Достопримечательности

27256

Большинство зданий Москвы построено с хорошим чувством вкуса и пониманием запросов времени. Импровизационная свобода ваятеля, желающего выразить как можно полнее собственные представления о современной архитектуре, наполняют самобытностью и подлинной художественностью сооружения, возводя их в ранг произведений искусства. В нашем гиде пятнадцать необычных домов, созданных в разные исторические эпохи и поражающих своей нетривиальностью. Эти эксклюзивные архитектурные постройки привлекают внимание не только туристов, но и самих жителей Москвы, не успевающих наблюдать за изменением облика столицы.

Достопримечательность

На берегу Пречистенской набережной высится сказочный дом в стиле модерн. Созданный по чертежам инженера Петра Перцова и художника Сергея Малютина в 1905–1907 годах, дом первоначально выполнял функцию доходного - по обыкновению квартиры сдавались жильцам, а мансарды - художникам. Объемное, асимметричное здание с конусными крышами облицовано красным кирпичом, и на его фасаде красуются персонажи сказок - например, труба сделана в виде мудрой совы, а балконы поддерживают загадочные драконы. Окна украшены древнерусским декором: выложенные мозаикой из майолики небесные сферы и животные - солнце, звезды, птица-Сирин, медведь, павлин, петух добавляют фольклорного колорита внешнему облику здания. Животный орнамент переплетается с растительным, будя фантазию и мгновенно перемещая на страницы русских былин. Малютин является автором русской матрешки и, работая над проектом дома Перцовой, он почувствовал и выразил исконно русский дух, вплетя его в западноевропейскую традицию. Внутренне убранство тоже создано по рисункам художника и продумано до мелочей: от резных украшений лестничных перил до дверей квартир. В течение четырех лет здесь находился театр «Летучая мышь», где выступали Константин Станиславский, Василий Качалов, Владимир Немирович-Данченко, Ольга Книппер-Чехова. Позже в этом здании был открыт творческий салон, куда съезжались на выступления такие знаменитые люди, как Вера Холодная и Александр Вертинский. Ныне в доме Перцовой находятся государственные учреждения, но дух бюрократизма не может перебить ощущение творческой свободы, присущей этому зданию.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Белокаменный дворец с массивными резными балконами принадлежал купцу Арсению Морозову, одержимому страстной идеей вписать свое имя в историю. Побывав в Италии и Португалии, он захотел воздвигнуть особняк в мавританском стиле, и в 1894 году реализовал свою идею с помощью архитектора Виктора Мазырина. Морозов собственноручно рисовал элементы декора - раковины и замысловатые закрученные узоры. Ассиметричное здание в виде подковы сочетает влияние различных архитектурных стилей: неомавританского, китайского, итальянского стилей, модерна, классицизма, романтизма, ампира, португальского стиля «мануэлино. Над особняком был разбит висячий сад. Интерьер крайне колоритен: некоторые комнаты убраны в стиле ампир, другие - барокко, готические и восточные веяния также отмечаются во внутреннем убранстве здания. В послереволюционное время в Доме Морозова находился и передвижной театр и разнообразные посольства: Японии. Великобритании, Индии. С 2006 года, после тщательной реставрации, особняк является официальным домом приема Правительства РФ.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Театр

Театр Et Cetera одним своим внешним видом опровергает собственное название: «тому подобного» в Москве просто нет. Построенное архитектором Андреем Боковым в 2005 году здание, с точки зрения геометрии, представляет собой большой овал, на котором стоит прямоугольник с выступающими краями. Все это, вкупе с башней-колонной и окнами различной высоты и формы, делают театр похожим на цирк-шапито. Здание удивляет своей асимметричностью и многоликостью - с разных точек зрения оно и выглядит совершенно по-разному - будто актер надевает маску, мгновенно перевоплощаясь из одного героя в другого. Театр под руководством Александра Калягина живет активной жизнью, привлекая внимание не только своим необычным внешним видом, но и отличными спектаклями.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

В двадцатипятиэтажном «Доме на курьих ножках» на проспекте Мира, 184 живут не Баба-Яга с домовенком Кузей, а обыкновенные люди. Словно парящий над землей дом был построен в конце 1960-х годов архитекторами Виктором Андреевым и Тимофеем Зайкиным. Расположенные в шахматном порядке балконы вызывают ощущение, что по дому, как по скале с уступами, можно забраться на крышу. При строительстве здания впервые была применена техника скрепления крупных панелей особыми болтами. «Дом на курьих ножках» стал одним из первых высотных домов Москвы. Сваи в виде перевернутой буквы V поддерживают это огромное здание, а балконы стрелой устремляются в небеса. Прежде на этом месте находился студенческий городок, живым воспоминанием о котором является прекрасный тополиный скверик, находящийся неподалеку. Внешний облик дома вызвал творческий интерес режиссера фильма «Усатый нянь», снявшего один из эпизодов в этом здании. Также описание «Дома на курьих ножках» встречается на страницах популярного фантастического романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Элитное жилье все больше принимает необычные формы: восьмиэтажное здание, построенное в 2007 году Алексеем Бавыкиным, - яркий тому пример. Изюминка постройки заключается в особом декоре фасада: каменные колонны напоминают деревья, тем более на вершине каждой находится кадка с растением. Стройный строй деревьев украшает стены здания и символично намекает на вечность жизни. Для отделки фасада был использован дорогой природный камень, а для атриума - гранит. Средняя площадь квартир составляет около 200 кв. метров, потолки же высотой более 3 метров. Инфраструктура здания хорошо продумана и включает в себя: бассейн, банный комплекс, фито-бар. Светлый атриум, пентхаус, большие балконы, терраса и озеленённое пространств дарят ощущение безмятежной загородной жизни, далекой от городской суеты.

Читать полностью Свернуть

Брюсов переулок, 19, Москва

Достопримечательность

В конце 90-х годов мастерской Сергея Ткаченко было поручено проектирование роддома в Вифлееме. Именно тогда архитектуру пришла в голову мысль создать здание в форме яйца, выступающего как символ зарождения жизни. Эта нетривиальная идея нашла свое реальное воплощение лишь в 2002 году, и случилось это не в Палестине, а Москве, на улице Машкова 1/11. Четырехэтажное круглое здание с огромным количеством углублений, в которых находятся окна-балконы, поражают своей модернистской изысканностью. Волюты, украшающие первый этаж, напоминают подставку для яйца Фаберже. Потолок мансарды, венчающей здание, изнутри расписан золотисто-голубыми красками в духе эпохи Возрождения.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Победитель конкурса «Дом-2008 года», этот каменный парусник в двадцать четыре этажа радует москвичей своей нетривиальной архитектурой. Дом является частью комплекса «Гранд-Парк», разработанного Андреем Боковым. На первом и втором этажах находятся магазины и офисы, в самом же доме около 250 квартир средней площадью около 100 кв. метров. Спроектированный в форме капли, дом нашел свое пристанище на месте бывшей взлетно-посадочной полосы, поэтому основание здания несоразмерно узкое по отношению к гигантскому размеру постройки. «Дом-парус» отделан керамогранитом, обладающим свойством долго сохранять опрятный вид и внутреннюю крепость.

Читать полностью Свернуть

Гризодубовой, 2, Москва

Достопримечательность

Изысканный «Ажурный дом» на Ленинградском проспекте производит обманное впечатление: внешний вид говорит об утонченности вкуса и несомненной ориентации на искусство «для избранных», но внутреннее устройство и сама задумка была полярно иной. Архитектор Андрей Буров, съездив в США, привез идею социального жилья для обычных граждан. Сочетание красоты и удобства стали отправными точками при постройке здания. Дом возводился в 1936–1940-х годах, и война внесла свои коррективы в изначальную планировку здания. Предполагалось, что в доме с маленькими четырехметровыми кухнями будут находиться: ресторан (откуда можно будет приносить пищу), ясли, детский сад, парикмахерская, гастроном. В 1941 году в подвалах возникли бомбоубежища, и в дом вселили по 2–3 семьи в каждую квартиру. В «Ажурном доме», выстроенном в виде буквы П, всего один подъезд, три лестницы и два лифта. Огромные длинные коридоры и 18 квартир на каждом этаже, начиная со второго. Ажурные решетки, созданные по рисункам Владимира Фаворского, укрывают от посторонних глаз лоджии. Цвет дома напоминает мрамор, но на самом деле это муар - бетон, смешанный с краской. Этот дом был одним из первых, выполненных из крупных блоков заводского производства, что было новым индустриальным методом. Но он не вошел в серию, т.к. вскоре был изобретен метод панельной сборки домов. За все эти архитектурные новшества зданию присвоен охранный статус. В шестиэтажном «Ажурном доме», построенном рядом с ипподромом, в свое время жили многие известные люди, например, писатель Константин Симонов и актриса Валентина Серова, фигуристка Ирина Моисеева.

