Критическое мышление – это процесс рассуждения, направленный на объективный анализ любой идеи, которая оказывается в вашей голове. Оно включает в себя более глубокое изучение определенных сфер жизни, чтобы вы могли раскрыть свой потенциал.

Наша жизнь – результат наших мыслей и принимаемых решений. Поэтому, повышая качество мыслей, мы можем улучшить свою жизнь. Один из способов это сделать – улучшить навыки критического мышления.

1. Не предполагайте – исследуйте

В повседневной жизни мы делаем предположения практически обо всем. Наш мозг так устроен, он делает предположения с целью обработки информации. И эта функция является крайне важной частью структуры мозга. Однако порой эти предположения могут быть неверными или неточными. Критическое мышление предполагает отказ от предположений, оно требует анализа любых данных на предмет их актуальности и правдивости. На любое предположение всегда задавайте вопрос, почему именно так, а не иначе.

2. Сначала исследуйте, а потом воспринимайте информацию за правду

Вокруг огромное количество информации. Одна исходит из надежных источников, другая – из ненадежных. Поэтому мы распределяем информацию, основываясь на этой классификации. Это экономит время и энергию, которые потребовались бы для более тщательного анализа полученной информации. Однако информация, которую мы считаем достоверной, может оказаться . Если что-то где-то публиковалось или транслировалось СМИ, это еще не значит, что информация достоверная. Критическое мышление подразумевает, что необходимо докапываться до сути всех новых данных, которые вам поступают, чтобы проверить их достоверность.

3. Все под вопросом

Чтобы мыслить критически, вы должны быть готовы поставить под сомнение буквально все. Вы должны сомневаться во всех новостях, заявлениях правительства и даже в том, чему вас учили с ранних лет. Задавайте вопросы. Мыслить критически и не невозможно. Во-первых, найдите вопросы, которые можно задать в определенной ситуации. Во-вторых, спросите таким образом, чтобы получить конструктивные ответы.

4. Осознайте свои личные предубеждения

Предубеждения – это выводы об окружающем мире, которые делаются на основе собственного опыта. Абсолютно у каждого человека имеются предубеждения, порой это приводит к неверным выводам и решениям. Чтобы развить в себе критическое мышление, необходимо выявить свои предубеждения и изучить их. Это приведет к более качественному анализу новой информации.

5. Планируйте на большее количество шагов вперед, чем ваши ровесники

Жизнь можно рассматривать как игру в шахматы. Чтобы добиться успеха, вы должны быть на много шагов впереди своего противника. Недостаточно просчитывать на два-три шага вперед. Вы должны просчитать и распланировать стратегию на максимально возможное количество шагов вперед. Устройте мозговой штурм, при котором вы рассмотрите весь широкий спектр своего будущего. Вы сможете предвидеть какие-то проблемы и подготовиться к ним.

6. Определите главную цель принимаемых вами решений

Каждый раз, когда вы принимаете в жизни решение, за ним стоит определенная цель. Эта цель должна стать ориентиром для мыслей и действий. Убедитесь, что ваша цель полностью вам понятна. Изложите ее в словах и цифрах, пусть с этого начнется ваш путь к ней. Принимайте решения, которые будут приближать вас к цели.

7. Думайте о последствиях своих действий

Каждое действие сталкивается с противодействием. Наши действия – результат наших решений. Мы должны прогнозировать и оценивать возможные последствия. Один из способов – поставить себя на место того, на кого повлияет ваше решение. Это позволит вам быть готовым к любому результату, вы сможете придумать запасной план, который будет направлен на проблемы, которая может внезапно возникнуть.

8. Осознайте процессы, происходящие в вашем уме

Процесс человеческого мышления просто поражает. Мозг – самая сложная структура из известных человеку. Мы думаем множеством способов. Один из способов – эвристика. Это совокупность приемов и методов, которые облегчают решение формальных задач. Опирается она больше на . С точки зрения критического мышления эвристика не является надежной. Так как она рассматривает информацию, не углубляясь в факты, также на нее сильно влияют предубеждения. Чтобы улучшить навыки критического мышления, вы должны понимать, каким образом работает ваш ум.

9. Просматривайте доказательства предыдущих цепочек мыслей

Вам не придется изобретать велосипед. Любая проблема, с которой вы столкнулись, вероятнее всего, уже кем-то была решена. Чтобы справиться с ней быстрее и успешнее, просто посмотрите результаты тех, кто сделал это до вас. Используйте полученную информацию, чтобы найти свой собственный путь, который, возможно, окажется более продуманным.

Критическое мышление значительно повышает ваши шансы на успех в жизненных начинаниях. Оно позволяет получать превосходные результаты. Приведенные советы помогут улучшить навыки подобного мышления. Изучайте и применяйте их, со временем вы заметите повышение качества жизни.

Психоаналитик, арт-терапевт.

"Критика является изучением и испытанием предложений любого рода, которые предлагаются для принятия, для того чтобы выяснить, соответствуют ли они действительности или нет. Критическое мышление является важнейшим условием благополучия человека, этому нужно учить".

Уильям Грэм Самнер


Критическое мышление – это когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, которое можно соотнести с дивергентным мышлением, где используются компоненты сознания и ассоциаций, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи.

Различие заключается в том, что дивергентное мышление ведёт к новым инсайтам и решениям, в то время как критическое мышление выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.

Теория критического мышления

Считается, что термин "критическое мышление" впервые был применён в комплексной работе о "важности учебного плана по математике и роли точности мышления" Кларка и Рива (1928). До этого он не использовался в научной сфере и тождественным понятием было рефлексивное мышление.

Основной предпосылкой появления теории критического мышления в США начала 20го века следует считать социальную напряженность, нестабильность связанные с революцией, большой депрессией, мировым экономическим кризисом. Эти жизненные аспекты побудили философов и социологов к поиску идей, которые трансформировали бы философию в действующий, прагматичный процесс помогающий людям выжить в радикально меняющемся мире.

Одной из основных причин появления теории критического мышления был кризис в образовании, его реформы. Таким образом вопросы критического мышления перестали быть предметом интереса исключительно философии.

Аналитическая философия образования имела важное значение в становлении и развитии теории формирования критического мышления.

Одним из первых был американский педагог и философ Джон Дьюи, кто провел параллели между условиями обучения, взаимодействием и рефлексивным мышлением, а также предложил развитие рефлексивного (критического) мышления, как одну из важнейших целей обучения в образовательной системе.


Социолог и философ У. Самнер указывал на глубокую необходимость критического мышления в жизни, в образовании и необходимость обучать критическому мышлению.

Разработке важных методических аспектов организации формирования навыков критического мышления посвящены работы американских педагогов, которые под воздействием постмодернистского мышления заговорили о необходимости внесения изменений не только в образовательную систему в целом, но и процесс разработки и внедрения новых теорий и методов обучения. Они подчеркивали, что такие подходы способны заинтересовать учеников процессом обучения, активизировать их работу по достижению собственных учебных целей, дать возможности самостоятельно контролировать и оценивать уровень знаний друг друга, формировать навыки критического и творческого мышления.

История критическог мышления

Итак, в начале 1960-х гг. в США и Англии появляется аналитическая философия образования, истоками которой были системы немецкого идеализма начала XIX века.


После Сократа Кант – вторая значительная фигура в истории философии, которому обязаны все видные представители критического рационализма, несмотря на их критическое отношение к его учению. Критический рационализм И. Канта включает в себя вопросы теории познания в сферах просвещения, эпистемологии (гносеологии), религии: "Откуда бы вы ни знали о Боге… только вам судить, верить ли в Него и поклоняться ли Ему".

В своих учениях о пространстве и времени Кант обнаруживает, что знание состоит из аналитических (поясняющих) и синтетических (расширяющих) суждений, которые как-бы отвергают рационалистическое учение об очевидности, и потому он требует обосновывать синтетические суждения a priori так же, как и эмпирические.

