Лев Ребет (* 3 марта 1912, Стрый, Львовская область – † 1957, Мюнхен) – украинский политический деятель, публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров ОУН.
Родился в семье почтового чиновника. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Принимал участие в юношеском движении пластунов. В 15-летнем возрасте, учась в украинской гимназии, стал членом Украинской Военной Организации (УВО) после основания Организации украинских националистов в 1929 г. вступил в ее ряды.
Окончил юридический факультет Львовского университета.
Узник польских тюрем за принадлежность к ОУН.
1934-1938 – проводник краевой экзекутивы ОУН в Западной Украине. После раздела Польши между нацистской Германией и Советским Союзом в сентябре 1939 года Ребет уехал в Краков, там он входил в состав Центральной экзекутивы ОУН и руководил разведкой.
1940-1941 – после раскола ОУН на мельниковскую и бандеровскую фракции поддерживает Степана Бандеру.
С апреля 1941 г. – член ОУНР.
Когда 22 июня 1941 разразился советско-германская война, Ребет в составе бандеровской походной группы отправился во Львов. Вечером 30 июня 1941 в освобожденном от Красной армии Львове было провозглашено восстановление Украинского государства. 5 июля Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (т.е. Западноукраинского правительства), которое возглавлял Ярослав Стецько, а после ареста последнего одно время исполнял функции Премьера Правления. В тот же день Гитлер приказал Гиммлеру принять репрессий против Украинского государственного правления. Следовательно, 6 июля гестапо арестовало в Кракове Степана Бандеру, 9 июля во Львове – председателя Украинского государственного правления Ярослава Стецько, а 12 июля – членов Правления Дмитрия Яцива, Романа Ильницкого, Владимира Стахова и Льва Ребета. Всех их перевезли в Берлин, и там нацисты течение 2 месяцев следствия требовали от них отозвать Акт восстановления Украинского государства. Поскольку же Бандера, Ребет, Стецько и другие руководители Украинского государственного правления отказались это сделать, нацисты отправили их в концентрационные лагеря – гестаповцы арестовали Ребета в сентябре 1941 года и доставили в краковской тюрьмы, а затем и в концлагерь Аушвиц, где он сидел в заточении до декабря 1944.
Летом 1944 года была образована Украинский Главный Освободительный Совет (УГВР), взявшая руководство повстанческим движением. В состав Президиума Совета была избрана жена Ребета Дария. Тогда же был сформирован и Генеральный Секретариат, есть украинская подпольное правительство. Когда в октябре 1944 года нацисты наконец выпустили Ребета из концлагеря, он по поручению Украинского Главного Освободительного Совета уехал в Мюнхен, чтобы представлять ее в отношениях с западными союзниками.
С 1945 г. в Мюнхене, возглавлял организации ОУНР.
1945-1948 – главный судья Заграничных частей ОУН.
С 1948 г. – становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковский и Мирославом Прокопием одним из руководителей ОУНР, а вскоре – ее председателем.
В 1948 году в бандеровском отломов ОУН произошел первый раскол, когда Лев Ребет и ряд других лидеров выступили против тоталитарных и авторитарных идей, исповедуемых Бандерой, Стецько и другими лидерами. В 1953 году была предпринята попытка примирения, но в феврале 1954 года этот раскол стал окончательным. Бандера и Стецько предложили вернуться к идеологии действующего национализма с его лозунгом «Украина для украинском», а Лев Ребет считал это глупостью. Бандера и Стецько пропагандировала авторитарный стиль, вместо Лев Ребет и его единомышленники отстаивал принятую 1943 новую программу ОУН, главным лозунгом которой было «Свободу народам, свободу человеку!»,
Вследствие многочисленных партийных конфликтов Лев Ребет с декабря 1956 перестает быть членом ОУНР, и вместе со своим соратником и единомышленником Зеновием Матло создает новые руководящие органы Заграничных частей ОУН. Учитывая наличие двух проводников сторонников этого крыла ОУН – так называемого ОУНЗ – назвали "двийкари".
Находясь в эмиграции, Ребет занимается научной и публицистической деятельностью. Он был сотрудником газет «Украинская трибуна», «Время» и «Современная Украина».
1949 – защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация».
С 1952 г. – доцент, а с 1954 г. – профессор государственного права Украинского свободного университета.
С 1955 г. – главный редактор общественно-политического журнала «Украинская самостийник».
Автор многих трудов по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Света и тени ОУН», «Происхождение украинский, русских и белорусов в свете современных советских теорий».
Ребет категорически отвергал тезис «Украина для украинском», утверждая, что «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом с старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех пространствах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, столетиями на Востоке представляла российская – белая и красная – империя, показать образец современного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук ».
Ребет был убежден в создании независимого демократического Украинского государства, что никак не вписывалось в видение советских коммунистических идеологов. Исследуя процессы формирования украинской нации, Ребет настаивал, что она может быть сформирована только в независимой Украине. Только «самостоятельное государство является наиболее подходящей для развития этнической общности».
Концепция Ребета, по которой «теория народного суверенитета породила насквозь стихийное движение, много народов, а также этнических групп, поднял до уровня наций», и проектирование ее на украинский народ, выбивалась из советской идеологии и была признана коммунистической верхушкой опасной, поэтому и был отдан приказ на его уничтожение.
Власти СССР неоднократно требовала выдачи деятелей ОУН и УПА, в том числе и Ребета, за якобы сотрудничество с фашистами. Именно как ведущий теоретик и идеолог национализма Ребет и привлек к себе внимание советской госбезопасности и КГБ выделило его в число одного из наиболее опасных деятелей, об этом свидетельствует то, что против него был устроен атентат. В первой половине 1950-х годов его несколько раз безуспешно пытались похитить, но в конце концов было принято решение его уничтожить.
Лев Ребет был убит агентом КГБ Б. Сташинским 12 октября 1957 на лестнице в доме на Карлплатц в Мюнхене, где тогда находилась редакция «Украинская Самостiйника», с завернутого в газету устройства, выстреливал струей синильной кислоты. Он был изготовлен в московской лаборатории, в сутки ЧК называлась «специальным кабинетом», в сутки НКВД – «камерой», а во времена КГБ – «спецлаборатории № 12». Сейчас в структурах ФСБ она называется "лабораторией Х".
В момент встречи убийца Сташинский, он же Йозеф Леман, он же Зигфрид Дрегер, он же Ганс-Йоахим Будайт, он же Александр Крылов – направил устройство прямо в лицо "я Ребета и нажал на спусковую пружину. Как и было задумано в Москве, при вдыхании паров яда быстро попадали в кровь жертвы и вызывали закупорку сосудов ее головного мозга. Смерть Ребета наступила за полторы минуты, но никаких следов вмешательства на его теле не осталось, так что врачебная экспертиза, состоявшейся в 10:50, причиной смерти назвала сердечную недостаточность.
Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», о том что он был убит специальным ядом стало известно позже. Уже позже, на суде, Сташинский объяснял свое решение расправиться с Ребетом тем, что, как он узнал, перед ним был «теоретический голова (т.е. ведущий теоретик) украинский в изгнании», потому Ребет «прорабатывал для своих газет не столько хроники событий дня, сколько, в первую очередь, идеологические вопросы ».
Об убийстве Сташинский рассказывал так: «Я ждал перед домом. После 10 часов я его увидел, как он шел от остановки трамвая, я повернулся и пошел в направлении дома. Я поднялся на одну лестницу в гору, до первого этажа. Я видбезпечив оружие – подождал в коридоре на первом этаже и скоро услышал, что входная дверь открылась. Я вышел из малого коридора и пошел по лестнице, с левой стороны вни, с Ребетом на встречу. Ребет держался правой стороны лестницы. Проходя мимо, я вдруг поднял руку и нажал на спусковой крючок пистолета, выстрелил из оружия в его направлении и тогда пошел дальше. Я заметил, что Ребет пошатнулся вперед ».
Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.
30 октября 2010года в Храме Святой Троицы УГКЦ состоялась праздники литургия и чин погребения, после чего его бренные останки перезахоронены во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политической, общественной и научной деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Евреи в составе ОУН-УПА часть 2: Лев Ребет

Лев Ребет (псевдоним Кил; родился 3 марта 1912 года, г. Стрый - 12 октября 1957 года, Мюнхен) - украинский публицист и адвокат еврейского происхождения, один из лидеров Организации украинских националистов ОУН.

После окончания гимназии, закончил факультет права Львовского университета. С 1928 года член Украинской войсковой организации УВО. С 1934 года руководитель Организации украинских националистов ОУН в г. Стрый. В период с 1935 по 1938 региональный руководитель ОУН.

После провозглашения восстановления независимости Украинского государства во Львове 30 июня 1941, был заместителем руководителя украинского правительства во главе с Ярославом Стецько, а после его ареста немецкими властями - исполняющим обязанности главы правительства. После ареста осенью 1941 года и до декабря 1944 года, узник концлагеря Освенцим.

С 1945 г. в Мюнхене, руководитель организаций ОУНР. 1945-1948 - головной судья ОУН за границей. З 1948 р. - вместе с Миколой Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом становится одним из руководителей ОУНР, а впоследствии - ее председателем.

Научная деятельность

1949 г. - защитил докторскую диссертацию на тему «Государство и нация». З 1952 г. – доцент, а с 1954 г. - профессор государственного права Украинского свободного университета г. Мюнхен. З 1955 г. - главный редактор общественно-политического журнала «Український самостійник». Автор многочисленных работ по теории и истории украинской нации, в частности, «Теория нации», «Государство и нация», «Формирование украинской нации», «Свет и тени ОУН», «Происхождение украинцев, россиян и белорусов в свете современных советских теорий».

Убийство

Как и С.Бандера (15.10.1959), Лев Ребет был убит 12.10.1957 агентом КГБ Б. Сташинским. За ходом операции следил Никита Хрущёв. Украинская эмигрантская пресса сообщила о смерти Льва Ребета «от сердечного приступа», то что он был убит специальным ядом стало известно позже.

Был похоронен на кладбище «Вальдфридгоф» (нем. Waldfriedhof) в Мюнхене.

30 октября 2010 г. перезахоронен во Львове на Лычаковском кладбище. Отдать дань выдающемуся политическому, общественному и научному деятелю пришли первые лица города во главе с мэром Андреем Садовым.

Роль в Истории


Лев Ребет был сыном почтового должностного лица, родился в 1912 году в городе Стрый на Львовщине. С детских лет отличался глубокой религиозностью и преданностью украинской национальной идее. Участвовал в юношеском движении пластунов, уже в 15 лет, учась в украинской гимназии Стрыя, стал членом Украинской Военной Организации (УВО), впоследствии - членом ОУН. Позже, вспоминая те годы, Ребет писал, очевидно, относя эти слова к самому себе: «Главной базой ОУН была молодежь, в первую очередь, студенческая. Эта молодежь выросла уже в традиции украинской государственности, она помнила существование, пусть и кратковременное, самостоятельного государства, она собственными глазами видела украинское войско, - одним словом, уже раз пережила то положение украинского государства, за которое собиралась бороться. Государственная независимость не была для нее несбыточной фантазией; молодежь эту самостоятельность уже видела, и она перед ее воображением стояла реально - нужно было только обрести ее».

Именно этой цели посвятил свою жизнь Лев Ребет, человек, который, подобно тысячам своих ровесников - участников национального движения, еще с детства ощущал « голод чина », хотел активных действий, а не только красивых, но абстрактных слов о воле. Практически с момента учреждения Организации Украинских Националистов (1929 г.) юный Лев вступает в ее ряды. Именно принадлежность к ОУН инкриминировала Ребету польская оккупационная власть и именно за это он был ею арестован. Организационная способность и преданность общему делу были должным образом оценены руководством украинских националистов: с 1934 по 1938 год он - проводник Краевой Экзекутивы ОУН в Западной Украине. Характерно, что после раскола ОУН (1940 г.). Ребет поддерживает Степана Бандеру, а не Андрея Мельника.

Когда 30 июня 1941 года во Львове было объявлено о восстановлении независимого украинского государства, Лев Ребет назначается заместителем Председателя Украинского государственного правления (его возглавлял Ярослав Стецько), а после ареста последнего некоторое время выполнял функции Премьера правления. Потом - арест гестапо, которое выследило его, и заключение в Освенциме вплоть до осени 1944 года. В 1945-1948 годах Ребет был главным судьей Заграничных частей ОУН (в это время он переезжает в Мюнхен), с 1948 года - становится вместе с Николаем Лебедем, Иваном Бутковским и Мирославом Прокопом одним из руководителей Политического Совета ОУН (заграничной), а вскоре - ее головой. Последние годы жизни (с 1954 по 1957 годы) Ребет был профессором Украинского Вольного Университета.

Сейчас мы поговорим не о Ребете - политическом деятеле (это, в частности, его непростые отношения со Степаном Бандерой - самостоятельная большая тема), а о его трудах по теории и истории украинской нации, например, такие, как «Теория нации» (1955), «Формирование украинской нации» (1951-1957), «Свет и тени ОУН» (книга историко-мемуарного плана, 1955-1956). Потому что изложенные Ребетом идеи и сейчас, через 50 лет, почти ни в чем не устарели и заслуживают надлежащего внимания нашей общественности. Задание, которое ставил перед собой автор во всех этих работах, одновременно и простое, и невероятно сложное: выяснить, что такое нация вообще (как феномен), а далее - что такое украинская нация, каким является исторический процесс ее формирования и развития, каковы ее перспективы.

Вот ключевой для Ребета тезис из работы «Теория нации»: «Взаимоотношения между внешними и внутренними видами национальной жизни определяются круговоротом между бытием, породившим идею, и идеей, творящей бытие. Человек рождается и живет в системе этих отношений одинаково по естественному принуждению (рождается в своей среде) и по собственному выбору (формирует в нем свою индивидуальность и осуществляет свои амбиции). Ибо нация как сообщество оказывает наиболее интенсивное влияние, и человек принадлежит ей всем своим естеством и всеми сторонами своей жизни». И далее, развивая мысль: « По этой причине нации - это прочные формы человеческой жизни, и исторически сложившаяся социальная и социально-психологическая структура каждой нации имеет непосредственное отношение к структуре государства, в которой отражается ее характер. Ибо государства существуют в основе своей как национальные государства, а государство и нация связаны между собой так, как связаны форма и содержание ».

Вопрос, волновавший Ребета-публициста: как, через какие этапы и благодаря чему происходило формирование украинской нации, каковы хронологические рамки этого процесса? Исследуя сложные исторические коллизии времен Хмельнитчины, он приходит к выводу (разумеется, далеко не все разделяют эту точку зрения), что «украинский народ в эпоху Хмельницкого еще не оформился в модерную нацию. И сам Хмельницкий - в конце концов, как шляхтич, полностью в плену шляхетского мировоззрения, и казацкая старшина, которая также происходила преимущественно из старых казацких или шляхетских родов, - вопреки «стихии» имели тенденцию строить государство на им самим понятных сословных принципах. Так что естественно, что привилегии и основа сословного строя были одним из главных требований казаков во всех антипольских восстаниях». А это, делает вывод Ребет, как раз является бесспорным признаком отсутствия современной нации, это - свидетельство архаичного подхода к созданию государства, который давно себя исчерпал.

Каким же видел исследователь будущее независимое украинское государство (а в том, что оно возникнет, у Ребета никогда не было никаких сомнений!)? В первую очередь, как государство демократическое; именно поэтому он однозначно отверг лозунг «Украина для украинцев» (об этом, кстати, весьма критически отозвались представители Степана Бандеры). Ведь, считал Ребет, «украинский народ, будучи в Восточной Европе народом со старейшей земледельческой культурой, имеет данные быть также глашатаем передовых идей человечества на тех просторах. Украина может и должна стать образцом политической культуры для всего окружения и вместо тирании, которую столетиями на Востоке представляла русская - белая и красная - империя, показать образец модерного демократического государства, где свобода и достоинство человека не пустой звук».

Очевидно, такие идеи советские «органы» расценили как слишком опасные в перспективе для «Союза нерушимого». Именно поэтому был отдан приказ убить Ребета (конкретные факты, вероятно, еще скрыты в архивах). Уничтожили же только выдающегося политика и ученого (кстати, доктора права), но отнюдь не его идеи. Сейчас мы являемся свидетелями национального демократического возрождения, которое было бы невозможным без таких людей, как Лев Ребет.


-->

Лишь самые опытные и мудрые раввины имели право создавать искусственных людей големов из нерастительной материи. Пражского Голема изваял из глины пражский раввин Лев бен Бецалель для защиты еврейского гетто от погромов. Но однажды покорный Голем взбунтовался и бросился крушить все, что попадалось ему под руку... Эта история знакома многим. Слово Ивану Мацкерле.

«Легенда о пражском Големе - самая известная еврейская легенда, но, несмотря на ее популярность, историки, в том числе, и еврейские, утверждают, что раввин Лев никогда не создавал глиняного монстра. Упоминания о пражском Големе нет и ни в одной из хроник 16-17 веков. Скорее всего, миф сложился лишь в середине 19-го столетия в польском Галиче и только потом был экспортирован в Прагу».

«Было бы несправедливо лишить Прагу самой известной ее легенды», - говорит Иван. К тому же, ему казалось, что некоторые факты, озвученные в ней, выглядели достаточно правдоподобно. Например, как гласит легенда, когда Голем взбунтовался и отправился громить гетто, ребе Лев выбежал его успокаивать, прервав службу в синагоге. 92-ой псалом остался недочитанным.

«Раввин не допел псалом и выбежал успокаивать Голема. Потом он вернулся и весь псалом пропел снова. Интересно, что только в одной синагоге мира 92-ой псалом повторяют дважды - в пражской Староновой синагоге. Как говорят священнослужители, делается это в память о рабби Леве».

Как утверждает легенда, обездвиженное глиняное тело Голема было перенесено на чердак Староновой синагоги и спрятано в потайной нише. Раввин бен Бецалель строго запретил кому бы то ни было подниматься на чердак. И запрет этот сохранился до наших дней.

«Я обратил внимание на тот факт, что пражский Голем выглядел как нормальный человек, может, чуть более крупным. Великаном он не был. А когда я узнал, как переводится слово «голем» с иврита, то меня озарило. Дело в том, что помимо одного значения - «человек, созданный с помощью магии», «голем» имеет и другое - «дурак», «сумасшедший». У раввина мог работать душевнобольной немой крестьянин, которого Бецалель пытался вылечить, давал ему лекарства. Возможно, эти медикаменты и стали прообразом «магического пергамента», который оживлял Голема. Известно, что только пражскому глиняному силачу пергамент с тайным именем Бога вкладывали в рот, под язык: другим же големам древнееврейские буквы писали на лбу либо вырезали на амулете, который вешали на шею».

Догадка чешского исследователя подтвердилась. В архивах ему удалось отыскать упоминание о душевнобольном еврее Джоссиле, работавшем у раввина. Он, якобы, был физически очень крепок и слушался только своего хозяина. Если предположить, что однажды рабби Лев забыл дать Джоссилу лекарства, и с тем случился эпилептический припадок, то становится понятно, откуда растут ноги у самой известной пражской легенды.

После этого Ивану Мацкерле осталось только побывать на запретном чердаке, куда, по преданию, отнесли Голема. Благодаря знакомству с членами пражской еврейской общины исследователю удалось осуществить свою затею.

«Я взял с собой друга-геофизика с портативным радаром, и мы обследовали с этим прибором целый чердак. Мы искали нишу, о которой писал в своей статье пражский журналист Эрвин Киш, чудом пробравшийся на чердак в 1920 году. Он не нашел следов Голема, но предположил, что тот мог быть погребен в углублении под одной из чердачных колонн. Эту полость мы обнаружили, но она оказалась пустой. Позднее я выяснил, что в 1883 году меняли крышу синагоги, и все вещи, которые лежали на чердаке, спустили вниз и закопали на еврейском кладбище. Но что это были за вещи, были ли там кости несчастного Джоссила, история умалчивает».

Кварталу Праги . Приведение великана ищет могилу своего создателя, а может просто успокоение или хочет рассказать всю правду своего создания испуганным прохожим.

Местом обитания Голема называют Старо-Новую синагогу. По поверью, ее стены почернели в тот день, когда пал Иерусалим. Их чернота священна: у того, кто осмелится поцарапать стену, отсохнет рука. Стены вновь побелеют и засверкают в тот день, когда придет Мессия.

