Вода – один из важнейших компонентов природного ландшафта. Практически ни один пейзажный парк не обходится без постройки водоема и фонтана, иногда ручьев.

  • Вода – один из важнейших компонентов природного ландшафта. Практически ни один пейзажный парк не обходится без постройки водоема и фонтана, иногда ручьев.
Водоем в саду, помимо своей основной функции, также влияет на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в жаркие летние дни.
  • Водоем в саду, помимо своей основной функции, также влияет на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в жаркие летние дни.
Пруды выполняются с использованием нетоксичных материалов. Вы сможете устроить в них даже импровизированную рыбалку с друзьями! Хорошо спланированный искусственный пруд - украшение любого сада. Идеальным дополнением для любого садового пруда станет правильно выполненный и озелененный ручей, который оформляется в соответствии с дизайном сада. Кроме того, он поспособствует очищению и насыщению кислородом воды, обеспечив обитателям пруда благоприятные условия для жизни. При строительстве водоемов используется либо ПВХ пленка, либо глина, которыми выстилается дно водоема, сверху водоем декорируется камнями, а прибрежная зона украшается водными растениями.
  • Пруды выполняются с использованием нетоксичных материалов. Вы сможете устроить в них даже импровизированную рыбалку с друзьями! Хорошо спланированный искусственный пруд - украшение любого сада. Идеальным дополнением для любого садового пруда станет правильно выполненный и озелененный ручей, который оформляется в соответствии с дизайном сада. Кроме того, он поспособствует очищению и насыщению кислородом воды, обеспечив обитателям пруда благоприятные условия для жизни. При строительстве водоемов используется либо ПВХ пленка, либо глина, которыми выстилается дно водоема, сверху водоем декорируется камнями, а прибрежная зона украшается водными растениями.
Пруд с гидроизоляцией из бетона - традиционный тип садового водоема, как правило, большого размера, квадратной или овальной формы. Многие и сегодня считают бетон лучшим материалом, несмотря на трудоемкость создания такого пруда. Более современные и простые в плане воплощения идеи искусственного водоема - жесткие формы. Но, покупая такую форму, стоит помнить, что в условиях сада она будет казаться гораздо меньше, чем в магазине. К тому же цена готовой формы напрямую связана с ее качеством. Пруд свободных очертаний можно построить с помощью гибкого изолирующего материала - водонепроницаемого полотна, которое легко принимает форму выкопанной ямы.
  • Пруд с гидроизоляцией из бетона - традиционный тип садового водоема, как правило, большого размера, квадратной или овальной формы. Многие и сегодня считают бетон лучшим материалом, несмотря на трудоемкость создания такого пруда. Более современные и простые в плане воплощения идеи искусственного водоема - жесткие формы. Но, покупая такую форму, стоит помнить, что в условиях сада она будет казаться гораздо меньше, чем в магазине. К тому же цена готовой формы напрямую связана с ее качеством. Пруд свободных очертаний можно построить с помощью гибкого изолирующего материала - водонепроницаемого полотна, которое легко принимает форму выкопанной ямы.
Чем больше объем воды в водоеме, чем больше он заселен водными растениями, чем интенсивнее в нем движение воды, тем больше вероятность того, что в нем установится естественный биологический баланс. Но в большинстве случаев для поддержания чистоты воды в водоеме и создания нормальных условий для жизнедеятельности рыб и растений приходится прибегать к использованию специального оборудования (фильтров, ультрафиолетовых ламп) или применению биологически активных веществ для контроля за качеством воды в водоемах.
  • Чем больше объем воды в водоеме, чем больше он заселен водными растениями, чем интенсивнее в нем движение воды, тем больше вероятность того, что в нем установится естественный биологический баланс. Но в большинстве случаев для поддержания чистоты воды в водоеме и создания нормальных условий для жизнедеятельности рыб и растений приходится прибегать к использованию специального оборудования (фильтров, ультрафиолетовых ламп) или применению биологически активных веществ для контроля за качеством воды в водоемах.
  • Фильтры осуществляют три вида очистки: - механическую (от взвеси, ила и мусора) - при помощи губок и сеток; - химическую - при помощи натуральных адсорбентов, засыпаемых в фильтр; - биологическую - при помощи полезных бактерий, заселяемых в специальные камеры фильтров.
Высокий мини-пруд
  • Высокий мини-пруд
Мини-пруд.
  • Мини-пруд.
Этапы строительства пруда, искусственного водоема
  • Этапы строительства пруда, искусственного водоема
Выезд на местность, определение назначения и характера объекта.
  • Выезд на местность, определение назначения и характера объекта.
  • 2. Эскизное проектирование, составление сметы на материалы и работу.
  • 3. Выкопка котлована.
  • 4. Устройство инженерных систем.
  • 5. Устройство ложа водоема, пруда (подготовительные работы перед устройством гидроизоляции).
6. Гидроизоляционные работы с применением геомембраны (цельно-сваренное или склеенное водонепроницаемое полотно из ПВХ, Бутилкаучук, Полиэтилен - в простонародье пленка для пруда).
  • 6. Гидроизоляционные работы с применением геомембраны (цельно-сваренное или склеенное водонепроницаемое полотно из ПВХ, Бутилкаучук, Полиэтилен - в простонародье пленка для пруда).
  • 7. Декорирование чаши водоема (используется натуральный камень по всей площади чаши).
  • 8. Установка фильтрующего оборудования (насосы, компрессора, фильтры, аэраторы и т.д.).
9. Установка декорирующего оборудования (подсветка, фонтаны и т.д.).
  • 9. Установка декорирующего оборудования (подсветка, фонтаны и т.д.).
  • 10. Строительство малых архитектурных форм (каскад, водопад, грот, фонтан).
  • 11. Декоративное оформление береговой линии пруда, водоема (условная линия вдоль кромки воды шириной 0,5м).
  • 12. Посадка водных и прибрежных растений.
13. Зарыбление искусственного водоема, пруда (используются как декоративные рыбы, так и промысловые, такие как, форель, стерлядь, карп).
  • 13. Зарыбление искусственного водоема, пруда (используются как декоративные рыбы, так и промысловые, такие как, форель, стерлядь, карп).
  • 14. Пуск водоема в эксплуатацию с выдачей инструкции по уходу и сезонной консервации.
Виды водоёмов
  • Виды водоёмов

Если рядом с Вашим загородным домом или дачей нет ни речки, ни естественного пруда, а Вам хочется созерцать водную гладь, купаться в жаркую погоду и ловить рыбу, подумайте о самостоятельном строительстве пруда крупных размеров у себя на территории.

Прочитав эту статью, Вы узнаете, в чем отличие больших прудов от средних и миниатюрных в плане особенностей создания, применяемых материалов и стоимости сооружения. Вы также узнаете, как осуществить строительство пруда с минимальными рисками для зданий и окружающей природной среды.

В чем отличие больших прудов

Иные требования к зоне размещения. Чем больше водоем, тем больший объем воды он вмещает и тем сильнее давление этой воды на почву. Следует внимательно изучить территорию на предмет наличия в грунте пустот, куда может уходить вода, и тщательно заизолировать эти зоны. Кроме того, строительство прудов должно выполняться с учетом окружающего ландшафта: крупный водоем вряд ли получится соорудить на уклоне.

Иные материалы гидроизоляции. Для больших прудов (более 80-100 кв. м) не делают пластиковых емкостей, а бетонирование значительной площади - это очень трудозатратная и дорогая работа. Поэтому строительство пруда на даче выполняется преимущественно с применением геотекстиля и пленки, а также современных напыляемых материалов (к примеру, затвердевающего армированного полимера «Аквапроф»).

Иные правила ухода. Крупный водоем не получится чистить так же часто, как маленький, без дополнительных финансовых затрат. Эту особенность часто компенсируют с помощью установки мощных фильтров и добавления в воду физических или химических реагентов, убивающих бактерии и микробы.

Иные затраты на сооружение. Если Вы запланировали строительство искусственного пруда значительных размеров, приготовьтесь нести соразмерные траты. Необходимо еще на этапе планирования рассчитать объем и стоимость работ и материалов, чтобы ориентироваться на эту информацию в дальнейшем. Однако пусть Вас не останавливает финансовый вопрос: многие компании предлагают скидки на работу при увеличении ее объема.

Иной функционал. Чаще всего строительство прудов большой площади преследует цель создания зоны для коммерческого разведения рыбы. Вторая по популярности функция водоемов - рекреационная. В большом пруду можно купаться и даже плавать на лодках. И только на последнем месте эстетическая функция.

Подробнее о функционале больших прудов

1. Разведение рыбы. Чаще всего выполняется изготовление пруда для разведения карпа или форели на продажу. Создание гидрообъекта в таком случае - только первая часть долгой и сложной цепочки операций, конечное звено которой - продажа рыбы и получение прибыли. Для каждого вида живых организмов требуются собственные особые условия и отдельный вид корма.

2. Купание, плавание. Многие решают создать возле загородного дома свой собственный уголок романтики с деревянным причалом и лодочкой, на которой можно проплыть по собственному живописному озерцу. В этом случае пруд не требует очень тщательной чистки. Совсем не так в случае с созданием плавательных прудов-бассейнов. Здесь важно позаботиться не только о создании спуска в воду, но о регулярной чистке водоема. Она выполняется обычно не только с помощью механических фильтров, но и помощью химических реагентов.

3. Создание зоны отдыха. На причале возле рукотворного озерца можно отдыхать теплыми летними вечерами с домочадцами и гостями, радуя их умиротворенностью пейзажа. Однако если Вы рассчитываете использовать пруд только для этой цели, вряд ли стоить делать площадь водной глади действительно большой. Средние и небольшие прудики тоже могут радовать глаз.

Что необходимо учесть при строительстве пруда

  • Размер территории. Вот общая рекомендация, касающаяся габаритов будущего объекта: его площадь не должна превышать одной пятой части всего участка. При соблюдении этого условия водоем будет органично сочетаться по габаритам с огороженной территорией, не будет нарушать визуальную гармонию размеров всех присутствующих здесь объектов. Однако пруд может быть и больше, если его эстетическая составляющая имеет не первостепенное значение (например, если он используется только для разведения рыбы на продажу).
  • Тип почвы и характеристики грунта. Если уровень грунтовых вод высок, то их замерзание зимой может навредить пленочному дну сооружения. Если на участке песчаная почва, следует уделить больше внимания гидроизоляции пруда, выполнить ее более тщательно. Этих мер обычно не требуется, если почва глинистая или суглинистая (глина сама по себе является отличным гидроизолятором). Для анализа почвы рекомендуется обратиться к профессионалам.
  • Ваш бюджет. Для соотнесения суммы, которая имеется у Вас в наличии, и параметров пруда, который Вы хотите соорудить, можно отправить запрос в заслуживающую доверия компанию по ландшафтному дизайну. Настоящие профессионалы выполнят расчеты стоимости необходимых работ с высокой точностью и назовут все факторы, которые могут привести к росту или снижению стоимости.
  • Функционал будущего пруда. Обычно при изготовлении прудов для рыбы выкапывают котлован глубже 2 м. Это нужно для того, чтобы в чаше было достаточно пространства для живых организмов, и для того, чтобы вода полностью не промерзала зимой. Пруд для плавания тоже делают достаточно глубоким, а вот чисто декоративный водоем можно оставить и сравнительно мелким.
  • Дизайн дома и территории. Асимметричные, похожие на природные водоемы прекрасно сочетаются с коттеджами в русском, скандинавском стиле, с шале. Ровные округлые, овальные, квадратные и прямоугольные пруды, заключенные в рамку каменной плитки, характерны для классического стиля, стилистики минимализма, модернизма, хай-тек.

Этапы строительства пруда

Разумеется, все работы предваряет тщательное планирование. Необходимо начертить схему объекта с указанием его местоположения. По данной схеме и происходит разметка на местности. С учетом типа грунта, рельефа местности и объема финансирования выбирается материал для чаши. И лишь потом работа проходит следующие этапы.

1. Создание котлована

Очень важно проверить место котлована на предмет наличия коммуникаций (трубопровода, электрических кабелей). Большие пруды роют с применением экскаватора. Обычно борта делают просто пологими, однако нередко выбирают и ступенчатую конструкцию.

  • Чаша с пологими краями. Ее создание наименее трудозатратно. Крутизна склонов зависит во многом от глубины водоема. Не стоит сооружать склоны круче 40-45 %, поскольку в таком случае возрастает риск их подмыва и осыпания грунта во время весеннего половодья и сильных дождей. Уже после укладки гидроизоляции пологие склоны укрепляют различными материалами, начиная от природных камней и заканчивая искусственными пластиковыми материалами (например, георешеткой).
  • Чаша ярусной конструкции. Она лучше подходит для декора растениями и камнями. На выступах, которые будут скрыты под водой, можно высадить растения, рассчитанные на конкретную глубину. Кроме того, сквозь довольно прозрачную воду красиво смотрятся ярусы пруда, выложенные галькой. Ступенчатый котлован рационально рыть сверху вниз, начиная от намеченной линии самого глубокого уровня и переходя к более мелким «этажам».

2. Укладка гидроизоляции

Рассмотрим два наиболее простых для монтажа и сравнительно недорогих материала для гидроизоляции крупных водных объектов.

  • Пленка (геомембрана). Для сооружения больших рукотворных прудов применяется склеиваемая или сварная пленка высокой плотности и значительной толщины. Она производится из полимеров, которые доказали свою прочность и стойкость в условиях длительного воздействия влаги и агрессивных химических веществ. Перед укладкой пленки для ее защиты от повреждений в котловане создается песчаная подушка и укладывается геотекстиль.
  • Напыляемые материалы. Одним из наиболее современных и высокотехнологичных решений является материал «Аквапроф». Он состоит из волокон, пропитанных специальным гидроизоляционным составом. Он может наноситься как на твердые поверхности (например, забетонированные основания пруда), так и на гибкие покрытия (поверх пленки или геотекстиля). Для повышения прочности чаши слои полимера чередуют с армирующей сеткой. «Аквапроф» отличается разнообразием расцветок, экологической безопасностью и очень долгим сроком службы (до 40 лет).

3. Пробное наполнение

После завершения гидроизоляции (после сварки всех ПВХ-полотен или после окончательного отвердевания полимерного напыления) в пруд рекомендуется набрать воду. Часто заполнить всю чашу невозможно из-за ее большой площади, однако проверить герметичность необходимо, заполнив хотя бы одну четверть или одну треть. Уровень воды отмечают и замеряют вторично по истечении нескольких дней. При наличии явных проблем с герметичностью он будет существенно ниже первоначального. На данном этапе также можно проверить объем естественного испарения воды и объем наполнения чаши во время дождя (если он случится).

4. Декорирование

Украшают большие искусственные пруды обычно камнями и растениями. К тому же со временем вокруг объекта создается естественный растительный покров, воссоздающий сам себя каждой весной. Водоемы обкладывают преимущественно валунами и галькой. Возле плавательных гидросооружений нередко строят деревянные или каменные причалы, а также мостики. Фонтаны и водопады создаются редко.

Строительство большого пруда профессионалами

Пришкольный участок - это территория, которую могут приводить в порядок не педагоги и родители, а сами школьники. Рассмотрим некоторые рекомендации по проведению таких работ, приведем пример готовых проектов.

Особенности участка

Пришкольный участок с точки зрения градостроителей является территорией городского ландшафта специального предназначения. Он характеризуется ограниченностью использования. В настоящее время городские ландшафты превращаются в некие ядра антропогенного разрушения живой природы. Действие человека на городскую среду привело к тому, что она не способна к самостоятельному восстановлению.

В связи со сложившейся ситуацией при создании пространства на первый план выходит экологическая устойчивость. Это является одним из условий гармонизации городской среды. Дизайн пришкольного участка дает возможность восстанавливать природное равновесие.

Теоретические основы

Новый эколого-ландшафтный подход к озеленению предполагает оптимизацию территории, создание на ней стабильной экосистемы. Озеленение пришкольного участка допускает использование инновационных градостроительных технологий. На них можно создавать экспериментальные площадки, на которых дети (в каникулы) будут изучать растительный мир, осуществлять уход за живыми насаждениями.

Этапы работы

Пришкольный участок формируется при проведении нескольких последовательных этапов:

На первом этапе происходит исследование почвы, растительности. Состояние территории на время проведения проектирования отображает первоначальный план.

Дизайн пришкольного участка предполагает продумывание зонирования, подбор растений, кустарников, составление из выбранного материала композиции, создание генерального плана участка, оформление документации.

Реализация представляет собой организацию запланированных объектов ландшафта, а также осуществление на выбранной территории посадок.

пришкольной территории

Для того чтобы оформить пришкольный участок своими руками, нужно учесть специфику территории, а также затраты на приобретение растений и кустарников. Уход за посадками могут осуществлять старшеклассники, для этого педагоги составляют календарно-технологическую карту. В годовой план включают практические занятия для детей на участке, а также разрабатывают тематику. Отдельного внимания заслуживает техника безопасности на пришкольном участке.

Подбор форм и методов организации работ определяется в зависимости от уровня подготовки учащихся, наличия практических навыков, материальной базы образовательного учреждения.

Пришкольный участок позволяет педагогам формировать у подрастающего поколения навыки бережного отношения к живой природе.

Базовые термины

Дизайн - это термин, который обозначает разные виды проектной работы, предназначенные для формирования функциональных и эстетических качеств среды. Техническая эстетика занимается изучением технических, социальных, культурных проблем формирования предметной гармоничной среды, получаемой средствами промышленного производства для создания оптимальных условий быта, труда, отдыха людей. Проект ландшафтного дизайна представляет собой комплект документов:

  • генеральный план;
  • посадочный чертеж с указанием мест размещения кустарников и деревьев;
  • разбивочный чертеж;
  • ассортимент посадочного материала;
  • календарное планирование;
  • график действий;
  • расчетная смета;
  • пояснительная записка.

Разделы проекта

План пришкольного участка педагоги, родители могут разрабатывать вместе со школьниками, учитывая их предложения и интересные идеи.

В состав проекта можно включать следующие разделы:

  • подробные эскизы цветников, участков сада;
  • план вертикального планирования;
  • перспективные рисунки некоторых элементов ландшафта: малые архитектурные формы, спортивные площадки;
  • набор рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

Обследование пришкольного участка состоит из нескольких этапов:

  • визуального осмотра;
  • топографической съемки;
  • анализа почвы;
  • характеристики гидрологии участка;
  • освещенности его в разное время суток.

Существует определенный алгоритм, по которому составляется генеральный план. Проект пришкольного участка нужно начать с определения размеров территории. Далее выбирается оптимальный масштаб чертежа. Затем намечают очертания границ, обозначается ориентация участка относительно сторон света, устанавливается число сооружений.

Растения пришкольного участка должны подбираться с учетом климатических условий местности. На генеральном плане обозначают порядковым номером основное здание школы, дополнительные сооружения, водоемы, зеленые растения и кустарники.

Элементы дизайна

Деревья пришкольного участка должны размещаться так, чтобы между ними можно было свободно передвигаться. Для этого важно обустроить дорожки на пришкольной территории. Они не только придадут создаваемому дизайну оригинальность и индивидуальность, но и будут выполнять несколько функциональных предназначений.

Для их декорирования можно воспользоваться несколькими видами покрытий: камнем, плиткой, бетоном, деревом, травой. Укладка материала может осуществляться на песок, раствор цемента.

На школьном участке удобнее всего воспользоваться бетонными плитами. Производители предлагают их в форме шестигранников, волны, кирпича. В одной части участка также можно выделить и травянистые дорожки, на основе которых учитель биологии вместе со своими воспитанниками сможет проводить экологические экскурсии для школьников.

У дорожек и тропинок, создаваемых на пришкольной территории, существует несколько предназначений. Они не только делят весь участок на отдельные зоны, но и выступают в качестве отдельного элемента эстетического и художественного решения сада.

Пришкольные участки, фото которых приведены ниже, вписываются в общую концепцию образовательного учреждения.

Цветники

Клумбу можно сделать прямоугольной, круглой, квадратной, овальной формы. По ее краю допускается расположение небольшой полосы бордюра либо газона для невысоких растений. Для того чтобы правильно подобрать растения для ландшафтного дизайна школьного участка, важно учитывать следующие параметры:

  • гармоничность цветового сочетания;
  • высота и специфика роста;
  • правильность рассадки по клумбе;
  • избегание сложного рисунка.

Бордюр, выбираемый для оформления клумб, должен отличаться по цвету от базового тона создаваемой цветочной композиции.

Бордюрные растения должны быть низкорослыми, растущими плавным плотным кустом, стойкими к неблагоприятным погодным условиям. Среди таких растений, оптимально подходящих для участка, отметим низкорослые бархатцы, анютины глазки, маргаритки. Работа на пришкольном участке должна быть для ребят интересной и познавательной с биологической точки зрения. Именно поэтому можно создавать модульные цветники вблизи школы, которые не только будут радовать окружающих своим оригинальным цветением, но и станут наглядным пособием по ботанике для школьников.

При организации модульного цветника на одной площади предполагается многократное повторение в заданной форме какой-то фигуры. Площадка цветника делится на модульную сетку, в ее основе выполняется, к примеру, прямоугольник. В подготовленные фигуры высаживают цветы, затем укладывают гравий, гальку.

Газон

Каждый пришкольный участок обладает определенным обликом. Для того чтобы отделить некоторые элементы, можно воспользоваться травянистым газоном. Под ним подразумевается участок почвы, который засеян плотным слоем злаков. Для того чтобы газон имел опрятный вид, необходимо регулярно его подстригать. Среди обязательных работ, связанных с уходом за газоном, отмечают:

  • регулярную стрижку (около 20-30 раз в течение сезона);
  • регулярность полива;
  • подравнивание краев;
  • внесение минеральных удобрений в весеннее и осеннее время;
  • устранение сорняков;
  • прокалывание;
  • подметание;
  • прочесывание специальными граблями.

Обустройство альпинария

Это один из старейших видов европейского каменистого сада, который сохранил определенные черты каменистых композиций. Классический вариант альпинария является симметричным сооружением, напоминающим «праздничный пирог». Верхняя часть альпинария имеет крупную коническую глыбу, которая ассоциируется с вершиной горы, а по склонам ее можно уравновесить плоскими массивными камнями. Подобное сооружение вполне уместно на пришкольной территории, его можно обложить дорожками или бордюрами из плоских камней.

Природа является уникальной естественной системой, все элементы которой связаны между собой. Человек также является частью живой природы. Именно поэтому так важно привлекать к благоустройству территории около образовательного учреждения учеников.

Детский проект по благоустройству школьного участка

Учащиеся решили внести свой небольшой вклад в восстановление природного равновесия. Был создан проект, который позволил преобразовать в лучшую сторону школьный участок.

Цель работы: экологическое и эстетическое изменение школьной территории.

Задачи проекта:

  • декоративное преобразование территории вокруг образовательного учреждения;
  • создание оптимальных условий для работы летнего лагеря, отдыха ребят во внеурочное время;
  • активизация познавательного интереса к биологии;
  • формирование в подрастающем поколении потребности в улучшении и сохранении природы.

Среди предполагаемых результатов внедрения данного проекта отметим:

  • создание благоустроенного участка;
  • удовлетворение экологического и эстетического состояния территории;
  • приобретение учащимися практических навыков ухода за цветами и кустарниками.

Проект является групповым, долгосрочным, практико-ориентированным мероприятием. В его рамках ребята анализируют возможность использования почвы на участке для организации клумб, пытаются создать у школы настоящую альпийскую горку.

Данный проект не предполагает серьезных экономических расходов. Небольшие расходы нужны для приобретения семян цветов, выращиванием саженцев занимаются сами школьники под руководством преподавателя биологии.

Осенью проводится анкетирование школьников, целью которого является получение информации о готовности ребят принять активное участие в благоустройстве пришкольной территории. Далее вместе с преподавателем технологии ученики составляют генеральный план, продумывают все зеленые насаждения, малые архитектурные формы, которые будут располагаться на декорируемой территории. Сначала школьники создают эскизы клумб и альпийской горки, вносят корректировки с учетом рекомендаций специалистов.

Для того чтобы осуществлять правильный уход за посаженными цветами и кустарниками, участники проектной группы изучают литературу о ландшафтном дизайне.

На уроках технологии мальчики готовят ящики под выращивание рассады, девочки сеют однолетние цветочные культуры.

Весной проект переходит в основную стадию. Согласно составленному плану, на пришкольной территории организуются клумбы, в них закладывается смесь грунта и торфа. Уход за посаженными цветами осуществляет бригада старшеклассников, руководит которой учитель биологии.

Осенью подводятся итоги осуществленного проекта, оформляется презентация. Результаты своей деятельности авторы проекта представляют в рамках научно-исследовательских конференций.

Информация в заключение

Ландшафтный дизайн пришкольной территории является сложным и ответственным мероприятием. Подобное мероприятие предполагает серьезную предварительную работу, состоящую из нескольких последовательных этапов. Вовлечение детей в облагораживание участка вокруг родной школы - отличный вариант воспитания в подрастающем поколении патриотизма. Помимо получения существенного объема теоретических навыков, ребята приобретают новый социальный опыт. Они повышают уровень своей информированности об окружающей среде.

В рамках реализации проекта развиваются практические умения по изучению, оценке, улучшению окружающей среды вблизи школы. У подростков развивается самостоятельность, они меняют свое отношение к проблемам окружающей среды. После внедрения в учебные заведения Российской Федерации новых образовательных стандартов проектная деятельность стала одним из приоритетных направлений деятельности на всех ступенях обучения. Ребята могут стать активными участниками реализации своего проекта, направленного на улучшение пришкольной территории.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Яменская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области

Ландшафтное озеленение и проектирование

Проект

Благоустройство школьной территории”

Учащегося 9 класса

Актуальность проекта.

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Охрана и защита природы позволяет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать что-то прекрасное. Школа это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи. Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства. В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без активной деятельности в природе. Поэтому в нашей школе был создан проект по благоустройству территории школьного двора, и обучение навыкам ландшафтного дизайна. В последнее время всё актуальнее становится ландшафтный дизайн участка или ландшафтное проектирование и озеленение территории. Что означает словосочетание "ландшафтный дизайн"? Если пользоваться научной терминологией, то ландшафтный дизайн - такой вид деятельности, который направлен на формирование искусственной среды на участке путём умелого применения природных компонентов. Ландшафтный дизайн формирует приятную и гармоничную среду обитания человека.

Когда родители приводят своих детей в школу, большое значение имеет и внешний вид образовательного учреждения, и окружающая его территория, поэтому она должна быть не только красивой, но экологически чистой.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно – гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Реализация данного проекта помогла решить важную проблему: отсутствие единого, композиционно выстроенного, эстетически оформленного пространства пришкольной территории, то, чему ученик научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодиться ему в дальнейшем.

Цели и задачи.

Цель :

Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания школьников через совместную деятельность детей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

Задачи:

Разработать и осуществить план благоустройства территории школьного двора;

Воспитать у учащихся любовь к природе, к родному краю, к Родине;

Эстетическое оформление пришкольного участка;

Выработать практические навыки созидательного и творческого труда;

Привить чувство активной позиции по преображению и творческому созиданию окружающей действительности;

Теоретическая и практическая подготовка учащихся по дизайну и декоративному оформлению ландшафта;

развивать инициативу и творчество;

найти и изучить литературу по данной теме.

География проекта .

Расположен на пришкольном участке МКОУ Яменская СОШ

Рамонского муниципального района

Воронежской области.

Участники проекта:

Система управления

Среди участников проектов роли распределены следующим образом :

1.Исследовательская группа

Парфенова Виктория

- Недомолкина Анастасия

- Семенова Анастасия

2.Проектная группа

- Васильков Владислав

- Сазонов Павел

3.Оформительская группа

- Чуракова Дарья

- Фурсова Анастасия

4.Производственная группа

- Иванов Сергей

Сазонов Павел

Сотников Никита

Коноплев Илья

Кадровое обеспечение проекта

Мальчики 7-8, 10 классов – рытье котлована, окончательная отделка искусственного водоема (изолирование дна и стенок искусственного пруда пленкой, запуск воды), подготовка клумб, цветников,

Мальчики 5-6 классов – высадка и уход за растениями, ловля и запуск в искусственный водоем карасей.

Девочки 5-8, 10 классов - проведение посева семян, уход за рассадой в кабинетах, высадка цветочной рассады в грунт и создание оптимальных условий для хорошего роста и развития высаженного цветочного материала, уход и полив за растениями.

Класс

Творческая группа учителей

5-6

Холостых Е.В.

7-8

Голубева О.Н.

9-10

Васильков А.В.

Сроки выполнения проекта .

Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с февраля по октябрь. В ней участвуют учителя и и ученики 5-8 классов.

Первый этап – февраль-март:

* разработка проектов благоустройства школьной территории,

*озеленения и рационального использования пришкольного участка;

Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян цветов;

*выращивание рассады;

*подготовка инвентаря;

*весенняя обработка почвы;

*заготовка основных материалов для декоративного забора;

*подготовка территории для декоративного водоема;

* рытье котлована для декоративного водоема;

*весенние посадки (реализация проектов);

Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

* посадка растений вокруг водоема.

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

* сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*осенние посадки луковичных;

* мониторинг общественного мнения;

*подведение итогов работы по реализации проекта, подготовка отчета.

Содержание и этапы выполнения проекта.

Особенностью расположения нашего образовательного учреждения является то, что оно находится в центре села. Поэтому состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан. Это налагает на коллектив большую ответственность по воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. В МКОУ Яменская СОШ сложилась система нравственного воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Работа учащихся была организована в форме проекта, реализуемого в рамках предметов природоведения и технологии, а также во внеурочной деятельности В ходе проекта обучающиеся познакомились с новыми понятиями: ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, с историей ландшафтного дизайна, с технологией плетения лозы. Ребята узнали какие бывают виды клумб, как выбирать виды и сорта цветочно-декоративных культур для выращивания на пришкольном участке. Учащиеся рассматривали вопросы о форме и цветовой гамме клумб, знакомились со схемой плетения декоративного забора из лозы.

Для реализации проекта было необходимо создать «объекты зеленого строительства»: комплекс цветников, изгородь, дорожки, которые приносят эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта и местным жителям.

В 2013-2014 году выполнено благоустройство дворовой территории школы. Выделены несколько объектов дизайна:

1-й объект – Альпинарий:

*отсыпка горки грунтом, укладка валунов

*прокладка дорожки к альпинарию

2-й объект – Комплекс цветников.

В 2014-2015 году:

3-й объект Декоративный цветник из природного материала.

В 2015 году:

4-й объект - Декоративный водоем.

Среди множества вариантов проектирования было выбрано одно из великолепнейших средств ландшафтного дизайна – создание альпийской горки. Возведение альпийского сада подразумевало создание растительной композиции, главная роль в которой отводилась растениям и камням, напоминающим высокогорную альпийскую климатическую зону. Подобное решение придало нашему саду особое настроение и прелесть.

На следующий год планируется обогатить территорию горки. Она будет плавно переходить в прилегающий к ней водоем с искусственными цветами. Такое устройство альпийской горки будет очень хорошим способом связать ее в единое целое с другими элементами территории. Очень хорошим фоном для альпийской горки является также цветочный газон. При устройстве газона наши учителя подобрали растения так, чтобы они по своей высоте, времени цветения, окраске цветков, листьев и живописности гармонично сочетались с остальными растениями, произрастающими на нашем участке. Он привлекает многоцветьем весной, летом и осенью.

Строительство альпийской горки стало творческим процессом, который по своему значению сравним с работой скульптора и художника, и потому требует знаний и опыта. Учащиеся и учителя постоянно совершенствуются, находят новые решения.

Весной мы создали клумбу из природного материала. Это самый простой и дешевый материал. Плетение из ветвей кустарников и деревьев, одно из тех народных промыслов, которое зародилось в глубокой древности, устояло в веках и востребовано народом в настоящее время.

Декоративный цветник из лозы стал элементом декора, служит прекрасным украшением школьной территории (Приложение 1).

Следующим объектом ландшафтного дизайна хотим сделать, расположенный рядом со зданием школы, зону отдыха для детей. Это территория, поросшая травой и ничем не радующая взор. Этот уголок будет следующей достопримечательностью.

Вода является украшением сама по себе, она всегда притягивает взгляд. Водное зеркало придаёт ландшафту глубину и загадочность. Поэтому учащиеся школы приняли решение создать небольшой искусственный водоём.

Человек интуитивно чувствует в себе потребность удовлетворить запросы глаза – усладить его красочным зрелищем. И человек устремляется на берег моря, реки, озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Именно поэтому санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках Земли, на побережьях различных водоемов. И это не случайность. Наукой доказано, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Декоративный водоем предназначен для украшения места отдыха на пришкольном участке.

22 апреля был проведен конкурс мини-проектов по благоустройству пришкольной территории на котором ребята представили эскизы будущего декоративного водоема.

В результате продолжительной дискуссии был признан победителем элемент проекта 8 класса «Пруд и альпийская горка», а также жюри понравились оригинальные идеи по оформлению клумб и цветников возле будущего пруда (Приложение 2).

Мы выбрали самый простой по устройству водоем с помощью полиэтиленовой пленки толщиной 0,1-0,15 мм. Вначале выкопали яму с пологими стенками глубиной 50-60 см. дно и стенки ямы хорошо утрамбовывают и положили автомобильные покрышки. Уже в подготовленном месте срезали верхнею часть покрышки, чтобы пруд был шире. Вторую покрышку чуть приподняли, и у нас получился водоем в двух уровнях (Приложение 3). Затем застилаем в 1-2 слоя пленкой, которую укрепляют по краям ямы камнями или дернинами, сверху накрываем укрывным материалом черного цвета, чтобы не порвать пленку. Затем на дно ямы ставят ящики с высаженными в них водными растениями и заполняют водоем водой. Вода в водоеме должны быть все время чистой. Поэтому при его строительстве необходимо проложить сточную и приточную трубы. Сточную трубу выводят в осушительную сеть или канаву, расположенную ниже водоема. Приточную трубу соединяют с водопроводом. Для более продолжительного сохранения чистой воды в водоеме мы добавили марганцовокислый калий (3г на 1м3), задерживающий появление водорослей на 3-4 недели. Для водоема использовали водокрас обыкновенный – свободноплавающее растение с округло-сердцевидными листьями и белыми цветками и кубышку желтую - растение с широкими округло-сердцевидными листьями и ярко-желтыми душистыми цветками. Для выращивания водяной растительности на дно бассейна положили слой (15-20 см) плодородной огородной почвы, на нее - слой (3-4 см) речного песка и сверху небольшой слой гравия. Гравий и песок предохраняют почву от размывания, а воду от замутнения. Вокруг водоема насыпали плодородную почву слоем 25-30 см и посадили влаголюбивые многолетние цветы: астильбу, лилейник, ирис сибирский. Их листья и цветки будут красиво отражаться в воде. Когда рабата по благоустройству водоёма была завершена, в пруд запустили карасей, которых ребята наловили на озере (Приложение).

В спокойной воде водоема отражается голубое небо, силуэты деревьев. А также цветов, посаженных по краям его. Этот уголок отдыха получился самый красивый на территории школы.

Цветники и декоративные кустарники с ранней весны до поздней осени радуют глаз, способствуют воспитанию у учащихся, их родителей и жителей села бережного отношения к богатству края, эстетического вкуса, умения ценить прекрасное.

Проводимая работа по благоустройству имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединила разные возрастные группы учеников и взрослых для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства. Много мероприятий проведено в целях озеленения территории школы.

На сегодняшний день одним из самых важных факторов сохранения физического и психического здоровья человека является обучение здоровому образу жизни, в том числе, обучение приемам снятия психологического напряжения и физической усталости. И в этом ключе, я считаю возможным благоустроить школьный двор для психической само регуляции в качестве профилактики эмоциональных стрессов, а также как материала для эколого-трудового воспитания школьников. Общение с окружающим миром, работа с природным материалом, может стать очень эффективным, главное, доступным средством для самоутверждения как личности, проявления творчества и фантазии.

Дружба наша с природой - залог здоровья обеих сторон. И, что особенно важно, любовь к природе взрослых непременно перейдет и в сердца детей. Работа по благоустройству и озеленению территории - это великая школа труда и созидания любви ко всему живому, экологического воспитания. Так будем же разумными – сеятелями добра и красоты, а одновременно – и прилежными учениками у матери - природы: ее щедрость и красота нам так необходимы в жизни. Мы хотим превратить свой школьный парк для подрастающего поколения экологически чистым, эстетически красивым и приятным. Проявляя толерантность, мы призываем не к разрушению, а к созиданию. В своей работе мы попробовали раскрыть основные проблемы нашей местности, хотя их гораздо больше, и попытались реализовать некоторые из них.

ПЛАН

мероприятий МКОУ «Яменской СОШ» по благоустройству пришкольного участка

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Экологический субботник на закрепленных участках по очистке территории школы и прилегающей к ней территории

Апрель-май

Кл. руководители

Подготовка посадочного материала

Март-май

Учителя технологии, учащиеся 6 класса

Приобретение автомобильных покрышек

апрель

Учителя технологии,

Учитель ИКТ учащиеся 9 класса

Рытье котлована для декоративного водоема

апрель

Учителя технологии, учащиеся 8 -9класса

Окончательная отделка искусственного водоема (изолирование дна и стенок искусственного пруда пленкой, запуск воды)

май

Учителя технологии, учитель географии,учащиеся 8 -9класса

Ловля и запуск в искусственный водоем карасей.

июнь

Высадка растений возле водоема

июнь

Учитель географии и учащиеся 9 класса

Высадка посадочного материала

июнь

Уход за растениями во время вегетационного периода

Май-сентябрь

Кл. руководители, учащиеся 5 -8классов

10.

Подготовка клумбы к новому вегетационному периоду

октябрь

учащиеся 5-8 классов

Смета расходов проекта

пп

Наименование статей расходов

Необходимые денежные расходы

Источники финансирования

Привоз грунта (чернозем)

450

ООО «ВИТ-Строй»

Транспортный расход: бензин

спонсорская помощь

ООО «ВИТ-Строй»

Полиэтиленовой пленки

300

ЗАО «Яменское»

Укрывной материал

800

ЗАО «Яменское»

Посадочный материал

Спонсорская помощь

МКОУДОД «Станция юных натуралистов»

Конкретные ожидаемые результаты

1. Появилась возможность рационально использовать большие площади для организации дизайнерских зон пришкольного участка.

2. Улучшилась экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.

3. Организовали работу учащихся 5-8 классов по реализации проекта во время летней трудовой практики.

4. Появилась возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и вне учебной деятельности.

Любите ли вы плавать или просто отдыхать около воды, отдых на берегу водоема – одно из прекрасных удовольствий лета. Но не каждый дачник имеет возможность построить дачу около воды. Поэтому рано или поздно каждый из нас задумывается о том, насколько сложно сделать на участке пруд своими руками. В идеале, мы видим пруд на даче не только как декоративный элемент ландшафтного дизайна, но и как небольшой водоем, в котором можно с удовольствием искупаться в жаркий день.

Однако, столкнувшись с красочными описаниями технических сложностей, стоимости и нюансов регулярного ухода, многие из нас расстаются с этой затей.

Начнем с основ, — чем пруд принципиально отличается от бассейна так это системой саморегуляции.

Купальный пруд своими руками.

Мы расскажем процесс создания пруда шаг за шагом, и вы сможете сделать садовый пруд своими руками — построив прохладный оазис посреди зноя прямо на вашем дачном участке, где с каждым легким дуновением свежего ветерка исчезают наши будничные заботы.

Садовый пруд - это живой организм.

Пруд на даче имитирует процесс, который использует природа для того, чтобы сохранить в чистоте озера. Все, - от размера и формы пруда, видов растений и оборота воды предназначены для поддержания пруда в стабильном природном состоянии.


Проблемы, с которыми сталкивается владелец пруда – это удержание баланса между растениями и водой – растения либо умирают либо затягивают всю поверхность пруда. Только тот пруд, который представляет собой сбалансированную экосистему, обеспечивает оптимальную прозрачность и качество воды, и максимальное наслаждение от купания в пруду.


Вода в пруду должна циркулировать среди корней растений, чтобы очиститься. Растения обогащают воду кислородом, который поддерживает жизнедеятельность полезных бактерий, утилизирующих загрязнения и потенциально вредные организмы, а также создают среду обитания для стрекоз, лягушек и других водных обитателей. В результате получается стабильная, экологически разнообразная система. Природа раскрыла для нас свою технологию и нам надо бережно воспользоваться ею.

Как самому сделать пруд. Принципы работы пруда.

Вода является живым биологически активным компонентом и вся очистка происходит за счет работы растений и полезных микробов. Для этого в пруду предусмотрена зона купания и зона фильтрации для растений. Зона фильтрации – это фактически болотная часть нашей водной зоны, и также, как и в природе, именно она гарантирует чистоту всего водоема. Эта зона должна занимать не менее 50 процентов от общей площади водной глади пруда.
Если вы заметили, то в природе почти не встречаются крошечные водоемы со стабильно чистой гладью воды – они быстро зарастают или заиливаются. Естественное стабильное биологическое равновесие может быть достигнуто в прудах площадью от 100 кв.м. Меньшие пруды, требуют больше нашего внимания, т.к. биологическое равновесие у них шаткое. Поэтому для поддержания чистоты эти пруды включают в свой состав скиммер и УФ стерилизатор, но по-прежнему предлагают безхимическую зону купания и поддерживают рост водных растений.


Полезно для регулярного обогащения воды кислородом добавить в состав пруда маленький водопад, ручей или фонтан. Хотя, для этих же целей можно использовать аэратор.

Как происходит очистка воды в пруду.

Вы можете видеть, что процесс фильтрации воды в пруду не сложен:
1. Вода из плавательной зоны поступает в зону регенерации.
2. Вода циркулирует обратно в зону купания.

Через дренажные трубы под корнями растений в зоне регенерации или/и после скиммера вода прокачивается через УФ-стерилизатор в водопад, ручей или на дно плавательной зоны. Труба, выходящая на дно плавательной зоны, немного приподнята над дном, чтобы поток воды препятствовал образованию ила на дне.

Какая должна быть форма пруда.

Чаша пруда больше похожа на суповую тарелку с большими краями, чем на ванную. Перепад высот должен быть около 30 см на каждый метр глубины. Именно такая форма чаши пруда обеспечивает стабильность стенок. На рисунке показано поперечное сечение пруда с зоной растений и купания:

После уплотнения поверхностного слоя почвы в котловане, на дно пруда укладывают геотекстиль и герметический вкладыш. В зону растений — дренажные трубы и гравий. Для того, чтобы отделить зону плавания от зоны растений, формируют небольшой бугор – его вершина ниже на 3 см от поверхности воды. Сделать его можно из мешков с песком или гравием. Бугор позволяет воде из зоны плавания переходить в зону растений, где вода фильтруется корнями растений, и в то же время защищает растения от колебаний воды плавательной зоны.


Такая конструкция пруда позволит вам удобно чистить плавательную зону, не затрагивая зону растений. Кроме очистки воды, мелководье быстро прогревается и служит средой обитания для лягушек и других беспозвоночных, вы оцените их пользу, когда они начнут поедать личинки комаров.

Для того, чтобы имитировать природные очертания пруда, используйте комбинацию различных профилей для его берега. Если вы располагаете растения на террасах пруда, то лучше делать это в горшках, чтобы их удобно было убрать при чистке пруда.

Какой размер пруда подойдет для нашего участка?
Оптимальный размер пруда на — 1/10 площади вашего участка.

Как насчет комаров?
Один из первых вопросов, который возникает при слове «пруд своими руками» — а комары? Комары размножаются только стоячей воде, вода же в пруду никогда не будет находиться в статике, поэтому комары посчитают его непривлекательным для своего обитания. Даже, если в какой-то момент они и появятся – экосистема пруда в виде лягушек сократит их популяцию до минимума.


Зачем делать на даче пруд?
Люди, которые делают пруд своими руками, принимают такое решение потому, что они хотят видеть свой водоем красивой частью ландшафтного дизайна и при этом иметь чистое привлекательное место для купания в жаркий день.
Можно ли в плавательном пруду завести рыбу?
К сожалению, рыба, с одной стороны, с удовольствием съедает полезную микрофлору, с другой стороны, является носителем патогенных бактерий, поэтому в купальнях рыбы быть не должно.


Можно ли сделать песчаный пляж на пруду?
Лучшее решение для входа в пруд это мостки или лестница. Для пляжного входа в воду надо достаточно площади, т.к. угол входа в воду небольшой. Кроме того, песок быстро заиливается – те пляжи, которые мы видим, часто просто вытоптаны до песка, большая часть берега пруда обычно густо зарастает растениями.

Мне что купаться с лягушками?
Да, лягушки полноценные и важные обитатели пруда. Дополнительно для очистки воды в пруду хорошо завести двухстворчатых ракушек беззубок или перловиц, которые фильтруют воду до 40 литров в день. Можно также завести улиток (катушек, живородок) – они поедают отмершие растения и хорошо очищают пруд.

Какое лучшее место для пруда?
Лучше расположить пруд вдали от деревьев, т.к. падая, листва будет гнить в пруду. Более того, растущие корни могут повредить гидроизолирующую пленку или наклонить готовую емкость. Освещенность участка должна быть около 5 часов утром, а остальное время находиться в полутени. Большая освещенность пруду не нужна т.к. приводит к усиленному образованию водорослей и перегреву воды в водоеме.

Что зимой делать с прудом?
Зимой пруд, как и естественные водоемы замерзает. Сливать его не надо. На зиму надо убрать из пруда все оборудование (насосы, фильтры, скиммеры).

Влияет ли тип почвы на создание пруда?
Нет, состав почвы не влияет. Бытует заблуждение, что хорошо, когда уровень грунтовых вод высокий. На самом деле, грунтовые воды на уровне промерзания, скорее проблема. Замерзая, лед может выпучивать дно пруда. Особенно проблематично, если пруд сделан на основе жесткой готовой формы.

Пруд своими руками из пленки.

Основной вопрос при создании пруда: как сделать его водонепроницаемым. Существует несколько видов гидроизоляции пруда – пленочная, глиняный замок, бетонная и установка жесткой формы.

Установка жесткой формы – это простой и прочный способ, но они обычно выпускаются небольших размеров до 3, 5 кв. метров. Их срок службы 10-50 лет.

Гидроизоляция бетоном – самая дорогая, кроме того, для защиты от морозов ей нужна дополнительная обработка морозостойким средством и жидким стеклом.

Глиняный замок — самая дешевая по материалам, но самая трудоемкая. Для того, чтобы сделать гидроизоляцию котлована глиной, утрамбованную почву покрывают древесной золой или сажей. Затем на стенки наносят 15 см слой глиняного теста, утрамбовывают. Когда слой подсохнет, наносят второй 30 см. Когда слой почти высох, на него насыпают щебень, слегка вдавливая в слой.

Оптимальное решение для строительства прудов площадью более 5-6 кв.м. — пленочная гидроизоляция.


Сколько пленки нужно для пруда:
Длина пленки = длина пруда + 2 глубина пруда + 50 см запас для крепежа.
Ширина пленки = ширина пруда + 2 глубина пруда + 50 см запас для крепежа.

Пленка выпускается шириной от 2 до 10 м, длиной 10-50 м. Зная свои потребности, вы можете выбрать оптимальный рулон. Пленку покупают до рытья котлована, это позволит вам застелить ее сразу по готовности котлована, не допуская осыпания его краев.
Какую пленку выбрать для пруда.
ПВХ пленка для пруда дешевле, но со временем разрушается от ультрафиолета, ее срок службы 8-10 лет.
Бутил-каучуковое полотно дороже, но имеет защиту как от ультрофиолета, так и от холода. Срок службы такой пленки 50 лет.

Пруд своими руками фото строительства.

Пруд своими руками начинается с разметки котлована. Криволинейную форму можно разметить шлангом. Вдоль береговой линии снимаем дерн и вынимаем грунт на штык – это будет линия болотной зоны, затем внутри полученной границы вынимают следующий уровень земли и так далее. В результате наши террасы будут шириной 50 см с откосами 20 см. Когда котлован под пруд готов, все твердые предметы, которые могут повредить пленку: камни, корни и т.д. , убираем. Ровняем и трамбуем стенки и дно котлована.

Пленку перед работой укладывают на несколько часов на солнечном месте, чтобы она прогревшись, стала более эластичной. Укладку пленки делают при теплой погоде. На утрамбованный котлован стелют внахлест полотнища геотекстиля или войлока, они нужны для защиты гидроизоляционной пленки от со временем выпирающих корней и камней.


Сверху на геотекстиль расстилают гидроизоляционную пленку с запасом 50 см по краям котлована. Края временно фиксируют камнями. Пленке дают немного отвиснуть, разглаживая и разравнивая ее по форме котлована.


Пленку внутри плавательной зоны можно защитить камнями уложенными друг на друга на сухую.


Вместо камней можно использовать мешки с гравием или песком. Но учитывайте, что ухаживать удобнее за прудом у которого стенки из пленки. – его проще чистить от ила и тины.

Порциями заливают котлован водой, убирая воздушные пузыри из-под пленки.

Когда пруд полностью наполнен водой надежно закрепляют концы пленки в траншее, которую делают на расстоянии 15 см от края котлована. В траншее глубиной 20 см края пленки заворачивают рулоном засыпают камнями и галькой.

Делаем пруд своими руками. Оформление берега.

После того, как вы сделали пруд своими руками, прежде чем начать оформлять берег необходимо обильно полить его водой и выждать 2-3 дня, т.к. возможна усадка. Кроме того, за это время отстоится и вода в пруду.
Пленку на берегу маскируем щебнем, камнями, корягами. Высаживаем растения на мелководье. Для пруда нужны растения, насыщающие воду кислородом. Растений подходящих много — камыш, лобазник, ирис, купальница, калужница, стрелолист. Любое растение, которое растет на берегу естественного водоема, подойдет и для вашего пруда. Не забывайте про водоросли, например, роголистник, который просто плавает в воде. Листопадные декоративные кустарники лучше садить за болотными травами, которые высажены непосредственно на берегу.


Дополнительное очарование добавляет водоему подсветка.


Соблазнительно выглядят на глади пруда плавающие клумбы.


Безопасность пруда.

Если в семье есть совсем маленькие дети, то, возможно, строительство пруда надо отложить пока они не станут постарше. Необходимо продумать посещение пруда пожилыми людьми и детьми школьного возраста. Сделайте удобную лестницу для входа в пруд, не забывайте чистить ее, чтобы она не стала скользкой! Все остальные стороны пруда, кроме входа лучше закрыть растениями.

Уход за прудом.

Новый пруд будет обретать свой естественный вид в течении года – пока он будет формировать свою экосистему. Маленький мир вашего пруда очень уязвим. Пруд может быстро нагреться или замерзнуть, вода может испариться или пруд переполниться после дождя. Это создает нагрузку на водных обитателей, которые не могут мгновенно перейти к более безопасной, стабильной обстановке.


Поэтому ваш пруд, как и любой живой организм требует ухода. В жаркий день надо долить воды, собрать сачком мусор, который плавает на поверхности, проверить не разрослись ли растения или возможно, что-то не прижилось и надо досадить. Тем не менее, удивительное число форм жизни колонизируют ваш новый пруд они быстро исследуют новые воды и останутся, если условия устраивают их.

Тихий плеск воды – самая чарующая мелодия жаркого лета, вода околдовывает, притягивает и соблазняет нас игривой игрой света, прозрачной глубиной и живительной прохладой. Пруд, сделанный своими руками, придаст вашей даче особое очарование.