Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018 - демоверсия от ФИПИ

Демоверсия ОГЭ 2018 русский язык устная часть скачать
Спецификация скачать
Критерии оценивания скачать
Дополнительная схема оценивания заданий 1,2,3,4 скачать

Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 - чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку - 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку - 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку - 1 минута.

В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.

Задание 1 - выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 - тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 - участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение - 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, - 4 балла.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) - 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание - 3.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, - 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, - 4 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, - 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.

Так что без серьезной подготовки тут не обойтись. ОГЭ по русскому – это обязательный экзамен, который определяет для школьника его аттестационную отметку и позволяет поступить в профильный гуманитарный класс.

Впрочем, среди учеников есть и такие, которые считают русский не слишком сложным предметом. Они полагают, что язык, на котором происходит ежедневное общение, переписка в социальных сетях, просмотр фильмов и передач, можно сдать без особых трудностей. Такое мнение подвело многих девятиклассников – ОГЭ по данному предмету включает множество разнообразных заданий, выявляющих умение пользоваться литературными языковыми нормами, а также понимание правил лексики, грамматики, синтаксиса и пунктуации.

Еще одно новшество в ОГЭ – говорение, которое вызывает сложности у ребят, не привыкших грамотно выражать свои мысли. Давайте разберемся, на что стоит обратить внимание при подготовке к данному экзамену, в какие даты он пройдет, и какие изменения могут быть внедрены в КИМы 2018 года.

Демонстрационный вариант ОГЭ-2018

Даты ОГЭ по русскому языку

Согласно предварительному расписанию экзаменации, русский язык нужно будет сдавать в такие даты:

  • досрочная экзаменация – 25.04.2018. Резервный день – 4.05.2018;
  • основная дата ОГЭ – 29.05.2018. Резервом станет 19.06.2018;
  • дополнительный экзамен – 4.09.2018. В качестве резерва указана дата 17.09.2018.

Регламент и особенности проведения экзамена

Профильная комиссия, отвечающая за разработку КИМов по русскому языку, сообщила, что в 2018 году в билетах не будет никаких изменений.

Работать с КИМом ученик сможет на протяжении 235 минут. На данном ОГЭ ученики смогут использовать предоставленный им в аудитории орфографический словарь. На этом перечень предметов, разрешенных на экзамене по русскому языку, заканчивается. Не берите с собой смартфоны, заметки с правилами и исключениями, не пытайтесь пронести гарнитуру или мини-наушники, надеясь обмануть наблюдателей и списать. Любые противоправные действия приведут лишь к одному итогу – удалению из класса и двойке за ОГЭ.

Структурная и содержательная часть билета

КИМы по данному предмету разработаны так, чтобы оценить подготовку выпускников 9-х классов во всем, что касается русского языка. На основании результатов данного ОГЭ комиссия делает выводы о том, стоит ли зачислить конкретного школьника в профильный лингвистический класс и выдать ему аттестат об окончании средней школы. Начиная с 2017 года, ОГЭ включает в себя письменную и устную части, о каждой из которых стоит поговорить отдельно.


Начинайте подготовку к ОГЭ осенью, чтобы успеть проработать весь материал

Письменная часть экзаменации

При работе с билетом школьникам предстоит продемонстрировать свои умения в использовании письменной речи, а также языковые навыки лингвистического, аналитического и классификационного характера, понимание правил грамматики, стилистики, пунктуации и орфографии, умение осуществлять коммуникации с окружающими через письмо. Билет состоит из трех частей, в которых содержатся 15 заданий разного уровня сложности:

  • первая часть – одно задание в форме изложения по прослушанному тексту. Максимум баллов, которые можно получить за эту часть, равен 7. Аудиофайл с текстом будет прокручиваться два раза. Во время первого прослушивания ученики могут делать пометки на черновом бланке. Затем школьникам предоставят 3 минуты, чтобы они смогли осмыслить свои записи и понять, какие аспекты ускользнули от них при прослушивании текста. После этого запись ставится повторно. После этого девятиклассники будут иметь возможность переписать свои мысли на чистовой бланк;
  • вторая часть – задания под номерами с 2 по 14, предусматривающие краткий ответ ученика. В данной части школьникам предстоит самостоятельно формулировать ответ или же выбирать и записывать его из предлагаемого в КИМе списка. Работа проводится на основании выданного с билетом текста. Правильный ответ на каждое задание принесет вам 1 балл, максимальное число баллов за вторую часть КИМа исчисляется 13 баллами;
  • третья часть – задание под номером 15. Ученикам предоставят 3 темы, среди которых нужно выбрать одну и написать сочинение. Максимум баллов за третью часть – 9.

Отметим, что в данном ОГЭ отдельно выставляются баллы за грамотную и точную речь ученика в изложении и сочинении (максимум – 10 баллов). Всего за КИМ можно набрать 39 первичных баллов.

Устная часть экзамена по русскому языку (говорение)

Ученикам 9-х классов, которые будут проходить ОГЭ в 2018 году, предстоит сдавать не только письменный, но и устный экзамен по русскому языку. По некоторым сведениям, говорение будет проходить первым, и именно оно определит допуск ученика к письменной части ОГЭ. Говорение направлено на выявление коммуникативных навыков школьников. Оно проверит умение вести монолог и диалог, способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, а также пересказывать прочитанное, обосновывая свои высказывания.


В 2018 году девятиклассники не смогут отделаться одним только письменным экзаменом. Помимо сочинения и тестов им придется сдавать говорение!

Структурно КИМ состоит из четырех частей, каждая из которых является отдельным заданием:

  • первое задание – чтение научно-публицистического фрагмента. За данную часть можно набрать 2 балла;
  • второе задание – ученику предстоит пересказать прочитанное, привлекая дополнительную информацию и комментируя свои высказывания. Это задание также может принести 2 балла в вашу копилку;
  • третье задание – монолог на выбранную тему. Он может быть оценен максимум в 2 балла;
  • четвертое задание – диалог с экзаменатором, который может поставить за ответ до 3 баллов.

Отдельно оценивается соблюдение литературных языковых норм при выполнении первого и второго задания – тут можно заработать до 2 баллов. Речевое оформление ответа при работе с заданиями номер три и четыре оценивается еще в 3 балла. Максимум первичных баллов за говорение равен 14.

Скорее всего, в говорении будут предложены тексты, рассказывающие о жизни . Баллы за устный экзамен в отметки переводиться не будут – ученик получает либо «зачет», либо «незачет». Для успешной сдачи говорения, по предварительной информации, придется набрать хотя бы 50% первичных баллов.

Перевод баллов в отметки для аттестата

Шкала, по которой производится пересчет баллов за письменную часть экзамена в аттестационные отметки, выглядит следующим образом:

  • от 0 до 14 баллов – твердая «двойка»;
  • от 15 до 24 баллов – оценка «три»;
  • от 25 до 33 баллов – оценка «четыре». При этом хотя бы 4 балла нужно получить за грамотность. В случае, если за грамотность набрано менее 4 баллов, ученику ставится оценка «удовлетворительно»;
  • от 34 до 39 баллов – отметка «пять». Однако получение пятерки также требует соблюдения определенного условия: если за грамотность ученику было выставлено менее 6 баллов, он получает «четверку».

При распределении учеников в профильные лингвистические классы преимущество будет у ребят, которые наберут за письменную часть работы 31 балл и выше.

Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку?


Приучите себя писать сочинения, и тогда сдача ОГЭ не вызовет у вас проблем

Наличие устной и письменной части экзамена говорит о том, что ученикам придется хорошенько попотеть, чтобы освоить все виды языковой деятельности. Специалисты профильных комиссий рекомендуют школьникам уделить внимание таким моментам:

  • повторить и отработать все правила и исключения, встречающиеся в школьной программе русского языка;
  • отточить применение языковых норм путем регулярного написания диктантов и изложений. При написании изложений засекайте время, чтобы научить себя в отведенное время выбирать тезисы и кратко их записывать на черновике;
  • написать хотя бы 10-15 сочинений на темы, предлагаемые в КИМах прошлых лет. Вам придется выделить главную проблему, прокомментировать ее, показать свои навыки в проведении аналогий и знание подходящих цитат. Помните – комиссия в первую очередь оценивает понимание темы и умение писать, не отвлекаясь от авторской мысли. Если уйдете в сторону или попытаетесь выехать на общих фразах, то рискуете получить за сочинение 0. Хорошее сочинение можно написать только в том случае, если вы в течение года будете читать классиков мировой и российской литературы и критические статьи по основным произведениям из школьной программы;
  • устная часть, как правило, касается обсуждения выдающихся российских деятелей. Посмотрите интересные программы, почитайте публикации о жизни и деятельности Юрия Гагарина, Циолковского, Пирогова, а также других знаменитых художников, писателей и ученых. Пересказывайте прочитанное родителям и друзьям, чтобы отработать навык красивой и грамотной устной речи;
  • регулярно читайте художественные и публицистические тексты вслух, работая с интонацией и ударениями.

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2018 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку состоят из трех частей.

Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.

В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).

К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.

В демострационном варианте ОГЭ 2018 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2018 год

Шкала пересчёта первичного балла

  • за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по русскому языку

В демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку 2009 года подверглись изменениям критерии оценивания.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку были внесены следующие изменения :

  • было изменено задание С2 ,
  • было исключено альтернативное задание (С2.2)

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку принципиальных изменений по сравнению с демонстрационным вариантом 2013 года не было.

В 2015 году в демострационный вариант ОГЭ по русскому яыку были внесены следующие изменения:

  • Количество заданий в работе было сокращено с 18 до 15 .
  • Максимальный балл за выполнение работы был уменьшен с 42 до 39 .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
  • Были добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение)

В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2018 годов по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В 2019 году все учащиеся 9 классов должны будут получить допуск к выпускным экзаменам. Для этого 13 февраля 2019 года они должны будут получить "зачёт" на итоговом собеседовании.

