Боспорское государство представляло собой весьма своеобразное явление, не укладывающееся в рамки тех представлений, которые связываются обычно с понятием греческого полиса. Боспорское государство, или просто Боспор, в цветущую пору своего существования, в IV и первой половине III в. до н. э., занимало обширную территорию. Его владения охватывали весь Керченский полуостров до Феодосии включительно, весь Таманский полуостров с примыкающей к нему береговой полосой до Новороссийска, а также прилегающую к Тамани территорию по Кубани и ее притокам. Области, лежащие по северному и восточному побережьям Азовского моря, если и не входили прочно в состав Боспора, то во всяком случае находились в сфере его экономического воздействия. И в другом отношении Боспор отличался от Ольвии и Херсонеса. Последние являлись типичными греческими полисами (городами-государствами). На Боспоре же возникло государство, в которое наряду с греческими городами вошли местные племена, сыгравшие значительную роль во всей последующей истории Боспора.

В то время как Ольвия и Херсонес по своему государственному строю были типичными рабовладельческими республиками, в Боспорском государстве довольно быстро после его образования установилась монархическая форма правления, сохранившаяся до конца истории Боспора.

Географическое положение Боспора Киммерийского в Керченском проливе и его богатства неизбежно должны были привлечь внимание греческих мореходов. Керченский пролив, соединяющий Черное море с Азовским, открывал пути на далекий север, в страны со скифским, меотским и сарматским населением. Богатство Боспора составляли хлеб и рыба. Страбон, описывая Керченский полуостров, говорит, что, начиная oт Феодосии, тянется равнина с плодородной почвой, что земля, взрыхленная любым сошником, дает богатый урожай. Жители полуострова были земледельцами; их Страбон противопоставляет жителям степной полосы-кочевникам, которые, говорит он, сами земли не обрабатывали, но предоставляли ее в аренду за умеренную плату. Когда в состав Боспорского государства вошла территория бассейнов Кубани и ее притоков, хлебные ресурсы его возросли в еще большей степени. Рыба водилась в изобилии как в морях, окружающих Боспор, так и в реках, впадающих в Азовское море.

Торговые сношения ионян с местными племенами, обитавшими по бе­регам Керченского пролива, начались еще в VII в. до н. э. Основание бос-иорских городов греческими колонистами приходится на VI в. до н. э. В этот период здесь возникли колонии: в восточном Крыму - Феодо­сия, Нимфей, Тиритака, Пантикапей, Мирмекий и другие, на Та­манском полуострове - Кепы, Фанагория, Гермонасса и др. Эти колонии были основаны ионянами, главным образом переселенцами из Милега; Фанагория являлась колонией Теоса - города на западном берегу Малой Азии. Основание Гермонассы некоторыми источниками приписывается Митилене - городу на острове Лесбосе. Названные города яви­лись тем ядром, из которого создалось Боспорское государство. Значение этих городов было неодинаковым, Пантикапей и Фанагория играли наибольшую роль в жизни Боспора. По словам Страбона, «главным городом европейских боспорцев является Пантикапей, а азиатских - Фанагория», причем Пантикапей служит резиденцией боспорских правителей.

Помимо перечисленных городов, в пределах Боспорского царства имелось значительное число других населенных пунктов. Они располагались главным образом по берегам Керченского пролива, а отчасти также и во внутренних частях Керченского и Таманского полуостровов. На нижнем Дону находилось основанное пантикапейцами поселение Танаис, бывшее, по словам Страбона, «самым большим после Пантикапея торжи­щем варваров». Вскоре Танаис приобрел права города, имел своего архонта и пользовался известной самостоятельностью.

За береговой полосой Керченского и Таманского полуостровов, на которой располагались боспорские города и поселения, лежали обширные пространства пахотной земли, принадлежавшей местному населению. Водворение греков-ионян на Боспоре сулило местной знати большие вы­годы. Она получила возможность вступить с греками в регулярный това­рообмен. Боспорские города приложили все усилия к тому, чтобы вовлечь верхние слои местного населения в круг своих коммерческих интересов. Сближение греков с местными верхами повело к тому, что последние ста­ли подвергаться эллинизации. Яркий пример в этом отношении являли синды, обитавшие на Таманском полуострове, в ближайшем соседстве с греческими колониями. Еще во второй половине V в. до н. э. Синдика, бывшая тогда независимым от Боспора царством, чеканила свою монету по образцу монеты греческой. Синдский царь, правивший в конце V-начале IV в. до н. э., носил греческое имя, а боспорский правитель того времени не только дружил с ним и помогал ему в борьбе с врагами, но и выдал за него замуж свою дочь.

Первоначально все боспорские города представляли собой самостоятельные города-государства (цолисы). Но уже в 480 г. до н. э. они объединились, что и послужило началом образования Боспорского государства. Города-государства объединялись, чтобы успешно противостоять окружающим их местным племенам. Объединение повлекло за собой признание всеми городами главенства Пантикапея и власти его правителей (ар хоитов). Архонты Пантикапея принадлежали к роду Археанактидов.

Археанактиды правили на Боспоре до 438г. дон. э. Их сменила дина стия Спартокидов, получившая название по имени ее первого представителя Спартока. Произошла ли смена династии насильственным или мирным путем, мы не знаем, но первое предположение кажется более вероятным. Зато с уверенностью можно утверждать, что Спартокиды, в противо­положность грекам-археанактидам, по своему происхождению были выходцами из не греческой, а вероятно, местной знати. По вопросу о происхождении Спартокидов существуют различные гипотезы. Одни исследователи склонны были считать Спартока фракийцем, другие - скифом; в последнее время выдвинуто предположение о том, что он являлся представителем местной, синдо-меотской знати.

При первых Спартокидах Боспор распространил свою власть на многочисленные местные племена. IV и первая половина III в. до н. э. считаются эпохой наивысшего экономического и политического процветания Боспора. Уже преемник и сын родоначальника династии - Сатир начал войну с Феодосией, сохранявшей до тех пор самостоятельность. В эту войну вмешалась Гераклея Понтийская, обеспокоенная агрессивной политикой Боспора на Таврическом полуострове и прежде всего угрозой, нависшей над Херсонесом. Военные действия, продолжавшиеся при преемнике Сатира - его сыне Левкоые (389-349 гг. до п. э.), закончились включением Феодосии в состав Боспорского государства. С этого времени правители государства стали титуловаться «архонтами Бос­пора и Феодосии», причем в понятие «Боспор» входила совокупность греческих городов по берегам Керченского пролива.

Одновременно с завоеванием Феодосии Спартокиды обратили свою экспансию в восточном направлении. Прежде всего, Левкои включил в состав своего царства область Синдику, уже в достаточной степени, как указано выше, подвергшуюся греческому влиянию. Здесь на черноморском побережье находился значительный г. Горгиппия, на месте современной Анапы. Затем он покорил обитавшие по соседству с синдами племена торе-тов, дандариев ипсессов. При преемниках Левкона, его сыновьях Спартоке и Перисаде, правивших в течение некоторого времени совместно, в состав Боспорского государства вошла территория Прикубанья, где жили меот-ские племена фатеиидосхи. Боспорские правители стали теперь обладателями больших и плодородных областей в азиатской части Боспора. На восточных окраинах государства они организовывали укрепления, широко используя синдо-меотские крепости. Благодаря раскопкам советских археологов нам стала хорошо известна крепость, руины которой теперь-называются Семибратним городищем, у ст. Варениковской. Этот город, возникший на рубеже VI и V вв. до н. э., был крупным экономическим и стратегическим пунктом синдов. Он был обнесен каменными стенами толщиной в 2,5 м, на стены и башни вели широкие каменные лестницы. В 30 км от Семибратнего городища, у хутора Краснобатарейного, располагалось еще более мощное укрепление. Здесь каменные стены, сочетаясь с целой системой земляных валов, защищали обширный район.

Спартокиды в IV в. дон. э. называли себя царями только местных пле­мен, в отношении же подвластного им греческого населения Боспора именовались архонтами, т. е. выборными правителями, хотя фактически власть их была наследственной. Греческие города Боспора продолжали пользоваться муниципальным самоуправлением, но в политическом отношении зависели от Спартокидов, опиравшихся на большую наемную армию. Большие города Боспора - Пантикапей, Феодосия, Фанагория - чеканили каждый свою монету по одной и той же системе, общей для все­го государства.

После смерти Перисада (309 г. до н. э.) между его тремя сыновьями возникли распри из-за престола. Против старшего сына - Сатира, вступившего на престол, выступил младший - Евмел, привлекший на свою сторону некоторые местные племена восточной части Боспора. Сатир со значительными военными силами, состоявшими из греческих и фракийских наемников, а также союзных скифских войск, переправился из Пантикапея на Таманский полуостров и одержал над братом победу. Евмел укрылся в крепости своего союзника, царя фатеев Арифарна. Во время неудачного штурма крепости Сатир получил смертельную рану и умер. С вступившим на престол средним братом - Пританом Евмел начал переговоры, предложив поделить власть: Притан будет править в европейской части Боспора, а он, Евмел, в азиатской, т. е. на Таманском полуострове, в бассейне Кубани и в Приазовье. Когда Притан ответил отказом, Евмел, опираясь на поддержку местных племен, захватил в свои руки все укрепленные пункты азиатской части Боспора. Притан, выступивший против Евмел а, был оттеснен и вернулся в Пантикапей, но вскоре попытался снова возобновить борьбу, однако и на этот раз неудачно - он погиб насильственной смертью. Евмел, оказавшийся победителем в междоусобной борьбе, круто расправился с приверженцами своих соперников. За время пятилетнего правления (309-303 гг.) Евмел развил энергичную деятельность: он стремился укрепить дружественные связи Боспора с причерноморскими городами, старался обезопасить страдавшее от пиратов судоходство по Черному морю и оказывал всяческую поддержку купцам.

Греческое население боспорских городов было занято главным образом торговлей и ремесленной деятельностью. Греческие поселенцы имели также земельные наделы. О характере землевладения на Боспоре имеется мало данных. Однако по некоторым источникам можно заключить о наличии крупной земельной собственности, находившейся в руках правящей династии, а также верхнего слоя греческого и местного населения. Наличие крупной земельной собственности было связано с образованием больших рабовладельческих хозяйств, которые при несовершенстве тогдашней сельскохозяйственной техники требовали применения значительной рабской силы. Такие рабовладельческие хозяйства обеспечивали Боспору обильное и бесперебойное получение зернового хлеба, не только удовлетворявшего потребности государства, но и открывавшего широкие возможности для хлебного экспорта. Наряду с крупными землевладениями существовали, особенно в ранний период, и мелкие. Значительные наделы видимо, имели и храмы.

Важные сведения о раннем периоде экономической истории Боспорского государства можно почерпнуть из обнаруженного на Керченском и Таманском полуостровах археологического материала - строительных остатков, предметов обихода, а также монет, древнейшие экземпляры которых, чеканенные в Пантикапее, относятся ко второй половине VI в. Типы древнейших монет свидетельствуют об ионийском (милетском и самосском) влиянии на пантикапейскую чеканку. О сношениях с Ионией, а затем и с Аттикой говорят керамические изделия и предметы металлического производства, найденные при раскопках боспорских городов, их некрополей и погребений знати местных племен, начиная с VI в. до н. э. Однако уже в это время наряду с предметами греческого импорта боспорские города торговали также изделиями своего собственного ремесленного производства, значение которого в последующие столетия увеличилось. Уже в VI в. дон. э. в Пантикапее воздвигались богатые постройки на высоком уровне строительного дела. Раскопками на место предполагаемого акрополя города обнаружены часть архитрава и базы колонн ионийского ордера, повидимому от храма. На той же горе Митридат, на которой располагался Пантикапей, раскрыты остатки многокомнатного жилого дома конца VI в. до н. э., стены которого были тщательно выложены из камня.

При раскопках развалин боспорского г. Нимфея недавно обнаружены остатки производства (обжигательные печи и др.) глиняной посуды второй половины VI в. до н. э., там же найдены формы для выделки терракотовых статуэток столь же раннего времени. В Тиритаке раскопками открыты очень интересные развалины жилого дома второй половины VI в. до н. э., в котором ярко отразилась жизнь колонистов, осевших на берегах Боспора Киммерийского. В доме наряду с привозными изделиями (расписные греческие сосуды из Коринфа, Клазомен, Афин, терракотовые фигурки с островов Родоса и Самоса) оказались сосуды греческой работы, но изготовленные, несомненно, на месте, т. е. на Боспоре. Не менее интересно, что вместе с греческими предметами домашнего обихода обнаружена типичная скифская чаша, сделанная без применения гончарного круга. Вероятно, в боспорских городах жили не только переселившиеся из Ионии греки, но и местные жители, что приводило к сложному процессу культурного взаимодействия.

Со второй половины V в. до н. э. Боспор вел оживленную торговлю с Афинами.

С приобретением обширных владений в восточном Крыму и на Кубани Спартокиды получили возможность увеличить торговые операции с Афинским государством. Для последнего боспорские жили в первой половины IV в. дон. э. были истинным кладом, так как оно постоянно нуждалось в привозном хлебе.

Для Боспора было выгодно иметь в лице Афин постоянного покупателя. Афинские аристократы, разорившиеся во время Пелопоннесской войны (431-404 гг.), охотно направляли с торговыми целями в Боспор своих сыновей. Афинским купцам боспорское правительство оказывало особое внимание. Они имели право вывозить беспошлинно из Боспора хлеб в любом количестве. В свою очередь боспорцы могли вывозить из Афин беспошлинно товары, закупаемые на афинском рынке. Операции по закупке боспорского хлеба производились в кредит; в афинском государственном банке хранились в качестве депозита суммы, причитавшиеся боспорским царям за проданный хлеб. Доходы, получаемые от экспорта хлеба и прочих товаров, составляли, повидимому, главную статью дохода Боспорского государства.

Оживленная торговля, основанная главным образом на вывозе в Грецию огромного для того времени количества хлеба, а также соленой рыбы, давала возможность греческой и местной рабовладельческой знати Боспора обогащаться, накапливать огромные богатства, что, в частности, нашло отражение в погребениях боспорских богачей. В каменные склепы под высокими курганами вместе с умершими клалось большое количество дорогих, иногда художественно исполненных вещей, речь о которых дойдет ниже.

На Боспор в большом количестве привозились ткани, вино, оливковое масло, различного рода украшения и предметы косметики. Вино ввозилось преимущественно с островов Хиоса, Фасоса, Родоса, Коса, из малоазийского г. Книда, а также из Гераклеи Понтийской. Крупным ноставщиком оливкового масла со второй половины IV в. до н. э. являлась Синопа. Вино и масло привозились в амфорах, ручки и горла которых часто снабжались клеймами, содержащими имена владельцев керамических мастерских. Клейменые амфоры и обломки их в большом количестве встречаются при раскопках боспорских поселений.

Из Афин на Боспор ввозилась обиходная посуда: чаши для питья вина, глиняные светильники, сосуды для благовоний и значительное количество высокохудожественных расписных ваз, находимых при раскопках некрополей боспорских городов и курганов.

Ввозились на Боспор также и металлические изделия, в том числе предметы художественного ремесла - дорогие золотые и серебряные сосуды и разнообразные украшения: перстни, серьги, ожерелья и др.

Собственное производство Боспора стало хорошо известно за последнее время благодаря археологическим исследованиям развалин городов Пантикапея, Фанагории, Нимфея, Мирмекия, Тиритаки и сельскохозяй­ственных поселений. Население боспорских городов в значительной мере состояло из ремесленников - гончаров, кузнецов, ювелиров, камнетесов, столяров. Обработка сельскохозяйственных продуктов сосредоточивалась преимущественно в крупных хозяйствах и осуществлялась трудом рабов и трудом зависимых крестьян, состоявших из коренных жителей - скифов, синдов и др.

Боспорские гончары вырабатывали в огромном количестве кровельную черепицу, бытовую посуду, художественную керамику и терракоту - глиняные статуэтки. Очень интересны боспорские сосуды III в. до н. э. с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы).

Особо должна быть отмечена боспорская торевтика - производство художественной металлической посуды чеканной работы и украшений из драгоценных металлов. Боспорские мастера умело приспосабливались к вкусам потребителя, каковым являлась главным образом богатая боспорская, скифская и меотская знать. Они создали оригинальные художественные произведения с изображением сцен из жизни скифов, поражающие тонким знанием их быта, обычаев и вкусов. Замечательные произведения боспорских торев-тов были найдены не только в богатых погребениях Боспора, но и далеко за его пределами. Таковы - серебряная амфора Чертомлыцкого кургана, серебряные золоченые сосуды и золотой гребень из кургана Солохи и многое др.

Искусными руками боспорских мастеров высечены многочисленные надгробные плиты, украшенные рельефами.

Из промыслов, связанных с сельским хозяйством, на первом месте стояло, повидимому, виноделие. Начиная с III в. до н. э., местное виноделие приобрело большие масштабы. При раскопках Мирмекия,сосуд Тнритаки и других боспорских городов были обнаружены остатки многих виноделен, т. е. зданий, в которых сохранились приспособления (давильные площадки, резервуары, прессы), служившие для изготовления вина.

Главным городом Боспорского государства был Пантикапей - резиденция царя, ремесленный, торговый и культурный центр.

Название этого города не находит себе объяснения в греческом языке. Полагают, что оно местного происхождения и первоначально относилось к местному догреческому населению. На месте местных поселений возникли Тиритака и ряд других боспорских городов и поселений.

По словам Страбона, Пантикапей представлял собой застроенный со всех сторон холм, имеющий в окружности 3,5 км. С восточной стороны города находилась гавань и доки для 30 кораблей. Город был обнесен крепостной стеной, остатки которой были еще заметны в начале прошлого столетия. Вторая мощная стена окружала акрополь, расположенный на вершине холма, в настоящее время называемого горой Митридата. На акрополе находились роскошные дворцовые постройки боспорских царей и храмы. На самой возвышенной точке акрополя стояло святилище Кибелы, как об этом свидетельствует найденная здесь большая мраморная статуя богини.

В IV-III вв. до н. э. пределы Пантикапея расширились в западном и юго-западном направлении. Архитектурные сооружения этого времени отличаются высоким уровнем строительного искусства.

В конце XIX в. были обнаружены хорошо сохранившиеся остатки обширного богатого здания III в. до н. э., внутрен­ние помещения которого были художественно украшены расписной штукатуркой. Город имел канализацию и водопровод. При раскопках были найдены свинцовые и глиняные трубы. Город содержался в чистоте, мусор вывозился за пределы городской черты. Раскопки последних лет показали, что здания и улицы располагались по крутым склонам холма на террасообразных уступах, создание которых требовало больших земляных работ. Обнаружены подпорные стены, одна из которых принадлежит V в. до н. э., что говорит о террасообразной планировке Пантикапея уже в этот период. Раскопкине обнаруживают признаков существования в это время сельскохозяйственных построек в черте города, появившихся позднее. Производственные помещения, дома ремесленников и городской бедноты находились на окраинах города, Вторым по значению боспорским городом являлась Фанагория. Страбон сообщает, что Фанагория была торговым городом, куда доставлялись товары из Меотиды (Азовского моря) и расположенной за нею страны варваров. Фанагория находилась около устья одного из судоходных -рукавов (ныне несуществующего) кубанской дельты и занимала чрезвычайно выгодное в торговом отношении положение. На огромном городище Фанагории ведутся в настоящее время систематические раскопки. Определены границы древнего города, открыты остатки монументальных зданий V вв. до н. э., одно из них, повидимому, было гимнасием, в котором фанагорийцы занимались физическими упражнениями, очень популярны­ми как в городах Греции, так и в античных городах Северного Причерноморья. Не случайно поэтому в погребениях VI-III вв. находят принадлежности, связанные с гимнастическими упражнениями. В Фанагории недавними раскопками обнаружен целый склад амфор V в. до н. э.; найдены также остатки зданий рустованной кладки с расписной штукатуркой, базами колонн и галечной мозаикой, указывающими на богатство общественных и частных сооружений Фанагории. Здесь были найдены надписи, в которых содержатся важные сведения для истории Боспора. В окрестностях города обнаружено множество курганов с богатыми погреоениями жителей Фанагории и ее округи, а в непосредственной близости от города, в некрополе на холмах,- большое количество могил V-IV вв. дон. э., содержащих значительное количество посуды, украшений и дру­гих предметов.

Под одним из больших курганов в 60-х годах прошлого века было открыто женское погребение конца V в. до н. э., в котором оказались замечательные расписные фигурные вазы афинского производства: одна из них представляет сфинкса, другая - Афродиту в раковине и третья - сирену. Поразительно тонкая роспись ваз и совершенство формы делают их подлинными шедеврами греческого художественного ремесла.

В религиозных культах, имевших распространение на Боспоре, получило отражение важнейшее значение земледелия в боспорском хозяйстве. На первом месте стояли культы женских божеств: Деметры, Афродиты, Кибелы, Артемиды, воспринимавшихся как олицетворение сил природы, ее плодородия. Популярность этих культов была обусловлена еще и тем, что они соответствовали аналогичному поклонению силам природы, олицетворявшимся в виде женского божества, у местного населения. Культ Посейдона - кораблеспасителя и Афродиты - судона-чальницы указывает на тесную связь боспорских религиозных культов с торговлей и мореплаванием. В этой же связи стоит культ Аполлона Дельфиния - покровителя мореплавания и укротителя морских бурь. Должен быть также отмечен и культ Аполлона-врача, пользовавшийся особым покровительством Спартокидов.

Покровителями культов являлась боспорская знать, в том числе боспорские цари и их ближайшие родственники, из среды которой были в жрецы.

Многочисленные курганы греческой и местной знати Боспора заключают монументальные склепы. Эти сооружения обыкновенно состояли из погребальной (чаще всего четырехугольной) камеры и ведущего в нее дромоса (коридора). Склепы устраивались из отесанных плит известняка без применения связующего раствора. Погребальные камеры покрывались уступчатым сводом, состоящим из нескольких рядов плит, последовательно выдвинутых вперед и выступающих над нижележащими рядами. Анало­гичным образом устраивалось и перекрытие дромоса. Такая форма перекрытий давала возможность склепу выдерживать давление большой земляной насыпи кургана. Склепы подобного типа были открыты в окрестностях Керчи, особенно на каменной гряде Юз-оба, в курганах на Таманском полуострове и в районе Анапы. Наиболее замечательными являются склепы Золотого и Царского курганов, расположенных около Керчи, и Мелек-Чесменского, находящегося на территории Керчи.

В III в. до н. э. склепы с уступчатым покрытием стали вытесняться склепами с по­луцилиндрическими сводами; стены и своды в них штукатурились и покрывались росписью, которая лишь иногда применялась в более раннее время. Из расписных склепов следует отметить открытый в 1908 г. в Керчи небольшой склеп второй половины IV в. до н. э. Стены его расписаны широкими цветными полосами, а вверху под потолком имеется фриз, на котором изображены развешенные на гвоздях различные предметы, связанные с гимнастическими упражнениями: алабастры (сосуды для масла), стригиль (инструмент, которым гимнасты очищали тело после упражнений), полотенца с узорами, матерчатая повязка, венки из лавровых листьев (награда победителям на состязании). Стенной росписи соответствовали вещи, найденные в склепе: мелкие глиняные сосуды для благовонного масла и железный стригиль. Боспорские погребальные склепы занимают важное место в истории архитектуры.

Представители пантикапейской знати погребались в дорогих деревянных саркофагах, иногда покрытых инкрустанией или росписью.

В 1830 г. в 6 км к западу от Керчи был раскопан курган, известный под названием Куль-оба. Открытие Куль-обского кургана с его сокровищами, получившими мировую известность, произвело в свое время большое впечатление на широкие общественные круги и заставило обратить особое внимание на раскопки курганбв Керченского и Таманского полуостровов, в которых обнаружено большое количество драгоценных высокохудожественных украшений, дорогой посуды, оружия и других предметов. В Куль-обском кургане внутри обширного склепа, перекрытого ступенчатым сводом, было обнаружено в кипарисовом катафалке погребение знатрого скифа-воина, его жены или наложницы и раба-слуги, причем жена и слуга были, очевидно, насильствено умерщвлены при похоронах их властителя. Погребение это датируется IV в. дон. э. Вместе с знатным скифом лежали железный меч в золотых ножнах и с рукояткой, покрытой золотом, на которой изображены животные, оплетенная золотой лентой рукоятка нагайки, налучье - горит, точильный камень в золотой оправе и золотая чаша. Головной убор покойника состоял из золотой диадемы и скифского остроконечного войлочного башлыка, украшенного золотыми бляшками. На головном же уборе находились четыре золотые фигурки скифов, причем одна из них изображает двух скифов, пьющих вино из одного сосуда. На шее умершего была надета большая золотая гривна, концы которой украшены изображениями скифов-всадников. На руках были массивные золотые браслеты, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

С западной стороны саркофага лежал скелет женщины. Голова ее была украшена электровой диадемой с растительным орнаментом, двумя большими золотыми подвесками с изображением головы Афины и двумя золотыми серьгами тончайшей греческой ювелирной работы. На шее находилась массивная золотая гривна с концами в виде лежащих львов и золотое ожерелье. Около женского скелета найдены два золотых браслета с изображением грифов, нападающих на оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена золотом и украшена изображениями скифского звериного стиля.

Между голенями скелета стоял знаменитый электровый круглый сосуд с изображением скифов. Истлевшая одежда покойников, а также погребальные покрывала были украшены множеством золотых и электровых бляшек.

У южной стены склепа лежал скелет слуги. Около его головы найдены железные ножи с костяными ручками. В юго-западном углу склепа в особом углублении были обнаружены кости лошади, греческий бронзовый шлем и бронзовые кнемиды (наголенники). Вдоль северной стены стояли бронзовые сосуды, в том числе скифский бронзовый котел с бараньими костями. Другой бронзовый котел с бараньими костями стоял в северо­западном углу склепа. Вдоль западной стены были расставлены глиняные остродонные амфоры для вина, около них в серебряном позолоченном, тазе и на серебряном блюде лежало несколько массивных серебряных сосудов отличной чеканной работы. Здесь же лежали два длинных железных наконечника копий. По всему склепу было разбросано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий. Были найдены также костяные пластинки с рисунками, изумительно тонко исполненными посредством гравировки - повидимому, облицовка ложа или саркофага. Под каменным полом склепа был тайник, в котором найдена золотая бляха от пан-цыря в виде оленя.

Во второй половине III в. до н. э. началось экономическое ослабле­ние Боспора, сказавшееся с еще большей силой во II в. до н. э. Это связано с тем, что с середины III в. до н. э. на греческих рынках боспорский хлеб стал вытесняться дешевым хлебом из Египта. Внешняя торговля Боспора сузилась, а неспокойная обстановка, создавшаяся в Северном Причерноморье, в связи с продвижением сарматских племен на запад, мешала развитию торговли с окружающими Боспор племенами. Между тем ослабление экономических связей с Средиземноморьем толкало боспорскую рабовладельческую аристократию к усилению торговых связей с городами южного побережья Черного моря и местными племенами.

Поскольку финансовая мощь государства была поколеблена, оно не было в состоянии содержать наемное войско в прежних размерах. И если раньше Боспорское царство шло по пути расширения своих границ, то теперь оно уже не имело достаточно сил, чтобы защищать свою территорию от скифов, укрепивших свое государство в Крыму. Стремясь избежать перехода под власть скифских царей, боспорская правящая верхушка пошла на сговор с Митридатом Понтийским, в результате которого правитель Перисад, последний из династии Спартокидов, отказался от власти в пользу Митридата Евпатора.

Передача Перисадом власти Митридату вызвала в Боспорском царстве большое волнение. Греческая знать городов Боспора и эллинизированные скифские, меотские и синдские верхи, составлявшие привилегированный класс боспорского населения, рассматривали замену правителя, как средство сохранить свое классовое господство внутри государства. Иначе восприняло отречение Перисада многочисленное рядовое население Боспора, значительную часть которого в восточном Крыму составляли скифы. Подневольное, придавленное, лишенное всяких политических прав население деревень, а также многочисленные рабы в городах, несомненно, возлагали большие надежды на победу скифов, осуществлявших нажим из центральной части Крыма. Эти надежды на улучшение положения теперь, после передачи власти Митридату, не могли осуществиться. Поэтому скифские низы ответили на перемену власти на Боспоре революционным актом, корни которого нужно искать в глубоких противоречиях, существовавших уже давно между классом господствующим и классом порабощенным, между рабовладельческой знатью и рабами. Знамя восстания поднял Савмак, скиф по происхождению, раб («вскормленник») Перисада. Восстание началось в Пантикапее и быстро распространилось среди зависимого населения всего Керченского полуострова до Феодосии включительно. Повстанцы убили Перисада и провозгласили Савмака царем, что подтверждают сохранившиеся боспорские монеты с его именем и титулом царя. Восстание произошло во время вторичного пребывания в Пантикапее Диофанта, понтийского полководца, который незадолго перед этим совместно с херсонесцами вел войну против скифов в восточном и центральном Крыму. Против Диофанта был составлен заговор, однако ему удалось бежать на присланном из Херсонеса корабле.

Насколько были значительны размеры восстания, показывает длительность и серьезность подготовки той карательной экспедиции, которая была отправлена на Боспор Митридатом. Это была третья экспедиция Диофанта на Таврический полуостров; она началась приблизительно полгода спустя после начала восстания, причем сухопутную армию сопровождал военный флот. Опорной базой для развертывания военных действий был избран Херсонес. В результате длительной кампании, продолжавшейся не менее полугода, Диофанту удалось овладеть Феодосией и Пантика-пеем, где укрепились повстанцы. После этого восстание было подавлено. Наиболее активную часть его участников истребили, оставшихся.

Повидимому, в результате военных событий Пантикапей был сильно разрушен. Об этом говорят большие строительные работы, последовавшие в I в. до н. э., что выяснено раскопками.

После поражения восстания Савмака, города Боспора и Херсонес вошли в состав Понтийского царства Митридата, стремившегося создать могущественное государство в области Причерноморья, способное противостоять римской агрессии на Востоке. Митридат вел длительную и напряженную борьбу с Римом, и в этой борьбе Таврический полуостров, по его планам, Должен был играть немаловажную роль, поставляя Понтийскому царству солдат для армии и снабжая последнюю продовольствием. Чем дальше тянулась борьба Митридата с Римом, тем все более и более тяжелыми становились повинности, наложенные им на Северное Причерноморье. Жители Таврического полуострова вместе с Синдикой, расположенной на азиатской стороне Боспора, должны были платить Митридату ежегодную дань в размере 180000 медимнов хлеба (около 107 000 гектолитров) и 200 талантов серебра (около 290 000 руб.). Помимо регулярной дани, на жителей Боспора от времени до времени налагались большие поборы деньгами и натурой. В городах Причерноморья находились наместники Митридата. В войске Митридата имелись скифские, сарматские и меотские отряды.

После первой войны с Римом, когда могущество Митридата пошатну­лось, жители Боспора подняли восстание и объявили себя независимыми от Митридата. Усмирив это восстание после второй войны с Римом, Митридат в 79 г. до н. э. передал управление Боспором своему сыну Махару. Когда же Митридат во время третьей войны с Римом стал терпеть поражения от римского полководца Лукулла, Махар перешел на сторону последнего. Позднее, когда Митридат, окончательно разбитый римскими войсками в Малой Азии, отступил через Кавказ в Боспор, Махар, опасавшийся расправы за измену отцу, бежал из Пантикапея в Херсонес, где пли покончил жизнь самоубийством, или же был убит по приказу Митридата в 65 г. до н. э.

Из Пантикапея Митридат пробовал повести с Римом переговоры о мире. Однако они ни к чему не привели, так как Помпей (преемник Лукулла в войне с Митридатом) потребовал полной капитуляции вплоть до личной сдачи Митридата. Тогда Митридат решил предпринять последнюю отчаянную попытку. Его план заключался в том, чтобы нанести удар Риму с севера через Фракию, Паынонию и Македонию. При этом Митридат рассчитывал на поддержку скифо-сарматских племен, правящие слои которых уже понимали опасность римской экспансии. Источники указывают, что скифы, тавры, сарматы и все племена, жившие вокруг Меотийского озера, были союзниками Митридата, который, стремясь еще более упрочить с ними союз, отдал своих дочерей в жены вождям наиболее сильных племен.

Подготовка нового грандиозного похода на Рим потребовала массу оружия, военных машин, судов, провианта и т. д. Для осуществления всех этих мероприятий жители Боспора, «не исключая самых бедных», как замечает Аппиан, облагались податями и натуральными повинностями, причем на этой почве пышно расцветал грубый произвол, злоупотребле­ния и хищения чиновников, что вызывало озлобление населения. К каким мерам прибегал Митридат при создании своей армии, показывает тот факт, что доступ в армию был открыт не только для свободных, но и для рабов. Боспорские купцы к тому же жестоко страдали от морской блокады, которую неумолимо проводил римский флот с тех пор, как в Пантикапее обосновался Митридат. Все это привело в конце концов к тому, что Фанагория подняла восстание. Последнее, как долгожданный сигнал, было подхвачено Нимфеем, Феодосией и Херсонесом. Воспользовавшись этим, римские агенты через посредство перешедшего на сторону римлян сына Митридата-Фарнака вызвали восстание в армии Митридата, и это окончательно решило его судьбу. Не желая попасть в руки римлян, некогда грозный царь покончил с собой (63 г. до н. э.). Так неудачно закончилась попытка Митридата создать коалицию племен и народов Малой Азии и Черноморья для борьбы против римской экспансии.

История Боспора VI-I вв. до н. э. делится на несколько этапов. VI и на­чало V в. до н. э. характеризуются основанием и укреплением самостоятельных городов-колоний, V в. до н. э.- объединением этих городов, созданием Боспорского государства и укреплением его экономической базы. С конца V и особенно в IV в. до н. э. происходит резкое расширение границ государства включением в него территорий местных племен и народностей на Керченском и Таманском полуостровах, в нижнем течении Кубани и восточном Приазовье. IV и первая половина III в. до н. э. характерны высоким развитием экономики Боспора (торговли, ремесленного производства, градостроительства, сельского хозяйства и т. д.), повышением его международного положения и военной мощи. Период с середины III до первой половины I в. до н. э. отмечается экономическим и политическим ослаблением, приведшим к подчинению Боспора Митри­дату Евпатору. Боспорское государство было одним из ранних рабовла­дельческих государств на территории СССР.

Постепенно усиливавшийся классовый антагонизм между рабовладельческой аристократией и массами порабощенного населения вылился в конце II в. в большое восстание под руководством Савмака, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие Боспора.

Наиболее яркой чертой Боспорского государства является включение в него местных народов. Поэтому Боспор был не чисто греческим, а греко-местным государством. Среди всех античных государств Северного Причерноморья влияние культуры местных племен и народностей сильнее всего сказалось в Боспорском государстве.

Ситуация на Северном Кавказе к началу железного века и греческая колонизация

К моменту наступления железного века (начало 1-го тысячелетия до н.э.) на территории , по мнению ученых, складывалась следующая этническая ситуация. Коренные жители, горцы , представленные занимали предгорные и горные районы.

На равнинах Предкавказья, начиная с 8 века до н.э. последовательно господствовали ираноязычные воинизированные орды степняков-кочевников (скифы, киммерийцы, савроматы, сираки, сарматы ). Это были союзы родственных по происхождению племен с признаками военной демократии и зачатками примитивно государственности.

Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. определенное влияние на некоторые местные народы начинает оказывать более развитая культура, Древнегреческая Цивилизация . В 6 веке до н.э. с Малоазийского побережья Эгейского моря, особенно из города Милет , волны греческих переселенцев оседают в Крыму и на черноморском побережье Северного Кавказа.

Открыть в полном размере

Причины, побудившие греков отправиться в далекие края, заключались в демографическом факторе, невозможности прокормиться на старых местах жительства, и, конечно же, торговые интересы.

Освоение греками бассейнов Черного и Каспийского морей явилось, таким образом, составной частью Великой Греческой колонизациии (8-6 века до н.э.). На протяжении 11 века до н.э. греки осваивают восточную часть Крымского полуострова и весь Таманский полуостров . На последнем возникают города Фанагория (современный поселок Сенной), Гермонасса (современная станица Тамань), Горгиппия (Анапа), Кепы , Синдик и другие.

Сам Таманский полуостров заселяется настолько плотно, что расстояние между городами и поселками не превышает 10 километров. Уже к 6 веку до нашей эры на Тамани насчитывается более 60 поселений греков. Колонии основывались как независимые полисы, то есть города-государства с демократической формой правления, предполагавшей, что народные собрания граждан избирают должностных лиц, архонтов .

На побережье Азовского и Черного морей грекам пришлось столкнуться с местными племенами, которые они стали именовать синдами и меотами . У греческих авторов 6 и 5 веков до н.э. сведения о аборигенах Северо-Западного Кавказа встречаются часто, но при этом описывались в основном прибрежные племена, которых уже стали подразделять на отдельные образования: дандарии, тореты, псессы, керкеты и так далее. Современные археологи уточнили территории обитания этих народов и, если на западе она упиралась в Азовское и Черное моря, то на востоке доходит до ставропольской возвышенности.


Открыть в полном размере

Благодаря сообщениям античных авторов и сохранившимся надписям, часть синдов и меотов относят к Западного Кавказа. Об этом говорят данные топонимики , изучение географических названий, (Псоа, Псехано, Псат) и ономастики , учение об именах собственных, (Баго, Блепс, Дзадзу). Эти данные прямо свидетельствовали о связях тех древних племен с адыгами, абазинами и абхазами. Друга часть племен, населявшая регион, была близка к ирано-язычным кочевникам.

Археологические раскопки показывая, что синдо-меотская культура сохранялась продолжительное время, 6-3 века до н.э., и историческая судьба синдов и меотов оказалась тесно переплетена с дальнейшей историей греческих колоний.

Создание Боспорского Царства

Приблизительно около 480 года до н.э. между всеми полисами восточного Крыма, Азовского и Черноморского побережья заключается равноправный договор, что было продиктовано необходимостью совместного отпора местным варварским племенам и кочевникам, а также экономическими интересами. Таким образом возникает Боспорское Царство с центром в городе Пантикапей (современная Керчь). Власть оказывается сначала в руках династии Археанактидов , а затем династии Спартокидов .


Открыть в полном размере

Наибольшего расцвета Боспорское Царство достигает к 4 веку до н.э.. На Северо-Западном Кавказе оно охватывает современный Таманский полуостров, территории близ Анапы и Новороссийска, Азовское побережье современного Краснодарского края.

По своему характеру Боспорское Царство представляло собой типичное рабовладельческое общество , где привилегии были на стороне греческих колонистов, а в рабов превращались местные жители, попадавшие в плен.

Наибольшие прибыли правители извлекали из хлебной торговли . Только в Афины в 4 веке до н.э. поставлялось ежегодно около одного миллиона пудов зерна. Важнейшими статьями вывоза были рыба, кожи, рабы, мед .

Греческое влияние на население Северо-Западного Кавказа

Местные синдские и меотские племена, так или иначе, вовлекались в различные взаимоотношения с городами Боспорского Царства. Часть аборигенов переселялась в эти города, другие поступали наемниками на военную службу. Сами синдские и меотские вожди испытывали все большую и большую заинтересованность в различных Боспорских товарах, которые при археологических раскопках обнаруживаются не только в Прикубанье, но и в отдаленных районах Кавказа.

Наиболее втянутыми в эти отношения оказались синды, они с течением времени заимствут греческий язык, письменность, имена, обычаи, а часть синдской знати входит в число Боспорской аристократии. Имели место процессы эллинизации , также были обратные процессы , ибо с течением времени само население греческих Черноморских колоний менялось по своему составу. В результате ассимиляционных процессов оно смешивалось не только с синдами и меотами, но и с сарматскими племенами. Таким образом эллинизация перетекала в варваризацию. С течением времени меняется не только состав населения Боспорского Царства, но и его формы правления.

К второму веку до н.э. Боспорское Царство теряет независимость и попадает под власть Понтийского Царства , чьи владения располагались на южном побережье Черного моря (царь – Митридат 6 Евпатор ). Позднее в середине 1 века до н.э. Понтийское Царство завоевывается Римом и Боспорское Царство, соответственно, оказывается под Римским господством.

В 3 веке нашей эры вместе с развитием кризиса , ее отдаленные провинции также приходят в упадок, а сам Рим теряет контроль над ними. Именно с этого времени города Боспора регулярно беспокоят набеги готов , а в конце 4 века н.э. кочевые орды пришедших из Центральной Азии гуннов навсегда прекращают существование Боспорского государства.

Очевидно, что господство греков и римлян оказало воздействие на аборигенов Северного Кавказа, но при этом максимально охватывает лишь прибрежные районы, в то время как отдаленные и горные местности лишь в минимальной степени испытывали это воздействие.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров

Около 480 г. до н. э. города-полисы, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей (современная ), единственный крупный город на западном побережье пролива. Остальные более или менее крупные поселения греческих колонистов находились на восточном («азиатском») берегу Боспора Киммерийского.
Первоначально греческие города-полисы, заключившие между собой союз, сохраняли самостоятельность во внутренних делах. Затем во главе союза стала династия Археанактидов. Предполагают, что это были представители знатного греческого рода из Милета. С течением времени их власть приобрела наследственный характер.
С 438 г. до н. э. власть в Боспорском царстве перешла к династии Спартокидов. Ее родоначальник Спарток I был выходцем из «варварской» племенной знати, связанной с греческими купцами и рабовладельцами.

Основу хозяйства Боспора составляло развитое земледелие. На плодородных прикубанских приазовских черноземных землях трудолюбивые греческие переселенцы получали большие урожаи хлеба и продавали его в самой Греции. Успешно возделывали они огороды и сады.

Греческие колонисты наладили торговлю с окрестными синдо-меотскими племенами. Оживленная торговля велась и с городами Греции. Особенно много вывозилось из Боспора хлеба, по свидетельству древнегреческого оратора Демосфена (около 384-322 гг. до н. э.), - около 16 тысяч тонн в год. Это составляло половину завозимого Грецией зерна.

В свою новую жизнь на Боспоре греки переносили все, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники. И все, что окружало их - архитектура, устройство жилища, мебель, предметы быта, украшения, - «было родом» из Греции.

Главным божеством, почитаемым в боспорских городах, был Аполлон - покровитель колонистов. Поклонялись и другим олимпийским богам: Зевсу, Гермесу, Дионису, Афине, Артемиде. Особенно популярным был культ самого любимого героя греков - Геракла. К нему за защитой обращались участники сражений.

В I - IV вв. н. э. в культуре Боспора нашли отражение тесные связи не только с Грецией, но и с Римом. В городской архитектуре появились новые типы сооружений: ипподромы и термы (бани). Об этом свидетельствуют раскопки Пантикапея. В строительстве общественных сооружений широко применялись известковый раствор и обожженный кирпич.

О развитии живописи в боспорских городах можно судить только по археологическим находкам. Среди них обнаруженные при раскопках склепов росписи акварельными красками по камню и фрески. Художники изображали сцены из мифов и реальной жизни, воинов, растительные и геометрические орнаменты.

Спартокиды вели активную внешнюю политику. Они стремились к расширению территории своего государства. Один из представителей этой династии Левкон I (389-349 гг. до н. э.) вел завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского. Он присоединил к своему государству Синдику - область расселения синдских племен.

Затем Левкон покорил коренные меотские племена Прикубанья и Восточного Приазовья. В его правление в состав Боспорского царства были включены территории, расположенные по нижнему течению Кубани и ее нижним притокам, по восточному берегу Азовского моря вплоть до устья Дона и в Восточном Крыму. На востоке граница Боспорского царства проходила по линии расположения современных населенных пунктов Старонижестеблиевская, Крымск, Раевская.
Обнаружены посвятительные надписи боспорских правителей. В одной из них Левкон I именуется «архонтом Боспора и Феодосии, царем синдов, торетов, дандариев и псессов». Его преемник Перисад I (349-309 гг. до н. э.), уже называвшийся «царем» всех меотов, включил в состав Боспора и земли фатеев.

Однако присоединение прикубанских и приазовских племен к Боспорскому царству не было прочным. Они имели определенную самостоятельность и самоуправление, время от времени «отпадали» от центральной власти. В период ослабления Боспорского царства эти племена даже потребовали от его правителей выплаты дани.
Подробное описание борьбы за власть между представителями боспорской знати оставил греческий историк Диодор Сицилийский.

Ослабление Боспорского царства

Династия Спартокидов правила до 106 г. до н. э. Позже Боспор вошел в состав Понтийского царства, созданного Митридатом VI Евпатором. После VI боспорское государство попадает под власть Рима. В 14 г. н. э. царем Боспора стал Аспург, основавший династию, правившую около четырехсот лет.
В начале III в. н. э. в Северном Причерноморье появился сильный союз племен во главе с готами. Он успешно воевал с Римом на берегах Дуная, а затем устремился на восток. В середине III в. н. э. готы обрушились на ослабленное боспорское государство, полностью уничтожив город Танаис. Боспорские правители, не имея сил и средств для отражения агрессии со стороны воинственных племен, видимо, пошли на переговоры с ними, разрешив свободный проезд через пролив. Более того, они предоставили в распоряжение готов свой флот, который те использовали в пиратских целях в Причерноморье и Средиземноморье.
Господство готов на море прервало торговые связи Боспорского царства с внешним миром. Это ухудшило и без того тяжелое экономическое положение. Под ударами северных пришельцев погибли многие мелкие боспорские поселения, а крупные города пришли в упадок.
Мощный удар по Боспору нанесли гунны. Их массовое продвижение на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок Великому переселению народов.

В последней четверти IV в. гунны вторглись на территорию Боспорского царства и подвергли ее опустошению. Значительная часть населения боспорских городов и других поселений была угнана в рабство, жилища разрушены и сожжены.

Боспорское царство Меотиды

Города в Восточном Крыму образовались еще в VII в. до н. э. (в период пика могущества скифской цивилизации). Около 480 г. до н. э. здесь возникло самостоятельное Боспорское царство, столицей которого стал Пантикапей (совр. Керчь). Само название «Пантикапей» опять-таки не греческое, а местное: сравнивая с индоиранскими языками, его можно перевести как «путь рыбы». (Это сомнительная этимология. Пантикапей - «панти-кап», где «панти» = «пять» (внутри характерное «носовое «н», см. санскритскую и ту же новгородскую фонетику), а «кап» = «капище». Пантикапей - город «пяти капищ», «пяти святилищ». - Примеч. Ю. Д. Петухова ). Пантикапею подчинились Нимфей, Мирмекий, Киммерик, Тиритака и Феодосия на крымской стороне, Фанагория, Гермонасса (совр. Тамань) и Синдская гавань (Горгиппия, совр. Анапа) на таманской. В конце концов Боспор включил в свои владения почти все Приазовье, вплоть до устья Дона, и значительную часть Кубани.

Боспорским царством в 480–438 гг. до н. э. правила династия Археонактидов, о которой практически ничего не известно. В 438 г. до н. э. царем стал Спартак, основавший династию, правившую три с половиной века. На том, что вторая боспорская династия была не греческой, а местной, сходятся все исследователи; более того, они вынуждены признать, что боевую силу боспорской армии составляла скифская конница 144 . Но почему-то не решаются прямо сказать: КОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА ПРАВЯЩАЯ ДИНАСТИЯ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ, ТОМУ ПРИНАДЛЕЖАЛА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. БОСПОР НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛ МЕОТО-САРМАТСКИМ ЦАРСТВОМ!

Не желая признавать очевидный факт, некогда запустили «утку», что якобы династия Спартакидов была не местной, а… фракийской - будто из Фракии до Приазовья было рукой подать. На каком основании? Да только на том, что имена некоторых боспорских царей совпадали с именами фракийцев. Между тем известно, что многие народы индоевропейского происхождения имели одинаковые имена - наследие прежнего единства… (и во Фракии, и в Таврии, и в «германиях» с франциями - вспомним Меровингов - и в Скифии правили династии русов, вышедших из одного гнезда, из одного суперэтноса - поэтому и имена они носили схожие, имена русов. Нам давно уже пора перестать удивляться этому факту. - Примеч. Ю. Д. Петухова ).

Ввиду местного, приазовского, меото-сарматского происхождения династии Спартакидов нет никаких оснований называть Боспорское государство греческим. Само существование на Боспоре сильной, стабильной царской власти, принципиально отличной от античных «парламентских демократий», перемежающихся с непрочными «тираниями», показывает, что Боспор находился в русле иных, чем греческие, традиций. Это было именно полноценное царство, наследственная монархия, а вовсе не тирания.

Памятники восточного Приаралья VII в. до н. э. - V в. н. э.

Боспорское царство находилось под властью местной, национальной династии на протяжении практически всей своей 1000-летней истории. Падение Спартакидов (107 г. до н. э.) произошло в результате агрессии с южного берега Черного моря: Крым был ненадолго захвачен Понтийским царством, располагавшимся на территории современной Турции. Но, после разгрома Митридата Понтийского римлянами, Боспор восстановил независимость и смог ее утвердить, отразив натиск Римской империи. В 47 г. до н. э. представитель местного населения Аспург сверг наследника Митридата с престола и женился на его дочери Динамии; так была основана новая династия Рескупоридов, правившая четыре столетия.

Имя «Аспург» указывает на происхождение нового царя из приазовских меотов-аспургиан. Название этого народа можно расшифровать как «асы» (ясы), живущие в крепостях (пургос - по-гречески башня). Как известно, «асы» - одно из древнейших наименований ариев (оно сохранилось в скандинавских и индийских преданиях об Асгарде - городе асов). В 1 тыс. н. э. и в Средние века имя «асы» носили донские и азовское сарматы. Об этническом облике новой боспорской династии говорит и то, что несколько ее представителей носили имя Савромат. Сарматские всадники составляли основную военную силу Боспора на протяжении всей его истории.

Рескупоридам пришлось столкнуться с Римской империей, объединившей все цивилизации Средиземноморья в один политический организм. Максимального влияния на берегах Понта Рим достиг в правление императоров Траяна и Адриана. Римские гарнизоны стояли в ту пору в Херсонесе и низовьях Днепра. Но напрасно составители исторических карт включают прибрежное Причерноморье в состав Римской империи. Этого не было никогда. Боспорские цари сохраняли формальный титул и реальную политическую власть 145 .

На это указывает все: и сохранение стабильной преемственности местной национальной династии Рескупоридов на протяжении столетий, и длительная чеканка собственной монеты, продолжавшаяся до середины IV в. н. э. (ничего подобного в зависимых от Рима царствах не было). Хотя боспорские цари I–II вв. н. э. именовались римлянолюбивыми, это не означало политической зависимости (властители Парфянской империи тоже считались эллинолюбивыми). Зависимый от Рима правитель не смог бы принять титул царь царей, как сделал это Савромат Первый еще в конце I в. н. э.

Боспор не только не входил в римские владения, но был объектом постоянной агрессии со стороны Рима, пытавшегося всячески вмешаться в его внутренние дела. Крайними владениями римлян во II в. н. э. на востоке Черного моря были Херсонес и Диоскуриада (совр. Сухуми). Флавий Арриан, посетивший Диоскуриаду в 134 г., составил краткое описание пути на Боспор для императора Адриана («Перипл Понта Эвксинского»). По сути дела, «перипл» представлял собой разведданные, описание путей, пригодных для военных экспедиций 146 . О подвластных землях, «провинциях» империи, в подобном тоне не пишут. Боспорское царство так и не подчинилось Римской империи - оно продолжало выполнять роль «заслона», перекрывающего римлянам путь во Внутреннюю Евразию.

История Боспора была долгой, а политическая власть удивительно преемственной (за 800 лет там сменилось только две династии). В 370-е гг. н. э. боспорские города подверглись разгрому гуннами… На примере азово-черноморских городов Боспорского царства особенно ясно видна удивительная, многотысячелетняя преемственность культуры Южной России. Возникшие еще в эпоху бронзы, наиболее значительные из них существуют и по сей день.

После кратковременного упадка «великого переселения народов» Боспорское царство было восстановлено как Тмутараканское княжество в рамках государственности варяжской Руси ; новый подъем испытали и его города. Так, древний Пантикапей, заселенный уже в бронзовом веке, достигший вершины могущества в V в. до н. э. - IV в. н. э. как столица Боспора, после кратковременного упадка возродился в составе Хазарии (VII–VIII вв.), стал известен с конца VIII в. под именем Корчев и вошел в состав русского Тмутараканского княжества (X–XII вв.).

Столицей этого княжества стал другой древний город Боспора, Гермонасса, получивший имя Тмутаракань. Другой важнейший город Боспора Киммерийского, Феодосия, был заселен еще в неолите (!), в бронзовом и железном веках. В V–VI вв., оправившаяся после гуннского погрома Феодосия представляла собой поселение аланов 147 ; с конца VI в. перешла к Хазарии, с X в. известна под именем Кафы, в XI в. вошла в состав Тмутараканского княжества.

Город Судак, заселенный еще в эпоху бронзы и в раннем железном веке, существовал и в античный период, с IV в. до н. э. (об этом предпочитают не упоминать: ведь ни один греческий полис не «взял на себя ответственность» за его основание!). Согласно источникам, в 212 г. н. э. алано-сарматы построили здесь крепость под названием Сугдея… В русских летописях город известен под именем Сурож, скорее всего это его изначальное имя: от древнего арийского солнечного бога Сурьи. Еще один Солнечный город. По имени этого города и Азовское море называлось Сурожским…

Настоящий упадок азово-черноморские города испытали в XIII–XVII вв. После татаро-монгольского нашествия Крым действительно был «колонизирован» предприимчивыми средиземноморцами. С согласия татар, Феодосия с 1270-х гг., а Керчь с 1318 г. перешли под власть генуэзцев, превративших их в крупнейшие центры работорговли. Прибыль с «живого товара», славянских рабов (которых называли: esclavo, slaves), шла немалая, Европа в «симбиозе» с татарами занималась «первоначальным накоплением капитала»…

Так продолжалось, пока не был раздавлен последний змееныш из логова Змея Горыныча, крымско-татарское ханство (конец XVIII в.) и солнечные города Крыма и Приазовья не были возвращены России.

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206 Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

12. ПОНТИЙСКОЕ И БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВА Во II в. до н. э. на роль мирового лидера стал выдвигаться новый претендент - Рим. Его железные легионы маршировали по Северной Африке, Македонии, ему покорились Греция и часть Малой Азии. Но повелевать народами хотелось не только

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги Начало Руси: Тайны рождения русского народа автора

Этноним «Русь» от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности упоминаниями Руси в письменных источниках. Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Часть вторая. Этноним "Русь" от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности, упоминаниями Руси в письменных источниках. Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Боспорское царство в III–I вв. до н. э Сходные черты с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом - обнаруживает Боспорское государство, в состав которого входили как эллинские полисы, так и территории, населенные местными

Из книги Древнерусская цивилизация автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Глава V Этноним «Русь» от Балтики до Меотиды Обилие концепций начала Руси в значительной мере порождается источниковым материалом, в частности упоминаниями Руси в письменных источниках.Противоречивый характер они носят и в древнерусской, и в византийской, и в

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.