ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII-XII вв. до н. э., и начинали с неё новую - «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию пле-мён к более высокому уровню культуры, связан-ному с жизнью в городах. О походе греков-ахейцев против города Трои, расположенного в северо-за-падной части полуострова Малая Азия - Троаде, рассказывали многочисленные греческие мифы, объединённые позднее в цикл преданий - киклические поэмы. Самой же авторитетной для эллинов была эпическая поэма «Илиада», приписываемая великому греческому поэту Гомеру, жившему в VIII в. до н. э. В ней рассказывается об одном из эпизодов заключительного, десятого года осады Трои-Илиона - так назван в поэме этот малоазийский город.

Что же рассказывают старинные предания о Тро-янской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня реши-ла отомстить и подбросила пирующим богам золо-тое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, за-спорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троян-ского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, пре-краснейшей из смертных женщин, и вручил золо-тое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Еле-ну покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского до-ма. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призра-ком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это - поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Троянский царевич совершил тяжкое преступ-ление - нарушил закон гостеприимства и тем на-влёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могу-щественного царя Микен Агамемнона, собрал боль-шое войско, чтобы вернуть неверную жену и похи-щенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый ста-рец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хит-рый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он по-гибнет под стенами Трои. Предводителем всего вой-ска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

Греческий флот, насчитывавший тысячу кораб-лей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к бере-гам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву бо-гине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокро-вища мирным путём. Посланцами в Трою отправи-лись испытанный дипломат Одиссей и оскорблён-ный супруг Менелай. Троянцы им отказали, и на-чалась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помо-гали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они по-строили на берегу моря возле своих кораблей ук-реплённый лагерь, стали разорять окрестности го-рода и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, по-влёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сра-жениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Ни-какие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользова-лись бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляе-мые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух вои-нов, притворно предложил прекратить войну и вер-нуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И толь-ко решительные действия Одиссея остановили вои-нов и спасли положение.

Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому вой-ску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушев-ляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят ама-зонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предска-зано, от стрелы Париса, направленной богом Апол-лоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась един-ственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесо-ва пята».

После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обла-дание его доспехами. Они доста-ются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством.

Решительный перелом в войне происходит после прибытия в ла-герь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем - союзника троянцев мисийца Эвринила. Ос-тавшись без предводителей, тро-янцы больше не решаются выхо-дить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный де-ревянный конь, внутри которого спрятался отбор-ный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убе-дить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские ко-рабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос.

Удивлённые оставленным деревянным чуди-щем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой.) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вер-нувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афроди-ты, получившего от богов повеление бе-жать из захваченного города и возро-дить его славу в другом месте (см. ст. «Древний Рим»). Женщин Трои ждала не менее горест-ная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бу-рю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера - «Одиссее». В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла про-тивиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутни-ками своей женой Клитемнест-рой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

Как уже сказано, древние гре-ки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Да-же такой критически мыслящий и ничего не принимающий на ве-ру древнегреческий историк, как Фукидид, был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои - исторический факт, лишь приукра-шенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало сказочной фантастики. Если из неё вычленить сце-ны с участием богов, что и делает Фукидид, то рас-сказ будет выглядеть вполне достоверным. Отдель-ные части поэмы, такие, как «каталог кораблей» или перечень ахейского войска под стенами Трои, написаны как настоящая хроника.

Европейская историческая наука Нового време-ни иначе отнеслась к греческим мифам. Она видела в них лишь легенды и сказки, не заключающие в себе реальной информации. Историки XVIII- XIX вв. были убеждены, что никакого похода гре-ков на Трою не было и что герои поэмы - мифиче-ские, а не исторические фигуры. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Он не был учёным-профессионалом, и для него Ахилл, Агамемнон, Одиссей и прекрасная Еле-на были живыми людьми, а драму, разыгравшуюся под стенами Трои, он переживал как события соб-ственной жизни. Шлиман долгие годы мечтал най-ти легендарный город.

Став очень богатым человеком, в 1871 г. он при-ступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-за-падной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. При этом Шлиман ориентировался на описания города Приама, данные в поэме. Его ждала удача: холм скрывал развалины, причём не одного, а целых девяти городских поселений, сме-нявших друг друга на протяжении по меньшей мере двадцати веков - двух-трёх тысячелетий.

Описанную в поэме Трою Шлиман признал в по-селении, расположенном во втором слое снизу. Здесь он нашёл, по его мнению, Скейские ворота, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражений, дворец Приама и даже сокровища - «клад Приама»: великолепные золотые и серебряные украшения.

Затем, следуя указаниям поэмы, Генрих Шлиман провёл археологические раскопки в «злато-обильных» Микенах. В одной из обнаруженных там царских могил покоились - для Шлимана в этом не было никакого сомнения - останки Агамемнона и его спутников, усыпанные золотыми украшения-ми; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Среди многочисленных и богатых погребальных приношений было обнаружено великолепное ору-жие, достойное могучих героев.

Открытия Генриха Шлимана потрясли мировую общественность. Не оставалось сомнений в том, что поэма Гомера содержит сведения о действительно происходивших событиях и их реальных героях. Мифы не лгут, в них есть правда о далёком прош-лом. Успех Шлимана воодушевил многих археоло-гов. Англичанин Артур Эванс отправился на остров Крит искать резиденцию мифического царя Миноса и нашёл там прекрасный дворец Минотавра. В 1939 г. американский археолог Карл Блеген отк-рыл «песчаный» Пилос, место обитания мудрого старца Нестора на западном побережье Пелопонне-са. Вновь восторжествовала правильность геогра-фических указаний поэмы. Но странное дело: коли-чество открытий увеличивалось, а ситуация с Тро-янской войной и самой Троей становилась всё не-понятнее. Уже Шлиман во время раскопок начал испытывать некоторое беспокойство. Когда же на Гиссарлыкский холм и в Микены пришли археоло-ги-профессионалы, они установили, что город, при-нятый Шлиманом за Трою, существовал ещё за ты-сячу лет до Троянской войны. Могилы же в Мике-нах хранили останки людей, живших на несколько столетий раньше героев поэмы. После первых вос-торгов и возбуждения пришла очередь нового, ещё большего потрясения. Оказалось, что Шлиман от-крыл новый мир, неизвестную ранее цивилизацию, о которой ничего не знали даже древние греки. Этот мир был совершенно не похож на то, о чём расска-зывали мифы и героический эпос.

Отказавшись от безусловного доверия к мифоло-гической основе, некоторые историки тем не менее продолжают считать, что из неё всё-таки можно из-влечь зёрна истины. Ведь автору поэмы действи-тельно было известно местоположение важнейших политических центров Ахейской Греции II тыс. до н. э. Многие из описанных в поэме бытовых и военных реалий в деталях совпадают с археологическими находками. Например, найденный Шлиманом в Микенах «кубок Нестора»; «шлем из клыков вепря», принадлежавший, как говорится в «Илиа-де», критскому герою Мериону; башнеподобный щит, прикрывавший всё тело героя; наконец, бое-вые колесницы, которых не знала классическая Греция. Значит, в устной традиции народа сохра-нилась память о давно прошедших временах и со-бытиях, и поэмы зафиксировали её. Очевидно, до-стигшие процветания на рубеже XIII-XII вв. до н. э. государства греков-ахейцев стремились объ-единёнными силами совершать большие военные экспедиции в район Малой Азии. Одной из них и была осада Трои. Прочно закрепить своё влияние в районе Троады ахейцы не смогли, даже разрушив Трою. Их собственный мир оказался под угрозой нашествия варваров, и приходилось думать уже о безопасности, а не о завоеваниях.

Но скептики утверждают, что эти примеры ни-чего не доказывают. Реалии микенской культуры, являвшейся частью культуры Ахейской Греции, присутствуют в поэмах как отголоски далёкой и совершенно незнакомой поэту эпохи. Он не пред-ставляет, как действовали боевые колесницы, глав-ная ударная сила в сражениях времён Микенской Греции. Для автора это просто транспортное сред-ство: герой подъезжает на колеснице к месту схват-ки, а затем сражается пешим. Описание царских дворцов в поэме «Одиссея» показывает, что автор ничего не знает ни о водопроводе, ни о фресках, украшавших стены микенских дворцов, ни о пись-менности, исчезнувшей с гибелью ахейской куль-туры. Создание эпических поэм отделено от реаль-ных событий четырьмя-пятью столетиями. До этого времени сказания о Троянской войне передавались певцами-аэдами из поколения в поколение изустно. Каждый сказитель и каждое новое поколение вно-сили в них своё понимание событий и поступков героев. Таким образом, накапливались ошибки, по-являлись новые сюжетные детали, значительно ис-кажающие первоначальный смысл. Одно событие, вбирая в себя другие и обрастая поэтическими «под-робностями», постепенно могло превратиться в грандиозный поход греков-ахейцев против Трои, которого могло не быть никогда. Более того, архео-логические находки, сделанные на холме Гиссарлык, не доказывают, что найденное поселение яв-ляется именно Троей.

Правда, вообще отрицать существование города Трои где-то в северо-западном районе Малой Азии невозможно. Документы из архива хеттских царей свидетельствуют, что хетты знали и город Трою, и город Илион (в хеттском варианте «Труиса» и «Вилуса»), но, судя по всему, как два разных, распо-ложенных по соседству города, а не один под двой-ным названием, как в поэме. Хетты знали также страну Аххиява, могущественное государство, с ко-торым они соперничали за господство над этими городами. Учёные считают, что Аххиява - это страна ахейцев, однако пока не ясно, где она находилась. Может быть, это западная часть Малой Азии, или ближайшие к ней ост-рова, или вся Балканская Греция. Между Хеттской державой и Аххиявой был конф-ликт из-за города Илион, но его уладили мирным путём. Ни о каком крупномасштабном военном столкновении между ахейцами и Троей хеттские до-кументы не рассказывают.

Какой же вывод можно сделать, сопоставляя данные из архива хеттских царей и поэтическое по-вествование о походе против Трои? Какая-то связь между ними прослеживается, но очень неясная, по-скольку точных совпадений нет. Видимо, в устном народном творчестве, лежащем в основе поэмы, спрессовались воедино события разных времён: не-удавшаяся попытка греков-ахейцев подчинить себе район Троады (это прослеживается через трагиче-ские судьбы героев-ахейцев после взятия Трои) и гибель городов Илион и Троя в результате нашест-вия так называемых «народов моря», которое по-трясло весь древний мир Средиземноморья в конце XII в. до н. э.

  1. Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. (11)

    Реферат >> Астрономия

    Э.) (см. ст. «Троян­ская война» ). Троянская война оказалась последним событием общеахейского масштаба... н. э. династией Птолемеев. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА Троянская война , по мнению древних греков... увеличивалось, а ситуация с Тро­янской войной и самой Троей становилась...

  2. М.Монтень Опыты

    Реферат >> Педагогика

    Царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне , и Клитемнестры. По преданию, ... царя Агамемнона, верховного вождя греков в Троянской войне , и Клитемнестры. По преданию, ... на спор трех богинь, приведший к Троянской войне . 49. Плутарх говорит… - О...

  3. О граде божьем. ок. 426 н.э. (Августин Блаженный)

    Книга >> Религия и мифология

    Объяснят ту странность, что боги троянские клятвопреступления наказывали, а римские - любили... смогли надолго сохранить ни царства Троянского , ни Лавинийского, основанного самим... троянских богов был разрушен дочерним ему городом. А чтобы после войны

Яблоко раздора
Однажды на горе Пелион справлялась свадьба героя Пелея, внука Зевса и воспитанника кентавра Хирона, и его могучей возлюбленной, морской царицы Фетиды - будущих родителей Ахилла. Все божественные покровители молодых людей собрались на брачный пир, не была приглашена только вспыльчивая богиня раздора Эрида. И она-то придумала, как отомстить за обиду. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, на котором было написано только одно слово – «Прекраснейшей», она бросила его на пиршественный стол. Но кто же из богинь имеет право на титул «Прекраснейшая»? Гера, Афина и Афродита одновременно схватили яблоко и вступили в спор. Видя, какой раздор начался среди богинь, Зевс приказал Гермесу лететь на гору Иду, найти там юношу Париса, сына царя восточного города Трои Приама, который, по предсказанию Оракула, должен разрешить этот спор.

Богини принялись искушать Париса: Гера – властью, Афина – воинскими победами и почестями, но золотое яблоко получила богиня любви Афродита, которая пообещала ему в жены самую красивую женщину мира – Елену Прекрасную, дочь Леды и Зевса. С ее помощью Парис коварно похитил Елену из собственного дома, где был гостеприимно принят царем Спарты Менелаем. Под покровом ночи на своем корабле Парис отвез ее в Трою, потому что легкомысленная Елена дала согласие на новый брак с полюбившимся ей красивым юношей. Менелай не стерпел обиды и поднял греков на войну с Троей.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Жертвоприношение Агамемнона
Микенский царь Менелай попросил своего брата Агамемнона возглавить греческое войско, которое должно было отплыть в Малую Азию для осады Трои. Накануне отплытия Агамемнон, как полагалось в те времена, захотел умилостивить небесных царей: принести им богатые дары и совершить жертвоприношение. Он решил положить на жертвенник свою юную дочь Ифигению. Ее несчастная мать царица Клитемнестра, жрица богини Артемиды, со слезами бросилась к небесной покровительнице. Артемида не позволила свершиться детоубийству. Она заменила девушку на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в далекую Тавриду – Крым. После долгих лет жизни на чужбине ее нашел там брат Орест. А в Крыму в местечке Кастрополь, расположенном у самого моря, есть скала, напоминающая фигурку стоящей у воды и вглядывающейся вдаль девушки, которую называют Ифигения. Так появилось на небе созвездие Жертвенник.

Осада Трои
Итак, город в Малой Азии Троя стал яблоком раздора между его жителями и приплывшими сюда греками за женой царя Менелая прекрасной Еленой, похищенной по наущению богини любви Афродиты юным Парисом. Яблоко раздора изначально разъединило богинь, и вот в этой войне сама Афродита приняла сторону троянцев, а Афина стала всячески помогать данайцам, то есть грекам. Впрочем, все боги разбились на два лагеря, стараясь помочь своим любимцам. Началась мучительная для обеих сторон война, так как боги были одинаково сильны. Она длилась многие годы. Все ее участники сражались мужественно и совершили множество подвигов.

Трою в древности называли Илион, отсюда название «Илиада» эпической поэмы Гомера, описывающей затяжную осаду города и его гибель, а также взаимоотношения богов, которые участвовали в этой войне наравне с людьми. Как греки победили троянцев, рассказано в мифе, который связан с созвездием Змееносец, посвященным троянскому врачевателю, ученику бога медицины Асклепия, Лаокоону.

Хитроумный план Одиссея
Одиссей, принимавший участие в осаде Трои, желая скорее покончить с войной, предложил грекам прибегнуть к военной хитрости. Его план был таков: нужно построить гигантского коня, в котором спрячется отряд самых храбрых воинов. Затем греки снимут лагерь, чтобы троянцы поверили: греки ушли на кораблях в открытое море. Троянцы на радостях не заметят подвоха: коня в качестве трофея введут в город, посчитав, что опасность миновала.

Однажды утром троянские стражи на крепостных стенах не обнаружили врагов, так долго осаждавших их хорошо укрепленный город. Лагерь был пуст, а вдалеке в море виднелись мачты отплывавших кораблей. Радости троянцев не было предела: все ворота Трои были открыты, и измученные долгой осадой люди высыпали за город. В греческом стане еще дымились угли ночных костров, а посредине красовался огромный деревянный конь, который из-за гигантских размеров, как подумали троянцы, не поместился на галере и был оставлен. Пастухи привели только что пойманного грека Синона, и тот заверил троянцев, что конь предназначен в дар богине Афине и может стать троянцам хорошей защитой, если они окажут ей почести. Коня ввели в город.

Но тут вперед выступил троянский врач, жрец бога Аполлона Лаокоон. «Не верьте данайцам, дары приносящим!» – пророчески воскликнул он и стал убеждать сограждан, что греки коварны и вряд ли они уплыли совсем, а конь – ловушка. Чтобы доказать свою правоту, он метнул в коня копье. Удар был так силен, что конь содрогнулся, и в его глубине отчетливо звякнуло оружие. Но Афина была начеку; она помутила рассудок троянцев, и те не услышали подозрительного бряцания и не поверили своему жрецу. Конь был введен в город и поставлен в центре у Акрополя. А из моря вдруг появились две огромные змеи, которые набросились на малолетних детей Лаокоона, резвившихся на берегу. Несчастный отец поспешил на помощь детям и мощными руками обхватил извивающихся чудовищ. Завязалась страшная борьба. Это была месть Афины: змеи душили Лаокоона и медленно убивали своим ядом.

Между тем коня на форуме увидела вещая Кассандра, дочь царя Трои Приама. Она пришла в ужас при виде этого чудища и стала убеждать троянцев немедленно увезти его в поле, потому что ей предвиделось: он принесет гибель городу. Но по велению богов люди не верили предсказаниям Кассандры, считая ее не провидицей, а сумасшедшей. Ночью же Синон открыл потайную дверцу в чреве коня и выпустил греческих воинов наружу. В городе мгновенно начались пожары. Их огонь с мачты корабля увидел Одиссей и приказал всем галерам срочно плыть к берегу. Греки не знали пощады: были перебиты все жители Трои, погиб и сам царь Приам, и все его сыновья, включая Париса. Троя была сожжена дотла.

Благодаря поэме Гомера осталась память об этом богатом городе. В настоящее время археологи раскопали Трою в Турции. Кстати, коварная красотка Елена вместе с мужем уплыла в Грецию. А на небе горят два созвездия – Змееносец и Змея.

Троянская война – это одна из самых известных войн древности. Ведь в ней столкнулись интересы крупных государств, а также участвовало множество известных героев того времени. Троянская война преподносится нам в виде мифов и легенд, что требует от историков кропотливого анализа для создания картины тех событий.

Современные историки считают, что Троянская война произошла в период с 1240 по 1230 гг. до н.э. Хотя эта дата очень приблизительная. Мифы гласят, что причиной войны послужило похищение Парисом Елены, которая была замужем за царём Спарты Менелаем. Также Парис, кроме Елены, прихватил часть богатств у спартанского царя. Этот факт сподвигло Менелая идти войной на Трою. Остальные греки присоединились к нему, ведь при замужестве Елены был составлен договор, что все претенденты на ее руку будут защищать Елену и ее избранника, а претендовали на ее руку почти все цари Греции.

Другая версия начала войны звучит более правдоподобно. Троя мешала торговать греческим народам с остальным миром. Брала с их кораблей значительный налог, а недовольных просто топила. Грекам пришлось объединиться для защиты своих экономических интересов и пойти войной на Трою.

Было много разногласий между греками, не все хотели воевать. Начало войны было весьма неудачным. По ошибке вместо берегов Трои греки высадились в районе Мизии, где правил Телеф, дружественный им царь. Но не поняв этого, они напали на его владения. И лишь после кровопролитной битвы была понятна ошибка, и войско отправилось дальше к цели. Но на пути их ждали новые проблемы. Шторм раскидал по морю их корабли, что значительно затянуло время их прибытия к цели.

К берегам Трои добралось 1,186 кораблей и около 100 тысяч людей. Троянцы отважно защищали свою землю. В этом им помогали союзники и наемники, которых было великое множество. Про первые девять лет войны к нам дошла очень скудная информация. Ведь эти события были описаны в поэме «Киприада», которая, к сожалению, была потеряна. Но из мифов и легенд, которые до нас дошли, известно, что в этот период часто случались конфликты между греками, ведь некоторые командиры хотели покинуть эту войну и уехать. Другие желали продолжения. Также часто вспоминались давние конфликты. В этот период ведущую роль занимал Ахилл. Он совершал набеги на близкие города, разграбляя их. Ахиллом было уничтожено около двадцати городов возле берега и близко одиннадцати поселков вдали от берега.

В этот отрезок времени был проведен поединок между Парисом и Менелаем, в котором Менелай одержал победу. Побежденный Парис должен был отдать Елену и уплатить дань. Война должна быть окончена. Но остальных греков это не устраивало. Они хотели продолжения войны и уничтожения Трои.

Продолжение войны было весьма неудачным. Греков часто оттесняли к своим укреплениям. Их корабли сжигали. И лишь благодаря большому количеству солдат, они удерживали свои позиции. В боях погибли многие известные герои тех времен, такие как Ахилл, Патрокл и многие другие.

Все эти неудачи заставили греков пойти на хитрость. Мастером Эпеем был построен гигантский деревянный конь. Он был оставлен неподалеку возле стен, а в нем спрятались лучшие греческие воины. В это время основные греческие силы спалили свой лагерь и отплыли в море, давая понять, что война окончена. Троянцы, обнаружив деревянного коня, подумали, что это дары богов за их победу над греками и втянули его в город. В честь победы они устроили пир, охрана потеряла бдительность. В полночь греки вылезли из своего убежища, дали сигнал своим кораблям и отворили ворота.

Армия греков лавиной хлынула на спящий город, защитники ничего не смогли сделать, чтобы спасти город. Около двух дней греки грабили Трою. Жители были убиты или угнаны в рабство, а сам город был сожжен дотла.

Мифы и легенды Древней Греции представляют собой огромный культурный пласт, который до сих пор будоражит умы ученых, историков, археологов. Троянская война – самое яркое событие, произошедшее в древности, поэтично описал в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада» древнегреческий сказитель Гомер.

Троянская война - правда или миф?

Историки вплоть до XVIII в. считали троянскую войну чистым литературным вымыслом, попытки найти следы древней Трои не приводили к результатам, но важно понимать, что миф – это повествование, опирающееся на реально существовавшие факты и воззрения людей на окружающий мир. Из источников следует, что война началась на рубеже XIII – XII вв. до н.э., когда мышление человека было мифологичным: в реальности отводилось значительное место богам, духам природы.

Многолетняя троянская война, яблоко раздора - основная мифологическая составляющая сюжета падения Трои. В остальном, начиная с XIX в. историки видят в Троянской войне реально происходившие события, но не в самой Трое. Разные взгляды ученых:

  1. Ф. Рюккерт (нем. исследователь) высказал предположения, что Троянская война была, но ее герои полностью вымышлены эмигрантами-ахейцами решившими прославить своих предков.
  2. П. Кауэр (нем. ученый) считал Троянскую войну, замаскированной войной эолийских колонизаторов с жителями Малой Азии.

Миф о Троянской войне

Греки верили, что Троя была построена богами Посейдоном и Аполлоном. Царь Приам, правивший Троей, обладал огромным богатством и многочисленным потомством. В канву мифа о Троянской войне вплетено несколько последовательных событий, ставших одной большой причиной падения Трои:

  1. Беременная жена Приама – Гекуба увидела сон: во время родов, она воспроизвела на свет горящую головешку от которой, была сожжена Троя. Пришел срок - Гекуба родила красивого мальчика Париса и отнесла его в лес, где его подобрал и воспитал пастух.
  2. На свадьбу аргонавта Пелея и нимфы Фетиды, забыли пригласить богиню раздора Эриду. В гневе от непочтения, Эрида создала с надписью «Прекраснейшей», которое стало причиной спора между тремя: Афродитой, Афиной и Герой. Зевс поручил Гермесу отыскать Париса, чтобы тот рассудил, кому вручить плод. Яблоко досталось Афродите, взамен ее обещания подарить Парису любовь самой прекрасной женщины на свете Елены. Это ознаменовало собой начало Троянской войны.

Миф о начале троянской войны

Елена Прекрасная мифологическая виновница Троянской войны, была замужней женщиной, чьей любви долго добивался Менелай – спартанский царь. Парис, заручившись поддержкой , прибыл в Спарту в тот момент, когда Менелай должен был отплыть на Крит, чтобы предать земле останки своего деда Катрея. Менелай с почетом принял гостя и отправился в путь. Елена, воспылавшая чувствами к Парису, отправилась вместе с ним в Трою, прихватив с собой сокровища супруга.

Чувство достоинства Менелая пострадало, и боль от предательства любимой женщины – это то, из за чего началась троянская война. Менелай собирает воинство в поход на Трою. Существует и другая причина Троянской войны, более прозаичная – Троя мешала обмену и торговле Древней Греции с другими странами.


Сколько лет длилась троянская война?

Воинство, численностью более 100 000 солдат на 1186 кораблях под предводительством Менелая и его брата Агамемнона отправились в военный поход. О том, сколько длилась Троянская война существует миф. При совершении жертвоприношения Аресу, из-под жертвенника выползла змея, взобралась на дерево в воробьиное гнездо и съела весь выводок из 8 птиц вместе с самкой, затем обратилась в камень. Жрец Калхант предсказал 9 лет войны и на десятый падение Трои.

Кто победил в Троянской войне?

История троянской войны началась для греков с череды неудач: корабли были отнесены в другую сторону, к землям Мисии и по ошибке был убит царь Ферсандр, союзник Спарты, народ Фив вышел войной против обидчиков. Армия Спарты понесла огромные убытки. Прибыв в Трою, в течение 9 лет шла тяжелая осада крепости. Парис и Менелай встречаются в яростном поединке, в котором Парис погибает.

Одиссей видит сон, где Афина дает совет, как захватить Трою. Изготовленный деревянный конь, оставлен возле ворот крепости, а сами воины отчалили от берегов Трои. Радостные троянцы вкатили диковинного коня во двор и начали праздновать победу. Ночью «троянский» конь распахнулся, наружу хлынули воины, открыли ворота крепости для остальных и устроили резню сонных жителей. Женщин и детей захватили в плен. Так пала Троя.

Троянская война и ее герои

Произведения Гомера описывают драматичные события тех лет, как противостояние , отстаивающих каждый свою правоту в борьбе за власть и счастье. Знаменитые герои Троянской войны:

  1. Одиссей – царь Итаки, совместно с другом Синоном воплотили идею «троянского» коня.
  2. Гектор - главнокомандующий Трои. Убил друга Ахиллеса – Патрокла.
  3. Ахиллес герой троянской войны при осаде крепости убил 72 воина. Смертельно ранен Парисом в пяту стрелой Аполлона.
  4. Менелай убивает Париса, освобождает Елену и отправляется в Спарту.

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису решить судьбу яблока, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить его ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера обещала власть над всей Азией; Афина — воинскую славу и победы; Афродита — в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятье. В рядах ахейских (греческих) воинов находится Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был уже упоминавшийся юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца; отсюда и выражение «ахиллесова пята». Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего согласно преданию более 100 тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.