Анатолий Николаевич Березовой

(11.04.1942, пос. Энем, Республика Адыгея)

Герой Советского Союза, вице-президент Федерации космонавтики России, почетный гражданин Кавказского района

Кубань гордится именами выдающихся исследователей космоса. Это и Н. Г. Чернышев, и Ю. В. Кондратюк, и Г. Я. Бахчиванджи. В одном ряду с ними – имя летчика-космонавта Анатолия Николаевича Березового.

В начале 1960-х гг. Березовой работал на заводе. Полет Юрия Гагарина перевернул всю его судьбу. Он решает стать космонавтом.

Путь к мечте занял 12 лет. И вот – первый в мире длительный космический полет, который продолжался 211 дней! Экипаж корабля под руководством Березового выполнял астрофизические, медицинские и биологические исследования, изучал поверхность Земли, усовершенствовал работу аппаратуры орбитальных станций. Члены экипажа выходили в открытый космос – ремонтировали внешнюю поверхность станции, выводили на орбиту искусственные спутники.

А на земле Анатолий Николаевич готовил космонавтов к полетам, создавал службу космических спасателей.

Сегодня Анатолий Николаевич Березовой – полковник в отставке. Живет в Звёздном городке под Москвой. Он ведет большую общественную работу, сотрудничает с учеными института мониторинга земель и косистем, работает над сохранением кубанских черноземов, часто бывает у нас на Кубани.

Аким Дмитриевич Бигдай

(3.09.1855 – 17.11.1909)

В истории кубанской культуры Аким Дмитриевич Бигдай – личность замечательная, редкостная, необыкновенная. Он родился в станице Ивановской, в семье дьячка местной церкви. Получив юридическое образование в Одессе, возвратился на Кубань, где с 26 июля 1888 года он был мировым судьёй в Екатеринодаре.

Много сил и энергии А. Д. Бигдай отдавал делам общественным: был членом екатеринодарской городской думы, председателем благотворительного общества, директором попечительного комитета по тюрьмам, учредителем исправительного приюта, собирал средства в пользу голодающих. Помимо этого, работал в Кубанском экономическом обществе и в областном статистическом комитете. Был избран председателем екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Одним словом, не было такого общественного дела, на которое бы активно не откликнулся этот человек.

Аким Дмитриевич всей душой любил музыку, хотя не получил специального музыкального образования, играл и на скрипке, и на фортепиано. Им написано несколько музыкальных произведений, в том числе и музыка к пьесе кубанского писателя, атамана Черноморского казачьего войска Я. Г. Кухаренко «Черноморский побыт».

И всё же главным в его жизни было собирание и популяризация народных песен Кубани. Аким Дмитриевич начал записывать услышанные старинные мотивы, собирать песенные тексты с молодости. Привлекал к записи песен своих многочисленных родственников, друзей, знакомых и даже первых встречных на улице, кто помнил дедовские напевы. И люди охотно отзывались на его просьбы. Он исколесил всю Кубань, встречался с десятками исполнителей, слушал хоровые коллективы, записывал свадебные песни. В издаваемых сборниках песни классифицировались по жанрам: военно-походные, бытовые, острожные и т. д.

Беспощадное время предало забвению добрые дела Акима Дмитриевича Бигдая, совершенные им во имя блага кубанцев, но остался один вечный памятник ему – сборник «Песни кубанских и терских казаков». Этот уникальный труд, завещанный грядущим поколениям, продолжает служить людям.

В 1992 и 1995 годах были изданы два тома «Песен кубанских казаков» А. Д. Бигдая под редакцией В. Г. Захарченко – художественного руководителя Кубанского академического казачьего хора. Песни эти живут теперь в репертуаре хора.

Антон Андреевич Головатый

(1732 или 1744, Полтавская губерния – 28.01.1797, Персия)

Вся история казачества Кубани до конца XVIII века неразрывно связана с именем войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это незаурядная, одаренная, самобытная личность.

Антон Головатый родился в местечке Новые Санджары Полтавской губернии в 1732 году (по другим источникам, в 1744 году) в богатой малороссийской семье. Учился в Киевской духовной академии, но мечтая о ратных подвигах, подался в Запорожскую Сечь. За храбрость, грамотность и живой ум молодого казака запорожцы окрестили его «Головатым».

Будучи человеком весёлым, остроумным, Головатый служил легко, быстро продвигаясь по службе – от простого казака до куренного атамана. За свои воинские подвиги был награждён орденами и благодарственными письмами от Екатерины II.

Но главная заслуга его в том, что делегация черноморских казаков добилась подписания 30 июня 1792 года манифеста о наделении черноморцев землей на Тамани и Кубани.

Антон Головатый обладал врождённым дипломатическим талантом, который ярко сказался и в его административно-гражданской деятельности. После переселения на Кубань, исполняя обязанности кошевого атамана, Антон Андреевич руководил строительством дорог, мостов, почтовых станций. С целью лучшего управления войском ввёл «Порядок общей пользы» – закон, устанавливающий в войске бессменную власть богатой верхушки. Размежевал куренные селения, разделил Черноморию на пять округов, укрепил границу.

Головатый занимался и дипломатическими переговорами с закубанскими черкесскими князьями, изъявлявшими желание принять российское подданство.

26 февраля 1796 года Антон Головатый возглавил тысячный отряд казаков и вступил с ними в «Персидский поход», но неожиданно заболел лихорадкой и 28 января 1797 года умер.

Имя Антона Головатого и сегодня помнят на Кубани.

Евгения Андреевна Жигуленко

(1920 – 1994)

Командир звена 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка

(325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.

Евгения Андреевна Жигуленко родилась 1 декабря 1920 г. в Краснодаре в семье рабочего. Окончила среднюю школу в г. Тихорецке Краснодарского края, училась в дирижаблестроительном институте (в дальнейшем Московский авиационно-технологический институт).

Е. А. Жигуленко окончила школу лётчиков при московском аэроклубе. В Красной Армии она находилась с октября 1941 года. В 1942-м окончила курсы штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсы усовершенствования лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года.

Евгения Жигуленко, командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, к ноябрю 1944 года совершила 773 ночных боевых вылета, нанесла противнику большой урон в живой силе и технике.

Ещё школьницей Женя решила закончить за год два класса. Все лето провела за учебниками и успешно сдала экзамены. Из седьмого класса – сразу в девятый! В десятом классе написала заявление с просьбой зачислить её слушательницей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Ей ответили, что женщин в академию не принимают.

Другая бы успокоилась и стала искать себе иное занятие. Но не такой была Женя Жигуленко. Она пишет горячее, взволнованное письмо наркому обороны. И получает ответ, что вопрос о её приёме в академию будет рассмотрен, если она получит среднее авиационно-техническое образование.

Женя поступает в московский дирижаблестроительный институт, и одновременно заканчивает Центральный аэроклуб им. В. П. Чкалова.

В начале войны Евгения Андреевна предпринимает настойчивые попытки попасть на фронт, и её усилия увенчались успехом. Она начинает службу в полку, ставшем впоследствии Таманским гвардейским краснознамённым ордена Суворова авиационным полком ночных бомбардировщиков. Три года провела отважная лётчица на фронте. За её плечами 968 боевых вылетов, после которых горели вражеские склады, автоколонны, аэродромные сооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгении Андреевне Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Она награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной звезды.

После войны Евгения Жигуленко ещё десять лет отдала службе в Советской Армии, закончила Военно-политическую академию, затем работала в учреждениях культуры Кубани. Многогранность натуры Евгении Андреевны проявилась в том, что она освоила ещё одну профессию – кинорежиссёра. Первый её полнометражный фильм «В небе “ночные ведьмы”» посвящен подругам-лётчицам и штурманам прославленного полка.

Виктор Гаврилович Захарченко

Я буду счастлив, если мои песни будут жить в народе. (В. Г. Захарченко).

Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, Герой труда Кубани, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и Всероссийского музыкального общества.

Отца будущий композитор потерял рано, он погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны. Па­мять о матери, Наталье Алексеевне, осталась в запахе хлеба, который она пекла, во вкусе ее самодельных кон­фет. В семье было шестеро детей. Мама всегда работа­ла, а работая, обычно пела. Эти песни так естественно входили в детскую жизнь, что со временем стали духов­ной потребностью. Мальчик заслушивался свадебными хороводами, игрой местных гармонистов-виртуозов.

В 1956 году Виктор Гаврилович поступил в Красно­дарское музыкально-педагогическое училище. Окончив его, стал студентом Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки на факультете хорово­го дирижирования. Уже на 3-м курсе В. Г. Захарченко пригласили на высокую должность - главного дириже­ра Государственного Сибирского народного хора. По­следующие 10 лет работы на этом посту - целая эпоха в становлении будущего мастера.

1974 год - переломный в судьбе В. Г. Захарченко. Талантливый музыкант и организатор становится худо­жественным руководителем Государственного Кубан­ского казачьего хора. Началась счастливая и вдохно­венная пора творческого подъема коллектива, поиск его самобытного кубанского репертуара, создание научно-методической и концертно-организационной базы. В. Г. Захарченко - создатель Цент­ра народной культуры Кубани, детской школы искусств при Кубанском казачьем хоре. Но главное его детище - Государс­твенный Кубанский казачий хор. Хор достиг ошеломляющего ре­зультата на многих площадках мира: в Авс­тралии, Югославии, Франции, Греции, Чехословакии, Америке, Японии. Дважды, в 1975 и 1984 годах, он побеждал на Всероссийских конкурсах Государственных русских народных хоров. А в 1994 году получил высшее звание - академи­ческий, был удостоен двух Государственных премий: России - им. М. И. Глинки и Украины -им. Т. Г Шевченко.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности народной жизни, гражданской от­ветственности за судьбу страны - вот главная линия композиторского творчества Виктора За­харченко.

В последние годы он расширяет свой музыкальный и тематический диапазон, идейную и нравственную направленность творчества. По-другому зазвучали строки стихов Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали уже тес­ными. Создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились поэмы «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова), «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатова), новые редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина).

Названия его произведений говорят сами за себя - «Набат» (на стихи В. Латынина), «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева), «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова).

В. Г. Захарченко возродил традиции Кубанского войскового певческого хора, основанного в 1811 году, включив в свой репертуар, кроме народных и авторских песен, православные ду­ховные песнопения. По благословению патриарха Московского и всея Руси Государственный Кубанский казачий хор принимает участие в церковных богослужениях. В России это един­ственный коллектив, который удостоен столь высокой чести.

Виктор Гаврилович Захарченко - профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведет обширную научно – исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч народных песен и традиционных обрядов – историческое наследие кубанской станицы; изданы сборники песен кубанских казаков; сотни обработок и народных песен записаны на грампластинки, компакт-диски, видеофильмы.

Фёдор Акимович Коваленко

В историю нашего края Фёдор Акимович Коваленко вошёл как коллекционер и меценат, создатель картинной галереи, ныне художественного музея.

Он родился 16 мая 1866 года на Полтавщине в многодетной семье. Окончив местное училище и не имея возможности продолжить образование, в 1881 году с отцом и братьями переехал в Екатеринодар, где устроился на работу в бакалейный магазин.

На скудные заработки Фёдор Акимович Коваленко покупал недорогие картины, этюды, старинные вещи, монеты и постепенно создавал интересную коллекцию. Он признавался, что «на покупку картин утрачивал все свои средства». Уже в 1890 году Фёдор Акимович устроил первую выставку.

Спустя 10 лет Фёдор Акимович подарил свою коллекцию городу. А уже в 1907 году город арендовал под картинную галерею красивый двухэтажный особняк инженера путей сообщения Шарданова.

С 1905 года Фёдор Акимович ежегодно, весной и осенью, организовывал выставки картин русских и украинских художников. В 1909 году создал художественный кружок, почётным президентом которого был избран И. Е. Репин.

В 1911 году, благодаря активному участию Фёдора Акимовича, при поддержке и помощи Репина, в Екатеринодаре открылось художественное училище, а в 1912 году – художественный магазин, назначением которого было «проводить в массу художественный вкус».