Кантовский критический априоризм отталкиваясь от Юмовского скептицизма, связанного с невозможностью доказать справедливость принципа индукции, обобщает "Юмовскую проблему" до вопросов: как возможна наука, состоящая из синтетических суждений "априори"? Как возможно обоснование синтетических суждений рода "априори"?

Карл Поппер – австрийский и британский социолог, один из самых влиятельных философов науки 20го столетия, являясь последователем философии И. Канта, сыграл важную роль в истории развития критического мышления. Его по праву можно считать основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: "Я могу ошибаться, а вы можете быть правы… Сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине".

Известен Поппер своими трудами по философии науки, социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода. Отстаивал принципы демократии, социального критицизма и предлагал их придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

В своей приверженности просветительской традиции, Поппер связывал Просвещение с верой в разум и истину, и в этом смысле он именовал себя рационалистом. "Однако, – отмечал Поппер, – это не значит, что я верю во всесилие человеческого разума… Разум может играть в человеческой жизни лишь очень скромную роль. Он выполняет роль… критической дискуссии". Особенность традиции Просвещения, по мнению Поппера, состоит в определённой интеллектуальной установке, которая оппонирует таким просветительским рационалистическим концепциям, которые стараются придать разуму и производимому на его основе знанию особый авторитет. "Имеется существенное различие между интеллектуальной скромностью и интеллектуальным самомнением (дерзостью), – разъясняет Поппер суть этого противостояния.

Интеллектуальная скромность образует этическое основание концепции критической рациональности, именуемой Поппером "сократовский разум", в которой критический рационализм пропагандирует не всесилие разума и тем самым фанатическую веру в него, не "террор рационализма" или некритическую веру во всемогущество науки. В его концепции разума речь идёт о сократовской точке зрения на ограниченность и погрешимость всего человеческого знания, и потому не признающей никакой опорной точки в процессе познания или конечной инстанции в обосновании, которая гарантировала бы абсолютность истины.

Для Поппера рационалист – это человек, готовый учиться у других благодаря тому, что он позволяет им критиковать свои идеи и сам подвергает критике чужие идеи.

Психология, основы критического мышления

Психология критического мышления – суммарность психологических наук, познавательных операций и процессов. Как познавательная и интеллектуальная деятельность критическое мышление основывается на правилах и приёмах формальной логики, когнитивной психологии, психологии творчества, теории принятия решений и практике аргументации, риторике. Этот вид мышления проявляется в умении предвидеть, диагностировать возможный ход будущих событий, посредством анализа и логики усиливать положительные и предупреждать отрицательные следствия принимаемых решений и предпринимаемых действий. Методическое сомнение (то, в чём логически возможно сомневаться), работа с понятиями и вопросами, чёткое и обоснованное выражение мысли, поиск погрешностей и определение степени рискованности различных ситуаций – всё это основы операционной системы критического мышления. Главным средством тут является связь между мышлением и знанием.

Психолог Дайана Халпер, например, в своей книге "Психология критического мышления" отмечает:


Речь идёт о таком виде мышления, которое позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые. Все, что известно людям – все существующие знания – было кем-то создано. Создано, в большей степени, с помощью целенаправленного хода рассуждений с оценночными компонентами – основными факторами критического вида мышления.

"А что, если?..." – основной вопрос критического мышления. Означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Для этого вида мышления необходимо внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

С Олей мы дружим с детства. Её главной чертой, помимо доброты и отзывчивости, была наивность. Когда Оле пришла смс, с текстом «зайди на сайт и узнай, какую открытку тебе отправили», Оля, не задумываясь, перешла по ссылке.

С баланса тут же ушла немаленькая сумма, и на какое-то время Оля уже никому не могла позвонить или написать. Когда на улице к Оле подошла гадалка, Оля, как под гипнозом, отдала ей несколько тысяч рублей «на обряд от безбрачия». Оля тогда училась в институте, и остаться старой девой ей никак не хотелось. И такие истории с ней происходили с завидной регулярностью.

