Многие владельцы загородных, частных, дачных участков мечтают о наличии собственного пруда. Как показывает практика, декоративный водоем вполне возможно создать своими руками. В данной статье мы поговорим об основных особенностях изготовления пруда собственноручно, обратим внимание на рекомендации специалистов относительно этой темы, определим основные критерии выбора места под рытье котлована для искуственного водоема на участке.

Основные разновидности водоемов на своем участке

Иметь собственный водный оазис на частном участке в последние годы стало модной тенденцией. Как правило, каждый владелец старается такого типа ландшафтные сооружения разнообразить различными оригинальными идеями. Но, прежде чем поговорить о конкретных разновидностях искусственных водоемов, рассмотрим какими они вообще бывают. В таблице указаны основные виды водоемов на дачных участках:

Основные разновидности водоемов
Водопад Это искусственно созданный водоем, особенностью которого считается падающая, шумящая сверху вниз вода. Работают такие конструкции за счет специально обустроенной насосной системы. Правильно выбранное место под обустройство водопада - это территория с наклонным рельефом.
Фонтан Данного типа искусственные водоемы принято делить на две группы: погружные и стационарные. Стационарные конструкции представляют собой самостоятельные элементы территории, погружные чаще всего являются дополнительным элементом пруда.
Ручей Требует наличия водоснабжающей системы (например, небольшой пруд и т.п.). За счет переливов, изгибов, каменных препятствий ручей собственного производства выглядит не только оригинально, красиво, но и максимально естественно, натурально.
Пруд Это водоем, принципом создания которого считается перекрытие водотока. Обычно пред образовывается на небольших речках или в процессе создания плотины. Размеры таких водоемов могут варьироваться от самых маленьких до значительных габаритов.
Болото Оригинальным созданием на участке считается декоративное болото. На таких искусственных водоемах принято разводить привлекательные, редкие водоплавающие растения. Чтобы это было возможно, глубина такой водной системы должна быть незначительной.

Еще одним критерием, отталкиваясь от которого водоемы делят на виды, является цель данного сооружения. Итак, выделяют следующие:

  • маленькие;
  • декоративные;
  • для купания;
  • для разведения рыб водоемы.

Создание искусственной водной конструкции на участке не требует особых финансовых вложений. в этом деле важно внимание к деталям, а не специалистам, новичкам стоит ознакомиться с советами и рекомендациями настоящих профессионалов.

Правильное расположение водоема на участке

Выбирая подходящую территорию для сооружения водоема своими руками, следует быть предельно внимательным, дабы во время копки котлована не повредить газовую систему и т.п. С учетом всех общепринятых правил искусственный пруд (или другой вид) не должен занимать более чем 3 % на участке. Чтобы конструкция стала не только украшением, но и была практичной в любое время года следует учесть следующие рекомендации:

  • на территории, вокруг водоема, не должно быть деревьев: листья будут опадать, это потребует частой чистки, а прочные корни могут разрушать сооружения из под земли;
  • с эстетической стороны, водоем должен быть хорошо виден с дома;
  • правильно выбранное место предполагает удобный подход к водному сооружению, возможность оборудовать какую-либо дорожку;
  • немаловажно и попадание солнечного света на водоем, в идеале он должен освещаться около 7 часов в сутки;
  • должна быть возможность укрыть, защитить водоем от сильных, холодных ветров.

Основные материалы и инструменты для изготовления пруда своими руками

Для изготовления пруда на участке своими руками, как показывает практика, выбирают самые различные материалы. Жесткий пластик, ПВХ пленка, бетон и другие строительные материи изначально закладывают основу времени, требующегося на работу, и бюджета процесса. Часто хозяева применяют подручные материалы, имеющиеся в хозяйстве, с целью построить небольшой прудик во дворе. В этот ряд входят различные стеклопластиковые чаши, старые раковины и ванны, бочки и т.д.

Для создания искусственного водоема используют также жидкую резину, бутилкаучуковую пленку, EPDM-мембрану и т.д.

Для работы с разным видом материалов, как правило, требуются разные инструменты, но все же для некоторых работ есть ряд незаменимого инструментария:

  • копальная лопата;
  • рулетка;
  • перчатки;
  • ведро;
  • колышки и веревка;
  • мастерок;
  • молоток;
  • грабли и вилы;
  • ножницы разных типов;
  • медные трубы, болгарка и т.д.

Пруд из жесткого пластика своими руками

Основой для создания пруда в саду может быть уже готовая конструкция из жесткого пластика. Преимуществами такого варианта можно назвать минимум временных затрат на монтажные работы (в сравнении с другими), надежность использования в любое время года, возможность создать водоем любой формы и т.д. При этом, одним из главных недостатков считается финансовая затрата на качественный материал, так как дешевый, не прочный материал вскоре может стать причиной бракованости и непригодности пруда. Создание пруда из жесткого пластика можно охарактеризовать несколькими этапами.

1. Подготавливается разметка выбранной территории.

2. Роется котлован, зачищается, с запасом не менее чем 8-10 см.

3. В готовую яму помещается емкость из жесткого пластика, нужной формы и размеров.

4. Используя строительный уровень проверяется горизонтальная установка емкости.

5. На треть сосуд заполняется водой. Затем, начинается фиксирование чаши при помощи песка, который засыпается от бортиков.

При наличии уже готовой чаши, небольших размеров, на работу уйдет не больше 3-4-х дней. Пруд из жесткого пластика своими руками хорошая альтернатива на ряду с другими вариантами.

Пруд из пвх пленки своими руками

Не менее известно создание частных прудов на основе различных видов строительной пленки, в том числе ПВХ. Долговечность такого типа конструкций напрямую зависит от прочности, толщины и качества выбранного материала.

Пленка из поливинилхлорида (ПВХ) - это самый оптимальный вариант для производства небольшого пруда своими руками на участке. Она известна следующими характеристиками:

  • как правило не содержит вредоносных веществ;
  • продается в рулонах различной толщины и ширины;
  • устойчива к перепадам температур, имеет хорошие морозостойкие качества;
  • при правильно выбранной толщине ПВХ пленки, долговечность пруда составит более 10 лет.

Выбирая ПВХ материал для работы следует обратить внимание на такие характеристики, как влагостойкость, устойчивость к грунтовым солям, устойчивость к ультрафиолету и т.п.

Водоем из железобетонной чаши своими руками

Одним из самых сложным, по техническим характеристикам, вариантов создания водоема на участке считается бетонная конструкция. Во-первых, это довольно трудоемкий, временно и финансово затратный процесс. Во-вторых, это дело требует определенных строительных навыков. Однако, водоемы из железобетонного материала отличаются долговечностью, прочностью и надежностью. Создавая такого типа пруды, можно максимально воплотить любые оригинальные идеи и создать водную конструкцию любых габаритов.

Используя данный материал при производстве собственного пруда на участке стоит дополнительно позаботиться о:

  • гидроизоляции конструкции;
  • дополнительной обработке сооружения морозоустойчивым средством;
  • укреплении конструкции при помощи армирования и т.д.

Этот тип водоемов требует наличия таких строительных материалов как песок, цемент, грунтовка для цемента, щебень и т.п.

Основная работа по изготовлению пруда своими руками. Эскиз

Основная работа по изготовлению пруда своими руками опирается на готовый, созданный индивидуально эскиз. Этот строительный документ позволяет графически отобразить все нюансы будущей конструкции и работы над ней. В домашних условиях мастера, новички опираются на уже готовые чертежи и идеи которыми богатее интернет. Специалисты-строители, пишут о том, что создавая эскиз для сооружения пруда важно обратить внимание на наличие ступеней (перепадов грунта) в водоеме. Детальность в чертеже позволит избежать огромного количества строительных проблем и неточностей.

Об основных этапах работы по изготовлению пруда мы уже кратко упоминали выше, но стоит детальнее рассмотреть вопросы, касающиеся подготовки котлована, о укладке подложки и пленки.

Рытье котлована, укладка подложки и пленки

Физическая работа, относительно изготовления пруда своими руками, начинается с рытья котлована. Но прежде чем приступить к выкопке ямы, необходимо сначала зачистить территорию от возможного мусора, листвы. Далее разметить выбранный участок и только тогда удалять дерн. Специалисты рекомендуют копать от края до центра, при этом постоянно регулировать неровности и соблюдать грани размеченной территории. Не стоит забывать про запас земли в 10 см (даже такие незначительные погрешности в процессе могут быть очень весомыми).

Далее готовый котлован нужно оборудовать качественной гидроизоляцией. Это делается для того, чтобы вода с пруда не уходила в грунт. В строительстве существует несколько вариантов,того как сформировать так называемою подложку в котловане:

1. Используя различные виды камней уложить и утрамбовать котлован;

2. Применить геотекстиль, который следует засыпать песком;

3. Использовать пленку.

Самым распространенным из вышеперечисленных способов считается последний.

Подушка внутри котлована из ПВХ пленки требует особого внимания, так как неправильно проведенные монтажные работы могут стать результатом повреждения пленочного слоя, например корнями деревьев и т.д.

Укладывая данный материал на дно ямы важно следовать некоторым правилам:

  • обычно рельеф водоемов характеризуется складчатостью, поэтому профессионалы советуют делать одну большую складку, и избегать появления множества маленьких;
  • для того, чтобы закрепить пленку в котловане, лучше создать дополнительную траншею;
  • следует проследить за тем, настолько пленочный материал натянут в котловане, в этом моменте важно, чтобы ПВХ материал лежал свободно, иначе после наполнения пруда водой, он может разорваться;
  • для того, чтобы выложить пленку камнями, лучше всего использовать маленькие виды. Еще один момент, хорошим вариантом станут небольшие округлые камни, без ребристых поверхностей;
  • края пленки рекомендуют обрезать после того, как котлован постоит более 2-х суток.

Уход за прудом своими руками

Для того чтобы пруд превратить в многофункциональную систему дополнительно устанавливают системы фильтрации, насосы и прочую технику. Выделяют несколько методов ухода за прудом в разное время года:

  • механический;
  • биологический;
  • химический;
  • ультрафиолетовый.

Механический метод заключается в использовании специальных фильтрующих контейнеров, которые очищают водоем от мелких частиц. Выбрав систему с мелкими насадками, можно нейтрализовать даже самые крошечные частицы.

Для нормализации биологических показателей воды в пруду используют биологический метод. Его принцип действия заключается в использовании фильтров, которые способны нейтрализовать биологические остатки и т.п.

Химический способ очистки позволяет нормализовать кислотность воды в пруду, насыщать ее кислородом и т.д. Однако, если в водоеме живут рыбы, такой метод может только навредить.

Последний метод заключается в применении ультрафиолетовых ламп, главной функцией которых, в этом случае, является обеззараживание воды. Ультрафиолет отлично справляется с вредоносными вирусами и бактериями.

К вышеперечисленным методам, можно добавить и самые элементарные физические работы, которые позволят держать водоем в чистоте. От хозяев требуется тщательная очистка воды от листьев, регулярная смена воды, чистка от ила и водорослей и т.д. Специалисты рекомендуют разводить ряд водоплавающих растений, которые считаются природными фильтрами. Это не только полезно, но и очень красиво.

Для дополнительной информации о том, как сделать пруд на участке своими руками смотрите видео:

С чего все начинается....

Начинается все с Идеи. Сумашедшей (для многих) или навязчивой для остальных (включая вас).

Идеи о том, чтобы сделать пруд с рыбами и цветами, вооот такими вот, красивыми. После того, как вы определились с идеей, определитесь с назначением пруда.

Если вы хотите сделать пруд для кои, то вам необходимо позаботиться о больших размерах пруда, не меньше 2,4 м Х 1,5 м и до полутора метров глубиной (не меньше 1,7 м. для зимовки).

Если вам подойдут обычные золотые рыбы или какие-нибудь другие, то объем пруда ограничен вашей фантазией, а глубины вполне хватит 45-60 см. Если у вас нет рыб в пруду (хотя так делать не стоит - там заведуться комары - нужны хотя бы гуппи), то пруд можно сделать и в любой посудине.

1 - уступ для прибрежных растений;
2 - регулирование высоты размещения корзины с кувшинками с помощью подложенных кирпичей;
3 - корзина постепенно опускается на большую глубину по мере роста стеблей кувшинок.

Размеры пруда так-же зависят от того, какие растения будут использованы для оформления. При предпочтении больших кувшинок - глубина должна быть как минимум 70 см. Для среднерослых растений, достаточно глубины 35-45 см, а для совсем маленьких кувшинок 15-20 см. Для рогоза (Typha), камыша (Scirpus) и им подобных можно ограничиться глубиной в 10 см.

Где разместить пруд.

Если у вас небольшой сад, то водоем лучше всего разместить как можно ближе к дому, чтобы можно было любоваться им из окон. Это удобней и с практической точки зрения - вам будет легче подвести к нему электричество для насосов, фонтанов и освещения. Желательно, чтобы рядом с водоемом пролегала тропинка - это облегчит доступ к нему при строительстве, а в дальнейшем - удобно для прогулок. Разместите водоем так, чтобы он освещался солнцем хотя бы часть дня; над ним не нависали деревья, которые сбрасывают листья, цветки и плоды; находился вне тени строений и оград; был защищен от холодных ветров.

Из чего делать пруд.

Гораздо легче соорудить водоем при помощи жестких форм (штампованных форм) - хотя это не настолько легко, как иногда утверждает реклама. Самые дешевые формы изготавливают методом вакуумной штамповки и единственное их достоинство - это низкая цена. Они недолговечны, боятся солнечного света, углы со временем трескаются. Их изготавливают из полужесткой пластмассы и в небольшом диапазоне размеров. Гораздо разумнее купить более долговечную форму из стекловолокна. Она не боится колебания температуры и ультрофиолета. Гарантийный срок - как минимум 20 лет. При покупке жесткой формы вы ограничены в выборе формы и размеров будущего водоема.

Изготовление водоема из листового полипропилена , при этом возможна постройка пруда любых размеров и любой формы. Недостатком является наличие специального оборудования для сварки швов.

Только с появлением высококачественных гибких гидроизоляционных покрытийприусадебное прудоводство стало по-настоящему доступным для каждого любителя. С помощью гибкой гидроизоляции можно создать пруд любой формы и размера.

В настоящее время доступны следующие виды гидроизоляционного покрытия для водоемов:

Полиэтиленовая пленка - недолговечный материал, но прудик созданный из такого вида покрытия прослужит вам несколько сезонов без особых затруднений. Полиэтиленовая пленка - очень доступный материал. Лучше всего брать пленку 150-200 мкм с стабилизатором ультрафиолетового света, который замедляет процесс разрушения полиэтилена под лучами солнца. Обязательно под пленку нужно простелить какой-то жесткий материал, который предохранит полиэтилен от контакта с корнями или острыми камнями, которые могут нарушить целостность покрытия. Автор данного текста самый первый пруд сооружал именно из полиэтилена и за сезон вырастил 12 прекрасных комет в нем.

Пленка из полиэтилена низкого давления - полиэтилен, который более устойчив к разрушению ультрафиолетовыми лучами. Срок службы составляет до 5 лет. Так-же нуждается в подстилке из жесткого материала. Материал недорогой и доступный для каждого пользователя.

Поливинирхлоридная пленка - компании-производители гарантируют срок службы данного материала до 20 лет, что является доказательством того, что этот материал есть смысл использовать. Цена данного материала от 3,6 до 5,4 у.е. за метр квадратный. Обязательно использовать геотекстиль или любой другой материал, который предохранит от разрыва покрытия

Бутилкаучуковая пленка - изготавливается из отходов резиновой промышленности. Гарантированный срок службы составляет 50 лет. Это самый надежный и долговечный материал из всех пленочных покрытий. Цена - от 5,4 до 7,6 у.е. за метр квадратный. Листы материала очень легко свариваются, компании-производители также продают ремкомплекты, что позволяет в кратчайшее время устранить утечку воды из-за возможного разрыва.

Гибкие покрытия обладают рядом преимуществ: они долговечны, выдерживают температуры от -50 до +50 градусов, пруды можно создавать любой формы и размера, не требуют наема высокооплачиваемых специалистов. Правда, для нормального функционирования таких прудов, вам необходимо покупать биофильтры, которые помогут вам бороться с накоплением продуктов жизнедеятельности рыб.

Где достать фильтр.

Биофильтр для такого пруда стоит недешево, хотя при желании такие фильтры можно соорудить самому.

Фильтр был сделан из пластикового ведра из-под стирального порошка. Внизу по контуру просверлены дырки, закрытые изнутри сеткой (кусок ее виден). Внутрь ведра насыпан наполнитель - куски лавы (они имеют пористую поверхность, что хорошо для биофильтрации) и простого гравия. Выход из фильтра идет наверх водопада. Вода, стекая по камням, фильтруется дополнительно. Черная пленка вокруг ведра - чтобы оно было бы не так заметно в воде. Поверх фильтра поставлен горшок с растениями. Этот фильтр, плюс мангры, плюс большое количество растений, включая болотные, которые более эффективны, чем водные, в очистке воды, вполне справляются с поддержанием равновесия в пруду.

С чего начать.

Перед началом работ намечаем контуры будущего водоема согласно разработанному проекту веревкой или садовым шлангом. Выкапывая яму, ориентируемся на проектные высотные отметки. Необходимо убедится, что края водоема выровнены по уровню. В результате получается котлован, в котором угадываются очертания и профиль нашего водоема.

Чтобы добиться более близкого к "природному" вида требуется время и терпение.

Если ваша почва рыхлая и осыпается, то стенки пруда делайте наклонными. Хотя, после того, как вы уложите лайнер и зальете все это водой, стенки будут держаться давлением воды. Если у вас почва глинистая - то делайте вертикальные стенки.

Не забывайте делать неглубокие "полки" для растений.

Укладка пленки.

После того, как вы вырыли пруд и измерили его - можно купить пленку.

Под пленку рекомендуется положить что-то такое, что будет служить мягкой подкладкой. Это нужно, если ваша почва содержит большое количество острых камней и т.д. Самое простое - насыпать слой песка 5-7 см.

Можно положить кусок старого синтетического ковра. Можно купить специальную синтетическую подстилку (геотекстиль), если вам хочется, что бы все было сделано "фирменно".

В данном случае использовалась минеральная вата.

Поверх геотекстиля укладывается гидроизоляционная геомембрана из полиэтилена высокого давления, либо каучуковая мембрана EPDM.

Заливка водой.

После того, как произведена укладка необходимых материалов, котлован постепенно заливается водой; геомембрана принимает форму водоема, и ее складки, образующиеся в процессе укладки, под давлением существующего слоя воды становятся незаметны.;

Не обрезайте гидроизоляцию до того, как вы заполнили весь пруд водой - вдруг придется что-то переделывать. Закрепите один край камнями, а другой оставьте так, чтобы пленка могла сползать вниз под тажестью воды. Если вы уложили его аккуратно, без провисания, то сползать она не должна.

Заполняйте потихоньку, расправляя и придавливая складки. Если вы заметили проблемы, то выкачайте воду - не двигайте пленку с водой.

По мере заполнения пруда водой продолжайте приглаживать складки - старайтесь делать большую складку вместо нескольких мелких. На снимке справа - видны несколько больших складок.

