Место регистрации ИП — один из ключевых вопросов, который надо решить перед тем, как получить статус предпринимателя. Давайте разберемся: в какую из многочисленных налоговых инспекций надо подавать заявление по форме Р21001?

Регистрация ИП по месту жительства

У большинства граждан Российской Федерации нет проблем с тем, как узнать место регистрации ИП. Если физическое лицо прописано и проживает по одному адресу и намеревается вести предпринимательскую деятельность в этом же населенном пункте, ему нужно направляться в местную налоговую инспекцию. И только в крупных городах существуют специальные ИФНС, которые занимаются государственной регистрацией. Определить место регистрации ИП поможет Интернет, для этого надо перейти на специальную форму поиска официального сайта ФНС.

В ситуации, когда прописка отличается от фактического места пребывания, определиться с адресом места регистрации ИП будет сложнее. Надо знать, что, неофициально снимая квартиру или проживая у родственников, физическое лицо не может рассчитывать на открытие ИП по этому адресу, а не по месту регистрации.

Регистрация ИП по месту пребывания

ФНС допускает возможность регистрации ИП по месту временной регистрации. Так бывает, в частности, если гражданина сняли с регистрационного учета в одном городе, однако прописку по новому месту жительства он пока не оформил.

Чтобы пройти регистрацию ИП не по месту прописки, нужно вместе с заявлением Р21001, паспортом, ИНН и квитанцией об оплате государственной пошлины представить документ о временном проживании. Важно, чтобы заявитель проживал по адресу временной регистрации хотя бы шесть месяцев. Следует быть готовым к тому, что подлинность временной регистрации будет проверена налоговыми органами.

При заполнении заявления Р21001 в нашем сервисе мы также акцентируем внимание будущего предпринимателя на отличии места жительства от места пребывания

Обратите внимание: регистрация ИП не по прописке осуществляется только на срок действия свидетельства о временной регистрации. В интересах заявителя, чтобы этот срок составлял минимум шесть месяцев, хотя закон прямо не запрещает регистрацию ИП и на более короткий срок.

Иностранные граждане и лица без гражданства тоже вправе пройти регистрацию ИП в налоговой по месту жительства — адресу, указанному в виде на жительство или разрешении на временное пребывание. Могут зарегистрировать ИП и беженцы, которые обзавелись временной регистрацией в России.

Иностранцам, лицам без гражданства и беженцам нужно иметь в виду, что как только аннулируют документ, который дает право на временное проживание в РФ, будет аннулировано и свидетельство о регистрации ИП. Миграционная служба не затягивает с подачей сведений в налоговую: проблемы с регистрацией обернутся закрытием ИП в 5-дневный срок.

Постановка на учет в ИФНС по месту деятельности

Если ИП выступает налогоплательщиком на общей или упрощенной системе налогообложения, то подавать налоговую декларацию он должен в инспекцию по адресу прописки. Что касается режимов ЕНВД и ПСН, здесь случай особый.

Учет плательщиков ЕНВД производится по месту ведения бизнеса, причем, этот адрес может отличаться и от прописки, и от временной регистрации. Например, физическое лицо прошло регистрацию ИП в Саратове, временно проживает в Москве, а бизнес ведет в Туле. В этом случае предприниматель, выбравший ЕНВД, должен обратиться в тульскую ИФНС, где он будет состоять на учете, сдавать декларацию и платить вмененный налог. Исключение составляют предприниматели, специализирующиеся на пассажирских и грузоперевозках, разносной или развозной торговле.

Прочим ИП, стоящим на учете в налоговой по прописке и желающим вести деятельность не по месту регистрации, нужно в 5-дневный срок подать уведомление о переходе на ЕНВД в ту ИФНС, которая заведует территорией, где располагается объект коммерческой деятельности.

Если предприниматель расширяет бизнес за счет выхода в новые регионы, он должен каждый раз обращаться в территориальные налоговые органы, чтобы встать на учет как плательщик единого налога на вмененный доход. Таким образом предпринимателя на “вмененке” могут учитывать сразу несколько налоговых инспекций. Обратите внимание: это не регистрация ИП по месту осуществления деятельности, а постановка на учет в качестве плательщика вмененного налога.

Похожий сценарий взаимодействия с налоговыми органами предполагает и патентная система налогообложения (ПСН). Дело в том, что патент действует на определенной территории, и заявление на выдачу патента подают непосредственно в налоговую по месту его действия. С 2014 года это заявление разрешают подавать вместе с документами для регистрации ИП — при условии, что место регистрации ИП и место деятельности совпадают. Если же ИП не сразу оценил перспективы работы на ПСН, ему разрешают перейти на этот налоговый режим за 10 дней (не позднее) до начала применения патентной системы налогообложения.

"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3

Достаточно часто бывает, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в одном месте (городе, районе, регионе), осуществляет свою предпринимательскую деятельность в другом. При этом мест осуществления деятельности может быть несколько, да и сама деятельность разная. Как изменяются налоговые обязательства предпринимателя при смене места осуществления деятельности? Имеет ли принципиальное значение тот факт, что место регистрации предпринимателя и фактическое место ведения деятельности не совпадают? В настоящей статье мы ответим на эти и другие вопросы, связанные с местом осуществления деятельности.

Регистрация по месту осуществления деятельности

По общему правилу постановка на налоговый учет производится по месту жительства индивидуального предпринимателя (п. п. 1, 3 ст. 83 НК РФ). Предположим, это требование предприниматель уже выполнил. А нужно ли подавать какие-либо сведения о себе в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности?

В основном нет. Однако из этого правила есть и исключения. Прежде всего это ситуация, когда осуществляемые виды деятельности подпадают под уплату ЕНВД на соответствующей территории.

Обязанность постановки на учет в данном случае прямо предусмотрена законом. На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик должен сделать это в течение 5 дней (рабочих) с начала осуществления деятельности на территории, где введен спецрежим в виде ЕНВД. В соответствующий налоговый орган подается заявление о постановке на учет <1>. За пропуск установленного срока постановки на учет предусмотрена ответственность согласно ст. 116 НК РФ (минимальный размер штрафа - 5 тыс. руб.). Если же заявление вовсе не будет подано, то за ведение деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, без постановки на учет налоговым органом к налогоплательщику может быть применена налоговая ответственность по ст. 117 НК РФ (минимальный размер штрафа - 20 тыс. руб.).

<1> Форма такого заявления предусмотрена Приказом ФНС России от 05.02.2008 N ММ-3-6/45@ (для предпринимателей - форма N ЕНВД-2). Действовавший ранее Приказ МНС России от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 утратил силу.

Кроме подачи самого заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности налоговые органы требуют также копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (по месту жительства) и свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249).

Таким образом, прежде чем на другой территории начать деятельность, следует выяснить, не облагается ли она ЕНВД.

Есть еще два исключения, но они встречаются гораздо реже. Это добыча полезных ископаемых и занятие игорным бизнесом. Обязанность по постановке на учет в этих случаях предусмотрена ст. 335 и п. 2 ст. 366 НК РФ соответственно.

Уплата налогов

Прежде всего рассмотрим ситуацию, когда предприниматель не применяет каких-либо специальных налоговых режимов, а находится на общей системе налогообложения.

Естественно, он является плательщиком НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, а также налоговым агентом по этому налогу в отношении доходов, выплачиваемых своим работникам (если таковые имеются). В отношении этого налога для предпринимателя не имеет значения, где конкретно он осуществляет свою деятельность и где проживают нанятые им работники. Дело в том, что на основании п. 6 ст. 227 и п. 7 ст. 226 НК РФ НДФЛ как за себя, так и за работников он должен уплачивать по месту своего жительства.

Соответственно, декларацию и справку о доходах работников по форме 2-НДФЛ <2> нужно представлять также в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 5 ст. 227 и п. 2 ст. 230 НК РФ соответственно).

<2> Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц".

Единый социальный налог. Этот налог уплачивается по месту жительства предпринимателя. Такое же правило применяется и к взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Ни гл. 24 НК РФ, ни Федеральный закон N 167-ФЗ <3> не содержат положений, обязывающих предпринимателя осуществлять эти платежи и сдавать декларации в налоговые инспекции по месту ведения деятельности.

<3> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Налог на имущество. Данный налог уплачивается по месту нахождения имущества. Если предприниматель приобретет недвижимое имущество, то сведения об этом поступят в ту налоговую инспекцию, на чьей территории данное имущество находится. Этот налоговый орган рассчитает налог и направит требование о его уплате предпринимателю. Таким образом, в отношении налога на имущество в данной ситуации предпринимателю особенно беспокоится не следует.

Налог на добавленную стоимость. Величина этого налога не зависит от смены места осуществления деятельности. Однако существует один нюанс - правильное оформление счета-фактуры. При рассмотрении счетов-фактур, выставленных предпринимателю поставщиками, налоговый орган часто обращает внимание на адреса грузополучателя и покупателя. Так, инспекторы требуют, чтобы в качестве адреса покупателя был указан адрес в соответствии с государственной регистрацией (в нашем случае - адрес места жительства), а в качестве адреса грузополучателя - адрес места фактического осуществления деятельности. Неверное указание адресов в такой ситуации может послужить причиной отказа в вычетах по НДС со стороны налоговой инспекции. Вместе с тем нужно отметить, что по данному вопросу судебные органы в абсолютном большинстве случаев поддерживают налогоплательщиков, отмечая, что, например, указание только адреса грузополучателя по фактическому месту деятельности не является основанием для непринятия вычета по НДС (Постановления ФАС ДВО от 04.04.2007 N Ф03-А51/07-2/533, ФАС УО от 09.03.2007 N Ф09-1352/07-С2).

Если применяются спецрежимы

Специальный налоговый режим - УСНО является добровольным. Переход на него осуществляется посредством подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию по месту жительства предпринимателя. Налоговые декларации представляются в эту же инспекцию независимо от того, где конкретно осуществляется хозяйственная деятельность (п. 6 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Спецрежим в виде ЕНВД - это обязательный налоговый режим. Причем если УСНО применяется в отношении налогоплательщика в целом, то ЕНВД - в отношении отдельных видов деятельности. Определение этих видов, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, отдано на откуп местным органам власти, поэтому вполне может оказаться, что одна и та же деятельность подлежит налогообложению в соответствии с разными режимами в зависимости исключительно от места ее осуществления. Декларации по ЕНВД представляются в налоговые инспекции по месту осуществления деятельности.

Обратите внимание: если предприниматель осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, на территории нескольких районов городов или городских округов, на территории которых действуют разные налоговые инспекции, то встать на учет он должен только в одной из них (п. 1 Письма Минфина России от 01.10.2007 N 03-11-02/249). Соответственно, если он уже состоит на учете в какой-либо из этих инспекций, то повторно подавать заявление о постановке на учет по месту осуществления деятельности нет необходимости.

Еще один аспект применения этих спецрежимов - это освобождение от уплаты других налогов: НДС, НДФЛ, ЕСН и налога на имущество. Если с первыми тремя особенной сложности не возникает (они уплачиваются по месту жительства предпринимателя), то с налогом на имущество ситуация другая.

Налог на имущество рассчитывается той налоговой инспекцией, на чьей территории само имущество и находится. Если это имущество используется предпринимателем в хозяйственной деятельности, то налог за него он платить не должен (п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Но у налоговой инспекции зачастую нет сведений, подтверждающих или опровергающих факт освобождения от уплаты налога. Поэтому, по мнению чиновников, налогоплательщик сам должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление и документы, подтверждающие использование этого имущества именно в предпринимательской деятельности. В заявлении предпринимателю следует указать, что им применяется УСНО или спецрежим в виде ЕНВД, можно приложить копии последних деклараций по налогам, уплачиваемым в соответствии с этими спецрежимами (Письма Минфина России от 20.08.2007 N 03-11-05/172, УФНС по г. Москве от 13.03.2007 N 18-12/3/24078@). Однако стоит отметить, что если такие документы своевременно не представлены, то у предпринимателя есть все шансы доказать свою правоту в суде (см., например, Постановления ФАС УО от 12.11.2007 N Ф09-9126/07-С3, ФАС ПО от 20.10.2005 N А12-9969/05-С10, ФАС СЗО от 26.01.2005 N А05-9458/04-22).

Еще один аспект, на который стоит обратить внимание, - это ситуация, когда вся деятельность налогоплательщика осуществляется не по месту жительства и облагается ЕНВД и при этом сам предприниматель находится на УСНО. Получается, что налоговая база по единому налогу по УСНО равна нулю, да и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с этим режимом, нет. Но в то же время предприниматель не освобожден от обязанности представлять декларацию по УСНО (п. 2 ст. 346.23 НК РФ). Следовательно, по налогу, уплачиваемому в соответствии с этим режимом, нужно представить нулевую декларацию в инспекцию по месту жительства (Письмо УФНС по г. Москве от 26.10.2006 N 18-12/3/94015@). Хотя Минфин по этому вопросу был более лоялен к налогоплательщикам (Письмо от 12.08.2005 N 03-11-04/3/49): нулевые декларации в таком случае представлять нет необходимости. Вместе с тем во избежание различного рода разногласий все же рекомендуется представить нулевые декларации.

Налоговый контроль

Если налогоплательщик осуществляет свою деятельность не по месту жительства, то вполне обоснованно встает вопрос: какие налоговые инспекции могут проводить налоговые проверки?

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки могут быть камеральными и выездными.

Так как камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиками (ст. 88 НК РФ), ее проводит та инспекция, в которую представляются декларации.

Что же касается выездных налоговых проверок, то они проводятся той инспекцией, в которой предприниматель зарегистрирован по месту жительства (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, стоит отметить, что у налоговых органов есть определенные способы взаимодействия между собой. Это проведение так называемых встречных проверок, представление сведений об объектах налогообложения и пр. Поэтому тот факт, что налогоплательщик, зарегистрированный в одном налоговом органе, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность на территории, подведомственной другой инспекции, хоть и осложняет налоговый контроль, но не исключает его полностью.

С.С.Николаев

Эксперт журнала

"ИП: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Известно, что регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя происходит по месту его жительства. По такому же принципу надо вставать на учет и во внебюджетные фонды – ПФР и ФСС. Если предприниматель ведет деятельность там, где он зарегистрирован, то вопросов о том, куда сдавать отчетность и платить налоги, не возникает. А как быть в случае, если ИП рассматривает возможность ведения бизнеса в другом регионе?

В отличие от организаций, индивидуальный предприниматель не создает и не регистрирует обособленные подразделения (филиалы и представительства), но в некоторых случаях и ему надо будет дополнительно вставать на учет по новому месту ведения деятельности.

Налоговые режимы для ИП

Осуществление деятельности ИП не по месту регистрации напрямую зависит от выбранной системы налогообложения. Поэтому давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.

Итак, несмотря на то, что ИП состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, не может создавать филиалы, он вправе осуществлять деятельность в любом другом регионе. А вот обязан ли он вставать на учет по месту осуществления деятельности, зависит от того, на какой системе налогообложения он находится.

В настоящее время, индивидуальные предприниматели могут применять следующие системы налогообложения:

    Общая система налогообложения (ОСН);

    упрощенная система налогообложения (УСН);

    единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

    единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

    патентная система налогообложения (ПСН).

Если новый бизнес предполагается вести на упрощенке, общем режиме или сельхозналоге, то нет необходимости проходить регистрацию в территориальной налоговой инспекции по месту деятельности. Что касается ЕНВД и патента, то они находятся в ведении местных властей, имеют свои региональные особенности, и на учет по месту деятельности надо будет вставать.

Предприниматель ведет деятельность не по месту регистрации и применяет ПСН

С 2013 года ПСН регулирует глава 26.5 Налогового кодекса. Если ИП применяет УСН, и вид деятельности попадает под перечень видов деятельности для применения ПСН, то предприниматель по данному виду деятельности может получить патент.

Как ИП на ПСН может встать на учет не по месту регистрации?

Если предприниматель в другом регионе ведет деятельность, попадающую под ПСН, ему следует подать в налоговую инспекцию города, в котором ведется деятельность два заявления:

1. Заявление о постановке на учет;

2. Заявление на получение патента.

Без постановки на учет в другом субъекте РФ, индивидуальный предприниматель не сможет получить патент. Согласно п.5 ст.346.25.1 НК РФ, патент будет действовать только в том регионе, на территории которого он получен. Если ИП хочет вести деятельность еще и в других городах, то в каждом городе он должен получить патент. Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, то патент ему следует получить на каждый вид деятельности.

Постановка на учет ИП при применении УСН и деятельности не по месту регистрации

Индивидуальный предприниматель встает на учет в ИФНС по месту жительства. Если ИП планирует вести деятельность в других субъектах РФ без применения ЕНВД, ПСН, действуя в рамках упрощенной или основной системы налогообложения, в другом регионе вставать на учет индивидуальный предприниматель не должен. Действующее законодательство в этом случае не обязывает предпринимателя повторно становиться на учет. Однако, согласно п.1 ст.83 НК РФ, если ИП в другом регионе приобретает в собственность нежилое помещение, он должен встать на учет по месту нахождения данного имущества.

Кратко о том, как вести деятельность не по месту регистрации ИП

1. Единый налог по УСН уплачивается, и сдается декларация по УСН по месту жительства индивидуального предпринимателя, независимо от того, в каких городах ведется деятельность. По месту ведения деятельности вставать на учет индивидуальный предприниматель не должен.

2. При применении патентной системы налогообложения, предприниматель получает по каждому виду деятельности на ПСН, патент, в налогом органе региона, где ведется деятельность. Там же оплачивается стоимость патента. У ИП может быть неограниченное количество патентов, т.е. по патенту на каждый вид деятельности и в каждом регионе осуществления такой деятельности.

3. Если деятельность попадает под ЕНВД, и предприниматель принимает добровольное решение перейти на «вмененку», он должен встать на учет по месту ведения деятельности, как плательщик ЕНВД. Налог платится по месту ведения деятельности на «вмененке», туда же сдается декларация.

4. Если одновременно с деятельностью на ПСН, ЕНВД, осуществляется деятельность на УСН, единый налог и авансовые платежи по нему платятся по месту жительства, даже если эта деятельность ведется в других регионах. При этом ИП следует обеспечить раздельный учет доходов и расходов, получаемых от видов деятельности на разных системах налогообложения

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

Если физическое лицо обращается в налоговую для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то ему потребуется указать свой адрес регистрации в соответствии со своим постоянным местом жительства. Это тот адрес, который отмечен в паспорте предпринимателя. Без данного адреса налоговики даже отказывают в регистрации предпринимателя.

Ситуация, когда физлицо проживает не по адресу своей постоянной прописки довольно распространена. Если такое физлицо принимает решение зарегистрироваться в качестве ИП, то у него возникает вопрос о возможности сделать это не по месту жительства. Но налоговики на этот счет имеют особое мнение и считают, что регистрация ИП должна осуществляться только по тому адресу, который указан в паспорте. Но все же некоторые ситуации, при которых физлицо вправе зарегистрироваться не по месту прописки существуют (129-ФЗ). Принципиальная позиция налоговиков связана в первую очередь со статусом ИП. Предприниматель остается физлицом при ведении своего бизнеса и юридического адреса, как организация, не имеет. В случае необходимости, все уведомления контролирующих организаций направляются ему по адресу постоянной регистрации. Вести бизнес предприниматель может в любом регионе РФ, а не только по месту прописки. Но при этом оплачивать налог и направлять отчетность ему нужно будет в налоговый орган в соответствии с местом прописки.

Важно! Такие требования установлены для предпринимателей, выбравших в качестве налоговой системы общую или УСН. Если у ИП есть работники, то во внебюджетные фонды отчетность также сдается по месту его прописки.

Регистрация ИП по месту регистрации

Каждый гражданин РФ вправе зарегистрироваться в том населенном пункте, в котором он постоянно прописан. Для этого он обращается в налоговый орган по территориальному признаку и подает необходимый пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт, в котором должна быть отметка о регистрации по месту проживания;
  • заявление по форме Р21001;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.

Зарегистрироваться в качестве ИП можно одним из способов:

  • обратиться в налоговый орган лично будущему предпринимателю или через доверенное лицо (если в налоговую обращается представитель, то при себе у него должна быть нотариально заверенная доверенность);
  • направить документы через интернет;
  • отправить документы по почте.

Что делать если у предпринимателя отсутствует местная прописка

Предприниматели не имеют права открывать филиалы, представительства и структурные подразделения, поэтому их обязанностью является присутствие по месту фактического осуществления своей деятельности . Это место может быть и не привязано к территориальному центру, где производилась постановка на учет. Данное место может быть любым в пределах РФ. При этом, независимо от того, в каком именно округе предприниматель осуществляет свой бизнес, он подает налоговую отчетность только в ту налоговую, в которой он изначально был зарегистрирован.

Законодательством предусмотрены некоторые случаи, в которых физлица вправе регистрироваться в качестве ИП в тех областях и округах, которые находятся далеко от места их регистрации. К ним относятся следующие места:

  • по расположению бизнеса;
  • в зависимости от места ведения бизнеса;
  • по месту фактического проживания будущего предпринимателя.

Даже если лицо зарегистрировано в качестве ИП в конкретно взятом регионе, но после развития бизнеса он перебрался в иные область России, то вновь проходить постановку на учет в налоговой он не обязан. Отчетность же он направляет в налоговую инспекцию в соответствии со своим местом первичной регистрации в качестве предпринимателя.

Сложности у предпринимателя могут возникать в том случае, если свою деятельность он ведет не по месту регистрации, а в ином регионе РФ. Это связано с тем, что все граждане, которые находятся на территории РФ более 1 недели должны зарегистрироваться по месту пребывания. Сделать это необходимо в срок до 7 дней. Данный срок является достаточно коротким, поэтому требование это может и не соблюдаться. Кроме того, если предприниматель планирует задержаться в ином административном органе надолго, то он обязан будет это сделать.

Важно! Если предприниматель переезжает из одного региона в другой, то осуществлять в налоговом органе постановку на учет вновь не нужно. Но ему потребуется осуществить регистрацию по своему новому месту жительства, а затем, обратиться в налоговую и внести изменения в ЕГРИП.

Регистрация ИП по месту проживания

Законодательством РФ предусмотрена возможность регистрации ИП в том регионе, в котором он не прописан, но собирается осуществлять предпринимательскую деятельность. Вариантов развития событий в этом случае выделяют два:

  1. Физлицо в своем паспорте вообще не имеет отметки о регистрации по месту проживания. Это может быть связано с тем, что паспорт ему выдавали не по месту проживания, а в ином административном округе.
  2. У физлица в паспорте стоит отметка о том, что с регистрационного учета гражданин снят, но по новому месту жительства постановка на учет еще не осуществлена.

И в том и в другом случае физлицу потребуется обратиться в территориальные регистрирующие органы за справкой о временной регистрации по месту пребывания и на основании этого документа зарегистрироваться в качестве ИП. Никаких запретов на этот счет не предусмотрено. В налоговую подается тот же пакет документов, что и при регистрации в обычных случаях и плюс к этому справка о временной регистрации.

Регистрация ИП по месту осуществления деятельности при ЕНВД

Отдельно стоит обратить внимание на регистрацию ИП не по месту прописки, если в качестве системы налогообложения он выбрал ЕНВД. При всех других налоговых режимах предприниматель вправе осуществлять свою деятельность в любом регионе, но только не при ЕНВД.

Данный налоговый режим предусматривает налогообложение при занятиях определенными видами деятельности. Те виды деятельности, которые попадают под ЕНВД, региональные власти определяют самостоятельно. Если физлицо уже осуществило постановку на учет в административном округе и работает на ЕНВД, но при этом меняет либо свое местожительства, либо место ведения бизнеса, но не свой налоговый режим, то он должен будет перерегистрироваться.

Другими словами, ему придется подать заявление в налоговый орган по месту ведения бизнеса и осуществить постановку на учет в качестве плательщика ЕНВД. В этом случае он сможет продолжать ведение бизнеса и применять ЕНВД. При этом закрывать ИП по месту первичной регистрации не нужно, а налоговая отчетность должна будет подаваться в тот налоговый орган, в котором ИП зарегистрирован уже позже как плательщик ЕНВД.

Важно! До принятия решения на изменения места проживания и места ведения бизнеса следует убедиться в том, что сферы деятельности, в которых занят ИП, попадает по ЕНВД в том регионе, в который он переезжает.

Исключения

В некоторых случаях предприниматель на ЕНВД не вправе осуществлять постановку на учет в административных органах не по месту своей регистрации. К ним относятся случаи, когда предприниматель планирует заняться следующими видами деятельности:

  • розничная торговля развозного характера;
  • перевозкой грузов;
  • пассажирскими перевозками;
  • размещением рекламой на ТС.

Во всех перечисленных случаях место ведения бизнеса предпринимателя должно совпадать с первичным местом постановки предпринимателя на учет.

Заключение

Таким образом, предприниматели должны осуществлять постановку на учет в том регионе, в котором они постоянно прописаны. Но при этом возможны некоторые исключения. Например, физлицо вправе осуществить постановку на учет в качестве предпринимателя по своему месту проживания (временная прописка), но данная практика не приветствуется налоговиками.

Помимо этого, предприниматель перерегистрироваться может не по своему месту прописки, если он занят в тех сферах деятельности, которые попадают под ЕНВД не в регионе первоначальной регистрации, а в ином. При этом адрес своей официальной прописки менять не придется, достаточно будет осуществить постановку в качестве плательщика ЕНВД в налоговую по новому месту.