Если бы Оля тогда знала про критическое мышление, она возможно избежала бы подобных ситуаций.

Под критическим мышлением, исходя из названия, мы понимаем образ мыслей, когда любую поступающую информацию мы не воспринимаем, как нам подали, а предварительно анализируем и по определению сомневаемся в ее правдивости. Сам термин говорит о том, что данный тип мышления подвергает критике все, что узнает из телевизора, газет, радио, интернета, от знакомых.

Термин возник не случайно. Еще во времена расцвета греческой философии такие яркие умы, как Сократ (а он бы в этом направлении первым известным исследователем), Платон и Аристотель доказали с помощью опросов и веских обоснований что люди, вне зависимости от опыта и уровня благосостояния эмоциональны.

И в первую очередь воспринимают информацию эмоционально, и рассуждают так, как им подсказывают чувства, а не разум.

Сократ говорил о том, что какими бы привлекательными не были доводы для нашего сердца, всегда необходимо рассматривать ситуацию ос всех сторон, и приводить разумные доказательства. Которые логичны и реальны.

Зачем нужно критическое мышление

В наше время навыки критического мышления особенно нужны: мы все вспомним случаи, когда СМИ публиковали «утки» — вымышленные или непроверенные истории.

Самый известный пример — это швейцарский видеоролик, в котором рассказывали о макаронных деревьях. В трехминутном видео работники «собирают урожай» макаронных изделий с деревьев. Видео показали в вечерних новостях на известном телеканале ВВС.

После показа на студию обрушился шквал телефонных звонков: швейцарцам было ужасно интересно — как же вырастить такое дерево дома? Продолжая начатую линию, работники студии посоветовали опустить спагетти в банку с томатным соусом и ждать.

Зрители этой телепередачи также изучали биологию в школе, многие после этого закончили ВУЗы. Но в школе не было предмета под названием «критическое мышление». И взрослые люди, имеющие опыт в самых разных сферах, доверились телевизору — потому что зрение не может обманывать.

Это пример ситуации, когда обман совершается из добрых побуждений: данный выпуск — всего лишь розыгрыш в день 1 апреля. В этот день принято разыгрывать друзей и знакомых, и вполне ожидаемо, что и телевидение присоединиться к празднику в своих сюжетах.

Но мы все знаем случаи, когда нами сознательно манипулируют для получения своей выгоды. Это случаи, когда мы сталкиваемся с мошенниками, несознательными организациями (особенно много таких компаний в сфере продаж), пропагандистами, рекламщиками и политтехнологами.

Сфера услуг — место, где мерилом успеха является процент выручки, заполонено «специалистами», которые готовы за ваши же деньги пообещать вам золотые горы.

Вникая и поддерживая, доверяя им – мы отдаем время, деньги (иногда и большее) без получения обещанного результата. Чтобы не быть обманутым (в самом позитивном случае), давайте рассмотрим, как развить критическое мышление.

Навыки и способности человека, обладающего критическим мышлением

Помимо самостоятельности, необходимы навыки:

  • аналитического и творческого мышления;

Любую информацию необходимо анализировать, объяснять самому себе те факты, с которыми приходится сталкиваться.

  • Умение отличать логичные от псевдологичных выводов;

Здесь вам потребуется изучить основы логики, науки, которая поможет вам отличать рассуждения, «притянутые за уши».

  • умение трактовать и сравнивать факты;

Важно уметь предполагать, какие события могут последовать за тем или иным явлением, а также предпосылки, которые привели к нынешнему состоянию дел.

Сравнение предметов или явлений — метод, к которому нас приучали с детства, дополнительные объяснения здесь не нужны.

  • Знание причинно-следственных связей;

Понимаю, что является первопричиной, многое расскажет вам о перспективах и особенностях чего-либо.

  • Структурирование;

Рассматривайте факты не по отдельности, а в различных комбинациях друг с другом (психологи утверждают, что именно это действие отличает творческую деятельность).

