Любой хозяин мечтает о теплом и уютном частном доме. И как много неприятностей может принести человеку крыша, которая дает течь, начиная с появления на стенах влаги и заплесневения и заканчивая обрушением кровли.

Малейшие ошибки при монтаже кровли могут привести в будущей протечке крыши.

Заметив, что протекает крыша дома, хороший хозяин должен обязательно найти причину и устранить эту неприятность в самый короткий срок.

Протечка крыши: причины и способ обнаружения

  1. Одной из главных причин является то, что кровля в доме просто износилась после 10-12 лет эксплуатации в результате воздействия на нее ветра и атмосферных осадков.
  2. Если крыша в доме относительно новая, то ее протечка может быть обусловлена неправильным монтажом кровельных материалов.
  3. Сами кровельные материалы могут быть некачественными.
  4. Крыша может быть повреждена в результате очистки ее от наледи и снега.

Как же обнаружить место протекания? Осмотр надо начинать с чердачного помещения дома. Сперва следует проверить, в каком состоянии находятся стропила. Но если вы обнаружили, что на древесине имеются влажные или потемневшие места, а также плесень, это не значит, что место протекания находится здесь же. Ведь вода может попасть под кровлю в одном месте, а растекшись по гидроизоляционной пленке, проникнуть внутрь уже в другом. Именно поэтому надо особо тщательно изучить состояние крыши снаружи. Кстати, на чердаке заодно рекомендуется проверить и целостность электропроводки во избежание поражения электрическим током. Только после этого следует приступить к наружному осмотру.

Должна быть исследована тщательным образом на предмет повреждений. На крыше нужно осмотреть в первую очередь ее конек, затем исследовать состояние кровли вокруг окон мансард. Не нужно забывать о местах крепления металлических фартуков там, где они соединяются с дымоходом. Такие крепления должны быть особенно герметичными, ведь чаще всего вода проникает внутрь в местах стыка кровли и трубы. Следует обратить внимание на состояние гидроизоляции. Потом проверить, нет ли следов механических повреждений: трещин, вмятин, пузырей. Тщательно исследуются ендовы (там могут скопиться листья и мусор). Растительный мусор может попасть и в водосточную трубу, засорив ее. И, конечно же, стоит осмотреть карниз, который также может быть поврежден ветром.

После того как хозяин обнаружил причины , ему следует позаботиться о ее ремонте, а технология в частном доме зависит от того, из каких кровельных материалов она изготовлена. Покрытие может быть шиферным, черепичным, битумным или металлическим.

Как отремонтировать шиферную кровлю?

Несложен. Чаще всего он заключается в герметизации сколов или трещин шиферных листов. Повреждения возникают в результате воздействия природных факторов, а также из-за того, что зимой шифер чистят лопатами, а делать это следует мягкими щетками. Повреждения можно залепить обычным цементным раствором (соотношение цемента и песка 1:2).

Более современным способом герметизации является использование клейких лент, имеющих бутил-каучуковую основу. Вначале следует подготовить поврежденный участок к ремонту. Для этого трещины и сколы нужно протереть ситцевой или льняной тряпочкой, смоченной в бензине или растворителе. После с ленты снимают защитный слой бумаги и заклеивают кусками ленты повреждения. В завершение нужно закрасить заплатки масляной краской. Ею же покрывают и гвозди, которыми соединены листы шифера. Таким образом их можно уберечь от ржавчины.

Следует помнить, что — очень хрупкий материал, поэтому во время ремонта надо особенно осторожно передвигаться по крыше дома, воспользовавшись лесенкой-трапом, которая способна равномерно распределить вес тела человека на покрытии. Вот и все сложности устранения протечки крыши из шифера.

Как отремонтировать кровлю из натуральной черепицы?

Со временем под воздействием осадков поверхность черепичных плиток может потрескаться. Протечка кровли может возникнуть из-за того, что скрепляющий пластины цемент раскрошился. Такие повреждения устранить несложно. Надо изготовить раствор, в состав которого входят известь и немного пакли (1 часть) и песок (2 части). Данным раствором замазывают трещинки на пластинах черепицы. Раскрошившийся старый цемент аккуратно убирают из стыков и заменяют его известковым раствором.

Часто протекает крыша из черепицы, если слой гидроизоляции, находящийся между рейками, к которым прикрепляются пластины, и стропилами, разрывается. Что нужно делать в этом случае? Вначале на участке, требующем ремонта, надо аккуратно поддеть мастерком и удалить плитки. Под пластины, лежащие над ними, следует забить деревянные клинья. Затем отсоединить рейки от стропил, вынув гвозди. Далее под рейки нужно подложить картонный кусок и ножовкой вырезать часть реек над участком, который поврежден. После этого следует вырезать гидроизоляционный участок с разрывом и сверху наложить заплатку, приклеив ее края к слою гидроизоляции мастикой или кровельным клеем. Затем нужно вырезать новые кусочки реек, смазать их антисептиком и прибить антикоррозийными гвоздями к стропилам вместе со старыми рейками. Последний штрих ремонта — укладка черепичной плитки поверх реек.

Ремонт кровли из металлочерепицы в частном доме

Кровельный пирог для крыши из металлочерепицы: схема устройства.

Кровля из металлочерепицы часто протекает из-за того, что в крепежных саморезах разрушается резиновая шайба. В этом случае следует заменить весь крепеж на более качественный, промаркированный как FM, SFS. Иначе каждые 2 года он будет разбалтываться. Если зимой крышу очищали от снега металлической лопатой, на поверхности покрытия могут образоваться вмятины, царапины и даже пробоины. Царапины покрывают антикоррозийной краской. Пробоины запаивают стальными заплатками. Неплотно прилегающие друг к другу листы герметизируют клейкими лентами или силиконовым герметиком.

Если лист металлочерепицы сильно поврежден, придется его заменить. Для этого следует аккуратно демонтировать поврежденный лист, проверить состояние реек и теплоизоляции снизу и при полной их исправности наложить сверху соответствующий по размерам и цвету новый лист.

Ремонт металлической листовой кровли

Хотя считается самой долговечной, время не щадит и ее. Крыша в частном доме начинает протекать из-за коррозии металла, образовавшихся царапин и разгерметизации фальцев, которые скрепляют листы крыши. Установив место и причину протечки, приступают к ее устранению. Самые мелкие вмятины и царапины зачищают от ржавчины и загрязнений наждачной бумагой или щеткой из металла и заполняют замазкой из сурика. Свищи (небольшие пробоины) заливают битумной мастикой. На более крупные пробоины накладывают стальные заплаты. Их вырезают на 10-15 см больше, чем сами пробоины, и, зачистив края отверстий горячей мастикой из битума, при помощи паяльника припаивают заплатку к краям. Когда припой охладится и застынет, его излишки удаляют напильником. Затем заплатку покрывают масляной краской.

Можно делать заплаты из плотной мешковины. Подготовленные куски-заплаты выдерживают в течение 15 мин. в масляной краске из железного сурика на олифе. Затем, вынув и отжав их от излишков краски, накладывают на поврежденные места. Следует тщательно разгладить всю поверхность заплат, особенно края. Спустя 6-7 дней заплаты хорошо просохнут и можно будет покрыть кровлю атмосферостойкой краской.

Как делать ремонт мягкой битумной черепицы?

Кровля из мягкой черепицы обычно со временем трескается. Трещины ликвидировать совсем несложно. Для этого следует приподнять треснувшую плитку и смазать кровельным клеем ее внутреннюю сторону. После этого нужно сильно прижать плитку к ее основанию и покрыть слоем клея лицевую поверхность плитки.

Если на битуме имеются более серьезные повреждения, его заменяют. Для этого нужно удалить поврежденную плитку из-под верхнего ряда битума, вытащив гвозди. Затем верхний внутренний край новой плитки покрывают клеем, вставляют ее на место старой, засунув немного под верхний ряд плиток, и закрепляют на кровле при помощи гвоздей. В конце нужно смазать клеем края плиток, находящихся сверху и снизу новой, замененной плитки.

Когда лучше ремонтировать крышу?

Изучив способы ремонта различных видов кровли, хозяин дома может задаться вопросом: а когда же оптимальнее производить этот самый ремонт? Конечно, крыша в частном доме может протечь в любое время года и тогда нужно будет принимать экстренные меры для устранения протечки. Чтобы этого не произошло, хозяину не стоит совсем забывать о кровле и периодически осматривать ее состояние. А лучше всего ремонтные работы рекомендуют делать или ранней осенью, или ранней весной, когда не слишком жарко.

Покрытие кровли из асбоцементных листов славится своей долговечностью. Тем не менее даже при такой износостойкости полностью исключить повреждения шифера в процессе эксплуатации нельзя. Как правило, года через десяток–полтора на его поверхности можно обнаружить сколы или трещины.
Ремонт шифера может продлить эксплуатационный срок кровли примерно еще на десяток лет, поэтому вопрос, как отремонтировать покрытие, очень актуален. Когда-то ремонт кровли из шифера проводили с использование обычной масляной краской и полосками из ткани. Эффект такого вмешательства был кратковременным – всего несколько лет. Современные материалы делают способы по устранению повреждений значительно более эффективными.

Как заделать трещины

Когда шифер протекает, значит на покрытии есть трещины. Существует несколько достаточно простых способов, которые реально помогают восстановить его функциональные возможности. Все они доступны для самостоятельного выполнения, только нужно знать, чем заклеить шифер. Обычно это накладывание заплатки на поврежденный участок или . Посмотрим, что нужно делать, когда протекает кровля, какой самый быстрый способ, как залатать крышу из шифера, чем склеить. Это особенно важно при плохих погодных условиях.

Рассмотрим наиболее распространенные технологии восстановления листов с повреждениями. Итак, лопнул, течет, шифер. Чем заделать, заклеить его? Простейший вариант – это асбестовая паста.

Пошаговая инструкция применения асбестовой пасты

Приготовление состава

Смесь представляет собой состав, в который входят асбест и цемент, можно приготовить самостоятельно. В отдельной емкости перемешивают порошковые составляющие (асбеста берут в три раза больше) и добавляют взятые равными по объему воду и дисперсионный поливинилацетатный клей до получения однородной сметанообразной массы. Перемешивать смесь нужно очень тщательно, чтобы не образовались комочки. Работы с асбестовой смесью проводят в респираторе.

Если состав долго не используется, он теряет свои качества. Поэтому желательно замешивать его небольшими порциями.

Способ нанесения

Прежде чем заклеить шифер, подготавливают поврежденный участок:

  • убирают мусор;
  • промывают место повреждения и обезжиривают, к примеру, бензином;
  • в случае обыкновенной трещины, по всей ее длине закрепляют ленту из стекловолокна (серпянку), которая длиннее трещины самое меньшее на 5 см.
  • значительные повреждения или отверстия сначала заполняют, к примеру, сырой резиной или законопачивают, для большего эффекта волокнистый материал предварительно обрабатывают гидрофобными составами.

Асбестоцементный состав наносят на поврежденный участок постепенно, последовательными слоями по возможности равномернее. Общая толщина слоя должна достичь, по крайней мере, 2 мм. Когда заплатка высохнет, полученный шов обрабатывают наждачной бумагой.
Желательно, чтобы смесь значительно перекрыла зону повреждений.
Такой ремонт обеспечит защиту подкровельного пространства от проникновения влаги на 8–10 лет.

Использование фольги


Заплатка на крыше может быть из алюминиевой фольги, хоть от обычной шоколадки. На нее наносят универсальный клей и накладывают на поврежденный участок с изнаночной стороны. Чтобы углы заплатки не загибались, их закругляют. Соединение фольги и кровли получается прочным и будет надежно защищать кровлю от доступа воды.

Если трещина проходит по месту крепежа, то сначала ее заделывают фольгой и просверливают отверстие под крепежный элемент в другой части листа.
После проведенных работ демонтированный лист возвращают на место. Нельзя забывать о том, что обязательным требованием являются прокладки из резины под гвозди. Когда работа будет закончена, заплатку маскируют под тон кровельного покрытия. в сухую погоду, желательно использовать валик либо кисть. Лучшего эффекта можно достичь, если обрабатывать отремонтированный участок в два подхода с перерывом на просушивание первого слоя.

Эти способы намного удобнее, если выполнять их на снятом листе.

Ремонт асбоцементной кровли без демонтажа


Есть некоторые способы ремонта крыши из асбоцементного материала, для которых поврежденные листы не демонтируют. Эти работы выполняют непосредственно на кровле, поэтому необходимо обеспечить страховку.

Заделка трещин пастой из силикона

Трещины можно замазать пастой из силикона, которая отличается хорошей адгезией к асбоцементному покрытию. Поврежденный участок аккуратно очищают от пыли и мелких крошек асбеста при помощи щетки из металла. Затем его необходимо обезжирить. Для этого можно воспользоваться, скажем, ацетоном или особым растворителем. В щель трещины равномерным слоем засыпают асбестовую крошку.

Следующим шагом крошку заливают пастой из силикона, дают ей схватиться и закрашивают под цвет крыши. На эти работы уходит немного времени, а результат получается достаточно надежным.

Отремонтированные участки крыши закрашивают, как только схватывается силиконовая паста. Это необходимо из-за пористой структуры асбоцементных листов, в силу чего отремонтированная поверхность по краям быстро загрязняется.

Использование монтажной пены

Поврежденное место очищают и обезжиривают. Далее трещину задувают пеной, но не до конца. Ремонтируемый участок просушивают и обрезают по бокам излишки пены, после чего накладывают слой герметика. Работы завершают, покрыв восстановленную поверхность .
Чтобы сохранить смолу жидкой, в разогретом состоянии в нее добавляют немного солярки. Получается своеобразный праймер. Нужную густоту смеси можно обеспечить, добавив обычный чистый песок.

Мастика для устранения повреждений


Листы, имеющие стыки, обрабатывают мастикой с армирующим наполнителем волнистой структуры.
В отдельной таре плавят небольшие кусочки битума. При этом образуются пена и примеси, которые в процессе удаляют. Плавление при 200–220°С продолжают до полного обезвоживания битума. Затем в небольшие порции расплавленного битума добавляют наполнитель, который предварительно разогревается до 110°С.
Мастика в горячем состоянии наносится на стыки шпателем или другим подходящим инструментом. В процессе нанесения материал приглаживают. Таким образом убирают излишки влаги и прочно утрамбовывают мастику.

Еще одним вариантом заделки трещин является использование . Он имеет исключительные адгезионные характеристики по отношению к любому основанию. После проклейки трещины образуется высококачественная накладка, исключающая попадание воды, устойчивое к любым атмосферным воздействиям, ультрафиолету, перепадам температур.

Чтобы повысить сцепляемость ремонтных материалов, трещины или сколы желательно праймировать клеем ПВА.

Устранение значительных повреждений


Возможно, что при инспекции кровли будет обнаружен лист, расколотый по длине, склеить его можно будет при помощи эпоксидной смолы. Сначала части листа скрепляют изнутри клеящей лентой, и только после этого щель заливают эпоксидной смолой.

Крыша из шифера: тонкости и особенности конструкции

Обыкновенными волнистыми шиферными листами из асбестоцемента разрешено выполнять покрытие крыш любых зданий.

Крыша из шифера отличает долговечностью, практичностью, относительно низкой стоимостью и несложностью монтажа, по этой причине данный материал при наличии более современных альтернатив все-таки рано списывать со счетов.

Особенности укладки шифера

Шиферное кровельное покрытие

При укладке шифера на Вашу кровлю необходимо помнить о гладкости наружной стороны шиферных листов.

Исходя из этого, их укладывают следующим образом:

  • в поперечном направлении листы укладывают справа налево, обеспечивая перекрытие одного из листов на одну волну;
  • что касается продольного направления, то здесь их укладывают снизу вверх, обеспечивая перекрытие ряда, уложенного ниже, на140 ммлистом, укладываемым на уровень выше.

Перед тем, как покрыть крышу шифером собственными руками, необходимо знать, что существует два способа укладки шиферных листов по отношению друг к другу:

  • первый способ предполагает смещение продольных кромок шиферных листов на одну волну относительно ниже уложенных листов;
  • второй способ – совмещение продольных кромок во всех листах, укладываемых выше.

В первом случае предполагается обрезание определенного числа листов, перекрывающих поверхность от карниза до конька крыши по краю кровли, на 1-3 волны.

Второй случай предусматривает срезание углов листов, при этом обеспечивается прямота линии стыков.

Подготовка обрешетки для укладки шиферной кровли

Перед тем, как покрыть шифером крышу, необходимо подготовить грамотное и надежное основание.

Основание для установки асбестоцементных шиферных листов представляет собой обрешетку, выполненную из деревянных брусков сечением 60 на 60 мм.

Раскладка брусков производится таким образом, чтобы обеспечивалось их чередование по высоте – нечетные были высотой 60мм, четные – высотой 63 мм.

Так как бруски однотипных размеров, то четные необходимо нарастить планками из дерева толщиной в3 мм. Это позволит обеспечить плотность продольной нахлестки листов.

Бруски обрешетки раскладываются и крепятся с шагом в 530мм от карниза к коньку. Их крепление производится шурупами, гвоздями, а также противоветровыми скобами.

Размеры обрешетки должны обеспечивать возможность укладки целого числа листов и в продольном, и в поперечном направлении. При невозможности соблюдения данного правила расположенные в поперечных рядах предпоследние листы обрезаются у фронтонного свеса, а в продольном направлении листы обрезаются у конька.

Монтаж шиферной кровли

Правильная укладка шифера – укладка в разбежку

Перед установкой на место асбестоцементные листы проверяются на предмет повреждений и заводского брака, на соответствие заявленной ширине и длине, после чего выполняется обрезка углов либо продольных полос листов.

Кровля крыши шифером выполняется следующим образом:

  • Листы по одному поднимаются на крышу и укрепляются, начиная с правого нижнего края кровельного ската. Ряды листов укладываются один за другим с обеспечением требуемых нахлестов.
  • Отверстия под шурупы или гвозди просверливаются электрической либо ручной дрелью по месту крепления. Диаметр сверла подбирается на 2мм больше в сравнении с диаметром крепежного элемента.
  • Гвоздь с металлической либо резиновой шайбой, которая обмазывается с обеих сторон составом на натуральной олифе, вставляется в подготовленное отверстие и ударами молотка забивается в брусок.
    Для крепления применяются гвозди со сборной головкой размером 4 на100 мм, резиновая или металлическая шайба диаметром 18 мм.
  • Гвоздь забивается до той поры, пока излишек обмазочного состава не выступит из-под шайбы.
    Аналогичным составом обмазывается и шляпка гвоздя, которая окрашивается под общую цветовую гамму шиферных листов по окончанию высыхания состава.

Устройство конька шиферной крыши

Шиферная крыша предусматривает тщательное выполнение работ по устройству кровельного конька. На коньке монтируется деревянный брус, и по обе стороны от него прикрепляются по всей длине 2 обрешеточных бруса.

После покрытия обеих скатов шифером на деревянный брус, установленный на коньке, монтируются скобы, на которые затем прикрепляются ходовые переносные мостики, а также коньковый брусок.

Перед тем, как накрыть крышу шифером для конька, закругляется верхняя грань данного бруска согласно радиусу используемого конькового шифера.

По всей длине брусок покрывается рулонным материалом, после чего можно начинать укладку конькового шифера.

Сначала укладывается конек КПО1, причем располагается к фронтону широким раструбом. Затем его накрывают со стороны примыкающего ската коньком КПО2.

Здесь же выполняется разметка отверстий под крепления. Сквозь оба конька сверлятся два отверстия по продольной оси волны, а также два отверстия на плоских отворотах каждого из рядовых коньков.

Отверстия, расположенные на отворотах, должны также проходить сквозь гребни волн шиферных листов основного кровельного покрытия.

Примыкающий к ребру скат крыши покрывается расклинками (косыми частями листов), габариты которых определяются на месте. Они укладываются плотно к реберному брусу и крепятся к обрешетке таким же образом, как обычные листы – шурупами либо гвоздями.

На ребре обрешетки укрепляется лента рулонного материала в ширину35 см, после чего укладываются парами снизу вверх коньки КПО. Укрепляются они таким же образом, как на коньке.

Теперь вам известно, как крыть крышу шифером. Осталось выяснить, какова профилактика долговечности такого покрытия, а также озвучить методы устранения неполадок шиферной кровли.

Покраска шифера

Схема установки шиферной кровли

Недостаточно только покрыть крышу шифером. После того, как монтаж шиферной кровли окончен, необходимо задуматься и над покраской покрытия .

Как известно, асбестоцементный шифер выпускается преимущественно в сером цвете, внешний вид которого достаточно скучен и однообразен.

Чтобы повысить декоративные качества кровли, а также значительно продлить срок службы шиферного покрытия, шиферные листы окрашиваются акриловой краской, которая весьма устойчива к атмосферным воздействиям.

После нанесения акриловой краски, на шифере образуется защитный слой, противостоящий разрушению и поглощению воды материалом, а также повышающий его морозостойкость. Кроме того, краска защитит покрытие от нарастания на ней мхов и лишайников.

Ремонт старой шиферной кровли

При долговременной эксплуатации шиферной кровли на листах могут появляться сколы и трещины, которые при игнорировании могут приводить к протечкам крыши во время осадков.

Ремонт крыши из шифера в таких случаях может быть осуществлен методом замазки трещин:

  • Первым делом изготавливается замазочный раствор с использованием олифы и мела.
  • Проблемные места промазываются замазкой, после чего на трещины наносится битумная мастика, а после ее высыхания производится закрашивание масляной краской.
  • Предыдущий метод годится для мелких трещин, а что касается крупных, то на них рекомендуется наклеивать тканевые заплатки. Перед тем, как починить шиферную крышу таким способом, необходимо выполнить предварительную очистку и грунтовку места наложения олифой.
  • Для приклейки заплатки применяется масляная густотертая краска. Размер заплатки должен слегка превышать габариты поврежденного места (примерно на10 см), при этом место окрашивания должно превышать размер заплатки лишь на 2-3 сантиметра.

Для замазки пробоин в шифере применяется цементный раствор, изготовленный в соотношении с песком 1:1. Раствор разглаживается, грунтуется, после чего высушивается и окрашивается.

Если же все еще течет шиферная крыша, то следует всерьез задуматься о замене поврежденного шиферного листа на новый элемент.

Чтобы извлечь поврежденный лист, производится ослабление крепления окружающих листов шифера методом частичного извлечения гвоздей.

Что касается непосредственно самого элемента конструкции, то из него полностью извлекаются все закрепляющие гвозди с помощью гвоздодера, после чего лист удаляется.

При монтаже нового листа, один из монтажников должен приподнять ослабленные листы сбоку и сверху от места укладки, а второй кладет новый лист на кромку расположенного сбоку листа, после чего смещает его в направлении конька под лист, находящийся поверх него.

После принятия листом того положения, в котором находился замененный, он прикрепляется, после чего ослабленные гвозди возвращаются в исходное положение, и непосредственный ремонт шиферной крыши можно считать завершенным.

Теперь крыша из шифера должна перестать протекать.

Вопрос «чем заделать трещину в шифере на крыше» рано или поздно возникает у собственников частных домов, кровли которых до сих пор покрыты этим материалом, а таких строений пока еще – достаточно много. В нашей стране шифер был и остается популярным кровельным покрытием, так как имеет вполне доступную цену, отличается долговечностью, прочностью, не требует особого ухода и, вместе с тем – поддается мелкому

При немалых достоинствах, есть все же у шифера «слабое место» – это не слишком высокая стойкость к ударным механическим нагрузкам. Хотя шифер достаточно инертен к ультрафиолету и повышенной влаге, длительное их влияние на него все-таки также дает разрушающий эффект. С годами структура материала становится все более хрупкой, и именно поэтому при резких перепадах температур или при падении на старую кровлю ветки дерева, в листах нередко образуются пробоины или трещины, как продольные, так и поперечные. В результате подобных повреждений крыша начинает протекать, а если вовремя не заделать появившиеся дефекты, то они обязательно будут расширяться.

Конечно, в идеале бы – заменить повреждённое покрытие на новое. Однако, далеко не всегда и не у всех имеется возможность такой полной замены – просто из финансовых соображений или недостаточности времени. Поэтому мелкий ремонт шифера порой становится единственным вариантом срочных мер по защите стропильной системы и всего дома от проникновения влаги и всех печальных последствия, к которым ведет протекающая кровля.

Существует несколько способов ремонта шифера. А чтобы выбрать для себя наиболее подходящий, есть смысл ознакомиться с ними подробнее. Но для начала – проясним основные причины прихода шиферной крыши в негодность – хотя бы для того, чтобы постараться не допускать таких явлений впредь.

Итак, чтобы предотвратить повреждения покрытия, необходимо разбираться в вопросе, по каким причинам разрушается шифер. Обладая такой информацией, проще будет просто правильно ухаживать за кровельными листами и, возможно, до ремонта дело и не дойдет.

Кроме упомянутых выше причин разрушения материала, можно назвать и следующие обстоятельства:

  • К механическим воздействиям или ударным нагрузкам относится не только падение веток с деревьев, окружающих дом, но и такое природное явление, как крупный град. Разрушающее давление порой создают и снежные наносы на кровлю.

Привести к поломке покрытия может неаккуратное передвижение по крыше при монтажных и ремонтных работах. Чтобы шифер не треснул под весом мастера, производящего обследование кровли или ее ремонт, на покрытие необходимо уложить заранее изготовленные деревянные настилы.

Делая это нехитрое приспособление, необходимо учесть, что оно должно иметь небольшой вес, а перечные рейки-лаги, скрепляющие доски снизу, следует расположить таким образом, чтобы они попали в углубление волны настеленного шифера. Подобный настил увеличивает опорную площадь и значительно снижает риск повреждения листов.

При необходимости выполнить ремонтные работы на кровле с крутыми скатами потребуется лестница, имеющая длину, равную скату крыши, и оснащенная специальным приспособлением - зацепом, с помощью которого она будет фиксироваться за конек.

  • Как известно, шифер имеет шероховатую поверхность, поэтому со временем на нем могут появиться колонии мха и лишайников, которые, укореняясь и разрастаясь, будет разрушать структуру материала. Кроме того, цепляясь за кочки мха, на кровле задерживается мусор в виде маленьких веток и листьев, а пыль, собирающаяся вокруг растений, становится для них питательной средой. Если же мох захватил углубление волны, он будет задерживать ток воды. Далее, разрастаясь, мох проникает в горизонтальные и вертикальные стыки листов, приподнимая их, что открывает пути для протекания дождевой воды под шифер.

Мох любит влагу и гибнет под постоянным воздействием ультрафиолета, поэтому его чаще всего можно обнаружить на северной стороне кровли или на крыше дома, находящегося под высокими деревьями, густая крона которых перекрывает к ней доступ солнца. Мох может появиться и на скатах, имеющих маленький уклон, так как на них легче задерживается влага, что является благоприятным фактором для развития и разрастания подобной микрофлоры.

Чтобы не усложнять себе задачу, которая неизбежно возникнет с появлением и разрастанием мха и лишайника, лучше всего предупредить это явление, покрыв шифер несколькими слоями стойкой атмосферной краски. Красочный состав сгладит поверхность кровельного материала, заполнив микроскопические поры, поэтому спорам мха негде будет «обосноваться», чтобы начать свое развитие.

Если же крыша старая, и на ней уже закрепились колонии растительности, то для того, чтобы «спасти» пораженный шифер, придется провести серьезную работу по его очистке от мягкого «зеленого ковра». Для этого необходимо выбрать один из трех существующих способов:

— Очистить покрытие механическим путем, удаляя «заросли» металлической щеткой и смывая струей воды.

— Нанести на шифер путем распыления химический состав, который поражает корневую систему колонии. Мох высохнет, и его можно будет просто смести жестким веником или щеткой;

— Произвести промывку кровельного покрытия водой, подаваемой в распылитель под очень большим давлением – это так называемая гидродинамическая очистка.

Здесь нужно добавить и то, что такая растительность вполне может появиться не только на шифере, но и на мягкой кровле, на черепице, ондулине и другом материале, имеющим на поверхности шероховатости.

  • Причиной быстрого износа кровельного покрытия вполне может стать и некачественный шифер, изготовленный с нарушением технологических условий. К сожалению, такая продукция достаточно часто встречается на строительных рынках – сказывается отсутствие контроля качества на производстве, игнорирование установленных стандартов в погоне за быстрой прибылью.

Понятно, что такой кровельный материал менее стоек к механическим воздействиям и может расколоться даже от несильного случайного удара. Поэтому шифер, изготовленный еще в советское время, нередко до сих пор защищает крыши домов от промокания, а современные листы частенько служат не более 12÷15 лет.

Ознакомьтесь с и инструкцией по монтажу своими руками, из новой статьи на нашем портале.

Технология производства может быть нарушена на разных этапах изготовления кровельного материала. Это может быть использование непрофессионального, полукустарного оборудования, отклонение от установленной рецептуры состава раствора, например, несоблюдение пропорций или замена компонентов на более дешевые, использование укороченных армирующих волокон, что ведет к ослаблению листов, недостаточный срок «созревания» материала, который обязательно должен быть выдержан с момента изготовления шифера до полной готовности к реализации, и другие подобные нарушения.

  • К необходимости скорого ремонта могут привести некачественно произведенные работы по гидроизоляции стыков вокруг вентиляционных и дымовых труб, а также других элементов, располагающихся на крыше. Это нередко заканчивается появлением на листах покрытия трещин – из-за попадания в оставленные зазоры влаги, которая при снижении температуры воздуха превращается в лед и создает чрезмерные напряжение между материалами. Чтобы не возникло подобных проблем, герметизацию швов в проблемных зонах, находящихся на крыше, нужно производить с особой тщательностью и аккуратностью.

  • Нарушение технологии укладки шифера на обрешетку стропильной системы также со временем приводит к его растрескиванию. Нарушение целостности шифера может возникнуть из-за попадания влаги между листами и образования наледи, или же из-за неправильно, с выраженным напряжением, уложенных и скрепленных в таком положении листов.
  • Крепление шиферного покрытия к обрешетке должно проводиться специальными шиферными гвоздями или же обычными, но с применением резиновых прокладок. Другие крепежные элементы при их забивании или вкручивании могут спровоцировать появление трещин.

  • Для забивания шиферных гвоздей рекомендуется высверлить отверстия с диаметром, который должен быть больше диаметра гвоздя на 1,5÷2 мм. Объясняется очень просто – при изменении температур материалы расширяются (сжимаются), и между ними также создается напряжение, приводящее к повреждению листов – появлению трещин.
  • Наледь, образующаяся в весенний период на кровле, в основном по карнизной линии, ослабляет структуру шифера и приводит к крошению края листов и к микротрещинам. Днем наледь тает, и маленькие трещины заполняются влагой, а при замерзании в ночное время происходит значительное объемное расширение. В результате этого небольшие, казалось бы, дефекты все больше расширяются, постепенно раскалывая шифер.

Никогда не следует забывать, что появление и развитие на шиферном покрытии даже всего одной трещины, которая со временем будет увеличиваться в размерах, грозит промоканием обрешетки, стропил, утеплителя, а затем – перекрытия и стен здания. В результате этого неизбежно в структуре материалов образуется грибок, начнется разрушение строительных конструкций. Поэтому будет наивным полагать, что небольшое повреждение кровельного покрытия - это мелочь, с устранением которой можно особо не торопиться. И для того чтобы не пропустить начало возникновения трещин и пробоин, необходимо регулярно производить ревизию покрытия и знать, как найти дефекты.

Как «продиагностировать» поврежденные участки шифера?

Если шиферную крышу рассматривать «на просвет» снизу, со стороны чердачного помещения, то на ней практически невозможно рассмотреть мелкие трещины и сколы небольшой величины. Поэтому необходимо уметь замечать «тревожные сигналы», подсказывающие, что назрела необходимость обязательного ремонта кровли:

  • Прежде всего, рекомендовано хотя бы дважды в год, проводить инспекцию крыши со стороны чердачного помещения. Особенно хорошо видны протечки, если крыша не имеет – они после дождя проступают на сером шифере темными пятнами или полосами, в зависимости от характера повреждения.
  • Сложнее найти трещины при наличии утеплителя, поэтому ревизию проводить в этом случае желательно гораздо чаще. В месте протечки в скором времени появятся темные пятна плесени, и тут стоит задача не допустить распространения грибка на остальной утеплитель и деревянные детали конструкции. Если не спохватиться вовремя, в скором времени по линии стыка потолка и стен жилых помещений появится черная плесень, а в комнатах будет стоять затхлый запах сырости.

Если будет обнаружен участок кровли, где образовалась трещина и произошла протечка, придется полностью снять промокший фрагмент утеплителя и как можно скорее от него избавиться. Затем необходимо проверить рядом расположенные маты термоизоляции, и при обнаружении на них хотя бы небольшого участка, захваченного плесенью – их, никуда не денешься, тоже придется заменить. Ну а в дальнейшем, прежде чем заново проводить утепление, конструкцию нужно хорошо просушить и проветрить, поэтому весь подобный процесс восстановления лучше всего проводить в жаркую погоду.

На кровельной конструкции есть области, на которые нужно обратить особо пристальное внимание, так как эти места наиболее уязвимы для механических нагрузок, а значит – и для повреждений листов покрытия.

  • Фиксация листов к обрешетке производится через гребень волны шифера, и именно в месте крепления могут образовываться трещины, например, если для гвоздей были предусмотрены отверстия маленького диаметра.
  • Края шифера, расположенного вдоль карниза, достаточно легко проверить, и они требуют проверки после каждой зимы, после схода стаявшего снега, так как в холодное время года кровельный материал подвергается нешуточному испытанию от высоких механических нагрузок и перепадов температур.
  • Мох и лишайники могут появиться на шифере, не имеющем повреждений, но не нужно ждать пока микроорганизмы «завладеют» всю площадью крыши, так как ослабленная структура материала больше подвержена механическим повреждениям. Поэтому, если на покрытии появились области, заселенные мшистыми колониями, то этих «незваных гостей» желательно ликвидировать до того, как они заполонят весь шифер. Тем более что легче очистить несколько небольших участков от растительности, чем бороться с ней по всей немалой поверхности крыши.

После проведения инспекции кровли со всех проблемных сторон, можно будет определиться с выбором способа ее ремонта.

  • При обнаружении продольной трещины, проходящей по гребню или углублению волны, ее ремонт может быть произведен с помощью наложения гидроизоляционной самоклеящейся ленты для шифера. Ее наклеивают с внешней и внутренней стороны, или же только снаружи покрытия. Если ленту монтируют только сверху шифера, то рекомендовано, под такой зазор уложить кусок оцинкованного металлического листа, которому заранее придается изгиб волны.

Кроме ленты, для ремонта может быть использована стекловолоконная сетка-серпянка или стеклоткань, которую наклеивают с помощью средства на битумной основе.

  • Если трещина образовалась поперек волн шифера, то ее можно заделать той же сеткой-серпянкой, но лучшим вариантом в этом случае является все же замена поврежденного листа покрытия. Для реализации этого действия, возможно, придется демонтировать не один, а несколько листов, чтобы аккуратно изъять поврежденный, а затем уложить все обратно и закрепить.

  • Если один из листов имеет пробоину, то ее также можно заклеить, или же придется заменить лист, в зависимости от величины образовавшейся дыры.
  • Сколы или трещины, обнаруженные по карнизному ряду покрытия, заделать достаточно сложно. Поэтому чаще всего поврежденные листы снимаются, а вместо них укладываются новые. Здесь, важным нюансом является аккуратное удаление гвоздей, скрепляющих карнизный и второй ряд покрытия, так как старый шифер – более хрупкий, поэтому даже остающиеся целыми листы вполне могут дать трещину.

В том случае, если заменить листы по карнизной линии по каким-либо причинам не представляется возможным, то их края придется залатать сеткой и битумом, нанеся материалы с верхней и нижней стороны шифера. Оставлять листы в поврежденном виде не рекомендуется, так как трещины, пробоины и сколы под влиянием внешних факторов неизбежно будут расширяться.

Способы ремонта шиферного покрытия крыши

Теперь, когда получена определенная ясность по причинам возникновения повреждений шифера, а также по возможным вариантам ремонта выявленных дефектных листов, можно перейти непосредственно к рассмотрению порядка проведения работ.

Как можно видеть из приведенных выше примеров, заделать повреждения на шифере можно несколькими способами, используя при этом специальные или подручные материалы. Однако, надежное закрепление ремонтных «заплаток» возможно только на хорошо подготовленную поверхность кровельного покрытия.

Еще один важный момент, заслуживающий повышенного внимания. При проведении работ на высоте всегда на первый план должно выходить обеспечение личной безопасности работника, ну а при ремонте конкретно шифера – еще и создание условий для передвижения по нему. Так, например, если предстоит отремонтировать односкатную шиферную крышу, то для сохранения покрытия в целости используются деревянные настилы, позволяющие равномерно распределить нагрузку по площади покрытия. Для ремонта двускатной конструкции кровли обязательно потребуется лестница-трап, которую можно зацепить за коньковую часть крыши.

Первый вариант ремонта шифера – применяем специальную ленту

Итак, как уже было представлено выше, для ремонта трещин любой длины достаточно удобно применять самоклеящуюся бутил-каучуковую ленту, специально предназначенную для шифера. Этот материал также используется для обустройства гидроизоляции примыканий кровельного покрытия к дымоходам и трубам вентиляции.

Наружная сторона ленты производится из нетканого полотна, поэтому при желании сохранить цветовую гармонию крыши, «заплатку» легко можно окрасить в нужный цвет. Клеить ленту на шифер достаточно просто, если созданы необходимые условия для высокой адгезии материалов. Процесс ремонта осуществляется поэтапно:

  • Отыскав повреждение на листе шифера, область покрытия вдоль него необходимо очистить от грязного налета и всех видов растительности любым, наиболее для себя удобным из выше названных способом. Если для этого процесса применялась вода, то после проведения очистки кровельный материал нужно просушить.
  • Следующим шагом ремонтируемую область потребуется обезжирить. Для этой цели подойдет ацетон, уайт-спирит, или другой органический растворитель.
  • Далее, производится замер длины образовавшейся трещины, по которому будет производиться раскрой ленты. Здесь нужно учитывать, что длина «заплатки» должна быть больше участка повреждения на 80÷100 мм с каждой из сторон.
  • После этого отмеряется лента, и от рулона отрезается полоса нужной длины.
  • Отрезанную ленту накладывают на трещину, и, начиная с одного ее края, аккуратно начинают снимать защитную пленку с внутренней стороны материала, одновременно приклеивая его на поврежденную область шифера.
  • Приклеивая битумно-каучуковую ленту, ее нужно хорошо прижимать к поверхности кровельного покрытия. Ремонтная «заплатка» должна иметь надежное сцепление с кровельным материалом, без признаков отклеивания углов и краев.
  • Если лента имеет цвет, разнящийся с оттенком шифера, ее можно покрасить. Другой вариант – покрыть свежей краской всю поверхность скатов крыши, создав им тем самым дополнительную защиту.

Если нет необходимости приобретать целый рулон ленты, так как трещина всего одна и имеет небольшую длину, то в строительных магазинах часто можно отыскать уже нарезанные «заплатки» различных размеров из того же материала.

Еще один вариант ремонта шиферных листов с применением бутил-каучуковой ленты предполагает дополнительное использование сетки-серпянки, которая отлично армирует «заплатку», придав ей надежность и прочность.

Для проведения ремонта этим способом потребуется двух- и односторонняя герметизирующая лента и сетка-серпянка.

Ремонтные работы проводятся следующим порядком:

  • На подготовленную поверхность поврежденного шифера (процесс подготовки уже был обрисован выше), приклеивается полоса двухсторонней ленты - для этого с ее нижней поверхности постепенно снимается защитная пленка. После того как полоса будет закреплена, потребуется снять верхнюю подложку, закрывающую клеящий слой.
  • Следующим этапом на клейкую поверхность ленты фиксируется сетка-серпянка.
  • Далее, армирующий слой закрывается «заплаткой» из односторонней ленты, то есть имеющей клеевой слой только с одной стороны.
  • После того как трещина будет закрыта, можно переходить к окрашиванию получившейся «заплатки»

Второй вариант – используем битумные мастики, армирующую сетку или стеклоткань

Этот способ заделывания трещин, а иногда – и небольших пробоин, предполагает использование (вместо бутил-каучуковой ленты) армирующей сетки-серпянки или стеклоткани и разогретого битумного состава.

Битум может быть нанесен одним или двумя слоями в зависимости от величины поврежденного участка. Работы в этом случае производятся в следующем порядке:

Иллюстрация Краткое описание выполняемой операции
В этом случае для очистки поверхности шифера использовалась вода и обычный кухонный металлический скребок.
Если на кровельном покрытии скопился достаточно толстый слой пыли и грязи, то сначала лучше всего постараться смести его жестким веником.
При наличии островков мха и лишайника их также предварительно потребуется удалить.
Далее, область ремонта хорошо промачивается водой, которую можно нанести губкой, а затем вычищается скребком.
Перед началом работ лучше всего защитить руки, надев резиновые перчатки.
После очистки участка шиферного листа обычно сразу же выявляется повреждение, требующее ремонта. Для ускорения просыхания поверхности, чтобы не затягивать с дальнейшими операциями, можно протереть шифер мягкой, хорошо впитывающей влагу тканью.
Когда шифер высохнет, с участка, подлежащего ремонту, необходимо снять крепежные элементы (гвозди), если они попадают на область, которую нужно герметизировать.
Удалять шиферные гвозди нужно очень аккуратно, стараясь не повредить целые листы покрытия.
Вытаскивание крепежных элементов обычно осуществляется гвоздодером, которому требуется жесткий упор – в этом качестве можно использовать доску или деревянную рейку без сучков, толщиной не менее 20 мм, так как на нее будет приходиться достаточно высокая нагрузка.
В любом случае, производя выдергивание гвоздя, упорную доску нужно придерживать свободной рукой.
Следующим шагом подготавливаются все используемые для ремонта элементы и материалы.
Сетка-серпянка или стеклоткань раскраивается по размерам, снятым с поврежденной области.
Стеклоткань удобно применять в тех случаях, когда требуется заделать пробоину, так как она имеет сплошную плотную поверхность плотность, а в сочетании с битумом образует жесткое покрытие, вполне сопоставимое по прочности со структурой шифера.
В качестве клея применяется битумная мастика, жидкий рубероид или другие составы на подобной основе.
Готовые растворы не требуют разогрева, и их можно использовать сразу после открытия банки. По этим соображениям, ремонт шифера с использованием готовых мастик еще часто называют «холодным».
«Горячий» способ ремонта заключается в нанесении на поврежденный участок битума, предварительно разогретого до 160 градусов.
Для этого куски этого материала в жестком виде укладываются в ведро или другую металлическую емкость. Затем она устанавливается на открытый огонь, разжигаемый, например, между установленными кирпичами, которые послужат подставкой для емкости. После того как битум нагреется, и начнется его плавление, состав периодически перемешивается, так как он не должен подгореть или воспламениться.
Производя эти работы необходимо учитывать температуру окружающей среды.
Если битум будет разогреваться в холодное время года, то в него лучше всего добавить отработанное масло в пропорции 10:1, то есть порядка 10% от общего объема. Отработка несколько задержит отвердевание битума, сделав его более эластичным.
Кроме того, с таким раствором легче работать, особенно при укреплении карнизного края шифера, которое производится с применением серпянки.
Битумный состав рекомендовано наносить на листы шифера в два слоя, толщиной в 1÷1,5 мм каждый, с помощью шпателя и кисти.
После нанесения первого слоя на ремонтируемый участок кровли, сверху него настилается армирующий материал и прижимается к горячей массе шпателем.
После того как битум схватится, сверху сетки или стеклоткани наносится его второй слой.
Таким же образом производится нанесение и готовой мастики, только без ее разогрева. Но и ее необходимо предварительно очень тщательно перемешать - до приобретения ею совершенно однородного состояния.
Если в шифере образовалась крупная пробоина, то ее сколотые края и мелкие трещины, которые пошли от нее, обычно вырезаются.
Далее, по краям этой пробоины наносится битумный состав, на который приклеивается стеклоткань – она должна находить на неповрежденные участки покрытия как минимум на 70÷80 мм.
После ее приклеивания, сверху нее наносится очередной слой битума, который также можно накрыть еще одним слоем стеклоткани или сетки-серпянки. Такой многослойный вариант предпочтительнее, так как подобная ремонтная «заплатка» будет обладать куда большей прочностью, создаст надежное армированное покрытие.
Затем, вся область, с заходом на неповреждённые участки, еще раз густо промазывается мастикой и оставляется до полного просыхания.
Некоторые мастера наносят и больше слоев разных герметизирующих материалов, но это будет зависеть от расположения повреждения.
Но если оно образовалось в нижней части волны, то общий слой не должен быть слишком толстым, иначе он даже сыграет негативную роль – станет задерживать отток воды с крыши.
В готовом виде заделанное этими способами повреждение не должно быть заметным.
Единственное, что, конечно, станет выдавать «заплатку» – это её черный цвет.
Через месяц, особенно в том случае, если этот период выдастся дождливым, желательно провести ревизию заплатки.
Если же дождей не было, то ее нужно основательно пролить водой, чтобы убедиться, что вокруг повреждения не осталось микротрещин, которые, промокая, приведут к новым разрушениям.
После схода обильного потока воды через загерметизированный участок покрытия, необходимо внимательно осмотреть его со стороны чердака, чтобы убедиться, что при сильном ливне влага не попадет на деревянные конструкции и утеплитель.

Необходимо отметить, что если от других строительных работ остался такой материал, как рулонная гидроизоляция «Технониколь», то его вполне можно использовать вместо армирующих материалов, наклеив на разогретый битумный состав. «Технониколь» эластичен и легко примет изогнутую форму волны. При недостаточной адгезии материалов, их нужно будет разогреть, применив газовую горелку (на небольших участках бывает достаточно и строительного фена).

Видео: Ремонт участка шиферной кровли с использованием рулонного еврорубероида «Технониколь»

Третий вариант – использование цементных растворов

Самым доступным и простым способом заделки повреждений на листах шифера можно назвать применение цементно-песчаного раствора. Единственное, что усложнит работу, это подъем и удержание бетона на высоте крыши с крутыми скатами. Кроме того, применяя этот раствор, нужно заранее получить информацию о погодных условиях на ближайшие два - три дня, так как если пойдет дождь, достаточно трудоемкая работа будет проведена напрасно – вода просто смоет ремонтные «заплатки».

Ремонтный раствор для подобных целей обычно изготавливается из цемента М500 и мелкофракционного песка, взятых в пропорции 1:2. Некоторые мастера предпочитают не «заморачиваться» его составлением, и применяют для ремонта клей для фасадной плитки, который предназначен для эксплуатации при различных температурах и их перепадах, а также в условиях высокой влажности.

Клей имеет специальные добавки, которые предназначены для быстрого создания однородной пластичной массы, обладающей высокой адгезией, облегчающей работу. Смесь изготавливается на основе цемента, в который добавляется измельченный песок, поэтому она имеет мелкодисперсную структуру – как раз то что надо для ремонта кровельного покрытия.

Чтобы с раствором легко было работать, и он имел хорошее сцепление с шифером, его вымешивают до консистенции теста. Кроме того, для повышения адгезионных качеств материалов, перед нанесением раствора поверхность кровельного листа необходимо увлажнить.

Используя этот материал для ремонта достаточно большой пробоины или широко разошедшейся трещины, в целях повышения надежности со стороны чердака к повреждениям прижимается металлический оцинкованный лист, которому придается изгиб волны. Закрепить эту подкладку следует заранее, например, на клей «жидкие гвозди», а затем установить подпорку из бруса или доски, которую можно будет убрать только после полного застывания цементного раствора.

Установив такую заплатку с внешней стороны покрытия, рекомендуется выстлать ее сеткой серпянкой, которая должна находить на неповрежденный шифер на 7÷8 мм.

После этого можно производить нанесение раствора с помощью резинового шпателя слоем примерно в 2÷2,5 мм. Нанесенный слой цементной смеси требуется хорошенько разгладить – эту операцию легко провести, надев на руку резиновую перчатку и увлажнив схватывающийся раствор.

Когда цемент отвердеет и наберет прочность, его покрывают грунтовкой, а после ее просыхания поверхность «заплатки» окрашивается влагостойкой краской для внешнего применения.

Четвертый вариант – с использованием гидроизоляционных строительных смесей

Для ремонта шиферной крыши хорошо использовать специальные гидроизоляционные сухие или пастообразные обмазочные составы. Перед их применением сухие смеси замешиваются в соответствии с прикладываемой к ним инструкцией, а пастообразные – сразу готовы к применению.

Эти материалы обладают высокой адгезией, поэтому между ними и шифером образуется отличное сцепление. Работы по их нанесению практически не отличаются от применения цементного раствора и проходят следующим образом:

  • Чтобы добиться прочности «заплатки» из гидроизоляционных составов, основу под них нужно также подготовить описанным выше способом, то есть ее очищают и обезжиривают.
  • Следующим шагом, выбранная смесь разбавляется до жидкого состояния, и ее наносят на поврежденную область кровельного покрытия в качестве грунтовки, которая должна хорошо просохнуть.
  • Затем, непосредственно в трещину с помощью строительного пистолета или шпателя вносится густо замешанная гидроизоляционная смесь.
  • Если заделывается пробоина, то работы необходимо производить таким же образом, как и при использовании цементного раствора.
  • Первый слой гидроизоляции оставляется на 6 часов для схватывания. Затем, на застывший раствор настилается армирующий материал, который накрывается вторым слоем гидроизоляции. Финишный верхний слой необходимо хорошо разгладить – чтобы он не препятствовал свободному сходу воды во время дождя или таяния снега.

Гидроизолирующие смеси производятся на цементной и полимерной основе. Какой из составов выбрать – решать мастеру, но главное, чтобы в технических характеристиках была рекомендация по использованию такой гидроизоляции для нанесения на бетонные основания.

Пятый вариант – самодельная ремонтная шпатлевка

Эту смесь для ремонта шифера можно назвать «народным рецептом». Раствор в этом случае состоит из цемента, в который добавляется клей ПВА и асбестовые волокна. Чтобы получить такие волокна используют фрагмент асбестовой плиты или шнура, применяемых в качестве жаростойких прокладок между металлическими элементами и кирпичом при возведении печей. Измельчая асбест, нужно обязательно защитить органы дыхания, надев респиратор – дело это небезвредное!

Подготовив все компоненты для составления этого раствора, их берут в пропорции 2:3:1 (цемент: асбест: клей ПВА, разведенный водой 1:1). После смешивания указанных ингредиентов, в них понемногу добавляется вода, до тех пор, пока раствор ни приобретет однородную консистенцию сметаны средней густоты.

Раствор наносится на подготовленную поверхность шифера. Она, как и в других случаях, должна быть очищена и просушена. Поверхность вначале грунтуют клеем ПВА, разбавленным с водой в пропорции 1:3 – такая грунтовка наносится в два - три слоя, каждый из которых должен быть хорошо просушен перед нанесением последующего.

Основной раствор нужно наносить шпателем. Если образовалась трещина, то ее заполняют на всю толщину кровельного материала и оставляют до высыхания. Затем, можно нанести второй слой раствора, но он должен подниматься над поверхностью шифера не более чем на 1÷2 мм.

Пробоины накрываются стеклотканью, которая накладывается на нанесенный по краю повреждения раствор и также оставляется до схватывания. После чего идет второй слой раствора, который должен быть хорошо заглажен.

Шестой вариант – использование монтажной пены и эпоксидной смолы

Применение следующих материалов для ремонта шиферных крыш также вполне можно назвать «народным изобретением», так как они, по сути, предназначены для других нужд. Тем не менее, доморощенные мастера довольно успешно используют монтажную пену и двухкомпонентный эпоксидный клей для заделки трещин и небольших отверстий в листах шифера.

Способ хорош уже тем, что применяются вполне доступные материалы, с которыми легко справится любой домовладелец, не имеющий опыта в строительных работах. Необходимо приобрести баллон монтажной пены, имеющей небольшое объемное расширение (лучше всего, чтобы это была профессиональная пена, наносимая с помощью пистолета) и комплект для изготовления эпоксидного клея. Кроме того, необходим резиновый шпатель и один из уже упомянутых выше армирующих материалов.

Ремонт кровельного покрытия с использованием пены и клея включает нескольких этапов:

  • Первым шагом производятся подготовительные работы – очистка, обезжиривание, просушка поврежденного участка, а также обработка краев трещины, выбоины или скола.
  • Подготовленное повреждение небольшого размера заполняется пеной. Если же повреждение имеет большой размер, то пену распыляют на уложенную сверху отверстия сетку-серпянку, или же подкладывают со стороны чердака сформованный по волне лист оцинкованного металла или же кусок рубероида — иначе пена не удержится в проеме. Далее, нанесенную пену необходимо оставить до ее полного расширения и полимеризации высыхания, для чего следует ей отвести 24 часа.
  • Следующим этапом высохшая пена с наружной стороны кровельного покрытия аккуратно срезается по изгибу волны. С внутренней стороны ее трогать необязательно, так как там она удаляется только в том случае, если производится монтаж утеплительных матов, ровной укладке которых она будет мешать.

  • После этого на участок, подлежащий ремонту, наносится подготовленный эпоксидный состав. Он должен выходить за пределы повреждения также на 7о÷8о мм по всему его периметру.
  • На нанесенный клей укладывается армирующая сетка или стеклоткань и хорошо прожимается к поверхности волны.

Работу лучше всего проводить в перчатках, так как эпоксидный клей очень трудно отмывается от кожи.

  • Когда клей вместе с армирующим слоем высохнет, на него наносится еще один слой эпоксидного состава. После того как он также полностью полимеризуется и застынет, образуется идеально гладкая поверхность, которая не будет препятствовать оттоку воды при дожде любой силы.

Нельзя не отметить, что созданный с помощью этих материалов ремонтный слой получается достаточно прочным, герметичным и долговечным.

Эпоксидный состав можно применять для ремонта шифера и без использования пены, но чтобы клей поначалу не вытекал через отверстие, с нижней стороны листа на поврежденный участок можно наклеить влагостойкую монтажную ленту. После заполнения зазора, по всей его длине укладывается армирующий материал, а сверху него наносится эпоксидный состав и оставляется до полного высыхания.

Седьмой вариант – мелкий ремонт шифера с использованием состава на основе мела и олифы

Чтобы приготовить следующий состав, применяемый для ремонта шифера, потребуется мел и олифа. Оба материала доступны по цене, и их можно найти практически в каждом домашнем хозяйстве или, на крайний случай – в любом хозяйственном магазине «шаговой доступности». Однако, полученная из этих ингредиентов смесь может подойти только для небольших отверстий или же трещин на шифере. С пробоинами, имеющими большой диаметр, подобная паста справиться не поможет.

Приготовление этого состава производится «на глаз»: в олифу маленькими порциями добавляется мел, и она тщательно перемешивается. Такую процедуру необходимо продолжать до тех пор, пока паста не примет консистенцию меда, имеющего среднюю густоту.

Получившуюся пасту используют сразу же: ею замазывают повреждение – трещину или отверстие диаметром не более 20 мм, а затем разравнивают материал, дают ему хорошо просохнуть. Обязательное условие – высохшую «заплатку» хорошенько покрывают краской, способной защитить меловую замазку от попадания влаги.

Восьмой способ – с использованием универсального клея «Эмалит»

Нитроцеллюлозные клеи типа «Эмалит» (или его «родственников» по химическому составу) смело могут назваться универсальными, так как способны склеивать между собой практически любые материалы. Нитроцеллюлозные составы влагостойкие, прочные и долговечные, после застывания не боятся низких и высоких температур, образуют на поверхности защитную водонепроницаемую пленку. Поэтому они отлично подходят и для ремонта шиферного покрытия.

Если ремонтные работы решено производить подобным материалом, то они осуществляются в таком порядке:

  • Внутренняя сторона шифера в области повреждения хорошо очищается от пыли, а затем промывается водой с помощью губки, вытирается и просушивается.
  • По всему периметру повреждения, тонким слоем наносится клей, на который приклеивается пропитанная тем же составом стекло- или обычная ткань, имеющая высокую плотность. Заплатка должна быть больше повреждения на 45÷50 мм с каждой из сторон. Ее необходимо хорошо прижать снизу к шиферу и разгладить по его поверхности.
  • После того как армирующая ткань высохнет, на нее наносится еще один слой клея, и его необходимо тоже полностью просушить. Эта внутренняя «заплатка» станет основой для материала, которым повреждение будет заделано с внешней стороны.
  • Следующим шагом пространство дефекта покрытия (щели или пробоины) может быть заполнено цементно-песчаным раствором, плиточным клеем или гидроизоляционной смесью. Нанесенный состав разравнивается и оставляется сохнуть. После этого можно провести дополнительную гидроизоляцию «заплаток» краской или иным материалом, как описывалось выше.

Видео: «Рецепт» самодельного клея из пенополистирола и ремонт дефекта шифера с его применением

  • Если предстоит заделать длинную трещину, то по ее концам просверливается по отверстию, в которые заливается герметик и вкручиваются саморезы. Благодаря такой мере предосторожности, трещина обычно прекращает свое развитие в длину.
  • Для проведения ремонтных работ рекомендуется выбрать сухую погоду, которая, по прогнозам синоптиков, простоит как минимум 7÷10 дней. Обычно такое благоприятное время выпадает только в третьей декаде августа или даже в самом начале осени. Желательно, чтобы сам процесс ремонта проводился в безветренную облачную погоду, так как ветер может засорить раствор пылью, а для схватывания и просыхания большинства ремонтных составов важным моментом всегда являлся умеренный уровень температуры и влажности.
  • Что еще необходимо добавить после рассмотрения способов ремонта шиферной крыши? Прежде всего то, что любой ремонт шифера можно считать только временной мерой. Какой бы материал ни использовался, его плотность и коэффициент линейного расширения отличается от параметров основного покрытия, а значит заделанные, вроде бы, дефекты через некоторое время могут вновь проявить себя. Поэтому такой ремонт, как правило, проводится только в крайних случаях, например, из-за отсутствия возможности сразу произвести замену вышедшего из строя листа или даже всего кровельного покрытия.

Насколько сложно самостоятельно покрыть крышу шифером?

Долговечность шиферного покрытия напрямую зависит от качества его укладки. Не следует рассчитывать, что эта работа покажется простой. Ее сложность заключается не только в хрупкости и достаточно большой массе листов, но и в особенностях их стыковки и закрепления на обрешетке стропильной системы. Поэтому не лишним будет получить дополнительную информацию по , перейдя по ссылке к соответствующей публикации нашего портала.

Как защитить шифер от старения и разрушения?

В идеальном варианте проведение защитных операций для шиферного кровельного покрытия должно следовать непосредственно после его монтажа. Однако, чаще всего подобные мероприятия откладываются «на потом», и к ним возвращаются уже при появлении неотложной необходимости, то есть в случае обнаружения повреждений.

Добрый совет - лучше не дожидаться такой кризисной ситуации, а предотвратить ее возникновение, особенно в том случае, если кровля уже эксплуатировалась не один десяток лет.

Кроме того, прогрунтованная поверхность приобретет более высокую адгезию для дальнейшей обработки лакокрасочными составами.

  • Следующий слой покрытия выбирается по желанию домовладельца – это может быть краска на резиновой основе или мембрана «Ризолин».

— Резиновая краска производится в достаточно широком ассортименте оттенков, то есть можно подобрать ее к общему оформлению дома. Она отличается высокой эластичностью и стойкостью не только к влаге, но и к другим внешним атмосферным воздействиям. Нанесен этот слой краски может быть с помощью широкой кисти или краскопульта.

По сути, крыша будет покрыта тонким слоем безвредной , которая станет отличным гидроизолятором для кровельного материала и, кроме того, заметно выровняет шероховатую поверхность шифера.

— «Ризолин» – это самоклеющаяся мембрана, изготавливаемая на основе пропитанной битумно-полимерным составом стеклоткани и имеющая фольгированное покрытие.

Этот материал, благодаря своему структурному строению, обладает высокой прочностью и эластичностью, что позволяет ему принять любой сложный рельеф кровельного материала. «Ризолин» является отличным гидроизолятором, имеет прекрасную адгезию с основой, изготовленной из любого материала. Его клеевой слой, временно защищенный бумажной подложкой, которая снимается непосредственно во время монтажа, после прижатия к кровельному материалу создает сверхнадежное сцепление.

Верхний фольгированный слой материала предназначен для отражения ультрафиолетовых лучей, что предотвратит перегревание крыши, а значит, в доме в летнюю жару будет сохраняться благоприятный микроклимат. Кроме того, «Ризолин» имеет свойство «консервировать» начавшиеся признаки разрушения кровельного покрытия. Поэтому, накрыв крышу подобной мембраной, замену шифера можно будет отложить.

* * * * * * * * * * * *

В заключение публикации есть смысл назвать важную причину, по которой шифер все же стоит заменить на другой кровельный материал. Это – наличие в его составе чрезвычайно вредного для человеческого организма асбеста.

Если обратиться к современным международным стандартам, то сразу заметно, что Европейской комиссией еще в 1999 году принята директива об полном с 2005 года отказе от использования в странах Евросоюза изделий из асбестовых волокон или изготовленных из материалов, в которые они входят. Это решение было принято в результате длительных научных исследований, которые безапелляционно доказали вредность контактов с этим материалом.

Возможно, это обстоятельство подтолкнет владельцев домов, покрытых шифером, к тому решению, что лучше не производить ремонт старого покрытия при появлении повреждений, а полностью заменить кровлю, применив для этого один из современных или традиционных, но экологически чистых материалов.

Когда-то шиферная кровля считалась едва ли не самой универсальной: доступная, прочная и неприхотливая. Дешево и сердито, как говорится. Но при всей прочности асбестовых волокон такие листы мало устойчивы к механическим нагрузкам: со временем на них всегда появляется много мелких трещин, через которые легко просачивается влага.

К счастью, шиферная крыша хотя бы не подвержена коррозии, как металлическая, которая покрывается ржавыми пятнами от малейших царапин, и все же ремонт придется все-таки делать время от времени. Так чем заделать трещину в шифере и остановить дальнейшее разрушение других листов? Сейчас мы во всем разберемся подробнее.

  1. От ударных нагрузок. От неаккуратной ходьбе по кровле.
  2. От микротрещин из-за падающих веток дерева.
  3. От мхов, лишайников и другой напасти. Мох и лишайники, которые особенно любят шифер, не просто лишают ее эстетичности, но и медленно разрушают ее!
  4. От времени. К сожалению, сроки службы шиферной крыши не велики, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и прорехи.
  5. От постоянно застаивающейся дождевой воды. Любая кровля, и не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб. Сразу обратите внимание на эти элементы – герметизировать их не сложно.
  6. Угол наклона крыши не подходит для кровли шифером.
  7. Укладка шифера велась с определенными нарушениями, и материал постоянно испытывает излишнее напряжение. Плохо также, если во время монтажа для крепления листов вы использовали обычные гвозди без резиновых прокладок – без трещин потом не обойтись.
  8. Неаккуратная перевозка и хранение. Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, зато сразу станут заметны от хождения по ним на крыше.
  9. Резкие перепады температур. Поверьте, любой асбоцементный материал этого не любит.
  10. Из-за несоразмерно маленьких отверстий под саморезы или гвозди. Не забывайте, что металлу свойственно сезонное расширение, а потому места для такого крепления нужно оставлять немного больше (но не так, чтобы затекала дождевая вода). Вот почему нужны резиновые прокладки.

И, наконец, новых проблем способен добавить снег. Дело в том, что шиферная крыша не обладает такой гладкостью, как металлическая, и снег на ней задерживается постоянно.

И достаточно немного солнечных лучей, чтобы подтопить всю эту снежную шапку снизу – в итоге подтаявшая вода стекает вниз к карнизу, где встречается с новым слоем снега (карниз всегда холоднее кровли над жилыми помещениями).

Здесь талая вода снова подмерзает и в виде наледи уже разрушает не только шиферные листы, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса под естественным расширением от низкой температуры забивается под листы и оттуда уже, тая, попадает прямо на стропила или в утеплитель.

Также нередко причина трещин в шифере кроется в его неправильной технологии изготовлении. Причем на нескольких этапах:

  • В процессе приготовления раствора было добавлено меньше цемента, чем того требовала заводская рецептура (догадайтесь, почему).
  • Грубые нарушения технологии производства шиферных листов (кустарное производство).
  • В шифере применялись короткие асбестовые волокна (а это уже решение производителя).
  • Некачественная обработка готовых шиферных листов (отсутствие контроля).
  • Сокращение периода отверстия материала (а нужно 28 дней).

А теперь давайте поговорим о том, как и чем заделать дыры и трещины на шиферной крыше дома.

Как обнаружить дефекты покрытия?

Согласитесь, что по внешне неоднородной шиферной крыше довольно сложно заметить новые дефекты или трещины, тогда как на гладкой фальцевой кровле или профнастиле это сделать несложно даже с соседской постройки. А потому обратите внимание на такие тревожные признаки, что вашу крышу нужно срочно чинить:

Дело в том, что незамеченные протечки довольно коварны: стропила сразу напитываются влагой, теплоизоляция сыреет и портится, а потолку необходим ремонт. Зайдите на чердак, если у вас есть подобные подозрения: если вы чувствуете запах сырости, значит, проблема есть.

А отдельные пятна плесени говорят о том, что где-нибудь трещина в шифере есть, но пока о себе не дает знать, кроме как небольшими протечками. Проверяйте подкровельное пространство шиферной крыши также после каждого ливня.

Ставим «диагноз» по трещинам листов

Если трещины пошли по выступающим волнам шифера, тогда закладки необходимо накладывать и снизу, и сверху.

Трещины в нижних волнах требуют самых сложных решений. Ведь именно здесь будет постоянно застаиваться вода, и довольно сложно достичь необходимой герметичности.

Но давайте посмотрим сначала на саму трещину – от этого многое зависит:

  1. Трещина, которая идет по верхней волне шифера (ее легче всего заметить), обычно не дает протеканий ввиду того, что вода под ней не застаивается. Это – самая безобидная трещина, и заделать ее легко – просто согните оцинкованное железо и подсуньте под шифер, а саму трещину накройте специальной кровельной лентой.
  2. Трещина, которая идет по нижней волне , самая опасная – здесь без протечек не обойтись. Используйте герметик, латку и согнутый лист.
  3. Трещина, которая пошла поперек листа шифера , самая опасная! И одними протеканиями здесь не обойтись – трещина станет расширяться и перейдет в будущем на последующие волны.

Определились с будущим ремонтом? Действуйте осторожно! Помните, что во многих странах мира это покрытие для крыши и вовсе запрещено из-за вреда для здоровья, а потому при демонтаже старых листов или механической обработке защищайтесь от асбестовых волокон. Вот, как это делают профессиональные бригады:

Как заделать на шифере трещины и отверстия?

Перед тем, как положить любую заплату, начала важно полностью очистить ремонтируемую поверхность от мусора и мха, а затем помыть ее мощной струей воды. А вот чем заделать дыры и дырки в шифере на крыше доступными материалами и новинками строительного рынка:

Способ №1. Цемент и песок

Приготовьте смесь из одной части сухого цемента и двух просеянного песка. Залейте водой и вымешивайте до нужной консистенции. Заделайте. Дайте трещинам хорошо просохнуть и окрасьте их в подходящий цвет.

Способ №2. Бутил-каучуковая лента

Хороша также в качестве заплатки на дырки и трещины специальная бутиловая каучуковая лента. Что хорошо, ее поверхность сделана из нетканного материала, благодаря чему такую заплатку хорошо окрашивать в нужный оттенок.

А работать с ней тоже просто:

  • Шаг 1. Обезжирьте ремонтируемый участок шиферного листа бензином.
  • Шаг 2. Снимите с ленты защитную полосу и приклейте ее к поврежденному месту.
  • Шаг 3. Окрасьте в цвет, чтобы ваша кровля не выглядела «латанной».

Используют для ремонта также готовые бутиловые заплатки:

Для заделки трещин шифера используют также серпянку – ленту, которая придает прочность шпатлеванному стыку листов прочность. Для этого на трещину сначала наносится слой битума, затем на него – серпянка, а затем все снова промазывается битумом.

Или примените более дорогой современный вариант лент, которые предназначены специально для ремонта таких кровель:


Способ №3. Горячий битум

Подготовить битумную мастику на костре не сложно:

  1. Разжигаем костер, ставим по бокам два кирпича.
  2. Берем старое ведро, кладем в него кусок битума.
  3. Ставим ведро на костер и осторожно помешиваем, чтобы ничего не загорелось.

Если вы работаете при минусовых температурах, добавьте в битум 10% отработки, чтобы придать ему эластичности и избежать растрескивания мастики. Особенно, если вы обрабатываете края шиферных листов:

Подходит горячий битум также для заделки небольших трещин:

Но помните, что любые замазки дают только временный эффект. Проблема использования традиционных замазок для шифера состоит в том, что этот кровельный материал мало поддатлив для расширения, тогда как у замазок обычно совсем другой коэффициент.

Вот почему через несколько циклов колебания температур проблемы с протечками снова возвращаются. И иногда намного проще и надежнее просто заменить дефектный лист.

Способ №4. Замазка из асбеста, цемента и ПВА

Сначала берем асбест в готовом виде. Если таковой не получилось раздобыть, просто натрите его на терке из куска шифера. Обязательно во время такой работы защитите дыхательные пути!

Итак, для приготовления смеси вам понадобится перемешать 2 части цемента, 3 асбеста и жидкий раствор из клея ПВА и воды, взятых поровну. Перемешиваем смесь, пока та не загустеет, как сметана.

Если вы перед ремонтом очищали часть шифера, ждите, пока тот не высохнет окончательно. Далее нанесите изготовленную смесь, обработайте раствором ПВА и воды (теперь соотношение 1:3) и нанесите еще 2 слоя смеси.

Способ №5. Готовые шпатлевки

Для ремонта такой кровли хорошо подходят готовые смеси, в которые включены гидроизоляционные материалы. Работать с ними нужно так:

  • Шаг 1. Хорошо зачищаем ремонтируемую поверхность.
  • Шаг 2. Обезжириваем участок при помощи растворителя или ацетона, хорошо просушиваем.
  • Шаг 3. Грунтуем поверхность смесью для ремонта, только разбавленной до жидкого состояния.
  • Шаг 4. Наносим смесь при помощи специального пистолета или шпателя.
  • Шаг 5. Через 6 часов накрываем стеклотканью и кладем новый слой смеси.

Обратите внимание, что проводить такие ремонтные работы на шиферной кровли нужно в сухую и пасмурную погоду, чтобы нужные компоненты в смесях высохли не торопясь.

Способ №6. Пена и эпоксидная смола

Заделывают трещины и дыры в шифере также жидким пенопластом, но для этого вам придется приобрести целый баллон. Практикуется среди домашних умельцев и так называемый «трехслойный» метод:

  • Шаг 1. Зачищаем и обезжириваем участок.
  • Шаг 2. Заделываем трещину монтажной пеной.
  • Шаг 3. Высушиваем или просто оставляем на сутки.
  • Шаг 4. Наносим герметик.
  • Шаг 5. Покрываем все это смолой.

Подходит для ремонта шиферной крыши также эпоксидная смола, которая намного меньше разрушается под ультрафиолетовыми лучами, чем пенопласт.

Это дорогостоящий, но надежный метод справиться с небольшими проблемами, правда по наклонной плоскости пользоваться им неудобно. Так, если шиферный лист раскололся по всей длине, скрепите волнистые стыки эпоксидным клеем. Но для начала закрепите их вместе снизу монтажной клейкой лентой, и только потом заполните зазор сверху.

Способ №7. Жестяная заплатка

Этот метод подходит для ремонта больших дырок и трещин в шиферной крыше. Итак, шаг за шагом:

  • Шаг 1. Вырезаем заплатку из жести, сворачиваем в трубочку.
  • Шаг 2. Заталкиваем в дыру так, чтобы в середине заплатку можно было проделать отверстие.
  • Шаг 3. В отверстие вставляем болт с прокладкой и прижимаем.
  • Шаг 4. Заливаем строительным герметиком зазоры.

К ремонту шиферной крыши подходить нужно серьезно. Если заплатка будет пропускать хоть немного воды и дальше, стропила со временем придут в полную непригодность.

Способ №8. Олифа с мелом

Это – один из самых проверенных народных методов. Итак, зачищаем трещины, тщательно замазываем, и по высыханию красим масляной краской. Вот и все!

Способ №9. Влагостойкий клей

  • Шаг 1. Хорошо промываем листы обычной водой, трем их жесткой щеткой.
  • Шаг 2. Ждем, когда шифер высохнет и заклеиваем каждую дырку куском плотной ткани так, чтобы ее края выходили за пределы отверстия примерно на 3-4 см. Для этого пропитываем латку влагостойким клеем.
  • Шаг 3. Поверх латки еще раз наносим слой клея (Эмалит).
  • Шаг 4. Переворачиваем поврежденный лист и заполняем отверстие бетоном.
  • Шаг 5. Как только раствор схватится, клеем другую заплатку.
  • Шаг 6. В конце трещины сверлим отверстие и заделываем его эластичным герметиком.

Способ №10. Алюминиевая фольга

Поможет справиться с трещинами также обычная алюминиевая фольга:

  • Шаг 1. Удалите с листа прежний крепеж.
  • Шаг 2. Закругляем у заплатки углы.
  • Шаг 3. Крепим фольгу и прижимаем ее саморезом.
  • Шаг 4. Если шифер на вашей крыше цветной, докрасьте в тот же цвет и заплатку.

В крайних случаях легче заменить какой-либо участок шиферной кровли, чем его отремонтировать. Тогда вырежьте из новых листов нужные элементы:

Нередко также в негодность приходит конек шиферной крыши, который не сложно заменить на металлический или деревянный:

Как защитить шифер от дальнейших разрушений?

Хуже ситуация, если кровля начала лопаться в разных местах. Это обычно свидетельствует об ошибках монтажа в свое время, и обычный ремонт шифера на крыше даст только временный эффект.

Необходимо срочно останавливать процесс разрушения:

  • Способ №1. Для того, чтобы предотвратить растрескивание, временно положите на трещину пропитанную краской полоску ткани.
  • Способ №2. Также, чтобы трещина не пошла дальше, в ней сверлят отверстие и фиксируют саморезом. Причем такое отверстие нужно заделать дополнительно кровельным герметиком, который будет стягивать, как резина, края отверстия.

Но, если в ближайшее десятилетие вы менять всю крышу не собираетесь, тогда подходите к вопросу ремонта более глобально:

Или вот так:

Вот и все! Подбирайте тот метод, материалы для которого у вас уже есть и вы знаете, как с ними работать.