Под информацией (статистическими данными) понимается совокупность количественных характеристик массовых объектов, полученных в результате наблюдения, его обработки или расчетов.

К основным свойствам статистической информации относятся массовость и стабильность . Массовость информации связана с особенностями предмета статистики, стабильность же ее заключается в том, что однажды собранная информация остается неизменной, т.е. способна устаревать.

Сбор статистической информации предполагает статистическое наблюдение – массовое, планомерное научно-обоснованное наблюдение за объектами, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой их единицы. Оно может проводиться различными организациями: органами статистики, научно-исследовательскими учреждениями, экономическими службами бирж, банков, фирм. Процесс его проведения состоит из следующих этапов:

а) подготовка наблюдения;

б) проведение массового сбора данных;

в) подготовка полученных данных к обработке;

г) разработка предложений по совершенствованию наблюдения.

Лица, осуществляющие сбор информации (регистрацию признаков единиц объекта) – наблюдатели – называются также регистраторами или счетчиками.

Организация и проведение наблюдения предполагают решение следующих вопросов:

1. Установление цели наблюдения . Как правило, цель наблюдения чаще всего практическая – получение достоверной информации об объекте для выявления закономерностей его развития.

2. Определение объекта наблюдения и установление единицы наблюдения . Под объектом наблюдения понимается статистическая совокупность, где проистекают необходимые для исследования процессы и явления, под единицей наблюдения – элемент объекта, являющийся носителем подлежащих регистрации признаков (например, в таком объекте, как город, единицей могут быть предприятия, учебные заведения, дома, жители и т.п.).

3. Разработка программы наблюдения . Программой является перечень признаков, подлежащих регистрации (вопросов, на которые необходимо получить ответы) при наблюдении (т.н. опросный лист). Программа должна содержать признаки, характеризующие объект, расположенные в определенном порядке (вопросы могут быть закрытые – «да-нет», тестовые – выбор одного варианта ответа из нескольких, открытые – любой вариант ответа на поставленный вопрос и т.п.). Программа представляет собой статистический формуляр – документ единого образца.

4. Выбор места и времени наблюдения . Место наблюдения выбирается в зависимости от цели наблюдения, выбор же времени получения данных связан с решением двух следующих вопросов:

а) установление критического момента или интервала наблюдения (дня, часа или другого промежутка времени) на который (или соответственно в течение которого) должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности);


б) определение периода наблюдения (времени, необходимого для проведения массового сбора данных, которое определяется исходя из объема работы и численности персонала).

Например, при организации переписей населения критическим моментом является 0 часов даты переписи (данные о населении фиксируются по состоянию на этот момент), а сбор данных проводится в течение 10-14 дней с этой даты.

При организации наблюдения необходимо определиться также с его формами, способами и видами.

В отечественной статистике чаще всего используются три следующие ФОРМЫ статистического наблюдения:

1. Отчетность . Это основная форма наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, организаций, учреждений, фирм и других субъектов экономики данные о деятельности последних в виде отчетных документов в установленном порядке. Отчетность представляется за определенные сроки (ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям – текущая) и раз в год (годовая). В отчетности указываются отрасль, к которой относится предприятие, его форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих, объем выпускаемой продукции, рентабельность и другие данные.

2. Специально организованное статистическое наблюдение . Проводится либо с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, либо для ее проверки. Классическим примером такой формы являются переписи – наблюдения, повторяющиеся через равные промежутки времени с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта (перепись населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений и т.п.).

3. Регистры. Это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими начало, стадию развития и конец. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и учитывающую воздействие на нее различных факторов. Существуют регистры населения и предприятий.

Регистры населения – поименованные перечни жителей, ведущиеся по регионам. В регистр заносится житель данной территории, обладающий определенным признаком. Если регистрируемый лишается этого признака, умирает, переезжает в другой регион, он из регистра исключается (в последнем случае сведения о нем передаются в регистр по новому месту жительства). Наиболее распространенными регистрами населения в настоящее время являются:

а) ЗАГС (здесь у лиц по месту жительства регистрируются следующие признаки: дата и место рождения, пол, вступление в брак и его расторжение, рождение детей, смерть);

б) Пенсионный фонд , регистрирующий лиц, достигших пенсионного возраста (по основной сетке мужчины – 60, женщины – 55 лет);

в) Военкомат , включающий военнообязанных (лиц, достигших призывного возраста до 45 лет) и военнослужащих;

г) Налоговая инспекция , регистрирующая лиц, уплачивающих налоги (имеющие недвижимость, транспортные средства, занимающиеся предпринимательской деятельностью);

д) Отдел кадров предприятия , куда заносятся работающие на нем;

Наряду с перечисленными регистрами существует множество других, менее значимых.

Регистры предприятий содержат данные о предприятии и его экономической деятельности (его название, адрес, форму собственности, организационно-правовую форму, принадлежность капитала, численность работников, отрасль промышленности, стоимость основных фондов, объем выпускаемой продукции, ее номенклатура, ассортимент, выручка, прибыль, рентабельность и т.п.).

Из СПОСОБОВ статистического наблюдения выделяют в основном:

1. Непосредственное наблюдение , когда регистраторы сами устанавливают факт, подлежащий регистрации (например, путем замера, взвешивания, подсчета, проверки работы и т.п.) и осуществляют запись в формуляре наблюдения.

2. Документальный способ , основанный на использовании в качестве источника информации документов учетного характера (интересующие наблюдателя данные выписываются из документов).

3. Опрос , при котором сведения получают со слов респондента (носителя признаков, подлежащих регистрации).

Наиболее часто в статистике применяют следующие варианты опросов:

а) устный (экспедиционный), при котором регистратор получает информацию непосредственно от респондента (в беседе с ним) и заносит ее в формуляр;

б) саморегистрация (регистратор раздает респондентам формуляры, объясняет порядок их заполнения и собирает заполненные);

в) корреспондентский , при котором посланные по почте респонденту формуляры заполняются им и высылаются обратно в организацию, проводящую наблюдение;

г) анкетный , когда формуляры (анкеты), врученные респондентам, заполняются ими добровольно и анонимно;

д) явочный , предусматривающий представление респондентом сведений в явочном порядке.

На ВИДЫ статистическое наблюдение делится по времени регистрации фактов и охвату единиц совокупности.

По времени регистрации фактов наблюдение бывает:

1. Непрерывное (текущее) , при котором изменение изучаемых признаков фиксируется по мере из наступления.

2. Периодическое , позволяющее получать данные, отражающие изменения объекта, в ходе нескольких обследований его, проводимых через определенное время.

3. Единовременное , которое дает сведения об объекте только в момент его изучения. До сих пор обследования данного объекта не проводилось, и повторное обследование его не планируется или может проводиться через неопределенное время.

По охвату единиц совокупности наблюдение делят на:

1. Сплошное , задачей которого является получение информации обо всех без исключения единицах совокупности.

2. Несплошное, предполагающее обследование части единиц совокупности. Несплошное наблюдение не дает достаточно полной и достоверной картины совокупности, зато проводится в более краткие сроки и с меньшими затратами. Несплошное наблюдение делится на

а) выборочное , основанное на принципе случайного отбора единиц совокупности;

б) монографическое , при котором обследованию подвергаются отдельные, специально выбранные единицы.

Рассмотренные формы, способы и виды статистического наблюдения являются тремя независимыми вариантами классификаций процесса сбора информации. Например, перепись населения по форме является специально организованным наблюдением, по способу – опросом, причем его экспедиционным вариантом, по виду с точки зрения времени регистрации фактов – периодическим наблюдением, с точки зрения охвата единиц совокупности – сплошным.

Степень соответствия величины показателя, определенной по материалам наблюдения, действительной его величине, называется точностью статистического наблюдения , а расхождение между значениями величин – ошибкой наблюдения .

