Как известно, школьный учитель – это довольно широкое понятие, объединяющее несколько специальностей. Поэтому педагоги получают разные заработные платы, зависящие от многих условий начиная от конкретной должности и заканчивая спецификой региона и статусом школы. Однако порядок расчета окладов и надбавок сотрудников российских государственных школ является общим, поэтому его можно применять, в частности, осуществляя расчет зарплаты учителя начальных классов.

Составные части заработной платы

Жалование учителей состоит из:

  • базовой части;
  • компенсационной;
  • стимулирующих выплат;
  • премий.

В обычных школах, где нет классов коррекции и прочих особых условий, расчет заработной платы учителя зависит от количества проведенных уроков и числа учеников. Здесь же учитывается внеклассная нагрузка, например, проверка домашней работы, выполнение обязанностей классного руководителя и так далее. Также существуют коэффициенты, зависящие от стажа педагога и категории его квалификации.

Компенсационные выплаты предусматриваются, если педагог работает ночью, в опасных условиях, в частности, с химическими реактивами. Стимулирующие выплаты входят в премии и предназначены для поощрения педагога за хорошие показатели учеников при сдаче экзаменов, победы обучающихся на олимпиадах, внедрение новых дидактических учебных материалов и прочие успехи в работе. Однако такая премия не может превышать 60% оклада. Премирование педагогов происходит по принципу остальных бюджетных учреждений: выплачиваются квартальные и годовые премии, а также определенная сумма начисляется к праздничным датам.

Зарплаты преподавателей обязательно проходят ежегодную индексацию, составившую, например, в 2016 г. – 7%.

Как рассчитывается зарплата учителя средней статистической школы

Сегодня в Интернете существует несколько электронных онлайн-программ по расчету заработной платы педагогов. Эти программы, конечно, требуют проверки данных, но в среднем способны подсказать, как посчитать зарплату учителя. Также расчеты можно провести вручную.

Вначале необходимо взять базовую ставку (20 часов в неделю для начальной школы) оклада, составляющую сегодня 3000-3500 рублей. К базовой ставке могут применяться повышающие коэффициенты, если педагог:

  • преподает в селе (0.25);
  • в коррекционном учреждении (0.2);
  • в интернате для сирот (0.2);
  • в интернате (0.15);
  • обладает навыками преподавания местных наречий, например, чеченского языка (0.15).

К ней прибавляются имеющиеся коэффициенты:

  • за наличие у учителя высшего образования;
  • квалификационную категорию;
  • почетное звание (до 0.2);
  • стаж работы;
  • наличие ученой степени (10% за кандидатскую и 20% за докторскую диссертации);
  • статус учебного заведения (лицей или гимназия), который дает надбавку 0.15.

Руководство учебного заведения вправе устанавливать коэффициенты за сложность преподаваемой дисциплины. Данные выплаты осуществляются из средств самой школы, поэтому государство их не регламентирует.

К базовой ставке добавляются остальные виды выплат. Так как рассчитать зарплату учителя начальных классов?

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей . Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

До конца года по поручению Президента регионы должны решить вопрос о повышении зарплат преподавателям. Данное поручение озвучено на совещании по вопросам школьного образования. На сколько повысят зарплату учителям в сентябре 2016 года? Заработная плата учителей в регионах должна сравняться со средней по экономике. Статистика показывает, что в прошлом году заработок преподавателей был средним по экономике, либо — превышал средний уровень лишь в тринадцати субъектах страны. Между тем, осталось еще 34 субъекта, в которых учителя школ зарабатывали ниже среднего уровня. То есть, средние показатели не были достигнуты в половине регионах Российской Федерации. С 2013 года начала работу новая методика определения и начисления выплат педагогам и работникам дошкольных учреждений, базирующаяся на определение рейтинга специалиста. «Рейтинг эффективности» предусматривается не только для учительского состава, но и руководителей — директоров школ и дошкольных учреждений образования (ДОУ).

Будет ли повышение зарплат учителям с сентября?

Президентом Владимиром Путиным подписаны Указы, по результатам исполнения которых к декабрю начисления педагогам во всех регионах страны должны достичь среднего уровня по экономике. Рейтинг эффективности поможет более грамотно распределять гранты государства, выделяемые на образование. Причем, узнать информацию о результатах деятельности руководителей образовательных учреждений и педагогических работников станет возможно в открытом доступе в интернете.
Что касается директоров средне образовательных и дошкольных учреждений, то определены следующие показатели эффективности:

  1. удовлетворенность родителей работой данного специалиста,
  2. оценивается информационная открытость, качество мероприятий, проводимых с целью профилактики правонарушений у малолетних, реализация культурных проектов,
  3. организация работы с одаренными детьми,
  4. спортивные мероприятия,
  5. индивидуальные образовательные процессы.
  • динамику индивидуальных результатов учеников,
  • реализацию профильного обучения,
  • количество отчисленных учеников,
  • итоги выпускных экзаменов после девятого класса.

Определяться будет средний показатель, как отношение среднего бала 10% выпускников к 10% результатам лучшим и худшим.
Что касается критериев оценки работы учителя с целью возможного начисления премий и баллов, то акцент сделан на учет участия в общешкольных, региональных и межрегиональных социальных и учебных проектах. Имеются в виду всевозможные соревнования, экскурсии, учебные проекты и олимпиады. Конечно, успеваемость учеников, их достижения, работа с детьми из неблагополучных семей и взаимодействие с родителями являются первоочередными задачами, входящими в трудовые обязанности педагога. Оформление кабинета, музея – также маленький кирпичик, из которого будет складываться общая картина рейтинга, а значит – и начисление баллов, премии из специального фонда.

Как рассчитать зарплату учителю без бухгалтерии?

Можно ли предварительно сориентироваться на сколько примерно повысят зар.плату и сколько денег каждый получит в кассе и унесет домой? Узнайте нормативные показатели — максимальное количество баллов, определенное местные органы власти — Управлением образования района. И здесь все непросто — в некоторых регионах страны до сих пор приходится брать кредиты для .

По данный Министерства образования и науки, во втором квартале 2013 года учитель дошкольного образования в среднем зарабатывает на 18,5% больше в сравнении с прошлым годом. По стране — чуть более 24 000 рублей.

И вот вопрос — реальны ли названные Министерством цифры? Действительно ли так хорошо обстоят дела у педработников ДОУ на сентябрь месяц? Расскажите нам! Надо напомнить тем, кто «не в теме» — увеличения проходят в два этапа — в марте месяце, и второй этап как раз начинается с 1 первого сентября. В среднем оклад учителя должен повыситься на более, чем 13% и сравняться со средним по стране в 26 000 рублей. На выплаты учителям местные власти должны самостоятельно искать деньги. Целевое финансирование из федеральной казны поступает на обустройство школ, покупку нового оборудования, мебели.
Примечательно, что через полтора года — к 2015 — власти планируют прекратить финансирование школ для переоборудования и местным бюджетам самостоятельно придется на эти цели.

Обсуждение: 5 комментариев

    А в Пскове ставка учителя со всеми надбавками получается 16000 руб (это высшая категория). А стимулирующие выплаты зависит от директора, кому сколько захочет и ни кто ее не проверяет.

    Преподавателям ВУЗов г-н Ливанов тоже обещал повысить зарплату. В результате в Новосибирском государственном научно-исследовательском ун-те оклад доцента до «повышения» — 12093 р., после «повышения» — 12243 р. А сколько пышных слов было со стороны г-на Ливанова. Никаких повышений ни учителям ни преподавателям ВУЗов не будет, господа. Расходы на образование в бюджете сокращены (см. сайт Минфина).

    А у нас в Якутии оклад учителя всего 3850р. Таких окладов по всей стране давно уже нет. Стимулирующие также зависят от директор за принципом, кому хочу, тому дам столько, сколько посчитаю нужным.

    Завтра уже линейка на 1 сентября, начало учебного года, но чего-то посмотрели тарификацию и никто не заметил повышения. Хотя, как всегда, наверно все пройдет позже, даже в октябре могут доначислить в зарплату. Мы все верим, что в регионах не будет проволочек. Это только в Москве наверно не тянут с выплатами…

    Я получаю 19 тысяч, преподаю информатику в Хакасии, эти надбавки благодаря баллам директриса распределяет не справедливо. Думаю менять школу…

На сегодня остается актуальной проблема повышения заработной платы. До 2015 года индексация проводилась и давала положительный результат. Но нынешний год принес новые сюрпризы. Разберемся, стоит ли ждать госслужащим повышения минимальной платы.

Повышения зарплаты бюджетникам в 2016 году в России последние новости, приказ
Четыре года назад президент Путин издал «майские указы», на которые люди полагали большие надежды. Майский указ повышения зарплаты обещал учителям, врачам и другим бюджетникам доход в двойном размере от средней з/п в регионе.

Однако с декабря 2016 у правительства появилась идея экономить на зарплатах бюджетников. В этом году Путин сэкономит на них не меньше чем 34 миллиарда руб. В связи с эти будет изменена система расчета средней зарплаты в регионах. С сентября ушедшего года действует постановление «О совершенствовании статистического учета». Это значит, что начнется не резкое повышение, а снижение платы. Если следовать федеральным проектам, то ни один госслужащий не получит повышенной зарплаты. Но правительство уверяет, что данного майского указа это не касается. По словам Топилина подчиненные президента разбирают вопрос об индексации госслужащим с октября 2016, пишет Российская газета. Все же почему-то сегодня многие бюджетные учреждения переходя с оклада на хозрасчет.

Свежие новости говорят, что в экономический кризис может быть проведена индексация в соответствии с инфляцией, но об этом еще молчат.

Планируется и ожидается ли индексация?

Когда будет повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году в России, — актуальный, как никогда вопрос, так как уровень жизни стал намного хуже и ниже, то ожидаемое повышение заработной платы теплит большие надежды. Ситуация в стране критическая – в 5 раз увеличилось количество нищих, их число составляет 20 млн. человек. Каждая сфера имеет разный средний доход. Более точные цифры покажет таблица:

  • В Красноярском крае 29,26
  • В Удмуртии 23,43
  • В Мурманской области 43,67
  • В Татарстане 27,06
  • В Челябинской обл. 26,62
  • В Пермской области 27,28
  • В Башкирии 28,16
  • В Нижегородской обл. 26,84
  • В Свердловской 32,78
  • В Алтайском крае 24,86
  • В Волгоградской 23,65
  • В Ростовской обл. 23,32
  • В Ленинградской области 28,05
  • В Белгородской 27,28
  • Во Владимирской 22,77
  • В Краснодарском крае 25,85
  • В Коми 39,38
  • В Саратовской области 23,43
  • В Нижнем Новгороде 26,84
  • В СпБ 45,43
  • В Новосибирске 17,60
  • В Москве 66,88
  • В РК 32,45

Совсем недавно, еще пару лет назад, профессия учителя ассоциировалась со школой, стенами классов, доской на всю стену кабинета и уроками для юных слушателей лекций. Сейчас это гораздо более широкая деятельность, чем можно себе представить. Учителя в нашей жизни могут найти себе работу повсюду. К ним относятся и те самые педагоги школьных и гимназических зданий, и лекторы с профессорами техникумов, колледжей, а также высших учебных заведений. К тому же сейчас существует огромное количество курсов, подготовительных секций, центров повышения квалификации, работает огромное количество интернет-академий и учебных сайтов, да даже те же самые инструктора по фитнесу, йоге и танцам могут считать себя самыми настоящими учителями.

В этой статье мы разберем, какие специальности этой профессии каких знаний и качеств требуют, а также рассмотрим, сколько получают учителя разного рода направлений по городам России.

Профессия учителя

Учителя - люди, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Кажется, что они были рядом с нами, только когда мы сидели за учебной партой, однако ж это не так. Мы все время чему-то учимся и достаточно часто предпочитаем это делать под руководством настоящего профессионала, который в силу своих служебных обязательств и опыта изложит нам информацию доступным и легким способом.

У учителей достаточно тяжелая профессия. Все-таки как-никак им приходится работать с людьми. Со множеством самых разных людей. К каждому необходимо найти подход, до каждого необходимо донести суть учебного материала. К тому же случаются в жизни педагогов сложные личности, которые не только не хотят понимать предмет их работы, но и стараются задеть за живое самого преподавателя.

Особенно часто такое поведение наблюдается среди аудитории в возрасте от 7 до 20 лет. То есть как раз школа и колледжи. Стоит только удивляться выдержке наших героев труда. И то, сколько получает учитель начальных классов, например, совершенно не вяжется с титаническим трудом, который он проделывает в своей профессиональной деятельности.

Личные качества педагогов

Как уже выяснилось выше, работа учителя тесно связана с обществом. А значит, главными качествами преподавателя (любой направленности) является способность понимать это самое общество, не обращать внимания на стрессовый фактор, быть готовым к огромному объему общения. Человек в роли учителя должен обладать определенной степенью харизмы, чтобы его хотелось слушать. Миролюбивость и спокойствие, умение держать себя в руках тоже немаловажны для такой специальности.

Образование преподавателей

Работа в учебных заведениях, занимающихся обучением детей и подростков, требует наличия В совокупности с профильными предметами в педагогических институтах будущие учителя познают тонкости психологии детей данного возраста. Техникумы, колледжи и высшие учебные заведения от своих педагогов уже не требуют знания педагогики, так как там они имеют дело уже почти со взрослыми или действительно взрослыми людьми. Тут главное - совершенное знание собственного предмета, а также понимание своих студентов. То есть без психологии действительно не обойтись учителю нигде.

Места работы преподавателей и учителей

Начнем с того, что учитель может работать как в государственном учреждении (муниципальные школы, гимназии, лицеи, колледжи и техникумы, университеты, находящиеся на государственной аккредитации), так и в коммерческих учреждениях. В первом случае зарплата будет установлена соответствующим органом власти, во втором случае - директором организации. Есть и третий вариант работы. Учитель может оказывать услуги по репетиторству на дому или с выездом. Сколько получают учителя, осуществляющие разные методы работы, рассмотрим ниже.

От чего зависит зарплата учителей

В учебных заведениях среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования существует оклад. Сколько получают учителя в школе, зависит от оклада и количества уроков, которые они взяли сверх нормы. Они соответственно фиксируются и оплачиваются отдельно. В коммерческих же учебных центрах дело обстоит несколько иначе. Сколько получают учителя, зависит от количества учеников, оплативших их уроки, длительности и количества занятий, а также от стоимости того или иного направления, которому они взялись обучать. Работа репетиторов мало чем отличается от этого варианта в плане зарплаты. Сколько получают учителя-репетиторы, также зависит от всех этих параметров. Только получают они свои честно заработанные деньги не от работодателя, а от клиентов напрямую.

Работа в государственных структурах

Работа в государственных учебных заведениях имеет некоторые плюсы. Сколько должен получать учитель зависит не только от размера оклада и количества внеурочных занятий, но и от премий различного рода. К тому же есть некоторые гарантии, которые не всегда предлагает коммерческая организация. Например, в коммерческих учебных центрах очень часто большая часть зарплаты проходит под грифом "черной". То есть на пенсию и социальные отчисления приходится очень мало средств, что обязательно даст о себе знать в период больничных, отпусков, декретных выплат или по уходу на пенсию. Государственные же структуры обязаны выплачивать зарплату официально.

Коммерческие структуры

Коммерческие структуры тоже в чем-то хороши. Зарплата там обычно в несколько раз больше. Особенно если центр достаточно разрекламирован и известен, а также если предлагает уникальные в своем роде направления обучения. Чем выше тем больше у его преподавателей заработок. Да и благодаря этой самой "черной" зарплате, налог на доходы физических лиц вычитается гораздо меньший, чем у людей, получающих только

Надбавки и премии для учителей

На данный момент для учителей государственных учебных заведений существует три типа дополнительных выплат: вознаграждения, надбавки, премии. Выплата производится двумя способами. В первом директор сам решает, какими процентными ставками и в течение какого периода осуществлять стимулирующие выплаты, во втором выплата носит однократный характер.

Итак, а за что же доплачивают учителям? Все эти выплаты регулируются министерством образования. Среди них поощрение за привлечение в учебное заведение новых учителей и молодых специалистов, оценки учеников по ЕГЭ, подготовка учащихся к различным конкурсам, тестированиям, олимпиадам, привлечение родительской помощи школе, повышение успеваемости, осуществление предпрофильной подготовки и дополнительных кружков, создание собственных методик, внеклассная работа с одаренными детьми, а также повышение квалификации самого учителя.

Зарплаты учителей в разных городах

Сколько получает учитель начальных классов? В большинстве случаев в вакансиях стоит пометка "По договоренности". Это означает, что оклад будет зависеть от компетенции и стажа соискателя. Соответственно, чем лучше специалист, тем выше у него будет зарплата. В будет получать минимум от 20 тысяч рублей. В основном же стоимость труда учителя в этом городе колеблется между 35 и 50 тысячами.

Сколько получают учителя в Москве - уже другой вопрос. Всем известно, что в столице зарплаты гораздо выше, чем в других регионах. В Москве это цифра начинается от 60 тысяч рублей. Встречаются отметки и в семьдесят и восемьдесят тысяч. Для учителя государственных школ - это неплохая В коммерческих же учреждениях отметка доходит и до ста тысяч.

В Волгограде сумма довольствия учителя начальных классов по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом просто смешная. Там учитель получит от 11 до 20 тысяч. В среднем сумма составляет 15 тысяч рублей. В Ростове-на-Дону немного выше, но все-таки очень далека от желаемой. В этом городе она составляет от 15 до 25 тысяч в среднем.

Сколько получает учитель физкультуры в разных городах? В Москве эта сумма составляет в среднем 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге тот же специалист будет получать от 20 тысяч рублей. В Крыму учитель физкультуры получит от 20 до 35 тысяч рублей. В Ростове-на-Дону та же специальность оценивается в 20 тысяч.

Сколько получают учителя математики? В Москве данный специалист будет работать за зарплату от пятидесяти тысяч рублей. В Санкт-Петербурге его труд будет оценен в пределах 35 тысяч. В Волгограде, опять же, зарплата смешная - от 10 до 15 тысяч. В Ростове-на-Дону снова цифра в районе 20 тысяч рублей.

Из всего этого можно сделать вывод, что достойная зарплата в государственных структурах у учителей только в Москве. В остальных городах учителям приходится достаточно много работать сверхурочно и иногда сразу на нескольких должностях.

В 2016 зарплата педагогов будет расти, а бумажная нагрузка на учителей уменьшится. Об этом рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на правительственном часе в Совете Федерации.

Министр пояснил, что рост доходов педработников запланирован исходя из возможностей региональных бюджетов и напомнил: "Сейчас в школах всего 0,8 процента вакансий. В большинстве регионов выполнены требования по увеличению зарплаты учителей. За прошлый год она выросла в среднем на 11 процентов. Больше всего увеличились доходы у педагогов, работающих с детьми-сиротами и в системе дополнительного образования".

Как известно, школы работают по новым стандартам, которые затронули всю начальную школу и пятый класс. При этом на учителей значительно возросла бумажная нагрузка - надо писать программы, планы уроков, отчеты. После принятия стандартов эксперты подсчитали, сколько бумаг будет писать учитель, вышло несколько десятков страниц. Сейчас в стандарты готовятся дополнения, которые снимут излишнюю нагрузку на педагогов. Бумаги писать все равно придется, но это будут вовсе не многотомные отчеты.

Все дворцы и дома творчества, школы искусств, спортивные и художественные школы: одним словом, все учреждения системы допобразования с 2016 года перейдут на нормативно-подушевое финансирование и будут получать средства, как и обычные школы - вслед за учеником. Но учеба у нас - вещь обязательная, а кружок или секция - сугубо добровольное. И если ученик записался в сентябре, допустим, в кружок фортепиано, то в ноябре он может и бросить его. А что будет с зарплатой педагога и кто скажет, сколько должен получать руководитель хора, где занимается 30 человек и кружка фортепиано, где всего десять?

В системе дополнительного образования действительно трудно рассчитать норматив, поэтому переход на нормативно-подушевое финансирование будет поэтапным, - пояснил министр. - Будут учитываться и особенности занятий, и то, что они не являются обязательными, как в школе.

На сегодняшний день, по официальным данным, в кружках и секциях числится 12 млн детей. Это примерно 65 процентов. По словам Дмитрия Ливанова, показатели для села такие же высокие: "Программами допобразования там охвачены две трети школьников. За последний год было построено 1600 сельских спортзалов. Во второй половине дня в школах идут занятия в кружках и секциях".

К сожалению, эта вторая половина дня во многих школах по-прежнему занята второй или даже третьей сменой. Несмотря на строительство и ремонт аварийных зданий, проблема нехватки мест в школах остается. В Пермском крае, например, таких школ - почти 20 процентов. Есть проблемы в Бурятии, на Северном Кавказе. Дмитрий Ливанов напомнил: за год в России было построено 100 школ, а в 2016 году начинается большая программа строительства новых школьных зданий.

К 2025 году нам понадобится почти 5 млн. новых мест в школах, и думать об этом надо уже сегодня, - рассказал министр.

Именно поэтому нельзя ограничиваться только ремонтом аварийных и старых зданий. Мест там не хватит ни при каком раскладе.

А вот с детскими садами ситуация в последние годы значительно улучшилась. В 31 регионе обеспеченность составила почти 100 процентов. В целом по стране местами в детский сад обеспечены 97 процентов малышей. Что важно, не за счет сокращения ясельных групп. Тревожное положение сохраняется только в 9 регионах, где в детские сады ходят не больше 90 процентов детей.

Еще один важный вопрос, связанный с вузами - сокращение преподавателей-совместителей. Министра спросили: поддерживает ли он такую оптимизацию, ведь именно совместители иногда самые компетентные педагоги, так как знают и теорию, и практику?

У министерства нет такой позиции - сокращать совместителей. Люди, которые совмещают практику и преподавание - плюс. Госзадание вузам не сокращалось, но есть проблема сокращения контингента, который поступает в вузы. Это связано с демографической ситуацией. Вузы активно конкурируют за студентов, и там, где их мало, возможно сокращение преподавателей, - объяснил министр позицию своего ведомства.

Продолжится увеличение целевого набора, когда студент после окончания будет обязан вернуться на предприятие, которое направило его на учебу. По словам Дмитрия Ливанова, в мединституты целевой набор составляет уже 70 процентов и через несколько лет, когда выпускники придут на работу в больницы и поликлиники того региона, который их направил учиться, проблем с кадрами будет меньше.