Строительство набережной.

Способов закрепления пленки существует очень много - простых и сложных - с использованием досок или со строительством гранитной набережной.

Если вы делаете "формальный" пруд, то вам подойдет вариант на картинке слева - закрепите плитки или плоские камни на цементе.

Если у вас в запасе много камней, то можете использовать вариант справа.

Вокруг, по периметру, копается канавка - шириной и глубиной с лопату. На образовавшуюся полку кладется край пленки, сверху - ряд камней. Образовавшаяся гряда камней выкладывается вровень с уровнем земли. Сверху на эту гряду наливается немножко бетона, а на этот бетон выкладывается облицовочка из камней помельче.

Бордюр закончен, пленка еще раз подрезана и спрятана под камни, залитые цементом. Композицию завершают высаженые растения.

Вот и все. Как оказалось, сделать пруд не так уж и сложно. Да, он требует много труда, но результат превосходит все ожидания. Если у вас все организовано заранее, то, в принципе, пруд можно сделать за одни выходные. Так что, вперед.

Пришкольный участок - это территория, которую могут приводить в порядок не педагоги и родители, а сами школьники. Рассмотрим некоторые рекомендации по проведению таких работ, приведем пример готовых проектов.

Особенности участка

Пришкольный участок с точки зрения градостроителей является территорией городского ландшафта специального предназначения. Он характеризуется ограниченностью использования. В настоящее время городские ландшафты превращаются в некие ядра антропогенного разрушения живой природы. Действие человека на городскую среду привело к тому, что она не способна к самостоятельному восстановлению.

В связи со сложившейся ситуацией при создании пространства на первый план выходит экологическая устойчивость. Это является одним из условий гармонизации городской среды. Дизайн пришкольного участка дает возможность восстанавливать природное равновесие.

Теоретические основы

Новый эколого-ландшафтный подход к озеленению предполагает оптимизацию территории, создание на ней стабильной экосистемы. Озеленение пришкольного участка допускает использование инновационных градостроительных технологий. На них можно создавать экспериментальные площадки, на которых дети (в каникулы) будут изучать растительный мир, осуществлять уход за живыми насаждениями.

Этапы работы

Пришкольный участок формируется при проведении нескольких последовательных этапов:

  • обследование земельного участка;
  • проектирование с применением ландшафтного дизайна;
  • реализация созданного проекта;
  • уход за объектами.

На первом этапе происходит исследование почвы, растительности. Состояние территории на время проведения проектирования отображает первоначальный план.

Дизайн пришкольного участка предполагает продумывание зонирования, подбор растений, кустарников, составление из выбранного материала композиции, создание генерального плана участка, оформление документации.

Реализация представляет собой организацию запланированных объектов ландшафта, а также осуществление на выбранной территории посадок.

пришкольной территории

Для того чтобы оформить пришкольный участок своими руками, нужно учесть специфику территории, а также затраты на приобретение растений и кустарников. Уход за посадками могут осуществлять старшеклассники, для этого педагоги составляют календарно-технологическую карту. В годовой план включают практические занятия для детей на участке, а также разрабатывают тематику. Отдельного внимания заслуживает техника безопасности на пришкольном участке.

Подбор форм и методов организации работ определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся, наличия практических навыков, материальной базы образовательного учреждения.

Пришкольный участок позволяет педагогам формировать у подрастающего поколения навыки бережного отношения к живой природе.

Базовые термины

Дизайн - это термин, который обозначает разные виды проектной работы, предназначенные для формирования функциональных и эстетических качеств среды. Техническая эстетика занимается изучением технических, социальных, культурных проблем формирования предметной гармоничной среды, получаемой средствами промышленного производства для создания оптимальных условий быта, труда, отдыха людей. Проект ландшафтного дизайна представляет собой комплект документов:

  • генеральный план;
  • посадочный чертеж с указанием мест размещения кустарников и деревьев;
  • разбивочный чертеж;
  • ассортимент посадочного материала;
  • календарное планирование;
  • график действий;
  • расчетная смета;
  • пояснительная записка.

Разделы проекта

План пришкольного участка педагоги, родители могут разрабатывать вместе со школьниками, учитывая их предложения и интересные идеи.

В состав проекта можно включать следующие разделы:

  • подробные эскизы цветников, участков сада;
  • план вертикального планирования;
  • перспективные рисунки некоторых элементов ландшафта: малые архитектурные формы, спортивные площадки;
  • набор рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

Обследование пришкольного участка состоит из нескольких этапов:

  • визуального осмотра;
  • топографической съемки;
  • анализа почвы;
  • характеристики гидрологии участка;
  • освещенности его в разное время суток.

Существует определенный алгоритм, по которому составляется генеральный план. Проект пришкольного участка нужно начать с определения размеров территории. Далее выбирается оптимальный масштаб чертежа. Затем намечают очертания границ, обозначается ориентация участка относительно сторон света, устанавливается число сооружений.

Растения пришкольного участка должны подбираться с учетом климатических условий местности. На генеральном плане обозначают порядковым номером основное здание школы, дополнительные сооружения, водоемы, зеленые растения и кустарники.

Элементы дизайна

Деревья пришкольного участка должны размещаться так, чтобы между ними можно было свободно передвигаться. Для этого важно обустроить дорожки на пришкольной территории. Они не только придадут создаваемому дизайну оригинальность и индивидуальность, но и будут выполнять несколько функциональных предназначений.

Для их декорирования можно воспользоваться несколькими видами покрытий: камнем, плиткой, бетоном, деревом, травой. Укладка материала может осуществляться на песок, раствор цемента.

На школьном участке удобнее всего воспользоваться бетонными плитами. Производители предлагают их в форме шестигранников, волны, кирпича. В одной части участка также можно выделить и травянистые дорожки, на основе которых учитель биологии вместе со своими воспитанниками сможет проводить экологические экскурсии для школьников.

У дорожек и тропинок, создаваемых на пришкольной территории, существует несколько предназначений. Они не только делят весь участок на отдельные зоны, но и выступают в качестве отдельного элемента эстетического и художественного решения сада.

Пришкольные участки, фото которых приведены ниже, вписываются в общую концепцию образовательного учреждения.

Цветники

Клумбу можно сделать прямоугольной, круглой, квадратной, овальной формы. По ее краю допускается расположение небольшой полосы бордюра либо газона для невысоких растений. Для того чтобы правильно подобрать растения для ландшафтного дизайна школьного участка, важно учитывать следующие параметры:

  • гармоничность цветового сочетания;
  • высота и специфика роста;
  • правильность рассадки по клумбе;
  • избегание сложного рисунка.

Бордюр, выбираемый для оформления клумб, должен отличаться по цвету от базового тона создаваемой цветочной композиции.

Бордюрные растения должны быть низкорослыми, растущими плавным плотным кустом, стойкими к неблагоприятным погодным условиям. Среди таких растений, оптимально подходящих для участка, отметим низкорослые бархатцы, анютины глазки, маргаритки. Работа на пришкольном участке должна быть для ребят интересной и познавательной с биологической точки зрения. Именно поэтому можно создавать модульные цветники вблизи школы, которые не только будут радовать окружающих своим оригинальным цветением, но и станут наглядным пособием по ботанике для школьников.

При организации модульного цветника на одной площади предполагается многократное повторение в заданной форме какой-то фигуры. Площадка цветника делится на модульную сетку, в ее основе выполняется, к примеру, прямоугольник. В подготовленные фигуры высаживают цветы, затем укладывают гравий, гальку.

Газон

Каждый пришкольный участок обладает определенным обликом. Для того чтобы отделить некоторые элементы, можно воспользоваться травянистым газоном. Под ним подразумевается участок почвы, который засеян плотным слоем злаков. Для того чтобы газон имел опрятный вид, необходимо регулярно его подстригать. Среди обязательных работ, связанных с уходом за газоном, отмечают:

  • регулярную стрижку (около 20-30 раз в течение сезона);
  • регулярность полива;
  • подравнивание краев;
  • внесение минеральных удобрений в весеннее и осеннее время;
  • устранение сорняков;
  • прокалывание;
  • подметание;
  • прочесывание специальными граблями.

Обустройство альпинария

Это один из старейших видов европейского каменистого сада, который сохранил определенные черты каменистых композиций. Классический вариант альпинария является симметричным сооружением, напоминающим «праздничный пирог». Верхняя часть альпинария имеет крупную коническую глыбу, которая ассоциируется с вершиной горы, а по склонам ее можно уравновесить плоскими массивными камнями. Подобное сооружение вполне уместно на пришкольной территории, его можно обложить дорожками или бордюрами из плоских камней.

Природа является уникальной естественной системой, все элементы которой связаны между собой. Человек также является частью живой природы. Именно поэтому так важно привлекать к благоустройству территории около образовательного учреждения учеников.

Детский проект по благоустройству школьного участка

Учащиеся решили внести свой небольшой вклад в восстановление природного равновесия. Был создан проект, который позволил преобразовать в лучшую сторону школьный участок.

Цель работы: экологическое и эстетическое изменение школьной территории.

Задачи проекта:

  • декоративное преобразование территории вокруг образовательного учреждения;
  • создание оптимальных условий для работы летнего лагеря, отдыха ребят во внеурочное время;
  • активизация познавательного интереса к биологии;
  • формирование в подрастающем поколении потребности в улучшении и сохранении природы.

Среди предполагаемых результатов внедрения данного проекта отметим:

  • создание благоустроенного участка;
  • удовлетворение экологического и эстетического состояния территории;
  • приобретение учащимися практических навыков ухода за цветами и кустарниками.

Проект является групповым, долгосрочным, практико-ориентированным мероприятием. В его рамках ребята анализируют возможность использования почвы на участке для организации клумб, пытаются создать у школы настоящую альпийскую горку.

Данный проект не предполагает серьезных экономических расходов. Небольшие расходы нужны для приобретения семян цветов, выращиванием саженцев занимаются сами школьники под руководством преподавателя биологии.

Осенью проводится анкетирование школьников, целью которого является получение информации о готовности ребят принять активное участие в благоустройстве пришкольной территории. Далее вместе с преподавателем технологии ученики составляют генеральный план, продумывают все зеленые насаждения, малые архитектурные формы, которые будут располагаться на декорируемой территории. Сначала школьники создают эскизы клумб и альпийской горки, вносят корректировки с учетом рекомендаций специалистов.

Для того чтобы осуществлять правильный уход за посаженными цветами и кустарниками, участники проектной группы изучают литературу о ландшафтном дизайне.

На уроках технологии мальчики готовят ящики под выращивание рассады, девочки сеют однолетние цветочные культуры.

Весной проект переходит в основную стадию. Согласно составленному плану, на пришкольной территории организуются клумбы, в них закладывается смесь грунта и торфа. Уход за посаженными цветами осуществляет бригада старшеклассников, руководит которой учитель биологии.

Осенью подводятся итоги осуществленного проекта, оформляется презентация. Результаты своей деятельности авторы проекта представляют в рамках научно-исследовательских конференций.

Информация в заключение

Ландшафтный дизайн пришкольной территории является сложным и ответственным мероприятием. Подобное мероприятие предполагает серьезную предварительную работу, состоящую из нескольких последовательных этапов. Вовлечение детей в облагораживание участка вокруг родной школы - отличный вариант воспитания в подрастающем поколении патриотизма. Помимо получения существенного объема теоретических навыков, ребята приобретают новый социальный опыт. Они повышают уровень своей информированности об окружающей среде.

В рамках реализации проекта развиваются практические умения по изучению, оценке, улучшению окружающей среды вблизи школы. У подростков развивается самостоятельность, они меняют свое отношение к проблемам окружающей среды. После внедрения в учебные заведения Российской Федерации новых образовательных стандартов проектная деятельность стала одним из приоритетных направлений деятельности на всех ступенях обучения. Ребята могут стать активными участниками реализации своего проекта, направленного на улучшение пришкольной территории.

Идея выкопать на своем участке пруд пришла ко мне еще несколько лет назад. Но, так как работа эта трудоемкая и непростая в плане творческого подхода, ее начало долго откладывалось. Наконец, во время очередного отпуска, я решил взяться за дело и выполнить пошагово все действия, необходимые для создания пруда. Было решено делать пруд пленочным, с геотекстильной подкладкой. Засадить его растениями и завести рыбок. Для рыб установить аэратор. Также запланирована циркуляция воды за счет небольшого водопада с тремя каскадами. Он был сделан изначально, еще до копания котлована под пруд, из груды камней, уложенных на рукотворную глиняную горку. Вода будет циркулировать по замкнутому кругу от пруда до водопада с помощью недорогого донного насоса.

Вот и все исходные данные. Теперь приступлю непосредственно к рассказу о строительстве пруда, стараясь не упускать деталей.

Первым делом я взял лопату и выкопал котлован с размерами в плане 3х4 м. Форму старался делать естественную, округлую, без острых углов. Ведь в природе береговые линии всегда плавные, без прямых линий, таких нужно придерживаться и при создании искусственного пруда. В самой глубокой точке котлован достиг 1,6 м ниже уровня земли. Можно было бы сделать и меньше, но в моем случае предполагается развод зимующей рыбы, для которой требуется минимум 1,5-1,6 м.

На подъеме котлована сделаны 3 террасы. Первая (мелководье) – на глубине 0,3 м, вторая – 0,7 м, третья – 1 м. Все по 40 см шириной, чтобы была возможность установить на них горшки с растениями. Террасирование выполняется для более естественного вида водной глади. А также для размещения водных растений, от вида которых и будет зависеть количество террас и их глубина. Об этом нужно думать заранее. Для посадки рогоза, например, нужна глубина – 0,1-0,4 м, для нимфей - 0,8-1,5 м.

Котлован под пруд должен быть разноуровневым, с несколькими террасами

Этап #2 - укладка геотекстиля

Котлован был выкопан, выбраны камни и корни из дна и стенок. Конечно, можно сразу приступать к настилу пленки, но этот вариант мне показался слишком рискованным. Во-первых, сезонные подвижки грунта могут привести к тому, что камешки, которые находились в толще грунта, изменят свое положение и острыми краями прорвут пленку. То же самое произойдет, если корни деревьев или кустарников, растущих вблизи, дойдут до пленки. И последний фактор – на нашем участке есть мыши, которые роют подземные ходы и, при желании, легко доберутся до пленки. Нужна защита. А именно – геотекстиль. Он как раз и не даст грызунам, корням и прочим неприятным факторам повредить пленку.

Я купил геотекстиль 150 г/м 2 , аккуратно его разложил и немного завел края на берег (примерно 10-15 см – как получилось). Временно зафиксировал камнями.

Геотекстиль уложен с заведением кромок на берег

Этап #3 - гидроизоляция

Пожалуй, наиболее, ответственный этап – создание гидроизоляции. Им можно пренебречь, если гидрогеологические условия вашего участка позволяют создавать естественные водоемы. Но такие случаи очень редки и лучше не рисковать, чтобы потом не пришлось все переделывать.

Итак, гидроизоляция нужна. В моем случае это - плотная бутилкаучуковая пленка, специально предназначенная для прудов и водоемов.

Изначально хочу вас отговорить от использования полиэтиленовых пленок, продающихся в обычных хозяйственных магазинах и используемых для обивки парников. Особенно, если пруд у вас достаточно большой. Пролежит такая изоляция 1-2 года, потом, скорее всего, даст течь и придется все переделывать. Лишняя головная боль и траты обеспечены. Нужна специальная пленка, для прудов – из ПВХ или бутилкаучука. Последний вариант наиболее качественный, прочности бутилкаучуковой пленки хватит на 40-50 лет точно, а может даже и больше. Плюс каучуковой гидроизоляции в том, что она отлично тянется. Давление воды в пруду рано или поздно приведет к проседанию грунта. Пленка в этом случае натягивается. ПВХ может треснуть или разойтись на швах. Бутилкаучук просто растянется, как резина, он выдерживает значительное растяжение без последствий.

Размеры пленки, необходимой для моего пруда, я рассчитал следующим образом: длина равна длине пруда (4 м) + двойная максимальная глубина (2,8 м) +0,5 м. Ширина определяется аналогично.

Пленку я расстелил поверх геотекстиля, выводя по 30 см края на берег. Старался разгладить складки на дне и стенах, но особо в этом не преуспел. Решил оставить, как есть. Тем более, что складки будут компенсировать температурные изменения и натягивать ее слишком плотно как раз и не нужно.

Котлован, застеленный бутилкаучуковой пленкой, будет удерживать воду в пруду

После раскладки необходимо зафиксировать края пленки. Оставить их открытыми на земле нельзя, так как между пленкой и стенками котлована будет попадать вода. Неизбежно появление водяных пузырей, из-за которых пленку придется снимать. А это очень сложно, тем более при больших размерах пруда.

Я решил прикопать края пленки и тем самым крепко зафиксировать их. На расстоянии 10 см от краев пруда я вырыл канавку, глубиной 15 см. Заложил внутрь края пленки и засыпал их землей. Сверху обложил все это дело дерном. Получилась настоящая береговая линия, заросшая травкой!

Этап #4 - запускание воды

Теперь можно запускать воду. Я закинул в котлован шланг и накачал насосом воду из скважины. Вода набиралась несколько часов. По мере наполнения складки пленки сбивались, приходилось их расправлять. Но под конец натяжка получилась довольно равномерная.

Пруд, наполненный водой, некоторое время должен отстоятся для установки биобаланса

И еще одна важная деталь, про которую стоит упомянуть. Вместе с чистой водой из скважины я залил в пруд ведро воды из природного водоема. Это нужно для ускорения становления биобаланса. Иными словами, вода из водоема с уже существующей биосферой поможет быстрее установить такую же и в новом пруду. Не будет баланса, вода помутнеет и позеленеет за считанные дни. И в скором времени будет напоминать не пруд, а болото с зеленоватой жижей. Активации биосистемы также будут способствовать растения, высаженные в воду, на дно.

На глубину 0,5 м я погрузил насос, вода им подается в верхний каскад водопада и на небольшой садовый фонтанчик. Разделение воды регулируется прямо на насосе.

Циркуляция воды в пруду происходит за счет фонтана и водопада

Этап #5 - высаживание растений и запуск рыбы

Растения – отдельная тема. Мне хотелось посадить много всего, чтобы пруд сразу же, с первых дней, создавал видимость естественного, натурального водоема. Поэтому я поехал на рынок и набрал там болотных ирисов, белокрыльников, водных гиацинтов, несколько нимфей. Для озеленения берега взял пару кустиков лобелий, вербейника монетчатого, луковицы белых калл.

По приезду этого мне показалось мало, поэтому я совершил вылазку на ближайший пруд (из которого черпал воду для биобаланса) и выкопал несколько кустов молодого рогозника. Будет расти и воду очищать. Жаль, что больше в этом пруду ничего подходящего нет. А то бы и покупать ничего не пришлось. Возможно вам повезет больше и в близлежащем пруду вы найдете все растения для озеленения собственного прудика. Ведь практически все водные растения произрастают в наших природных водоемах. При некоторой доле везения можно найти и нарвать осоку, рогозник, желтые ирисы, аир, дербейник, кубышки желтые и многое другое.

На верхнюю террасу я поставил балконные ящики и корзины с высаженными рогозниками, белокрыльниками, водными гиацинтами, болотными ирисами. Сажал в тяжелую плодородную почву, сверху засыпал галькой, чтобы рыбы не растащили грунт и не вырвали корни.

В корзины посадил нимфеи – их у меня 4 штуки. Тоже сверху засыпал галькой. Поместил корзины на среднюю террасу, ту, которая 0,7 м глубиной. Потом, по мере роста стебля, буду опускать корзину ниже, пока не установлю уже насовсем на 1-1,5 м над уровнем воды.

На мелководье высажены в корзинах и ящиках водные растения

Цветы нимфеи держатся всего несколько дней, затем закрываются и опускаются под воду

Лобелию и вербейник монетчатый рассадил вдоль береговой линии. Туда же вкопал луковицы каллы. Вербейник очень быстро стал спускать свои ветки прямо в пруд. Скоро и пленки на подъеме видно не будет! Все зарастет травой, вербейником, белокрыльником и другими посаженными растениями.

Вначале вода в пруду была чистая, как слеза. Думал, что так оно и будет. Но, через 3 дня заметил, что водичка помутнела, дна уже видно не было. А потом, спустя неделю, она снова стала чистой – установилось биологическое равновесие. Я подождал еще две недели и решил, что пора запускать рыбу – все условия для ее проживания созданы.

Поехал на птичий рынок и купил несколько подходящих экземпляров комет (почти золотая рыбка) и карасей – золотых и серебряных. Всего 40 рыбок! Выпустил всех. Теперь резвятся возле фонтанчика.

Пруд с запущенными рыбками выглядит волшебно!

Для комфортного проживания рыб был подключен аэратор. Компрессор 6 Вт, поэтому работает он постоянно, по потреблению электричества не накладно. Зимой аэратор особенно пригодиться. Насыщение воды кислородом и полынья будут обеспечены.

На этом мастер-класс можно заканчивать. Считаю, что получилось очень неплохо. Самый главный показатель этого – чистая вода. Как таковой, механической фильтрации у меня нет. Баланс регулируется множеством растений, аэратором, циркуляцией воды через водопад и фонтан с помощью насоса.

Что касается финансов, то больше всего средств пошло на бутилкаучуковую пленку. Котлован рыл я сам, если нанимать экскаватор или бригаду копателей придется заплатить, зато яма будет выкопана быстро. Растения стоят не слишком дорого (а если их взять из природного пруда, то и вообще – бесплатно), рыбы – тоже.

Так что все реально. Если не страшат значительные трудозатраты (особенно на копку котлована) и необходимость творческого подхода – вперед. В крайнем случае, если с дизайнерской жилкой не повезло, полистайте фотографии прудов в журналах или на страницах специализированных сайтов. Найдите то, что нравится, и попытайтесь сделать у себя нечто похожее. А потом – наслаждайтесь полученным результатом и собственным водоемом на участке.

Иван Петрович

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Яменская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

Ландшафтное озеленение и проектирование

Проект

Благоустройство школьной территории”

Учащегося 9 класса

Актуальность проекта.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без активной деятельности в природе. Поэтому в нашей школе был создан проект по благоустройству территории школьного двора, и обучение навыкам ландшафтного дизайна. В последнее время всё актуальнее становится ландшафтный дизайн участка или ландшафтное проектирование и озеленение территории. Что означает словосочетание "ландшафтный дизайн"? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн - такой вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке путём умелого применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует приятную и гармоничную среду обитания человека.

Когда родители приводят своих детей в школу, большое значение имеет и внешний вид образовательного учреждения, и окружающая его территория, поэтому она должна быть не только красивой, но экологически чистой.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории, то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

Цели и задачи.

Цель :

Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников через совместную деятельность детей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

Задачи:

Разработать и осуществить план благоустройства территории школьного двора;

Воспитать у учащихся любовь к природе, к родному краю, к Родине;

Эстетическое оформление пришкольного участка;

Выработать практические навыки созидательного и творческого труда;

Привить чувство активной позиции по преображению и творческому созиданию окружающей действительности;

Теоретическая и практическая подготовка учащихся по дизайну и декоративному оформлению ландшафта;

развивать инициативу и творчество;

найти и изучить литературу по данной теме.

География проекта .

Расположен на пришкольном участке МКОУ Яменская СОШ

Рамонского муниципального района

Воронежской области.

Участники проекта:

Система управления

Среди участников проектов роли распределены следующим образом :

1.Исследовательская группа

Парфенова Виктория

- Недомолкина Анастасия

- Семенова Анастасия

2.Проектная группа

- Васильков Владислав

- Сазонов Павел

3.Оформительская группа

- Чуракова Дарья

- Фурсова Анастасия

4.Производственная группа

- Иванов Сергей

Сазонов Павел

Сотников Никита

Коноплев Илья

Кадровое обеспечение проекта

Мальчики 7-8, 10 классов – рытье котлована, окончательная отделка искусственного водоема (изолирование дна и стенок искусственного пруда пленкой, запуск воды), подготовка клумб, цветников,

Мальчики 5-6 классов – высадка и уход за растениями, ловля и запуск в искусственный водоем карасей.

Девочки 5-8, 10 классов - проведение посева семян, уход за рассадой в кабинетах, высадка цветочной рассады в грунт и создание оптимальных условий для хорошего роста и развития высаженного цветочного материала, уход и полив за растениями.

Класс

Творческая группа учителей

5-6

Холостых Е.В.

7-8

Голубева О.Н.

9-10

Васильков А.В.

Сроки выполнения проекта .

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и и ученики 5-8 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории,

*озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*заготовка основных материалов для декоративного забора;

*подготовка территории для декоративного водоема;

* рытье котлована для декоративного водоема;

*весенние посадки (реализация проектов);

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

* посадка растений вокруг водоема.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

* сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

* мониторинг общественного мнения;

*подведение итогов работы по реализации проекта, подготовка отчета.

Содержание и этапы выполнения проекта.

Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. В МКОУ Яменская СОШ сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Работа учащихся была организована в форме проекта, реализуемого в рамках предметов природоведения и технологии, а также во внеурочной деятельности В ходе проекта обучающиеся познакомились с новыми понятиями: ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, с историей ландшафтного дизайна, с технологией плетения лозы. Ребята узнали какие бывают виды клумб, как выбирать виды и сорта цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке. Учащиеся рассматривали вопросы о форме и цветовой гамме клумб, знакомились со схемой плетения декоративного забора из лозы.

