Аристократ XIX века - это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли в себе отпечатки определенной культурной традиции. Именно поэтому современному человеку (артисту в кино, на сцене) так трудно его изобразить. Подражание внешним особенностям поведения выглядит фальшиво. Так называемый хороший тон в жизни состоял в органическом единстве этических и эстетических норм.

Во второй половине XVIII века дворянская элита культивировала лидерство своего сословия в политической и культурной жизни России, справедливо усматривая основную преграду к достижению этой цели в удручающе низком культурном уровне подавляющего большинства русских помещиков (комедия "Недоросль" Д.Ф. Фонвизин).

Несмотря на немалые трудности, духовные вожди (дворяне-писатели, священнослужители) брались за воспитание детей Простаковых и Скотининых, стараясь сделать из них просвещенных и добродетельных граждан, благородных рыцарей и учтивых кавалеров.

К дворянским детям применялось так называемое "нормативное воспитание", согласно которому личность, сохраняя и развивая свои индивидуальные качества, отшлифовывалась соответственно определенному образу. В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня бесподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Они вырастали такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию. При этом необходимо иметь в виду то, что "дворянское воспитание" это не педагогическая система, не особенная методика и даже не свод правил, это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый младшими от старших частью сознательно, частью бессознательно путем привычки и подражания. Понятие "дворянский тип поведения ", конечно, крайне условно. У каждого сословия были свои пороки и слабости, были они и у русского дворянства. Идеализировать его не нужно. Что было хорошего в русском дворянстве?

Пушкин А.С. рассуждал: "Чему учится дворянство - независимости, храбрости, благородству, чести". Образ жизни может их развить, усилить или задушить. Нужны они в народе простом? Нужны! считал, что поколение людей «Александровской эпохи» всегда будет служить ярким образцом того, какие люди могут формироваться в России при благоприятных обстоятельствах. Можно сказать, что в дворянской среде развивались те качества русского человека, которые в идеале должны были проникать в общественную среду. Дворянская культура во всем ее объеме (от произведений искусства до хороших манер) могла стать достоянием всех сословий в России в XX веке. К несчастью русская история пошла совсем другим путем, путем трагическим и кровавым.

Естественная культурная эволюция была прервана, и теперь можно только гадать, каковы были бы ее результаты. Быт, стиль отношений, неписаные правила поведения оказались самым хрупким материалом, его нельзя было укрыть в музеях и библиотеках - это в современной реальной жизни оказалось невозможным. Попытка вернуть утраченное путем обучения "хорошим манерам" вне православия и без соответствующей окружающей культурной среды, не могут принести желаемого результата.

Попытаемся же если не восстановить, то хотя бы вспомнить некоторые черты исчезнувшего общества. Однако следует признать, что безупречно воспитанных людей было не так уж и много даже среди дворянского общества. В светском обществе было принято, чтобы таланты, выходящие из народа, даже из крепостных, если они подают надежду сделаться в последствии литераторами, учеными, художниками, принимались радушно и дружески, вводились в кружки и семьи на равных правах со всеми. Это было не фарсом, а сущей правдой - результатом глубокого, перешедшего в привычки и нравы уважения к образованию, талантам, ученым и литературным заслугам. Граф В.А. Соллогуб, аристократ и царедворец, друг А.С. Пушкина, заявлял: "Нет ничего нелепее и лживее, как убеждение в родовом чванстве". Бахвальство осуждалось, сдержанность и скромность ценились и рассматривались как признак аристократизма. Князь В.Ф. Одоевский, представитель древнейшего в России дворянского рода, говорил о своем аристократическом происхождении не иначе как в «шутливом тоне».

В России в XVIII веке и первой половине XIX века дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, что рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувств избранности и ответственности. Военная или государственная служба являлась для дворянина обязательной формой служения обществу, России, Государю. Если дворянин не был на государственной службе, то он вынужден был заниматься делами своего имения и своих крестьян. Разумеется, не каждый помещик успешно вел хозяйство, однако же, отказ от надлежащего исполнения своих сословных внеслужебных функций воспринимался как поведение недостойное, заслуживающее общественного порицания, что и внушалось сызмальства дворянским детям.

Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести. Это признавалось на протяжении многих десятилетий людьми, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества. Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кому много дано, с того много и спросится. В этом духе воспитывали детей во многих дворянских семьях. Вспомним эпизод из повести "Детство Темы". Тема запустил камнем в мясника, который спас его от разъяренного быка, а потом надрал ему уши, чтоб не лез, куда не надо. Мать Темы очень рассердилась: "Зачем ты бросил камень, негодный мальчик? Мясник грубый, но добрый человек, а ты грубый и злой. Иди, я не хочу такого сына. Ты всегда будешь виноват, потому что ему ничего не дано, а тебе дано, и с тебя спросится".

По высшим морально-этическим сословным установкам дворянину следовало быть храбрым, честным, образованным не столько для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что ему много дано, потому что он должен быть таким. Главной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике честь не дает человеку никаких привилегий, а напротив делает его более уязвимым, чем другие. Честь являлась основным законом поведения дворянина, преобладающим над любыми другими соображениями, будь то выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.

Что такое дуэль? Дуэль была запрещена законом и с позиции здравого смысла являлась чистым безумием. Что толкало дворянина на дуэль? Боязнь осуждения, оглядка на общественное мнение, которое Пушкин называл "пружиной чести". Все это вырабатывало привычку отвечать за свои слова, оскорблять и не драться считалось пределом низости. Это диктовало и определенный стиль поведения: необходимо было быть сдержанным и корректным и при этом избегать как излишней мнительности, так и недостаточной требовательности. Необходимо владеть собой настолько, чтобы быть приветливым и учтивым даже с тем, кто точно тебя не любит и старается тебе навредить. Если ты своим поведением даешь понять окружающим, что задет и оскорблен, ты обязан будешь надлежащим образом отплатить за обиду. Но требовать сатисфакцию из-за каждого косого взгляда - ставить себя в глупое положение. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. Постоянно присутствующая угроза смерти, поединка очень повышала цену слов и, в особенности, Слова, данного кому-то. Нарушить слово - значит навсегда погубить свою репутацию, поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую беду, давал слово застрелиться и выполнял обещание. В этой обстановке честности, порядочности, чувства долга воспитывались дворянские дети.

Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию, утверждало некое дворянское равенство, не зависящее от чиновнической и придворной иерархии. Напомним, что дуэль была официально запрещена и уголовно наказуема, офицер мог быть судим, изгнан из полка из-за дуэли, подсудны были и секунданты дуэлянтов. Почему все-таки были дуэли? Потому что дворяне воспитывались так, что стимулом жизни для них является честь. Воспитание, построенное на таких принципах, кажется безрассудным, но оно не только вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, оно недостойное объявляет постыдным и тем самым способствует формированию морально организованного жизнеспособного общества.

Как понимать жизненный успех дворянина? В это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка и прочее. Дворянское воспитание в наименьшей степени «практично». Честь превыше всего. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" описана сцена: разжалованный офицер Долохов в строю солдат.

Как стоишь? Где нога? - закричал полковой командир и увидел, что Долохов одет в синюю офицерскую шинель.

Зачем синяя шинель? Долой. Фельдфебель, - переодеть его дря...-но он не успел договорить.

Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления, - поспешно сказал Долохов. Глаза генерала и солдата встретились, генерал замолчал.

Извольте переодеться, прошу вас, - сказал он, отходя.

Характерны отношения отца и сына. Как писал В.В. Набоков: "Я уверен, что уличи меня отец в физической трусости, он бы проклял меня". Эти слова очень показательны для дворянской среды. Князь Потемкин говорил своему внучатому племяннику: "Во-первых, старайся испытать, не трус ли ты, если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем". Заслуживает внимания и то значение, которое придается храбрости, и уверенность, что ее можно воспитать и выработать путем волевых усилий и тренировок.

Мальчик 10-12 лет должен был ездить верхом наравне со взрослыми. В детстве Александр II в возрасте 10 лет упал с лошади и несколько дней пролежал в постели, выздоровев, наследник престола продолжал тренировки. Рискованность подобных воспитательных процедур объяснялась искренней верой в их благотворность. Храбрость и выносливость были невозможны без соответствующей силы и ловкости. В лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для гимнастических упражнений, лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, гребле, плаванию. Подъем в 7 часов, прогулка в любую погоду, простая пища. Требования к кадетам в отношении физической закалки были несравненно суровыми. Описание порядков в кадетских корпусах, да и в пансионах для благородных девиц, поражает своей суровостью и жесткостью (лежание девиц на полу для формирования прямой спины и правильной осанки, строгое соблюдение распорядка дня и т.д.).

Возникает вопрос: чем собственно отличается тренировка и закаливание дворянских детей от современных занятий физкультурой? Физические упражнения в дворянской среде призваны были не только укреплять здоровье, но и должны были способствовать формированию личности, укреплению дисциплины. Физические испытания как бы уравнивались с нравственными, любые трудности и удары судьбы должно переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства. Воспитанные люди, как считал А.С. Пушкин, отличаются от других невозмутимым спокойствием, которым проникнуты их действия - спокойно двигаться, спокойно жить, сдержанно переносить утрату (измену) своих жен, близких и даже детей, тогда как люди низшего круга не могут спокойно снести невзгоды, не поднимая при этом крика. В светской жизни человеку часто приходится встречать неприятные вещи с непринужденным (а подчас и веселым лицом), если он совершает какую-нибудь неловкость, он сглаживает ее своим хладнокровием, умеет скрыть от посторонних глаз мелкие досады и огорчения. Демонстрировать всем свое горе, слабость или смятение не достойно и не прилично.

Дворянские дети, прежде всего, приучались к элементарным правилам гигиены, к необходимости содержать в чистоте тело и одежду. В отношении к одежде правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто. Одевать слишком много украшений считалось дурным тоном, предпочтение отдавалось немногочисленным редкостным и дорогим ювелирным изделиям. При этом непристойным считалась нарочитая демонстрация богатства. В обществе надо вести себя так, чтобы не вызвать раздражения, и делать окружающим только приятное. Нигде так не проявляется истинно хорошее воспитание, как в отношениях с людьми, по своему положению стоящими выше и ниже - изысканность манер состояла в том, чтобы с теми и другими держаться одинаково.

Настоящий джентльмен соблюдает правила приличия в обращении со своим лакеем и даже нищим на улице. Люди эти вызывают в нем сочувствие, а отнюдь не желание обидеть. Среди дворян бедность также не вызывала насмешек, было принято не придавать ей видимого значения. Вспомним, как Пушкин описывает гостиную Татьяны Лариной:

Никто насмешкою холодной,

Встречать не думал старика,

Заметив воротник не модный

Под бантом шейного платка.

И новичка-провинциала

Хозяйка спесью не смущала,

Ровна для всех она была,

Непринужденна и мила.

Чванство и высокомерие считалось безнадежно дурным тоном. Нельзя было стараться казаться умнее или ученее людей, в обществе которых ты находишься. Носи свою ученость, как носят часы во внутреннем кармане. Если спросят - ответь; говори часто, но не говори долго. Никогда не бери никого за пуговицу или за руку для того, чтобы тебя выслушали. Никогда не доказывай своего мнения с жаром и громко, говори спокойно. К чужим мнениям относись терпимо и уважительно. Не соглашаясь с кем-либо, прибегай к смягчающим выражениям: "может быть я не прав" или "я неуверен, но мне кажется..."

У русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом, которые вставали перед разночинной интеллигенцией. В отличие от разночинцев, они жили среди народа и хорошо знали его. Помещики волей-неволей должны были хоть как-то разбираться в сельском хозяйстве и крестьянской жизни. Лев Толстой, в частности, внушал своим детям уважение к крестьянам, которых называл кормильцами.

Нравственные нормы и правила хорошего тона базировались на православной вере и усваивались, как правило, в семейном кругу. Дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Не принято было ограничивать число детей: их, как правило, было много. Соответственно было много дядей, тетей и бесконечное количество двоюродных братьев и сестер; в круг семьи обычно включались и гувернеры. Многочисленные родственники могли исполнять обязанности гувернеров и вмешиваться в воспитание детей; представления о том, что воспитание - дело исключительно отца или матери не существовало. Послушание старшим, тем более родителям, считалось одним из основополагающих элементов воспитания. Согласно русской самодержавной идеологии царь являлся отцом своих подданных, что устанавливало аналогию между отношениями в семье и государстве в целом. Неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.

Отношение к детям в дворянской семье было строгим и даже жестким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в понятиях о кодексе дворянской чести и правилах хорошего тона. И хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан, с неизменным ранним подъемом, уроками, разнообразными занятиями. Посещение церкви, следование заповедям, вознесение молитв перед домашними мероприятиями (уроками, приемом пищи и т.д.) было обязательным. Завтраки, обеды и ужины проходили в кругу семьи всегда в определенное время. Дети-подростки никогда не опаздывали, за столом сидели мирно, не смели громко разговаривать и отказываться от какого-либо блюда, строго соблюдали этикет. За сколько-нибудь серьезные проступки детей наказывали. К детям младшего возраста применяли даже розги, кроме того, была в ходу целая лестница обычных наказаний: без сладкого, без прогулок, становление на колени и т.д. При этом одобрения и наказания должны были быть редкими, ибо одобрение - величайшая награда, а неодобрение - самое тяжелое наказание.

