Особенности устройства холодильников таковы, что перевозить их можно только лежа. Даже простой наклон бытового прибора может стать причиной поломки.

Можно ли перевозить такой бытовой прибор, как холодильник лежа? Раньше подобная техника советского производства обязательно сопровождалась инструкцией по транспортировке в сопроводительных документах, где четко говорилось, что перевозка холодильника горизонтально чревата повреждениями. Тогда как быть, если все требования безопасности соблюсти невозможно?

Такое может случиться, например, при переезде на новое место жительство. О работоспособности холодильника беспокоиться не придется, если соблюсти все меры предосторожности.

Почему правильно перевозить холодильник только лежа

Казалось бы, такой массивный, тяжеловесный, прочный с виду бытовой прибор. Но за громоздкой внешностью скрывается довольно хрупкое устройство. Самые уязвимые составные части холодильника – компрессор, конденсатор, фильтр и теплообменник – сгруппированы на его задней стенке. Наверняка, каждый обращал внимание на жесткую сетчатую конструкцию.

Даже простой наклон бытового прибора на 40° может закончиться серьезной поломкой компрессора.

Наиболее уязвимая составляющая этого оборудования – холодильный компрессор, как правило, размещенный в самой нижней части холодильника. В зависимости от модели и фирмы производителя, он крепится к раме пружинами или амортизаторами другого типа. Их калибруют для удержания конденсатора именно при вертикальном положении бытового прибора, и ни в каком другом. Даже простой наклон свыше 40° может привести к поломке креплений.

Еще одна угроза – специальное рефрижераторное масло, необходимое для работы компрессора. При горизонтальном положении холодильника оно способно растекаться, может стать причиной забивания выходной трубки – жидкий хладагент перестанет циркулировать, бытовой прибор выйдет из строя.

После транспортировки холодильник перед включением отстаивают 2 или 4 часа соответственно летом и зимой.

Общие правила перевозки холодильника

Даже новенький холодильник при неправильной перевозке может попасть в руки хозяев окончательно испорченным. Чтобы этого не произошло, перевозчики используют для транспортировки специальную технику.

Во-первых, это особая тележка . Бытовой прибор намертво фиксируется в ней, в таком виде доставляется до кузова машины, перевозится на лифте или поднимается по лестнице. Снимают с тележки холодильник, лишь привезя его на место назначения.

Во-вторых, это специальные ремни . Но способ годится лишь для небольших и относительно легких приборов (около 50 кг для двухкамерного). Два человека надевают ремни на плечи, сверху ремней фиксируется холодильник. Грузчикам остается только поддерживать его руками, не давая завалиться на бок.

Старая коробка от холодильника – лучший контейнер для перевозки; по возможности сохраняйте ее.

  • бытовой прибор разморожен;
  • все подвижные детали (полки, решетки, ящики) вынуты;
  • дверцы закреплены скотчем;
  • пол кузова проложен смягчением – тканью, пенопластом;
  • во время перевозки холодильник жестко фиксируется, его подвижность исключена.

Во время перевозки холодильника в положении лежа его нужно укладывать только на одну из боковых сторон, и никак иначе. Если он оснащен одной общей дверцей, то петли должны оказаться сверху. Во время движения стараться вести машину аккуратно, избегая тряски. Также старайтесь наклонять холодильник на не более 40°.

Можно ли перевозить холодильник, находящийся в лежачем положении, – решать самим владельцам. В любом случае лучше доверить столь ответственную работу профессионалам.

Иногда холодильник приходится перевозить. Если в вашем распоряжении не грузовик с высокими бортами, а обычная «Газель» или даже легковушка, обязательно возникнет вопрос – а как правильно довести агрегат до места, не повредив его. Рассмотрим это далее.

Перевозить холодильник можно лёжа или стоя?

Чтобы понять, как сделать «правильно», человек обычно обращается к инструкции производителя. Любой изготовитель желает подстраховаться. Именно поэтому в руководстве по эксплуатации чаще всего будет указано – перевозить только в вертикальном положении, да ещё и в той упаковке, в которой вы его купили.

В случае другого возможного способа перемещения, если появится какая-нибудь поломка и потребуется ремонт, изготовители ответственность с себя снимают. И ремонт холодильника вы будете производить за свои деньги.

Это мнение производителей, но специалисты считают иначе.

Мастера-ремонтники бытовой техники уверены, что перевозка холодильника лёжа (то есть в горизонтальном положении) возможна, но при соблюдении определённых правил.

Перевозка холодильника в горизонтальном положении

У холодильника два «бока». На одном находятся петли дверцы. Обычно, с той же стороны находятся трубки компрессора, которые обеспечивают масляное нагнетание. Тут же находятся трубки и пружины, на которых висит двигатель в компрессоре. Эти трубки должны быть направлены вверх. Поэтому холодильник следует положить на противоположный бок.


На «спину» или как правильно говорят, на заднюю стенку, холодильник укладывать не стоит. Хотя, некоторые изготовители и допускают такое положение холодильника при перевозке. Но, если вы не хотите рисковать, лучше перевезите его в положении «лёжа на боку». Дело в том, что под собственным весом может произойти продавливание теплоизоляции, что приведем к дальнейшим поломкам.

Инструкция по правильной перевозке

Определившись с положением холодильника для перевозки, нужно предпринять следующие шаги по подготовке агрегата к транспортировке:
  • Закрепить дверцу. Обычно для этого используют скотч.
  • Компрессор тоже лучше закрепить, чтобы он «не болтался». Это также можно сделать при помощи скотча. Главное, чтобы при тряске, которая неизбежно возникнет в пути, ваш холодильный агрегат был надёжно закреплён и неподвижен.
  • Снизу, под холодильник, уложите пенопласт, одеяло, несколько слоёв гофрокартона или старый ковёр.
  • При езде лучше двигаться с невысокой скоростью, стараясь объезжать ямы и ухабы.
  • Дверца холодильника, особенно если по каким-то причинам осталась незакреплённой, наиболее слабое место у холодильника. Поэтому при погрузке и дальнейшей выгрузке не стоит браться за неё.
  • Все съёмные части (полки, коробки) необходимо вынуть из агрегата, упаковать и перевозить отдельно, поскольку их сложно надёжно закрепить внутри холодильника.
  • Холодильник необходимо крепко и надёжно закрепить перед поездкой в кузове или прицепе.


После перевозки (особенно в лежачем положении) холодильнику надо дать некоторое время для акклиматизации. Это значит, что нельзя его включать сразу после того, как он был занесен в квартиру. Летом это займёт от 2 до 4 часов. Зимой, особенно если переезд занял несколько часов, этот период растянется до суток.


Это связано с тем, что масло, находящееся в компрессоре, загустевает на морозе. Поэтому, не торопитесь включать холодильник сразу по приезду – пусть масло согреется, а конденсат успеет испариться.

Можно ли перевозить холодильник, лёжа в машине?

Вы можете отказаться от службы по грузоперевозкам и попробовать перевезти старый холодильник в своей машине. Правда, для этого у вас должен быть широкий вместительный багажник с задней открывающейся дверью, а холодильник должен полностью помещаться на откинутых сиденьях. При этом агрегат нужно поместить так, чтобы образовался наклонный угол в 40 градусов.


Другой вариант – перевозить на боку в салоне на задних сиденьях.


При фиксации должны учитываться следующие правила:
  • холодильник не должен располагаться на заднюю стенку либо дверь;
  • дверцы нужно заклеить скотчем, чтобы они не открылись при транспортировке.
Опасный способ перевозки холодильника в машине

Некоторые "умельцы" перевозят холодильник вертикально в багажнике. Конечно, это рискованно, поэтому от такого метода стоит отказаться, особенно если агрегат новый.

В следующем видео вы увидите, как можно установить холодильник на боку в багажнике машины. Также будут даны полезные советы по перевозке:


Какой бы способ перевозки холодильника вы ни выбрали – в вертикальном положении стоя, горизонтально лёжа на боку или ещё каким-нибудь необычным способом, не забывайте, что холодильник – это сложная бытовая техника. Поэтому соблюдайте все правила перевозки, а лучше – поручите это профессиональным службам доставки.

При переезде на новое место жительства приходится перевозить не только мебель, но и крупную бытовую технику, в том числе и холодильник. И здесь важно знать, как правильно это сделать. Актуален вопрос и в случае самостоятельной транспортировки холодильника после покупки его в магазине. Если предпринять некоторые меры безопасности, сложностей с доставкой бытового прибора на место назначения возникнуть не должно.

Как подготовить холодильник к перевозке?

Холодильник, несмотря на крупные параметры, достаточно чувствительный к перевозке бытовой прибор. Начать подготовительные работы желательно как минимум за сутки до переезда. Перед транспортировкой аппарат должен быть полностью разморожен . Полочки и ящики, которые находятся внутри агрегата, особенно на дверцах, необходимо вынуть. В качестве упаковочного материала используются любые подручные средства, например, газеты или полиэтиленовые пакеты. Вынутые полочки укладываются в небольшие коробочки.

Очень важно уделить повышенное внимание упаковке самого холодильника. Его перевязывают скотчем или любыми мягкими ремнями. Делается это для того, чтобы избежать нежелательного открытия дверцы прибора. Идеально для перевозки аппарата подходит заводская упаковка. Если же она не сохранилась, успешно смогут заменить её полиэтилен или пузырчатая плёнка. Ни в коем случае не перевозите холодильник без упаковки!

Чтобы избежать повреждений корпуса бытового прибора, на пол кузова автомобиля для перевозки рекомендуется постелить несколько слоев картона, или одеяло.

Вообще, перевозить прибор можно тремя способами:

  1. Стоя.
  2. Под углом.
  3. Лёжа.

Правила перевозки

Правила перевозки холодильника стоя

Перевозка бытового прибора стоя - самый правильный вариант. Так все внутренние детали холодильного аппарата останутся сохранными.

Специальные ремни и упоры помогут закрепить бытовой прибор, и не дадут ему сдвинуться с места. Обязательно зафиксировать дверцы холодильного аппарата. У современных двухдверных моделей они закрепляются в четырёх местах.

Допустимо слегка наклонить агрегат, например, если в кузове автомобиля он не помещается в полный рост. Важное правило - угол наклона должен быть не более 40 градусов!

У компаний, осуществляющих грузоперевозки, существуют специальные услуги по транспортировке крупных бытовых приборов. Воспользовавшись ею, можете быть убеждены в сохранности своего холодильника! Доверяйте перевозку только зарекомендовавшим себя профессионалам. Обязательно проверьте, имеется ли документация на транспортировку крупногабаритной техники.

Если агрегат выше 175 см, его перевозка обойдётся дороже. Причина кроется в том, что для его транспортировки потребуется автомобиль с большими габаритами.

Правила перевозки холодильника лёжа

Зачастую возможность перевезти прибор стоя отсутствует. В этом случае приходится перевозить агрегат в лежачем положении . Можно ли перевозить холодильный аппарат таким способом? Конечно, это не совсем правильно, но при соблюдении мер предосторожности вполне возможно.

Когда вы будете оформлять заказ на перевозку прибора, укажите, что аппарат крупный. Это поможет диспетчеру подобрать правильную машину , условия в которой наиболее подходят для лежачей перевозки большого аппарата.

Кстати, обладателям холодильников отечественного производства повезло. Они более терпимы к подобного рода перевозкам.

Действуют данные рекомендации и при перемещении прибора на багажнике. Правда, здесь требуется более строгое соблюдение правил. Например, повышенная тщательность упаковки холодильника. Ведь повреждения, полученные от багажника, намного серьёзнее.

Чем опасна перевозка домашнего ледника в лежачем положении? Слишком велика возможность повреждений: крепление компрессора к раме может отойти, а масло вытечь в нагнетатель, вызвав его засорение. Кроме того, при таком способе перевозки нагрузка на мотор чересчур велика. От этого образуются трещины , через которые вытекает фреон.

Как известно, эти холодильники прочные и надёжные. Советские холодильники, например, «Морозко», «Зил» или «Полюс», служат своим хозяевам уже не один десяток лет. Кажется, что даже перевозка не сможет испортить работу их отлаженного механизма. Но это не так! Существуют правила , которые надо соблюдать при транспортировке советского аппарата.

Категорически нельзя перевозить такие холодильники на боку и на спине. Мотор у данных моделей слишком тяжёлый, и при малейшей тряске он может оторваться от креплений. Единственно возможный способ перевозки произведённого в Советском Союзе холодильника - стоя. Дверцы и компрессор тщательно фиксируются. При перевозке противопоказана большая скорость и тряска. Занесение холодильника в помещение должно производиться крайне аккуратно.

Если всё-таки пришлось перевозить агрегат лёжа, тщательно прикрепите винтами компрессор . На пол обязательно постелите слой мягкой ткани. Однако будьте готовы к тому, что, несмотря на меры предосторожности, после подобной перевозки прибор может выйти из строя.

Перевозка холодильников NoFrost

В последние время подобная модель холодильников набирает все большую популярность. При перевозке очень важно соблюдать ряд правил, которые помогут довести прибор до места назначения без повреждений.

Холодильники с системой " No Frоst" имеют встроенную внутреннюю подвеску мотора-компрессора. Как утверждают производители, перемещать подобную технику можно исключительно в вертикальном положении . В случае горизонтального положения при транспортировке компрессор может оторваться от внутренней пружины. Итогом станет повышенный шум и нарушения в работе мотора.

Но если всё-таки пришлось перевозить прибор в горизонтальном положении, при заносе в помещение надо дать ему отстояться в течение получаса. Многие специалисты увеличивают это время от трёх часов до суток. За данный период масло вернётся в компрессор, и холодильник будет готов к работе.

Перевозка холодильников зимой

Холодильник, как и любая бытовая техника, не терпит перепада температур. Если вы перевозите прибор в холодное время года, предварительно оберните его картоном .

По прибытии на место в течение двух часов не рекомендуется освобождать агрегат от упаковки. После снятия упаковочного материала также в течение двух часов прибор нежелательно трогать. Дело в том, что холодильник нуждается в акклиматизации, во время которой все его детали станут комнатной температуры. Если этого не сделать, внутри прибора образуется конденсат , приводящий к повреждению контактов. А это прямой путь к короткому замыканию.

Конечно, перевозка холодильника - процесс, к которому надо подойти со всей ответственностью. Каждый владелец техники сам решает, стоя или лёжа он хочет перевозить аппарат. Если прислушаться к рекомендациям специалистов, лучше делать это в вертикальном положении. Но на вопрос, можно ли перевозить холодильник лёжа, стоит ответить: «Можно, но очень осторожно!» А именно с соблюдением строжайших мер предосторожности!

Сегодня я наконец-то дозвонился в интернет-магазин, где холодильник Liebherr C 4023 оказался в наличии и по нормальной цене (25417 рублей, доставка 400 рублей, подъём 150 рублей за этаж). В других местах, где он имеется в наличии, его стоимость не опускалась ниже 30000 руб.

На заданный мной консультанту вопрос о том, в каком положении они транспортируют холодильники, мне ответили, что транспортировка происходит горизонтально !!! Конечно, мне было сказано, что это не страшно. После доставки его якобы можно кратковременно включить, чтобы убедиться в его работоспособности, а затем отключить, и выждать 4-5 часов.

Я, конечно, сразу полез в Интернет, и проштудировал несколько форумов и технических статей по внутреннему устройству компрессоров, и выяснил, к чему может привести горизонтальная перевозка:

  1. При перевозке холодильника на боку из компрессора по трубкам уходит масло в контур системы, которое смазывает поршни насоса, качающего газообразный хладагент по тем же самым трубкам (жидким хладагент становится уже после насоса). В результате компрессор остаётся без нужного уровня масла. Кроме того, когда, наконец, холодильник встаёт вертикально, в пространство цилиндра из системы стекает жидкое масло. Жидкости, в отличие от газов, почти не сжимаются, а мотор компрессора будет пытаться это сделать, пропихивая жидкое масло снова в контур вместо газообразного хладагента. В результате мы можем получить разрушение поршневой системы и необходимость полной замены компрессора.
  2. Многие компрессоры закреплены так, что при опрокидывании и последующей тряске при перевозке они могут соскочить со своего виброгасящего крепежа. Также может произойти деформация или даже поломка подходящих к нему трубок.
  3. В случае плохой упаковки могут быть погнуты стенки, повреждена задняя решётка (конденсатор), или сломаны ручки дверей.
Итак, какой же вывод можно сделать из всей полученной информации?

Конечно, фирмы-изготовители холодильников поступают вполне разумно, что перестраховываются, требуя обязательную вертикальную перевозку своей продукции. Этим они снимают с себя ответственность за последствия действительно неправильной перевозки (не на том боку). Дело в том, что если холодильник положить на бок, противоположный выходу трубок из компрессора , то масло из него никуда не денется. Этим самым мы исключаем причину поломки компрессора. Но вот только я сомневаюсь, что служба доставки в курсе, с какой стороны трубки у холодильника той или иной модели! Поэтому я не буду рисковать, и не буду включать компрессор даже кратковременно, дав отстояться холодильнику сутки, чтобы всё масло гарантированно стекло в картер компрессора.

Что касается механических повреждений трубок и креплений компрессора, то они намного менее вероятны. Мне думается, что разработчики всё-же крепят свои компрессоры так, чтобы избежать возможных возвратов - это в конце концов не так сложно.

Ну а внешние повреждения можно всегда заметить при осмотре доставленного холодильника.

Итак, основное правило после горизонтальной перевозки холодильника: не включать его сразу даже кратковременно, а выждать сутки .

Холодильник привезут в понедельник вечером, значит проверю его в работу во вторник вечером. Думаю, при таком аккуратном вводе в эксплуатацию, он таки должен прослужить у меня весь свой расчётный срок эксплуатации (15 лет) несмотря на нарушение правил перевозки.

Замечу, что в начале лета я перевёз на дачу горизонтально холодильник ЗИЛ. Вёз его на правом боку (если смотреть сзади), чтобы дверь не раскрылась, но куда у него выходят трубки компрессора - не знаю, не знал тогда этой тонкости. Просто дал ему отстояться сутки. Ничего, работает. Жару пережил. :-)

======================================== ================

P.S.: Только что разговаривал с профессиональным компрессорщиком у себя на работе, и он мне поведал, что компрессоры у холодильников бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные - это такие положенные на бок бочёнки, которые ставились на старые советские холодильники. Вот их якобы можно перевозить на боку - масло из них никуда не девается. А вот современные иностранные холодильники снабжаются вертикальными компрессорами, и их нельзя наклонять более 30 градусов.

И вот ещё такое высказывание на одном из форумов показалось мне достаточно толковым:

После перевозки холодильника на боку надо обязательно дать ему отстояться не менее 6 часов перед включением, и ни в коем случае не поступить вот так: "А давай включим на секудну, посмотрим, работает ли и тут же выключим". Объясняю процесс.

Компрессор холодильника просто купается в масле (то, что видно сзади холодильника - это кожух компрессора, а сам компрессор внутри него). На всасывании у компрессора есть два глушителя (они есть и на выхлопе, но эти глушители нам не важны). При перевозке даже вертикально в них попадает масло - заплескивается. Ну а при перевозке на боку масло там натекает по полной. Если включить компрессор, то масло из глушителей закачается в систему и перекроет поток фреона. Т.е. холодильник будет работать-урчать, а морозить не будет. И в таком положении он может простоять до 4 суток, пока начнет морозить. Это все в хорошем случае. В плохом случае произойдет гидроудар и отломит кулису или шатун компрессора, ну или загнет клапаны. Все эти причины лечатся только заменой компрессора на новый.

Старые горизонтальные компрессоры были с так называемой внешней подвеской. У них пружины снаружи и ось горизонтально расположена. Новые все идут вертикальные и находятся внутри кожуха на пружинах. Сорвать с пружин надо постораться, а именно везти вверх дном или наклоном верхней части вниз и компрессором назад машины. При резком торможении компрессор вылетает с пружинами из своего места. Лечится заменой на новый.


И вот ещё интересная ссылка о внутреннем устройстве компрессоров и о том, где какие компрессоры и для каких фирм производятся:

Холодильный агрегат, как и другие бытовые приборы, требует бережного отношения, как во время эксплуатации, так и в процессе перевозки. Перевозка холодильника осложняется не только габаритами, но и наличием моторного масла, которое в лежачем положении может попасть в систему циркуляции фреона. Что чревато большими неприятностями. Поэтому вопрос: как правильно перевозить холодильник — очень важный!

Как правильно перевезти холодильник

Изготовители настоятельно рекомендуют транспортировать холодильник стоя в заводской упаковке с максимальным отклонением от вертикали не более 40. При перевозке в наклонном положении агрегат качественно упаковывается и надёжно закрепляется.

Если при использовании других способов доставки агрегат был повреждён, владелец лишается права на гарантийный ремонт. Некоторыми производителями разрешено везти холодильник, положив его на заднюю стенку или набок. Однако, если в инструкции ничего не говорится об этой возможности, то не стоит играть в лотерею, так как возможно повреждение теплоизоляции от собственного веса.

Запрещено класть холодильник на дверцу, поскольку велика вероятность её повреждения. Почему нельзя перевозить холодильник, лежащий на боковой стенке обосновывается двумя причинами:

  • Возникают проблемы с компрессором. Он закреплён на пружинах, на которые равномерно распределена нагрузка. В положении лёжа происходит их деформация вплоть до обрыва при хорошей тряске и как следствие повреждение трубок.
  • В этом положении масло из компрессора затекает в капиллярную трубку системы циркуляции хладагента и закупоривает её. Поэтому, несмотря на непрерывную работу компрессора холода в камерах не будет. Если вовремя не выключить холодильник и не устранить засор, компрессор выйдет из строя.

Если невозможно найти специальный транспорт для перевозки стоя, то вопрос можно ли перевозить холодильник лёжа — решается положительно при условии соблюдения определённых правил. Сначала его следует подготовить к транспортировке:

  1. С только что купленным агрегатом, который доставляется своими силами, всё просто. Об упаковке позаботился производитель, а по указателям, нанесённым на коробку, можете легко определить, на каком боку должен лежать холодильник.
  2. При переезде или отправке ветерана на дачу в первую очередь определяется, с какой стороны к компрессору подсоединена нагнетательная трубка. Холодильник кладётся так, чтобы она была направлена вверх. Это предотвратит затекание масла в систему охладителя.
  3. Нужная трубка определяется путём касания рукой во время работы (не менее 15 минут после включения) компрессора. У искомой трубки температура выше. Встречаются модели, у которых обе трубки подсоединены с одной стороны, тогда и щупать не надо. Обычно на стороне подсоединения трубки размещены петли дверок.
  4. Холодильник размораживается, просушивается, а съёмные полочки и ёмкости извлекаются и упаковываются отдельно. Если со времён покупки сохранились фиксаторы, воспользуйтесь ими, не извлекая элементы.
  5. Компрессор закрепляется транспортными болтами. При их отсутствии фиксацию производят картоном, монтажной пеной или малярным скотчем.
  6. Дверки закрепляют стяжными ремнями, шпагатом или скотчем, чтобы не расшатывались петли.
  7. Для упаковки, чтобы не поцарапать корпус, используется воздушно-пузырьковая плёнка или плотная бумага.

Перед погрузкой холодильника пол транспортного средства застилается ненужным одеялом, покрывалом или ветошью. На нём не должно быть выступов, от которых останутся вмятины на корпусе. Затем аккуратно уложите агрегат на бок и надёжно закрепите, чтобы он не повредился во время поездки от тряски.

Если есть возможность, кладите между холодильником и бортами тюки с одеждой. После того, что мы выяснили — можно ли перевозить старенький холодильник лежа, нужно понять, как лучше это сделать. Транспортировать холодильник, даже на большие расстояния, нужно без спешки, без резкого торможения и крутых поворотов.

Везти холодильник предпочтительно по дальней дороге, если она без ухабов и рытвин. Транспортируя агрегат по лестничным маршам, необходимо следить, чтобы компрессор находился сзади по ходу движения. При погрузке и разгрузке нельзя браться за дверки — они оторвутся.

Если холодильник не новый, перевозить его можно на том боку, на который указывает стрелка.

После доставки холодильника нельзя его включать немедленно после распаковки и снятия креплений, так как требуется время для возврата масла в компрессор. Длительность отстаивания зависит от способа доставки и температуры наружного воздуха:

  • После перевозки в вертикальном положении при плюсовой температуре на улице холодильник должен отстояться не менее 2 часов. При минусовой температуре время увеличивается до 4 часов.
  • В случае доставки на боку период акклиматизации составляет не менее 8 часов в летнее время года и 12 часов в холодный период. Специалисты рекомендуют выдержку не менее суток, чтобы масло гарантированно стекло из системы циркуляции.
  • Поскольку агрегат не в состоянии быстро охладить большое количество продуктов, надо дать ему поработать пару часов с пустыми камерами. После чего постепенно заполнить объём. Это избавит компрессор от чрезмерной нагрузки.

Придерживаясь указанных правил, домашний рефрижератор можно перевозить не только в машине, но и на прицепе или в багажнике легкового авто. Если есть прицеп к мотоблоку — перевезите на нём. Нужно только принять дополнительные меры по предохранению холодильника от ударов. Кстати, холодильники российского производства лучше переносят горизонтальную перевозку, чем импортные модели, так как сделаны с большим запасом прочности.

Однако такой способ доставки связан с повышенным риском. По статистике при самостоятельной транспортировке до 20% агрегатов получают серьёзные повреждения. Поэтому, чтобы иметь 100% гарантию — лучше обратиться в агентство по грузоперевозкам. Его персонал досконально знает, как можно доставить любой холодильник без эксцессов. Поскольку на предоставляемые услуги даётся гарантия, имеется возможность предъявления претензии при повреждениях, полученных при транспортировке.