Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Яменская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

Ландшафтное озеленение и проектирование

Проект

Благоустройство школьной территории”

Учащегося 9 класса

Актуальность проекта.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без активной деятельности в природе. Поэтому в нашей школе был создан проект по благоустройству территории школьного двора, и обучение навыкам ландшафтного дизайна. В последнее время всё актуальнее становится ландшафтный дизайн участка или ландшафтное проектирование и озеленение территории. Что означает словосочетание "ландшафтный дизайн"? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн - такой вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке путём умелого применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует приятную и гармоничную среду обитания человека.

Когда родители приводят своих детей в школу, большое значение имеет и внешний вид образовательного учреждения, и окружающая его территория, поэтому она должна быть не только красивой, но экологически чистой.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории, то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

Цели и задачи.

Цель :

Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников через совместную деятельность детей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

Задачи:

Разработать и осуществить план благоустройства территории школьного двора;

Воспитать у учащихся любовь к природе, к родному краю, к Родине;

Эстетическое оформление пришкольного участка;

Выработать практические навыки созидательного и творческого труда;

Привить чувство активной позиции по преображению и творческому созиданию окружающей действительности;

Теоретическая и практическая подготовка учащихся по дизайну и декоративному оформлению ландшафта;

развивать инициативу и творчество;

найти и изучить литературу по данной теме.

География проекта .

Расположен на пришкольном участке МКОУ Яменская СОШ

Рамонского муниципального района

Воронежской области.

Участники проекта:

Система управления

Среди участников проектов роли распределены следующим образом :

1.Исследовательская группа

Парфенова Виктория

- Недомолкина Анастасия

- Семенова Анастасия

2.Проектная группа

- Васильков Владислав

- Сазонов Павел

3.Оформительская группа

- Чуракова Дарья

- Фурсова Анастасия

4.Производственная группа

- Иванов Сергей

Сазонов Павел

Сотников Никита

Коноплев Илья

Кадровое обеспечение проекта

Мальчики 7-8, 10 классов – рытье котлована, окончательная отделка искусственного водоема (изолирование дна и стенок искусственного пруда пленкой, запуск воды), подготовка клумб, цветников,

Мальчики 5-6 классов – высадка и уход за растениями, ловля и запуск в искусственный водоем карасей.

Девочки 5-8, 10 классов - проведение посева семян, уход за рассадой в кабинетах, высадка цветочной рассады в грунт и создание оптимальных условий для хорошего роста и развития высаженного цветочного материала, уход и полив за растениями.

Класс

Творческая группа учителей

5-6

Холостых Е.В.

7-8

Голубева О.Н.

9-10

Васильков А.В.

Сроки выполнения проекта .

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и и ученики 5-8 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории,

*озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*заготовка основных материалов для декоративного забора;

*подготовка территории для декоративного водоема;

* рытье котлована для декоративного водоема;

*весенние посадки (реализация проектов);

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

* посадка растений вокруг водоема.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

* сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

* мониторинг общественного мнения;

*подведение итогов работы по реализации проекта, подготовка отчета.

Содержание и этапы выполнения проекта.

Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. В МКОУ Яменская СОШ сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Работа учащихся была организована в форме проекта, реализуемого в рамках предметов природоведения и технологии, а также во внеурочной деятельности В ходе проекта обучающиеся познакомились с новыми понятиями: ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, с историей ландшафтного дизайна, с технологией плетения лозы. Ребята узнали какие бывают виды клумб, как выбирать виды и сорта цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке. Учащиеся рассматривали вопросы о форме и цветовой гамме клумб, знакомились со схемой плетения декоративного забора из лозы.

Для реализации проекта было необходимо создать «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, изгородь, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

В 2013-2014 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

1-й объект – Альпинарий:

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию

2-й объект – Комплекс цветников.

В 2014-2015 году:

3-й объект – Декоративный цветник из природного материала.

В 2015 году:

4-й объект - Декоративный водоем.

Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью.

Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Учащиеся и учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.

Весной мы создали клумбу из природного материала. Это самый простой и дешевый материал. Плетение из ветвей кустарников и деревьев, одно из тех народных промыслов, которое зародилось в глубокой древности, устояло в веках и востребовано народом в настоящее время.

Декоративный цветник из лозы стал элементом декора, служит прекрасным украшением школьной территории (Приложение 1).

Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать, расположенный рядом со зданием школы, зону отдыха для детей. Это территория, поросшая травой и ничем не радующая взор. Этот уголок будет следующей достопримечательностью.

Вода является украшением сама по себе, она всегда притягивает взгляд. Водное зеркало придаёт ландшафту глубину и загадочность. Поэтому учащиеся школы приняли решение создать небольшой искусственный водоём.

Человек интуитивно чувствует в себе потребность удовлетворить запросы глаза – усладить его красочным зрелищем. И человек устремляется на берег моря, реки, озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Именно поэтому санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках Земли, на побережьях различных водоемов. И это не случайность. Наукой доказано, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Декоративный водоем предназначен для украшения места отдыха на пришкольном участке.

22 апреля был проведен конкурс мини-проектов по благоустройству пришкольной территории на котором ребята представили эскизы будущего декоративного водоема.

В результате продолжительной дискуссии был признан победителем элемент проекта 8 класса «Пруд и альпийская горка», а также жюри понравились оригинальные идеи по оформлению клумб и цветников возле будущего пруда (Приложение 2).

Мы выбрали самый простой по устройству водоем с помощью полиэтиленовой пленки толщиной 0,1-0,15 мм. Вначале выкопали яму с пологими стенками глубиной 50-60 см. дно и стенки ямы хорошо утрамбовывают и положили автомобильные покрышки. Уже в подготовленном месте срезали верхнею часть покрышки, чтобы пруд был шире. Вторую покрышку чуть приподняли, и у нас получился водоем в двух уровнях (Приложение 3). Затем застилаем в 1-2 слоя пленкой, которую укрепляют по краям ямы камнями или дернинами, сверху накрываем укрывным материалом черного цвета, чтобы не порвать пленку. Затем на дно ямы ставят ящики с высаженными в них водными растениями и заполняют водоем водой. Вода в водоеме должны быть все время чистой. Поэтому при его строительстве необходимо проложить сточную и приточную трубы. Сточную трубу выводят в осушительную сеть или канаву, расположенную ниже водоема. Приточную трубу соединяют с водопроводом. Для более продолжительного сохранения чистой воды в водоеме мы добавили марганцовокислый калий (3г на 1м3), задерживающий появление водорослей на 3-4 недели. Для водоема использовали водокрас обыкновенный – свободноплавающее растение с округло-сердцевидными листьями и белыми цветками и кубышку желтую - растение с широкими округло-сердцевидными листьями и ярко-желтыми душистыми цветками. Для выращивания водяной растительности на дно бассейна положили слой (15-20 см) плодородной огородной почвы, на нее - слой (3-4 см) речного песка и сверху небольшой слой гравия. Гравий и песок предохраняют почву от размывания, а воду от замутнения. Вокруг водоема насыпали плодородную почву слоем 25-30 см и посадили влаголюбивые многолетние цветы: астильбу, лилейник, ирис сибирский. Их листья и цветки будут красиво отражаться в воде. Когда рабата по благоустройству водоёма была завершена, в пруд запустили карасей, которых ребята наловили на озере (Приложение).

В спокойной воде водоема отражается голубое небо, силуэты деревьев. А также цветов, посаженных по краям его. Этот уголок отдыха получился самый красивый на территории школы.

Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.

Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы.

На сегодняшний день одним из самых важных факторов сохранения физического и психического здоровья человека является обучение здоровому образу жизни, в том числе, обучение приемам снятия психологического напряжения и физической усталости. И в этом ключе, я считаю возможным благоустроить школьный двор для психической само регуляции в качестве профилактики эмоциональных стрессов, а также как материала для эколого-трудового воспитания школьников. Общение с окружающим миром, работа с природным материалом, может стать очень эффективным, главное, доступным средством для самоутверждения как личности, проявления творчества и фантазии.

Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, любовь к природе взрослых непременно перейдет и в сердца детей. Работа по благоустройству и озеленению территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными – сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери - природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим превратить свой школьный парк для подрастающего поколения экологически чистым, эстетически красивым и приятным. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию. В своей работе мы попробовали раскрыть основные проблемы нашей местности, хотя их гораздо больше, и попытались реализовать некоторые из них.

ПЛАН

мероприятий МКОУ «Яменской СОШ» по благоустройству пришкольного участка

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

Апрель-май

Кл. руководители

Подготовка посадочного материала

Март-май

Учителя технологии, учащиеся 6 класса

Приобретение автомобильных покрышек

апрель

Учителя технологии,

Учитель ИКТ учащиеся 9 класса

Рытье котлована для декоративного водоема

апрель

Учителя технологии, учащиеся 8 -9класса

Окончательная отделка искусственного водоема (изолирование дна и стенок искусственного пруда пленкой, запуск воды)

май

Учителя технологии, учитель географии,учащиеся 8 -9класса

Ловля и запуск в искусственный водоем карасей.

июнь

Высадка растений возле водоема

июнь

Учитель географии и учащиеся 9 класса

Высадка посадочного материала

июнь

Уход за растениями во время вегетационного периода

Май-сентябрь

Кл. руководители, учащиеся 5 -8классов

10.

Подготовка клумбы к новому вегетационному периоду

октябрь

учащиеся 5-8 классов

Смета расходов проекта

пп

Наименование статей расходов

Необходимые денежные расходы

Источники финансирования

Привоз грунта (чернозем)

450

ООО «ВИТ-Строй»

Транспортный расход: бензин

спонсорская помощь

ООО «ВИТ-Строй»

Полиэтиленовой пленки

300

ЗАО «Яменское»

Укрывной материал

800

ЗАО «Яменское»

Посадочный материал

Спонсорская помощь

МКОУДОД «Станция юных натуралистов»

Конкретные ожидаемые результаты

1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

3. Организовали работу учащихся 5-8 классов по реализации проекта во время летней трудовой практики.

4. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и вне учебной деятельности.

Благоустройство приусадебного участка подразумевает не только озеленение территории, разбивку цветников и газонов, оборудование тротуарных дорожек, наличие беседок, но и обустройство искусственного водоема. С давних пор известно, что вода обладает удивительной способностью успокаивать и расслаблять. Созерцание водной глади приносит людям чувство абсолютного комфорта и полного единения с природой.

Может быть это обстоятельство служит главной причиной того, что многие домовладельцы стали создавать на своих участках искусственные пруды.

С чего начинается создание пруда

Создание пруда начинается с его проектирования с учетом размеров, форм и ландшафта земельного участка. Проект начинается с выбора места расположения пруда и его формы. Чем больше площадь приусадебного участка, тем большие размеры может иметь пруд. Хотя даже маленький и неглубокий пруд может стать истинным украшением участка.

При проектировании необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • выбор формы пруда (квадратный, круглый или извилистый);
  • вода в пруду не должна находится под прямыми солнечными лучами более 6 часов в сутки, иначе в воде начнут активно размножаться водоросли и бактерии;
  • возможность забора воды из пруда и пополнения ее при помощи стока талых или ливневых вод или из ближайшего родника.

Стили оформления пруда

Стиль оформления пруда должен соответствовать стилю загородного дома и всего участка. Различают два основных стиля:

  • формальный;
  • свободный.

Формальный стиль пруда характеризуется правильными, иногда немножко сглаженными геометрическими очертаниями (квадрат, овал, круг, эллипс, многоугольник). В наибольшей степени такой стиль применяют при оборудовании пруда на загородном участке небольшого размера. Как правило, пруд правильной геометрической формы отделен от остальных элементов ландшафта.

Чистоту воды в пруду обеспечивают растения в регенерационной зоне, отделенные от основного бассейна разделительным барьером. Для отделки такого пруда обычно используют мозаику или камень. Его можно украсить устройством фонтанов, маленьких водопадов , мостиков или различными подсветками.

К формальным прудам относят приподнятые над землей неглубокие водоемы диаметром до 1,2 метра, которые оборудуются на террасе. Растения около такого мини-пруда высаживаются в ящиках или кадушках.

Такие пруды отлично выглядят в небольших вымощенных садиках, зрительно увеличивая их пространство. Также они неплохо сочетаются с внутренним двориком или патио, особенно если рядом разбиты клумбы или проложены тротуарные дорожки.

Свободный стиль требует простора и соответствующего стиля планировки сада. Он должен быть достаточно глубоким (минимальная глубина равна 50 см) и иметь площадь не менее 5 м 2 .

Неправильные очертания берегов пруда придают ему ощущение естественности. По берегу такого пруда обязательно высаживаются прибрежные растения (рогоз, папоротник, ирис, волжанка), которые делают его неотличимым от естественного пруда.

Естественно смотрится впадающий в него ручей, для обустройства которого достаточно незначительной разницы высот между началом ручья и берегом пруда.

Если захочется создать пруд путем возведения дамбы на естественном ручье, то лучше изначально провести предпроектные исследования, чтобы не вызвать потом локальной экологической катастрофы (заболачивание или осушение территории).

Выбор расположения, размеров и материала пруда

При выборе места расположения пруда важно иметь в виду, что пруд на загородном участке выполняет декоративную роль и не предназначен для купания или разведения рыбы. Правильный выбор места расположения пруда служит залогом его длительного функционирования без весеннего и летнего цветения.

Важную роль при выборе места для пруда играет освещенность будущей водной глади. Желательно, чтобы солнце попадало на воду в начале первой или конце второй половины дня. В полуденное время водная гладь должна прикрываться тенью высаженных по берегам растений. Пруд должен освещаться солнцем не более 6 часов в день и быть открытым с юго-запада.

Оптимальный размер пруда не должен превышать 3% площади приусадебного участка. При определении размеров пруда необходимо учитывать гармоничность его восприятия, то есть его размеры должны сочетаться с другими элементами ландшафта.

По глубине пруд желательно разделить на три зоны:

  • прибрежная;
  • мелководная;
  • глубокая (для зимовки рыб).

Пруд не стоит делать слишком глубоким - достаточно 150 - 180 см (ниже глубины промерзания грунта). Площадь глубоководной части должна составлять примерно 20% всей площади пруда.

В качестве материала для создания пруда могут использоваться:

  • бетонный котлован (применяется для прудов правильной геометрической формы);
  • использование готовой пластиковой емкости (их недостаток заключается в строго заданной форме и малом объеме);
  • применение специальной влагостойкой пленки для выкладывания чаши пруда (используется при создании пруда по индивидуальному проекту).

Технология создания пруда

Создание пруда на основе готовой емкости проводится легко и быстро в течение 2-х дней и включает в себя выполнение следующих этапов:

Пруды произвольной формы создаются при помощи гидроизоляционной пленки из полиэтилена, ПВХ или бутилкаучука. Самой лучшей считается бутилкаучуковая пленка. Ее толщина зависит от глубины пруда: если глубина не превышает 80 см, то толщина используемой пленки равна 0,8 мм, в противном случае - 1,5 мм.

Этапы обустройства пруда с использованием пленочной технологии следующие:

Растения и рыбки для пруда

Для создания в дачном пруду замкнутой экосистемы и поддержания в ней биологического равновесия водоему необходимы растения, которые делятся на:

  • подводные растения (играют главную роль в насыщении воды кислородом);
  • растения, у которых корни находятся под водой, а стебли - над водой;
  • растения, корни которых находятся в водянистой почве, а стебли - над водой;
  • растения, плавающие на воде (подходят для маленьких прудов).

Самым распространенным водным растением являются кувшинки (водная лилия), которые заслоняют солнце и препятствуют зацветанию воды. Среди прибрежных растений околодачных прудов часто встречается лютики подводные, котула, . Большой популярностью пользуется понтедерия с большими блестящими листьями. Она цветет с июля до сентября колосовидными бледно-голубыми цветками и не боится морозов.

Для оформления берегов пруда используется аир. Для поддержания биологического равновесия в пруду часто используют роголистник, который не имеет корней.

Рыбы являются непременным атрибутом дачного пруда, внося определенный баланс и оживляя его. Они поедают различных личинок, комаров и других мелких насекомых.

выглядит красочнее, если в него заселены пестрые декоративные рыбки, плавающие у поверхности.

Покупать рыбок для пруда рекомендуется в конце весны - начале лета, когда вода в пруду достаточно прогреется. Покупать лучше взрослые особи, которые легче адаптируются к новым условиям. Заселять в пруд их можно через месяц после наполнения пруда водой и заселения его растениями. Этот период необходим для установления в пруду био равновесия.

Сначала в пруд заселяются золотые рыбки, шубунки, а затем все остальные (черный телескоп, японский карп кои, золотая орфа, золотая красноперка и т. д.). Количество рыбы в пруду зависит от его размера: на 0,1м 2 площади пруда должно приходится 2,5 см длины тела рыбы.

Кормят рыбок один раз в день сухим кормом. Зимой на некоторое время их можно оставлять без подкормки. Необходимо следить, чтобы в зимнее время пруд не промерзал до дна.

Основные ошибки при обустройстве прудов

Типичные ошибки, которые допускаются при строительстве пруда, состоят в следующем:

  1. Неудачный выбор места расположения пруда. Пруд в нижней части должен иметь защиту от попадания с талыми и ливневыми водами различного мусора. Неестественно будет выглядеть пруд на холме или окруженный высоким земляным валом.
  2. Неправильный выбор глубины и формы. Максимальная глубина не должна быть меньше глубины промерзания грунта. Сложная форма искусственного пруда выглядит неестественно.
  3. Устройство слишком крутых стенок. Для посадки водных растений стенки пруда должны быть выполнены в виде террас.
  4. Неправильный выбор растений для пруда. Высота растений должна быть пропорциональна размеру пруда, а сами растения должны быть устойчивы к местному климату.
  5. Неправильный подбор рыбок. Нельзя пруд перенасыщать рыбками, так как для их нормального содержания требуется определенный объем воды. Нельзя увлекаться декоративными видами рыб, уход за которыми не такой простой и особенно тяжело обеспечить им зимовку.
  6. Недостаточная безопасность для людей и животных. Берега пруда не должны быть скользкими, грунт по краям не должен оползать. Для обеспечения защиты маленьких детей и домашних питомцев пруд должен быть огражден или накрыт крепкой сеткой на раме.

С чего все начинается....

Начинается все с Идеи. Сумашедшей (для многих) или навязчивой для остальных (включая вас).

Идеи о том, чтобы сделать пруд с рыбами и цветами, вооот такими вот, красивыми. После того, как вы определились с идеей, определитесь с назначением пруда.

Если вы хотите сделать пруд для кои, то вам необходимо позаботиться о больших размерах пруда, не меньше 2,4 м Х 1,5 м и до полутора метров глубиной (не меньше 1,7 м. для зимовки).

Если вам подойдут обычные золотые рыбы или какие-нибудь другие, то объем пруда ограничен вашей фантазией, а глубины вполне хватит 45-60 см. Если у вас нет рыб в пруду (хотя так делать не стоит - там заведуться комары - нужны хотя бы гуппи), то пруд можно сделать и в любой посудине.

1 - уступ для прибрежных растений;
2 - регулирование высоты размещения корзины с кувшинками с помощью подложенных кирпичей;
3 - корзина постепенно опускается на большую глубину по мере роста стеблей кувшинок.

Размеры пруда так-же зависят от того, какие растения будут использованы для оформления. При предпочтении больших кувшинок - глубина должна быть как минимум 70 см. Для среднерослых растений, достаточно глубины 35-45 см, а для совсем маленьких кувшинок 15-20 см. Для рогоза (Typha), камыша (Scirpus) и им подобных можно ограничиться глубиной в 10 см.

Где разместить пруд.

Если у вас небольшой сад, то водоем лучше всего разместить как можно ближе к дому, чтобы можно было любоваться им из окон. Это удобней и с практической точки зрения - вам будет легче подвести к нему электричество для насосов, фонтанов и освещения. Желательно, чтобы рядом с водоемом пролегала тропинка - это облегчит доступ к нему при строительстве, а в дальнейшем - удобно для прогулок. Разместите водоем так, чтобы он освещался солнцем хотя бы часть дня; над ним не нависали деревья, которые сбрасывают листья, цветки и плоды; находился вне тени строений и оград; был защищен от холодных ветров.

Из чего делать пруд.

Гораздо легче соорудить водоем при помощи жестких форм (штампованных форм) - хотя это не настолько легко, как иногда утверждает реклама. Самые дешевые формы изготавливают методом вакуумной штамповки и единственное их достоинство - это низкая цена. Они недолговечны, боятся солнечного света, углы со временем трескаются. Их изготавливают из полужесткой пластмассы и в небольшом диапазоне размеров. Гораздо разумнее купить более долговечную форму из стекловолокна. Она не боится колебания температуры и ультрофиолета. Гарантийный срок - как минимум 20 лет. При покупке жесткой формы вы ограничены в выборе формы и размеров будущего водоема.

Изготовление водоема из листового полипропилена , при этом возможна постройка пруда любых размеров и любой формы. Недостатком является наличие специального оборудования для сварки швов.

Только с появлением высококачественных гибких гидроизоляционных покрытийприусадебное прудоводство стало по-настоящему доступным для каждого любителя. С помощью гибкой гидроизоляции можно создать пруд любой формы и размера.

В настоящее время доступны следующие виды гидроизоляционного покрытия для водоемов:

Полиэтиленовая пленка - недолговечный материал, но прудик созданный из такого вида покрытия прослужит вам несколько сезонов без особых затруднений. Полиэтиленовая пленка - очень доступный материал. Лучше всего брать пленку 150-200 мкм с стабилизатором ультрафиолетового света, который замедляет процесс разрушения полиэтилена под лучами солнца. Обязательно под пленку нужно простелить какой-то жесткий материал, который предохранит полиэтилен от контакта с корнями или острыми камнями, которые могут нарушить целостность покрытия. Автор данного текста самый первый пруд сооружал именно из полиэтилена и за сезон вырастил 12 прекрасных комет в нем.

Пленка из полиэтилена низкого давления - полиэтилен, который более устойчив к разрушению ультрафиолетовыми лучами. Срок службы составляет до 5 лет. Так-же нуждается в подстилке из жесткого материала. Материал недорогой и доступный для каждого пользователя.

Поливинирхлоридная пленка - компании-производители гарантируют срок службы данного материала до 20 лет, что является доказательством того, что этот материал есть смысл использовать. Цена данного материала от 3,6 до 5,4 у.е. за метр квадратный. Обязательно использовать геотекстиль или любой другой материал, который предохранит от разрыва покрытия

Бутилкаучуковая пленка - изготавливается из отходов резиновой промышленности. Гарантированный срок службы составляет 50 лет. Это самый надежный и долговечный материал из всех пленочных покрытий. Цена - от 5,4 до 7,6 у.е. за метр квадратный. Листы материала очень легко свариваются, компании-производители также продают ремкомплекты, что позволяет в кратчайшее время устранить утечку воды из-за возможного разрыва.

Гибкие покрытия обладают рядом преимуществ: они долговечны, выдерживают температуры от -50 до +50 градусов, пруды можно создавать любой формы и размера, не требуют наема высокооплачиваемых специалистов. Правда, для нормального функционирования таких прудов, вам необходимо покупать биофильтры, которые помогут вам бороться с накоплением продуктов жизнедеятельности рыб.

Где достать фильтр.

Биофильтр для такого пруда стоит недешево, хотя при желании такие фильтры можно соорудить самому.

Фильтр был сделан из пластикового ведра из-под стирального порошка. Внизу по контуру просверлены дырки, закрытые изнутри сеткой (кусок ее виден). Внутрь ведра насыпан наполнитель - куски лавы (они имеют пористую поверхность, что хорошо для биофильтрации) и простого гравия. Выход из фильтра идет наверх водопада. Вода, стекая по камням, фильтруется дополнительно. Черная пленка вокруг ведра - чтобы оно было бы не так заметно в воде. Поверх фильтра поставлен горшок с растениями. Этот фильтр, плюс мангры, плюс большое количество растений, включая болотные, которые более эффективны, чем водные, в очистке воды, вполне справляются с поддержанием равновесия в пруду.

С чего начать.

Перед началом работ намечаем контуры будущего водоема согласно разработанному проекту веревкой или садовым шлангом. Выкапывая яму, ориентируемся на проектные высотные отметки. Необходимо убедится, что края водоема выровнены по уровню. В результате получается котлован, в котором угадываются очертания и профиль нашего водоема.

Чтобы добиться более близкого к "природному" вида требуется время и терпение.

Если ваша почва рыхлая и осыпается, то стенки пруда делайте наклонными. Хотя, после того, как вы уложите лайнер и зальете все это водой, стенки будут держаться давлением воды. Если у вас почва глинистая - то делайте вертикальные стенки.

Не забывайте делать неглубокие "полки" для растений.

Укладка пленки.

После того, как вы вырыли пруд и измерили его - можно купить пленку.

Под пленку рекомендуется положить что-то такое, что будет служить мягкой подкладкой. Это нужно, если ваша почва содержит большое количество острых камней и т.д. Самое простое - насыпать слой песка 5-7 см.

Можно положить кусок старого синтетического ковра. Можно купить специальную синтетическую подстилку (геотекстиль), если вам хочется, что бы все было сделано "фирменно".

В данном случае использовалась минеральная вата.

Поверх геотекстиля укладывается гидроизоляционная геомембрана из полиэтилена высокого давления, либо каучуковая мембрана EPDM.

Заливка водой.

После того, как произведена укладка необходимых материалов, котлован постепенно заливается водой; геомембрана принимает форму водоема, и ее складки, образующиеся в процессе укладки, под давлением существующего слоя воды становятся незаметны.;

Не обрезайте гидроизоляцию до того, как вы заполнили весь пруд водой - вдруг придется что-то переделывать. Закрепите один край камнями, а другой оставьте так, чтобы пленка могла сползать вниз под тажестью воды. Если вы уложили его аккуратно, без провисания, то сползать она не должна.

Заполняйте потихоньку, расправляя и придавливая складки. Если вы заметили проблемы, то выкачайте воду - не двигайте пленку с водой.

По мере заполнения пруда водой продолжайте приглаживать складки - старайтесь делать большую складку вместо нескольких мелких. На снимке справа - видны несколько больших складок.

Строительство набережной.

Способов закрепления пленки существует очень много - простых и сложных - с использованием досок или со строительством гранитной набережной.

Если вы делаете "формальный" пруд, то вам подойдет вариант на картинке слева - закрепите плитки или плоские камни на цементе.

Если у вас в запасе много камней, то можете использовать вариант справа.

Вокруг, по периметру, копается канавка - шириной и глубиной с лопату. На образовавшуюся полку кладется край пленки, сверху - ряд камней. Образовавшаяся гряда камней выкладывается вровень с уровнем земли. Сверху на эту гряду наливается немножко бетона, а на этот бетон выкладывается облицовочка из камней помельче.

Бордюр закончен, пленка еще раз подрезана и спрятана под камни, залитые цементом. Композицию завершают высаженые растения.

Вот и все. Как оказалось, сделать пруд не так уж и сложно. Да, он требует много труда, но результат превосходит все ожидания. Если у вас все организовано заранее, то, в принципе, пруд можно сделать за одни выходные. Так что, вперед.

Сразу нужно предупредить желающих иметь у себя на даче пруд для рыбы и купания. Это довольно сложное сооружение, браться за его строительство следует взвешенно, одного желания «создать великолепный ландшафтный дизайн» недостаточно. Имеется в виду довольно большой водоем, а не декоративный.

Что понадобится для строительства?

  1. Наличие специальной землеройной техники и грузовых автомобилей для транспортировки земли. Ее будет довольно большое количество, конкретные объемы зависят от размеров и глубины пруда. Для купания и разведения рыбы глубина должна быть не менее двух метров, умножьте эту цифру на длину и ширину и узнаете объем грунта.
  2. Возможность непрерывно подавать в пруд свежую воду и продумать способ отвода стеков. Без постоянной смены воды самый красивый пруд через несколько лет превратится в зеленую зловонную лужу, вычистить или, в крайнем случае, засыпать ее большая проблема.
  3. Значительные финансовые средства. Они понадобятся не только на строительство водоема, но и на поддержание его в надлежащем состоянии.

Если по всем пунктам у вас не будет проблем, можно начинать строительство. Мы расскажем максимально подробно обо всех существующих правилах и требованиях, каждый владелец загородного участка должен самостоятельно решить, как ему поступать: принимать во внимание существующие требования и гарантированно иметь настоящий функциональный пруд или действовать на свой страх и риск, строить «на авось».

Пруд на даче для разведения рыбы и купания имеет довольно большие размеры, а это уже по своей сложности настоящее гидротехническое сооружение, требующее грамотного подхода.

Перед непосредственным началом производства строительных работ нужно решить следующие проблемы:


Когда предварительные вопросы ясны, можно начинать делать эскиз водоема, составлять схему водоподвода и водоотвода.

Как нарисовать эскиз

Когда у вас нет ни малейшего опыта и знаний, то лучше обратиться за помощью к специалистам. Их услуги обойдутся значительно дешевле, чем исправление допущенных ошибок.

Схема пленочного пруда
Показать на странице Открыть в полном размере

Если есть определенная подготовка, то с помощью наших советов эскиз можно сделать самостоятельно. Что должно быть указано на рисунке?


ОСНОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. С В О Д П Р А В И Л СП 22.13330.2011. СНиП 2.02.01-83. Файл для скачивания

Мероприятия по очистке воды, предупреждение фильтрации

Защита от фильтрации проводится тогда, когда пруд роется в легких почвах. Кроме того, следует решить вопрос с отводом талых вод, если они могут попадать через борта или из родника на дне. Внутренние поверхности водоема можно защищать при помощи традиционного уплотненного глиняного экрана или бетона со специальными добавками. Сегодня в реализации есть более новые материалы: прорезиненые пленки, синтетические маты с сухим порошком глины внутри и т. д. Конкретный выбор нужно делать с учетом денежных возможностей и характеристик грунтов.






Со временем вода в водоеме загрязняется различными механическими отложениями. Максимальный ущерб наносят глинистые частички, поступающие сквозь активные водоносные поры грунта. В самых сложных случаях заиливание может в год составлять до десяти сантиметров. Для устранения таких негативных последствий на дно могут насыпаться гравийно-песчаные подушки или использоваться нетканые синтетические фильтровальные материалы.






Очень важное значение имеет процентное содержание в воде кислорода, для поддержания значений в рекомендованных параметрах следует использовать аэрацию (если нет другого способа обмена воды). Есть еще один вариант аэрации – сделать декоративный фонтанчик, но такой метод может значительно увеличить сметную стоимость строительных работ.







Дополнительные сооружения для водной подпитки пруда

Для водоемов, которые строятся на речке или ручье, эта проблема решена природой. Потребуется только поставить небольшую плотину для задержания водного потока и сбросу избытка. Чтобы на поверхность не попадали загрязнения из реки нужно поставить обыкновенные решетчатые фильтры. Если в пруду будет рыба, то такие же решетки нужно устанавливать и на водоотводе, они будут предупреждать уход рыбы. Плотины одновременно сбрасывают максимальные потоки воды во время паводков или весеннего таяния снега. В качестве водосбросных сооружений можно использовать металлические или бетонные трубы, диаметр подбирается с учетом максимального дебета водного потока.

Существенные проблемы могут возникать во время необходимости очистки дна пруда. Полностью спустить воду не удастся, придется ее откачивать мощными насосами. Опять же, нужно решать вопросы с отводом. Откачанная вода не должна подтапливать существующие на дачном участке здания и соседей.

Важная характеристика для любого пруда – кратность водообмена. Показатели зависят от гидрологических особенностей. Научные данные указывают, что для больших по объему водоемов можно уменьшать кратность водообмена, система в состоянии справляться с очисткой самостоятельно. Никаких усилий не требуют водоемы, в которые вода поступает из реки или ручья (плотинные). Для всех остальных прудов придется делать системы принудительного водообмена насосами или очищать воду биологическими и механическими методами. Мощность насосов и количество воды зависит от объема и назначения сооружения.

Таблица коэффициентов водообмена

Когда естественная смена воды обеспечить по различным причинам невозможна, то придется использовать механические и биологические методы очистки воды, о них мы поговорим ниже.

Как очищать воду без водообмена

Если пруд довольно большой, то очищение воды по большей степени происходит естественным способом микроорганизмами и растениями. Но бывают случаи, когда эти очистители не успевают справляться с поставленными задачами, владельцам приходится решать вопрос другими методами.

  1. Механические фильтры. Самый распространенный и самый дешевый способ. В большинстве случаев могут производить очистку в несколько ступеней от различных видов загрязнений. Состоят из промытого щебня и нескольких фракций кварцевого песка.

  2. Химические фильтры . Современные устройства, поглощающие химические соединения, несвойственные для прудов. Дополнительно может использоваться специальная установка насыщения воды кислородом, она обеспечивает увеличение его количества в воде. А уже кислород ускоряет переработку органических загрязнителей бактериями.
  3. Стерилизация воды . Агрегат ультрафиолетового облучения обрабатывает воду и уничтожает все виды бактерий. Для рыбных прудов используется только в крайнем случае при обнаружении в воде болезнетворных бактерий.

  4. Микробиологический метод . Специально заселенные в пруд бактерии в разы ускоряют разложение органических примесей.

Если не соблюдать требования по поддержанию воды в надлежащем состоянии, то через несколько лет красивый зарыбленный пруд превратится в яму со зловонной водой.

Специальные гидротехнические сооружения

В начале статьи мы уже говорили, что исключение подтопления фундаментов существующих строений необходимо предусматривать еще на этапе планирования места расположения пруда. Но бывают случаи, когда особенности ландшафта дачного участка, физические характеристики грунтов или близость подземных вод не позволяют избежать подтопления «малой кровью», необходимо строить специальные гидротехнические сооружения.

Поддержка водного режима дачного участка и отвод за пределы участка фильтрационных вод делается дренажом – довольно сложным с технической точки зрения сооружением. Пруды могут иметь низкий водный уровень (зеркало располагается ниже уровня земли) или высокий. В первом случае дренажные воды можно отводить обратно в пруд, а удаление излишков выполняется с помощью обыкновенного водосбора. Недостатки такого метода: довольно большое расстояние между уровнем земли и воды и очень протяженные системы. Вопрос можно решить за счет монтажа промежуточных колодцев. Во втором случае нужно делать отдельный кольцевой дренаж пруда, он будет перехватывать фильтрационные воды и отводить их в сборник. Используется на тяжелых сильно переувлажненных почвах.

Мы специально постарались дать максимально полную информацию по строительству прудов с соблюдением всех требований строительных норм и правил. Каждый застройщик вправе самостоятельно решать, строить ли ему пруд с учетом разработанных рекомендаций и не волноваться за его функциональность или упрощать некоторые технологии.

Информация о технологии строительства является доступной, нет проблем выбрать и ознакомиться с желанным вариантом пруда. Мы дадим несколько общих практических советов, которые пригодятся во всех случаях.

Настоятельно рекомендуем заниматься строительством пруда еще до начала возведения основных дачных построек. Во-первых, плодородный слой земли можно будет с пользой использовать на другом участке. Во-вторых, работа землеройной техники и грузовых автомобилей нанесет меньше вреда ландшафту.

Если земли песчаные, то дно лучше бетонировать, гибкие гидроизолирующие материалы не обладают достаточной физической прочностью и не смогут предотвратить осыпание берегов. Во время бетонирования следует иметь в виду, что будут действовать два вида усилий: с внешней стороны осыпаться земля, с внутренней чаша будет зимой распираться льдом. Крайне желательно во время бетонирования использовать армирование металлической сеткой.

Место для купания должно иметь усиленное укрепление берега. Если для гидроизоляции применены различные пленки, то они могут повреждаться купающимися. В местах входа/выхода из воды нужно установить специальные лестницы.

Предусмотреть места установки дополнительного оборудования и водостоков следует во время работ с чашей. В технологических местах устанавливаются выходы, делается более тщательная гидроизоляция и т. д.

Рыбу в пруде придется подкармливать, естественных кормов ей недостаточно. Подкормка – излишняя нагрузка на экологию пруда, точно рассчитать количество кормов не удастся. Это значит, что системы очистки воды должны быть более мощными и эффективными.

Видео – Как самостоятельно построить пруд

Пришкольный участок - это территория, которую могут приводить в порядок не педагоги и родители, а сами школьники. Рассмотрим некоторые рекомендации по проведению таких работ, приведем пример готовых проектов.

Особенности участка

Пришкольный участок с точки зрения градостроителей является территорией городского ландшафта специального предназначения. Он характеризуется ограниченностью использования. В настоящее время городские ландшафты превращаются в некие ядра антропогенного разрушения живой природы. Действие человека на городскую среду привело к тому, что она не способна к самостоятельному восстановлению.

В связи со сложившейся ситуацией при создании пространства на первый план выходит экологическая устойчивость. Это является одним из условий гармонизации городской среды. Дизайн пришкольного участка дает возможность восстанавливать природное равновесие.

Теоретические основы

Новый эколого-ландшафтный подход к озеленению предполагает оптимизацию территории, создание на ней стабильной экосистемы. Озеленение пришкольного участка допускает использование инновационных градостроительных технологий. На них можно создавать экспериментальные площадки, на которых дети (в каникулы) будут изучать растительный мир, осуществлять уход за живыми насаждениями.

Этапы работы

Пришкольный участок формируется при проведении нескольких последовательных этапов:

  • обследование земельного участка;
  • проектирование с применением ландшафтного дизайна;
  • реализация созданного проекта;
  • уход за объектами.

На первом этапе происходит исследование почвы, растительности. Состояние территории на время проведения проектирования отображает первоначальный план.

Дизайн пришкольного участка предполагает продумывание зонирования, подбор растений, кустарников, составление из выбранного материала композиции, создание генерального плана участка, оформление документации.

Реализация представляет собой организацию запланированных объектов ландшафта, а также осуществление на выбранной территории посадок.

пришкольной территории

Для того чтобы оформить пришкольный участок своими руками, нужно учесть специфику территории, а также затраты на приобретение растений и кустарников. Уход за посадками могут осуществлять старшеклассники, для этого педагоги составляют календарно-технологическую карту. В годовой план включают практические занятия для детей на участке, а также разрабатывают тематику. Отдельного внимания заслуживает техника безопасности на пришкольном участке.

Подбор форм и методов организации работ определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся, наличия практических навыков, материальной базы образовательного учреждения.

Пришкольный участок позволяет педагогам формировать у подрастающего поколения навыки бережного отношения к живой природе.

Базовые термины

Дизайн - это термин, который обозначает разные виды проектной работы, предназначенные для формирования функциональных и эстетических качеств среды. Техническая эстетика занимается изучением технических, социальных, культурных проблем формирования предметной гармоничной среды, получаемой средствами промышленного производства для создания оптимальных условий быта, труда, отдыха людей. Проект ландшафтного дизайна представляет собой комплект документов:

  • генеральный план;
  • посадочный чертеж с указанием мест размещения кустарников и деревьев;
  • разбивочный чертеж;
  • ассортимент посадочного материала;
  • календарное планирование;
  • график действий;
  • расчетная смета;
  • пояснительная записка.

Разделы проекта

План пришкольного участка педагоги, родители могут разрабатывать вместе со школьниками, учитывая их предложения и интересные идеи.

В состав проекта можно включать следующие разделы:

  • подробные эскизы цветников, участков сада;
  • план вертикального планирования;
  • перспективные рисунки некоторых элементов ландшафта: малые архитектурные формы, спортивные площадки;
  • набор рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

Обследование пришкольного участка состоит из нескольких этапов:

  • визуального осмотра;
  • топографической съемки;
  • анализа почвы;
  • характеристики гидрологии участка;
  • освещенности его в разное время суток.

Существует определенный алгоритм, по которому составляется генеральный план. Проект пришкольного участка нужно начать с определения размеров территории. Далее выбирается оптимальный масштаб чертежа. Затем намечают очертания границ, обозначается ориентация участка относительно сторон света, устанавливается число сооружений.

Растения пришкольного участка должны подбираться с учетом климатических условий местности. На генеральном плане обозначают порядковым номером основное здание школы, дополнительные сооружения, водоемы, зеленые растения и кустарники.

Элементы дизайна

Деревья пришкольного участка должны размещаться так, чтобы между ними можно было свободно передвигаться. Для этого важно обустроить дорожки на пришкольной территории. Они не только придадут создаваемому дизайну оригинальность и индивидуальность, но и будут выполнять несколько функциональных предназначений.

Для их декорирования можно воспользоваться несколькими видами покрытий: камнем, плиткой, бетоном, деревом, травой. Укладка материала может осуществляться на песок, раствор цемента.

На школьном участке удобнее всего воспользоваться бетонными плитами. Производители предлагают их в форме шестигранников, волны, кирпича. В одной части участка также можно выделить и травянистые дорожки, на основе которых учитель биологии вместе со своими воспитанниками сможет проводить экологические экскурсии для школьников.

У дорожек и тропинок, создаваемых на пришкольной территории, существует несколько предназначений. Они не только делят весь участок на отдельные зоны, но и выступают в качестве отдельного элемента эстетического и художественного решения сада.

Пришкольные участки, фото которых приведены ниже, вписываются в общую концепцию образовательного учреждения.

Цветники

Клумбу можно сделать прямоугольной, круглой, квадратной, овальной формы. По ее краю допускается расположение небольшой полосы бордюра либо газона для невысоких растений. Для того чтобы правильно подобрать растения для ландшафтного дизайна школьного участка, важно учитывать следующие параметры:

  • гармоничность цветового сочетания;
  • высота и специфика роста;
  • правильность рассадки по клумбе;
  • избегание сложного рисунка.

Бордюр, выбираемый для оформления клумб, должен отличаться по цвету от базового тона создаваемой цветочной композиции.

Бордюрные растения должны быть низкорослыми, растущими плавным плотным кустом, стойкими к неблагоприятным погодным условиям. Среди таких растений, оптимально подходящих для участка, отметим низкорослые бархатцы, анютины глазки, маргаритки. Работа на пришкольном участке должна быть для ребят интересной и познавательной с биологической точки зрения. Именно поэтому можно создавать модульные цветники вблизи школы, которые не только будут радовать окружающих своим оригинальным цветением, но и станут наглядным пособием по ботанике для школьников.

При организации модульного цветника на одной площади предполагается многократное повторение в заданной форме какой-то фигуры. Площадка цветника делится на модульную сетку, в ее основе выполняется, к примеру, прямоугольник. В подготовленные фигуры высаживают цветы, затем укладывают гравий, гальку.

Газон

Каждый пришкольный участок обладает определенным обликом. Для того чтобы отделить некоторые элементы, можно воспользоваться травянистым газоном. Под ним подразумевается участок почвы, который засеян плотным слоем злаков. Для того чтобы газон имел опрятный вид, необходимо регулярно его подстригать. Среди обязательных работ, связанных с уходом за газоном, отмечают:

  • регулярную стрижку (около 20-30 раз в течение сезона);
  • регулярность полива;
  • подравнивание краев;
  • внесение минеральных удобрений в весеннее и осеннее время;
  • устранение сорняков;
  • прокалывание;
  • подметание;
  • прочесывание специальными граблями.

Обустройство альпинария

Это один из старейших видов европейского каменистого сада, который сохранил определенные черты каменистых композиций. Классический вариант альпинария является симметричным сооружением, напоминающим «праздничный пирог». Верхняя часть альпинария имеет крупную коническую глыбу, которая ассоциируется с вершиной горы, а по склонам ее можно уравновесить плоскими массивными камнями. Подобное сооружение вполне уместно на пришкольной территории, его можно обложить дорожками или бордюрами из плоских камней.

Природа является уникальной естественной системой, все элементы которой связаны между собой. Человек также является частью живой природы. Именно поэтому так важно привлекать к благоустройству территории около образовательного учреждения учеников.

Детский проект по благоустройству школьного участка

Учащиеся решили внести свой небольшой вклад в восстановление природного равновесия. Был создан проект, который позволил преобразовать в лучшую сторону школьный участок.

Цель работы: экологическое и эстетическое изменение школьной территории.

Задачи проекта:

  • декоративное преобразование территории вокруг образовательного учреждения;
  • создание оптимальных условий для работы летнего лагеря, отдыха ребят во внеурочное время;
  • активизация познавательного интереса к биологии;
  • формирование в подрастающем поколении потребности в улучшении и сохранении природы.

Среди предполагаемых результатов внедрения данного проекта отметим:

  • создание благоустроенного участка;
  • удовлетворение экологического и эстетического состояния территории;
  • приобретение учащимися практических навыков ухода за цветами и кустарниками.

Проект является групповым, долгосрочным, практико-ориентированным мероприятием. В его рамках ребята анализируют возможность использования почвы на участке для организации клумб, пытаются создать у школы настоящую альпийскую горку.

Данный проект не предполагает серьезных экономических расходов. Небольшие расходы нужны для приобретения семян цветов, выращиванием саженцев занимаются сами школьники под руководством преподавателя биологии.

Осенью проводится анкетирование школьников, целью которого является получение информации о готовности ребят принять активное участие в благоустройстве пришкольной территории. Далее вместе с преподавателем технологии ученики составляют генеральный план, продумывают все зеленые насаждения, малые архитектурные формы, которые будут располагаться на декорируемой территории. Сначала школьники создают эскизы клумб и альпийской горки, вносят корректировки с учетом рекомендаций специалистов.

Для того чтобы осуществлять правильный уход за посаженными цветами и кустарниками, участники проектной группы изучают литературу о ландшафтном дизайне.

На уроках технологии мальчики готовят ящики под выращивание рассады, девочки сеют однолетние цветочные культуры.

Весной проект переходит в основную стадию. Согласно составленному плану, на пришкольной территории организуются клумбы, в них закладывается смесь грунта и торфа. Уход за посаженными цветами осуществляет бригада старшеклассников, руководит которой учитель биологии.

Осенью подводятся итоги осуществленного проекта, оформляется презентация. Результаты своей деятельности авторы проекта представляют в рамках научно-исследовательских конференций.

Информация в заключение

Ландшафтный дизайн пришкольной территории является сложным и ответственным мероприятием. Подобное мероприятие предполагает серьезную предварительную работу, состоящую из нескольких последовательных этапов. Вовлечение детей в облагораживание участка вокруг родной школы - отличный вариант воспитания в подрастающем поколении патриотизма. Помимо получения существенного объема теоретических навыков, ребята приобретают новый социальный опыт. Они повышают уровень своей информированности об окружающей среде.

В рамках реализации проекта развиваются практические умения по изучению, оценке, улучшению окружающей среды вблизи школы. У подростков развивается самостоятельность, они меняют свое отношение к проблемам окружающей среды. После внедрения в учебные заведения Российской Федерации новых образовательных стандартов проектная деятельность стала одним из приоритетных направлений деятельности на всех ступенях обучения. Ребята могут стать активными участниками реализации своего проекта, направленного на улучшение пришкольной территории.