Для того чтобы быть всегда доброжелательным, любезным, говорить приятное, необходимо было научиться преодолевать ложный стыд. Ложный стыд часто мучает молодых людей. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был один из необходимых элементов воспитания, молодому человеку или девушке, не умеющим танцевать было бы нечего делать на балу, а бал в жизни дворянина - это не вечер танцев, а своеобразная форма социальной организации дворянского сословия. Танцы являлись элементом важного ритуала, определяя стиль общения и манеру светского разговора. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и поэтому обучение танцам начинали с 5-6 лет. В богатых домах устраивались танцевальные вечера для детей. При небольших балах детям 10-12 лет разрешалось танцевать вместе со взрослыми. Первый бал дворянской девушки был в 17 лет. Особое внимание уделялось тому, чтобы юный дворянин мог преодолеть стеснительность - мучительное чувство подростков независимо от их социального положения.

Таким образом формировался неповторимый тип человека, который уже во второй половине XIX века казался Льву Толстому уходящим в прошлое. После 30- 40-х годов XIX в. начинается соперничество между старым дворянством и разночинной интеллигенцией. В 60-70 гг. оно выливается в напряженную политическую борьбу, переходящую в век XX и накладывающую свой отпечаток едва ли не на все сферы жизни общества.

Как мы уже отмечали, "хорошее общество" охотно принимало выходцев из низшего общества, если они были людьми одаренными и порядочными, а последние жадно впитывали в себя утонченную культуру, культивируемую дворянской элитой. Выигрывали от этого и аристократы - новые друзья помогали им быстрее адаптироваться к неизбежным переменам времени. Таким образом, такое культурное сотрудничество шло незаметно в дворянских гостиных и могло стать плодотворным для русского общества при эволюционном развитии России.

После угрюмые и самоуверенные «пламенные революционеры» получили возможность силой навязать свои взгляды (причины этого не являются предметом настоящего рассмотрения, однако, отметим, что во многом гибель старой России была обеспечена неправославным либеральным менталитетом разночинной интеллигенции). Революционеры преуспели, и культурная элита на территории России была почти полностью уничтожена. Грандиозный "воспитательный" эксперимент, дал свои очевидные и удручающие плоды. Общество потеряло честь и достоинство, моральные принципы, правила поведения и общественных отношений.

Будущее за молодыми – это не лозунг, а факт. Очевидно, что каким будет сформировано молодое поколение россиян, таковой будет и судьба России. Уже настала пора внимательно вглядеться в дореволюционное прошлое России и взять из него лучшее, чтобы внедрить его в воспитание новых поколений, создав тем самым реальные предпосылки для нормального развития и процветания нашей Отчизны.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию.

3 слайд

Описание слайда:

Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой ориентацией на определённый идеал. К дворянским детям применялось так называемое «нормативное воспитание», т.е. их воспитывали в соответствии с существующими тогда нормами приличия, отшлифовывая личность соответственно нужному образцу. Воспитание индивидуальности тогда не приветствовалось.

4 слайд

Описание слайда:

«Дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно, путем привычки и подражания: это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.

5 слайд

Описание слайда:

Юный дворянин был обязан: Быть честным, не лгать, не красть; Быть храбрым, отважным, решительным и выносливым; Уметь терпеть боль, бороться со страхом и выдерживать любые испытания; Умение скрывать от посторонних глаз мелкие досады и огорчения; Быть образованным: знать историю, географию, математику, в совершенстве владеть несколькими языками (русским, английским, французским, немецким, знать латынь и древнегреческий); уметь красноречиво говорить, уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, танцевать, рисовать; подавлять в себе эгоистические интересы; быть сдержанным, не кричать, не плакать; никого не оскорблять (даже прислугу) и не позволять, чтобы его оскорбляли; знать, что демонстрировать свое горе, слабость или смятение – недостойно и неприлично. быть опрятным, следить за внешним видом

6 слайд

Описание слайда:

Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств: «Кому много дано, с того много и спросится». Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал: быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы достичь чего бы то ни было (славы, богатства, высокого чина), а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким.

7 слайд

Описание слайда:

Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести и было нравственным законом. Чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием. Показателен в этом отношении эпизод из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, когда Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Дворянская честь считалась едва ли не главной сословной добродетелью. Согласно дворянской этике, «честь» не дает человеку никаких привилегий, а напротив, делает его более уязвимым, чем другие. В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, она была безусловно и безоговорочно важнее, чем выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.

8 слайд

Описание слайда:

Щепетильно оберегая свою честь, дворянин, конечно, учитывал чисто условные, этикетные нормы поведения. Но главное все-таки в том, что он защищал свое человеческое достоинство. Обостренное чувство собственного достоинства воспитывалось и вырабатывалось в ребенке целой системой разных, внешне порой никак между собой не связанных требований.

9 слайд

Описание слайда:

Независимо от рода деятельности, храбрость считалась безусловным достоинством дворянина. Но храбрость и выносливость, которые требовались от дворянина, были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. В Царскосельском лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для «гимнастических упражнений». Лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, плаванью и гребле. Прибавим к этому подъем в 7 утра, прогулки в любую погоду и обычно простую пищу. Отличались тренировки и закаливание тем, что физические упражнения и нагрузка должны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности. Иными словами, физические испытания как бы уравнивались с нравственными – в том смысле, что любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства.

10 слайд

Описание слайда:

Нарушить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Дворянская этика требовала уважения прав личности независимо от служебной иерархии. С малых лет воспитанное убеждение «не смеете оскорблять!» постоянно присутствовало в сознании дворянина, определяя его реакции и поступки.

11 слайд

Описание слайда:

Для благовоспитанной девушки-дворянки было необходимо знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, рукоделие, краткий курс Закона Божия, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории французской литературы. Ходить по улице одним, без сопровождения воспитательницы и ливрейного лакея, не полагалось не только девочкам, но и взрослым барышням. Девочек старались отучить от болтливости, излишней жестикуляции, суеверий и привить осторожность, сдержанность в выражениях, умение внимательно слушать и тихо говорить. Вместе с тем в светском обществе нужно было уметь вести и поддерживать беседу. Хорошие манеры были обязательны: нарушение этикета, правил вежливости, внешнего почёта к старшим не допускалось и строго наказывалось. Дети и подростки никогда не опаздывали к завтраку и обеду, за столом сидели смирно, не смея громко разговаривать или отказываться от какого-нибудь блюда.

12 слайд

На следующей странице:

Честь - общеславянское. Образовано от чьсти, чьту - "почитать, читать, считать". Форма чьсти восходит к *čьt-ti, в которой сочетание tt в результате диссимиляции изменилось в ст, и далее к *kьt-ti, родственного лит. skaitýti - "читать", др.-инд. citti- - "мысль". Та же основа выступает в читать, чтить, считать, чёт (четное число).

То, что мы сегодня называем честью - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть и т.п. - в древности имело сугубо материальное основание - богатство, имущество, скот. Боги наделяли человекабогатством и одновременно - уважением, почитанием окружающих. Имущество честного человека можно было сосчитать. Одновременно имущество было своего рода открытой книгой, в которой были "записаны" славные дела земледельца, воина, пирата, вора; имущество было "книгой", которую можно было прочитать.

"Рабство у греков во многом было ритуальным, а не каким-нибудь чисто экономическим институтом. Скорее уж символическим институтом, хотя бы в том смысле, что для греков оно проводило границу между готовностью человека в любой момент положить жизнь за свое достоинство и отсутствием этого, но тогда человек - раб. Гераклит говорил: "Война (Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными"(В 29). А мир есть постоянная война. То есть, даже в пустяках существует постоянное решение вопроса - готов ли я умереть за свою свободу. Это очень простая вещь и заметна даже в любой уличной драке или по тому, что происходило в концентрационных лагерях, где политические заключенные или духовные люди сталкивались с уголовниками. Уголовники отступали только в одном случае: когда они чувствовали, что из-за пустяка человек был готов положить жизнь. А положить жизнь действительно трудно, потому что вроде бы речь идет о пустяке: ну дали тебе пощечину. Какое, кажется, это имеет значение по сравнению с той книгой, которую ты можешь написать завтра или послезавтра. Но ведь нужно, чтобы эти "завтра" или "послезавтра" у тебя были.[...] Например, один из стоиков говорит (потом это повторит Плотин), что злые царствуют в силу трусости своих подданных, и это справедливо, а не наоборот. То есть, если ты добр, справедлив и хорош, если ты так о себе думаешь, то сумей отстоять себя в драке" 1 .

"В России дворянское понятие о чести и о бесчестии во внятном обличии появилось в послепетровские времена. Честь времен местничества вырастала из сознания незыблемости места рода и человека в государственной структуре. Боярину или дворянину допетровских времен в голову не приходило смывать оскорбление кровью на поединке или просто демонстрацией своей готовности убить или умереть ради чистоты репутации. В этом не было нужды. Государство регулировало отношения между подданными. И не потому, что оно было сильнее и зорче, чем после Петра. Наоборот. А потому, что благородные подданные больше доверяли государству и традиции и меньше связывали понятие чести со своей личностью. Если одному боярину за обиду выдавали другого головой - он считал себя удовлетворенным, хотя его заслуги в происходящем не было никакой. Все делала упорядоченность представлений о сословной ценности рода и человека. И потому в Уложении царя Алексея Михайловича вообще не упоминалось наказание за дуэль, а провозглашалось нечто иное: "А буде кто при царском величестве выймет на кого саблю или иное какое оружие и тем оружием кого ранит, и от той раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого до смерти убьет, и того убийца за то убийство самого казнити смертию. А хотя буде тот, кого тот убийца ранит, и не умрет, и того убийца по тому же казнити смертию".

Тут главное - обнажение оружия в присутствии государя, то есть более важен факт оскорбления величества насилием в его присутствии, чем факт схватки и ее результат. И речь идет здесь отнюдь не о дуэлях в точном смысле слова, а о любом вооруженном инциденте в соответствующей обстановке.

Петр мечтал о невозможном: о самостоятельных, инициативных людях - гордых и свободных в деловой сфере и одновременно - рабах в сфере общественной. Но ощущать личную ответственность за судьбу государства и быть при этом его рабом - немыслимо. В умах и душах русских дворян многие десятилетия шла борьба двух этих взаимоисключающих начал. Эта борьба привела к образованию внутренне свободного дворянского меньшинства. Появление дуэлей в России было неотъемлемой частью бурного процесса образования дворянского авангарда.

Право на поединок, которое, несмотря на жестокое давление власти, отстаивало послепетровское дворянство, становилось сильным знаком независимости от деспотического государства. Самодержавие принципиально претендовало на право контролировать все сферы существования подданных, распоряжаться их жизнью и смертью. Дворянин, оставляя де-факто за собой право на дуэль, резко ограничивал влияние государства на свою жизнь. Право дуэли создавало сферу, в которой были равны все благородные, вне зависимости от знатности, богатства, служебного положения. Кроме, разве что, высших служебных степеней и членов императорской фамилии. Хотя в декабристские времена и это оказалось небезусловно.

Право на поединок стало для русского дворянина свидетельством его человеческого раскрепощения. Право на поединок стало правом самому решать - пускай ценой жизни - свою судьбу. Право на поединок стало мерилом не биологической, но общественной ценности личности. Оказалось, что для нового типа дворянина самоуважение важнее жизни.

Но именно самоуважение вовсе и не нужно было государству. Самоуважение несовместимо с самоощущением раба. Проницательный Петр понял и предусмотрел возможность появления дуэлей и их реальный смысл. "Патент о поединках и начинании ссор" в "Уставе воинском" появился раньше, чем поединки успели сколько-нибудь распространиться в России. Петр явно ориентировался на германское антидуэльное законодательство. В конце XVII в. в Германии был издан имперский закон, грозивший дуэлянтам смертью через повешенье с конфискацие имущества. Во Франции дуэль была объявлена оскорблением величества. В Уставе Петра сказано: "Если случится, что двое на назначенное место выедут, и один против другого шпаги обнажат, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки описать... Ежели же биться начнут, и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мертвые повешены да будут". С течением времени эти положения Устава еще более ужесточаться (что свидетельствует о малоэффективности запрета на поединок): теперь повешение грозило уже только за вызов на дуэль; если же поединок состоялся, дуэлянтов должны были повесить за ноги.

[...] Право на дуэль, вопреки мнению Екатерины II, в конечном счете оказалось отнюдь не слепым подражанием Европе, а потребностью общественного самоутверждения, средством защиты своей личности от всеобъемлющих претензий деспотического государства. [...] Для человека дворянского авангарда ценность собственной личности была связана с сознанием ответственности за судьбу страны и государства. Человек дворянского авангарда защищал не только и не столько свое самолюбие, сколько свое достоинство человека определенной позиции. Он осознавал себя защитником и средоточием идеи независимости. Недаром в "Медном всаднике" Пушкин поставил рядом "независимость и честь" 2 .

Во время гражданской войны, отец сестры моей матери, И.П.Антропов, был награжден орденом Красной Звезды фактически за дуэль. Часть, которой он командовал, должна была занять городок. Силы его соединения и соединения оборонявшего городок белых были примерно одинаковыми, и чтобы не положить в бою своих людей, два командира решили дело дуэлью. Белые отошли.

1. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997, с.294-5
2. Гордин Я. Право на поединок. Л., 1989, с.262-268

Недавно старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал «Вокруг света » (выпускающийся с 1861 года.) опубликовал на своих страницах любопытный материал: «Кодексы чести в Российской империи».

Мы уже рассматривали историю « » — ее зарождение и популярность, подробно разбирали причины дуэли Пушкина и детали ее проведения — условия, место, время, последствия, .., но как зарождался настоящий дуэльный бум в Российской империи с его правилами и «кодексом чести», — об этом мы еще не рассказывали. Исправляемся!

Сделав замечание незнакомцу за разговор во время спектакля, современный человек может не опасаться за свою жизнь. А в XIX веке Александр Пушкин пришел с секундантами к другому дворянину именно по этому поводу.

Дуэли в России поначалу долго не приживались - в XVII веке их затевали одни только иностранцы на русской службе; зато в XIX столетии начался настоящий дуэльный бум. При этом единый общепринятый кодекс так и не появился. Возможно, потому что никто не хотел привлечь внимание властей как автор обстоятельной инструкции по совершению уголовного преступления, каковым со времен Петра I считались дуэли. Так что поединщики с помощью секундантов обговаривали и прописывали правила, по которым собирались биться или стреляться, ориентируясь на сложившиеся традиции и прецеденты, советы опытных дуэлянтов и зарубежные кодексы.

В 1894 году Александр III приказом, озаглавленным «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», фактически узаконил дуэли как способ решения вопросов чести для военных и поставил поединки под контроль офицерских судов.

С этих пор появилось несколько отечественных дуэльных кодексов: графа Василия Дурасова (1908), Алексея Суворина (1913), генерал-майора Иосифа Микулина (1912) и другие. Но все они расходились в деталях между собой и с существовавшей практикой.

Участники

До конца XIX века дуэлянт, несомненно, дворянин. «Я русский дворянин, Пушкин; это засвидетельствуют мои спутники, и потому вам не стыдно иметь будет со мною дело» - так отрекомендовался поэт некоему майору Денисевичу, чтобы вызвать его на поединок.

Цель любой дуэли - не что иное, как возмещение ущерба, нанесенного чести, а честь - прерогатива благородного сословия. К XX столетию сословные границы размываются и на обладание честью, а следовательно, и на ее защиту, претендуют и недворяне.

«При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком», - предписывает кодекс Дурасова. Однако состоявшаяся в год его публикации дуэль между дворянином депутатом-черносотенцем Николаем Марковым и разночинцем депутатом-кадетом Осипом Пергаментом никому не казалась нарушением обычая.


Дуэль Изабеллы де Карацци с Диамброй де Поттинеллой. Хусепе де Рибера. 1636 год

Дуэлянт должен быть физически годным к поединку: душевно здоровым, способным держать оружие и сражаться. Теоретически - старше 18 лет, моложе 60. И, разумеется, дуэлянт был мужчиной . Дамские дуэли случались на Западе, но в России не прижились. Когда кавалерист-девица Надежда Дурова была на дуэли секундантом, ее сослуживцы не знали, что корнет Александров - женщина, и никакого противоречия с дуэльными традициями не увидели.

Неспособный самостоятельно защитить свою честь человек был вправе выставить замену. Это мог быть родственник, за неимением таковых - давний и близкий друг. За честь женщины также имел право участвовать в поединке мужчина, при котором ее оскорбили. Не приветствовалось, когда друг против друга выходили близкие родственники, начальник и подчиненный, кредитор и должник.

Повод

Повод для дуэли, в сущности, всегда один - оскорбление чести. Однако основания для взаимных оскорблений у дуэлянтов бывали самые разные. «Много ли мы видели поединков за правое дело? А то все за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - констатировал персонаж повести «Испытание», написанной в 1830 году Александром Бестужевым-Марлинским.

Вызов можно было получить в театре за комментарии по поводу игры актеров, в гостях за пересказанную сплетню, на улице за неверно понятый жест.
Источник: cyrillitsa.ru

Зимой 1822 года у Пушкина потребовал сатисфакции подполковник Сергей Старов из-за музыки на публичном балу. Поэт велел оркестру играть мазурку, перебив заказанную подчиненным Старова кадриль, и подполковник счел это оскорбительным для всего полка. Дуэль состоялась, оба промахнулись.

В конфликте нередко была замешана дама. В сентябре 1825 года общество взбудоражила дуэль между придворным, флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым, и бедным дворянином, поручиком Константином Черновым. Флигель — адъютант официально обручился с сестрой поручика, но из-за неодобрения матери, считавшей невесту недостаточно знатной, под разными предлогами откладывал свадьбу. В конце концов ущерб, нанесенный чести всей семьи Черновых, стало возможно возместить только кровопролитием. Дуэлянты смертельно ранили друг друга. Похороны поручика превратились, по выражению культуролога Юрия Лотмана, в «первую в России уличную манифестацию». Собравшаяся толпа негодовала против социального неравенства - внутри благородного сословия.

Поединки непосредственно по политическим мотивам в Российской империи до начала XX века были редки. Зато с учреждением Государственной думы парламентские дебаты не раз давали повод для вызова. Так, дуэлью в 1909 году закончился конфликт двух депутатов-однопартийцев - Александра Гучкова и графа Алексея Уварова. Гучков легко ранил противника, граф выстрелил в воздух. Когда в следующем году Гучкова избрали председателем Госдумы, ему пришлось на время сложить полномочия, чтобы по приговору суда отбыть в крепости наказание за этот поединок.

Отказ в сатисфакции без извинений за оскорбление и без уважительной причины оставлял пятно на репутации обеих сторон. Бывало, что человек, чей вызов отклонили, решался на покушение или суицид, чтобы восстановить честь.

Уклонившийся от дуэли терял право в дальнейшем отстаивать свое доброе имя на поединках. Кодексы начала XX века предписывали поступившему так офицеру немедленно выйти в отставку как недостойному службы. На практике люди довольно часто находили способ избежать кровопролития, нередко конфликты заканчивались примирением сторон уже после вызова.

Оружие

Русские дуэлянты обычно выбирали для решения вопросов чести один из трех видов оружия: шпаги, сабли или пистолеты. С XVIII века европейские мастера производили специальное парное оружие для дуэлей: шансы поединщиков должны быть равными.

На шпагах или саблях сражались, по предварительной договоренности, либо не сходя с места, либо передвигаясь по отведенной для поединка площадке. Фехтовать рекомендовалось с обнаженным торсом или в одной рубашке, чтобы плотная одежда не мешала дуэлянту и не давала ему дополнительной защиты. Однако в России предпочитали стреляться. С одной стороны, при стрельбе разница в подготовке не так влияла на результат, как в фехтовании, поэтому, кстати, дуэль на пистолетах охотно выбирали штатские. С другой - поединок на огнестрельном оружии имел больше шансов на смертельный исход: опаснее значило почетнее.


Юмор: Дуэль (Поручик Ржевский стреляется из за Наташи а скотина Безухов из за дерева) Фото: AST

Поединки на пистолетах бывали разными - дуэлянты стреляли по очереди или одновременно по команде, стоя на месте или двигаясь по направлению друг к другу. Иногда между ними обозначали так называемый барьер - метки, ограничивающие минимальное расстояние, на которое противники могут приблизиться друг к другу, обычно от 8 до 20 шагов. В другом варианте дуэлянты шли друг к другу не по направлению к барьеру, а вдоль размеченных секундантами параллельных линий. На выстрел, в зависимости от правил поединка, давалось от трех секунд до минуты. Тому, кто разряжал пистолет первым, запрещалось стрелять в воздух.

Особо отчаянные стрелялись практически в упор - с трех шагов через платок, который они держали между собой левыми руками. Так, с трех шагов в 1824 году Рылеев выяснял отношения на пистолетах с любовником сестры, князем Константином Шаховским. Первая пуля легко ранила Рылеева. Дважды пули противников попадали в оружие, и секунданты остановили дуэль.

Был еще способ стреляться по сигналу, стоя вдвоем в свежей могиле.

Некоторые поединщики мерились хладнокровием и без оружия. К так называемой «американской дуэли» прибегли в 1861 году, заспорив о властных полномочиях, варшавский генерал-губернатор Александр Герштенцвейг и наместник царства Польского Карл Ламберт. Сановники тянули жребий: посредник протягивал им два конца носового платка. Герштенцвейг, взявшийся за тот, на котором был завязан узел, по условиям поединка застрелился.

Секунданты

После того как вызов сделан и принят, все переговоры об условиях дуэли должны были вести не поединщики, а их секунданты (которых могло быть от одного до трех). Брать в секунданты слугу считалось неуважением к противнику: секундант должен быть ровней. Если секундантам не удавалось примирить противников, они обговаривали все нюансы поединка и права участников, выбирали и размечали место для дуэли, приглашали врача. От этих людей зависело очень многое, недаром дуэльный теоретик начала XX века Брюно де Лабори писал: «Убивают не пистолетные пули и не острие шпаги, а плохие секунданты» .


Дуэль, Лиссабон Португалия, 14 июля 1908

Еще до начала дуэли секунданты следили, чтобы все делалось по правилам. Важно было не опаздывать. По кодексам, если один из противников заставлял себя ждать более 15 минут, другой имел право покинуть место дуэли и объявить опоздавшего уклонившимся от поединка.

Русский литературовед Лотман подсчитал, что Онегин в романе Пушкина прибыл на дуэль с Ленским примерно на два часа позже условленного времени. Такая небрежность, по мнению исследователя, свидетельствует, что автор хотел сделать героя убийцей поневоле.

А добросовестный секундант на месте Зарецкого, отмечал Лотман, был обязан использовать нарушение регламента как шанс для отмены дуэли и примирения сторон. Впрочем, на практике пунктуальностью нередко пренебрегали. Когда в 1909 году два поэта, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев, условились стреляться из-за поэтессы Елизаветы Дмитриевой, они оба опоздали почти на час, но дуэль тем не менее состоялась.

Тема поединков чести раскрыта в фильме «Дуэлянт», историческом триллере с элементами мистики, который вышел в широкий российский прокат 29 сентября 2016 года. Режиссер картины Алексей Мизгирев, в главной роли Петр Федоров. Действие фильма происходит в Петербурге в 1860 году. Главный герой, отставной офицер, зарабатывает на жизнь тем, что выходит на поединки вместо других людей. В реальности дуэльные традиции, правда, оставляли очень мало возможностей заменить участника поединка посторонним человеком: если вызванный доказывал свою недееспособность, принято было, чтобы его честь защищал родственник или близкий друг. Но герой картины способен удивить зрителя - по сценарию, он не совсем обычный человек.

Перед тем как расставить противников по исходным позициям секунданты осматривали их оружие и одежду; затем давали сигналы к бою, следили за временем и за соблюдением правил. Заметив нарушение, они были обязаны остановить поединок. Секунданты объявляли об окончании дуэли, фиксировали ее результат в протоколе, увозили раненых.

Ввязавшись в конфликт, секунданты могли вступить в схватку между собой. В такой, «четверной», дуэли довелось участвовать Александру Грибоедову, причем сам он невольно стал виновником раздора.

Будущий автор комедии «Горе от ума» дружил с балериной Авдотьей Истоминой. Когда она поссорилась с возлюбленным, Василием Шереметевым, Грибоедов увез девушку к приятелю, графу Завадовскому, у которого тогда жил. Шереметев из ревности вызвал Завадовского на дуэль, причем с условием, что секунданты, Грибоедов и его тезка Якубович, будущий декабрист, тоже должны стреляться. В 1817 году на окраине Петербурга состоялся первый поединок, и Шереметев был смертельно ранен. Якубовича отправили из столицы служить на Кавказ. Когда осенью 1818 года Грибоедов был проездом в Тифлисе, Якубович разыскал его, и поединок состоялся. Писатель промахнулся, противник прострелил ему ладонь. 11 лет спустя в Тегеране, когда персидские религиозные фанатики вырезали российскую дипмиссию, тело возглавлявшего ее Грибоедова опознали среди убитых по искалеченной на той дуэли руке.

После революции с благородным сословием и его обычаями было покончено, и дуэлям не осталось места в новом Советском государстве. Но память о дуэльных традициях порой оживала. В 1940-е годы сын двух поэтов Лев Гумилев в пылу яростного спора на тему религии вызвал на дуэль писателя Сергея Снегова. Поединок не состоялся потому, что в Норильском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа, где находились спорщики, невозможно было достать подходящее оружие.

Необычные дуэли

Ню . Британский врач Хамфри Ховарт был убежден, что попавшие в организм с пулей частицы одежды неизбежно вызовут воспаление. В 1806 году он явился на дуэль обнаженным. Его противник лорд Бэрримор счел ситуацию нелепой и отменил поединок.

Воздушные шары . В 1808 году дуэлянты де Гранпре и Ле Пике, соперничавшие за благосклонность артистки Парижской оперы, стрелялись, поднявшись вместе с секундантами в небо на двух воздушных шарах. Гранпре попал в шар соперника, и Пике с секундантом разбились.

Барабаны . Ударник группы Red Hot Chili Peppers Чад Смит и актер Уилл Феррелл поразительно похожи друг на друга. В 2014 году музыкант в шутку заявил двойнику, что на самом деле сильно отличается от него, превосходя красотой и талантом. Слово за слово дело дошло до вызова на дуэль… на барабанах. Звезды, одетые одинаково, устроили битву барабанщиков в ночном телешоу Джимми Фэллона. Ведущий объявил победителем Феррелла.

Не только поэты на дуэли рисковали жизнью и…

…композитор . Поединок Георга Фридриха Генделя с коллегой Иоганном Маттесоном больше напоминал драку, чем дуэль. В 1704 году в финале оперы Маттесона «Клеопатра» два композитора не поделили место за клавесином. Они выхватили шпаги и затеяли потасовку у здания театра. Поединок прекратился, когда оружие Маттесона сломалось о пуговицу на кафтане Генделя.

…художник . В 1870 году писатель Эдмон Дюранти резко раскритиковал картины друга, Эдуара Мане. Художник был всерьез задет и вызвал Дюранти на дуэль, дав ему публично, в кафе, пощечину. Бились на шпагах, причем с таким остервенением, что оружие погнулось. Мане легко ранил противника, после чего люди искусства помирились и дружба продолжилась. Секундантом Мане был писатель Эмиль Золя.

…диктатор . В 1921 году социалист Этторе Чиккотти вызвал на поединок опытного дуэлянта Бенито Муссолини, за то что тот назвал его в газете «самым презренным из людей, заражавших собой общественную жизнь Италии». Политики заперлись в здании и выясняли отношения на шпагах, пока у Чиккотти не стало плохо с сердцем.

…балетмейстер . В 1958 году близ Парижа скрестили шпаги 52-летний хореограф Серж Лифарь, уроженец Киева, и 72-летний балетный импресарио чилийского происхождения маркиз Жорж де Куэвас. К дуэли привел конфликт из-за изменений, которые Куэвас внес в хореографию Лифаря в балете «Черное и белое». Поединок закончился на седьмой минуте, когда балетмейстер был легко ранен в руку. Дуэлянты помирились.


Дуэль как социокультурный феномен. Дворянский кодекс чести. Дуэль как институт регулирования отношений дворянской чести. Традиции военного поединка: аристия, рыцарский турнир, карусель. Судебный поединок.

Поединок как зрелище: гладиаторские бои, ассо, кулачные бои.
ПРИЛОЖЕНИЯ: Материалы о каруселях. Поле

11
В наше время слово «дуэль» употребляется в столь различных, иногда взаимоисключающих смыслах, что необходимо сначала определить суть этого вполне конкретного социокультурного феномена и отделить дуэль от явлений родственных и схожих. Итак, дуэль - это ритуал благородного разрешения и прекращения конф ликтов, затрагивающих личную честь дворянина.
В сословной структуре послепетровского российского государства главенствующее положение занимало дворянство. Оно имело исключительные права, но эта исключительность ко многому обязывала. Исключительность требовала сословной обособленности, замкнутости. Хотя Петр I и открыл формально сословие для выслуживших чин людей неблагородного происхождения, хотя приливы и отливы фаворитизма подчас ставили на первые места в государстве целые семейства из самых низов, тем не менее такие случаи были исключениями; для «новых» дворян подобная «милость» являлась лишь первым шагом к тому, чтобы стать настоящими дворянами Российской Империи.
Сословная обособленность основывалась, с одной стороны, на поддерживаемом культе рода, с другой - на культе общества. Род - это гарантия прошлого. Память о предках и ответственность перед ними, благородство- это противопоставление «Иванам, не помнящим родства», людям подлого происхождения. Общество - это гарантия настоящего. Дворянин всегда и повсюду включен в корпоративные связи, неформально уравновешивающие отношения формальные, служебные. Перед обществом дворянин отвечает за соответствие своего повседневного поведения, каждого своего поступка происхождению и положению. Суждение общества офицеров или общественное мнение в свете могут быть важнее, чем приказ командира или воля губернатора. Оказаться исключенным из родового клана или из общества - вот угроза, которая для дворянина была страшнее физической смерти.
По каким же правилам жило дворянское общество? Кодекс чести был универсальным этическим законом. Он объединял в себе все требования, предъявляемые к благородному человеку.

12
Вряд ли возможно на нескольких страницах описать такой сложный феномен, как дворянская честь. Может быть, в настоящей работе это не так уж и необходимо, потому что представления о том, что благородно и что неблагородно, что честно и ч го бесчестно, в значительной части сохранились до сих пор. Позволим себе лишь несколько самых общих замечаний.
Честь обязывала дворянина быть достойным своей свободы и силы. Недопустимыми считались ложь, трусость, неверность присяге или данному слову. Кража расценивалась как безусловная подлость. Любопытно, что присвоить казенные деньги, обобрать подчиненный полк, город или целую губернию казалось вполне нормальным. Е. П. Карно- вич в своей книге «Замечательные богатства частных лиц в России» рассказал, как на губернаторских и министерских постах, на откупах и армиях наживались огромные состояния. Но вот вытащить кошелек из чужого кармана настолько унизительно, что уличенному в этом остается либо застрелиться, либо исчезнуть.
Дворянин призван уважать равных и защищать слабых. Человек чести должен признавать честь других, иначе и его собственная будет немногого стоить. Везде, где чести и достоинству угрожает подлость, дворянин обязан встать на их защиту.
Честь требует от дворянина полного и абсолютного подчинения ее законам. Вся жизнь дворянина посвящена служению чести, и даже угроза смерти не может остановить его. Впрочем, смерть угрожает в исключительных ситуациях, сложнее соответствовать своему благородному положению ежедневно и ежеминутно. Владение шпагой и пистолетом важно, но настоящего дворянина узнают по умению пользоваться носовым платком и столовым ножом, по умению одеваться и танцевать, по осанке, походке и речи.
Дворянин самостоятелен и свободен в своих поступках. Если он принял решение, ничто не должно ему препятствовать. Если он совершил тот или иной поступок, то он сам, один, несет за него полную ответственность. Все происходящее с благородным человеком необратимо, нельзя взять слово назад, начать сначала, переиграть. Что свершилось, то свершилось.

13
Честь представлялась не механической суммой требуемых благородных качеств и достоинств. Каждая из составляющих была таким же абсолютом, как и единое целое. В вопросах чести не могло быть никакой относительности, никаких полутонов. «Почти храбрый», «более-менее благородный» - это уже оскорбительная насмешка.
Дворянин не мог допустить, чтобы его честь подвергалась хоть малейшему сомнению. Однако в жизни неизбежны конфликты и ссоры. Поэтому-то и была столь необходима дуэль - ритуал, не допускающий между благородными людьми неблагородных отношений. Как только дворянин чувствовал, что его честное имя под угрозой, он мог потребовать удовлетворения, и противник не имел права ему в этом отказать.
Как же был построен дуэльный ритуал? Схема знакома многим из художественной литературы: за нанесением оскорбления следовали вызов и его принятие противной стороной, затем происходил поединок (бой) и, наконец, примирение (прекращение дела).
Центральной частью дела чести являлся поединок. Очень часто и современники, и исследователи позднейших времен отождествляли дуэль только с поединком, боем. На самом деле все предшествующее поединку не менее значимо и ритуально, в не меньшей степени обусловлено сценарием, чем сам бой. Но бой, поединок - это действительно кульминация ритуала. Поединок - это бой между двумя соперниками на благородном смертоносном оружии, происходящий в присутствии секундантов, по заранее установленным правилам, составленным в соответствии с кодексом или традицией.
Дуэль как институт регулирования отношений дворянской чести существовала на достаточно ограниченном отрезке русской истории. Условно можно поставить границы с середины XVIII до середины XIX века. До этого времени еще нельзя говорить о сложившемся европеизированном дворянском сознании, а во второй половине XIX столетия дворянство утратило главенствующую роль в постепенно распадающейся под напором буржуазных отношений сословной структуре России, и хотя дуэли еще случались, суть явления в значительной степени изменилась.

14
Дворянская культура, хотя и была вполне самостоятельным, замкнутым историческим феноменом, считала себя наследницей аристократической и воинской традиции Европы в целом. Она искала (и находила!) предшественников и предков; и в тех или иных современных реалиях усматривала черты сходства с историческим прошлым. В дуэли дворяне видели продолжение старинных традиций единоборств. Реальная история видов единоборств требует от историка универсальных знаний и некоторой самоуверенности. Не претендуя на обладание ни тем ни другим, мы постараемся восстановить представления русских дворян XIX века об истории дуэли и назвать те исторические ситуации, сходство с которыми находили дуэлянты, выходя на поединок.
Ритуальный поединок имеет глубокие традиции. Самая древняя разновидность - воинский поединок. Из мировой истории нам известны случаи, когда битва между войсками начиналась с того, что перед строем выезжали или выходили богатыри, известные ловкостью и отвагой, силой и доблестью, и вызывали из стана соперников «на честный бой» желающих померяться силой. Вызов мог сопровождаться насмешками и оскорблениями в адрес противников (впрочем, совершенно не обязательно) и демонстрацией собственной удали и мастерства. Такой поединок (часто он называется специальным термином - аристия), на который могли выйти и полководцы, не обязательно был «честным» боем, и хотя у каждой из сторон могли существовать свои правила (например, не наносить удара в спину, не добивать лежачего или раненого), но они не совпадали, и никаких предварительных договоренностей не составлялось. Победа (почти всегда - смерть соперника) была превыше всего, она становилась знаком, знамением, пророчеством; исход поединка мог оказать такое сильное влияние на армии, что сражение оказывалось излишним.
Традиция аристии полностью осталась в былинных (в Европе - в рыцарских) временах, но отголоски ее слышатся даже в XX веке, например в главе «Поединок» из «Василия Тёркина».
Однако дворяне XVIII-XIX веков, говоря о дуэли, редко сравнивали ее с аристией, но гораздо чаще - с рыцарским поединком и рыцарским турниром. Вообще дворянская культу-

15
ра очень хотела походить на рыцарскую, а точнее - на то рыцарство, которое она придумала для себя. И здесь ритуал, воплощавший в себе идеалы возвышенного благородства и воинской доблести, выходил на первым план - по примеру крупных рыцарских турниров позднего средневековья.
На турнирах, которые обычно объявлялись крупными феодалами, князьями, монархами, собравшиеся рыцари не имели других причин для поединка, кроме демонстрации благородства и доблести. УЬи ленная и утонченная ритуали- зация, превращавшая каждое движение в жест, каждое слово в символ, каждый предмет в эмблему, становилась самоцелью. Вмработа чся сложный и разнообразный язык рыцарского этикета и кодекс рыцарской чести; вся жизнь - от посвящения в рыцари до самой смерти - безусловно подчинялась этим законам, и наиболее полно и концентрированно все это выражалось в рыцарском турнире. Приглашение рыцарей на турнир, объявления герольдов, гербы, знамена, символы и эмблемы, феодал со своим двором и публика, дамы сердца, пажи, оруженосцы и трубадуры, взаимные вызовы и приветствия рыцарей, сам бой, заключенный в строгие par i- ки правил и запретов, признание поражения и объявление победителя - вот такая несколько приукрашенная картина турнира сохранилась в культурной памяти. Именно представление о турнире как о празднике, ритуальном чествовании рыцарства послужило одним из источников дуэли. В таком виде «рыцарский миф» входил в дворянскую культуру.
В Европе развитие от рыцарства к дворянству шло постепенно, но в России этой преемственности не было. Поэтому особенно любопытно наблюдать, как вместе с европеизацией настоящего, начиная с Петра I и затем в течение долгого времени, происходила такая же европеизация прошлого, «возрождение» отсутствующих традиций. Вот один пример. В средневековой Европе параллельно с турниром существовала еще одна форма ритуального поединка - каЫсель. В отличие от турнира карусель изначально была развлечением, соревнованием. Рыцари состязались в умении управлять лошадью, в ловкости и силе, в умении владеть различными видами оружия; стреляли из лука, метали дротики, на полном скаку срубали мечом или поражали копьем специальные чучела или мишени. Наряду с серьезными

16
соревнованиями проводились и шутливые, например: объявляли победителем того, кто хуже всех стреляет из лука, могли наградить всадника, который первым свалится с лошади. После запрещения рыцарских турниров карусели отчасти заменили их и пытались перенять некоторые их функции. Да и сами рыцари (апотом-дворяне), ранее имевшие возможность на турнире состязаться серьезно, а на карусели - шутливо, теперь соединили в карусели и серьезное соперничество, и развлечение. В форме организации карусели также стали имитировать внешние приметы турнира. Именно такая имитация была блестяще проведена в 1766 году Екатериной II. Русские карусели чрезвычайно интересны сами по себе. Любопытно отметить, что эта форма очень легко была принята в никогда не знавшей турниров России, и русские дворяне воспоминаниям о своей реальной татаро-монгольской, языческой и византийской истории предпочли европейские воспоминания о рыцарях и турнирах. Участвуя в каруселях, русские дворяне ощущали себя если не настоящими рыцарями, то наследниками европейской рыцарской культуры.