Городские и сельские поселения представляют собой разновидность муниципальных образований в РФ. Местное самоуправление в них осуществляется непосредственно жителями или через выборные и прочие уполномоченные органы. Рассмотрим подробнее особенности сельских поселений .

Общая характеристика

Сельские поселения - один или несколько пунктов, объединенных общей территорией. В их составе могут быть поселки, станицы, деревни, кишлаки, хутора, аулы, села и пр.

Права сельских поселений реализуются на основании Конституции и федерального законодательства через власти. В полномочия этих структур входит решение вопросов о:

  • формировании местного бюджета;
  • управлении муниципальной собственностью;
  • самостоятельном определении структуры местных институтов власти;
  • территориальной организации самоуправления;
  • охране общественного порядка и пр.

Особенности административно-территориальных единиц

Сельские поселения предусмотрены в ФЗ № 131 и введены в процессе муниципальной реформы 2003 г.

Достаточно часто поселения соответствуют сельсоветам советского времени либо волостям пост- и досоветского времени. К примеру, в Псковском районе сельское поселение называется "Тямшанская волость". В некоторых регионах термин "сельсовет" употребляется и сегодня. Более того, в некоторых областях сельские поселения так и называются. Например, Новинский сельсовет в Богородском р-не Нижегородской обл.

Численность населения

Территория сельского поселения , как правило, включает в себя один населенный пункт либо поселок. Численность граждан, проживающих в них, превышает 1 тыс. чел. Если территория отличается высокой плотностью заселения, то на ней может проживать больше 3 тыс. чел.

Сельские поселения могут объединять несколько населенных пунктов, если численность населения в них меньше тысячи или 3-х тысяч (для территорий с плотной заселенностью) человек.

В целом на территории административной единицы может проживать 15-20 тыс. чел. В России, однако, есть сельские поселения и с большей (больше 30 тыс. чел.) численностью. Так, в 2013 г. в Ингушетии в Орджоникидзевском поселении проживало больше 60 тыс. чел.

Структурные особенности

В сельском поселении есть административный центр. Им является населенный пункт, в котором располагается представительный орган. Административный центр определяется с учетом сложившейся инфраструктуры и местных традиций.

Границы поселения, включающего в себя 2 и больше населенных пунктов, устанавливаются обычно с учетом пешеходной доступности до административного центра и обратно для всех жителей. Расстояние в оба конца должно преодолеваться за один день. Исключением могут быть территории с небольшой плотностью населения, труднодоступные и отдаленные местности.

Поселение как специфичная организационная форма

В разных государствах существуют самые различные определения сельских поселений. Та или иная трактовка зависит от экономических, национальных, демографических, географических, социальных и прочих факторов.

"Сельское поселение - населенный пункт, расположенный в где большая часть жителей занята сельским хозяйством".

Более точно понятие раскрывается в современных географических энциклопедиях. Обобщенно сельское поселение рассматривается как:

  • населенный пункт, большая часть жителей которого занята сельским хозяйством;
  • несельскохозяйственное поселение, находящееся в сельской местности, не соответствующее по численности жителей городу, связанное с обслуживанием транспорта за пределами городов (пристани, разъезды, малые станции), лесным хозяйством (кордоны, лесхозы);
  • поселение при промышленных предприятиях, курортах, карьерах, зонах отдыха и пр.

В ФЗ № 131, регламентирующем общие принципы организации территориального самоуправления, также содержит определение поселения.

Специфические черты

Понятие сельского поселения появилось при разграничении города и деревни в качестве самостоятельных социально-экономических единиц. Облик и тип поселения отражают характер производственных отношений, характерных для конкретной территории.

Вместе с этим на эту организационную форму накладывает отпечаток и занятие жителей, природные условия, национальные традиции.

Людность поселений

Она зависит от производственных функций, формы расселения, историей территории. Людность объективно отражает совокупное влияние нескольких факторов на развитие сельского поселения. При этом сам по себе этот показатель не раскрывает факторы.

Величина поселений обуславливает определенные условия для жизни, культурного и бытового обслуживания населения. В этой связи выделение типов административных единиц по людности имеет больше научно-практическое значение.

Общая классификация поселений по величине

При разделении административных единиц на типы по людности они распределяются на группы от самых небольших (1-5 чел.), до крупных (от 10 тыс. жителей). В типологическом плане необходимо выделить такие показатели людности, которые обуславливают существенные качественные характеристики поселений.

Однодворки - группа, в которую входят пункты, число жителей в которых не превышает 10 человек.

Малые поселения, в которых меньше 100 жителей, зависят от близлежащих более крупных населенных местностей. Только в отдельных поселках могут создаваться некоторые элементы социальной инфраструктуры малых размеров. Это, например, медпункт, начальная школа, клуб, библиотека, сельский магазин.

При количестве жителей в 200-500 чел. в населенном пункте также могут присутствовать элементы инфраструктуры, но таких же малых размеров. Сельскохозяйственные поселения таких размеров могут стать базой для какой-либо производственной единицы.

При людности в 1-2 тыс. чел. появляется возможность существенно расширить перечень обслуживающих учреждений, увеличить их размеры и повысить техническую оснащенность. Согласно нормам планировки и застройки городских и сельских поселений , на таких территориях на 1 тыс. жителей создается детсад, школа на 150-160 учеников, клуб на 200 чел., библиотека, магазины на 6 раб. мест, фельдшерско-акушерский медпункт с небольшим стационаром, спортплощадки, почтовое отделение со сберкассой и пр.

Наиболее благоприятные условия для жизни в поселках с людностью 3-5 тыс. чел. В таких пунктах могут создаваться условия для обеспечения 1 городского уровня благоустройства, культурного и бытового обслуживания. Для жителей строятся школы, дома культуры, медучреждения, создается специализированная торговая сеть и пр. Что касается производства, то такие населенные пункты часто становятся центрами крупных хозяйств.

Градостроительство: планировка и застройка сельских поселений

Общая концепция развития населенных пунктов приводится в Своде правил СП 42.13330.2011.

Как установлено в документе, осуществляется на основе документации о территориальном планировании РФ, регионов, муниципалитетов. Нормативную базу данной деятельности составляют федеральные законы, указа Президента, правительственные постановления, законодательные и прочие нормативные акты субъектов РФ.

Городские/сельские населенные пункты проектируются как единицы системы расселения территории России и регионов, входящих в нее. Задача территориального планирования состоит в определении в документации назначения поселений с учетом экономических, социальных, экологических и иных факторов с целью обеспечения реализации интересов и нужд граждан, а также их объединений.

В проектах должна быть предусмотрена рациональная очередность развития населенных пунктов. Должны быть определены перспективы расширения и улучшения социального обслуживания за пределами проектного срока. Расчетный период должен быть до 20-ти, а градостроительный прогноз - не более чем на 30-40 лет.

В процессе разработки генпланов уполномоченные органы должны руководствоваться результатами оценки природного, архитектурного, экономико-географического, производственного и социального потенциала местности.

При этом следует:

  • Предусматривать улучшение санитарно-гигиенического и экологического состояния природы, сохранение культурно-исторических памятников.
  • Определять рациональные направления развития местности.
  • Учитывать перспективы расширения рынка недвижимости.

При планировании и застройке сельских/городских поселений зонирование территории осуществляется с определением видов преимущественного использования и ограничений.

Положение социологии села и в СССР, и в постсоветской России определялось двумя факторами, действующими в противоположных направлениях. С одной стороны, российское общество традиционно связано с селом, имеет глубокие "сельские корни". Это определяло интерес ученых к деревне. С другой стороны, имеется немало причин, которые как бы отодвигают сельскую проблематику на второй план. Сказывается территориальная отодвинутость деревни от города, меньшая институционализированность сельской среды, труднодоступность сельских жителей для обследований стандартными методами опросов. Нельзя не учитывать и зависимость исследований села от характера аграрной политики государства в те или иные периоды отечественной истории. В XX веке российская деревня по крайней мере дважды, в период сталинской коллективизации и нынешних реформ, подвергалась тяжелейшим социально-экономическим трансформациям. В результате при большой социальной значимости села для России внимание социологов к деревне как к объекту изучения на разных этапах истории страны не оставалось одинаковым, а, напротив, менялось, временами оно исчезало вообще (как это случилось на этапе рыночных реформ 90-х гг.).

Если вернуться к первому фактору, исключительной значимости сельской проблематики для России, то эта значимость видна уже из состава населения. Доля сельских жителей в России в 2002 г. составляла 27%, по переписи 2010 г. – 21,3% (в Великобритании и Нидерландах - 11%, в Германии - 14%, в Швеции - 17%, в США и Канаде – 23% и 24%). К тому же разделение населенных пунктов на "сельские" и "городские" в России не альтернативное, а "континуальное", кроме 26-27% жителей деревни имеется еще около 28% населения страны, живущих в поселках городского типа и малых городах с населением 50-100 тыс. чел. Обе эти категории населенных пунктов по всему комплексу условий жизни, по составу населения и его менталитету гораздо ближе к селу, чем к городу.

Однако дело не только в том, где живут и где работают жители России. В силу быстрого темпа урбанизации российского общества городское население страны сохраняет сильные "сельские корни", сильнейшую "сельскую окраску". Бурный рост городского населения привел к тому, что подавляющая часть горожан - это выходцы из села в первом или втором поколении, горожан в третьем поколении наберется лишь около 1/6 городского населения. А потомков дореволюционных горожан еще меньше, например, в Москве – около 3%. Городское население России – это главным образом сельские уроженцы и их дети, которые мало взаимодействовали с коренными горожанами. Часть горожан поддерживает семейные связи с деревней. Массовыми являются сезонные миграции горожан в деревню к родственникам, в доставшиеся по наследству деревенские дома. В итоге сложилась нетривиальная ситуация: статистика говорит, что Россия – городская страна, 3/4 населения живет в городах, но на самом деле заметная часть городского населения имеет аграрный менталитет: нынешние «дачники» во-многом связаны с «садово-огородной» деятельностью.



Начиная с 60-х годов, когда социология села, как и вся социология, возродилась, исследованиями жизни деревни и ее обитателей занималась большая группа ученых, чьи труды во многом способствовали становлению этой ветви социологической мысли – Ю.В. Арутюнян, П.П. Великий, Т.И. Заславская, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И. Симуш, В.И. Староверов, А.И. Тимуш и др.

Сельское поселение - населенный пункт, большинство жителей которого занято в сельском хозяйстве, или расположенное в сельской местности несельскохозяйственное поселение, не соответствующее по численности населения городу. Сельские поселения в РФ - села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и др.

Типологию сельских населенных пунктов можно провести по ряду оснований.

По времени проживания – это постоянные и сезонно-обитаемые (временные). К сезонно-обитаемым относятся "зимники" и "летники" животноводов в местах содержания скота, полевые станы, связанные с использованием удалённых пашен, а также несельскохозяйственные пункты,связанные с рекреационным обслуживанием населения (летние турбазы, детские оздоровительные лагеря). Существуют временные поселения, создаваемые на определённый срок, например, лесопромышленные посёлки, базы экспедиций.

По компактности расселения – поселения групповые и рассеянные. Групповые (деревенская форма) преобладают в России, зарубежной Европе, Китае, Японии, в большинстве развивающихся стран. Рассеянные сельские поселения (фермерская форма) распространены в США, Канаде, Австралии, в странах Прибалтики. В России – исчисляются несколькими тысячами хозяйств с переменчивой судьбой.

Шкала людности сельских поселений - система их классификации согласно количеству проживающих в них жителей. В соответствии с ней выделяют следующие сельские населенные пункты: мельчайшие (до 50 жителей), мелкие (51-100 жителей), средние (100-500 жителей), крупные (501-1000 жителей), крупнейшие (свыше 1000 жителей).

Для определения функционального типа сельского поселения важным критерием служит структура «поселкообразующей» группы самодеятельного населения, состоящей из трудящихся, занятых в различных отраслях народного хозяйства, и тех, чья деятельность представляет непосредственный вклад жителей данного поселения в народное хозяйство страны. Их соотношение в «поселкообразующем» населении отражает экономическую основу жизни данного населенного пункта. Но главное отличие сельских поселений от городских - занятие их жителей преимущественно сельским хозяйством. В действительности, в современной России сельским хозяйством занимается лишь 55% сельского населения, остальные 45% работают в промышленности, транспорте, непроизводственной сфере и других «городских» отраслях экономики. Часто это жители сельских поселений, расположенных вблизи городов (особенно в пределах городских агломераций), работающие в городских поселениях. Но во многих случаях несельскохозяйственные предприятия (в основном это учреждения сферы обслуживания) расположены непосредственно в сельских поселениях, особенно в наиболее крупных.

В структуре поселений сельского типа можно выделить несельскохозяйственные поселения, расположенные в сельской местности, но по своим размерам не отвечающие установленному цензу городских поселений; различные типы поселков для работников промышленных предприятий, путей сообщения, строителей при новостройках; лесопромышленные и лесоохранные, рыбопромысловые и охотничье-промысловые поселки, научные станции, постоянные (при обсерваториях, метеостанциях и т.д.) или временные (базы геологоразведочных партий, экспедиций), учреждений здравоохранения, дачные, загородные жилые. Все это говорит о том, что стратификационная структура сельского населения не менее разнообразна, сложна, чем городского.

Сельский образ жизни

Ø В сельских поселениях преобладает менее развитый труд в общественном производстве, отстающий по степени механизации и энерговооруженности. Он подчинен ритмам и циклам природы. Сохраняется слитность труда и быта, необходимость работ в домашнем подсобном хозяйстве.

Ø Специфичны межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально и национально--гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеет сильный социальный контроль общности над поведением людей.

Ø Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения.

Ø По сравнению с городским, сельский образ жизни предоставляет меньше возможностей выбора не только форм занятости, но и способов проведения досуга.

3. Генеральная схема расселения на территории России.

Опорный каркас расселения – сеть наиболее значительных поселений определённой территории и соединяющих их транспортных коммуникаций. Узловые элементы опорного каркаса расселения страны – это, как правило, крупные города и городские агломерации, сочетающие функции организации и всестороннего обслуживания окружающих территорий.

Среди главных особенностей жизненного пространства России выделяются: громадность территории, суровость природных условий, многонациональность населения.

Одна из наиболее характерных черт современной урбанизации в России – развитие поляризационных процессов в расселении. Население концентрируется в узловых центрах вдоль главных транспортных магистралей, которые в совокупности с главными центрами образуют опорный каркас расселения и территориальной структуры хозяйства. Процесс урбанизации, прежде проходивший в стране интенсивными темпами, в последний межпереписной период практически прекратился: соотношение горожан и сельских жителей сохранилось на уровне 1989 г. - соответственно – 73 % и 26-27 % (См. Приложение 2). Региональные различия в уровне урбанизации связаны с разным временем начала урбанизационных процессов и характером освоения территории. Наиболее урбанизированы старопромышленные территории вокруг Москвы и Санкт-Петербурга - Европейский Центр и Северо-Запад. Доля городского населения высока также в северных и северо-восточных регионах нового освоения с экстремальными природными условиями. На аграрном юге страны и в наименее развитых национальных республиках, менее затронутых индустриализацией, доля городского населения в ряде субъектов РФ не превышает 40-60%.