В 2019 году все выпускники должны будут сдать 4 ОГЭ: 2 обязательных (ОГЭ по русскому языку и математике) и 2 экзамена по выбору. Баллы за каждый из четырёх ОГЭ будут переведены в оценки. Соответствие баллов оценке будет объявлено накануне экзаменов. На Федерально портале "Российское образование" официальную информацию о том, как переводить первичные баллы ОГЭ в оценки. Обращаем ваше внимание, что цифры носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. В аттестат обычно ставится средний показатель между оценкой за ОГЭ и годовой отметкой по предмету. Баллы за ОГЭ будут напрямую влиять на то, смогут ли выпускники 9 классов претендовать на место в 10 профильном классе.

Если ученик получит "двойку" хотя бы по одному экзамену, то получить аттестат он не сможет, пока не пересдаст ОГЭ повторно на удовлетворительный результат (то есть преодолеет минимальный порог баллов). Если ученик получит одну или две "двойки" на ОГЭ, то каждый экзамен он сможет переписать дважды - в резервные дни и в дополнительный период. Если учащийся получает неудовлетворительные результаты по 3 или 4 ОГЭ, то пересдать экзамены он сможет лишь в сентябре. В случае успешной пересдачи каждый выпускник получает аттестат (даже если он пересдавал в сентябре).

Изменения в КИМах ОГЭ по русскому языку в 2019 году

Изменений в КИМах ОГЭ 2019 года по русскому языку нет, но к привычному письменому экзамену в текущем году добавился новый устный экзамен. В 2019 году все без исключения выпускники 9 классов будут сдавать итоговое собеседование.

Фактически ОГЭ по русскому языку теперь представляет собой два экзамена, которые, безусловно связаны между собой, но при этом будут проходить в разное время и по разным процедурам. Итоговое собеседование будет проходить в той школе, где учатся подростки, а не в специальных ППЭ (пунктах проведения экзаменов). Продолжительность итогового собеседования – 15 минут.

Основное общее образование

Русский язык

Демоверсия ОГЭ-2019 по русскому языку с разбором заданий

Демовариант, кодификатор и спецификация ОГЭ 2019 по русскому языку с официального сайта ФИПИ.

Скачать демоверсию ОГЭ 2019 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:

Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ОГЭ по русскому языку.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности, сгруппированные по темам, знание которых проверяется на ОГЭ, а также подробные комментарии. Кроме того, приводится информация о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание адресовано учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку. В книгу включен разнообразный материал, который поможет ученику повторить изученное в 5-9-х классах, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену. Пособие позволит усовершенствовать умения, связанные с чтением текста, написанием изложения, анализом текста и созданием собственного речевого высказывания. Материалы книги могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся 8-9-х классов, в процессе подготовки к предстоящему экзамену под руководством учителя, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка, начиная с 5-го класса. Издание окажет помощь учителям при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.

Разбор заданий демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Часть 1

Задание 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

  1. Точно передано основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы (2балла).
  2. Применён один или несколько приёмов сжатия текста (3 балла).
  3. Работа отличается смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  • в работе нет нарушений абзацного членения текста (2 балла)

Максимальный балл – 7.

План работы для детей-аудиалов (воспринимающих информацию на слух)
  1. Прослушать текст 1 раз, понять его основное содержание и главную мысль каждой микротемы.
  2. Поработать самостоятельно около пяти минут, записав ключевые слова и опорные фразы.
  3. Прослушать текст второй раз, дописав необходимые слова.
  4. Применить способы сжатия текста.
План работы для детей-визуалов (воспринимающих информацию зрительно)
  1. Предварительная подготовка черновика: черновик располагается горизонтально и делится на 3 части, которые подписываются следующим образом: глаголы (грамматическая основа), слова, предложения. Исходя из того, что глагол – это центр высказывания, при первом прослушивании выписываем в первую колонку глаголы или грамматическую основу.
  2. Во время пятиминутной самостоятельной работы заполняем запомнившимися слова колонку №2, ставим знаки вопроса, если не можем вспомнить слово.
  3. Во время второго прослушивания корректируем колонки №1 и №2.
  4. Составляем из слов первой и второй колонок предложения, применяя приемы сжатия текста.
Способы сжатия текста
  1. Упрощение (заменяем сложные синтаксические конструкциями простыми).
  2. Исключение (исключаем из текста некоторые слова и предложения).
  3. Обобщение (информацию нескольких предложений передаём одной фразой).

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2–15.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

Федотовна вдруг проговорила:

(По Б. Васильеву*)

Задание 2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

Правильность выполнения данного задания определяется исключительно внимательным прочтением текста и владением учащимися навыками смыслового чтения.

