Подробный рассказ о проектах реставрации, получивших главные награды премии «Московская реставрация – 2015», с комментариями ведущих реставраторов Москвы.

Премию правительства Москвы на лучший проект в области сохранения объектов культурного наследия «Московская Реставрация» вручают пятый год подряд с 2011 года, и в этом году церемонию провели особо торжественно: с красной дорожкой, джазом и первыми лицами. Премии вручал лично мэр Сергей Собянин: 42 реставраторам, специалистам, руководителям компаний и организациям – за 15 лучших, по мнению жюри, объектов. Отметили все работы шорт-листа и присудили 15 специальных премий.

Поэтому не случайно, что Гояс был федеративным подразделением, которое руководило выполнением ресурсов Программой ускорения ускорения исторических городов: просто каждая полученная пенсия была инвестирована и материализовалась. Среди работ, которыми Ифан руководил непосредственно, предназначенные средства - это восстановление Гражданской площади в Гоянии и Школы визуальных искусств Вейга-Валле в городе Гояс. Тем не менее она хотела большего: «Мы потеряли шанс восстановить великолепный способ на вокзале», - вспоминает он.

Пока, потому что Сальма не сдаётся: Нам нужно собрать усилия муниципалитета, государства, федеральной скамьи, чтобы снова сделать восстановление возможным. Это работа, которая заслуживает всякой заботы, - говорит он. Живя уникальный момент в своей жизни, 37 лет посвященный государственной службе, Сальма Садди не скрывает гордости за работу своей небольшой команды «полдюжины техников» для 246 муниципалитетов штата.

По словам Сергея Собянина, с момента учреждения премии отреставрировано более 600 объектов, причем реставрация 100 из них завершилась в этом году. На конкурс было подано 69 заявок по 40 проектам. «В 2011 году мы ставили перед собой простую цель – показать, что есть отрасль, есть реставраторы и есть памятники, которые реставрируются, – сказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов. – Нам важно было поддержать московскую школу реставраторов. Сегодня проведение подобного конкурса является несомненным стимулом для специалистов реставрационной отрасли. А уровень и качество реставрационных работ, проведенных в этом году, очень высоки».

Какова, собственно, роль Ифана? Ифан имеет чрезвычайно деликатную и почетную роль. Мы заботимся о сохранении памяти как в отношении материального, так и нематериального достояния, также известного как неосязаемый. Случается, что мы живем в стране фантастических размеров и необычной множественности. Это все ответственность Ифана? Активы, перечисленные на федеральном уровне, являются нашей ответственностью. Существуют также активы, зарегистрированные как нематериальные активы. Здесь важно помнить, что эти товары - это знания и действия населения - не имеют записи, а записи.

Награды вручали в шести номинациях

За «Объекты гражданской архитектуры» наградили специалистов, работавших над:

  • палатами в Архангельском переулке,
  • Екатерининской больницей у Петровских ворот и
  • объектами Парка Горького.


Здание корпуса 2 палат XVII века в Архангельском переулке было неоднократно перестроено, обросло пристройками; менялись владельцы и функции. Парадный вестибюль появился в начале XX века. Главный же фасад палат выходит в сторону Кривоколенного переулка с отступом в глубину сада, торец – в Архангельский переулок. Реставрацию сложного, многослойного здания в короткие сроки провёл коллектив «РСК» Архитектурное наследие».

Томбар относится к тому, что построено, например, к домам, археологическим памятникам и т.д. Роль Ифана - это сохранение этого наследия, потому что, поскольку у нас есть возможность жить с этой памятью, также должны иметься и будущие поколения. Затем институт обеспечивает защиту, защиту, ориентацию, опрокидывание, все относительно достояния. Однако в основном те же атрибуты, которые давали Ифану, за исключением компетенции совершать опрокидывание, были даны Конституцией 88 Федерального государственного министерства и Государственного общественного министерства.



Руководство парка представило на суд жюри реставрацию главного входа – «Триумфальных ворот» с кованой металлической оградой, появившиеся в 1955 году на Крымском валу (арх. Ю. Щуко и А. Спасов, инж. Л. Шойхет и Б. Новиков). Реставраторы столкнулись с массой сложностей, связанных с экспериментальными строительными материалами и технологиями послевоенного времени, но справившись с ними, обогатили парк новой смотровой площадкой, которая открылась на кровле пропилей.

Мы очень открыты для критики, пока они способствуют нашей работе. Нам не нужны критические замечания, которые служат лишь для того, чтобы очернить образ полдюжины техников, которые заботятся о 246 муниципалитетах. В значительной степени это. Сегодня в Ифане у нас на самом деле восемь технических специалистов для всего штата. В дополнение к ним у нас есть административный персонал и небольшая группа временных серверов.

Наклонение существует в трех сферах: в федеральном, Ифане; в государстве, правительством штата; в муниципалитете, посредством постановления мэра. В этом правительстве нам удалось действовать сообща, что было невозможно в других администрациях. Когда это необходимо, мы называем суперинтендантом или наоборот.

Общественный туалет: помпезное сооружение дом 1930-х гг. с короткими, но внушительными колоннами, ничем не выдающий свое назначение, спроектирован А.В. Власовым. Он немало порадовал жюри соответствием функции и внешности, но признание однако же получил.

С двумя объектами работали специалисты «ПФ-Реставрация».


Мы проводим совместные опросы и помогаем друг другу. Маркос Нунес Каррейро - И как опрокидывание на государственном уровне? По указу губернатора, по просьбе компетентного органа, теперь связан с Секретариатом образования, культуры и спорта. Одна проблема, которая нас беспокоит, - это то, как они видят чаевые. Журналист, делая свой доклад, он исследует и анализирует тему, о которой он хочет поговорить. Таким образом, в нашей области: объект, подлежащий свержению, должен быть чрезвычайно исследован.

Вот почему люди удивляются, они говорят: «Вау, для Ифана это займет до пяти лет, чтобы сделать хорошую работу?» Именно потому, что нам нужно продвигать и исчерпывать знания об этом добром, вы не можете опрокинуть что-то, что не приносит какой-либо ссылки, не регистрируя важность этого блага.


Один из самых спорных или, как называют его эксперты, «многострадальных» объектов конкурса – дом Гагарина, позже превращенный в больницу. Главное здание – дворец с колоннами на бульваре, построено в 1774-1776 по проекту Матвея Федоровича Казакова, в то время главного архитектора Москвы. После пожара 1812 года дворец был практически полностью уничтожен, его восстанавливал другой великий московский архитектор – Осип Иванович (Джузеппе) Бове, после чего бывший дворец был приспособлен для больницы, которая не утратила свою функцию в советское время.

Старейшина Диас - мадам. можете ли вы привести пример исследования, которое было сделано быстрее? Мы работали полтора года, это было самое быстрое, что мы когда-либо делали. Однако мы понимаем, что компетентные органы не осознавали величие того, что у них есть. Дело не в том, нравится ли или нет, как в стиле ар-деко, или думать, что это простой тип архитектуры. Барочная добыча очень надуманна и впечатляет, кто идет в Минас-Жерайс и знает это.

Но наша колониальная архитектура, народная, так же важна, как и барочная архитектура Минаса, потому что каждый рассказывает момент в истории. Падение Гоянии приходит, чтобы сломать ряд вопросов, потому что до тех пор он очень заботился об истории 17-го века, о веке. Это также нужно сказать.

Первый проект реставрации появился в конце 1990-х, но осуществлен не был. В 2009 году здание перешло в собственность города, а в ночь на 1 января 2013 года городскими властями были снесены дворовые корпуса усадьбы авторства Бове, входившие в дворцовый комплекс. На освобожденном таким образом участке, по соседству с отреставрированным памятником архитектуры построено новое административное здание московской городской думы.

Когда мы прибыли в Гоянию, наша надстройка была частью группы суперинтендантов, штаб-квартира которой находилась в Бразилиа. В конце правительства Лулы над каждой федеративной единицей была создана надзорная группа. В Гоянии, когда мы приехали, мы начали работать над проблемой арт-деко. Чаевые выходили только после того, как мы были здесь.

Решение Ифана не решено нами, а консультативным советом с 22 специалистами из разных областей и чей президент не имеет права голоса. Это люди, имеющие большое значение в своих областях, таких как Роке Ларайя, Нестор Гуларт, Ульпано Толедо Безерра де Менезес и многие другие. Они анализируют подготовленное нами досье и принимают решение о том, что опрокидывание вступит в силу.

Несмотря на этакую звучность проекта, комплексную реставрацию Екатерининской больницы, длившуюся более двух лет, большинство экспертов оценивает положительно. По данным Мосгорнаследия, в ходе проведения работ отреставрированы фасады главного здания, восстановлен первоначальный декор, белокаменные подоконники, карнизы и цоколь. Также отреставрирован лепной портик фасада и воссоздан герб Российской империи. Реставрационные работы коснулись интерьеров, парка и храма, расположенного на территории бывшей больницы. Сейчас здание находится в ведении МосГорДумы.

Старейшина Диас. Из какого правительства этот иск пришел? Это было во времена профессора Питера Уилсона. Это была очень прибыльная группа, отлично работавшая, например, в результате прекращения торговли Авенидой Гойас, хотя мы не хотели, чтобы оккупация проспекта Паранайба произошла так, как это произошло. Он рассмотрел четыре блока Авениды Гойас, которые пришли с имплантацией Гоянии и сделали полный процесс, со всем - доступность, инкрустация воздушного вращения, знаки, цветовая палитра, между прочим.

Эти четыре блока были бы своего рода «соблазнением», так что это было бы сделано во всей области, известной как «мантия Богоматери» Аттилио. Проект был готов, с моделью и всеми. Не удалось ли спасти этот проект? Для меня этот проект по-прежнему очень актуальный и, поскольку он был оплачен муниципалитетом, должен быть, да, спасен мэром для его реализации. Мы также получили ресурсы для восстановления железнодорожного вокзала Гоянии в то время, когда секретарем Культуры муниципалитета был профессор Сандро ди Лима.

Екатерининская больница получила не одну, а две награды – вторую в номинации . В ходе археологических работ на территории бывшего дворцового комплекса была собрана коллекция интереснейших предметов XVI-XVII вв. Среди находок много ювелирных изделий – например, камней граната общим весом 2,5 кг.

Что говорят эксперты

Григорий Мудров ,

Работа, которая была выполнена неполностью, потому что ресурсы не покрывали восстановление двух фантастических панелей, которые находятся во внутренней части станции, - Фрей Конфалони, чье столетие, кстати, отмечается в этом году. Он приехал в столицу и уставился на вокзал и театр Гоянии.

В Ла-Плате есть очень красивый арт-деко, но он был поражен увиденным и сказал, что это необычное богатство. В отношении железнодорожного вокзала есть движение под руководством профессора Педро Селио Алвеса Борхеса, который утверждает реконструкцию памятника Работнику, который стоял перед архитектурным ансамблем. Как Ифан стоит по отношению к этому иску? Мы были приглашены на публичные слушания в Палате Гоянии для решения этой проблемы. Недавно, с движением, вытащенным суперинтендантом градостроительства Сецимы, Марсело Сафади, тема вернулась на первый план.

реставратор, главный архитектор организации «Фирма МАРСС»,
член конкурсной комиссии премии «Московская реставрация – 2015»:

«Мелких и незаметных зданий
в практике архитектора не бывает»

«Я лично участвовал в окончательном отборе лауреатов, и я не знаю таких значимых, законченных на сегодняшний день объектов, которые бы в этот список не вошли. Конкурсная комиссия старалась не выдвигать на премию объекты «второго и третьего захода» – когда все открытия уже сделаны. Оценивались интеллект, вклад и условно новизна проекта. Есть хрестоматийные вещи, которые давно прочли, а есть те, которые ещё предстояло прочесть – вот они и были ценны. Здесь надо понимать, что у нас не такой богатый выбор. Но всё, что отобрано, то достойно награды. Вспомните архитектурные конкурсы – скажем, «Золотое Сечение»: до 2008 года было огромное количество претендентов на главный приз, а после кризиса 2008 в номинации «Реализация» шорт-лист состоял из двух-трех объектов. В некоторых номинациях мы намеренно пошли на уменьшение количества премированных объектов, чтобы отметить действительно лучшие. Конечно, все проекты разного уровня – где-то проще, ближе к простому ремонту, где-то сложнее, с серьёзной научной реставрацией, требующей к тому же снять грехи десяти-пятнадцатилетней давности.

Мы можем собраться вместе, чтобы найти альтернативу. Не исключено, что этот памятник будет реплантирован, что должно быть там, где не помешает видимость добра, являющегося железнодорожной станцией. Мы не против возвращения, потому что это работа, которая была отозвана полностью произвольно. Аналогичным образом, в своем руководстве профессор Сандро ди Лима хотел отдать дань уважения ссыльным, а художник, который задумал эту работу, был Сирон Франко. Мы, Ифан, не возражали, мы нашли решение. Сегодня памятник стоит на проспекте Ассис Шатобриан, перед входом в Бурятский лес, хотя художник установил его на земле, на уровне гражданина.

Объекты реставрации я бы условно разделил на три группы. Первая – это откровенно инвестиционные проекты, где инвестор действует преимущественно в собственных интересах, пытаясь решить коммерческие задачи, получить дивиденды с территории и т.п. Вторая группа – это проекты, в которых инвестор честно идет на реставрацию и делает достойный объект. В качестве примера могу привести дом Коптева – Мейендорф, в реставрации которого я участвовал лично. Там инвестор ничего для себя не выгадал, но сделал качественную и дорогую реставрацию. Усадьба реставрировалась бесконечно долго, начиная со второй половины 1990-х гг.

К сожалению, это происходит из-за отсутствия наблюдения. Внезапно, однако, то, что у нас было, было огромной парковкой и без площади, позорной штукой. В принципе было предусмотрено 44 бразильских муниципалитета, из которых два были из Гоянии и города Гояс. Префекты имели возможность выполнить эту работу, передав казнь государству или Ифану.

Это уже выполнило работу, которая была передана правительством в мэрию. После торгов мы сопровождали эту работу, через архитекторов Дафна Мендонса и Ванессу Корреа. До археологии мы делали это на Гражданской площади. Мы обнаружили там три фонтана, квадрат, который несколько раз перемещали. После инаугурации площадь занимала народ. По воскресеньям у нас были группы людей и разнообразные племена, хип-хоп, евангелие, люди, идущие на коньках. Теперь это изменилось, в последние месяцы: источники света превратились в большие прачечные и использовали скамейки для сушки одежды; они разрывают части из источников; а также уже привели к инаугурации мемориальной доски.

К третьей группе я отношу объекты городского заказа. Город берется за самые тяжелые случаи, когда денег нет, не было и не будет. Не могу сказать, что город – это идеальный заказчик. И, конечно, это сказывается на результатах. К реставрации нельзя относиться как к новому строительству, нельзя заранее определенно сказать, где начало, а где конец работы. В реставрации проектирование, понимание объекта и реализация идут параллельно. Но наше бюджетное законодательство никак не хочет этого понять. В условиях планового хозяйства, которым, по сути, и является город, такой подход недопустим. В итоге и деньги выделяются не вовремя, и осваивать их нужно слишком быстро, и результат необходимо предусмотреть едва ли не до того, как начаты какие-либо работы.

Мы находимся в глубокой тоске. Поэтому мы попросили аудиенцию у мэра Айрис Резенде, состоявшейся на прошлой неделе. С того дня, как началась работа, мы просим использовать термин для площади. Как бы выглядел этот термин? Это будет нормализация использования. Квадрат универсален, имеет пять типов этажей, чтобы рассмотреть всех людей, и нам нужно быть максимально осторожными. Поэтому мы подали заявки, например, в Палату. Наши архитекторы также сделали ряд предложений, направленных всем органам, участвующим в площади.

Мэрия должна ответить, потому что заинтересованы в управлении площадью. Нынешний мэр заверил нас, что он будет работать со своим юридическим персоналом для стандартизации. С момента инаугурации было несколько событий. В прошлом году у нас был концерт с 2000 людьми по имени Луис Гонзага. Мы не просмотрели презентацию, и она была прекрасной. У него не было ни единого повреждения, потому что грузовики остались снаружи, и все было загружено вручную. Точно так же это случилось с событием «Куклы мира» с 12 тележками Сеска, которые остановились.

При этом не может не радовать, что деньги из городского бюджета на реставрацию выделяются и очень большие – с каждым годом всё больше. Я думал, что с наступлением тяжелых кризисных времен бюджет будет сильно урезаться, но ничего подобного пока не происходит. Далеко не всегда можно согласиться со списком и адресами объектов реставрации, но то, что действительно восстанавливается, заслуживает уважения.

Грандиозное событие, которое также не навредило, даже если организаторы заботятся о бдительности. Маркос Нунес Каррейро - Ирис Резенде был тем, кто построил дворец Кампинас на Гражданской площади, снесенный реставрацией. Как была сделка Ифана в этот момент? Дворец Кампинас был разрушен, и мы разрешили вмешательство, потому что оно не связывалось архитектурно с любым из других зданий или чем-либо из контекста. Мы не знали, что мэр поставит там работу Сирона Франко, о которой нам говорили только позже.

Кроме этого, остальное заплатили Ифан. Последний взнос еще не передан для участия в мэрии, но у нас не должно быть ничего другого. Мы возлагаем обвинения в мэрии, мы «затягиваем» мэра, и мы предлагаем, чтобы мы проводили работу Ифана. Они наняли проект, хотя и очень хороший, от архитектора Янайны Оливейры. Девять раз туда и девять раз возвращались.

Я безумно рад, что награду получил проект реставрации отдельных объектов парка Горького. Я не говорю о входных пропилеях, потому что это довольно сухая и технологически очень сложная работа, несущая в себе массу экспериментов – все мы представляем, что такое 1950-е годы. Пропилеям эти эксперименты не пошли на пользу. Я же говорю об общественном туалете, номинация которого кажется, на первый взгляд, странной. Конкурсная комиссия тоже долго сквозь смех выделяла этот объект. Но он дико интересен. Его проектировали выдающиеся архитекторы и делали это по-настоящему качественно. Это крайне необычное здание, и то, что оно сохранено, говорит о многом. Говорит о том, что мелких и незаметных зданий в практике архитектора не бывает, даже туалет иногда может стать шедевром.

Также я бы отметил безумный труд реставраторов над Екатерининской больницей. Это многострадальный дом, претерпевший колоссальные изменения в связи с утратой своей первоначальной функции. После устройства в этом здании больницы с совершенно иными требованиями к эксплуатации и новыми задачами очень многое было уничтожено, унесено могучим ураганом. Все, что было сделано реставраторами, собиралось по крупицам – очень бережно и внимательно. А ведь могли обойтись обычным ремонтом. В итоге получилось найти оптимальное сочетание соблюдения реставрационных интересов, решения задач сохранения памятника с необходимостью его современного использования.

Не могу не сказать и про очень неоднозначную реставрацию Соборной палаты. У этого здания была чудовищная сохранность – практически все было уничтожено, появились надстройки, новые перекрытия этажей, киностудия. Изменилась градостроительная ситуация, почти полностью исчезла прежняя окружающая застройка. Это сложнейший объект, в котором многое невозможно было восстановить по определению. Реставраторы проделали невероятную работу, которую нельзя было не отметить. Конечно, у любого процесса всегда найдутся критики. Критики нет только тогда, когда ничего не делается».

Самой многочисленной оказалась номинация «Городские усадьбы» . Здесь были премированы сразу семь проектов.

Усадьба Коптева – Мейендорф на Большой Никитской


Главный дом усадьбы А.К. Коптева – Н.А. Мейендорф строился в 1809 году, но спустя всего три года полностью сгорел в пожаре 1812. Через пять лет он был восстановлен новыми владельцами. Позже симметричное двухэтажное здание претерпело еще несколько серьезных реконструкций. В 1900 году усадьба реконструировалась по проекту архитектора Алексея Флодина и с тех пор практически не меняла облика, вплоть до конца XX века. Последняя реставрация, которой руководил архитектор и реставратор Григорий Мудров, стала частной инициативой инвестора. И благодаря сплоченной работе специалистов компании «Фирма МАРСС» дому удалось вернуть его подлинные исторические черты.


В основе главного дома усадьбы Е.П. Вандышниковой – Э.М. Банза – каменные палаты XVIII века, одна из древнейших построек этого места. Окончательный вид усадьбы сформировался к концу XIX века. В 1891–1898 годах в работе над усадьбой принял участие архитектор В.А. Коссов, финальные штрихи годом позже внес С.Ф. Воскресенский. Сегодня усадебный комплекс состоит из нескольких одно – и двухэтажных объемов, в том числе, деревянных. Главный реставратор объекта, генеральный директор проектного бюро «АрКо» Евгений Кокорев ранее отмечал, что это очень сложный объект, и «сочетание камня и дерева, а также последствия неправильных ремонтов через год-два могли привести к его полной утрате». По словам Алексея Емельянова, на момент начала реставрации изношенность фасадов составляла 80%, однако благодаря качественно и своевременно проведенным работам удалось сохранить композицию и архитектурно-художественное оформление, оставить в целости сруб XIX века, восстановить почти полностью утраченную лепнину.


Архитектурный ансамбль, включающий главный дом на Воронцовом поле, одноэтажный южный флигель со скромным декором, а также двухэтажный северный флигель, выходящий в Подсосенский переулок, был отреставрирован в 2015 году. Надо сказать, что этот ансамбль, входящий в состав вышеупомянутой усадьбы Вандышниковой–Банза, один из немногих дошёл до наших дней в практически неизменном виде.


Особняк был построен в конце XIX века для одного из первых русских авиаторов – Бориса Россинского, известного тем, что он первым пролетел над Москвой от Ходынского поля до Лефортово на самолете без кабины. Невысокое деревянно-каменное здание переменной этажности строилось в 1855–1869 гг., а достраивалось по проекту А.А. Фельконера в 1911 г. Главный фасад – пример московского модерна. В ходе ремонтных работ сохранены объемно-пространственная композиция и планировочная структура, воссозданы парадные помещения, в частности – вестибюль с кессонированным потолком и лепным декором. В обновленном особняке разместится офис РОСИЗО.


Главный дом усадбы С.М. Шибаева на углу 1-го Басманного переулка принадлежит самому раннему периоду строительства, завершенному в 1772. Основная часть построек усадьбы – первой половины XIX века. Изначально особняк был трехэтажным с рустованным первым этажом и пилястровым портиком. Затем добавились элементы псевдорусского стиля, декор из разноцветной неглазурованной керамики, чугунные решетки. На этот, псевдорусский период, здание отреставрировано в 2015.


Реставрация особняка О.П. Коробковой, построенного Львом Кекушевым на Пятницкой улице в 1894 году, когда эклектика позволяла себе быть пышной, а стиль модерн ещё только планировался, завершилась прошедшей осенью. Зданию вернули подлинный цвет, выявленный в ходе исследований пристройки 1905 года. Восстановлены кирпичная кладка и отделка фасадов, отремонтированы фундаменты и кровли.


Дом, в котором с 1921 по 1938 гг. жил Константин Станиславский, после реставрации снова открыт и работает как его дом-музей. Особняк построен в начале XIX века на фундаменте белокаменных палат рубежа XVII–XVIII веков. В ходе реставрационных работ были приведены в порядок все три этажа здания, интерьеры и парадная лестница. Предметы, найденные при разборе стен и полов дома: изразцы, кованые гвозди, глиняные горшки – вошли в экспозицию музея.


В 1760-е годы дом построен для князя Григория Мещерского, затем перестроен в 1823, и в 1880-е по проекту Александра Каминского. Во дворе – дорическая колоннада. В ходе реставрации был восстановлен фасдный рельеф, воссозданы подоконные ниши второго этажа, уточнен рисунок расстекловки окон. Отреставрированный дом усадьбы Мещерских сейчас служит посольством Греции.

Что говорят эксперты

Борис Пастернак
архитектор, член НП «Историко-культурный экспертный совет», член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры России:

«Необходимо разрабатывать долговременные программы по участию государства в консервации разрушающихся памятников»

«Такие премии, как «Московская Реставрация», безусловно, необходимы реставрационному сообществу. В постсоветский период реставрация переживала не лучшие времена. Теперь реставраторы вынуждены бороться за восстановление престижа профессии, её значимости, одновременно с этим по-новому осознавая свое место в творческом процессе, возвращая слегка потрепанную репутацию советской реставрации, и одновременно стараясь следовать новейшим мировым реставрационным тенденциям. Такие премии обращены не только к реставраторам, но и к городским властям, для которых значимость реставрации не всегда очевидна. Вначале их внимание обычно приковано к Кремлю или культовым постройкам. Ценность же других, «обычных» памятников осознается постепенно. Объекты культурного наследия – это не всегда первостатейные постройки в мраморе и позолоте. Зачастую они выглядят куда скромнее и их ценность нуждается в выявлении. Пропаганда наследия, воспитание культуры его восприятия и осознание значимости реставрационного процесса, в том числе, теми, «кто принимает решения», чрезвычайно важны.Внутри нашего реставрационного цеха любые ошибки и недочеты видны каждому профессионалу, а оценка решений идет по гамбургскому счету. Хорошая реставрация должна восприниматься как данность. А любые отклонения являются недопустимыми. При этом в реальных условиях работы реставраторы часто испытывают давление девелоперов, которые, мягко скажем, подвергают сомнению ценность культурного наследия. Поэтому очень важно, что руководство города активно вовлекается в процесс пропаганды наследия. Для культурного наследия это становится своего рода дополнительной охранной грамотой, неким сдерживающим фактором для строительной отрасли в ее попытках ущемить права памятников, в особенности те из них, чья ценность не всегда проявлена – к примеру, промышленные комплексы или памятники конструктивизма и модернизма.У людей, далеких от реставрационной специфики, может возникнуть вопрос, стоит ли в условиях кризиса устраивать столь торжественные церемонии. Конечно, не хочется, чтобы потом о них вспоминали, как о пире во время чумы. Сегодня есть реальное опасение, что реставрационные бюджеты будут схлопываться, частные инвестиции могут сойти на нет. В таких условиях необходимо корректировать долговременные программы участия государства в реставрации. Причём средства города, как мне представляется, должны направляться, в первую очередь, на консервацию и сохранение тех объектов культуры, которые находятся в опасности. Кичиться позолотой и роскошными интерьерами на фоне памятников, которые могут не дожить до следующего года, немного странно. Эта проблема должна решаться за счет более активного вмешательства города. Нельзя доверять наше наследие нерадивым собственникам, которые увиливают от своих обязательств по сохранению памятников. Ни одно цивилизованное государство в мире не позволяет доводить до разрушения свое общее наследие.Кроме того, необходимо осознавать, что Москва, вне зависимости от своих успехов либо кажущихся недоработок в области охраны памятников, является образцом для других городов нашей страны, благодаря «мощности» своей структуры госохраны. На фоне региональных центров, где этой проблематикой занимаются порою 5-6 человек, а профессионалы замещаются псевдоюристами, организация охраны памятников в Москве, конечно, выглядит выигрышно. То же самое можно сказать не только о структуре, но и о качестве реализаций. В провинциальных городах часто можно видеть пластмассовые окна в соборах XVII века, позолоту из конфетных фантиков на главах церквей и монастырские башни, покрытые рифлёным профнастилом. И здесь московский инструментарий снова выгодно выделяется. Это касается, в том числе, грандиозных федеральных реставрационных проектов, являвшихся предметом активного самопиара – как, например, Ново-Иерусалимский монастырь, где на месте любовно воссозданных после военных разрушений элементов шатра появились собачьи будки с вырезанными из оцинковки Херувимами.,При этом в Москве существуют свои проблемы. Объекты масштабной реставрации осуществляются в основном за государственный счет. И вложение средств рассчитывается на длительный срок. Эта методическая проблема существует и в развитых странах. Если государство вкладывает деньги в восстановление культурного наследия, то оно рассчитывает на долговременность своих инвестиций и не собирается каждые 3-5 лет вновь подкрашивать и подмазывать памятник. Все должно быть сделано «на века». Это приводит к тому, что детали, которые могли бы быть сохранены служат лишь моделями для воссоздания, подлинные же фрагменты отправляются в лучшем случае в музей, аутентичные поверхности замещаются обновленными, выполненными из других, современных материалов. Традиционным примером такого рода является очищенный от патины Новый мост в Париже или какие-нибудь французские аббатства, где настоящие капители были перемещены в музей, а на их месте появились копии.Я бы не стал в деталях рассуждать обо всех проектах, которые были награждены в ходе премии – некоторые из них я видел только снаружи. Скажу лишь, что мне представляется крайне важным персональный характер этой премии. Это высшая оценка труда конкретных реставраторов. Меня очень радует присутствие в списке лауреатов таких специалистов, как Елена Николаева, Антонида Густова, Григорий Мудров, Евгений Кокорев, Ольга Яковлева и др. Важно поддержать этих уникальных специалистов, чья работа очень часто остается в тени. Реставраторы – это скромные люди, сконцентрированные на своей работе. Необходимо рассказывать об их деятельности, чтобы следующее поколение могло у них учиться, перенимать их опыт и обобщать накопленные знания».

Номинация «Объекты промышленной архитектуры» в этом году учреждена впервые, а в числе номинантов на главную премию оказался всего один проект.



Склады на Садовнической улице были построены в 1888 году по проекту архитектора Н.А. Воскресенского. В начале 1940-х кирпичное трехэтажное здание стало основным административно-производственным корпусом шампанских вин. В 2012 году площадку бывшего завода определили под редевелопмент. Часть зданий была снесена, а отреставрированный корпус включен в состав жилого квартала Wine House, построенного по проекту архитектурного бюро SPEECH и ТПО «Резерв». Реставраторы отремонтировали и укрепили стены, восстановили кирпичную кладку и оконные проемы.

Что говорят эксперты

Евгений Кокорев ,
Генеральный директор проектного бюро «АрКо»:

«Многие из показанных работ к моменту начала реставрации уже превратились в развалины»

«В этом году «Московская реставрация» отметила много по-настоящему интересных объектов реставрации, в сфере которой конкуренция с каждым годом только нарастает. Что касается организации церемонии награждения, то, как мне кажется, зал совершенно не понял, за что победителям давали награды. Зрителям не было представлено никакой информации об истории памятников. Даже если на экране показывали изображение отреставрированных зданий, то понять, что конкретно удалось сделать реставраторам, оценить их труд, было невозможно. А ведь многие из показанных работ к моменту начала реставрации уже превратились в развалины.Среди награжденных проектов нельзя не отметить восстановление крупного комплекса Екатерининской больницы, которое потребовало от реставраторов огромных усилий. То, что удалось сохранить облик больницы в практически первозданном виде, учитывая сложные инженерные решения, безусловно, заслуга авторов. Также мне очень нравится кирпичная архитектура. Поэтому хочется отдельно сказать о складах Товарищества водочного завода и крайне трудоемком проекте восстановления Соборной палаты. Качество отделки фасадов делает эти здания центральными объектами на фоне окружающей застройки. В обоих случаях реставрировать приходилось каждый отдельный кирпич. Порадовал меня и профессионализм реставраторов надгробий Новодевичьего кладбища. Каменные и мраморные плиты подвергаются постоянному воздействию агрессивной городской среды, а потому требуют к себе особого внимания.И, конечно, я не могу не сказать о пропилеях парка Горького, для которых пришлось искать новые технологические подходы к реставрации поздних памятников архитектуры. Надо понимать, что это совершенно иные материалы, отделка, конструктивные и архитектурные приемы, которые существенно отличаются от того, что делали в XIX и начале XX веков. Приятно, что помимо обновления, авторам удалось насытить центральные ворота ещё и дополнительными функциями, устроив наверху новую смотровую площадку».

Номинация «Объекты культового зодчества»


Здание Соборной палаты, которая в начале XX века была центром культурного и духовного просвещения, построено в 1901 году по проекту П.А. Виноградова. Росписью и внутренним убранством домового храма Епархиального дома занимался иконописец Василий Гурьянов. В 1930 году после передачи закрытой к этому моменту соборной палаты обществу «Межрабпомфильм», здание было полностью перестроено в конструктивистском стиле. Над правым крылом появились дополнительные 4 этажа, были снесены колокольня и золотой купол Владимирского храма. И вплоть до 1990-х здесь функционировала кинофабрика.
Перед реставраторами была поставлена задача вернуть зданию облик соборной палаты. По данным Департамента культурного наследия Москвы, пришлось восстанавливать по фотографиям потолок, разбирать полностью заложенные окна в бывшем кинозале, по крупицам восстанавливать декор и возвращать интерьерам их подлинный цвет. Главный архитектор проекта реставрации Сергей Куприянов отметил, что относительно неплохо под слоем штукатурки 1930-х годов сохранилось только декоративное убранство стен.

Но конструктивистское здание, конечно, утрачено полностью.

Номинация «Объекты монументального искусства»

На Новодевичьем кладбище приведены в порядок почти шестьдесят памятников. Монумент и ограду памятника семьи Чеховых, которые сильно пострадали от дождя и снега, ремонтировать пришлось долго и кропотливо: заделывали трещины, удаляли следы коррозии. Памятник Галины Улановой из редкого белого мрамора сильно потемнел и начал рассыпаться. Его в срочном порядке необходимо было укрепить и очистить от временного налета. С мраморной статуи Надежды Аллилуевой удалены разрушавшие её скопления вредных бактерий. К каждому надгробию применялся индивидуально подобранный комплекс работ.
Номинация «Объекты археологического наследия»

Церковь Ильи Пророка в Новгородском подворье

Храм Ильи Пророка на Ильинке, с крещатым сводом и арочными филенками фасада, похожий на подмосковную церковь села Юркина, построен в первой половине XVI века, раньше собора Василия Блаженного, и таким образом, это древнейший сохранившийся сравнительно полно храм Китай-города. Здание храма было исследовано в начале 2000-х. Во время недавних археологических исследований обнаружены надгробие XVII века, кирпичные полы и фундаменты стен галереи того же времени, фундамент XV–XVI веков и остатки кирпичной стены апсиды более позднего храма.

1175

При проведении ремонтных, реконструкционных, реставрационных или других работ на объекте культурного наследии необходимо выполнять требования действующего законодательства

Приказом Минкультуры РФ №203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.В данном документе изложен порядок использования и содержания недвижимого ценного имущества. Здесь же представлены и правила ведения ремонта, консервации и реконструкции объектов культурного наследия.

Правовые основы проведения ремонта объекта культурного наследия

Как известно, все историко-культурные памятники, расположенные на территории Российской Федерации, являются собственностью государства, что закреплено гражданским законодательством. Порядок их использования и охраны определяются Законом №73-ФЗ.

Согласно законодательству, культурные организации могут только владеть и пользоваться данными объектами. При этом они в обязательном порядке должны обеспечивать их надлежащее состояние. В обратном случае памятники могут быть изъяты государством.

Если возникает необходимость проведения ремонтных, реконструкционных или реставрационных работ, то их назначение осуществляется на основании целого перечня документов:

  • целевых программ федерального и регионального уровней;
  • указов Президента;
  • генеральных планов формирования и развития достопримечательных мест;
  • технико-экономических обоснований реставрации объекта и так далее.

Инициатором проведения работ, направленных на сохранение ОКН чаще всего выступает именно государство. Поэтому реконструкция или ремонт объекта культурного наследия проводится за счет средств, выделенных из бюджетов разных уровней.

К примеру, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 годы» заложены финансовые ресурсы на осуществление реконструкции основной сцены Малого театра.

Однако, кроме бюджетных средств, учреждение может использовать и другие источники финансирования. В их качестве могут выступать средства, выделенные спонсорами, меценатами или благотворителями.

Ремонт объекта культурного наследия может быть капитальным и текущим. Его выбор, как правило, зависит от двух показателей: сроков эксплуатации и состояния. Капитальный ремонт может проводиться как в целом объекте, так и его отдельных частях.

Что касается текущего ремонта, то он проводится через определенный период, позволяющий эффективно эксплуатировать здание.

При этом в обязательном порядке должны учитываться:

Согласно нормативным документам, определены максимальные сроки устранения неисправностей при проведении непредвиденного текущего ремонта отдельных частей объекта культурного наследия:


Если для проведения текущего ремонта объектов культурного наследия не требуется значительных материальных затрат, то его называют косметическим. Он, как правило, включает в себя работы, направленные на обновление стен и потолков, обработку деревянных профилей окон, покраску дверей и прочее.

Часто руководители учреждения культуры проводят такой вид ремонта своими силами, то есть с помощью сотрудников. Если же объем работ имеет достаточно большие масштабы, то для этого задействуются .

Для этого проводится аукцион, победитель которого - специализированная организация выполняет все необходимые ремонтные работы.

Требования к проведению ремонта объекта культурного наследия

Существуют определенные требования, которые необходимо выполнять при выполнении различных видов работ, связанных с ремонтом, реконструкцией или реставрацией здания. Их перечень включает следующее:

  1. Обязательное обеспечение технадзора за ведением работ.
  2. Выполнение работ в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, сметой, техусловиями, графиками, правилами приемки и прочее.
  3. Соблюдение действующих правил техники безопасности и пожарной безопасности, а также правил охраны труда.

Если в процессе ремонта были выявлены какие-либо недостатки, то все замечания оформляются в письменной форме. После их устранения составляется акт и делается запись в журнале учета выполнения работ.

Пристальное внимание необходимо уделить качеству используемых стройматериалов и их соответствию всем необходимым требованиям. По окончании работ оформляется акт приема-сдачи объекта.

Во время осуществления ремонта или реставрации объекта культурного наследия могут возникнуть ситуации, требующие проведения дополнительных видов работ, не предусмотренных проектной документацией.

Иногда, наоборот, работы, заложенные в проект, не требуются. Внести изменения можно в том случае, если данное условие будет внесено в документы о закупке и проект госконтракта.

А в дальнейшем при исполнении условий контракта все это можно оформить дополнительным соглашением.

Указание стоимости работ в государственном контракте

Работы, направленные на сохранение ОКН, который включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, не подлежат обложению НДС. Данная льгота действует и при осуществлении ремонта, реставрации, консервации или приспособлении памятника для использования в современных условиях. Также не облагается налогом выполнение научного руководства, авторского и технического надзора.

При заключении государственного контракта на сумму шестьсот миллионов рублей культурная организация вправе выплатить до 30% от указанной суммы. При этом должны учитываться доведенные до учреждения лимиты бюджетных обязательств.

Если стоимость госконтракта превышает шестьсот миллионов рублей, то кроме аванса, составляющего до 30 процентов от этой суммы, допускается выплата последующего аванса.

Но стоит учесть, что выплатить последующий аванс можно лишь тогда, когда подрядчик отработает полученную предоплату. Общая сумма всех авансов должна составлять не более семидесяти процентов о т общей стоимости государственного контракта.

Правительство РФ имеет право на утверждение перечня госконтрактов, при выполнении которых авансы не выплачиваются.

За превышение лимитов предоплаты руководитель учреждения может быть оштрафован на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Также он может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3-х лет. Размеры штрафа для учреждения достигают от пяти до 25% от суммы выданных сверх лимита бюджетных средств.

В ходе приемки выполненной реконструкции или реставрации объекта культурного наследия учреждение обязано проверить исполнительную документацию. Подрядчик должен представить ее вместе с актами по госконтракту.

Если в процессе работы были внесены изменения, то авторский надзор обязан оформить это документально. Иначе выполненные на объекте работы не будут приняты.



Ваша персональная подборка