  • Оценка;

Сравнивая и анализируя, вы обязательно придете к какому-либо решению. Практикуйтесь, и это решение будет с каждым разом более грамотным.

  • Составление прогноза;

Имея на руках факты, практикуйтесь в прогнозировании — некоторые факты являются основополагающими, и доля вариантов может быть просто неосуществима.

  • умение объяснять явления и делать выводы.
  • Акцент на персоналии

Кто занимается изучением данного явления? А кто изучал ранее? Что мы знаем об этих людях? Как давно человек находится в данной должности, имеет ли он достаточно практического опыта в данной сфере, чтобы доверять его мнению?

Как развить критическое мышление

Стоит сразу сказать, что есть факты, которые подвергать критике необязательно: это физические и математические законы, установленные границ и расстояния, некоторые исторические факты.

Они утверждены ученым сообществом, и часть из них (например, расстояние от земли до Солнца) мы не можем доказать или опровергнуть, мы можем только принять на веру.

Если речь идет не о них, то у каждого сообщения (не важно, информацию рассказывают нам или мы получаем ее при чтении) должно быть:

  1. Проблематика

Это круг вопросов или тема, о которой пойдет речь в повествовании. Есть большая разница между проблемой в повествовании, для которой автор предлагает решение, от проблемы, о которой предлагает только побеседовать и проанализировать сложившуюся ситуацию.

  1. Допущения

Допущением называют информацию или факт, которую автор не подвергает сомнению. В этом случае следует обратить внимание, какую именно информацию мы считаем не требующей доказательств и почему.

  1. Угол зрения

Не все мнения являются основополагающими. Не все явления в мире носят сугубо положительный или отрицательный характер. Поэтому полагаться на мнение автора о том, что «А» — хорошо, а «Б» — плохо не обязательно.

  1. Факты

Опять же, говоря о том, что «А» хорошо, а «Б» — плохо, важно подключать к доказательству факты. Исследования, научные разработки, похожие ситуации, случавшиеся ранее – но не мнение подруги или маминого брата.

  1. Теория

Совпадают ли идеи, термины, которые присутствуют в повествовании с его темой? Имеют ли они четкое и понятное разъяснение?

  1. Вывод

Итогом вышесказанного должно быть суждение. Суждение базируется на нескольких фактах. Недостаточность информации не дает нам право сделать полноценный вывод.

  1. Результат

Читая очередной материал об изменениях в политическом строе, экономическом укладе или неоднозначном событии, нам важно выяснить: каковы цели данного события, данного текста? Что нам хотел сказать автор повествования? Какая тема главная, а какая второстепенная? Что автор считает априори таким, а что иным? Какие выводы делает автора в конце, и в других частях повествования?

Важно понимать, что некоторые выводы лейтмотивом проходят через весь текст или сообщение, и важно эти скрытые «умозаключения» выявить и обозначить. Очень рассудительно нужно отнестись к новостям «о шокирующих результатах исследования», «исторических находках», программах о тайном и неизведанном. На что опираются их доказательства? Какие исследования были проведены и кем? Что об этом явлении говорили ранее?

Развивая критическое мышление, вы заметите, насколько многогранный и неоднородный окружающий мир.

Сделайте вывод

Прочитав эту статью, вы встали на путь развития полезного навыка — критического мышления. Больше читайте и изучайте научные труды и исследования, проверяйте факты и опирайтесь на них в дальнейшем.

Успехов вам!

в ХХ веке «ой как не повезло». Приобретшие массовую популярность конструктивизм и постмодернизм, особенно в своей радикальной трактовке, отучили людей руководствоваться понятиями «действительность», «достоверность», «правда», «ложь» и тому подобными. Неумение критически мыслить приводит в буквальном смысле к смерти личности: человек не в состоянии определить для себя музыкальные предпочтения, вкусовые, политические, мировоззренческие и т. д., отделить их от того, что лично ему чуждо. Если кто-то и имеет представление о «своих» предпочтениях, то боится их высказывать и даже придерживаться их: критичность мышления в нынешнем обществе сама подвергается критике. «Как вы можете высказываться плохо о другой музыке!», «Ты критикуешь политика, но что сделал ты сам?». «Вы нетолерантны!».

