С.А. Есенин во всех своих стихотворениях воспевал природу. Он вырос в местах, где были великолепные пейзажи, а природа стала для него некой школой жизни. Он всегда писал о деревенской природе, и нет у него ни одного стихотворения, в котором бы поэт уделил внимание городским пейзажам. Он писал о чистой и прекрасной природе.

Природа в стихотворениях Есенина - это как обособленный мир, в котором царит гармония и покой. Вот почему он любил проводить много времени, любуясь пейзажами. Это занятие дарило ему вдохновение для написания очередного шедевра. Есенин - настоящий мастер, умеющий тонко и красиво передать чувства, испытываемые человеком при виде природы.

Есенин как никто другой чувствовал природу, он даже в своих стихотворениях пытался изобразить звуки природы. Например, «поет зима - аукает» или «звонко чахнут тополя». Благодаря этому при прочтении стихотворения перед глазами предстает пейзаж, который Есенин описывает. Характерно, что для описаний природы поэт использовал в основном такие цвета как золотой, малиновый и синий.

На протяжении всей своей творческой жизни Есенин не уставал воспевать деревенскую, крестьянскую природу. Он хотел показать народу, насколько хороша русская природа. Ее нужно беречь и дорожить ею. Не многим людям дано видеть красоту природы, многие относятся к ней как к чему-то должному. А вот Есенин умел ценить дары природы, поэтому не уставал воспевать родную природу.

Тема родной природы в лирике С. Есенина

Он говорил, что его лирика живёт одной большой и чистой любовью, любовью к родине. Он не разделял понятия родной земли и России - для него они были едины. Он называл Русь «страной берёзового ситца». Он был – Сергей Есенин.

Одна из любимых и главных тем лирики С. Есенина – тема природы. Образы русской земли присутствуют почти во всех его произведениях. Так, стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная…» повествует о несказанной любви поэта к России. Уже в начале произведения, в первой строке, поэт называет её «родной», а далее создаёт образ сказочной и праведной Руси, в которой «хаты – в ризах образа», а в церквах – «кроткий Спас», то есть празднование православного Спаса.

Понятие родины для Есенина собирается из многих слов, среди которых особо значимыми являются «народ», «вера» и «природа». Как не восхититься нежностью и бережностью, с которой созданы образы близких сердцу поэта пейзажей в этом стихотворении. Это и мятая стежка, то есть тропинка, дорожка с примятой травой, по которой пробежит лирический герой, и простор «зеленых лех» – то есть, туда, где «обмежки», края вспаханного поля, полевые полосы. Наконец, это бесконечный русский простор, «конца и края» которому «не видать».

Отдельного внимания заслуживают художественно-изобразительные средства, при помощи которых автору удалось создать столь пронзительный образ родной земли. Это и эпитеты («зелёные лехи», «кроткий Спас»), и сравнения («как серёжки, прозвенит девичий смех», «как захожий богомолец»), и метафоры («хаты – в ризах образа»). Обращается автор и к цветописи. Единая картина родной земли оказывается сотканной из сини небес, соотносимой великим лириком со всей русской землей, и зелени полевого простора, и золота, сквозящего и в листве предчувствующих осень тополей, которые «звонно чахнут», и в угадываемом золоте свежего меда, который понесут в церковь на медовый спас.

Это стихотворение ещё раз доказывает нам, что Родина и природа у Есенина неразделимы, и он ни за что не отречётся от дорогого ему края.

Образ родной природы можем найти и в знаменитом стихотворении поэта «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Это произведение пропитано восхищением, с которым поэт говорит об отчем крае. Желая показать восточной девушке Шаганэ, как прекрасна его Родина, поэт находит самые точные определения для описания родной земли:

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера что-ли

Я готов рассказать тебе, поле,

Про волнистую рожь при луне.

Поэт противопоставляет восточные пейзажи русским:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий…

«Рязанские раздолья» и есть та частица необъятной синей Руси, которая породила есенинское чувство родины. Ведь именно Константиново, где вырос Сергей Есенин, сыграло огромную роль в становлении творчества поэта. Рязанская природа особенно дорога сердцу поэта. Именно описание пейзажей Рязанской губернии придают неповторимость такому шедевру лирики Есенина как стихотворение «Я покинул родимый дом…». Произведение наполнено точными эпитетами («голубая Русь», «золотая лягушка»), метафорами («золотою лягушкой луна // Распласталась»), сравнениями («Словно яблонный цвет, седина // …пролилась»), с помощью которых автор создаёт образ родных мест.

Для Есенина «святыней» является не только природа, но и крестьянский мир, неотделимый от образа родного края. Потому образы его родителей предстают словно частью дорогого сердцу пейзажа: «В три звезды березняк над прудом // Теплит матери старой грусть…», «словно яблонный цвет, седина // У отца пролилась в бороде».

Героя печалит то, что он не скоро вернётся домой, но, сравнивая себя со старым клёном, надеется, что деревня сохранит былые черты и не потеряет свои патриархальные основы.

Проанализировав лишь некоторые стихотворения Сергея Есенина, можем сделать вывод, что поэт безгранично любил свою родину и родную природу самой чистой и нежной любовью.

Ученица 9 класса

МАОУ СОШ №7

им. Г.К. Жукова г. Армавира

Тимошинова Екатерина

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
С. Есенин
С. Есенин - великий русский поэт. Его стихи производят необыкновенное впечатление - так легки и естественны они. Есенинские стихи привлекают нас какой-то особой романтичностью, легкостью, одухотворенностью. С. Есенин написал много стихотворений. Его называли «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби» и даже... «московским озорным гулякой». Но самое важное направление в его творчестве - это стихотворения о природе.
Природа - леса, поля, реки, моря, животные, птицы и... И для С. Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира.
В своих стихотворениях о природе С. Есенин рассказывает, что можно услышать, как говорит ручей, какие необыкновенные по своей красоте песни поют птицы, и о его родном кон- стантиновском небе читаем мы в стихотворении «Небо - как колокол...», а месяц в небесной ночной синеве становится звонким его языком...
Все стихотворения поэта написаны с огромной любовью к родному краю.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Нежно, без какого-либо внешнего нажима, природа «врачует людские души». Именно так воспринимаем мы есенинские стихи о природе, именно так, возвышенно-просветленно, воздействуют они на нас.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
В этом стихотворении поэт как бы говорит нам всем, что надо посмотреть вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушать шелест луговых трав, песнь ветра и...
Все лучшие произведения Есенина связаны с отчим краем, красотой природы. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
И потом рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «на этом свете все, что душу облекает в плоть». Проводя много времени среди природы, поэт развивает в себе особенное восприятие мира, как бы ощущает себя частицей этой природы. Это чувствуешь, когда читаешь стихи поэта.
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Или «Нивы сжаты...»
Вся красота родного края отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
«Какой чистый и какой русский поэт», - сказал о нем М. Горький.
Стихотворения Есенина затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы важнейших сторон современной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них Думал, размышлял и С. Есенин.
Милый, милый, смешной дуралей.
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
В этом стихотворении С. Есенин поставил острую проблему защиты живой красоты природы - этого драгоценнейшего и святого дара Земли. Ныне она стала всемирной и касается всех и каждого. Можно сказать, что это стихи века. Они будут волновать не только наше поколение, но и будущее. Есенинские стихи не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера и, самое главное, нашего мировоззрения. Стихотворения Есенина проникнуты любовью и нежностью к родному краю. Поэту дороги и «свет луны, таинственный и длинный», и плач вербы, и шепот тополей. Ничто не может заставить его разлюбить «отчие поля». Природа у С. Есенина многоцветна, многокрасочна. Она переливается всеми цветами радуги. Подобно человеку, она рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Поэт мастерски это показывает, например, «туча кружево в роще вязала», «улыбнулась солнцу сонная земля».
Тема природы является лейтмотивом в творчестве С. Есенина. Мне очень нравятся его стихи. Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем все больше терять человечность, милосердие. И вот Есенин... Он очищает наши души, потому что настоящая русская литература всегда была совестью народа, его душевностью и нравственной опорой. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только поэт открывает всю красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя в своих стихотворениях. Есенинская золотая роща, край рязанских раздолий - это все для нас родное и близкое, это живая душа, живая красота России. Стихи Сергея Есенина - на века.

Самохина О.И.

Булаевская средняя школа №3

Район Магжана Жумабаева

Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе и как спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине. Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. Есенин мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запахи. В пейзажах всегда присутствует человек - сам поэт, который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Конечно, природа для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и девушка- крестьянка - все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.

Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» .

Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. Животный мир у Есенина также часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пес», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «прячутся совы с пугливыми криками», «стрекуньи-сороки» накликали дождь. Есенинские птицы и звери ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки. Коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры, «машет тощим хвостом лошаденка, заглядевшись в неласковый пруд», лисица тревожно поднимает голову, слыша «звонистую дробь», собака еле плетется, «слизывая пот с боков», корова видит коровьи сны - «снится ей белая роща и травяные луга». И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но небесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.



Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек - это только часть природы.

Я считаю, стихи С.Есенина близки каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своей лирике поэт сумел показать и передать те светлые, прекрасные чувства, вызываемые у нас картинами родной природы. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу, а значит, и нашу Землю.

Рецензия

Данная работа соответствует теме. Тема раскрыта полно и целенаправленно. Автор умело использует художественные средства выразительности речи, цитаты. Наблюдается личностное отношение автора. Работа выполнена грамотно.

Литература выпрямляет душу?

Эффа Т. И.

КГУ «Пескинская средняя школа»

Район им. Г. Мусрепова

В современном мире очень немногие читают книги, считая, что их можно попросту заменить просмотром кинофильма. Даже ведутся споры, насколько важна книга в жизни человека. Но наша жизнь связана с познанием чего-либо, потому что мы изо дня в день учимся и совершенствуемся. Думаю, что литература всегда занимала и будет занимать важное место в жизни общества.

Прежде всего, хочу заметить, что в последнее время с внедрением новых технологий и развитием кинематографа резко сократилось количество людей, интересующихся литературой. Считаю, что литература формирует внутренний мир человека с самого раннего детства. Родители читают детям сказки, и у них формируется понятие о добре и зле, о том, что хорошо или плохо, о правильности поступков героев сказок. Ребёнок выбирает своего героя и хочет быть на него похожим.

Во-вторых, литература помогает нам помнить об общечеловеческих ценностях всю нашу сознательную жизнь. Я советую всем читать как можно больше. В ритме современной жизни человек забывает о том, что такое истинная любовь, преданность, забота о ближнем. Именно об этом нам рассказывают авторы литературных произведений. Именно этому они хотят нас научить: любить, сострадать, спешить на помощь нуждающимся. И, наконец, многие согласятся с тем, что нет ничего прекраснее, чем, удобно устроившись в кресле, держа чашечку горячего ароматного чая, читать любимое произведение. Возникают собственные представления о героях, об эпохе, в которой они живут. Чтение рождает чувство умиротворения и спокойствия. А сколько испытываешь удивления, когда находишь в героях читаемого произведения самого себя. Происходящее в книге так явно напоминает о настоящем и невольно заставляет задуматься о том, как сделать нашу жизнь лучше.

Подводя итог, хочется сказать, что книга – это могущественный учитель. Её роль трудно переоценить. Бывают моменты, когда испытываешь чувство одиночества, тоски. Книга как лучший друг поможет тебе пережить трудности и достойно выйти из любой ситуации. Таким образом, литература – это всё же жизнь души человеческой, а не просто отвлечённая идея. В результате анализа данного вопроса полагаю, что каждому из нас надо как можно больше читать, потому что литература делает нас чище, добрее, формирует взгляд на жизнь, отношение к злободневным проблемам современности. Отсюда очевидно, что литература занимала и будет занимать важное место в жизни человека, воздействуя непосредственно на его духовную жизнь.

Рецензия

Автором выбрано эссе – мнение, в котором чётко обозначен тезис и приведены обоснования и доказательства роли литературы в жизни человека, эссе начинается с общего утверждения, выдвигается тезис о важности литературы в жизни человека и обозначается масштаб эссе, где чётко изложено, о чём пойдёт речь.

Прослеживается композиционная соотнесённость частей эссе.

Присутствует личностное отношение к роли литературы в формировании нравственно-духовной личности. Показано важное место литературы в жизни человеческой души. В качестве аргументов приводит собственное мнение, основанное на личном опыте. В конце эссе обращается к тезису, заявленному в начале, чтобы дать свою оценку тому, как относятся к литературе. Соблюдается такая особенность эссе как кольцевая композиция. Орфографических ошибок нет.

Классика устарела?

Квашнина М.А

Дмитриевская СШ

Тимирязевского района

Я не сильно люблю классику, мне больше нравится приключенческая литература. Но для меня классика будет всегда актуальной, пока она говорит о том же, о чем думают современные люди.

Изучая классические произведения в школе, понимаешь, что такая возможность - это огромный подарок для каждого человека. Ведь, становясь взрослыми и солидными людьми, редко кому удается вернуться к этим шедеврам и перечитать их. А если в детстве думать о том, что это творчество свое уже отжило, теряется смысл гуманитарного образования. Так может быть упущена связь с прошлыми веками, их опыт и знания, многое, чему придется учиться на своих ошибках, вместо того, чтобы не тратить зря время на набивание шишек, читать поучительные и нередко забавные книги прошлых лет.

Взрослые постоянно твердят, что классика вечна, что это шедевры, которые должен знать каждый уважающий себя человек. Но вот вопрос: почему классика – это шедевры, что она дает человеку и актуальна ли она сейчас?

Честно говоря, читая Шекспира или Карамзина, трудно в этом разобраться. Продираясь сквозь дебри их, уже во многом непонятного современному человеку, языка, думаешь: «Какой-то простой сюжет, сказочно-фантастическая история. Разве она имеет отношение к сегодняшней жизни, к моей жизни?»

Однако, если преодолеть этот «языковой барьер», внимательно прочитать и подумать над произведениями классиков (Пушкина, Гоголя, Толстого, Тургенева, Чехова, Булгакова), то становится понятно, что классика не устарела. Больше того, она не может устареть, потому что говорит о тех проблемах, которые волнуют человека во все времена. А люди, как известно, в самом главном не меняются. Об этом сказал еще булгаковский Воланд: «…Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»

Добро и зло, любовь и ненависть, смысл жизни, тайна смерти, законы устройства Вселенной, место человека в этом мире – обо всем этом размышляют писатели-классики и помогают своим читателям (независимо от века, в котором те живут) найти ответы на важнейшие вопросы бытия. Нужно лишь уметь за ворохом кринолинов или звоном шпаг, за антуражем убогой деревенской избы увидеть характеры и ситуации, которые вечны.

Больше того, я думаю, в одном из этих «классических» характеров читатель обязательно найдет себя или своих знакомых, встретит жизненную драму, схожую с его. И это, возможно, поможет современному человеку ответить на мучающий его вопрос, разрешить какой-то конфликт или просто посмеяться над жизнью.

В этом – «практическая», но и высшая польза классики. И именно поэтому взрослые настаивают на ее знании. Классическая литература – это «учебник жизни», сеанс высококлассной психотерапии, который доступен всем, кто умеет читать. Классики литературы размышляют о добре и зле, любви и ненависти, смысле жизни и тайне смерти, об устройстве Вселенной и предназначении человека в мире. Независимо от века они помогают читателю найти ответы на многие вопросы бытия. Просто необходимо уметь извлекать вечные истины из окруженных антуражем сюжетов.В характерах классических героев читатель нередко узнает себя или знакомых, находит похожую ситуацию или жизненную драму. Возможно, автор поможет современнику ответить на мучивший его вопрос, разрешить сложный конфликт или просто посмеяться над жизнью.

Классическая литература приносит практическую пользу, она дает советы и предостерегает от ошибок. Именно поэтому мудрые люди настаивают на знании гениальных произведений. Эти «учебники жизни» сродни высококлассной психотерапии, которая доступна любому, умеющему читать и думать.

Классика устарела?

Шрайбер Е. И.

учитель русского языка и литературы

Кызылжарский район,

КГУ «Петерфельдская средняя школа»

ученица 11 «Б» класса Танабаева Дария

Вот он и пришёл – новый век. Век, открывающий новое тысячелетие. Век ожидания и надежд. Стоишь ты на пороге новой эры и вопрошаешь: что будет со мной, люди? Кто подскажет нам, вступающим в самостоятельную взрослую жизнь, как правильно поступить? Кто преподаст нам уроки совести, уроки чести, уроки нравственности, человечности, уроки памяти? Отвечу прямо: классика.

«Жил на свете маленький цветок…Он рос один на пустыре… Нечем ему было питаться…, а цветок всё жил и рос помаленьку выше», - читаю я у Андрея Платонова. Вот он – урок мужества, жизнелюбия.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берез.

Это М.Ю.Лермонтов учит любви к моей земле. Это его урок мне…

А другой урок, урок доброты, красоты, жизни дали мне Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, У.Шекспир и многие-многие другие писатели и поэты. Каждая строка, написанная их талантливой рукою, должна быть сохранена для каждого из нас.

Классика устарела? Признаюсь честно: меня смутила такая постановка вопроса.

Хочу процитировать слова известного русского критика В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Всем известны его замечательные сказки, в которых столько житейской мудрости: знай меру («Сказка о рыбаке и рыбке»), не жадничай («Сказка о попе и работнике его Балде»), не будь спесивой и завистливой («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). Разве могут они, т.е. сказки, устареть? А его стихи о любви? Ведь в них женщина - мадонна, богиня, «гений чистой красоты». Восхищаюсь благородством поэта, который писал:

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Нет, никогда не устареют любовь, нежность, благородство, гуманизм. Да, бесспорно, во все времена классическая литература была учителем, другом, воспитателем. Все произведения русской классики учат нас жизни, заставляют думать, рождают ассоциации. Хочется и писать, и размышлять, чтобы всем доказать: нет, не устарела русская классика. Она по-прежнему будоражит умы и сердца людей, проповедует вечные ценности: добро, честность, человечность. Классика не устарела, так как в ней рассматриваются актуальные во все времена проблемы: добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и самопожертвования. В классических произведениях можно найти ответы на многие вопросы, она сеет «разумное, доброе, вечное».

«Проблема поиска жизненного пути в литературе и жизни»

Ефремова О. С.

КГУ «Бескольская средняя школа-гимназия»

Кызылжарский район

«Быть или не быть», «быть или казаться» - эти гамлетовские вопросы встают перед каждым человеком в юности. Они связаны с выбором активной или пассивной жизненной позиции, честного взгляда на самого себя и взаимоотношения с миром. Страшна мечтательная обломовщина с её привлекательным прекраснодушием, потому что ведёт в пустоту.

Каждый человек сам строит свою судьбу, осознанно выбирая тот путь, на котором он может самореализоваться. Родители, педагоги и среда, конечно, опосредованно влияют на этот выбор, потому что он обусловлен проблемой интеграции в общество, социальной адаптацией.

Мастер у Булгакова выбирает путь творчества, обусловленный литературным талантом и философскими склонностями, но не имеет сил защитить свои труды и самого себя от неприятия обществом. Маргарита вырывается из болота повседневности, встав на защиту своего любимого человека и его творений, бросая вызов не только окружению, но и сверхъестественным силам.

Поиски жизненного пути сопровождаются метаниями и сомнениями. Молодой учёный-естествоиспытатель Евгений Базаров сталкивается с тем, что жизнь не укладывается в схемы научных и идеологических теорий. Любовь к Одинцовой нарушает стройность нигилистических воззрений. И герой оказывается на распутье, в поисках нового места в жизни, которые дадут успокоение истерзанному сердцу.

У каждого человека есть своё небо Аустерлица, когда очень важно сделать свой выбор. И тогда, как Андрей Болконский, ты замираешь среди суеты и всматриваешься в нечто вечное и непреходящее, чтобы сверить свои ориентиры: «Правильно ли то, что я делаю? Туда ли я иду, куда надо?»

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей", - говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен."

Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по лесу ходила...", 1912);

"Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть"

("Не жалею, не зову, не плачу...", 1921).

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

"Синее небо, цветная дуга,

<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";

"Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес";

"О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку..."

"синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь...".

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная...", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся...", 1914; "Запели тесаные дроги...", <1916>; "О верю, верю, счастье есть...", 1917; "О край дождей и непогоды...", <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."; "Я по первому снегу бреду..."; "Мой путь"; "Зеленая прическа..." и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать...", 1924; "Отговорила роща золотая...", 1924; "Какая ночь! Я не могу...", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом...", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома...", <1923>; "Низкий дом с голубыми ставнями...", <1924>; "Я иду долиной. На затылке кепи...", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; "...сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни...", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний...", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!";

"Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром...".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде..."; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т.п.

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» - это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина человек - органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него - серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет - «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья