Написал стихотворение трагическое и ироническое. «Это какая улица? // Улица Мандельштама. // Что за фамилия чертова - // Как ее ни вывертывай, // Криво звучит, а не прямо. // Мало в нем было линейного, // Нрава он был не лилейного, // И потому эта улица, // Или, верней, эта яма // Так и зовется по имени // Этого Мандельштама». Полагаю, оно является вариацией темы «Памятника» Горация. Памятником оказывается яма (могила) - в силу своей физической иррегулярности. А еще мне, прошу прощения за урбанистический взгляд, кажется, это очень неординарное размышление о природе линейной и свободной планировки. Как ни странно, в истории мы не наблюдаем эволюции от городов иррегулярных к регулярным. Казалось бы, сначала должно появиться поселение свободной формы, потом ему должны придать геометрический порядок. Однако и в Вавилоне, и в Мохенджо-Даро (главном городе Хараппской цивилизации), и в Гизе (Египет, Древнее царство), то есть во всех центрах изобретения городской цивилизации, мы с самого начала сталкиваемся с регулярными планами. Это даже завораживает. Изобретение регулярной планировки оказывается современным изобретению города вообще. Стоит напомнить, что города появляются примерно тогда же, когда и письменность. Не знаю, насколько оригинальным является это сравнение, но для археолога или человека с филологическим опытом очевидно визуальное сходство регулярных планов древних городов с древнейшими памятниками письменности - будь то хеттские клинописные таблички или египетские рельефы и папирусы. Письменность и регулярный план - это изобретения-современники и, как мне кажется, родственники. Если угодно, регулярный план - это текст, написанный прямо на земле. Тем более поразительно, что одновременно существуют города регулярные и иррегулярные. Изобретение регулярности выглядит колоссальным цивилизационным скачком, но оказывается, что им можно пользоваться, а можно и нет. Это все равно как изобрести колесо и откатить его в сторону. С семиотической точки зрения прямоугольные кварталы на территории являются знаками-индексами в классификации Чарльза Пирса (то есть такими, в которых означающее физически связано с означаемым - как, скажем, этикетка с бутылкой, на которую она наклеена). Это индексирование в древности происходило буквально, путем разметки плана города на местности, прочерчивания границ плугом (как делал Ромул при основании Рима). В известной степени так же происходит до сих пор (с той разницей, что план сначала вычерчивается на бумаге или в компьютере). Вопрос - что означают эти прочерченные на земле прямоугольные знаки? И почему ими можно не пользоваться, что заменяет эти знаки, когда регулярной планировки нет? Об этом и говорит Мандельштам. Улица потому получает его имя, что она (яма) и он (поэт) «нелинейны». Индексом для иррегулярной территории является человек. Следом такого означивания человеком места являются наши именования улиц - хоть той же улицы Мандельштама, которая таки появилась в Воронеже, хоть Немцова моста, который так пока и не появился в Москве. Из таких обжитых и означенных смертью мест и складывается органическое, иррегулярное поселение. За этим стоит представление о неразрывной, сакральной связи человека и территории. Вспомните запреты на продажу земли в феодальной экономике, принципы майората - живые знаки-индексы не могут меняться или дробиться. Кстати, забавным рудиментом этой идеи в современной экономике является необходимость нотариального заверения купли-продажи недвижимости (чего не нужно делать ни с едой, ни с одеждой, ни с механизмами): земля - это такой товар, покупка которого за деньги не вполне законна, нарушает порядок вещей, и требуется юридическая процедура его восстановления. Что означает регулярный прямоугольник территории, если при свободной планировке участок индексирует связанный с ним конкретный человек? Если бы, скажем, в Мандельштаме было «много линейного», если бы это был такой стандартный, «прямоугольный» Мандельштам, то его имя ничего не говорило бы о месте. Его человеческое качество свелось бы к квадрату. Здесь стоит вспомнить о роли геометрии в древних цивилизациях. Пифагорейцы, а за ними Платон, видели в геометрии выражение метафизического порядка мироздания. Отсюда проистекают эзотерические следствия учений о пропорциях, но в случае с регулярной планировкой речь идет о самом элементарном геометрическом порядке. Однако смысл его не столько элементарен, сколько очень обобщен. Сама акция соотнесения территории с геометрическим порядком делает ее причастной к порядку разума. Природа не знает прямых углов, регулярная территория - это не просто terra, но terra sapiens. Если угодно, иррегулярный город сплошь состоит из имен собственных - он размечен уникальностью судеб тех, кто здесь жил и умер. Регулярный город - это город местоимений. В каждом конкретном квартале может жить кто угодно, а может не жить никто, для прямоугольных территорий важно только одно их свойство - наличие сознания. Спиро Костоф потратил много сил на то, чтобы доказать, что регулярность планировки города не имеет политического смысла. Его аргументы не лишены убедительности и остроумия. На основе сетки устроены города демократические (как у греков или американцев) и авторитарные (как в Древнем Китае, Риме или в СССР) - форма города ничего не говорит об устройстве власти. «Сетка - это сетка и ничего, кроме сетки» - вот формула Костофа. Она звучит прекрасно, но я не могу согласиться. Сетка не имеет конкретного политического смысла, но сетка имеет политический смысл как таковой. Сетка - это власть. Это не обязательно власть авторитарная. В традициях американской урбанистики принято связывать регулярную сетку с демократическим устройством, и это естественно для людей, у которых есть Нью-Йорк. Отцы-основатели США полагали, что правом голоса обладает землевладелец, а земельное законодательство этого времени предписывало размечать землю в ортогональной сетке, так что вместе получался яркий пространственный образ демократии - все граждане равны, у всех равные наделы, каждого можно свести к квадрату. Однако при этом стоит иметь в виду, что и Мэдисон, и Джефферсон, и Джей, и даже Гамильтон были людьми Просвещения и классицизма и, придумывая страну, вдохновлялись моделью древнегреческой колонизации. Сами по себе люди, поселившиеся рядом, в силу, я думаю, невозможности сбалансировать два базовых стадных инстинкта - права на равенство и права на первенство - не могут разделить свою территорию на равные прямоугольные части. Для этого нужен внешний фактор, осуществляющий это деление. Конечно, города мормонов (Солт-Лейк-Сити), греческих колонистов (Милет, Приена), римские военные лагеря (Тимгад, Сплит), сталинские и муссолиниевские города имели разное политическое устройство. Однако у них есть одна общая черта - все они были средствами колонизации территории. Я считаю, что это право - право перевода пространства из terra inconscia в terra sapiens - является прерогативой власти. Колонизация - это превращение диких территорий в цивилизованные еще до того, как на них поселились цивилизованные горожане. Колонизация может иметь самые разные цели - хозяйственные, административные, религиозные, - но эти цели достигаются с помощью политической власти. Если город основан железнодорожной компанией (как, например, Галва, штат Иллинойс) для спекуляции земельными участками, то это означает, что политическая власть в городе принадлежала железнодорожной компании, а если в 1833 году Джозеф Смит нарисовал идеальный план Сиона, воплощенный, по итогам исхода мормонов, в Солт-Лейк-Сити, то это значит, что политическая власть в этом городе принадлежала мормонам. Колонизация - властный жест. Если мы встречаем примеры добавления к городу с иррегулярной планировкой регулярной части (как в Неаполе) или сталкиваемся с регулярной перепланировкой исторического города - это улика вмешательства власти. Пожалуй, один из наиболее ярких примеров в истории градостроительства - перепланировка российских городов Екатериной Великой, учрежденной ей комиссией Ивана Бецкого, когда большинство из них получили регулярные планы. Этот грандиозный опыт можно связать с высказанной Александром Эткиндом идеей «внутренней колонизации» как основной стратегии российской государственности. Регулярный план был одновременно и средством модернизации страны, и признаком политического доминирования. Напротив, если мы сталкиваемся с постепенной утратой регулярности в городе - а это история большинства европейских городов, выросших на римской основе, - то перед нами след «ухода» власти из города. Так происходило вплоть до ХХ века - и вдруг все перевернулось. Бесконечные новые районы СССР, отчасти Европы (Франция, Германия), Азии - колонизация спальными районами происходит в форме оккупации свободных пятен без всяких признаков регулярности. Напротив, квартальная застройка исторических центров начинает ассоциироваться со свободной городской жизнью, традициями и «правом на город» (термин Анри Лефевра 1968 года, акцентирующий права городских сообществ в противостоянии власти и спекулятивному девелопменту). Как это возможно? Мне кажется, для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что в традиционном городе прямоугольник квартала застраивался сравнительно свободно. Мы встречаем там большое разнообразие форм - от городских вилл до многоэтажных домов-каре, от дворов-колодцев до парадных внутренних улиц. Свободная планировка спальных районов неотделима от стандартных жилых ячеек многоквартирных домов. Многоквартирный индустриальный дом - это регулярный город, сведенный в один объем, квадрат квартала, превратившийся в кубик квартиры. Именно поэтому, мне кажется, индустриальное многоквартирное жилье имеет достаточно ощутимый привкус репрезентации власти, и авторитарные режимы - как Россия или Китай - отдают заметное предпочтение этой форме расселения. Так власть становится ближе, интимнее: она приходит к вам в квартиру. По сравнению с этим клетки кварталов кажутся символами гражданских свобод и неформальных сообществ горожан.

Начинать планирование своего сада следует с выбора садового стиля.


Что такое садовый стиль

Чтобы определиться с выбором стиля, нужно сначала в этом разобраться. В ландшафтном дизайне садовый стиль - это использование определенных приемов и способов планирования сада, объединенных общей идеей. При этом применяются малые архитектурные формы (скульптура, фонтаны, решетки, перголы), декоративные композиции (водоемы, альпинарии, цветники), различные типы покрытий, ограждений, определенные виды растений и их сочетания, характерные для каждого стиля.

В настоящее время существует два основных стилевых направления в ландшафтном дизайне, от которых взяли свое начало все остальные: регулярное и пейзажное. Чтобы сделать правильный выбор, нужно познакомиться с особенностями каждого.

В саду, выполненном в регулярном стиле, все подчинено геометрии, которая является главным источником красоты и гармонии. Для регулярного стиля характерны строгость, симметрия, торжественность, парадность, стремление к высшему порядку. В таком саду человек стремится подчинить себе природу, навести идеальный порядок.

Основные особенности регулярного стиля:

  • наличие оси симметрии в саду;
  • прямые дорожки;
  • геометрические формы (круг, квадрат, шестигранник, прямоугольник) газонов, клумб, водоемов;
  • использование античной скульптуры и фонтанов;
  • стриженые формы деревьев и кустарников.

Часто фонтаны и скульптурные композиции окаймляются бордюрами

из однолетников или структурных многолетников, таких как хосты

Регулярный стиль в садовом искусстве имеет богатую историю, насчитывающую не одну тысячу лет: он зародился еще в Древнем Египте и Вавилоне (висячие сады Семирамиды), получил свое развитие в античной Греции и Риме. Даже в эпоху Средневековья регулярные сады были в моде, но своего расцвета они достигли в эпоху Возрождения: именно в это время сады создавались с роскошными фонтанами и скульптурой, а также гротами (вилла д’Эсте в Италии). Появилось топиарное искусство - фигурная стрижка деревьев и кустарников.

Позднее, когда пришла мода на регулярный классицизм, появились такие жемчужины садово-паркового искусства, как Версаль во Франции, Петергоф в России и многие другие парки. Для них характерны: наличие водных и цветочных партеров геометрической формы со скульптурами, роскошных золоченых фонтанов, раскрытие дальней перспективы, использование диагональных лучевых дорог, закрытые пространства, ограниченные высокими стрижеными изгородями («зеленые залы»), фигурная стрижка деревьев и кустарников. При этом используются контейнеры в виде античных вазонов или строгой кубической формы, штамбовые деревья, кованые скамьи, а также арки, перголы, обелиски, берсо, трельяжи для вьющихся растений. В таких садах-парках устанавливаются беседки и небольшие павильоны.

Раньше, создавая сады в регулярном стиле, человек стремился показать свое превосходство над природой, подчеркивал свою власть над ней. Сейчас уже нет в этом необходимости. Поэтому регулярные сады являются памятниками садово-паркового искусства и служат источником вдохновения для создания новых стилей. Нужен ли сегодня регулярный стиль в современном саду и в современной жизни с ее стремительными ритмами? О вкусах, как говорится, не спорят. Регулярный стиль часто используется там, где нужно подчеркнуть торжественность, парадность, монументальность, - перед общественными зданиями и правительственными резиденциями, в парадной части парков и т.д.

В частных садах регулярный стиль встречается значительно реже. Выбор садового стиля часто зависит от архитектурного стиля дома на участке. Если дом выстроен в классическом стиле (с колоннами, вазонами, скульптурой), то оформление прилегающего к нему участка в регулярном стиле будет вполне оправданно и уместно. Регулярный сад требует большого пространства, чтобы показать перспективу. Но и в малом саду он будет вполне уместен: можно, например, создать в нем небольшой партер из четырех квадратных клумб, окаймленных низкой живой изгородью, с небольшим фонтаном, вазоном с цветами, скульптурой или солнечными часами в центре. Иногда вместо цветов в клумбы высаживают пряно-ароматические травы. В этом случае дорожки между клумбами хорошо засыпать мелким гравием.

Регулярный стиль часто применяется для оформления въездной зоны, даже если остальная часть выполнена в другом стиле. Здесь будут уместны большой прямоугольный или круглый партер, или клумба с однолетниками или розами одинаковой высоты, или газон, окаймленный узкой рабаткой из цветущих растений. Иногда в парадной зоне перед домом используется скульптура. Модульные сад или огород тоже нередко выполняются в регулярном стиле - в них должна быть обязательно ось симметрии, а дорожки между модулями иметь твердое мощение (гравий, плитка, натуральный камень).

К сожалению, регулярный стиль возник в странах с мягким климатом, где хорошо растут и зимуют вечнозеленые растения, пригодные для живых изгородей и топиарной стрижки (тисы, самшиты, лавры). В садах Петербурга и его окрестностей они заменены на альтернативные растения. Для высоких живых изгородей используется липа, для создания пирамид, спиралей, шаров и садовой скульптуры - туя западная. Для фигурной живой изгороди - кизильник, боярышник. Штамбовые вечнозеленые деревца (лавры, фикусы) применяются в подстановочной культуре (убираются на зиму в отапливаемые теплицы).

В регулярном стиле используются античная скульптура, солнечные часы, фонтаны в виде чаш и раковин, гроты, поилки для птиц, разнообразные вазоны для цветов классической формы, а также беседки и различные павильоны для отдыха. Для мощения чаще всего применяется мелкий гравий светлых оттенков. Водоемы имеют строгую геометрическую форму (круг, квадрат, многогранник) и располагаются симметрично относительно главной оси.


Пейзажный стиль

Все в этом мире имеет свою противоположность, поэтому нет ничего удивительного в появлении отличного от регулярного стиля пейзажного направления в садово-парковом искусстве. Он возник и сформировался в начале восемнадцатого века в Англии как отражение социально-политических и философских представлений эпохи Просвещения. Идея возврата человека назад к природе стала в то время весьма популярной и нашла много сторонников. Начавшаяся индустриализация и появление мегаполисов привели к тому, что большая часть населения стран Западной Европы концентрировалась в крупных городах. Все это способствовало появлению и развитию пейзажного стиля сначала в парках, а затем и в загородных усадьбах.

Принято считать, что пейзажный стиль пришел в Европу с Востока, из Китая и Японии, поскольку в этих странах сады всегда создавались исключительно в ландшафтном стиле. Однако европейцы скорее заимствовали внешнюю сторону восточного дизайна: в садах и парках устанавливались беседки, павильоны, пагоды в китайском стиле, сады украшались японскими мостиками. Восточный сад с его философским смыслом, глубоким символизмом и лаконичностью появился в Европе значительно позже - только в начале двадцатого века. Поэтому возникновение пейзажного стиля было скорее не подражанием восточным традициям, а естественным результатом развития общества.



Создание пейзажных парков получило наибольшее распространение сначала в Англии, потому что ее природные условия способствовали этому: мягкий влажный климат, обилие туманов, обширные луга и пастбища, невысокие холмы, живые изгороди из высокорослых кустарников, разделяющие сады, поля, группы деревьев. Позднее пейзажные парки с элементами романтизма начали создаваться и в других странах Европы (во Франции, Германии, России). Некоторые из них сохранились до сих пор как памятники ландшафтного искусства: парк Стоу в Великобритании, Малый Трианон в Версале, парки Багатель и Бют-Шомон в Париже, парк Вертлиц в Германии, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом, Александровский сад в Москве и другие. Для них характерны выраженный рельеф, большие водные поверхности, каскады, мосты, чередование открытых и закрытых пространств. Такие парки включали в себя многочисленные разнообразные сооружения в духе романтизма: храмы, гроты, беседки, руины, мавзолеи, надгробия, обелиски.

В усадьбах и загородных имениях устраивались аллеи с плавно изгибающимися дорожками, которые обсаживались хвойными и лиственными породами деревьев (липа, дуб, ясень, вяз, клен, лиственница). Высаживались группами местные породы кустарников. Такие парки и усадьбы хорошо вписывались в окружающий природный ландшафт, как бы являясь его продолжением.

Особенности пейзажного стиля:

  • свободная планировка;
  • отсутствие симметрии в расположении объектов;
  • тесная связь сада с окружающим природным ландшафтом;
  • чередование плоских форм с возвышенностями и оврагами;
  • использование особенностей рельефа местности;
  • извилистые дорожки;
  • включение в композицию таких объектов, как альпинарии, природные или искусственные водоемы, каскады, холмы, подпорные стенки;
  • постепенное открытие перспективы сада по мере продвижения по дорожкам;
  • произвольные очертания цветников, водоемов;
  • использование в оформлении природных материалов (натуральный камень, кора, щепа, гравий и галька, деревянные спилы и т.д.);
  • отсутствие растений с искусственной формой кроны;
  • использование разнообразных природных форм растений;
  • наличие миксбордеров - композиций, включающих деревья, кустарники, многолетние травянистые растения;
  • отсутствие пышной скульптуры, фонтанов.

Сад в пейзажном стиле наиболее часто встречается в оформлении современных участков. Это связано со стремлением человека иметь кусочек нетронутой природы у своего дома. В таком саду создаются «райские уголки» - композиции, близкие к природным. Для этого подходят как большие пространства, так и малые сады. Человек как бы немного подправляет и слегка облагораживает природу, сглаживая ее недостатки и подчеркивая достоинства. Сад в пейзажном стиле не является точной копией природных ландшафтов, но он позволяет человеку отдохнуть от напряженных ритмов современной жизни, снять напряжение, восстановить свои силы, получить дополнительную энергию и эстетическое наслаждение от общения с природой.



Существует множество вариантов планировки садов в пейзажном стиле, во многом это зависит от особенностей рельефа, но обычно сад такого типа лучше соответствует семейным нуждам, потому что каждая семья создает его «под себя». Часто при этом используют такой прием: в центральной части участка размещают большой газон свободных очертаний, по периметру которого размещают группы деревьев и кустарников, цветники, альпинарии, водоемы, беседки. Ближе к дому делают площадки для отдыха с твердым покрытием, иногда под навесами, где устанавливают садовую мебель.

Важно продумать расположение объектов разной величины и дорожек в саду - это поможет оптически увеличить пространство, усилить его глубину. Тогда даже средний по размеру сад будет казаться большим и просторным.

Природный, или ландшафтный, сад часто включает в себя различные объекты: стриженый газон, цветущую лужайку, миксбордер, пруд-купальню, декоративный водоем с прибрежно-водными растениями, ручей или каскад, террасированный склон или овраг, зеленый холм, альпинарий, живые неформованные изгороди, группы деревьев и кустарников, цветники и извилистые бордюры. Все это должно гармонично вписываться в существующий природный ландшафт.

Вполне уместными в саду пейзажного стиля станут плодовый сад и огород, а также баня, теплица. Но размещение таких объектов должно обязательно проводиться с учетом функционального зонирования территории, то есть выделения основных функциональных зон (зона отдыха, детская, зона сада-огорода, хозяйственная и т.д.). Затем прокладывается дорожно-тропиночная сеть, которая связывает эти зоны, отделенные друг от друга деревьями, кустарниками, решетками с вьющимися растениями. В ландшафтном стиле может быть оформлена и въездная (или парадная) часть участка. Иногда здесь размещают миксбордер из карликовых хвойных или высокодекоративных кустарников (розы, рододендроны) либо парадный цветник с фактурными многолетниками.

Важная роль в ландшафтном саду отводится растениям. Они создают объемы, делят сад на зоны, образуют декоративные композиции, являются акцентами, выступают как почвопокровные, связывают сад в единое целое. Желательно при этом отдавать предпочтение местным древесно-кустарниковым породам и травянистым многолетникам. В таком саду не стоит сажать пышные сортовые многолетники (флоксы, георгины, гладиолусы), а также яркие однолетники - больше подойдут природные виды и растения с фактурными листьями и мелкими цветками.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

Еще статьи

Стиль «английский сад» появился в XVIII веке в противовес формальному стилю. Одним из ярых приверженцев нового стиля и противником французских садов был английский поэт Александр Поуп (1688 - 1744), призывавший в 1713 году в своем эссе, посвященном садоводству, вернуться от геометрических форм к «милой красоте неприкрашенной природы». Основное правило английского сада он сформулировал так: «Природа не должна быть забыта ни в чем...Руководствуйтесь духом места».

Свое дальнейшее развитие английский стиль получил благодаря романтическому направлению в искусстве и литературе - движению против классицизма и его любви к порядку, дисциплине и сдержанности. В дизайне садов влияние романтизма проявлялось в использовании растений для эмоционального вдохновения. Однако романтизм фокусировался не только на эмоциях: в то время на пьедестал было возведено крестьянство, ранее презираемое. И первоначально именно крестьяне создавали английские сады.

Истинно английский сад изначально имел скорее практическое, а не эстетическое значение. Именно поэтому в английских садах почти все травы были либо лечебными, либо используемыми в кулинарных целях, а многие деревья были фруктовыми. И только потом, когда новый стиль распространился за пределы крестьянских кругов, эстетические свойства сада вышли на первое место. Английские сады того времени имели мистическое обаяние и были призваны создавать романтическую атмосферу.

Позднее английские сады стали очень популярны в США: обилие кустов роз, многолетних цветов, увитых виноградной лозой беседок и арок из вьющихся растений, - все это позволяло создать атмосферу беззаботного веселья.

Романтически настроенного хозяина, имеющего большой участок (8-10 соток), может заинтересовать английский сад. Это декоративное садоводство будет радовать глаз своей естественностью и не потребует реконструкции. Садовод такого живописного уголка сможет долгие годы любоваться его красотой.

Английские сады - свободное, пейзажное садоводство. Оно должно выявить красоту природного ландшафта и скрыть его недостатки. Этот пейзажный сад создает иллюзию естественного происхождения сада. Сад состоит из нескольких зеленых лужаек или газонов овальной, круглой формы, соединенных между собой. Лужайки по периметру обсажены деревьями и кустарниками. Эти посадки могут быть плодовыми или декоративными.

В центре английского сада - водоем. Это может быть пруд, ручей или бассейн свободных очертаний. Рядом с водоемом - плакучая ива, стройная туя или кипарис. Деревья с плакучей или пирамидальной кроной - неотъемлемый элемент английского романтического сада. Они создают атмосферу с несколько печальным настроением.

Садовод, создающий романтический английский сад, не приветствует много цветов. Они высаживаются партером возле дома и вокруг водоема.

Вокруг лужаек можно проложить дорожки, поросшие стриженой травой. Это чисто английская традиция. Иногда на дорожки кладут плитку, посыпают гравием.

Поскольку основой английского сада является зелень посадок и лужаек, разбивать его лучше на сыроватых участках или постоянно обильно поливать. Газоны нужно регулярно стричь. Что касается деревьев на участке, когда они состарятся, их заменяют молодыми.

Характерной чертой данного стиля является то, что растения высаживаются на первый взгляд бессистемно, навевая мысли о «естественном ландшафте».














Для создания английского сада Вы можете воспользоваться следующими советами:
. Типичные для английского сада растения: мальва (штокроза, алтей розовый), наперстянка, водосбор, розы, маргаритки, ромашки, анютины глазки, пионы, фиалки, примулы, дельфиниум, глициния и др. Для лужаек хорошо подойдет высокая и пышная трава.
. Цветы и кустарники на клумбах высаживайте как можно плотнее. Сад должен быть весь в зелени и цветах (исторически это объясняется обилием дождей в Англии). Даже в засушливых областях можно добиться нужно эффекта, используя засухоустойчивые растения.
. Используйте арки, перголы и решетки, обвитые растениями.
. В английском саду должны быть скамейки: они используются как для удобства, так и в качестве дополнительного украшения сада.
. В качестве материала для малых архитектурных форм лучше всего подойдет кирпич, серый природный камень, кованое железо, натуральное дерево.

Американский сад (American garden)



Пожалуй, основное отличие американского сада от многих других - пустая и плоская, как бильярдный стол, лужайка перед домом. Каждую неделю в обязательном порядке хозяин ходит по ней с газонокосилкой, тарахтя «на всю ивановскую».

А вот белый заборчик, огораживающий участок от улицы - деталь совсем не характерная. Гораздо чаще обходятся без него. Куда обычнее «островок» - небольшая приподнятая клумба, расположенная чуть в стороне от дорожки к дому.

Среди диких больших камней, доставленных специально издалека, посажены рододендроны и небольшой клен, чьи листья осенью становятся пунцовыми.

Так что, зеленое «сукно» газона да небольшой цветущий островок - вот, собственно, и все, что можно увидеть с улицы. Зато со двора на участке в несколько десятков соток хозяева устраивают лесные «дебри», в чащобе ставят птичью деревушку из нескольких домиков. На высоком суку самого большого дерева подвешиваются качели. Обзор с них хороший, и даже взрослые нет-нет да и вспомнят детство, взмывая вверх на них. В глубине участка скрылся традиционный домик для садового инвентаря. В жилом доме хранить инвентарь американцы не любят.

Неподалеку от старого дерева выкопан «дикий» пруд. Берега его обсыпаны галькой, обсажены осокой и камышом, а вольный ветер принес откуда-то «незапланированный» иван-чай. В пруду растут водяные лилии, здесь они прекрасно себя чувствуют, а в глубине меж их стеблей мелькают декоративные рыбки. Иногда здесь садятся передохнуть стайки перелетных птиц. В Америке они совсем не боятся людей.

Планировку делают таким образом, чтобы загородить густыми посадками сад и дом от северных ветров. У лужайки с южной стороны оставляют «окно» с видом на морскую бухту. Это место оформляют бордюром из ярких цветов. Боковые границы участка оформляют стрижеными живыми изгородями, подбитыми у основания пестролистной хостой.












Итальянский сад (Italian garden)

Итальянский стиль сада, получивший свое распространение в эпоху Возрождения (XV век н.э.), называют также Медицейским. Этот термин образован от названия одного из известнейших итальянских родов - Медичи, представители которого долгое время правили Флоренцией. Медицейский тип садов имел регулярную планировку, как и французский сад, однако, основным отличием было то, что при проработке сада очень большое внимание уделялось также и архитектурным сооружениям. Таким образом, вилла являлась определенной композиционной составляющей и имела четкую взаимосвязь с окружающим ландшафтом.


Если у вас небольшой участок (около 5 соток), и вы хотите скрыться от докучливых взглядов соседей, лучше всего устроить итальянский дворик. Это небольшой садик, окруженный со всех сторон забором, стеной или постройками.

Такой дворик-сад - это идеально равный участок, разбитый прямыми или диагональными дорожками на простые геометрические формы. Выращивают здесь не только цветы, но и лекарственные травы. В центре - прямоугольный или круглый маленький водоем. Если делать по всем правилам, то водоем должен быть с фонтаном. В общем, итальянский дворик обустроен так, будто это продолжение дома, еще одна большая комната, только без крыши.

И живую природу сюда допускают только в «причесанном» виде. Кустарники и деревья обычно стригут. Причем традиция это дошла до нас еще из Древнего Рима, где кустарникам придавали форму кораблей, сосудов, храмов, фигур людей, птиц и животных. Ныне принято обходиться более простыми формами шара и куба. Сам дворик мостят плиткой либо посыпают песком, толченым кирпичом или щебенкой. Плодовые деревья располагают стройными рядами, чаще всего по границам участка. И даже их не оставляют в покое, стрижкой придавая им форму шара.

Участок в итальянском стиле может выглядеть и так. В центре расположен маленький бассейн, выложенный плиткой. На прямоугольных клумбах высажены крокусы, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, лилии, левкои. И, конечно же, розы. Цветы дополняют ароматические травы - шалфей, лаванда. Садик украшает весьма итальянская беседка-пергола, увитая девичьим виноградом. А по нему можно пустить ипомею, которая разобьет зеленый фон цветными граммофончиками. Забавно выглядит пикантно оформленный колодец, который, хотя и выпадает из общего стиля, но решает проблему полива.














Для создания сада в Итальянском стиле:
■ Начинайте планировать сад с дома. Архитектура фасада дома должна иметь симметрично расположенные, выходящие в сад арки и выступы.
■ При возможности сделайте Ваш сад террасным. Подпорные стенки должны иметь выступы и колоннады. Зачастую у стен выращивают живые изгороди из подстриженных кустов. Террасы соединяют лестницами.
■ Если ваш сад большой, украсьте его, поставив множество малых архитектурных форм. Это могут быть беседки, павильоны, бассейны, памятники, скульптуры, птичники, фонтаны, мраморные скамьи и даже небольшие храмы.
■ При планировании сада разработайте прогулочные маршруты.
■ В теплое время года у скамеек можно выставить кадки с лимонными деревьями.
■ Перед фасадом здания при создании сада в итальянском стиле разбейте плоский сад (партер) с симметричными клумбами и фонтанами.
■ Если позволяет пространство, можно высадить небольшой садик плодовых деревьев с лужайками и ручейками.
■ Практически в каждом итальянском саду можно увидеть аллеи из кипарисов и растущими шпалерами роз и винограда, лещины, гранатов или айвы.
■ Фонтаны можно сделать в форме чаши с небольшой скульптурной композицией. Также можно устроить несколько прудов на периферии сада, важно чтобы они были прямоугольной формы.

Китайский сад (Chinese garden)

В китайской культуре ландшафтный дизайн всегда был искусством, а создатели садов руководствовались традициями и ценностями общества и религиозными принципами. Сады в Китае разбивали с XI века до нашей эры, со времен государства Чжоу. При этом если европейцы утверждают, что сад нужно посадить, то китайцы сады строят.

В китайском саде нет аккуратных газонов, как в английском, и четких линий, как в регулярном французском стиле. Китайские садовники подражают природе и пытаются на небольшом участке создать уголок природы, такой же разнообразный, как сам Китай. В этом ландшафте могут присутствовать горы, озера, реки и деревья. Важно, чтобы сад помогал человеку найти баланс и гармонию с окружающей его природой.



Для создания сада в китайском стиле используйте три основополагающих классических принципа:

1. Сад должен выглядеть максимально естественно. В китайском саду должно создаваться ощущение, что вы выбрались на природу, и все вокруг появилось без помощи человека. Произвольные образы в таком саду являются доминантными, позволяют насладиться прикосновением к природе и приглашают к размышлениям и медитации.

2. Сад надлежит выстроить таким образом, чтобы он являлся самодостаточным миром в миниатюре. Для того чтобы хозяину сада благоволили силы вселенной, в саду следует разместить символы составляющих Вселенной - знаки инь и янь, символизирующее единство противоположностей. Камни и вода, садовые цветы и естественный ландшафт, а также рисунки и архитектурные формы должны подчеркнуть гармонию Вашего сада.

3. Китайский сад должен приносить новые впечатления и подчеркивать многообразие образов даже на небольшом пространстве. Для этого используйте многоплановую перспективу, прокладывайте тропы и мосты таким образом, чтобы нужно было сделать больше шагов, чтобы пройти из одного места сада в другое. Часто сады в Китае состоят из нескольких небольших садиков, совершенно разных по оформлению, разделенных кустарниками, галереями, стенами или даже зданиями.














Кроме этого для создания садов в китайском стиле следует придерживаться следующих рекомендаций:
■ Сажайте в саду деревья со скрюченными ветками, кривыми стволами и оголенными корнями. Китайские садовники очень любят горные сосны – символ мужества, силы и долголетия и бамбук – символ живительной пустоты. Персик и слива в Китае - это «дерево счастья», а плакучая ива - символ мужского начала «янь».

■ Лужайки в саду можно засеять лекарственными растениями или злаками. Часто также в таком саду выращивают древовидные пионы, которые в Китае носят название «царя цветов» за свой рост (от 1 до 1,5 метров) и долголетие. Такие пионы могут расти до 100-150 лет на одном месте. Также в китайском саду выращивают хризантемы и ирисы, которые высаживают у водоемов, камней и на склонах холмов.

■ Важно знать, что по убеждениям китайцев сад представляет собой продолжение дома, и если он лишен растительности, он открыт ветрам, которые унесут жизненную энергию «ци». Поэтому сажайте разнообразные растения в саду, обрамляйте стены плющом и диким виноградом. Ваши растения сохранят целебную энергию и принесут в дом здоровье и долголетие.

Мавританский сад (Moorish garden)

Первые мавританские (мусульманские) сады – это оазисы в жаркой пустыни, облагороженные человеком. Знаменитые Висячие сады царицы Семирамиды - одно из семи чудес света древности - были созданы именно в этом стиле. Легенда гласит, что Навуходоносор II, правитель Вавилона, женился на мидийской принцессе для подтверждения военного союза двух держав против Ассирии. Однако Вавилон, в отличие от цветущей Мидии, стоял на голой равнине, и принцесса очень тосковала по родине. Для того чтобы порадовать свою жену, Навуходоносор II приказал возвести эти величественные сооружения.


Мавританский стиль в ландшафтном дизайне часто сравнивают с раем на земле. Он родом из Африки, но сегодняшняя интерпретация имеет, скорее, южно-испанское происхождение: мусульманская культура оставила тут глубокие корни в период владычества арабов. В последствие, сказочные, сладкие, манящие сады Шехерезады были адаптированы христианами, но сохранились основные принципы мавританского стиля, который завоевал сердца европейцев.

Важнейший, центральный элемент сад - источник воды, фонтан или водоем. Вода в восточных странах имеет магическую власть, поскольку это - ценнейшая драгоценность. От источника в четырех направлениях расходятся аллеи или каналы. Они символизируют 4 реки, вытекающие из райского сада во все стороны света. Образовавшиеся 4 части сада - 4 квадрата - в свою очередь делятся на новые 4 части. И опять в центре каждой части - искрящийся источник с расходящимися аллеям.

При всей геометрической правильности и структурности, экзотические растения, пряные травы, деревья и кустарники размещаются абсолютно произвольно, наполняя сад благоуханием, изысканностью. Газоны практически отсутствуют, а все пространство между деревьями, кустарниками, цветами вымощено плиткой.

Безусловно, повторить или точно воспроизвести все великолепие садов Альгамбры, Тадж-Махала или Хумаюна в современной средней полосе России навряд ли удастся. Но райский уголок возможно воплотить даже в достаточно аскетичных климатических условиях. Важное преимущество мавританского сада - его неприхотливость в обслуживании. Достаточно первоначально выстроить композицию, и впоследствии поддерживать естественный рост деревьев и кустарников. Мавританский стиль не требует больших пространств, но чем меньше площадь сада, тем тщательнее ведется подбор используемых растений.

Мебель для интерьера подбирают также в восточном стиле, украшают ее всевозможными подушками. Закрытые беседки мавританского стиля оборудуются большими окнами, поэтому летом в ней не будет душно.














Для создания мавританского стиля ландшафтного дизайна придерживайтесь следующих правил:
. Сердцем мавританского сада является водоем. Это может быть пруд, фонтан или канал. Традиционно для мавританских садов вода - это большая ценность, поэтому водоемы обычно не очень большие по размеру, однако их располагают таким образом, чтобы вода была всегда заметна из любого уголка сада.

Классическое расположение сада - это фонтан или пруд в центре, из которого в четыре стороны света вода течет по каналам к краям сада. Если сад правильной формы, то каналы делят его на четыре равных квадрата, а если мавританский сад достаточно большой по размеру, каждый из больших квадратов можно разбить на четыре более маленьких таким же образом.

Мавританские сады, так же как и французские, отличает геометрическая правильность и регулярность в планировке. Однако планы мавританских садов напоминают восточные узоры, растительность в таком саде обычно произрастает без какой-либо обработки садовыми ножницами и быстро заполняет все пространство между дорожками и водоемами.

Свободные пространства в мавританском саду заполняются декоративным мощением разноцветной плиткой или камнями. Выполняемые узоры могут напоминать восточный ковер.

В мавританском стиле имеется несколько важных особенностей. К примеру, нельзя использовать статуи и фонтаны, изображающие фигуры или лица людей, так как это запрещено мусульманской верой.
Вода в жарких мусульманских странах очень ценится, и у фонтанов обычно нет напора, который позволяет струям воды бить высоко вверх. Для мавританского сада традиционны небольшие журчащие ручейки, которые струятся из высоких ваз, установленных по центру водоема, украшенного мусульманскими звездами.

Также для большого мавританского сада характерны перголы, крытые арки и галереи, увитые цветами и диким виноградом.

Рядом с бассейном часто устраивают розарий, однако подбирать цветы стоит не только по цвету, но таким образом, чтобы сочетание их ароматов во время цветения создавало приятную композицию.

Немецкий сад (German garden)



1. Ordnung muss sein. «Порядок прежде всего» - любимая немецкая поговорка. Произнося эту фразу, типичный немец имеет очень одухотворенное выражение лица. Врожденная любовь к чистоте, на взгляд русского обывателя, иногда принимает формы тихого помешательства: субботне-воскресные утренние стрижки газонов, когда все нормальные люди должны еще нежиться в постели, периодическое выщипывание семенных головок у анютиных глазок и полное отсутствие сорняков в цветниках и щелях мощения - самые легкие жертвы, на которые могут пойти немцы ради поддержания порядка.

Доходит до того, что большие расстояния между посадками многолетников специально оставляют для того, чтобы можно было свободно пройти и прополоть. А потом вымыть до блеска инструмент (а то и продезинфицировать) и поставить его на специально отведенную полку в садовый сарайчик с крахмально-белыми занавесками на окнах.

2. Немцы обладают удивительным свойством сочетать несочетаемое. Даже в самые практичные решения (а немцы известные прагматики!) они всегда добавят каплю романтики. Например, выбирая садовые светильники, типичный немец всегда задастся вопросом: зачем тратиться на стационарное освещение, если существует Луна, а из менее глобальных светил - факелы, фонари на солнечных батарейках и свечи, которые к тому же создадут более интимное настроение в вечернем саду? Стационарный свет, ну что ж, на входе в дом он необходим, но только с датчиками движения. Такая экономия оправдает затраты.

3. Любовь к комфорту и отдыху подталкивает немцев не только к соседству с русскими на курортах Турции, но и к тщательному планированию своего участка под девизом «Минимум забот - максимум удовольствия». Такой подход диктует определенную структуру сада: обычно это большой газон или площади мощения, по размерам превосходящие площади посадок, иногда с солитером, иногда без. Действительно, меньше растений - меньше работы. Желанием иметь как можно больше свободного времени объясняется и привязанность к хвойным и вечнозеленым лиственным деревьям и кустарникам, декоративным круглогодично и не требующем особого ухода - один раз посадил и можно смело отдыхать все четыре сезона.

Редко кто занимается выращиванием летников из семян - стоят они копейки, закупаются по необходимости и выбрасываются сразу после потери декоративности. Одним из главных элементов сада является зона отдыха с обязательным барбекю (мясо во всех его проявлениях - традиционная немецкая еда) - американский вариант нашего шашлыка, вокруг которого каждые выходные собирается вся семья. Вы спросите, а как же это стыкуется со стрижкой газона и выщипыванием анютиных глазок? Так порядок - прежде всего, а потом уже барбекю. К тому же немного работы в саду - это тоже удовольствие.

4. Необходимость показать определенный уровень достатка и быть, как минимум, не хуже, чем соседи - еще одна характерная немецкая черта. Она обычно находит свое отражение в оформлении входной зоны - нарочито напоказ, для случайного наблюдателя с дороги. Эта псевдооткрытость, красивоцветущие растения, обычно гортензии, розы, клематисы, архитектурные злаки, юкки призваны создать впечатление стабильности и процветания и выполняют ту же роль, что и фотография с белоснежной улыбкой в тридцать два зуба на резюме обычного немца.

Сезонная смена контейнерных посадок и декоративных украшений у входа и на балконе часто превращается в соревнование между соседями - у кого ярче, интереснее, красивее. Поводом для смены декораций служат не только праздники (Рождество, Пасха), но и просто, например, начало осени.






5. При всей дружелюбности и кажущейся открытости в городских садах (или при плотной застройке) очень четко обозначенны границы общественного и личного, что проявляется не только в опущенных жалюзи на вечерних окнах, но и в наличии строго определенной личной зоны в саду, в которую разрешен доступ только близким людям. Если есть участок за домом, он обычно скрыт от соседей высокими плотными изгородями. В деревенях, где дома стоят более разреженно и имеется много красивых пейзажей, владельцы могут себе позволить использование красивых ландшафтных видов в структуре сада без боязни «попасть под наблюдение».

6. Немцы - скорее прирожденные инженеры и архитекторы, чем садовники. Германия славится прекрасными ландшафтными парками, потрясающим городским озеленением и креативными водными сооружениями. В частных садах и общественных парках можно увидеть множество удачных композиций с архитектурной и колористической точек зрения... но при этом у немцев, в отличие от англичан и русских, полностью отсутствует ботанический интерес - какая разница, как называется это сорт, главное, что он выглядит так, как надо.

Поэтому очень часто в садовых магазинах можно увидеть, например, розы с этикеткой «Роза чайногибридная» и фотографией цветка, без указания сорта. Здесь каждый сам себе дизайнер, поэтому профессионально выполненные малые сады в Германии - большая редкость.

7. Любовь к малой родине и ее истории находит отражение в частных садах. В бывших угледобывающих регионах Северного Рейна-Вестфалии, например, часто можно встретить отслужившую свой век шахтную вагонетку, приспособленную под цветник. Выглядит трогательно, если не сказать, сказочно. Кстати о сказках - именно в Германии изобрели садовых гномиков и щедро расставили их фигурки в своих садах.

Иногда они смотрятся к месту, иногда это явный кич, но точно ясно - что это типично немецкий путь украшения сада. Гномиками немцы обычно не ограничиваются, и садовые центры продают десятки вариантов пластиковых уток для пруда, кошек и собак для сада и садовых скульптур из различных материалов. Не берусь осуждать подобную любовь к декорациям, но на мой взгляд, в немецких садах существует явный переизбыток малых архитектурных форм.

8. Жители Германии - люди трудолюбивые, и, как и русских, их тянет к земле, потому что такое времяпровождение помогает расслабиться и отдохнуть на природе от дома и офиса, исключительно в свое в удовольствие. Многие городские жители, имеющие зеленые насаждения только на балконе, арендуют «дачи» - участки земли в одну-две сотки, непригодные для строительства, обычно вдоль железных дорог, только для того, чтобы вдоволь поогородничать в выходные.

Удивительно, насколько эти немецкие дачи похожи на наши, только чуть миниатюрнее и ухоженнее. Огород, сарайчик, солнце, воздух и хорошее пиво - один из немецких рецептов счастья, и это подтверждается статистикой. Общества дачников растут год от года, а средний возраст их участников с середины девяностых «помолодел» аж на десять лет.







Русский сад



Русский сад отличается своей простотой и практичностью. Издревле на Руси использовали регулярный сад. Главным назначением такого сада было получение урожая плодов и лекарственных растений. Поэтому для русского сада нехарактерно какое-либо декоративное садоводство.

Возле дома обязательно должен быть палисадник, окруженный невысоким забором. Цветы в палисаднике выращиваются совершенно разные: розы, лилии, календула, ромашка. На богатых усадьбах очень популярны круглые клумбы с маргаритками и георгинами.

Русская природа немыслима без березок. Поэтому ни одна усадьба не обходилась без романтического уголка, обсаженного березками, рябиной и елочками, лиловой сирени и белой гортензии и беседки в тенистом углу среди чубушника, папоротников, ирисов и душистого горошка. Этот неброский незатейливый пейзаж так близок русскому сердцу!

Осенью русский сад украшали астры, хризантемы, подсолнух - любимец в каждом саду.

Все хозяйственные постройки и двор находились непосредственно возле дома.
За домом и двором был сад-огород. В русских садах всегда выращивали яблони, груши, вишни, сливы. Особенно, конечно полюбились яблоки.

Из кустарников самыми популярными во все времена были смородина, малина, крыжовник.














В силу географического положения не все виды растений могли вырасти на Руси. Только с развитием селекции стали появляться сорта теплолюбивых растений, приспособленные для жизни и плодоношения в наших непростых условиях.

Не сразу к русским садоводам средней полосы пришли виноград, черешня, абрикос. Но они очень полюбились на Руси и заняли достойное место среди долгожителей русского сада.

Сад в Тайланде



Садам в Тайланде уделяется очень большое внимание. Сады здесь носят философский характер, они служат местом медитации буддистов. Самый знаменитый в Тайланде сад - это сад королевского дворца в Бангкоке. Здесь сразу попадаешь в атмосферу невероятного цветового многообразия, изощренности форм, позолоты, блеска.

Европейцу трудно это выдержать. Но вот - скромное деревце, кусок ровного газона, стриженый куст. И все привычное, успокаивающее. В галерее со скульптурами изумрудного Будды, страшных демонов начинаешь невольно вглядываться в композиции из декоративных растений среди серых камней и в бетонных вазах.

Есть здесь и бархатцы, и петунии, есть ровная зелень газона.
Цветы высаживают не только в грунт. Популярны в декоре горшечные растения. Среди аллеи вдруг возникает пальма, посаженная в китайскую вазу.

Камни в садах играют большую роль. Их специально привозят в столицу с севера страны.
Бангкок расположен на болотистой почве, что создает известные трудности в разбивке и содержании садов.

Когда-то в Тайланде преобладали джунгли. Именно в джунглях тайцы чувствовали себя как дома. Когда они жили в общем родовом пространстве, то индивидуальное святилище было у каждого свое, далеко в лесу. До сих пор сохранилась эта традиция. В столице Тайланда можно увидеть рядом с современными зданиями маленькие садики, устроенные с большим вкусом, где среди зелени прячется дом для духа. Он украшается гирляндами и букетами, ярко выделяясь на фоне небоскребов.

Тайцы предпочитают сады, приближенные к естественному ландшафту, но часто можно наблюдать плавные переходы от природных к рукотворным пейзажам.

Сердце каждого тайского дома - сад с непременным бассейном и фонтанчиком. Жилище словно пронизано садом, а точнее привязано к нему, как повелось с древности. Тем более, что в непарадной зоне, за домом проходит большая часть жизни хозяев.

Эта традиция сохранена даже в гигантском гостиничном комплексе «Амбассадор», в центре которого расположен сад. Сквозь стекла первого этажа он зрительно переходит в рощи бамбука вокруг отеля, волны кустов на террасах, перекликается своими бассейнами с пляжем и морем.

В этой стране нет ярко выраженных стереотипов, тиражируемых приемов. Есть лишь удачное сочетание древней традиции и всего того, что впитала в себя тайская культура на протяжении своей истории.









Французский сад (French garden)

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии.

Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.



Представьте себе равнинный сад, максимально открытый в окружающую природу. Основной принцип его планировки - четкость и идеальная симметричность его композиции. Перед домом разбивают партер, обычно сплошь покрытый цветами. Его окаймляют низким бордюром из стриженых кустарников или дорожками, посыпанными песком или гравием.

Французский стиль - это развитие идеи регулярной планировки. Здесь искусство садовника возобладает над природой, подчиняя ее строгому порядку и заковывая в четкие геометрические формы.

Растениям стрижкой часто придают искусственную форму. Четкая зеленая стена стриженой изгороди - обязательный элемент французского сада. Еще один неотъемлемый элемент - треугольники и перголы, оплетенные вьющимися растениями. Очень популярны боскеты - плотные массивы деревьев, окруженные стрижеными кустарниками.

Тенистые аллеи, воспринимающиеся нами, как нечто до боли русское, на самом деле к нам пришли из Франции. Правда, французы стригли у деревьев кроны. Кстати, небольшой боскет в любительском саду - не такая уж бредовая идея. Деревья могут быть и плодовыми, а кустарник, например, барбарис.

Относительно новыми элементами во французском саду стали бетонные плитки на дорожках, мощение дорожек специальным кирпичом. Очень популярны у французов горшки и контейнеры с цветами возле домов.

Конечно, французский сад - это очень непрактичный сад. Это не сад, дающий плоды, а сад для отдыха.













Для того чтобы создать стиль ландшафтного дизайна «французский сад»:
■ Сформируйте основную идею создания сада. Все элементы на плане должны быть геометрически правильными, все изгибы должны быть построены с помощью циркуля.
■ Формируйте французский сад таким образом, чтобы он имел две ключевые точки - нижнюю, в которой расположен главный вход, и верхнюю, с которой открывается вид на весь сад. Верхней точкой обычно служит дом, у которого разбит сад.
■ Если участок, на котором нужно разбить французский сад, имеет значительную разницу высот, сад формируют каскадом ровных террас, соединенных лестницами и обведенных подпорными стенами.
■ Хорошо подойдут для оформления французского сада каскады фонтанов, строгой формы бассейны, небольшие пристенные фонтанчики.
■ Тщательно отбирайте растения для озеленения французского сада. Очень важно, чтобы растения хорошо стриглись, были устойчивы к болезням, быстро принимали геометрически правильную форму и имели достаточно монолитный вид.
■ Неотъемлемая часть французского парка - тщательно подстриженные, ровные зеленые газоны.
■ Обязательно используйте боскеты - ровно подстриженные деревья и кустарники, образующие зеленые стены. При помощи боскет можно создать уединенные зоны для отдыха и работы на свежем воздухе.
■ Для французского сада характерно обилие скульптур в античном стиле и общая атмосфера торжественности и театральности.
■ Для поддержания французского сада обязательно требуется постоянная работа садовника. Необходимо ежедневно и тщательно обстригать кусты, деревья и газоны, ухаживать за дорожками и цветниками.

Японский сад (Japanese garden)

Первые записи о создании садов в Японии датируются VI веком. В тогдашней столице Японии, городе Нара, на территории дворца императора были разбиты сады с использованием традиций, присущих китайскому стилю. Основные элементы, которые использовались при оформлении сада - это камень и вода.

Также с VIII века, когда китайские монахи принесли в Японию буддизм, японцы стали создавать сады камней. Считалось, что камни скрывают в себе статуи Будды, а значит, являются священными, высекли из камня статую или нет. Сады, состоящие из камней и песка, являлись выдающимися произведениями того времени. С IX по XII века была возведена новая столица - город Киото, в котором японские мастера воплотили особенности своего восприятия мира в новых садах для богатых граждан.

Сады для чайных церемоний позволяли наслаждаться гармонией живой природы, ведя неторопливые беседы в беседке.



Глубокое голубое небо, зелень лужайки, поросшей мхом, будто нежной кожей, ослепительная белизна стен дома, киноварь цветов на балконе и мостика над искусственным ручейком… Здесь нет ничего лишнего, гармония достигается немногими средствами. На небольшом участке возле дома представлены все стихии природы.

Землю олицетворяют огромные валуны - «горные гряды», белая каменная крошка дорожек, контрастирующая с зеленым мхом. Вода представлена «горным» ручьем, по дуге впадающим в пруд. Огонь олицетворяет традиционный каменный фонарь «тахи-гага», установленный на возвышении по соседству с истоком ручья. Когда-то в Японии было принято ставить такие фонари в усыпальницах святых и в храмах, но сегодня они своей выразительной формой украшают многие сады.

Мир растений в японском саду представлен бамбуком, сосной, хостой и вереском. Одинокой сосне обычно придают скульптурную форму. Чтобы крона не разрасталась, как в дикой природе, все веточки периодически обрезают. Благодаря этому и получились зеленые «подушки», уютно разложенные на ветках сосны.

Бамбук в японском саду «существует» в нескольких видах: из него сделаны ворота и лоток для воды, на склоне у пруда ставят подпорные стенки из толстых стволов.

У входных ворот и по границе участка высажен живой бамбук. Любой, даже слабый ветерок, колышет их тонкие стебли, и он наклоняется, будто приветствует гостей.

Изогнутая дорожка весьма символично пересекается с ручьем в самом центре участка. Здесь через воду перекинут легкий изогнутый мостик.

Японцы считают, что, переходя по мосту через какую-либо преграду, человек попадает в другой мир и открывает для себя совершенно новые перспективы.














Для создания японского стиля ландшафтного дизайна используйте следующие правила:
. Основное правило при создании японского сада - выдерживать контраст между открытыми и закрытыми пространствами. Не стремитесь к заполнению каждого клочка почвы, гармония во всем - вот основа японской культуры.
. Для японского стиля оформления сада обязательным элементом является водоем. Желательно, чтобы он казался естественным - это может быть ручей, пруд или водопад. Вода добавит динамики в пейзаж и отлично поможет отвлечься от повседневных дел большого города. Через ручей можно перекинуть небольшой мостик, который часто окрашивают в красный цвет.
. Если нет возможности использовать воду для японского сада, можно создать русло высохшего ручья или озеро из песка. Волны, нарисованные на песке, создадут иллюзию воды и помогут расслабиться во время их созерцания.

