• полное название предприятия;
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;

С начала 2014 года процедура аттестации рабочих мест заменена спецоценкой условий труда. Ее качество и правильность проведения контролируют государственные надзорные органы, которые оценивают соблюдение всех требований и правильность ее проведения. Так, для проверки качества спецоценки и соблюдения прав рабочего персонала предусмотрена государственная экспертиза условий труда. Информацию о ней содержит статья 216.1 Трудового кодекса РФ.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Понятно, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным надзорным органом, который имеет полномочия следить за соблюдением положений трудового права. Данную проверку проводят представители Роструда. В том числе территориальные трудовые инспекции – ГИТ.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

Этап Что включает
1 Рассмотрение оснований для проведения госэкспертизы Запрос будет рассмотрен в течение недели. После этого его принимают или отклоняют по решению надзорного органа.
2 Проведение оценки объекта экспертизы Определяют:
  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.
3 Непосредственная проверка ситуации на предприятии Комиссия проводит необходимые замеры, определяет воздействие вредных и опасных факторов на персонал и т. п.
4 Фиксация результатов Оформляют проект заключения, в котором приводят всю собранную информацию.

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Подача заявления о проведении экспертизы

Чтобы начать процедуру госэкспертизы, заявитель должен обратиться в уполномоченную организацию с заявлением, которое содержит всю требуемую информацию. В том числе необходимо прописать:

  • полное название предприятия;
  • Ф.И.О. и адрес заявителя;
  • сведения о рабочих местах на объекте;
  • данные о проведенных ранее проверках.

Также к заявлению может быть прикреплён пакет иных документов. Их собирают в зависимости от цели проведения проверки.

Если проверка начата по представлению суда или трудовой инспекции, заявление должно быть обязательно зарегистрировано в уполномоченном органе. С момента регистрации заявления начинается отсчет времени на получение ответа и на проведение самой процедуры.

Если же проверка проводится для анализа качества спецоценки, то к заявлению прикладывают квитанцию об оплате госэкспертизы.

Оформление заключения после проверки

По результатам проведенной проверки готовят проект заключения. В нем прописывают выводы по экспертизе. А они зависят от поставленных целей.

Если проверка зафиксировала нарушения, их прописывают максимально подробно. При этом указывают нормативные акты, положения которых были нарушены.

Проект должен пройти утверждение в экспертной комиссии. После чего в течение 3-х дней его переправляют заявителю.

Результаты рассматриваемой экспертизы при необходимости можно обжаловать в Роструде или в суде.

Помните, что государственная экспертиза условий труда и ее функции направлены на проверку соблюдения законодательства и предотвращение нарушений прав работников. Она позволяет выявить и подтвердить факты нарушений, а также предотвратить несчастные случаи и профзаболевания.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из статьи вы узнаете:

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно .

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными . В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям и .

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте );
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и , то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи ). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — );
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ. Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно. Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Расходы на проведение экспертизы

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке .
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

По вопросам проведения государственной экспертизы условий труда юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

Государственная экспертиза условий труда прописана в статье 21 Основ и статье 216^ ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке определённом Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

Качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

Правильности предоставления работникам компенсаций за тяжёлую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

Соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники государственным нормативным требованиям охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, работников, профсоюзных органов.

15. Специально уполномоченные органы надзора и контроля

. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности прописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Государственный надзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. А также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при проведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор.

(Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в РФ является контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. В его функции входит надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, а также надзор и контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности утверждено распоряжением Президента РФ 5 июня 1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Необходимость и важность проведения специальной оценки условий труда в организации уже ни для кого не секрет. Однако не следует забывать и о качестве проведенной спецоценки. Обеспечить надлежащее качество и объективность результатов проведенной специальной оценки условий труда в организации поможет государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 ТК РФ).

Что такое экспертиза качества условий труда

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Основной идеей экспертизы качества условий труда является последовательный анализ результатов проведенной спецоценки. Государственный эксперт обязан убедиться, что спецоценка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» и с требованиями «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.

Основными объектами анализа являются:

  1. правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В данном случае государственный эксперт должен убедиться в том, что выявленные факторы производственной среды соответствуют Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов (Приложение № 2 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н), а также в том, что результаты идентификации оформлены должным образом.
  2. правильность проведенных исследований (испытаний) и измерений идентифицированных факторов. Проверке подлежат все средства измерения, методы исследований и методики измерения, с помощью которых были проведены исследования (испытания) и измерения идентифицированных факторов, а также содержание оформленных протоколов измерения.
  3. правильность определения класса (подкласса) условий труда. Эксперт должен убедиться, что класс (подкласс) условий труда установлен с учетом комплексного воздействия вредных и (или) опасных факторов и трудового процесса в соответствии с Методикой. Также он принять во внимание оценку эффективности средств индивидуальной защиты, в соответствии с Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом».

Кто инициирует проведение экспертизы условий труда

В случае несогласия работники, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или работодатель, страховщики могут подать заявление о проведении государственной экспертизы условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Необходимо отметить, что проведение данной экспертизы платное и осуществляется за счет заявителя.

Также государственная экспертиза условий труда может быть проведена по инициативе органов исполнительной власти, территориальных органов Роструда, судебных органов. В данном случае экспертиза будет проводиться бесплатно.

Результаты государственной экспертизы условий труда

По итогам проведения государственной экспертизы условий труда составляется заключение государственной экспертизы:

Заключение выдается заявителю не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения. Копии заключения направляются работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.

Несогласие с результатами государственной экспертизы условий труда

Стоит отметить, что есть вероятность несогласия заявителя с результатами государственной экспертизы. В этом случае заявитель вправе подать в Министерство труда и социальной защиты РФ заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. Если заявление удовлетворяет всем необходимым требованиям, то оформляется заключение о рассмотрении разногласий и назначается повторная экспертиза качества спецоценки, в этом случае уже на бесплатной основе. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден

В заключение данной темы хочется обратить внимание всех работодателей, готовящихся проводить спецоценку в своей организации, на то, что во избежание некачественно проведенной специальной оценки у себя на предприятии необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, проводящей спецоценку. Данные организации должны быть обязательно включены в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также соответствовать всем требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013.