Синтаксический анализ предложения (обобщение).
В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.
Правило.
предложение | количество граммати-ческих основ | Особенности построения | Основные признаки (средства связи, если есть) |
1. Простое предложение | одна грамматическая основа | Может быть осложненным
и неосложненным
, но оно все равно будет считаться простым
, например:
Подлежащее + однородные сказуемые; Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду . Однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.; В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы . Грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот; Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал. Проводив товарищей , Аня долго стояла молча. Вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения. Как говорят старожилы , зима будет снежная. Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами. |
- |
2. Сложносочин. | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя
задать
вопрос к другой).
[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] . |
Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и |
3. Сложноподчин. | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно
задать
вопрос к другой).
(Когда ветер дул с суши), [ у берега вода была спокойна] . Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши. |
Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д. |
4. Бессоюзное предложение (БСП) | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами
(, : – ;) Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна . |
- |
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью | минимум три грамматические основы | Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4 |
Алгоритм действий.
1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.
2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.
3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.
Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!
4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).
Разбор задания.
1.
Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
1) сложноподчиненное
2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3) сложносочиненное (ССП)
Выделяем грамматические основы и союзы:
Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что , то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).
1. Какая характеристика соответствует предложению:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.
1. сложное с сочинительной и подчинительной связью
2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3. сложноподчиненное
4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью
Определяем количество грамматических основ и связь между ними:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.
Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые ).
Вариант ответа – 3.
2. Какая характеристика соответствует предложению:
Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
С каждым днём школьная программа постепенно покидает наш разум и многие простые вещи могут ввести в заблуждение. Правила русского языка вызывают такие сложности наиболее часто. И даже такая вещь, как сложносочинённое предложение, может завести взрослого человека в тупик. Эта статья поможет изучить или обновить в голове информацию по этой теме.
Сложносочинённое предложение
Сложносочинённое предложение (ССП) – такое, в котором части соединены сочинительной связью , которая выражается сочинительными союзами. При этом все элементы равноправны и независимы.
Деление по значению союзов сложносочинённого предложения
- Соединительные: и, да (=и: хлеб да соль), да и, и..и.., не только..но и, как..так и;
- Разделительные: или, или..или, либо, то..то, то ли..то ли, не то..не то;
- Противительные: а, но, да (=но: красив, да глуп), зато, однако.
Когда детей в школе только знакомят с типами предложений, выделяются только описанные выше три группы сочинительных союзов. Однако в старшей школе ученики выделяют ещё три группы:
- Градационные: не только, не столько..сколько, не то чтобы..а, не то чтобы..но и;
- Пояснительные: а именно, то есть;
- Присоединительные: притом, причём, да и, тоже, также.
Таким образом, выделяют сложносочинённое предложение с соединительными союзами, разделительными и противительными, а также дополнительно с градационными союзами, пояснительными и присоединительными.
Сложносочинённые предложения: примеры и схемы
После выходных ему стало лучше, и он выздоровел окончательно.
Схема: (), и (). Сложносочинённое предложение с союзом и показывает последовательность действий.
Каждый день он должен был делать уроки или помогать маме по хозяйству.
Схема: () или (). Разделительный и ли взаимоисключает события.
Ты теперь подстрели что-нибудь, а я разведу костёр.
Схема: (), а (). Союз а – противительный, а значит, в предложении присутствует противопоставление.
Не только родные восхищались её умом, но и совершенно чужие люди.
Схема: не только (), но и (). Данная структура сложносочинённого предложения разделяет события по значимости и важности.
Нога была сломана, то есть он не мог больше продолжать путь самостоятельно.
Схема: (), то есть (). Имеется поясняющий союз то есть.
Мы должны это сделать, притом у нас очень мало времени.
Схема: (), притом (). Союз притом даёт дополнительные факты и информацию .
Пунктуация в сложносочинённых предложениях
В ССП элементы разделяются запятыми, точкой с запятой или же с помощью тире.
Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая . Она ставится как перед одиночными, так и перед повторяющимися сочинительными союзами:
Пусть будет, как угодно богу, а закон следует исполнять.
Схема: (), а ().
Или я приду завтра, или ты приходи.
Схема: или (), или ().
Точка с запятой используется в том случае, когда элементы ССП сильно распространены, и запятые уже используются:
Мальчик радовался новому змею, бежал за ним и был самым счастливым человеком; а стихия уже приготовилась проливать дождь, разгонять ветер и ломать ветки деревьев .
Схема: (); а ().
Точка с запятой также может ставиться, когда предложение имеет несколько частей:
У меня такое мнение, а у тебя – другое; и каждый из нас прав по-своему.
Схема: (), а (); и ().
Тире ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения имеют резкое противопоставление или резкую смену событий:
Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
Схема: () – и ().
Когда не ставятся знаки препинания
Части ССП являются:
- Вопросительными: Когда Вы ещё будете в городе и смею ли я просить о встрече?
- Побудительными: Делай все хорошо и пусть ты со всем справишься.
