Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет), к которому обращена речь.

1. Обращение может выражаться однословно и неоднословно.

Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в именительного падежа, неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:

Например:

Дорогая внучка , почему ты мне стала редко звонить?

Ожидающие рейс из Сочи , пройдите в зону прилета.

Опять я ваш, о юные друзья ! (название элегии А. С. Пушкина).

2. Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь.

Например: Эй, в шляпе , вы крайний?

Обращения могут быть выражены особыми, описательными оборотами, которые выделяются как обычные обращения-наименования: – Эй, на шаланде ! – сказал Рег (Грин); – Эй, кто там покрепче , давай сюда, к воротам (П. Капица).

3. Личные местоимения ты и вы, как правило, не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые.

Например: Если вы, читатель , любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) – обращением является читатель , а местоимение вы сочетается с глаголом вы любите .

Местоимения ты , вы могут принимать функцию обращения в следующих случаях:

а) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью: Вы, третья с краю , с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю! (Возн.); Вы , чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, – очаровательные франты минувших лет (Цв.);

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и др.: Эх, вы, бабы, бабы ! Садовые у вас головы (Крут.); – Эх, вы ! И не противно вам сидеть рядом с Чебухайкой? – бросает он на ходу (Крут.); Цыц, ты ! Она тебе больше не слуга (М. Г.); – У него голова болит, – с сердцем посочувствовал Баев. – Эх-х... вы. Жители ! (Шукш.);

в) в составе других обращений: Милый друг ты мой , не стыдись... (Фад.); Милая ты моя (Шукш.).

Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.

Знаки препинания при обращениях

1. Обращения обычно выделяются (или отделяются) запятыми, а при особой эмоциональной нагрузкевосклицательным знаком, стоящим после обращения.

Например: Поздравляю, товарищи , с благополучным прибытием (Пауст.)

– Не ходи, Володя , – проговорил Родион (Ч.).

Прощай же, пора, моя радость ! Я спрыгну сейчас, проводник (Паст.). Стихни, ветер . Не лай, водяное стекло (Ес.). Прозрейте, товарищ зрячий , у озера в стоке вод (Возн.).

Звательная интонация усиливается, если обращение помещается в конце предложения.

Например:

– Здравствуйте, братцы ! - сказал он (Ч.);

Прощай, пора окраин ! Жизнь – смена пепелищ (Возн.).

2. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками.

Например: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя », – прочитала она (Ч.); Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье ! (Купр.); Пролетарий! Бедный брат. .. Когда ты получишь сие письмо, я уже буду на отлете (Ч.).

Обращения, соединенные союзом и , не разделяются запятой.

Например: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы (Возн).

3. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.

Например: Дедушка, миленький , где же ты был ? (Расп.);Миллер, голубчик, встаньте. На берегу огни ! (Пауст.).

4. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.

Например: Услышь меня, хорошая , услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая ! (Ис.); О, пренебрегнутые мои , благодарю и целую вас, руки Родины, робости, дружбы, семьи (Паст.).

5. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак.

Например: Слышите, Дмитрий Петрович ? Я приеду к вам в Москву (Ч.); Когда же наконец будет Кара-Ада, капитан ? (Пауст.); Что с вами, синий свитерок ? (Возн.); Ты молилась ли на ночь, береза ? Вы молились ли на ночь, запрокинутые озера Сенеж, Свитязь и Нарочь ? Вы молились ли на ночь, соборы Покрова и Успенья ? (Возн.).

6. Частицы о, ах, а и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются.

Например: О мой милый , мой нежный, прекрасный сад ! (Ч.).

– Прош , а Прош !– позвал Прохор Абрамович (Плат.).

Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы... (Ок.).

О вихрь , общупай все глуби и дупла (Паст.).

О грозди возмездья ! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! (Возн.).

О юность, феникс, дурочка , весь в пламени диплом! (Возн.).

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет ! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.).

7. Если же перед обращением оказывается междометие (в отличие от частицы оно акцентируется), то оно отделяется запятой или восклицательным знаком.

Например:

– Ах, милая Надя , – начал Саша свой обычный послеобеденный разговор (Ч.);

– Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт! – С того дня Захара Павловича звали прозвищем «Три Осьмушки под Резьбу» (Плат.). В качестве междометия может выступать и слово о (в значении ах ): О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств (Ес.).

Междометие (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Например: Эй , берегись! Устроишь замыкание! (Возн.).

– Эй , поосторожней там! – крикнул Степаха (Крут.).

Куда? Ты что? Эй! (Шукш.).

8. После обращения, представляющего собой отдельное вокативное предложение (Предложение-обращение, т. е. односоставное предложение, в котором главным и единственным членом является название лица - адресата речи), ставится многоточие или восклицательный знак – одиночный или в сочетании с многоточием.

Например: – Миллер ! – прошептал Шацкий (Пауст.); Аня, Аня! (Ч.); – Петь !.. – Лялька опять в окне (Шукш.);

– Мать... А мать ! – позвал он старуху свою (Шукш.); – Братишки ... – сказал он тихо, и голос его сорвался (Пауст.).

В русском языке существует масса правил, облегчающих работу с правописанием. Одни из них связаны с грамотным написанием букв, другие - со знаками препинания. Сегодня же мы рассмотрим такое понятие, как предложение с обращением. Что такое обращение? Как оно выделяется? Как сочетается с другими словами в предложении?

Общее понятие об обращении

Обращение представляет собой либо одиночное слово, либо группу слов, которые указывают на того субъекта, к которому обращена речь в тексте. Например: «Полина, подай мне к чаю пудинг и чашку чаю».

Как правило, предложение с обращением выделяется интонацией. Если вы прочтете такое, то сразу поймете, кому оно адресовано. К примеру: «Иван Карлович, у вас клюет. Скорее вытаскивайте удочку».

Если говорить более детально, то в устной речи обращение обычно выделяется повышением и понижением голоса. То есть если в качестве обращения выступает одно слово, то на его первый слог приходится повышение голоса, а на последующий - его понижение. Если обращение представлено несколькими словами, то повышение голоса осуществляется на первом из них, а на последнем - голос понижается.

Где может стоять в предложении обращение?

Обращение всегда стоит в именительном падеже и является именем существительным. Если говорить о его положении в тексте, то оно может стоять в предложении:

  • в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Где стоит обращение: примеры

Например: «Светлана, ваши пироги, похоже, подгорели. У вас на кухне что-то дымится». Данное предложение с обращением наглядно показывает, что обращение - «Светлана» - стоит в самом начале фразы.

Еще один пример: «Послушайте, Алексей Кондратьевич, в сегодняшней прессе есть статья о вас». Как видно из этого предложения, обращение расположено в центре высказывания. В данном случае обращением будет «Алексей Кондратьевич».

Например: «Как поздно ты сказал мне об экзамене, Славик. Я совсем не успею к нему подготовиться». Это предложение с обращением (словом "Славик"), как видите, стоит в самом конце.

Как выделяется обращение в предложении?

Как становится понятно из примеров, обращения выделяются знаками препинания. При этом, если оно стоит вначале и спокойно произносится, то с одной стороны выделяется запятой (знак препинания ставится после обращения). Если же оно имеет похожее расположение, но произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак. К примеру: «Друзья! Мы рады вам сообщить приятную новость. С завтрашнего дня у нас будет по два выходных на неделе».

Обратите внимание на то, что после того как «Друзья!» выделяются восклицательным знаком, следующее слово начинается с большой буквы.

Если же обращение стоит в середине фразы или предложения, оно выделяется с обеих сторон запятыми. Предыдущее предложение с обращением («Послушайте, Алексей Кондратьевич…») наглядно это демонстрирует.

Обращение, стоящее в конце предложения, выделяется запятой только с одной стороны. В данном случае запятая ставится перед обращением.

С какой целью используется обращение в тесте?

Обычно предложения с обращениями используются для привлечения внимания того или иного лица. Кроме этого, именно с помощью обращения можно продемонстрировать отношение к какому-либо человеку. К примеру: «Милая, обрати внимание! Я хожу под окном уже второй час. Открой двери».

В литературе часто при помощи обращения можно обратиться к неодушевленному предмету. Например: «Скажи мне ветер, разве можно испытывать нужду в общении и в любви?»

Иногда встречаются интересные предложения с обращениями. В частности, речь идет о предложениях, в которых используется не одно, а сразу несколько обращений. К примеру, «Давайте-ка, душенька моя, Мартын Петрович, найдем место для ночлега на сегодня».

Обращение само по себе не является членом предложения, зато оно может иметь зависимые от себя слова. К примеру: «Дорогой мой друг и преданный делу товарищ! От твоего решения сегодня зависит многое». При этом в первой части текста (до восклицательного знака) мы видим обращение «Друг и товарищ», которое окаймлено дополнительными словами.

Обращение может относиться как к одному, так и сразу к нескольким субъектам. В таких случаях между данными обращениями ставится «и». Например: «Коля и Игорь, сегодня ваша очередь дежурить в классе. Уберите мусор и вытрите пыль с книжных полок». В данном случае обращение - это «Коля и Игорь».

Помимо этого, в одном и том же предложении обращения могут повторяться. Например: «Лена, Лена, как тебе не стыдно?!»

Часто перед обращением можно увидеть междометную частицу «о». Например: «Не стоит отчаиваться, о други. Все наладится!»

Как обособляются в деловых письмах предложения с обращением: примеры

При составлении деловой документации также используются обращения. Как правило, они записываются отдельно от остального текста и выделяются восклицательным знаком. К примеру:

Уважаемые пользователи интернет-провайдера «ХХХ»!

Компания ООО «ХХХ» напоминает о том, что с 20.07.2015 по 21.07.2015 проводит профилактические работы. В связи с этим Интернет работать не будет.

При этом обратите внимание на то, что в состав нашего обращения уже входит слово «уважаемые», следовательно, оно запятыми не выделяется. Другой пример:

Здравствуйте, уважаемый абонент!

Фирма «УУУ» рада вам сообщить, что оплатить наши услуги без комиссии теперь можно в вашем личном кабинете.

В данном примере можно увидеть, что в роли обращения выступает «уважаемый абонент». В этом случае «здравствуйте» не входит в состав обращения. Оно является ярким сказуемым и поэтому выделяется при помощи запятой. Подобные предложения с обращением (примеры вы можете увидеть в нашей статье) наглядно демонстрируют месторасположение обращений в деловых письмах.

Как пишутся обращения с вводными словами?

Вводные слова - это предложения или словосочетания, вносящие в текст особый оттенок модальности. При этом они относятся либо к определенным членам предложения, либо к предложению в целом. Кроме того, водные слова могут передавать неуверенность и уверенность, а также другие чувства (радости или грусти, восхищения). Пример вводных слов: «Мы, безусловно, выполним обещание о повышении вашей заработной платы в следующем месяце».

Вводные слова, которые выделяются запятыми, могут употребляться в предложениях вместе с обращениями. Вот один из примеров предложения с обращениями, вводными словами:

Кажется, Иван Петрович, в данном случае вы совершенно не владеете вопросом. Нам придется обратиться к более знающему человеку.

В этом примере в роли вводного слова выступает «кажется», обращение же здесь - «Иван Петрович». При этом вводное слово стоит в начале предложения и, следовательно, выделяется запятой с одной стороны. Вторая же по счету запятая в этом тексте относится к нашему обращению.

Вот еще пример, где вводное слово стоит в начале, а обращение - в середине:

Похоже, ваша партия проиграна, дорогой друг.

Примеры того, что могут передавать вводные слова:

Как чувствует себя обращение в соседстве с междометиями?

В русском языке встречаются предложения с обращениями и междометиями. Напомним, что междометия представляют собой определенную часть речи, служащую для наделения выражений и предложений какими-либо эмоциями. К междометиям можно отнести такие краткие слова, как: «Ой!», «Ах!», «Батюшки!», «Ай!» - и другие.

Если вместе с междометием в предложении стоит обращение, то первое выделяется восклицательным знаком, а второе - запятой или запятыми. Например: «Увы! Иван, Макарович, ваше письмо еще вчера передали с посыльным».

Если же в предложении встречается междометие «о» и оно стоит перед обращением, то восклицательный знак не ставится. Например: «О, боги, разве можно так тратить кровно заработанные?!»

Кроме того, часто обращение может стоять рядом с междометием и тогда между ними запятая и восклицательный знак не ставятся. Например: «Эх вы, а я был о вас лучшего мнения».

В заключение скажем, что обращение придает предложению особое звучание. Оно прекрасно сочетается как с себе подобными, так и другими частями речи. Теперь вы знаете, как пишутся предложения с обращениями и вводными словами, а также с междометиями.

Обращением называют слово или сочетание слов, которые прямой речи называют того, к кому обращена речь. Например, Саша сходи за хлебом; Юный друг, всегда будь юным; А ты, Даша, пойдешь в кинотеатр?

Обращения подобны вводным словам в том смысле, что они, как и вводные слова, выделяются на письме запятыми, но не являются членами предложения, поэтому они не подчеркиваются при синтаксическом разборе. Обращение может стоять и в начале, и середине, и в конце предложения. В начале предложения: Юрий, ты сделал уроки?В середине предложения: А ты, Клава, умеешь играть на скрипке?В конце предложения: Зачем тебе поломанный велосипед, Павел?

В начале предложения обращение может отделяться запятой или восклицательным знаком, если обращение произносится с повышенным восклицанием. Можно сказать: Коля, сходи вынеси мусор. Но можно сказать и так: Коля! сходи вынеси мусор. В отличие от вводных слов обращения не выделяются знаками тире, а лишь запятыми. После обращений делается пауза.

Обращение не всегда легко найти в тексте. Например, А вы, дорогие друзья, приходите завтра. Неопытный ученик может выделить вот так обращение в предложении: А вы дорогие, друзья, приходите завтра. Поэтому важно быть внимательным при выделении обращения.

Таким образом, обращения могут состоять из одного одного слова (Владимир, надеть на голову шапку, а то на улице холодно) и распространенными, когда используется два и более слов: А вы, снежные метели, куда мчите?.

Также следует заметить, что бывают и такие обращения, которые могут быть раскиданы по всему предложению, то есть одна часть может быть, например, в начале предложения, а вторая в конце предложения. Например, Куда вы, дорогая, идете, девушка. Такие обращения свойственны разговорной речи.

Иногда вместе с обращениями употребляется частица "о". Например, О моя юность, куда ты ушла? В таких случаях частица "о" не отделяется запятой от обращения, а представляет собой единой обращение.

Главное, что нужно было запомнить

  • обращения бывают распространенные и нераспространенные;
  • не подчеркиваются;
  • обращения и вводные слова не одно и тоже;
  • выделятся запятыми.

Цель урока : повторить и закрепить сведения об обращении.

Образовательные задачи:

  • повторить определение понятия “обращение”;
  • дать представление об использовании обращения в речи;
  • закрепить постановку знаков препинания в предложении с обращением;
  • повторить постановку знаков препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Развивающие задачи:

  • научить находить обращения в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • составлять предложения с обращением;
  • использовать обращения в речи;
  • развивать выразительность речи.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, таблица “Составление схемы предложения с обращением”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы продолжим с вами работать над темой “Обращение”.

Начнем с игры “Составь предложение”. Решив ряд задач, вы должны из нескольких компонентов составить предложение, которое будете записывать в тетрадь, по мере выполнения каждого задания. Несколько человек будут выполнять индивидуальные задания по карточкам.

II. Работа с карточками. (Приложение 1)

III. Синтаксическая пятиминутка. Игра “Составь предложение”. (Приложение 2)

Итак, прочитайте, какое предложение у вас получилось.

Опустились легкие снежинки на тропинки.

IV. Закрепление материала.

1. Анализ предложений.

Задание. Переделайте полученное предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Легкие снежинки, опуститесь на тропинки.

2. Фронтальный опрос:

а) Обращение является членом предложения?

б) Входит обращение в грамматическую основу предложения?

в) Как же вы будете отличать подлежащее от обращения? Назовите отличительные признаки.

Подлежащее входит в грамматическую основу, от сказуемого можно задать вопрос к подлежащему, а обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.

Обращения произносятся с особой интонацией, после обращения нужно делать паузу.

3. Запись предложений на доске.

Ребята, а ведь подлежащее и обращение имеют и общие признаки. Давайте запишем еще несколько предложений и разберемся в этом.

Школьники соблюдают правила дорожного движения. – Соблюдайте, школьники, правила дорожного движения.

Друзья прочитают интересную книгу о покорении космоса. – Прочитайте интересную книгу о покорении космоса, друзья.

Вопрос: Назовите общие признаки (Выражены существительными в именительном падеже, могут стоять в любом месте в предложении).

Физкультминутка (упражнение для глаз)

4. Комментированное письмо.

Да, ребята,
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А.Косоговский)

Задание. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания и нарисуйте схемы.

1. Братцы, что он про меня сочиняет?

2. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь?

3. Я вам открою тайны здешних мест, друзья.

Вывод: Итак, обращения выделяются запятыми. Если обращения стоят в начале или в конце предложения, то выделяются одной запятой, если в середине – двумя.

5. Выборочный диктант (с последующей проверкой).

Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.

Задание. Из предложений, которые я вам буду читать, выписать обращения.

1. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

2. Я вижу вас, родные степи.

3. Расцветай, наш край родной.

Я люблю тебя, Россия.
Сыпь ты, черемуха, снегом.

Вывод: Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов.

6. Творческая работа в группах.

Задание. Составьте диалог, употребив обращения:

  • 1 гр. – “В библиотеке”
  • 2 гр. – “В музее”
  • 3 гр. – “В магазине”
  • 4 гр. – “В гостях”

Вывод: обращения в устной речи выделяются интонационно.

7. Работа с сигнальными карточками.

Задание. Я читаю вам предложение, а вы показываете мне ту карточку, схема которой соответствует структуре указанного предложения.

1. Прощай, любимый город.

2. Добро пожаловать, скворцы.

3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

4. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.

5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

6. Ребята, охраняйте птиц.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Что такое обращение?

2. Как обращения выделяются на письме?

3. Чем выражены обращения?

4. Какое место в предложении могут занимать обращения?

5. Назовите отличительные признаки обращения и подлежащего.

VI. Работа с тестом (Приложение 3)

А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал: поработаем с тестами.

VII. Объяснение домашнего задания.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу и наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

Ваша задача дома выписать предложения с обращениями из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, конкретно - с обращениями к волшебному зеркалу. Посмотреть, как изменяется характер обращений к одному и тому же предмету в зависимости от настроения говорящего.

Приложение 1

Карточка 1

  1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться.
  2. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
  3. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры...
  4. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?

Карточка 2

Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.

  1. Как милый Петушок поешь, ты громко, важно!
  2. Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?
  3. А вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  4. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?

Карточка 3

Задание. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Назовите басню.

  1. Смотри-ка кум милый, что это там за рожа?
  2. Спой светик не стыдись! Что, ежели сестрица при красоте такой и петь ты мастерица!
  3. Досуг мне разбирать вины твоей щенок!
  4. А ты Кукушечка мой свет как тянешь плавно и протяжно...

Приложение 2

Задание. Составьте предложение, решив ряд задач.

  1. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона
    взять сказуемое.
  2. Из предложения Вдруг послышались легкие шаги
    взять определение.
  3. Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки.
  4. Взять существительное, выступающее в роли дополнения

Тропинки в саду засыпали листья.

(Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на).

Приложение 3

Вариант 1

  1. С добрым утром дорогие друзья”
  2. Лес пахнет дубом и сосной.
  3. Ласково мерцали звезды в вышине.
  4. Ребята берегите природу!
  5. Догорай костер дотла.
  1. Садись Гунька сейчас я тебя рисовать буду.
  2. Послушайте братцы какие я стихи сочинил.
  3. Незнайка очень не любил касторку.
  4. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  5. Назад Булька!

Вариант 2

Задание. Найдите предложения с обращениями, знаки препинания не расставлены.

  1. Благослови нас на подвиг родная земля!
  2. Друзья давайте жить честно.
  3. Принесите мне книгу о животных.
  4. Сердечный друг ты не здорова?
  5. К утру мороз крепчал.
  1. Жили волшебники в прежние времена.
  2. Ой Тотошка какой ты смешной.
  3. Элли скорей сюда.
  4. Тотошка убежал в дом.
  5. Это прада сударыня?

В письменной речи нередки случаи использования таких элементов, как обращения или междометия. Они необходимы для создания нужного колорита в повествовании, а также для обозначения субъекта, к которому обращаются. Пунктуация при использовании данных слов имеет свои особенности, знать которые необходимо.

1. Правописание запятых при обращении.

Сначала определим сам термин «обращение».

Обращение – это слово или словосочетание, называющее того участника действия, к которому обращено высказывание.

Это может быть не обязательно одушевленное лицо, но и неодушевленный предмет тоже. В системе русского языка этой единице отведено периферийное место, и членом предложения обращение не является.

На письме обращение выделяется запятыми. Если в предложении есть слова, относящиеся к обращению, то они вместе с ним отделяются запятыми от остальной части высказывания. Например:

  • Уважаемые коллеги, минуточку внимания.
  • Отец Василий, я пришла к вам за помощью.

Примечание. Иногда обращение может быть выделено другим знаком препинания, например восклицательным знаком. Делается это с целью особо выделить того, к кому обращаются:

  • Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную. (Лермонтов)
  • Э, голубчик! обманывай других этим; будет еще тебе от заседателя за то, чтобы не пугал чертовщиною людей. (Гоголь)

2. Правописание запятых при междометиях.

Междометия – это отдельных класс неизменяемых слов, которые служат для грамматически неоформленного выражения эмоций, чувств и волеизъявлений .

Это уникальная группа слов, не входящая в синтаксическую систему русского языка. Она только указывает на разные реакции и эмоции, но не называет их. Имеет свои правила правописания.

Обычно на письме междометия («эх», «ох», «эге-гей», «ах», «о», «ну», «эй», «оп», «ой», «ай», «ай-ай-ай», «ой-ой-ой» и т.д.) выделяются запятыми (иногда для усиления эмоциональности, восклицательными знаками):

  • Ай-ай-ай, нехорошо! – пожурил он и погрозил пальцем.
  • Эх, надоело все, уеду я.
  • О, вы были ребёнок резвый (Пушкин).
  • Ох, доска кончается, сейчас я упаду! (А. Барто)
  • Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую! (гр. «Фристайл»)
  • – Эге-ге-ге! да это из одного гнезда обе птицы! Вязать их обоих вместе! (Н.В. Гоголь)

Примечание. Частицы «о», употребляемая при обращении, а также «ну», «ах», «ох» — это омонимы таких же междометий. Однако на письме эти частицы запятыми не выделяются:

  • О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин)
  • Но не хочу, о други, умирать. (Пушкин)
  • Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (Лермонтов)
  • Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (Пушкин)
  • Ах ты какая!