КРОВЛЯ БЕЗ КРОВЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

на железобетонном перекрытии

(КРОВЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЛЬЦЕВА)

В. В. МАЛЬЦЕВ, зам. ген. директора по науке, д. х.н., академик РАЕН, главный эколог России по деревянному домостроению

· Композиционный материал РЕФЛЕКТОПЛИТ, который сделан на основе древесно-волокнистой плиты (ДВП) теплоизоляционной, на которую с одной стороны приклеена одной стороны алюминиевая фольга. Теплосопротивление этого материала эквивалентно 50 мм пенополистирола, но пенополистирол токсичен, он хорошо горит, а при горении плавится и капает, и плав горит и т. д.

ТЕПЛЕН

ТЕПЛЕН – это нетканый стеклохолст из ультратонкого стекловолокна, сдублированный с одной стороны металлизированной лавсановой пленкой, которая отражает 97% тепловых лучей обратно. Такой материал решает сразу 3 задачи:

· сохраняет тепло внутри помещения, т. е обеспечивает высокую теплоизоляцию;

· не допускает проникновение водяного пара внутрь защищенной конструкции;

· поглощает шум – являясь великолепным шумоизолятором.

При использовании этого материала в качестве внутренней теплоизоляции пары воды из помещения в плиту железобетонного перекрытия не проникают. А благодаря теплоотражающему и паранепроницаемому слоям ТЕПЛЕНа обеспечивается полное отсутствие образования водного конденсата. И не надо ничего городить сверху перекрытия.

РЕФЛЕКТОПЛИТ

РЕФЛЕКТОПЛИТ – это древесно-волокнистая плита (ДВП) теплоизоляционная, которая пропитана огне-био-защитным составом, придающим ей биостойкость и категорию горючести Г2. С одной стороны такая плита покрыта алюминиевой фольгой, которая приклеивается при помощи трудногорючего коксующегося клея ТЕТРАКОЛЛ-КОКС. Этот клей очень прочно приклеивает алюминиевую фольгу, при этом прочность самой ДВП возрастает в несколько раз и плита перестает крошиться. Она становится материалом исключительно технологичным при применении. При этом алюминиевая фольга отражает обратно в помещение не менее 95% инфракрасных (тепловых) лучей и практически не проницаема для паров воды. Таким образом, создается великолепный теплоизоляционный слой, который полностью исключает образование на внутренней части бетонного перекрытия какого либо конденсата.

Причем алюминиевая фольга не горит. При действии пламени фольга в доли секунды превращается в окись алюминия Al2O3, которая плавится при температуре свыше 1500ºС, а такой температуры не бывает ни при каком пожаре.

Использование материала плитного РЕФЛЕКТОПЛИТ более технологично, т. к. не требует специализированной технологической оснастки, применяемой при наклеивании рулонного материала ТЕПЛЕН .

ИЗОЛЯЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ИЗНУТРИ

Изнутри бетонное перекрытие обрабатывается составом ВУПРИН , который проникает в поры бетона и закрывает их. Затем идет слой клея ТЕТРАКОЛЛ-КОКС , наносимого при помощи зубчатого шпателя, который окончательно и бесповоротно закрывает все поры бетона. На него приклеивается легкий плитный материал РЕФЛЕКТОПЛИТ (био-огне-защищенная ДВП теплоизоляционная с алюминиевой фольгой) или рулонный материал ТЕПЛЕН (био-огне-защищенная стеклоткань с металлизированной лавсановой пленкой). Клей очень прочный, практически не подвержен старению, не выделят никаких вредных веществ и не горит. А швы проклеиваются обычным прозрачным скотчем, который представляет из себя такую же по природе лавсановую пленку, как и та металлизированная лавсановая пленка, которая используется в ТЕПЛЕНе . Такая конструкция, не загорится ни при каких условиях. Она исключает проникновение воды, обеспечивает эффективную теплоизоляцию вместе с теплоотражением - окончательно снимая вопрос проникновения паров воды к верхней наружной части плиты перекрытия.

УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ КРОВЛИ

система « ДИСПЕРЛЕЙ»

Суть системы «ДИСПЕРЛЕЙ» («защитный слой» или «планарная» технология защиты бетонов) состоит в использовании тела самого железобетонного перекрытия для создания на его поверхности гидроизоляционного слоя с очень высокой механической прочностью вместо традиционных кровельных материалов.

Для этого используется вододисперсионный раствор трудногорючего сополимера, в размер частиц которого меньше, чем размеры пор в бетоне. Более того, вводя в этот раствор определенные добавки, можно добиться глубокого проникновения такого раствора в капилляры и поры железобетонной плиты кровельного перекрытия.

Нанося такой раствор на поверхность бетона, частицы полимера глубоко проникая в бетон, при высыхании начинают сращиваться. Включается механизм полимеризации. Теперь следует еще нанести слой такого вододисперсионного сополимера, чтобы частицы заполнили все поры полностью, и на поверхности бетона образовалась полимерная пленка. Главная цель – закрыть все поры в бетоне .

