Знание правил пунктуации в значительной мере содействует упорядочению правописания и устранению безграмотности. Пунктуация — наука, приоритетом которой является верная постановка (термин пришел в русский язык из латинского и дословно означает «точка»), - тесным образом связана синтаксисом (понятие происходит от греческого слова «военный строй») - раздел грамматики, который ставит своей задачей изучить речевой строй, части и компоненты, его составляющие. В комплексе именно

этих дисциплин исследуется и выполняется пунктуационный разбор.

Вслед за лингвистом Шахматовым А. А. современные ученые-синтаксисты признают центральной
синтаксической единицей предложение, которое является минимальной моделью в речевом общении. Оно имеет вид интонационно-замкнутой синтаксической конструкции, выражающей действительную ситуацию либо процесс мышления, воображения. И простое, и соответствуют данному определению.

Основным объектом внимания в синтаксисе предложения является его позиционные составляющие (сюда входят словосочетания, словоформы на уровне межпозиционной и внутрипозиционной синтаксической связи, к формальным показателям которой относят наличие союзов, флексий, предлогов). Основной принцип языкового строя — не усложнять без надобности употребление знаков препинания (что вместе с тем облегчает пунктуационный разбор), но в то же время учитывается необходимость сохранить гибкость синтаксической системы, чтобы выразить как можно более полноценно смысловые оттенки и особенности текста. Отсюда неизбежно возникает вариация в постановке А если учитывать еще и возможность индивидуально-авторской расстановки, то пунктуационный разбор заметно усложняется.

Чтобы безошибочно поставить тот или иной знак препинания, необходимо следовать определенным правилам. А для этого, в свою очередь, нужно уметь различать (знать особенности употребления каждой из них и основные сведения по ним), находить предикативный центр, иметь представление о второстепенных членах предложения, чувствовать интонационные паузы, понимать отличие в выражении эмоций автора и выделять их соответствующим образом на письме. Это и включает в себя понятие «пунктуационный разбор», а также объясняет тесную переплетенность и взаимосвязь синтаксиса, пунктуации, морфологии.

Которые могут употребляться в тексте: точка (выражает законченность мысли), вопросительный (содержит вопрос), восклицательный (способ передачи

особых эмоций, чувств) знаки, многоточие (в случае недосказанности, незавершенности), запятая (ставится с целью разделить, выделить, отделить однородные члены, вводные конструкции, прямую речь, обращения, обособленные конструкции, части сложного предложения), точка с запятой (характерна большей частью для бессоюзных сложных предложений), тире (употребляется и в простом, и в сложном предложениях, в диалогах, прямой речи), двоеточие (аналогично тире), кавычки (свойственны прямой речи), скобки (для сообщения дополнительной информации).

То есть, обобщая вышеизложенное, можно представить алгоритм, по которому совершается пунктуационный разбор предложения:

  • Обозначить по цели высказывания, по интонационным особенностям.
  • Определить простое или сложное.
  • Найти предикативные структуры и второстепенные члены.
  • Если простое — охарактеризовать с этой точки зрения (двусоставное / односоставное, полное / неполное, распространенное / нераспространенное, осложненное или нет).

Для сложного — выявить тип связи (подчинение / сочинение / бессоюзное / с различными видами) и средства её передачи (интонация, союз, союзное или соотносительные слова).

  • Объяснить целесообразность всех поставленных знаков препинания (точки, запятые, тире, двоеточие и т. д.), как в конце предложения, так и внутри его частей.
  • Составить схему.

Действуя подобным образом, вы сможете проанализировать любое предложение.

При написании различного рода текстов перед многими из нас остро встаёт проблема корректного использования знаков препинания. Часто встречаются ситуации, когда автор текста пропускает необходимые запятые, не корректно работает с прямой речью, допускает иные пунктуационные ошибки. Для исправления указанных недостатков и улучшения общей работы с речью рекомендуется использовать пунктуационный разбор предложения, являющийся важным инструментом синтаксического анализа текста.