Мистическое и загадочное действо сопровождало появление на свет Голема: ночь , берег Влтавы , факела, чтение псалмов. Раввин при помощи двух помощников воссоздал три стихии – огонь, воду, воздух. А все вместе они из четвертой стихии – земли – создали, вылепив из глины, искусственного человека, кожа которого покрылась коричневатым оттенком, на ней возникли волоски, а на пальцах – ногти.

Ребе Лев вложил в его уста начертанное на пергаменте имя бога (шем). И ожил Голем. Так живо и красочно воспроизводится момент рождения будущего героя, предназначенного для выполнения прекрасной цели.

Интересно, что при своем появлении на свет он был небольшого роста, но при этом обладал необычайной силой. Одетое, как все люди, ничем не выделяемое из толпы, это рукотворное человеческое подобие не имело души, не говорило, но именно оно стало защитником евреев , избавив их от преследований. И все успокоилось в Праге , улеглись антисемитские волнения.

Долгие годы мирно и неспешно течет жизнь в еврейском городке. Она требует ежедневных, но совершенно других забот. И Голем готов выполнять любые приказания своего хозяина то ли потому, что еще при рождении был дан ему такой приказ, то ли просто ему некуда было деваться, то ли еще по каким-то неведомым никому причинам.

Предания описывают Голема как «человекоподобное существо выше животного, но ниже черта».

Как было на самом деле, никто не скажет теперь, но дошедшие до нас свидетельства гласят: забыл ребе Лев в один из дней перед шаббатом дать Голему очередное задание – стоять на страже, а может просто не вынул шем из его рта. И от того, что о нем забыли (а, может быть, был и какой-то другой повод), разгневался глиняный человек и начал крушить все на своем пути.

Взбунтовавшегося монстра раввин Лев легко усмирил, вытянувши изо рта шем. А многие исследователи считают, что именно этот эпизод послужил причиной, по которой создатели решили избавиться от Голема - слишком уж опасным стало для самих евреев это неуправляемое чудовище.

Расходятся сюжетные линии рассказов о Големе, когда повествование касается его последних мгновений жизни. Но весь процесс, казавшийся таким прекрасным и таинственным при оживлении Голема, повторился при его умерщвлении (с теми же участниками), но в обратной последовательности и не на берегу вольно бегущей реки, и не под звездным небесным шатром, а на чердаке Староновой синагоги.

Голем обладает сверхчеловеческой физической силой, не горит в огне, не тонет в воде, не подвержен ни мечу, ни болезням и, в случае необходимости, может стать невидимкой. На десять локтей над землей и на десять локтей под землей для него нет ничего ни сокрытого, ни невозможного для постижения.

Участники этих событий не только никогда больше не поднимались к месту «казни», но и другим запретили приближаться к нему. Насколько же был силен такой запрет, если до начала XX века никому даже в голову не пришла мысль его нарушить?! Хотя многие не верили в смерть глиняного человека. Когда же вездесущий чешский журналист Эрон Эрвин Киш в 1920 году добрались до чердака, его любопытство ничем не было вознаграждено, там он обнаружил только старый мусор.

Тем не менее, предание еще живет в народной памяти, люди верят в существование глиняного человека и рассказывают туристам, что каждые 33 года Голлема можно увидеть в еврейской части Праги . Внезапно появившись, он разгуливает по улицам и также же внезапно, затем исчезает прямо на глазах у прохожих. И сегодня бродят еще по пражским улочкам чудаки и романтики в надежде встретить Голема…

Был ли такой человек или это только миф, однако легенда о существовании монстра-защитника, который восстал против своего создателя, прочно вошла в пражскую мифологию, и Голему даже установили памятник на аллее Короля Марцинковского в Познани.

Вечно живая легенда: раввин и его Голем
Прага магическая, Прага звезд и мандрагор - это эпитеты, с которыми мы можем встретиться в описаниях атмосферы Праги второй половины 16 века. Тогда, точнее в 1583 году, в сердце Чешского королевства из Вены переехал меценат науки и искусства император Рудольф II. Его двор вскоре привлек как настоящих ученых и художников, так и шар¬латанов. Все они, вместе с местными дворянами и мещанами, ощущавшими новый дух времени, помогли возникновению своеобразного колорита, который и сегодня существует в Праге.

