Что такое война? Ответить на этот вопрос может только тот, кто сам познал ее прогорклый, полынный вкус. Одолел все ее адовы круги. Потому-то она у каждого своя, особенная.

Михаил Савин сполна испил ее страшного кровавого варева. Всю войну он прошел с фотокамерой в руках. От первого и до последнего ее дня. Фоторепортером газеты Белорусского военного округа "Красноармейская правда" , впоследствии ставшей газетой Западного фронта, а позднее и 3-го Белорусского фронта.

Нападение фашистской Германии не стало для сотрудников "Красноармейской правды" большой неожиданностью. Тревожные предчувствия витали в воздухе давно. Войну ждали. К ней готовились. Именно из-за осознания ее неотвратимого приближения Михаил, который работал в Минске собкором фотохроники ТАСС, и перешел в 1941 году в редакцию военной газеты. Он хотел заранее подготовить себя к работе на фронте. Война не заставила себя долго ждать.

На протяжении всех долгих военных лет он беспрерывно снимал фронтовые будни. Создавал свою уникальную фотолетопись войны. В своих фотоработах он донес до нас – ныне живущих – ее суровый беспощадный лик. Особую, им самим изведанную, увиденную и прочувствованную быль и боль.

Минск, Гомель и Великие Луки, Днепр, Сож, и Березина. Битвы под Вязьмой, под Москвой. Курская дуга. Освобождение Смоленска, Беларуси, Прибалтики, Восточной Пруссии. Нельзя сказать, что смерть шла за Михаилом по пятам. Он сам ходил за ней, испытывая судьбу, постоянно держал ее за хвост. Со своей камерой он вечно лез в самое пекло. А где еще можно сделать в номер снимки реальных боев?! Только на передовой. На самом переднем крае. "Смерть не просто ходила рядом, бывало так, что она словно вселялась в тебя, и ты чувствовал, что тебя уже нет, а есть она – одна, твоя единственная ", – писал Михаил Савин.

Однако за всю войну ни одного ранения. Ни единой царапины, словно сам Бог хранил его.

Все четыре года войны Савин беспрестанно снимал и снимал жуткий лик войны. Суровый, кровавый, беспощадный. Немудреный окопный быт, атаки, привалы, редкие минуты затишья. Герои его снимков – красноармейцы, офицеры, генералы. Своим верным, прошедшим огонь и воду ФЭДом он выхватывал из смертельной круговерти их светлые улыбающиеся лица, даровал им бессмертие и вечную молодость. На его снимках они навсегда остались молодыми и красивыми. Поправ все законы бытия, остановив бег времени.

Сегодня его дочь - Елена Баркова поделилась с нами записками своего отца, передала его фронтовые снимки и уникальные записки.

Записки Михаила Савина. Так начиналась война

Тихое солнечное утро. Воскресенье. Двор редакции, где были и квартиры сотрудников, пуст. Только несколько ребятишек, собравшись в кружок у стены дома, о чем-то шумно говорили. Я пришел сюда по привычке. Надо было что-то напечатать, кого-то снять, куда-то пойти с товарищами. Но ничего этого сделать не успел: по радио объявили о начале войны. Вскоре я пошел по улицам Минска. На душе было грустно. Город сразу притих. Умолкли воскресный шум, веселье, смех. Люди торопливо расходились по домам. В небе появились первые немецкие разведчики. Голоса людей стали тихими. Говорили мало и почти шепотом, словно солдаты, находясь в разведке. Настроение было каким-то непонятным. Было и страшно, и в то же время чувствовалась уверенность в силе своей страны. Но самое главное, было жаль расставаться с мирной жизнью, с молодостью.

Рано утром, когда солнце было еще невысоко над городом, жители Минска наблюдали за воздушным боем. Вокруг вражеских самолетов рвались снаряды, образуя гирлянды из желтых и серых облачков. Шел бой между истребителями, а тяжелые бомбардировщики делали свое дело – они сбрасывали бомбы на железнодорожный узел. В подъездах, прижавшись к стенам, молча стояли люди. Их глаза были полны ужаса.

10 часов. Поехал на аэродром в Лошице. Снял капитана Новикова, сбившего в первом бою фашистский самолет. Встретился с летчиком Ибатулиным, старым знакомым, которого незадолго до войны снимал как отличника боевой и политической подготовки. Он был утомлен, глаза ввалились, выперли и без того большие скулы. Несмотря на это, он был взволнованно рад. Ведь он также пустил к земле стервятника. Потом сделал еще несколько снимков "технарей", готовивших истребители к боевым вылетам. Среди отличившихся в первых боях был также младший лейтенант И.Д. Чулков, он сбил два немецких истребителя.

Вдруг с запада появились самолеты. Вражеские! И все побежали к щелям. Я тоже прыгнул в ров, чуть не напоровшись на штык винтовки. Тут же начали рваться первые бомбы, земля затряслась, края щели обваливались, засыпая спасавшихся. Бомбы падали все ближе и ближе, и казалось, что вот эта уже наверняка твоя. С каждым новым взрывом люди, прикрывая головы руками, плотнее прижимались к земле. Лиц не было видно, но, судя по съежившимся телам, все испытывали величайший страх первой бомбежки.

Наконец эти страшные минуты, показавшиеся долгими часами, прошли. На летном поле горели два истребителя, горела и деревня, находившаяся невдалеке. Спешу в редакцию. По пути нашел осколок бомбы, который был еще горячий. В редакции его рассматривали с большим интересом, как первый грозный знак войны.

В три часа утра меня разбудили. Вместе с редактором Устиновым и литсотрудником Черневичем поехали в штаб округа. Дивизионный комиссар Лестев рассказал нам, что неподалеку от старой границы идет разгром немецкого десанта, сброшенного ночью. Однако точных сведений не было. Мы немедленно выехали и взяли курс на запад. На дорогах, забитых войсками и беженцами, творилось что-то несусветное – хаос и полная дезорганизация. Кто продвигался на запад, кто на восток… Никто не знал, где идут бои, где какие части, где их штабы, куда идут, их задачи.

Долго мы искали следы десанта. Правда, иногда нападали на слухи, что он где-то был в количестве тысячи человек, потом эта цифра уменьшалась до пятисот, затем до отряда в сто человек. Но истина была, вероятно, в том, что были задержаны несколько беженцев из Литвы, потому как они были не по-нашему одеты и не знали русского языка…

В полдень, подъезжая к окрестностям Минска, увидели большие соединения немецких самолетов, приближавшихся к городу с юго-запада. Вскоре поднялись облака дыма, вспыхнули пожары. Фашисты сбросили свой смертоносный груз. Это была первая крупная бомбежка самого города. Воспользовавшись перерывом бомбежки, мы въехали в город. Разбитые дома, вывороченные и согнутые в кольцо трамвайные рельсы, взорванный водопровод, улицы, усеянные воронками от бомб. Сотни жителей, убитых, раненых, мечущихся среди этого огненного ада.

Едва мы успели добраться до редакции, как начался второй налет. Мы все убежали в соседний дом, бетонные подвалы его были вполне надежными убежищами. Только с наступлением ночи не стали слышны разрывы бомб. Весь город был объят пламенем. Треск догоравших и разрушавшихся домов, стоны и крики людей нарушали наступившую мертвую тишину.

Ночью оперативные сотрудники покинули Минск. Мы пробирались по задымленным улицам. Увидел я и свой дом, разрушенный и горящий. К утру мы были километрах в десяти по Московскому шоссе. Нескончаемой вереницей тянулись жители, нагруженные котомками. Среди них были и актеры МХАТа, приехавшие накануне войны на гастроли. На запад двигались войска, но организованности у них не было. Немецкая авиация, господствующая в воздухе, беспрерывно бомбила дорогу и расстреливала из пулеметов беззащитных женщин и детей, которых было больше в этом месиве. Трупы людей и умирающие лежали на обочинах. На каждом шагу разбитые автомобили, другая техника. Я видел, как озверевшие фашистские летчики охотились даже за одним человеком, бегущим по полю. Просто так, из спортивного интереса.

Проселочные дороги также были забиты людьми и техникой. От разбитой земли поднялась плотная завеса пыли. Погода стояла жаркая, сухая. Дышать было нечем. Вспотевшие лица покрылись толстой серой коркой, словно все надели одинаковые маски.

Измотанные в первых боях, наши части отходили, получали пополнение, залечивали раны, имея небольшой передых. В кустарник на опушку леса возвращались танки из боя. Танкисты были настолько уставшими, что едва стояли на ногах, и первым словом их было "вода". Их лица были покрыты слоем пыли и мазута. Только узкие щелки глаз блестели от волнения и радости, что вышли живыми из смертельного боя. Здесь я встретил командира батальона капитана П.Г. Мазурина. В недавнем бою он своим танком раздавил несколько орудийных расчетов, взял в плен четырех офицеров и двух солдат противника.

Просачиваются скупые сведения с передовой: в приграничных районах идут ожесточенные бои, истекая кровью, стоит непобедимо Брестская крепость.

Так из одного лесного лагеря в другой, от танкистов к пехотинцам, артиллеристам начал я мотаться по широкому пространству фронта. Под бомбежками, под артобстрелами, под взвизгиванием мин снимал, снимал и снимал.

Повстречались мне совсем не героические на вид два бойца: П.Д. Черный и М.Н. Клягин из взвода связи сержанта Волкова. Они первыми заметили колонну вражеских танков, прорвавшихся через наши передовые линии обороны, вступили с ними в поединок. Вместе со своими товарищами они подожгли бутылками с горючей жидкостью семь танков.

В укрытии за бугром стояла зенитная батарея, которой командовал лейтенант Николай Михайлович Леонтьев. Только за два боя отважные зенитчики сбили семь фашистских самолетов. На страницах газеты я показывал героев боев. Бойцы гордились ими, старались подражать им и приумножать их подвиги. Все жили одним желанием – побыстрее разгромить врага. Но никто не знал, что победа придет лишь через долгие четыре года.

Могилев

27 июня мы кое-как добрались до Могилева. Город жил своей предсмертной тихой жизнью. В редакции газеты мне удалось раздобыть некоторые химикаты. Проявил пленки в тарелке, перекручивая ее из одной руки в другую. Температура была слишком высокой, и пленка немного подтопилась. Мой запас пленки, химикатов и увеличитель были положены в объемный железный ящик. Редактор, видя, как я маюсь, посоветовал положить ящик в свою "эмку". Водителю надоело его громыхание, и он выкинул его, не зная, чей это багаж и что в этом ящике.

На дорогах господствовали немецкие диверсанты. Переодетые в нашу офицерскую форму, они давали ложные приказы и порой расстреливали наших командиров. Так они поступили и с нашим замом редактора, но, к счастью, он выжил.

На аэродром, где я хотел поснимать летчиков, принимавших участие в первых боях, иду в сопровождении двух красноармейцев, направивших на меня штыки. Они приняли меня за шпиона, потому что я был с фотоаппаратом. Никакие документы не принимались в расчет. Понадобилось несколько часов для выяснения моей личности. Но с кем выяснять, никакой связи со штабами… Решили прикончить меня немедленно как фашистского лазутчика. Но гроза миновала, все обошлось благополучно. На мое счастье, пришел командир дивизии, с которым я был знаком до войны…"

Такими увидел первые дни войны фотокорреспондент "Красноармейской правды" Михаил Савин.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.
Опубликовано: Ноябрь 10, 2015

Литераторы и поэты в годы Великой Отечественной войны

Никто не забыт…


Война, перешагнув в ночь на 22 июня 1941 года границы СССР, стала для нашей страны Отечественной. На её фронтах оказались люди разных возрастов, национальностей и профессий. Не были исключением и деятели советской культуры, в том числе представители литературного цеха.

Жди меня

Фото: фронтовые корреспонденты на берегу Балтийского моря

Они сражались с оружием в руках или становились фронтовыми корреспондентами, одновременно продолжая творить, вдохновляя бойцов, вселяя в них уверенность в победе даже в самые тяжёлые первые месяцы войны. Стихотворение

«Жди меня» Константина Симонова , написанное в 1941 году на фронте и адресованное Валентине Серовой, будущей жене поэта, обрело собственную, уже не зависящую от автора жизнь. Тысячекратно повторяясь на страницах газет и фронтовых листков, переписываясь в солдатских письмах, оно превратилось в некое заклинание.

Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло… Увы, далеко не всем довелось вернуться с войны. А стихотворение, ставшее песней и основой одноимённого фильма, продолжало жить.

Женское лицо войны

Военное лихолетье коснулось не только мужчин. Не обошло оно и женщин, многие из которых встали в ряды бойцов. Были среди них и поэтессы. Имя Ольги Берггольц знакомо каждому ленинградцу, а те, кому, пусть даже в детстве, довелось пережить блокаду, навсегда запомнили её голос, звучавший из чёрных тарелок репродукторов и уличных громкоговорителей. Человек чрезвычайно тяжёлой судьбы: смерть двух дочерей, арест, ребёнок, мертворожденный в застенках НКВД, расстрел первого мужа Бориса Корнилова, смерть второго, Николая Молчанова, в блокадном Ленинграде - таковы вехи семейной жизни Берггольц. Но она выстояла.

В нечеловеческих условиях блокады она продолжала творить, и сегодня на гранитной стеле Пискаревского кладбища, где в братских могилах лежат более полумиллиона ленинградцев, высечены слова Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто» , которым было суждено стать символом народной памяти.

Нельзя не вспомнить о другой талантливой поэтессе и отважном бойце Юлии Друниной . 17-летняя, окончив наскоро курсы медсестёр, она оказалась на фронте санинструктором пехотного батальона, точнее его остатков, пробивающихся из окружения. Здесь она встретила первую любовь, которой позже посвятила стихи, ни разу не упомянув имени своего героя. В её стихах он - просто комбат. Он погиб уже при переходе линии фронта, а Юлия тогда же была контужена. Потом были долгие годы воины, новые контузии, ранения, госпитали. В 1943 году в госпитале она написала пронзительное стихотворение о войне:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне


Судьба хранила её - Юлия вернулась с войны. И продолжала писать лирические стихи. Когда в 1967 году Друнина побывала в Германии, в Западном Берлине, её спросили, как же сумела она сохранить такие нежность и женственность, пройдя через страшную мясорубку войны.

Она ответила: - Для нас весь смысл той войны был именно в защите женственности, материнства, благополучия детей… Но жизнь в послевоенном Союзе оказалась совсем не такой, как представлялось в мечтах фронтовикам.

Вероятно, поэтому Друнина с энтузиазмом и надеждой на лучшее будущее приняла перестройку. Она стала активной участницей общественной жизни, много писала, была избрана в Верховный Совет СССР, его последний созыв. Но уже через год Друнина поняла: перестройка уводит страну совсем не к тем целям, что были заявлены в её начале, при этом безжалостно разрушая моральные ценности, которым было привержено воевавшее поколение.

Десять лет назад на Брянщине открылся памятник журналистам Великой Отечественной. В 1943 году на месте мемориала в машине, подорвавшейся на мине, погибли редактор и сотрудница газеты «На разгром врага».

И Друнина сложила свои депутатские полномочия. Последовавший вскоре развал Союза стал крушением её надежд. Вот её реакция:

Ухожу, нету сил.

Лишь издали

(Всё ж крещёная!)

Помолюсь…

И она ушла навсегда: 21 ноября 1991 года плотно закрыла ворота гаража, в котором стоял её старенький «Москвич», и включила двигатель…

Вечно молодые

Вернулись живыми с войны Борис Слуцкий и Давид Самойлов. Очень по-разному сложилась послевоенная судьба бывших фронтовиков: некоторые были обласканы властью, стали лауреатами Ленинских и Сталинских премий (Константин Симонов - семикратно), другие (те же Слуцкий и Самойлов) пребывали в опале. По-настоящему их узнали лишь в конце 1980-х годов.

Но были ещё поэты, в большинстве своём молодые и малоизвестные, которые с войны не вернулись. Со студенческой скамьи института философии, литературы и истории ушёл добровольцем на фронт Павел Коган , поэт-романтик, представитель (по выражению Лили Брик) второй волны русского футуризма. Очень рано проснулся в нём поэтический талант. В предвоенные годы Павлом было написано немало стихов, иногда излишне патетических, порой задушевных лирических. Но во всех, даже незрелых произведениях чувствовался непрестанный поиск своего места в бурлящей полной противоречий жизни стране.

Ни одно стихотворение Павла Когана не было опубликовано при его короткой жизни. В 1937 году, в самый пик разгула политических репрессий, 19-летний Павел пишет, по сути, гимн свободе - стихотворение «Бригантина» . Оно не было опубликовано, однако тут же превратилось в песню, причём, как позже вспоминал автор музыки, друг Когана, Георгий Лепский, в 1941-м также ушедший на фронт, текст и мелодия «Бригантины» родились практически одновременно в течение каких-то трёх часов.

Более двух десятков лет песня не могла похвастаться популярностью, пока в 1960 году в период хрущёвской оттепели не вышел в свет сборник стихов Павла Когана, после чего её впервые публично исполнил Юрий Визбор.

С той поры звучит эта песня у походных костров туристов и геологов, на студенческих вечеринках. Популярна она и в среде многочисленных российских диаспор, разбросанных по всему свету:

Надоело говорить и спорить,

И любить усталые глаза.

В флибустьерском дальнем синем море

Бригантина поднимает паруса.

Лейтенанту Павлу Когану было 24 года. Он героически погиб 23 сентября 1942 года на склонах сопки Сахарная Голова под Новороссийском, оставшись в одиночку прикрывать отход своей разведгруппы. Вместе с Павлом в конце 1930-х годов посещал литературные семинары начинающий поэт Михаил Кульчицкий , уже тогда обративший на себя внимание маститых литераторов талантом и поэтической зрелостью.

В 1937 году его приняли сразу на второй курс Литературного института им. М. Горького, а в 1941-м он ушёл на фронт. Младший лейтенант Кульчицкий оказался в самой гуще Сталинградской битвы и погиб за две недели до её победного завершения, 19 января 1943 года. Имя поэта выбито на стене Пантеона Славы на Мамаевом кургане.

Забытое имя

К сожалению, немногие сегодня помнят ещё одного не пришедшего с фронта поэта - Алексея Лебедева . После призыва в армию Алексей пошёл на флот. Боевое крещение получил в ходе советско-финской войны, будучи курсантом Ленинградского высшего военно-морского училища им. Фрунзе (ныне - Морской корпус Петра Великого), которое окончил в 1940 году.

И снова - Балтийский флот. Теперь Алексей - штурман подводной лодки. Но не только: начав писать стихи ещё в школьные годы, он продолжал поэтическое творчество на всех этапах своей короткой жизни. В 1939 году вышла в свет первая книга Алексея «Кронштадт». В августе 1941-го поэт написал пророческое стихотворение, посвящённое жене:

Переживи внезапный холод,

Полгода замуж не спеши,

А я останусь вечно молод

Там, в тайниках твоей души.

Так и вышло - он остался вечно молодым, погибнув в море вместе со своей подводной лодкой 15 ноября 1941 года. В 1942-м Наркоматом Военно-морского флота была издана последняя книга стихов Алексея Лебедева «Огненный вымпел», оригинал которой хранится в библиотеке Калифорнийского университета.

Мы вспомнили лишь нескольких не вернувшихся с войны. А ведь погибло целое поколение тех, что, как писал поэт Николай Майоров , погибший в 22 года в бою под Смоленском, «ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы ».

Вечная им память.




От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистками захватчиками, советские солдаты поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равных которым нет в мире. Эта страшная война повергла человечество в хаос, но наш народ прошел через все испытания и вышел победителем. Победа в Великой отечественной войне - величайший подвиг советского народа. Мы, являемся потомками того военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. В этом посте хочется рассказать о людях, которые, как правило, оставались за кадром. Это герои, благодоря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы. Так же хочу показать вам фото отчет с выставки фотографий военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО.

Война всегда начинается внезапно, хотя спустя поколение для историков она покажется неизбежной. В 1941 году началась самая страшная, самая близкая, самая дорогая - Великая Отечественная война. Говорят, без огромных потерь нацистов было не остановить…

За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка. Благодаря им в фотолетописи войны запечатлены сотни тысяч лиц, а на пленке вечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне.

Главной задачей военных корреспондентов являлось запечатлеть воюющих на фронте людей - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боев. Показать их инициативу, военную смекалку и хитрость в борьбе с фашистами. Выставить на обозрение их ненависть к немецко - фашистким захватчикам, подчеркнуть их стойкость, самоотверженность и дисциплину в выполнении приказов командования.

Уже впервые дни войны корреспонденты были на фронте. Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. К сожалению, до наших дней сохранилось катастрофически мало кадров, так как в то время люди считали кощунством снимать картины всенародного горя. Трудно было объяснить родственникам погибших, что их страдания снимаются для истории. Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза».

Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями первой крупной победы советского народа – разгрома немецких армий под Москвой в конце 1941 – начале 1942 гг. С обеих сторон в этой битве участвовало более 3 млн. Человек. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры приходилось отогревать под полушубками. Тысячи метров пленки, снятые операторами, вошли в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм, вышедший на экраны 18 февраля 1942 года, получил Государственную премию СССР и премию американской Академии киноискусства «Оскар» как лучший фильм года. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было минное поле. А у операторов тогда не было длиннофокусной оптики. Поэтому для съемки им приходилось ждать, когда вражеские танки приблизятся к окопам. Известно, что две документальные ленты советских кинооператоров о разрушенных в годы войны исторических памятниках и массовых убийствах военнопленных и мирного населения стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. НА фронтах Великой Отечественной войны погибли сотни военных журналистов, таких как Муса Джалиль, известный поэт, журналист, перед войной работал в Москве, сотрудник армейской газеты «Отвага», казненный в Моабитской фашистской тюрьме в марте 1944 года, и Цезарь Куников, московский журналист, командир отряда десантников, погибший в бою за Новороссийск в феврале 1943 года.


Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом газет 52-ой армии и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге.


Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях». Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным батальоном.


Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Прошла всю войну


Корреспонденты позируют друг другу для истории



Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика



Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год



Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год. Корреспондент «Фронтовой иллюстрации», автор знаменитого "Политрука". В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был награжден орденом Красного Знамени.

На днях мне посчастливилось побывать в государственном музейно - выставочном центре РОСФОТО, где представлялась выставка фотографий военных фотокорреспондентов. НА выставке были представлены работы классиков российской фотографии - Эммануила Евзирихина, Бориса Кудоярова, Ивана Шагина, Сергея Лоскутова. Так же нам удалось увидеть снимки военных корреспондентов - Жана Берланда, Александра Дитлова, Бориса Пушкина, Семена Колонина, Ефима Копыта, а так же Ю. Пясецкого и Я. Табаровского. Имена этих людей еще предстоит вернуть в историю российской фотографии. Большая часть фотографий представляет собой оригинальные отпечатки военного времени, предназначенные для публикации в прессе. Различные форматы фото указывают на авторское кадрирование. Так же в экспозиции были представлены авторские работы Ивана Шагина и Эммануила Евзерихина, отпечатанные ими в послевоенное время и современные отпечатки, которые были выполнены с оригинальных негативов из архива фотожурналиста Сергея Лоскутова.

Фото сделанные нами в выставочном центре:

Бои за освобождение ленинграда. Передвижение ваойск красной армии в районе Луги. Январь 1944 год. бромосеребрянный отпечаток. фотограф Борис Кудояров.


23 августа 1942 года. после массированного налета гитлеровской авиации. Сталинград 1942 год. бромосеребрянный отпечаток с авторского негатива. Фотограф Иммануил Невзерихин


Последние защитники Гитлера. Германия, 1945 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Ленинград в блокаде, 1941 год. бромосеребряный отпечаток. Комсомольцы Кировского завода маршируют. Фотограф Борис Кудияров.


Летчик А. Молодчий со своим штурманом. 1943 год. бромосеребряный отпечаток. Фотограф Иван Шагин.


Сентябрь 1941 года. Советский партизан. Цифровая печать с авторского негатива. Фотограф Сергей Лоскутов.


Сталинград, 24 августа 1942 года.бромосеребряный отпечаток НА фото военный кинооператор А. П. Софьин. Фотограф Эммануил Невзерихин.


Встреча на Эльбе. Фотограф Иван Шагин. Германия, 1945 год.бромосеребряный отпечаток


Партизанка Украины. Фотограф Иван Шагин. Украина, 1943 год. Бромосеребряный отпечаток. (Дорогие украинцы, не Савченко ваш народный герой. Вашими истинными героями являются девушки подобные той, что на фото выше)


Урал - фронту. Фотограф Иван Шагин. Урал, 1942 год. бромосеребряный отпечаток


Киевляне приступили к восстановлению города разрушенного гитлеровцами. Фотограф Иван Шагин. Киев, 1944 год, Бромосеребряный отпечаток

Выставка проходит в Государственном музейно -выставочном центре "РОСФОТО". Уникальный проект - "Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов" включал в себя более чем 500 фотоснимков, сделанных классиками отечественной фотографии, выдающимися советскими фотографами. Так же на выставке впервые был представлен виртуальный музей проект, охватывающий события ВОВ с первых дней и до взятия Берлина.

Еще фото с выставки: