Пророк Мухаммад (мир ему)

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился почти через шестьсот лет после вознесения Исуса (570-652 от Рождества Христова) в Мекке (Аравия). Он жил в то время, когда его народ пребывал во власти самого низменного язычества, а в обществе царили коррупция и разложение. В Аравии существовали племена и поселения евреев, но они не распространяли за пределами своей общины послание о Едином Боге и ответственности человека перед Ним. Христианство было расколото на множество разнообразных враждующих сект, а его оплот, Восточная Римская Империя (Византия), был в состоянии упадка.

Когда посреди этого разлагающегося общества в городе Мекке появился Посланник с проникновенным, зажигательным призывом к покаянию и преобразованиям, он бросил языческим лидерам вызов, который они не смогли проигнорировать, поскольку желали сохранить свою власть над людьми. "Встань и увещай", - таково было послание, которое доверил ему Бог. Но его увещевание было встречено с крайней враждебностью. Сначала он был осмеян и ему был дан отпор, а затем, вместе с небольшой группой своих последователей, подвергся оскорблениям, клевете, пыткам, бойкоту и, в конечном итоге, угрозе убийства. Язычники использовали любые средства, чтобы вынудить его оставить свою миссию, а первых мусульман - отказаться от Ислама. Однако те были стойкими, ибо их уверенность в истинности Послания была столь прочной, что простая угроза физического ущерба или смерти не могла заставить их отказаться от веры в него, распространения его и жизни согласно ему. Некоторые из первых мусульман умерли под пытками, другие были вынуждены, дабы избежать преследований, переселиться в Абиссинию, страну, которой правил набожный король-христианин, впоследствии тайно принявший Ислам.

После тринадцати лет смиренного проповедования и стойкого перенесения всех этих испытаний Бог дал Пророку и его последователям возможность переселиться в город Ясриб (Медину), находившийся приблизительно в трехстах милях от Мекки, по приглашению его жителей, принявших Ислам. Они заверили Пророка в своей верности и поклялись жить и, если необходимо, умереть за Ислам. Маленькими группами мусульмане покидали Мекку и пускались в путь через пустыню к городу, который открыл сердце новой вере. И когда ушли все, Пророк вместе со своим самым близким другом Абу Бакром также, наконец, покинул город. Милостью Божьей им удалось скрыться от язычников, пытавшихся убить Пророка в Мекке и охотившихся на него во время его путешествия.

В Медине, находясь далеко от непрерывных ежедневных преследований мекканских язычников, Пророк смог сформировать и организовать свою общину так, как это было указано ему Богом. Здесь Пророком были получены части Корана, установившие законодательство по различным вопросам. Они были сразу же воплощены мусульманами в жизнь. Здесь же окончательно оформилось исламское общество и город-государство со всеми необходимыми социальными, политическими и экономическими элементами, ставшие примером для всех будущих поколений мусульман.

Но даже там Пророк и его община не могли жить в мире. Их постоянно донимали непрерывные угрозы и военные вылазки язычников, а также противодействие и вероломство групп инакомыслящих в Медине и вокруг нее. Но мусульманская община, хотя поначалу и немногочисленная и плохо подготовленная для сражений, сопротивлялась с таким мужеством, что приблизительно через девять лет сама смогла покорить своих врагов благодаря как военным, так и дипломатическим действиям. Вместо упреков или мести тем, кто так жестоко преследовал его и его сподвижников, Пророк простил даже своих злейших врагов. И таким образом "открытие" Мекки произошло без кровопролития. Пророк вошел в Каабу, священный дом поклонения Богу, построенный в древности пророками Авраамом и Исмаилом (мир им), и собственными руками разбил на куски триста шестьдесят установленных там идолов, вновь очистив Каабу для поклонения Одному лишь Богу, Достохвальному и Возвышенному.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) умер годом позже. Он действительно распространил Послание, порученное ему Богом, и оставил после себя два неизменных источника учения - Священный Коран и его Сунну, то есть пример собственных деяний, подробности которых были в течение нескольких лет в большом количестве собраны посредством записи устных сообщений, известных как Хадисы, которые были в точности сохранены до настоящего времени как второй источник учения в Исламе после Корана.

После смерти Пророка четверо его самых близких друзей и сподвижников - Абу Бакр, "Умар, "Усман и "Али (да будет доволен ими Аллах) - стали лидерами мусульманского общества и государства, получив титул Халифат Расулюллах, то есть халифа, или преемника Посланника Бога. Они управляли точно в соответствии с требованиями Корана и примером, который подавал Пророк (мир ему). После них, однако, политическое устройство приняло форму наследуемой монархии, что явилось заметным отступлением от примера Пророка (мир ему) и первых четырех Праведных Халифов. В это же время Ислам стремительно распространялся, доносимый во многие уголки земного шара теми мусульманами, чьи жизни и общины были преобразованы под воздействием их веры. Во время своего расцвета (700-1600 гг. от Рождества Христова) под мусульманской властью оказалась территория от Испании до Филиппин, и когда Европа была все еще в весьма примитивном состоянии, свет веры, образование и культура, излучавшиеся мусульманской цивилизацией, были поистине маяком набожности, прогресса и процветания в тогдашнем непросвещенном мире.

В Коране подчеркивается, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - последний посланник Бога, "Печать Пророков", а те, кто претендует на это звание после него, - лжепророк. Но могут спросить, почему, если Бог направлял посланников к древним народам, когда в том возникала необходимость, а человек на этой планете еще не живет Его учением и потребность в Его учении сегодня столь очевидна, после него не должно быть никаких других пророков?