Работа с пунктуационным разбором предложения позволяет «отточить» правильное использование пунктограмм (конкретных случаев применения пунктуационного правила), научиться определять границы смысловых отрезков в предложении, использовать на практике нормы расстановки знаков препинания.


При проведении пунктуационного разбора анализируют структуру предложения, наличие главных и второстепенных членов, количество частей предложения, его интонационные особенности, порядок следования членов предложения и так далее.

Порядок пунктуационного анализа текста

Перейдём к непосредственному алгоритму пунктуационного разбора предложения. Обычно он выглядит следующим образом:


Пояснения к знакам препинания

Если анализируемое нами предложение несёт в себе законченное сообщение, говорящее о каком-либо действии, событии, или факте, которые утверждаются или отрицаются — такое предложение повествовательное. Если в предложении содержится вопрос – оно вопросительное, а если в предложении имеется приказ или просьба – то такое предложение побудительное. Когда же в предложении имеется недосказанность, или речь прерывается паузок – в его конце стоит использовать многоточие.

При анализе сложного предложения определитесь с количеством его частей, и особенностей связи между данными частями (союзная или бессоюзная, подчинительная, сочинительная). Определившись со спецификой связи, вы сможете понять необходимость использования того или иного знака между частями рассматриваемого предложения.

Выделяющие знаки (запятая, тире, скобки, кавычки, двоеточие) используются для выделения в предложении особо значимых его частей. Такими значимыми элементами могут быть вводные слова, обращения, словосочетания, предложения, обстоятельства и дополнения, однородные члены предложения, уточняющие и пояснительные члены предложения.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие) в простом предложении обозначают границы между однородными членами (обычно используется запятая и точка с запятой). В сложном же предложении они помогают разделить простые предложения, входящие в состав указанного сложного предложения.

При анализе прямой речи определите, где находятся слова автора, а где расположена прямая речь. Если прямая речь находится перед словами автора или после слов автора, тогда используется правило четырёх знаков препинания, если же прямая речь прерывается словами автора, тогда применяйте правило семи знаков препинания.

Примеры использования пунктуационного анализа письменной речи

Рассмотрим примеры пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Пример простого предложения

В качестве примера простого предложения возьмём предложение:

«Слова «язык» и » речь» для человека, не занимающегося лингвистикой, обычно обозначают одно и то же».

Обозначим имеющиеся в данном предложении пунктограммы цифрами:

Слова «язык» и » речь» для человека, (1) не занимающегося лингвистикой, (2) обычно обозначают одно и то же. (3)

Разбираем предложение:


Пример сложного предложения

В качестве примера сложного предложения возьмём предложение:

«Разумеется, современный русский язык отличается от того, на котором говорили и писали Пушкин, Гоголь, Карамзин и Тургенев.»

Обозначим каждую имеющуюся пунктограмму в предложении цифрами:

Разумеется, (1) современный русский язык отличается от того, (2) на котором говорили и писали Пушкин, (3) Гоголь, (4) Карамзин и Тургенев.(5).

Разбираем предложение:

  1. Сначала поясняем пунктограмму в конце предложения. Поскольку мы имеем дело с повествовательным предложением, где присутствует законченная мысль, то здесь должна стоять точка (5).
  2. Запятая (2) отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной;
  3. Запятая (1) используется для сепарации вводного слова от остального предложения;
  4. Запятые (3) и (4) отделяют однородные члены предложения.

Заключение

Пунктуационный анализ текста состоит в последовательном пояснении использованных в рассматриваемом предложении пунктограмм. Его реализация предполагает знание необходимых правил русского языка в разрезе применения знаков препинания в том или ином предложении. Рекомендую воспользоваться приведёнными в данной статье советами для выполнения пунктуационного разбора нужного вам текста.

Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания ? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора , который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

Вот два предложения, давайте их проанализируем.

1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".

План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

III. Функция знака препинания.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

Пример 1.

Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

Пример 2.

Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

Пример 3.

Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 4.

Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6

1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

3 - запятая разделяет однородные дополнения,

6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

Пример 5.

Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 6.

Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,

4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пример 7.

Поэзия -1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

2 - запятая разделяет однородные сказуемые,

3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.

Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Пример 8.

Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

3 - точка завершает повествовательное предложение.

Пример 9.

Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

Пример 10.

Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.

В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

Литература

1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.

2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.

3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.

Пунктуационный разбор предложения обеспечивает лучшее усвоение школьниками правил пунктуации. Он основывается на трёх последовательных действиях, приводящих в итоге к объяснению условий выбора того или иного знака препинания. Для пунктуационного разбора необходимо знать части речи, уметь находить в предложении грамматическую основу и второстепенные члены, а также слышать интонацию, с которой оно произносится. Правильная простановка знаков препинания обеспечивает точность и ясность выражения мысли.

Порядок пунктуационного разбора
Основными знаками препинания, изучаемыми в школе и употребляющимися для пунктуационного разбора, являются: точка (именно от её латинского названия «punctum» и произошло слово «пунктуация»), запятая, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, скобки, кавычки и многоточие.

Пунктуационный разбор начинается с определения характера предложения, которое может быть как простым, так и сложным. Затем устанавливается одно или несколько пунктуационных правил, действующих в разбираемом предложении. Каждое из них подлежит отдельному выделению. Результатом пунктуационного разбора является графическая схема предложения.

Как выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
Простое предложение на схеме обозначается квадратными скобками, после которых ставится один из пяти знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие или сочетание вопросительного и восклицательного знака.

Внутренняя часть схемы показывает осложнение простого предложения. Грамматическая основа указывается по умолчанию.

  1. Однородные члены предложения изображаются на схеме в виде кругов, внутри которых помещается графическое обозначение члена предложения. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие (одна прямая линия), сказуемые (две прямых линии), дополнения (одна пунктирная линия), определения (одна волнистая линия) и обстоятельства (пунктирная линия с точкой между чёрточками). Вместе с ними на схеме указываются относящиеся к ним знаки препинания и союзы (соединительные, противительные, сопоставительные).
    Однородные члены могут употребляться в предложении вместе с обобщающим словом. На схеме оно обозначается кружком с жирной точкой внутри.
  2. Вводные слова и словосочетания изображаются в виде пяти небольших крестиков, поверх которых ставится надпись «вв.сл.», где «сл.» обозначает как «слово», так и «словосочетание». Над вводными предложениями пишется «вв.пр.».
  3. Обращения на схеме воспроизводятся в виде волнистой линии с надписью «о.».
  4. Междометия прописываются в схеме словами («увы», «ах», «Ура!» и т.п.).
  5. Для объяснения постановки тире между подлежащим и сказуемым над графическим изображением грамматической основы указывается часть речи и её грамматическая форма: «сущ., И.п.», «сущ. + сущ.», «неопр.ф.гл.», «числ.», «сущ. + числ.» и т.д. Указательные слова «это», «вот», «значит» прописываются на схеме полностью.
    Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым также должно быть объяснено при пунктуационном разборе предложения. В этом случае достаточно выделить грамматическую основу и те правила, на основе которых тире опускается: наличие между подлежащим и сказуемым отрицательной частицы «не» или сравнительных союзов «как», «словно», «будто».
  6. Обособленные члены предложения выделяются на письме знаками препинания и делятся на пять категорий:
    • Обособленные определения изображаются на схеме в виде одной волнистой линии, стоящей внутри двух косых черточек «/ ~~~/».
      Если обособленное определение относится к личному местоимению, то последнее указывается на схеме знаком «x», над которым пишется «л.м.». Все остальные части речи указываются на схеме простым «x».
      Над определениями, выраженными причастным оборотом, ставится надпись «п.о.».
      Два или несколько обособленных определений выделяются на схеме как однородные (волнистая линия в кружке). От определяемого слова к ним рисуется стрелка.
      Над обособленными определениями с уступительным и причинным значением указывается «уст.зн.» и «прич.зн» соответственно. На схеме такие определения изображаются двумя линиями: нижняя – обстоятельства, верхняя – определения.
      Согласованные и несогласованные определения на схеме отделяются друг от друга и подписываются как «согл.», «несогл.».
    • Обособленные приложения изображаются на схеме также, как и обособленные определения. Они могут относится к личному местоимению («л.м.»), нарицательному существительному («нариц.») или имени собственному («собств.»). Обособленные приложения с союзом «как» выделяются на схеме нижней линией обстоятельства и верхней – определения, над которыми пишется «прич.зн.» или «зн.кач.».
    • Обособленные дополнения указываются на схеме в виде обычных дополнений с относящимися к ним словами «кроме», «вместо», «включая», «помимо» и др.
    • Обособленные обстоятельства изображаются на схеме в виде одной пунктирной линии с точками, заключённой в косые черточки. Над ними указывается, чем они выражены: деепричастием («д.») или деепричастным оборотом («д.о.»). К обособленным обстоятельствам проводится стрелка от определяемого слова.
      Обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом подписываются как «фразеол.». Знаками препинания на письме они не выделяются.
      Над обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, прописываются предлоги и предложные сочетания («несмотря на», «при условии» и т.п.).
    • Уточняющие члены предложения обозначаются на схеме в виде тех или иных членов предложения – определений, обстоятельств, дополнений и т.д. Над каждым из них ставится вопрос, на который они отвечают: «когда?», «что?», «какой?» и т.п. Кроме того в схеме указываются относящиеся к ним союзы, поясняющие слова и словосочетания.
  7. Сравнительные обороты выделяются на схеме так же, как и обособленные обстоятельства. Над ними ставится надпись «сравн.об.».
Как выполнить пунктуационный разбор сложного предложения?
Сложное предложение на схеме обозначается в виде простых предложений, изображаемых с помощью квадратных и круглых скобок.
  1. В сложносочинённых предложениях за пределами квадратных скобок, обозначающих равноправные по отношению друг к другу простые предложения, вместе со знаками препинания указываются соединительные и разделительные союзы. Общий второстепенный член или вводное слово также выносится за скобки и подчёркивается либо как обстоятельство с надписью «общ.», либо как вводное слово.
    Постановка тире между простыми предложениями объясняется надписями «результат», «рез.см.д.» (резкая смена действия) и т.п.
  2. В сложноподчинённых предложениях главное простое предложение обозначается квадратными скобками, зависимое (придаточное) – круглыми. При пунктуационном разборе на схеме прописываются и указываются союзы («союз»), союзные («союзн.сл.») и указательные слова («указ.сл»). Союзные слова в придаточном и указательные – в главном подчёркиваются как те или иные члены предложения.
    При наличии нескольких придаточных предложений к каждому из них ставится указательная стрелка от того предложения, которому они подчинены.
  3. В бессоюзных предложениях над знаками препинания, связывающими между собой простые предложения, в круглых скобках ставятся подходящие ситуацию союзы.
Как оформляется прямая речь при пунктуационном разборе?
На схеме прямая речь изображается буквами «П» (прямая речь, стоящая в начале предложения или являющаяся самостоятельными предложением) и «п» (прямая речь, стоящая в конце предложения). Слова автора обозначаются буквами «А» и «а».
На письме и при пунктуационном разборе, соответственно, возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
  1. Прямая речь стоит перед словами автора:
  2. Прямая речь стоит после слов автора:
  3. Прямая речь прерывается словами автора:

    «П, – а, – п».

    «П, – а. – П».

    «П? – а. – П».

    «П! – а. – П».


В данной статье были рассмотрены основы пунктуационного разбора предложений. Рекомендуем дополнить свои знания по данной теме с помощью помощью книги О. Ушаковой с одноименным названием «Пунктуационный разбор предложения». В этом небольшом сборнике, написанном в понятной, доступной форме, приведено большое количество примеров пунктуационного разбора предложений разного уровня сложности.

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации - невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.