Обрушивающиеся на человека с самого раннего детства впечатления влияют на его отношение к окружающему миру. Отношение ребенка к жизни проявляется уже в первые месяцы после его рождения. Младенец ярко проявляет поведенческие установки, которые по мере взросления становятся лишь более выраженными.

То что человек существо социальное ярко прослеживается в поведении малыша, который в своем поиске любви стремится быть рядом со взрослыми. Желание быть среди людей сохраняется в течение всей жизни.

Когда ребенок впервые без посторонней помощи поднимается на ноги, он вступает в новый для себя мир и может ощущать враждебность этого мира. Учась ходить, он испытывает различные трудности, которые укрепляют или разрушают его надежды на лучшее будущее. Окружающий его мир производит на него впечатления, оказывающее огромное влияние на его психику, формируя его взгляды на жизнь.

Очень большое значение в познании мира и установлении взаимоотношений с ним имеют органы чувств. При помощи различных органов чувств человек создает свою картинку мира, свой внутренний космос.

Окружающий мир воспринимается, прежде всего, т.к. вниманием человека в первую очередь завладевает визуальный мир. Поэтому основной опыт складывается из зрительных впечатлений. Происходит это потому, что визуальная картина мира состоит из стабильных образов, в отличие от картин, которые человек рисует другими органами чувств – ухом, кожей, носом, языком.

Человек, ведущей системой восприятия, которого является , создает запас информации на основе акустических впечатлений. Есть люди, у которых ведущим органом чувств является обоняние или мышцы. В мировосприятии каждого есть свой ведущий орган чувств, который служит основным источником получения впечатлений из окружающей действительности.

Понять человека можно тогда, когда мы знаем его ведущий орган чувств, через который он воспринимает окружающий мир, т.к. это восприятие накладывает отпечаток на все его взаимоотношения.

Необходимость приспосабливаться к окружающей среде приводит к тому, что психика человека приобретает способность воспринимать большое количество впечатлений из внешнего мира. Психика воспринимает и объясняет мир так же и через усвоенные человеком в детстве поведенческие установки.

Для развития личности необходима цель. Умение ставить цели предполагает способность меняться.

Психологическая цель определяет выбор степени развития и функционирования тех способностей, которые придают смысл нашему восприятию мира. Этим объясняется то, что каждый человек познает через свой опыт лишь только ограниченную часть действительности или окружающего мира. Человек ценит то, что соответствует его цели и игнорирует целое, поэтому не может понять причины поступков других людей, если не понимает их цели и не осознает, что вся их деятельность подчинена этой цели.

На восприятие мира влияют индивидуальные особенности и качества личности. Два человека воспринимают одну и ту же картину по-разному. Большая часть людей воспринимает действительность посредством зрения, другая посредством слуха. Воспринятая таким образом информация не обязательно будет соответствовать реальности.

Каждый человек индивидуален в своем восприятии и способен устанавливать такие контакты с окружающим миром, которые соответствуют его жизненным установкам.

На основе оставленных впечатлениями и раздражителями, полученными через органы чувств, отпечатками возникает мир воображения и памяти.

Человеку необходимо не просто осознавать мир, но и развивать те способности, которые имеют значение для его самосохранения. Одной из таких способностей является память. Без воспоминаний прошлого опыта невозможно было бы предпринимать меры предосторожности в будущем. Можно сказать, что воспоминания несут либо поощрительную, либо предостерегающую информацию. Нет случайных или бессмысленных воспоминаний, но оценить воспоминание мы можем только тогда, когда понимаем его цель и назначение.

Человек помнит важные для себя события по конкретной психологической причине, т.к. эти воспоминания способствуют чему-то важному, хотя и не всегда понятном и забывает о тех событиях, которые отвлекают его от выполнения какой-то цели.

Прочно закрепившееся воспоминание, даже искаженное, может возникнуть в подсознании человека и предстать в качестве социальной установки, эмоционального отношения или даже философской точки зрения, если это необходимо для достижения желаемой цели.

Можно сказать, что и восприятие, и память, являются очень важными психологическими процессами, которые с самого рождения служат цели самосохранения и развития личности.

Дереализация, также называемая аллопсихической , это патологическое состояние, при котором нарушается психосенсорное восприятие реальности окружающего мира.

При этом расстройстве человек искаженно воспринимает окружающую действительность, она может казаться как будто отдаленной, нереальной, обесцвеченной. Реальность воспринимается призрачной. Знакомая обстановка, предметы, явления ощущаются чуждыми, неестественными, видоизмененными. Либо, наоборот, у индивида наблюдается дежавю (dejavu – уже виденное).

У человека создаются ощущения сходные со сновидением, с нахождением внутри компьютерной игры, мир кажется нереальным.

Дереализация это невротическое расстройство. Зачастую при этом больной сохраняет полный контроль над своими действиями, демонстрирует адекватное поведение и полностью вменяем. Индивид дает себе отчет в нелогичности, нереальности своего состояния. Синдром дереализации может проявляться короткое и продолжительное время, может происходить эпизодически, а может повторяться часто.

Связь дереализации и деперсонализации

Дереализация часто возникает вместе с расстройством самовосприятия личности – . При деперсонализации индивид воспринимает свое тело и собственные действия, как сторонний наблюдатель, который не имеет возможности управлять.

Международная классификация болезней не разделяет эти два состояния и обозначает их как «Синдром деперсонализации-дереализации» (F 48.1). Часто под термином «дереализация» понимают группу расстройств со сходными симптомами, которые выражаются в искаженном восприятии окружающей действительности.

Комплекс провоцирующих причин

Дереализацию считают достаточно распространенным расстройством, оно наблюдается у более чем 4% людей, и количество больных все время растет. Она часто выступает как защитный механизм человека в , при различных потрясениях, переживаниях. Наиболее часто это расстройство восприятия встречается у индивидов обоих полов в возрасте до 25 лет, то есть в период становления и самоопределения.

Расстройство чаще всего наблюдается у экстравертов, которые обладают чрезмерной впечатлительностью и эмоциональностью. Высок риск появления приступов расстройства у индивидов склонных к перфекционизму, и имеющих завышенный уровень притязаний.

Среди основных причин, вызывающих развитие дереализации называют:

  1. Биохимические причины . В организме больного вырабатывается недостаточное количество дофамина, серотонина, норадреналина, которые регулируют работу психоэмоциональной сферы, отвечают за ощущение удовольствия, положительный настрой. Также причиной может быть недостаток гамма-аминомасляной кислоты, сниженная функция нейронной опиатной системы. Наследственность. Склонность к патологической тревожности может быть генетически заложена, и быть неким «семейным» способом реакции на стрессовые ситуации.
  2. Личностно-психологические причины . К развитию расстройства может приводить наличие таких индивидуальных черт человека как впечатлительность, мнительность, повышенные требования к самому себе, ранимость, перфекционизм, педантизм, склонность фиксироваться на негативных ситуациях.
  3. Соматические причины . Развитие дереализации может быть спровоцировано наличием у индивида следующих заболеваний: гипогликемии (пониженный уровень глюкозы в крови); некоторых заболеваний внутренних органов; патологических процессов во внутренних органах; гипертироидизма (избыточной функции щитовидной железы); болезней дыхательной системы; феохромоцитомы (гормонально-активной опухоли, чаще расположенной в мозговом слое надпочечников); пролапса митрального клапана.
  4. Социальные причины . Расстройство может развиваться вследствие неблагоприятной семейной ситуации, детских психологических травм, конфликтной обстановки в учебном или трудовом коллективе, смерти близких, наличия затяжной или неизлечимой болезни, развода, отсутствия эмоциональной поддержки.
  5. Зависимости . Факторами риска развития синдрома являются наркотическая, алкогольная зависимости, табакокурение, употребление психоактивных веществ.
  6. Отсутствие здорового образа жизни . Нехватка сна, некачественный сон, отсутствие полноценного отдыха, неправильный режим работы, умственные и физические перегрузки также являются благоприятной средой для развития расстройства.

Симптомы и клиника дереализации

При дереализации у больных появляется ощущение, что действительность, объекты, социум являются не естественными, фантастическими, чуждыми, при этом больной не может найти объяснения тому, как это произошло.

Действительность воспринимается как сквозь сон, будто сквозь стекло, непрозрачную пленку, туман. Окружающее может восприниматься как декорации. Все вокруг кажется не имеющим объема, нечетким, неярким, не имеющим перспективы.

При приступах расстройства искажается восприятие времени. У некоторых больных возникает ощущение, что процессы вокруг замедлились, остановились. У других пациентов наоборот появляется ощущение ускорения временных процессов, стремительности событий. В редких случаях пропадает восприятие прошлого, настоящего и будущего, и все воспринимается как настоящее.

Самыми распространенными симптомами дереализации являются зрительные нарушения. Окружающее может восприниматься однотонным, серым, расплывчатым. Все вокруг может напоминать рисунок карандашом.

В редких случаях может происходить обратное – все вокруг кажется очень ярким, похожим на мультфильмы. Зрительные искажения проявляются также в «туннельном» зрении, когда все, кроме объекта фокусировки, сливается. Также мир вокруг может восприниматься перевернутым на 180°, либо как зеркальное отражение.

Слуховые нарушения выражаются в восприятии речи других людей как замедленной, обостренном восприятии отдельных звуков, звоне в ушах. Звуки могут восприниматься как отдаленные.

При аллопсихической деперсонализации возникают нарушения тактильного восприятия: больной не может определить на ощупь физические параметры предмета (температуру, материал, текстуру).