Такая дисперсия имеется – это состав «ВУПРИН», представляющий собой дисперсию водного трудногорючего сополимера с различными добавками, которые увеличивают гидрофобность слоя и способствуют смачиваемости капилляров бетона и т. д. После закрытия пор этот состав образует на поверхности бетона вполне прочную морозостойкую пленку.

А дальше этот полимерный слой покрывается морозостойкой, погодостойкой, антисептированной акриловой (также вододисперсионной) краской «ДОКАС», которая обеспечивает полное предотвращение какого-либо проникновения влаги в тело бетона, полностью блокируя этот процесс.

В итоге получается гидрофобный и гидроизоляционный слой из водных дисперсий. При этом не требуется никакого кровельного материала. Причем обработки поддаются все неровности и изгибы кровли. А там, где имеются стыки между панелями кровельного перекрытия – их предварительно герметизируют. Герметиков сейчас имеется достаточное количество, в т. ч. отечественных – морозостойких и долговечных.

В итоге получается, что есть два вещества, но это не кровельные материалы. Кровельного материала просто нет. Не рулонного, не плитного, не наплавляемого, ни какого. Кровельным водонепроницаемым материалом становится пропитанный и обработанный верхний слой бетона.

И не надо накатывать эти страшные битумные слои по 10-12 см, да еще с рубероидом. Все это горючее, все это токсичное. Все это должно остаться в 20-ом веке.

Полимер не только делает слой бетона гидроизоляционным, но и укрепляет его. И ничего страшного не произойдет, если даже его ударить ломом, т. к. поры бетона пропитались сополимером. Поры закрыты, лом в поры не проникнет. А весной можно просто подкрасить место удара вододисперсионной акриловой краской.

Так в зимнее время рабочие откалывая лед ударяя ломом не сильно разрушают кровлю, потому что поры бетона надежно закрыты гидрофобным полимером. Другое дело, что будет откол. Но по весне можно пройтись такой же краской ДОКАС и все будет ликвидировано. Причем кровля трудногорюча, легко чистится. Раз в 5 лет обновил краску ДОКАС в один слой, и она снова служит.

Причем гидроизоляционное покрытие, которое формируется на внешней части ж/б перекрытия, по массе (состава, который уже отвердел в порах бетона и образовал на поверхности) составляет около 250 г/м2, что просто смехотворно мало по сравнению с любым известным сегодня кровельным покрытием, у которых масса начинается от 1,5 кг/м2, т. е. отличается на порядок.

В случае повреждения покрытия, ремонтные работы производятся в исключительно легко и с высокой производительностью. Загрязнения смываются при помощи швабры в летнее время. Ремонт кровли в зимнее время – это безумие. А далее идет один слой краски ДОКАС того же или другого цвета. Никакие трещины в бетоне уже не сыграют роли, т. к. будут закрыты все стыки, и главное будут закрыты поры бетона. Не встанет вопроса о протечках и их ликвидации.


Состав – ВУПРИН и краска – ДОКАС, которые промышленно производятся на предприятии «ЭкРусХим» («Экологическая Русская Химия») (см. www. *****).

Состав ВУПРИН содержит трудногорючий сополимер, который уже научились модифицировать так, что пленки становятся морозостойкие. Более того, с бетоном сополимер вступает в химическую связь за счет боковых группировок и образуется мощная связь между неорганическим бетонным основанием и трудногорючим сополимером - так называемая, ионная связь .

Краска ДОКАС выиграла два международных конкурса по морозостойкости. Причем краска содержит не выцветающие пигменты, является долговечной, не имеет механизма шелушения, трудногорюча (в нее добавлены минеральные антипирены и пластификаторы-антипирены и т. д.).

Поэтому технологический процесс устройства наружного слоя такой кровли будет выглядеть так:

1. Предварительно герметизируем все швы морозостойким российским герметиком.

2. Первая обработка разбавленным составом ВУПРИН.

3. Вторая обработка (после высыхания первого слоя) неразбавленным составом ВУПРИН.

КРОВЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ В ЦЕЛОМ

Предлагаемое техническое решение устройства кровли является полностью экологически безопасным и не распространяет пламени. Краска ДОКАС трудногорючая, потому, что в нее введены очень эффективные минеральные и органо-минеральные антипирены.

Общее техническое решения «КРОВЛЯ БЕЗ КРОВЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА» представлено на схеме.

В такую кровлю никакой водяной пар не поступает. Идет мощное отражение тепла обратно внутрь здания. Плюс шумопоглощение. Подобная конструкция кровли открывает огромные возможности в деле гидроизоляции кровельных перекрытий, удешевляя этот процесс как минимум в 3 раза по сравнению с известными вариантами, резко снижает нагрузку на кровлю и позволяет избежать многочисленных повреждений кровельного ковра. Не будет никакого вспучивания.

Но даже если влага и каким-то образом все же попадет в ж/б перекрытие, то и пленки, которые образованны вододисперсионными составами ВУПРИН и краски ДОКАС являются паропроницаемыми. Поэтому любой пар как войдет, так и выйдет из этой конструкции. Главное - не будет никакого конденсата и влаги.

Все это просто, дешево и технологично. При массовом использовании такой конструкции: КРОВЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИИ БУДЕТ РЕШЕНА. Сложные вопросы устройства кровли и ее ремонта уйдут в прошлое.

Вместо наплавляемого битума , который быстро стареет и растрескивается, при последующих ремонтах множество слоев начинает утяжелять кровлю с возникновением угрозы разрушения перекрытия (ремонтные слои рубироидно-битумного пирога, как правило, не учитываются конструктором, который рассчитывает только снеговую нагрузку), предлагается полимер, формируемый из водной дисперсии .

Заметим, что препараты для защитных покрытий, разработанные специально для строительства и производимые промышленно на предприятии «ЭкРусХим» - краска ДОКАС, составы ВУПРИН и ВУПРЕКС - химически инертны, т. е. не реагируют ни на кислоты, ни на морскую воду, ни на солевые растворы реагентов, которыми посыпают дороги в городах, чтобы таял снег. Поэтому сфера их применение может быть обширной.

В подземных сооружениях такая технология уже давно используется. Так в Нижнем Новгороде составом ВУПРИН был обработан потолок станции метрополитена, которая находится под рекой Окой. Там с потолка сочилась вода. Поэтому 12 лет назад своды станции были обработаны составом ВУПРИН, и течь прекратилась. Это покрытие и сегодня успешно служит.

Перед применением это технологии гидроизоляции были проведены предварительные испытания, которые показали, что роса появилась на стороне ВУПРИНа только при давлении 6 атмосфер с обратной стороны бетонной плиты. Это очень высокий показатель для подобного рода технологии.

Поэтому если не только кровли, но и другие железобетонные конструкции обработать предлагаемым образом (например, те, которые используются для мостов, для подземных сооружений, станций метро неглубокого залегания) то можно обеспечить увеличение долговечности сооружений как минимум в 10 раз.

Но такими технологиями никто не интересуется. Те, кто ведает вопросами финансирования – не интересуются отечественными разработчиками и их разработками. Их больше привлекают дорогостоящие западные технологии. И причины тут разные.

Используя предлагаемое решение по устройству кровель на железобетонных перекрытиях можно с российского рынка выкинуть все опасные материалы и конструкции, как правило, предлагаемые западными компаниями. Там они просто запрещены. А вот деньги, вложенные в их производство надо возвращать. Вод и лезут они к нам, где малая осведомленность потребителей и продажность чиновников, отвечающих за экологическую экспертизу и лицензирование строительных материалов.

Эту проблема в нашей можно решить путем здоровой конкуренции. Должна победить та технология, которая помимо обеспечения простоты, экологичности, эстетичности, долговечности и негорючести даст экономически самое выгодное техническое решение, которое превзойдет многократно все то, что есть на рынке сейчас, в т. ч. и «западные провокации».

Перекрытия разных типов имеют свою технологию монтажа, которую следует неукоснительно соблюдать.

Общее правило - перекрытие выравнивают по потолку нижнего этажа. Поскольку именно оно придает конструкции дома пространственную жесткость, все его части жестко связывают между собой и со стенами (сваркой, бетонированием, анкерами).

Не разрешается пробивать в плитах перекрытий отверстия, не предусмотренные проектом (чтобы не повредить ребра и арматуру в плите), укорачивать (обрезать) плиты перекрытий, а также перегружать их в процессе монтажа сверх нормативной нагрузки. Наиболее распространенная ошибка - уменьшение площади опирания перекрытия на стену (по сравнению с проектной).

Последствия. Прогиб и обрушение перекрытий, трещины в стенах и на потолке (например, допустимый прогиб для круглопустотной плиты пролетом 6 м составляет 15 мм).

Устранение. Если прогиб больше допустимого, следует уменьшить нагрузку на плиту или усилить ее способом, который укажет специалист.

Как правильно. Нужно неукоснительно соблюдать проект и указания по технологии монтажа перекрытий. Если вследствие ошибки при возведении стены возникла проблема недостаточной площади опирания, специалист должен разработать для этого участка узел, позволяющий ее увеличить.

Ошибки при строительстве крыши

Не укреплена аттиковая стена

Последствия. Наклонные стропила воздействуют на аттиковую стену в горизонтальном направлении, создавая распор, из-за чего стена разрушается.

Устранение. Преобразовать висячую стропильную систему в наслонную.

Как правильно. При возведении аттиковой стены изначально необходимо предусматривать наслонную стропильную систему (с точкой опоры в зоне конька).

Негерметично смонтирована пароизоляционная пленка

Последствия. Возникают очаги проникновения пара в утеплитель, отчего в подкровельном пространстве накапливается влага.

Устранение. Разобрать конструкцию, осмотреть стропила, заменить поврежденные элементы. Утеплитель нужно высушить или заменить.

Как правильно. При монтаже пароизоляции пленку по периметру мансарды заводят на стены. Специальной широкой монтажной лентой тщательно герметизируют стыки и места примыкания к конструкциям. Использовать гвозди запрещено.

Нет вентиляционной прослойки в кровельном «пироге»

Последствия. В утеплителе может накапливаться влага, отчего он теряет свои свойства.

Устранение. Разобрать конструкцию, осмотреть стропила, устранить повреждения, смонтировать кровельный «пирог» заново.

Как правильно. Подкровельное пространство должно вентилироваться через воздушный зазор, который оставляют между утеплителем и гидроизоляционной пленкой. Без зазора на утеплитель можно укладывать только супердиффузионную мембрану.

При устройстве битумных и металлических кровель (фальцевой, металлочерепичной), под которыми образуется конденсат, вентиляционный зазор также устраивают непосредственно под кровельным покрытием. Под свесом крыши оставляют отверстия для притока воздуха, а в районе конька монтируют устройства для его оттока.

Вид покрытия был изменен на более тяжёлый

Последствия. Погибаются стропила, вследствие чего крыша деформируется, начинает протекать и может обрушиться.

Устранение. Усиление стропильной системы.

Как правильно. При изменении типа кровли необходимо заказать у инженера-конструктора перерасчёт стропильной системы для более массивного покрытия.

Перекрытия представляют собой горизонтальные диафрагмы, которые разделяют постройки на этажи. Основным предназначением является восприятие нагрузок от оборудования, людей, мебели. Также перекрытия необходимы для выполнения роли диафрагмы жесткости, обеспечивающей общую устойчивость здания.

Что такое плиты перекрытия?

Общеизвестно, что перекрытия являются несущей горизонтальной конструкцией любого строения и предназначены для разделения между собой этажей. Различают чердачные и междуэтажные типы. Во время строительства и при дальнейшей эксплуатации дома, именно на перекрытия ложится чрезвычайно большая нагрузка , так как, кроме своего веса, они должны выдержать тяжесть расположенной над ними части здания.

Основные элементы, состоящие из тяжелых сборных железобетонных плит, называют частями перекрытий. Звукоизоляцию и тепло обеспечивает верхняя часть, а нижняя выступает в роли потолка.

В строительном производстве такие плиты, как правило, делают из бетона либо железобетона. Отличительной чертой ребристых железобетонных конструкций является наличие промежутка между ребрами, составляющего около 150 см. В качестве перекрытий могут также выступать железобетонные балки , достаточно плотно пригнанные друг к другу. В таких случаях в балочных перекрытиях между балками рекомендуется вставлять особые вкладыши и бетонировать образовавшийся между ними промежуток.

В список наиболее часто используемых типов плит можно добавить сталекаменные перекрытия. Приобрести их без особых проблем можно в любом магазине строительных материалов, но монтировать лучше в промышленных условиях.

В жилых домах либо коттеджах, имеющих кирпичные, блочные или бетонные стены, наиболее часто в качестве перекрытий применяют железобетонные конструкции . Их располагают как вдоль здания, так и поперек, в зависимости от особенностей проекта. Материалом для плит, в этом случае, может быть легкий либо обычный тяжелый бетон марки 200 и более. Очень часто, с целью уменьшения веса плит, а также экономии бетона, их делают с продольными пустотами круглой формы. Ширина плит может колебаться в пределах 600-2400 мм, при длине 2400-6600 мм. При необходимости, для больших пролетов без дополнительной установки опор, могут быть выпущены перекрытия с длиной конструкции до 12000 мм.

Основные функции и характеристики

Плита представляет собой прямоугольный плоский кусок металла, камня либо другого материала и является составной частью здания. В строительстве этот элемент несет на себе полный вес других частей строения.

Основными характеристиками для перекрытия являются:

  • прочность, ввиду необходимости выдерживать большие расчетные нагрузки;
  • жесткость, так как в перекрытии не должно быть ощутимых перегибов даже под воздействием значительных нагрузок. Допустимой величиной является 1/200 пролета для перекрытий чердаков и 1/250 пролета для перекрытий между этажами;
  • звукоизоляция должна обеспечивать достаточную защиту помещения от переноса звуков из других помещений, расположенных по соседству;
  • теплозащита;
  • огнеупорность;
  • экономичность предполагает наименьший вес при небольшой толщине;
  • индустриальность всех элементов.

Общая цена конструкций, как правило, составляет 15-20 процентов общей стоимости всего здания. Поэтому правильный и рациональный подход к выбору конструкции перекрытий поможет значительно снизить уровень финансовых затрат и сохранить при этом все необходимые эстетические и эксплуатационные качества строения.

При грамотно подобранных и скоординированных размерах конструктивных элементов дома, в строительстве можно будет применять исключительно стандартные части.

Классификация плит перекрытий

Какими бывают плиты перекрытия? Железобетонные конструкции классифицируют по разнообразным параметрам, таким как толщина плит, тип опоры плиты на несущую конструкцию, наличие и размещение пустот в теле плиты.

Однако, как правило, конструкции разделяют следующим образом:

Виды железобетонных многопустотных плит

Конструкции такого типа используют в качестве перекрытий пролетов зданий и сооружений. Их длина, как правило, составляет 12 м. Ширина перекрытия (ПК) равна 1 м, 1,2 м либо 1,8 м, а высота обычно от 0,22 до 0,31 м. Особую прочность на изгиб, плите придает наличие в ней армированных ребер и пустот, при сравнительно легком весе. Многопустотные плиты лучше всего подходят для прокладки коммуникаций и электропроводки.

Данные конструкции также разделяют на типы, в зависимости от их назначения, вариантов опор, количества пустот и толщины плит перекрытия:

  • железобетонные конструкции с круглыми пустотами, диаметром 1,59 м и толщиной перекрытия 2,2 см. Применяются в качестве опор по двум, трем либо четырем сторонам;
  • железобетонные конструкции с круглыми пустотами, диаметром 1,4 см и толщиной 2,2 см. Применяются в качестве опоры по двум, трем или четырем сторонам;
  • железобетонные конструкции с круглыми пустотами, диаметром 1,27 см и толщиной 2,2 см. Предназначены для опоры по двум, трем, четырем сторонам;
  • конструкции с круглыми пустотами, диаметром 1,59 см и толщиной 2,6 см. Назначение – опора по двум сторонам;
  • конструкции с круглыми пустотами, диаметром 1,8 см и толщиной 2,6 см. Назначение – опора по двум торцевым сторонам;
  • конструкции с круглыми пустотами, диаметром 2,03 см и толщиной 3,0 см. Назначение – опора по двум торцевым сторонам;
  • конструкции с круглыми пустотами, диаметром 1,14 см и толщиной 1,6 см. Назначение – опора по двум торцевым сторонам;
  • железобетонные конструкции с пустотами грушевидной формы и толщиной 2,6 см. Назначение – опора по двум сторонам;
  • конструкции железобетонные диаметром 1,59 см. Назначение – опора по двум сторонам.

Возрастание количества плоскостей опоры перекрытия обозначается третьей буквой. К примеру:

  • 2ПКТ - для опирания по трем сторонам;
  • 1ПКК - для опирания по четырем сторонам.

Длина в дециметрах обозначена двумя первыми цифрами в маркировке конструкции. Реальный размер плиты , как правило, меньше на 20 мм. Таким образом, например, цифра 63 говорит о том, что фактическая длина равна 6280 мм.

Две вторые цифры в маркировке указывают ширину конструкции в дециметрах. Реальная величина ширины меньше на 10 мм. К примеру, цифра 12 обозначает, что ширина плиты составляет 1190 мм. Все плиты выпускают стандартной шириной, равной от 1,0 до 1,8 м.

Наконец, последняя цифра указывает на несущую способность перекрытия, которая измеряется в сотнях килограмм на 1 м2.

Приведенные в конце маркировки буквенные символы указывают:

Принципы обозначения марки железобетонных многопустотных ПК

Для условного обозначения марок многопустотных железобетонных плит перекрытий принято использовать 3 группы, состоящие из букв и цифр.

Первая группа служит для обозначения типа продукта, его габаритных размеров и вида бетона, а также класса напрягаемой арматуры.

Вторая группа предназначена для указания расчетной нагрузки на изделие, измеряемое в килопаскалях , а также нормативный номер по несущей способности. При этом также обозначается класс напрягаемой арматуры для заранее напряженных плит.

Третья группа обозначает дополняющие характеристики, которые необходимы для отражения особых условий использования железобетонных перекрытий и специфических нюансов таких конструкций.

Согласно правилам нанесения маркировки на перекрытия, все необходимые показатели наносят на боковую поверхность плит . Маркировочные надписи принято подразделять на монтажные, основные и информационные. Основные, в свою очередь, состоят из:

  • марки железобетонной конструкции;
  • названия предприятия, изготовившего продукт и зарегистрированного товарного знака производителя;
  • штампа, подтверждающего прохождение технического контроля.

Преимущества некоторых типов плит перекрытий

Среди специалистов наибольшее распространение получили пустотные конструкции, имеющие некоторые преимущества по сравнению с монолитными:

  • ввиду достаточно больших масштабов производства, стоимость таких плит весьма доступна даже для обычного частного застройщика;
  • пустоты, присутствующие в теле плиты, повышают уровень звукоизоляции перекрытия;
  • через пустоты удобно прокладывать различные коммуникации, такие как сигнализацию или электрокабель;
  • пустоты существенно уменьшают вес плиты, тем самым значительно облегчая нагрузку на фундамент;
  • применяя заранее напряженную арматуру в конструкции плиты, можно заметно повысить ее как прочностные, так и эксплуатационные качества.

Железобетонные плиты, применяемые в качестве перекрытий, являются экономически выгодным выбором и позволяют смонтировать основной каркас здания в минимальные сроки.

По своей конструкции крыша гаража существенно отличается от крыши жилого дома. Многие скажут, что здесь нет ничего сложно но, тем не менее, надо серьезно отнестись к ее устройству. От того насколько качественно сделана крыша гаража зависит его сухость.

Конструкция кровли должна надежно защищать ваш автомобиль от неблагоприятных воздействий атмосферы.

Наиболее простой и надежный вид перекрытия гаража выполняется из заводских 6-ти– или 7-мипустотных бетонных плит, положенных на несущие стены гаража.

Но если вы и так планируете гараж отдельно стоящей конструкцией или расположенной на территории усадьбы, то лучше использовать конструкцию крыши с чердачным помещением. А на чердаке можете поместить хозяйственное помещение, например склад или мастерскую.

Вместо плитного можно использовать балочное перекрытие гаража, которое состоит из системы деревянных или металлических балок.

Комбинация используемых материалов и их обработка должны соответствовать правилам безопасности и обладать необходимой жесткостью и надежностью.

Если вы планируете использовать деревянные элементы конструкций, то их необходимо обрабатывать различными антисептиками против поражения, как насекомых, так и внешней среды.

Естественно, что при использовании балочной системы перекрытия основная нагрузка лежит на балках. Поэтому лучше использовать железобетонные, металлические или деревянные балки достаточной прочности. Поверх них укладывается настил или накат. Процесс настилки крыши одинаков независимо от применяемых балок того или иного материала. На выбор балок влияет способ их монтажа, например для монтажа железобетонных или металлических балок понадобится помощь крана, когда деревянные балки можно легко установить усилиями нескольких человек.

Балки следует укладывать на несущие стены в специально оставленные пазы в кладке. Если такие пазы небыли сделаны во время кладки, то их следует сделать с помощью зубила и молотка или перфоратора.

Естественно балки можно установить на саму стену только промежутки между балками придется заделать кирпичом. Укладка бетонных или металлических балок осуществляется на слой цементного раствора, а еще лучше на бетонную подушку.

После установки балок в гнезда все образовавшиеся пустоты вокруг торца необходимо заделать раствором.

Как правило, для наших условий применяется устройство настила из досок по деревянным балкам, так как он достаточно прост и сравнительно дешев.

Процесс монтажа деревянных балок практически ничем не отличается от установки балок из других материалов. Отличие только в дополнительно мере предохранения деревянных элементов конструкции. Так торцы деревянных балок, соприкасающиеся со стенами, обрабатываются битумной мастикой и обматываются двумя слоями рулонного гидроизоляционного материала, например рубероид. Торцы балок не смолятся и не закрываются. Пазы также застилаются рубероидом и после установки балок все пустоты заделываются цементным раствором.

Толщина применяемых деревянных балок зависит от того насколько часто они будут располагаться, и шириной перекрываемого пролета. Например, если это гараж размерами 4 х 4 м с шагом балок 100 см, то следует использовать деревянные балки сечением 20 х 12 см. Если уменьшить шаг балок до 60 см, то можно использовать брус сечением 18 х 14 см.

При размерах гаража 5 х 5 м и между балочным расстоянии в 100 см вам понадобятся балки (брусья) сечением 22 х 16 см. Если уменьшить расстояние между балками до 60 см, то используются балки сечением 18 х 14 см.

За отсутствия необходимых брусьев можно воспользоваться бревнами или сколоченными досками и поставленными на ребро. Общая толщина сколоченных досок должна соответствовать толщине балки (бруса), вместо которого они используются. Бревна должны быть сухими со снятой кожурой и обтесанными как минимум с 3 сторон.

По завершению установки и закрепления балок перекрытия на них настилается накат, который в свою очередь является основой для будущего потолка (пример на рис. 175).

Рис. 175. :

1 – балка перекрытия; 2 – черепной брусок; 3 – накат (основание потолка); 4 — пергамин или лутрасил; 5 — утеплительный материал; 6 — гидроизоляционный слой; 7 — чердачный накат (чистовой пол чердака)

Черепные бруски следует крепить так, чтобы они находились на одном уровне с нижней стороной балок. Для этого элементы наката нужно сделать с вырезами в 1/4 на торцах. Для наката можете использовать необрезные доски или горбыль.

Если вы планируете сделать теплый чердак, то следует сразу продумать способы его утепления. Утепление можно выполнить из минваты (стекловата), керамзита, древесных опилок, шлака ну или любого другого известного вам теплоизоляционного материала который не боится влаги и перепада температур.

Поверх набитых досок наката расстилается строительная бумага или рубероид.

Вместо этих материалов можете нанести плотный слой мятой жирной глины или раствора глины и наполнителя (порошковый асбест, измельченная солома или древесные опилки в соотношении частей 1: 3). Вода добавляется по мере необходимости. Как только раствор высохнет, поверх него можно укладывать или засыпать утеплитель.

Утрамбовывать утеплительный материал не нужно, так как воздух, находящийся в нем, обеспечивает дополнительную теплоизоляцию.

Общая толщина теплоизоляционного слоя должна составлять – до 3/4 высоты балок.