- Восклицательными: Вы такой молодец и мне всё так нравится!
- Назывными: Холод и ветер. Духота и зной.
- Безличными предложениями: Холодно и ветрено. Душно и знойно.
Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
По цели высказывания предложения разделяются на:
- повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
- вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
- побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
- восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
- невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
- простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
- сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
- односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
- двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
- распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
- нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.
Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
- полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
- неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).
При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.
Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
- «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
- «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
Этап 8 для простого предложения
Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
Этап 9 для простого предложения
При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:
- Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
- Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
- союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
- бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
- интонация;
- сочинительные союзы;
- подчинительные союзы.
Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
Классификация сложных предложений:
- сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
- сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
- сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
- предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.
Определите:
- к чему относится придаточная часть;
- посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
- на какой вопрос отвечает.
Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
- последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
- параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
- однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.
При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:
Заключение
Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.
Правила разбора словосочетаний
Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:
- Согласование - это своего рода подчинительная связь, при которой род, число и падеж для всех элементов словосочетания определяет главное слово. Например: отдаляющийся поезд, летящая комета, светящее солнце.
- Управление также является одним из видов подчинительной связи, оно может быть сильным (когда падежная связь слов необходима) и слабым (когда падеж зависимого слова не предопределен). Например: поливать цветы - поливать из лейки; освобождение города - освобождение армией.
- Примыкание - это также подчинительный вид связи, однако он относится лишь к неизменяемым и не склоняемым по падежам словам. Зависимость такие слова выражают лишь смыслом. Например: езда верхом, непривычно грустный, очень страшно.
Пример синтаксического разбора словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.
Схема синтаксического разбора простого предложения
Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:
- В первую очередь определяют цель высказывания отдельно взятого предложения, все они делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и восклицательные, или побудительные. Для каждого из них характерен свой знак. Так, в конце повествовательного предложения, рассказывающего о каком-либо событии, стоит точка; после вопроса, естественно, - вопросительный знак, а в конце побудительного - восклицательный.
- Далее следует выделить грамматическую основу предложения - подлежащее и сказуемое.
- Следующий этап - описание строения предложения. Оно может быть односоставное с одним из главных членов или двусоставное с полной грамматической основой. В первом случае дополнительно нужно указать, каким именно предложение является по характеру грамматической основы: глагольным или назывным. А далее определить, есть ли в структуре высказывания второстепенные члены, и указать, распространенное оно или нет. На этом этапе также следует указать, осложненное ли предложение. Осложнениями считают однородные члены, обращения, обороты и вводные слова.
- Далее синтаксический разбор предложения предусматривает разбор всех слов по их принадлежности к частям речи, роду, числу и падежу.
- Завершающий этап - объяснение поставленных в предложении знаков препинания.
Пример синтаксического разбора простого предложения
Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".
- Предложение повествовательное и невосклицательное.
- Главные члены предложения: девушка - подлежащее, лежала, слушала - сказуемые.
- Данное предложение двусоставное, полное и распространенное. В качестве осложнений выступают однородные сказуемые.
- Разбор всех слов предложения:
- «девушка» - выступает в роли подлежащего и является существительным женского рода в единственном числе и именительном падеже;
- «лежала» - в предложении является сказуемым, относится к глаголам, имеет женский род, единственное число и прошедшее время;
- «на» - это предлог, служит для связи слов;
- «пляже» - отвечает на вопрос «где?» и является обстоятельством, в предложении выражено существительным мужского рода в предложном падеже и единственном числе;
- «и» - союз, служит для соединения слов;
- «слушала» - второе сказуемое, глагол женского рода в прошедшем времени и единственном числе;
- «прибой» - в предложении является дополнением, относится к имени существительному, имеет мужской род, единственное число и употреблено в винительном падеже.
Обозначение частей предложения на письме
При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"
Синтаксический разбор сложного предложения
Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:
- Сначала определяют цель высказывания и эмоциональную окраску.
- Далее выделяют грамматические основы в предложении.
- Следующий шаг - определение связи, которая может осуществляться при помощи союза или без него.
- Далее следует указать, посредством какой связи соединены две грамматических основы в предложении. Это могут быть интонация, а также сочинительные или подчинительные союзы. И тут же сделать вывод, каким является предложение: сложносочиненным, сложноподчиненным или бессоюзным.
- Следующий этап разбора - это синтаксический анализ предложения по его частям. Производят его по схеме для простого предложения.
- В заключение анализа следует построить схему предложения, на которой будет видна связь всех его частей.
Связь частей сложного предложения
Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:
- Сложносочиненные предложения, соединенные посредством союзов а, и, или, то, но . Как правило, обе части в таком высказывании равноправны. Например: "Солнце светило, а облака плыли".
- Сложноподчиненные предложения, в которых используются такие союзы и союзные слова: чтобы, как, если, где, куда, так как, хотя и другие. В таких предложениях всегда одна часть зависит от другой. Например: "Солнечные лучи заполнят комнату, как только пройдет туча".