Для реализации проекта было необходимо создать «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, изгородь, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

В 2013-2014 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

1-й объект – Альпинарий:

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию

2-й объект – Комплекс цветников.

В 2014-2015 году:

3-й объект Декоративный цветник из природного материала.

В 2015 году:

4-й объект - Декоративный водоем.

Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью.

Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Учащиеся и учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.

Весной мы создали клумбу из природного материала. Это самый простой и дешевый материал. Плетение из ветвей кустарников и деревьев, одно из тех народных промыслов, которое зародилось в глубокой древности, устояло в веках и востребовано народом в настоящее время.

Декоративный цветник из лозы стал элементом декора, служит прекрасным украшением школьной территории (Приложение 1).

Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать, расположенный рядом со зданием школы, зону отдыха для детей. Это территория, поросшая травой и ничем не радующая взор. Этот уголок будет следующей достопримечательностью.

Вода является украшением сама по себе, она всегда притягивает взгляд. Водное зеркало придаёт ландшафту глубину и загадочность. Поэтому учащиеся школы приняли решение создать небольшой искусственный водоём.

Человек интуитивно чувствует в себе потребность удовлетворить запросы глаза – усладить его красочным зрелищем. И человек устремляется на берег моря, реки, озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Именно поэтому санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках Земли, на побережьях различных водоемов. И это не случайность. Наукой доказано, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Декоративный водоем предназначен для украшения места отдыха на пришкольном участке.

22 апреля был проведен конкурс мини-проектов по благоустройству пришкольной территории на котором ребята представили эскизы будущего декоративного водоема.

В результате продолжительной дискуссии был признан победителем элемент проекта 8 класса «Пруд и альпийская горка», а также жюри понравились оригинальные идеи по оформлению клумб и цветников возле будущего пруда (Приложение 2).

Мы выбрали самый простой по устройству водоем с помощью полиэтиленовой пленки толщиной 0,1-0,15 мм. Вначале выкопали яму с пологими стенками глубиной 50-60 см. дно и стенки ямы хорошо утрамбовывают и положили автомобильные покрышки. Уже в подготовленном месте срезали верхнею часть покрышки, чтобы пруд был шире. Вторую покрышку чуть приподняли, и у нас получился водоем в двух уровнях (Приложение 3). Затем застилаем в 1-2 слоя пленкой, которую укрепляют по краям ямы камнями или дернинами, сверху накрываем укрывным материалом черного цвета, чтобы не порвать пленку. Затем на дно ямы ставят ящики с высаженными в них водными растениями и заполняют водоем водой. Вода в водоеме должны быть все время чистой. Поэтому при его строительстве необходимо проложить сточную и приточную трубы. Сточную трубу выводят в осушительную сеть или канаву, расположенную ниже водоема. Приточную трубу соединяют с водопроводом. Для более продолжительного сохранения чистой воды в водоеме мы добавили марганцовокислый калий (3г на 1м3), задерживающий появление водорослей на 3-4 недели. Для водоема использовали водокрас обыкновенный – свободноплавающее растение с округло-сердцевидными листьями и белыми цветками и кубышку желтую - растение с широкими округло-сердцевидными листьями и ярко-желтыми душистыми цветками. Для выращивания водяной растительности на дно бассейна положили слой (15-20 см) плодородной огородной почвы, на нее - слой (3-4 см) речного песка и сверху небольшой слой гравия. Гравий и песок предохраняют почву от размывания, а воду от замутнения. Вокруг водоема насыпали плодородную почву слоем 25-30 см и посадили влаголюбивые многолетние цветы: астильбу, лилейник, ирис сибирский. Их листья и цветки будут красиво отражаться в воде. Когда рабата по благоустройству водоёма была завершена, в пруд запустили карасей, которых ребята наловили на озере (Приложение).

В спокойной воде водоема отражается голубое небо, силуэты деревьев. А также цветов, посаженных по краям его. Этот уголок отдыха получился самый красивый на территории школы.

Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.

Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы.

На сегодняшний день одним из самых важных факторов сохранения физического и психического здоровья человека является обучение здоровому образу жизни, в том числе, обучение приемам снятия психологического напряжения и физической усталости. И в этом ключе, я считаю возможным благоустроить школьный двор для психической само регуляции в качестве профилактики эмоциональных стрессов, а также как материала для эколого-трудового воспитания школьников. Общение с окружающим миром, работа с природным материалом, может стать очень эффективным, главное, доступным средством для самоутверждения как личности, проявления творчества и фантазии.

Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, любовь к природе взрослых непременно перейдет и в сердца детей. Работа по благоустройству и озеленению территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными – сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери - природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим превратить свой школьный парк для подрастающего поколения экологически чистым, эстетически красивым и приятным. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию. В своей работе мы попробовали раскрыть основные проблемы нашей местности, хотя их гораздо больше, и попытались реализовать некоторые из них.

ПЛАН

мероприятий МКОУ «Яменской СОШ» по благоустройству пришкольного участка

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

Апрель-май

Кл. руководители

Подготовка посадочного материала

Март-май

Учителя технологии, учащиеся 6 класса

Приобретение автомобильных покрышек

апрель

Учителя технологии,

Учитель ИКТ учащиеся 9 класса

Рытье котлована для декоративного водоема

апрель

Учителя технологии, учащиеся 8 -9класса

Окончательная отделка искусственного водоема (изолирование дна и стенок искусственного пруда пленкой, запуск воды)

май

Учителя технологии, учитель географии,учащиеся 8 -9класса

Ловля и запуск в искусственный водоем карасей.

июнь

Высадка растений возле водоема

июнь

Учитель географии и учащиеся 9 класса

Высадка посадочного материала

июнь

Уход за растениями во время вегетационного периода

Май-сентябрь

Кл. руководители, учащиеся 5 -8классов

10.

Подготовка клумбы к новому вегетационному периоду

октябрь

учащиеся 5-8 классов

Смета расходов проекта

пп

Наименование статей расходов

Необходимые денежные расходы

Источники финансирования

Привоз грунта (чернозем)

450

ООО «ВИТ-Строй»

Транспортный расход: бензин

спонсорская помощь

ООО «ВИТ-Строй»

Полиэтиленовой пленки

300

ЗАО «Яменское»

Укрывной материал

800

ЗАО «Яменское»

Посадочный материал

Спонсорская помощь

МКОУДОД «Станция юных натуралистов»

Конкретные ожидаемые результаты

1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

3. Организовали работу учащихся 5-8 классов по реализации проекта во время летней трудовой практики.

4. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и вне учебной деятельности.