Это так потому, что Коран - окончательное и полное учение Бога для всего человечества. Таким образом, он не нуждается ни в поправках, ни в редактировании, ни в доказательстве. Кроме того, он был ниспослан, когда человеческие разум, сознание и способность сохранения и передачи знаний в письменном виде достигли полной зрелости. Коран был сохранен слово в слово, буква в букву в том виде, в котором был ниспослан, в Коране содержится обещание Всемогущего Бога охранять его от изменений вплоть до Последнего Дня, поэтому нет необходимости в ниспослании другого учения. Коран завершен и совершенен, и его принципы и учения сегодня имеют ту же силу и так же обязательны к исполнению, как и в то время, когда они были ниспосланы; ибо хотя стиль и образ человеческой жизни изменились, Принципы Бытия, природа добра и зла, собственная природа человека - это неизменные и вечные истины, которые никоим образом не затронуты временем или переменами в человеке.

Кроме этого существует и другая причина того, что нет необходимости в последующих посланниках. Помимо учения, сформулированного в Коране, Ислам располагает еще одним источником жизнеописания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ниспосланная Богом Книга содержала учение Бога, но Книги было недостаточно; нужен был кто-то, кто воплотил бы это учение в действие, жил им.

О жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был сохранен настолько полный и подробный отчет, как ни о чьей другой жизни в человеческой истории. Его совершенно уникальное положение как получателя откровений от Бога, Достохвального и Возвышенного, обусловило то, что каждый поступок и каждая подробность его жизни вызывала у окружавших его людей величайший интерес. Поэтому повествования, сохраненные в книгах Хадисов (изречений Пророка), касаются всех сторон его жизни, от самых личных вопросов до ведения войн и государственных дел. Следовательно, мусульмане в каждом аспекте своей жизни - следует иметь в виду, что, согласно Исламу, никакой аспект человеческого существования не находится вне религии - имеют перед собой живой пример лучшего из людей. Как сказала о нем его жена Айша (да будет доволен ею Аллах), его поведением был Коран. И при том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был человеком огромной духовности и невероятной близости к Богу, он жил чрезвычайно полной, активной и насыщенной жизнью, исполняя большое количество различных и сложных функций. Он был преданным мужем, отцом и дедом, добрым и ответственным родственником, преданным и нежным другом, лидером равно в богослужении и битве, прекрасным правителем и государственным деятелем. Для мусульман того времени, как и для сегодняшних и завтрашних мусульман, он был, есть и всегда будет образцом: учитель, наставник, лидер и, кроме того, носитель Божественного учения, связующее звено с Богом, а также человек, которого они любят, чтут и кому подражают более всех других людей.

«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (Коран, 17:106).

Учителя - это одни из самых влиятельных людей в нашей жизни.

Большинство из нас может вспомнить своего первого учителя в школе, того, кто научил алфавиту и счету.И на пути нашего взросления мы встречались со множеством учителей, которые помогли нам в нашем путешествии во взрослую жизнь и даже более того. Будь то учитель математики в средней школе, который помог вам овладеть алгеброй, или профессор университета, который научил вас духу дебатов, на саму структуру нашего существа в значительной степени влияют учителя, которые вели нас по пути науки и образования.

В исламе есть только один учитель, который заложил основы духовного воспитания человечества, по милости Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), неграмотный человек, был избран Создателем, чтобы стать Последним Посланником и совершенным учителем для всех мусульман.

Известный тем, что «его нравом был Коран» , Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) было поручено читать и передавать послание Корана всему человечеству. Однако он не был обычным учителем. Фактически, он установил идеальный уровень образования более тысячи лет назад, и последствия этого ощущаются даже сегодня.

Существует множество причин, почему Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был и остается величайшим учителем из когда-либо живших на земле. В этой статье мы приведем лишь несколько из них.

Он не обходил своим вниманием ни одного ученика

Вшколах по всему миру учителя зачастую делают различие между сильными учениками и слабыми. Последних из них определяют в более простые классы, которые не способствуют развитию умственных способностей, в то время как «умным» ученикам открыты все пути к успеху.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не делал различий между учащимися, основываясь на уровне их интеллекта, социальном положении или любой другой классификации, которая разделяет нас в обществе. Он также никогда не стремился исключить или изгнать кого-либо из Ислама, а передавал всеобъемлющее послание для всего человечества. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Клянусь Аллахом! Если Он приведет (в Ислам) через вас хоть одного человека, это будет лучше для вас, чем (стадо) красных верблюдов» (Аль-Бухари).

Тем самым мусульмане имеют осязаемый пример того, как приглашать других к исламской вере.

Идеальный оратор

Большинство из нас в какой-то момент наверняка столкнулись, по крайней мере, с одним учителем, которого невозможно было услышать, или который говорил так быстро, что было почти невозможно понять, что он говорит. Даже сегодня многие преподаватели на уроках часто говорят очень быстро, чтобы выдать как можно больше информации за ограниченный период времени.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), напротив, был методичным и никогда не спешил. Согласно высказыванию своей любимой жены Аиши (да будет доволен ею Аллах), он:

«… говорил таким образом, что его слова можно было сосчитать» (Аль-Бухари).

Также Пророк (мир ему и благословение), согласно утверждениям его сподвижников, трижды повторял свои слова. Слова, которые он произносил, и уроки, которые он давал, были недвусмысленными, что помогло его ученикам преуспеть в совершенствовании своей веры и искренней преданности Корану. Совершенство речи Пророка Мухаммада было нацелено на то, чтобы донести послание до каждого ученика, а повторение способствовало запоминанию, и это является отличным инструментом обучения.

Он сам практиковал то, чему учил

Возможно, одним из величайших качеств, которое сделало Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) таким феноменальным учителем, является то, что он сам был ярким примером того, чему он учил. Он часто рассказывал своим сподвижникам о Единстве Бога Всемогущего и сам проживал свою жизнь в полном соответствии с Исламом, никогда не забывая о будущей жизни.

Во всех аспектах своей жизни Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был образцом для подражания и всегда сам практиковал то, что проповедовал. Это помогло его сподвижникам увидеть на живом примере, как воплощать учения Корана и Сунны на практике. Как говорит в Коране Всевышний Аллах:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Коран, 33:21).

Если бы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не воплощал в своем примере каждый аспект Корана, это негативно влияло бы на уровень доверия между ним и его сподвижниками.

Проявление терпения во времена невзгод

Сколько раз, особенно в школах, вы слышали о том, как учителя называли некоторых учеников «трудными» и махали на них рукой? Очень многие учителя могут обращаться только с теми учениками, которые их понимают, и не пытаются достучаться до тех, которые на каждом шагу сопротивляются.

Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) пришлось столкнуться с огромным количеством презрения и откровенной ненависти, когда он начал доносить до людей послание Ислама. В Мекке он провел тринадцать лет, пытаясь научить свой заблудший народ посланию Корана, и на каждом шагу он встречал жесткий отпор, а Ислам приняло лишь меньшинство.

Пророк встретился с подобным, хотя и менее выраженным, конфликтом после переселения в Медину, и ни разу даже не подумал об уходе. Некоторые из лучших личных качеств, которые помогли укрепить его решимость и преданность его миссии, включали мудрость, терпение и готовность жертвовать ради Аллаха.

Метод, которым Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) преподавал послание Ислама своим сподвижникам, имел такой эффект, который прошел через века и сегодня сделал Ислам самой быстроразвивающейся религией в мире.

Являетесь ли вы новообращенным мусульманином или уже родились в Исламе, пример Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) как талантливого учителя является объединяющей силой в исламском мире и катализатором для лучшего понимания через образование.

Он происходит из лучшего рода на земле и его род обладал почетом, что признавали его враги. Это признал Абу Суфьян , который в тот момент был его врагом, когда находился у царя Рима. Он происходит из самого благородного народа, самого благородного племени и самого благородного колена.Он Мухаммад бин ‘Абдулла бин ‘Абдальмутталиб бин Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусай бин Киляб бин Мурра бин Ка’б бин Люай бин Галиб бин Фихр бин Малик бин Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Ильяс бин Мудара бин Низар бин Ма’адд бин ‘Аднан .

До этих пор его родословная достоверно известна, с чем согласны ученые по генеалогии, в чем между ними никогда не было разногласий, а что касается его родословной выше ‘Аднана , то тут есть разногласия. Однако между ними нет разногласий в том, что ‘Аднан был потомком Исмаила , мир ему, а Исмаил это тот, кого хотел принести в жертву Ибрахим , мир ему, по более правильному мнению ученых из числа сподвижников и их последователей.

Нет разногласий в том, что он, мир ему и благословение Аллаха, был рожден в сердцевине Мекки в «год слона». Это событие стало подарком Аллаха для Его Пророка и Его дома (Ка’бы), так как армия напавшая на Мекку была христианской – людьми писания и их религия в тот момент была лучше религии жителей Мекки, которые поклонялись идолам. Аллах помог им одержать победу над людьми писания без участия людей сделав это предзнаменованием и даром для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который появился в Мекке и возвеличиванием Запретной Мечети.Ученые разногласят относительно смерти его отца: умер ли он, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в животе матери или же он умер после его рождения. Более достоверным является мнение, что он умер еще до рождения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Второе мнение говорит о том, что он умер через семь месяцев после его рождения.

Нет никаких разногласий в том, что его мать умерла в аль-Абва, которая находится между Меккой и Мединой, когда возвращалась из Медина, где была с дядей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В то время ему не исполнилось семь лет.

Его опекуном был дед ‘Абдальмутталиб , который умер, когда Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было примерно восемь лет. Также говорится, что ему было шесть лет.

Затем его опекуном стал дядя Абу Талиб . Когда он достиг двенадцатилетнего возраста, Абу Талиб отправился с ним в Шам. Так же говорится, что в этот момент ему было девять лет. В этом путешествии его увидел монах Бахира, который велел его дяде не ехать с ним в Шам, боясь, что иудеи навредят ему и дядя отправил его вместе с несколькими своими детьми в Мекку.

В книге ат-Тирмизи и у других приводится, что он отправил его в Мекку с Билялом , однако это является явной ошибкой, потому что, возможно, в то время Билял еще не существовал, а если и был, то он не был ни с Абу Талибом, ни с Абу Бакром . Этот хадис приводит Аль-Баззар в своем «Муснаде» и не говорит там: «и дядя отправил с ним Биляла», а говорит «мужчину».

Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он отправился в Шам по торговым делам в Бусру, а потом вернулся, после чего женился на Хадидже бинт Хувайлид . Также говорится, что ему было тридцать лет; двадцать один год. Ей же было сорок лет. Это была его первая жена и первой из его жен, которая умерла. Он не брал себе других жен, пока она была жива, и Джибриль повелел передать ей салам от ее Господа.Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению его Господу. Он стал уединяться в пещере «Хира», где поклонялся несколько ночей. И ему была внушена ненависть к идолам и религии его народа. И не было для него более ненавистной вещи, чем это.

Когда ему исполнилось сорок лет, над ним взошел свет пророчества, Всевышний Аллах облагодетельствовал его посланием и отправил к Его творениям, выделил его Своим почетом, сделал Своим доверенным между Собой и Своими рабами.

Нет разногласий в том, что его пророчество началось в понедельник, однако есть разногласия в месяце начала пророчества: говорится, что оно началось после восьмого числа месяца Раби уль-Авваль, на сорок первом году после «года слона». Это мнение большинства.

Также говорится, что оно началось в месяц Рамадан, и эти ученые, в качестве довода, приводят слова Всевышнего Аллаха: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран» (Коран. 2:185)

Они говорят: первым, чем облагодетельствовал его Всевышний Аллах из пророчества было то, что он ниспослал ему Коран. Так считали некоторые из ученых, среди которых был Яхья Сарсари , который сказал в своем стихотворении:

Ему исполнилось сорок лет

И над ним взошло солнце пророчества в Рамадан.Однако первые ответили им, что в «ночь могущества» месяца Рамадан Коран был ниспослан полностью, разом на Байт аль-‘Изза, а затем частями и по необходимости ниспосылался на протяжении двадцати трех лет.

Также говорится, что пророчество началось в месяц Раджаб.

Аллах дал , мир ему и благословение Аллаха, различные ступени откровений.

Первой из них были истинные видения, с которых и начались откровения, ниспосылавшиеся Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и какое бы видение он ни видел, то оно приходило подобно утренней заре.

Второй было то невидимое для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что приносил с собой ангел, доводя это до его ума и сердца, о чем сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал так: «Поистине, Святой Дух внушил мне, что ни в коем случае не умрет душа, пока не исчерпает своего удела, так бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с мольбами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами вашего удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его с помощью ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».Третьей было то, что ангел представал перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в образе человека и обращался к нему, пока он не усваивал того, что он ему говорил. На этой ступени его иногда видели и сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Четвертой было такое появление ангела, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, слышал нечто вроде звона колокола. Это было наиболее тяжким для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так как ангел крепко сжимал его, в результате чего лоб его покрывался испариной даже в очень холодные дни, а его верблюдица опускалась на колени, если он сидел верхом. Однажды, когда к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришло такое откровение, его нога касалась ноги Зайда бин Сабита , да будет доволен им Аллах, и нога Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стала такой тяжёлой, что нога Зайда чуть не сломалась.

Пятой было то, что он видел ангела в том облике, в котором тот был создан, и в это время ему ниспосылалось в виде откровений то, что Аллаху было угодно ему ниспослать. Подобное случалось с ним дважды, о чем в Коране упоминается в суре «Звезда».

Шестой было то, что Аллах вменил ему в обязанность совершение молитв, когда в ночь вознесения (ляйлят аль-ми‘радж) он вознесся выше семи небес.

Седьмой было то, что говорил ему Аллах без посредника и что было подобно тому, как разговаривал Он с Мусой бин ‘Имраном . То, что это было с Мусой, известно доподлинно, поскольку об этом упоминается в Коране, а о том, что это случилось и с нашим Пророком, мир ему и благословение Аллаха, известно из хадиса о ночном путешествии.

Некоторые улемы добавляли к этому и восьмую, считая, что ею было открытое обращение к нему Аллаха безо всякой преграды. Это мнение тех, кто говорит, что он, мир ему и благословение Аллаха, видел своего Господа. Относительно этого вопроса были разногласия у ранних и поздних ученых не смотря на то, что все сподвижники считали также как и Айша, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не видел Аллаха, как это передал Усман бин Са’ид ад-Дарими о том, что у сподвижников было единогласие в этом вопросе.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

«Зад уль-Ма’ад»

Перевод: Икрима абу Марьям

Празднование мавлида

В Медине у одного человека был сын, настолько нехороший, что когда он умер, отец не пришел провожать его в последний путь. После отец увидел сон, где его сын в Раю. Удивленный, он спросил, как тот попал в наилучшую обитель при таком неблагочестивом образе жизни. На что сын ответил: «Однажды я отправился с людьми на окраину города, когда Пророк (мир ему и благословение) возвращался из очередного похода. У одного из сподвижников, которые были с Пророком (мир ему и благословение) в этом пути, я спросил: «Как чувствует себя Пророк?» - он ответил – «Хвала Аллаху, он цел и невредим» - и это меня искренне обрадовало. Я просто обрадовался тому, что Пророк (мир ему и благословение) целый и невредимый возвратился домой. Вот из-за этой радости Аллах осчастливил меня, простив мне мои проступки».

Месяц раби-уль авваль - это месяц, в котором родился Пророк (мир ему и благословение), и если и мы обрадуемся его рождению, то есть надежда на то, что Аллах нам простит наши грехи. В Коране говорится (смысл): «Скажи им, по благости Аллаха и его милости – этому пусть они радуются» (сура «Юнус», аят 59).

Никто из нас не может знать, в какой группе людей он окажется в Судный День. Но Аллах уже в мирской жизни дает нам возможность выбрать, где и с кем мы будем находиться в Судный День. Ведь в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «В Судный день человек будет находиться с теми, кого он любит».

Многие из нас успели заметить, что исламские праздники очень часто совпадают c другими праздниками. В один год Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) совпал с празднованием Нового года. В 2009 году 12 раби-уль-авваль (день в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) совпал с 8 марта.

Никто из нас не может знать, в какой группе людей он окажется в Судный День. Но Аллах уже в мирской жизни дает нам возможность выбрать, где и с кем мы будем находиться в Судный День. Ведь в хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:«В Судный день человек будет находиться с теми, кого он любит»

У каждого есть возможность понять, чему он отдает предпочтение и радуется больше - наступлению месяца раби-уль-аввал или же какому-нибудь другому празднику, который приходится на эти дни?. Всевышний сделал день в котором родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) днем радости мусульман. Как известно, рождение Пророка (мир ему и благословение) приходится на 12 ночь, перед утренним намазом - это время, когда Пророк (мир ему и благословение) появился на свет. В это время намного возрастает вероятность того, что наши мольбы будут приняты Аллахом, чем в другие дни.

Однажды шейха Мухаммад ибн-Аляви ибн-Аббас аль-Малики из Мекки (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Почему наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) родился в месяце раби-уль авваль, а не в таких высокочтимых месяцах, как раджаб, шаабан и др?». Шейх Алави ответил: Если бы Пророк (мир ему и благословение) родился в месяце рамазан или же раджаб, то люди могли бы подумать, что Аллах украсил рождение Пророка (мир ему и благословение) этим месяцем. А разве что-нибудь может его возвысить? Всевышний сделал так, что Пророк (мир ему и благословение) родился в месяце раби-уль авваль, чтобы рождением нашего Пророка (мир ему и благословение) украсить этот месяц.

Аллах возвысил также и имя нашего Пророка (мир ему и благословение) еще до того, как мы появились на этот свет. Когда Адаму (мир ему) вложили (нур), сияние Пророка (мир ему и благословение) в позвоночник, все ангелы смотрели на спину Адама (мир ему). Тогда он попросил Всевышнего перенести это сияние ему на лоб, чтобы ангелы смотрели на него спереди. Потом он попросил дать возможность самому увидеть этот нур, тогда Аллах перенес этот нур на ногти его больших пальцев. И тогда Адам (мир ему) поцеловал свои пальцы и провел ими по своим глазам, произнося при этом: «О, радость моих очей, я - Расуляллах». Говорится также, что если отец дает своему сыну имя Мухаммад, то отцу желательно вставать, когда сын заходит. Настолько Аллах возвысил это имя.

Также, если на каком-нибудь собрании, где обсуждаются различные вопросы, будет присутствовать человек, носящий имя Мухаммад, то в этом будет благодать. Поэтому, когда мы решаем какие-то вопросы и нужно принимать решение, мы в надежде получить благодать этого имени, включаем человека по имени Мухаммад. Тогда благодатным будет это совещание и решение, вынесенное на нем. Настолько достойно имя Пророка (мир ему и благословение)!

Всевышний послал нашего Пророка (мир ему и благословение) милостью для миров. Милостью верующим и неверующим, покорным и грешникам, милостью к животным, деревьям, растениям, камням. Он послан Пророком не только к людям, но и джиннам, ангелам, и остальным.

По поводу милости к неверным стоит привести в качестве примера случай. Произошло это в день взятия Мекки, когда Пророк (мир ему и благословение) уставший, прислонился спиной к дому, в тени которого решил немного отдохнуть. Тут же спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О, Посланник Аллаха, не касайся спиной этого дома и не пользуйся его тенью, поскольку в этом доме живет женщина, которая тебя ненавидит, и для того, чтобы не слышать твой голос, когда ты будешь говорить, она закрыла окна, двери, заткнула уши и сидит внутри. Поэтому отойди от этого дома». Как только он отошел, ангел Джабраил (мир ему) вернулся и говорит: «Поскольку твоя спина коснулась этого дома, Аллах открыл врата своей милости для ее сердца, и она примет Ислам». Тут открылась дверь и из дома выбежала женщина, бросилась к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О, Посланник Аллаха, до этого дня не было на свете человека для меня ненавистнее тебя, не знаю, что случилось, но с этого момента нет человека, которого я люблю больше, чем тебя». Вот наглядный пример того, как Аллах даже неверующим открывает врата милости.

Однажды Пророк (мир ему и благословение) услышал голос антилопы, за которой гнался охотник: «Помоги, о, Посланник Аллаха!». Антилопа обратилась к нему и сказала: «О, Посланник Аллаха, дай мне возможность вернуться к своим детенышам и накормить их, потом я предстану перед охотником, а если я не вернусь, пусть я буду хуже, чем тот человек, который, услышав твое имя, не читает салават (т. е. «Салляллаху алейхи ва саллям»)». Тогда Пророк (мир ему и благословение) стал в залог вместо антилопы. Она же побежала к детенышам и начала торопить их, а, узнав, что Пророк (мир ему и благословение) остался в качестве залога, они отказались и сказали: «Как ты могла прийти к нам, оставив под залог самое дорогое создание Аллаха?». Когда антилопа вернулась, бедуин был в изумлении, он не смог ничего сделать с животным и принял Ислам. Потом со временем, когда однажды, этот бедуин находился рядом с могилой, в коей покоится благословенное тело Посланника Аллаха (мир ему и благословение), к нему подошла антилопа и по воле Аллаха заговорила. Он (бедуин) сказал: «Я думаю, что это детеныш той самой антилопы, вместо которой Пророк (да благословит его и приветствует) стал в залог».

Милосердие и благородство любимца Аллаха, Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) видно и из того, как он учит нас милосердному отношению к жертвенному животному: «Не показывайте одному животному, как режут другое, накормите и напоите его и точите нож, как следует».

Рассказ про ястреба и ласточку

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) прилетела ласточка, а за ней ястреб. Ласточка просила у него (мир ему и благословение) защиты, так как ее ждут птенцы. Ястреб ответил, что у него тоже есть птенцы, которых он тоже должен кормить: «Это моя дичь, я не могу оставить ее. Ты ведь Пророк, посланный милостью ко всем. Как ты можешь ее спасти, а моих птенцов оставить голодными?». Пророк (мир ему и благословение) обладал безграничным милосердием и предложил этому ястребу свое мясо. И провел ножом по своему телу, чтобы отрезать ему кусок от своего тела, но нож не резал. И тогда ласточка и ястреб превратились в ангелов Джабраиля и Микаиля (мир им). Пророк (мир ему и благословение) понял, что это были ангелы, которые пришли к нему, чтобы проверить его. И сказали они: «Поистине ты послан, как милость для миров».

Когда Аллах создал нур (свет, сияние) Пророка (мир ему и благословение), он находился в жемчужине. Когда нур взяли из жемчужины и передали пророку Адаму (мир ему) и его потомкам, эта жемчужина рассыпалась, и из нее был создан рис. Во всем, что мы употребляем в пищу, есть полезное и вредное для здоровья, кроме риса. В нем же только польза и исцеление.

И в каждом Божьем творении есть нур Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Мавлид

Собрания людей, где восхваляется Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), рассказываются об особенностях и превосходствах, дарованные Всевышним только Любимцу Аллаха (мир ему и благословение), выражается радость от того, что мы являемся из его уммы – среди людей стали называться мавлидами. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) тоже собирались и восхваляли его, рассказывали о нем, радовались ему, только такие собрания они не называли мавлидами. Смыслом жизни сподвижников был Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), везде и всюду они говорили о нем и восхваляли его. И как нелепы слова тех, кто говорит, что нельзя собираться для совершения мавлида!

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), совершил переселение из достопочтенной Мекки в лучезарную Медину, то жители Медины встретили его, распевая известный всем нашид «Тала‘аль бадру алайна» , и Пророк (мир ему и благословение), не запретил им это. Это еще один пример того, как сподвижники выражали радость любимцу Аллаха.В месяце, в котором Пророку (мир ему и благословение) была дарована земная жизнь, часто проводятся мавлиды. Празднование мавлида – это одно из благочестивых и богоугодных поступков в Исламе. В нем повествуется о жизни Пророка (мир ему и благословение) в стихотворной форме, объединяющий в себе истигфар (просьба о прощении грехов), зикр (поминание Аллаха), салават (прославление Пророка), чтение Корана. Впервые такие собрания стали носить официальный характер в местности Ирбиль, правитель которой был очень богобоязненным мусульманином.

Совершение таких маджлисов одобрено такими выдающимися авторитетными учеными, поборниками сунны, борцами с новшествами, как Аль-хафиз ибн Хаджар Аскаляни, Аль-хафиз ас-Сахави, Аль-хафиз ас-Суюты (да смилуется над ними Аллах).

Проведение мавлидов несет в себе очень много пользы - проявление любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), это собрание мусульман для выражения своей радости, усиление уз братства и любви между мусульманами, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке (мир ему и благословение) и др.

Аль-Хафиз ас-Суюты, говоря об отношении Шариата к проведению мавлидов, сказал: "Основой для проведения мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение). И это является одобряемым с точки зрения Шариата, т. к. это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)". Также в хадисе сказано “Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного Дня” (имам Муслим).

Но есть и противники, не признающие и отрицающие дозволенность подобных собраний и мероприятий, которые опираются на хадисы, понятые ими неправильно. В хадисе сказано: “Не возвеличивайте меня также чрезмерно, как это делают христиане по отношению к пророку Исе (мир ему)”. Истинно верующий мусульманин не должен называть Пророка Мухаммада (мир ему) сыном Бога. Именно так следует понимать этот хадис, а не подразумевать под ним запретность прославления и возвеличивания Пророка (мир ему и благословение) вообще.

Никто из мусульман никогда не относился к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) так, как христиане относятся к пророку Исе (мир ему) и никогда мусульмане не называли Мухаммада недопустимыми эпитетами, как сын Бога и т. д. И каждый мусульманин знает, что такое недопустимое возвеличивание кого-либо из рабов Аллаха выводит человека из веры. Поэтому обвинения в адрес мусульман, что они слишком возвеличивают Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) бессмысленны и беспочвенны.

Немало тех, кто говорит, что запрещено собираться для восхваления Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Они считают, что такое собрание – новшество, запретное в Исламе. Но сами празднуют свои дни рождения и ходят к другим на такие торжества. И получается, что человек запрещает выражать радость рождения любимца Аллаха – Мухаммада (мир ему и благословение), а сам празднует свое рождение и рождение близких и друзей.

Невежество людей иногда не знает границ. Некоторые запрещают мероприятия, где люди собираются для восхваления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), поминания Всевышнего, (назови это мавлидом или любым другим словом, просто в народе такие собрания получили название мавлид), но они не запрещают собрания людей, где они сидят перед телевизором и обсуждают все, что показывают там.

А что касается упреков по причине того, что мавлиды исполняются в стихотворной форме, то ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В стихах есть мудрость” (передал имам Бухари). Однажды Кахб ибн Зухайр исполнил назм (красноречивое повествование в стихотворной форме) перед Пророком (да благословит его и приветствует), за что он подарил ибн Зухайру свой плащ. Также сообщается о том, как халиф Умар (да будет доволен им Аллах) вошел в мечеть в то время, когда там читал стихи поэт Хасан бин Сабит (да будет доволен им Аллах). На осуждающий взгляд Умара Хасан сказал: “Я имел обычай декламировать стихи в мечети в присутствии того, кто был лучше тебя”, подразумевая Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Имеется огромное количество хадисов о том, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) читали стихи в его присутствии. Имам Шафии говорил: “Стихи - суть речение, и то благое, что сказано, хорошо, а что сказано плохо, то плохо”.

И после всего вышесказанного складывается определение понятию мавлид. Мавлид - это повествование о жизни Пророка (мир ему и благословение), о его поступках, величайших его качествах и великих достоинствах. В этом суть и идея мавлида, которая существовала и во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Иное дело, что не было термина, обозначавшего его, но при жизни Пророка (мир ему и благословение) не было и таких терминов, как, например фикх (исламское право), тафсир (толкование Корана), нахв (грамматика) и т. д.

Посему величайшую ошибку совершают те, кто считают проведение мавлида недопустимым.

Да воскресит нас Аллах и соберет в Судный День под знаменем нашего любимца Посланника Аллаха! Амин.

Более 1400 лет назад, 12 раби аль-авваля 570 года, во влиятельном семействе Бану-Хашим, принадлежавшем к племени Курайш, родился ребенок. Его мать Амина происходила из другого уважаемого клана племени Курайш, Бану Зухра. О предстоящем рождении будущего великого реформатора Ахмада, «достославного, восхваляемого» на небесах, ей возвестил ангел Господень, явившийся к ней во сне. Родившегося ребенка она назвала Мухаммадом (что значит «восхваляемый»).

Известно, что родословная Мухаммада (мир ему и благословение) восходит к пророку Ибрахиму (мир ему). Отец Мухаммада, Абдуллах умер за несколько месяцев до его рождения, а когда мальчику исполнилось пять лет, умерла и его мать. Фактически, его вырастил дед Абд аль-Мутталиб.

Во времена безбожия Всемогущий Аллах многократно избирал среди людей пророков, чтобы они вели народы к добродетели и почитанию Единого Бога. Не были исключением и арабы, поэтому Мухаммад (мир ему и благословение), благодаря своим выдающимся личным качествам был избран Творцом Вселенной Своим последним Посланником. На тот момент, когда он был призван к пророчеству и распространению религии мира, то есть ислама, Мухаммаду исполнилось 40 лет.

За короткий промежуток времени Мухаммаду (мир ему и благословение) удалось перевернуть жизнь людей не только с помощью Корана и заповедей ислама, но и благодаря своей исключительности как личности.

Сегодня, под воздействием западных СМИ многие думают, что этот человек нес свое слово силой, в подтверждение приводятся бесчеловечные действия движений, якобы руководствующихся учением Пророка (мир ему и благословение). Вне всяких сомнений, эти обвинения не имеют под собой никакой почвы.

Давайте обратимся к жизни Мухаммада (мир ему и благословение) и вспомним, кем же на самом деле он был и что проповедовал.

Правдивый и надежный

С самого детства Мухаммад (мир ему и благословение) пользовался уважением соплеменников за свою безупречную репутацию и честность в делах. Эти его качества подтверждали даже злейшие враги. Других он тоже призывал говорить правду, считая это залогом успешной борьбы с аморальностью.

Однажды один человек пожаловался ему на множество вредных привычек и попросил помощи. Одной из таких привычек была ложь, поэтому Пророк (мир ему и благословение) рекомендовал ему для начала всегда говорить правду. Человек пообещал и ушел. Вскоре после этого он собрался совершить кражу, но вспомнил, что теперь ему придется в ней признаться. Поэтому он решил не красть. В другой раз он захотел выпить вина, что было предосудительным, но не сделал этого, не желая скрывать правду в ответ на возможные вопросы. Так он постепенно избавился от злейших пороков, и это стало возможным благодаря дальновидному совету Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Честности Пророка доверяли не только мусульмане, но и немусульмане: они спокойно поручали ему свое имущество. Этим объясняется то, что на момент переселения из Мекки в Медину у него были кое-какие пожитки. Поэтому он велел Али (мир ему) вернуть все вещи их хозяевам после его отъезда. За эти качества его называли Ас-Сидик (правдивый) и Аль-Амин (достойный доверия).

Объединение племен во время отстройки Каабы

Поскольку Кааба всегда почиталась у арабов как святыня, когда она пострадала от наводнений, арабские племена начали бороться за право ее восстановления. Когда после строительства пришло время водворить на место Хаджр аль-Асвад, «черный камень» – реликвию времен Адама и Евы – старейшины решили поручить уладить спор о том, кому достанется эта честь, первому, кто назавтра войдет в Каабу. Этим человеком оказался Мухаммад (мир ему и благословение). Он предложил, чтобы камень несли главы сразу всех племен, взявшись за края полотна, на которое положат «черный камень». Когда это было сделано, Мухаммад (мир ему и благословение) собственноручно водрузил камень на место.

Этот случай наглядно показывает его умение мудро разрешать конфликты так, чтобы никого не обидеть. Кроме того, мы видим, что будущий Пророк был склонен стремиться ко всеобщему благу и гармонии еще до того, как ему было ниспослана весть об исламе.

Забота о чувствах людей

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на собственном примере учил сподвижников самоотверженности и уважению к людям. Обычно после сбора урожая ему подносили в дар какие-нибудь плоды, и один бедняк тоже принес ему единственный плод со своего маленького участка. Мухаммад(мир ему и благословение) принял его, попробовал и начал есть. Тогда один из сподвижников напомнил, что они тоже имеют право на этот плод, так как он всегда делился с ними подарками. В ответ на это Пророк, дождавшись, когда тот человек ушел, с улыбкой объяснил: «Этот плод еще зеленый и кислый. Если бы его попробовал кто-то из вас, он показал бы, что ему невкусно, и тем обидел бы этого человека». На примере этого эпизода мы видим, насколько Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не был равнодушен к людям и как заботился о том, чтобы не ранить их чувства.

Внимание к правам тружеников

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) также подчеркивал необходимость справедливого отношения к слугам, и это в то время, когда зажиточные люди бывали весьма жестоки с теми, кто находился у них в услужении. Пророк, напротив, собственноручно привязывал своего верблюда, чтобы никого не беспокоить.

«Аллах дал вам ваших братьев в подчинение. И тот, у кого в подчинении есть брат, пусть поделится с ним едой и одеждой, и не поручает ему труд непосильный. Если же поручит – пусть поможет ему» (Бухари)

Таким образом, это урок каждому, чтобы никто из нас не ущемлял других людей, особенно тех, кто от нас зависит. К сожалению, в наши дни нередко приходится наблюдать прямо противоположное этому хадису: состоятельные люди, не стесняясь, показывают свое пренебрежение к обслуживающему персоналу. Это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение), которая призывает видеть в помощниках по хозяйству, прежде всего, людей, обладающих своими правами.

Защита животных

Мухаммад (мир ему и благословение) защищал права не только людей, но и животных. Так, когда кто-то залез в птичье гнездо и забрал птенцов, Пророк велел ему вернуть их на место, так как мать, должно быть, уже в тревоге ищет их. Кроме того, он велел проявлять сострадание к животным, предназначенным в пищу.

«Не режьте одно животное на глазах у другого и не режьте его дважды» (Муслим)

Это значит, что Мухаммад (мир ему и благословение) сам относился к животным гуманно и призывал к этому других. До него никто не уделял такого большого внимания заботе о людях и животных и не был в этом так последователен.

Уважение женщин

В доисламскую эпоху у арабов было принято несправедливое отношение к женщинам. Они даже могли похоронить живьем родившуюся девочку, считая ее бесполезным созданием. За женщинами не признавали доли в семейном имуществе и относились к ним не намного лучше, чем к рабыням.

Наперекор этим варварским обычаям Пророк (мир ему и благословение), в соответствии с заповедями Аллаха, наделил женщин имущественными правами и запретил мужьям самовольно распоряжаться имуществом жен. Более того, он вменил мужчинам в обязанность заботиться о жене и детях и относиться к ним как к равноправным членам семьи. В случае, если муж требует у женщины развода, она имеет право на махр. Женщина также может получить развод, если недовольна семейной жизнью. До того женщина никогда не пользовалась такими привилегиями, мужчины имели столько жен, сколько хотели, и обращались с ними, как с собственностью. Но с приходом последнего Пророка (мир ему и благословение) женщины получили защиту, так как мужчинам было разрешено иметь не более четырех жен и при условии равноценного к ним отношения.

Что касается хиджаба, то в доисламские времена женщины носили одежду, не скрывающую их красоту и привлекательность, поэтому они выглядели в глазах мужчин как сексуальный объект. Но Мухаммад (мир ему и благословение), по приказу Аллаха, велел женщинам одеваться так, чтобы беречься от домогательств мужчин и чтобы по хиджабу каждый мог узнать в женщине мусульманку.

Из всего этого ясно, что последний Пророк (мир ему и благословение) только улучшил положение женщин, ничего им не навязывал, а его нововведения служили только их пользе.

Справедливость во время войны

Единственной целью пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) было распространение послания Всемогущего Аллаха. Поэтому Пророк, когда только было возможно, старался не нарушать мира. Например, когда ангел Джибриль предложил ему пойти войной на Таиф, где Пророка (мир ему и благословение) оскорбили и ранили, он не стал этого делать. Более того, он призвал на его жителей милосердие и руководство Господне.

В Мекке первые мусульмане подвергались жестоким гонениям, противники Посланника Аллаха даже хотели его убить, поэтому он принял решение переселиться в Медину. Но после этого неверные еще больше ожесточились против оставшихся в Мекке верующих. Поэтому мусульманам было приказано воевать с ними и добиться мира в обществе.

В связи с этим Пророк (мир ему и благословение) ввел определенные правила ведения войны, которые предписывали:

  • Обращаться за помощью к Одному только Аллаху
  • Стараться сначала разрешать конфликты путем переговоров
  • Если сражение неминуемо, не пользоваться нечестными средствами
  • Не уродовать тела погибших
  • Не причинять вреда женщинам, детям, старикам и больным
  • Не трогать монахов, аскетов и духовных лиц
  • Не разорять и не использовать в своих целях посадки на земле противника
  • Отпускать пленных, попросивших защиты, на волю после уплаты выкупа
  • Позволять тем, кто оказался в осаде, заключать мир.

Благодаря такой справедливости мусульманские войска проявили милосердие после решающей победы над жителями Мекки. Это убеждает нас в беспочвенности бытующего нынче представления о мусульманах как о кровожадных убийцах. Те, кто убивает невинных и воюет, нарушая все принципы гуманности, не настоящие последователи ислама, так как своими действиями они попирают все законы Аллаха.

Выдающиеся качества такой незаурядной личности, как наш Пророк (мир ему и благословение), оценили даже авторитетные мыслители и ученые других культур и вероисповеданий. Например, великий духовный лидер индийского народа Махатма Ганди, считал непревзойденные личные качества Мухаммада (мир ему и благословение) средством распространения ислама более действенным, чем меч.

Можно сказать, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение) коренным образом преобразовал жизнь миллионов людей как на религиозно-нравственном, так и на социальном уровнях, и не случайно признан величайшим реформатором из всех людей, когда-либо живших на земле.

quranreading.com via islam.com.ua