Ученик Сократа, учитель Аристотеля - древнегреческий мыслитель и философ Платон, биография которого представляет интерес для историков, стилистов, литераторов, философов и политиков. Это выдающийся представитель человечества, живший в беспокойное время кризиса греческого полиса, обострения классовой борьбы, когда на смену эпохе эллинизма пришла эпоха Плодотворно прожил жизнь философ Платон. Биография, кратко представленная в статье, свидетельствует о его величии ученого и мудрости сердца.

Жизненный путь

Платон появился на свет в 428/427 г. до н.э. в Афинах. Он не только был полноправным гражданином Афин, но и принадлежал к древнему аристократическому роду: его отец, Аристон, был потомком последнего афинского царя Кодра, а мать, Периктиона, приходилась родственницей Солону.

Краткая биография Платона типична для представителей его времени и сословия. Получив соответствующее его положению образование, Платон приблизительно в возрасте 20 лет познакомился с учением Сократа и стал его учеником и последователем. Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте. Почерпнув все что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы. Факты из жизни Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Когда Платону было уже около 40 лет (примечательно, что именно к этому возрасту греки относили наивысший расцвет личности - акмэ), он возвратился в Афины и открыл там собственную школу, названную Академией. До конца жизни Платон практически не покидал Афины, жил уединенно, окружив себя учениками. Он почитал память погибшего учителя, но свои идеи популяризировал только в узком кругу последователей и не стремился выносить их на улицы полиса, подобно Сократу. Умер Платон в восьмидесятилетнем возрасте, не утратив ясности ума. Он был погребен на Керамике, вблизи Академии. Такой прошел древнегреческий философ Платон. Биография его при ближайшем рассмотрении захватывающе интересна, но многие сведения о ней весьма ненадежны и больше похожи на легенду.

Платоновская Академия

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Учение Платона развилось на фундаменте с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики. Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в Академии жили и работали вместе, уже напоминает пифагорейскую школу.

Идея политического воспитания

Много внимания в Академии уделялось политическому воспитанию. Но в античности политика не была уделом небольшой группы делегированных представителей: в управлении полисом принимали участие все совершеннолетние граждане, то есть свободные и законнорожденные афиняне. Позже ученик Платона Аристотель сформулирует определение политика как человека, который участвует в общественной жизни полиса, в противовес идиотику - асоциальному человеку. То есть участие в политике было неотъемлемой частью жизни древнего грека, а политическое образование означало развитие справедливости, благородства, твердости духа и остроты ума.

Философские труды

Для письменного изложения своих взглядов и концепции Платон преимущественно избирал форму диалога. Это достаточно распространенный литературный прием во времена античности. Философские работы Платона раннего и позднего периодов его жизни очень разнятся, и это естественно, ведь мудрость его накапливалась, а взгляды менялись с течением времени. Среди исследователей принято условно подразделять эволюцию платоновской философии на три периода:

1. Ученичество (под влиянием Сократа) - «Апология Сократа», «Критон», «Лисий», «Протагор», «Хармид», «Эвтифрон» и 1 книга «Государства».

2. Странствия (под воздействием идей Гераклита) - «Горгий», «Кратил», «Менон».

3. Преподавание (преобладающее влияние идей пифагорейской школы) - «Пир», «Федон», «Федр», «Парменид», «Софист», «Политик», «Тимей», «Критий», 2-10 книги «Государства», «Законы».

Отец идеализма

Платон считается основоположником идеализма, сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении - эйдоса. Суть в том, что Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей). Эйдосы - это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей.

Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной. Эйдос каждой вещи - это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека - это душа. Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы - непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми, управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная - инстинкты, низменные желания. В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос - весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Красота и Любовь - вечные понятия

Из всего этого следует, что познание мира - это попытка разглядеть в вещах отблеск идей через любовь, справедливые дела и красоту. Учение о Красоте занимает центральное место в философии Платона: поиск красоты в человеке и окружающем мире, создание красоты через гармоничные законы и искусство - высшее предназначение человека. Так, эволюционируя, душа проходит путь от созерцания красоты материальных вещей к пониманию красоты в искусстве и науках, к высшей точке - постижению красоты нравственной. Это происходит как озарение и приближает душу к миру богов.

Вместе с Красотой поднять человека к миру эйдосов призвана Любовь. В этом отношении фигура философа тождественна образу Эрота - он стремится к благу, представляя собой посредника, проводника от невежества к мудрости. Любовь - созидающая сила, из нее рождаются красивые вещи и гармонические законы человеческих взаимоотношений. То есть Любовь - ключевое понятие в теории познания, она последовательно развивается от телесной (материальной) своей формы к душевной, а после - духовной, которая причастна сфере чистых идей. Эта последняя любовь и есть память об идеальном бытии, сохраненная душой.

Следует акцентировать внимание на том, что деление на мир идей и вещей не означает дуализма (который так часто впоследствии вменяли в вину Платону его идейные противники, начиная с Аристотеля), они связаны исконными узами. Подлинное бытие - уровень эйдосов - существует вечно, оно самодостаточно. А вот материя появляется уже как подражание идее, она только «присутствует» в идеальном бытии.

Политические взгляды Платона

Биография и неразрывно связаны с осмыслением разумного и правильного государственного устройства. Учение отца идеализма об управлении и взаимоотношениях людей изложено в трактате «Государство». Все строится на параллели между отдельными сторонами человеческой души и типажами людей (соответственно их социальной роли).

Итак, три части души отвечают за мудрость, умеренность и мужество. В целом эти качества олицетворяют справедливость. Отсюда следует, что справедливое (идеальное) государство возможно тогда, когда каждый человек в нем находится на своем месте и выполняет раз и навсегда установленные функции (сообразно своим способностям). По схеме, очерченной в «Государстве», где краткая биография Платона, итог его жизни и главные идеи нашли конечное воплощение, управлять всеми должны философы, носители мудрости. Их разумному началу подчиняются все граждане. Важную роль в государстве играют воины (в других переводах стражи), этим людям уделено повышенное внимание. Воинов должно воспитывать в духе главенства разумного начала и воли над инстинктами и душевными порывами. Но это не холодность машины, которая представляется современному человеку, а не затуманенное страстями понимание высшей гармонии мира. Третья категория граждан - это создатели материальных благ. Справедливое государство именно таким описывал схематично и кратко философ Платон. Биография одного из величайших мыслителей в истории человечества указывает на то, что его учение находило широкий отклик в умах современников - известно, что он получал множество просьб от правителей античных полисов и некоторых восточных государств о составлении для них сводов законов.

Поздняя биография Платона, преподавание в Академии и явная симпатия к идеям пифагорейцев связаны с теорией «идеальных чисел», которую позднее развили неоплатоники.

Мифы и верования

Интересна его позиция относительно мифа: как философ, Платон, биография которого и дошедшие до наших дней труды явно указывают на величайший интеллект, не отвергал традиционной мифологии. Но он предлагал трактовать миф как символ, аллегорию, а не воспринимать его как некую аксиому. Миф, по идее Платона, не был историческим фактом. Он воспринимал мифические образы и события как некую философскую доктрину, которая не излагает события, а лишь дает пищу для размышления и переоценки событий. Кроме того, многие древнегреческие мифы сочинялись простым народом без какой-либо стилистики или литературной обработки. По этим причинам Платон считал целесообразным оберегать детский ум от большей части мифологических сюжетов, насыщенных вымыслом, часто грубостью и безнравственностью.

Первое доказательство Платона в пользу бессмертия человеческой души

Платон - первый древний философ, сочинения которого дошли до современности не фрагментарно, а с полным сохранением текста. В своих диалогах "Государство", "Федр" он приводит 4 доказательства бессмертности человеческой души. Первое из них получило название "циклическое". Его суть сводится к тому, что противоположности могут существовать только при наличии взаимной обусловлености. Т.е. большее подразумевает существование меньшего, если есть смерть, значит есть и бессмертие. Этот факт Платон приводил как главный аргумент в пользу идеи перевоплощения душ.

Второе доказательство

Обусловлено идеей, что знание есть воспоминание. Платон учил, что в человеческом сознании существуют такие понятия, как справедливость, красота, вера. Эти понятия существуют "сами по себе". Им не обучают, их чувствуют и понимают на уровне сознания. Они - абсолютные сущности, вечные и бессмертные. Если душа, рождясь на свет, уже знает о них, значит, она знала о них еще до жизни на Земле. Раз душа знает о вечных сущностях, значит и сама она вечна.

Третий аргумент

Построен на противопоставлении смертного тела и бессмертной души. Платон учил, что в мире все двойственно. Тело и душа при жизни неразрывно связаны между собой. Но тело - это часть природы, тогда как душа - часть божественного начала. Тело стремится к удовлетворению низменных чувств и инстинктов, душа же тяготеет к познанию и развитию. Телом руководит душа. и воли человек способен возобладать над низменностью инстинктов. Следовательно, если тело смертно и тленно, то в противопоставление ему душа вечна и нетленна. Если тело не может существовать без души, значит, душа может существовать отдельно.

Четвертое, последнее доказательство

Самое сложное учение. Наиболее ярко его характеризует и Кебета в "Федоне". Доказательство исходит из утверждения о том, что каждой вещи присуща ее неизменная природа. Так, четное всегда будет четным, белое нельзя назвать черным и что-либо справедливое никогда не будет злом. Исходя из этого смерть несет тление, а жизнь никогда не познает смерти. Если тело способно умирать и истлевать, значит сущность его - смерть. Жизнь противоположна смерти, душа противоположна телу. Значит, если тело тленно, то душа - бессмертна.

Значение идей Платона

Таковы в общих чертах идеи, которые оставил человечеству в наследство древнегреческий философ Платон. Биография этого необыкновенного человека за два с половиной тысячелетия превратилась в легенду, а его учение, в тех или иных его аспектах, послужило фундаментом для значительной части ныне существующих философских концепций. Его ученик Аристотель критиковал взгляды своего учителя и выстроил противоположную его учению философскую систему материализма. Но этот факт - еще одно свидетельство величия Платона: далеко не каждому учителю дано воспитать последователя, но достойного противника, пожалуй, только единицам.

Философия Платона нашла множество последователей в эпоху античности, знание произведений и главных постулатов его учения было естественной и неотъемлемой частью образования достойного гражданина греческого полиса. Столь значимая фигура в истории философской мысли не была забыта полностью даже в эпоху Средневековья, когда схоласты решительно отвергали античное наследие. Платон вдохновлял философов эпохи Возрождения, давал нескончаемую пищу для размышлений европейским мыслителям последующих веков. Отблеск его учения виден во множестве существующих философских и мировоззренческих концепций, цитаты Платона можно встретить во всех отраслях гуманитарного знания.

Как выглядел философ, его характер

Археологи нашли много бюстов Платона, хорошо сохранившихся с древних времен и с эпохи Средневековья. По ним создано немало эскизов и фото Платона. Кроме того, о внешности философа можно судить по летописным источникам.

Согласно всем собранным по крупицам данным Платон был высокого роста, атлетически сложен, широк в кости и плечах. При этом характер имел очень покладистый, был лишен гордости, чванливости и самолюбия. Был очень скромен и всегда любезен не только с равными себе, но и с представителями низшего сословия.

Древнегреческий философ Платон, биография и философия которого не противоречили друг другу, личным жизненным путем подтверждал истинность своих мировозрений.

12.12.2016

Платон был выдающейся личностью - одним из тех могучих сынов античного времени, каких в наше время уже не рождает Земля. Если бы не Платон, мы не знали бы многого из мыслей Сократа, изречения которого Платон добросовестно записал для потомков. И сам он внес большой вклад в развитие философии. Ознакомимся с некоторыми интересными фактами из жизни Платона.

  1. Будущий философ родился в семье аристократов. Предки его отца были царского рода, а предки по материнской линии занимались законотворчеством. Ничего удивительного, что в таком семействе появился новый светоч ума.
  2. Платон - не настоящее имя философа. В юности это прозвище дал ему учитель, а означало оно «широкий» (молодой человек был атлетически сложен и весьма широкоплеч).
  3. Поначалу Платон готовил себя к политической деятельности и сочинению театральных постановок. Как-то раз он шел в театр со свежей пьесой, но по дороге встретил Сократа. Разговорившись с мудрецом, Платон решил оставить и поэзию, и политику, и избрал иной путь - философские искания.
  4. Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля.
  5. Одним из увлечений философа был спорт. Он 2 раза выигрывал соревнования по панкратеону в Олимпийских играх (это был род борьбы).
  6. Знавшие Платона близко отмечали его скромность и застенчивость.
  7. После того, как Платон получил образование, он решил оставить Афины и отправился в путешествие. Путь его лежал в Италию, Египет и другие государства. В Сиракузах Платон познакомился с правителем - человеком жестоким и хитрым. Он пытался привить тирану более демократичные взгляды, но из этой идеи ничего не вышло: Платона заподозрили в заговоре против правителя и донесли тирану. Тот продал философа в рабство. Неизвестно, как бы сложилась жизнь Платона дальше (остался ли бы он вообще в живых), если бы не друзья, которые сумели выкупить молодого ученого.
  8. Вернувшись в Афины, Платон основал собственную школу - Академию (название пошло не от академических знаний, которые получали учащиеся, а от наименования сада Академ, где располагалась школа).
  9. Прежде чем начать обучение философии, Платон требовал от своих учеников получения навыков решения геометрических задач. Науку арифметику он также считал необходимой для изучения. Обе дисциплины использовались им в качестве средства для упражнения ума перед переходом к более серьезной науке - философии.
  10. Именно Платон первым заговорил об исчезнувшем материке - Атлантиде, приводя свои доказательства его существования.
  11. Словосочетание «платоническая любовь» появилось благодаря знаменитому философу. Он вкладывал в это понятие несколько иной смысл, не тот, который привычен нам сегодня. Платонической была любовь-дружба между учителем и учениками.
  12. Платон полагал, что существует 2 параллельных мира - мир идей и мир вещей. Душа приходит из высших сфер и вселяется в человека еще до рождения. Она уже изначально обладает всеми необходимыми знаниями - надо лишь помочь ей «вспомнить» их.
  13. Платон прожил долгую и довольно счастливую жизнь. Скончался он в возрасте более 80 лет на свадебном пиру, куда был приглашен в качестве гостя.

Платон оставил потомству много рассуждений об устройстве мира, о правильной организации общества. Он полагал, что правители рождаются с золотой душой, законодатели - с серебряной, а земледельцы и ремесленники - с медной. Поэтому для всякого уготовано свое место в обществе. Когда человек покидает его - наступают беспорядки. Но не обходится без исключений: иногда у «медных» рождается ребенок с душой из золота. В этом случае надо помочь ему попасть на «законное» место.

Таким оригинальным образом Платон одним из первых сказал о том, что всякий человек должен реализовывать в жизни отпущенные ему таланты. Сам он использовал свой в полной мере: до сих пор его в обязательном порядке изучают будущие историки, философы и политические деятели.


Древние греки создали античную культуру и в своем стремлении отыскать истину, греческие мудрецы, нередко, прибегали к доводам, которые мы сегодня назвали бы юмористическими. Так появились смешные и поучительные истории времен античности.

Нужно сказать, что остроумие ценилось в Древней Греции очень высоко – отсутствие чувства юмора приравнивалось к варварству.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько смешных историй из жизни мудрецов и философов Древней Греции.

Однажды Фалес возвращался домой по тёмной улице и его внимание привлекло звездное небо: огромный неведомый и манящий мир предстал перед глазами философа. От такой красоты у Фалеса захватило дух и он шагнул вперед в желании стать ближе к небу, оступился, и упал в придорожную яму. Проходившая в это время по улице старуха помогла выбраться известному философу из ямы, сказав при этом: «Что же ты Фалес можешь узнать на небе, когда не видишь, что у тебя перед самым носом?»

Так случилось, что философ Биант плыл на корабле в компании людей, о которых ходила очень дурная слава. Разразилась грозная буря и спутники философа начали громко взывать к богам, прося спасти их. «Тише! – крикнул им Биант. - Молчите, и может быть боги не узнают, что вы на этом корабле».

Один богатый купец пришел к философу Питтаке за советом – он хотел узнать, как ему найти сведущего и честного помощника для своих торговых операций. И философ ему посоветовал: «Не ищи с пристрастием, ибо такого человека в вашем деле нет».

К дому великого философа Солона в Афинах подошел Анахарсис, который прибыл из далекой Скифии с одним желанием – приобщиться к великой мудрости философа. Путник попросил одного из рабов передать Солону, что пришел гость из дальних краёв и просит его принять. И этот путник просит принять его не как гостя, а как друга. Солон выслушал раба и велел передать Анахарсису, что достойные люди находят друзей у себя на родине, а не путешествуют в поисках друга за далекие моря. Анахарсис выслушал раба и ответил: «Солон, ты сейчас как раз на родине – что же мешает тебе приобретать друзей?». Поражённый остроумием гостя Солон принял его с почетом и они действительно подружились.

Сократ был просто неодолим в спорах и побежденные им оппоненты частенько набрасывались на философа с кулаками. Как-то раз случилось, что один из противников Сократа побеждённый в споре и взбешенный таким поражением, просто пнул философа. Прохожий, возмущенный таким поступком, посоветовал Сократу обратиться в суд. А Сократ ответил сердобольному прохожему: «Если тебя лягнет осёл, то ты потащишь его к судье?».

За непочитание богов Сократа приговорили к смертной казни. И вот когда Сократ приготовился принять цикуту, к нему в камеру, вдруг, впустили его сварливую и скандальную жену Ксантиппу. Женщина залилась слезами и начала причитать: «Ты умираешь безвинно. Ты умираешь безвинно. Ты умираешь безвинно». В конце концов Сократ не выдержал и спросил: «А ты бы хотела, чтобы я умер виновным?».

Аристипп бесстрашно прибыл к тирану Дионисию и попросил у грозного владыки денег.

Однако, я слышал, - изумился тиран, - что последователи Сократа не нуждаются ни в чем.
А ты дай мне денег – и мы мгновенно разрешим этот вопрос.
Хорошо, я дам тебе денег, но сначала ты мне объясни, почему мудрецы стоят толпой у ворот богачей, а не наоборот.
Это потому, что мудрецы знают, чего хотят от богачей, а вторые – нет.
Тиран рассмеялся и велел выдать философу большую сумму денег.

Аристотель повстречал Диогена, который славился острым и дерзким языком. Диоген, в надежде, что Аристотель откажется, предложил последнему сушёные смоквы. Аристотель понял, что Диоген надеется на отказ и уже приготовил для Аристотеля обидный подвох – и взял ягоды со ловами: «И шутку ты потерял, Диоген. И смоквы».

Платона, Сократа и Аристотеля знают, пожалуй, все, что вполне понятно, ведь эти великие умы в свое время открыли новые системы и подходы в логике, космологии, политике, математике и даже морали, да так, что их идеи продолжают оказывать влияние на современный мир. Однако помимо этих гигантов мысли в древние времена существовало немало других, тоже весьма талантливых философов, истории которых могут оказаться очень интересными для любознательного ума. Кто же они, малоизвестные гении античности?

1. Диоген Синопский

Вероятно, за всю историю философии не существовало настолько эксцентричного ее представителя, каким был Диоген Синопский. Он практически изобрел искусство перформанса с такими причудливо-дерзкими трюками, как, например, жизнь в огромном горшке и регулярная мастурбация на публике. Четвертый век до нашей эры был временем расцвета греческой науки, однако Диоген весьма насмешливо относился ко всем выдающимся интеллектуалам той эпохи. Платоновское определение человека как «двуногого существа, не покрытого перьями» он прокомментировал демонстрацией в Академии ощипанной курицы в качестве модели Платона. Недовольный создатель определения в результате был вынужден уточнить его словами «и без когтей».

В отличие от многих своих современников Диоген пренебрегал материальным богатством: его единственным имуществом можно было назвать лишь деревянную чашу, хотя и ту он выбросил, когда увидел ребенка, пьющего воду из собственных ладоней.
В 338 году до н. э. Александр Македонский посетил Коринф. Для встречи с великим полководцем собрались все местные жители, за исключением Диогена, который остался в своем доме-горшке. Заинтригованный таким отношением, Александр решил посетить философа. Приблизившись к огромному горшку, Александр спросил Диогена, чего бы тому хотелось, на что философ ответил: «Чтобы ты перестал заслонять мне солнечный свет». Эти слова побудили Македонского сказать: «Если бы я не был Александром, я предпочел бы быть Диогеном».

2. Гегесий

Простые пессимисты покажутся просто-таки весельчаками в сравнении с Гегесием, чья доктрина была такой безрадостной, что его прозвали Peisithanatos или «подстрекающий к смерти». Пессимистичный философ изо всех сил отрицал существование счастья, заявляя, что тело и душа человека заражены страданиями, становясь мишенью для неприятностей, в то время как удачи могут легко привести к разочарованиям. Гегесий верил, что единственной целью в жизни должен стать побег из мира страданий и боли. Венцом его мрачной карьеры стало эссе на тему «Смерть путем голодания». По словам известного римского оратора Цицерона, в этом творении о самоубийстве говорилось такими высокими словами, что весомый процент его читателей решились добровольно уйти из жизни. Эссе было пропитано такой безысходностью, что учения Гегесия впоследствии запретили в Александрии по приказу Птолемея.

3. Перегрин Протей

Перегрин Протей знал, как впечатлить толпу с виртуознейшей театральностью. Он начал свою сознательную жизнь, будучи обвиненным в отцеубийстве, присоединившись впоследствии к сообществу ранних христиан, а позже став странствующим философом. В своих путешествиях Перегрин сравнивал себя с Гераклом и носил львиную шкуру, ходя в окружении своих преданных поклонников.

Тем не менее, он, возможно, так и не был бы запечатлен историей, если бы не эпический финал его жизни. На Олимпийских играх в 168 году н. э. Протей публично объявил, что бросится в костер, чтобы отметить закрытие торжественной церемонии, сказав: «Какой еще конец может настать Гераклу?». Лукиан Самосатский, бывший свидетелем этого события, сообщал, что Перегрин, одетый как мифический герой, бросился в огонь, крича: «Боги моей матери, боги моего отца, примите меня!».

4. Каланус

Когда армия Александра Македонского пришла в Индию в 324 году до н. э., им было поведано немало рассказов об аскетичных индуистских святых, которые избегают богатств, предпочитая жить в постоянной медитации. Йоги упорно отказывались встречаться с Александром, который был вынужден прийти к ним в джунгли сам, раздевшись и сев на горячие камни. Прием полководца йогами сопровождался безжалостными издевками со стороны последних. Самому могущественному в то время человеку на Земле они сказали: «Вы – всего лишь человек, как и все мы, вы все время чем-то озабочены и, кроме того, забрели так далеко от своего дома, создавая неприятности себе и другим. Вы скоро умрете и тогда в ваших владениях будет ровно столько земли, сколько потребуется для могилы».

Удивительно, но Александр не отдал приказ своим людям обезглавить дерзких йогов, а вместо этого попросил их присоединиться к его свите. Большинство выразило отказ, но один, ставший известным грекам под именем Каланус, согласился сопровождать полководца. Отказ Калануса от предложенных богатств и властных полномочий поразил и взволновал греческие философские общества, вдохновив представителей школ скептиков и циников идеями восточной философии.

5. Хризипп

Хрисипп был настоящим титаном философии в древней Греции. Благодаря ему возникло движение стоиков, доминировавшее в эллинистической философии на протяжении почти пяти веков. Он также изобрел новую систему логики, возродил исследования в геометрии и написал 705 книг за 72 года жизни.

Но, несмотря на все его достижения, Хризиппа, вероятно, лучше всего помнят в связи с его странной смертью. Наиболее прозаичный вариант произошедшего винит в кончине философа излишнее количество вина. Другая же, намного более впечатляющая версия гласит, что Хризипп, наблюдая за тем, как осел лакомится инжиром, решил дать животному попробовать вина, чтобы узнать, как оно справится с поглощением пищи в пьяном виде. Последовавшее за этим поведение нетрезвого осла вызвало у философа невероятно сильный приступ смеха, который и послужил причиной внезапной смерти.

6. Филитт Косский

Филит Косский принес в жертву любви к самообразованию собственные здоровье и жизнь. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. на десятилетия разразилась масштабная война. Среди этого хаоса Филитт сохранял удивительное спокойствие и расположился на тихом острове Кос, дабы не прерывать учебу. Современники высоко ценили его прилежность и рвение к знаниям, одновременно высмеивая хрупкое телосложение (поговаривали, что Филитт носил обувь с тяжелыми подошвами, не позволяющими ветру унести его почти невесомое тело).

У философа не было времени на еду или обеспечение средств для существования, его главной целью было решение известного «Парадокса лжеца». Этот древний парадокс известен многим и в наши дни: если человек говорит «Я лгу!», является это заявление истинным или ложным? Пытаясь решить этот вопрос, Филитт не мог обращать внимание ни на что другое. В течение нескольких месяцев он был настолько поглощен работой с парадоксом, что напрочь игнорировал свои базовые жизненные потребности, в результате чего умер от истощения и нехватки сна. Что ж, благодаря такому примеру студенты получили неплохое основание заявлять о необходимости делать перерывы в интенсивной учебе.


Философия с юмором - интересные истории из жизни великих философов
ФИЛОСОФЫ XV-XVIII ВЕКОВ

С кем разделить вечность?

Занимая должность секретаря Второй канцелярии во Флоренции, Никколо Макиавелли близко познакомился с Чезаре Борджа. Должно быть, из-за дружбы с этим весьма неоднозначным персонажем, восхищение которым Макиавелли никогда не скрывал, его прозвали "мажордомом дьявола".

Освоив все тонкости политической игры, основанной на лжи, шантаже и манипуляциях, мыслитель окончательно укрепился в мысли о том, что для защиты государственных интересов хороши любые средства, а главная задача политика - сохранение власти и охрана порядка. Для оценки действий главы государства существует лишь один критерий - успех. Цель оправдывает средства.

Взгляды Макиавелли на человеческую природу, как нетрудно догадаться, не отличались оптимизмом. На закате дней философу приснилось, будто он уже умер. Во сне он узрел и ад, и рай. В раю обретались сплошь голодные, кроткие и нищие духом, зато ад был полон философов, политиков и бунтарей. Когда Макиавелли рассказал друзьям свой странный сон, они поинтересовались, где он предпочел бы провести вечность. Философ ответил:

Какие тут могут быть сомнения? Компания королей, князей и пап в сто раз лучше монахов, нищих и апостолов.



НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527)

Чудо-ребенок

Выдающийся итальянский философ эпохи Возрождения Пико делла Мирандола прославился острым умом и феноменальной памятью. Еще в детстве он поражал всех глубокими познаниями и не по годам глубокими суждениями. Однажды юному Пико довелось продемонстрировать свои способности отцовским гостям. Бывший среди них кардинал ядовито заметил, что чересчур одаренные дети обыкновенно вырастают дураками.

Пико не растерялся:

Сразу видно, ваше преосвященство, что вы были одаренным ребенком.

Лютеранский желудок

Великий писатель XVI века Эразм Роттердамский, гуманист и набожный католик, отличался широтой взглядов и терпимостью. С лютеранами его роднило стремление коренным образом реформировать христианскую церковь. Даже католические философы признавали: "Эразм разбил яйца, из которых Лютер сделал яичницу". И все же Эразм Роттердамский оставался непримиримым противником протестантов. Его отвращали фанатизм и жестокость Лютера. Сам мятежный пастор писателя ненавидел. Он говорил: "Кто покончит с Эразмом, раздавит полудохлого клопа".

Эразм мечтал о возрождении апостольского духа, возвращении к простодушной и милосердной вере первых христиан, не знавших косных догм и бессмысленных запретов. Когда писателя поймали за поеданием мяса в пост, он пошутил:

Душой я католик, но желудком лютеранин.

Антимеценат

Тридцати лет от роду Эразм наконец получил от епископа Камбре денежное вспоможение, чтобы продолжить теологическое образование в Париже. Скудных средств хватило на коллеж Монтегю, в котором жесткая дисциплина и аскетический распорядок сочетались с полным отсутствием гигиены и обилием кусачих насекомых. Великий гуманист с юмором описал это замечательное учебное заведение в своих "Беседах", заключив, что выпускники покидали коллеж не увенчанными лаврами, но искусанными блохами.

Эразм не раз поминал недобрым словом благотворительность епископа, называя ее образцом антимеценатства.

Педро Гонсалес Калеро - Философия с шуткой. О великих философах и их учениях

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536)

Царь амфибий

Эразм Роттердамский, современник папы Юлия II и Лютера, превыше всего ценил независимость и категорически не желал примыкать ни к каким течениям и группировкам. Когда папа предложил ему выступить против Лютеровой ереси, Эразм ответил: "Я скорей умру, чем присоединю свой голос к хору". Лютер, в свою очередь, посмеивался над подобным свободолюбием, полагая, что его оппонент не желает ссориться ни с одной из сторон. Он называл Эразма "царем амфибий".

Последняя шутка Томаса Мора

Друг Эразма английский гуманист Томас Мор прославился книгой под названием "Утопия", в которой он безжалостно критикует порядки своей эпохи и рисует картину справедливого общества, где нет угнетателей и угнетаемых (моделью идеального государства становится воображаемый остров под названием Утопия - в переводе с греческого это слово означает "место, которого нет".

Томас Мор был советником короля Генриха VIII. Отказавшись признать монарха главой британской церкви, Мор был приговорен к смерти. Перед казнью сэр Томас попросил палача помочь ему взойти на эшафот, пообещав: "Спущусь я, так и быть, сам". В последние мгновения своей жизни, уже на плахе, философ продолжал шутить. "Моя борода сильно отросла в тюрьме, - сказал он палачу. Она-то перед королем ни в чем не провинилась. Постарайся ее не задеть".

Философия с шуткой. О великих философах и их учениях ................................................