Читать полностью Свернуть

Ленинградский пр., 27, Москва

Достопримечательность

У Киевского вокзала расположилось необычайное здание, вечерами светящееся голубыми огнями и выглядящее как улей, в котором находится сотня офисов и магазинов. Масштабный современный центр удивляет своим монуметализмом и имеет необычный внешний вид: верхние этажи, словно парусник раздаются вширь, нависая над первыми. Одиннадцатиэтажный дом, построенный в 2008 году из необработанного бетона, выиграл премию «Дом года-2009». Руководителем проекта является Андрей Боков, стремящийся воплотить в своей работе представления о нуждах современного общества, желающего не только комфорта, но и возможности отрешиться от мира и, поймав порыв ветра, унестись в мечту.

Читать полностью Свернуть

Киевская, 3, Москва

Достопримечательность

Это шестиэтажное здание было возведено в начале 70-х, в ожидании Олимпиады, поэтому и приобрело форму олимпийского кольца. Евгений Стамо и Александр Маркелов задумали построить олимпийский городок, состоящий из пяти домов-колец. Идея была слишком невыгодной с экономической точки зрения, поэтому лишь в 1979 году в Раменках был построен такой же круглый дом. Особенностью архитектурного строения является то, что при стыке панелей была использована максимально допустимая погрешность в 6 градусов, которая помогла сделать дом желаемой формы. Известные люди искусства - Галина Беляева, Савелий Крамаров и Эмиль Лотяну - в свое время были жильцами этого дома.

Читать полностью Свернуть

Нежинской, 13, Москва

Достопримечательность

Девятиэтажный бизнес-центр в стиле Hi-Teck был построен в 2007 году с учетом современного представления о нуждах работодателей, служащих и клиентов. Большой остеклённый куб, стоящий на постаменте, создает оптический обман: здание кажется объемным за счет ступенчатости фасада. На крыше здания имеется вертолетная площадка, а внутри огромный конференц-зал, оборудованный согласно всем правилам проведения официальных мероприятий. Это единственное здание класса «А» в Юго-Восточном округе.

Читать полностью Свернуть

Волгоградский пр., 43/3, Москва

Из многочисленных статей о библиотеках мира я выбрала именно эту, потому что она содержит ПЛАНЫ построения некоторых из них, и я не смогла найти сведений о том, что эти чудесные планы были реализованы. Не знаю. А узнать очень хочется. Поэтому, если знаете, если видели, пожалуйста, расскажите!

Удивительное дело! Несмотря на наличие интернета в каждом доме и десятки миллионов электронных книг, продаваемых по миру ежегодно, все еще есть люди, которые ходят в библиотеку!
Причем, для этих ретроградов строятся все новые и новые библиотечные здания, некоторые из которых становятся настоящими шедеврами архитектуры!

1. Библиотечный курорт
Некоторые люди даже на отдыхе не могут расстаться с книгами. Вот для них и создан отель с названием The Library Resort, открытый недавно в Таиланде. Главная его фишка - приличная библиотека, построенная прямо возле бассейна. Лежишь на шезлонге под пальмами, читаешь книгу, время от времени встаешь, чтобы взять новую книгу или поплавать в теплой водичке. Красота!

2. Книжная полка
Когда впервые видишь Публичную библиотеку Канзаса на фотографии, сразу и не скажешь, что это - здание. Фасад, известный под названием Книжная Полка, представляет собой 8-метровые корешки. Они покрывают одну из стен библиотеки. Всего «книг» - 22 штуки. Они подобраны так, чтобы отражать самые разные круги чтения. Читателям Канзаса было самим предложено выбрать книги, которые они хотят видеть в качестве обложек фасада.

3. Библиотека-раковина
А вот Национальная библиотека Казахстана, строящаяся сейчас в столице этого государства - Астане, больше похожа на летающую тарелку или раковину какого-нибудь морского моллюска. Выбор формы здания, конечно же, не случаен. Ведь в таком варианте солнце максимально долго и ярко сможет освещать помещения внутри библиотеки.

4. Библиотека в метро
Многие жители крупнейших мегаполисов Земли ежедневно проводят огромное количество времени под землей, в метро. А один из лучших способов убить там время - это чтение. Вот для таких подземных книголюбов в Нью-Йоркском метро на станции 50th street и существует библиотека, где можно найти книгу для чтения по дороге на работу и домой.

5. Бесконечная библиотека
Проект по созданию Стокгольмской Общественной Библиотеки, разработанный архитектором Оливье Чарльзом (Olivier Charles), подразумевает создание «бесконечной» стены книг. В центральном атриуме этой библиотеки будет огромная стена с полками, заставленными книгами. Посетители смогут ходить по галереям, установленным вдоль этой стены, и брать необходимые или понравившиеся книги. А для увеличения эффекта бесконечности по бокам этой стены будут установлены зеркала.

6. Библиотека в виде огромных валунов
Общественная библиотека находится в Santo Domingo, что в Колумбии. Архитектурный проект мастера Джанкарло Мазанти (giancarlo mazzanti) действительно впечатляет с первого взгляда. Поначалу кажется, что это всего только три огромных валуна. Здание умышленно расположено на вершине холма, среди растительности, что придает ему более натуральные очертания.

7. Библиотека из пивных ящиков
Пиво и книги обычно имеют мало общего. Если, конечно, это не книга с анекдотами про пиво. А вот в одном из районов Магдебурга создали публичную уличную библиотеку, построенную из старых пивных ящиков.

8. Королевская библиотека Дании в Копенгагене
Эта библиотека является национальной библиотекой Дании и представляет собой наибольшую библиотеку Скандинавии. В хранилищах этой библиотеки содержится огромное количество исторически ценных изданий: здесь есть все экземпляры книг, печатавшиеся в Дании начиная с 17 века. Зздесь есть даже первая книга, отпечатанная в Дании в далеком 1482 году. Более подробно об этой библиотеке тут http://bigpicture.ru/?p=184661

9. Книжная гора
Недаром книгу большого объема называют «глыбой». Вот в нидерландском городке Spijkenissse планируют построить библиотеку в виде горы, состоящей как раз из таких «глыб».

10. Фигвам
В Голландии вообще, видимо, очень любят необычные библиотеки. Позвольте вам представить еще одну из них. Она находится в городе Delft, и похожа уже не на гору, как библиотека из Spijkenissse, а на любимый героями мультфильма «Трое из Простоквашино» фигвам.

11. Национальная библиотека Беларусии
Одним из самых удивительных и самых уродливых зданий мира было названо новое здание Национальной библиотеки Республики Беларусь, распахнувшее свои двери в июне 2006 года. Необычность здания заключается в его оригинальной форме, которая представляет собой непростую геометрическую фигуру - ромбокубооктаэдр (трехмерная фигура из 18 квадратов и 18 треугольников). Кроме того, библиотека покрыта специальной отделкой - цветодиодами, благодаря чему ночью на здании ежесекундно меняются цвета и узоры.

12. Общественная библиотека Bishan
В Сингапуре находится общественная библиотека Bishan. Библиотека выглядит стильно и современно не только снаружи, но и внутри. Там имеются специально отведенные места для обсуждения мыслей по поводу той или иной прочитанной книги. Помещения эти отделаны красочными яркими цветными стеклами, которые создают приятную обстановку и заставляют внутреннее убранство светиться всеми цветами радуги. Крыша также стеклянная, что увеличивает поток света внутрь здания и освещает его изнутри.

13. Новая Национальная библиотека Чехии
Библиотека должна открыться в 2011 году и станет одной из самых современных библиотек в мире. Архитектурный ансамбль данного здания состоит из трех объектов такой формы, которая позволяет минимизировать объем и увеличить обзор окружающих здание деревьев.

Любите ли вы терминологические споры? Многие согласятся, что тяжело найти занятие скучнее. Поэтому в данной статье будет больше примеров, чем заумных теоретических изысканий. Но определение понятию "постмодернизм в архитектуре" всё же стоит дать. Начнем с того, что постмодернизмом в большинстве случаев называют сходные культурные и общественные явления второй половины 20 века. В архитектуре он выразился в удивительных выдумках, театрально-игровом начале и сложных образных ассоциациях. Язык архитектурных форм сделался богаче, а объемы и композиции - выразительнее. Проще говоря, сторонники постмодернизма вернули в тогдашнюю архитектуру искусство. А теперь перейдем к примерам.

«Танцующий дом»

Указанное здание расположено в Праге. Оно строилось на протяжении 1994-1996 гг. по проекту Влада Милуновича и Архитектура постмодернизма отобразилась в этом сооружении более чем полно. Здание названо танцующим, поскольку архитекторы пытались изобразить пару знаменитых танцоров - Ф. Астера и

«Танцующий дом» состоит из двух башен - изогнутой и обычной. Стеклянная часть сооружения, которая выходит на улицу, это женщина в развевающемся платье, тогда как часть дома, развернутая в сторону реки, это мужчина в цилиндре. Атмосфера усилена скачущими и пляшущими окнами. Последний архитектурный прием напрямую связан с творениями Мондриана, с его картиной «Буги-вуги на Бродвее».Постмодернизм в архитектуре описанного здания заметен в динамичных линиях и ассиметричных трансформах.

Дом-рояль со скрипкой

В 2007 году в китайском городе Хуайнань был построен дом в форме пианино и скрипки. Многие архитекторы отмечают, что в этом здании ярко выражен постмодернизм. Архитектура дома-рояля - это современный эпатаж. Его проектированием занимались студенты Хефейского технологического университета и архитектурная мастерская «Huainan Fangkai Decoration Project Co».

Архитектурная композиция сооружения включает в себя 2 музыкальных инструмента, которые выполнены в масштабе 1:50 и являются копиями рояля и скрипки. Выбранные архитекторами формы позволили соединить символичность с утилитарными функциями. В частности, форма рояля дала возможность качественно распределить пространство для выставочного комплекса, в то время как форма скрипки позволила разместить в ней лестницу к залам. Сочетание эстетики с практическими требованиями - это и есть постмодернизм в архитектуре.

«Горбатый дом»

Одним из самых ярких примеров постмодернизма продолжает оставаться «Горбатый дом», расположенный в польском городе Сопот. является частью торгового центра и возведено по проекту Яцека Карновски. Эскизы для будущего строения создали Пьер Дальберг и Ян Шансер. Цель постройки довольно банальна - привлечение новых клиентов. В свое время «Горбатый дом» получил титул лучшей архитектурной идеи Польши. Главная особенность указанного сооружения - это полное отсутствие прямых линий и правильных углов. Даже его балконы имеют форму Увидев этот сказочный домик, вы сразу поймете, что представляет собой постмодернизм в архитектуре.

Третий пекинский день я решил сделать ленивым: поздний завтрак, неспешные прогулки «куда глаза глядят», культурная вечерняя программа. Но выспаться не дали. На крыше прямо под моим окном возник зачуханный кот и начал орать. Я успел проснуться (а попробуй не проснись, ага), принять душ, почистить зубы, одеться, а кот орал, орал. Лучший будильник в мире. Кстати, были и хорошие новости: злополучный смог, с которым приходилось мириться всё это время, по-прежнему был Красного цвета опасности, но уже позволял видеть что-то на расстоянии двадцати метров.

5


Завтрак. Китайцы, конечно, удивительные люди. Уже не первый раз передо мной (ну явно не местным жителем) положили меню на китайском языке. Да, там были фотографии блюд, но неподготовленный человек по ним не сможет разобраться даже где десерт, а где гарнир. Я опознал только знаменитые китайские пельмени-вареники баоцзы, которые уже успел полюбить всем сердцем и заказывал каждый раз, когда сил на эксперименты не хватало.

2


За соседним столиком сидела молодая местная леди, неторопливо пережевывала зеленую лапшу, ковырялась в телефоне. Неожиданно для самого себя я спросил (почти без всякой надежды): «Ду ю спик инлишь?». Она кивнула. «Спаси меня, хелп, плиз» — взмолился. Девушка быстро поводила пальцем по меню, рассмеялась и призналась, что сама не знает половины блюд, посоветовала взять рыбу в прозрачном желе и крохотные яблочки. За яблочки ей огромное спасибо. Очень вкусно. И три пельмешка заказал — это уже, как наркотик.

2


День. Моя ленивая прогулка оборвалась у здания Национального музея Китая на площади Тяньаньмэнь. Здание не выглядит слишком большим до тех пор, пока не окажешься внутри. На самом деле — это махина, возможно, самое грандиозное в мире здание музея. Состояние — образцовое. Народу — тьма, в основном китайцы. Чтобы получить билет, а он бесплатный, нужен паспорт или какой-то важный документ. Будут досмотры на улице и финальный в здании. Там обыскивают, как перед посадкой в самолет.

1


Сразу скажу, что этажей много, но меня интересовал только подвальный, где собрана история китайского искусства почти за пять тысяч лет. Открывает программу коллекция знаменитой китайской бронзы. Смотреть можно без подготовки — в основном здесь ритуальные зеленоватые вазы в виде уток, быков, лошадок. Вот Утка-ваза. 10 — 11 века до нашей эры. Конфуций родится только через 500 лет.

4


Я подумал, что Европа практически не сохранила бронзовые изделия того периода, почти все переплавились где-то в пасти Темного времени. А у Китая есть. И много. Графин-Носорог с золотым орнаментом. 3 век до нашей эры. Почти ровесник Ники Самофракийской.

5


В углу очередного огромного зала сиротливо стоят два терракотовых воина и лошадь из знаменитой гробницы императора Шихуанди. В Пекине они отдуваются за все многотысячное войско Сианя. Чистенькие, аккуратненькие, идеальные бойцы и зверь — даже в сильно урезанном варианте умудряются производить впечатление. Стенд музея сообщал, что это единственное место, где легендарных воинов Сианя можно видеть постоянно вне ареала обитания.

5


Рядом с терракотовыми легендами лежит хедлайнер коллекции — Нефритовый принц. Пришлось даже потолкаться в небольшой очереди, чтобы к нему пробраться. Это погребальная одежка для местного аристократа. В основе наряда — любимый и глубоко уважаемый китайцами камень — нефрит. Тысячи пластин превосходно отполированного нефрита сшиты золотыми проволоками-нитками. Таких погребальных нарядов нашли всего несколько десятков. Но этот сохранился лучше других. Второй век до нашей эры.

1


Китай — родина фарфора. А еще вот этой уникальной керамики в технике трех цветов сань-цай. Впрочем, несмотря на название, цветов глазури может быть и больше. Каждая из скульптур — сокровище, их выпускали ограниченным тиражом в 8 — 9 веках. Хотя, сегодня и продаются сувениры под сань-цай, это всего лишь имитации, точного рецепта этой керамики никто не знает. Вот какая шикарная лошадь. Не насмотреться.

4


А вот эти фрески мне очень понравились. К сожалению, не записал ничего о них, теперь не могу раздобыть информацию. Кажется, это росписи дворца (10 век). Кого-то мне этот китайский художник напомнил.

3


Ощущение, что Анри Матисс подсмотрел манеру у китайского художника. Правда, превзошел коллегу в цвете. «Радость жизни» Матисс. Никто не скрывал, что новых европейских художников сильно вдохновляло восточное искусство.

3


Безусловно, разложить по полочкам около пяти тысяч (!) лет китайского искусства за пару часов — дело травмоопасное. В первую очередь для мозга. Я еще что-то воспринимал до десятого века нашей эры, а потом отключился. Подозреваю, что уникальные фарфоровые вазы династии Мин никогда не простят мне вопиющего игнора, изучение этих залов я оставил на следующий раз. Как и несколько этажей с новой китайской историей, где яблоку негде упасть от граждан Поднебесной, желающих увидеть личные вещи Мао. А я спешил на воздух, к Национальному центру исполнительских искусств Пекина.

2


Здание центра в форме огромной капли на искусственном озере — одно из самых оригинальных современных зданий в мире. В Китае вообще с современной архитектурой все в порядке, там много уникальных, первых и так далее. Лучший вариант, который я профукал — взять билеты на спектакль и заодно посмотреть интерьеры Капли. Но можно воспользоваться моим сценарием и пойти днем. Правда, все концертные залы (а их аж три) будут закрыты. Самое большое впечатление здесь — подводный коридор со стеклянной крышей и гигантские стены-стекла Капли.

Павильон в виде кроны пальмы, жилые дома, имитирующие своими очертаниями птиц и насекомых, офисы, не отличимые от окружающей природной среды — все это причудливые объекты биоархитектуры. В основе ее лежит принцип подражания живым формам с помощью использования новейших технологий и экологически чистых материалов.

Термин «биоархитектура» сами архитекторы не жалуют, считая его слишком неопределенным, любительским. И действительно, приставку «био» сейчас модно добавлять к названию любой отрасли науки, производства и вообще ко всякому действию или продукту, выражая таким образом приобщение к живой природе. Зачастую сами изобретатели неологизма не могут внятно объяснить его смысл, так произошло и в архитектуре: некоторые ее направления назвали «живыми», хотя в буквальном смысле оживить ее стремятся считанные архитекторы-утописты. Достижения же бионики (или биомиметики) — науки, которая собственно и занимается применением в технике различных особенностей живых организмов, — к сожалению, еще очень далеки от практического применения в архитектуре. Возможно, из-за подобной неточности в определениях того, что же представляет собой приближенная к живой природе архитектура и что именно она может у нее заимствовать, каждый талантливый архитектор создает свое собственное направление и дает ему уникальное название.

Создателем органической архитектуры стал американец Луис Салливен. Как и большинство творческих людей XIX века, он проникся эволюционным учением Дарвина и передовыми достижениями биологии. Салливен считал, что человек должен жить и работать в домах, которые гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Хотя философия органической архитектуры звучала, скорее, как некий идеал, к которому надо стремиться, ее последователи, включая самого знаменитого из них — Фрэнка Ллойда Райта, творившего в конце XIX — первой половине XX века, создали прекрасные образцы. Поселившийся в Индии англичанин Лаури Бэйкер воплотил эти идеи в домах, вполне традиционных внешне, но так органично встроенных в зеленые заросли тропиков, что можно подумать, они сами выросли из земли, как грибы после дождя. Сходное впечатление производят сооружения австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Отличительной чертой органической архитектуры стала приверженность к природным материалам: вместо стали, бетона и пластика используются камень, дерево и стекло.

Есть страны, в которых почти вся национальная архитектура может быть отнесена к органической. Такова Финляндия с ее суровой, но великолепной природой. Дерево и камень — основные строительные материалы в этой стране, и именно их в большом количестве использовал Алвар Аалто, в том числе и для зарубежных проектов. Одно из его последних творений — реконструкция Оперного театра в Эссене (Германия), завершенная уже после смерти архитектора в 1988 году. Здание формой напоминает скалистый уступ, обработанный ледником, в точности как камни Финляндии.

Уже в наши дни французский архитектор Франсуа Рош создал дом-камуфляж, который удовлетворяет требованиям органической архитектуры — не противоречить расположенному неподалеку старинному замку и вписываться в холмистую местность. В результате форма дома оказалась ломанной, под рельеф местности, а само строение — задрапированным зеленой сеткой, которая маскирует дом и защищает людей от жары и насекомых. Другой его знаменитый проект 2005 года — музей города Лозанны, называемый Green Gorgon. Он выполнен в излюбленной манере Роша как нечто неотличимое от окружающей природы — зеленый лабиринт, напоминающий то ли поросшие лесом овраги, то ли застывшее насекомое, богомола. Сооружение столь запутано, что посетителям выдают GPS-навигаторы, чтобы не заблудиться и найти выход.

Иногда дом в буквальном смысле «встраивают» в ландшафт и маскируют под зеленый холм, совсем как жилище хоббитов. Зеленая трава на крыше и стенах защищает дома в швейцарской деревне, построенной по проекту Петера Феча, от дождя, ветра и перепадов температуры. Из-за хорошей теплоизоляции такие дома потребляют меньше электроэнергии. Первый «дом в холме» был придуман Фечем еще в 1970 году, и сейчас в стране можно найти около десятка небольших сказочных деревенек, по всей видимости, пришедшихся по вкусу жителям Швейцарии.

В больших городах зеленые островки ценятся на вес золота, и, казалось бы, строить что-то на их месте — просто кощунство. Тем не менее, американец Эмилио Амбаш построил в 1993 году в японском городе Фукуока здание культурного центра прямо на территории сквера. Оно выглядит как огромная зеленая лестница, спускающаяся в сад, каждая ступенька — длинный газон, на котором можно устроить пикник в центре города, да еще и осмотреть окрестности с высоты.

Существует и другое понимание органической архитектуры — подражание живой природе. Биоморфные элементы осваивали многие архитекторы. Достаточно вспомнить дом Константина Мельникова в Москве, форма и расположение окон которого напоминают пчелиные соты, или творения итальянца Антонио Гауди. Но жизнь не стоит на месте, и в середине XX века стал появляться серьезный интерес к бионике. Пионером в области бионической архитектуры был немецкий инженер Отто Фрай, собравший в 1961 году в Штутгарте единомышленников в группу под названием «Биология и строительство». Сам Фрай занимался легкими конструкциями. Вместе с биологами и инженерами из Политехнического института он хотел разобраться, как происходит строительство тканей и оболочек живых организмов, а потом соединить эти знания с существующими технологиями. Рассматривая скорлупки диатомей и паутину, исследователи обнаружили очевидное сходство с собственными разработками. Однако увидели они и важное отличие: живые объекты необычайно сложны и их конструкции не всегда оптимальны, поэтому точное воспроизведение их на практике чаще всего невозможно — такие проекты будут очень дорогими и тяжелыми.

Фрай прославился в 1960—1970-х годах созданием павильона ФРГ на Всемирной выставке в Монреале и Олимпийского стадиона в Мюнхене, где он использовал мембранные и эластичные конструкции, главное достоинство которых — легкость и прозрачность. Откликнувшись на экологическую тематику, ставшую главной на Всемирной выставке 2000 года в Ганновере, он вместе с японским коллегой Шигеру Баном придумал оригинальную конструкцию павильона Японии. Его стены и крыша сплетены из множества бумажных трубочек, а сверху этот похожий на гигантские соты полукруглый каркас покрыт светопропускаемой бумажной мембраной.

Без сомнения к биоархитектуре можно отнести и био-тек, возникший как альтернатива хай-теку. Согласно его идеологии, на смену квадратным, неестественным формам зданий должны прийти мягкие, повторяющие плавные линии живого формы. Пока это течение существует в большей степени как идеология, разделяемая несколькими ведущими архитекторами. Начало ему положил англичанин Норманн Фостер, создавший в лондонском Сити в 2004 году башню по адресу: 30, Сент Мэри Экс. Абсолютно круглая в плане башня высотой 180 метров свечой тянется в небо, но знающим людям она больше напомнила огурец, что и решило ее судьбу — башню причислили к классике биотека. В его рамках также творят такие знаменитые личности, как Сантьяго Калатрава, Николас Гримшоу, Ян Каплицки, Грег Линн. Последнему принадлежит идея блоб-архитектуры, когда здание напоминает формой что-то округлое и мягкое, некий сгусток инопланетной живой субстанции, готовый разрастись и поглотить все вокруг. Амебоподобный, висящий в воздухе пластиковый Дом искусств в Граце (Австрия) — типичный пример блоб-архитектуры. Линн же придумал и дом-эмбрион. Структуру, которая самостоятельно развивалась бы из некоего примитивного жилища, подстраиваясь под условия окружающей среды. Это, конечно, только утопия, так же как и дом-коммуна, периодически захватывающий умы архитекторов. На первый взгляд кажется, что такое обустройство, когда огромная масса народа присутствует в одном месте, как это происходит сейчас в мегаполисах, противоречит сути живой природы. Но это не так, достаточно взглянуть на муравейник. Насекомые живут и трудятся в тесном пространстве, помогают друг другу, роль и место каждого муравья предельно ясны. Создать такой небоскреб-муравейник, где бы людям было комфортно жить, — несбывшаяся мечта многих. Воплотить ее пытаются в проектах небоскребов с развитой инфраструктурой и множеством технологических решений, позволяющих использовать альтернативную энергетику и другие чудеса техники. Как, например, пирамида Shimizu TRY 2004 Mega-City, придуманная для перенаселенного Токио. Теоретически 750 тысячам обитателей пирамиды даже не нужно будет покидать ее — внутри они найдут все необходимое для жизни.

В 2006 году по проекту мексиканского архитектора Хавьера Сеносьяна был построен дом, напоминающий раковину моллюска наутилуса. Черты наутилуса повторяются не только во внешней форме дома, но также в его спиралеобразном внутреннем устройстве. А в 2007 году под его же руководством в Мехико был закончен дом «Змея» (Quetzalcoatl Nest) — здание в виде длинной трубы, плавно огибающей неровности ландшафта. Свои профессиональные взгляды Сеносьян изложил в книге «Биоархитектура». Он считает, что нужно строить небольшие соразмерные человеку дома в местах с красивой природой, используя при этом природные материалы местного происхождения.

Несмотря на то что биоархитектура (и все, что понимается под этим термином) возникла отчасти как дань моде на все живое, органичное и экологическое, у нее просматриваются прекрасные перспективы. Вряд ли в скором времени следует ожидать противоположных тенденций в мире архитектуры, отдаляющих нас от естественной среды. В городах появляется все больше биоморфных зданий, где каждый элемент создан для комфорта посетителей, все чаще в конструкциях жилых домов и общественных зданий используются солнечные батареи и другие источники альтернативной энергии, снижающие нагрузку на экологию. Возможно, когда-нибудь наши жилища будут походить на живые существа не только формами, но и функциональными возможностями. И мы наконец заживем в гармонии с природой и самими собой.