Если вы планируете использовать минеральную вату или другой вид искусственного утеплителя, то для его укладки понадобится устройство гидроизоляционного слоя, как по низу, так и поверху материала.

Устройство настила деревянного пола выполняется после укладки гидроизоляционного слоя. Сначала на балки расстилается рулонный материал, и укладываются лаги.

Правда можно обойтись и без укладки лаг, если между балками перекрытия небольшое расстояние. В таком случае деревянный пол чердака настилается прямо на балки.

Если вы не планируете использовать чердачное помещение гаража, то утепление перекрытия заканчивается после укладки теплоизоляционного материала или засыпки керамзита или гравия.

Для придания потолку гаража более ровного и привлекательного вида его можно обшить фанерой, ДВП, ДСП, листами сухой штукатурки, или вагонкой.

Плитные перекрытия гаража

Обычно плиты применяются при строительстве каменного гаража. Они укладываются прямо на кладку стен, на предварительно разложенный слой цементного раствора.

Так как плита подается краном и удерживается им на весу ее можно легко подправить и выставить ее как можно лучше на место с помощью ломов или металлических труб использовав их в качестве рычагов.

После укладки плит на свои места приступают к заделыванию стыков и мест монтажных петель цементным или бетонным раствором.

Конструкция самой плит рассчитана таким образом, что внутри нее расположены продольные пустоты, которые играют роль теплоизоляции. Но если конструкция крыши с чердачным помещением, то плиты все равно следует покрыть слоем утеплительного материала.

Так же как и в предыдущем случае, вниз укладывается рубероид, толь или битумная мастика для того чтобы защитить утеплительный материал от проникновения а него конденсата и водяных паров.

Любое строение заканчивается крышей, которая является ее верхней точкой. Крыша защищает здание от атмосферных осадков, солнечных лучей, ветров и морозов, другими словами обеспечивает так необходимый комфорт внутри строения. Это значит, что крыша должна быть устойчивой и прочной, чтобы успешно противостоять порывам ветра и дождя, защищать от воздействия солнечной радиации, сохранять тепло и быть непроницаемой для сырости. Таким образом, крыша предохраняет строения от разрушения, происходящего в результате атмосферного воздействия: увлажнений, замораживания и оттаивания.

Видео как построить перекрытие по деревянным балкам

На самом деле, выбор в данном вопросе не велик. Все зависит от материала перекрытий, а также от угла наклона крыши. В любом случае, если у Вас нет многолетних строительных навыков и бригады, то вопрос чем крыть крышу гаража решается либо в пользу рубероида и подобных ему материалов, либо в пользу профлиста с его вариантами.

Вопрос выбора материала в большей степени зависит от того, как конструктивно построена крыша. Это может быть деревянная обрешетка, могут быть железобетонные перекрытия.

Обычно крышу стараются перекрыть листовым металлом либо профлистом, т.к. это быстро и не требует особого навыка. Однако, такой способ подойдет для крыши, у которой угол ската более 15 градусов, иначе конструкция может просто не выдержать давления снега в зимний период.

Коллективные гаражные постройки выполняются из кирпича либо бетона, и в качестве перекрытия в основном используются железобетонные плиты. Такую крышу лучше застелить рубероидом и подобными материалами. Рассмотрим оба варианта подробнее.

Если крыша гаража течет или она еще ни разу не покрывалась гидроизоляционным материалом, то самый доступный и дешевый способ покрытия – рубероид.

Очень важен в укладке материала подготовительный этап. Его проведение зависит от того, новая крыша или на ней уже есть битум.

Итак, подготовка:

  1. Если бетонная плита новая, то перед заливкой необходима стяжка крыши гаража бетоном. Это делается для того, чтобы в неровностях в последствии не собиралась влага от конденсата и прочая жидкость. От качества стяжки зависит срок службы покрытия, имейте это в виду.
  2. В случае, когда на плите уже есть старое покрытие, необходимо демонтировать отвалившиеся куски, пузыри нужно разрезать в форме конверта, уголки раздвинуть в стороны и полностью удалить из пустот влагу.
  3. Если есть в крыше трещины, их нужно расчистить и развернуть. Устранение течи крыши гаража требует внимательно осмотреть каждый сантиметр покрытия.

Герметизация крыши гаража

Наша крыша готова к смачиванию грунтовочным слоем.

Начинаем первый этап работ:

  1. Нам понадобится рубероид из расчета два слоя подкладочных и один финальный. Он отличается слоем засыпки, которая препятствует разрушению материала от внешних воздействий.

Совет: при расчете площади учитывайте, что рубероид нужно будет загнуть за края крыши, и стелится он с нахлестом 15 см.

  1. Ставим на костер битум. Стандартная площадь крыши гаража на две плиты перекрытия составляет примерно 30 метров квадратных. Для такой крыши вполне достаточно двух ведер битума.
  2. Пока битум плавится, очень тщательно подметаем поверхность от мусора и пыли.
  3. Первый слой готовим грунтовочный. Делается он так: в бензин (76-й) медленно вливаем расплавленный битум, тщательно перемешивая. Если лить бензин в битум, то есть риск воспламенения, делать этого не нужно. Соотношение бензин/битум для грунтовочного слоя примерно 70/30. Довольно жидкая субстанция, то, что нам нужно.
  4. Проливаем этой грунтовкой всю поверхность крыши и даем впитаться и подсохнуть. Особенно тщательно заливаем в трещины, стыки, под старое покрытие.
  5. Готовим второй слой – мастику. Делаем то же самое, только соотношение бензин/битум выдерживаем примерно 30/70. Получится густая субстанция, которую наносим ровным слоем не более 5 мм, выравнивая все неровности.

Совет: если слой мастики будет более 5 мм, материал может разорвать зимой от мороза.

Теперь можно стелить рубероид. Кроем крышу гаража. Для этого нам понадобится горелка, но не газовая, а бензиновая или керосиновая.

Заливаем в нее бензин, накачиваем нужное давление и приступаем:

  1. Начинаем с самого низкого участка и стелем первый слой. Не забудьте оставить запас материала, чтобы завернуть рубероид под крышу.

Прогреваем равномерно рубероид и в меньшей степени битум. Не нужно перегревать, обычно материал готов к приклеиванию, когда начинает ярко блестеть.

Особое внимание уделяем плотности приклеивания, не должно остаться завоздушин и складок. Притаптываем каждый сантиметр качественно.

  1. Также застилаем поверхность всей крыши, укладывая материал внахлест 15 см. Можно дополнительно промазывать стыки битумом, хотя это и не обязательно. Промазываем поверхность грунтовочным составом.
  2. Теперь кладем второй слой рубероида. Делаем это перпендикулярно первому слою, опять же тщательно притаптывая материал. Снова промазываем поверхность грунтом.
  3. Теперь стелим третий, финальный слой покрытия. Рубероид берем для этого со слоем присыпки для защиты от атмосферных воздействий. Стелим его перпендикулярно предыдущему. Края также прогреваем, заворачиваем и прижимаем. Фиксируем чем-нибудь наподобие шиферных гвоздей.

Такая конструкция прослужит не менее 15 лет без . На рынке сейчас существуют заменители рубероида, такие как рубемаст, бикрост, в общем то, что в народе называют еврорубероидом.

Если Вы зададитесь вопросом, как покрыть крышу гаража бикростом или рубемастом, то технология такая же, как и в случае использования рубероида. Эти материалы имеют в основе стеклохолст, а значит прочнее и долговечнее рубероида. Крыша из них прослужит не менее 20 лет.

Крыша из деревянного бруса

Односкатная крыша

Каркас такой крыши состоит из деревянных стропил и обрешетки. В качестве стропил иногда используют металлический профиль, но это экономически не целесообразно, поскольку сильно усложняет процесс монтажа.

Может быть односкатная (рис выше), это самый простой вариант, и двускатная, что практичнее в плане организации под крышей дополнительного чердачного помещения, где можно хранить садовый инструмент, стройматериалы и пр.

Давайте рассмотрим, как крыть крышу гаража профильным материалом:

  1. Для обрешетки подойдет брус 50х50, или более, в зависимости от угла наклона крыши и используемого материала, либо доска 150х25 мм. Для стропил берем доску не менее 150х40 мм.

Совет: если угол наклона крыши маленький (15-30 градусов), рекомендуем использовать в качестве стропил брус 150х60 мм, устанавливая его «вертикально» (рис выше), или металлический кровельный профиль. Давление снега зимой может быль огромным.

  1. Строим систему стропил и обрешетки. Кстати, если Вас устроит не капитальный гараж, то деревянный каркас можно использовать и для стен гаража с последующим оббитием его таким же профилем.
  2. Чем лучше крыть крышу гаража выбирать вам. Можно остановиться на шифере, стальном оцинкованном листе, профнастиле. Мы рекомендуем профнастил, поскольку он выигрывает по отношению к другим материалам и простотой монтажа, и прочностью, и сроком эксплуатации. Его и рассмотрим.
  3. Перед покрытием крыши материалом ее необходимо покрыть утеплителем и пароизолятором. В качестве утеплителя можно взять минераловатные плиты. Их укладывают в несколько слоев (2-3) с нахлестом между стропилами. Зазоров не оставляют. В качестве пароизолятора можно использовать армированный полиэтилен. Стелим его под утеплитель внахлест сантиметров 10, шов для надежности проклеиваем липкой лентой.
  4. Теперь, когда в гараж не проникнет летний зной и зимняя стужа, монтируем профиль.

Профнастил

Заранее выбираем цвет и из бесконечного многообразия выпускаемого материала. Профиль бывает ламинированным, что придает ему не только дополнительную прочность, но и шикарный внешний вид.

Профиль выравниваем по нижнему краю крыши, который делаем с припуском около 20 см. Если на верху крыши возникают неровности по профилю, они легко скрываются коньком.

Как видите, вопрос, как правильно крыть крышу гаража, не такой уж сложный. Немного терпения плюс друг в помощь и крыша будет возведена быстро и качественно.