Но такие высказывания выдают людей податливых, неэнергичных, лишённых энтузиазма, доверчивых и опустошённых. Если представить реальную действительность неким грузом, который давит на сознание наблюдателя, то люди, мыслящие некритично, демонстрируют тотальную умственную и духовную слабость – ведь они неспособны противостоять давлению и предпочитают быть «раздавленными».

При этом некритично мыслящие люди любят рассуждать о какой-то «духовности». Однако они упускают очевидный факт. Дело в том, что критическое мышление присуще только человеческому сознанию, его нет даже у так называемых высших животных (возможно, некоторые элементы критического мышления есть у шимпанзе, слонов, дельфинов и некоторых других представителей «интеллектуальной» фауны, но это пока лишь гипотезы); больше того, оно не является для человека врождённым, а развивается лишь со временем, когда количество полученной ребёнком информации будет настолько большим, чтобы можно было сравнивать. Так что те, кто отказывается от критического мышления, демонстрируют не «духовность», а деградацию. «Духовность» в их понимании сводится к неосознанному, бездумному выполнению определённых ритуалов, инстинктивным действиям, полной доверчивости и безмолвному принятию сложившихся обстоятельств, — но это поведение, характерное для самых примитивных форм жизни, в том числе для растений. Неслучайно те, кого называют «овощами» и «людьми-растениями», обычно характеризуются абсолютным отсутствием критического мышления.

Таким образом, – это единственное свойство, отличающее человека от животных. Все остальные атрибуты «высшего интеллекта» свойственны многим видам животных: они пользуются орудиями, у них имеются примитивные языки, часто с большим количеством структурных элементов (звуков, жестов, мимики, запахов), некоторые узнают себя в зеркале или пользуются им для поиска предметов. Однако критически относиться к действительности они, по-видимому, не могут. Неспособна это делать, впрочем, и значительная часть человечества.

Некритичные люди

Увы, но неумением мыслить критически (частично или даже полностью) сегодня отличаются даже люди неглупые и образованные. А уж о материальной и профессиональной успешности и говорить нечего: общество и власть имущие поощряют «послушных», лояльных и доверчивых . Недаром отказ от собственного мнения и заигрывание перед начальством – непременный атрибут корпоративной культуры. Люди, высказывающие собственное суждение, рискуют пополнить ряды маргиналов и лишиться всех «благ цивилизации», а то и вовсе быть убитыми.

Конечно, если бы всё было так однозначно, человеческий род был бы уничтожен лет пятьдесят назад. Немало наших современников осознают, что получая материальные блага в обмен на отказ от личности и самореализации, они теряют смысл жизни как таковой и становятся бессловесными потребителями товара. Одни из них, недолго думая, кончают с собой (наверное, многие слышали о самоубийствах богатых и «успешных» людей, среди которых есть и знаменитости). А другие, подумав чуть подольше, принимают решение жить и бороться. И добиваются настоящего успеха – развивают критическое отношение к действительности, не становясь изгоями или маргиналами. Такие люди и двигают человечество вперёд, совершают новые открытия и изобретения, даже заслуживают широкое признание и авторитет.

Что такое критическое мышление

Все мы знакомы с выражениями «уничижительная критика», «раскритиковать», «критическое положение», «кризис». В соответствии с этим «критическое мышление» многими понимается как постоянное недоверие ко всему, скепсис, осуждение. Это в корне неверно. Конечно, недоверие и скепсис – неотъемлемые элементы критического мышления, однако его суть не в этом. Такое мышление основывается на обдуманных, проверенных и перепроверенных решениях, подкреплённых надёжными доказательствами, желательно – вещественными; на строгой логике, последовательных суждениях и контролировании своих чувств и эмоций.

Критически мыслящий человек не склонен слепо исполнять приказы и поручения, не поддаётся внушению и воздействию извне. Его сложно обмануть и обхитрить, а также вывести из-под контроля. Он ничего не принимает на веру и в своих действиях руководствуется личными убеждениями, самостоятельно полученными и обработанными сведениями. Поэтому ему несвойственно принимать опрометчивые решения.

Критика самого себя

Неотъемлемая часть критического мышления – самокритика. Такой человек способен осознавать свои реальные возможности, понимать и исправлять сделанные ошибки. Отсутствие критики к себе характерно, в частности, для психически больных: так, не в состоянии отличить галлюцинации и бредовые мысли от своего реального состояния. «Воздушные замки», авантюризм, патологическое фантазирование – это тоже симптомы болезненной некритичности к себе.

Как научиться критически мыслить

Критическое , казалось бы, процесс несложный и даже примитивный: есть однозначные «правда» и «ложь», определение которых будет результатом рассуждения; есть начальные посылки, следствия из них и проверка следствий; обработка этих суждений основана на элементарной . В этом отношении критическое мышление напоминает машинную логику. Однако мы сталкиваемся с тем, что критическое мышление для множества людей превращается в этакое мастерство, и даже способные к нему нередко запутываются в своих умозаключениях. Вероятно, это связано с трудностями «взрослой жизни»: думать, рассуждать и отыскивать истину приходится самостоятельно, к чему не все готовы. Многие предпочитают участь больших детей – всецело опираются на установки, заданные разнообразными «опекунами»: политическими и религиозными , родителями и просто «старшими», авторитетами и «паханами», традициями, канонами. Потому что так проще.

Учиться критическому мышлению приходится постепенно, шаг за шагом.

Метапознание. Под этим термином скрывается не что иное, как самопознание. Это касается, как изучения нашей способности рассуждать и получать сведения о мире вообще, так и взгляд на себя со стороны – с позиции постороннего человека. Понятно, что «другие люди» могут быть разными, поэтому появляется необходимость анализировать поступки и суждения окружающих. Взглянув на себя со стороны, мы увидим, какие наши действия правильные, а какие ошибочные. Можно каждый вечер вспоминать, что мы делали днём и чем были продиктованы те или иные решения. Дело в том, что каждая отдельная «личность» — структура многосторонняя. «Я» после совершения события – это не совсем «я» до его совершения, в спокойном и уравновешенном состоянии человек мыслит совсем иначе, чем в состоянии аффекта (тревоги, восторга, ). Поэтому вспоминая содеянное за день, мы в какой-то мере сами являемся «посторонним человеком» для себя. Понятно, что проводить такой самоанализ нужно в спокойном состоянии, отрешившись на время от суеты.

Прекрасно работает при анализе своего поведения. Каждое решение следует принимать после проверки всех аргументов, подталкивающих к нему. Смотреть на себя, таким образом, необходимо с научной точки зрения: принимать самоочевидные аксиомы и с помощью логических суждений и доводов доказывать или опровергать теоремы – те самые аргументы. Суждения должны быть направлены строго в одном направлении, но при анализе нужно учитывать и противоположную точку зрения.

Проверка источников информации. На протяжении всей своей жизни мы принимаем решения, основанные на увиденном, услышанном, прочитанном. Является ли тот или иной источник отвечающим действительности, не искажает ли его автор факты ради собственной выгоды – ответить на эти вопросы далеко не всегда просто, но отвечать на них необходимо. Проверять можно как обращением к более авторитетному источнику, так и на практике. Второй путь более надёжный, так как «авторитетный источник» нередко сам нуждается в проверке; однако практика может оказаться опасной для проверяющего: к примеру, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьёт!» может окончиться летальным исходом.

Сформулированное умозаключение необходимо дополнительно проверять, тем более если оно основано на чисто формальных рассуждениях. Если сделанный вами вывод «сработал» один раз, ещё не факт, что он «сработает» в другой ситуации.

Полезно составлять список всех возможных путей решения проблемы. Визуальное представление облегчает мыслительную задачу. Можно изображать диаграммы, таблицы, схемы. Здесь мы применяем методы математических дисциплин – статистики, алгебры множеств и логики и др. А , как известно, — самая точная из всех наук.

Лучший способ приучить себя к критическому мышлению состоит в том, чтобы придерживаться простой схемы: решение проблемы состоит из пяти этапов – подготовки, знакомства с задачей, разработки решений, выбора окончательного решения и оценки результата выбора. С этой схемой знакомы все, кто получал высшее образование или занимался исследовательской деятельностью, — ведь она является нормативом для написания курсовых, дипломных работ, диссертаций и других подобных документов. Структурированный план позволяет поэтапно и обдуманно решить любой сложный вопрос.

. Творческим людям проще представить разные варианты развития событий, оценить результаты своих действий в вымышленных ситуациях (которые вполне могут оказаться реальными в будущем).

Избавление от страха. Нередко критически оценить ситуацию мешает перед «высшими силами» различного порядка:

  • в религиозных обществах проявляется боязнь критически отнестись к «божьему промыслу», а значит, и к произошедшим событиям и своему поведению в них;
  • в тоталитарных государствах граждане боятся даже подумать о том, что члены правительства могут ошибаться;
  • в странах с восточной системой управления (Япония, Южная Корея) подчинённые боятся критиковать начальство, его распоряжения и свои действия в их свете.

Даже если политическая ситуация меняется, страх остаётся на подсознательном уровне, и человек продолжает относиться к окружающему миру и к себе некритично. Преодоление этих иррациональных страхов поможет, так сказать, настроиться на «критический лад».

Определение

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Также характеризуется как «мышление о мышлении» . Одно из распространённых определений - «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения чему доверять и что делать» . Более подробное определение - «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и/или оценки информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия» .

Она дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи .

Состав

Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации , анализу , выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику , а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. :40

Литература

  • Elliott C., Turnbull S. .- Routledge, 2005.- 210с.- ISBN 0415329175 ; ISBN 978-0415329170
  • Халперн Д. Психология критического мышления .- СПб.: Питер, 2000.- 512c. ISBN 5-314-00122-5 , ISBN 9785314001226
  • Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции . - Изд. 2-е - М.: Словарное издательство ЭТС. - 2000. - 368 с.
  • Король С. А. К классификации особенностей критичности мышления . Вопросы психологии , 1981, №4, стр. 108-112
  • Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. - 2009. - №11. - С. 170-174.
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  • Критическое мышление: библиография

Примечания

См. также

Внешние источники

  • «Foundation for Critical Thinking» - Фонд за критическое мышление, Калифорния, США , переводы материалов по критическому мышлению на сайте Е. Н. Волкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Критическое мышление" в других словарях:

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - рациональное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, чему следует верить или какое действие следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенности (склонности) … Профессиональное образование. Словарь

    критическое мышление - kritinis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Savarankiško protavimo būdas, kai siekiama tiksliai, argumentuotai, atsižvelgiant į ankstesnę patirtį ir esamas sąlygas rasti naują objektyvią tiesą. Jo pradininku laikomas XVIII a.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Критическое мышление - мышление, направленное на выявление недостатков в суждениях других людей. Критичность мышления качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. мышление, критическое …

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость… … Педагогический словарь

    МЫШЛЕНИЕ, КРИТИЧЕСКОЕ - Когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению (см.… … Толковый словарь по психологии

    МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; формирование критического мышления –… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Мышление критическое - (греч. kritike искусство разбирать, судить) когнитивная стратегия, которая в значительной степени состоит из непрерывной проверки и испытания адекватности возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Сосредоточено на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Психический материал развития - Психическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает… … Энциклопедия педагогических технологий

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Волков. Евгений Новомирович Волков … Википедия

Книги

  • Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение , Чатфилд Т.. Критическое мышление - одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя отобмана и манипуляций. Том…