Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Срок реализации основной образовательной программы

Срок освоения каждого уровня общего образования определяет срок реализации основной образовательной программы соответствующего уровня образования. Если говорить об основной образовательной программе общего образования, то структура разрабатываются на 4 года (), если говорить об , срок освоения данной программы - 5 лет, если о полном общем среднем общем образовании - на 2 года.

Срок действия программ образования, как правило, ограничен. Например, если с 2012 года начали вводить, либо в соответствии со стандартами начального общего образования, либо со стандартами основного общего образования, то утвердили и разработали образовательную программу на период 2012-2016 учебный год.

Рекомендуемый подход к определению срока действия программ образования

Сейчас пришли к пониманию того, что образовательная программа, так же, как и стандарт каждого уровня общего образования, должна быть разработана на бессрочной основе. Поясним, почему это так. Новый закон об образовании не устанавливает срок действия Федерального государственного стандарта. Если вспомнить старый закон об образовании, то там было предусмотрено, что раз в 10 лет разрабатываются новые образовательные стандарты, и из этого логично тогда вытекало, что срок действия программ образования составлял 10 лет. Новый закон этого не предусматривает, стандарт действует бессрочно, пожизненно. Поэтому и образовательная программа может быть разработана без указания годов ее действия. Естественно, те изменения, которые будут вноситься, могут привести к тому, что программа будет слишком большая по объему, тогда можно утвердить образовательную программу соответствующего уровня образования в новой редакции. Соответственно, и «Приказ об утверждении основной образовательной программы начального общего образования ОУ СОШ №___», должен быть издан без указания годов. Образовательная программа организации будет долго жить, с учетом внесения в нее изменений и дополнений, до новой редакции. Это первый подход, и с целью экономической выгоды рекомендуется придерживаться именно этого подхода.

Прочие подходы к определению срока действия программ образования

Рассмотрим другой подход - это разработка и утверждение основной образовательной программы на определенный период, например 2012-2016 год. При этом для тех детей, которые придут на следующий учебный год, уже необходимо выстроить образовательную программу с учетом этой образовательной программы, и утвердить уже новую образовательную программу на соответствующий период, и провести всю ту работу, которую нужно проводить при разработке нового документа. Поэтому, если в образовательной организации не предусматривается изменения, переход на новые образовательные программы, введение профильности, углубленности и тому подобное, есть смысл разрабатывать образовательную программу без срока, без периода.

Встречается и третий подход, и он совершенно неправильный, - это когда говорят и показывают на титульном листе образовательной программы, что образовательная программа разработана на один учебный год.

Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ


Возможные формы и содержание образовательных программ в рамках перехода на ФГОС II поколения Образовательная программа (ОП) выступает основным механизмом реализации стандартов второго поколения, которые являются, безусловно, позитивным проектом современной начальной школы. В одном документе взаимосвязанными становятся: цели и планируемые результаты обучения, воспитания, развития обучающихся; учебный план и система внеурочной работы; механизмы формирования определенных качеств (характеристик) школьника и система их мониторинга.


Необходимо при проектировании Образовательной программы: признать право общеобразовательного учреждения на выбор УМК или систему учебников из УМК (СУ из УМК); учесть особенности УМК (СУ из УМК) и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального общего образования на современном этапе; проанализировать условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования между УМК (СУ из УМК) начальной школы и соответствующих программ (пособий) дошкольного образования.


Структура Образовательной программы пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план; программа формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов.


Раздел1. Пояснительная записка Создание пояснительной записки Образовательной программы предусматривает анализ целей и задач, основных концептуальных и теоретических положений Стандарта, Типового положения об общеобразовательном учреждении и соответствующего УМК, кроме того, предполагается детальный анализ особенностей образовательного учреждения. Структурные компоненты пояснительной записки: введение; цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования; принципы и подходы к формированию Образовательной программы; общая характеристика Образовательной программы; состав участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; заключение.


Раздел 2. Планируемые результаты. В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы; являться основой для ее разработки; выступать содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. При проведении анализа можно воспользоваться следующими показателями: личностные результаты; метапредметные результаты (регулятивные УУД, познавательные УУД и коммуникативные универсальные учебные действия; предметные.


Раздел 3. Учебный план Обязательная часть определяет состав обязательных учебных предметов, учебное время, отводимое на их изучение. Вариативная часть учебного плана (2 - 4 классы) может быть использована для более основательного изучения обязательных учебных предметов, изучения других предметов; проведения занятий по выбору (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.); Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность.


Раздел 3. Учебный план Обязательная часть определяет состав обязательных учебных предметов, учебное время, отводимое на их изучение. Вариативная часть учебного плана (2 - 4 классы) может быть использована для более основательного изучения обязательных учебных предметов, изучения других предметов; проведения занятий по выбору (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т. д.); Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность (для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта).


Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся Должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Основу определения универсальных учебных действий составляют: Примерная программа, УМК и планируемые результаты освоения Образовательной программы. В этой части Образовательной программы важно указать типические свойства методической системы УМК, которые оказывают непосредственное влияние на качество формирования УУД (например, комплектность, инструментальность, интерактивность, интеграция).


Раздел 4. Программа формирование универсальных учебных действий обучающихся Структура программы формирования универсальных учебных действий: пояснительная записка Программы формирования включает: - цель программы формирования УУД; - задачи программы; - ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования. Характеристика личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов.


Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, курса, описание его места в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты освоения конкретного учебного предмета, курса и его содержание; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Программа воспитания). Программа воспитания призвана обеспечить духовно- нравственное развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры. Стандартом определены направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).


Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (Программа здоровья) Программа здоровья должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. При проектировании Программы здоровья необходимо использовать взаимосвязанные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (Программа здоровья) Основные направления формирования здорового образа жизни: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной работы; реализация дополнительных образовательных программ; просветительская работа с родителями (законными представителями).


Раздел 8. Программа коррекционной работы Создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.


Раздел 9. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов освоения ОП должна: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; ориентировать образовательный процесс; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения Образовательной программы; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.


Интернет – ресурсы Сайт Федеральный государственный стандарт: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: /index.phphttp://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS- 2010/index.php Примерная основная образовательная программа начального общего образования: Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования: /2T/2T.phphttp://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS- 2010/2T/2T.php Проект ФГОС основного общего образования: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения и реализация образовательной системы «Школа-2100». Средняя общеобразовательная школа 135 г. Казани:

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.


Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего образования

3.1. ООП ООО самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.
3.2. ООП ООО разрабатывается на основе Примерной образовательной программы основного общего образования, данного Положения о структуре, порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки основной образовательной программы основного общего образования, а также Положения о рабочей программе в условиях реализации ФГОС ООО.
3.3. В разработке ООП ООО участвуют администрация школы, члены методического совета, педагоги, входящие в состав рабочей группы по разработке ООП ООО, члены Совета школы.
3.4. Для разработки ООП ООО издаётся приказ директора, в котором утверждается рабочая группа по разработке ООП ООО, определяются сроки, назначаются ответственные.
3.5. Разработанная ООП ООО утверждается педагогическим советом и приказом директора.
3.6. При утверждении ООП ООО на титульном листе указываются реквизиты протокола педагогического совета, приказа.

3.7. В ООП ООО могут вносится изменения, дополнения и корректировка. Предложения о внесении изменений или корректировке могут вносить письменно методические объединения на рассмотрение методическому совету. Методический совет, рассмотрев предложения о внесении изменений или корректировке, вносит письменно предложения на рассмотрение и принятие педагогическому совету.
3.8. После внесений изменений и дополнений в ООП ООО она утверждается заново. После принятия изменений или корректировке отдельных положений директор школы издаёт приказ.
3.9.Реализация ООП ООО становится предметом выполнения всеми участниками образовательного процесса.
3.10.ООП ООО хранится у директора школы. Копия - у заместителя директора по УВР. Также текст ООП ООО размещается на сайте школы для ознакомления с документом учащихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса.


  1. Управление реализацией ООП ООО
Управление реализацией ООП ООО представлено коллегиальными органами: школьные методические объединения учителей-предметников, методический совет, педагогический совет школы и Совет школы.

4.1. Совет школы обеспечивает определение образовательных запросов со стороны всех участников образовательного процесса, перспектив развития ООП ООО, способствует их реализации посредством объединения усилий учителей, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.2. Педагогический совет:

Рассматривает и утверждает ООП ООО, изменения, дополнения к ней.
4.3. Директор школы:

Утверждает учебный план основной школы на текущий учебный год;

Утверждает рабочие программы учебных предметов и курсов;

Утверждает программы внеурочной деятельности;

Обеспечивает стратегическое управление реализацией ООП ООО;

Обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных ООП ООО;

Создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические условия для выполнения ООП ООО;

Ежегодно представляет публичный доклад о выполнении ООП ООО, обеспечивает его размещение на сайте образовательного учреждения.
4.4. Заместители директора по УВР:

Обеспечивают разработку ООП ООО в соответствии с положением;

Организуют на основе ООП ООО образовательный процесс на уровне основного общего образования;

Осуществляют контрольно-инспекционную деятельность и анализ выполнения учебных программ;

Обеспечивают итоговый анализ и корректировку ООП ООО.
4.5. Заместитель директора по ВР:

Обеспечивает проектирование и реализацию системы воспитания и социализации учащихся основной школы;

Осуществляет организацию воспитательной деятельности;

Обеспечивает контроль и анализ воспитательной работы

Обеспечивает разработку программ внеурочной деятельности учащихся основной школы;

Осуществляет организацию занятий по программам внеурочной деятельности учащихся основной школы;

Обеспечивает контроль и анализ реализации программ внеурочной деятельности учащихся основной школы.
4.6. Методический совет координирует усилия различных подразделений школы по развитию научно-методического обеспечения ООП ООО.

Методический совет призван:

Обеспечить целостный анализ реализации ООП ООО;

Способствовать определению стратегических приоритетов ООП ООО;

Обеспечить разработку и корректировку ООП ООО;

Анализировать процесс и результаты внедрения комплексных нововведений в образовательный процесс;

Изучать деятельность школьных методических объединений учителей-предметников по реализации ООП ООО.
4.7. Школьные методические объединения учителей-предметников способствуют совершенствованию методического обеспечения ООП НОО:

Проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;

Вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и учебно-методического обеспечения;

Проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых преподавателями в рабочие программы;

Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе оценок достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1 В том числе с освоенным учебным материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в ином содержательном контексте.

2 Как правило, такого рода задания - это долгосрочные проекты с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями её оценки, в ходе выполнения которых контролирующие функции учителя сведены к минимуму.

3 Например, что помогает/мешает или что полезно/вредно , что нравится/не нравится и др.

4 В соответствии с требованиями ФГОС ООО оценка выполнения такого рода заданий проводится исключительно с целью оценки эффективности деятельности образовательных учреждений с использованием неперсонифицированных процедур. Данные о достижении этих результатов могут накапливаться в портфеле достижений ученика, однако любое их использование, в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения, возможно только в соответствии сфедеральнымзаконом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

5 Эти результаты приводятся в пояснительных записках к планируемым результатам по каждой учебной или междисциплинарной программе. В настоящем издании представлены в виде сводной пояснительной записки.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

А) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

Б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.