Искажение восприятия пространства выражается в том, что индивид не может оценить расстояние: далекое кажется близким, близкое — далеким.

Диагностика и тест на расстройство

Необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы поставить диагно. Это нужно для того, чтобы исключить наличие более серьезных психопатологических синдромов. Для этого психотерапевтами используется опрос по шкале Нуллера и Генкиной.

  • (бензодиазепиновый ряд) – ;
  • – Кломипрамин;
  • – Кветиапин.

Также пациентам рекомендован прием калия, магния, витаминов группы В, а также поливитаминов.

В случае, если у пациента выявлена склонность к депрессивным состояниям, то рекомендовано назначать лечебную диету, гимнастику и сеансы групповой терапии. Если синдром возник на фоне уже существующего депрессивного расстройства, то назначается медикаментозная терапия с применением антидепрессантов селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) – Флуоксетин, антиконвульсантов – Ламотриджин.

На втором этапе внимание акцентируют на причинах возникновения дереализации. В этом помогают психотерапевтические сеансы. Они направлены на выявление и устранение причин, которые оказали влияние на состояние пациента. Эффективными считаются когнитивно-поведенческие техники, методы самовнушения. Рекомендуется также .

Профилактика дереализации должна быть направлена на устранение из жизни стрессовых ситуаций, которые провоцируют расстройство.

Необходимо уделить внимание режиму труда и отдыха, привести в порядок количество и качество сна. Предупредить появление синдрома можно, отказавшись от пагубных привычек. Рекомендуется уделять внимание состоянию здоровья: вести активный образ жизни, получать полноценный отдых, полноценно питаться, заниматься спортом, иметь ежедневные физические нагрузки. Для уменьшения количества рекомендован контрастный душ, дыхательная гимнастика, ароматерапия.

Приступы дереализации не только ухудшают качество жизни, но и могут быть опасны, так как могут случиться за рулем автомобиля, на улице, в ситуации, когда жизнь человека зависит от его концентрации на событиях.

Если не начать терапию данного расстройства, то последствия могут быть достаточно тяжелыми. Приступы могут привести к изменениям в психике, и к развитию серьезных патологий центральной нервной системы.

Этот последний раздел нашего курса, посвящен изучению того, как мы воспринимаем окружающую нас действительность и как это отражается на нашей торговле. Каждый человек обладает уникальным мировоззрением, что делает его поведение несколько отличным от остальных. Кому-то нравится проводить свое время на природе, а кто - то предпочтет город. Но при всех этих отличиях у нас есть много общего. И если следовать принципам теории вероятности, которая постулирует, что поведение с виду отдельно различных элементов, в их большом количестве может дать одно закономерно выстроенное движение (структуру), то можно найти много общего и в поведении толпы. Вам наверное приходилось наблюдать и не раз, что когда вы поздно выходите на улицу, то по тротуарам не гуляет прохожих, улицы пусты и лишь только изредка появляется человек. Что заставляет миллионную массу людей вести себя именно таким образом? Система, в которой живет каждый из нас, порождает в нас определенный набор убеждений, которые не заметны для нас, но управляют нами и которые, возможно, образуют определенную, не видимую глазу структуру. Именно об этих убеждениях и пойдет речь в данном разделе курса.

В названии курса «Как поменять взгляд на Forex» слово «взгляд» играет не последнюю роль. Когда у человека меняются взгляды и убеждения у него начинает формироваться абсолютно другое понимание и восприятие окружающей действительности. Цель фракталов не отыскать 10 точек входа на рынок за день, они преследуют гораздо более важную и существенную цель, а именно изменить вас внутренне. Фрактальная теория - это система, которая открывает ваше сознание для понимания и восприятия рынка. Есть одна очень хорошая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Давайте и мы с вами рассмотрим примеры, которые сразу дадут вам понять, что дает фрактальная теория на рынке.

Ваш первый взгляд на изображения представленные ниже будет соответствовать Вашему пониманию рынка Forex сегодня, когда Вы увидите то, что было скрыто в изображениях - это можно будет сравнить с применением фрактальной теории на валютном рынке. Если человек знает, что искать, рано или поздно он это находит.

Обнаженная пара

Большинство из нас (просто потому, что нас большинство) увидит любовников, женщину и обнимающего ее сзади мужчину. Такие мы, наше сознание уже искривлено увиденным в жизни или на фотографии. Другое дело дети, они еще чисты и совершенно невинны, для них нет ничего прекраснее чем мультики и фильмы про природу... Поэтому, именно дети в первую очередь увидят на этой чаше дельфинов (здесь их 8-9 штук). А вот теперь, обладая этой информацией, мозг взрослого человека тоже сможет адаптироваться и увидеть дельфинов... Что происходит с трейдером, который приходит на рынок? Ему забивают голову различного рода информацией и за всем этим массивом данных очень трудно увидеть истину. Человек, который воспринимает рынок не так как 90% трейдеров вполне способен увидеть в нем гораздо большее...

Рис. 225

Используя модели предложенные в нашем курсе, вы можете изменить свое понятие о цене и о рынке в целом. Мандельброту потребовалось 50 лет для открытия и внедрения теории фракталов в жизнь. Вам, для того, чтобы успешно торговать, теперь требуется только увидеть те структуры, что получаются в результате данной формулы и которые достаточно подробно описываются в курсе.

Посмотрите на рис. при кажущейся очевидности они скрывают удивительные комбинации скрытых в них элементов.

Что вы видите здесь мини вен или спортивный автомобиль?

Рис. 226

Многие быстро замечают, что спортивный автомобиль нарисован на мини вене. Однако, даже после этого не перестаешь удивляться иллюзии человеческого восприятия.

Интересно кого вы увидили старика или ковбоя?

Рис. 227

После данных примеров вам должно стать уже более понятно, о чем идет речь. Также можно всматриваться и в рынок, но ничего не видеть, пока кто-то вам не скажет, что нужно найти!

Почему вы сами не могли найти закономерно выстроенные структуры? Потому как в вашей голове рынок - это хаос , беспорядочное движение цен. Пока вы признаете данное утверждение, вы никогда не сможете отыскать в нем порядка. Все главы данного курса были посвящены только одной цели, найти порядок в пугающем хаосе и показать вам ту невидимую для вашего понимания структуру. С помощью программы, которая использовалась для получения всех моделей, вы сможете открыть для себя поистине удивительный мир сложности структур, изучая их, вы поймете, как движется рынок и чего от него можно ожидать.

Давайте рассмотрим еще один пример, чтобы вам стало ясно, что именно мешает вам увидеть сущность процесса, а не его искаженную голограмму.

Если рассмотреть процесс обучения художника новичка в профессионала, то станет понятно, что данный переход осуществляется с помощью открытия новых убеждений и восприятия окружающей действительности. Тренируясь, новичок сначала не обращает внимания на детали, которые увеличивают реалистичность объекта, чем дольше он занимается, тем все более детализированными становятся его рисунки.

Изменяя свои убеждения о ходе и структуре цены, вы можете увеличить точность вашего прогноза, с каждым разом все более и более совершенствуя его.

Процесс совершенствования вашего восприятия представлен на рис.228:


Рис. 228

Здесь изображено 3 стадии формирования вашего восприятия. Первая соответствует вашему первому пониманию рынка. Вторая, когда вы понимаете то, что рынок можно представить в виде структуры, но из-за того, что плохо знаете ее, не можете делать прогноз постоянно, а лишь только выборочно находите похожие ситуации. Третья стадия - этап профессионала, когда не возникает вопроса: что дальше? А есть всегда готовый ответ, благодаря наличию подробных структур.

Как вы думаете, чем отличается профессионал от новичка? Нет, не размером депозита, так как новичка и это не спасет, а набором убеждений. У профессионала четко сформирована стратегия поведения на рынке, он ПО ДРУГОМУ СМОТРИТ на рынок. Когда новичок начинает знакомится с Forex у него только одно в голове, что он будет успешен, что ему нужно пройти только то, что уже написано умными людьми и все перед ним откроется, однако это далеко не так. Когда он начинает сталкиваться с первым проигрышем, наступает разочарование, потому как, это не соответствовало его убеждениям о данном виде деятельности.

Но как поменять свои взгляды так, чтобы не было разочарований по мере достижения профессионального уровня, а была гармония в развитии. Все просто, оказывается те торговые стратегии, которые предлагаются сегодня новичкам не имеют дальнейшего развития и представляют жестко сформировавшийся набор правил и убеждений. Например: возьмем стандартный индикатор RSI, хороший индикатор, который имеет свои сигналы для входа в рынок и соответственно выхода из него. Мы имеем законченную систему. Когда данные сигналы не срабатывают, мы приходим в состояние агрессии от БЕЗЫСХОДНОСТИ. Начинаем бросаться на книги, в надежде найти хоть какой - то инструмент для анализа Forex, однако везде нас ждет провал, потому как все книги основаны на системах, которые не способны быть гибкими в ходе анализа. Получаем самое страшное, что ни наесть для трейдера - ТУПИК.

Фракталы - это теория в которой нет законченных путей решения проблемы, она направлена на постоянно совершенствование вашего внутреннего развития, а применение данной теории с индикаторами и фундаментальным анализом, делает ее гибкой и не замкнутой системой, а нам уже очень хорошо известно, что для того чтобы система развивалась и смогла выжить она должна быть открытой и нелинейной.

Фрактальная теория открыта для любого вида анализа, это значит, что вы можете использовать ее параллельно вместе с ними, не исказив ее основной идее и сущности построения.

Стандартные индикаторы, с присущими им сигналами, можно сравнить, как если бы мы играли на гитаре, зная ограниченное количество аккордов. Музыкант который играет на гитаре с помощью аккордов, как правило, является самоучкой (их еще называют уличные музыканты), однако музыкант, который занимался изучением большого многообразия комбинаций нот, имеет больше шансов стать профессионалом. Все дело в том, что если мы будем знать только несколько аккордов, мы не сможем играть на гитаре на 100%, что то будет получаться, а что - то нет (знакомо неправда ли), зная ноты мы сможем подобрать любую мелодию, придумать свою, так как все музыкальные композиции в основном пишутся и представляются в виде нот, а для людей попроще есть аккорды.

Когда я открыл нотоносец, без понимания нот и СТРУКТУРЫ их записи, просто поражаешься, как человек может не только понять их, но еще и с ОДНОГО ВЗГЛЯДА прочитать столь сложное многообразие отдельных элементов. То же самое происходит и с новичком, который в первый раз открыл график цены. Сначала графики отбрасывают, затем становятся более дружелюбными, но как правило до их изучения дело не доходит, так как все книги пестрят индикаторами (аккордами) для того, чтобы облегчить судьбу новичка - бедолаги, и как можно БЫСТРЕЕ ввести его в курс дела, чтобы он начал торговать, а там все само собой приложится. Но изучив индикаторы (аккорды), новичок забывает, что есть еще и сама цена (ноты) и не понимает, почему он никак не может достичь профессионального прогнозирования. Поверьте, структура рынка являет собой не более сложную систему, чем ноты. Миф о том, что рынок не предсказуем и являет собой случайное поведение, распространен только потому, что изучение его требует совсем другого подхода, явно не выгодного тем, кто хочет чтобы вы, мой дорогой читатель, не изучали его определенный период времени, им нужно сейчас и сразу, а так получается только тогда, когда мы делаем ошибку. Изучая ноты, вы можете сыграть любую мелодию. Изучая структуру, вы сможете прогнозировать любой вид рынка и для этого вам будет требоваться всего несколько минут.


(Материалы приведены на основании: А. Алмазов. Фрактальная теория. Как поменять взгляд на рынки)

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Склонность к тревоге может очень сильно влиять на то, как мы воспринимаем мир. Обозреватель задался вопросом о том, поможет ли новый метод лечения избавиться от постоянного беспокойства.

У вас в голове мечутся самые разные тревожные мысли, учащается пульс и сбивается дыхание. Беспокойство сменяется страхом, а затем вас внезапно охватывает паника.

Вы чувствуете себя растерянным и перевозбужденным. Если подобные симптомы хорошо вам знакомы, то знайте, что вы не одиноки.

От парализующих приступов тревоги страдали актрисы Дженнифер Лоуренс и Эмма Стоун, музыкант Брайан Уилсон из группы Beach Boys и певица Тейлор Свифт, художник Винсент ван Гог и поэтесса Эмили Дикинсон.

Всем известно, что тревога влияет на эмоциональное состояние человека и мешает ему взаимодействовать с окружающим миром.

Тревога может определенным и предсказуемым способом сформировать мировоззрение и систему ценностей человека

Однако мало кто знает о том, какое воздействие тревога оказывает на наше внимание в повседневной жизни. Из-за нее приоритеты внимания смещаются, что влечет за собой изменение поступающей в мозг информации и, следовательно, нашего восприятия реальности.

Это может иметь далеко идущие последствия. Влияя на внимание, тревога может определенным и предсказуемым способом формировать мировоззрение и систему ценностей человека. Она также может воздействовать на наши убеждения без нашего ведома.

Чтобы избежать искажения реальности, вызванного тревогой, сперва нужно понять механизмы, регулирующие внимание, и способы управления ими.

Согласно метафоре, навеянной работами талантливого и прогрессивного американского психолога 19-го века Уильяма Джеймса, наша система визуального внимания во многом похожа на прожектор, "сканирующий" мир вокруг нас.

Этот "прожектор внимания" представляет собой ограниченный участок пространства, находящийся в центре внимания в определенный момент. То, что попадает в него, мозг сознательно обрабатывает, а то, что остается за его пределами - нет.

Глядя на мир вокруг, человек фокусирует внимание на том предмете, который ему хотелось бы рассмотреть получше. Наш мозг не способен детально обработать объект, текст или окружающую обстановку, если они не находятся в центре внимания.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Наше сознание работает как прожектор, помогая нам замечать важные детали

Понять, как это работает, можно на примере человека, читающего книгу в переполненном вагоне поезда. Его взгляд движется по странице слева направо, строчка за строчкой. При этом "прожектор внимания" перемещается от слова к слову.

Слово, на котором человек концентрирует внимание, четко воспринимается его сознанием, в то время как слова, лежащие за пределами "прожектора внимания", кажутся размытыми и в большинстве своем неразборчивыми.

Подобная локализация нужна потому, что одновременное восприятие всей визуальной информации об окружающей среде привело бы к "перегрузке" мозга, который является системой с ограниченными ресурсами, наподобие компьютера.

"Прожектор" позволяет мозгу сконцентрироваться только на важном, игнорируя всю ненужную информацию. Благодаря этому мы способны воспринимать окружающую нас действительность.

В большинстве случаев мы сознательно выбираем, на чем сфокусировать свое внимание, однако этот процесс не всегда находится под нашим добровольным контролем.

При этом не все окружающие нас предметы и явления воспринимаются нами одинаково. Так, например, яркая вспышка света или резкое движение там, где его быть не должно, автоматически привлекают наше внимание, и оно перемещается в ту точку, где они возникли.

Мало кто любит, когда что-то резко отвлекает его внимание, однако это происходит не случайно. Непроизвольное переключение внимания нужно для того, чтобы немедленно оповестить человека о том, что жизненно важно для его выживания.

Для древнего человека поводом для автоматического переключения внимания могла бы послужить пробегающая мимо добыча либо, если меньше повезет, приближающаяся опасность - хищник или опасный враг, например.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Без "прожектора внимания" мы не смогли бы читать, ведь благодаря ему мы концентрируемся на нескольких словах, игнорируя остальные

Благодаря эволюции наша система визуального внимания автоматически реагирует на разнообразные виды опасностей.

Змеи, пауки, злые или пугающие лица, угрожающие позы и предметы, напоминающие оружие - все эти объекты способны притягивать наше внимание. Можно сказать, что визуальное внимание отдает приоритет угрозам в интересах самозащиты.

Несомненно, эта функция помогает человеку выжить, однако тревога может сделать систему быстрого и эффективного обнаружения угроз гиперчувствительной, в результате чего "прожектор внимания" начинает работать во вред человеку.

Так, например, можно частично потерять контроль над собственным вниманием, ведь оно слишком быстро фокусируется на том, что мозг воспринимает как опасность, независимо от того, так это или нет на самом деле.

А когда человек фокусируется только на опасности, негативная информация завладевает его сознанием.

Чтобы понять, как именно тревога может полностью изменить мировосприятие человека, меняя приоритеты внимания, подумайте о том, каково человеку с высоким уровнем тревожности путешествовать на поезде по густонаселенному столичному региону.

Представьте, что вы стоите на переполненной людьми платформе метро, глядя в окружающую вас толпу. Ваше внимание автоматически привлекают люди с недоброжелательным выражением лица, в то время как веселые лица вы просто игнорируете.

В результате вам кажется, что все вокруг немного расстроены, и ваше настроение портится.

Возвращаясь на поезде домой, вы ждете своей остановки, как вдруг замечаете, что крупный мужчина в толстовке с капюшоном, сидящий рядом с вами, резко засовывает руку в карман, словно пытаясь достать оружие.

К счастью, он достает из кармана мобильный телефон, но вся эта ситуация заставляет вас задуматься о том, что произошло бы, если бы это был пистолет.

В итоге вы еще больше укрепляетесь во мнении, что метро - это опасное место, полное сомнительных персонажей и раздраженных людей.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption В процессе эволюции у нас развилось умение замечать в окружающей обстановке потенциально опасные объекты - например, пауков, которые могут быть ядовитыми

А теперь представьте, что подобное происходит постоянно. Из-за того, что угроза находится в приоритете, мы отсеиваем все хорошее и воспринимаем только плохое. Когнитивную систему переполняют волнение и страх.

Это приводит к тому, что тревога начинает оказывать чересчур сильное влияние на то, как мы оцениваем окружающую обстановку. По сути, тревожным людям мир в буквальном смысле кажется пугающим и неблагополучным местом.

Эти радикальные изменения в восприятии могут формировать мировоззрение человека, в том числе его политические и идеологические убеждения.

К примеру, исследование 2009 года показало, что тревога способна влиять на внимание человека таким образом, что все люди с Ближнего Востока начинают казаться ему опасными. Это, несомненно, влияет на его политические взгляды в отношении иммиграции.

В рамках эксперимента ученые предложили участникам из западных стран с различными уровнями тревожности пройти компьютерный тест. Он заключался в нажатии клавиши в ответ на визуальные стимулы, появляющиеся на экране.

Сначала испытуемые видели мелькнувшее на экране слово, а затем два лица - араба и европейца, на каждом из которых могла появиться точка от прицела.

Результаты показали, что люди, страдающие повышенной тревожностью, быстрее реагировали на точки, появлявшиеся на лицах людей с арабской внешностью, если перед этим им показывали связанное с терроризмом слово - например, "бомба".

Это означает, что, когда тревожного человека заставляли думать о терроризме, то в центре его визуального внимания оказывались лица выходцев с Ближнего Востока, что указывает на ожидание опасности.

Выводы ученых объясняют, почему люди с повышенным уровнем тревожности часто встают на сторону политиков, обещающих защитить страну путем запрета иммиграции и введения жестких мер по обеспечению национальной безопасности.

Это подтверждают и результаты другого исследования, проведенного в 2012 году группой ученых из Университета штата Небраска в Линкольне.

Они выяснили, что люди, уделяющие больше внимания негативным образам, как правило, в политическом плане тяготеют к правым.

В рамках одного из экспериментов исследователи показывали участникам с либеральными и консервативными взглядами компьютерные коллажи, состоящие из картинок с положительным и отрицательным подтекстом.

При этом они отслеживали движения глаз испытуемых, чтобы понять, на что они обращали внимание.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Если человек склонен к тревоге, весь мир может казаться ему опасным

Они обнаружили, что те, чье внимание сразу же и надолго привлекали неприятные и отталкивающие изображения - например, дорожные аварии, мертвые тела и открытые раны - чаще причисляли себя к консерваторам.

Авторы исследования считают логичным то, что люди, более внимательные и восприимчивые к угрозам, часто поддерживают правоцентристских политиков, обещающих защитить общество от внешних угроз, укрепляя военную мощь и национальную безопасность, вводя более строгие меры наказания для преступников и препятствуя иммиграции.

В крайних своих проявлениях тревожность может оказывать серьезное негативное воздействие на здоровье человека, однако изменить ситуацию можно, тренируя свое внимание.

Более того, сегодня это можно делать с помощью удобных компьютерных программ и даже приложений для смартфонов.

Самым популярным способом тренировки является "коррекция приоритетов внимания" (Attention Bias Modification Training, сокращенно ABMT), также широко известная как "коррекция когнитивных искажений" (Cognitive Bias Modification, сокращенно CBM).

Он может включать в себя разные задачи, объединенные одной целью. На стандартном тренинге пациенты видят на экране компьютера картинки с положительными и отрицательными образами. Как правило, это счастливые и мрачные лица, сменяющие друг друга сотни раз.

Так как тревога связана с концентрацией внимания на негативных стимулах, пациентов просят выбирать положительные образы, нажимая на клавишу или на экран.

Делая это снова и снова, а в идеале - несколько дней или недель подряд - они приобретают привычку обращать внимание не на угрозу и негативную информацию, а на то, что несет в себе позитив.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Сможем ли мы найти способ скорректировать это искаженное восприятие угрозы и избавиться от тревоги?

Десятки исследований подтвердили эффективность этого метода. Особый интерес представляет одно из них, опубликованное в журнале Ассоциации психологических наук Clinical Psychological Science.

Оно показало, что 25-45-минутная сессия терапии ABMT в виде игры на мобильном телефоне позволяет снизить уровень внимания к угрозам, субъективной тревоги и наблюдаемой чувствительности к стрессу.

Теперь пациенты, страдающие от тревожных расстройств, но не имеющие возможности пройти лечение в клинике, также могут получать психологическую помощь, уделив всего несколько минут увлекательной мобильной игре по пути на работу.

Тем не менее некоторые ученые относятся к ABMT скептически. В некоторых недавних исследованиях эффективность этого вида терапии была поставлена под вопрос.

Ученые доказали, что единичные сессии ABMT приносят не больше пользы, чем другие способы лечения тревожных расстройств, основанные на когнитивном подходе, например, когнитивная поведенческая терапия, а в некоторых случаях - даже прием плацебо.

Ученый, профессор и лицензированный психолог Пер Карлбринг из Стокгольмского университета признает, что эта критика обоснованна, однако отмечает, что от тренировок внимания не стоит отказываться полностью.

Он поясняет, что, согласно данным метаанализа, коррекция приоритетов внимания дает очень хорошие результаты при лечении пациентов до 37 лет, особенно если оно осуществляется в клинике или лаборатории, а не удаленно.

Карлбринг заметил, что уровень тревожности при использовании ABMT не снижался только в том случае, если не удавалось скорректировать приоритеты внимания, связанные с опасностью.

Поэтому для повышения эффективности этого метода лечения он предложил использовать более динамичные задания с реалистичными стимулами.

Карлбринг задался целью повысить надежность этого способа лечения и получил грант на разработку и тестирование нового метода тренировки внимания с использованием виртуальной реальности. Этот метод работает более естественным образом и обеспечивает эффект присутствия.

"Мне кажется, что перенос тренировки в условия, близкие к реальным, может помочь нам выйти на совершенно новый уровень, - говорит Карлбринг. - Я не удивлюсь, если к 2020 году тренировка внимания станет обычным явлением".

Делая упражнения, помогающие избавиться от постоянного поиска угроз и осознавая влияние тревоги на наше внимание, мы можем избежать таких последствий тревожности, как искажение реальности, постоянное чувство страха и изменение системы убеждений.

Год ратифицирования Конвенции о защите прав ребенка в России.

Базовые и универсальные принципы работы психолога в образовании:

A) П.Я.Гальперин

6.Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает

A) факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса

8. Переживаемое человеком состояние нужды в чем - либо - это:

A) Потребность.

10.Общность, добровольно объединенная на основе интересов и дружбы - это:

A) Референтная группа.

11.Свойство восприятия, когда воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл:

A) Осмысленность восприятия.

12.Мышление, непосредственно включенное в деятельность:

A) Наглядно-действенное мышление.

13.Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

A) Интеллектуальными

14. Типом темперамента является:

A) Флегматичный.

15. Свойством эмоций не является:

A) Идентификация.

Ж.Пиаже отделяет при изучении структуры интеллекта

A) Функции и содержание

A) Совокупность устойчивых мотивов и потребностей, опосредующих цели личности.

18. Дефицитарные потребности это:

A) Биологические потребности.

19. Выполняемая индивидом социальная функция, способ его поведения в системе межличностных отношений называется:

20. Относительная независимость параметров фигуры от изменения её фона это:

A) Константность

21. Какой из видов памяти развивается онтогенетически ранее:

A) Эмоциональная.

22. Использование специальных приемов улучшения запоминания называется:

A) Мнемотехникой.

23. Какая из нижеперечисленных не является стадией развития интеллекта в генетической теории Ж.Пиаже:

A) Стадия учебной деятельности

24. Речь, обычно сопровождающая игру дошкольника и обращенная, как правило, к самому себе:

A) Эгоцентрическая речь

25. Видами пассивного воображения являются:

A) Фантазии и грёзы.

26. Внимание, включающее волевую регуляцию, называется:

A) Интеллектуальным.

27. Волевое усилие это:

A) Форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека

28. Назовите понятие, которое не является типом темперамента:

A) Лептосоматик.

29. Неуправляемый тип акцентуации характера заключается в:

A) Импульсивности, конфликтности, нетерпимости к возражениям

30. Дж. Уотсон является основателем :

A) П.К. Анохин.

32. Речь, представляющая развернутое высказывание, предполагающая длительный путь по переводу смысла в значение это:



A) Монологическая речь

33.Каждый психический процесс связан:

A) С работой всей нервной системы

34. Уподобление себя другим - это:

A) Идентификация.

35.Не является механизмом социальной перцепции:

A) Стереотипизация.

Свойство восприятия, когда человек воспринимает окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов

A) Предметность восприятия.

37."Комплекс неполноценности" - этот термин, который был введен в психологию:

A) А.Адлером.

38.Состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий называется:

A) Аффектом.

39.Флегматик проявляется как:

A) сильный, уравновешенный, инертный.

40.Природные способности это:

A) Биологически обусловленные и связанные с врожденными задатками

41.Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:

A) Экспериментом.

42. Высшая форма направленности личности - это:

A) Убеждение.

43. Термин «защитные механизмы» был введён в психологию:

A) З.Фрейдом

44. Общественно-санкционированные способы реализации социальной функции личности называется:

A) Социальной ролью.

45. Рецепторы экстероцептивных ощущений находятся:

A) На поверхности тела.

46. Память, которая основана на повторении материала без его осмысления, называется:

A) Механической

47. Активность, избирательность, опосредованность деятельностью - характерные признаки памяти:

A) Человека.

48. Эгоцентричность детского мышления проявляется в:

A) В неспособности видеть мир не со своей точки зрения.

49. Функция речи, заключающаяся в обозначении тех или иных предметов, явлений, действий и т. д.:

A) Семантическая.

50. Сновидение это:

A) Пассивный вид воображения

51. Степень сосредоточенности сознания на объекте - это такой показатель внимания, как:

A) Концентрация.

52. Форма психического отражения, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий:

53. Характер это сочетание:

A) Индивидуального и типического

54. Сущность демонстративного типа акцентуации характера заключается в:

A) Аномальной способности к вытеснению

55. Основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

A) Бехтерев

56. Термин "психология" в научный оборот ввел:

A) X. Вольф.

57. Афазией называется:

A) Нарушение речи

58.Система отрицательных эмоциональных переживаний, сопровождаемых соответствующими негативными психологическими симптомами: (низкая самооценка, заниженный уровень притязаний, повышенная тревожность и мотив избегания неудачи):

A) комплекс неполноценности

59. Процесс, направленный на достижение цели, называется:

A) Действием.

60.Связанные с удовлетворением определенных потребностей, побуждения к деятельности являются :

A) Мотивы.

61.К основным свойствам восприятия, как психического процесса относятся:

A) Предметность, целостность, константность