ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Лекция №1. Денежное обращение. Наличные расчеты. Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Задачи учета денежных средств и расчетных операций

Денежное обращение

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой услуг, с совершением различных платежей (выплата ЗП, уплата налогов, возврат). Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В сфере обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сфера денежного обращения включает:

Безналично-наличное перечисление посредством записей на счетах в банке.

Наличное обращение в виде денежных знаков, в котором участвуют физические и юридические лица.

Денежные средства любой организации являются обязательным объектом учета и могут находиться в виде:

Наличных денежных средств в кассе;

Денежных средств на расчетном счете и других счетах в банках.

Наличные расчеты

Наличные денежные расчеты – производятся с использованием средств наличного платежа для расчета за приобретенные товары.

Наличные расчеты – расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. Они производятся путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение гражданско-правового обязательства (договор купли-продажи).

Граждане могут осуществлять наличные расчеты между собой и с юр.лицами без ограничений, когда такие расчеты не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юридические лица в праве производить наличные расчеты, не превышающие 100 тыс.руб.

У наличных денег разная циркуляция. Наличные деньги в обороте физически изнашиваются.

Деньги покидают сферу обращения в том случае, если они привлечены в госбюджет.

Применение ККТ и порядок ведения кассовых операций

Обязательное применение ККТ в соответствии с ФЗ №54 «О применении ККТ» повышает эффективность госконтроля за денежным оборотом в сфере торговли и обеспечивает поступление денежных средств, т.к. позволяет точно определить фактическую выручку и доходность каждого предприятия. Вступлением в силу нового законодательства, регулирующего порядок применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт прибавило немало сложностей, как у продавцов, так и у покупателей.

Контроль за использованием ККТ возложен на глав местных администраций и налоговую гос.службу.


Федеральный закон РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 года) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». В соответствии с новыми изменениями данного закона выпущен новый законопроект с поправками:

1. Данные с каждого чека будут передаваться в налоговую инспекцию через Интернет.

2. С 1 февраля 2017 года по 1 января 2018 года организации будут выдавать покупателям электронные чеки по требованию, а с 2018 года электронные чеки станут обязательными, а бумажные будут выдаваться только по требованию.

3. Кассовые аппараты станут другими. Вместо электронной кассовой ленты будут использоваться фискальные накопители.

4. Упростится процедура регистрации кассового аппарата в налоговой инспекции, она будет происходить он-лайн. Центры технического обслуживания, где раньше нужно было обязательно регистрировать ККТ в новом законе не обозначены.

5. Изменятся обязательные реквизиты чеков с 2026 года.

Федеральный закон РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 года) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» обязал осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке (в центрах технического обслуживания), зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств, фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и фискальной памяти, обеспечивать хранение и ведение документации связанной с приобретением, регистрацией и применением ККТ, обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку беспрепятственный доступ ККТ (в переводе контрольно-кассовая техника) используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. ККТ – это ККМ (контрольно-кассовые машины), электронно-вычислительные машины, в том числе персональные комплексы, оснащенные фискальной памятью (для налоговой инспекции).

Федеральный закон РФ от 22.05.2003 №54-ФЗ (с изм. от 08.03.2015 года) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В настоящее время работает ФЗ-54 - закон о ККТ. Организации, применяющие при наличных денежных расчетах ККТ и расчетах с использованием платежных карт, должны выдавать покупателям в момент оплаты, отпечатанные кассовые чеки.

ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, в случае продажи товаров.

Законом о ККТ введено применение ККТ при осуществлении не только наличных денежных расчетов, но и при расчетах с использованием платежных карт.

Организации и ИП могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности вместо кассовых чеков. Законом о ККТ установлено, что отдельные организации и ИП могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения. Согласно закону о ККТ на территории РФ применяются модели ККТ, включенные в Гос.реестр, которые подлежат официальному опубликованию. В случае исключения из Гос.реестра ранее применявшихся моделей ККТ, их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечениия нормативного срока их амортизации.

Законом о ККТ установлена фиксация расчетных операций на контрольной ленте и фискальной памяти. В ККТ, где нет фискальной памяти, должно быть 2 ленты: контрольная и чековая. Новые модели ККТ имеют ЭКЛЗ – электронная кассовая лента защищенная – это программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий долговременное хранение зарегистрированной информации в целях дальнейшей её обработки (для налоговой инспекции).

Закон о ККТ, решая многие вопросы с ККТ, предоставляет указанную документацию, производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память информации и замену накопителей в фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки, проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения по вопросам при проведении проверок, проводят проверки выдачи покупателям кассовых чеков (проводятся контрольные закупки налоговыми органами, без чека ничего нельзя продавать), налагают штрафы, установленные Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

ТЕМА 2. ККМ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ККМ

Лекция №1. Государственный реестр ККТ. Классификация ККТ в соответствии с

Классификатором ККТ. Требования, предъявляемые к ККМ, порядок и условия ее

Под контрольно-кассовой техникой, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Это предусмотрено в статье 1 Закона № 54-ФЗ.

К эксплуатации допускаются лишь те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Госреестр ). Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Закона № 54-ФЗ. Перечень моделей, разрешенных для использования и включенных в Госреестр ККТ, постоянно обновляется.

Требования к контрольно-кассовой технике закреплены в пункте 1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ. Кроме того, технические характеристики и параметры функционирования ККТ определены в пункте 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее - Положение о ККТ). Итак, контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных) и индивидуальными предпринимателями, должна:

Быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Обязательность такой регистрации предусмотрена в статьях 4 и 5 Закона № 54-ФЗ;

Иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

Обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение данных;

Обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

Обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах;

Обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте;

Эксплуатироваться в фискальном режиме;

Регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;

Иметь часы реального времени;

Быть исправной;

Обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания. На контрольно-кассовую технику, обеспеченную технической поддержкой, поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак «Сервисное обслуживание» (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту). Это делается ежегодно. Образец знака утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 135н;

Иметь идентификационный знак установленного образца, содержащий наименование модели ККТ и ее заводской номер. Образец знака утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 № 352;

Иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию. Марка-пломба (необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники) наклеивается на ККТ поставщиком или центром технического обслуживания после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания. Образец марки-пломбы утвержден приказом Минпромэнерго России от 05.09.2007 №351;

Соответствовать образцу модели, поименованной в Госреестре ККТ;

Иметь знак «Государственный реестр», образец которого утвержден приказом Минфина России от 18.12.2007 № 13бн. Указанный знак наносится поставщиком на корпус машины, только если сведения о данной модели контрольно-кассовой техники включены в Госреестр ККТ;

Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве Корнийчук Галина

Требования к эксплуатации ККМ

Требования к эксплуатации ККМ

Требования к эксплуатации ККМ регулируются Типовыми правилами, утвержденными письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104. Согласно п. 7.1 названных Типовых правил ЦТО обязан опломбировать кассовые машины совместно с налоговой инспекцией.

В пункте 7.2.1 Типовых правил закреплена обязанность механика по окончании ремонта ККМ опломбировать (в случае снятия пломбы) своей пломбой и сообщить в налоговую инспекцию о необходимости пломбировки данной машины (работа на кассовой машине до установки новой пломбы налоговой инспекции запрещается). Пункт 7.2.3 Типовых правил предписывает ремонт ККМ производить только после снятия показаний денежных суммирующих и контрольных счетчиков и снятия пломбы с кожуха аппарата (при необходимости). Согласно п. 7.2.4 Типовых правил показания денежных и контрольных счетчиков по окончании ремонта проверяются, а кожух кассовой машины пломбируется. О результатах проверки машины и опломбирования кожуха составляется с участием механика акт по форме № КМ-2.

Технические требования к ККМ для осуществления денежных расчетов с населением по сферам деятельности утверждены решением ГМЭК от 10 ноября 1994 г. (протокол № 14, доведены письмом ГМЭК от 28 ноября 1994 г. № АО-7-272, в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения):

– в сфере торговли;

– в сфере услуг;

– за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами;

– в отелях и ресторанах.

Техническими требованиями, общими для всех групп ККМ, являются:

– программный пароль (не менее 4 разрядов) или номерные ключи (не менее 99 вариантов), входящие в комплект поставки ККМ (количество ключей определяется конкретной моделью). Программными паролями должны защищаться как минимум следующие режимы работы ККМ: режим регистрации продаж, режим программирования, режим снятия показаний, режим гашения, режим налогового инспектора. Пароли режима регистрации продаж могут различаться для разных кассиров;

– фискальная память (требования к фискальной памяти приведены в специальных приложениях к каждому из приложений протокола);

– электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ);

– блокировка машины в случае отсутствия чековой ленты (для сферы услуг также и в случае отсутствия платежного документа (в режимах, предусматривающих их оформление), а для отелей и ресторанов – в случае отсутствия вкладного или подкладного документа (в режимах, предусматривающих его оформление));

– для сферы торговли и сферы нефтепродуктов – чек, оформляемый при регистрации покупки ККМ. Для сферы услуг – чековая лента и (или) платежный документ. В отелях и ресторанах – чековая лента и (или) подкладной документ;

– блокировка машины в случае неправильного выполнения операций кассиром (кроме отелей и ресторанов). В отелях и ресторанах – в случае неправильного выполнения операций официантом (портье);

– блокировка машины при возникновении аварийных ситуаций в машине, приводящих к порче печатаемого документа. Допускается отсутствие такой блокировки при наличии в машине режима сторнирования (аннулирования проведенных операций);

– блокировка машины при переполнении, неисправности, отключении фискальной памяти, а также несанкционированном доступе к фискальной памяти при работе ККМ в фискальном режиме;

– разрядность контрольных счетчиков (операционных регистров) количества снятых показаний и количества гашений, не менее 4 (кроме сферы нефтепродуктов);

– сохранность информации денежных и операционных регистров, а также служебной информации в энергонезависимой памяти при отключении сетевого питания, не менее 720 часов;

– операции, выполняемые встроенным калькулятором: сложение, вычитание, умножение (при наличии встроенного калькулятора);

– индикатор кассира (кроме отелей и ресторанов). В отелях и ресторанах – индикатор официанта (портье);

– индикатор покупателя: для сферы торговли – с пометкой «для портативных ККМ необязателен», для сферы услуг – с пометкой «по требованию потребителя», для сферы нефтепродуктов – с пометкой «при отсутствии выносного индикатора», для отелей и ресторанов – индикатор клиента (покупателя) по требованию потребителя;

– программирование основных режимов работы;

– наличие автоматического тестирования;

– скорость печати (строк средней длины в секунду): для сферы торговли – не менее 1,5, для сферы услуг – не менее 3, для сферы нефтепродуктов, а также отелей и ресторанов – не менее 2;

– обозначения на клавиатуре, выводимая на печать и индикацию информация в импортируемых и производимых по лицензиям ККМ должны быть русифицированы;

– ККМ должна иметь маркировку, содержащую: название машины, заводской номер, дату выпуска, фирменный знак производителя ККМ. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение срока службы машины;

– вывод денежных сумм на печать и индикацию производится с отделением рублей от копеек разделителем, указанным в эксплуатационной документации на ККМ символом точки, запятой, идентификатором «р» и «к» или «руб» и «коп».

Технические требования к контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов с населением за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами включают еще несколько позиций.

Фискальная память (ФП), как определено в Технических требованиях, – это энергонезависимое по хранению информации долговременное запоминающее устройство, являющееся составной частью ККМ и предназначенное для регистрации отчетной итоговой ежедневной информации с исключением возможности ее изменения.

Состав фискальной памяти:

– параметры, регистрируемые в фискальной памяти при запуске ККМ (с возможностью 5-кратной записи с сохранением предыдущих записей): заводской и регистрационный номер ККМ – 13 разрядов; идентификационный код владельца ККМ – не менее 12 разрядов; дата включения фискальной памяти при первичном вводе ККМ или при перерегистрации ККМ;

– параметры, регистрируемые в фискальной памяти ежедневно: дата – 6 разрядов; порядковый номер записи – не менее 4 разрядов; суточный (сменный) итог по продажам – не менее 9 разрядов (кроме того, для сферы услуг – суточный (сменный) итог по покупкам (для пунктов купли-продажи валюты) – 9 разрядов);

– общий объем ФП, ежедневных записей – не менее 3000.

Порядок заполнения фискальной памяти: информация в ФП заносится при каждом гашении суточного (сменного) отчета по продажам.

Порядок доступа: доступ к информации, записанной в фискальную память (распечатка фискального отчета), должен быть защищен аппаратно-программным или программным путем, например, паролем не менее 5 разрядов. При попытке несанкционированного доступа к ФП ККМ блокируется.

Условия блокировки ККМ с фискальной памятью: ККМ должна блокироваться при переполнении, неисправности, отключении ФП, а также несанкционированном доступе к ФП при работе ККМ в фискальном режиме. ККМ должна обеспечивать индикацию числа свободных полей записи памяти при количестве менее 30.

ККМ должна обеспечивать распечатку содержимого ФП за указанный период: по всем записям за период; итоговую сумму за заданный период, а также по запросу – заводской и регистрационный номер ККМ – 13 разрядов; идентифицированный код плательщика – не менее 12 разрядов; дата включения фискальной памяти (перерегистрации ККМ).

Сохранность информации: информация, записанная в ФП, должна сохраняться в течение не менее 6 лет с момента перевода ККМ в фискальный режим (включая сохранность информации в течение 6 месяцев после переполнения ФП).

Конструктивное исполнение ФП: конструкция ФП должна обеспечить невозможность бесконтрольного доступа к хранящейся в ней информации, а также защиту от механических, электромагнитных и других типов воздействий как при работе, так и техническом обслуживании и ремонте ККМ.

В целях защиты фискальных данных в ККМ решением ГМЭК от 27 ноября 2001 г., Протокол № 6/65-2001, утверждены Технические требования к ККМ в части электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).

Как определено в данных Технических требованиях, ЭКЛЗ – это программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ посредством:

– некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;

– формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;

– долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.

Порядок применения ЭКЛЗ в ККМ определен в Методических указаниях по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных решением ГМЭК от 25 июня 2002 г. (протокол № 4/69-2002).

Из книги Делопроизводство для секретаря автора Смирнова Елена Петровна

РАЗДЕЛ 2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ. ГОСТ Р 6.30-2003 «УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО – РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ» Глава 1. Состав реквизитов документов В делопроизводстве

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Инструкции по эксплуатации Все инструкции нужно собрать и хранить либо в прозрачном полиэтиленовом пакете, либо в общей папке (или в двух, в зависимости от объема) по подкатегориям. Во-первых, их нужно выудить из всех тумбочек, уголков и столов, где они могут валяться.

Из книги Открываю шиноремонт: Практическое пособие автора

Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. № AK-9-p)1. Общие положения Настоящие Правила эксплуатации автомобильных шин являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории

Из книги "СВОБОДА" И "НАЦИЯ" автора Городников Сергей

3. ЕВРО ВОЗНИКЛО НА СВЕРХПРИБЫЛЯХ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕСУРСОВ РОССИИ Так есть ли будущее у новой валюты стремящейся к политическому единству Европы?Евро появилось на свет под плохими звёздами. Золотой стандарт исчез после того, как Великая депрессия, начавшись с

Из книги Погрузка и разгрузка. Справочник груз-менеджера автора Волгин Владислав Васильевич

Стропы грузовые общего назначения. требования к устройству и безопасной эксплуатации РД 10-33-93 (утв. Госгортехнадзором РФ от 20 октября 1993 г.)(в редакции изменения № 1, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 8 сентября 1998 г. № 57)1. Типы и основные параметры 2. Технические

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Возврат ценностей из эксплуатации С помощью документа Возврат материалов из эксплуатации в конфигурации оформляется процедура возврата ценностей из производства обратно на склад. Переход к работе с этим документом осуществляется с помощью команды главного меню

Из книги Крутое пике [Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса] автора Стиглиц Джозеф Юджин

Недопущение эксплуатации Эффективные рынки могут тем не менее порождать социально неприемлемые результаты. Некоторые люди могут получать такие небольшие доходы, что на них невозможно выжить. На конкурентных рынках заработная плата устанавливается по принципу

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Инструкции для более эффективной эксплуатации товара Забота о потребителе подразумевает уделение внимания ко всякого рода мелочам. Одной из таких мелочей является предоставление потребителю понятной инструкции по эксплуатации товара. Инструкции предназначены для

Из книги Капитал. Том третий автора Маркс Карл

I. ПОВЫШЕНИЕ СТЕПЕНИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУДА Степень эксплуатации труда, присвоение прибавочного труда и прибавочной стоимости, повышается в частности посредством удлинения рабочего дня и интенсификации труда. Оба эти пункта подробно исследованы в «Капитале», кн. I, когда

Из книги Капитал. Том первый автора Маркс Карл

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 12. Организация-продавец уступила право требования другой организации. Полученный от уступки права требования убыток отнесен единовременно на расход, уменьшающий налогооблагаемую прибыль Согласно ст. 382 ГК РФ определено, что право (требование), принадлежащее

Из книги Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника автора Бобкова Оксана

5.7. Техника безопасности при эксплуатации электроустановок Под электроустановкой понимается – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства,

Из книги Охрана труда в строительстве автора Афонина Алла Владимировна

Глава 4. Требования к эксплуатации строительных машин, производственного оборудования, средств механизации и т.п. Строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 г.

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

7.10.Основные шаги при приобретении и эксплуатации контрольно-кассовой техники 1. Шаг первый. Определяем виды расчетов в вашем бизнесе («нал» или «безнал»). Если «нал» присутствует, то «с радостью» понимаем, что ККТ нам жизненно необходима.2. Шаг второй. Оцениваем примерный

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Инструменты эксплуатации В городе Анахайм обслуживающий персонал в отелях Disneyland придумал название «электронная плетка» для новой системы рейтинга, которую компания запустила в 2011 году. Огромные плоские мониторы в комнатах для персонала показывали сотрудникам, как

Требования, предъявляемые к контрольно-кассовым машинам

Требования к применению. Во всех организациях и предприятиях могут применяться только исправные ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. Перед приобретением ККМ необходимо убедиться в том, что они:

Допущены к использованию в соответствии с классификатором;

Имеют в случаях, установленных Государственной комиссией по ККМ, прикладные программы;

Оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

Находятся на учете в центре технического обслуживания (ЦТО), который ежегодно (в январе- феврале) обязан проводить проверку исправности;

Зарегистрированы в налоговых органах.

При истечении срока применения, в связи с исключением из реестра, ККМ должна быть снята с регистрации в налоговых органах, и с этого момента пользоваться ею запрещается.

Требования к реквизитам чека. Раньше требования к реквизитам чека ограничивались лишь отражением в нем номера ККМ, даты приема наличных денег и полученных сумм. Теперь вместо кассового чека покупателю (клиенту) разрешается выдавать вкладной (подкладной) документ, проведенный через ККМ и отражающий, как и чек, следующие реквизиты:

Наименование организации;

Идентификационный номер организации-налогоплательщика;

Заводской номер ККМ;

Порядковый номер чека;

Дату и время покупки;

Стоимость покупки или услуга;

Признак наличия фискальной памяти.

Установлен порядок применения ККМ с фискальной памятью - при этом на чеках, контрольных лентах и других документах должны быть специальные признаки. Такие кассы запрещено применять в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Требования к документации. Внесены изменения в порядок ведения книги кассира-операциониста для ККМ и в сроки хранения документации, подтверждающих денежные расчеты с покупателями. Если ранее допускалось ведение общей книги кассира-операциониста на все ККМ в торговом зале, то сейчас за все ККМ в обязательном порядке применяется контрольная дата и по каждой ККМ отдельно ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольная лента, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность за обеспечение их хранения несет руководитель организации.

Признаки неисправности. Ранее неисправностью ККМ (и в этом случае запрещалось ее использование) считалось отклонение в ее работе от технических требований, для определения которого требовалось заключение ЦТО. Сейчас предусмотрен конкретный перечень неисправностей ККМ. Она признается неисправной, если у нее:

Отсутствует или повреждена пломба ЦТО;

Отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одного из способов визуального контроля; а также если KKМ:

Не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает предусмотренные Положением и указанные выше реквизиты на чеке, контрольной ленте или других документах, предусмотренных техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;

Не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти и необходимые для осуществления контроля налоговым органом.

Применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию конкретной моделью ККМ.

Эксплуатационные требования. Для того чтобы ККМ была допущена к работе, она должна отвечать таким требованиям, как:

Соответствие конструктивного исполнения машины типу предприятия, методу продажи, уровню цен на товары;

Простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации и ремонта;

Безупречная точность расчетов;

Высокая производительность;

Отражение вида операций и результатов расчетов;

Четкость показаний индикаторного механизма;

Надежность в работе;

54-ФЗ подразумевает переход большей части организаций и ИП на кассовую технику с отправкой фискальных данных онлайн. Теперь ККТ должна будет отправлять чеки в налоговую службу при помощи Оператора Фискальных Данных (ОФД) . Фискальный накопитель заменит ЭКЛЗ , а кассовая машина будет подключена к глобальной сети.

Вступили в силу новые требования к ККМ с 1 февраля 2017 года, изменения касаются порядка и способа передачи в ФНС информации о совершенных расчетах с применением новой ККТ.

Сроки перехода на новые ККМ

Новые требования 54 ФЗ о применении ККТ регламентируют переход организаций и ИП на модели контрольно-кассовых машин с фискальными накопителями данных.

Переход на ККТ, передающую сведения онлайн, будет происходить поэтапно. С 1го февраля 2017 года полностью утрачивается возможность регистрации касс старого образца, но до 1го июля 2017 г. фактическое применение устаревших ККМ еще возможно.

Индивидуальные предприниматели и организации не смогут использовать старые кассовые аппараты с 1 июля 2017 года.

С 1-го февраля 2017 г. получится зарегистрировать исключительно современную ККМ, которая обеспечивает онлайн-передачу данных в налоговую службу в соответствии с требованиями 54-ФЗ.

С 1го февраля 2017 г. возможно регистрировать только контрольно-кассовую машину с передачей данных налоговой службе онлайн. Исключение составляют индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД и ПСН, для которых процесс обязательного использования ККМ по новым правилам начнется с 1 июля 2018 года.

Если организация или ИП находятся в отдалённой от сетей связи местности, то 2017 года ККТ не придется использовать по новым правилам. По требованию покупателя (клиента) необходимо производить выдачу документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ. В отдалённой от сетей связи местности кассовый аппарат будет работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД. При совершении операций фискальный накопитель будет записывать все данные, но передача этих данных оператору производиться не будет. На данный момент перечень отдаленных областей и труднодоступных мест утвержден в следующих субъектах России:

Амурской области, Астраханской области, Забайкальскому краю, Кировской области, республике Коми, Курганской области, Липецкой области, Пермскому краю, Пензенской области, Ростовской области, Томской области, Ярославской области, Чувашской республике и Чукотскому автономному округу.

Требования к ККТ с 2017 года

Теперь, согласно требованиям 54 ФЗ, ККМ обязаны не только записывать информацию о расчётах и сохранять ее в фискальных накопителях, но и передавать данные о платеже по средствам сети интернет в налоговую службу. Информация будет передаваться в зашифрованном виде.

Покупать контрольно-кассовую машину нового образца нужно не всем, потому что некоторые кассовые машины поддаются модернизации. Для этого требуется установка фискального накопителя вместо ЭКЛЗ и доработка ПО. Специально для устаревших касс производители выпускают комплекты модернизации в соответствии с новыми требованиями законодательства.

Новые требования к чекам ККМ

Новые требования к ККТ с 2017 года согласно 54-ФЗ подразумевают печать следующих данных на фискальных чеках:

  • ставка НДС по каждому реализованному товару,
  • сумма НДС по ставкам,
  • цена за единицу товара или услуги,
  • № чека за последнюю смену,
  • внесенные средства,
  • данные организации (адрес, наименование, ИНН),
  • стоимость и количество товаров или услуг,
  • название товара или услуги,
  • № ККМ и ФН,
  • фискальный номер документа,
  • название оператора, передающего данные,
  • сайт оператора,
  • время и дата выдачи чека,
  • инициалы кассира,
  • тип операции,
  • вид расчётной операции.

Новые требования 54 ФЗ о применении ККТ в части ответственности за нарушения

Требования к ККМ в 2017 г. подразумевают ответственность за её неприменение. При 1-кратном неприменении – административный штраф. При повторном неприменении ККМ при выручке более одного миллиона руб. должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от 1 до 2-х лет. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласно требованиям 54-ФЗ может быть остановлена сроком до 90 дней.

Все Новое о ККМ с 2017 года вы сможете узнать на нашем сайте в разделе «Новости».