На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по географии (9 класс) за 2009 - 2019 годы.

Все варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа дано содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В демострационном варианте ОГЭ 2019 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по географии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по географии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2019 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по географии

В 2013 году в было сокращено общее количество заданий с 31 до 30 и изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 18, 9 и 3 соответственно.

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по географии было изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 17, 10 и 3 соответственно, и включено задание на проверку понимания основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по географии изменилась лишь форма зиписи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационном варианте ОГЭ 2016 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года содержательных изменений нет. Изменен лишь порядок следования нескольких заданий части 1.

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

Для школьников 8 и 9 классов, желающих хорошо подготовиться и сдать ОГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы

Образование :

University of London, UK
Московский технологический университет

Кандидат технических наук

Педагогический стаж: 17 лет

«Если студент дает неверный ответ, я сразу не говорю ему об этом. Вместо этого я спрашиваю, почему он так считает и как он пришел к такому выводу. Только общаясь и взаимодействуя с материалом, студент может научиться. Нельзя оперировать лишь единственным правильным ответом. Мне близки идеи Сократа о преподавании».

  • Илья

    Образование:

    МГУ им. М. В. Ломоносова
    University of Bern, Switzerland

    PhD in Chemistry and Molecular Science

    Педагогический стаж: 9 лет

    «Хорошее образование имеет мало общего с изучением хитростей успешной сдачи тестов. Хорошее образование развивает личность, дает глубокое понимание мира вокруг нас».

  • Сергей

    Образование:

    МПГУ, факультет физики
    Harvard University, USA

    Кандидат физико-математических наук

    Педагогический стаж: 14 лет

    «Физика — это просто. Математика — это легко».

  • Екатерина

    Образование:

    МГУ им. М. В. Ломоносова

    Кандидат биологических наук

    Педагогический стаж: 10 лет

    «Я думаю, что обучение — это не просто передача знаний по предмету. Задача учителя сделать предмет интересным, показать его внутреннюю структуру и логику, научить ученика думать в рамках этой структуры, устанавливать связи между отдельными темами, а также с другими областями науки. Биология очень увлекательна и тесно связана с другими науками. Мы используем математику для расчетов, привлекаем понятия из физики, опираемся на химию, и даже обсуждаем этические и экономические вопросы. Биология касается всех нас — мы часть живой природы, постоянно с ней взаимодействуем и часто используем в своих целях. Мне хочется показать ученикам, что знания о нашем организме и мире, который нас окружает очень важны для каждого, а актуальность биологических и медицинских исследований будет только расти».

  • Василий

    Образование:

    МГУ им. М. В. Ломоносова
    Российская Экономическая Школа

    Педагогический стаж: 9 лет

    «В современном мире математика занимает одно из важнейших мест, как в науке, так и повседневной жизни. Моя цель – объяснить студентам, что математика – это очень интересно и совсем несложно».

  • Анастасия

    Образование:

    The University of Leeds, UK
    Cambridge CELTA Certificate

    Педагогический стаж: 5 лет

    «Мне нравится работать с людьми. Для меня важно видеть, что моя работа имеет значение в жизни людей. Я бы назвала себя энергичным, воодушевленным и инновационным преподавателем. Мое отношение к работе — всегда стремиться к развитию и обучению».

  • Елена

    Образование :

    РГГУ, Институт филологии и истории
    Bucknell University, USA
    Cambridge CELTA Certificate

    Педагогический стаж: 7 лет

    «Больше всего в моей работе мне нравится видеть прогресс своих учеников. Именно поэтому я в своё время и пришла в эту профессию. Самое главное качество хорошего учителя, по моему мнению, это неподдельный интерес к собственному предмету, который непременно передаётся ученикам. Однако, важны и более практические навыки преподавания, такие как планирование уроков, подбор материалов и разработка интересных, интерактивных заданий. Только так можно сделать процесс обучения одновременно и эффективным, и увлекательным. Я стараюсь любыми способами повысить интерес учеников к гуманитарным дисциплинам и привить им такие необходимые на сегодняшний день навыки, как критическое мышление, анализ текста, и умение ясно и структурированно излагать свои мысли на письме».

  • Наталья

    Образование:

    Финансовый Университет при Правительстве РФ
    МГИМО

    Педагогический стаж: 7 лет

    «Студент – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

  • Алексей

    Образование:

    Московский институт иностранных языков

    Педагогический стаж: 6 лет

    «За годы преподавания у меня сложилось мнение, что работа с детьми и подростками — это отдельный вид искусства. Еще будучи студентом, я увлекся процессом преподавания языков изнутри, и с тех пор продолжаю открывать для себя все новые грани. Говоря на иностранных языках, люди получают безграничные возможности познавать другие культуры и общества. В нашем ремесле важно не только грамотно научить, но и мотивировать ученика, ведь мир вокруг нас даёт столько возможностей для познания нового!»

  • Екатерина

    Образование :

    American University, Lebanon
    Hokkaido University, Japan

    PhD in Biological sciences

    Педагогический стаж: 10 лет

    «Думаю, я рождена, чтобы быть учителем. Мне нравится заинтересовывать студентов любой темой, которую я преподаю. Биология – моя любимая, это самый захватывающий предмет, который можно изучать и исследовать. Как учитель, я ставлю перед собой три важные задачи: заинтересовать студентов своим предметом, сделать так, чтобы они поняли каждую деталь и показали хороший результат на экзамене».

  • Стивен

    Образование:

    University of Oxford, Keble College

    Педагогический стаж: 11 лет

    «Уверенность и любовь к изучаемому предмету. Без этих двух качеств, уверен, не получится настоящей учебы. Человек может научиться чему-либо, и выдавать знания, когда нужно, но истинное понимание предмета происходит только тогда, когда человек искренне верит, что этот предмет является его частью. И студент достигает этого с помощью вопросов, споров, размышлений и рисков».

  • ОГЭ по географии – один из экзаменов, которые сдают выпускники 9-го класса по своему выбору. Данный предмет не относится к категории популярных, имеет свои особенности. Обычно, эту дисциплину выбирают те, кто планирует учиться в 10-м классе соответствующего профиля. Трудно ли дается экзамен по географии школьникам? География требует наличия специфических умений, поэтому ее нельзя отнести к простым дисциплинам. Каждый год школьники, которые выбрали этот предмет, отмечают ряд сложностей: работа с задачами, выполнение заданий на установление соответствий, на знание карты. Как не повторить их ошибки.


    • Работа с картой
      Плохое знание карты – типичная проблема большинства школьников. При условии знания особенностей расположения географических объектов, можно выполнить многие задания. Обязательно выделите время на изучение карты.
    • Как решать задачи?
      Географические задачи имеют свою специфику, но для их решения пригодятся базовые знания математики – прежде всего, пропорции. Выучите формулы, которые помогут справляться с разными заданиями по алгоритму.
    • Неполные ответы на вопросы
      Обязательно дочитывайте вопросы до конца! Из-за невнимательности экзаменуемые часто упускают суть вопроса, соответственно, отвечают неверно либо неполно.
    • Низкий уровень терминологической грамотности
      География – это одна из дисциплин, которая оперирует огромным количеством понятий, терминов, определений, они могут быть сугубо географическими или заимствованными из других наук. Изучить термины необходимо потому, что непонятное слово в задании может перечеркнуть возможность его успешного решения.

    В структуру экзамена входят задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. Первая часть – это обычные тесты, когда требуется выбрать нужный вариант, отметая неподходящие. Для того, чтобы результативно пройти эту часть, необходимо внимательно повторять теорию за все годы обучения. Задания высокого уровня требуют решения задач, развернутых ответо

    объективности в делении заданий на «легкие» и «сложные» - базовый уровень для многих менее «приятен», чем высокий.

    На какие темы стоит обратить особое внимание при подготовке?

    Каждый год наиболее сложными для школьников оказываются такие темы: экономическое районирование России, особенности развития промышленности и экономического развития регионов. Экономике страны и физической, политической географии России рекомендуется уделить больше сил и времени, поскольку эти темы доминируют и в тестовых заданиях.

    В подготовке к предмету главное – систематичность и регулярное изучение по заданному плану. Повторять придется все материалы, начиная с тем «Земля как планета». Уделите внимание гидросфере, литосфере, атмосфере и биосфере, природопользованию, работе с картой, особенностям материков и океанов.

    «Решу ОГЭ по географии» – это тести онлайн по дисциплине, который помогут вам закрепить знания и потренироваться выполнять задания разного уровня сложности, использовать знания на практике.

    2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

    Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

    Страны, граничащие с Россией : Норвеги я, Финлянди я, Эстония , Латви я, Литва , Польш а, Белоруссия , Украин а, Грузия , Азербайджан , Казахстан , КНР (Китай), Монголией , КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осети я,

    по морю -Япония и США

    3. Вопросы о климате России.

    Атлас 8 класс . Климатическая карта.

    Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

    5. Вопросы по экономике России.

    Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

    6. Вопросы о заповедниках.

    Атлас 8 класс. Природные святыни России

    7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

    Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

    8.Вопросы по графикам. Определить по графику, таблице необходимую величину.

    9. Вопросы: определить:

    Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

    Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

    Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

    Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

    Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

    Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

    Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

    Плотность населения = Численность населения

    Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

    Площадь территории

    Иммиграция – въезд в страну

    Эмиграция – выезд из страны

    10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

    Вопрос по синоптической карте. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

    11. Вопрос по синоптической карте .

    В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

    В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

    Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

    12. Вопросы по экологии

    Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

    Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

    Смог образуется в центрах черной металлургии

    Природные ресурсы

    Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

    Невозобновимые Возобновимые

    (полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

    13. В каком высказывании говорится о процессе:

    Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

    Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

    Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

    Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

    Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

    Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

    14. Определить координаты .

    Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

    Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

    Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

    Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

    16. Задача на расчеты

    Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

    20 – 100% х= 8 х100

    Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

    Определить температуру на вершине горы.

    Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

    17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

    Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

    Города миллионеры России:

    Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

    Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

    18. Определить расстояние по топографической карте.

    1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

    4 см х 100 = 400 м

    19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

    20. Определить какой из участков подходит для:

    Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

    Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

    Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

    21. Определить какой профиль подходит

    По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

    22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

    Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

    24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

    Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

    26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

    (от самого молодого до самого древнего).

    Чем выше слои горных пород – тем моложе

    28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

    29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

    - Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

    Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

    - Выше всего над горизонтом

    В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком

    Выберите документ из архива для просмотра:

    12.5 КБ Thumbs.db

    63.85 КБ в 1 ответы с 1.jpg

    117.1 КБ в1 ответы с 2.jpg

    123.96 КБ в1 ответы с 3.jpg

    152.96 КБ в1 ответы с 4.jpg

    48.12 КБ 1.jpg

    147.21 КБ 2.jpg

    132.99 КБ 3.jpg

    138.26 КБ 4.jpg

    49.6 КБ 1.jpg

    149.22 КБ 2.jpg

    135.61 КБ 3.jpg

    121.65 КБ 4.jpg

    48.28 КБ 1.jpg

    115.15 КБ 2.jpg

    129.47 КБ 3.jpg

    112.07 КБ 4.jpg

    15.5 КБ Thumbs.db

    58.98 КБ ответы в 2 стр 1.jpg

    120.03 КБ ответы в 2 стр 2.jpg

    129.28 КБ ответы в 2 стр 3.jpg

    121.22 КБ ответы в 2 стр 4.jpg

    12 КБ Thumbs.db

    154.42 КБ ответы в 3 стр 4.jpg

    57.48 КБ ответы в 3 стр 1.jpg

    123.61 КБ ответы в 3 стр 2.jpg

    131.99 КБ ответы в 3 стр3.jpg

    51.46 КБ 1.jpg

    119.23 КБ 2.jpg

    129.37 КБ 3.jpg

    119.64 КБ 4.jpg

    47.92 КБ 1.jpg

    122.24 КБ 2.jpg

    140.26 КБ 3.jpg

    115.34 КБ 4.jpg

    48.52 КБ 1.jpg

    124.2 КБ 2.jpg

    112 КБ 3.jpg

    149.52 КБ 4.jpg

    50.39 КБ 1.jpg

    127.93 КБ 2.jpg

    150.73 КБ 3.jpg

    110.83 КБ 4.jpg

    52.53 КБ 1.jpg

    132.88 КБ 2.jpg

    128.34 КБ 3.jpg

    153.85 КБ 4.jpg

    48.52 КБ 1.jpg

    128.89 КБ 2.jpg

    115.99 КБ 3.jpg

    160.41 КБ 4.jpg

    Вариант 1.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ вариант 10 гео.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ вариант 11 гео.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ вариант 12 гео.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ Вариант 2.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ 3 вариант.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ 4 вариант.docx

    Библиотека
    материалов

    Выбранный для просмотра документ 5 вариант.docx

    Библиотека
    материалов

    Инструкция по выполнению работы

    Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. На выполнение работы по географии отводится 2 часа (120 минут).

    Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

    Работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр. Для этих заданий ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте.

    В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

    Работа содержит 3 задания (14, 20 и 23), на которые следует дать полный развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на отдельном листе или бланке. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

    При выполнении работы разрешается использовать географические атласы для 7, 8 и 9 классов, линейки и непрограммируемые калькуляторы.

    При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    Желаем успеха!

    Вариант 5

    1. Индийский океан омывает западное побережье

    1) Австралии

    2) Евразии

    3) Южной Америки

    4) Северной Америки

    Ответ:__________________

    2. Морская граница между Россией и США проходит посередине пролива между островом Крузенштерна, принадлежащим США, и российским островом

    1) Врангеля

    2) Кунашир

    3) Ратманова

    4) Сахалин

    Ответ:___________________

    3. В каком из перечисленных регионов многолетняя мерзлота имеет наибольшее распространение?

    1) Магаданская область

    2) Оренбургская область

    3) Приморский край

    4) Республика Карелия

    Ответ:___________________

    4. Землетрясения - стихийные бедствия, от которых часто страдают люди, живущие в горной местности. Для какой из перечисленных территорий характерно это природное явление?

    1) Вологодская область

    2) Республика Дагестан

    3) Ненецкий АО

    4) Смоленская область

    Ответ:_______________________

    5. Западная Сибирь является главным в России регионом по

    1) добыче нефти

    2) производству зерна

    3) выплавке алюминия

    4) производству бумаги

    Ответ:______________________

    6. Традиционными занятиями какого из перечисленных народов являются оленеводство, рыболовство и промысел морского зверя?

    1) карелы

    2) чукчи

    3) марийцы

    4) чуваши

    Ответ:___________________________

    Задания 7, 8 выполняются с использованием приведенной ниже таблицы.

    Компоненты изменения общей численности населения РФ в 2009 – 2012 гг. (тыс.чел)

    7. В каком из указанных годов превышение смертности над рождаемостью было наименьшим?

      2009 г.

      2010 г.

      2011 г.

      2012 г.

    Ответ:______________

    8. Определите миграционный прирост населения в РФ (в тыс. человек) в 2012 г. Ответ запишите в виде числа.

    Ответ: _____________тыс. человек.

    9. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

      1. Республика Коми

        Вологодская область

        Камчатский край

        Краснодарский край

    Ответ:_____________________

    Задания 10, 11 выполняются с помощью приведенной ниже карты погоды.

    10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

    1) Омск

    2) Якутск

    3) Дудинка

    4) Салехард

    Ответ:________________

    11. Карта погоды составлена на 13 января. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

    1) Красноярск

    2) Иркутск

    3) Омск

    4) Братск

    Ответ:________________

    12. Примером нерационального природопользования является

            1. использование природного газа вместо угля на ТЭС

              захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах

              комплексное использование добываемого сырья

              рекультивация земель в районах добычи угля

    Ответ:__________________

    13. В каком из перечисленных высказываний содержится информация о миграциях населения?

              1. В настоящее время почти каждый восьмой россиянин, т.е. примерно 13 % жителей страны, находится в возрасте 65 лет и более.

                Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане, и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские жители.

                В России наиболее низкая продолжительность жизни и мужчин, и женщин отмечается в Республике Тыва и Чукотском автономном округе.

                В январе-сентябре 2011г. число выбывших за пределы Республики Башкортостан составило 25,3 тыс. человек, сменили свое прежнее место жительства на Республику Башкортостан 21,5 тыс.человек.

    Ответ:___________________

    Задание 14 выполняется с использованием текста, приведенного ниже.

    Более тысячи человек были эвакуированы в Эквадоре из-за повышенной активности вулкана Тунгурауа. Как отмечает информационное агентство, вулкан, расположенный в горной цепи Анд, выбрасывал пепел на высоту до 2,5 километров. Вулкан Тунгурауа высотой более 5 тысяч метров активен с 1999 года. В августе 2006 года в результате его извержения были разрушены около 5 тысяч домов, а значительная площадь пахотных земель оказалась покрыта пеплом.

    14. Чем объясняется наличие действующих вулканов на территории Эквадора?

    Ответ запишите

    15. Используя данные таблицы, определите долю лиц моложе трудоспособного возраста (в %) в возрастной структуре населения г. Иваново в 2012 г. Полученный результат округлите до целого числа.

    Распределение населения г. Иваново по возрастным группам в 2012 г.

    (тыс. человек)

    моложе трудоспособного

    57,4

    из них детей в возрасте 1-6 лет

    23,7

    в трудоспособном*

    247,5

    старше трудоспособного

    103,9

    Ответ:___________________%.

    16. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения.

    Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.

                1. Пермь

                  Норильск

                  Владивосток

    Ответ:

    17. Определите, какой вулкан имеет географические координаты 1° ю.ш. 78° з.д.

    Ответ: _________________

    Задания 18-21 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты.

    Масштаб 1:10000

    В 1 см 100м

    Горизонтали проведены через 5 метров

    18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до барака. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

    Ответ:______________ м.

    19. Определите по карте, в каком направлении от башни находится барак.

    Ответ:________________

    20. Участники школьной футбольной секции выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

    Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

    21. На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

    Ответ:________________________

    Задания 22, 23 выполняются с использованием приведенного ниже текста .

    Тайшетский алюминиевый завод - предприятие, строящееся в городе Тайшете. Входит в состав крупнейшей в мире алюминиевой компании «РУСАЛ». После завершения строительства станет третьим по величине алюминиевым заводом в России после Братского и Красноярского, оставив позади Саяногорский завод.

    22. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы подробнее изучить месторасположение г. Тайшета?

    1) Европейский Север

    2) Урал

    3) Восточная Сибирь

    4) Западная Сибирь

    Ответ:_________________________

    23. Какая особенность хозяйства региона, в котором находится г. Тайшет, способствовала принятию решения о размещении в этом городе алюминиевого завода?

    Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

    24. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки.

    Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

    Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу.

                    1. песок

                      кварцит

                      известняк

    Ответ:

    25. Туристические фирмы разных стран мира разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганами и странами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. А) Добро пожаловать в страну, где можно насладиться великолепными видами не только белоснежных Альп, но и прекрасных альпийских лугов!

    Б) Приезжайте к нам – в страну вечного праздника жизни, где правит яркое «восточное» солнце и теплое южное море! Ознакомьтесь с историей античного города Карфагена!