Выбирайте следующие кустарники и деревья для посадки: азалия, вишня, камелия, кизильник, карликовая ель и сосна, и другие хвойные формы небольшого размера. Крокус, хост, цикламен, кувшинки, японский ирис и другие похожие травянистые растения помогут украсить Ваш сад. Бонсай, бамбук, папоротники, мох, фигурные кусты хвойных, различные декоративные травянистые растения, газоны с травой небольшой высоты добавят в японский сад гармонии.

Хорошо подойдут для оформления сада дорожки из камней. Возьмите твердые и шероховатые камни неправильной формы шириной примерно 30 см и выложите ими дорожку через сад. Расстояние между камнями - 30-45 см.
. Добавьте к Вашему саду малые архитектурные формы в японском стиле. Можно поставить в саду небольшую беседку для чайной церемонии, хорошо будет смотреться красивый фонарь из шелка или рисовой бумаги с иероглифами. Также можно поставить небольшую статую Будды.

Регулярный стиль, то есть повсеместный, характерный для той или иной области, без излишеств и дополнительных включений. В этом стиле предпочитают оформлять свои участки люди, консервативные в суждениях, не терпящие излишних наворотов и дополнений. Этот стиль можно охарактеризовать «строго и со вкусом».

Однако, отсутствие дополнительных украшений не по стилю не означает, что участок будет скучен и уныл. Оформляя его в таком стиле, можно вспомнить о традициях других стран, воспользоваться соответствующим декором и прекрасный участок будет радовать вас своей простотой и изысканным вкусом.

Общие характеристики

Для регулярного стиля характерны спокойные сочетания цветов, выдержанность гаммы и гармония в сочетании красок. Здесь вы не увидите радужных переливов клумб и веселеньких пластмассовых цветочков. Симметричность и правильность форм, краткость и минимализм, вот, что характеризует общий регулярный стиль.

Из растений преобладают тщательно сформированные выстриженные кустарники, ровный ковер свежего газона, спокойные и неброские клумбы. Поэтому, в регулярном стиле как нельзя лучше впишется универсальный или партерный рулонный газон. Он добавит свежести и не испортит вид, уход за ним не доставит неудобств и на участке будет царить покой и гармония. В партерные газоны также можно вклеить ковровые клумбы, а изрезанные очертания рулонного газона помогут создать неповторимый узор и оригинальный подход в таком консервативном решении.

Декор

На садовом участке, выполненном в регулярном стиле очень хорошо вписываются скромные и изящные фонтаны, скульптуры, каменные ровные дорожки и строгие фонари. Очень украсят участок и керамические изделия, однако, не стоит ими увлекаться, тем более, если участок сравнительно небольшой.

Под девизом «Долой нагромождения!» оформление участка в регулярном стиле можно считать выполненным. Обладатель такого участка выделится среди остальных и ещё раз докажет преимущество выдержанности и классических решений над вычурными и аляпистыми дачами.

В ландшафтной архитектуре существуют два основных, принципиальных планировочных приема: свободный (он же пейзажный) и регулярный (он же формальный). Оба направления прошли сквозь все великие исторические архитектурные стили, начиная от античности и заканчивая модерном и современной архитектурой, которые привнесли свои яркие, неповторимые черты, особенности в каждый из этих стилей.

Принципиальная разница между данными приемами с позиции организации пространства состоит в том, что регулярный стиль основан на принципах геометрии, а свободный – на полном подчинении природной среде.

Особенности регулярной планировки

Регулярная планировка, по большому счету, – это наше агрессивное вторжение в естественную природную среду.

Все планировочные элементы регулярного сада должны быть красивы, красивы «до звона», гармоничны, изысканны и, насколько возможно, приближены к совершенным. Таковы главные критерии регулярного планировочного приема.

Регулярный сад отразил извечную идею об упорядочении Мира, отразил мечту о совершенном Мире и в каждую историческую эпоху являет собой пример, как люди представляли себе идеально выстроенный мир, «Парадиз».

Развитие великих исторических архитектурных стилей в Европе по периодизации различается на столетия в разных странах.

В античном саду регулярный прием встречается реже, в основном в плодовых садах, огородах, во внутренних дворах домов. Ярко иллюстрирует его вилла Адриана. Особенность регулярного приема в античном саду – абсолютная простота и ясность построения пространства. Бесконечная гармония сочетания прямых и циркульных линий, прямых углов, чистота композиции, полное отсутствие вычурности.

Религиозное мировоззрение определяло дух всей эпохи романского и готического стилей. Здесь регулярный планировочный прием находим в садах при монастырях, виноградниках, аптечных садах, садах внутри замков, декоративных огородах. Регулярный планировочный прием садов Возрождения – напоминание об античном саде римского периода. Новая эпоха провозгласила новые ценности человека с его новым взглядом на мир, его устройство, красоту земли и прославление природы. Яркими примерами таких садов являются итальянские сады на активном рельефе, симметрично спланированные и изысканно рукотворные: вилла Боргезе, вилла д’Эсте, сады Боболи. Они характерны театральными эффектами в построении пространства, украшенного сложными архитектурными декорациями.

Регулярный сад эпохи Барокко изобилует пышностью композиции, изысканностью линий, нарядностью форм, затейливостью сюжета в построении ландшафтного сценария. Это продолжение дворца под открытым небом: с залами, театрами, амфитеатрами, балюстрадами, открытыми широкими яркими партерами, роскошными водоемами и фонтанами.

Наибольшего блеска, остроты, яркости регулярный планировочный прием достиг в великих детищах гениального Анре Ленотра. Среди них, возможно, самым ярким предстает Версаль. Вид огромных открытых пространств измененной природы в масштабах, немыслимых для того времени, уже в подсознании вызывал порабощение. Это было яркой демонстрацией того, что может сделать Король-Солнце с природой, с людьми, воплощение идеи абсолютной власти над миром, над судьбами и самой природой.

Сады Рококо – в высшей степени декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и полная театральная иллюзорность архитектурной среды, созданной человеком как воплощение стиля, визуально изменяющим, разрывающим, опрокидывающим пространство.

Классицизм, пришедший на смену Барокко и Рококо, был обусловлен новым образом мышления, новой эстетикой зарождавшегося нового буржуазного общества. У его истоков лежали натурфилософские идеи, идеализация античности, влияние восточных культур. В ландшафтной архитектуре он тесно соприкасается с Романтизмом в его стремлении к идеализации живой природы. Новая эстетика воплотилась в свободной композиции новых садов и парков, где регулярные планировочные элементы стали только фрагментом.

Регулярный сад эпох Классицизма и Романтизма занимает очень скромное по площади, но часто центральное место: перед дворцом, как фойе, как гостиная комната на улице. Он уже не поражает монументальными масштабами регулярного сада прошедших эпох. Это уже небольшая территория как дань традиции и увертюра в восприятии грандиозных композиционных событий ландшафтного сценария свободных планов.

Регулярный сад Романтизма характеризует загадочный, изысканный рисунок. Типичным примером романтического регулярного сада можно назвать дворик перед Алупкинским дворцом со стороны моря: с партером, на котором царит изысканный фонтан.

Архитектурный стиль второй половины XIX века, часто именуемый эклектическим, в планировке регулярного сада характеризуется продолжением тенденций регулярного романтического сада с использованием, заимствованием цитат из садов прошлых эпох, чем, собственно, и принципиально отличается архитектура этого периода.

Последний великий исторический архитектурный стиль рубежа XIX–XX веков – Модерн (или Арт Нуово) – мало представлен регулярными садами. Они изысканным декоративным планом раскрываются перед зданиями, оставаясь лишь фрагментом роскошного большого свободно спланированного пространства.

К основным планировочным элементам регулярного сада можно отнести партер, боскет, водоем регулярной формы и, конечно же, геометрически выстроенную аллею как связующую ось в пространстве. Каждый из этих элементов имеет свои особенности и характеристики.

Регулярный партер – это большое пространство, которое оформляется как цветной ковер, яркий и декоративный. В разные исторические эпохи партер оформлялся по-разному.

В садах Барокко и Рококо он выполнялся из низко стриженых кустарников, например, вечнозеленых самшита, тиса; обрамляющих почвопокровные растения. Но стоит заметить, что те цветы, которые мы сейчас знаем как основные ковровые растения, были введены в культуру только в конце XIX века на основе интродукции южноафриканских цветущих почвопокровных. В прошлые исторические эпохи в культуре еще не было низкорослых ярко цветущих травянистых почвопокровных. Добиться красочного эффекта возможно было только использованием цветных материалов – таких как цветная мраморная крошка, уголь, битый кирпич, осколки цветного стекла и т. п. Поэтому в своем роде анахронизмом можно назвать применение этих материалов в нынешних регулярных садах, в то время как существует масса цветущих ковровых травянистых почвопокровных растений.

Рисунок партерных узоров варьировался от простых геометрических в садах Античности, Готики и Возрождения до буйных, вычурных и изысканных – в эпоху Барокко.

– это оформленное густо посаженными стрижеными растениями пространство, имитирующее в своей идее дворцовые галереи, театры, аркады, колоннады, анфилады залов, комнаты. Все это достигалось формированием – закреплением растений на специальных каркасах и формовочной стрижкой. Стригли любые растения: и хвойные, и лиственные, и деревья, и кустарники. Особенно идеально стриглись для создания огромных пространств залов и театров дуб, граб, бук, липа, ели, туи. Густые заросли формировались в классические боскеты. Популярный планировочный элемент регулярного сада – лабиринт – также являл собой боскет.

Искусство формовых растений – топиарное искусство – достигло своего апогея к XVII веку. В некоторых странах Западной Европы того времени считалось дурным тоном присутствие неформованных растений в садах. Они стриглись в виде архитектурных форм, скульптурных композиций, животных, птиц, геометрических фигур. Так было принято. Мир должен был быть преобразованным как эстетический идеал эпохи.

Топиар. Ботанический сад Мадейры — Фуншал

Аллеи – это геометрически выстроенные дорожки, оформленные посадками, окаймленные деревьями и кустарниками: однорядными, двухрядными, трехрядными. Особое требование к оформлению аллей состояло в том, чтобы растения, их окаймляющие, были идеально подобны – одной породы, одного вида, одного возраста. Породы могли чередоваться, но не через один, а ярусами: на переднем плане одна, на заднем – другая. Растения высаживались рядами, квадратно-гнездовым способом, в шахматном порядке. Поэтому, когда понятие «аллея» употребляется применительно к свободному ландшафту, это неверно. В свободном ландшафте аллеи не существует; там есть дорожки и тропинки, оформленные, как это характерно для естественной природной среды – группами, куртинами, массивами насаждений. Аллеи же могут быть линейные, циркульные, но обязательно подчиненные общему композиционному замыслу, всей планировочной структуре регулярного ландшафта.

Водоем – один из самых дорогих и наиболее эффектных планировочных элементов любого ландшафта, поэтому в регулярном ландшафте к нему нужно подходить с особым вниманием. Здесь он композиционно работает как украшение пространства, как брошь, драгоценность. Его форма в регулярном ландшафте эффектно красива, необыкновенно изысканна, декоративна, иногда – до изощренности в своих очертаниях. Она не должна быть проста, как мычание, что мы видим на регулярных ландшафтах сегодняшних усадеб.

Регулярный ландшафт изобилует цветовыми пятнами цветников и цветочных устройств. Это клумбы, рабатки и бордюры.

– устройство для цветочной композиции, которая, чаще всего, круглая, овальная или смешанная композиционно с прямоугольником или квадратом, с обязательно приподнятой центральной частью. Это усиливается также цветочной композицией, где по контуру применяются более низкие цветы, а к центру – повыше. Здесь же, в центре, акцентом может быть одно возвышающееся цветущее или хвойное растение, скульптура или малая архитектурная форма. Раньше в качестве такого акцента использовались почвопокровные растения на специальных каркасах, которые выполнялись в виде малых архитектурных форм и скульптур.

Рабатка – цветочная полоса, которая также в регулярном ландшафте может быть однородной или с орнаментом, выполненным из низких цветов.

Бордюр – это декоративное окаймление. Он может выполняться из стриженых вечнозеленых кустарников, ярких цветов, подчеркивающих изысканность рисунка плана аллей, площадок партера и амфитеатра.

В регулярном ландшафте активно использовались трельяжи как декоративные ширмы для разделения пространства сада. Их увивали цветущие и декоративные лианы.

Особенности пейзажного планировочного приема

Линии естественных очертаний, объемно-пространственные композиции из растений, рельефа, воды и камней, словно созданные самой природой; отсутствие прямых линий, углов и строгих геометрических фигур в рисунке плана; дорожки, повторяющие характер рельефа, извивающиеся в пространстве, как бы играя с ним; русла рукотворных ручьев и каналов, берега искусственных водоемов, которые воспринимаются как естественные; здания и сооружения, органично вписанные в рукотворную природную среду – все это характерные черты пейзажной планировки сада.

Свободный планировочный прием, его называют еще пейзажным, взошел на престол в Англии и стал царить в ландшафтной организации садов и парков всей Европы одновременно с классицизмом и романтическим стилем. Новое время, новые общественные отношения породили новую эстетику восприятия мира и человека в этом мире. На смену геометрически упорядоченной гармонии пришло восхищение естественной природной средой как образом нового «Парадиза». То было время музыки Бетховена и Шопена, поэзии Пушкина и Байрона, захватывающих сюжетов Дюма и любовных коллизий романов Жорж Санд. Время мифологических античных историй, воплощенных в живописи Николы Пуссена и романтической героики полотен Карла Брюллова. Время свободолюбия и юношеского романтизма, штормовых бурь и светлой мечты о несбыточном.

Внимание современников той эпохи сосредоточивалось также в особенном отношении к античному наследию и сказочным описаниям путешественниками садов далекой и загадочной Японии, в которых отражен весь мир в миниатюре; свободно спланированных величественных садов Китая как вселенских садов. Все это нашло отражение и стало востребованным в романтических ландшафтах: театральные декорации садов Барокко заменились таинственными гротами, заколдованными пещерами, волшебными романтическими руинами, героическими скалами и библейскими каменными хаосами.

Композиция свободно спланированных садов эпохи Романтизма строилась на совершенно иных принципах, нежели свободные планы современных ландшафтов. Объемно-пространственная композиция романтических садов базировалась на образной семантике античной мифологии и библейских сюжетов. Картины античной мифологии разыгрывались в действующих лицах с участием богов и героев, при этом сценой событий являлось само пространство сада или парка, а исполнителями – деревья, кустарники, цветы, скалы, камни, водные потоки и водные зеркала. Природные элементы, одухотворенные этими образами, и составляли композицию в пространстве как ландшафтный сценарий. То были романтические игры взрослых людей с природой – странные для нас своеобразные шарады на популярные сюжеты. Вся суть эпохи отразилась в садах Романтизма.

Принципиальная разница в использовании регулярных и свободно спланированных садов заключалась в том, что первые служили для гуляний большого количества людей, а вторые создавались как парки усадебные: их планировочные элементы не предполагали большого количества посетителей на единицу площади.

В Украине яркими образцами садов со свободной планировкой, садов мирового уровня, можно назвать совершенно гениальный Алупкинский парк, спланированный садовником Кебахом в XIX веке, парк «Софиевка» в Умани, Тростянецкий дендропарк, парк «Сокиринцы», «Александрия» в Белой Церкви.

К основным планировочным элементам свободно спланированного ландшафта можно отнести: лужайки (в отличие от партеров регулярного сада), дорожки (в отличие от аллей), тропинки, водоемы с естественными природными формами, куртины, или, по-простому, заросли и массивы (в отличие от боскетов), древесно-кустарниковые группы и солитеры в композиции насаждений.

Лужайки – это открытые пространства, многопланово обрамленные кулисами насаждений, как сцена, в развитии ландшафтного сюжета. Картины, созданные пространством лужаек, могут образовывать пейзажи ближних, средних и дальних перспектив. Картины дальних перспектив замыкаются видами на ценные архитектурные или ландшафтные объекты, находящиеся далеко за пределами территории сада, но служащие композиционными акцентами его пространства. Этот распространенный, особенно в прошлом, прием построения композиции ландшафта называется «пейзаж взаймы».

Дорожки и тропинки, связывающие основные объекты на территории сада, энергично извиваются в пространстве, плавно прорисовываются, подчиняясь свободным формам рельефа, касаясь горизонталей.

Водоемы в свободно спланированном ландшафте имитируют созданные природой ручьи, потоки, водопады, родники, озера. Их искусственно образованная природная форма, заключенная в берегах, изрезанных бухтами, окаймленных камнями, цветущими и вечнозелеными декоративными растениями, подчеркнуто декоративна, она максимально выявляет художественные достоинства природной среды, делая ее еще прекраснее.

Деревья и кустарники в пейзажном ландшафте располагаются свободно в пространстве в виде групп, куртин и массивов, создавая многоплановые кулисы пейзажных картин, дополненных отдельно стоящими выразительными деревьями или кустарниками – солитерами.

Цветы в пейзажном свободно спланированном ландшафте располагаются подобно природным цветущим лужайкам – декоративными цветовыми пятнами, бордюрами свободной формы, уже не окаймляя и подчеркивая, как в регулярном саду, геометрию пространства, а играя с ним, выстраивая его колористическую гамму и выявляя наиболее эффектные композиционные черты.

Цветник, сад Бутчардов

Свободный планировочный прием основан на максимальном подчинении природной среде и выявлении ее достоинств. Высшим пилотажем архитектора, работающего со свободным планом, является достижение ощущения того, что здесь так было всегда, здесь творила сама природа.

Елена ГНЕЗДИЛОВА, архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА