Основными документами территориального планирования являются схемы территориального планирования, составляемые для территории Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Схемы разрабатываются также в целях развития и размещения особо охраняемых природных территорий, защиты территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций. Срок, на который разрабатывают документы территориального планирования, должен составлять не менее 10 лет, а для генеральных планов и схем размещения линейных объектов иг менее 20 лет.

Подготовка документов территориального планирования является обязательной и финансируется из соответствующих бюджетов. Регионы не могут переводить земли из одной категории в другую, резервировать и изымать земельные участки для государственных и муниципальных нужд, если это не предусмотрено в утвержденных документах территориального планирования или при отсутствии генеральных планов.

На уровне Российской Федерации могут составляться схемы федерального транспорта, автодорог федерального значения, объектов обороны и безопасности государства, энергетики, объектов высшего образования и здравоохранения. Таким образом, схемы сочетают территориальный и отраслевой принципы планирования.

Проекты схем территориального планирования должны согласовываться с правительствами заинтересованных регионов, которые, в свою очередь, направляют проекты с муниципальными образованиями. Такие схемы утверждаются Правительством РФ, а схемы в области обороны и безопасности - Президентом РФ. Информацию о схемах и проектах схем можно найти на сайте федеральной геоинформационной системы территориального планирования (URL: http://fgis.minregion.ru/fgis/). В частности, в декабре 2012 г. утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения , в 2013 г. - в области высшего образования, федерального транспорта, трубопроводного транспорта, энергетики и др.

Схема территориального планирования региона (субъекта РФ) включает в себя положение о территориальном планировании и карты размещения объектов регионального значения. Схемы разрабатываются для железнодорожного, водного и воздушного транспорта, автодорог, объектов образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций и др.

Подготовка региональных схем территориального планирования осуществляется с учетом региональных государственных программ экономического, экологического, социального, культурного и национального развития, документов территориального планирования Российской Федерации.

Региональная схема территориального планирования утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Порядок разработки проектов схем и внесения изменений в них устанавливаются законами субъекта РФ.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов. Сельским поселениям можно не разрабатывать генеральные планы, если на его территории не предусмотрено размещение новых объектов и не разрабатывается программа социально-экономического развития.

Схема территориального планирования муниципального района включает в себя положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, карту границ населенных пунктов и карту функциональных зон межсе- ленных территорий. Планированию на уровне районов подлежат объекты электро- и газоснабжения поселений, автомобильные дороги местного значения, объекты здравоохранения и образования, физкультуры и спорта, объекты утилизации и переработки отходов и др.

На картах отображаются существующие и планируемые границы населенных пунктов, границы функциональных зон на межселенных территориях, планируемые объекты федерального, регионального и местного значения.

Схема утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Применительно к территориям поселений и городских округов осуществляется подготовка генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов. Генеральные планы включают в себя положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения, карту границ населенных пунктов и функциональных зон.

Планируемые объекты на генплане поселения включают объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, автомобильных дорог местного значения. На генпланах городских округов дополнительно наносятся объекты образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, объекты утилизации и переработки отходов.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных районов, региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности человека, включая обеспечение объектами социального и коммунально-бытового назначения, инженерной инфраструктуры, благоустройства территории. На основании генерального плана разрабатываются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов. Они должны быть утверждены представительными органами местного самоуправления.

На основании документов территориального планирования для поселений и городских округов, а в некоторых случаях и для межселенных территорий составляются документы градостроительного зонирования. К ним относятся правила землепользования и застройки и градостроительные регламенты. Это более подробные и конкретные документы, чем генеральные планы.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) - документ градостроительного зонирования, включающий текстовую часть под названием «Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений», карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны. Таким образом, территориальная зона - зона, для которой в ПЗЗ установлены границы и градостроительный регламент. Границы зоны могут включать несколько земельных участков, но не могут пересекать их границы. Таким образом, участок не может входить одновременно в несколько зон. ПЗЗ, как правило, составляются на всю территорию поселения (округа), но могут составляться и на часть ее, например на территорию населенного пункта.

В свою очередь, градостроительный регламент - совокупность видов разрешенного использования земельных участков, предельных размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции объектов, а также ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительный регламент действует только в пределах определенной зоны. Таким образом, градостроительный регламент заранее определяет, что может и что не может делать застройщик на территории данной зоны. Обратим внимание, что регламент устанавливается не для конкретного застройщика, а для зон.