Глава 9

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

I. Общая характеристика

Статистические источники представляют собой сложный по происхождению и составу комплекс документов, в которых зафиксированы систематические сведения и данные, целенаправленно собираемые для принятия обоснованных управленческих решений. Эти материалы характеризуют количественные закономерности истории человеческого общества в неразрывной связи с их качественным содержанием. Статистические источники возникают в процессе сбора, обработки, анализа и публикации информации об объекте изучения. Они включают: программу текущего учета или специальных статистических обследований; первичные документы учета (отчеты, в том числе бухгалтерские; учетные карточки, бланки, анкеты, ведомости); сводки первичных статистических данных; публикации статистических трудов.

Статистические источники органично связаны с делопроизводственной документацией, в составе которой представлены материалы текущего учета и отчетности, необходимые для повседневной деятельности государственных учреждений, частновладельческих предприятий, общественных организаций. Расширение масштабов и усложнение функций управления потребовали более полной, чем прежде, достоверной информации о различных сферах жизнедеятельности государства и общества. Наряду с обобщением данных текущей статистики, такие массовые однотипные сведения могли быть получены в результате их единовременного сбора по определенной программе.

Во второй половине XIX в. в развитии отечественной статистики произошли качественные изменения: был совершен переход от экономико-географических и статистических описаний к количественной характеристике основных явлений исторической действительности. Материалы статистики сформировались в особый вид письменных исторических источников. Главное их значение для историков состоит в том, что они предоставляют в распоряжение исследователей массовые данные. При работе с материалами статистики необходимо иметь в виду, что они по своему происхождению являются массовыми историческими источниками.

Класс массовых исторических источников выделил И.Д.Ковальченко. Он полагал, что «с точки зрения внутреннего характера и воздействия на общественный организм всю многообразную совокупность явлений общественной жизни можно разделить на две категории – явления массовые и индивидуальные. Первые «представляют собой совокупность исторических феноменов (объектов), с одной стороны, обладающих одинаковыми свойствами, а с другой стороны – характеризующихся различной мерой этих свойств. Совокупности таких объектов составляют в большей или меньшей мере сложные системы с присущими им структурами, подверженными непрерывным колебаниям и изменениям. Поэтому совокупный результат функционирования подобных систем представляет собой равнодействующую разных ее состояний, т.е. является объективно закономерным». Индивидуальные явления общественной жизни, в отличие от массовых, проявляют себя как ч субъективно – индивидуальные.

Поэтому «массовыми являются источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами. Массовые источники отражают сущность и взаимодействие массовых объектов, составляющих эти системы, а, следовательно, строение, свойства и состояние самих систем». Структурный характер информации массовых источников позволяет использовать для ее извлечения, обработки и анализа количественные методы исследования и современную компьютерную технику.

Многоэтапность создания статистических источников обусловила многократность субъективизации зафиксированной в них информации. На каждом из этапов – разработки программы сбора сведений, ее реализации, обработки первичных материалов и подготовки статистических трудов – составители (субъекты), исходя из собственных представлений об объекте изучения и стоящих перед ними задачах, по-своему корректировали материал. Историк должен помнить, что статистические источники, как и всякие другие, представляют собой не действительность, которую характеризуют содержащиеся в них данные, а отражение действительности. При использовании в качестве исходной базы исследования субъективизированной картины прошлого необходим предварительный критический анализ этой картины. При работе со статистическими источниками такой анализ всегда многоэтапен.

Программы сбора данных

Объектом статистического изучения могут быть различные сферы общественной жизни и общественной деятельности. В связи с этим принято выделять статистику народонаселения, промышленности, сельского хозяйства, труда, торговли, транспорта и т.д. Статистические источники создаются государственными институтами, частновладельческими предприятиями, общественными организациями с целью получения необходимых им массовых сведений. Состав этих сведений фиксируется в программах сбора статистических данных.

Так, программа первой в России всеобщей переписи населения, утвержденная императором Николаем II 5 июня 1895 г., предусматривала сбор персональных сведений обо всех лицах, проживающих на территории государства, независимо от пола, возраста, состояния, вероисповедания, национальности, подданства. В переписной бланк были включены следующие вопросы: имя, отчество, фамилия (или прозвище); пол; возраст (сколько минуло лет или месяцев от роду); семейное состояние (холост, женат, вдов, разведен); отношение к главе хозяйства и главе своей семьи (родственник, свойственник, приемыш или жилец, прислуга, работник и т.д.); сословие, состояние или звание; место (губерния, уезд, город) рождения, прописки для обязанных припискою, постоянного жительства; вероисповедание; родной язык; грамотность; занятие, ремесло, промысел, должность или служба (главное, т.е. то, которое доставляет главные средства для существования; побочное, или вспомогательное). Перепись проводилась 28 января 1897 г. Благодаря собранным сведениям население России впервые было учтено одновременно и по единой программе.

Системную характеристику населения РСФСР и СССР содержат материалы нескольких переписей. Включенные в их программы вопросы имели целью получить по возможности полные и точные сведения, которые позволяли бы верно оценить достигнутый уровень демографического и социокультурного развития страны. О происходивших изменениях можно судить по формулировкам одного и того же вопроса в программах переписей. Покажем это, сравнив формулировки вопроса о грамотности и образовании в бланках переписей 1897, 1920, 1926, 1937, 1939 и 1959 гг.

В 1897 г. грамотность определялась как умение читать. Для грамотных следовало уточнить: где обучается, обучался или кончил курс образования.

В 1920 г. была проведена перепись населения РСФСР, данные которой предполагалось положить «в основу советского строительства». В переписном бланке вопрос о грамотности формулировался более детально: а) читает и пишет или только читает на русском языке; б) читает и пишет или только читает на другом языке (следовало указать на каком именно); в) или вовсе неграмотен. На вопрос об образовательном цензе нужно было назвать «последнее по времени заведение, в котором обучался», указав его тип (общеобразовательное или специальное) и кончил ли курс.

Ту же формулировку вопроса о грамотности сохранила и программа первой общесоюзной переписи населения 1926 г. Она позволяла получить необходимую информацию в связи с политикой советского государства по ликвидации неграмотности. В инструкции по заполнению переписного листа разъяснялось, что грамотными следует считать только тех лиц, которые умеют читать хотя бы по слогам и умеют написать свою фамилию. Лица, умеющие подписать свою фамилию, не умея читать, записывались как вовсе неграмотные.

В переписном листе, заполнявшемся в 1937 г., вопрос задавался предельно лаконично: «грамотен ли?» Ответ предполагался столь же краткий: «да» или «нет». Подвопросы об уровне грамотности и языке, на котором умеет читать и писать опрашиваемый, в переписной лист не были включены. Но был детализирован вопрос об образовании, ответы на который должны были характеризовать достижения в этой области: в какой школе учится (начальной, средней или высшей); в каком классе или на каком курсе учится, окончил среднюю или высшую школу. Следует отметить, что в приведенном перечне не указаны такие широко распространенные в то время виды обучения, как: школы ФЗУ, профсоюзные школы, различные курсы и т.п.

В переписном листе 1939 г. формулировка вопроса о грамотности была снова расширена: «читает и пишет или только читает на каком-либо языке; или вовсе неграмотен». Однако сам язык, как и при проведении переписи 1937 г., не отмечался, и, значит, собранные сведения заведомо содержали меньшую информацию по этому вопросу, чем полученные в 1926 г. Для учащихся следовало указать: полное название учебного заведения, школы, курсов; в каком классе или на каком курсе обучается. Вопрос об окончании средней или высшей школы был выделен как самостоятельный.

Всесоюзная перепись населения СССР 1959 г. последнее по времени общее демографическое обследование, зафиксировавшее сведения о неграмотных. В связи с тем, что к этому времени неграмотность в стране была в основном ликвидирована, вопрос о грамотности не включен в переписной бланк как самостоятельный. Он вошел составной частью в вопрос об образовании, который был значительно расширен по сравнению с программами более ранних переписей населения: «Для лиц 9 лет и старше, не имеющих начального образования, указать: читает и пишет или только читает на каком-либо языке; или вовсе неграмотен». Предусматривалась дифференцированная оценка уровня образования: высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общеобразовательное, семилетнее, начальное. Для учащихся, кроме того, следовало указать полное название учебного заведения.

Результаты проведенных в РСФСР и СССР всеобщих переписей населения отчетливо отразили характер и динамику демографических изменений в стране.

Во второй половине XIX в. произошли качественные изменения в отечественной статистике промышленности. На протяжении всего XIX в. основным источником текущих сведений о предприятиях обрабатывающей промышленности, занимавшей центральное положение в структуре промышленного производства России, были ведомости, ежегодно рассылавшиеся на фабрики и заводы.

Их рассылку и разработку полученных сведений осуществлял департамент торговли и мануфактур Министерства финансов. Формуляр ведомости был законодательно утвержден в 1830-х годах, но в 1884 – 1885 гг. явочным порядком в него вносятся изменения, расширяющие спектр запрашиваемых сведений.

Согласно вопроснику ведомости за 1885 г., владелец предприятия должен был представить сведения о: местонахождении заведения; дате его основания; количестве изготовленных изделий в натуральном и стоимостном выражении; числе паровых машин и их мощности; других типах двигателей; числе рабочих (взрослых, малолетних, мужчин, женщин, занятых на фабрике или работающих на стороне); заработной плате и продолжительности рабочего дня; количестве используемых механизмов; топливе; сырье; сбыте изделий; о непрерывности производства в течение года. Новый формуляр содержал также вопросы о фабричных зданиях; об образовании и подданстве лиц, заведующих производством; об имеющихся при фабрике училище, больнице, сберегательной кассе и т.д.

В 1895 г. департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов была предпринята попытка реформы методов сбора статистических сведений о фабрично-заводской промышленности. Цель реформы сформулировал министр финансов С.Ю.Витте:, потребность государства в постоянном получении широкой экономической информации. В циркулярном обращении к владельцам промышленных предприятий он разъяснял, что система государственного покровительства промышленности требует «постоянно и зорко следить за ходом развития этой промышленности, по крайней мере, в главных ее отраслях, за важнейшими изменениями ее технических и экономических условий и за результатами этих изменений в связи с общими интересами народного хозяйства».

Всего ведомость 1895 г. включала 35 вопросов, многие из которых, в свою очередь, состояли из системы таблиц и ряда подвопросов. Пункты 1-8 обращали внимание «владельца или заведующего промышленным заведением, отвечающего по закону за достоверность сообщенных сведений» (п. 5), на необходимость обязательного заполнения ведомости «за последний отчетный год, если предприятие имеет «не менее пятнадцати рабочих», либо, при числе рабочих менее пятнадцати, – «паровой котел, паровую машину или другие механические двигатели и машины или заводские и фабричные устройства» (п. 1-2). Требовалось указать: название промышленного заведения; точное его местонахождение; перечень производств; данные о владельце, заведующем производством и т.п.

Вопросы 9-10 посвящены характеристике производственных товаров (изделий) и их сбыта. Каждый товар (изделие) необходимо было назвать отдельно, указав количество (пуды, штуки, мешки и т.п.) и стоимость (сумму в рублях). Вопросы 11-13 предусматривали получение столь же подробных сведений об израсходованных за отчетный год сырье и топливе. Вопросы 14-17 выясняли состояние энерговооруженности предприятия, количество и характеристики имеющихся паровых котлов и машин, а также станков с указанием числа занятых на них рабочих.

Вопросы 18-21 касались длительности рабочего года и количества праздничных дней, когда предприятие не действовало. Вопросы 22-33 требовали сведений о составе рабочих; продолжительности их рабочего дня; характеристики заработной платы, жилищных условий, организации медицинской помощи, страхования. Вопрос 34 содержал подвопросы о казенных, городских и земских сборах. Наконец, вопрос 35 требовал изложить краткую историю предприятия.

Были получены более 15 тысяч заполненных ведомостей предприятий, данные которых частично опубликованы в издании «Перечень фабрик и заводов. Фабрично-заводская промышленность России» (СПб, 1897).

После 1897 г. ведомостный учет как основная форма получения статистической информации о деятельности обрабатывающей промышленности в России прекращается. На смену системе ежегодных сборов государственными органами сведений о промышленном производстве приходит метод единовременных обследований промышленности. С 1930-х годов в СССР статистический учет промышленности осуществлялся на основе годовых отчетов государственных предприятий, составлявшихся в их делопроизводстве по установленным статистическим формам.

Сходные тенденции развития отечественной статистики отразили программы сбора сведений о сельскохозяйственном производстве. До 80-х годов XIX в. такие сведения применительно ко всем категориям землевладельцев содержали только губернаторские отчеты. Посевы и сборы хлебов (зерновых культур и картофеля) учитывались в них в натуральном выражении, т.е. в объеме высеваемого и собираемого зерна. Способ их исчисления был прост: местные чиновники выясняли общие размеры посевов озимых и яровых культур, а затем на основе пробных умолотов определяли высоту урожайности «в самах», умножение на которые давало предположительный объем валового сбора хлебов.

В 1881 г. в России впервые был произведен учет посевных площадей под отдельными культурами. В результате этой новации объектом статистического изучения стала эффективность землевладельческого производства, оцениваемая как отношение урожайности к единице засеянной площади. Сбором данных о площадях посевов и урожайности занимался Центральный статистический комитет (ЦСК) Министерства внутренних дел. Для получения сведений о площадях посевов различных культур во все сельские общества и всем владельцам и арендаторам имений были разосланы опросные листы.

До 1903 г. включительно при сборе сведений о площадях посева под различными культурами ЦСК выделял две основные категории посевов – на землях надельных и владельческих. К последним относились все земли, кроме надельных, в том числе купленные у частных владельцев целыми сельскими обществами, а также находившиеся в аренде у отдельных крестьян-общинников. С 1904 г. сведения о размерах посевов собирались раздельно по землям: надельным, прикупленным целыми сельскими обществами, арендованным крестьянами у частных владельцев, частновладельческим.

Параллельно с учетом посевных площадей, которые выявлялись методом сплошной переписи, ЦСК собирал сведения о высеве и урожайности на единицу площади. С 1883 г. по 1915 г. данные урожайной статистики ежегодно публиковались ЦСК в серии «Урожай 18...-го года», входившей в состав многотомной «Статистики Российской империи».

Одновременно с ЦСК, с 1881 г., сведения об урожайной статистике собирал департамент земледелия и сельской промышленности (с 1894 г. – отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики) Министерства земледелия и государственных имуществ. Добровольные корреспонденты – хозяева имений – фиксировали данные о предполагаемом и фактическом урожае различных культур на надельных и частновладельческих землях, и затем на их основе в министерстве определялся средний урожай с десятины. Собранные сведения публиковались ежегодно несколькими выпусками в издании «18... год в сельскохозяйственном отношении по материалам, полученным от хозяев» (СПб., 1881 – 1915). Следует иметь в виду, что сведения Министерства земледелия об урожаях по большей части собраны по имениям, где урожайность была выше средней, и поэтому в целом они выше, чем аналогичные данные статистики ЦСК.

Еще один комплекс источников об урожаях составляют материалы земской статистики. Первые статистические работы были проведены земствами уже в конце 60-х – начале 70-х годов XIX в. С середины 70-х годов при губернских, а затем и при уездных земских управах начали создаваться статистические бюро или отделения. В 80-х годах они действовали в большинстве губерний, в которых по положению 1864 г. были введены земства. Первоначально земская статистика возникла с целью изучения объектов земского налогообложения. Но уже в 70 –80-х годах в программах земских статистических исследований ставится более широкая задача – описать основные элементы, из которых складывается экономическое благосостояние деревни и, прежде всего, крестьянского хозяйства.

Собранные земскими статистиками сведения о размерах посевов, об урожайности и сборе хлебов разрознены во времени и пространстве и менее систематичны, сравнительно с данными статистики ЦСК и Министерства земледелия. Но их важное достоинство состоит в том, что сведения о земледелии даны наряду со многими другими показателями о крестьянском и частновладельческом хозяйстве и характеризуют положение в более мелких территориальных единицах – не в губерниях и уездах, а в отдельных селениях и хозяйствах.

