых предприятий Украины, расположен в городке Барановка Житомирской области. Завод основан в 1802 году Михаилом Мезером и с тех пор непрерывно функционирует почти два века. В 1825 году заводу дано было разрешение метить изделия государственным гербом, что свидетельствовало об их высоком качестве. В XX веке предприятие значительно расширилось. К началу 1980-х гг. Барановский завод стал одним из ведущих производителей фарфора на Украине. В настоящее время завод продолжает работать, но скульптура выпускается в небольших объемах.













"Полонский завод художественной керамики"

По историческим сведениям («Памятная книжка Волынской губернии», 1900-1913 гг.) в Полонном существовал завод по производству мелких фарфоровых изделий. Завод был основан А.Я. Бричкой. На нем работали, в основном, члены семьи Брички. Фарфоровая масса составлялась и перемешивалась вручную, температура обжига была низкой. Отливались небольшие изделия: «украшеньица, безделушки, всевозможные фигурки». Изделия не глазуровались. В различных публикациях завод назывался «фаянсовым», «фарфоровым» и «заводом бисквита».
В период 1927-1956 гг. на базе этого завода существовала артель «Керамик», которая выпуска¬ла бисквитные фигурки. Иногда они раскрашивались вручную.
После Великой Отечественной войны завод был восстановлен.
С сентября 1956 года завод стал государственным предприятием и получил название: «Полонский завод художественной керамики» (ЗХК).
В настоящее время на заводе прекратился массовый выпуск продукции и выполняются только индивидуальные заказы: фляги, декоративные бутылки для ликеро-водочных напитков и небольшие партии мелкой скульптуры.

"Полонский фарфоровый завод"

Местечко Полонное Хмельницкой области (бывшей Волынской губернии) - древнейшее поселение на Волыни.С 1880-х годов в Полонном на местном сырье начали создаваться фарфоро-фаянсовые производства.

Самым ранним из них (около 1890 г.) была фабрика фарфора и фаянса М. Шапиро. В 1897 году владельцем завода становится А. Зуссман. При нем завод выпускал исключительно фаянсовую посуду, а с 1901 г. - санитарный фаянс.
После революции завод национализирован и до 1933 года выпускал только санитарный фаянс.
С 1933 года завод стал выпускать фарфоровую посуду. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен, производство фарфора возобновилось в конце 1940-х годов.
В начале 1980 года Полонский фарфоровый завод объединился с заводом в Довбыше. В настоящее время существует объединение «Коралл».



"Будянский фарфоровый завод"

Завод в селе Буды Харьковской губернии был основан в 1887 году Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, крупнейшим промышленником того времени.

Будянский завод был четвертым заводом, вошедшим в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова».
«Товарищество» начало действовать с 1889 года, а к началу XX века в него входили уже 8 крупнейших заводов России.
В первые годы работы на заводе вырабатывался полуфаянс, в 1892 году начали выпускать фаянс, а в 1894 году и фарфор.
После революции завод национализирован, в 1922 году вошел в состав Всеукраинского треста «Укрфарфорфаянсстекло». В середине 20-х годов по¬лучил название «Серп и молот».
Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. Восстановлен полностью к 1953 году.
Завод проработал почти 120 лет, а в 2006 году прекратил выпуск продукции


.

Пожалуй, в каждой семье, где чтят традиции и бережно хранят предметы старины, представлен советский фарфор - статуэтки, вазы, изысканная посуда и т.д. Знаменитая балерина, семь слоников, садовница с лейкой, сервизы с характерной росписью - все это знакомо и любимо многими из нас. Для кого-то это - теплые воспоминания из детства: такие очаровательные фигурки стояли на журнальных столиках у наших бабушек. Для кого-то - пробуждающий светлое чувство ностальгии символ целой эпохи, сейчас уже ушедшей в прошлое. Ну а многих привлекает в первую очередь художественная ценность, которую заключает в себе советский фарфор.

В дореволюционной России фарфоровые предприятия функционировали весьма успешно, а их изделия позволяли подчеркнуть хороший вкус и высокий социальный статус своих владельцев. После национализации в истории фарфорового производства нашей страны наступил переломный момент. Многие предприятия пережили период простоя. Многие техники и художественные решения были преданы забвению как символ буржуазной культуры, с которой неустанно боролась новая власть. Однако в начале 20-х годов ХХ в фарфоровое производство начало возрождаться из пепла революции.

Сегодня так называемый агитационный фарфор СССР периода 20-30х годов очень высоко ценится среди коллекционеров. Он является путеводителем по наиболее важным вехам исторического развития молодой Советской республики. В нем нашли отражение такие явления и процессы, как индустриализация, коллективизация, культурная революция.

Советский фарфор выступал в качестве инструмента пропаганды и справлялся с этой задачей ничуть не хуже, чем агитационные плакаты и лозунги, освещая все яркие достижения советской власти - открытие метро, строительство новых заводов и фабрик, успехи в сельском хозяйстве, ликвидацию безграмотности населения. Безусловно, одной из важнейших его задач было прославление вождей коммунизма.

В 30-40-е годы зародилось новое направление искусства - так называемый сталинский ампир, который нашел отражение и в художественном фарфоре. Для него характерна эклектика различных дизайнерских техник, роскошь и помпезность.

Фарфоровые вазы, произведенные в период 30-50-х гг. - это особо ценные образцы советского фарфорового дела. Преподнести такую вазу в подарок означало выразить высшую степень уважения. Такие предметы автоматически превращались в семейные реликвии и хранились как зеница ока, передаваясь от поколения к поколению.

Но в основном же в советскую эпоху делали акцент на доступность и массовость фарфора. С этой целью внедряются новые технологии, механические способы художественной обработки изделий. Милые статуэтки - балерины, пастушки, спортсмены, представители различных профессий и т.д. были предметом будничного декора жилища практически каждого советского гражданина.

Благодаря тому, что во всех крупных фарфорово-фаянсовых предприятиях СССР сложились свои художественные школы, продукция каждого из них обрела свой уникальный стиль. Истинный ценитель и знаток, рассматривая демонстрирующий советский фарфор каталог, без труда отличит, скажем, изделия Дулевского завода от Ленинградского.

При этом нельзя не сказать об отменном качестве советского фарфора. Большинство его изделий, дошедших до наших дней, сохранились в безупречном состоянии.

Мы постарались, чтобы наш каталог фарфора был максимально подробным и наглядным, и надеемся, что собранная нами информация будет полезной каждому, кто коллекционирует советский фарфор или изучает историю его производства.

Изделия из фарфора, сделанные на заводах СССР, не только являлись отражением своего времени, но и были выполнены с неизменной любовью и теплотой мастеров обжига и художественной росписи. Неслучайно фарфоровые статуэтки, вазочки, чашки и другие предметы как бытового, так и декоративного назначения были любимы всеми советскими людьми. Более того, советский фарфор пользовался популярностью и у зарубежных коллекционеров. Каждое фирменное изделие отмечалось фирменным значком. Клейма фарфоровых заводов СССР являлись визитной карточкой завода и служили гарантией высочайшего качества изделия.

На территории СССР существовало более 50 предприятий по производству фарфоровых изделий в каждой из союзных республик. Надо сказать, что клейма советских фарфоровых заводов часто менялись.

Одним из немногих заводов, чей логотип остался неизменным до наших дней, является старейшая петербургская мануфактура, основанная в 18 веке, известная как Ленинградский фарфоровый завод. Аббревиатура ЛФЗ подчеркивала статус каждого изделия.

На одной ступени по качеству производимой продукции можно поставить , основанный в 1832 году Терентием Кузнецовым. На этом предприятии всегда использовалось только высококачественное сырье, а для работы с особо ценными заказами привлекались лучшие художники по росписи фарфора.

Еще один подмосковный фарфоровый завод в Гжели внесен в список особо ценных народных промыслов России. Тарелки, сахарницы, чайники с кобальтовой росписью производства ГФЗ до сих пор пользуются повышенным спросом среди россиян и гостей нашей страны.

Высоко ценились и продолжают радовать почитателей изящества предприятия Украины. Клеймо фарфоровых заводов СССР, находившихся в Тернополе, Полтаве, Сумах, являлось предметом гордости обладателей изделий этих заводов.

Клейма фарфора СССР сами по себе были очень красивыми. Над их дизайном порой трудился целый коллектив авторов. Изображения на изделиях Бакинского фаянсового завода, Кировабадского фарфорового завода, Зугдидского фарфорового завода несли национальный колорит, как и изделия, на которые они наносились. Необычным для тех времен было клеймо Рижского фарфорового завода – только на нем присутствовали латинские буквы.

В число лучших советских фарфоровых заводов входили такие предприятия, как:

  • Первомайский фарфоровый завод
Клейма завода:
  • Каменнобродский фаянсовый завод
Клейма завода:
  • Хайтинский фарфоровый завод
Клейма завода:
  • Саракташский фаянсовый завод
Клейма завода:
  • Южноуральский фарфоровый завод
Клейма завода:
  • Минский фарфоровый завод
Клейма завода:
  • Ташкентский фарфоровый завод
Клейма завода:
  • Городницкий фарфоровый завод
Клейма завода:
  • Октябрьский фарфоровый завод (в Башкирии)
Клейма завода:

И ряд других предприятий.
Клейма фарфора СССР были и остаются востребованными как простыми потребителями, так и профессиональными коллекционерами.

Изобретенный еще в древнем Китае, фарфор быстро обрел популярность. Фарфоровая посуда и статуэтки на долгие годы стали обязательной частью быта аристократических домов. Ряды фигурок изысканных форм и размеров в большом количестве украшали комоды и каминные полки. И даже после того, как в 1917 году подобный декор был заклеймен словом `мещанство`, это изящное искусство не кануло в лету, а, скорее, приобрело некоторый пропагандистский характер, но сохранив при этом определенные традиции.

На фоне постоянно растущего интереса к эпохе СССР фарфоровые статуэтки советского периода в наши дни занимают почетные места не только на полках коллекционеров, но и просто у тех, кто любит, помнит, или просто интересуется. Милые и трогательные экспонаты из старых советских сервантов радуют ценителей, как и много лет назад.

Новый комиссионный магазин предлагает и вам окунуться в эту легкую ностальгическую атмосферу произведений советского фарфора. Коллекция фарфоровых статуэток эпохи СССР представлена продукцией нескольких известных заводов, которые у многих на слуху: ЛФЗ, Гжель, Вербилки, Конаково, Дулево - фарфор этих заводов узнаваем и любим не только коллекционерами и знатоками.

Каждый завод имеет богатую историю. Так, например, история Ломоносовского фарфорового завода начинается с 1744 года. Это - одно из старейших производств России. Фарфор с клеймом ЛФЗ можно увидеть не только в отечественном Эрмитаже, но и в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и музее Виктории и Альберта (Лондон).

Самобытный фарфор Дулево, стильные вещицы из редкого белого фарфора со знаменитой росписью Гжель, выразительные анималистические статуэтки фабрики Конаково и изделия других заводов сегодня являются немыми свидетелями большой ушедшей эпохи. И, вопреки мнению, что они имеют только аукционную привлекательность, фарфоровые статуэтки советского периода дарят большое эстетическое наслаждение. Несмотря на свое `серийное`; происхождение, каждая из них имеет свою индивидуальность и хранит тепло рук мастеров.

Беспечность и беззаботность детства, романтика юности, время, полное надежд - каждая такая вещь вызывает у своего обладателя особенные эмоции и личные ассоциации. Демонстрирующий советский фарфор каталог, отражает историю уже несуществующей страны.

Меняются стили, направления и идеологии. С каждым годом эти артефакты советского периода все реже встречаются на блошиных рынках наших городов. Одухотворенные образы, воплощенные в фарфоровых фигурках, приобретают все большую ценность и все чаще оседают в частных коллекциях, уходя из поля зрения большинства людей, для которых СССР - часть жизни.

Информация для желающих купить фарфоровую статуэтку Советского периода

1. Все, без исключения, статуэтки прошли экспертный анализ на предмет:

  • - подделка
  • - скрытые дефекты
  • - присутствие в базе украденных

2. Многолетняя репутация магазина `Новый Комиссионный` на рынке антиквариата, позволяет клиенту быть на 100% уверенным в том, что:

  • - преобретая статуэтку посредством почтового отправления, он получит именно то,
    что заказывал, а не копию, подделку или товар после реставрации
  • - заказывая услугу `независимая экспертная оценка стоимости статуэтки (коллекции статуэток)`
    клиент может быть уверенным в том, что результаты оценки будут объективными и непредвзятыми

Информация для желающих продать фарфоровую статуэтку Советского периода

Если Вы желаете продать фарфоровую статуэтку Советского периода, комиссилнный отдел готов рассмотреть Ваше предложение и назначить адекватную цену за антикварную фарфоровую статуэтку эпохи СССР.

Наиболее известные фарфоровые заводы СССР

На территории Советского Союза существовало множество керамических производств, но лишь немногие из них создавали жанровую скульптуру. Как правило, это фабрики, ведущие свою историю с дореволюционных времен: Заводы Кузнецова, Гарднера, Корнилова и, разумеется, знаменитый Императорский завод.

ЛФЗ . Фарфор Ленинградского завода имени Ломоносова - настоящая классика не только в СССР, но и за границей. Тончайшая художественная роспись и проработка мельчайших деталей отличают статуэтки ЛФЗ и делают их любимым объектом коллекционирования ценителями фарфора советского периода. Лучшие художники и скульпторы, такие как Сестры Данько, Столбова Г., Велихова С., Лупанова Е., Чарушин И. создавали свои творения именно здесь. Наиболее известный и ценный для коллекционера - большой цикл статуэток «Счастливое Советское детство». А также литературные персонажи - Гоголевские «Ревизор» и «Мертвые Души», «Кот и повар», «Заяц во хмелю» и «Квартет», сказочные «Лель» и «Снегурочка», «Коза с козлятами», «Черевички» и «Вакула на черте».

ЛЗФИ . Ленинградский Опытно-экспериментальный завод известен замечательной композицией из фигур качалок - «Сплетницы», серией статуэток на тему Советского балета - балерины Уланова, Дудинская, Стуколкина, персонажами русских сказок - Иван-Царевич и Емеля со щукой, Малахитовая шкатулка и Аленушка с братцем Иванушкой.

Артель Прогресс . Созданное сразу после Великой отечественной войны производство в Ленинграде выпустило небольшое количество фигурок, и каждая из них особо интересна для серьезного коллекционера: «Укутыш», «Конькобежка», «Клоун Карандаш», «Буратино и Папа Карло», «Мальвина», «Чиполлино», «Кот в сапогах» - яркие образы из детства.

Бронницы «Возрождение» и «Пролетарий» . Фарфоровые статуэтки Новгородских заводов изготовлены в самобытной манере. Древнерусские былины и быт легли в основу сюжетов фарфоровых миниатюр.

«Красный фарфорист» Чудово . Скульптуры из фарфора советского периода, изготовленные на Волхове, отличает высокая проработка и законченность художественных образов. Статуэтки «Березка», «Девочка со скрипкой» и «Индира Ганди с пионерами»- настоящие жемчужины в подборке фарфора СССР.

Гжель . Продукция Гжели известна каждому жителю нашей страны: ярко-синие узоры с позолотой на белой фарфоровой посуде. Менее известны, но любимы знатоками, тематические фигуры Турыгинского завода, созданные в 50-е годы 20-го века - статуэтки, изображающие детей («Девочка с букетом», «Девочка с козленком») и скульптуры по сказкам «Царевна лягушка», «Золотая рыбка», «Царевич и серый волк».

Вербилки . Скульптурные композиции Вербилок известны многим с детства: это и классика балета, и сказочные жители, и яркие образы из советской жизни.

Дулево . Статуэтки Дулевского завода отличаются многообразием жанров: Балет и Соцреализм, Танцы народов Советского союза и образы из сказок, Спорт и бытовые сценки. Наряду с ЛФЗ, Дулевский фарфор является особо любимым объектом для коллекционирования и изучения.

Полонский ЗХК и Киевский экспериментальный завод КЭКХЗ . Украинский фарфор советского времени поражает своим многообразием: народные и исторические мотивы, традиционные сюжеты и близкие к нам по времени образы.

Городница . Городницкий фарфор интересен своей довоенной продукцией. Это агитационные статуэтки «Испанский солдат с ребенком», «Связист с собакой», «Планеристка», «Ворошиловский стрелок».

В удобном каталоге интернет-магазина «Уютные Вещи» вы найдете большую подборку оригинальных фарфоровых статуэток советского периода. На сайте можно купить подлинные антикварные предметы, представляющие художественную и историческую ценность. Стоимость советских статуэток из фарфора постоянно растет, поэтому лучше дополнить коллекцию хрупкими и трогательными сувенирами прошедшей эпохи прямо сейчас! Мы, со своей стороны, постоянно работаем над расширением и улучшением каталога, а также пополнением ассортимента новыми редкими предметами.