Стихотворение «Деревня» написано А.С.Пушкиным в 1819 году в имении своего отца и относится к петербургскому периоду творчества.
«Деревня» представляет собой социально-политический монолог и затрагивает глубоко волнующие автора проблемы настоящего и будущего России. Будучи по своим убеждениям сторонником конституционной монархии, Пушкин обличает господствующее в стране крепостное право, считает, что избавление крестьян от тяжкого бремени должно произойти «сверху», «по манию царя».

Интересной особенностью стихотворения является использование автором приёма жанрового смешения. Композиция, лексика, изобразительные средства создаёт постепенно нарастающий эмоциональный подъём.

Первая часть произведения наполнена созерцательно-элегическими размышлениями поэта о русской деревне, композиционное ядро здесь составляет лирический пейзаж Михайловского, схожий с картинами природы из стихотворения «Вновь я посетил».

Сентиментальный деревенский пейзаж с его «светлыми ручьями», «лазурными равнинами» озёр и «влажными берегами» создаёт ощущение спокойствия и благостности. Безграничность и просторность горизонта – это словно естественный символ освобождения поэта от «суетных оков», обретение желанного покоя «на лоне счастья и забвенья» и возможности предаться духовным исканиям.

В отличие от первой части стихотворения, жанр которой ближе всего к сентиментальной пасторали, вторая часть больше всего напоминает политический памфлет, то есть произведение обличительного характера.

Поэтические красоты родной природы не скрывают от взора лирического героя иные картины русской деревни:

«невежества убийственный позор», убогие «хижины», «дворовые толпы измученных рабов».

без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

Поэт полон решимости обратить взор власть имущих на то, какое тяжёлое и униженное существование влачит «рабство тощее», мечтает увидеть «народ неугнетенный», всей душой сожалеет о недостаточности своего призыва.

Поэтому совсем не утверждением, а настойчивым вопросом завершается стихотворение «Деревня»:

Увижу ль, о, друзья, народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Такой финал не случаен. Пушкин и ждёт ответа, и не находит его.
Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни поддерживается жанровым контрастом стихотворения – идиллия и памфлет.

Поэт использует средства поэтической выразительности, благодаря которым достигается задуманный поэтом эффект.

Огромную роль играют антонимические образы и противопоставления:

«Барство дикое» — «Рабство тощее»,

«праздность вольная» — «тягостный ярем»,

«творческие думы» — «мысль ужасная»,

«везде следы довольства и труда» — «везде Невежества убийственный Позор»,

«я здесь, от суетных оков освобожденный…» — «дворов толпы измученных рабов»,

«порочный двор Цирцей» — «мирный шум дубрав».

Пушкин включает в стихотворение «Деревня» свойственные для одического жанра восклицания:

«Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!», «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»,

а также риторические вопросы:

«Почто в груди моей горит бесплодный жар?», «Увижу ль, о, друзья! народ неугнетенный?»

Кстати, подобные обращения свойственны и публицистическому стилю памфлета. Звучание собой торжественности придаёт произведению и стихотворный размер – шестистопный ямб, так называемый александрийский стих, свойственный одическому жанру.
При жизни Пушкина печаталась лишь первая часть стихотворения. Вторая же распространялась только в списках. Полностью «Деревня» была издана Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870-м.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Истолковывая «Деревню», обращаются прежде всего к заключенной в ней политической идее. Антикрепостническая направленность стихотворения служит убедительным примером несомненного свободолюбия молодого Пушкина. Однако, сосредоточиваясь на политической идее, часто проходят мимо того бесспорного факта, что она подчинена широким раздумьям Пушкина о своем призвании, о поэтическом служении, о влиянии жизни на искусство и искусства на жизнь.

Центральный образ в стихотворении - образ поэта, размышляющего о своей участи и о своем даровании. Но поэт не отгорожен от жизненных тревог и волнений. Он откликается на них и в то же время испытывает на себе их прямое воздействие. И свою поэтическую судьбу решительно связывает с долей народа, с исканиями передовых людей своего времени. Ни в коей мере не отвергая антикрепостническую нацеленность «Деревни», нельзя не видеть, что восприятие стихотворения лишь в качестве политической декларации сужает его смысл.

История написания

«Деревня» написана Пушкиным в июле 1819 года. В ту пору Пушкин был молод. Он недавно окончил Лицей и поселился в Петербурге. Среди его друзей и знакомых - поэты и свободолюбцы, недовольные самодержавием и крепостным состоянием. Они жаждут перемен и хотят приблизить желанный час вольности. Общение с ними заражает Пушкина. В 1818-1819 годах поэт пишет сатирические «Сказки» («Ура! в Россию скачет…»), «К Чаадаеву», эпиграммы «На Стурдзу» («Холоп венчанного солдата» и «Вкруг Стурдзы я хожу…»), ему приписываются эпиграммы «Двум Александрам Павловичам» и «На Аракчеева». В круг этих вольнолюбивых стихотворений входит и знаменитая «Деревня».

Лирический образ деревни

Название стихотворения, как и его первые строки, настраивает на идиллический лад. В европейской поэзии деревня обычно идеализировалась, изображалась цветущим раем, приютом вдохновения, творчества, дружбы, любви, островком независимости. Эта традиция уходила в седую древность. В эпоху античности возникла буколическая, или пасторальная (оба слова означают «пастушеская»), лирика. В ней воспевались красоты природы, прелести мирной сельской жизни, счастливое уединение вдали от суетной, полной корыстных соблазнов городской цивилизации. На этой почве сложился жанр идиллии - стихотворного или прозаического произведения, в котором писатели восхищались безмятежным деревенским бытом и добрыми нравами его обитателей. Идиллии были популярны и среди русских поэтов. Идиллические мотивы часто проникали в элегии, послания. В литературе нового времени благостное представление о деревне, будто бы не знающей Социальных и других конфликтов, нищеты, рабства, было уже поколеблено. Решительный удар по нему нанес Радищев своим «Путешествием из Петербурга в Москву». Дворянская интеллигенция уже смутно начала понимать, что неволя городов связана с крепостничеством деревень, что духовное рабство дворян не находится в стороне от подневольного положения крестьян, потому что сословие, угнетающее другое сословие, само оказывается несвободным. И все-таки идиллическое восприятие деревни было стойким: по контрасту с городом она казалась уголком свободы, душевной чистоты, поэтических мечтаний.

Деревня привлекает Пушкина. Он понимает высокие чувства поэтов, которым в сельском одиночестве вольнее дышится и живется. В стихотворении возникает условный образ идиллического лирика, и Пушкину этот образ близок и дорог. Здесь впервые, может быть, звучит лирический мотив единства труда и вдохновения как залога полноценной творческой жизни, к которой он устремлен и свет которой в дальнейшем будет озарять всю его поэтическую судьбу. Со времени «Деревни» этот союз будет приравнен Пушкиным к понятию счастья. Туда, в укромный уголок, он будет тщетно рваться впоследствии из Петербурга, от двора, от преследующей его злобной придворной черни, чтобы вольно отдаться труду и вдохновению.

Тема добровольного бегства из душного света («Я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья…») в «Деревне» весома и значима. Недаром Пушкин дважды повторяет, словно заклинание: «Я твой…» Картины природы, созерцаемые поэтом, казалось бы, подкрепляют умиротворенное настроение.

Сельский вид, радуя взор, обещает плодотворное будущее и располагает к высоким размышлениям. Однако идиллия не становится целью пушкинского изображения: природа, сельская тишина, «довольство», «труд» и «праздность вольная» побуждают поэта к поискам смысла жизни, вселяют в него возвышенные переживания.

Юный идиллик обретает черты поэта-философа и прямо обращается к великим деятелям человечества, чьим «творческим думам» он особенно чутко внимает «в уединеньи величавом»:

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

Так рождаются две центральные строфы, в которых Пушкин доверчиво открывает свой задушевный идеал истинного поэта. Он чувствует себя не отшельником в глуши, трусливо бежавшим от треволнений жизни, а художником-мыслителем, который осваивает многообразные впечатления действительности и передовые идеи века. Он остро переживает потребность прикоснуться ко всей полноте бытия, дающей пищу труду и вдохновенью, нераздельных для него с познанием и провозглашением истины.

Анализ стихотворения «Деревня»

Идиллическое изображение деревенской жизни не становится поэтическим предметом «Деревни» и даже двух ее первых строф. Из темы сельского одиночества и разрыва с городской цивилизацией прорастает новая тема - творческого труда, высокого вдохновения, заполняющего деревенский досуг:

Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
Й ваши творческие думы
В душевной зреют глубине!

Поставленные в центре две строфы («Я здесь, от суетных оков освобожденный…» и «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») образуют идейный фокус стихотворения и выражают подлинные мечты Пушкина. Он вовсе не хочет остаться поэтом-идилликом, певцом сельского уединенья. Его волнуют общественные настроения и влекут не суетные поиски славы и не одно лишь любование прекрасной природой, но искание истины и смысла бытия. Развитие лирической темы, заданной в начале стихотворения, совершается как бы через ее усвоение и расширение, а отчасти и отрицание. Из тесных, узких рамок буколической лирики Пушкин вырывается на широкий простор лирики философской и гражданской. Соответственно меняется и условный образ поэта - элегик уступает место деятельному философу и гражданину, каким Пушкину представляется настоящий творец и каким он мыслит себя.

Однако мечта поэта омрачена зрелищем рабства, а его душевное спокойствие - «необходимое», как он скажет впоследствии, «условие прекрасного» - разрушено. Начало последней строфы:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает…

противопоставлено двум центральным строфам. «Мысль ужасная» сковывает вольный полет воображения и творческое вдохновение. Ход пушкинской мысли очевиден: причина краха возвышенных надежд заключена в не зависящих от поэта обстоятельствах. Свободному творчеству нет простора там, где поругана вольность, где царствует «невежества губительный позор». Философско-гражданская тема стихотворения Пушкина «Деревня» перерастает в тему политическую. Идиллические и философские мотивы срастаются с гражданской проповедью. Пока страдают люди, сердце поэта не может быть спокойно, ибо его душа уязвлена грубым презрением к «закону». Как гражданина и гуманиста, «друга человечества», Пушкина охватывает гнев и боль при виде рабства. Картины невежества и насилия рождают грозные инвективы последней строфы. Идиллическое настроение исчезло.

Выражение «друг человечества», возможно, содержало намек на гордое прозвище Марата - «друг народа», но, скорее всего, в нем заключен более общий гуманистический смысл.

Идиллии нет в жизни, а следовательно, не должно быть и в искусстве. Острые противоречия жизни не располагают и к возвышенным философским мечтаниям о непреходящих ценностях бытия. Казалось бы, страшная современность, отторгнув у поэта спокойствие, способность ощущать полноту бытия и охладив творческий жар, пробудила в его чуткой душе «витийства… дар». Ведь Пушкин негодует, обличает, в его речи слышны громкие, ораторские интонации. Но почему же тогда в словах «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» звучит явное сожаление о том, что его стихи неспособны взволновать людей? Почему свой поэтический «жар» он называет теперь «бесплодным» и с горечью вопрошает:

Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне в удел витийства грозный дар?

Приведенные строки возвращают память ко всему предыдущему тексту. Вспомним, что деревенское уединение располагало к размышлениям, что здесь поэт учился «в истине блаженство находить» и в нем рождался «жар» вдохновенного труда и уже созревали «творческие думы». Но зрелище рабства погасило огонь мысли, и он не дал ощутимых результатов, стал «бесплодным». В последней Строфе Пушкин не только обличает «дикое барство» - ему горько за напрасные, тщетные усилия горящего поэтического труда. Картины произвола нарушили душевное равновесие поэта, гармонию между вдохновением и трудом. И вместе с тем Пушкин не может не откликнуться на страдания людей и даже готов посвятить себя борьбе с деспотизмом, лишь бы уничтожить его. Однако в Пушкине живет и острое сознание своеобразия присущего ему поэтического дарования, и свойственное ему представление о поэзии, и понимание того, что искусство, вскрывая жизненные противоречия и способствуя их осмыслению, все-таки не отменяет и не разрешает их.

Сатирическое негодование и гражданская проповедь, по убеждению поэта,- не единственная задача творчества. К тому же Пушкин не чувствует себя исключительно граждански тенденциозным поэтом и не замыкает свою лирику рамками гражданских тем и мотивов или пасторальных песнопений. Поэзия в представлении Пушкина шире, полнозвучнее, рогаче одного лишь созерцательного наслаждения деревенскими видами или чисто гражданских обличений. Пройдет несколько лет, и Пушкин скажет по поводу рылеевской антитезы «Я не поэт, а гражданин»: «…Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом; если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою». Вместе с тем он будет решительно возражать против исключения из поэзии и сатиры, и шутки, и веселого, и трогательного, и мечтательного. Поэтическому творчеству равно подвластны и суровая гражданственность, и блаженное умиротворение, и орлиный полет мысли, и непосредственная чувственная прелесть бытия. Ему доступна и одическая торжественность, и меланхолическая задумчивость, и идиллическая наивность, и элегическая жалоба, и горькая насмешка, и озорная улыбка.

Этот всеобъемлющий взгляд на поэзию, почва которой - действительность, а цель - истина жизни, складывается уже в ранних произведениях, и «Деревня» служит несомненным тому свидетельством. Вот почему Пушкину внятны и дороги и мирные песни сельской тишины, и страстная гражданская речь. Образ поэта, рисующийся его крылатому воображению, многогранен. Пушкин не отдает особенного предпочтения ни голосу поэта-идиллика, ни голосу поэта-обличителя. Его идеал - поэт-философ, поэт-гуманист. Б. В. Томашевский в своей прекрасной книге «Пушкин» писал о «Деревне»: «Значительным является то, что соединение этих слов («труд и вдохновенье») появляется в стихотворении, посвященном политической теме». Однако в данном случае точнее было бы сказать иначе: значительно то, что политическая тема органично вплетается в стихотворение, посвященное творческому самоопределению. В «Деревне» она выступает частью поэтического раздумья о собственном призвании, об исключительной жажде творчества, о неистребимом порыве к истине. Пушкин ждет разрешения социальных противоречий не от поэзии. Он надеется на восстановление «закона» «сверху»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя…

Он верит, что если будет устранен общественный конфликт, то наступит процветание отечества, излечатся душевные раны, нанесенные его оскорбленному чувству человечности, и раздвинутся широкие перспективы творчества. И надо оценить высокой мерой эту максималистскую и святую гражданскую одержимость Пушкина. В отличие от представлений Рылеева и других поэтов-декабристов, поэтический идеал Пушкина состоит не в изъятии тех или иных, прежде всего интимных мотивов из лирики. Пушкин обращен к широкому и свободному отображению действительности, не скованному какими-либо заранее налагаемыми ограничениями, исключающими из сферы поэзии те или другие мотивы и жанры. Пушкинская лирика не отвергает ни элегических, ни гражданских настроений.

Отстаивая право поэта на многообразие жизненных впечатлений, Пушкин не склонен ни к одностороннему предпочтению только элегической или только тенденциозно-риторической лирики, ни к их унижению или запрету. Вот почему образ поэта, созданный Пушкиным в двух средних строфах «Деревни», не тождествен ни поэту-идиллику, ни поэту-гражданину, хотя у него много с ними родственных черт. Поэт-идиллик и поэт-гражданин - неотъемлемые грани облика поэта-гуманиста, поэта-философа, «друга человечества».

Свойственная стихотворению «Деревня» устремленность к полноте и к истине отображения бытия предопределила «всемирную отзывчивость» Пушкина и общечеловеческий гуманистический пафос его творчества, несводимый к какой-либо строго очерченной доктрине, социальному или философскому учению. Личность и поэзия Пушкина с юных его лет проникнуты возросшим на реальной, земной почве жизнелюбивым и мудрым гуманизмом.

В статье будет подробно рассмотрено одно из известнейших стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и проведен его анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, отразившее политические взгляды поэта, его мнение о и роли русского крестьянства в жизни страны.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня». Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России. Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Анализ: «Деревня» (Пушкин)

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

  • История создания.
  • Тема и идея.
  • Лирическое «Я».
  • Композиция.
  • Стихотворный размер.
  • Изобразительно-выразительные средства.

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым - все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Тема и идея

Главная тема произведения - проблема крепостного права. Пушкин стремится показать его губительность, варварство и антигуманизм. Чтобы акцентировать внимание на жестокости и несправедливом отношении к народу, поэт прибегает к противопоставлению. Структурный анализ стиха «Деревня» (Пушкин) позволяет говорить о двухчастной композиции.

Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя.

Образ лирического героя

Лирический герой - человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу. Поэт рисует райскую картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав».

Герой в первой части выступает романтиком с тонко организованной душой и способностью чувствовать прекрасное, во второй части - с гражданской позиции, что подтверждает анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, где лирическое «Я» поэта резко преображается, романтик превращается в политического деятеля, прекрасно понимающего недостатки монархического строя своей страны. Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» Эта невежественная угнетающая сила живет за счет «рабства тощего».

Лирический герой горько сожалеет, что его голос не может «сердца тревожить», поэтому он не в силах изменить творящийся в стране произвол. Его заветная мечта увидеть «зарю свободы просвещенной», чтобы помещики прекратили присваивать «и труд, и собственность, и время земледельца».

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение - призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Вывод

Выступление против крепостного права - такова основная тема стихотворения «Деревня». Краткий анализ пушкинского произведения показал, что поэт восстает против тирании самовластия и желает справедливости и свободы для русского народа.

Делится на определенные этапы. Эти этапы объединены между собой темами, возникшими в раннее время становления писателя. На формирование художественного сознания великого поэта, драматурга и критика повлияло общение с известными литераторами и декабристами, а также западноевропейская литература и русский фольклор.

Стихотворение «Деревня» отражает его вдохновленные размышления второго творческого этапа, когда он окончил лицей, вел активную общественную и политическую жизнь и пребывал в ссылках. В этот период особенно остро писателя волновала необходимость принимать реформы, которые, по его мнению, смогли бы повлиять на изменения самодержавного устройства России.

План анализа

Чтобы провести анализ стихотворения необходимо придерживаться определенного плана, который может включать в себя:

  1. Историю создания произведения, его тему и идею.
  2. Стихотворный размер.
  3. Композицию.
  4. Лирическое «я».
  5. Изобразительно-выразительные средства.

История создания

Пушкин с раннего возраста ощущал несправедливость. Его мысли и убеждения часто подкреплялись свободолюбием, общением со своими лицейскими друзьями и постепенно складывающимися прочными взглядами на жизнь, которые и утвердились в основе мировоззрения писателя. В основном это было признание высшей ценности свободы. Поэт считал самодержавную власть жестокой тиранией, а первым несправедливым препятствием в жизни людей - крепостное право.

Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.

Его основная идея - необходимость отменить крепостное право . Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части. Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.

Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.

Стихотворения написано в жанре элегии, однако, во второй части произведения есть элементы гражданской лирики. Пушкин описывает пейзаж села Михайловское (например, «озер… равнины» - Маленец и Кучане ), он наполняет свое творение чувствами и противопоставляет красоту тихого поэтического уголка «роскошным пирам» в столичной суете.

На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.

Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает , что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.

Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»). Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение («Закон», «Владельца», «Судьбой»).

Поэтический стиль Пушкина меняется резко , как и ритм стихотворения, а также ямб, который ранее плавно колебался (шесть стоп с паузой и более - цезура - далее до пяти-четырех стоп), а потом стал звучать совершенно иначе (за «длинной» строчкой шестистопного ямба идут относительно шесть «коротких» строк). Строка «нo мысль ужасная здесь душу омрачает» подводит читателя к мысли, что идиллия несет в себе иную картину жителей деревни. Он говорит о том, что крестьяне несвободны, и их судьба им не принадлежит.

Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья») на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор» ). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.

Структурный анализ произведения позволяет заключить , что применима следующая литературная техника:

  1. Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом;
  2. Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках;
  3. Присутствуют изобразительно-выразительные средства;
  4. Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.

Лирический герой

В первой части произведения А. С. Пушкина «Деревня» лирический герой выступает романтиком, у него тонко организованная душа и ярко выраженная способность чувствовать великолепие жизни, во второй части - отражается лирическое «я», где поэт резко преображается и романтик становится политическим деятелем, понимающим недостатки монархического строя родной страны. Достаточно примечателен и образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» , которые живут за счет «рабства тощего» .

Герой произведения глубоко сожалеет о том, что он не в силах «сердца тревожить», поэтому никак не может повлиять на произвол в стране. Его мечта - посмотреть на «зарю свободы» , чтобы помещики перестали присваивать «и собственность, и время земледельца».

Стихотворный размер и композиция

Произведение А. С. Пушкина «Деревня» представлено читателям в форме ораторского выступления. Автор высказывает не только свои идеи и мысли, но и мнение прогрессивных людей. Повествование начинается с описания идиллии и обращения к деревенским красотам, которое соответствует ораторской речи. Мысли в выбранном стиле поэта одинаково выстраивают вторую и третью строфы. Такой же прием используется и во второй части стихотворения.

Наличие вопросительных и восклицательных предложений тоже определено ораторским стилем. Автор неспроста применил подобное композиционное построение: стихотворение «Деревня» - это призыв не только в содержании, но и в форме. Можно сказать, что Пушкин открыто выступил с требованием устранить возникшую столетия назад несправедливость.

Стихотворение «Деревня» А.С. Пушкина является одним из его ранних произведений. Оно было написано в Михайловском, в июле 1819 г.

Окончив лицей, поэт два года прожил в Петербурге, после чего отправился в родовое имение. Там он наслаждался тишиной и покоем, и в тоже время с нетерпимостью относился к произволу по отношению к крепостному народу. И в «Деревне» были воплощены его мысли и чувства от увиденного, выдавая в нём ярого противника барщины и несвободного положения крестьян.

Стихотворение состоит из двух частей, написано оно как монолог, шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным.

Интересные факты

В стихотворении Пушкин хотел донести о бесправном существовании крестьян, о том, как их угнетали помещики. И настолько оно вдохновило многих противников крестьянского права, что слухи о нём дошли до Александра I. Он просил князя Васильчикова достать эти стихи. Через Чаадаева, адъютанта Васильчикова, Пушкин передал Александру I свою «Деревню». Тогда царём поощрялись новаторские проекты, и в прочитанном он не нашёл предлога для наказания, и выразил благодарность Пушкину за трепетные чувства, которые исходят от его произведения.

Предлагаем Вашему вниманию текст стиха А.С. Пушкина «Деревня»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Также Вы можете прослушать текст стихотворения Пушкина «деревня в исполнении известного советского актера В. Яхонтова: