Ремонт шиферной крыши рано или поздно обретает актуальность для каждого домовладельца, выбравшего данный тип кровельного материала. При всей прочности асбестоцементных листов они не вечны, и наступает один прекрасный день, когда обнаруживается первая течь. И здесь лучше не медлить, особенно если впереди затяжные осень и зима с обильными осадками. Ну, а если крыша похожа на решето, на счету каждая минута.

При высокой изначальной стойкости материала шифер достаточно хрупок, и первые проблемы могут возникнуть уже на стадии монтажа новых листов или проявиться в течение достаточно короткого периода времени.

В целом же беспроблемная эксплуатация шиферной крыши составляет 12-15 лет, иногда этот срок достигает 20-25 лет – например, в зонах с умеренным климатом, не подверженным сильным и продолжительным осадкам.

Правильно смонтированная шиферная крыша прослужит без ремонта 20-25 лет

Можно выделить еще ряд важных факторов:

  • качество укладки листов;
  • гидроизоляция крыши;
  • тип крыши;
  • угол наклона скатов;
  • регулярность очистки от снега в зимний период;
  • устройство ливневых стоков;
  • гидроизоляция дымоходов, вентиляционных колодцев, коньков и др. элементов.

Задержка воды и снега на крыше сокращает срок безремонтной эксплуатации кровли

Чаще всего встречаются следующие повреждения, требующие производить ремонт шифера:

  • Трещины;
  • Сколы;
  • Растрескивания;
  • Возникновение дефектов вследствие изношенности.

Важно знать!
Особенно подвержена риску быстрого износа и возникновению повреждений северная часть крыши. Именно здесь в первую очередь образуются наросты мха и лишайника, которые приводят к появлению проблемных зон и течей.

Также крышу можно повредить при ходьбе по кровле, особенно если ступать на выступающую часть шиферного листа. При перемещении по крыше лучше пользоваться доской с набитыми поперечными брусками. Укрепить приспособление можно на коньке крыши.

Следует отметить, что к растрескиванию асбестоцементного материала приводит резкий перепад температур, поскольку шифер склонен к впитыванию влаги. И, например, при резком похолодании после обильных осадков просочившаяся вода замерзает и постепенно разрывает листы изнутри, что приводит к протеканию.

Еще одна проблема, характерная для старых крыш, – подвижность шиферных листов. Со временем гвозди, особенно если были использованы не очень длинные или вбиты не по правилам, расшатываются, начинают «играть», что приводит к смещению элементов кровли. Она становится менее жесткой, например, зимой под тяжестью снега возможны прогибы, что опять-таки повышает риск образования новых трещин.

Трещина в шиферной крыши может появиться на этапе первичного монтажа при несоблюдении технологий

Что делать если крыша потекла

При обнаружении течи в первую очередь нужно обследовать крышу и найти проблемный участок.

Важно знать!
Грамотный подход к ремонту шиферной крыши позволит продлить эксплуатацию материала до 10 лет.

Еще несколько десятков лет назад был чрезвычайно распространен следующий метод: поврежденное место очищали от наслоений грязи, мха, пыли и т. д. Далее следовала грунтовка олифой. Саму трещину закрывали полосками ткани, пропитанной масляной краской, и затем для надежности прокрашивали участок. Для создания привлекательного вида отремонтированной крыши зачастую красили всю поверхность, что было достаточно трудоемким и малоэффективным методом – через 3-4 года крыша вновь приходила в негодность.

Сегодня пользуется популярностью другой метод – смесь цемента и клея ПВА с добавлением распушенного либо измельченного листового асбеста. Предлагаемые большинством мастеров пропорции выглядят следующим образом: на 2 части цемента приходится 3 части асбестово-клеевой смеси. Причем клей ПВА предварительно должен быть разведен с водой в соотношении 1:1. Итоговая масса имеет консистенцию домашней сметаны. Применяемая марка цемента – не ниже М-400.

После приготовления смесь наносят на ремонтируемые участки, тщательно втирают. Для лучшего эффекта специалисты рекомендуют нанести как минимум два слоя. Преимущество такого метода в том, что следы ремонта практически незаметны, а при правильном приготовлении состава ремонт продлит срок службы крыши на 6-8 лет.

При проведении ремонтных работ особое внимание уделяется устройству гидроизоляции выступающих частей крыши, в частности, дымоходов

Один из минусов – быстрое отвердение смеси, которую желательно использовать полностью в течение 1,5-2 часов, и, если недостаточно, затем готовить следующую порцию.

Работы лучше всего выполнять в бессолнечную, но сухую погоду – более медленное высыхание нанесенной «заплатки» обеспечит большую долговечность и эффективность ремонта.

Важно знать!
Любые кровельные работы сопряжены с повышенной опасностью. Выполнять их следует с обязательным соблюдением правил техники безопасности.

Современные технологии приходят на помощь

Впрочем, встречаются предложения по ремонту крыши, основанные на применении современных технологий. В частности, популярны рекомендации по использованию, например, лент герметизирующих разной ширины и длины – то есть они подойдут для трещин, различных по размеру. Такие материалы, как правило, нескольких цветов, чтобы можно было подобрать подходящий и максимально скрыть следы ремонта.
Помимо этого, производители предлагают уплотнительные гидроизоляционные материалы для областей:


С помощью таких материалов можно устранить лишь небольшие повреждения. Важный фактор – ремонтируемый участок крыши должен быть тщательно очищен и обезжирен для лучшего сцепления накладываемой латки с поверхностью.

Достаточно действенны мастики и герметики. Но, как правило, они требуют дополнительной гидроизоляционной обработки кровли, дальнейшего покрытия специальной краской всей поверхности, что повышает трудоемкость выполнения работ.

Важно знать!
Лучше всего оценивать качество работ по ремонту кровли, находясь в чердачном помещении, куда свет проникает сквозь отверстия в крыше и сразу видны поврежденные участки.

Ремонт шифера наплавляемым материалом

Замена шифера – эффективное решение проблемы

Ремонт кровли из шифера в некоторых случаях можно выполнить, только прибегая к радикальным методам – замене асбестоцементных листов. Безусловно, это самый дорогостоящий метод, но и самый эффективный.

Основные этапы ремонта:

  • Ревизия состояния крыши, определение проблемных участков;
  • Демонтаж шиферных листов;
  • Обследование стропил, опалубки;
  • Монтаж кровельного материала.

Важно знать!
При обследовании крыши со стороны чердака и демонтаже кровли стоит учесть угрозу со стороны насекомых. На внутренней поверхности шифера и стропилах часто устраивают свои гнезда осы, которые могут быть очень агрессивными, а укусы – болезненными и привести к тяжелой токсической реакции.

При значительном износе шиферных листов и большом количестве дефектов лучшее решение – полная или частичная замена кровельного материала на новый

По результатам обследования стропил и балок принимается решение о необходимости замены элементов конструкции. Если имеются признаки порчи деревянных составляющих, менять их следует в обязательном порядке – ведь речь идет не только об устранении течи, но и безопасной эксплуатации крыши.

Для повышения уровня герметичности кровли целесообразно рассмотреть возможность монтажа рубероида. Это недорогой материал обладает отличными гидроизоляционными свойствами и сделает крышу более долговечной.

  • геометрически правильное расположение листов;
  • нахлест листов таким образом, чтобы совпадали волны соседних шиферных плит;
  • напуск следующего ряда должен составлять не менее 10 см;
  • шиферные гвозди, используемые при монтаже, должны быть длинными – так они глубже войдут в стропила и обеспечат статичность крыши;
  • гвозди вбиваются в верхнюю часть волны с отступом от края, чтобы избежать сколов и трещин: при применении шифера на каучуковой основе шиферные гвозди вбивают во впадину, возле нахлеста;
  • после окончания работ по настилу шифера на коньки накладывают защиту из металла, металлочерепицы и др. материалов, обладающих гидроизоляционными свойствами;
  • при необходимости «обойти» выступающие части крыши используется углошлифовальная машинка с алмазным диском.

Ремонт кровли, выполненный профессионалами, значительно увеличит эксплуатационный срок шиферной крыши

Важно знать!
При укладке шифера учитывается преобладающая в данном регионе роза ветров, и нахлесты размещаются с подветренной стороны, чтобы предотвратить попадание воды между швами при сильных осадках, сопровождающихся шквальным ветром.

Отремонтированная шиферная кровля прослужит долгие годы

На первый взгляд кажется, что ремонт шиферной крыши – не такое уж сложное дело. Но при отсутствии достаточного опыта, навыков выполнения кровельных работ можно столкнуться с непредвиденными ситуациями. Чтобы не тратить зря моральные силы, отвлекать впустую денежные средства, лучше положиться на опытных специалистов, настоящих мастеров своего дела, которые не только помогут дельным советом, но и обеспечат качественное выполнение ремонтных работ.

Шиферная крыша - самое распространенное покрытие, особенно частных строений, будь то дом, сарай или гараж. Шифер довольно долговечный и сравнительно дешевый материал. Основные повреждения, которым подвержен волновой шифер, – это мелкие трещины, сколы, сквозные отверстия (от града, что-то упало или не туда забитый гвоздь). В общем, причин повреждения много, а о способах и методах ремонта шиферной крыши своими руками и пойдет дальше речь.

Способ 1

Довольно старый и широко распространенный ранее. Шиферную крышу, подлежащую ремонту, очищают от грязи, пыли и возможной растительности, потом моют и сушат. Далее грунтуют олифой, а затем все трещины и сквозные отверстия покрывают тканевыми полосками, пропитанными масляной краской.
Однако, стоить заметить,что такой ремонт продлевает срок жизни крыши на 2 - 4 года, после чего подобный ремонт надо будет повторять, предварительно сняв то, что налепили ранее. На длительность ремонта влияет то, на сколько качественно подготовили ремонтируемую поверхность, а также следует хорошо высушить перед покраской.

Способ 2

В настоящее время наиболее распространен простой и надежный способ ремонта крыши из асбоцементного шифера, после которого кровля не течет до 10 лет.
Самодельную ремонтную смесь для накладывания заплат на поврежденный шифер готовим следующим образом:
2 части цемента марки М400 или выше смешиваем с 3 частями распушенного асбеста. Полученный состав заливаем смесью клея ПВА и воды (соотношение 1:1) и качественно перемешиваем.
Готовая ремонтная смесь на вид должна иметь консистенцию густой сметаны.

Клей ПВА, можно заменить морозостойкими водоэмульсионными красками типа Э-ВС-17 или подобными. Однако применение вместо клея краски может несколько снизить долговечность ремонта шиферной кровли. Вместо распушенного асбеста можно использовать обычный листовой, пропущенный через мелкую тёрку или покрошен на наждаке.

Как и при любом способе ремонта шиферной крыши , поверхность должна быть предварительно тщательно очищена, вымыта - желательно со шланга или керхером, если такой возможности нет - то просто тряпкой с последующим ополаскиванием. Особо тщательно очищают (используя жесткую щетку) участки с трещинами.

После того, как смесь готова (а готовить ее лучше небольшими порциями, так как срок ее максимальной эффективности не превышает двух часов) можно приступать к ремонту шифера.

Трещины и другие поврежденные участки шиферной крыши заполняем приготовленной ремонтной смесью как минимум два раза, так, чтобы слой этого состава был не менее 2 мм.
Желательно ремонт проводить в пасмурную погоду – так заделочная смесь будет дольше высыхать, а значит - успеет набрать большую прочность.

Способ 3

Готовые смеси. Очень хороший результат при использовании незастывающих битумных смесей. В этом случае не появляются трещины при расширении шифера в различных температурных перепадах, что является основной причиной недолговечности других, "жестких", способах ремонта. Это лучший способ изоляции дымовых труб. Основной недостаток - дороговизна и эстетичность. Такая мастика всегда черная. Но ее можно сверху и покрасить, хоть краска и потрескается, но общий вид все же улучшится.

При проведении ремонта шиферной крыши , инструкции по использованию различных мастик и смесей необходимо соблюдать полностью. После предварительной очистки ремонтируемые места необходимо обезжирить Уайт-Спиритом или бензином.

Для заделки трещин и щелей до 5 мм, применяют Эмфимастику PU 25. Нанесение этого герметика осуществляется ручным или пневматическим пистолетом, можно это делать и обычным шпателем. Дефекты поверхности шифера большего размера устраняются с применением мастики типа Гипердесмо. Надо помнить, что перед ее нанесением требуется ее тщательно перемешать до равномерного состояния.
Края трещин или отверстий необходимо вначале загрунтовать небольшим количество мастики перемешанной с ксилолом в соотношении 9 частей мастики, 1 часть ксилола. Эта обеспечит хорошую проницаемость мастики в поврежденные края, обеспечив хорошую адгезию. Перед нанесением самой мастики необходимо дать высохнуть загрунтованным местам в течение не менее 6-ти часов. При больших повреждениях применяется армирующий материал, например геотекстиль. Нанесение мастики проводится шпателем или кистью.

В настоящее время промышленностью выпускается довольно много различных кровельных герметиков на основе битумной мастики как отечественных, так и зарубежных. Для небольшого ремонта целесообразнее приобрести один - два туба под пистолет - так и удобнее и дешевле. В случае, если мастики потребуется довольно много, берите ведерные расфасовки - однозначно дешевле.

Способ 4

Также трещины в шифере можно замазывать и обычной битумной смолой или замазкой из замазки из олифы и мела. Данные методы используются до сих пор, как одни из самых простых и дешевых, однако ни один из них не является долговечным. Главный недостаток этого способа – это потеря пластичности при перепадах температур, особенно при высоких. Трещины заделываются горячим битумным варом, а его температура превышает 150 градусов. Работать надо очень аккуратно, На крутой крыше довольно не удобно - существует опасность серьезно обварится. Чаще применяется для заделки трещин покатой крыши, например гаража.

Способ 5

Частичная замена, когда снимают отдельные листы и заменяют их на новые или закрывают поврежденные участки целыми кусками шифера. Это необходимо при наличии больших сколов, дыр и больших трещин. При этом также рекомендуется сразу проверить целостность и остальных элементов конструкции крыши, так как вода через дыры в покрытии могла повредить стропила, слои утеплителя или изоляции.

В этом случае, целый шифер нужно завести под вышестоящий лист, предварительно приподняв его. При работе с листами шифера надо быть очень аккуратным, чтобы не сломать хрупкую поверхность. Для этих целей, при извлечении из листа гвоздей, под инструмент (например гвоздодер) подкладывается деревянный брусок.

При замене всего листа, необходимо снять поврежденный лист, для этого необходимо вытянуть прибитые гвозди, потом немного приподнять верхний лист шифера и вытянуть треснувший шиферный лист . На его место устанавливаете целый лист, предварительно обрезав скос, как в заменяемом.

Если целого листа шифера нет, или трещина не большая, можно поверх повреждения положить кусок шифера необходимой длинны и ширины, при этом он должен перекрывать одной волной с двух сторон, трещину или повреждение, а сверху завести под верхний лист, или заделать герметиком стык, чтоб вода не попадала в поврежденное место. Для этого, точно также приподымаем верхний лист шифера и вставляем часть целого шифера поверх поврежденного. После замены листа шифера прибиваем на тех же местах, шиферными гвоздями в верхнюю волну.

Никогда не прибивайте шифер в нижнюю волну - не будет пространства при деформации шифера при перепаде температур, как следствие появятся трещины. Кроме того, большая вероятность появления трещины еще когда Вы будете прибивать. Если все же необходимо закрепить в нижнюю волну, лучше используйте саморез, предварительно просверлив отверстие в шифере большего диаметра (на 2-3 мм). И не затягивайте полностью саморез, оставьте где-то 2-3 мм, для температурного расширения шифера.

Шифер считается достаточно долговечным кровельным материалом, но все-таки со временем и ему может потребоваться ремонт. Новая крыша всегда связана с затратами. Если же периодически осматривать старую, очищать ее от скопившегося мусора, можно вовремя заметить маленькие повреждения – трещины или щели. В этом случае, не прибегая к радикальным мерам, можно будет продлить ей жизнь еще примерно на десяток лет.

Известные технологии ремонта шиферной кровли в обычных ситуациях сводятся к применению специальных защитных средств, позволяющих заделывать образующиеся трещины или накладывать заплатки на сколотые участки. При обнаружении сильно повреждённых листов кровельного материала они заменяются новыми заготовками, монтируемыми в соответствии с требованиями строительных нормативов.

Обратите внимание

Все перечисленные выше действия могут быть отнесены к разряду мелкого или косметического ремонта крыши. При обнаружении значительных разрушений шиферного покрытия необходима полная его замена.

При капитальном ремонте шиферной кровли обследованию и замене подлежат не только листы защитного материала, но и сама стропильная конструкция (включая мауэрлат и каркас обрешётки).

Характеристики и особенности шиферных изделий

Перед ремонтом лопнувшего шифера нужно быть абсолютно уверенным в том, что применяемый материал поможет устранить данный тип повреждения и что это позволит значительно продлить сроки эксплуатации покрытия. Для этого необходимо ознакомиться с основными видами существующих повреждений и их причинами, а также научиться классифицировать их по степени опасности и ремонтопригодности.

Основной причиной возможных разрушений шиферных покрытий являются: нарушение правил эксплуатации и обслуживания кровли и случайные попадания на неё сторонних тяжелых предметов.

В данных ситуациях специальных пояснений обычно не требуется; гораздо сложнее определиться с источником дефекта, когда повреждения проявляются в виде небольших трещин или едва различимых микроскопических изъянов. Они могут быть вызваны следующими причинами:

  • Нарушение приёмов хранения шифера (формирование слишком больших стопок);.
  • Случайные повреждения во время переноски и последующего подъёма к месту монтажа.
  • Отклонения от инструкции при укладке и креплении листов. Повреждения, которые образуются в процессе настила шиферной крыши, например, при чрезмерном давлении крепежных элементов, соединяющих листы материала с основанием, могут образоваться трещины. Шифер может также растрескаться, если отверстие под крепежный винт имеет диаметр окажется меньше положенного – рекомендованный диаметр на 3 мм больше, чем его значение у винта.
  • Образование влажных застоев, со временем разрушающих наружный слой шифера;
  • Повреждения, образовавшиеся в ходе эксплуатации кровли: растрескивание механического воздействия, скажем, при установке на крыше антенны или от колебаний температуры.
  • Зарастание поверхности шиферной кровли мхом и лишайниками, в результате чего, теряется внешний вид, и кровля начинает постепенно разрушаться.
  • Скопление больших снежных масс, под давлением которых материал покрытия начинает растрескиваться.

Особую важность при монтаже приобретает правильность укладки листов и выполнение требований по оставлению небольшого зазора в точках (примерно по два миллиметра с каждой стороны фиксирующего элемента). Такой запас необходим для того, чтобы во время эксплуатации к и к пространствам, закрытым утеплительным материалом (пенопластом), сохранялся доступ свежего воздуха.

Помимо этого, под воздействием влаги и перепада температур листовые заготовки могут деформироваться и изменять свои геометрические размеры. В этом случае правильно выдержанный зазор позволяет уберечь их от разрушения при перемещении в пределах температурных расширений.

Чтобы грамотно провести ремонт шиферной крыши, прежде нужно понять, какие причины могли вызвать то или иное повреждение.

Ремонт шиферной крыши

Ремонтные материалы и составы

Прежде чем заделать дырки и трещины – стоит ознакомиться с перечнем специальных составов, применяемых для этих целей. При мелком ремонте, состоящем в устранении микроскопических повреждений, чаще всего используются следующие восстановительные средства:

  • изготовленная своими руками замазка, состоящая из смеси мелко растолчённого мела и олифы. После её применения поверх ремонтного состава наносится слой масляной краски, выполняющий чисто защитную функцию;
  • специальные виды герметиков, изготавливаемые из битума;
  • жидкие составы на основе битумных компонентов, при обращении с которыми потребуются определённые навыки. При работе с такой мастикой необходима предельная осторожность в плане соблюдения требования пожарного режима (температура плавления вара составляет примерно 150 °С);
  • наплавляемые покрытия;
  • ремонтные средства ленточного типа.

Применение некоторых из перечисленных выше видов ремонтного состава не нуждается в особых пояснениях. Что касается смесей на основе битума – при их применении следует обратить внимание на то, что для работы с герметиком предпочтительней выбирать средства, продающиеся в специальных тубах.

Хотя по стоимости такие ёмкости с ремонтными составами несколько дороже, чем те же препараты, поставляемые в банках – зато обращаться с ними значительно удобнее и проще.

При проведении восстановительных работ с заготовками, на которых обнаружены трещины значительной величины, специалисты рекомендуют сначала заделывать их специальной лентой для ремонта шифера.

Способы восстановления с применением специальных защитных средств

Одним из наиболее распространённых ремонтных материалов является специализированное рулонное покрытие с нанесённым с одной из сторон самоклеящимся битумно-полимерным слоем (). В различных его исполнениях в качестве защитного покрытия, нанесённого на вторую сторону, используется тонкий слой фольги из алюминия или меди (тип «Ф»). Известны также образцы этого строительного продукта, в которых за основу наружного слоя берётся полипропилен (тип «П»).

Отдельные представители ремонтного материала могут иметь самоклеящийся слой с обеих из рабочих сторон (тип» А»).

Для ремонта шифера применяются определённые виды гидроизоляционного материала (чаще всего – образцы с маркировками «П» и «Ф»). Основное его достоинство состоит в том, что этот материал может настилаться без применения специального инструмента и допускает работу с ним практически в любых производственных условиях.

Единственное ограничение касается температуры окружающего воздуха, наблюдаемой в момент его укладки, которая не должна быть менее +15 градусов .

Ремонт шиферной крыши ризолином осуществляется в следующей последовательности:

  1. Сначала производится раскладка материала, поставляемого в виде рулона стандартного размера.
  2. Затем с его рабочей поверхности удаляется пленка, после чего подготовленный по размеру заплатки отрезок рулона своей клейкой стороной раскладывается на ремонтируемый участок.
  3. На завершающей стадии работ с целью улучшения сцепления между восстанавливаемой поверхностью и ризолиновой заплатой последняя прокатывается специальным валиком.

Ещё одним достаточно распространённым способом восстановления поверхности крыши является ремонт шиферной кровли наплавляемыми материалами. К разряду таких ремонтных структур, следует отнести рубероиды с основой из стеклохолста, имеющие битумно-полимерное покрытие с обеих сторон.

Восстановление шиферной поверхности этим методом состоит в разогреве изнанки наплавляемого материала посредством и последующем приклеивании его к поврежденному участку. Расплавленная битумная структура обеспечивает прекрасную адгезию с фактурой восстанавливаемого шиферного листа и гарантирует получение прочной заплаты.

Герметизация неплотных мест наложения шиферных листов

Ремонт шиферной крыши при обнаружении неплотного прилежания листов шифера друг к другу проводят при помощи различных замазок и мастик.

Мастику из тугоплавкого битума можно приготовить самостоятельно – конечно, при условии строгого соблюдения всех правил безопасности – противопожарной и личной.

Как приготовить мастику

В прочной посуде на медленном огне при температуре порядка 220⁰C плавят мелкорубленый 47-процентый тугоплавкий битум. В какой-нибудь жестяной баночке предварительно пробиваю отверстия и с ее помощью удаляют пену и всевозможные примеси. Битум продолжают плавить пока не прекратится образовываться пена и вода полностью не испарится. Затем его относят на некоторое расстояние, порядка 5 м, и смешивают маленькими порциями с 28% растворителем. Тщательно перемешивая, в массу добавляют 13% волокнистый наполнитель, который предварительно нагревают до 110°C. В процессе приготовления мастики температура смеси не должна опускаться ниже 90°C.

Как нанести

Горячая мастика наносится при помощи шпателя, кельмы или штукатурной лопатки. Место «заплатки» тщательно разглаживают, чтобы не дать воде задержаться на поверхности, и закрашивают масляной краской.

Заделка трещин


  • Небольшие трещинки замазывают при помощи битумной мастики или меловой замазки, приготовленной из смеси мела и олифы.
  • Трещины покрупнее обычно заделывают при помощи заплаток из ткани. Хотя в последнее время все чаще для этих целей используют не менее эффективную специально приготовленной смеси.

Место под заплатку тщательно очищают и прогрунтовывают олифой. Сама она должна быть примерно на 10 см шире поврежденного участка. Ее клеят, используя густотертую масляную краску, аккуратно приглаживают и высушивают. Затем заплатку окрашивают, охватывая при этом площадь большую ее размера на 3–5 см.

Для приготовления ремонтной смеси тщательно перемешивают цемент вместе с распущенным асбестом (соотношение 1:3). В конце добавляют также ПВА, разведенный в равном соотношении с водой, и доводят смесь до консистенции сметаны.

При использовании водоэмульсионной краски, разводить водой ее не нужно.

Крышу до начала ремонта подготавливают: обметают занесенные землей участки, очищают места, покрытые лишайниками и прочее. Затем ее моют водой, используя для этого водопроводный шланг. Особого внимания требуют участки с трещинами – при их промывании используют жесткую щетку или металлический ершик. Крышу просушивают и грунтуют клеем ПВА, разведенным водой (соотношение по объему 1:3).

Все повреждения крыши покрывают этой смесью самое меньшее за два прохода – толщина полученного слоя должна получиться не менее 2 мм. Для покраски листов шифера больше всего подходит широкая малярная кисть.

Для удобства ее можно снабдить длинной ручкой.
Ремонт рекомендуется проводить в пасмурную погоду.

  • Пробоины замазывают замазкой приготовленной из взятых в равных частях цемента и мелкого песка. Чтобы избежать возможных трещин, в смесь добавляют еще 0,5 части стеклянной ваты (мелко нарубленной) или шерстяных очесов. Затем ремонтируемый участок тщательно заглаживают.

Замена старых листов новыми

Иногда ремонт крыши из шифера требует замены его листов. Если их достаточно много, при замене их разбирают по направлению от конька к карнизу. Поврежденные листы заменяют по следующей схеме.
При замене листов шифера, необходимо вытянуть с поврежденного прибитые гвозди, потом приподнять немного верхний шиферный лист и вытянуть треснувший. На его место устанавливают целый лист шифера.

При удалении гвоздей с помощью гвоздодера, под него подкладывают доску.

При отсутствии целого шиферного листа поверх трещины укладывают кусок шифера требуемого размера. Необходимо, чтобы при этом он перекрывал трещину или повреждение с двух сторон одной волной. В этом случае вода точно не попадет на поврежденное место.

Для этого аналогично приподымают верхний лист и вставляют часть целого поверх поврежденного шифера. Замененный лист шифера прибивают на тех же местах при помощи шиферных гвоздей.

В заключении отметим, что мелкий ремонт шифера на крыше любого дома вполне по силам хорошо подготовленному к этому мероприятию человеку. Главное – это основательно проработать все рассмотренные выше материалы и с полной ответственностью отнестись к предстоящему ремонту.

В отличие от него, полное обновление шиферного покрытия, как правило, организуется в случае, когда суммарный объём повреждений достигает 40% от площади всей крыши.

Если кровельное покрытие из асбоцементного шифера потеряло целостность, необходимо выявить поврежденные места, оценить состояние стропильной системы и выполнить частичный или капитальный ремонт шиферной крыши своими руками.

Основные качества материала

Классический асбоцементный шифер продолжает оставаться востребованным кровельным материалом, несмотря на постоянно расширяющийся выбор современных покрытий. Это обусловлено разумным соотношением цены и качества материала, среди положительных характеристик можно отметить :

  • устойчивость к нагреву и горению;
  • химическую инертность (не вступает во взаимодействие с агрессивными средами, может использоваться в промышленных зонах с высокой концентрацией химических веществ в воздухе);
  • простую технологию монтажа без использования специального оборудования;
  • срок службы более 15 лет при условии соблюдения технологии укладки.

Среди недостатков главными являются большой вес и хрупкость материала. Отсутствие эластичности – основная причина возникновения повреждений кровельного покрытия из шифера. Именно поэтому важно придерживаться правил погрузочно-разгрузочных работ, складирования и монтажа.

Профилактические меры помогут снизить вероятность появления микротрещин кровли из шифера.

Как предотвратить появление микротрещин

Ремонт шиферной кровли необходим, если она подверглась внешнему механическому воздействию, нарушившему целостность покрытия. Чаще всего причиной служит :

  • неосторожность при выполнении работ по обслуживанию крыши;
  • падение на кровлю тяжелых предметов (ветки близстоящих деревьев).

В таких случаях причины повреждения очевидны. Сложнее определить дефектные места, где шифер разрушается по причине образования и разрастания микротрещин. Их появление может быть следствием :

  • хранения шифера в высоких стопках (нижние листы испытывают повышенные нагрузки и начинают растрескиваться);
  • повреждений при транспортировке и подъеме на крышу (важно оберегать каждый лист, особенно его края, от ударов);
  • погрешностей монтажа (неправильное крепление листов);
  • застоя влаги на отдельных участках (вода в период заморозков и оттепелей шаг за шагом разрушает внешний слой шифера);
  • скопления снега (шифер не выдерживает большого давления снежной массы).

Особое внимание необходимо уделить принципам правильного монтажа шифера. Основная ошибка заключается в том, что отверстие для крепежного элемента выполняется без запаса . В процессе эксплуатации кровельной системы, деревянная стропильная конструкция «дышит» - изменяет свои геометрические размеры под воздействием температуры и влажности. Соответственно, кровельный настил смещается в ту или иную сторону.


Если между крепежным элементом, с помощью которого лист фиксируется на обрешетке, и краями отверстия в шифере недостаточна величина зазора, компенсирующего смещение настила, то в этих местах возникают микротрещины, которые со временем увеличиваются. В наиболее сложных случаях неправильно смонтированное покрытие может покоробиться.

Правильный монтаж выполняется следующим образом :

  • в местах крепления в шиферном листе просверливаются отверстия, диаметр которых на несколько миллиметров больше диаметра крепежа;
  • лист крепится к обрешетке шиферными гвоздями.
Настилая шиферную кровлю, требуется применять только специальные шиферные гвозди с широкой шляпкой и прокладкой для герметизации отверстия. В противном случае покрытие будет протекать.

К появлению трещин в шифере может привести биологическое воздействие. Шершавая поверхность материала способствует накоплению органических остатков (пыль, труха от сухой листвы, частицы грунта и т.д.), на которых активно разрастаются лишайники и мхи. Жизнедеятельность лишайника протекает с выделением кислотосодержащих веществ, при длительном локальном воздействии которых шифер постепенно разрушается.


Профилактические работы

Ремонт шиферной крыши долго не потребуется, если внимательно следить за состоянием кровли. Кроме того, с деревьев, растущих в непосредственной близости от дома, необходимо удалить сухие ветки, а также ветки, нависающие над крышей.

Борьба со мхами и лишайниками заключается в механической или химической очистке пораженных мест. В первом случае применяется щетка с металлическим ворсом. После зачистки покрытие промывается водой и обрабатывается грунтовкой, которая запечатает открытые поры на поверхности асбоцементных листов и предотвратит повторное появление нежелательной растительности.

Химический способ очистки подразумевает применение спецсредств, содержащих щелочи, кислоты или поверхностно активные вещества. Обработка проводится согласно инструкции изготовителя. В обязательном порядке используются защитные средства.

Ремонтные работы на шиферной крыше

Как отремонтировать шиферную крышу? Прежде всего, необходимо оценить степень разрушения покрытия. Если требуется заделка отдельных трещин, то можно обойтись без смены кровельного настила. В этом случае требуется расчистить трещины, убедиться, что материал просох, и заполнить их ремонтным составом. Это может быть :

  • самодельная замазка из порошка мела и олифы, поверх которой наносится защитный слой масляной краски (из-за низкой эластичности смеси замазка относительно быстро выкрашивается);
  • битумная смола (работа с горячим варом, температура которого составляет 150 °С, требует определенных навыков и предельной аккуратности);
  • герметик на битумной основе (материал в тубах дороже, чем в банках, но работать им значительно удобнее).

Самые поврежденные листы проще заменить, нежели заделывать многочисленные трещины. Чтобы вынуть конкретный элемент покрытия не требуется разбирать весь настил. Достаточно частично вытащит крепежные элементы прилегающих листов, затем один человек должен приподнять края соседних элементов, чтобы второй аккуратно убрал поврежденный лист и заменил его новым, заведя его под приподнятые листы. Уложенный элемент крепится шиферными гвоздями.

Шифер — асбестоцементный кровельный материал широкого спектра применения, пользующийся спросом на протяжении многих десятилетий.

Даже при появлении новых аналогов на ранке кровли, шифер остается самым популярным среди них.

Шифер изобрели более ста лет назад. Его используют в регионах как с жарким, так и с холодным климатом. Срок службы шифера достигает 50 лет, но в большинстве случаев 20-30 лет.

Атмосферные осадки практически не влияют на эксплуатацию шифера.

Одним из основных свойств шиферной кровли, является ее маленькая теплопроводность . Когда крыша дома нагревается от солнечных лучей, климат под шифером остается довольно комфортный. А в холодное время года, обладает хорошей теплоизоляцией .

Еще очень важное преимущество шифера – это хорошая звукоизоляция . В сравнении с металлическими кровлями, он прекрасно звукоизолирует удары града, дождя, и поэтому вы практически не будете получать дискомфорт от ливней и гроз.

Шифер — тяжелый и хрупкий материал , и это является его главным недостатком.

Недостатки материала

Причины разрушения шиферных листов

Асбестоцементный шифер — довольно хрупкий материал, и он часто

Часто возникают проблемы именно из-за не правильного крепежа, поэтому при установке очень важно соблюдать технику монтажа . Не следует пробивать листы гвоздями, а перед установкой нужно просверлить его в местах крепления.

Когда обрешетка выполнена грамотно — нет провисания и соблюден шаг обрешетки, тогда кровля будет служить долгие годы.

При эксплуатации шифер подвергается постоянному воздействию негативных факторов окружающей среды, что сказывается на состоянии кровли не лучшим образом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Основные причины разрушения шифера при эксплуатации — это провисание от тяжелых снеговых масс. Также негативным фактором является застаивающаяся дождевая вода, падающие на кровлю ветки.

В следствии этого появляются микротрещины , которые в дальнейшем приводят к разрушению покрытия. Также шифер могут испортить растущие на нем мхи лишайники, они выделяют кислотосодержащие вещества, разрушающие его.

Как своевременно обнаружить дефекты покрытия

Протечки – очень нежелательные последствия нарушения кровельной системы. Они появляются от различного рода повреждений:

  • Биологических;
  • Механических воздействий;
  • Погодных условий.

С целью недопущения протекания кровли, время от времени необходимо делать осмотр шифера . Распространенными дефектами шиферных кровель являются сколы на поверхности и краях шиферных листов . Наиболее часто причины ремонта возникают из-за «старения» материала.

Ремонт шифера — чем заделать трещину в шифере на крыше

Если все-таки возникла необходимость в ремонте шифера, появилась трещина или щель , есть много способов ремонта.

Итак, как заделать дырку в шифере на крыше:

  • Первый способ : для заделывания трещин можно сделать специальный раствор, в его состав входит асбест, цемент, вода и клей ПВА . Вода и клей в соответствии 1:1, асбест и цемент 3:1. Размешать до пастообразной консистенции и нанести на трещину (предварительно трещину следует законопатить).
  • Второй способ : Можно использовать монтажную пену для задувания трещин . После того как пена затвердеет, лишнюю пену необходимо срезать, а по верху срез намазать герметиком и слоем кровельной мастики для гидроизоляции.
  • Третий способ : Алюминиевая фольга часто используется в качестве материала для заделывания трещин в шифере. Фольга складывается в несколько слоев, промазывается кровельным герметиком и прикладывается к области, которая повреждена.
  • Четвертый способ : Можно использовать специальную силиконовую пасту , но очень важно, чтобы поверхность была чистая, сухая и обезжиренная. После нанесения необходимо дождаться полного высыхания. Только при таких условиях будет гидроизоляционный эффект от нанесения.
  • Пятый способ : В продаже есть готовые смеси-шпатлевки , которые также используют для замазывания трещин и швов и стоит она дешевле силиконовой пасты. Для этого достаточно купить готовый состав. Поверхность также должна быть чистая, сухая и обезжиренная. Перед нанесением ремонтируемую поверхность нужно прогрунтовать обычной ремонтной грунтовкой. После нанесения подождать высыхания около шести часов, и при необходимости нанести еще несколько слоев смеси.
  • Шестой способ : Применяется также бутилкаучуковая лента . С ней легко работать, ведь ее поверхность сделана из нетканного материала, что хорош при необходимости окрашивания в дальнейшем. Она приклеивается практически к любому виду поверхности, хорошо выдерживает перепады температур и переносит негативное действие погодных условий.
  • Седьмой способ : Способ замазывания швов горячим битумом . Битум очень простой в применении. Для замазки необходимо взять кусок битума, разогреть на костре в специальной посуде, осторожно помешивая до 160 градусов. В этом состоянии его можно залить в щели.
  • Восьмой способ : Из проверенных народных методов самый лучший — это мел с олифой . Смешиваем, замазываем трещины, после высыхания красим масляной краской. Готово!

Ремонт каучуковой лентой

Ремонт битумной мастикой

Если же все перечисленные способы вам не помогли, или площадь, нуждающаяся в ремонте слишком велика, необходимо задуматься о замене листа или всего кровельного материала .

Чтобы заменить один лист шифера, необходимо:

  1. Открутить крепежи , которые удерживают лист.
  2. Сначала достаем поврежденный лист из-под соседнего листа , под него кладем брусок, который будет его временно удерживать.
  3. Далее крепим новый лист в специально подготовленные отверстия.

Когда замена одного или нескольких листов не решает проблему, или шифер слишком износился, то шиферное покрытие меняют полностью. Для повышения прочности абестоцементный шифер красят масляной краской.

Используют любую масляную краску, при этом можно покрывать как старые листы, так и новые. Краска, которой покрывается шифер, должна быть достаточно жидкая, чтобы ложиться тонким слоем и хорошо впитываться. При необходимости ее можно развести растворителем.

Для качественного ремонта обязательно очистите поверхность и обезжирьте ее. Грунтовка способствует хорошей сцепке материала, поэтому не стоит пренебреать данным этапом. Соблюдение этих простых советов поможет гарантировать долговечность произведенного ремонта.

Полезное видео

Ремонт шифера на крыше своими руками на видео:

Вконтакте