Сразу уточним, что в данной статье с видео о том, как сделать индийскую свечу, речь будет идти об относительно широком классе костров для приготовления пищи в лесу.

Эти костры имеют разные названия (индейская, индийская, шведская, финская свеча и др.), но всех их объединяет общее: свеча для выживания представляет собой связку расщепленных дров из одного чурбака, связанных в целое, с ровной верхней поверхностью, на которую ставится чайник, кастрюля и другая посуда. Чаще всего встречается название “индейская” и “финская свеча”.

Посмотрите сначала, как делать одну из наиболее распространенных разновидностей таежных свечей.

На ролике ниже (в конце статьи) представлены результаты тестирования разных вариантов изготовления свечей из деревянных чурбаков. Они помогут вам найти оптимальную конструкцию, с учетом тех или иных требований.

Комментарии к ролику . Самая простая таежная свеча делается из трех чурбаков, которые устанавливаются рядом друг с другом. Оптимальная высота – 2 диаметра полена. Преимущества свечи из трех чурбаков: простота изготовления, высокое пламя, устойчивость, производительность.

Вторая разновидность представляет собой расколотый, например, на 4 части чурбак. Преимущества: интенсивное горение, высокое пламя. Недостаток: неустойчивость конструкции при быстром сгорании.

Костер-примус

Чурбак раскалывают на части, выдалбливается сердцевина, части стягиваются проволокой так, чтобы в верхней части два противоположных полена выпирали, а остальные располагались ниже. Такая площадка с просветом обеспечивает выход пламени при установке на нее кастрюли или чайника. Снизу, соответственно создается приток воздуха. Преимущества: интенсивное горение, высокая концентрация пламени, возможность переносить с места на место. Недостаток: перетянутая проволокой свеча не дает тепла для согрева рук, просушки одежды и т.п.

Четвертый вариант таежной свечи

Чурбак не до основания распиливается бензопилой на 4 или более частей. Для розжига такой свечи как правило требуется залить внутрь немного жидкости для розжига или бензина, машинного масла. Преимущества: яркое сильное пламя, устойчивость, возможность использования для освещения лагеря.

Посмотрите наглядно эти разновидности таежных костров-свечей и тест на горение. Досмотрите до конца, чтобы узнать, какая из свечей лучшая.

Если вас не устраивает необходимость всякий раз сооружать устройства из дерева для приготовления еды, посмотрите, как могут стать подспорьем в этом вопросе.

В походе или путешествии «дикарем», на пикнике или рыбалке всякий раз стоит задача приготовления горячей пищи. Кто то разводит почтенных размеров костерчик, кто то тащит с собой примус или кулек сухого горючего.

Я хочу познакомить вас с одним старым способом, точнее устройством, с помощью которого можно и приготовлять пищу, обогреваться или светить себе дорогу. По легенде оно было заимствовано у североамериканских индейцев колонизаторами Христофора Колумба. Ввиду этого и получило наименование «индейская свеча».

Принцип действия индейской свечи очень прост. Как и в самоваре, сгорание происходит в топке, а тягу обеспечивает труба. Этакая мини-печечка. Но в индейской свече роль и топки и трубы выполняет само горючее — дерево, полое в середке. Горят внутренние стенки самого полена.

По своему туристическому опыту я могу без опаски заявлять, что индейская свеча — один из самых эффективных и дешевых способов приготовления горячей пищи.

Изготовить индейскую свечу может любой и за несколько минут.

Для ее изготовления надо одолжить любое бревнышко, диаметром от 10 см и больше. Вплоть до 30-40 см. Надо без сучков, что бы его можно было расколоть достаточно ровно. Вид дерева не имеет большого значения, но нужно запоминать, что смолистые деревья — «стреляют» и дают целый ряд искр. Эксплуатировать свечу из елки и сосны не рекомендуется для обогрева. Береза горит жарко и не стреляет, но огонь у нее сильное и необходимо быть осторожным. Кроме того, в коре березы избыток дегтя и огонь слегка коптит, особенно в конце горения. Фактически идеальная свеча выходит из неплохо высушенной осины. Горит она чрезвычайно ровно, пламя легкое и бесцветное.

В любом случае, неплохо эксплуатировать сухостой (но не гнилушку). В противном случае, свечу или ее заготовку придется продолжительно просушивать.

Так, из бревна вырезаем заготовку длиной 15-40 см. Когда использовать свечу планируется для приготовления пищи, то легче взять короткие, но толстые заготовки. Тут можно будет устанавливать посуду прямо на свечу, а сама она будет твердо стоять на основании. Если же важно освещение, то тут лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. Что бы ее было удобно носить. А когда надо отопление, то необходимо взять и толстую и длинную заготовку. Такая свеча может пылать много часов.

1. Дерево раскалывают вдоль приблизительно посередине. Как раз потому имеет большое значение использовать кусок бревна без сучков. Их очень нетрудно расколоть. В случае если вам попадется дуплистое дерево — это в общем лучший вариант! Это готовая индейская свеча, хватит ее попросту перепилить на части длиной 20-30 см и выскоблить подгнившие внутренности дупла.

При помощи топорика вырубается сердцевина дерева так, что бы после образовался канал диаметром 5-7см.

2. Обе половинки вновь складываются и скрепляются между собою любым способом. Скажем, проволокой, липкой лентой, гвоздями, клеем… Таким образом мы получили деревянную трубу. Важно гарантировать минимальность щелей в месте соединения половинок. В противном случае, прямо по сим щелям свеча вмиг прогорит.

3. Для разжигания свечи в трубу запихивают немножко березовой коры (бересты). При этом следят, что бы не был перекрыт незанятый доступ воздуха по трубе, а то не будет тяги. Когда нет бересты, можно использовать в своих целях несколькими лучинами. Саму свечу устанавливают так, что бы у ее нижнего конца был маленький просвет для поступления воздуха. Например, на камни или пару поленьев.

4. Бересту поджигают и проталкивают лучинкой вовнутрь трубы примерно в ее середина. Ежели она будет в верхней части трубы, свеча будет гореть продолжительно, но слабым пламенем. Подобный режим будет для отопления или разогрева незначительного количества пищи. А ежели продвинуть бересту приблизительно до самого дна (или зажигать свечу внизу), то свеча сгорит быстрее, но огонь будет сильным. Подобный режим будет для приготовления пищи или освещения.

5. При горении свечи силу пламени довольно попросту настраивать перекрытием доступа воздуха внизу свечи (скажем, землей или снегом). Для готовки достаточна вышина пламени в 10-15 см.

6. Свечу можно использовать в качестве факела. Дерево — блестящий теплоизолятор и пусть даже во всю мочь горящую свечу можно свободно держать рукой, освещая себе дорогу или поставить порядочно таких факелов для освещения лагеря туристов.

7. Для разогрева пищи, поддержания ее в горячем состоянии или для отопления важно уметь перевести свечу в режим интенсивного тления. При этом свеча тлеет изнутри практически без пламени. При этом из нее выходит достаточно горячий дым. Это достигается путем перекрытия доступа воздуха снизу свечи.

8. Для разогрева, скажем, банки консервов пусть даже в зимнее время, нужно общей сложности несколько минут. Хватит установить банку на свечу так, что бы оставалась небольшая просвет для выхода дыма. Ежели необходимо готовить пищу в кастрюле, то ее ставят на пару щепок — прокладок, как на конфорку газовой плиты. Когда же есть котелок, его попросту подвешивают над свечой на высоте 5-10 см.

Порой для доступа воздуха и для выхода газов попросту делают соответствующие пропилы на торцах свечи. Но это выполнимо лишь у свечей диаметром 20-25 см и больше. Высокие и тонкие свечи не устойчивы и не нужно рисковать.

При использовании свечи в качестве отопителя в палатке, надо позаботиться о отводе продуктов горения.

А совершенно правильное отопление выглядит приблизительно так. Горящая свеча оставляется снаружи. Над ней с наклоном подвешивается короткая металлическая труба. Более высоким концом труба вставляется в палатку. Свеча нагревает трубу и соответственно воздух в ней, который и поступает в палатку. Таким образом палатка отапливается горячим, но свежим чистым воздухом, а не дымом.

Однажды зажженную свечу не обязательно дожигать до конца, до ее гибели. Как только лишь еда приготовлена, свеча гасится путем перекрытия доступа воздуха как внизу так и поверху. Скажем, путем закрытия каким либо негорючим предметом может быть крышки котелка или набрасыванием влажной тряпки. Таким образом, с помощью одной индейской свечи можно приготовить пищу несколько раз.

Несомненно, такая свеча гораздо тяжелее примуса или пакета сухого горючего. Но сухое топливо — достаточно дорого. А в отличии от примуса, каковой надо тащить в оба конца путешествия, а так же хлопотать с вонючей канистрой горючего для него, свеча имеет билет в один конец. Она погибает, обеспечивая нас горячей пищей, теплом и светом.

Но при автомобильных или иным моторизованным путешествиях по диким, и особенно безлесным и гористым местам — свеча послужит вам верой и правдой. Потратьте немного времени на ее изготовление и вы всегда будете и сыты и согреты.

В походе или путешествии «дикарем», на пикнике или рыбалке всякий раз стоит задача приготовления горячей пищи. Кто то разводит почтенных размеров костерчик, кто то тащит с собой примус или кулек сухого горючего.

Я хочу познакомить вас с одним старым способом, точнее устройством, с помощью которого можно и приготовлять пищу, обогреваться или светить себе дорогу. По легенде оно было заимствовано у североамериканских индейцев колонизаторами Христофора Колумба. Ввиду этого и получило наименование «индейская свеча».

Принцип действия индейской свечи очень прост. Как и в самоваре, сгорание происходит в топке, а тягу обеспечивает труба. Этакая мини-печечка. Но в индейской свече роль и топки и трубы выполняет само горючее - дерево, полое в середке. Горят внутренние стенки самого полена.

По своему туристическому опыту я могу без опаски заявлять, что индейская свеча - один из самых эффективных и дешевых способов приготовления горячей пищи.

Изготовить индейскую свечу может любой и за несколько минут.

Для ее изготовления надо одолжить любое бревнышко, диаметром от 10 см и больше. Вплоть до 30−40 см. Надо без сучков, что бы его можно было расколоть достаточно ровно. Вид дерева не имеет большого значения, но нужно запоминать, что смолистые деревья - «стреляют» и дают целый ряд искр. Эксплуатировать свечу из елки и сосны не рекомендуется для обогрева. Береза горит жарко и не стреляет, но огонь у нее сильное и необходимо быть осторожным. Кроме того, в коре березы избыток дегтя и огонь слегка коптит, особенно в конце горения. Фактически идеальная свеча выходит из неплохо высушенной осины. Горит она чрезвычайно ровно, пламя легкое и бесцветное.

В любом случае, неплохо эксплуатировать сухостой (но не гнилушку). В противном случае, свечу или ее заготовку придется продолжительно просушивать.

Так, из бревна вырезаем заготовку длиной 15−40 см. Когда использовать свечу планируется для приготовления пищи, то легче взять короткие, но толстые заготовки. Тут можно будет устанавливать посуду прямо на свечу, а сама она будет твердо стоять на основании. Если же важно освещение, то тут лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. Что бы ее было удобно носить. А когда надо отопление, то необходимо взять и толстую и длинную заготовку. Такая свеча может пылать много часов.

1. Дерево раскалывают вдоль приблизительно посередине. Как раз потому имеет большое значение использовать кусок бревна без сучков. Их очень нетрудно расколоть. В случае если вам попадется дуплистое дерево - это в общем лучший вариант! Это готовая индейская свеча, хватит ее попросту перепилить на части длиной 20−30 см и выскоблить подгнившие внутренности дупла.

При помощи топорика вырубается сердцевина дерева так, что бы после образовался канал диаметром 5−7см.

2. Обе половинки вновь складываются и скрепляются между собою любым способом. Скажем, проволокой, липкой лентой, гвоздями, клеем... Таким образом мы получили деревянную трубу. Важно гарантировать минимальность щелей в месте соединения половинок. В противном случае, прямо по сим щелям свеча вмиг прогорит.

3. Для разжигания свечи в трубу запихивают немножко березовой коры (бересты). При этом следят, что бы не был перекрыт незанятый доступ воздуха по трубе, а то не будет тяги. Когда нет бересты, можно использовать в своих целях несколькими лучинами. Саму свечу устанавливают так, что бы у ее нижнего конца был маленький просвет для поступления воздуха. Например, на камни или пару поленьев.

4. Бересту поджигают и проталкивают лучинкой вовнутрь трубы примерно в ее середина. Ежели она будет в верхней части трубы, свеча будет гореть продолжительно, но слабым пламенем. Подобный режим будет для отопления или разогрева незначительного количества пищи. А ежели продвинуть бересту приблизительно до самого дна (или зажигать свечу внизу), то свеча сгорит быстрее, но огонь будет сильным. Подобный режим будет для приготовления пищи или освещения.

5. При горении свечи силу пламени довольно попросту настраивать перекрытием доступа воздуха внизу свечи (скажем, землей или снегом). Для готовки достаточна вышина пламени в 10−15 см.

6. Свечу можно использовать в качестве факела. Дерево - блестящий теплоизолятор и пусть даже во всю мочь горящую свечу можно свободно держать рукой, освещая себе дорогу или поставить порядочно таких факелов для освещения лагеря туристов.

7. Для разогрева пищи, поддержания ее в горячем состоянии или для отопления важно уметь перевести свечу в режим интенсивного тления. При этом свеча тлеет изнутри практически без пламени. При этом из нее выходит достаточно горячий дым. Это достигается путем перекрытия доступа воздуха снизу свечи.

8. Для разогрева, скажем, банки консервов пусть даже в зимнее время, нужно общей сложности несколько минут. Хватит установить банку на свечу так, что бы оставалась небольшая просвет для выхода дыма. Ежели необходимо готовить пищу в кастрюле, то ее ставят на пару щепок - прокладок, как на конфорку газовой плиты. Когда же есть котелок, его попросту подвешивают над свечой на высоте 5−10 см.

Порой для доступа воздуха и для выхода газов попросту делают соответствующие пропилы на торцах свечи. Но это выполнимо лишь у свечей диаметром 20−25 см и больше. Высокие и тонкие свечи не устойчивы и не нужно рисковать.

При использовании свечи в качестве отопителя в палатке, надо позаботиться о отводе продуктов горения.

А совершенно правильное отопление выглядит приблизительно так. Горящая свеча оставляется снаружи. Над ней с наклоном подвешивается короткая металлическая труба. Более высоким концом труба вставляется в палатку. Свеча нагревает трубу и соответственно воздух в ней, который и поступает в палатку. Таким образом палатка отапливается горячим, но свежим чистым воздухом, а не дымом.

Однажды зажженную свечу не обязательно дожигать до конца, до ее гибели. Как только лишь еда приготовлена, свеча гасится путем перекрытия доступа воздуха как внизу так и поверху. Скажем, путем закрытия каким либо негорючим предметом может быть крышки котелка или набрасыванием влажной тряпки. Таким образом, с помощью одной индейской свечи можно приготовить пищу несколько раз.

Несомненно, такая свеча гораздо тяжелее примуса или пакета сухого горючего. Но сухое топливо - достаточно дорого. А в отличии от примуса, каковой надо тащить в оба конца путешествия, а так же хлопотать с вонючей канистрой горючего для него, свеча имеет билет в один конец. Она погибает, обеспечивая нас горячей пищей, теплом и светом.

Но при автомобильных или иным моторизованным путешествиях по диким, и особенно безлесным и гористым местам - свеча послужит вам верой и правдой. Потратьте немного времени на ее изготовление и вы всегда будете и сыты и согреты.
Источник - divanamnet.ru

________________________________________________________________________________________________

Среди проблем, которые сопутствуют любителям походов, рыбалки и пикников есть проблема быстрого приготовления пищи или обогрева с использованием минимального количества топлива. В безлесной местности или зимой на льду костер не разведешь. Не разложишь его и в палатке и даже в непосредственной близости от нее. Костер прожорлив, не очень эффективен и отличается стабильностью горения. То полыхает, то еле тлеет, дрова «стреляют», искры во все стороны. Выручает в этих случаях какие то специфические или специальные способы сжигания топлива, особенно подручного, т.е. дров.

Я уже описывал два варианта т.н. индейской свечи, «классической» и современной. (Индейская свеча или деревянный примус и Индейские Свечи или костер без кострища) Увы, обоим вариантам присущи некоторые неустранимые недостатки. У классической индейской свечи это довольно высокая сложность изготовления. Поди-ка найди готовую сухостоину со слабой сердцевиной… А колоть чурбак, выдалбливать и главное – снова плотно соединять половинки в походных условиях тоже мало интересное занятие. Второй вариант для своего изготовления вообще требует цепной пилы. Тут даже ножовка не подойдет - пропилы должны быть широкими, что бы воздух проходил. Почти столярная работа… И оба варианта отличаются невысокой стабильностью горения, достаточно быстро пламя выходит из под контроля. Порой не успеваешь и пищу приготовить. Да и миниатюрными их не назовешь. Не всегда требуется такое сильное пламя. Вобщем, требуется нечто более стабильное и предсказуемое, контролируемое, возможное в различных «весовых категориях».

Человечеству уж тысяч несколько как известен мангал. Условно - какой-то сосуд, в котором горят или тлеют угли. Для того что бы к зоне горения поступал окислитель (воздух, вернее кислород в нем имеющийся), сосуд или делают очень плоским, или в его стенках делают отверстия. Но мангал тоже не самое лучшее решение для похода. Требует специфического топлива - углей. А кинешь туда просто дров - превращается в банальный костер.

Нельзя ли найти компромисс, подумал я, который не имел бы серьезных недостатков, а сочетал бы в себе достоинства индейских свечек и мангала? Оказалось можно! И решение оказалось чрезвычайно простым.

Мангал имеет корпус, но не имеет стабильности горения обычного топлива (дров). Свечи имеют некоторую стабильность горения, но отсутствие корпуса делает их и пожароопасными, и стабильность эту ухудшают. А что если сделать корпус для индейской свечи? Тогда самая трудная часть - соединение расколотого чурбачка нам не потребуется. Да и саму свечу можно будет «собрать» из просто обычных полешек. Для того, что бы горение дров было контролируемым, стабильным по интенсивности и долгим, надо ограничить доступ кислорода в зону горения. Его количество определит и интенсивность горения.

Для эксперимента я подобрал консервную банку по форме «более высокую, чем широкую». Т.е. похожую на высокий стакан. Что бы сделать ее «мангалом» я пробил несколько отверстий для доступа воздуха. Только не с боков, а в дне, причем именно по центру дна, но не по всей площади. Нужно было сделать так, что бы отверстия в дне совпадали с каналом для воздуха в индейской свече. Делать просто круглое отверстие я не стал, что бы угольки потом не вываливались из банки. (Емкость банки примерно 350-400 мл. всего!)

Натолкал в банку небольших чурочек (да и чурочками их назвать можно с натяжкой, в палец толщиной и 10 см длиной), потом вынул центральную. Образовался канал для воздуха как в классической индейской свече. Сунул туда немного бересты, поджег… Через несколько минут «печка – свечка» горела ровным пламенем и горела минут так 20-25! Пламя было достаточно стабильным по интенсивности, практически без дыма, невысоким и ровным. И так пока практически все дрова не сгорели и не превратились сначала в горсту углей, а потом щепотку золы. И времени и мощности было более чем достаточно что бы разогреть банку консервов и вскипятить кружку кипятка и чай заварить. А печка-то - в кармане поместиться может! И топлива требуется «горсть щепок» в прямом смысле слова!

Ободренный успехом я сделал печку побольше. Взял 3-х литровую жестянку и так же в ее дне проделал отверстия. После этого расколол небольшой чурбачок, выдолбил в нем сердцевинку, вставил в печку и прижал обе половинки друг к другу расклинив их другими щепками. Разжег…

В походе или путешествии «дикарем», на пикнике или рыбалке всегда стоит вопрос приготовления горячей пищи. Кто то разводит большой костер, кто то тащит с собой примус или пакет сухого горючего.

Я хочу познакомить вас с одним старым способом, вернее устройством, с помощью которого можно и готовить пищу, отапливаться или освещать себе дорогу. По легенде оно было заимствовано у североамериканских индейцев колонизаторами Христофора Колумба. Оттого и получило название «индейская свеча».

Принцип действия индейской свечи чрезвычайно прост. Как и в самоваре, горение происходит в топке, а тягу обеспечивает труба. Этакая мини-печь. Но в индейской свече роль и топки и трубы выполняет само топливо — полено, полое внутри. Горят внутренние стенки самого полена.

По своему туристическому опыту я могу смело утверждать, что индейская свеча — один из самых эффективных и дешевых способов приготовления горячей пищи.

Сделать индейскую свечу может каждый и за несколько минут.

Для ее изготовления необходимо взять любое бревнышко, диаметром от 10 см и более. Вплоть до 30-40 см. Желательно без сучков, что бы его можно было расколоть достаточно ровно. Сорт дерева не имеет большого значения, но следует помнить, что смолистые деревья — «стреляют» и дают много искр. Использовать свечу из елки и сосны не рекомендуется для обогрева. Береза горит жарко и не стреляет, но пламя у нее сильное и надо быть осторожным. Кроме того, в коре березы много дегтя и пламя немного коптит, особенно в конце горения. Практически идеальная свеча получается из хорошо высушенной осины. Горит она исключительно ровно, пламя легкое и бесцветное.

В любом случае, хорошо использовать сухостой (но не гнилушку). В противном случае, свечу или ее заготовку придется долго сушить.

Итак, из бревна вырезаем заготовку длиной 15-40 см. Если использовать свечу планируется для приготовления пищи, то лучше брать короткие, но толстые заготовки. Тогда можно будет ставить посуду непосредственно на свечу, а сама она будет устойчиво стоять на основании. Если же важно освещение, то тут лучше взять заготовку подлиннее и потоньше. Что бы ее было удобно носить. А если требуется отопление, то надо брать и толстую и длинную заготовку. Такая свеча может гореть много часов.

1. Бревно раскалывают вдоль примерно посередине. Именно поэтому важно использовать часть бревна без сучков. Их очень легко расколоть. Если вам попадется дуплистое бревно — это вообще идеальный вариант! Это готовая индейская свеча, достаточно ее просто распилить на части длиной 20-30 см и вычистить подгнившие внутренности дупла.

При помощи топорика вырубается сердцевина дерева так, что бы впоследствии образовался канал диаметром 5-7см.

2. Обе половинки опять складываются и скрепляются между собой любым способом. Например, проволокой, липкой лентой, гвоздями, клеем… Таким образом мы получили деревянную трубу. Важно обеспечить минимальность щелей в месте соединения половинок. В противном случае, именно по этим щелям свеча быстро прогорит.

3. Для разжигания свечи в трубу запихивают немного березовой коры (бересты). При этом следят, что бы не был перекрыт свободный проход воздуха по трубе, иначе не будет тяги. Если нет бересты, можно воспользоваться несколькими лучинами. Саму свечу устанавливают так, что бы у ее нижнего конца был небольшой зазор для поступления воздуха. Например, на камни или пару поленьев.

4. Бересту поджигают и проталкивают лучинкой внутрь трубы примерно в ее центр. Если она будет в верхней части трубы, свеча будет гореть долго, но слабым пламенем. Такой режим хорош для отопления или разогрева незначительного количества пищи. А если протолкнуть бересту почти до самого дна (или разжигать свечу снизу), то свеча сгорит быстрее, но пламя будет сильным. Такой режим хорош для приготовления пищи или освещения.

5. При горении свечи силу пламени достаточно просто регулировать перекрытием доступа воздуха снизу свечи (например, землей или снегом). Для готовки достаточна высота пламени в 10-15 см.

6. Свечу можно использовать в качестве факела. Дерево — отличный теплоизолятор и даже сильно горящую свечу можно свободно держать рукой, освещая себе дорогу или установить несколько таких факелов для освещения лагеря туристов.

7. Для разогрева пищи, поддержания ее в горячем состоянии или для отопления важно уметь перевести свечу в режим интенсивного тления. При этом свеча тлеет изнутри практически без пламени. При этом из нее выходит достаточно горячий дым. Это достигается путем перекрытия доступа воздуха снизу свечи.

8. Для разогрева, например, банки консервов даже зимой, требуется всего несколько минут. Достаточно поставить банку на свечу так, что бы оставалась небольшая щель для выхода дыма. Если требуется готовить пищу в кастрюле, то ее ставят на пару щепок — прокладок, как на конфорку газовой плиты. Если же есть котелок, его просто подвешивают над свечой на высоте 5-10 см.

Иногда для доступа воздуха и для выхода газов просто делают соответствующие пропилы на торцах свечи. Но это возможно только у свечей диаметром 20-25 см и более. Высокие и тонкие свечи не устойчивы и не стоит рисковать.

При использовании свечи в качестве отопителя в палатке, необходимо позаботиться о отводе продуктов горения.

А совсем правильное отопление выглядит примерно так. Горящая свеча оставляется снаружи. Над ней с наклоном подвешивается короткая металлическая труба. Более высоким концом труба вставляется в палатку. Свеча нагревает трубу и соответственно воздух в ней, который и поступает в палатку. Таким образом палатка отапливается горячим, но свежим чистым воздухом, а не дымом.

Однажды зажженную свечу не обязательно дожигать до конца, до ее гибели. Как только пища приготовлена, свеча гасится путем перекрытия доступа воздуха как снизу так и сверху. Например, путем закрытия каким либо негорючим предметом вроде крышки котелка или набрасыванием влажной тряпки. Таким образом, с помощью одной индейской свечи можно приготовить пищу несколько раз.

Конечно, такая свеча гораздо тяжелее примуса или пакета сухого горючего. Но сухое горючее — достаточно дорого. А в отличии от примуса, который необходимо нести в оба конца путешествия, а так же возиться с вонючей канистрой горючего для него, свеча имеет билет в один конец. Она погибает, обеспечивая нас горячей пищей, теплом и светом.

Но при автомобильных или иным моторизованным путешествиях по диким, и особенно безлесным и гористым местам — свеча послужит вам верой и правдой. Потратьте немного времени на ее изготовление и вы всегда будете и сыты и согреты.