Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не жизни, приводит героя раннего, юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру "безжалостных людей", видя в нем лишь "кучу каменных сердец" ("Два сокола"). В ранней лирике звучат и гражданские мотивы неприятия рабства ("Жалобы турка"); прославления революционного подвига ("10 июля (1830)", "30 июля. - (Париж) 1830 года"); возвеличения былого могущества России ("Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян..."). Социальные проблемы представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года "Монолог" предвосхищаются темы и образы "Думы":

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

В этом стихотворении важна мысль о том, что сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их. И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования "здешнего света" прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей - бесстрашных, могучих и мудрых - создает Лермонтов. Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому иносказательное повествование об этой войне в "Двух великанах" написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа предстаёт в образе "древнего русского великана".

В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

В этом стихотворении в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.

Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты Родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.

Символом России, средоточием её единства Лермонтов считает Москву - и противопоставляет её официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развития истории России петровской ориентации на Запад. Именно Москву как сердце и воплощение Родины защищают солдаты в "Бородине"; Москву воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года "Кто видел Кремль в час утра золотой..."; в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы "Сашка":

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ...

Это самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: этой "немытой" страны "рабов" и "господ".

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России, ее народа. Страшная картина духовного рабства, истовой преданности народа палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор в план субъективный, от духовного рабства в России - к побегу "за стену Кавказа", на волю. В стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране всеобщей несвободы, в стране-тюрьме жить нельзя. Из неё можно лишь попытаться бежать - но обретение личной свободы "за стеной Кавказа" ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от Родины.

Официальный патриотизм был провозглашен в знаменитой фразе шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа: "Прошлое России было блестяще, её настоящее более чем великолепно, а что касается её будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение". Почти одновременно со стихотворением "Прощай, немытая Россия…" была написана "Родина", где Лермонтов не просто дал выход всей накопившейся обиде и глубокой ненависти к политическому строю, основанному на духовном рабстве, но осмыслил само чувство Родины в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих людей эпохи. Он психологически и философски осмыслил его как одно из важнейших явлений русской культуры.

"Родина" (1841) - одно из самых интересных по композиции и противоречивости передаваемого чувства стихотворений. Оно построено так, что должно с первой до последней строки шокировать читателя. В первой же строке поэт заявляет: да, я люблю отчизну, но... это странная любовь! И далее - "не победит ее рассудок мой". Любовь лирического героя к Родине оценивается им самим как любовь "рассудку вопреки". Но почему рассудок должен победить такое естественное человеческое чувство как любовь к Отечеству?! Значит, есть что-то в России, за что не стоит ее любить? Последующее перечисление общепризнанных достоинств России исполнено сыновних чувств: тут и дорого - кровью! - купленная слава, и "полный гордого доверия" покой, оплаченный сознанием государственного могущества, и богатство народной истории - и, тем не менее, оказывается, что ко всему этому поэт остается холоден. У читателя растёт недоумение: что же дорого Лермонтову? По сути, всё стихотворение построено на противопоставлении, на противопоставлении "казенного патриотизма" и естественного человеческого чувства, признание "за что, не знаю сам" оставляет оттенок тайны в лермонтовском чувстве к Родине, как и во всякой подлинной любви. Поэт противопоставляет "рассудочной" любви к Родине своё отношение - действительно "странное" и даже непозволительное с точки зрения общепринятой морали.

Вторую часть "Родины" открывает постепенно сужающаяся "панорама" российского пейзажа, с постепенным укрупнением деталей. "Холодное молчанье" степей, колыханье "безбрежных лесов", неоглядные разливы рек - все это скрывает некую загадку, обещание великого будущего; просёлочный же путь в ночной тьме, дрожащие огни деревень говорят о печали настоящего. Довольно резкая смена размера (шестистопный ямб сменяется четырехстопным) привлекает внимание к тем реалиям русской жизни, которые вызывают у лирического героя "многим незнакомую" отраду: все эти детали связаны с людьми, живущими на российских просторах, с теми, для кого жизненно важно "полное гумно", кто живет в домах с "резными ставнями", а в праздник пляшет с "топаньем и свистом". Таким образом, любовь к Родине оказывается для Лермонтова главным образом любовью к своему народу.

Картины народной России, ее настоящий лик, созданный в "Родине", не стали сами по себе художественным открытием Лермонтова. Во многом автор сознательно соотносит стихотворение со знаменитыми пушкинскими строками из "Путешествия Онегина":

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Лермонтов свой образ Родины создаёт так, что выявляется непримиримый конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь "в редакции" шефа жандармов, и истинной любовью человека к своей Отчизне. Открытое Лермонтовым чувство Родины, его принципиальный отказ логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою Отчизну, положили начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство, противоположное рассудку и глубоко личное.

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз...

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье...

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Рецензии

Здравствуйте, Зоя!

Прочёл с удовольствием ещё несколько Ваших работ. Они мне нравятся. А сегодня в очередном материале встретил строфу:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ… и т.д.
При этом вспомнил, что некоторое время тому назад прочитал разбор этого стихотворения одним из авторов Проза.ру. Он со всей категоричностью утверждает, что это стихотворение – провокационная подделка под Лермонтова, с целью его компрометации (какого-то «доброжелателя»). Мне доводы его показались убедительными, потому что в ряду патриотических стихов оно выглядит чужеродным. Автора этого анализа я занёс к себе в число избранных. К сожалению, сейчас не сумел отыскать его среди большого числа фамилий. А хотел бы представить его Вам. С уважением,
Ю.С.

Здравствуйте, Юрий!
Я знаю эту точку зрения, читала и статью, но доказательств нет, а потому попыталась понять, что можно увидеть за словами "Прощай, немытая Россия...". Не так уж и страшны эти гневные слова, озлобленность у поэта могла быть, ведь его снова изгоняли из столицы на Кавказ. А народ в России безмолвствовал годами, народ был "тёмным" и терпеливым, и некому было его просвещать. Трудно было с помощью реформ делать государство "просвещённым", как тогда говорили. Так что мог Лермонтов и ругнуть сгоряча, я тут ничего компрометирующего не вижу. На самом деле он знал, что не хотели крестьяне рабами быть, а вот избавлять их от невежества и долготерпения надо было.
Политики очень легко жонглируют словами, говоря иногда от имени народа. Даже референдум провели 24 года назад и наплевали на мнение граждан, а на Украине вообще результаты подделали.
Скажите, кто учитывал мнение народа перед совершенно жутким событием в Беловежской пуще? Это был шок, когда люди вдруг проснулись "негражданами", дети и родители оказались по разные стороны границ! Кто нас спросил, как и жителей Крыма? Америка за нас всё решала!
А ведь тогда тоже можно было сказать: "И ты, им преданный народ!" Не был предан наш многонациональный народ всех союзных республик Кравчуку, Шушкевичу и Ельцину. Но ведь промолчали мы, протестовать не смогли: просто парализованы были, беспомощными себя чувствовали. Зато хорошо подготовленная американцами "передовая общественность", часть нашей "элиты" поддержала этих неумных "вождей".
Вот Вам и пример того, как можно возмутиться страной и "рабским народом".
Да, Лермонтов был оппозиционером по отношению к правительству, но был истинным патриотом, и любил не только свою землю, природу, но и уважал свой народ, жалел его, гордился его трудолюбием, умением сохранять национальные традиции.
Сейчас меня, например, возмущает, что рабами нас называет оппозиция, в которой давно путают патриотизм с предательством. Вот это полностью противоречит тому, что чувствовал и говорил Лермонтов. И в данный момент я лучше власть поддержу, чем этих американских марионеток. Они как Союз развалили, так готовы Россию расчленить, в надежде урвать лакомые кусочки, отхватить от Сибири что-либо себе в собственность или от Дальнего Востока. Как они надоели, просто ненависть вызывают! И почему их не успокоят какие-нибудь Высшие силы?
Вот такие размышления, Юрий. Всего Вам доброго!

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М.Ю. Лермонтов

«Русская душа» Лермонтова сказалась, прежде всего, в высоком патриотизме его поэзии, в той неугасаемой тревоге за судьбы родины и народа, которой пронизана каждая его строка.
Всей силой души, ненавидя показной блеск и всяческую мишуру николаевской империи, Лермонтов с трепетной, сыновней любовью относится к героическим традициям народа, глубоко ценил и уважал родные преданья.

В творчестве Лермонтова даже интимная лирика приобретала прямое гражданственное значение. По Лермонтову, полнота счастья немыслима без сознания исполненного долга, и прежде всего долга перед народом, перед родиной.

М.Ю. Лермонтов уже в 15 лет задавался глубокими вопросами: «К чему глубокие познанья… талант и пылкая любовь к свободе, когда мы их употребить не можем?» На него он дал ответ чуть позже, в своем творчестве. На протяжении непродолжительного, но яркого пути поэт доказывал и показывал истинное признание поэта - в служении Родине. Его лира звучала и продолжает звучать для России в его стихотворениях.

Но темы его стихотворений, посвященных Родине, противоречивы.

В стихотворении «Отчизна» (именно так назвал в рукописи Лермонтов «Родину ») наиболее ярко проявляется эта двусторонность восприятия России. Поэт воспевает красоты русской природы, а также стремление к жизни простого народа, но это во второй части. В первой части он показывает жизнь светского общества, историю России. Здесь Лермонтов развивает идеи, вызванные в стихотворении «Бородино»:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни мнимой старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Поэт понимает значимость прошедшего, он принимает и не отрицает важность истории, но ничто не трогает его, оставляя равнодушным. Он показывает, что любить нужно не историю, обычаи, дошедшие из старины. Любить нужно саму Россию. Он раскрывает душу и показывает мир, который наиболее близок именно ему: крестьянскую, деревенскую Россию. Россию далекую от цивилизации, не затронутую гнилью светской жизни.

Внутреннее одиночество помогает ему видеть Родину с неизвестной для многих стороны. Он понимает, насколько сурова родная природа, но именно это он в ней и ценит, так как имена эта черта наиболее сближает родные края с поэтом. Он проводит параллель между собственной жизнью: вечными скитаниями, поиском родного тепла - и холодностью природы. Однако родное тепло для него не достижимо: где-то брезжит, но не приближается.

Любовь к простому и надежному складу деревенской жизни - во много результат усталости автора:

Проселочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.

В стихотворении «Родина» поэт показывает нам только лучшую сторону жизни крестьян (праздник), но у Лермонтова мало таких произведений, где за маской веселья скрыта истинная жизнь.

И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Например, стихотворение «Прощай, немытая Россия » открывает неприятие Лермонтовым самодержавно-крепостнической России. Здесь жизнь крестьянства кажется нам угнетенной, рабской:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые, и ты, и преданный народ.

Поэт не хочет видеть угнетение народа, хочет скрыться, уехать на Кавказ. Но не уверен, что там он скроется от «всевидящего ока» и «всеслышащих ушей».

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
И от всевидящего глаза,
И от всеслышащих ушей.

Полна, необычна и многогранна лирика Лермонтова. Каждая строка пронизана музыкой души автора. Несмотря на значимость поднимаемых тем, его стихи легки и красивы. И это истинное признание гения.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
М.Ю. Лермонтов

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

М. Ю. Лермонтов

Образ родины в творчестве Лермонтова является одним из ключевых. Однако отношения поэта к России неоднозначно.

Так, Михаил Юрьевич идеализирует прошлое своей отчизны, но совершенно недоволен современным положением дел в ней. Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России, но все они связаны с прошлым страны.

Странная и мучительная любовь к родине

Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.

Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия - практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое - это страна рабов и господ.

Но в то же время Лермонтов и любит свою родину: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой». Это чувство иррационально, необъяснимо и причиняет поэту новые мучения.

Изображение родной природы

Яркими сочными красками рисует родные пейзажи Лермонтов. Природа и родина тесно переплетаются в сознании поэта. Несмотря на то что Лермонтов считается признанным певцом кавказских красот, в его творчестве много обращений именно к родной природе.

Родина в поэзии Лермонтова часто связана с воспоминаниями детства. Так, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой, чувствуя свою отчужденность в ярком маскарадном мире, возвращается в своих воспоминания в те дни, когда жил ребенком в усадьбе. Перед его внутренним взором встают: дом, сад, пруд, село, поля и туманы над ними, аллеи, шорохи листьев под ногами. Родная природа предстает местом, где герой может спрятаться от шума и суеты человеческого мира.

Соотношение образов Родины и природы

Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.

Образ природы наделяет способностью покорять человека Лермонтов. Тема родины лишается в подобных стихотворениях какой-либо социальной или политической направленности. Поэт видит красоту и гармонию природы, а следовательно, и отчизны. И эта красота и гармония останутся неизменными, в отличие от постоянно меняющейся государственной власти.

В природе Лермонтов видит и проявление Бога. В ее целесообразности, гармоничности, законах устройства.

Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.

Природа и общество

Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.

Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.

В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться - и страдания начинаются вновь.

Как относился к крепостнической России Лермонтов

Тема родины тесно связана с проблемой крепостничества и самодержавной власти. остро переживает царящую в стране социальную несправедливость. Он видит людей, закованных в цепи и лишенных свободы. Однако, даже страдая от окружающей действительности, он не в силах побороть свою любовь к отчизне. Здесь тема родины в лирике Лермонтова приобретает форму мучения и страданий, которые тесно сплетены с мотивом любви к отчизне.

Таким образом, отчизна предстает перед лирическим героем местом смерти и рождения, страной как близких людей, так и злобных лжецов и предателей.

Стихотворение «Родина»

Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» - стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.

Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» - стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.

В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река - типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.

Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.

Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.

Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.

Описание героического прошлого России

Лермонтов, не в силах найти идеалы в окружающей его действительности, вынужден обращаться к прошлому отчизны. Поэт испытывает большой интерес к истории России. Объясняется это тем, что Лермонтов стремился найти героические характеры хотя бы в прошлом, если в настоящем не получилось.

Родина в творчестве Лермонтова тесно связана с концепцией национального характера. Так, в рамках этой концепции поэт в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рисует образ Калашникова. Купец наделяется чертами богатыря, он предстает честным, сильным духом, отважным, способным стоять за правое дело и правду до конца. Создавая подобные образы, Лермонтов романтизирует персонажей прошлого и превозносит их на пьедестал отваги и чести.

Стихотворение «Бородино»

Стихотворение было написано в честь празднования юбилея Бородинской битвы. Построено стихотворение как диалог представителя поколения 1812 года с поколением писателя.

Рассказ ведет солдат, высказывающий взгляд на войну народа. Часты в стихотворении противопоставления предыдущего поколения с нынешним: «Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!» Современная Лермонтову молодежь предстает бездейственной, неспособной на геройства и отвагу. При этом прошлое поколение писатель изображает не просто как народную массу, а как объединенных одним стремлением сильных личностей.

Сила и красота национального духа

В стихотворении отражается противостояние «цивилизации», которую представляют французы, и «природы», которую воплощает русский народ. Так, русские предпочитают открытый бой и силу, умение и ловкость, пренебрегают французской хитростью и изворотливостью.

Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.

Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.

Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины

Связь образа родины с темой поэта и поэзии отражают ранние стихотворения Лермонтова. Тема «Родина» в них проявляется через чувство родства лирического героя с народною душой. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» герой обнаруживает свое родство с отчизной через национальную принадлежность - «с русскою душой».

Родина связана и с недосягаемым идеалом, как, например, в поэме «Мцыри». Образ родины для героя сливает с образами свободы и воли. Но мечта оказывается недостижимой и приводит героя к смерти.

Позднее в проявляются мотивы тоски по родине. Возникает эта тема в связи с тем, что и сам поэт был оторван от родных мест, причиной тому - частые ссылки на Кавказ. Поэт тяжело переживал разлуку с отчизной. В стихотворениях позднего периода начинают возникать образы родной земли как источника живительной силы. В то же время оторванность от нее несет страдания гибель для писателя.

К тем же, у кого нет родины и кто неспособен страдать от разлуки с ней, поэт испытывает лишь презрение. Например, в стихотворении «Тучи» герой отчетливо оговаривает разницу между собой, изгнанным и страдающим, и тучами, которые не испытывают никаких мук и терзаний.

Заключение

Все произведения, которые Лермонтов создал за годы своей творческой жизни, связаны с темами родины и свободы. Не всегда поэт говорил об этом прямо, но эти темы звучали и в тех стихотворениях, где изображались судьбы поколений, велись рассуждения о предназначении поэта, рассказывалось об узнике или бессмысленном кровопролитии, повествовалось об изгнании и никчемности жизни. Через все эти произведения невидимой линией прошла тема Родины.

Если говорить о том, какое место занимает родина в то однозначно можно заявить, что центрообразующее. Многие мотивы лирики поэта так или иначе будут связаны с образом отчизны.

Михаил Лермонтов является одним из известнейших поэтов России. Тема Родины в лирике Лермонтова постоянна, его наполнены любовью к ней, поэтому в школах часто задают писать на тему «Образ России в лирике Лермонтова».

Вконтакте

Патриотическая лирика

Михаил Юрьевич творил во времена, когда литературные интересы отошли на второй план – это время политических волнений , неудавшегося восстания декабристов, и вся страна бурлила недовольством. Сохранить чистоту взглядов было достаточно сложно в такой ситуации, и это не могло не отразиться на лирике поэта. Россия предстает в произведениях молодого военного с двух сторон:

  1. Единственной отчизной, которую он бесконечно любит, ее природную красоту и людей.
  2. Тираническим государством , которым управляет правительство, не заботящееся о своих людях.

Патриотическая лирика Лермонтова, стихи его зачастую одновременно сочетают ненависть с любовью к России. Это явственно читается во многих произведениях.

Любовь к отчизне отображается автором в стихах «Бородино», «Жалоба турка», «Два великана» – все они пронизаны рассуждениями об истории страны, о храбрости и отваге русских людей, восхищением ее геройским прошлым. Любить отчизну для Михаила Юрьевича означало сражаться за свободу , относиться с ненавистью к тем, кто угнетает народ и держит его в цепях.

Внимание! Гражданская лирика в чистом виде отсутствует у Лермонтова. Его произведения – это смешение философии, гражданского и личного взгляда автора.

Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.

Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати .

В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.

В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:

  1. «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью , метафорично называя Россию грязной.
  2. «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.

Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:

«Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы…»

(«Бородино»)

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.»

(«Родина»)

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы :

  • ранний – с 1828 по 1837;
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период

В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью , живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

Он и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом . Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.

«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица , но олицетворяют собой весь народ.

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства , ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Анализ стихотворения «Родина»

Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

Жанр

Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа , и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства :

  • возмущение господами и их к простым людям;
  • тоска по родине.

Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.

По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава» .

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье…»

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Родина в стихотворении выглядит «страной рабов, страной господ». И образ ее многогранен: великая держава с многотомной историей , богатой природой, чей народ угнетен, а знать веселится и не замечает общий социальный упадок.

Анализ стиха «Родина»

Лирика Лермонтова в русской литературе

Вывод

Контрастный образ России в лирике Лермонтова виден в каждом произведении с патриотическими мотивами. Он рад покинуть страну с молчаливым народом и бездушным правительством, но в то же время он простодушно любит Отчизну и своих соотечественников.