На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча - ща, чу - щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я кри ЧУ

Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков ()

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?

Рис. 3. Чаепитие ()

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Рис. 4. Слова-исключения ()

Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Vlivkor.com ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

волк - ?

заяц - ?

белка - ?

сорока - ?

галка - ?

4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

машина жизнь

большие спешит

хорошие чаща

дремучая рыжики

чудесная животные

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Только и всегда пиши!

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошёл -

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Поворчав себе в усы,

Осторожно взял часы.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

Слог. Ударение. Звуки и буквы

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

В сочетаниях жи, ши

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

Туча, роща, саранча,

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу.

Я с у пишу и чу, и щу.

(Из сборника “Занимательная грамматика”)

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы.

5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

А инженеру – лучше,

Я бы строить дом пошел –

Пусть меня научат.

Хороший дом, большущий дом

И заживут ребята в нем

Удобно и просторно.

Щуря глаз И хмуря брови,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнем

Да крутит хвостом. (Свинья)

Но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела. (Самолет)

Узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

school.home-task.com

Школа XXI век

(с) мы все учились понемногу

Сочетания ча, ща, чу, щу

.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)

Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

Выборочные диктанты.

Записать слова с буквами ш, ч, щ.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лищь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

НАЧАЛО ЗИМЫ.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

Письмо по памяти.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (14 слов.)
(А. П у ш к и н.)

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты. (22 слова.)
(М. Лермонтов.)

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс

Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

  • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
  • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

– Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка «Познавай-ка»

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой, хороший). 7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка «Проверяй-ка»

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка «Вспоминай-ка»

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка «Думай-ка»

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка «Конечная»

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У .

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и , ча–ща с буквой а , чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу ;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
    • Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

      Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

      Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение ). Таблица словарных слов. Презентация.

      Ход урока

      I. Организационный момент.

      Встало солнышко давно
      Заглянуло к нам в окно.
      Нас оно торопит в класс,
      Вновь урок у нас сейчас!

      Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

      II. Актуализация знаний.

      Каллиграфическая минутка.

      – Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

      внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

      – Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

      – Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

      III. Самоопределение к деятельности.

      Картинный диктант.

      На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща , жи раф, ши шка, чу гун, щу ка, ча йник. Учащиеся произносят данные слова.

      – На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

      – Запишите слова в три столбика.

      – Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

      – Кто назовёт тему нашего урока?

      IV. Работа по теме урока.

      1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

      – Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

      – Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

      – Звуки [ж ], [ш ] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

      Жи и ши с буквой и всегда пиши:
      Мыши, ежи, ужи,
      Лыжи, лужи, камыши.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

      2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

      Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч а], [рощ а]. (по вариантам)

      – Какие в этих словах звуки [ч’] , [щ ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

      – Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

      – А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

      – Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

      – Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у ).

      (Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

      Работа по учебнику.

      А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

      Упр. 1 с. 115.

      Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

      – Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

      – Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу ?

      – Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

      – Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

      – Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

      – Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

      Физминутка для глаз.

      Вы метёлочки метите
      Мои глазки остудите.
      Дети моргают ресничками.
      Надо глазочки сомкнуть
      И немного отдохнуть.
      Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
      Глазки, глазки просыпайтесь
      За работу принимайтесь.
      Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

      Упр. 2 с. 116.

      – Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

      – Выполните задание самостоятельно.

      – Прочитайте сведения о языке.

      – Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

      – Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

      – Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

      – Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

      – Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

      – Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

      – Напишите слова-названия предметов.

      V. Физкультминутка.

      Ча-ча-ча,
      Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте) .
      Чу-чу-чу,
      Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте) .
      Жи-жи-жи,
      На плечи руки положи. (Круговые вращения руками) .
      Щу-щу-щу,
      Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками) .
      Ща-ща-ща,
      Приседаем, не пища. (Приседания).
      Ши-ши-ши,
      Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту) .

      VI. Закрепление изученного материала.

      1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с.117).

      – Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

      – Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

      – Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

      – Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

      – Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

      2. Словарная работа.

      Пьёт бензин как молоко,
      Может бегать далеко.
      Возит грузы и людей.
      Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

      Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

      Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

      Савелий: «Машина – это автомобиль»

      – Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

      – Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

      – Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

      3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

      – Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

      – Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

      – Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

      – Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

      – Запишите составленное стихотворение.

      – Сделайте самопроверку текста по шаблону.

      Упр. 6 (с. 118).

      – Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

      – Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

      – Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

      4. Запись под диктовку.

      У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

      – Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

      VII. Рефлексия.

      На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: ча сы, снежи нка, ши на, чу чело, щу пальце, ча шка, ща вель, чаща, площа дь . После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

      – Подчеркните изученные орфограммы.

      – Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

      – Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

      – А кому нужно ещё потренироваться?

      VIII. Подведение итогов урока.

      – Что нового вы узнали на уроке?

      В сочетаниях жи – ши,
      Только и всегда пиши!
      В сочетаниях ча – ща
      Пиши только букву а!
      В сочетаниях чу – щу
      Пишут только букву у!

      – Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

      – Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      • Издательство Нестор история Запрос цены Римское право. Учебное пособие Шебалкин И.В.Римское право - М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 78 с. Римское право является фундаментальной наукой и учебной дисциплиной, закладывающей основы знаний будущих юристов. Её изучение […]
      • Перегон судов различного назначения Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна.Но часто возникает необходимость в перегоне судна с одного водного бассейна в другой в условиях, на которые […]
      • Устав службы на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА ГЛАВА 4. КАПИТАН ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ […]
      • Итоговая контрольная работа по экологии, 11 класс Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Итоговая контрольная работа по экологии Часть А. (только один верный ответ в каждом вопросе) А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания […]
      • 6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом, […]
      • Федеральный закон 196-ФЗ О безопасности дорожного движения Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 […]
      • Образец заявления о выдаче паспорта. Форма N 1П Приложение N 1 к Административному регламенту исполнения государственной функции по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, по […]
      • Физика. 9 класс. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А. М.: 2014. - 128с. М.: 2005. - 128с. Данное пособие включает тренировочные задания, тесты для самоконтроля, самостоятельные работы, контрольные работы и примеры решения типовых задач. Предлагаемые […]

    1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

    2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

    3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

    4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

    5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

    6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

    7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

    8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

    9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

    11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

    12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

    13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

    14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

    15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

    16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

    17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

    18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

    Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

    ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

    1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

    2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

    3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

    4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

    5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

    6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

    7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

    8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

    9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

    10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

    11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

    12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

    13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

    14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

    15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

    16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

    17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

    18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

    Источник: интернет

    1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)

    РАБОТА №1

    ТЕМА: Слово, предложение, текст.

    ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением; умение оформлять предложение на письме.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Трудимся.

    Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

    Нарядная будет елка! (18)

    Грамматические задания

    В первом предложении над словами указать количество слогов.

    Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

    В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

    *Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

    *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Наш двор.

    Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

    Грамматические задания

    1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

    В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

    Во втором предложении найти слово из двух слогов.

    *Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

    Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

    5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

    1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя)

    РАБОТА № 2 .

    ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова.

    ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

    Грамматические задания

    Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

    *Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

    День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

    5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Зимний вечер.

    На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

    Грамматические задания.

    1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

    Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

    Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

    *Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

    *Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

    1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (март, 3 неделя)

    РАБОТА № 3

    ТЕМА: Гласные после шипящих.

    ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Пушистый снег укрыл зимний лес.

    Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

    Грамматические задания

    1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

    Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

    *Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

    ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

    5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

    Грамматические задания

    Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

    Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача, нарисовать звуковую схему.

    *Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    *Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

    1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ (апрель, 3 неделя)

    РАБОТА №4

    ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.

    ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

    Грамматические задания

    Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

    В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

    Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

    *Вставь первую букву и запиши слова:

    …ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

    5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

    В каком городе ты живешь?

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил

    он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

    Грамматические задания

    1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

    2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

    3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

    4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

    5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

    В каком городе ты живешь?

    1 КЛАСС,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)

    РАБОТА №5

    Итоговая контрольная работа за 1 класс.

    ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

    Грамматические задания

    2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

    3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

    4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

    узкий - …..

    далеко- …

    5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

    ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

    Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

    Грамматические задания

    1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

    2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

    3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

    4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

    высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

    5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

    Предложение.

    Большая буква в именах, отчествах и фамилиях,

    в названиях городов и рек

    № 1. Слуховой диктант.

    Дети рады зиме. Идет снег. Коля и Митя бегут домой. Руки зябнут.

    № 2. Зрительный диктант.

    Названия городов и рек.

    Чита, Казань, Уфа, Севастополь, Истра, Калуга, Ярославль, Углич, Ангара, Дон, Иртыш, Ока, Амур.

    № 3. Слуховой диктант.

    Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Уфе. Там есть река Белая. Брат часто удит рыбу.

    № 4. Зрительный диктант.

    1. Мой дядя Василий Петрович уехал в Саратов. 2. В Самаре живет моя тетя Ольга Алексеевна. 3. Евгения Николаевна учит детей. 4. Ксения Петровна - директор школы в Коломне.

    № 5. Зрительный диктант.

    1. В Москве есть река Москва. 2. В Волгу впадают Ока и Кама. 3. Реки Сибири - Обь, Енисей, Амур, Лена. 4. Днепр и Днестр впадают в Черное море.

    Слова с буквами я, ю, е, ё

    № 6. Зрительный диктант.

    Заяц, сеял, малина, моя. Яша, земляника, лапа, лягушка, какая, ягоды, ячмень, твоя, стоять.

    № 7. Слуховой диктант.

    1. Папа вел Яшу в ясли. 2. Зоя и Валя были в саду. 3. Оля играла в мяч.

    № 8. Зрительный диктант.

    Индюк, утюг, ключ, луч, тюк, круг, варю, лук, дарю.

    № 9. Слуховой диктант.

    1. Миша мал. Леша мял клюкву. 2. На лугу вол. Папа вел сына в школу.

    № 10. Зрительный диктант.

    1. Гадюка - ядовитая змея. 2. Идет гусь. Идут гуси и гусята. 3. Рыбаки тянут сеть. Попал в сети большой окунь. 4. Часто идет дождь. 5. Медведи всю зиму спят. Медведь любит мед. 6. Летят журавли. Журавль - большая птица.

    Примечание. Данный материал можно распределить на два диктанта.

    Сочетания жи, ши

    № 11. Зрительный диктант.

    Малыши, лужи, стрижи, ерши, рыжики, жир, пружина, сшил, пиши, шиповник.

    № 12. Слуховой диктант.

    1. Я кормил ежика. 2. Ужи шипят. 3. У дома стоит машина. 4. Мы жили в лесу. 5. Стрижи летали у реки.

    № 13. Зрительный диктант.

    Шестерка - шесть, шинель, шептать - шепот, хижина, желток - желтый, ширина - ширь, лужи, крыши.

    Сочетания ча, ща, чу, щу

    № 14. Зрительный диктант.

    § 1 Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова в безударной позиции

    Сегодня в уроке поговорим о нескольких орфограммах русского языка. Вспомним, что орфограммой называется правильное написание, которое нужно выбрать из нескольких возможных. Т.е., если мы выбираем букву - значит, встретились с орфограммой. Вы можете возразить, что же тут выбирать?! Всем известны правила: ЖИ -ШИ пиши с буквой И; ЧА -ЩА пиши с буквой А. Оказывается, и здесь есть над чем задуматься.

    Например: шипы, горошина, тишина, ужин, ошибаться.

    В этих словах, как и во многих других нельзя утверждать, что после Ж и Ш пишется И. Потому что здесь ЖИ-ШИ не под ударением!

    Мало знать, что нужно писать И, а не Ы! Нужно ещё доказать, что здесь пишется И, а не Е! Например: ШИПЫ, а не ШЕПЫ; ГОРОШИНА, а не ГОРОШЕНА; УЖИН, а не УЖЕН!

    Иногда это можно доказать, используя правило проверки безударного гласного в корне слова, изменив форму слова так, чтобы этот звук попал под ударение, например:

    ШИПЫ - ШИП

    Или можно подобрать родственное слово, чтобы безударный звук попал под ударение, например:

    ОШИБАТЬСЯ - ОШИБКА

    А в некоторых случаях - надо обратиться к словарю «Пиши правильно», например:

    гороШИна, тиШИна, уЖИн

    Рассмотрим другие слова:

    ч(а, е, и)стица, ч(а, е, и)инка, щ(а, е, и)дить, щ(а, е, и)вель

    В правописании безударного гласного в этих словах легко ошибиться, так как надо выбрать одну из трех букв. Применяем правило проверки безударного гласного:

    ч[и]стица - часть, ч[и]инка - чай, щ[и]дить - пощада.

    На месте звука [и], который мы, как правило, произносим в данных словах, необходимо писать букву А.

    Написание слова щ[и]вель надо проверить по словарю «Пиши правильно». Щ[и]вель пишется с буквой А, и следует обратить внимание на правильное произношение этого слова, с ударением на второй слог: щаВЕЛЬ.

    Написание каких сочетаний проверялось? Проверялось написание сочетаний ЧА-ЩА.

    Итак, если сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в корне слова находятся в безударной позиции, то мы не можем однозначно сказать, что пишется буква И или А, надо применить правило проверки безударного гласного или проверить по словарю «Пиши правильно».

    § 2 Правописание ЧУ-ЩУ в корне слова в безударной позиции

    Рассмотрим слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ: чужой, испорчу, чумазый, чищу, в рощу, щурёнок. Сочетания ЧУ-ЩУ в этих словах находятся в безударном положении, но не требуют проверки. Почему?

    Звук [у] даже в безударной позиции нельзя спутать с другими звуками! Звук [у] ВСЕГДА хорошо различим! Поэтому там, где звук [у], нельзя ошибиться в написании.

    Следовательно, написание сочетаний ЖИ-ШИ и ЧА-ЩА в безударной позиции надо проверять. Сочетания ЧУ-ЩУ пишутся с буквой У независимо от ударной и безударной позиции.

    Список использованной литературы:

    1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
    2. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
    3. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы №1: 2 класс/ Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева - М.:Академкнига/Учебник, 2012.

    Слог. Ударение. Звуки и буквы

    Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

    Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    В сочетаниях жи, ши

    Только и всегда пиши!

    Мыши, ежики, ужи,

    Лыжи, лужи, крыши.

    Жирафы, шины и моржи,

    Шиповник и карандаши,

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить.

    Запомни слоги жи и ши

    И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

    Пишем только букву а.

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать

    Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

    Пишут только букву у.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на чу и щу учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувства и чулан,

    Кричу, ворчу, ищу, тащу.

    Я с у пишу и чу, и щу.

    (Из сборника “Занимательная грамматика”)

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

    ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Столяру хорошо,

    А инженеру – лучше,

    Я бы строить дом пошел –

    Пусть меня научат.

    Я сначала начерчу

    Дом такой, какой хочу.

    Хороший дом, большущий дом

    На все четыре стороны,

    И заживут ребята в нем

    Удобно и просторно.

    (В. Маяковский)

    Щуря глаз И хмуря брови,

    Поворчав себе в усы,

    Часовщик Иван Петрович

    Осторожно взял часы

    (С. Михалков)

    2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Золотое решето

    Черных домиков полно.

    Сколько черненьких домков,

    Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

    Лежит под плетнем

    Да крутит хвостом. (Свинья)

    Никого не огорчаю,

    Но всех плакать заставляю. (Лук)

    Летит, как стрела,

    Жужжит, как пчела. (Самолет)

    Одноглазая старуха

    Узоры вышивает. (Иголка)

    ПОСЛОВИЦЫ

    1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком – торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмет ерша с хвоста.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Утром на реке тишина. Мы плывем на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолетики.

    НА РЫБАЛКЕ

    Мой папа любит рыбалку. Он часто берет меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

    ЖИВОЙ УГОЛОК

    В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.


    (No Ratings Yet)



    Схожі записи:

      3 класс Повторение изученного в 3 классе ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ Объяснить орфограммы в выделенных словах. УЧИТЕСЬ СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ Природа – это волшебник. Она...

      ТЕКСТ УРОК 45 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ 242 Прочитай. Предложения какой группы связаны между собой по смыслу? Какую группу предложений можно озаглавить? Как? 1. Мы ходили...

      1 класс Слог. Ударение. Звуки и буквы Обозначение на письме согласных звонких и глухих СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие согласные...

      СЛОВО УРОК 71 БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, СЕЛ, УЛИЦ, РЕК 369 Спиши. Подчеркни большую букву в словах. Город Луцк, село Степное, улица Солнечная, река...

      ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 33. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ – Числительные по своему составу делятся на простые, сложные и составные....

      ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 2 Культура речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Грамматические нормы Ср. p. Ж. р. М. р. Бюро Кольраби Кенгуру Жюри Леди Конферансье Интервью Мадам Маэстро Метро...

      Урок 13 Буквы о, а Учимся правильно произносить и писать слова с о в начале слова и в предударном слоге 91. Послушай стихотворение, которое прочитает...

      С НОВЫМ ГОДОМ! Же ше це Лес Цепь Мышеи Ужей Ниже Даже Хуже Уже Цена Шесть [ы] Ценный К шести Шесть – шесто́й По улице...