В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года - «Юность».

Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева - дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии - «Юность» - посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст - не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

Со школьной скамьи нам знакома трилогия Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Именно этому произведению, а точнее третьей его части, будет посвящена эта статья. Мы рассмотрим сюжет, анализ и образ главного героя повести «Юность» Толстого. Особое внимание уделим краткому содержанию произведения.

О книге

В 1852 году увидела свет первая часть трилогии, что написал Л. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»). А в 1857 вышла последняя повесть, завершившая цикл. В основу книги легла история жизни обычного ребенка XIX столетия. Самым ценным в этом биографическом описании стал глубокий психологизм, с которым автору удалось передать все этапы эмоционального, социального и физического становления ребенка. Толстой стал первым русским писателем, которому удалось так точно, тонко и подробно описать человеческую душу в период взросления. Не зря повесть изобилует рассуждениями, внутренними монологами и размышлениями.

Теперь рассмотрим сюжет повести «Юность» Толстого. Содержание по главам начинается с описания Николая. Мальчику уже исполнилось пятнадцать лет. На этот момент у героя сформировался свой взгляд на мир, заключающийся в том, что человек должен стремиться к нравственному развитию. При этом Николай полагает, что это легко и всем доступно. Юноша готовится к поступлению в университет. Всю весну он мечтает о будущей идеальной жизни, которая пройдет в праведности и рядом с целомудренной женщиной.

Семья Николеньки

В семье Иртеньевых произошли изменения. Отец редко стал бывать дома, а по возвращении много шутил. Любочка нисколько не переменилась, зато Катенька превратилась в кокетку. У Володи своя жизнь. Они с младшим братом стали совсем чужие. Во взрослой студенческой жизни с настоящими балами, друзьями и шампанским Николеньке нет места.

Повесть «Юность» Толстого - это настоящее жизнеописание обычного ребенка со всеми его переживаниями, драматичными ситуациями, надеждами и чаяниями. Так, сдав хорошо экзамены, Николай начинает очень собой гордиться. Однако неудача во время сдачи латыни привела к тому, что юноша охладел к учебе. В итоге Николенька поступает.

Начало самостоятельной жизни

Отец отбывает в деревню, оставляя младшему сыну двести рублей и пролетку с кучером и конем. Почувствовав себя взрослым, Николай начинает совершать глупости. Л. Н. Толстой отлично описывает поведение молодого человека, предоставленного самому себя. Стремясь быть похожим на брата, который начал курить после поступления в университет, Николай едет в табачную лавку и тратит там почти все оставленные ему деньги. Однако по возвращении домой юноша сильно разочаровывается в покупках - курить ему не понравилось.

Володя решает отметить поступление младшего брата ужином у «Яра». Николай с Димой Нехлюдовым отправляются к Дубкову, чтобы забрать Володю. Там Николенька видит, как старший брат играет в карты, это ему сильно не нравится.

Наконец, друзья приезжают к «Яру». Здесь их проводили в отдельную комнату, где ждали ужин и шампанское. Николай пытался подчеркнуть свою взрослость, говорил, как ему казалось, умные вещи, но его почему-то стыдились. Опьянев со второй бутылки шампанского, юноша отправился покурить, но по дороге рассорился с каким-то господином. С досады Николай нагрубил Дубкову. Позднее героя еще долго мучила совесть из-за этой незаслуженной обиды друга.

Уезжая, отец наказал младшему сыну посетить определенных людей, составив их список. И вот, когда Николай уже собирается выезжать, приходят Иленька и Грап. Они пришли поздравить юношу, но Николенька обошелся с ними очень холодно, презирая Грапа за подобострастие, и уехал.

Визиты

Первыми посетил Николенька Валахиных. Увидел Сонечку, с которой не встречался уже три года. Девушка сильно переменилась, стала взрослее. Недолго пообщавшись с ней, юноша решает, что влюблен. Л. Н. Толстой очень достоверно передает чувства, испытываемые Николаем.

Дальше наш герой отправляется к князьям Корнаковым. Здесь Николай к своему большому изумлению узнает, что является наследником князя Ивана Иваныча. Новость нисколько не радует, наоборот, приносит лишь огорчение и смущение.

Пребывая в тех же странных чувствах Николай отправляется к Иван Иванычу. Старик очень обрадовался гостю и проявил огромное радушие. Но юношу не оставляли смущение и неловкость.

Николай едет с Дмитрием на дачу к Нехлюдовым. По дороге друг рассказывает ему о своих чувствах к Любови Сергеевне. Эта совсем некрасивая, намного старше его женщина с необыкновенной душой живет в их доме.

Когда друзья приезжают, именно некрасивость Любови Сергеевны неприятно поражает Николеньку. Остальные же Нехлюдовы ему очень понравились. Юноша старается вести себя вежливо, быть со всеми ласковым и приветливым.

Какая бывает любовь?

Если сравнить теперешнее поведение Николеньки с зарисовками, что дает повесть «Детство», можно отчетливо увидеть эмоциональный рост главного героя. Читатель сразу понимает, что перед ним не ребенок, а юноша с другими мыслями, желаниями и мечтами. Так, смотря на окружающих его женщин, Иртеньев-младший начинает задумывать о природе любви и приходит к выводу, что она бывает трех видов. Первый - любовь к красоте. При такой любви очень много о ней говорят по-французски, не заботясь о взаимных чувствах. Второй - любовь к самоотверженности. Заключается она в том, что человек наслаждается процессом жертвования ради возлюбленного, не интересуясь, нуждается ли оный в подобных проявлениях чувств. Третий - деятельная любовь. В этом случае человек стремится выполнить все прихоти предмета воздыхания. Только такие люди могут быть счастливы в своей любви.

Деревня

Володя с Николаем отправляются на почтовых в деревню. Первым вышел их встречать, несмотря на поздний час, слуга Фока, который от радости буквально трясся. На ночлег братьев отправили в диванную комнату, где когда-то умерла мать.

Утром Николенька встретил очень веселого отца. Тот был в таком благодушии, что разговаривал с младшим сыном на равных, чем вызвал еще большую любовь юноши. А затем Иртеньев-старший уехал в гости к Епифановым.

Продолжают развиваться события повести «Юность» Толстого. Володя скучает в деревне, демонстрируя это всем домашним. Николенька начинает ему подражать. Под влиянием брата юноша начинает также высокомерно относится к девочкам и Мими, полагая, что они не видели настоящей городской жизни.

Спит Николай на веранде. Здесь множество комаров и мошек, нещадно кусающих его по ночам. Распорядок дня у него был примерно одинаковый. Он равно вставал, затем шел купаться на реку. Там читал на берегу или гулял, а домой приходил только к чаю. Чтению юноша уделял много времени, выбирая в основном романы Поля де Кока и Дюма. Под влиянием этих книг он начинает мечтать о приключениях и подвигах.

В то же время Николай думает и о своем будущем, о том, какое место его ждет в свете. Сильно его тревожит опасение утратить благовоспитанность, ведь сохранение ее требует огромных нравственных трудов.

Содержание повести «Детство» во многом предопределило третью часть трилогии. Так, в скором времени Иртеньев-старший объявляет о своем намерении жениться. На тот моменту отцу семейства исполнилось сорок восемь лет. Невестой его стала уже не молодая, зато красивая женщина, дочь соседей Епифановых Авдотья Васильевна. Семья Иртеньевых, за исключением Любочки, не обрадовалась этому известию, но возразить отцу никто не посмел. Свадьба была назначена через две недели, но ни Володя, ни Николай не смогли остаться и отправились в столицу - начиналась учеба. Остальные Иртеньевы должны были приехать к ним зимой.

Учеба и возвращение отца

Николай чувствует свое одиночество и отчуждение. Он ежедневно посещает занятия, правда, ничего не записывает, полагая это лишним. Постепенно юноша заводит новых знакомых, большая часть которых живет только ради удовольствия. Николай постепенно поддается их влиянию и начинает подражать им.

Реалистично и достоверно изображает быт дворянства Л. Н. Толстой («Юность»). Иртеньевы приезжают в столицу раньше - молодой жене стало скучно в деревне. Авдотья Васильевна, несмотря на всю свою любовь к мужу, не вписалась в домашний уклад его семьи и постоянно донимала Иртеньева-старшего ревностью и расспросами. В результате этого муж постепенно охладел к своей молодой жене и даже стал ее тихо ненавидеть. Дети тоже не питали к мачехе особой любви, за исключением Любочки.

Николай впервые попадает на бал, однако весь вечер мрачно стоит в стороне, отвечая невпопад, когда с ним заговаривали. Зимой он становится участником студенческого кутежа, который совершенно ему не понравился. Сначала было ужасно скучно, а потом все так напились, что Николай вспоминал об этом только со стыдом.

Близятся экзамены. Иртеньев-младший понимает, что ничего не запомнил из прослушанных курсов, а конспектов он не писал. Результатом этого стал провал на первом же экзамене. Юноша запирается на три дня в комнате, он несчастен, жизнь кажется ему безрадостной и ужасной. Он даже хотел пойти в гусары, но отец отговорил его - можно перевестись на другой факультет.

Развязка

Повесть «Юность» Толстого подходит к концу. Как-то ночью Николенька находит тетрадку, озаглавленную так: «Правила жизни». Герой начинает вспоминать о своих юношеских мечтах, что вызывает в нем слезы раскаяния. С этого момента он решает вернуться на путь праведности и духовного развития. Николенька верит, что в будущем его ждет счастливая и радостная жизнь.

Анализ

Как и многие литературные произведения Толстого наша трилогия воплощает в себе огромное число идей и замыслов. Работая над текстом, автор тщательно подбирал каждое слово, поэтому любая фраза или описание имеют концептуальное значение и подчинены общей идее. А идея эта заключается в том, чтобы как можно достовернее и подробнее изобразить процесс становления человека от ребенка до юноши. И здесь нет места ничего не значащим сценам, мыслям и словам. Любая мелочь и деталь помогает лучше понять внутренний мир юноши, его душевные переживания, надежды и чаяния. Так, описывая книги, которые читает Николенька, Толстой поясняет читателю причины тяги своего героя к приключениям и подвигам. А подобные мысли тут же находят отражение в поступках юноши. Все взаимосвязано в произведении. Каждая деталь становится ключом к пониманию природы поступков. За такое скрупулезное отношение к повествованию проза Толстого и была названа «диалектикой души».

Почему же автор выбирает для описания именно эти этапы (детство, отрочество, юность) жизни человека? Дело в том, что именно в эти периоды люди наиболее ярко ощущают себя в этом мире, свою неделимость с ним, а затем, постепенно, начинают отдаляться от него, осознавать себя как личность. Не зря трилогия начинается именно с повести «Детство», темы которой связаны с совсем маленьким детским мирком главного героя. Затем в «Отрочестве» мир, а с ним и мысли главного героя расширяются. В «Юности» же мировоззрение героя совершенно меняется. Если раньше для него главенствовали отношения с семьей, наиболее ярко звучала тема дома, то теперь на первый план выходит построение связей с внешним миром.

Герой повести

«Детство», «Отрочество» и «Юность» объединены одним героем - Николенькой Иртеньевым. Именно от его лица ведется все повествование. Он происходит из знатной аристократической семьи. Образ главного героя во много автобиографичен. Читатель видит Николеньку через восприятие героем происходящих вокруг событий, отношение его к другим персонажам.

Как и многие литературные произведения Толстого, «Юность» очень правдиво изображает внутренний мир героя. Николеньке семнадцать, он не стремится к учебе, а желает идти по пути нравственного самосовершенствования. Однако постепенно он приходит к осознанию, что его нынешняя жизнь мелочна и пуста, далека от прекрасного идеала.

Образ Карла Ивановича

Все повествование сосредоточил на образе главного героя Л. Н. Толстой («Юность»). Другим персонажем уделено намного меньше места в повести. Карл Иванович - учитель и гувернер Николеньки, он ценен для автора тем, что оказал огромное влияние на становление личности мальчика. Его честный, добрый и открытый характер способствовал формирования нравственных ценностей главного героя. Любовь к чтению Карла Ивановича также передалась его воспитаннику. Он прожил длинную и тяжелую жизнь, повидал многое на своем веку, но смог сохранить чистоту своей души. Николеньке он предан до самозабвения, а семью Иртеньевых считает практически своей.

Вывод. Толстой: «Юность»

Глава «Юность» - одно из величайших творений Толстого. В этом произведении великий классик проявил себя и как художник, и как моралист. Однако нет в произведении громоздкой назидательности. Наоборот, автор изображает развитие человеческой души, которая учится на своих ошибках. Только так и никак иначе происходит взросление человека. На собственном опыте, своих разочарованиях, разбитых мечтах и надеждах на лучшее будущее.

Произведение Толстого «Отрочество» и его анализ – это одна из частей автобиографической трилогии Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Здесь мы видим продолжение жизни рассказчика Николеньки Иртеньева. В отличие от «Детства», в произведении затрагивается период отрочества и начинается он в возрасте четырнадцати лет. Теперь Николай живет в Москве, в доме бабушки, куда он с семьей переезжает после смерти матери.

Бабушка сильно страдает после потери дочери и не занимается внуками, не занимается детьми и отец, который по натуре легкомысленный, да еще и игрок. Анализируя повесть Толстого «Отрочество», мы видим, что воспитанием детей занимается гувернер Карл-Иванович, которого по просьбе бабушки уволили, а на его место взяли утонченного французского камердинера, с которым у Николеньки не сложились отношения.

В произведении мы видим, что главный герой в доме бабушки был одинок и с каждым днем его одиночество возрастало. Ему казалось, что он не родной, что его никто не любит. Сам по себе в подростковом возрасте парень робок, неуверенный, считает себя уродливым. Он часто проводит время наедине с собой, со стороны наблюдает за окружающими и часто размышляет о жизни. По своей душевной доброте он поспособствовал женитьбе горничной Маши и слуги Василия, хотя Николай и сам был влюблен в Машу, но о чувствах боялся признаться.

После смерти бабушки Николай с семьей продолжает жить в ее доме, который перешел по наследству к сестре. Николай готовится к поступлению в институт и находит себе друга в образе Нехлюдова, который часто приходил к Володьке – брату Николеньки.

В произведении мы видим, как у происходят не только внешние перемены с переездом в Москву, но и внутренние. Он окружающий мир воспринимает по-другому, раздумывает о смысле происходящего. Здесь показаны сложные отношения героя со взрослыми.

Благодаря анализу произведения «Отрочество» Толстого по главам, мы видим, что автор через образ Николеньки показал нам тонкий мир и психологию подростков, ведь многие из нас в главном герое узнают самих себя. Многие из нас в подростковом возрасте считали себя ненужными, нелюбимыми, нам всем казалось, что мы чужие, не родные, в этом возрасте у многих появляются комплексы, первая настоящая дружба, любовь. По этим причинам данное произведение было актуальным тогда, остается актуальным и в наш час.

План:

1. Дорога в Москву
2. Жизнь в доме бабушки
3. Игра с порохом и рассказ Карла Иваныча
4. День рожденье Любочки и сломанный ключ
5. Наказание
6. Любовь Маши и Василия
7. Смерть бабушки
8. Дружба с Нехлюдовым
9. Подготовка к поступлению.

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Главные герои

Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

Отец Николая.

Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.

Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.

Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.

Василий – портной, возлюбленный Маши.

Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов» . Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа» .

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезде в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться» .

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи» , но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом» .

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных» . С утра Николенька получает единицу по истории.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, <…> могло любить Василья» .

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы» .

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла» , она кажется мальчику более «похожей на большую» . Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна» .

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти» , кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге» . Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские» .

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Тест по повести

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1301.

Его отец, брат Володя, сестра Любочка и гувернантка Мими со своей дочерью Катенькой уезжают из имения Петровского в Москву. Толстой описывает их долгую дорогу в бричке и карете, от одного постоялого двора к другому.

Глава II. В пути семью Иртеньевых застигает сильная гроза, которая возбуждает в душе Николеньки одновременно ужас и счастье.

Лев Николаевич Толстой. Фото 1897

Глава III. В дорожном разговоре с Катенькой Николенька вдруг узнаёт: та не слишком рада переезду в Москву. Девочка опасается, что она и её мать, люди бедные, не сойдутся и не уживутся с богатой бабушкой Иртеньевых. Разговор с Катенькой даёт Николеньке новый взгляд на разницу в общественном положении людей, о которой в детстве он и не задумывался.

Глава IV. Иртеньевы поселяются у бабушки в Москве. Вся семья поневоле держит себя здесь строже и церемоннее, чем в деревне.

Глава V. Николенька всё чаще замечает, что его старший брат Володя ведёт себя всё более по-взрослому. Между ними двумя образуется не существовавшая в детстве незримая черта. Николенька начинает даже ссориться с братом, подозревая, что тот глядит на него свысока, но эти ссоры быстро кончаются примирением.

Лев Толстой. Отрочество. Аудиокнига

Глава VI. Повзрослев и сам, Николенька впервые обращает внимание на то, что их красивая горничная Маша – не только слуга, но и женщина . Неравнодушен к Маше и Володя. Прячась под лестницей, Николенька становится свидетелем приставаний Володи к Маше на лестничной площадке.

Глава VII. Гувернантка Мими находит у Николеньки и Володи ружейную дробь. Думая, что это взрывоопасный порох, она жалуется на мальчиков их отцу и бабушке. Бабушка просит отца уволить неспособного воспитателя-немца Карла Ивановича и заменить его молодым, образованным французом.

Глава VIII. Расстроенный увольнением Карл Иванович, рассказывает Николеньке историю своей жизни – неизвестно, насколько правдивую, а насколько фантастическую. Он уверяет, что почти нищая мать родила его от графа фон Зомерблата, который потом пристроил её замуж за одного из своих бедных арендаторов. Отчим не любил Карла, отдавая всю заботу родному сыну, Иоганну. Карл чувствовал себя чужим в собственной семье. Когда был объявлен призыв в армию по случаю Наполеоновских войн , жребий идти на службу выпал Иоганну. Но никому не нужный в родном доме Карл сам вызвался заменить его.

Глава IX. Карл Иванович уверяет, что участвовал в знаменитых битвах под Ульмом, Аустерлицем и Ваграмом. При Ваграме он был взят в плен, однако один сердобольный французский сержант помог ему бежать. По дороге на Франкфурт Карл встретил хозяина канатной фабрики и понравился ему. Фабрикант поселил его у себя и дал ему работу. Но жена хозяина стала делать Карлу любовные предложения. Не желая делать зла своему благодетелю, он бежал из его дома.

Глава X. Карл пришёл в родной город и узнал, что его мать и отчим теперь держат питейную лавку. Родители не узнали его, когда он вошёл в их трактир и заказал рюмочку ликёра. Карл сообщил, кто он такой, и мать упала без чувств ему на руки. Но его счастье в родительском доме оказалось недолгим. Правительственный шпион подслушал в кофейне его вольные речи про политику Наполеона – и вечером пришёл его арестовывать. Карл Иванович сорвал со стены свою шпагу, ударил шпиона, выпрыгнул в окно и бежал в расположение русских войск, где его приютил генерал Сазин. Вместе с ним он потом приехал в Россию и начал там учить дворянских детей.

Глава XI. Новый гувернёр – строгий француз St.-Jérôme – делает Николеньке выговор за плохую учёбу у преподавателя истории Лебедева и грозит наказать, если он опять получит двойку. Однако Николенька не учит и нового урока. Рассерженный Лебедев ставит ему даже не двойку, а единицу.

Глава XII. В этот день отмечают именины Любочки. Отец, забывший в кабинете подарок – бонбоньерку, посылает за ней Николеньку со связкой ключей. Отперев в кабинете ящичек с бонбоньеркой, мальчик из любопытства открывает маленьким ключиком и отцовский портфель с документами. Однако при попытке закрыть его, ключик ломается и остаётся в замке портфеля. Николенька приходит в отчаяние из-за того, что к единице по истории добавилась ещё и эта, новая провинность.

Глава XIII. На обед к Иртеньевым приезжают дети-родственники. После обеда подростки затевают игру, в которой юные «дамы» выбирают себе «кавалеров». Некрасивого Николеньку почти никто из девочек не хочет выбирать. Его давнишняя любовь, Сонечка (см. главы XX-XXIV «Детства»), отдаёт предпочтение Серёже Ивину (см. главу XIX «Детства»). Николенька замечает, как они украдкой целуются – и негодует на изменницу Сонечку.

Глава XIV. К раздосадованному до глубины души Николеньке подходит St.-Jérôme. В наказание за единицу по истории он требует от него оставить общую игру и идти в свою комнату заниматься уроками. В сердцах Николенька отказывается уходить и показывает гувернёру язык. St.-Jérôme грозит ему розгами. Уже не владея собой, Николенька изо всех сил бьёт француза. Тот, как тисками, сжимает его руки, тащит вниз, запирает в чулане и приказывает дядьке Василию принести розги.

Глава XV. Запертый в чулане Николенька впадает в исступлённое полузабытье. Ему кажется, что окружающие специально сговорились мучить его – потому, что он, наверное, не настоящий сын своих родителей, а подкидыш, взятый из милости. Он мечтает посрамить своих недругов геройскими подвигами на войне и потом умолить, чтобы Государь разрешил ему убить St.-Jérôme. Николенька воображает, как к утру умрёт в чулане, а родственники будут жалеть, что довели его до смерти…

Глава XVI. Николеньку не выпускают из чулана целый день, хотя наказания розгами так и следует. Назавтра St.-Jérôme открывает дверь чулана и ведёт мальчика к бабушке. Та корит его за дерзкое поведение, требует извиниться перед гувернёром, но видя неудержимое и искреннее отчаяние внука, сама начинает плакать. Николеньку отпускают. На лестнице его хватает отец и строго спрашивает, как он смел открыть без спросу портфель с документами. Рыдания Николеньки переходят в конвульсии. Его относят в постель, и он засыпает до вечера.

Глава XVII. Проснувшись, Николенька пылает лютой ненавистью к легкомысленному и высокомерному St.-Jérôme, который так не похож на прежнего добродушного и простого учителя Карла Ивановича.

Глава XVIII. Горничная Маша тем временем без памяти влюбляется в лакея Василия. Однако их браку противится машин дядя, Николай, считающий Василия «человеком несообразным и необузданным ». С горя Василий время от времени запивает, и эти проявления тоски ещё усиливают любовь Маши к нему. Грустный Василий ходит посидеть к Маше в девичью, но оттуда его гонит другая горничная, Гаша. Жалея несчастных влюблённых, Николенька мечтает побыстрее вырасти и стать хозяином имения: тогда он разрешит своим крепостным Маше и Василию сыграть свадьбу и подарит им тысячу рублей.

Глава XIX. Перейдя из детского возраста в отроческий, Николенька начинает обнаруживать склонность к философским размышлениям о смысле жизни, о сущности счастья, о том, существуют ли предметы мира помимо нашего воображения. Он считает себя первооткрывателем многих давно известных мыслей о морали и бытии, но под конец запутывается в своих многосложных рассуждениях.

Глава XX. Старший брат Николеньки, Володя, прилежно занимается с учителями и вскоре с успехом сдаёт вступительный экзамен в университет. Черта, разделяющая уже почти взрослого Володю с Николенькой, становится теперь ещё заметнее. Володю посещают умные товарищи, с которыми он ведёт серьёзные разговоры. Между ним и Катенькой помимо детской дружбы появляются какие-то другие, таинственные отношения.

Глава XXI. Катенька и Любочка уже не девочки, а девушки. Обе они сильно меняется – внешне и внутренне. При этом резче проявляется разница их характеров. Любочка во всём проста и натуральна, Катенька же склонна к церемонности, жеманству и кокетству.

Глава XXII. С переходом от детства к отрочеству меняется и взгляд Николеньки на своего отца. Прежнее безусловное преклонение перед ним исчезает. Николенька начинает замечать, что у отца немало слабостей и недостатков.

Глава XXIII. Бабушка тяжело заболевает и вскоре умирает, оставив всё имение в завещании Любочке и поручив опеку до ее замужества не игроку-отцу, а князю Ивану Иванычу.

Глава XXIV. Николенька готовится поступать в университет. Науки даются ему легко. Николеньку ободряют и слова отца о том, что у него умная рожа . Горничной Маше наконец разрешают выйти замуж за Василия, и они венчаются.

Глава XXV. Из всех друзей Володю чаще всего посещают адъютант Дубков и князь Нехлюдов. Первый – человек ограниченный, но весёлый и самоуверенный. Нехлюдов, напротив, молчалив и стыдлив. Николеньке нравится его задумчивость. Он хотел бы сойтись с Нехлюдовым поближе, но тот поначалу не обращает на него сильного внимания.

Глава XXVI. Нехлюдов и Дубков заезжают за Володей, чтобы вместе с ним ехать в театр. Но у них на троих оказывается лишь два билета. Нехлюдов уступает Володе свой билет, а сам остаётся с Николенькой и заводит с ним разговор о самолюбии и других свойствах человеческой души. Николенькины рассуждения кажутся Нехлюдову весьма неглупыми. Оба они чувствуют немалого общего в своих характерах.

Глава XXVII. Нехлюдов и Николенька становятся друзьями. Чтобы устранить между собой всякую тень неоткровенности, они даже решают сознаваться друг другу в самых гадких мыслях, приходящих каждому в голову. Николенька ощущает некоторое превосходство Нехлюдова над собой, однако всё равно очень рад дружбе с ним.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . Читайте также статью Толстой «Детство» – краткое содержание по главам . Ссылки на материалы о других произведениях Л. Н. Толстого - см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»