Торговые дела у Коваленко шли плохо, приходилось постоянно конфликтовать с городской думой. Это требовало много сил и здоровья. В 1919 году сыпной тиф унёс из жизни кубанского Третьякова.

В 1993 году Краснодарскому краевому художественному музею было присвоено имя Ф. А. Коваленко.

Супруги Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан

Супруги Кирлиан – ученые с мировым именем – уроженцы Кубани.

Долгие годы они жили и трудились в Краснодаре. Семен Давидович родился в Екатеринодаре 20 февраля 1898 года в многодетной армянской семье. Мальчик обладал абсолютной музыкальной памятью и слухом, мечтал стать пианистом, но начавшаяся первая мировая война прервала его учебу. 19-летний юноша был отправлен в Тифлис. В декабре 1917-го вернулся на Кубань и поступил электриком-водопроводчиком на завод И. А. Ярового.

В эту пору на жизненном пути С. Д. Кирлиана встретилась красивая девушка – дочь священника станицы Новотитаровской Хрисанфа Лукича Лотоцкого Валентина (родилась она 26 января 1901 года). В 1911 году Валентину Лотоцкую, десяти лет от роду, отвезли в Екатеринодар и устроили в Епархиальное женское училище. Окончила училище в 1917 году. Освоила профессию машинистки. Тогда и встретила Семена Кирлиана.

В. Х. Кирлиан занималась педагогикой и журналистикой, С. Д. Кирлиан – электромеханикой. Мастерскую на улице Карасунской, где он работал, хорошо знали горожане: там можно было быстро, добротно и за бесценок отремонтировать с годовой гарантией любой электронагревательный прибор.

Неугомонный изобретатель в 1941 году предлагает электроэкран, используемый в душевых для обработки и обезвреживания людей, пораженных отравляющими газами. В годы войны им были сделаны и другие рационализаторские предложения. После освобождения Краснодара Кирлиан активно участвует в восстановлении машинного оборудования на заводах.

В послевоенные годы Семен Давыдович изобретает новый способ получения изображения объектов живой и неживой природы с помощью разряда, то есть без применения фотоаппарата.

Были получены первые уникальные снимки объектов неживой и живой природы с использованием «токов высокой частоты». Затем в содружестве с женой Валентиной Хрисанфовной начались удачные усовершенствования, оригинальные научные опыты. Только тщательно проверив и экспериментально доказав на тысячах снимках реальность разрабатываемого ими способа, супруги Кирлиан решили оформить его юридически.

2 августа 1949 года, в 16 часов 30 минут, был нотариально заверен первый снимок, полученный экспериментаторами. 5 сентября способ был заявлен и оформлено авторское свидетельство.

Супруги Кирлиан являются редкими самородками: они создали оригинальную методику получения изображения с помощью разряда в газе, который сейчас находит применение в промышленности, в биологии и медицине – это новый способ диагностики и контроля. А также совершили редкое открытие, предложив механизм газового питания растений.

Об «эффекте Кирлиан» узнал весь ученый мир нашей планеты. Краснодар, где жили и работали исследователи, привлек внимание не только отечественных научных учреждений, но и многих зарубежных институтов, лабораторий и исследовательских центров. Супруги вели обширную деловую переписку со 130 городами мира.

Елизавета Юрьевна

Кузьмина-Караваева

(мать Мария)

1891 – 1945

Поэт, философ, публицист, общественно-религиозный деятель

С детства Лиза жила с родителями в Анапе, увлекалась стихами Лермонтова, Бальмонта. Сама писала блестящие сочинения на гимназические темы, выдумывала различные рассказы для своих сверстников. Это были её первые творческие пробы, по-детски непосредственные и наивные, но и они уже свидетельствовали о её незаурядных способностях.

После неожиданной смерти отца, мать переехала с дочерью в Петербург, к своей сестре.

По окончании частной гимназии Елизавета училась на философском отделении бестужевских курсов. В 1910 году вышла замуж за Д. В. Кузьмина-Караваева. Входила в «Цех поэтов», который в 1912 году издал её первую книгу стихов «Скифские черепки». В книге отразились детские впечатления поэта, наблюдения за археологическими раскопками крымских курганов.

Елизавета Юрьевна дружила с Ахматовой и Городецким, гостила в Коктебеле у Волошина. Длительное время находилась под влиянием поэзии и личности Александра Блока. Многие годы они состояли в переписке…

Кузьмина-Караваева была первой женщиной, заочно изучавшей богословие в Петербургской Духовной академии.

В 1923 году Кузьмина-Караваева переехала жить в Париж. Под псевдонимом Юрий Данилов опубликовала автобиографический роман о годах революции и Гражданской войны «Равнина русская: хроника наших дней». В 1929 году в Париже вышел ряд её книг: «Достоевский и современность», «Миросозерцание Вл. Соловьева», «Хомяков».

Назначенная разъездным секретарем Русского студенческого христианского движения, Елизавета Юрьевна с 1930 года вела миссионерскую и просветительскую деятельность среди русских эмигрантов в разных городах Франции.

В 1932 году она стала монахиней, приняв при постриге имя Мария – в честь Марии Египетской. Своё монашеское призвание видела в деятельной любви к ближним, прежде всего в помощи бедным. В середине 30-х годов мать Мария основала в Париже центр социальной помощи – братство «Православное дело», ставшее местом встречи многих писателей и философов. На улице Лурмель в Париже ею была оборудована церковь, в устройство которой мать Мария вложила свои художественно-декоративные, живописные и рукодельные способности: выполняла роспись стен и стекол, вышивала гладью панно.

После оккупации Парижа сотни евреев обращались к матери Марии за помощью и убежищем. Им выдавали документы, свидетельства о принадлежности к православному приходу на улице Лурмель, их укрывали. Во время массового еврейского погрома 1942 года, когда тысячи евреев, включая детей, были загнаны на стадион, Кузьмина-Караваева пробралась туда и спасла нескольких детей.

9 февраля 1942 года мать Марию арестовали за укрывательство евреев и отправили в концлагерь Равенсбрюк. Именно в этом лагере в газовой камере погибла мать Мария.

Задолго до гибели, ещё 31 августа 1934 года, она оставила в записной книжке запись: «…есть два способа жить. Совершенно законно и почтенно ходить по суше – мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только верить. Мгновение безверия – и начинаешь тонуть». Не поддается сомнению то, что мать Мария придерживалась второго из названных «способов» жить, когда почти каждый день становится испытанием крепости веры, готовности безропотно нести тяжкий крест сострадания и святой, бескорыстной любви к ближнему. И это превратило её жизнь в настоящий подвиг.

Советское правительство признало заслуги матери Марии и посмертно наградило орденом Отечественной войны.

Канонизирована Константинопольским патриархом как преподобномученица в 2004 году.

Михаил Иванович Клепиков

(27.04.1927–26.03.1999)

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, депутат Верховного Совета СССР, заслуженный механизатор России, зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия

Все мы слышали крылатую фразу: «Кубань – житница России». Но высокие урожаи зависят не только от плодородия почвы, но и от людей, которые трудятся на земле.

Таким человеком был Михаил Иванович Клепиков. За доблестный труд на кубанских полях его уважали и ценили соотечественники, а зарубежные фермеры называли «свекловичным королем».

В 1943 году, сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, Михаил Клепиков, пятнадцатилетний подросток, впервые сел на трактор. В 19 лет он уже был бригадиром в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района. Его почин под девизом «Земля соседа – не чужая земля» был подхвачен всей страной.

Бригада Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Применяя новые технологии, Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника, свеклы.

Труд, самозабвенный и неустанный, на благо Кубани снискал ему заслуженное призвание. Главным делом жизни Михаила Ивановича Клепикова была забота о земле, бережное отношение к ней.

До конца дней Михаил Иванович оставался верным своему призванию.

Павел Пантелеймонович Лукьяненко

(1901-1973)

советский учёный-селекционер, академик АН СССР, академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда

Павел Пантелеймонович Лукьяненко родился 27 мая 1901 года в станице Ивановской Краснодарского края, в семье станичного атамана, потомственного казака Пантелеймона Тимофеевича Лукьяненко.

Детей своих Пантелеймон Тимофеевич воспитывал в труде, в строгости, в уважении к старшим, он старался дать сыновьям хорошее образование.

После окончания начальной школы Павел Лукьяненко поступил в Ивановское реальное училище, в 1918 году окончил его.

Интерес к сельскому хозяйству, к профессии селекционера определился у юноши еще в школьные годы и остался на всю жизнь. С юных лет он мечтал победить страшного врага пшеницы – грибную болезнь ржавчину, которая часто губила урожаи на богатой кубанской земле.

Осенью 1922 года, после демобилизации из Красной Армии, человек земли, выросший в станице – Павел Пантелеймонович Лукьяненко поступил в кубанский сельскохозяйственный институт, прошел практику на опытных полях «Круглика».

В 1926 году Павел Пантелеймонович получил диплом агронома-полевода, и начал работать на опытной сельскохозяйственной станции (ныне Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).

Молодой селекционер много читал, изучал и размышлял о драгоценном злаке, о «красном хлебе», как его называли в народе, – о пшенице.

Нет в мире другого селекционера, который бы подарил человечеству столько прекрасных сортов пшеницы. Павлом Пантелеймоновичем Лукьяненко создано 43 сорта.

П. П. Лукьяненко разработал научную программу селекции ржавчино-устойчивых сортов, обладающих продуктивным колосом, с высокими технологическими качествами.

Его вклад в развитие сельскохозяйственной селекционной науки высоко оценен как на Родине, так и за рубежом. Павел Пантелеймонович Лукьяненко был почетным членом иностранных академий наук: Болгарии, Венгрии, Германии, Швеции. Он лауреат Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями.

Дело учёного живёт в золотом пшеничном колосе, и продолжено благодарными учениками – большим коллективом селекционеров Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства имени П. П. Лукьяненко.

Константин Николаевич Образцов

Все мы знаем слова гимна Краснодарского края. Автор этого шедевра – походный священник 1-го Кавказского полка Константин Оборазцов. Песня написана вдохновенно, залпом, видимо, в час затишья, перед боем, и посвящена казакам «в память боевой их славы». Константину Образцову принадлежат еще несколько казачьих песен, посвященных казакам его полка.

Константин Образцов родился 28 июня 1877 года на Волге, в городе Ржеве Тверской губернии, где отец его Н. Д. Образцов, служил на Рыбинско - Бологоевской железной дороге. Дед Образцова был священником, да и родной его отец учился в духовной семинарии.

В 1882 году Н. Д. Образцов с семьей переехал на Кавказ, в Тифлис. Здесь от простуды скончалась матушка и дети остались без присмотра и заботы. Отец женился вторично на грузинке Ефросинии Мерабовне Цкитишвили. Эта женщина оказала на маленького Константина огромное влияние, способствуя пробуждению и воспитанию в ребенке религиозного чувства.

После окончания городского училища К. Образцов поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Преподаватели смогли разглядеть и оценить незаурядные дарования подростка. Помогли ему усовершенствовать литературный стиль. В 1902 году К. Образцов женился. И женитьба как бы дала ему «второе зрение», укрепила нравственную основу, освободила от гнетущего чувства одиночества. Тогда же в нем созрела давняя мечта посвятить себя служению церкви. Жена поддержала этот его порыв. Константин расстался с университетом и 13 июня 1904 года принял духовный сан.

В 1909 году К. Образцов занял место приходского настоятеля в казачьей станице Слепцовской. Следующий, 1910 год оказался для него годом тяжкого горя: отец К. Образцов одновременно потерял двух своих детей.

В 1912 году священник К. Образцов перешел в военное ведомство и получил новое назначение в 1-й Кавказский полк Кубанского казачьего войска. Однако, находясь на военной службе, Константин Образцов не прерывал своей литературной работы. Он публикует новые стихи в духовных журналах и газетах «Русский паломник», «Странник», «Кормчий», «Утешение и наставление в православной вере христианской», «Почаевский листок» и других.

18 октября 1914 года Турция объявила войну России. Так начался бесконечный боевой поход 1-го Кавказского полка по полудикой, гористой местности, поход, полный невзгод и лишений, мук и потерь. Отец Константин наравне с казаками терпел все трудности переходов, беды боевой и бивуачной жизни, ютясь то в палатке, то в землянке, наскоро вырытой. Отец Константин напутствовал смертельно раненных, дивясь мужеству казачьему. Стихотворения К. Образцова, как и его песни, проникнуты большой любовью к Отчизне, к родному дому, воспевают доблесть и бесстрашие русского воина. Именно к таким стихам относятся произведения «Находка», «Мировая битва», «Отцовский привет кубанцу» - в память взятия Эрзерума. Когда эта радостная весть пришла в станицы –

В 1916 году, в день Святой Пасхи, выпавшей на 10 апреля, отец Константин Образцов в стихотворении «В день победы» пророчески говорил:

Трагична судьба К. Образцова: по одной из версий в 1917 году большевики убили его в Тифлисе. По другой, он скончался в Екатеринодаре, в доме полковницы М. И. Камянской от сыпного тифа. Но как бы то ни было, Константин Образцов с нами, в нашей памяти, душа его – в удивительной песне «Ты, Кубань, ты – наша Родина». Она стала народной. Облетела все станицы. Вошла в душу каждого человека. Обрела свое бессмертие. По сообщению старожилов, музыку написал композитор и дирижер Войскового симфонического оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но, возможно, – музыку сочинил народ. Эта песня-плач, песня-исповедь, песня-молитва стала гимном Кубанского края. И жить этому гимну вечно, как стоять и жить вечно могучей Кубани.

Единый всекубанский классный час 01.09.2016

«Имя Кубани»

Возраст участников мероприятия – 10-11 лет.

Цель: через знакомство со страницами истории и выдающимися людьми Краснодарского края формировать у подростков устойчивый интерес к изучению истории родной земли, чувство гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу малой родины.

    познакомить со сведениями о жизни и деятельности замечательных людей Краснодарского края;

    прививать интерес к проектной деятельности, создавая условия для самостоятельной работы обучающихся;

    формировать чувство сопричастности к истории малой родины, земляков.

Предполагаемые результаты:

    приобретение новых знаний,

    формирование навыка совместной работы в группах,

    формирование навыка в проектной деятельности.

Оборудование:

компьютер, символы Краснодарского края (флаг, герб), мультимедийный проектор, выход в интернет, экран, магнитофон, демонстрационный печатный материал.

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальный проект, подготовленный по предварительному заданию, блиц-опрос, подготовленные учащимися сообщения по теме, групповая работа.

Структура мероприятия:

    Организационный этап. Слово учителя.

    Актуализация знаний:

    Знакомство с новым материалом:

    презентации учащихся,

    сообщения учащихся,

    эвристическая беседа.

    Коллективный проект.

Ход мероприятия

Шумит пшеница на Кубани

Среди натруженных полей,

И тает в желтом океане

Зеленый парус тополей.

(Иван Федорович Варавва)

    Организационный этап. Приветственное слово учителя.

Как вы считаете ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Что в представлении автора «желтый океан» и «зеленый парус тополей»?

(Ребята высказывают свое мнение)

Имя Ивана Федоровича Вараввы известно нам всем, но давайте сейчас немного вспомним о жизни и творчестве этого Кубанского поэта.

(Ученица выступает с краткой презентацией о И.Ф.Варавва)

Ученица:

Кубанский поэт, лауреат литературных премий, почетный гражданин Краснодара.
Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в хуторе Новобатайском С Ростовской области в семье переселенцев с Кубани. С 1932 г. жил в Краснодарском крае. Награжден орденами Отечественной войны II и I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу» , «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы» , «За взятие Берлина» , медалью «Герой труда Кубани» Умер Иван Федорович 13 апреля 2005 года в возрасте 80 лет.

(Слайд №)

Учитель: Наша малая родина славиться не только талантливыми поэтами и мастерами, но и отважными воинами, трудолюбивыми работниками и знаменитыми спортсменами. Совсем недавно наши земляки прославили нашу родину на Олимпиаде в Рио. Давайте послушаем.

Ученик:

Всего же на Олимпиаде в Рио выступали 25 спортсменов, так или иначе представляющих кубанский спорт . Кубанские спортсмены завоевали 11 наград, из них восемь золотых медалей, одна серебряная и две бронзовые.

Беслан Мудранов, выйграл первое Российское золото в Рио. Российский дзюдоист и самбист. Олимпийский чемпион, призёр чемпионатов мира, чемпион Европы и России по дзюдо. Выступает в легчайшей весовой категории.

Еле́на Серге́евна Веснина́ российская профессиональнаятеннисистка, заслуженный мастер спорта. На Олимпиаде в Рио в паре с Екатериной Макаровой обыграла в финале швейцарскую пару Хингис - Бачински, тем самым впервые завоевав олимпийские медали для России в парных турнирах.

(Слайд №)

Учитель: Всемирную известность имеет и всеми любимый Кубанский Казачий хор, художественным руководителям которого является Виктор Захарченко.

Ученица: Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. В середине девяностых произошло страшное несчастье. Виктор Захарченко попал в аварию. Жизнь висела на волоске. Текли месяцы и месяцы сущего мученичества. Излечение шло тяжело, страдания были запредельны. Другой на месте Захарченко давно, что называется, загнулся бы. Но Захарченко, как Феникс, восстаёт из пепла. Восстаёт преображённым, духовно просветлённым, всем сердцем обращенным к Богу. Жизнь и Истина воссияли перед ним первозданным светом. Свершилось чудо. Будто некая мистическая преграда пала - и хлынул мощнейший водопад, песенное наводнение, поток, сметающий всё на своем пути. Словно Кто-то водит рукой композитора - песня рождается за песней. Ни одной неудачи! Шедевр за шедевром. Взрывные мелодии, потрясающие музыкальные идеи, бьющее ключом вдохновение!

(Видео клип выступления Кубанского Казачьего хора)

Учитель: Сегодня мы попытались создать портрет Кубани в именах известных людей. В нем перекликаются история и современность, прошлое, которым мы гордимся, и настоящее, которые мы с вами создаем. И именно от нас зависит – каким будет наш прекрасный край завтра. Имя каждого из нас может прославить родной дом, родную улицу, станицу и даже весь Краснодарский край. Ведь ваш сегодняшний труд – хорошая учеба, помощь близким и нуждающимся людям, активность в спорте, крепкая дружба - это вклад в будущее Краснодарского края.

Как вы думаете, нужно ли нам знать имена Кубани? (мнение детей).

Коллективный проект

Изготовление символа Кубани – подсолнух (каждый ребенок в центре подсолнуха пишет свое имя, собирается единое поле из подсолнухов – имена Кубани).

Используемые интернет-ресурсы

http://twelizabery.tumblr.com/post/81440320127/

http://www.krasnodar.ru/content/7/show/27676/

https://www.google.ru/search?q

http://matchtv.ru/rio2016/matchtvnews_NI657886_Rio_2016_Kubanskije_olimpijcy_poluchat_denezhnyje_premii_iz_krajevogo_budzheta

https://www.google.ru/imgres?imgurl=https://img.championat.com/news/big/r/a/beslan-mudranov_14353059752068424018.jpg&imgrefurl=http://www.cham

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Презентация на тему: Единый Всекубанский классный час по теме: «Имя Кубани»



















1 из 18

Презентация на тему: Единый Всекубанский классный час по теме: «Имя Кубани»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Цель классного часа: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, героев современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников. Познакомить учащихся с творчеством Кубанского поэта Ивана Варавва.

№ слайда 3

Описание слайда:

Учитель: Ребята! Сегодня у нас радостный праздник – первый школьный день. С праздником Вас! С Днем Знаний! Этот праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Прошли веселые каникулы, и мы собрались в нашем классе. За лето вы отдохнули, подросли, окрепли и готовы к новому учебному году. Каждый год 1 сентября миллионы мальчишек и девчонок в разных уголках нашей страны идут в школу, начиная и продолжая путь в страну знаний. На Кубани более 1000 школ. В них обучаются более полумиллиона ребят. Сегодня по всему нашему краю, для всех учеников будет проведен первый урок – урок гражданственности и патриотизма: «Имя Кубани». Ученик читает стихотворение И. Варавва

№ слайда 4

Описание слайда:

Кубань - наш общий дом Люблю тебя, мой солнечный простор, Мое неповторимое сказанье: Размашистые станы синих гор, Седая даль желтеющей Кубани. Под камышовой крышей вырос я, Собрав пути ушедших поколений. И нет мне в жизни этой забытья От дум твоих, от песен и волнений. И. Варавва

№ слайда 5

Описание слайда:

Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Наш край особенный, и имя ему - Кубань. У каждого на свете есть, наверно, любимый уголок земли. Любимый уголок земли называют малой родиной. Родина – это место, где я родился, живу, росту, становлюсь гражданином своей страны. Родина – это история моего народа, с которым связана и история моей семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание, мировоззрение. Любовь к Родине – та же любовь к дому, улице, району, только чуть шире.

№ слайда 6

Описание слайда:

Много талантливых и знаменитых людей взрастила Кубань. Одни пишут стихи, прославляя наш край, другие трудятся в поле и в садах, собирая невиданные урожаи, третьи строят красивые архитектурные сооружения, украшая наши города, а кто-то приносит славу нашему краю, собрав всю волю, все силы, чтобы победить в упорной борьбе. Просмотр слайдов «Имена Кубани»

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

У каждого человека, а у поэта особенно, есть на карте своя обетованная земля, свой единственный, неповторимый, заповедный край - главный родник творческого вдохновения. Такой землей и источником вдохновения для Ивана Федоровича Вараввы стала Кубань. Потомок старинного казачьего рода. Родился поэт 5 февраля 1925 года в слобо де Ракова, (ныне город Новобатайск) Самарского района Ростовской облас ти. Деда его, отказавшегося вступить в колхоз, раскулачили и сослали на Север. Отец Ивана ушел на заработки в го род, а мать, забрав двух малолетних ребят, вернулась на Кубань в станицу Кущевскую. В 1932 году семья переехала в станицу Староминскую. Здесь, на берегу тихой, степенной речки Сошки прошли детство и юность будущего поэта. Здесь он начал писать первые стихи. Как и многие сверстники, был Иван романтиком, мечтателем. Но грянула война. На германскую агрессию страна ответила всенародным сопротивлением. Не остался в стороне и юный Варавва. Он рвался на фронт. Но лишь в 1942 году, когда передовая приблизилась к Кубани, вражеские самолеты летали над станицей, слышался гул артиллерийских орудий, семнадцатилетнего паренька - добровольца зачислили красноармейцем. Он прошел трудный путь от первой отбитой у гитлеровцев на Тамани станицы, до Берлина. Бои, походы и переходы, ранение, контузия, гибель друзей... Много испытаний выпало на долю молодого солдата. При прорыве «Голубой линии» был тяжело ранен. После выздо ровления освобождал Украину, Белоруссию, Польшу. Войну окончил в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и многими медалями.

№ слайда 11

Описание слайда:

Судьба сложилась так, что и после Победы сержант Варавва поступил в Литературный институт. После успешного окончания учебы в 1953 г. И. Варавва возвратился в станицу Староминскую. Вскоре его пригласили работать в отдел литературы и искусства краевой газеты "Советская Кубань", одновременно он с увлечением писал стихи. Центральные газеты и журналы охотно публиковали стихи И.Вараввы. Всю свою жизнь он записывал песни кубанских казаков, их яркие рассказы, воспоминания, веселые байки. То была питательная почва для его поэзии. Поэзия И.Вараввы светлая, мужественная и жизнеутверждающая. По своему содержанию она многопланова и многообразна. Герой поэта - труженик, мастер своего дела, человек, который выращивает хлеб, создает машины, штурмует науку. Задушевная лиричность в поэзии И.Вараввы перекликается с чувством высокой гражданственности и патриотизма. И. Варавва - автор многих песен, что поются по России и почитаются, как народные. Иван Федорович Варавва является автором более тридцати книг, изданных в Москве и на Кубани. Его произведения: стихи, баллады, песни, драмы - эмоциональные, лиричные, патриотичные, - очень полюбились читателям. Глубиной, самобытностью, исторической достоверностью и красочностью поэтической палитры И. Варавва внес в русскую поэзию свою особую живую струю, взлелеянную кубанскими мотивами. Более полувека на кубанской земле плодотворно трудился поэт, фольклорист, драматург и литературный переводчик Иван Фёдорович Варавва. Его творчество яркое и уникальное по достоинству оценено многими литературными премиями России и Кубани. Иван Фёдорович ушёл из жизни 13 апреля 2005 года. Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 18.01.2008 г. № 22р Краснодарской краевой юношеской библиотеке было присвоено имя поэта. . Композитор Илья Петрусенко и поэт Иван Варавва, 1999год

Классный час: Имя Кубани 2 класс

Цели :

Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;

Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;

Воспитание любви к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

Слайд №1

Вот и пролетело лето! Я очень рада видеть вас, мои дорогие дети и родители! Сегодня, 1 сентября, в школах нашего края пройдет единый урок: Имя Кубани.

Ребята, как называется край, в котором мы живем? Как его можно назвать иначе?

Слайд №2 Работа с картой.

Посмотрите на карту нашего края. Вот так выглядит наш край со спутника. На карте жёлтым и зелёным цветом обозначается суша, а вода - голубым. Так вот вы видите, что слева на карте очень много голубого цвета. Это два наших любимых моря. Может кто - то из вас знает на какое море вы ездили летом со своими родителями? (Чёрное и Азовское).

Расскажите, что вы видели на море? (Рассказы учащихся).

Слайд №3 Кубань - жемчужина и житница России.

Ребята, мы с вами можем гордиться не только морями и пляжами. Нашу Кубань называют жемчужиной России. Это значит, что в России Кубань выделяется своими достоинствами, является сокровищем, украшением России.

За окраинами городов, поселков есть поля. А что на них растёт?

Краснодарский край знаменит на всю Россию богатством своей земли, на которой выращивают (я буду вам называть, а вы загибайте пальцы): пшеницу, кукурузу, подсолнечник, свёклу, рис, виноград, арбузы, огурцы, лук, перец. Я вам окрою секрет: больше нигде в нашей стране столько овощей не выращивают! Вот какая богатая наша земля!

Высокие горы, степные просторы,

Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы -
Всё это родная…(Кубань)

Слайд №4

На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Но самые большие площади на кубанских полях занимает...(пшеница).

А знаете, как одним словом можно назвать пшеницу, рожь, ячмень - …(жито). Вот потому и называют нашу Кубань - житницей России.

Слайд №5 Кубань - песенная.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня - драгоценное богатство каждого народа.

Слайд №6,7,8,9 Кубань - мастеровая

Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало их в труде и в быту. Главным учителем при этом была кубанская природа. Она же давала и простейшие материалы - глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла. Какие вы знаете? (кузнечное дело, гончарное, плетение корзин, веников)

Слайд №10 Кубань - спортивная.

Летние Олимпийские игры 2016 — тридцать первые летние Олимпийские игры , проходившие с 5 по 21 августа в Рио-де-Жанейро , Бразилия . Спортсмены, связанные с Краснодарским краем, завоевали 11 наград на Олимпиаде в Рио (восемь золотых медалей, одну серебряную и две бронзовые)

Слайд № 11 Кубань - многонациональная

Кубанская природа, родные нам места.
Живёт здесь сто народов,
А может, больше ста.
Кубанец я, ты тоже.
Мы вместе, мы дружны.
Мы делать всё, что можем,
Для Родины должны!

На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов (рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-ры...)

Слайд № 12 Кубань - поэтическая»

Мы признаёмся в любви своей Родине, дарим ей добрые и светлые слова. Как тонко могут подметить и воспеть красоту нашей Кубани - поэты.

Проникновенные строки посвящают они родной земле.

Отчий край!

Вишнёвые рассветы,

Двух морей и неба синева.

Для тебя кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

Это стихотворение написал Кронид Обойщиков. А вот если вы прочитаете стихи других поэтов, мы сможем узнать фамилии и других поэтов Кубани.

Слайд №13

Какое слово появилось на экране?

Что обозначает это слово? (Главный город, столица нашего края)

Слайд № 14

А как главный город назывался раньше и почему? (Эту Кубанскую землю подарила казакам Екатерина II .

Для чего она сделала такой подарок? (чтобы казаки стойко защищали границу страны.)

Каждого из нас беспокоит судьба нашего большого дома - нашей России, и нашего малого дома - родной Кубани. Его благополучие, его будущее зависит от вас. Всё это - ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

Цель мероприятия:

  • Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности, воспитание любви к своей малой родине.

Задачи:

  • создать атмосферу праздничного дня, ввести в мир знаний, познакомить детей друг с другом, учителем, школой;
  • способствовать сплоченности ученического коллектива и родителей;

воспитывать любовь к школе, к школьным традициям;

  • развивать внимание, логическое мышление, творческие способности;
  • сформировать положительный настрой на общение;
  • воспитывать активность учащихся, интерес к учебным предметам, школе
  • совершенствовать связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми обще классным мероприятиям.

Участники мероприятия: будущие первоклассники, их родители, учитель

Форма: Праздник.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Запись музыки.
  • Медали первоклассников (по числу учеников).
  • Воздушные шары
  1. Вступление.

Дети под музыку заходят в свой класс и рассаживаются за парты. (Песня «Первоклашки»)

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

В день осенний рада

Вас увидеть я!

Нарядные, парадные, такие ненаглядные

Причёсанные с бантиками девочки сидят.

И мальчики – отличные, такие симпатичные,

Такие аккуратные на нас сейчас глядят.

— Сегодня у нас большой праздник – День Знаний. Вы собрались на первый школьный урок, чтобы познакомится со своей школой, узнать своих будущих одноклассников. (Слайд 1)

— Вы сегодня переступили порог волшебной страны — страны Знаний. Её вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. По этой волшебной стране могут путешествовать только школьники. В путешествии надо соблюдать правила. Какие? Послушайте внимательно. (Слайд 2)

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно помнить вот о чем.

На уроке ты сидишь

Тихо, тихо, словно мышь.

Спинка прямо у тебя,

Это делайте как я.

Если хочешь ты сказать,

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать.

— Замечательно, запомнили?

— А чему вы хотите научиться в школе? (высказывания первоклассников)

— Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по родному краю.

— Кто знает, как называется наш край? (Слайд 3)

— В этом году наш край отмечает 79 лет со дня своего рождения.

— Кубань называют жемчужиной России. Что такое жемчуг? Как он выглядит? (Слайд 4 )

— Нет края милее и богаче, чем наша Кубань: плодородные земли, бескрайние поля, щедрые сады, тёплые ласковые моря, а самое главное – люди, которые живут и прославляют наш край. (Слайд 5)

— Главой Краснодарского края является Вениамин Кондратьев (Слайд 6)

Сегодня все первоклассники края получат от губернатора тетрадь по Кубановедению, которая поможет вам узнать историю своей Родины.

— Сейчас мы совершим путешествие по родному краю и познакомимся с интересными людьми, которые трудятся во славу Кубани и нашего района.
— В наше путешествие мы отправимся на сказочном автобусе. Готовы?

(Слайд 7)

— Тогда вперёд!

— Мы прибываем на станцию «Дары Кубани» (Слайд 8-9)

— Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивают много сельскохозяйственных культур. А вот какие с/х культуры вы сами должны мне сказать.

  • На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)
  • И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко — …(подсолнух)

  • Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)

  • Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а просто …(лук)
  • Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

  • Он большой, как мяч футбольный,
    Если спелый – все довольны,
    Так приятен он на вкус,
    И зовут его …(арбуз).
  • Со времён ещё далёких

Из семян травы высокой

Хлеб пекут и варят каши,

Чтоб посеять — землю пашут.

Называли — пашаница,

А теперь зовут её… (пшеница)

  • Золотые зёрнышки

Рядышком сидят.

Быстро их отварим,

Угостим ребят.

Пусть «едят от пуза»!

— Кто выращивает эти культуры? Люди каких профессий заняты в сельском хозяйстве?

Следующая станция «Труженики Кубани». (Слайд 11)( Картинка-слайд – тракторист, комбайнер, шофер, пекарь)- Кто из ваших знакомых имеет такие профессии? Кто работает в фермерских хозяйствах?

Летом в нашем районе отмечался праздник – День Урожая, на котором чествовали, поздравляли лучших тружеников района. (Слайд 12)

— Есть еще очень важные профессии, а какие – отгадайте (загадки пчеловод, ветеринар) (Слайд 13)

— Наш автобус пребывает на следующую станцию «Животноводы Кубани».

— Перед вами конверты, в которых картинки, но они разрезаны. Ваша задача собрать и узнать, каких животных выращивают на фермах Краснодарского края. (Проверить – загадка картинка. Слайд 15-21 )

— Знатным животноводом нашего района считают Ф. Куропятника. (Слайд 22)

Следующая станция — «Спортивная». (Слайд 23)

— Кто знает, какое знаменательное событие в спорте произошло в этом году в августе?

— Состоялись 31-е Летние Олимпийские игры 2016 в Рио-де-Жанейро (Бразилия) с 5 по 21 августа.

На Играх в Рио спортсмены Краснодарского края завоевали семь медалей: четыре золотые, одну серебряную и две бронзовые. Давайте познакомимся с Чемпионами.

  • Тищенко Евгений Андреевич. Родился в станице Каневской Краснодарского края. Чемпион Олимпийских игр по боксу в Рио-де-Жанейро (2016)
  • Дзюдоист из Армавира Беслан Мудранов.
  • Теннисистка Елена Веснина из Сочи.
  • Краснодарская гандболистка Анна Сень

Дзюдо — это один из видов боевого искусства или спортивной борьбы, в которой главное — ловкость, а не сила.

Гандбол — командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют мячом, руками. Цель игры - как можно больше раз забросить мяч в ворота соперника.

Ребята, кто из вас занимается спортом?

Спортивные люди – они так красивы.
В них столько энергии, бодрости, силы.
Ты хочешь на них быть хоть каплю похожим?
Лишь спорт тебе в этом отлично поможет!

Здоровье усилит, успехов прибавит.
От скуки, безделья тебя он избавит.
Поверь ты в себя и добейся высот.
О чем ты мечтал, даст тебе только спорт.

— Кто хочет стать красивым, здоровым, умным? Тогда всех приглашаю на спортивную зарядку. (Звучит музыка «Солнышко лучистое…») (Слайд 24)

Вывод.

Ребята, посмотрите, какая страница у нас получилась, как она называется? (Имя Кубани) . Здесь собраны фотографии людей, своим трудом прославляющим Кубань. Это только первая страница, которую мы сделали с вами сегодня, в течение учебного года мы продолжим составлять этот журнал.

— Пройдет еще совсем немного лет и вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни нашей Кубани, нашего района. Я верю, что каждый из вас принесет пользу нашей Родине. А сейчас вам нужно хорошо учиться, заниматься спортом, культурой и, быть может, ваши имена будут вписаны в славную историю Краснодарского края. (Слайд 25)

— Вам понравилось волшебное путешествие по родному краю? Кубань гостеприимна и щедра, если мы сейчас произнесем волшебные слова, то произойдёт чудо.

Повторяйте за мной:

Давайте смеяться,

Давайте дружить,

Давайте учиться

И весело жить!

— Поднимите ручки вверх, теперь опустите под стульчики и ……

— Закончен наш первый урок. Я ещё раз поздравляю вас всех с новым учебным годом! Сегодня вы отдыхаете, а завтра на занятия.

Презентация к классному часу: Имя Кубани — 1 класс