Классификация территориальных зон определяется органом местного самоуправления. Она может включать жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационные зоны, зоны инфраструктуры и т.д. Часто именно классификация ВРИ берется за основу при составлении классификации территориальных зон. Однако отличие состоит в том, что территориальная зона может иметь одновременно несколько ВРИ.

Наименование зоны может формулироваться, например, таким образом: «Зона размещения коммунальных и складских объектов, объектов транспорта и оптовых баз» и т.п. Отметим, что наименование «Зона жилой застройки» автоматически влечет за собой разрешение застройки не только жилыми домами, но и объектами социального, коммунально-бытового назначения, объектами образования, здравоохранения, культуры и религии, стоянок автотранспорта. С 2013 г. в состав жилых зон поселений включаются также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства - ранее они могли относиться только к сельскохозяйственным землям.

Отметим, что для некоторых участков градостроительных регламентов нет или они не действуют. Так, не устанавливаются регламенты для земель лесного фонда, акваторий водоемов, земель запаса, особо охраняемых природных территорий (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, участков в особых экономических зонах. Для определенной зоны может быть установлено несколько основных, вспомогательных и условно разрешенных ВРИ. При наличии утвержденных ПЗЗ застройщик не должен согласовывать дополнительно применение основного или вспомогательного вида разрешенного использования.

В градостроительном регламенте устанавливаются предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции: максимальные и минимальные размеры земельных участков, максимальная высота зданий, минимальные отступы от границ земельных участков, максимальный процент застройки земельного участка, минимальная доля озелененной территории, минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта и др.

  • Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2607-р.

Согласно статье 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 №40 (ред. от 29.12.2008) порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования устанавливает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 №178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

3. Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ)

4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Этапы подготовки градостроительной документации

1 этап. Предварительный (организационный) этап включает в себя следующие действия: принятие решения о разработке градостроительной документации на основе соответствующего обоснования, подготовленного уполномоченным на осуществление градостроительной деятельности органом; определение источника финансирования, подготовка конкурсной документации и организация торгов (конкурса); выбор разработчика и заключение с ним договора;

2 этап. Подготовительный этап включает в себя: изучение разработчиком градостроительной ситуации; сбор и анализ исходных данных о современном состоянии и использовании территории муниципального образования; о статистических данных; о нормативно-правовом обеспечении и социально-экономических программах; о топографическом обеспечении; о данных государственного земельного кадастра; о принятых и планируемых градостроительных решениях по размещению объектов местного, регионального и федерального значения; о действующей градостроительной документации; о существующих электронных данных о современном состоянии и использовании, а также планируемых изменениях территории муниципального образования;

3 этап. Разработка градостроительной документации включает различные работы (в зависимости от вида градостроительной документации и технического задания на проектирование) архитекторов, инженеров многих специализаций, экономистов, юристов, экологов, системных аналитиков, программистов и др. специалистов в области градостроительного проектирования. В составе третьего этапа выполняются работы по согласованию схем современного состояния и использования территорий (опорных планов), а также осуществляется предварительное согласование сценариев градостроительного развития территорий (основных проектных предложений);

4 этап. Завершающий этап включает в себя процессы: согласований с органами местного самоуправления муниципального образования и их структурными подразделениями; согласований с сетевыми службами муниципального образования, в ведении которых находятся системы энергообеспечения; с органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальным образованием, с органами государственной власти субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование, с федеральными органами государственной власти в случаях и в порядке, предусмотренных ГрадК РФ (применительно к документам территориального планирования муниципальных образований); согласований с уполномоченными ведомственными федеральными или региональными территориальными органами; проведения публичных слушаний в случаях, предусмотренных ГрадК РФ.

5 этап. Утверждение градостроительной документации. Разработка и принятие плана реализации градостроительной документации (этот этап в большинстве случаев не входит в комплекс задач по подготовке градостроительной документации, но мы включили его в данный перечень совершенно сознательно, чтобы все участники названных процессов на любом этапе думали об этом пятом, самом главном этапе, нацеленном на результат, а не увлекались чрезмерно процессом самим по себе).

Теперь, после общего описания процессов подготовки градостроительной документации, мы имеем возможность представить ориентировочный перечень участников обозначенных процессов по группам, объединённым общностями задач:

1 группа. Органы местного самоуправления: глава муниципального образования (глава местной администрации), заместители главы по строительству, имущественным отношениям, инвестициям, экономики и т.д.; орган, уполномоченный на осуществление градостроительной деятельности (орган архитектуры и градостроительства) - заказчики градостроительной документации.

2 группа. Органы государственной власти, уполномоченные на осуществление градостроительной деятельности. Территориальные органы, уполномоченные на осуществление контрольных функций.

3 группа. Сетевые службы, в ведении которых находятся системы инженерного обеспечения и транспортного обслуживания.

4 группа. Население города или иного поселения, в том числе собственники недвижимости, инвесторы, застройщики и другие представители бизнеса.

5 группа. Организации - разработчики градостроительной документации.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Для эффективного использования документов территориального планирования нужно, чтобы:

Сотрудники районных, городских, областных и сельских администраций, от которых зависит выбор путей развития вверенных им территорий, умели применять эти инструменты на практике -- значит, этому где-то нужно учиться;

Документы территориального планирования должны найти своё место в системе принятия решений о развитии территорий -- значит, нужно по крайней мере заняться их поиском;

Документы территориального планирования должны быть качественно выполнены, обсуждены и согласованы. Но, чтобы выигрывать конкурсы, многие подрядчики существенно «падают» в сроках и ценах разработки документов терпланирования. Условия, на которые они вынуждены соглашаться, не соответствуют масштабам реальных задач, поэтому сомнения в качестве выходящих документов более чем обоснованы.

Схема территориального планирования (СТП) -- это, с одной стороны, необходимый этап документального оформления процесса хозяйственного развития территории, с другой стороны, -- это инструмент для определения возможных направлений развития.

Необходимость разработки СТП продиктована Градостроительным кодексом РФ. Это обязательный вид документации, которым должны располагать администрации муниципальных образований для того, чтобы иметь возможность решать вопросы земельно-имущественных отношений и разрешать на своей территории новое строительство и реконструкцию объектов разного функционального назначения. Федеральный закон № 191_ФЗ от 29 декабря 2004 года обязывает завершить разработку СТП к 01.01.2010 года.

Следует учесть, что СТП -- это необходимое, но недостаточное условие для решения указанных вопросов. Тот же Градостроительный кодекс предписывает разработку на предыдущих стадиях СТП России, субъектов Российской Федерации, а на основе СТП районов -- документов следующего уровня детализации: генеральных планов городских или сельских поселений, правил землепользования и застройки, проектов детальной планировки для конкретных участков нового строительства или реконструкции жилых и промышленных объектов. Это важное обстоятельство для понимания того, что СТП не может ответить на все вопросы сразу. Законодательство предусматривает их постепенное решение по мере укрупнения масштаба рассмотрения территории.

Генеральный план (генплан, ГП) в общем смысле -- проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.

Генеральный план -- научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу -- его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.

Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе -- плане реализации генерального плана, принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.

Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:

Схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;

Схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;

Схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;

Схема границ территорий объектов культурного наследия;

Схема границ зон с особыми условиями использования территорий;

Схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;

Схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;

Схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;

Карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;

Схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.

Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории. В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города, поселения в роли такового выступают правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня -- проектов планировки и межевания.

  • Глава I.1. Образование земельных участков
  • 11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • 12. Государственная собственность на землю
  • 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • 13. Муниципальная собственность на землю
  • 14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз "о разграничении государственной собственности на землю"
  • 15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • 16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • 17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 19. Аренда земельных участков
  • Основные признаки аренды земель:
  • Особенности аренды земельных участков:
  • Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • 20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • 21. Оборотоспособность земельных участков
  • 1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • 22. Ограничения прав на земельные участки
  • 23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • Основания возникновения права собственности на землю
  • Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • 24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • 25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • 2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • 27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • 28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • 32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • 33. Отказ от прав на земельный участок
  • 34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • 35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва "о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
  • 36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • Изъятие земельного участка по решению суда
  • В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • 37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • 38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • Функции управления в области использования и охраны земель
  • 40. Землеустройство
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Основные землеустроительные действия:
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • 42. Мониторинг земель
  • Содержание государственного мониторинга земель:
  • Задачи государственного мониторинга земель:
  • Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • 43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • Формы платы за использование земли:
  • Земельный налог
  • Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • Арендная плата за землю
  • 44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • 45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • 46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • Виды документов
  • Юридическая сила
  • Утрата документов
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • 48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • 49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • Виды правового режима земель:
  • Элементы правового режима земель:
  • Единство и дифференциация правового режима земель
  • 50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • 51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • 52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • 54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • 55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • 57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • 58. Правовой режим земель лесного фонда
  • 59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • 60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.

    Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

    Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

    Зоны с особыми условиями использования территории – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

    Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

    Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, а также налогах и сборах, об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абз. 6, ст. 1, глава 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре).

    Один из важных вопросов территориального планирования – деление земель по целевому назначению на категории, а также зонирование территории.

    Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

    – земли сельскохозяйственного назначения;

    – населенных пунктов;

    – промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    – особо охраняемых территорий и объектов;

    – лесного фонда;

    – водного фонда;

    – запаса.

    Такое деление земель Российской Федерации на категории – это первый этап разграничения земель по целевому назначению, по существу первый этап своего рода пространственного зонирования территории государства.

    При этом границы земель различных категорий определяют посредством отграничения друг от друга, руководствуясь материалами землеустроительной, градостроительной и лесоустроительной документации.

    По действующему законодательству отдельные категории земель можно подразделить на виды, в их состав могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам.

    В разделе о составе земель населенных пунктов позиции Градостроительного и Земельного кодексов совпадают и в названную категорию земель на этом основании могут входить жилые, общественно-деловые, производственные зоны, инженерной и транспортной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения, размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

    Новым Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) установлены следующие виды документов территориального планирования:

    1) схемы территориального планирования Российской Федерации в области:

    – развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи;

    Обороны страны и безопасности государства;

    Развития энергетики;

    Использования и охраны лесного фонда;

    Использования и охраны водных объектов;

    Развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения;

    Защиты территорий двух и более субъектов Российской Федерации, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;

    Развития космической деятельности;

    Естественных монополий;

    В иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации областях;

    2) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, включающие в себя: карты (схемы) планируемого развития и размещения охраняемых природных территорий регионального значения, изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе:

    Объектов энергетических систем регионального значения;

    Объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

    Линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

    Иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации;

    3) документы территориального планирования муниципальных образований:

    Схемы территориального планирования муниципальных районов;

    Генеральные планы населенных пунктов;

    Генеральные планы городских округов.

    Согласно ст. 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

    Объектов электро- и газоснабжения в границах муниципального района;

    Автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

    Иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района.

    Предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. ФЗ– №343 от 27.12.2009) и Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 №191-ФЗ система территориального планирования в нашей стране имеет следующие существенные недостатки, которые не позволят осуществить научно обоснованное планирование и организацию рационального использования земель и их охраны только в составе градостроительной документации.

    Во-первых, принятая концепция территориального планирования исходит из интересов развития населенных пунктов, а также в некоторой части планируемого размещения объектов капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения. Данная концепция в свое время (конец 60-х – начало 70-х годов прошлого века) превалировала и в экономически развитых зарубежных странах, прежде всего в Западной Европе. Это приводило к нерегулируемой застройке, росту городов, а в условиях дефицита земель и высокой плотности населения – к нарушению экологической стабильности территории.

    В конце XX века концепция территориального планирования за рубежом стала ориентироваться на общественные ценности и первоочередное служение общественным интересам. Она осуществляется под девизами: «Экология для всех», «Охрана природы и создание устойчивого производства», а в сельской местности – «Социально – экономическое развитие сельских территорий и поддержание экологической устойчивости местности». При этом затрагиваются незыблемые до этого устои частной собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, процессы «социализации землепользования».

    В связи с этим территориальное планирование проводится на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования земель и их охраны с учетом зонирования территории. Планы носят обязательный характер и всенародно обсуждаются. Причем в зависимости от уровня планирования и вида территории (сельские и городские), виды и содержание планов существенно различаются.

    Во-вторых, документы территориального планирования, устанавливаемые Градостроительным кодексом Российской Федерации, в отличие от землеустроительной документации по планированию использования земель и их охраны, рассматривают землю (территорию) лишь в качестве объекта градостроительной деятельности, что на практике может привести к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и т.п.

    В-третьих, учитывая то, что градостроительные регламенты как составные части Правил землепользования и застройки, согласно п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вообще не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов)», сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, более 90% всех земель страны не могут быть охвачены соответствующими нормами и правилами землепользования, а, следовательно, и находиться в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Поэтому для всех вышеуказанных категорий земель, не охватываемых градостроительными регламентами, планирование использования земель и их охраны должно являться областью землеустроительной деятельности и осуществляться на основе землеустроительной документации.

    В-четвертых, территориальное планирование – это инструмент осуществления земельной политики государства. Поэтому оно должно быть сквозным, то есть иерархически взаимосвязанным на различных уровнях государственного управления, реализовывая и увязывая федеральные, региональные и местные интересы через систему логически, информационно и технологически взаимосвязанных документов территориального планирования. Во всем мире разработка документов территориального планирования идет от общего к частному как по вертикали (государство – регион – муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика – отрасли экономики). В этой связи территориальное планирование должно являться или комплексным, или отраслевым.

    Вместе с тем Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 9–19) не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования, что внесет серьезные трудности при балансировании развития отраслей и составлении сводной земельной экспликации обустраиваемой территории. Кроме того, различные виды документов территориального планирования, относящиеся к разным уровням управления, не соотносятся между собой ни по названию, ни по содержанию.

    Из сказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Градостроительная деятельность в виде территориального планирования, а также Правила землепользования и застройки распространяются на категории земель, подпадающие под действие градостроительных регламентов, а именно: земель городов и населенных пунктов, промышленности, транспорта и ту часть иных категорий, где земельные участки заняты объектами капитального строительства.

    Градостроительное зонирование, осуществляемое в рамках градостроительной деятельности, имеет полномочия решать вопросы использования земель лишь в той мере, в какой оно может быть обеспечено информацией о качестве земель, соответствии качества целевому назначению земель и об организационно-хозяйственных предпосылках развития землепользования. Это говорит о том, что территориальная специфика землепользования, отображаемая на градостроительных схемах, имеет вторичный характер, то есть является результатом территориального зонирования земель, которое должно быть осуществлено в рамках землеустройства, поскольку изучение земель находится в его компетенции.

    Следовательно, территориальное планирование должно являться не объектом градостроительной, а объектом землеустроительной деятельности.

    История прообраза схемы территориального планирования муниципального образования известна в Российской Федерации в виде схем районной планировки. Схемы районной планировки составлялись землеустроительными организациями на территории всех административных районов нашей страны в 1960-х – начале 1970-х гг. Они решали вопросы совершенствования системы расселения, размещения по территории района производительных сил, территориальной организации производства и размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры (объектов капитального строительства местного значения).

    Всего в этот период было разработано более двух тысяч схем районной планировки. В последующем в развитие этих схем на территории административных районов землеустроительными организациями были составлены схемы землеустройства, в которых детализировались вопросы освоения, трансформации и мелиорации земель, развития агропромышленного комплекса районов и охраны природы.

    2. Отношения, касающиеся зонирования территорий вне границы населенных пунктов, должны регулироваться не градостроительным кодексом Российской Федерации, а земельным законодательством. В связи с этим необходимо разработать и ввести в действие Федеральный закон «О зонировании территорий», ввести дополнения и изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О землеустройстве» И другие нормативные правовые акты, содержащие в себе положения о зонировании территорий.

    3. В связи с тем, что при установлении границы населенного пункта сталкиваются интересы различных административно-территориальных образований между собой, собственников земельных участков, изменяются границы категорий и правовой режим земель, определяются приоритеты развития разных видов землепользования (городского, сельскохозяйственного, лесного, водного и др.), установление границы населенных пунктов должно включаться в состав землеустроительных, а не градостроительных действий, что обеспечит независимое и объективное решение данных вопросов. Данное положение уже имело место в нашей стране и оправдало себя на практике. В условиях развивающегося рыночного оборота земель это обеспечит прозрачность, обоснованность и социальную справедливость принимаемых решений. Поэтому соответствующим образом следует изменить п. 2 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации.

    4. Учитывая то, что из 19,1 млн. га 1 земель населенных пунктов под застройкой и дорогами занято всего 5,2 млн. га (27,3%), а остальные площади составляют: сельскохозяйственные угодья – 9,1 млн. га (47,6%), лесные земли и участки под древесно-кустарниковой растительностью – 2,6 млн. га (13,6%), другие земли и водные объекты – 2,2 млн. га (11,5%), организация использования незастроенных территорий должна осуществляться на основе планов земельно-хозяйственного устройства городов, относящихся также к землеустроительной документации. Порядок разработки и содержание таких планов, оправдавших себя в практике организации рационального землепользования в городах, хорошо известны в землеустройстве.

    В целом для научно обоснованного решения и регламентирования всех вопросов территориального планирования необходима корректировка вновь принятого градостроительного и существующего земельного законодательства, определяющего основные положения планирования рационального использования земель и их охраны в системе землеустроительной документации.

    Также планирование использования земель населенных пунктов осуществляется на основе разработки генерального плана, который является основным документом планирования земель населенных пунктов на перспективу и в котором на основе анализа использования земель, прогноза развития отраслей экономики и численности населения, научно-обоснованного определения перспективной площади населенного пункта, его границы, функционального, территориального зонирования, правил землепользования и застройки решаются все вопросы территориального планирования населенных пунктов.

    1. Документами территориального планирования муниципальных образований являются:

    1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

    2) генеральные планы поселений;

    3) генеральные планы городских округов.

    2. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    3. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    4. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

    (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    5. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.

    (часть 5 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    6. Представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

    1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;

    2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

    (часть 6 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

    Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.