Сначала надо найти предложения, которые противоречат содержанию текста и исключить их из вариантов ответа.

Затем определить, какие предложения соответствуют содержанию текста, но не дают ответ на поставленный вопрос.

Затем выбрать ответ на вопрос.

Разбор задания

«Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

1) Это были копии, а не настоящие документы.

2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.

4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

  1. Первое предложение, данное в вариантах ответа, противоречит содержанию текста.
  2. Второе предложение соответствует содержанию текста, но не даёт ответа на поставленный вопрос: поведение детей, действительно, обидело Анну Федотовну, но отдавать письма она не хотела по иной причине.
  3. Третье предложение даёт правильный ответ на поставленный вопрос.
  4. Четвертое предложение противоречит содержанию текста.

Ответ: 3.

Задание 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Формируем понимание у учащихся того, что в основе средств выразительности речи лежат слова в переносном значении. То есть нельзя буквально представить то, о чем образно говорится в предложении.

  1. Если переносное слова реализуется в одном слове – прилагательном – это эпитет (художественное определение).
  2. Если переносное слова реализуется в одном слове – глаголе – это олицетворение (когда неодушевленные существительные действуют как одушевленные).
  3. Если переносное значение слов реализуется при помощи сочетания слов – это метафора.
  4. Если переносное значение слов реализуются на уровне устойчивого сочетания слов – это фразеологизм.
  5. Если переносное значение реализуется через сопоставление предметов с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто, словно, точно – это сравнение.

При выполнении задания необходимо отобрать только те предложения, в которых есть слова в переносном слове, а затем сделать окончательный выбор, исходя из условий задания.

Разбор задания

1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

В первом предложении есть слова в переносном значении, но они не являются метафорами: с невероятным презрением – эпитет, трус несчастный (устойчивое выражение) – фразеологизм.

Во втором предложении есть метафора: «их вынули из её души». Переносное значение реализуется посредством сочетания слов.

В третьем и четвертом предложениях выразительных средств нет.

Ответ: 2.

Задание 4

Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

Самое главное, о чём нужно помнить:

  1. Если в вопросе говорится о значении приставки, то для ответа необходимо искать слова с приставками ПРЕ-ПРИ.
  2. Если речь идёт о звонкости-глухости последующих согласных, то это приставки, которые оканчиваются на З-С.
  3. Если в вопросе употребляется словосочетание «традиционное написание», то необходимо искать слова с приставками, пишущимися по традиции: приставки «на», «по», «за» и т.п.

Разбор задания

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

В данном фрагменте тексте необходимо найти слово с приставкой, обозначающей «приближение». Данное значение характерно для приставки «ПРИ».

Ответ: пришли.

Задание 5

Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.

Задание 5 связано с орфограммой «Правописание суффиксов разных частей речи». Тема, которая встречается чаще других в данном типе задания – «Одна и две Н в суффиксах прилагательных и причастий».

Сначала надо научить извлекать из задания нужную информацию, которая поможет правильно ответить на вопрос.

Во-первых, надо понимать, слово какой части речи необходимо найти.

Во-вторых, необходимо точно знать, сколько «Н» должно писаться в искомом слове.

Некоторые задания сформулированы иначе: надо найти то, что является исключением из правила.

Слова-исключения: деревянный, стеклянный, оловянный, ветреный, нечаянный, отчаянный, невиданный, слыханный, священный, медленный.

И ещё одно важное дополнение: страдательные причастия могут быть употреблены как в полной, так и в краткой форме: начитанный – начитана, лишённый – лишена и т.д.

Разбор задания

(14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

Слово, которое является исключением из правила – прилагательное деревянную.

Ответ: деревянную.

Задание 6

Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Синонимы – это разные слова, которые близки по смыслу.

Антонимы – противоположные по значению слова.

Стилистически нейтральные – уместные в любом стиле речи.

Чаще всего в этом задании даны разговорные, просторечные слова, которые нужно заменить стилистически нейтральными.

Подобранное слово должно быть той же частью речи, что и данное в задании.

Разбор задания

«Пошушукались» – значит пошептались.

Ответ : пошептались.

Задание 7

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание касается темы «Типы связи в словосочетании».

Тип связи в словосочетании определяется характером вопроса между главным и зависимым словом:

Данное в задании словосочетание необходимо заменить словосочетанием другого типа связи: поменять согласование на управление или наоборот, заменить управление на примыкание и наоборот.

Самое важное при этом понять, что «заменить» – это не значит переставить слова местами.

Заменить – значит подобрать к зависимому слову в данном словосочетании однокоренное слово другой части речи: к имени прилагательному, деепричастию или наречию – имя существительное; к имени существительному – или имя прилагательное, или деепричастие, или наречие. В этом и заключается смысл замены.

Замена слова иной частью речи приводит к изменению вопроса, который задается от главного слова к зависимому. А именно вопрос определяет тип связи в словосочетании.

Логика рассуждений:

Чтобы изменить тип связи, необходимо изменить вопрос. Это, в свою очередь, требует изменения части речи. Изменить часть речи – значит подобрать однокоренное слово: для управления – имя существительное, для согласования – имя прилагательное, для примыкания – наречие или деепричастие.

Разбор задания

«Деревянная шкатулка» – это словосочетание с типом связи «согласование». Его надо изменить таким образом, чтобы связь стала управление. Необходимо сделать так, чтобы связь между словами в словосочетании была выражена не вопросом «какая?», а падежным. Для этого к прилагательному «деревянная» подбираем однокоренное существительное «дерево».

Соединяем в словосочетание слова «дерево» и «шкатулка» и получаем – шкатулка из дерева.

Контрольная проверка: проверяем, поменялся ли вопрос.

Шкатулка (из чего?) из дерева? Вопрос поменялся на падежный. Это управление.

Ответ: шкатулка из дерева.

Задание 8

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

Грамматическая основа – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа в своем составе может имеет как оба главных члена предложения, так и один из главных членов предложения: только подлежащее или только сказуемое.

Поиск грамматической основы лучше начинать с глагола, затем по нему искать подлежащее.

В результате могут возникнуть следующие ситуации.

  1. При глаголе не назван деятель, хотя он подразумевается. В таком случае грамматическая основа будет представлена только сказуемым.
  2. Глагол, найденный в предложении, не выражает смысла высказывания, явно чувствуется его информационная недостаточность: он был, он казался, день становился и т.п. В таком случае сказуемое будет выражено не одним, а несколькими словами: он был другом, он казался счастливым, день становился солнечным.
  3. Глагола нет, но есть слово «нет», которое выполняет роль сказуемого в безличном предложении.
  4. В предложении нет глагола. В таком случае сказуемое выражено другой частью речи. Обычно в таких предложениях пропущенный глагол легко восстанавливается: Ему тяжело. – Ср. Ему (было) тяжело. Сказуемое – тяжело.
  5. В состав сказуемого всегда входит слова «надо», «необходимо», «можно», «нельзя».
  6. В предложении нет глагола, но есть существительные или местоимения в именительном падеже. Значит, данные слова и составляют грамматическую основу. Существительные и местоимения в И.п. могут быть только главными членами предложения.

Разбор задания

(22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. Находим в данном предложении глагол «создают» – это сказуемое. Ищем подлежащее, деятеля, который выполняет действие, выраженное глаголом. Деятель при данном сказуемом мыслится (они), но в предложении не назван. Значит, подлежащего нет. Грамматическая основа представлена только сказуемым.

Ответ: создают.

Задание 9

Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Обособляться, или выделяться запятыми, могут только второстепенные члены предложения: определения, обстоятельства, дополнения. Значит «обособленные члены предложения» – это второстепенные члены предложения, выделенные запятыми.

Если в части предложения, выделенной запятыми, нет грамматической основы, значит это обособленный второстепенный член предложения.

Когда второстепенные члены становятся обособленными?

  1. Когда определение выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
  2. Когда обстоятельство представляет собой деепричастный оборот или одиночное деепричастие.
  3. Когда дополнение выражено оборотом с предлогом «кроме».

В заданиях часто требуется найти предложение с обособленным приложением.

Существует только три вида второстепенных членов предложения, приложение в данную классификацию не входит. Значит, приложение – это разновидность одного из второстепенных членов предложения.

Приложения отвечают на вопрос «какой?» – значит это определение.

Приложение выделено в отдельную группу второстепенных членов, так как существенно отличается от определений. В отличие от них приложение – это определение, выраженное именем существительным. Кроме запятых, в качестве знаков выделения при приложении используется ещё и тире.

Разбор задания

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Проанализируем, какие функцию выполняют в данном фрагменте запятые. Отметим те, где они выделяют второстепенные члены предложения. Обособление второстепенных членов предложения видим в 27 предложении: «вызывающий, полный непонятной для неё претензии». Этот обособленный второстепенный член предложения отвечает на вопрос «какой?»: тон (какой?). Следовательно, это обособленное определение.

Ответ : 27.

Задание 10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Найти вводное слово – значит найти слово, которое не является членом предложения, т.е. не связано ни с одним из членов предложения вопросом и не несёт никакой информационной нагрузки для понимания смысла предложения.

Вводные слова можно разделить на несколько групп.

  1. Вводные слова, обозначающие степень уверенности или неуверенности говорящего: конечно, может быть и др.
  2. Вводные слова, выражающие чувства и эмоции говорящего: к счастью, к сожалению и др.
  3. Вводные слова, указывающие на источник сообщения: по моему мнению, по сообщениям газет и др.
  4. Вводные слова, помогающие оформить ход рассуждения говорящего.

Вводные слова на письме выделяются запятыми.

Разбор задания

– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Проанализируем запятые, обозначенные цифрами в данном фрагменте текста. Определим, какие из них выполняют функцию разделения, а какие выделения.

  1. Запятые 1 и 2 выделяют
  2. Запятые 3, 4 и 5 разделяют.

Уже на данном этапе решения задания очевиден ответ. Это запятые 1 и 2, которые выделяют слово «видимо». Данное слово является вводным и по смыслу соотносится с первой группой вводных слов, обозначающих уверенность или неуверенность говорящего в предмете речи.

Ответ: 12.

Задание 11

Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

Трудности, с которыми встречаются учащиеся, при выполнении данного задания.

  1. Принимают за разные грамматические основы однородные сказуемые, относящиеся к одному подлежащему.
  2. Принимают за грамматическую основу деепричастный оборот.
  3. Принимают за грамматическую основу вводное предложение.
  4. Не считают грамматической основой сказуемое, выраженное другой частью речи, нежели глагол.

Данные ошибки приводят к тому, что число грамматических основ получается больше, чем есть на самом деле, либо меньше.

Другой род ошибок связан с тем, что число грамматических основ по подсчётам учащихся получается меньше правильного ответа. Это происходит в том случае, если сказуемое выражено не глаголом, а другой частью речи.

Разбор задания

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

Считаем глаголы и отмечаем деятелей при них.

  1. Прикрыла (Анна Федотовна)
  2. Прислушалась (Анна Федотовна)
  3. Молчала (душа)
  4. Не звучал (голос)

Проверяем, какие пункты можно объединить. У глаголов «прикрыла» и «прислушалась» общий деятель – Анна Федотовна.

Объединяем и получаем следующую запись:

  1. Прикрыла, прислушалась (Анна Федотовна)
  2. Молчала (душа)
  3. Не звучал (голос)

Сколько получилось пунктов, столько и грамматических основ в предложении.

Ответ: 3.

Задание 12

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Существует три способа связи частей в сложном предложении:

  1. Бессоюзная связь: без союзов при помощи интонации.
  2. Союзная сочинительная связь: с помощью сочинительных союзов.
  3. Союзная подчинительная связь: с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

Следовательно, чтобы установить тип связи, необходимо определить тип союза. Если союз сочинительный, то и связь сочинительная, если использовано средство подчинительной связи, то и связь подчинительная.

Сочинительные союзы

Соединительные

и, да(=и), ни-ни, тоже, также

Противительные

а, но, да (=но), зато, однако, же

Разделительные

или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то

Подчинительные союзы

Изъяснительные

как, чтобы, что, будто

Временные

Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока

Причинные

Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что

Целевые

Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы

Условные

Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз

Уступительные

Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что

Сравнительные

Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно

Следствия

К средствам подчинительной связи, кроме союзов, относятся союзные слова: местоимённые наречия (где, куда, откуда и др), относительные местоимения (что, который, какой, чей) в различных формах (например, чем, какого, которого и др.)

Подчинительный союз в отличие от сочинительного может не находиться на границе частей сложного предложения.

Когда закончился дождь, мы пошли гулять. Это связь не бессоюзная, как многие ошибочно определяют, а подчинительная: подчинительный союз «когда» находится в начале предложения.

Если предложение, присоединяемое подчинительным средством связи, находится внутри другой части, то в ответ идут две запятые.

Разбор задания

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.

Необходимо выписать цифры, между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Значит надо найти подчинительные средства связи, которые используются в данном предложении. Это союз что (цифра 2) и союз чтобы (цифра 5). Проверим, не находится ли часть «что они подлинные» внутри другой части. Если нет, то в ответ пойдет цифра 2, если находится – то в ответ пойдут две цифры – 23.

Часть «аккуратно сложила в шкатулку и сказала» является продолжением первой части «Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась». Следовательно, первая часть разрывается второй. В ответе должны быть две цифры.

Ответ : 235

Задание 13

Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

1. Ответом в данном задании должно быть сложное предложение, отвечающее следующим условиям:

а) оно быть сложноподчинённым;

б) оно должно состоять как минимум из трёх частей, в связи с тем, что это предложение с несколькими придаточными. Данный вывод делаем, исходя из анализа формулировки задания: «подчинением придаточнЫХ»;

в) если в задании указано, что в предложении несколько видов связи придаточных, например однородное и неоднородное, то в искомом предложении должно быть как минимум четыре части.

Придаточное предложение – это одна из частей сложноподчинённого предложения, в которой находится средство подчинительной связи и к которой задаётся вопрос от другой части. Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то присоединяться они могут

  • последовательно: один за другим (последовательное подчинение);
  • однородно: каждое придаточное связывается с одним главным и отвечает на один вопрос (однородное подчинение);
  • неоднородно: придаточные могут относиться к одному главному, но отвечать на разные вопросы.

Если однородные придаточные связаны одиночным союзом «И», то они не разделяются запятой. Это дополнительный ориентир в определении типа связи придаточных в сложноподчинённом предложении.

Разбор задания

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Отбираем сложные предложения с подчинительной связью.

Это предложения 2,4,6

Считаем число грамматических основ, если их меньше трёх, то такое предложение для ответа не подходит.

В предложении 2 две части (не подходит).

В предложении 3 три части (подходит).

В предложении 6 две части (не подходит).

Верный ответ получен методом исключения. Разберем структуру предложения и докажем, что это сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

В предложениях с однородным подчинением придаточные должны относиться к одной части и отвечать на один и тот же вопрос, т.е. быть одинаковыми.

Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма.

Внучка Таня рассказала (что?) что у вас на войне убили сына.

Внучка Таня рассказала (что?) что он вам писал письма.

Данные придаточные относятся к одному главному и отвечают на одинаковой вопрос. Следовательно, они связаны однородным подчинением.

Ответ : 4.

Задание 14

Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Это задание связано с заданием 12, только теперь надо найти предложения не с какой-то одной связью, а несколькими: это может быть и сочинительная, и подчинительная, и бессоюзная связь.

Обратите внимание!

Пунктуация может помочь выбрать правильное предложение. Между частями сложного предложения иногда ставится тире или двоеточие. Однако не следует забывать, что тире и двоеточие могут употребляться и в простом предложении. Обязательно надо проверить, что эти знаки стоят на границе частей сложного предложения.

Разбор задания

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Необходимо найти предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Таким образом, как минимум в данном предложении должно быть три части.

Отберем такие предложения: это № 51 и № 53. Проанализируем первое предложение: в нем три части, но они связанны сочинительной связью.

В 53 предложении есть и бессоюзная, и сочинительная связь. На месте бессоюзной связи употреблено тире.

Ответ: 53.

Задание 15

Это сочинение, которое подразделяется на три вида.

  • 15.1 – сочинение на лингвистическую тему
  • 15.2 – сочинение с опорой на данный текст
  • 15.3 – сочинение-рассуждение о каком-то понятии

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Следуя инструкции, учащиеся выбирают только один вариант для написания сочинения

Сочинение в формате 15.1. должно отвечать следующим требованиям:

  1. Приведено рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет (2 балла).
  2. Приведено два примера-аргумента из текста, верно указана их роль в тексте (3 балла).
  3. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Высказывания, которые даются для сочинения в задании 15.1., так или иначе могут относиться к одному из разделов русского языка: фонетике, морфологии, синтаксису, морфемике, лексикологии, стилистике, пунктуации.

Например,

Высказывание филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» – относится к синтаксису.

Высказывание современного лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» – связано с пунктуацией.

Высказывание лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» -указывает на морфологию.

Высказывание известного лингвиста И. Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов» – тоже морфология.

Высказывание известного лингвиста А. И. Горшкова: «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис» – это стилистика.

Сначала учащимся необходимо прокомментировать данное высказывание, объяснить, как они его понимают. Можно рекомендовать следующее вступление сочинения: Высказывание … относится к такой области языка, как морфология. Морфология, как известно, изучает грамматические признаки различных частей речи. По мнению ученого, именно существительному он отводит главную роль, называя эту часть речи – дирижёром грамматического оркестра.

Разбор задания

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Соотнесем высказывание Паустовского с одним из разделов русского языка.

Речь идет о таком разделе, как лексикология, который изучает лексику языка, его словарный состав. В своём высказывании Паустовский обратил внимание на лексическое богатство русского языка. Для всего, что есть в нашей жизни и для всего, что есть в нашем сознании, найдется точное русское слово. Докажем справедливость данного высказывания, обратившись к тексту Бориса Васильева.

Подлость детей, «взявших почин», наносит Анне Федотовне глубокую душевную рану: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»

Выбор словесных средств в данном рассказе не случаен, он помогает писателю выразить трагизм этой истории.

Внимание!

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 15.1. выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов. Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

Работа над сочинением 15.2. развивает навыки определения проблематики текста, аргументации позиции автора.

Исходя из критериев оценивания, сочинение в формате 15.2. должно отвечать следующим требованиям:

  1. Дано верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет (2 балла).
  2. Экзаменуемый привёл из текста два примера– иллюстрации, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента (3 балла).
  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • в работе нет нарушений абзацного членения текста (2 балла).
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет (2 балла).
  • Максимальный балл – 9.

    Разбор задания

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… ». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение-рассуждение пишется по следующему плану:

    1. Тезис, основная мысль, которая будет доказываться, или главный вопрос, на который надо ответить.
    2. Приведение доводов и их аргументация.
    3. Вывод.

    Необходимо объяснить детям, что фраза («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… »), служащая основой для написания сочинения-рассуждения – это не тезис, в этой фразе заключена авторская позиция. Тезис пока ещё не сформулирован. Тезис – это ответ на вопрос, как вы понимаете смысл финала, почему автор так считает. Например, я понял смысл финала так образом и сейчас докажу, что я прав.

    Покажем на конкретных примерах.

    Борис Васильев пишет о том, что письма вынули не из шкатулки – их вынули из её души. И душа оглохла, потому что теперь её сын погиб вторично, угас навсегда. Письма давали Анне Федотовне ощущение, что он рядом, что он живой, поэтому она так берегла единственное письмо от него. – Это тезис.

    В тексте не раз подчеркивается отношение женщины к этим бесценным листочкам. Оригинал письма она хранила в шкатулке, а с внучкой Таней они перечитывали сделанные с письма копии. – Первый аргумент.

    А после разговора с детьми, который её очень расстроил, она обеспокоенно «ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением». – Второй аргумент.

    Таким образом, мы видим, что письма были смыслом жизни Анны Федотовны. Наверное, известие о пропаже писем она восприняла с таким же душевным потрясением, как когда-то сообщение о гибели своего сына. – Вывод

    Внимание!

    Сочинение 15.3. отличается от сочинения 15.2. тем, что тезис в 15.3. уже дан. Это вопрос, на который и предстоит ответить.

    Требования к написанию сочинения в формате 15.3 следующие:

    1. Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его (2 балла).
    2. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста (3 балла).
    3. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
    • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
    • в работе нет нарушений абзацного членения текста (2 балла).
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. (2 балла).
  • Максимальный балл – 9.

    Начинается данное сочинение с определения конкретного понятия: что такое дружба, доброта, сострадание, взаимовыручка. Далее учащиеся комментируют, почему они так считают, на чём основывается их мнение.

    Тематически текст изложения и задание для написания сочинения 15.3. созвучны. Можно ориентировать детей обратиться к изложению при формулировании определения того или иного понятия.

    В данной демоверсии для изложения даётся следующий текст.

    Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

    (По В.А. Сухомлинскому)
    171 слово

    А в задании 15.3. требуется ответить на вопрос: «Что такое человечность?»

    Потом начинается следующая часть, в которой необходимо ответить на следующие вопросы:

    1. Как автор раскрывает данное понятие в своём тексте.
    2. Какие ещё проявления данного понятия могут быть в жизни. Отвечая на вопрос, следует привлекать свой жизненный опыт, в том числе и литературный.

    В конце обобщаем и делаем вывод.

    Таким образом, структура сочинений форма 15.2. и 15.3 совершенно одинаковая.

    Разбор заданий

    Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение– рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример– аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Обычно данное сочинение начинается с определения понятия. Можно объяснить слово «человечность» так:

    Синонимом к слову «человечность» являются слова милосердие, доброта. Человечность проявляется в заботе о ближнем, в умении сострадать, понимать и прощать.

    Чтобы не было ошибок в определении понятий, помните самое главное. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Например, в определении «Клеветник – это человек, который занимается клеветой» присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т.е. фактически – через самое себя. Присутствующий в определении круг (или, по-гречески, тавтология – повтор) приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным.

    Ещё одна распространённая ошибка в определении понятия заключается в том, что оно начинается со слов «это когда», а далее начинаются перечисления различных действий.

    Человечность – это когда помогают, заботятся, сострадают.

    Когда определение дано, его следует прокомментировать: «Почему я так считаю?»

    Покажем – это на примере слова «человечность».

    В слове «человечность» – высокая оценка личностных качеств человека. К сожалению, дать её можно не каждому. Антонимом к слову «человечный» является слово – бесчеловечный. Именно такой поступок совершили школьники, украв письма, даже не осознавая, что натворили. Они уничтожили доброе начинание «Нет неизвестных героев», которое задумывалась как сохранение памяти о погибших на фронтах Великой Отечественной войны людях.

    Дети не проявили никакого интереса к трагической судьбе Анны Федотовны. Они пришли с одной целью: изъять у неё экспонаты для музея. И посчитали, что ради достижения цели все средства хороши.

    Примером настоящей человечности в этом рассказе являются отношения Анны Федотовны с внучкой Таней. Васильеву удалось передать это всего одной фразой: «Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына». И мы понимаем, что каждый вечер Таня читала одно и то же письмо. Каждый вечер она находила время для своей бабушки, потому что понимала, как это важно для неё.

    В жизни таких людей, как Таня, много. Я знакома со многими. Это и мои одноклассники, и соседи, и родители. Но хочется рассказать о совершенно незнакомом человеке, с которым я ехала в автобусе. На одной из остановок водитель хотел высадить из автобуса бабушку, у которой не хватило 5 рублей на билет. Старушке было неудобно, она просила довести его. Водитель оказался принципиальным, а пассажиры равнодушно ожидали окончания этой истории. Вдруг с сиденья встал мужчина и молча передал водителю недостающие деньги. Этот случай показал мне, что значит быть человеком и поступить по-человечески.

    Завершается сочинение-рассуждение 15.3., как и остальные подвиды сочинений, небольшим выводом.

    Внимание!

    Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1). Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно.

    Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

    Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

    Максимальный балл за грамотность

    Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов. Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

    • если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по приведенной выше таблице;
    • если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла
    • если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

    Максимальное количество баллов , которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39.