Юбилей Магарала
Посетителей Праги, бродящих по пражским закоулкам, в большинстве случаев не привлекают замечательные открытия, сделанные здесь такими учеными, как Тихо Браге и Иоган Кеплер. Они с большим интересом слушают истории о магической и мистической Праге. И хотя им можно предложить таких историй более чем достаточное количество, самой яркой звездой на небосводе городских легенд является повесть о Големе. Его создание миф приписывает ученому раввину Иегуде бен Бецалелю (около 1525-1609).

Еврейский ученый, известный также как раввин Лев или Магарал, до сих пор является олицетворением средневековой Праги, где реальность смешивалась с легендой, наука с мистикой. Пражская еврейская община и вся чешская общественность почтила память этого великого еврейского мыслителя. В 2009 году отметили четырехсотлетний юбилей со дня его смерти. В течение этого длительного времени в знак уважения никто не сидел в кресле раввина на правой стороне Староновой синагоги.

В собраниях Пражского еврейского музея находится несколько первых изданий произведений раввина Лева. Именно эти произведения стали одними из наиболее значительных экспонатов выставки , посвященной памяти Магарала. На Старом пражском еврейском кладбище были проведены реставрационные работы, и приведено в порядок надгробие раввина Лева, а также надгробия его предков, потомков и членов семьи. Относящееся к позднему Ренессансу надгробие раввина Лева и его жены Перл является наиболее часто посещаемым памятником кладбища. Постоянно заливаемый волнами воска из приносимых свечей, со щелями, забитыми бумажками с таинственными посланиями паломников из разных стран, надгробный памятник является свидетельством того, что наследие раввина живо.

Для общественности наследие раввина - мыслителя и ученого - все же несколько закрыто его предполагаемым созданием Голема. Давайте в коротком экскурсе перенесемся в отрезок времени, предшествующий тому мгновению, когда раввин и его помощники темной ночью нашли месторождение глины, которой не касался человек, вылепили Голема и с помощью магических формул вдохнули в него жизнь. Многие истории окутывают тени Но среди них эта все же является исключением. По-прежнему живет память о Леве, выдающемся пражском раввине. Иегуду Лева вело стремление Познать божью правду. Он занялся заменой букв и комплексными вариациями, Пока не нашел слово, Явившееся Ключом... Хорхе Луис Боргес «Голем» Идея создания искусственного существа очень стара. Еще до описания самого известного акта создания в книге «Генезис» древнегреческие повествования нам оставили рассказ о титане Прометее, который создал из глины и воды первых людей, на которых боги сослали страдания и несчастья в виде следующего искусственного создания: Пандоры. Земным создателем стал легендарный Пигмалион, создавший статую сверхъестественной красоты. Но оживить свое произведение он сумел лишь с помощью богов.

Средневековые создатели искусственных существ были убеждены в том, что сумеют в своих гомункулов вдохнуть жизнь. Во времена, когда в Праге из глины встал Голем, наиболее известный представитель алхимии Парацельс предложил в своем труде «De generatione rerum naturalium» другую, «биохимическую», концепцию создания искусственного существа. Знаменитый алхимик и врач советовал вложить мужское семя в герметически закрытый стеклянный сосуд, который следовало поместить на сорок дней в конский навоз. В течение этого времени в сосуде должно было произойти разложение и должна была появиться прозрачная человеческая форма без тела. Эта форма должна была вскармливаться средством из человеческой крови в течение сорока недель при температуре, соответствующей температуре материнского лона. Таким образом должно было возникнуть «человеческое дитя, как будто вышедшее из лона матери, но только немного меньше».

Метод легендарного раввина исходил из иных принципов, из комбинации божетвенного творения и познания, где имела свое место алхимическая теория четырех элементов - основополагающих камней мира. «Четыре элемента нужны для создания Голема или гомункула. А именно земля, вода, огонь и воздух», - объяснял раввин своим помощникам перед созданием Голема.

Из первого элемента Голем был создан, а три последующие - воду, воздух и огонь - представлял собой сам создатель вместе со своими двумя учениками. Само же оживление Голема произошло с помощью произнесения магических формул, а по другой версии благодаря вложению пергамента с формулами (шема) в уста Голема или же в его лоб. Понятие «шем», с помощью которого можно было оживить Голема, происходит из каббалы, в соответствии с которой можно повторить Божеский творческий поступок с помощью правильной комбинации букв Имени Бога. В конце процесса оживший Голем следовало одеть, и он должен был выглядеть на тридцать лет.

Защитник евреев
Причины, которые вели к попыткам создать искусственное существо, были разными. Пигмалион просил оживить свое произведение под воздействием любви, Пандора была послана в мир как инструмент мести богов, Парацельс исходил из научных соображений. Один из вариантов мифа о Големе имеет свой социально-политический подтекст. После того, как Голем впервые поднялся с земли, якобы раввин обратился к нему со следующими словами: «Знай, груда глины, что мы создали тебя из земного праха, чтобы ты защищал народ израильский от его недругов и оберегал его перед всеми несчастьями и угнетением, который наш народ испытывает».

Рабин начал творить Голема после того, как ночью услышал таинственный голос, призывающий его к созданию существа для охраны угнетаемого еврейского народа. Во времена Рудольфа Второго евреям в Праге жилось неплохо, тем не менее легенды нам сообщают о заговорах против них, которые сумел предотвратить лишь Голем. В легенде, возникшей тогда, когда во время правления наследников императора Рудольфа Второго поднимались волны антисемитизма, звучит призыв к приходу могущественного защитника, который защитит евреев от враждебного окружения.

Опасная сила
Голем не был ни добрым, ни злым, потому что был не человеком, а искусственно созданным существом, избавленным человеческих чувств. Огромную силу, находившуюся в нем, он использовал, служа своему повелителю и его народу. Голем не знал усталости, и, кроме того, в нем постоянно аккумулировалась энергия. Поэтому раввин по пятницам вынимал шем, чтобы Голем охладел. Несмотря на услуги, которые Голем оказывал раввину, последний пришел к заключению, что следует избавиться от необычного слуги. В наиболее традиционной версии легенды так произошло после того, как раввин в пятницу отправился в синагогу и забыл вынуть из уст Голема шем. Энергия, накопившаяся в Големе, превратила его в беснующееся чудовище, которое сумел остановить лишь сам раввин, прервавший богослужение в синагоге. Вынув шем, он превратил Голема в неподвижное тело, которое вместе с помощниками затем спрятал на чердаке Староновой синагоги (позже тех, кто пытался найти Голема, было более чем достаточно, среди них был и «неистовый репортер» Эгон Эрвин Киш). В этом слое легенды мы сталкиваемся с интересным мотивом Голема как не полностью управляемого творения человеческой мысли и способностей. Во время, когда другие человеческие открытия и изобретения способны уничтожить не только само человечество, но и планету, на которой оно живет, напоминание об этом является более чем современным. Голем должен был вызвать размышления о границах человеческого познания, точнее, о правилах, которые следует соблюдать на пути в поисках правды. Но на вопрос, как должен выглядеть шем, который защитил бы нас от современных угроз, вряд ли ответил бы и ученый раввин.

Источник вдохновения
Сегодня мы знаем, что тема Голема имелась в еврейской литературе задолго до того, когда жил раввин Лев. Мы также знаем, что авторство ему было присуждено позже в легенде, нам также известно, что пражских евреев спасал от погромов просвещенный император, а не искусственно созданный защитник. Несмотря на это легендарный Голем отправился в мир литературы, изобразительного искусства и кино. Тема Голема задает вдохновляющие вопросы, которые переносят Голема из области легенд и искусства в область естественнонаучных исследований и философии.

Поэтому в будущем к наиболее известным литературным Големам Юдиты Розенберговой, Густава Майринка, Хорхе Боргеса и их кинообразам, созданным Паулем Вегенером и Мартином Фричем, наверняка прибавятся и другие Големы. Кстати, международное объединение «Голем» исполняет клезмер, разбавленный панк-роком. Петр Вагнер