Все дети разные. Одни буквально схватывают все на лету, другим нужно время, чтобы усвоить знания и научиться их применять. Причем верно это для всех этапов развития. Малыши учатся ходить, говорить, самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком в разном возрасте. Также как и научаются рисовать, читать, писать, решать задачи. Зависит это от темперамента, социального окружения, уровня внимания к ребенку со стороны взрослых, условий и среды обучения и много другого.

Но иногда случается так, что отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями крохи, а болезнью, которая носит обобщенное название «нарушение интеллекта» или «умственная отсталость». Встречается также диагноз «олигофрения», который ставится деткам с нарушением интеллектуального развития.

Как проявляется заболевание?


- это нарушение развития, которое становится очевидным в детском или подростковом возрасте. В случае тяжелого поражения головного мозга отставание в развитии заметно уже на первом году жизни. Если же речь идет о нарушении интеллектуального развития, то оно становится очевидным с момента поступления ребенка в школу.

Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. У них наблюдаются некоторые задержки в развитии в дошкольном возрасте, но сам диагноз ставится после того, как ребенок идет в школу. Именно в начальных классах выявляются проблемы с успеваемостью или поведением.

Дети с легкой умственной отсталостью охотно общаются со сверстниками. Они способны усваивать знания, хотя и не в полном объеме. Во взрослом возрасте люди с подобным диагнозом могут успешно работать и жить в обществе, хотя им может понадобиться некоторая помощь.

Дети с умеренной умственной отсталостью составляют примерно 10% всех детей с нарушением интеллекта. У них заболевание обнаруживается в дошкольном возрасте, еще на первых этапах развития. Ко времени поступления в школу уровень развития таких детей соответствует таковому у здоровых детей 2–3 лет.

Умеренная умственная отсталость диагностируется у большинства детей с синдромом Дауна. Они могут общаться с окружающими и сами заботиться о себе при условии должного руководства. Теоретические знания, которые могут быть усвоены такими детьми, редко превышают уровень второго класса. У подростков с умеренной умственной отсталостью возникают трудности в усвоении социальных норм и, как следствие, сложности в общении со сверстниками.

Дети с тяжелой умственной отсталостью составляют 3–4% детей с нарушением интеллекта. Диагноз им ставится в раннем возрасте, поскольку уже в первые месяцы жизни отчетливо проявляются физические особенности или аномалии развития. Умение сидеть, ползать, ходить, пользоваться горшком и прочие этапы развития проходятся такими детьми гораздо позже нормы. Интеллектуальные нарушения у них обычно сопровождаются проблемами с физическим развитием или со здоровьем. В раннем детстве речь у таких детишек полностью отсутствует.

Только к 10–12 годам дети с тяжелой умственной отсталостью могут составлять предложения из 2–3 слов. В возрасте от 13 до 15 лет уровень развития таких детей соответствует таковому у 4− 6-летних здоровых детей.

Есть также дети с глубокой умственной отсталостью (1–2% всех детей с нарушениями интеллекта). Им ставят диагноз в младенчестве. У таких малышей наблюдаются ассиметричные черты лица и значительное отставание в развитии. Для того чтобы научить их самостоятельно употреблять пищу, одеваться, пользоваться туалетом, ухаживать за собой требуются длительные и интенсивные тренировки.

Причины заболевания

Существует около 1 000 различных органических причин нарушения интеллекта. Среди них:

  • Генетические заболевания;
  • Наследственность;
  • Нарушения внутриутробного развития;
  • Поздние роды (в возрасте старше 45 лет);
  • Неблагоприятное течение беременности;
  • Родовые травмы;
  • Воспаление оболочек мозга;
  • Черепно-мозговые травмы.

Дети исследуют мир путем прикосновения к объектам, опробования их на вкус, манипулирования ими. Все это помогает получить информацию об окружающей среде. В возрасте от полутора до двух лет у детей развиваются речевые навыки. Большинство детей с нарушением интеллекта проходят те же самые этапы развития, только в более позднем возрасте. Они также учатся играть в куклы и машинки, с удовольствием принимают участие в шумных играх. Если сверстники относятся к ним хорошо, то дети с нарушением интеллекта охотно общаются с ними и даже могут брать на себя роль лидеров и заводил в играх.

Трудности , с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:

  • ограничение речевых навыков . Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию;
  • проблемы с установлением дружеских отношений . Дети с нарушением интеллекта не всегда могут понять, чего от них хотят другие дети, что выражают их слова и мимика. Это затрудняет участие в играх и общей социальной деятельности, где требуется соблюдение определенных правил поведения;
  • сложности в обучении. Поскольку умственная отсталость влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию и решать логические задачи и т. п. , возникают трудности в процессе обучения.

Критерии диагностики умственной отсталости:

  • заниженное интеллектуальное функционирование;
  • неспособность осуществлять повседневную деятельность;
  • возникновение расстройства в возрасте до 18 лет.

Диагноз может быть поставлен только на основе комплексного обследования. Скажем, есть дети, которые имеют низкий коэффициент интеллекта, но при этом способны нормально общаться, обслуживать себя. Им диагноз «умственная отсталость» не ставится, поскольку наличие некоторых интеллектуальных расстройств еще не означает, что ребенка можно считать умственно неполноценным.

Способность к обучению

У детей, которым поставлен диагноз «умственная отсталость», очень отличаются способность и умение общаться с окружающими. Одни из них могут посещать обычную школу, успешно контактировать со взрослыми и сверстниками, решать задачи и усваивать общеобразовательную программу. Их физическое развитие протекает нормально, и внешне такие дети ничем не отличаются от здоровых детей.

Дети, имеющие тяжелые нарушения интеллекта, часто не могут справляться с обычными заданиями, поэтому обучать их приходится в специализированных учреждениях или дома.

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, способны учиться в обычных школах. Это достаточно смышленые малыши, развитие которых ненамного уступает таковому у сверстников. Важную роль здесь играют воспитатели и учителя, которые должны особенно внимательно относиться к таким деткам, поскольку они чаще подвержены чувству беспомощности и разочарования.

Ожидание неудачи, которое закрепляется при отсутствии грамотного подхода со стороны педагога, приводит к тому, что дети заранее настраиваются на то, что не могут решить поставленную перед ними задачу, даже если на самом деле ее решение им по силам. Дети с умственной отсталостью, видя негативное отношение к себе со стороны учителей, ожидают меньшего успеха от своих действий и довольствуются минимальными результатами, хотя могут достичь гораздо большего.

Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или специализированное учреждение? Ответ на него зависит от поставленного диагноза. Дети с легкой умственной отсталостью могут заниматься в обычных школах и успешно контактировать со сверстниками при условии поддержки и поощрения со стороны взрослых. Дети, чьи интеллектуальные функции нарушены значительно, рискуют оказаться в изоляции, даже будучи принятыми в обычную школу или детский сад. Нормальные дети предпочитают играть и общаться с теми сверстниками, которые похожи на них. Поэтому больные малыши окажутся в вакууме. Это не пойдет им на пользу.

Развитие детей со значительным нарушением интеллекта лучше всего поручить специалистам, которые знают к ним подход. В специальных группах детских садов с такими детишками занимаются по специальной программе, что помогает скорректировать отклонения в развитии.

Нарушение интеллекта - это навсегда?

К сожалению, да. Но, хотя умственная отсталость - это относительно стабильное состояние в детстве и подростковом возрасте, показатели интеллекта могут со временем измениться в зависимости от типа нарушений и уровня умственной отсталости. При надлежащем обучении дети, страдающие легкой умственной отсталостью, могут сформировать хорошие адаптивные навыки в разных областях и вполне успешно жить и работать в обществе.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Тема 2. Дети с нарушениями в развитии

Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональная

норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с наруше-

ниями в развитии. Понятие фактора отклоняющегося развития. Биологиче-

ские и социальные причины возникновения нарушений в развитии. Поня-

тия «аномальный ребенок», «дети с особыми нуждами», «дети с ограни-

ченными возможностями здоровья», «дети с нарушениями в развитии».

Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в

развитии ребенка. Понятия «дефект», «структура дефекта», «органические

и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социали-

зация» и «интеграция». Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в

работе с детьми с нарушениями в развитии.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная об-

ласть знаний, ориентированная на практическую деятельность и теорети-

ческую дефектологию. Понятие нарушенного развития входит в круг по-

нятий, объединенных термином дизонтогения, который обозначает раз-

личные формы нарушений онтогенеза. В зависимости от ведущей модаль-

ности первичного нарушения принята классификация лиц с особенностями

в развитии: дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психическо-

го развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха, дети с

нарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального раз-

вития, дети с комплексными нарушениями. Под нарушением (устаревшее

«дефект») в специальной психологии понимается недостаток одной из

функций, который нарушает психическое развитие только при определен-

ных обстоятельствах. Л.С. Выготский пишет, что на начальных этапах раз-

вития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению и

воспитанию является «первичный дефект». При отсутствии коррекционно-

го воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать

вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ре-

бенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоцио-

нально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-

личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и

ощущениями неуспеха. Эти понятия и включает в себя «структура нару-

шения». Т.о., Л.С. Выготский выделил в структуре нарушения первичное и

вторичное нарушение, а его последователи, опираясь на его описание

трудностей социализации ребенка с особенностями в развитии, выделили и

третичное нарушение. Особое значение для полноценного психического

развития ребенка с особыми нуждами играет целенаправленное обучение

и воспитание, т.е. особым образом организованная внешняя среда, которая

призвана своевременно скорректировать и скомпенсировать нарушения в

развитии. Процесс развития ребенка с тем или иным нарушением двояким

образом социально обусловлен: социальная реализация нарушения с одной

стороны, социальная направленность компенсации на приспособление к

тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный

тип развития, составляют ее вторую сторону. Согласно Л.С. Выготскому,

линия «дефект-компенсация» и есть центральная линия развития ребенка с

особенностями в развитии. Положительное своеобразие ребенка с тем или

иным нарушением создается в первую очередь не тем, что у него выпада-

ют те или иные функции, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни

новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности

на нарушение, компенсацию в процессе развития.

Физическое и психическое развитие человека всегда является результатом взаимодействия многих различных факторов. Одни из этих факторов наследуются, на другие влияет окружающая среда, процессы взросления и обучения. За свою жизнь человек проходит много разных ступеней развития, каждой из которых характерен определенный конкретный уровень.

Существует много факторов, способных вызвать нарушение развития ребенка. Частая причина - нарушение функции головного мозга, наследуемое или предопределенное травмой или болезнями. Нарушение гормонального обмена вызывает нарушение физического роста и психического развития. Социальные проблемы могут стать причиной нарушения развития человека. Дети, чье развитие нарушено, отличаются своей беспокойностью. Такое отклонение предопределяют факторы, которые могли быть обнаружены в период беременности, во время родов или в первый год жизни младенца.

Причины отклонений

Наиболее частые причины нарушения развития ребенка:

  • Наследственные болезни.
  • Нарушение гормонального равновесия.
  • Психическая травма беременной.
  • Инфекции.
  • Неправильное питание.
  • Социальные проблемы.
  • Окружающая среда.

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Диагностика

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области - это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Нарушения психического развития

Зачастую родители испытывают шок, если у них рождается ребенок с нарушением психического развития. Они не сразу могут осознать и смириться с тем, что их ребенок всегда будет не таким, как все. Умственно отсталый ребенок полностью зависит от родителей и других людей, его интеллект никогда не будет таким, как у здорового человека. Родители часто спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. У них возникает много психологических, физических и финансовых трудностей. Однако, несмотря на все проблемы, они не должны забывать, что из-за своей немощи в большей степени страдает их ребенок. И он особенно нуждается в их любви и заботе. Однако родители, которые воспитывают такого ребенка, рассказывают, что со временем смиряются с судьбой, меняются их идеалы и критерии оценки. Родители, братья, сестры и близкие больного ребенка становятся более чуткими и заботливыми. Они испытывают радость даже при малейшем успехе ребенка.

Вследствие инфекции у 5-10% беременных женщин происходят выкидыши или повреждения плода. Негативное влияние на психику ребенка могут оказать цитомегалия, токсоплазмоз и особенно краснуха. По этой причине необходима вакцинация девочек в возрасте пятнадцати лет против краснухи.

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с врачом, который установит степень нарушения психического развития и вместе с родителями примет решение о возможном стимулировании умственного развития ребенка. При тяжелых финансовых затруднениях необходимо обратиться в социальную службу и поинтересоваться наличием льгот, пособий или другой помощи.

Родители часто не знают, действительно ли их ребенок умственно отсталый или его естественное развитие замедлено. Сегодня имеется много литературы, предназначенной для родителей, в которой содержатся специальные таблицы, схемы, помогающие распознавать симптомы нарушения психического развития. К педиатру необходимо обратиться, если ребенок:

  • до 13-й недели не держит головку, когда его посадят;
  • до окончания 3-го месяца не пугается (не реагирует) громких звуков;
  • 4-5-месячный держит ладошки крепко сжатыми в кулачок и совсем не смеется;
  • на б-ом месяце внезапно перестает гукать;
  • с 6-го месяца у него проявляется косоглазие, его глаза начинают подергиваться, голова направлена в сторону.
  • 7-месячный еще не берет игрушку;
  • 9-месячный еще не может самостоятельно перевернуться со спины на живот;
  • 10-месячный еще не произносит простые слоги (мама, па-па);
  • 11-месячный еще твердо не сидит;
  • годовалый ребенок с помощью взрослых еще не сделал ни одного шага, не способен большим и указательным пальцем брать мелкие предметы или не отличает близких людей от чужих.

Лечение

Родители, заметив симптомы нарушения развития, прежде всего должны обратиться к своему педиатру. Врач основательно обследует ребенка, пригласив психолога, логопеда, кинезотерапевта, и подготовит программу коррекции. Обычно в лечебную программу включена и поведенческая терапия.

Незначительные нарушения функции головного мозга, которые явились причиной нарушения развития, детский организм способен преодолеть сам. Однако из-за неправильного поведения родителей или других людей эти нарушения могут зафиксироваться, а их последствия останутся на всю жизнь.

1.1. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физического развития»

К детям с особенностями развития относят тех, у которых финические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Понятие «ребенок с нарушениями психического и физичес­кого развития предполагает наличие серьезных отклонений в развитии, вызванных болезнетворными влияниями и обуслов­ливающих необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания.

Дети с отклонениями в развитии - сложная и разнохарак­терная группа. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе разви­тия ребенка, другие лишь коррегироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормаль­ного развития ребенка определяют различные формы психолого-педагогической работы с ним.

В основе отклонений в развитии лежат, в одних случаях, ор­ганические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других - периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов. Значимыми явля­ются и неблагоприятные семейные формы воспитания ребенка, которые могут привести к «педагогической запущенности». Причины, приводящие к возникновению детских аномалий,

подразделяются на врожденные и приобретенные (подробно они будут рассмотрены ниже). Подчиняясь в целом общим законо­мерностям психического развития ребенка, развитие аномаль­ного имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребенка, согласно ко­торой наличие дефекта какого-то одного анализатора или интел­лектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития. Слож­ность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.

Так, при нарушении слухового восприятия, возникшего в ре­зультате повреждения слухового аппарата и являющегося пер­вичным дефектом, появление глухоты не ограничивается выпа­дением функции слухового восприятия. Слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи. И если глухота возникла до периода овладения речью, то как следствие насту­пает немота - вторичный дефект. Такой ребенок сможет овла­деть речью только в условиях специального обучения с исполь­зованием сохранных анализаторных систем: зрения, кинестети­ческих ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности. Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познаватель­ных процессов, проявляющихся в ходе социального развития ре­бенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляется в примитивных реак­циях, завышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли. Следует обратить внимание на взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Не только первичный дефект может вы­зывать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы в оп­ределенных условиях воздействуют на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникших на этой ос-

нове речевых последствий является свидетельством обратного влияния вторичной симптоматики на первичный дефект. Ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии ин­тенсивных занятий устной речью, т. е. преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются воз­можности остаточного слуха. Необходимо широко использовать психолого-педагогическое воздействие на вторичные отклонения аномального ребенка, так как они в значительной степени до­ступны коррекционному воздействию, поскольку их возникно­вение связано с действием главным образом средовых факторов развития психики. Органический дефект ведет к невозможности или крайней трудности усвоения ребенком культуры, а ведь лишь на базе такого усвоения могут сформироваться высшие психичес­кие функции человека, его сознание, его личность. Л. С. Выготс­кий писал, что «недостаток глаза или уха означает поэтому прежде всего выпадение серьезнейших социальных функций, перерожде­ние общественных связей, смещение всех систем поведения» 1 .

Важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- пишет Л. С. Вы­готский, - тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. Получается, на первый взгляд, парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторич­ным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле ока­зывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, чем недоразвитие низших, или элементарных, процессов, непос­редственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принци­пиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» 2 .

Согласно этому положению Л. С. Выготского, чем дальше разведены между собой первопричины (первичный дефект био­логического происхождения) и вторичный симптом (наруше-

1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т 5. С. 63.

" Там же. С. 291.

ние в развитии психических процессов), тем больше возмож­ностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.

Например, в речевом развитии глухого ребенка труднее всего исправить недостатки произношения звуков и слов, ибо неправильность устной речи, с точки зрения ее произноси­тельной стороны в данном случае, зависит от невозможностей говорящего полностью обеспечить слуховой контроль за собс­твенной речью. Вместе с тем другие стороны речи (словарный запас, грамматический строй, семантика), имеющие опосредо­ванную связь с первичным дефектом, в условиях специального обучения коррегируются в большей степени за счет активного использования письменной речи.

В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ре­бенка. Они являются способом приспособления личности ре­бенка к определенному вторичному дефекту развития.

Источником приспособления аномальных детей являются сохранные функции. Функции нарушенного анализатора заме­няются интенсивным использованием сохранных.

На развитие аномального ребенка оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют раз­ный уровень выраженности, т. е. существует прямая зависи­мость количественного и качественного, своеобразия вторич­ных нарушений развития аномального ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Своеобразие ребенка с нарушенным развитием зависит также и от времени возникновения первичного дефекта. На­пример, характер аномального развития детей с врожденным или рано приобретенным умственным недоразвитием отлича­ется от развития детей с распавшимися психическими функци­ями на более поздних этапах жизни. Возникновение умствен­ной отсталости в период, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает иную, отличную струк­туру этого дефекта и специфику аномального развития.

В коррекционной педагогике выделяются основные 10 катего­рии детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:

    с нарушениями одного из анализаторов: с полной (то­тальной) или частичной (парциальной) потерей слуха или зрения, неслышащие (глухие), слабослышащие или, как их раньше назвали, тугоухие;

    незрячие (слепые), слабовидящие;

    со специфическими речевыми отклонениями (алалия, об­щее недоразвитие речи, заикание);

    с нарушениями опорно-двигательного аппарата (цереб­ральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита);

    умственно отсталые и с различной степенью выражен­ности задержки психического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности);

Ф со сложными нарушениями (незрячие умственно отста­лые; слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушениями речи и др.);

Ф аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально раз­вивающимся детям, т.е. нарушения системы психической де­ятельности. Например: грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, да и многое другое, что препятствует успешной адаптации детей в окружающей их социальной среде;

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, ко­торые особенно очевидны у детей с пониженным слухом и спе­цифическими речевыми нарушениями;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании ин­формации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют в нем немногие части и свойства, далеко не всегда осмысливают их значение.

К числу основных задач 1 , решаемых коррекционной педаго­гикой, относятся следующие:

    комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей, отклоняю­щихся от нормы;

    определение качественного своеобразия структуры их нарушений;

» разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недо­статков их познавательной деятельности и личности;

* обоснование принципов организации системы разнооб­разных специальных учреждений, создающих оптималь­ные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

    установление закономерностей коррекционного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в специаль­ных детских садах и школах, а также при индивидуаль­ном обучении. Определение целей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обучения, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с на­ рушением развития;

    разработка специальных технических средств, помогаю­щих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

    определение путей и средств профилактики возникнове­ния нарушений развития у детей;

    нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в разви­тии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

1 Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Флинта, 2000.

Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, полученных путем экспериментальных исследований и целе­направленных систематических наблюдений за отклоняющи­мися в развитии и нормально развивающимися детьми раз­личных возрастов. Эта работа осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

Процесс обучения аномальных детей опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Задача обучения - постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Коррек­ция и компенсация аномального развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего разви­тия, помня, что «принцип и психологический механизм воспи­тания здесь те же, что и у нормального ребенка» 1 .

Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: нарушения детского развития.

Классификация нарушений развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.

  • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Детей с нарушением речи (логопаты);
  • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Детей с умственной отсталостью;
  • Детей с задержкой психического развития;
  • Детей с нарушением поведения и общения;
  • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.

Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:

  • 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
  • 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
  • 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:

  • 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
  • 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
  • 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
  • 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • 5) детей с комплексными расстройствами;
  • 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 7) детей с задержкой психического развития;
  • 8) детей с психопатическими формами поведения.

В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.

Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.

«Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичный дефект.

Важная закономерность - соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Первичный дефект - следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.

Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.

Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.

Поведенческие проявления включают в себя:

  • внешне необоснованную агрессию,
  • склонность к девиантному поведению, что может выражаться в пропуске уроков без уважительной причины,
  • дезадаптацию к школе (начальная школа).

Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника - педагога дополнительного образования - вне школы.

Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.

Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.