Как жалко порой бывает избавиться от старой, потрёпанной мебели, мысль, что на свалку придётся выкинуть то, что помнишь с самого детства, становится невыносимой.

Но… обшарпанные стулья не вписываются в интерьер гостиной и даже на кухне выглядят обособленно, одиноко среди современного кухонного гарнитура. Как говориться, придётся выбрасывать. Или… не придётся.

Реставрация мебели. Что это значит?

Спасти ситуацию поможет реставрация. Слово знакомое многим, но лучше всех его понимают люди, связанные с культурой и искусством. Однако разве не искусство придать старым стульям и табуреткам прежний красивый вид, привести в порядок сервант или шкаф? Провести несколько нехитрых процедур и сделать их такими, словно бы только что купили в магазине.

Тем более, если задуматься о новой покупке, то даже при самых скромных подсчётах выйдет довольно приличная сумма. Так стоит ли тратиться, если довольно воспользоваться недорогими материалами и потратить совсем немного времени, проведя реставрацию мебели своими руками.


В результате, можно стать обладателем эксклюзивной, оригинальной мебели, прекрасно сочетающейся с новым дизайном комнаты или кухни.

Подготовка как основа работы

Любому делу нужна тщательная подготовка, это необходимо для качественного результата. Применимо это и к реставрации мебели. Прежде, чем проводить отделку, всегда нужно подготовить поверхность.

Поскольку корпус чаще бывает древесным, в ходе подготовки проводят следующие действия:

  • Внимательно осматривают поверхность на выявление различных крупных и мелких дефектов.
  • Отмывают тёплой вой загрязнения применяя моющие средства. Просушивают поверхность.
  • Разбирают мебель. Это во много облегчает дальнейший процесс и сохраняет в целости элементы, не подпадающие под переделку.
  • Если деталь, которую нужно подправить, не отделяется, тогда все остальное закрывают плёнкой и заклеивают скотчем. Оставшуюся деталь после этого можно смело реставрировать, не боясь испортить остальное.
  • Реставрация мягкой мебели требует более осторожного подхода. Обивка удаляется очень аккуратно. По ней потом делают выкройку используя новый материал. Набивку также извлекают и сменяют.

Снятие полировочного слоя

При наличии полировки от которой нужно избавиться, нужно:

  • Воспользоваться специальным жидким составом.
  • Использовать бумажные полотенца или салфетки;
  • Поработать кистью, выполненной из натуральной щетины;
  • Воспользоваться металлической ватой, грубой наждачкой и шпателем.


Во время самой работы связующий состав переливается в кружку или в посуду с широким горлом. Кистью со смесью на поверхность наносится толстый слой. Через некоторое время он размягчается и удаляется. Шпателем аккуратно соскребают остатки, обязательно вдоль древесных волокон.

Процедура повторяется до тех пор, пока вся поверхность не будет полностью очищена. При этом дополнительно пользуются металлической ватой и наждачной бумагой. На руках в такой момент лучше иметь резиновые перчатки, а чтобы не вдыхать вредные пары и не засорять дыхательные пути мелкодисперсной пылью, носить респиратор.

Обнаруженные трещины маскируют мягким воском, подобранным по оттенку, втирая его в поверхность. Для сглаживания сколов и зазоров пользуются шпатлевкой, после полного высыхания, поверхность шлифуется шкуркой. Лак наносится только после того, как вся конструкция будет тщательно обработана и прогрунтована.

Если работой предстоит заниматься новичку, то лучше всего воспользоваться наглядными пособиями по конкретной теме. Внимательно изучить все аспекты, просмотреть фото реставрации старой мебели.

Основные технические приёмы

На последнем этапе по декорированию в момент реставрирования прибегают не только к окрасочным составам и лакам. В настоящее время многим профессиональным дизайнерам и мебельщикам нравиться использовать в этом деле различные технические приёмы.

С их помощью им порой удаётся произвести из совершенно невзрачных предметов абсолютно винтажный и эксклюзивные элементы. В качестве таких приёмов выделяют следующие:

Роспись красками

Самый доступный и простой метод. Иными словами, окрашивание лакокрасочными материалами. Цвет подбирается под общий фон помещения в котором будет находиться реставрируемый предмет или определённого элемента декора.

На подготовленную поверхность наносится тонкий слой окрасочного состава. В работе используется трафарет с определённым узором или рисунком. После нанесения контуров, трафарет убирается, а рисунок раскрашивается.


