Темой данной статьи является исследование клейм, марок, знаков и надписей, изображенных на изделиях завода, хранящихся в музее хрусталя ОАО «Дятьковский хрусталь».
К сожалению, таких экспонатов совсем немного. На художественных произведениях из стекла, выполненных сложным ручным методом ставить клейма не принято, т.к. это искажает художественный облик изделия, как бы удешевляет его. Вот почему искусствоведам, коллекционерам бывает очень сложно атрибутировать те или иные изделия, установить принадлежность их к какому -либо производству. Мы проанализируем свою коллекцию маркированных изделий, попытаемся разобраться в знаках, их значении, расшифровки надписей, истории заводских клейм.
Для удобства исследования условно эту коллекцию можно разделить на несколько групп.

  1. Экспонаты, надписи на которых свидетельствуют о принадлежности их к заводской образцовой.
  2. Изделия с заводскими клеймами.
  3. Изделия с монограммами, вензелями, гербами, надписями.
  4. Произведения с подписью автора-исполнителя.

XIX веком датируются рюмки и бокалы с надписями «образецъ». Они разнообразной формы и декорированы различными рисунками алмазной грани. На высоком узком бокале надпись – «Образецъ Чистякова», что может означать автора рисунка или заказчика, название сервиза. Среди продукции завода 19 века было много сервизов под разными фамилиями; например – сервиз Чапский фасон, Белюстинская грань и другие. Белюстин Н.И. в конце XIX века работал на Мальцовских заводах юрисконсультом; возможно алмазная грань была предложена им, отсюда и название сервиза

На некоторых изделиях, которые относятся к первой группе, стоят тем или иным способом нанесённые цифры. Например, на фужере из простого стекла выгравировано - «№33-6».

Попробуем разобраться, что это может означать.
Еще с 19 века, судя по мальцовским «Прейскурантам», существовали специальные обозначения для производственных изделий. Среди них были и номера, которые обозначали следующее:

Номер сервиза
- номер рисовки
- номер травления
- номер грани
- номер фасона.

Таким образом, на фужере с номерной гравировкой, цифра 33 могла обозначать номер гравированного рисунка, а цифра 6 - его форму. Некоторые из этих обозначений сохранялись и в 20 веке. Термины «номерная гравировка», или «номерная шлифовка» используются производственниками и в настоящее время.

На плитках ваз для сервировки стола на ножке стоят номера -34, 35, 41, что также может обозначать номер сервиза, к которому принадлежит та или иная ваза. Рисунок травления у них одинаков, разнятся формы ножек и размеры.

К этой же группе относятся несколько изделий 50-х годов с надписями «образец»:
кувшин из двухслойного стекла с алмазной гранью, вазы из цветного стекла, вазы для сервировки стола.

О заводских клеймах

В XIX веке продукция завода постоянно участвовала в отечественных и зарубежных промышленных и художественных выставках, они приносили успех, признание и награды. На первой Всероссийской выставке мануфактур в Санкт-Петербурге в 1829 году продукцию Дятьковской фабрики награждают Большой Золотой медалью. В документах выставки отмечается: «…ни на каком заводе в России так чисто, аккуратно и искусно изделия не вырабатывались, и оная фабрика первая, которая довела до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают и аглицким, а потому принадлежат к первому разряду”.


Неоднократно по результатам выставок заводу присуждалось множество наград и в том числе право изображать на изделиях Российский Государственный Герб.


Это право использовалось владельцами завода для маркировки изделий. В фондах музея сохранились кружки ручной работы, декорированные люстровыми красками и живописью. На донышках их стоит клеймо; по кругу надпись «Хрустальная фабрика Дятьково М.П.Т.Т.». Буквенная аббревиатура обозначает - Мальцовское Промышленно Торговое Товарищество.


На некоторых прессованных изделиях, сохранившихся с 19 века стоит знак – изображение герба Российской Империи и надпись «Мальцовское». В нашей коллекции это части граненых стаканов и кружки.
Учреждено Мальцовское Товарищество было в 1875 году и просуществовало до 1894года, когда было организовано Акционерное Общество Мальцовских заводов. Таким образом, можно утверждать, что эти изделия выпускались именно в этот период с1875 по 1894 годы.

Маркированных изделий более раннего периода в фондах не найдено, чему есть объективные исторические причины.
Во время оккупации Дятьково фашистами завод и музей эвакуировали, и большая часть музейных образцов была утрачена.
В фондах хранится образец иллюминаторного стекла с отпрессованной надписью «Мальцовское».


В 20-30-е годы XX века после октябрьской революции на некоторых прессованных изделиях ставили клеймо с изображением новых советских символов – серпа и молота в обрамлении венка и надписью – РСФСР.


На прессованной продукции более позднего периода ставили клеймо с буквенной аббревиатурой «ДХЗ» - Дятьковский хрустальный завод. Клеймо имело разный вид и оформление.

Иногда вместе с клеймом ставили цену. Например: на донышке граненого стакана ёмкостью 250 мл стоит знак «ДХЗ 7к», стакан на 200 мл – «ДХЗ 6 к », розетка –«ДХЗ 4 к».

Выпускалась эта продукция с 1961 (после денежной реформы Хрущева Н.С.) по 1963 годы.

В 1963 году был утверждён новый товарный знак завода. Аббревиатура «ДХЗ» в виде бокала: Х- контур бокала, Д - в верхней его части, З - в нижней части ножки бокала. С этого времени и по 1985 год этот товарный знак ставили на продукцию, бумажные марки и упаковочные ярлыки. В фондах имеется коллекция марок этого периода с обозначением наименования изделия, сорта, ГОСТа и пр. Цвета марок разные в зависимости от вида изделия. На изделиях, предназначавшихся для экспорта, наклеивали красочные марки из цветной фольги, соответственно требованиям, общим для всех стекольных заводов.

С 1985года и по настоящее время Дятьковский хрустальный завод имеет другой товарный знак – стилизованная буква «Д» в круге. Марки этого периода разные – бумажные, из фольги разного цвета и формы. После разработки и внедрения фирменной упаковки в 2000 году, марки становятся одинаковой формы и цвета (синего - «фирменного»). Логотип практически не изображается на изделиях за очень редким исключением. С таким тиснёным логотипом в фондах имеется прессованная розетка простого стекла.

Список используемой литературы

1.«Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в Полное собрание Законов с 1649 по 1900 год», репринт, Москва, изд. «Планета», 1990г.)
2. «Прейсъ-Курантъ Дятьковской хрустальной фабрики акционерного общества мальцовских заводовъ» село Дятьково. Типография Русского товарищества, Москва
3.«Николай и Александра», Государственный Эрмитаж, С-Петербург 1994г
4. Городничая Т.Б. «Музей Дятьковского хрусталя» Брянск сегодня 2000г.
5. Бабаева С.Н. «Художественное стекло Е.М.Бём». Песоченский историко-архитектурный сборник, история и культура, Киров-1995г.

Дорогие читатели моего блога, сегодня мы постараемся разобраться понять узнать как расшифровать и что обозначает клеймо “Отъ М.Ф. 1901 на 10 летъ”

есть варианты разные: Отъ М.Ф. 1911 (1904, 1903, 1911, 1867, 1877 и др. на 10 (5 , 15, 20) летъ и др. комбинации.

Где встречается это клеймо? чаще всего оно отлито на стеклянных изделиях (шкатулка, ваза, вазочка, розетка, тарелка, блюдо для фруктов) и обрамлено точками. Стеклянные предметы таких известных русских фабрик и заводов как завод Мальцевых, Императорский завод, Бахметьевский завод (в С-Петербурге) времен царствования Императора Александра I порой имеют такое клеймо в добавок к основному (если таковое ставилось). Одни и те же формы имели разные цифры и наоборот – одно и то же клеймо ставилось на совершенно разные изделия.

Варианты этого же клейма мы находим и на различных бронзовых статуэтках конца 19 века, на чугунных предметах, на изделиях из других тяжелых металлов. Оно чуть отличается по дизайну от своего “стеклянного собрата”, сохраняя при этом суть и значение. Так же порой сопровождается клеймом мастера или завода изготовителя. Подобные патентные клейма довольно редко, но все же встречаются на отдельных отливках фабрики Шопена и К.Ф.Верфеля, некоторых частных мастерских, таких, например, как петербургская бронзолитейная мастерская Антонова.

ВАЖНО!

Круглое патентное клеймо с датой ставилось Министерством Финансов и указывало на право обладание эксклюзивного права воспроизведения данного того или иного конкретного предмета на определенный период (например 10 лет). Иногда такое клеймо еще называют “разрешительное” (не совсем корректно). Это могли быть разрешения на отливку одной определенной модели, одной конкретной статуэтки, вазы, блюда, шкатулки и т.д.


Разберем конкретный пример: надпись «отъ М.Ф. на 10 летъ 1901» означает, что патент производителю (частному мастеру, заводу, фабрике) был выдан Министерством Финансов сроком на 10лет, начиная с 1901 года. Такие предметы атрибутируют разумеется в соответствии с дополнительным клеймом и другими данными (стилистика исполнения, материалы, пигменты), если же таковых нет, то датировка получается охватывает период с 1901 по 1911 (1901 плюс 10 лет). Еще пример: клеймо ” ОТЪ МФ. НА 10 Л. 1882″ точно так же говорит нам о том, что эксклюзивным правом на воспроизводство того или иного конкретного предмета выдано Министерством Финансов начиная с 1882 года сроком на 10 лет. Иногда процесс запуска некоторых моделей был не мгновенным и требовал времени. Клейма ставились, и на всех последующих отливках по этим моделям в течении всех этих 10 лет сохранялось первоначально проставленное клеймо.

клеймо от М Ф на 5 летъ на фарфоре

Очень немногие русские бронзовщики оформляли патентное право на воспроизводство той пли иной модели в течение определенного срока. Практика эта (как и многое другое) была позаимствована из Франции, где с 1840-х годов крупные фабриканты заключали контракт со скульптором (автором модели) на эксклюзивное право отливки его работы. Но французы оговаривали достаточно длительные сроки до 20 – 25 лет. Национальные особенности России, где ничего нельзя загадывать надолго, внесли некоторые корректировки, такие патенты оформлялись в большей части не дольше чем на 10 лет.

5 самых частых заблуждений на счет клейма “Отъ М.Ф. 1901 на 10 летъ” (не правильные версии! ):

1 неправда . Предметы с такими клеймами (розетки для варенья, стеклянные шкатулки) выдавались или дарились служащим Министерства Финансов в честь десятилетия его существования. Попроще дарились клеркам, посерьезней – начальникам. Тогда как объяснить клеймо “От М.Ф. на 10 лет, 1867″ , тоже на 10-летие? ежегодное празднование 10-летия?

2 очень частое заблуждение. Что так клеймились многочисленные подарки от Императрицы Марии Федоровны своим подданным. Причем дарились они все на 5-летие или 10-летие. Право версия кажется даже смешной от одного возраста одариваемых. Но к сожалению это пожалуй самое желанное для продавцов предположение, ведь сразу предмет попадает в категорию высшего оценочного слоя. Ведь Сама Императрица руку приложила к драгоценной стеклянной шкатулке или бронзовому бюсту.

3 бред. Это презентационное клеймо на изделиях высшего качества (мы встречам такие клейма и на самых простеньких и ширпотребных прессованных вещах).

появилась 4 полуверсия . Что “это патент от Министерства финансов России на ввоз товаров с стекольного завода в Зомбковице – Ząbkowice (Польша, тогда территория царской России), освобождающий товары от ввозной пошлины. По этому клейму “От МФ на 5-10 летъ” и узнаются предметы этого завода. Это подтверждается и литературой, каталогами стекольного завода в Зомбковице.” (ставлю в кавычки, т.к. полностью копирую текст, это ни в коем случае не мое утверждение)

5 псевдо-версия (считаю ее неправильной) . Со слов некоего “эксперта”: “Директор одного из музеев отвечала на подобный вопрос, и стеклянные и фарфоровые вещи дарились заемщикам банков”.

Итак, мы разобрались, надеюсь вам хоть капельку помогла эта статья определить год изготовления предмета, а так же снять розовые очки. Не огорчайтесь, если вдруг поняли, что Императрица и слыхом не слыхивала про вашу вазочку или шкатулочку, а Министерство Финансов не отмечала ежегодно 10-летие своей деятельности. Вы обладаете приятным русским предметом, однозначно старинным, с определенной датировкой – а это уже Здорово!

Стекло СССР: сквозь призму ностальгии


Объективная сторона оценки любого произведения искусства – это его художественная значимость, которая сохраняется с течением времени, служит предметом исследования, дискуссий, теорий. Творческое наследие прошлых эпох иногда неоднозначно, иногда – не столь ценно, как того хотелось бы его создателям. Бывает искусство, которое начиналось как привычное и обыденное, но талант художника сделал его удивительным и неповторимым. Когда речь идёт о старинных предметах, искусство способно пережить второе рождение, потому что восприятие зрителя вдохнёт в него новую жизнь.

Коллекционирование признанных шедевров – это отчасти удачное инвестирование, утверждение своего благосостояния, имиджа и статуса. Художественная и историческая ценность старинных предметов делает их аналогом фамильных драгоценностей: новое поколение наследует семейную реликвию, ставшую почти бесценной по прошествии долгих лет. И если с драгоценностями, полотнами великих художников, старинными монетами это объяснимо, то уникальная ценность милых домашних вещиц, вроде чашки с размытым подглазурным клеймом или вазы из грубоватого, массивного стекла, – понятна немногим.

Это ностальгическая привязанность к вещам, которые напоминают о детстве или семейных традициях, маленьких радостях и фамильных легендах. Такие вещи всегда имеют свою историю: объективно связанную с событиями, или личную, подаренную им владельцами. Ценность старинных вещей – в их существовании сквозь призму эмоций, а значит – это уже не просто чашка или ваза. Стекло СССР иногда не слишком красивое и изящное, но, тем не менее, посуда советского времени является предметом коллекционирования. И сложно однозначно сказать, что привлекает собирателей: истинная ценность изделий из стекла и фарфора или те чувства, которые вызывает порой наивная простота форм, незамысловатая роспись, утратившие актуальность лозунги.

Хотя нередко на заводах, выполнявших государственные заказы, работали художники и скульпторы, которые вразрез шаблонам и вопреки практичности создавали настоящие шедевры. Такие изделия способны стать украшением любой коллекции, а сведущим коллекционерам поведать интересные истории советской действительности. Советское стекло – это вазы и пепельницы, бокалы и салатницы, ёлочные игрушки и статуэтки. Ассортиментный ряд каждого предприятия был ориентирован на бытовой аспект жизни, хотя периодически ограниченными сериями выпускались сувенирные изделия. Как правило, они были приурочены к каким-нибудь памятным датам и событиям: годовщинам, получению наград, великим свершениям. И то, что в свете сегодняшних реалий многие советские ценности воспринимаются с ироничной снисходительностью, не делает менее очаровательной тонкий узорный орнамент вазы СССР. Стекло и хрусталь в Советском Союзе нередко приобретало имиджевый статус, особенно, если изделие было несерийным. Сегодня даже обычные предметы, вроде столовой посуды, имеют определённую ценность для коллекционеров. Иногда эта ценность исчисляется не в деньгах, а в том духе ушедшего времени, который делает уникальными даже самые банальные вещи.

Одно из самых известных предприятий того времени – Ленинградский завод художественного стекла. Он был основан в 1940 году на базе Ленинградской зеркальной фабрики как экспериментальный цех по изготовлению художественного стекла. Инициаторами выступили Н. Н. Качалов – известный советский учёный-химик, скульптор В. И. Мухина и писатель А. Н. Толстой. Это были энтузиасты, благодаря которым ЛЗХС считался одним из основных центров художественного стеклоделия в СССР. Завод просуществовал до 1997 года, а его изделия сегодня можно считать одними из самых качественных, оригинальных и тематически разнообразных.

Очень многочисленна и многообразна стеклянная столовая посуда, продававшаяся как штучные изделия и в комплектах: приборы для салата, воды, вина, крюшона, сервизы, пивные бокалы, кружки, салатницы, икорницы. Необычными и красивыми, декорированными геометрическими резными рисунками были настольные фигурки, пепельницы, селёдочницы. Этот ряд можно продолжать до бесконечности, но объединяющим все изделия было их высокое качество и практичность. Над предметами из стекла работали талантливые художники того времени: Л. О. Юрген, Б. А. Смирнов, А. А. Успенский, А. М. Остроумов. Их вклад в повышение художественного аспекта выпускаемой продукции невозможно переоценить. Именно поэтому коллекционеры испытывают особый интерес к стеклянным или хрустальным изделиям ЛЗХС, а в антикварном интернет-магазине «Лавка Старины», созданном для ценителей вдохновения и таланта минувших лет, советскому стеклу посвящён целый раздел.