Содержательная ценность подворных обследований крестьянских хозяйств определялась программами сбора данных, включавшими от 100 до 250 показателей. Программы эти не были ни едиными для разных губерний и уездов, ни неизменными при проведении повторных обследований. В них отчетливо проявлялись региональные особенности: в нечерноземных губерниях более детально учитывались промысловые занятия населения, в то время как на юге подробно анализировались, прежде всего, земледельческие занятия крестьян. Но вследствие единых в целом буржуазно-капиталистических тенденций развития отечественной деревни во второй половине XIX – начале XX вв. при всех различиях в программах подворных обследований в отдельных губерниях основной состав учитываемых сведений был единым.

Как правило, подворное описание крестьянского хозяйства включало сведения: о домохозяине (фамилия, имя; если не приписан к общине, то откуда; народность; вероисповедание; сословие), о составе семьи (с разделением по полу, возрасту, грамотности), о надельной земле (засеянной, необработанной, под лугом, сданной в аренду, заброшенной), о количестве собственной и арендованной земли, о величине посева (отдельно – на надельной земле, на собственной земле, на арендованной земле), о выращиваемых культурах (овес, рожь, пшеница, ячмень, гречиха и т.д.), о количестве скота (лошадей, коров, овец, коз, свиней), о сенокошении, об инвентаре, о постройках, о постороннем заработке членов семьи (местном и отхожем), о наемных рабочих, о недоимках и т.д.

В программах обследования частновладельческих хозяйств состав запрашиваемых сведений иной. Прежде всего, следовало указать: имя, отчество и фамилию владельца, его сословную принадлежность, местонахождение имения (уезд, волость, расстояние от уездного города, железнодорожной станции, шоссе). Ряд вопросов предусматривал подробную характеристику принадлежащей владельцу земли и ее использования: сколько в имении земли (под усадьбой, садом и огородами; пахотной, сенокосной; под лесом); из числа пахотной земли в имении – на скольких десятинах ведется своя запашка, сколько десятин отдано в аренду на длительный срок, сколько десятин раздается мелким съемщикам на одно лето и т.д.; какой в имении принят севооборот, т.е. сколько лет земля отдыхает, какие культуры и в каком порядке затем выращиваются; как производится обработка полей: постоянными рабочими, пришлыми поденщиками или окрестными крестьянами – если последними, то за какие деньги, на каких условиях, чьим инвентарем и скотом; сколько десятин посеяно ржи, пшеницы озимой, пшеницы яровой, ячменя, овса, гречихи, других растений; кем и на каких условиях производится уборка хлебов, их средний урожай в пудах и т.д. Столь же подробные сведения собирались о скотоводстве, лесоводстве, сенокошении, инвентаре, постройках и всех других элементах системы владельческого хозяйства.

В бланках описаний селений и общин вопросы носили более обобщенный характер: есть ли земли, находящиеся в общем пользовании всех домохозяев общества или всех жителей селения; на какое число душ отведен надел; поделена ли по душам пахотная земля (по качеству или на иных основаниях), как влияет местоположение на урожайность полей и на удобства обработки; какие хлеба сеют преимущественно, сколько мер или пудов высевается на десятину; удобряют ли землю и под какой хлеб преимущественно (если не удобряют, то почему – считают ли удобрение бесполезным или по недостатку навоза); когда производится уборка разного рода хлеба (не препятствуют ли своевременной уборке хлеба климатические условия или обязательные отработки) и т.п.

Опыт земско-статистических описаний был использован впоследствии советскими статистиками при разработке программ сельскохозяйственных обследований 1920-х годов, а с 1930-х годов – при подготовке формуляров бланков годовых отчетов колхозов и совхозов.

Если программы сбора данных характеризуют возможную полноту информации статистических источников, то достоверность информации во многом зависит от способа, каким сведения собирались.

Сбор статистических сведений

Принято различать два основных способа получения статистических данных: 1) экспедиционный, при котором специально подготовленные лица осуществляют сбор сведений и их проверку непосредственно на месте, и 2) анкетный (корреспондентский), когда информация предоставляется владельцем имения или предприятия, представителем администрации, добровольным корреспондентом и т.п. Большую достоверность и точность информации, как установлено исследованиями, обеспечивал экспедиционный метод.

Статистика государственных учреждений Российской империи базировалась чаще всего на корреспондентском методе сбора данных (или на извлечениях их из делопроизводственной документации). Поэтому высшим достижением отечественной дореволюционной статистики справедливо считаются статистические сведения земств, полученные экспедиционным методом. По способу сбора данных земская статистика разделяется: на текущую (по показаниям добровольных корреспондентов и по периодическим отчетам земских учреждений) и на основную (по показаниям дворохозяев). Само название этого второго комплекса статистических материалов свидетельствуют о том, что он рассматривался как главный.

Техника сбора данных экспедиционным методом требовала выезда членов земских статистических бюро на места. Для проведения подворной переписи обычно созывался сход дворохозяев, на котором происходил их опрос. Такой прием давал более точные сведения, чем обход хозяйств, так как обеспечивал большую четкость ответов и взаимоконтроль. Статистические данные первоначально записывались в виде пообщинных списков, а затем широко стали применяться подворные карточки, которые были более удобны для последующей обработки.

Важное значение имело точное фиксирование ответов в соответствии с вопросами программы сбора данных. Специально составленные инструкции разъясняли, что следует считать, например, двором: «Двором считать каждого домохозяина, живущего за свой страх, платящего и не платящего подать, имеющего свой дом или живущего на квартире».

На вопрос: «Каких домохозяев переписывать?» – в инструкции рекомендовалось: «Переписывать нужно всех наличных домохозяев, крестьян и не крестьян, приписанных к данному обществу и не приписанных; но необходимо в заголовке карточки отметить сословие и место, откуда пришли домохозяева, не приписанные к обществу. Отсутствующие домохозяева того общества, которое описывается, если ни одного члена семьи этих хозяев в селении нет, хотя на карточку для счета душ, платящих подати, и вписываются, но вместо всех подробностей о их хозяйстве отмечается лишь куда они ушли и зачем».

При сборе сведений о посевах следовало: «Посевы хлебов выяснить возможно точнее в переездах; так как часто у домохозяина его земля разбросана в разных местах, так что сразу определить площадь, занятую тем или другим хлебом, он не в состоянии, то необходимо неспеша выспросить его предварительно – где, сколько, чего у него посеяно, записывая постепенно то, что он говорит на отдельной бумаге, а затем, вычислив общую площадь посева хлеба, выставлять ее на карточке. Чтобы получить ответ на вопрос: сколько вспахано паров под озимь, под яровое, в том случае, если хозяин не кончил еще пахать, необходимо внимательно расспросить его, сколько он вспахал и сколько еще думает вспахать?».

В связи с вопросом о грамотных дано пояснение: «Между грамотными следует различать малограмотных – умеющих только читать – от грамотных, умеющих и читать и писать. Над летами малограмотных ставить знак А; например, 4ОА, значит: сорокалетний мужчина умеет только читать; цифра без знака будет показывать, что записанный вполне грамотен». Отметим, что бланк всероссийской переписи населения 1897 г. не предусматривал детализации сведений о грамотности и ограничивался указанием на необходимость зафиксировать только умение или неумение читать.

Примененная земскими статистиками техника сбора материала и его проверки обеспечивала надежность и высокую степень точности данных.

Достоверность статистических сведений, полученных корреспондентским методом, ниже, так как их проверка могла осуществляться только логически при сопоставлении ответов на взаимосвязанные вопросы программы. Тот же прием эффективен и при оценке статистических данных материалов публичной отчетности. Покажем это на примере отечественной акционерной статистики конца XIX – начала XX вв.

С середины 80-х годов XIX в. законом была установлена обязательная публикация заключительных балансов и извлечений из годовых отчетов компаний в журнале Министерства финансов «Вестник финансов, промышленности и торговли» (с 1 января 1886 г. в двух специальных приложениях к этому изданию: «Балансы кредитных учреждений» для банков и «Отчеты предприятий, обязанных публичной отчетностью» для остальных акционерных предприятий). Публикуемое извлечение из отчета должно было содержать следующие сведения: суммы основного (т.е. акционерного), запасного, резервного и прочих капиталов, счет прибылей и убытков за отчетный год, распределение «чистой» (т.е. за вычетом издержек) прибыли с указанием дивиденда, причитающегося на одну акцию. Контроль за предоставлением данных для публикации возлагался на губернские казенные палаты как местные органы ведомства Министерства финансов.

Для правительства акционерная статистика представляла инструмент налогообложения акционерных компаний. Обязанность публиковать данные ежегодных балансов была возложена на правления компаний в связи с налогом на акционерный капитал (15 коп. с каждой сотни рублей) и процентным сбором с прибыли, превысившей 3% по отношению к сумме акционерного капитала.

Публикуя данные балансов, руководители компаний преследовали две разнонаправленные цели: во-первых, стремились избежать чрезмерного налогообложения и, во-вторых, хотели привлечь акционеров. Поэтому официально оглашаемая сумма прибыли компании обычно не завышалась. В то же время существовала нижняя грань возможных манипуляций. Она определялась необходимостью выдать акционерам достаточно высокий дивиденд. Эта цель могла быть достигнута, если публикуемые сведения о величине прибыли и дивиденда свидетельствовали об успешном ходе дел предприятия. Таким образом, формировался диапазон достоверности балансовых сведений о доходности предприятия.

Проверка опубликованных данных балансов компании осуществлялась, прежде всего, методом сопоставления сведений за ряд лет. Такой прием позволяет выявить, независимо от желания составителей балансов, действительные тенденции развития предприятий. Исследователями установлено, что наибольшую подвижность обнаруживают такие показатели балансов, которые характеризуют оборотные капиталы и кредит компаний. Менее чувствительным барометром состояния дел в силу указанных выше причин являются сведения о величине полученной «чистой» прибыли и дивиденда. Показатель величины акционерного капитала, поскольку его изменение могло быть произведено каждый раз лишь с особого разрешения правительства, заведомо не мог быть гибким.

Из двух обязательных для балансов компаний показателей их доходности – «чистая» прибыль и сумма, выданная в качестве дивиденда акционерам, – первый не только больше, но, в случае успешного хода дел предприятия, обнаруживает тенденцию к опережающему росту (как в абсолютном, так и в относительном – к величине акционерного капитала компании – выражении). Так, например, акционерное общество Коломенского машиностроительного завода в начале XX в. дважды (за 1906 и 1916 операционные годы) выдало акционерам дивиденд в 14% к величине акционерного капитала компании. В первом случае выданная сумма составила 1,05 млн. рублей (при показанной «чистой» прибыли чуть более 2 млн. рублей, или 26,9% к величине акционерного капитала). Во втором – 2,1 млн. рублей (при показанной «чистой» прибыли около 7,5 млн. рублей, или 49,9% к величине акционерного капитала).

Все эти «хитрости» были хорошо известны правительственным чиновникам. Дополнительную для них возможность проверки публикуемых компаниями статистических данных создавало хранение основных бухгалтерских книг в архивах предприятий. Благодаря публикациям балансов и высокой степени сохранности в архивах Российской Федерации документации акционерных компаний конца XIX – начала XX вв., такую проверку могут проводить и современные исследователи.

Разумеется тот или иной метод сбора статистических данных сам по себе не гарантировал их достоверности. Примером того, как при решении одной и той же статистической задачи – учета численности населения СССР – были получены с интервалом всего в два года существенно различные результаты, являются всесоюзные переписи 1937 и 1939 гг. Первая перепись определила численность населения страны в 162 млн. человек. Ее организация была признана постановлением СНК СССР неудовлетворительной, а сами материалы ее – «дефектными». Вторая перепись, одобренная правительством, показала цифру в 170 млн. человек.

В чем причина столь значительных расхождений в статистических данных и в оценке организации их сбора? Главная причина состояла в том, что правительством перед статистиками была поставлена политическая задача: подтвердить результатами переписи расчетную цифру численности населения страны. Ее огласил И.В.Сталин на XVII съезде ВКП(б) – 168 млн. человек на конец 1933 г. Поскольку тогда в науке существовало представление, согласно которому повышение жизненного уровня населения автоматически ведет к его расширенному воспроизводству, ожидалось, что к 1937 г. общая численность населения СССР составит примерно 180 млн. человек.

Перепись 1937 г. была экспериментальной – однодневной. Она проводилась 6 января, в канун Рождества, и учитывала лишь наличное население, т.е. тех, кто в момент прихода счетчика находился дома. Организаторы переписи 1937 г. были обвинены в преднамеренном недоучете населения. Утверждалось, что ими была нарушена официальная инструкция, по которой в переписные листы должны были вноситься не только лица, ночевавшие в данном помещении, но также временно отсутствующие (ночная смена, базар и т.п.). Однодневной переписи предшествовал предварительный обход населения в течение пяти дней, тогда и заполнялись переписные листы. Якобы в нарушение инструкции, к каждому переписному листу была приложена памятка, согласно которой нужно вычеркнуть из переписного листа тех, кто не ночевал дома в ночь с 5 на 6 января, в том числе уехавших до 12 часов ночи. Поэтому некоторые лица, предварительно внесенные в переписные листы, а затем выехавшие до 12 ночи 5 января, посчитали себя переписанными и больше не переписывались. Кроме того, перепись проводилась лишь на крупных железнодорожных узлах, а на небольших станциях учет организован не был; на Украине предварительный обход населения был сокращен до трех дней и т.д. Все перечисленные обстоятельства, безусловно, могли способствовать недоучету населения, но, по существующим в современной литературе оценкам, он не выходил за рамки статистически допустимого.

При подготовке переписи 1939 г. ее организаторами был выдвинут лозунг: «Не пропустить ни одного человека!» Он стал девизом социалистического соревнования за проведение переписи на «отлично». Перепись рассчитывали провести в городах в течение недели, а в селах – полутора недель. Тщательно отобранные счетчики и контролеры прошли специальную подготовку. Для них был разработан техминимум, содержавший в числе прочих пункт об «извращениях и недостатках» переписи 1937 г., главным из которых назывался «недоучет населения». Этот техминимум должен был сдавать каждый из полумиллиона счетчиков, которым предстояло заполнять переписные листы, и каждый контролер, выделенный для проверки правильности учета населения при повторных обходах. Для проведения переписи выбрали обычный зимний будний день – 17 января 1939 г. К этому дню были приведены в порядок домовые книги, упорядочены названия улиц и площадей, составлены порайонные карты и т.д.

За полгода до начала переписи СНК СССР принял постановление «О Всесоюзной переписи населения 1939 года» и утвердил инструкцию о порядке ее проведения. В инструкции подробно перечислялись все категории населения, которые могли по каким-либо причинам отсутствовать дома во время переписи: все они переписывались по месту нахождения и получали справки о прохождении переписи. Заключенные переписывались в местах заключения. Счетчикам и контролерам предписывалось: «всесторонне изучить места возможного скопления бездомных, нищих, безнадзорных»; осмотреть «чердаки, подвалы, котлы для варки асфальта, общественные уборные и др.». Были посланы специальные экспедиции на поиски мест обитания человека в необжитые и малоизвестные места Каракумов.

Чтобы избежать повторной переписи одного и того же лица, счетчикам и контролерам рекомендовалось проводить опрос исключительно в личной беседе. В этих целях предусматривалось неоднократное посещение опрашиваемого и только в крайнем случае, при полной невозможности опросить его лично, сведения о нем заносились в списки со слов членов семьи, но после тщательной проверки всех сведений. Лица, прошедшие перепись по месту жительства и выехавшие, получали справку о прохождении переписи, чтобы не проходить ее вторично.

В отличие от переписи 1937 г., которая учла лишь наличное население, перепись 1939 г. зафиксировала как постоянно, так и временно проживавших и в городе и в деревне. Сведения переписи 1939 г. более полны и, очевидно, что тщательность ее подготовки и организации должна была обеспечить получение возможно точных сведений о численности населения страны.


Похожая информация.


Статистическое наблюдение

Каждое статистическое исследование включает в себя три этапа: статистическое наблюдение; статистическую сводку; статистический анализ. На этапе статистического наблюдения проводится сбор первичной информации о некотором массовом явлении. При этом должны выполняться требования :

· репрезентативности – статистическое наблюдение должно быть массовым;

· научной обоснованности – статистическое наблюдение должно проводиться по заранее разработанному плану и программе.

В общем случае процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

· подготовка наблюдения;

· проведение массового сбора данных;

· подготовка данных к обработке, как правило – автоматизированной;

· разработка предложений по совершенствованию организации и проведения статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение нуждается в предварительном планировании. План статистического наблюдения включает в себя:

· вопросы методологии и организации сбора информации;

· контроль ее достоверности;

· порядок оформление результатов.

К вопросам методологии сбора информации относят:

· определение цели, объекта и единицы наблюдения;

· разработку программы наблюдения;

· выбор формы, вида и способа наблюдения.

Целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об исследуемом явлении. В зависимости от цели определяется, какое именно явление или процесс подлежит наблюдению, то есть выбирается объект статистического наблюдения . В составе объекта наблюдения выделяется первичный элемент – единица наблюдения. Каждая такая единица является носителем статистических признаков, подлежащих регистрации. Например, целью переписи населения страны является получение достоверных данных о численности, составе населения, условиях его проживания. При этом объектом наблюдения является совокупность всех жителей страны, единицей – каждый отдельный человек, а регистрируемыми признаками – его фамилия, имя, отчество, пол, возраст и т. д.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы – субъекта, от которого поступают данные наблюдения. В ряде случаев эти единицы могут не совпадать. Например, при наблюдении организаций отрасли с целью определения общей суммы их балансовой прибыли за отчетный период времени единица наблюдения и отчетная единица совпадают – это отдельная организация. Она одновременно является носителем статистического признака «балансовая прибыль» и источником для получения сведений о его значении. Однако при определении концентрации капитальных вложений в отрасли отчетной единицей будет по-прежнему отдельная организация, а единицей наблюдений – объекты, на которых она ведет капитальное строительство.



Программа наблюдения представляет собой перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы по каждой единице наблюдения. То есть, по сути, программа наблюдения – это набор статистических признаков, подлежащих регистрации в процессе наблюдения каждой единицы.

К программе наблюдения предъявляются следующие требования :

· наличие существенных признаков, непосредственно характеризующих изучаемое явление, его основные черты и свойства, и отсутствие второстепенных признаков, не имеющих отношения к цели исследования, или признаков, значения которых будут заведомо недостоверны или недоступны (например, сведения, являющиеся предметом коммерческой тайны);

· точность и недвусмысленность вопросов, легкость в их понимании;

· логичная последовательность вопросов, обеспечивающая максимальную достоверность ответов;

· наличие вопросов контрольного характера, позволяющих проверить и уточнить собираемые данные;

· оформление всех вопросов и ответов на них в виде единообразного документа – статистического формуляра. Как правило, такой документ имеет форму переписного листа, анкеты или бланка.

К основным организационным вопросам проведения статистического наблюдения относятся время и место проведения наблюдения. Выбор времени предполагает выбор критического момента, по состоянию, на который регистрируются данные, и срока, в течение которого происходит наблюдение. Например, перепись населения может проводиться с 9 по 31 января текущего года, при этом в качестве критического момента может быть задана дата 1 января этого года. В таком случае, например, данные о ребенке, родившемся 8 января, регистрироваться не должны.

Различают два варианта контроля достоверности данных статистического наблюдения – логический и арифметический .

Пример 2.1. Имеются данные переписного листа переписи населения:

1) фамилия, имя, отчество – Петрова Ирина Васильевна;

2) пол – мужской;

3) возраст – 5 лет;

4) состоит ли в браке в настоящее время – да;

5) национальность – русская;

6) родной язык – русский;

7) образование – среднее специальное;

8) место работы – средняя школа;

9) должность – преподаватель младших классов.

Подвергнем проверке представленные данные с помощью логического контроля. Очевидно, что содержание пункта 2 противоречит пунктам 1 и 5, а содержание пункта 3 – пунктам 4, 7 – 8. Наиболее вероятно, что при регистрации данных были допущены ошибки при указании пола и возраста респондента.

Пример 2.2. Имеются следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи города. Всего выручка – 25,5 млн. руб., в том числе от продажи конвертов, марок, открытых и других товаров – 15,0 млн. руб., подписки на периодические издания – 20,0 млн. руб., продажи газет и журналов – 4,5 млн. руб. Проверим эти данные.

Арифметический контроль результатов наблюдения указывает на неравенство общей выручки от реализации (25,5 млн. руб.) и суммы ее значений по отдельным направлениям реализации (15 + 20 + 4,5 = 39,5 млн. руб.). Наиболее вероятное объяснение этого факта – ошибка в регистрации величины выручки от реализации от продажи конвертов, марок, открыток и других товаров. Если предположить, что ее реальное значение составляет 1,5 млн. руб. (ровно на порядок меньше зарегистрированного значения), противоречивость результатов наблюдения устраняется.

Если для какой-либо единицы статистической совокупности не зафиксированы значения отдельных признаков, существенных для проводимого исследования, то данные наблюдения в рамках этой единицы являются неполными и, следовательно, не могут быть признаны достоверными в целом.

Формы, виды и способы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение может быть организовано в форме отчетности или специально организованного наблюдения.

Отчетность – это законодательно определенная форма наблюдения за деятельностью организаций посредством предоставления ими в органы государственной статистики информации в виде установленных отчетных документов, основными из которых являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Специально организованное статистическое наблюдение представляет собой сбор сведений посредством специально организованных переписей, единовременных учетов и обследований.

По охвату единиц совокупности различают два вида наблюдения: сплошное и несплошное. При сплошном наблюдении регистрируются данные по всем единицам наблюдения, при несплошном – по части единиц. Примером специально организованного сплошного наблюдения является перепись населения.

Выделяют три вида несплошного наблюдения:

· наблюдение основного массива;

· выборочное наблюдение;

· монографическое наблюдение.

При наблюдении основного массива регистрируются данные по наиболее представительным единицам. Например, наблюдение розничных цен следует проводить не во всех торговых предприятиях, а в крупных магазинах и на рынках.

При выборочном наблюдении единицы отбираются случайно или механически (например, каждая десятая единица). При этом объем выборки определяется исходя из требований к точности и достоверности результатов наблюдения.

Монографическое наблюдение – это подробное наблюдение отдельных единиц. Например, наблюдение предприятий, на которых внедрена новая производственная технология, не получившая еще широкого распространения, но планируемая в случае удачной апробации к массовому внедрению.

По времени проведения различают три вида наблюдения – непрерывное, единовременное и периодическое.

Непрерывное наблюдение проводиться, когда необходимо зарегистрировать все наблюдаемые единицы по мере их возникновения. Примером такого наблюдения является опрос населения, проводимый в общественных местах. В этом случае единицы наблюдения – отдельные люди, появляются и регистрируются (опрашиваются) непрерывно.

Единовременное наблюдение проводится по мере возникновения потребности в сборе данных, а периодическое – через определенные периоды времени. Примером единовременного наблюдения является перепись населения. Составление бухгалтерского баланса в организациях проводится ежеквартально и, по сути, является периодическим статистическим наблюдением.

В зависимости от способа регистрации данных различают три способа статистического наблюдения – непосредственный, документальный и опрос.

При непосредственном наблюдении регистрация проводится лично исследователем путем обмера, подсчета, взвешивания и т.п. Такой способ является самым надежным с точки зрения точности и достоверности результатов, но требует больших затрат. К такому способу наблюдения можно отнести проведение инвентаризации основных средств организации, когда проверяется фактическое наличие каждого учтенного средства.

Документальное наблюдение основано на получении сведений из различного рода документов. Оно требует меньших затрат и при этом достаточно надежно. На основе документального наблюдения, например, формируется бухгалтерская отчетность. При этом используются данные, содержащиеся в первичных документах бухгалтерского учета.

Опрос сводится к заполнению анкет. Его надежность зависит от четкости составления анкеты (без двойного толкования вопросов и ответов). Очевидно, что это наименее затратный способ наблюдения, но и наименее надежный.


Лекция 2 СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА И ГРУППИРОВКА

Статистическая сводка

На первом этапе статистического исследования – этапе статистического наблюдения, по каждой единице статистической совокупности регистрируют значения набора признаков. На втором этапе – во время статистической сводки , эта информация обобщается путем подсчета итоговых значений признаков по всем единицам и оформления их в виде таблицы.

По сложности представления информации различают:

· простую сводку , когда итоги подсчитывают сразу по всей совокупности;

· сложную сводку , когда единицы совокупности предварительно группируют по какому-либо признаку и подсчитывают итоги вначале по группам, а затем за всю совокупность. Пример такой сводки представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Распределение квартир жилого дома и

его жильцов по форме собственности на квартиру

Проведение статистической сводки позволяет упорядочить разрозненную информацию об отдельных единицах совокупности и перейти к характеристике всей совокупности или отдельных групп ее единиц. Например, представленная в таблице 1 сводка позволяет выделить два типа квартир по форме собственности и сделать вывод о преобладании частных квартир над муниципальными как по их числу, так и по числу проживающих в них людей.

По форме обработки материала сводка бывает:

· централизованной , когда вся первичная информация поступает в одну организацию и обрабатывается в ней от начала до конца;

· децентрализованной , когда информация вначале сводится одновременно разными статистическими органами одного уровня, а затем полученные итоги поступают и сводятся в вышестоящем органе.

По способу выполнения сводка может быть ручной или автоматизированной , то есть выполняемой с помощью ЭВМ.

В заключение обзора статистического метода и его применения к изучению преступности необходимо отметить те вопросы, которые включаются в листки, дающие сведения о личности осужденных; ответы на вопросы отмечаются в листках судами, рассматривающими дело по существу.

В этом отношении русские статистические листки заключают в себе наибольшее число вопросов по сравнению со статистическими листками других стран. Вопросы эти следующие: 1) возраст осужденного (во всех странах); 2) место рождения (то же); 3) место приписки (только еще в Австрии); 4) постоянное место жительства (всюду, за исключением Англии); 5) звание или сословие (только у нас); 6) рождение брачное или внебрачное (еще в Италии, Франции, Бельгии); 7) народность (только у нас), 8) религия (Германия, Австрия и Венгрия); 9) образование (всюду, кроме Германии); 10) семейное положение (всюду, за исключением Англии); 11) занятие (всюду); 12) недвижимое имущество (только еще в Австрии и Венгрии); 13) подвержен ли привычному пьянству (только еще в Бельгии); 14) преступное деяние, в котором обвиняется (нигде); 15) преступление или проступок, за который осужден (всюду); 16) где совершено преступление (всюду, за исключением Австрии и Италии), когда (за исключением Австрии, всюду), единолично или в сообществе (еще Италия, Франция, Венгрия), в состоянии опьянения (нигде); 17) было ли сознание на суде (нигде); 18) к чему приговорен (всюду); 19) отношение осужденного к потерпевшему (нигде); 20) сведения о прежней судимости (всюду).

При сравнении приняты во внимание статистические листки Германии, Австрии, Италии, Франции, Англии, Венгрии, Бельгии. Это небольшое сравнение показывает, в какой мере неполны статистические записи в других странах. Но и в наших листках есть много пробелов, а между тем Министерством юстиции в порядке верховного управления только что - Высочайше утверждены 20 мая 1909 г. (ст. 584 Собр. узак.) - изданы новые правила в изменение правил 11 ноября 1871 г.: в них не прибавлено новых вопросов, но выкинуты из приведенного перечня пункты 3, 13, 17, 19.

Криминологическая секция Петербургского психо-неврологического института как ученое учреждение, в состав коего входят психиатры, юристы, теоретики и практики, и статистики, задавшись мыслью посвятить свои труды изучению русской преступности, не могла не остановиться с самого же начала на недостаточности и несовершенстве тех фактических данных о русской преступности, которые должны послужить материалом для научных обобщений ввиду того, что они не содержат самых существенных сведений о личности преступника, его психическом состоянии и социальном положении. Желая в своих исследованиях следовать методу позитивному, криминологическая секция прежде всего обратилась к данным нашей уголовной статистики и в этом отношении, считаясь, конечно, в полной мере с невозможностью рассчитывать на сколько-нибудь значительное увеличение производимых ныне на этот предмет затрат, ограничилась лишь предположениями самых немногих и особо, по ее мнению, настоятельных изменений и дополнений в порядке собирания статистических данных.

I. Останавливаясь на статистическом листке об осужденных, криминологическая секция приняла во внимание, что п. 11 старой редакции (п. 10 новой редакции) касается семейного положения малолетнего осужденного. Несомненно, что семейное положение и беспризорность в различных ее видах являются главной причиной детской преступности. Это, конечно, признается и Министерством юстиции, хотя бы, например, в законопроекте о воспитательно-исправительных заведениях для малолетних, коим предположено допустить в эти заведения детей и не совершивших преступления, раз они оказываются беспризорными. При таких условиях, конечно, чрезвычайно важно иметь точные статистические данные о количестве среди преступников детей с пошатнувшимся семейным положением или вовсе беспризорных. В этих видах криминологическая секция полагала бы п. 11 и изложить так (конец): если малолетний, то живет ли при родителях, сирота, приемыш, беспризорный, и в то же время указать в инструкции, что здесь главным образом надлежит выяснить вопрос о том, состоит ли ребенок на попечении и под надзором каких-либо взрослых лиц или фактически, хотя бы и неюридически, он оставлен вовсе без призора.

Переходя затем к п. 12 (п. 11 новой редакции), криминологическая секция нашла, что предлагаемый в этой статье вопрос должен служить выяснению главным образом характера занятий, т.е. постоянные ли это занятия, или временные, или случайные. Выяснение этого обстоятельства важно, ибо современный рост преступности, в особенности в части имущественных преступлений, в значительной степени объясняется случайностью или по крайней мере непостоянством, временным характером занятий. Как показывают статистические западно-европейские данные, рост преступности особенно повышается в промышленных округах, где по условиям производства всегда имеется запасная армия рабочих и происходят чрезвычайные колебания в спросе на труд, в некоторых специальностях доходящие до разницы по годам почти в 70% наличного состава рабочих данной отрасли промышленности. А потому следовало бы изложить этот пункт так: «постоянные, временные или случайные занятия».

Пункт 13 (12) ставит вопрос только о недвижимом имуществе осужденного. В такой редакции, несомненно, этот вопрос не может послужить выяснению экономических причин преступности, ибо он дает ответ только относительно одного из видов имущества, а потому предпочтительнее его выразить в такой редакции: «постоянные средства существования».

Пункт 14, выпущенный совершенно в новой редакции, несомненно, был изложен неудовлетворительно и может быть именно поэтому, не давая сколько-нибудь ценных данных, признан ныне подлежащим упразднению. Между тем в статистическом листке нет, в сущности, другого пункта, в котором бы содержались данные по такому первостепенной важности вопросу, как вопрос о психическом состоянии осужденного, о степени его нервной уравновешенности. Вполне понимая, что подробное выяснение на суде этого вопроса могло бы повести, быть может, к неосновательному возбуждению другого вопроса о вменяемости, своевременно на предварительных стадиях процесса не возбуждавшегося, криминологическая секция поэтому полагала бы во всей полноте подвергнуть этот вопрос расследованию на предварительном следствии; здесь же в листке об осужденном ограничиться вопросом в такой редакции: «Не страдал ли психическими и нервными болезнями (содержание в соответствующих лечебных заведениях, припадки, алкоголизм и т.д.)».

II. Обращаясь затем к стадии предварительного следствия, криминологическая секция находила, что в этом отношении в порядке сбора и систематизации статистических данных был сделан весьма существенный шаг вперед в 1902 г., так как с этого года из общей цифры, указывающей число прекращенных следствий (по ст. 277 устава уголовного судопроизводства), были выделены в особую графу дела, прекращенные за отсутствием признаков преступления. По этому пути желательно было бы сделать еще один важный шаг, а именно выделить еще одну графу для определения числа дел, прекращенных по ст. 356 устава уголовного судопроизводства, т.е. ввиду признания окружным судом обвиняемого душевнобольным. Для того чтобы было возможно выполнение этого пожелания, необходимо было бы введение для этой сравнительно все-таки весьма небольшой категории обвиняемых особых статистических листков, в которые были бы включены общие вопросы, содержащиеся в листке об осужденном, и, кроме того, особые сведения, характеризующие душевную болезнь обвиняемого, а именно желательно было бы включение следующих вопросов: а) характеристические особенности совершенного преступления (жестокость, обдуманность или, наоборот, немотивированность, способ совершения и т.д.);

  • б) наследственность;
  • в) алкоголизм;
  • г) признаки вырождения;
  • д) форма душевного расстройства.

Ответы на эти последние вопросы мог бы давать один из приглашенных врачей во время самого освидетельствования в распорядительном заседании суда.

III. Наконец, казалось бы чрезвычайно существенным привлечь большее, чем ныне, внимание к вопросам о психическом и нервном состоянии обвиняемого и следственной власти. В этой стадии процесса это дополнительное расследование уже никоим образом не могло бы быть признано колебанием правильного хода правосудия, и даже наоборот избавляло бы процесс от неожиданных открытий и необходимости откладывать уже начатое слушанием дело. Вместе с тем это дало бы богатый материал для выяснения индивидуального состояния преступника (индивидуальных факторов преступности). В настоящее время это индивидуальное состояние обвиняемого подвергается обследованию только в случаях, когда или уже имеются признаки явного полного душевного расстройства в момент допроса, или на психическую ненормальность обвиняемого указывают судебному следователю родственники обвиняемого или даже сам обвиняемый. Не может быть сомнений, что эти последние указания весьма часто оказываются вымышленными, и, однако же, с ними считаться признается для следователя обязательным. А между тем при отсутствии соответствующего расследования даже психическое расстройство во время совершения преступления, если таковое не проявляется резко в момент допроса (eplelepsia larvata и т.д.), может и, вероятно, часто в действительности остается без всякого выяснения на предварительном следствии. Если к этому еще добавить не только недопущение защиты на предварительном следствии и еще более важное слишком частое в провинции отсутствие защиты у обвиняемых даже на суде, то станет совершенно ясно, что какой-нибудь корректив должен быть внесен в это дело в интересах как русского правосудия, так и русской науки.

Основываясь на этих соображениях, криминологическая секция считала необходимым, чтобы следователем при допросе каждого обвиняемого вносились в протокол ответы на следующие вопросы:

  • 1) резкие особенности в строении черепа и лица (симметрия, рубцы ит. п.);
  • 2) уродливости в строении тела (зоб, горб и т.д.);
  • 3) состояние общего питания (упитанность или истощенность);
  • 4) характер речи (заикание, запинание, детская речь);
  • 5) заметные двигательные расстройства (паралич, судороги);
  • 6) не было ли перед совершением преступления каких-либо резких изменений в материальном, семейном, нравственном положении;
  • 7) не страдал ли психическими и нервными болезнями (содержание в соответствующих лечебных заведениях, припадки, алкоголизм);
  • 8) нет ли признаков умственной ненормальности;
  • 9) не было ли в кровном родстве случаев сумасшествия, нервных болезней или алкоголизма.

IV. Изучение душевного строя и его особенностей у преступников имеет огромное значение не только в целях исследования развития в человеке преступных наклонностей, но и в целях профилактических.

Изучение же преступника во время содержания его в тюрьме, и притом в различные моменты, в особенности же при вступлении и перед освобождением, имеет громадное значение для выяснения влияния тюрьмы на физическое и психическое состояние преступника. Поэтому криминологическая секция считала необходимостью установление особого медицинского листка для тюремного врача следующего содержания.

Тема 1. Предмет и метод статистики

1. Основная задача статистики как науки – это:

А) разработка методов расчета и сравнительного анализа экономики и социального развития различных стран;

Б) информационное обеспечение процесса интеграции России в мировую экономику;

В) разработка системы показателей процессов общественного развития и методов их измерения.

Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи.

статистическая наука – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества;

2. Предмет статистической науки – это :

А) изучение количественной стороны массовых общественных явлений;

Б) изучение социально-экономического содержания массовых общественных явлений;

В) анализ качественных особенностей общественных явлений.

Предметом статистической науки являются:

1) массовые социально–экономические явления жизни;

2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени.

3. Основной метод статистики – это :

А) анализ динамики и математическое прогнозирование массовых общественных явлений;

Б) выборочное статистическое наблюдение, обработка и анализ полученных данных;

В) корреляционно-регрессионный анализ статистических показателей.

Статистическое исследование подразделяется на три последовательные стадии:
1) статистическое наблюдение, т.е. сбор первичного статистического материала;
2) сводка и разработка результатов наблюдений, т.е. их обработка;
3) анализ полученных сводных материалов.

4. Статистические показатели – это :

А) количественная оценка свойства изучаемого массового явления;

Б) качественная характеристика особенности развития изучаемых явлений;

В) характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений.

Первичная статистическая информация выражается прежде всего в виде абсолютных показателей, которые являются количественной базой всех форм учета.

5. Статистическая совокупность – это :

А) множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой;

Б) социально-экономические типы изучаемого массового явления;

В) множество статистических показателей, описывающих изучаемое явление.

Статистическая совокупность - это множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества.
Специфическим свойством статистической совокупности является массовость единиц , поскольку явление характеризуется массовым процессом и всем многообразием определяющих его причин и форм.
Под единицами совокупности понимаются ее неделимые первичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков.
Под качественной однородностью единиц совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам.

Тема 2. Методы сбора статистической информации

1. Статистическое наблюдение – это :

А) систематизация фактов, описывающих изучаемое явление;

Б) регистрация устанавливаемых фактов в учетных документах для их последующего обобщения;

В) научно организованная работа по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах общественной жизни.

Статистическое наблюдение – это организованная работа по сбору первичных сведений об изучаемых массовых явлениях и процессах общественной жизни. Статистическое наблюдение проводится организованно и по заранее разработанным программе и плану.

2. Выборочное наблюдение – это:

А) наблюдение, при котором сбор данных основан на принципе добровольного заполнения анкет;

Б) наблюдение, при котором обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме;

В) наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой ее части, отобранной в случайном порядке.

В основе этого наблюдения лежит идея о том, что отобранная в случайном порядке некоторая часть единиц может представлять всю изучаемую совокупность явления по интересующим исследователя признакам. Целью выборочного наблюдения является получение информации прежде всего для определения сводных обобщающих характеристик всей изучаемой совокупности.

3. Программа статистического наблюдения – это :

А) перечень показателей, подлежащих изучению;

Б) совокупность разъяснений и указаний по заполнению отчетных документов;

В) бланки определенных форм учета и отчетности.

Разработка плана проведения статистического наблюдения является важнейшим этапом подготовки статистического наблюдения. План должен содержать формулировку и решение организационных вопросов, таких как установление целей и задач наблюдения разработка программ наблюдения, определение объекта и единицы наблюдения, выбор вида и способа наблюдения.

Целью наблюдения является получение основного результата статистического исследования.

Для того чтобы организовать статистическое наблюдение, необходимо точно установить объект наблюдения.

Совокупности единиц, о которых должны быть собраны статистические данные, называют объектами статистического наблюдения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26