Декупаж

Простая и интересная техника работы, сделать которую могут даже дети. Из ткани и бумаги вырезаются различные фигуры и наклеиваются на поверхность, например, стола. После чего покрываются лаком.

Кракелюр

Здесь идёт сочетание сразу двух методов: декупажа и лакирования. Мебели таким образом отделывают под старину. Для этого наносится лакирующий слой, и оставляется до полного высыхания, затем поверху наносят кракелюрный лак.

После высыхания образуются небольшие трещинки, очень похожие на антикварные. На последнем этапе их можно позолотить золотой краской.

Шпонирование

Название данной технологии произошло от основного материала – шпона. Это тонкие древесные листы из разных пород. Из них, по предварительно проведенным замерам, вырезаются элементы.


С помощью простого канцелярского клея ПВА их приклеивают на поверхность, прошедшую подготовку и грунтование. Для разглаживания поверхности применяется горячий утюг.

Патирование

Этот способ позволяет предать старой мебели благородность. Родина этого понятия Италия. В основе образование специфического налета, похожего на образования после процесса окисления на бронзовых и медных предметах.

В настоящее время основными цветами, использующимися для придания деревянной мебели эффекта потертости, являются золото, серебро и медь.

Предметы реставрации

В большинстве своём под реставрацию подпадают старые серванты, комоды, шкафы, столы, стулья с высокими спинками, табуреты и все остальные предметы, срок жизни которых исчисляется десятилетиями. Не удивительно, что со временем они приходят в негодность. Изучив все приёмы реставрирования многие люди приходят на помощь своим «немым домочадцам»

Старый сервант очищается от облупившегося лака, освобождается от всех дефектов и после проведения уже знакомых операций возвращается к новой жизни. Поскольку поверхность очень широкая, в такой работе иногда пользуются не только кисточками различной ширины, но и валиком. Главное, следить, чтобы не было всевозможных подтеков и мелких пузырьков.


Реставрация стульев и табуретов

Всем известно, что быстрее всего износу подвергается кухонная мебель, поскольку в этом месте многим нравится проводить большую часть своего времени. Здесь к сожалению, иногда вовсе не нужно ждать несколько десятков лет, чтобы понять, что мягкая мебель требует ремонта.

И если хорошо постараться она может вновь обрести привлекательность. Тем более, что она до сих пор прекрасно исполняет свои функции.

Чтобы привести в порядок табурет с мягким сиденьем, необходимо очень аккуратно снять с него обивку. Если обивка мебели достаточно хорошая, то её можно оставить и, поступив как уже описывалось выше (защитить все элементы табурета не подвергающиеся реставрации), приступить к восстановлению ножек.

В том случае если старая ткань или кожа сиденья уже не пригодны для использования, по ним вырезаются выкройки в аналогичных размерах. Также по размеру сиденья вырезается кусок поролона, который далее крепится к нему мелкими гвоздями.

В завершении происходит перетяжка мебели либо заготовленной тканью, либо кожей. В итоге получается обновлённая кухня и, что самое главное без всяких затрат.

Фото процесса реставрации старой мебели

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.


Каждый человек, желая создать уют в собственном доме или квартире, обставляет комнаты красивой новой мебелью. Она поначалу радует глаз, а затем начинает разрушаться под действием времени.

Не стоит спешить выбрасывать старую мебель, т.к. любой мебели можно подарить вторую жизнь.

В эпоху потребления многие люди спешат избавиться от устаревших и потерявших первоначальный привлекательный вид предметов интерьера, покупая более модные вещи и отправив старую мебель на чердак или на дачу, где она продолжает пылиться и ветшать. Однако есть и такие, кто не хочет расставаться с любимыми предметами: старым комодом, резным шкафом, столом, за которым много лет отмечали семейные праздники.

Что можно посоветовать любителям семейных ценностей? Нужно отреставрировать мебель. Благодаря обновлению предметы не только обретут вторую жизнь, но и внесут свежие нотки в интерьер жилища. Реставрация мебели в последние годы стала очень популярным и прибыльным делом. Большое количество фирм за хорошие деньги превращает старые предметы в современные и стильные вещи.

Реально ли отремонтировать и и какие способы реставрации можно освоить самостоятельно?

Обновление предметов интерьера

Вдохнуть новую жизнь в старые вещи может каждый заботливый хозяин, нужно лишь ознакомиться с некоторыми рекомендациями по ремонту и обновлению мебели, приобрести необходимые для этого дела инструменты и проявить немного фантазии и терпения.

Итак, что нужно делать, если вещь поцарапалась или покрылась трещинами, лак и краска местами облупились, а мягкая обивка дивана и кресел разошлась или выцвела? Существует несколько способов ремонта предметов интерьера, которые можно выполнить в домашних условиях.

  1. Реставрировать мебель можно частично. Суть заключается в том, что нужно обновить не весь предмет, например, шкаф, а только небольшой его участок. Это может быть покрытие лаком.
  2. Полное обновление мебели. Способ заключается в окрашивании, покрытии лаком, оклеивании пленкой или обтягивании тканью всего предмета.
  3. Искусственное состаривание вещи. Этот способ хорош для людей, которые хотят стилизовать свою мебель под старину и придать помещению более древний облик. В результате состаривания мебель либо покрывается трещинrами, либо ее поверхность становится неодинаковой по цвету.

Вернуться к оглавлению

Лакировка изделий

Обрабатывать деревянную мебель лаком желательно не менее двух раз, чтобы древесина служила как можно дольше.

В советское время было очень модно покупать лакированные шкафы и столы. Они красиво блестели и радовали своим видом хозяев. Но совсем скоро люди стали замечать, что лак местами отстал, потерся, а на поверхности предмета кое-где появились царапины. Чтобы к изделию вернулась былая привлекательность, его можно заново залакировать. Для реставрации небольшого участка шкафа необходимо будет приготовить такие инструменты и материалы:

  • тряпочку из мягкой ткани;
  • наждачную бумагу;
  • кисточку;
  • бензин;
  • лак для мебели.

Сначала следует слегка смочить бензином тряпочку и аккуратно протереть ею поврежденный участок, чтобы его обезжирить. После того как место высохло, нужно взять наждачку и очистить с ее помощью лаковый верхний слой. Потом сухой кисточкой с участка удаляется пыль, затем он лакируется с помощью кисти и мебельного лака.

Реставрировать старую мебель таким способом хорошо, если лакировка только немного повреждена. При наличии на всей поверхности предмета царапин и потертостей следует провести операцию по полному удалению старого покрытия, а затем выполнить новую лакировку объекта. Для нее понадобятся

  • шпатель;
  • зубная щетка;
  • тряпочка/ строительный пылесос;
  • наждачная бумага;
  • кисточка;
  • перчатки;
  • эмульсионная смывка СМ-1/СМ-2;
  • растворитель;

Удалить лак с поверхности шкафа без проблем помогает смывка. Ее следует нанести кистью на предмет мебели и оставить на нем на определенное время. Срок выдержки зависит от вида лакового покрытия. Если это был нитроцеллюлозный лак или спиртовой, то спустя полчаса смывка размягчит его, а если шкаф был покрыт полиэфирным лаком, на его разрушение понадобится около 2-х часов.

По истечении срока выдержки лак, ставший размягченным, следует осторожно удалить с поверхности шпателем, а в углах мебели зубной щеткой. Затем на стенки и дверцы шкафа наносится растворитель.

Спустя 1,5 часа, когда поверхность высохнет, ее надо отшлифовать наждачной бумагой, а затем обеспылить сухой тканью или строительным пылесосом. После этого можно приступать к покрытию поверхности шкафа свежим лаком в 2-3 слоя, каждый из них должен высохнуть. Цвет этого лака может отличаться от прежнего, таким образом, отреставрированный шкаф будет смотреться по-новому.

Вернуться к оглавлению

Применение акрила и декупажа

Техника “Декупаж” позволяет мебели обрести индивидуальный дизайн, к тому же она не требует много времени и затрат.

В последнее время очень модно реставрировать старую мебель с помощью акриловых красок. Они имеют богатую цветовую гамму, есть перламутровые краски и составы с блестками. Для обновления краской предметов интерьера понадобятся:

  • кисточки;
  • валик;
  • наждачная бумага;
  • ножницы;
  • малярный скотч;
  • грунтовка;
  • краска;
  • карандаш;

Для начала поверхность тумбочки или стола наждачной бумагой зачищается от старой краски, ее остатки и пыль следует удалить кисточкой. Затем нужно валиком нанести на изделие грунтовку и дать ему просохнуть. После можно красить мебель акрилом.

Более интересным будет изделие, если его расписать разными узорами, орнаментом или цветами. Для этого надо выбрать рисунок или трафарет и перенести его на подготовленную и обработанную грунтовкой поверхность мебели. Затем аккуратно кисточкой прокрашивают узоры.

Чтобы не испортить картину, можно после нанесения светлых красок и их высыхания заклеить их малярным скотчем, потом рисуются темные элементы картины или узора, а в конце работы скотч снимается. В завершение высохшая поверхность изделия покрывается лаком. Особенно необычно смотрятся пестрые рисунки с геометрическими фигурами или полосками на тумбочке и комоде.

Реставрировать старую мебель (кухонную и комнатную) можно, используя технику декупажа. Для работы будут нужны:

  • акриловые краски и лак;
  • прозрачная грунтовка;
  • декупажные салфетки и клей;
  • ножницы для декупажа;
  • плоская кисточка.

На деревянную поверхность, обработанную наждачной бумагой, наносится слой акриловой краски или прозрачной грунтовки. Далее берут салфетку для декупажа и снимают с нее верхний цветной слой. Специальными ножницами вырезают рисунок или элемент картинки и прикладывают его к задуманному участку мебели, покрытому специальным клеем для салфеток.

Затем аппликацию аккуратно расправляют, чтобы не было складок, и по самому краю смазывают при помощи кисти клеем. Когда салфеточный элемент хорошо просохнет, его покрывают сначала одним, а потом другим слоем акрилового лака. Таким же образом к мебели приклеивают остальные детали декора. Вместо салфеток можно использовать элементы обоев, ткани. В конце работы вся поверхность тумбочки или шкафчика покрывается в 2 слоя акриловым лаком.

Реставрация мебели своими руками часто производится не только с целью сохранить немного средств. Некоторые вещи из дерева обладают неповторимым очарованием старины, другие просто настолько привычны, что от них не хочется избавляться. В каждом случае к ремонту и переделке отслужившей свое мебели приходится подходить по-разному. Чаще всего главной задачей является сохранение функциональности предмета.

Реставрация мебели своими руками часто производится не только с целью сохранить немного средств

Перед тем как обновить старую мебель, стоит определить, не является ли она слишком ценным антиквариатом. В этом случае ее продажа может быть гораздо выгоднее, чем реставрация. Определить, насколько ценен древний предмет мебели, можно по наличию клейма мастера на обратной стороне шкафа или изнанке сидения стула. Если тумба или комод имеют такие же клейма и на днище ящиков, имеет смысл связаться с профессиональными оценщиками антиквариата.

Но в том случае, если хочется сохранить старинную мебель для себя, продлить ее жизнь и предоставить ей случай послужить еще, следует очистить и осмотреть вещь, выявляя дефекты. В самых простых случаях это могут быть механические повреждения ножек, дверец, поверхностей. В более сложных потребуется перетяжка обивки, восстановление рисунка инкрустации или резного узора, укрепление расшатавшихся соединений. Каждый случай требует персонального подхода и специфических инструментов. Но чаще всего могут потребоваться:

  • дрель и сверла, шуруповерт;
  • рубанок торцевой;
  • напильники и наждачная шкурка;
  • набор отверток;
  • электролобзик;
  • острый нож;
  • пассатижи и круглогубцы;
  • мебельный степлер со скобами;
  • мебельная ткань;
  • швейные принадлежности и ножницы;
  • кисти, лакокрасочные материалы, мебельный воск и прочее.

Если обновление мебели будет заключаться в ее декорировании элементами декупажа, то потребуются только нужные изображения (салфетки, специальные наборы и прочее), клей ПВА и кисть из мягкого волоса. Для кракелюра нужно купить специальный лак, при желании – металлическую пудру для позолоты или серебрения. Для декора может пригодиться и самоклеящаяся пленка под ценные породы дерева или камень, пластиковые молдинги и мебельная фурнитура.

Существует еще один интересный материал для декорирования старой мебели. Он называется линкруст и представляет собой тонкую пленку с объемным тиснением. Нанося на выпуклые части металлическую пудру, можно даже из старой стенки сделать произведение искусства.

В некоторых случаях требуется разобрать вещь на детали. Обычно так происходит, если ремонт мебели заключается не только во внешнем декоре. При перетяжке мягких сидений, восстановлении лакированной мебели в домашних условиях нужно будет разъединить хотя бы основные части. Чтобы не перепутать детали при сборке сложных узлов, следует сфотографировать процесс разборки.

Галерея: реставрация старой мебели (25 фото)



















Реставрация старой мебели (видео)

Стильная мебель своими руками

Самый простой способ ремонта старой мебели – декорирование поверхностей в современном духе. С помощью нехитрых приемов послужившим вещам можно придать современный облик в разных стилях. Самодельным кухонным гарнитурам и комодам 30-40-х годов прошлого века всегда найдется место в интерьерах кантри, шебби-шик, викторианском и подобных стилях, подразумевающих не совсем современные детали. Советские изделия 50-70 гг. вполне удачно впишутся в минималистичный современный интерьер. Нужно только немного изменить их стандартный внешний вид и отреставрировать мебель в соответствии со своими требованиями.

Новая жизнь старой тумбочки может начаться с удаления грязи и старой краски. Некоторые удивительно изящные эксклюзивные вещи ручной работы за годы службы неоднократно перекрашивали. Это совершенно лишило их привлекательности и шарма старинной мебели. Краску лучше всего удалить полностью, до чистой древесины.


Перед тем как обновить старую мебель, стоит определить, не является ли она слишком ценным антиквариатом

Точно так же следует поступить, если тумба была покрыта лаком. Как правило, покрытие находится в очень плохом состоянии. Удалить и краску, и лак проще всего острым ножом, напильником и наждачной шкуркой. Разболтанные и плохо закрывающиеся дверцы лучше снять, чтобы заменить фурнитуру.

Если на мебели обнаруживаются трещины и выбоины, то нужно сделать специальную замазку на основе столярного клея или акриловой смолы. На 1 часть связующего нужно взять 3-4 части мелких опилок (при возможности даже просеять их). Этим составом замазать дефекты, захватывая неповрежденные участки вокруг выемки. После того как мастика полностью высохнет (до 48 часов), обработать поверхность наждачной шкуркой, натянутой на ровный деревянный брусок.

Красивый рисунок очищенной древесины может подсказать идеи отделки без покраски. В этом случае нужно покрыть изделие морилкой под ценные породы. Просушить тумбочку, добавить декор на свой вкус (роспись, декупаж) и покрыть все части прозрачным лаком. Установить на штатные места ручки дверец и ящиков, при необходимости можно заменить их на более современные или, наоборот, соответствующие стилю благородной старины.


Самый простой способ ремонта старой мебели – декорирование поверхностей в современном духе

Как обновить крупную мебель?

Отреставрировать старый комод или шкаф можно похожим способом. Крупные предметы мебели часто содержат в себе множество ящиков, которые со временем разбухают или рассыхаются. Реставрация старого шкафа, бюро, комода должна начинаться с проверки целостности и легкости движения этих деталей.

При необходимости можно разобрать ящики на составные части. Соединения (обычно это шип-паз в разных вариантах) очистить от старого клея, обработать надфилем и подклеить тонкие кусочки древесины в пазы. Для этого можно взять дешевый шпон или использовать один из слоев от фанеры. Уплотнив таким образом, нанести на поверхности клей (столярный, ПВА, моментальный) и соединить детали ящиков. Можно использовать тонкие саморезы.

При необходимости замены ручек отверстия от старых креплений замазать составом для ремонта трещин. После высыхания поверхность зачистить шкуркой. Сделать новые отверстия и укрепить фурнитуру.

Передняя стенка ящика может быть закреплена на деревянных нагелях. Если в процессе разбора не удалось сохранить их, то очень просто изготовить новые из круглой палки подходящего диаметра (шпажки для шашлыка, например). Остатки старых нагелей нужно высверлить, влить внутрь выемки немного клея и вставить туда небольшой отрезок палки. Так же сделать ответные отверстия и посадить стенку на место.

Как правило, восстановление рассохшихся ящиков решает и проблему их передвижения по направляющим. Если же где-то остались помехи, можно обследовать трущиеся поверхности и сточить часть древесины напильником.

При оклейке любой тонкой пленкой нужно помнить, что дефекты поверхности под ней будут заметны. Сколы, трещины, облупившееся покрытие нужно предварительно выровнять. Дефекты древесины затереть шпаклевочным составом, а старое покрытие снять. На больших поверхностях комодов и шкафов это проще всего сделать шлифовальной машиной. Подойдет и насадка на дрель в виде круглой щетки с металлическими составляющими.

Желательно во время работы использовать респиратор и очки, чтобы предотвратить попадание пыли в глаза и дыхательные пути. Очистку крупной мебели от лакокрасочного покрытия лучше производить в нежилом помещении или на улице. Пыль, оставшуюся на мебели после обработки, нужно тщательно смыть чистой водой.

Идеи для декорирования шкафа или комода

Решать, как отреставрировать старую мебель в домашних условиях, должен сам мастер. Зависит это от стиля интерьера помещения. Реконструкция может быть произведена разными способами:

  • оклейкой пленкой;
  • окраской и декорированием;
  • лакированием.

Реставрация советской мебели с ровной поверхностью и без лишнего декора может быть выполнена при помощи ткани или тонкой кожи (кожзаменителя). В зависимости от предпочтений, передние стенки ящиков можно обтянуть таким материалом или оклеить пленкой цвета металлик. Обычно так выполняется реставрация мебели из ДСП, не подразумевающая сохранения рисунка ценной древесины.

Боковины комода, его столешницу при этом можно окрасить контрастно: в темные цвета для минималистичного стиля или хай-тек, в жизнерадостные, но неяркие бежевые, голубые, розовые оттенки для кантри и похожих интерьеров. Дополнить отделку могут соответствующие детали фурнитуры. В мебельных магазинах и строительных фирмах всегда есть богатый выбор молдингов, имитирующих лепнину или имеющих строгие графические очертания. Декоративные накладки на свободные от оклейки части мебели придадут обновленному комоду или шкафу сходство с антикварными резными изделиями. Завершить облик преображенного предмета помогут ручки соответствующего дизайна.

Очень модна в настоящее время мебель с легким эффектом потертости. Это отнюдь не значит, что можно поставить тумбу или комод с облупившимся местами покрытием. Для стиля шебби-шик характерна имитация хорошо сохранившейся, но старой мебели. Поэтому любой стул, шкаф или этажерку готовят к ремонту по общим принципам: максимально удаляя старое покрытие.

Обработанные изделия порывают тонким слоем мебельного воска в тех местах, где нужна потертость: на выпуклых частях рельефа, на углах и гранях, возле ручек. Поверхности окрашивают светлой акриловой краской. После высыхания достаточно снять ее слой на навощенных местах. Реставрация деревянной мебели подразумевает и декор либо росписью, если у мастера есть способности к рисованию, либо методом декупажа.

Для этого используют готовые рисунки, страницы старых книг или ноты, салфетки с нужным узором. На мебель наносят слой клея ПВА, прижимают картинку и разглаживают ее мягкой кистью, удаляя пузыри воздуха. После высыхания можно обработать губкой с краской края рисунка, чтобы замаскировать переход от бумаги к окрашенной поверхности. Реставрация комода своими руками может считаться завершенной, а для защиты рисунка поверхности нужно лакировать.

Как реставрировать старую мебель (видео)

Как обновить мягкую мебель?

По сравнению с переделкой деревянных вещей реставрация мягкой мебели своими руками кажется достаточно сложной. Но справиться можно и с этой задачей. Чаще всего приходится менять изношенную обивку и наполнитель.

Чтобы заново обтянуть старое кресло своими руками, придется подобрать мебельную ткань. Для современных гарнитуров подойдут и флок или велюр, но старинную вещь они могут лишить присущей ей солидности. Для вычурных кресел с резьбой и гнутыми деталями придется поискать качественный мебельный гобелен.

Разбирая мягкую мебель прошлого века, можно обнаружить внутри пружинный блок или вспененную резину, чаще всего не подлежащие ремонту. Их можно заменить современным поролоном высокой плотности. Лучше всего выбрать толстую пластину более плотного материала, а поверх нее сделать тонкую (около 2 см) прокладку из мягкого поролона. Для большей сохранности наполнителя сверху кладут мешковину или другую плотную ткань.

Если кресло или диван были не полностью мягкими, а содержали полированные детали, то до того как реставрировать мебель своими руками, нужно восстановить покрытие при помощи лака. Полировка производится пастой ГОИ.

Восстановление кресла продолжается укладкой наполнителя:

  • основание сидения смазать клеем и уложить на него толстый поролон;
  • равномерно прижать по всей поверхности;
  • намазать поверхность поролона клеем и проложить тонкий материал;
  • уложить поверх поролона черновую обивку из мешковины, прикрепить ее скобами степлера;
  • оклеить подлокотники и спинку, если это нужно.

В зависимости от того, какой конструкции мягкая мебель, может потребоваться сделать рельеф на наполнителе. Детали, выступающие над поверхностью, нужно вырезать отдельно и приклеить.

В завершение потребуется сшить новые чехлы. Для выкроек надо использовать старую обивку. Готовый чехол или мебельную ткань выложить на изнанку возле края полированной детали, прикрепить степлером вдоль края.

Перевернуть на лицо, накрывая мягкий наполнитель, натягивая чехол на подлокотники и спинку. Прикрепить на изнанке мебели, снизу подлокотников и т. п., реставрируя обивку так, как она была уложена раньше. Если на кресле были накладные деревянные детали поверх ткани, их устанавливают на место в последнюю очередь, когда обивка будет полностью заменена.

На некоторых моделях старой мебели бывают накладные подушки. Их наполнитель нужно осмотреть и при необходимости заменить. Чехлы легко сшить по выкройкам, снятым со старой обивки. С этими деталями работы значительно меньше, чем с перетяжкой самого дивана или кресла.

Реставрация старой мебели – процесс во многом творческий. Даже восстанавливая ее старинный облик, приходится использовать и новую обшивку, и современные технологии, затрачивая много времени и не меньше фантазии. Но при взгляде на отреставрированный на дому диван, резную или полированную мебель, которой можно пользоваться еще долго, у мастера не возникает сожалений по поводу потраченных усилий.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сегодня реставрация старой мебели своими руками приобретает все большую популярность. Для кого-то это способ сэкономить на приобретении других предметов интерьера, для других – возможность сохранить памятную или ценную вещь. Обновление мебели – трудоемкий процесс, но он по силам даже тем домашним мастерам, которые не обладают большим опытом или навыками.

Похожие статьи:

Плюсы реставрации старой мебели своими руками

С течением времени даже качественная мебель изнашивается: выгорает краска, трескается лак, протирается обивка. Можно отдать ее на реставрацию в специализированную мастерскую. Если речь идет о ценных, антикварных предметах, лучше всего так и поступить. А с обновлением недорогой мебели можно справиться самостоятельно.

Чаще всего речь идет о добротной обстановке советского образца, произведенной до 1980 года. Часто советская мебель изготовлена из качественных материалов – цельного, хорошо просушенного бруса, прочного ДСП, фанеры, – имеет надежный каркас и поддается реставрации.

Легче всего работать с предметами интерьера, изготовленными из натуральной древесины или ДСП. Их можно отремонтировать, обновить внешний вид или кардинально изменить его, используя различные оригинальные идеи реставрации старой мебели.

Это позволит не только сэкономить немалые средства на обновлении интерьера, но и полностью изменить его стиль на более изысканный, вписать старую мебель в любой дизайнерский проект по своему усмотрению. Реставрированный гарнитур будет иметь тот цвет и декор, который необходим в интерьере.

Ремонт шкафов и тумбочек

Восстановление корпусной мебели начинается с ремонта. Необходимо проверить и восстановить соединения, подтянуть крепеж, заменить поломанные детали.

Восстановление поверхностей шкафов и тумб осуществляют по тому же принципу, что и столов. Повреждения заделывают шпатлевкой. Старое покрытие удаляют, а затем окрашивают или декорируют в другой технике. Еще один вариант обновления корпусной мебели – полная или частичная замена фасадов.

Частично заменяют вставки: стекло, ротанговое полотно, ламинированное МДФ. Можно использовать такой же, но не бывший в употреблении материал или полностью изменить концепцию оформления готового изделия.

Фасады меняют на деревянные, рамочные, изготовленные из ламинированных пленкой или пластиком МДФ и ДСП. Дверцы могут иметь вставки или зеркальные поверхности, быть иначе декорированными, покрытыми металлом.

Реставрация столов и стульев

Реставрация старинного стола своими руками позволяет восстановить и декорировать обветшалую, изношенную столешницу, воссоздать прежний вид или даже улучшить эксплуатационные характеристики.

Старый мебельный лак с поверхности можно удалить наждачной бумагой или шлифовальной машиной. Изделие из ДСП или МДФ придется предварительно подготовить – снять с его поверхности ламинирование. Для этого подойдет строительный фен и шпатель.

Реставрация столов и стульев начинается с ремонта деталей и подтягивания креплений. Иногда изделие требуется полностью разобрать и заново скрепить все элементы, попутно меняя сломанные или слишком обветшалые. Простые ножки заменяют резными балясинами и наоборот.

После шлифовки приступают к ремонту поверхностей. Глубокие дефекты устраняются с помощью специальной полусинтетической шпатлевки или составами для дерева. Когда заплатки подсохнут, их снова придется отшлифовать наждачной бумагой.

Обновить цельные поверхности можно, покрыв мебель самоклеящейся пленкой или шпоном.

Столешницу облицовывают керамической плиткой или мозаикой. Кафельное покрытие повысит прочность и выносливость рабочей поверхности стола. Оно не боится высоких температур, моющих средств и механических повреждений.

На мягких сиденьях стульев достаточно сменить обивку. Можно поменять жесткие сиденья на мягкие или сшить для них чехлы.

Инструменты и материалы

Независимо от выбранной техники, для того чтобы реставрировать старую мебель своими руками, потребуются следующие инструменты и материалы:

  1. Наждачная бумага разной зернистости.
  2. Шлифовальная машина.
  3. Инструменты – отвертки, ключи, шуруповерт, степлер.
  4. Строительный фен.
  5. Средства защиты – перчатки, очки, респиратор.
  6. Шпатлевка, синтетическая или для работы по дереву.
  7. Грунтовка для дерева или деревосодержащих материалов.
  8. Выбранное топовое покрытие. Это может быть морилка, лак, шеллак, краска алкидная или эмалевая нужного оттенка, воск. Можно выбрать средства для патинирования, декупажа, кракелюра.
  9. Кисточки различного размера, валик для больших поверхностей.

Основные техники реставрации мебели

Может осуществляться разными способами. В мягкой мебели меняют пружины, подкладку, обивку или чехлы, декорируют валиками. Изделия из дерева, ДСП или МДФ шпонируют, красят, лакируют, оклеивают ПВХ-пленкой. Дополнительно меняют или восстанавливают фурнитуру. Помимо восстановления и обновления поверхностей, реставрация может сопровождаться декорированием.

Перетяжка мягкой мебели

Технология того, как сделать (кушетки, стульев, кресел), включает в себя несколько шагов:

  • Снимаются быльца, замки. При необходимости разбирают и ремонтируют каркас. Заменяют каркасные балки, проломленные детали ДСП, фурнитуру.
  • Снимается старая обивка и подкладка.
  • Старую основу из фанеры, ремни и пружинные блоки заменяют другими.
  • На основу лежанки или сиденья приклеивают другой уплотнитель – поролон или синтепон шириной 3-4 см. Края обрезают, придавая подкладке форму основы. Клей должен полностью высохнуть перед продолжением работ.
  • Уплотнитель можно дополнительно накрыть слоем рогожки.
  • Натягивается другое полотно. Его края подворачивают и закрепляют с помощью столярного степлера или мебельных гвоздей по низу изделия. Углы закладывают в процессе работы, или чехол может быть пошит заранее.
  • Прибивая ткань, ее нужно постоянно разглаживать руками, предупреждая появление заломов. Работу начинают с середины, чтобы иметь возможность скрыть или ушить излишки ткани. Изнанку закрывают подкладочной тканью. Раскрой подкладки делают с учетом 3-4 см подгиба, пристреливают ее с углов, плотно натягивая материал. В подкладке былец нужно аккуратно вырезать отверстия под болты.

Декорирование

Если мы реставрируем старую мебель своими руками, можно выбрать в качестве декора такие техники, как декупаж, кракелюр, патинирование и их комбинации. Самая распространенная на сегодня техника – декупаж.

Для ее исполнения потребуется клей ПВА, кисточки, акриловый лак на водной основе. В качестве декора используют изображение, нанесенное на бумагу, ткань, кружева. Мебель предварительно можно покрасить акриловой краской или лаком нужного цвета. Затем подготовленную поверхность смазывают клеем. На нее накладывают декоративный элемент, разглаживают, позволяют высохнуть и вскрывают лаком. В качестве топового покрытия можно использовать лак для кракелюра.

Еще один способ декорирования – нанесение рисунка на окрашенную поверхность самостоятельно или через трафарет. В качестве штампа используют кружева или гепюр, которые закрепляют скотчем, а затем кисточкой или баллончиком наносят краску. Трафарет снимают после полного высыхания краски.

Обновляем быльца при помощи фанеры

Для обновления былец мебели в домашних условиях используют накладки из фанеры. Фанеру распиливают самостоятельно с помощью электролобзика или заказывают распил в мастерской.

На каждое быльце потребуется 5 прямоугольных заготовок соответствующего размера, закрывающих все его части: наружную, внутреннюю, заднюю, фасадную и верхнюю. Их скрепляют изнутри с помощью уголков и саморезов. Поверхность шлифуют наждачной бумагой. Готовое изделие можно покрасить, покрыть лаком или задекорировать любым другим способом. Ему можно придать иную форму, например столика или полки. Готовую конструкцию надевают на быльце как чехол.