Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.

Вредное воздействие на экологию, виды

Негативным влиянием на природу являются действия:

  • Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
  • Размещение отходов;
  • Загрязнение водных ресурсов сбросами;
  • Нанесение вреда почве и недрам земли.

Кто уплачивает сбор и объекты обложения

Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

Плата взымается по каждому объекту.

С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Сроки уплаты

Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

Расчет платежа

Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

  • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
  • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
  • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.

Алгоритм расчета

  1. В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
  2. Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
  3. Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.

Размер платы в пределах лимитов определяется:

Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).

При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.

В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:

Случай применения коэффициента Коэффициент
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование 0
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов 1
Масса отходов в пределах установленных лимитов 1
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. 5
Массы отходов, превышающие установленные лимиты 5
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями 25

Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:

  • Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
  • Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
  • Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
  • Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.

В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:

Класс опасности отходов Природоохранные меры Коэффициент
5 Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. 0
Отходы производства или потребления в пределах лимитов Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). 0,3
4 и 5 Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. 0,5
3 0,64
4 Результат обезвреживания отходов 3 класса 0,49
4 Результат обезвреживания отходов 2 класса 0,33

Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду

Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:

  1. Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
  2. Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
  • Ставка платы за дизель составляет 2,5;
  • Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
  • Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
  • Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
  • Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).

Сумма платежа составит:

2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.

Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы

Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:

  • В пределах норматива – 0,8 тонн;
  • В переделах лимита – 1,5 тонны.

Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Нам известно (согласно нормативным документам):

  • Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
  • Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
  • Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
  • Коэффициент инфляции 2,56;
  • Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).

Порядок расчета:

  1. Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
  2. Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
  3. Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499

Общая сумма составит:

31,92+139,72+499=670,64 руб.

Предприятие заплатит 670,64 рубля.

Порядок постановки на учет

Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.

В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.

Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.

Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.

О каких изменениях нужно уведомлять:

  • Замена или преобразование организации;
  • Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
  • Изменение места регистрации объекта;
  • Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
  • Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.

Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.

Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.

Отчетность по платежу

До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан
Умышленное искажение или скрытие информации:

– о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

– о загрязняющих источниках;

– о возникновении радиации.

20-80 3-6 0,5-1
Умышленное искажение или скрытие данных:

– полученных в результате проведения плана по экономическому контролю;

– в заявлении при постановке на учет;

– в декларации;

– отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов.

20-80 3-6 0,5-1
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100

За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды

Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?

Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.

Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?

За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.

Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?

Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.

С 1 января 2016 года вступили в силу новые положения Федеральных законов N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29.12.2015 г.) и N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 29.12.2015 г.), определившие ряд кардинальных изменений в экологическом законодательстве.

1. С 1 января 2016 года произошло перераспределение функций по утверждению нормативов образования отходов и приему отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, с 1 января данные функции в отношении объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору, осуществляются федеральными органами исполнительной власти (Росприроднадзор), в отношении объектов, подлежащих региональному экологическому надзору, – органами исполнительной власти субъекта РФ (Министерство экологии и природных ресурсов субъекта РФ).
Перечень объектов, подлежащих федеральному учету, утвержден Приказом Минприроды России N 703 от 24.08.2011 г. "Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Нижегородской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (ред. от 21.01.2014 г.).

2. Исчерпывающе определен перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые природопользователи должны вносить плату (статья 16 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29.12.2015 г.):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

Плата за сброс на рельеф местности (ливневка) и за выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками не взимается.

3. С 1 января 2016 года, согласно ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29.12.2015 г.), отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС считается календарный год.

Если вы относитесь субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) на основании N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (в ред. от 29.12.2015 г.), то вам нужно:

  • до 1 марта 2017 г. внести плату за НВОС за весь 2016 г.;
  • до 10 марта 2017 г.

Если вы не относитесь к СМСП, то вам необходимо:

  • до 20 апреля 2016 г. внести квартальный авансовый платеж в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за 2015 г.;
  • до 20 июля 2016 г.
  • до 20 октября 2016 г. внести квартальный авансовый платеж;
  • до 1 марта 2017 г. внести оставшуюся сумму платы, чтобы "закрыть" 2016 год;
  • до 10 марта 2017 г. представить декларацию о плате за НВОС за весь 2016 год.

4. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 N 7-ФЗ).
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

5. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029.

6. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2. Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (в ред. от 29.12.2015 г.).

Согласно ст. 8.46 КоАП РФ (в ред. от 30.12.2015 г.), невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – от 5000 до 20 000 рублей ;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 рублей .

С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, которые внес в экологическое законодательство Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ . Благодаря данным новациям очень многое упорядочивается в системе экологических платежей. Рассмотрим, какие сложности возникают у тех, кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что изменится в порядке расчета платы с 2016 г. а какие изменения еще ждут своего часа.

В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (хотя внесение такой платы отнюдь не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Сейчас это Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    загрязнение недр, почв;

    размещение отходов производства и потребления;

    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717. Напомним, что до принятия названных нормативных правовых актов эту функцию исполнял Ростехнадзор.

Важно!

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является фискальным сбором. Так установил Конституционный суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О. Суд указал, чтоданный платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, и следовательно, не может относиться к налогам.

Кто должен вносить плату

Порядок расчета экологических платежей установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее - постановление № 632). В нем сказано, что данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Нетрудно заметить, что здесь нет ни слова об индивидуальных предпринимателях.

Однако КС РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О посчитал, что платить за негативное воздействие на окружающую природную среду должны все те, кто такое негативное воздействие оказывает, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Кстати, чиновники указывают, что индивидуальные предприниматели как плательщики экологических платежей упоминаются также в ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и ст. 28 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Итак, решение КС РФ есть, его никто не отменял, и спорить не стоит - индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать экологические платежи.

Кстати, не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей ни уплата ЕНВД (письмо Минфина России от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262), ни переход на УСН (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

Нетрудно предположить, что и переход на ПСН также такого освобождения не предоставляет.

Есть проблема с постановкой плательщиков на учет.

С одной стороны, существует мнение, что несмотря на произошедшие изменения в виде передачи соответствующих функций от Ростехнадзора к Росприроднадзору, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду должны становиться на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 и от 24.11.2005 № 867 по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному или передвижному (письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 № 04-09/169).

Однако приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 не был зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован. Кроме того, отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды (например, постановление Шестого Апелляционного арбитражного суда от 03.10.2011 № 06АП-3857/2011 и Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 № 33-4736).

Обратите внимание!

Обособленное подразделение юридического лица самостоятельным плательщиком экологических платежей не является и вправе производить уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности на это у руководителя обособленного подразделения.

Стоит пояснить, что упомянутое требование следует из Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утв. приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626. С одной стороны, еще с 9 августа 2011 г. данные рекомендации в силу приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 № 452 официально утратили силу. Но с другой стороны, как это у нас часто бывает, ничего нового никто не предложил. Поэтому, по нашему мнению, имеет смысл продолжать руководствоваться ими.

Объекты обложения платой

К стационарным объектам относят:

    объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс или сброс загрязняющих веществ;

    объекты размещения отходов.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов нужно понимать специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое.

Как сказано в действующем приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, плательщик производит уплату экологических платежей отдельно по передвижным объектам негативного воздействия - транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления. Плательщик также производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Когда платить

В соответствии с текстом приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 отчетным периодом по экологическим платежам является календарный квартал.

Обратите внимание, что этот приказ будет применяться до тех пор, пока Минприроды России не заменит его собственными соответствующими нормативными актами. Об этом сказано в письме Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167.

Срок уплаты - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

По каждому субъекту РФ представляется отдельный расчет. При этом если плательщиком на территории субъекта РФ эксплуатируется более одного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по данным объектам включаются в единый расчет.

Новации-2016

С 1 января 2016 г. действующий порядок в отношении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет неактуален. В силу новой ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения данного платежа признается календарный год. Уплатить его следует не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Механизм расчета платы

Базой для расчета платы являются:

    объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

    масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления.

Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.

Основная часть нормативов платы за выбросы и размещение отходов утверждена в 2003 г. постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. В последующем в этот документ были внесены относительно незначительные изменения и дополнения, связанные в частности, с присоединением Крыма.

Здесь даны следующие данные для расчета:

    нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками - в рублях за одну тонну загрязняющих веществ;

    нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками - в рублях за тонну или кубические метры;

    нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты - в рублях за тонну загрязняющих веществ;

    нормативы платы за размещение отходов производства и потребления - за одну единицу размещения отходов.

В приложении 2 к этому документу указаны коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Кроме того, установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, применяются не только с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению 2, но и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, например, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Так как нормативы платы были установлены еще в 2003 г., каждый год они нуждаются в поправке, как минимум из-за инфляции. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2015 г. с коэффициентом 2,45.

Новации-2016

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2016 г. с коэффициентом 2,56, в 2017 г. - 2,67.

Для того чтобы плательщику взносов определить норматив своих выбросов, ему необходимо обратиться в территориальное управление Росприроднадзора. Туда нужно сообщить информацию о видах деятельности компании и о видах выпускаемой ею продукции. На основании этой информации управление Росприроднадзора определит примерные размеры допустимых нормативов выбросов (или сбросов) для плательщика.

Затем плательщику нужно точно определить объемы своих выбросов. Это можно сделать самостоятельно или путем привлечения специализированных организаций.

Расчет платежа производится по правилам, прописанным в постановлении Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

Так, для стационарных объектов это выглядит так.

Плата «за грязь» в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно - только лишь в тот период, когда плательщик проводит мероприятия, которые должны привести к снижению выбросов до экологически приемлемых величин.

Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

Важно!

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент.

Для передвижных объектов нормативы платы за выбросы установлены на единицу измерения используемого топлива.

В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы, для размещения отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита, и сверхлимитные отходы. Это следует из ст. 18 Закона № 89-ФЗ. Количество отходов надо умножить на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если плательщик превысит лимит, придется считать платеж в два этапа. Сначала нужно будет рассчитать платеж за отходы в пределах лимита, а затем - за разницу между фактическим размещением отходов и лимитом. Причем разницу между сверхлимитными отходами и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять.

Классификация отходов

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Напомним, что предыдущий каталог был утвержден приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786.

В ФККО были включены как виды отходов из прежнего каталога, так и новые виды отходов. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды. Если там стоит «0» - это означает блок, тип, подтип, группу, подгруппу отходов. Для видов отходов цифра «1» обозначает I класс опасности, цифра «2» - II класс опасности и т.д.

С 1 августа 2014 г. также вступил в силу приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792, которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

В силу п. 1 ст. 20 Закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя ФККО, государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

В силу ст. 14 Закона № 89-ФЗ компании, в результате деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, должны:

Подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;

Составить и утвердить паспорта на них.

В Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 чиновники объяснили, что процедура подтверждения плательщиком отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов.

Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах указанных отходов и оценки их опасности.

Форма Паспорта отходов I-IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

В пункте 7 этих правил установлено, что копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности компании способом, позволяющим определить факт и дату её получения, или вручается под подпись.

Судебная практика

Как известно, отходы образуются при ведении любой хозяйственной деятельности. Ведь даже выбрасываемая в мусор использованная бумага - это тоже отходы.

Ранее чиновники, что видно из судебных решений, полагали, что раз у компаний и предпринимателей образуются хозяйственные отходы, они все обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов.

Именно такая позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, а оказание ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Однако потом суд передумал и сообщил о том, что это мнение неправильное.

Появились постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10, суд подтвердил свою точку зрения в постановлении от 12.07.2011 № 709/11.

Судьи отметили, что организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, а просто накапливают их для последующей сдачи в специализированную организацию, не обязаны уплачивать экологический платеж. Однако они не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. И за несоблюдение этих требований могут быть наказаны по ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако «новая метла по новому метет». И когда аналогичные дела перешли в ведение ВС РФ, судьи поменяли свою точку зрения на 180 градусов - см., например, определения ВС РФ от 15.05.2015 № 301-КГ-14-6499 и от 15.05.2015 № 301-КГ14-7579. Они указали, что, поскольку перехода права собственности на отходы от компании - источника доходов к компании, утилизирующей доходы, не произошло, платить экологический платеж должна компания - источник отходов.

В постановлении ВС РФ от 10.04.2015 № 306-АД14-3950 судьи почему-то вернулись к «старой» позиции ВАС РФ.

На самом деле, как выяснил КС РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П, проблема в формулировках самой ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Дело в том, что данная статья закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но вот адресатов этой обязанности не определяет.

Что касается постановления № 632, оно не является надлежащим нормативно-правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.

В Определении КС РФ от 10.12.2002 № 284-О суд указал, что экологический платеж следует взимать лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Между тем в части размещения отходов законодательство, как указал суд, построено так, что понять, кто должен за это вносить экологический платеж, просто невозможно.

Ни Закон № 7-ФЗ, ни Закон № 89-ФЗ, ни постановление № 632, ни Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, не дают однозначного ответа, кто именно должен уплачивать экологический платеж за размещение отходов производства и потребления и кто должен разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - компании, в результате деятельности которых появляются такие отходы, или те компании, которые собирают, хранят и утилизируют такие отходы? Дело в том, что между указанными законодательными актами есть неустранимые противоречия.

В результате получается, что субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически и производящие отходы, вообще освобождаются от разработки нормативов отходов, если только они не занимаются их складированием и утилизацией. Получается, что разработка нормативов на размещение отходов не увязывается с обязанностью по уплате экологического платежа за их размещение.

КС РФ обнаружил письмо Госкомитета РФ по охране окружающей среды от 17.01.97 № 14-07/32, из которого выяснилось, что государственные органы не возражают даже против того, чтобы производители отходов и те, кто занимается их размещением, сами договорились, кто из них будет уплачивать экологический платеж.

Разбирая решения ВАС РФ по этой теме, КС РФ выразил недоумение, что ВАС РФ считает, будто бы нормативы отходов должна разрабатывать компания, складирующая и утилизирующая отходы, в то время как она собирает чужие отходы. Как такая компания может воздействовать на производителей отходов? Пятикратный штрафной коэффициент должен, по идее, стимулировать к экономии тех, кто производит отходы, а по логике ВАС РФ почему-то наказан должен быть тот, кто к производству отходов не имеет никакого отношения.

Может, именно это обстоятельство и сподвигло законодателей внести поправки в экологическое законодательство, поэтому с 1 января 2016 г. этот спор должен стать неактуальным.

Новации-2016

В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Закон № 7-ФЗ, в нем появится ст. 16.1. Она гласит, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и предпринимателей, ведущих такую деятельность исключительно на объектах IV категории.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. (Так что за вывоз бумаги из офиса платить экологический сбор не придется.)

Главное, что теперь окончательно прояснится, кто именно должен вносить экологический платеж за размещение отходов.

Преступление и наказание

Пени

Как ни странно, но за просрочку экологических платежей пени пока не предусмотрены. Однако у законодателей дошли руки исправить этот «недочет». С 1 января 2016 г. несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным периодом.

Никуда не денется и административная ответственность.

Административная ответственность

Как сказано в ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Разумеется, в первую очередь нужно выявить сам факт неуплаты или несвоевременной уплаты. Этим занимается финансовое подразделение территориального органа Росприроднадзора. Оно собирает информацию о поступающих платежах и передает ее своему руководству.

Милостью суда

Можно ли избежать административного наказания, даже просрочив срок внесения платежа? Можно. У арбитражного суда есть такое право.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2009 № А74-2177/2009 судьи посчитали просрочку платежа на 8 дней малозначительным нарушением и освободили плательщика экологического платежа от ответственности. Стоит, правда, учесть один важный факт: компания не смогла заплатить потому, что ее счета были временно блокированы налоговой инспекцией.

Аналогичное решение было принято и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2010 № А81-4031/2009. Здесь суд вообще не стал искать для нарушителя особые оправдания.

Судьи указали, что согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

Из разъяснения ВАС РФ, содержащегося в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ может быть применена к любым составам правонарушений, содержащимся в этом Кодексе. В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Об этом можно судить, на наш взгляд, хотя бы по определениям ВАС РФ от 31.10.2012 № ВАС-14216/12 и от 07.06.2012 № ВАС-7368/12, в которых судьи поддержали наличие факта малозначительности, и Определению ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17817/11, в котором судьи такого факта не усмотрели.

На наш взгляд, рассчитывать на снисхождение судей можно хотя бы потому, что сумма штрафа за незначительный срок просрочки представляется явно несоразмерной. Вот только вопрос о том, какой срок просрочки можно считать несущественным, каждый арбитражный суд будет решать сам.

Обратите внимание!

Плательщика нельзя вообще оштрафовать за данное нарушение, если оно будет выявлено спустя год после истечения срока внесения платы. Это прямо следует из содержания п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и подтверждается постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2009 № А44-3057/2009 и Дальневосточного округа от 24.03.2010 № Ф03-1528/2010.

Проблемы малого бизнеса

Субъектам малого и среднего предпринимательства следует обратить внимание на письмо Минприроды России от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ предприниматели и компании, в результате деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Правда, это не касается субъектов малого и среднего предпринимательства. Названные субъекты, если у них также образуются отходы производства, должны представить в компетентные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Требования к содержанию и представлению такой отчетности изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 542, (далее - Порядок).

Положениями п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, определено, что лимитами на размещение отходов для малого бизнеса является количество отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с указанной выше отчетностью. Поэтому для подтверждения лимитов малый бизнес обязан своевременно представлять эту отчетность. В силу п. 5 Порядка она представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Чиновники посчитали, что за несвоевременную сдачу отчетности бизнесменов следует наказывать по ст. 8.5 КоАП РФ, о чем и сообщили в письме Росприроднадзора от 25.12.2014 № АА-03-04-36/21179. В названной статье упоминается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков её доведения до заинтересованных лиц.

Административный штраф составляет:

    для граждан - от 500 до 1000 руб.;

    для должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;

    для юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.

Однако у судей оказалось собственное мнение, и совсем не в пользу малого и среднего бизнеса.

В КоАП РФ есть ст. 8.2, которая предусматривает наказание за такие нарушения, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Указанные нарушения влекут:

    для граждан штраф в размере от 1000 до 2000 руб.;

    для предпринимателей штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    для юридических лиц штраф в размере от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видно, эти санкции гораздо более жесткие, чем по ст. 8.5 КоАП РФ.

Но именно ст. 8.2 КоАП РФ судьи требуют применять в рассматриваемой ситуации. Это мнение, например, было высказано в постановлении АС Московского округа от 20.08.2014 № Ф05-8666/2014 по делу № А40-6935/2014.

Но главное, что так считают и суды более высокого уровня (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, ВС РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 и от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013).

Судьи полагают, что состав правонарушения, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется бизнесом с нарушениями требований природоохранного законодательства. К нарушениям природоохранного законодательства относится и нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

Проблемы налогового учета

В подпункте 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам налогоплательщика относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Но выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. Тогда что означает «предельно допустимые» выбросы?

Например, Минфин России в письмах от 07.05.2007 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.2006 № 03-03-04/1/238 решил, что учитывать в налоговых расходах можно только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. В письме Минфина России от 01.12.2005 № 03-03-04/403 финансисты утверждают, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи включать в налоговые расходы нельзя.

В то же время, в п. 4 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Получается, что лимитированные и сверхлимитные выбросы как раз подпадают под этот пункт.

Некоторые суды это подтверждают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу № А33-11449/05). Другие не соглашаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2007 по делу № А26-7961/2006-218). В последнем деле суд посчитал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Так что платежи за выбросы в пределах согласованных лимитов можно учитывать при расчете налога на прибыль.

Необходимо также привести позицию ФАС Уральского округа (см. постановление от 19.03.2008 № Ф09-1599/08-С3 по делу № А76-8/07). Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы. Это решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 25.08.2008 № 9144/08. Но в данном случае рассматривались лимиты на размещение отходов. А ведь в отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для расчета платы за размещение отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Проще говоря, промежуточная стадия, из-за которой и ведется весь сыр-бор, отсутствует.

Судя по тому, что более свежих судебных постановлений по данной проблеме нет, налогоплательщики не рискуют. И правильно делают.

Также напомним о постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 7317/05 по делу № А07-27013/04-А-СЛА. Налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах. Даже Минфин России в письме от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18 согласился с данной точкой зрения.

Кстати, обратите внимание, что услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что возможен конфликт с налоговиками по поводу признания в налоговом учете стоимости услуг по определению класса опасности отходов и услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Налоговики почему-то считают, что эти затраты должны учитываться в налоговых расходах равномерно - в течение срока действия этих нормативов.

Однако в постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2012 № Ф09-8803/11 судьи сочли, что никаких длящихся отношений между заказчиком и исполнителем здесь нет, поэтому данные затраты в налоговом учете можно учесть единовременно.

Новая форма "Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду" официально утверждена документом Приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 509.

Подробнее о применении формы:

  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду – 2016

    Оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС. Законом не введена обязанность представления отчетности о плате (расчетов, деклараций) в... Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Подробнее о нововведениях читайте в материале «Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в...

  • Является ли плата за НВОС обязательством предприятия общепита?

    В федеральном законодательстве изменений вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду всегда вызывал множество вопросов... без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в... приказа «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (срок – III ...

  • Об отражении в учете и отчетности переплаты по экологическим платежам

    1 марта года, следующего за отчетным периодом. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается в Росприроднадзор не... позднее 10 марта года, следующего за отчетным... ; заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду; акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обратите...

  • Учет платы за НВОС при УСНО

    Вопросам о таких платежах. По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре... № 7-ФЗ) Порядок представления отчетности Декларация представляется не позднее 10 марта... категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту... негативное воздействие на окружающую среду (соответственно, не включается в государственный реестр и не подается заявка о...

  • Плата за НВОС - 2017

    И взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС), утверждена новая форма декларации и порядок... были утверждены новая форма декларации о Плате за НВОС (далее - Декларация) (приложение № 2 к... территориального органа Росприроднадзора о получении с указанием даты на бумажном носителе... . Информацию о платежной базе представляют за отчетный период в составе Декларации (п... об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную...

  • Обзор изменений законодательства за сентябрь 2016 г.

    ... №913 Определены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ставки установлены за 1 тонну загрязняющих веществ... внимание, в частности, на следующие моменты: декларация об отсутствии между участником... налоговой декларации. Суд сделал вывод о праве налогового органа сопоставить данные декларации... декларации по налогу на прибыль ФНС разработана новая форма декларации. Проект приказа размещен на... декларации по транспортному налогу На сайте regulation.gov.ru размещена форма сообщения о...

  • Обзор изменений законодательства за апрель 2016 г.

    Сведений о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации... состоянию на дату представления декларации. Установлено, что совершенными без нарушения Закона о валютном... охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата должна... года отдельные положения Письма Росприроднадзора «О плате за размещение отходов». Суд указал, что...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    Налогоплательщиком налоговой декларации, в которой отражена соответствующая корректировка. Налог на добавленную стоимость... соблюдении указанной организацией, получившей документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность... уплачиваются неналоговые платежи - плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водным объектом, платежи за использование лесов, платежи...

  • Обзор писем министерства финансов РФ за июнь 2018

    11 "Регистрационный номер таможенной декларации" счета-фактуры возможно поставить... то, что обязательство по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает у субъектов малого и... государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического... в качестве обстоятельства, свидетельствующего о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды... реестр недвижимости записи о правах этой организации на земельный участок. Письмо...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за август 2016 года

    Денежных средств за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за I квартал... о служебной командировке. Сумма налога на добавленную стоимость по расходам на проезд и наем... с начислением процентов за пользование указанными денежными средствами, о чем и было... /46432 Материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для... , должна уведомить налоговый орган о переходе на данный специальный налоговый режим в...

  • Обзор изменений законодательства за июнь 2016 г.

    В действующей форме налоговой декларации по налогу на прибыль не предусмотрены строки... 2 к листу 02 декларации с указанием периода, за который осуществлена корректировка... . Также предлагается представлять с декларацией пояснительную записку... ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся без подачи отчетности. Декларации о плате за загрязнение окружающей среды должны будут...

  • О представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    Марта 2018 года необходимо подать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Декларация предоставляется в форме электронного документа... ;Декларация по плате за НВОС" размещена подробная инструкция по формированию и отправке декларации о плате... ;. Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях: годовой размер платы за предыдущий... "Интернет". При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке...

  • Порядок представления в Росприроднадзор декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    Утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" Декларация представляется не позднее... вносить плату, ошибок и неточностей; декларации в случае если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты... несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В приложении приводится форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок...

  • Об утверждении формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    ... "Минприроды России утвердило форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду" Не позднее 10 марта... , оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Декларация о плате представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Декларация о плате может...

  • О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе об авансовых платежах

    При подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующий субъект осуществит перерасчет платы с учетом... платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В течение 2017 года... сумм платы, уплаченных за 2016 год и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Приказ... подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить...

Охрана окружающей среды – это один из важных государственных приоритетов. Ведь отрицательное воздействие деятельности человека на природу огромно, и этому необходимо противостоять. Для этого и используется инструментарий государства в виде законов и подзаконных актов, действие которых направлено не только на введение наказаний в виде штрафных санкций за загрязнение окружающей среды, но и стимулирующих внедрение на производстве безотходных технологий, переход к альтернативной энергетике, использование электротранспорта, глубокую переработку отходов и качественную очистку сточных вод.

Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

В России действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции № 358-ФЗ от 03.07.2016. На его основе принято постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, которым установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год. Предусмотрено введение новых ставок и дополнительных коэффициентов, начиная с 1 января 2016 года. Это касается выбросов загрязнений в атмосферу стационарными источниками, сбросов вредных веществ в водоемы и размещения производственных и потребительских отходов в зависимости от их класса опасности.

Плата взимается за одну тонну вредных веществ. В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для предприятий и ИП в 2016 году действуют понижающие коэффициенты, стимулирующие бизнес к внедрению новейших технологий, обеспечивающих необходимую защиту окружающей среды. Министерством природных ресурсов и экологии России приведены экспертные оценки, показывающие, что за счет льгот, которые предоставляются предприятиям организациям в 2016 году, их расходы, связанные с оплатой вредных выбросов и размещением отходов, будут сокращены не менее чем в полтора-два раза по сравнению с 2015 годом.

В то же время постановлением предусмотрено, что для отдельных территориальных образований и объектов, охраняющихся особо в соответствии с федеральным законодательством, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с учетом дополнительного коэффициента 2.

Сумма платы за 2016 год должна определяться по итогам этого периода, и может корректироваться и вноситься в бюджет не позже 1 марта 2017 года. При этом предприятия-плательщики вносят ежеквартальные авансовые платежи (за исключением четвертого квартала). Средства должны быть перечислены не позже 20 числа следующего за текущим кварталом месяца. Этот порядок не распространяется на субъекты предпринимательства, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к малому и среднему бизнесу. В этом случае полная оплата производится в срок до 1 марта 2017 года и авансовые платежи не вносятся. Те компании, которые относятся к МСП внесены в реестр МСП . Кроме этого, любые предприятия, созданные на протяжении 2016 года, также освобождены от авансовых поквартальных платежей.

Отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую среду

Соответствующая отчетная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду должна быть сдана до 10 марта 2017 года (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ). Этим же пунктом закона за несвоевременное внесение необходимых платежей предусмотрена как ответственность предприятия в виде уплаты пени в размере 1/300, но не более 0,2% учетной ставки Банка России за каждый день просрочки, так и административная ответственность в виде штрафов, накладываемых на должностных и юридических лиц в сумме 3-6 и 50-100 тысяч рублей соответственно (ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Коды бюджетной классификации при заполнении платежных документов в 2016 году остаются неизменными. В то же время изменились нормативы зачислений в бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В 2016 году предусмотрено зачисление 5% от всех начисляемых сумм в федеральный бюджет, 40% субъектам РФ, 55% муниципальным районам и городским округам, или для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - 5% в федеральный бюджет и 95% этим субъектам. По сравнению с прошлыми периодами значительно возросла доля денежных средств, распределяемых в пользу территорий.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду определены за отчетный период 2016 года, а также за 2017 и 2018 годы. Действующие до этого нормативные правовые акты - постановление правительства от 12.06.2003 № 344 и постановление правительства от 19.11.2014 № 1219, в которых определялись нормативы за вредные выбросы в атмосферу, сбросы загрязнений в водоемы, размещение производственных и потребительских отходов, а также коэффициенты к ним, утратили силу и не используются.

Полный список новых ставок платы «за грязь»