Тема Родины – одна из главных в лирике поэта. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах всю бескрайность деревенской России:

Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты, в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Но рядом «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживает ломку привычного уклада, называя себя «последним поэтом деревни». Поэт вдруг ощутил, что Родина, которую он знал и любил и которая была ему опорой, изменяется до неузнаваемости.

Агрессивная цивилизация уничтожает живую природу, душу России. В основе стихотворения «Сорокоуст» – незатейливая бытовая сценка. Лирический герой, едущий в поезде, видит, как за составом скачет жеребенок, пытаясь его догнать. Этот эпизод становится основой поэтического конфликта живой природы с наступающей «стальной конницей». В этом стихотворении красногривый жеребенок обречен:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Мотив неприязни к городу явственно звучит в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний»:

Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.

Но, пожалуй, вершина отчаяния – стихотворение «Не ругайтесь, такое дело!».

Не ругайтесь, такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.

Кажется, все мосты сожжены: «Нет любви ни к деревне, ни к городу». Действительно, Есенин так и не стал городским жителем, даже путешествие в Европу и Америку не вызвало у него преклонения перед бездушной технической цивилизацией, наоборот, он назвал свои путевые очерки «Железный Миргород», подчеркивая их мещанское содержание. Но разрыв с родной землей обернулся для поэта и личной, и поэтической трагедией. Цикл «Москва кабацкая» и другие близкие к нему стихотворения появились как реакция на эту внутреннюю боль и страдание.

Я усталым таким еще не был
В эту серую морось и слизь.
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Последний период творчества Есенина является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая» – все это грустная констатация того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось раньше:

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Именно в эти годы Есенин пишет знаменитое «Письмо матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире – как прощание с матерью-родиной:

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Эти же мотивы явственно звучат в других строках:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть моей тоски.

И, наконец, последнее признание в любви к Родине – цикл «Персидские мотивы». В них лирическое начало достигает своей максимальной выразительности, интимное, сугубо личное проникнуто ностальгическими нотами, и, наоборот, любовь к России согрета жаром внутреннего чувства.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю его жизнь и творчество. Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь стране, и «прощай, немытая Россия», с которой еще неизвестно, что будет. Но Есенин предпочел остаться верным своему завету, словами которого я и хочу закончить свое сочинение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Сергей Есенин взлетел к вершине мировой поэзии из народа. Колыбелью его творчества стала рязанская земля. В его поэзии нашли отражение грустные и раздольные русские песни. Ведущую роль в творчестве поэта отыгрывает тема Родины.

Как говорил сам Сергей Александрович: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Есенин не представлял для себя вне России ни жизни, ни стихов, ни любви. Он себя не мыслил отдельно от родных мест.

В стихотворениях великого поэта виртуозно отображена красота родной земли: и плеск волны, и огонь зари, и шелест тростника. Русская земля запала в душу Есенина с юности. Одним из любимейших образов поэта является береза. Она у него символизирует девушку, невесту, олицетворяя все самое красивое и чистое.

Однако тема Родины в есенинском творчестве некоторым образом эволюционировала. Поначалу она была более безмятежной, детской. С приходом войны 1914 года его стихи стали отражать боль эпохи. Это хорошо прослеживается в стихотворении «Русь». Автор передает печаль и тревогу за судьбу России, за жизнь людей, втянутых в водоворот страшной войны. В самое темное время Есенин всем сердцем и душой рядом с русским народом.

Чем печальнее картины русской жизни, тем крепче привязанность Сергея Александровича к Родине. Революция дает начало новому витку в творчестве поэта. Теперь его прежде всего волнует судьба народа в неспокойное революционное время. В 1922-1923 Есенин ездил за рубеж. Эта поездка сыграла немаловажную роль в его творческом развитии. Именно после нее поэт «разлюбил нищую Родину». Он с радостью изображает произошедшие в жизни русского народа перемены. Теперь Есенин всей душой принимает и воспевает красоту «стальной» Руси, идущей к будущему.

Министерство образования РФ

Управление образования Советского района г. Красноярска

Средняя школа № 91

Махотина Екатерина, 11А

РЕФЕРАТ

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

Красноярск, 2001

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его творчество.

Поэтическая концепция мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного фольклора и языческой мифологии:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –

Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.

Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».

Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…»), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).

В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.

Для изображения революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:

Небо как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Кобыльи корабли

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.
Родина Есенина — это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».
Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Рязанские раздолья — вот Родина , которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь…

Но Родина поэта — это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, — это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать , или , или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта — это Русь до советской власти. Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».
Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».
Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»
Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта — это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном — вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины.
Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси — той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать…»
В заключение я хочу сказать, что Родина поэта — это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Жизнь и творчество С. Есенина

2. Тема родины в творчестве С. Есенина

2.1 Тема родины в поэзии С. Есенина

2.2 Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

2.3 Стихотворение «Отговорила роща золотая…»

2.4 Стихотворение С.А. Есенина «Русь»

1. Жизнь и творчество С. Есенина

Родина С.А. Есенина (1895-1925) - село Константиново Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его. Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца. О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных. Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным. В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом Николаем Клюевым, стихи которого созвучны его собственным. Однако в произведениях Есенина проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя. Чтение стихов в Царском Селе Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились.

Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности. В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости. Поэт погиб с 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены. Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет. Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах .

2. Тема родины в творчестве С. Есенина

Родина поэта - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те дни. Октябрьская революция, которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий». Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям.

Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема. Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни.

Примерно за год до своей смерти Есенин напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный». Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако, как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

2.1 Тема родины в поэзии С. Есенина

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» . Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX - начала XX века:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою --

Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.

Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты - русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.

Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит голь.

«С Советской властью жить нам по нутрю…

Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

2.2 Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его - любовное послание. Однако основная тема - ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью:

Дорогая моя Шаганэ,

Вы приятны и милы мне.

Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы». Любовь в этом цикле выступает в романтическом ключе.

В основе композиции стихотворения лежит противопоставление Востока и России. Эта антитеза лежит в основе каждой строфы. Каждая строфа у Есенина кольцевая: пятый стих точно повторяет первый. Первая строфа - магистрал. Вторая обрамлена вторым стихом первой, третья - третьим стихом первой, четвертая - четвертым стихом первой, пятая - пятым. В результате мы имеем кольцевую композицию.

Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ, которое перетекает в мысль героя о Родине:

Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне,

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Здесь Есенин сознательно нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле». Как отмечают исследователи, это выражение сближается у поэта с выражением «высказать душу». В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» читаем: «И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз» .

Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие. Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли.

Исследователи отмечали, что все стихотворение построено у Есенина на одной развернутой метафоре: лирический герой сравнивает свои кудри с «волнистой рожью при луне». И третья строфа становится композиционным центром произведения:

Я готов рассказать тебе поле.

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи --

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы.

В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о Родине:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»:

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный

Память лирического героя Есенина (как и пушкинского героя) хранит воспоминание о другой девушке, о далекой северянке. И ностальгия по Родине сливается в душе его с романтическим чувством:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит особая форма - глосса. Развитие темы идет по спирали. Как мы уже отмечали выше, каждая следующая строфа начинается с последующей строчки первой строфы. Поэт построил стихотворение «по образцу венка сонетов, в котором последний сонет, так называемый «магистрал», является ключом ко всем предыдущим… Есенин «спрессовал» венок сонетов в пределах одного стихотворения, состоящего из пяти строф - пятистиший, а роль магистрала играет первая. И это еще не всё. В есенинском шедевре слышатся отголоски и других поэтических жанров, например рондо (строки начальной строфы заключают все последующие) и романса, в котором начало повторяется в конце (кольцевая композиция)» .

Стихотворение написано трехстопным анапестом, пятистишиями, рифмовка - кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («про волнистую рожь при луне»), метафору («не буди только память во мне»), кольцо (в каждой строфе).

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.

есенин творчество поэзия родина

2.3 Стихотворение «Отговорила роща золотая…»

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его - неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.

Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа - звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность - на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее - образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник --

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.

Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Здесь приходят на память лермонтовские строчки:

Выхожу один я на дорогу;

Средь равнин кремнистый путь блестит;

Ночь тиха, пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит…

Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:

И если время, ветром разметя,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция - это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же - восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка - перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).

Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…» .

2.4 Стихотворение «Русь»

Сергей Есенин -- поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все -- о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества.

О такой России, своей «милой родине», Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). «Русь» поделена на пять частей, каждая из которых состоит из нескольких строф. В первой части описывается русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Природа со всех сторон обступает деревню, берет ее в кольцо, пытаясь то ли уберечь и защитить крестьянский мир, то ли, наоборот, погубить его: «Потонула деревня в ухабинах, / Заслонили избенки леса». Все вокруг: лес, пурга, пеньки -- кажется одушевленным, наделенным какой-то таинственной силой, в которую верили еще наши предки-язычники. Поэт использует множество одушевляющих метафор, в его стихах неодушевленный мир начинает дышать, смотреть, жить. Из чащи на лирического героя «смотрят» сквозь пургу таинственные огоньки, да и сама поземка представляется ему одетой в снежные «шали». Пеньки «стоят за дубровными сетками, словно нечисть лесная». Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь -- везде колдуны».

Сказки пугают и волнуют воображение слушателей, но они хороши тем, что в них -- «ложь». Тяжелые условия, в которых проходит крестьянская жизнь («злая заморозь», «сумерки мглистые»), ассоциируются со сказочными, а потому легко преодолимыми невзгодами. Даже в суровой природе Есенин видит необыкновенную красоту, парадность: мрачным зимним вечером «на березках висят галуны».

Мрачный, тоскливый пейзаж, на который лирический герой глядит под вой «грозных» волков с «тощих» полей, не пугает его. В начале второй строфы он восклицает: «… люблю тебя, родина кроткая! / А за что -- разгадать не могу». Его любовь к России связана прежде всего с крестьянским миром, кроткими и сильными людьми, которым суровая русская природа позволяет только «короткую» радость «с громкой песней весной на лугу». Лирический герой чувствует себя одним целым с крестьянами, разделяет с ними и труд, и отдых. Он любит «над покосной стоянкою / Слушать вечером гул комаров», а после наблюдать «как гаркнут ребята тальянкою, / Выйдут девки плясать у костров». Если, описывая природу, поэт использует одушевляющие метафоры, то, описывая девушек, наоборот, использует природные метафоры, сравнивает их глаза с черной смородиной. Таким образом, в стихах Есенина образы людей и природы переплетаются, гармонично сосуществуют друг с другом. В конце второй части лирический герой Есенина «разгадывает», за что он любит свою родину: «Ой ты, Русь моя, милая родина, / Сладкий отдых в шелку купырей».

Третья и четвертая части стихотворения «Русь» представляют собой небольшое повествование о жизни крестьян в «смутные» времена. «Година невзгод» описывается поэтом в духе русских былин. Как в сказке, о грядущих бедах крестьянский мир предупреждает русская природа: «Понакаркали черные вороны: / Грозным бедам широкий простор». Да и сама природа словно терпит бедствие, переживает страшную битву: «Грянул гром, чашка неба расколота, / Тучи рваные кутают лес. / На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес». Есенину удается с помощью метафор соединить мир природы и мир крестьянского дома, церкви. Лирический герой Есенина представляет мир огромным домом-храмом, где звезды похожи на «лампадки» под небом-куполом. Но теперь этому величественному дому угрожает война.

Ополченцы, «мирные пахари», собираются на войну, как на работу: «без печали, без жалоб, без слез». Горе объединяет всю деревню. Но поэт не перестает гордиться «добрыми молодцами», которые никогда не переведутся на Руси, всегда будут ее опорой. Сам лирический герой остается в деревне с крестьянками ждать вестей о судьбе родных и любимых. Деревня представляется ему «невесточкой», все женщины, как одна, горюют о милых в «дальнем краю». Образ русской женщины, седой матери, молодой жены, приобретает огромное значение в лирике поэта, становится символом всей Руси с ее нежной, женственной душой. Лирический герой Есенина восхищается такой Русью, ее глубокой и светлой печалью: «Ах, поля мои, борозды милые, / Хороши вы в печали своей!»

Для крестьянок бесконечным счастьем становится получить весточки от мужей и сыновей, «каракули, выводимые с тяжким трудом». Эта деталь говорит о том, что действие стихотворения происходит уже не в сказочно-былинной Руси, а связано с конкретными историческими событиями современной автору эпохи. По-видимому, причиной ухода крестьян в ополчение послужила Первая мировая война. Мужчины сторицей платят женам и матерям за их тоску и ожидание: «с потом» выводят всем по письму. И снова вся деревня собирается вместе -- теперь «над четницей Лушей», чтобы «допытаться любимых речей». Весточки от любимых связываются в народном сознании с другой великой радостью -- первым дождем после долгой засухи, над которым крестьянки тоже плачут «от счастья и радости».

Несмотря на то, что после ухода мужчин на войну женщины сначала поддаются тоске и испугу («В роще чудились запахи ладана, / В ветре бластились стуки костей»), лирический герой видит их необыкновенную силу, которая прежде всего заключается в их вере. Он разгадывает тайну русских женщин: «Не спугнет их ни гром и ни тьма. / За сохою под песни заветные / Не причудится смерть и тюрьма». Кажется, что именно «хижины хилые / С поджиданьем седых матерей» и «взоры невестины» берегут ушедших на войну «родных силачей», как бережет Русь ее защитница Богородица. В поэзии Есенина много библейской символики, ведь поэт считал себя проповедником крестьянского рая, Богом хранимого русского мира. С Богородицей в религиозном сознании связывался синий цвет, которого так много в есенинской лирике. Появляется этот цвет и в стихотворении «Русь»: «Только видно, на кочках и впадинах, / Как синеют кругом небеса».

Для лирического героя Есенина Русь, русские женщины, крестьянский труд наполняются почти религиозным смыслом. Полный любовью к «родине милой», он восклицает: «Припаду к лапоточкам берестяным, / Мир вам, грабли, коса и соха!» Сам лирический герой наполняется чем-то женственным, бабьим. Он готов примириться «с мыслями слабыми», по-бабьи «верить в лучшее… / Тепля свечку вечерней звезды». Для лирического героя сливаются в одно женское и природное начала: он делит с крестьянскими женщинами страхи и надежды, радость и горе и в то же время готов стать «кустом у воды», чтобы без остатка раствориться в русском, природном, космическом. Вместе с женщинами он грезит о «веселом покосе», о приходе новой весны «в мягких травах, под бусами рос».

В последней строфе лирический герой снова восклицает о любви к своей «кроткой родине». Он уже не удивляется и не гадает, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси, ведь для него родина -- единственное, что достойно настоящей любви. Но из всего стихотворения становится понятно, что для лирического героя Есенина Русь -- всеобъемлющее понятие, особый, патриархальный, крестьянский, немного сказочный мир. Родина для него -- это русская природа, пугающая и обильная. Это и русские крестьяне, «силачи», и опора от бед и невзгод, и русские крестьянки, на вере которых держится любовь в этом мире.

Строчки «Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу», которые лирический герой обращает к своей родине, уже встречались во второй части стихотворения и теперь повторяются в конце рефреном. Это упоминание радости и веселья после описания «грозных бед» оставляет в душе светлое чувство после прочтения стихотворения. Вместе с женщинами лирический герой словно надеется и верит в то, что беды русского народа пройдут, как проходит над лесом гроза. Снова придет весна, покос, короткое, но счастливое время.

Таким образом, в стихотворении «Русь» Есенину удалось выразить все то до боли родное, сокровенное, одновременно радостное и печальное, с чем для него связывалось понятие родины, русской земли. На протяжении творческого пути поэта образ Руси, сохраняя высокую степень единства, все же менялся. От церковной Руси, земли-храма, он трансформировался в образ деревенской Руси, давшей «плоть и кровь» поэту, родины-матери. При всем тревожном мироощущении, которым овеяна лирика последних лет жизни поэта, с Русью будет связано ощущение чистого истока, духовного родника, из которого Есенин черпает силы для поэзии и жизни, с которым навсегда остается связан тесными узами.

Список литературы

1. Аганесов В.В. Русская литература XX века. М., 2000, с. 328.

2. Бельская Л.Л. Песенное слово. М., 1990, с. 110.

3. Горький А.М. Сергей Есенин. - С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т., М., 1986, с. 59.

4. Городецкий С. М. Сергей Есенин. Журнал «Искусство трудящимся» -- 1926 -- № 1 -- С. 3.

5. Есенина А. А. Родное и близкое. -- М.: Советская Россия, 1968. -- 88 с.

6. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. -- М.: Астрель, Corpus, 2011. -- 608 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Образ России в творчестве С.А. Есенина. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.

    реферат , добавлен 08.04.2006

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Тема природы в творчестве Есенина. Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина. Образы животных и "древесные мотивы" в лирике Есенина. Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт.

    реферат , добавлен 01.05.2003

    Концепция любви в лирике на примере раннего и зрелого творчества Сергея Есенина. Любовь к женщине как "сокровенное": Айседора Дункан, А. Сардановская, З. Райх. Биография поэта. "Шаганэ, ты моя Шаганэ". Художественные средства в создании образов.

    аттестационная работа , добавлен 29.05.2008

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

    реферат , добавлен 08.07.2010

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Период имажинизма в творчестве и жизни С. Есенина. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. Образы-символы в его творчестве, цветовая насыщенность произведений. Анализ цветового лексического состава стихотворений с точки зрения употребления различных частей речи.