Население Российской Федерации проживает в 2940 городских поселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает более 90% городского населения, остальное городское население живет в поселках городского типа. За межпереписной период число городов увеличилось на 61. Рост числа городов и численности населения в них отмечен в группах малых (до 50 тыс. человек), больших (от 100 до 250 тыс. человек) и крупнейших городов - миллионеров. Преобладают малые города с числом жителей до 50 тыс. человек (70% всех городов), но в них проживает только 17% горожан.

В межмагистральных пространствах, в «глубинке», сокращается численность населения, снижается его плотность, сворачивается сеть поселений. За межпереписной период число сельских населенных пунктов сократилось почти на 11 тыс. Это произошло за счет ликвидации и исключения из учетных данных в соответствии с решениями органов власти субъектов Российской Федерации сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие (городские или сельские) населенные пункты и естественной убыли населения. Россия остается не только страной больших городов, но и страной огромных сельских пространств, значительная часть которых располагается за пределами зон влияния крупных центров. В России 65% сельских административных районов находятся вне зоны двухчасовой доступности городов.

Почти половина всех сельских поселений страны являются мельчайшими и мелкими, и проживает в них лишь 3% сельского населения. Доля мельчайших поселений в общей численности сельского населения постепенно уменьшается. В 1959 г. она составляла около 6%. Современные мельчайшие поселения в прошлом, как правило, являлись довольно большими деревнями, но потеряли большую часть своего населения в результате миграции. Уезжала в основном молодежь, и сегодня это «вымирающие деревни», где преобладает население старше трудоспособного возраста, где отсутствует или слабо развита социальная и экономическая инфраструктура. Большинство домов заброшено жителями. Люди более молодых возрастов (дети и внуки современных жителей) появляются в них лишь на летние месяцы, помогая своим родственникам в работах на приусадебных участках и используя окрестности для отдыха. В ближайшие десятилетия большая часть мельчайших деревень, скорее всего, исчезнет или превратится в летние обитаемые дачные поселения.

Наибольшая доля сельских жителей (почти половина) проживает в самых крупных поселениях (более 1000 чел.), хотя таких насчитывается лишь 5% от общего числа сельских населенных пунктов страны. Доля крупнейших поселений в общей численности сельского населения увеличивается. В 1959 г. она составляла около 30%, в 2010 г. – 33%. Можно сказать, что в России происходит расслоение и поляризация сельских населенных пунктов. Поселения промежуточных групп теряют население (мелкие и средние), а крупные приобретают его, постепенно пополняя крайние группы поселений - мельчайшие и крупнейшие.

Социально-территориальная организация российского общества в переходном периоде порождает множество проблем внутренних, о которых мы говорили ранее. Но не следует забывать и о внешних – растущие территориальные аппетиты соседних стран. Решение проблем зависит от эффективности и целенаправленности усилий государства по важным направлениям:

· Реформа административно-территориального устройства (АТУ). Необходима общегосударственная программа по пропаганде и разъяснению целей и задач реформы с активным участием средств массовой информации. Реформа неизбежно актуализирует новые вопросы территориального устройства и те, которые требуют своего разрешения уже десятки лет, с момента образования нынешних субъектов Федерации. Поэтому для определения общих принципов и подходов в вопросах корректировки во всех звеньях АТУ, как было сказано, нужен Конституционный закон об основных принципах АТУ в РФ. Потребность в данном законе существует давно, так как действующее законодательство не дает ответа на многие из возникающих вопросов, а при проведении реформы такой закон просто необходим.

· Выравнивание стартовых возможностей для развертывания бизнес-проектов в малых и больших городах. Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности малых городов и выравнивание условий экономического развития разных городов России. В малых городах могут быть созданы особые экономические условия – технопарки, промышленные зоны, инновационные центры, юридические и патентные центры. В малые города должен прийти венчурный капитал, страхуемый государством.

· Развитие инфраструктуры, систем связи между сельскими населенными пунктами. Строительство дорог и жилья, расширение современных систем связи, энергетики и газификации. Необходимо также остановить процесс свертывания сети размещенных в сельских населенных пунктах государственных, финансовых и других обслуживающих территорию учреждений, например, отделений Сбербанка и Почты России.

· Оптимизация взаимосвязи поселенческой структуры с перспективами развития системы образования в России, с определением типов, уровней, количества и качества образовательных учреждений в разных территориях.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.gks.ru Официальный сайт федеральной службы государственной статистики.

2. Заборова Е.Н. Город на грани веков. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. – 272с.

3. Лаппо М.Г. География городов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.

4. О России языком цифр / Всероссийская перепись населения. Росстат. 2010

5. Пивоваров Ю. Л. Современный урбанизм. Курс лекций. Москва: Российский открытый университет 1994г.

6. Пирогов С.В. Социология города. Томск 2003г.

Тестовые задания

1. Какие единицы административно-территориального устройства существуют в современной России?:


б. губерния


2.Большую часть городов России по численности населения составляют:

а. миллионеры б. малые в. средние г. крупные

3.Для сельского образа жизни характерны:

а. подчиненность труда циклам природы

б. занятость в промышленности и сфере обслуживания

в. высокий контроль общности над личной жизнью

г. разнообразие мест труда, досуга, учебы

4. В России выделены следующие федеральные округа:

б. Центральный

в. Сибирский

г. Центральный

д. Приволжский

е. (Какие ещё, допишите) …………………………

…………………………………………………………………

5. Процесс повышения роли городов и городского образа жизни в истории – это:

а. Миграция б. урбанизация в. джентрификация

6.Численность сельского населения в России в последние десятилетия:

а. увеличивается

б. уменьшается

в. остается неизменной

7.В истории социологии выделялись следующие модели городов:

а. модель концентрических зон

б. секторная модель

в. поляризационная модель

г. модель множества центров

8.Сеть наиболее значительных поселений страны и соединяющие их транспортные коммуникации – это:

а. транспортный узел

б. опорный каркас

в. транспортная развязка

9. Из предложенного списка выделите мегалополисы:

а. Лондон

б. Шанхай

в. Босваш

г. Чипитс

д. Москва

Терминологический словарь.

Агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Различают моноцентрические и полицентрические агломерации.

Административно-территориальное деление (АТО) – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Аул – горное селение в национальных республиках Северного Кавказа.

Город – населенный пункт с численностью населения не менее 12 тыс. чел., где в сфере промышленности и обслуживания занято около 85% населения.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают полномочиями как поселения, так и муниципального района. Статус городского округа как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также, в соответствии с генеральным планом развития городского поселения, территории, предназначенные для оптимизации его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Деревня – в широком смысле – социально-территориальная общность, характеризующаяся небольшой, по сравнению с городом, концентрацией населения, занятого преимущественно сельским хозяйством.

Заимка (в Сибири) – однодворное поселение с прилегающим земельным участком вдали от освоенных территорий.

ЗАТО (Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние) – городской округ, в пределах которого находится какой-либо объект, для которого Указом Президента Российской Федерации установлен особый режим безопасного функционирования и сохранения государственной тайны.

Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

Моноцентрическая городская агломерация – городская агломерация, формирующаяся вокруг одного крупного города-ядра.

Образ жизни – понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в различных сферах. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Следовательно, образ жизни - это динамический социокультурный "портрет" членов общества, входящих в ту или иную поселенческую общность.

Полицентрическая городская агломерация – городская агломерация, имеющая несколько городов-ядер с их природными зонами

Посёлок городского типа - тип поселения, по численности населения занимающий промежуточное положение между городом и селом.

Починок – небольшая недавно заселенная деревня.

Регион (от лат. regio - страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, экономическая, политическая). Региональный - относящийся к какой-либо определённой территории (району, области, стране, группе стран).

Рурбанизация – процесс распространения городских форм и условий жизни на сельскую местность.

Село – крупная деревня, имеющая статус административного центра. В истории России село отличалось от деревни ещё и наличием церкви.

Станица (в русских регионах Северного Кавказа) – крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений.

Хутор – однодворное сельское поселение, обособленная усадьба с хозяйственными постройками и земельным участком, находящимся в индивидуальном пользовании.

В соответствии с Федеральным законом то 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003. № 131-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 г.) // Российская газета. 2003. 08 октября; Российская газета. 2011. 10 декабря. местное самоуправление имеет пять видов муниципальных образовании, в данной работе более подробно будет рассмотрен такой вид муниципального образования как сельское поселение, т. е. один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

А так же территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения Лапин В., Любовный В. Реформы местного самоуправления и административно -- территориальное устройство России. // Муниципальное управление. 2011. №7. С. 33..

В соответствии с законами субъекта Российской Федерации Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003. № 131-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 г.) // Российская газета. 2003. 08 октября; Российская газета. 2011. 10 декабря. статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Основные задачи муниципального управления в сельской местности могут быть сформулированы следующим образом (рис.1).

Сельское поселение, является уровнем местного самоуправления, наиболее подходящим для осуществления местного самоуправления. Ведь в городе, не каждый имеет, как сегодня, возможность увидеть руководителей города, области.

Рис.1. Основные задачи муниципального управления в сельской местности Зотов, В.Б., Макашева, З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М., 2007. С. 132.

В сельском же поселении глава проживает в соседнем доме и вот эта вот доступность власти крайне важна для развития местного самоуправления в связи с тем, что проблема, с которой часто нам приходится сталкиваться, это индефферентность жителей, неверие в то, что органы местного самоуправления могут что-то решить. А вот именно ситуация, когда глава живёт рядом, с ним можно действительно посоветоваться, он доступен и имеет очень важное значение.

При этом организация местного самоуправления должна учитывать и социально-экономические особенности и потенциал поселений для того, чтобы правильно осуществлять местное самоуправление, правильно, в том смысле, что эффективность.

Территориальная организация, безусловно, должна учитывать и демографические особенности, и географию, и миграцию населения. Оптимизация муниципальной территориальной организации местного самоуправления, о которой действительно много говорят, не должна превращаться в общество по интересам Дементьев А. Новая реформа местной власти: история и вопросы реализации // Муниципальное право. 2011 № 5. С. 34..

И преобразования муниципальных образований должны опираться на реальные основания, которыми следует руководствоваться, в частности, достаточность этой территории для эффективного решения вопроса местного значения. Одной из особенностей сельских поселений является то, что многие жители, которые живут на селе, особенно это характерно при наличии рядом крупного города, проживают они в сельской местности, работают в городском поселении и налоги уплачиваются в городском поселении.

Основных источников пополнения местных бюджетов (налог на имущество физических лиц, налог на землю, отчисления от налога на доходы физических лиц, ЕСХН, доходы от реализации муниципального имущества, арендные платежи, штрафы и т.д.) явно не достаточно для того, чтобы справиться со всем объемом полномочий, возложенных на поселения.

Тех, кто проживают в сельском поселении, имеют малый объем имущества, который может попасть под налогообложение, соответственно, вроде проблемы-то у всех одинаковые. Хотя вопрос о том, что недостаточное наполнение местных бюджетов, он характерен для всех: для городских, для сельских поселений, совершенно очевидно.

Ситуация с весьма скромной налогооблагаемой базой осложняется еще и процедурой сбора налогов (от отсутствия налоговых работников на местах до сложности оплаты квитанций). Например, складывается непростая ситуация с налогом на имущество физических лиц, т.к. нет механизма, нет закона, устанавливающего ответственность за не оформление права собственности. Соответственно, неоформленное право собственности на имущество исключает это имущество из налогооблагаемой базы. У власти нет иных рычагов, кроме метода убеждения, но его эффективность не высока Яшин Н., Гришунин И. Управление расходами бюджетов административно-территориальных образований. // Чиновник. 2011. №8 С.25..

В связи с тем, что оформление права собственности на имущество населения носит заявительный характер, то оформлением права собственности в основном занимаются те, кому нужно продать имущество, то есть те, кто вынужден это делать (обычно население неохотно этим занимается), однако некоторые районные власти смогли заинтересовать население. Кому-то помогают финансово провести межевание, оформление права собственности, для кого-то проводят разъяснительные работы (подворовый обход) - эти мероприятия оплачиваются из местного бюджета.

Финансового положения муниципальных образований свидетельствует о том, что практически во всех субъектах Российской Федерации доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры. Сложившееся к настоящему времени законодательство привело к тому, что благополучие муниципальных образований, особенно городских и сельских поселений, практически не зависит от развития экономики на их территориях. Большинство налогов на деятельность юридических лиц практически не попадает в местные бюджеты Яшин Н., Гришунин И. Управление расходами бюджетов административно-территориальных образований. // Чиновник. 2011. №8 С.26.. Следует отметить и слабую информированность населения о содержании законодательства в сфере местного самоуправления, да и само законодательство еще содержит множество коллизий. Преодолению данной ситуации способствует восстановление института стратегического планирования работы местных органов власти. Дело не в названии данного института, это может быть и план социально-экономического развития, и стратегический план развития, но в любом случае органы местной власти приобретают навыки не только планирования своей работы, но и овладевают технологиями управления процесса развития, совершенствования того органа или той территории, на которую распространяются полномочия данного органа власти. Для разработки программы развития территории муниципального образования, целесообразно воспользоваться следующим алгоритмом:

Подготовка и анализ информации о роли муниципального образования в регионе;

Сравнительная оценка ресурсного и социально-экономического потенциала муниципальных образований;

Выявление проблем развития, требующих принятия решений на региональном уровне;

Разработка системы приоритетов по решению проблем муниципального образования;

Разработка экстраполяционного прогноза развития муниципального образования, с учетом тенденций в мировой, национальной и региональной социально-экономических системах;

Разработка концепции и стратегических направлений развития муниципального образования в рамках концепции развития региона;

Разработка целевого прогноза развития муниципального образования в соответствии с выбранными приоритетами и стратегическими направлениями;

Разработка комплекса программных мероприятий по достижению целей и задач программы;

Формирование инвестиционных проектов, бизнес-планов по приоритетным проектам;

Выработка механизмов реализации программы;

Ресурсное обеспечение программы;

Распределение функций и координация процесса реализации программы;

Прогнозная оценка результатов и эффективности программы.

В процессе реализации программы представляется важным Филиппов Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ - путь в будущее России. // Муниципальная власть. 2010. № 6. С. 24.:

Создание организационных структур с определением форм участия администраций региона, муниципального образования и задействованных предприятий, организаций, учреждений;

Выбор и поддержка инвестиционных проектов, способствующих решению намеченных в программе проблем;

Определение алгоритма выполнения мероприятий;

Финансовое обеспечение, источники, условия предоставления и возврата финансовых ресурсов;

Информационное и кадровое обеспечение реализации программы.

Особенности местного самоуправления в муниципальных образованиях - сельских поселениях определяют необходимость их взаимодействия с аграрными производителями территории, осуществляющими свою деятельность в сельской местности.

Местное самоуправление и сельхозпроизводители муниципального образования изначально неразрывно связаны, поскольку специфика взаимодействия муниципальной власти и аграрных производителей основана на том, что село, являясь местом работы, является одновременно и местом проживания селян. Специфика муниципального образования - сельского поселения определяет особенности управления муниципальным образованием подобного типа, и кардинально отличается от управления и малым городом, и мегаполисом и имеет особенности экономического и управленческого характера. Это: "разбросанность" территории, отдаленность пограничных населенных пунктов от районного центра, в связи с чем - замедленность "обратной связи" между субъектом и объектом управления, потеря динамизма управленческого воздействия отсутствие либо незначительная доля промышленных предприятий, преобладают хозяйствующие субъекты - аграрные производители, в лучшем случае присутствуют 1-2 предприятия перерабатывающей отрасли вследствие сложившегося диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства - низкий уровень доходов сельских товаропроизводителей, значительное количество сельхозпредприятий, имеющих признаки банкротства, вследствие этого - низкий уровень собственных доходов муниципальных бюджетов низкая доля малого предпринимательства, непривлекательность сельских поселений для субъектов малого бизнеса, особенно работающих в сфере услуг, торговле низкий уровень доходов граждан на селе недостаток высококвалифицированных кадров ограниченный круг работодателей (бюджетные учреждения, 1-2 сельхозпроизводителя) высокая степень безработицы (банкротство сельхозпредприятия зачастую приводит к безработице сельского поселения в целом) низкий уровень социально-культурного обслуживания населения высокая социальная нагрузка на органы местного самоуправления, и, следовательно, на местные бюджеты, по обеспечению жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания населения сельских районов, необходимость содержания всего комплекса муниципальных учреждений в каждом населенном пункте независимо от количества проживающих (сельсовет - школа - детский сад - дом культуры - фельдшерско-акушерский пункт), высокая нагрузка по транспортному обеспечению доступа ко всем без исключения населенным пунктам района, необходимость содержания разветвленной транспортной сети для обеспечения связи с поселениями Пронина Л. Местное самоуправление в России: к новым приключениям // Местное самоуправление. 2011. № 15. С. 21..

Указанные выше характеристики сельских поселений создают дополнительные трудности в обеспечении жизнедеятельности сельских территорий, уровень жизни в которых гораздо ниже, чем даже в малых городах - райцентрах. Это определяет специфику управления и необходимость взаимодействия органов местного самоуправления и аграрных производителей территории для обеспечения существования сельских поселений.

Сельхозпроизводители различных организационно-правовых форм являются основными хозяйствующими субъектами в муниципальном образовании - сельском поселении. Наличие и степень развитости аграрного предпринимательства различных организационно-правовых форм способствуют занятости сельского населения в селах и деревнях, и, как следствие, снижению миграции сельского населения из деревни в город обеспечению налоговых поступлений в бюджет района продовольственной обеспеченности района и, в целом, обеспечивают само существование малых населенных пунктов. В то время как на местное самоуправление возложены основные функции по обеспечению жилищно-коммунального и социально-культурного обслуживания сельского населения.

Как правило, в сельском населенном пункте работодателем является одно крупное сельскохозяйственное предприятие и несколько крестьянских хозяйств, от эффективности финансово-хозяйственной деятельности которых напрямую зависит жизнь селян конкретной территории.

Как показывает опыт, чем успешнее функционируют субъекты аграрного предпринимательства, тем выше жизненный уровень граждан, что подтверждает опыт хозяйствования и относительно более высокий уровень жизни селян.

Органам местного самоуправления сельских поселений может быть отведена роль инструмента реализации приоритетного национального проекта и региональных программ развития аграрного комплекса Леонтьев Г. Местное самоуправление -- ресурс государства для управления развитием // Местное самоуправление. 2010. № 22. С.6..

Муниципальные сельские программы разрабатываются с учетом положений федеральных и региональных программ, а также полномочий органов местного управления по регулированию агропромышленного комплекса. При разработке и реализации программ органы местного самоуправления взаимодействуют с предприятиями и организациями, осуществляющими основные, вспомогательные и обслуживающие процессы в единой системе по производству сельскохозяйственных товаров.

Для формирования конкурентоспособных вертикально интегрированных структур АПК требуется пересмотр методов правового, организационного, экономического и социально-психологического воздействия. Это требует высокого профессионализма кадров, в том числе на муниципальном уровне. Особого внимания требует задача подготовки управленческих команд муниципальных районов и сельских поселений в форме стратегических тренингов, позволяющих развивать устойчивые навыки работы в проектных режимах изменений и реализации конкурентных преимуществ.

Цели, задачи, функции, организационная структура, методы управления, финансово-кредитная и кадровая политика сельских муниципальных образований должны постоянно адаптироваться к различным этапам реализации программ развития АПК.

Наряду с поддержкой агропромышленного комплекса, большое значение для сельской экономики имеет поддержка малого бизнеса, особенно в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. Развитие потребительской кооперации может положительно сказаться на организации закупок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно личных подсобных и фермерских хозяйств. Эта задача должна быть одной из приоритетных для органов местного самоуправления как сельских поселений, так и муниципальных районов Леонтьев Г. Местное самоуправление -- ресурс государства для управления развитием // Местное самоуправление. 2010. № 22. С.7..

Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунк­тов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т. д.).

Городское поселение - это город или поселок с прилегаю­щей территорией. В составе городского поселения могут нахо­диться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Численность жителей в таких сельских населенных пунктах должна состав­лять, как правило, менее 1 тыс. человек.

1. К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

Сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городское поселение - это город или поселок с прилегающей тер­риторией (в составе городского поселения также могут находиться сель­ские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Терри­тория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от числен­ности населения и размера территории.


Сельские поселения образуются по более сложным правилам.

1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1 тыс. человек.

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

3. Границы поселения, в состав которого входят два и более насе­ленных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в тече­ние рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установ­лении границ муниципальных районов на территориях с низкой плот­ностью населения и в труднодоступных местностях.

4. Поселение входит в состав одного муниципального района. Из указанных правил существуют исключения.

1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3 тыс. человек.

2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сель­ский населенный пункт с численностью населения менее 1 тыс. человек.

3. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью насе­ления или в труднодоступной местности, может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, прожи­вающих в соответствующем населенном пункте.

К территориям с низкой плотностью населения относятся террито­рии субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных рай­онов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правитель­ством Российской Федерации

К территориям с высокой плотностью населения относятся терри­тории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сель­ских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотно­сти населения сельских поселений в Российской Федерации.

Если же численность населения сельских населенных пунктов, яв­ляющихся муниципальными образованиями- поселениями, состав­ляет менее 500 человек, а на территориях с высокой плотностью насе­ления - менее 1500 человек, органы местного самоуправления, органы

государственной власти субъектов Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти обязаны инициировать процедуру изменения границ поселения.

(заводов, ферм, и др.), а также учреждений производственной и непроизводственной инфраструктуры (дорог, магазинов и т.п.).

Принято выделять несколько типов расселения населения:

  • 1) городское и сельское
  • 2) постоянное и временное

Жители населяют территория постоянно или временно (сезонно).

3) групповое и рассеянное

Групповое - дома жителей расположены рядом друг с другом, образуя компактные поселения, а рассеянное - каждый расположен на своем земельном участке.

4) системное и изолированное

Системное - взаимосвязанное расселение население.

Главным фактором формирования того или иного типа поселения является социально-экономический фактор, а именно уровень развития общества.

2. Формы ТОН

Исторически в РФ возникло несколько типов поселений:

  • 1. город
  • 2. посад
  • 3. слобода
  • 4. погост
  • 5. село
  • 6. сельцо
  • 7. деревня
  • 8. займище
  • 9. аул
  • 10. станица

В настоящее время ФЗ №131 (Об общих принципах местного самоуправления в РФ) определяет следующие виды населенных пунктов в России:

  • а) городской округ (городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации)
  • б) городское поселение (город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)
  • в) сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)
  • г) город федерального значения

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111). В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Критерии подразделения поселений:

  • 1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских - несельскохозяйственные отрасли экономики.
  • 2. Размер поселения, т.е. количество жителей в нем, - городские поселения обычно крупнее сельских.
  • 3. Административное значение - если оно есть, то поселение считается городским.
  • 4. Плотность населения - в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.
  • 5. Степень благоустройства - в городских поселениях она выше, чем в сельских.
  • 6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, - поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.

Городские и сельские населенные пункты являются первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В соответствии с формами и типами населенных пунктов принято классифицировать население на два больших типа - городское и сельское.

Типы сельских поселений разнообразны. На большей части территории России типичные сельские населенные пункты - это:

ь села (старые более крупные поселения, имевшие в прошлом или сохранившие до сих пор церкви);

ь деревни (старые небольшие поселения, не имевшие церкви);

ь поселки (новые поселения, возникшие за годы советской власти или в последнее десятилетие).

В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но в настоящее время это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа - аулами.

Для России характерен деревенский тип расселения, который сложился исторически и связан с общинным землепользованием.

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):

  • 1) мельчайшие (до 50 жителей)
  • 2) мелкие (51-100 жителей)
  • 3) средние (101-500 жителей)
  • 4) крупные (501-1000 жителей)
  • 5) крупнейшие (свыше 1000 жителей)

Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с числом от 1000 жителей (?52%). В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно ярко этот процесс был отмечен в европейской части России (ЦФО, СЗФО и ПФО).

В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер.