В условиях рыночных отношений темп трудовых процессов значительно превышает тот, который господствует при централизованном управлении. Рыночная экономика предполагает конкуренцию, что подстегивает интенсивность труда на всех фазах производства. В условиях рынка люди должны трудиться с постоянно возрастающей энергией. И если не принимать особых мер
по снижению психической напряженности работников, то неизбежны неблагоприятные последствия.
Во всех развитых в экономическом отношении странах практикуются специальные мероприятия по релаксации (расслаблению). Интересен в этом отношении опыт японских крупных компаний.
Широкое распространение в Японии получил метод релаксации, впервые введенный в обиход компанией «Мацусита денки». Процедура осуществляется в специальном кабинете. Он состоит из двух комнат, разделенных коридором. На стендах в коридоре отражена история компании и представлены различные эпизоды из ее жизни. В первой комнате, разделенной ширмами, висят обычные и сферические зеркала, стоят манекены управляющих и мастеров, с потолка свешиваются набитые опилками кожаные мечи. На стене висит лозунг: «К вашим услугам. Поработайте от души!» У стены стоит корзина с бамбуковыми палками. Плакат призывает посетителей взять палку и поколотить манекен своего босса. Можно стукнуть его и кулаком. Говорят, что от этого работники получают не меньше удовольствия. Сами японцы утверждают, что «поработав» в кабинете, они становятся спокойнее, их реакции приобретают достаточную четкость. В этом им помогает консультант-психолог, который работает в смежной комнате. Основная задача консультанта - проведение утешительных бесед с рабочими.
Имеется опыт функционирования кабинетов релаксации и на наших предприятиях. У нас они называются комнатами психологической разгрузки (КПР). Процедуры, конечно, отличаются от японских.
КПР представляет собой специально оборудованное изолированное помещение, предназначенное для проведения сеансов комплексного психофизиологического воздействие на психическое состояние человека. Цель сеансов - эмоциональная разгрузка работников, снижение у них уровня утомления, гашение тревог и переживаний. Основу методики здесь составляют упражнения по созданию хорошего настроения. Содержательная сторона упражнений - это визуальное, звуковое и вербальное воздействие на психику людей.
Визуальный ряд воздействия образуют сменяющиеся слайды, диапозитивы или кинофрагменты и цветной динамический фон. Звуковой ряд - музыкальные пьесы и природные шумы (голоса птиц, шум прибоя, шелест листьев и т. д.). Вербальный ряд представлен текстами эстетической и внушающей направ
ленности. Представление всех трех видов строго синхронизируется: шумовое оформление соответствует адекватному изображению и вербальному наполнению; природные звуки гармонируют с изображением. Для усиления эффекта используются различные ароматы (запахи хвои, цветов, лекарственных трав), воздух насыщается фитонцидами. К сеансу нередко приурочивается раздача тонизирующих напитков и кислородных коктейлей. Один сеанс, как правило, длится 10-15 минут. Пребывание работников в КПР длится до получаса.
Процедуры сеансов. Нет каких-то строгих шаблонов. Процедуры варьируют в зависимости от особенностей региона, характера трудовой деятельности, а также профессиональной подготовленности консультантов. В частности, медицинские работники делают упор на психофизиологию человека, психологи - на структурные компоненты личности. Вместе с тем можно рекомендовать стандартную процедурную схему, состоящую из трех периодов (Лопухина Е.В. - 1986).
Первый период - «успокоение». Продолжительность 3-4 минуты. Работники принимают удобное положение в креслах. Медленно нарастают природные шумы (шум прибоя, шелест листьев, пение птиц и т. д.). Ослабляется яркий свет. Слышится спокойная музыка с мягким музыкально-ритмическим рисунком средней громкости. Включается подсветка успокаивающего голубого света.
Второй период - «релаксация». Длительность 4-7 минут. Включается подсветка зеленого цвета. Звучит мелодичная негромкая с радостно-успокаивающими нотками музыка. Проецируются слайды с видами природы (горные вершины, водные просторы, зимние луга и т. д. - в зависимости от наклонностей и национальных особенностей работников). Прослушивается голос психолога, проговаривающего формулы расслабления.
Третий период - «мобилизация». Продолжительность 3-4 минуты. Цветовая подсветка от зеленого постепенно переходит к розовому, а затем к оранжевому цвету. Нарастает громкость музыкального фона. Средний темп сменяется мажорным ритмичным. Слышатся танцевальные и маршевые ритмы, песенные фрагменты. Работники переходят из положения «полулежа» в положение «сидя». Все делают короткие выдох и длинный вдох, нарастает интенсивность освещения. Проецируются слайды с изображением пейзажей, восхода солнца. Крупным планом высвечиваются цветы, ягодные кусты, фрукты, виды птиц, животных, пейзажи городских парков и архитектурных ансамблей, массовых гуляний,
смеющиеся лица людей. Включаются все светильники. Слышится команда: «Встать!» Все встают и делают разминку.
Все три периода психологической разгрузки могут по желанию педагога (инструктора) заполняться формулами аутотренинга и медитации. Тогда период пребывания в КПР увеличивается.
ОФОРМЛЕНИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

Помещение КПР состоит из трех смежных комнат. Оно располагается внутри производственных цехов, вблизи рабочих мест. Комнаты изолированы от источников шума, вибрации, излучений, пыли. Необходимы хорошая вентиляция и исправное отопление. Полезная площадь процедурного зала - не менее 30-40 м2 при высоте 2,8-3 м. Количество посадочных кресел 12-20. Эстетическое оформление: уют и нормальный комфорт. На стенах - панно с изображением природных пейзажей, выдержанных в основной гамме цветов. Освещение спокойное, естественное. Возможно использование декоративных напольных светильников. Регулировка освещения выведена на пульт оператора. На окнах - шторы из плотной непроницаемой ткани под тона стен. Допускаются настенные слайды, аквариумы, декоративно-художественные композиции из растений. Полы покрыты коврами темно-зеленых тонов. Кресла с регулируемыми спинками (к каждому подвешены стереонаушники). На одной из стен - экран для проекции слайдов, мультфильмов, кинофрагментов. Прихожая (комната ожидания) -
площадь 16-18 м2. Оборудована встроенными шкафами для хранения одежды и обуви. Журнальный столик, газеты, журналы, оборудование для раздачи кислородных коктейлей. Операторская - 12-16 м2 Располагается рядом с залом, имеет смотровое окно для визуального контроля. В комнате располагается пульт оператора, стол, 2-3 стула. С пульта регулируется: а) трансляция рабочих программ по аутогенному расслаблению; б) передвижение видеокадров; в)синхронизация звука, цвета, речи; г) микрофонная связь с каждым креслом;
д) температура воздуха и влажности. Санитарно-гигиенические условия КПР: а) температура 2023°; б) относительная влажность в пределах норм; в) предельно допустимые уровни шума - не свыше 50 дб. Освещение - рассеянный свет. Цвет потолка и стен меняется с помощью электроподсветки от успокаивающего зелено-голубого до возбуждающего желто-оранжевого. Акустическая система со стереофоническим эффектом. Оборудование: видеомагнитофон, телевизоры, стереомагнитофон, стереопроигрыватель, диапроекторы, кинопроекторы, осветительные установки с фильтрами, стереонаушники, набор цветных слайдов с видами природы, набор музыкальных записей, воздухоувлажнители, аэроионизаторы, кондиционер, бытовые кресла и с регулируемыми спинками, аквариумы, светорегуляторы, электронные часы.

Оформление КПР и характер оборудования могут варьироваться в зависимости от местных условий. Однако во всех случаях посетителям должен быть обеспечен разумный комфорт и необходимые удобства. Обстановка КПР и вся процедура ее функционирования должны вызывать у людей приятные ощущения. Как показывает практика, каждый работник, посещающий КПР, должен проделать вполне определенную подготовительную работу.
ЗАДАНИЯ КЛИЕНТАМ
Задание 1. Подбор музыки.
Прослушайте ряд музыкальных произведений. Определите, которые из них оказывают на Вас успокаивающее воздействие, которые бодрят. Начните с прослушивания, например, увертюры к опере «Хованщина» МП.Мусоргс- кого - «Рассвет над Москвой»; ноктюрна Шопена - «Утро»; музыкальных зарисовок П.И.Чайковского - «Времена года»; концертных произведений Чайковского и др.
При определении потребной мелодии пользуйтесь 10-ти балльной шкалой, где 10 баллов означает чрезвычайно приятное воздействие, а 1 балл - неприятное. Повторите прослушивание три раза, не спешите. В спешке можно легко ошибиться. Отбирайте произведения, которые получают от 6 и более баллов.
Задание 2. Процедура подбора.
Для прослушивания мелодии расположитесь поудобнее в кресле Закройте глаза, расслабьте мускулатуру. Сделайте полный выдох, заем вдох. Отдайтесь чарующей мелодии музыки. Не поддавайтесь искушению заснуть. При подборе музыки у вас может возникнуть желание взять какую-нибудь мелодию из репертуара. Знайте, что поп-музыка чаще всего оказывает на организм разрушающее воздействие.
Подумайте над содержанием двух сообщений из периодической печати:
СИМФОНИЯ ДЛЯ ЗМЕЙ
Как змеи реагируют на музыку? Какую музыку они «предпочитают»? Этим вопросом задавались многие герпентологи. Внес в эту проблему свою лепту и индийский дрессировщик змей Рахман Бхавапали Танчалан. Он содержит в своем «хозяйстве» двадщть взрослых кобр, в том числе особо опасных королевских кобр. Ставя свои опыты, дрессировщик использовал различную музыку: от народных индийских мелодий (в основном танцевальных) до современного джаза и рок-музыки. Чаще всего он работает со своей любимицей - королевской коброй Нагайной. Результаты его исследований показали, что тихая и мелодичная индийская музыка заставляет Найгай- ну медленно подниматься из корзины и плавно раскачиваться в такт музыке, находясь как бы в полусне. Громкая джазовая музыка беспокоит Нага- ину так, что она раздувает свой «капюшон». Оглушительные и резкие звуки «металлического» рока приводят змею в состояние сильнейшего возбуждения. Находясь в корзине, она становится на хвост и делает быстрые угрожающие движения.
НЕ ВЫНЕСЛИ ПОП-МУЗЫКИ
Налесной звероферме, расположенной недалеко от западногерманского городка Хагена, разводили норок, колонков, куниц, серебристо-черных лис. Звероферма процветала. Однако вскоре дела пошли хуже: животные потеряли былую энергичность, похудели, стали вялыми. Проведенные обследования не
дали объяснения происходящему. Разгадка была найдена при осмотре окрестностей зверофермы: оказалось, что недалеко от нее расположился молодежный центр отдыха. И там подолгу, особенно в субботу и воскресенье, гремела и грохотала поп-музыка, многократно усиленная электронной аппаратурой. Как сообщалось об этом в печати, такой нервный прессинг выводил обитателей звероферм из состояния «душевного комфорта».
ДОКАЗАНО, ЧТО ЧЕЛОВЕК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ В ЗВУКАХ «ТЯЖЕЛОГО МЕТАЛЛА», БЕЗВОЗВРАТНО ТЕРЯЕТ СВОЙ СЛУХ.
Задание 3. Подбор текста.
В комнате психологической разгрузки, помимо музыки, прослушивают тексты литературных произведений.
Подберите приятные Вам тексты и периодически слушайте их. Начните с прослушивания произведений А.И.Куприна - «Анафема»; Л.Н.Толстого - «Отец Сергий»; Алексея Толстого - «Русский характер»; А.Грина - «Алые паруса» и т.д. Слушайте стихи А.С.Пушкина, М.ЮЛермонтова, современных поэтов. Слушая подобранные тексты, постарайтесь ощутить на себе воздействие их формы и содержания.
Задание 4. Подбор слайдов, мультфильмов, кинофрагментов.
Подберите серию слайдов, мультфильмов, кинофрагментов. Посмотрите их. Сделайте вывод о влиянии этих средств на Ваши ум, чувства и волю. Заметьте, когда, при каких обстоятельствах Вам приятно смотреть тот или иной слайд, мультфильм, кинофрагмент.
САМОТРЕНИРОВКА
Медитация происходит сидя (в кресле, на стуле в позе «кучера на дрожках»). Расслабиться, установить дыхание, глаза оставить полузакрытыми. Сосредоточиться на дыхании, на выходе медленно произносить ключевое слов. Лучше, если это слово не будет иметь конкретного предметного значения. Некоторым подходит слово «раз» другим - «ом», третьим - «онг» ит. д. Хорошо работает слово, заканчивающееся сонорными звуками. Имеют место и разновидности аутогенной медитации, когда вместо ключевого слова используются воображаемые или реальные предметы:
а) после полного расслабления и установки дыхания мысленно до мельчайших деталей воспроизводится какой- либо полюбившийся пейзаж Так закрыв глаза, тренирующийся пробегает глазами по всем уголкам пейзажа;
б) мысленное воспроизведение какого-либо предмета (вазы, букета, отдельного цветка). Чтобы добиться аутогенного эффекта, сначала изучают предмет с открытыми глазами, а потом воспроизводят его во всех оттенках при закрытых глазах;
в) мысленное воспроизведение пламени свечи. Для этого в метре от себя устанавливают горящую свечу. Затем в течение 2-х минут тщательно изучают пламя и потом, закрыв глаза, воспроизводят пламя в своем сознании. Во всех случаях продолжительность сеанса 15-20 минут. Двукратная каждодневная тренировка благотворно сказывается на самочувствии, помогает избавиться от многих недугов, способствует воспитанию характера.

Исходное положение - сидя в кресле (на стуле). Расслабиться, установить дыхание, полузакрыть глаза. Сосредоточить ветшание на дыхании. Мысленно считать выдохи от 1 до 10, затем повторять все сначала. Дышать замедленно. Упражнение выполнять в течение 15-20 минут.
В ходе упражнения могут происходить различные явления: одним покажется, что где-то зазвенел звонок, другие услышат шум моря, третьим представится какая-то другая картина и т. д. Все эти переживания случаются перед переходом в сон. Старайтесь не засыпать, настойчиво продолжайте счет.
Ежедневная двухразовая тренировка в дыхательной медитации благотворно сказывается на работоспособности. Длительная работа над собой методом дыхательной медитации устраняет многие личностные недуги.

Упражнения для детей

на снятие мышечного напряжения



Расслаблениемышцплечевогопояса

Роняем руки


Детиподнимаютрукивстороныислегканаклоняютсявперед.Попредложениюведущегоснимаютнапряжениевплечахидаютрукамупастьвниз.Повиснув,рукислегкапассивнокачаются. Поканеостановятся. Упражнениеповторяется. РукинеследуетраскачиватьпослеихпаденияМожноподсказатьдетямобраз-рукивисят,какверевочки.

Трясемкистями

Исходноеположение-рукисогнутывлоктях,кистипассивносвисают. Быстрыминепрерывнымдвижениемпредплечьятрястикистями,как тряпочками.

Стряхиваемводуспальцев.

Исходноеположение-рукисогнутывлоктяхладоньювниз,кистисвисают.Движениемпредплечьянесколькоразсбрасываемкистивниз.Передупражнениямиполезнодетямполезно крепкосжатькисти вкулак,чтобыяснеечувствоваласьразницавнапряженном ирасслабленномсостояниимышц.

Поднимаемиопускаемплечи.

Детикакможновышеподнимаютплечи, затемсвободноопускаютих,внормальноеположение (сбрасываютплечивниз)

Твердыемягкиеруки.

Рукиподнятывстороны. Детидо пределавыпрямляютвсесуставырук (ослабляютнапряжение,даваяплечамопуститься)инапрягаютвсемышцы-отплечадоконцовпальцев.Затем,неослабеваярук,ослабеваютнапряжение,даваяплечамопуститься,алокти, кистиипальцыслегкапассивно согнуть. Рукикакбыложатсянамягкуюподушку.

Мельница.

Детиописываютрукамибольшиекруги,делаямаховыедвижениявперед-вверх. Послеэнергичноготолчкарукии плечиосвобождаютсяопвсякогонапряжения, свободновзлетают, описываюткругипассивнопадают.Движениявыполняютсянесколькоразподрядвдовольнобыстромтемпе.Следите,чтобыудетейвплечахневозниклозажимов,прикоторыхврукахнарушаетсяправильноекруговоедвижение.

Расслаблениеинапряжениемышцкорпуса

Роняемруки.

Детиподнимаютрукивстороныиосвобождаютотнапряжениямышцыспины,шеииплеч.Корпус,головаирукипадаютвперед,коленислегкаподгибаются.Затемдетивыпрямляются,последовательноразгибаясьвтазобедренном,поясничномиплечевомпоясе,ипринимаютисходноеположение.

Деревянныеитряпичныекуклы.

Движенияпомогаютосознаватьнапряженное иненапряженноесостояниямышцтела.Изображаядеревянныхкукол,детинапрягаютмышцыног, корпуса,слегкаотведенныхвсторонырукиделаютрезкийповоротвсеготела,сохраняянеподвижнымишею,руки,плечи.Ступникрепкоинеподвижностоятнаполу.

Подражаятряпичнымкуклам,ониснимаютизлишнеенапряжениевплечахи корпусе,рукивисятпассивно.Втакомположениидетибыстрым,короткимтолчкомповорачиваюттелото влево,товправо.


Интеллектуальное напряжение и стрессы - это бич современного человечества. Снижается трудоспособность, теряется радость жизни, приходят в голову скверные мысли - иногда смертельно опасные, увеличивается преступность. Проблемы взрослого мира могут стать основой для формирования психологического напряжения детей. Педагогам, родителям и, как следствие, детям ежедневно приходится «выживать» и испытывать массу сложных и даже стрессовых ситуаций, большую часть которых мы даже и не успеваем осознать.

Со стрессом необходимо бороться. Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научиться методами психологической разгрузки. Она доступна всякому, для некоторых техник не требуется ни каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени. Без этого нельзя вести и речи о целом ряде техник, позволяющих глубже познать себя. Психологи определяют этот вид терапии как исследование себя, на окружающую среду. Все приемы психологической разгрузки основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом, и некоторым индивидам этого бывает вполне достаточно. Тот, кто пожелает двигаться дальше, сможет пользоваться состоянием релаксации при выполнении последующих упражнений, способствующих углублению самопознания и улучшению психического (а тем самым и физического) состояния. В этом случае процесс также идет в двух направлениях, то есть не только "в здоровом теле - здоровый дух", но и "при здоровом духе - здоровое тело".

Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!

«Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами». Р. Коуплан

После трудного дня, стресса, усталости совсем не помешает хорошая доза Красоты и восхитительной Музыки. Созерцание природы на фоне умиротворяющей музыки – лучший способ расслабиться, отдохнуть, восстановить силы и улучшить настроение. Предлагаем Вашему вниманию видео, приятного просмотра!

Предлагаем Вашему вниманию несколько простых упражнений на снятие психологического напряжения, которыми Вы легко сможете воспользоваться:

Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко:

1. «Жмурки»: зажмуриваем и широко открываем глаза 5-6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.

2. «Вверх-вниз, вправо-влево»: двигаем глазами вверх-вниз, вправо-влево, не поворачивая головы. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. «Круг»: вращаем глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. «Квадрат»: представить квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. А затем одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. «Рисование носом»: посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинный, что достаёт до таблички. Нужно написать носом выбранный элемент.

Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

1) Устройтесь поудобнее в положении лежа (при соблюдении всех основных требований: покой, просторная одежда, умеренная температура воздуха).

2) Медленно закройте глаза.

3) Следите за дыханием. С каждым новым выдохом вы все глубже входите в состояние расслабленности. Поступайте так до тех пор, пока не почувствуете, что достигли наиболее глубокой стадии расслабления, которая и требуется вашему телу.

4) Вы лежите расслабленно, сознавая, что ваше дыхание стало более спокойным и глубоким. Чувствуете расслабленность во всем теле. Вы лежите неподвижно, безвольно, испытываете приятные ощущения. Чувствуете, что успокоение и расслабленность затронули и вашу душу. Вы наслаждаетесь ощущениями покоя и беззаботности.

5) Тело само даст вам понять, когда почувствует себя достаточно бодрым. Релаксация перестанет приносить удовольствие, и вам захочется вернуться в активное, бодрое состояние.

6) Не спешите с этим, медленно потянитесь и также медленно откройте глаза. Когда захотите - сядьте. Затем сделайте быстрый выдох.

Упражнение «Белое облако»:


– "Закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и тёплая волна расслабления проходит по вашим мышцам. Представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое, голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его красотой.

Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него, и сами становитесь белым облачком. Теперь и вы – маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. Понаблюдайте за собой со стороны некоторое время (30 секунд)…

А сейчас пришло время возвращаться обратно, на землю. Сделайте вдох и глубокий медленный выдох, потянитесь. Медленно откройте глаза…"

1. «Потягушки»: заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.


2. «Усталые ручки»: поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.


3. «Плечики»: крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.


Гимнастика Стрельниковой

Уникальная, парадоксальная, нелечебная, профилактическая,балансирующая – эти и многие другие определения можно встретить в характеристиках системы. Не в пример другим, популярным в нашей жизни комплексам, эта гимнастика противопоставляет и отгораживает себя.Отрицает возможность своей интеграции с упражнениями и опытом других дыхательныхтренингов, противопоставляет себя им. Была разработана матерью и дочерью Стрельниковыми с целью развития дыхательных способностей и профессиональных качеств оперных певцов.Парадоксальной считается потому, что все внимание в гимнастике концентрируется только на вдохе,который сопровождается сжатием грудной клетки, что идет в разрез с мышечными усилиями естественного дыхания. При всей ее "нелечебности", считается, что гимнастика способна предотвратить массу заболеваний, сбалансировать и укрепить организм, рационализировать химические и биологические процессы, протекающие в организме. Гимнастика полезна и рекомендуется всем и во всех возрастах, за исключением больных с острыми воспалительными процессами и кровотечениями. Как и предыдущие, никоим образом не ставила перед собой решение проблем, актуальных сегодня.

Правила методики дыхания:

Правило 1 . Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Правило 2. Другой составляющей комплекса дыхательных упражнений Стрельниковой считается выдох. Его следует воспринимать как противоположность вдоха. А потому выдыхать нужно медленно и плавно, выводя воздух через рот. Если вдох требует усилий и определенных энергетических затрат, то выдох характеризуется произвольностью. При этом нет необходимости выталкивать из себя воздух, он должен выходить свободно и беспрепятственно. Нередко стремление сделать выдох активным и энергичным приводит к сбою ритма дыхания.

Правило 3 . Все упражнения, направленные на отрабатывание техники правильного дыхания, нужно выполнять, производя счет. Это поможет не сбиться с ритма и к тому же последовательно и правильно сделать все требующиеся элементы.

Правило 4 . Ритм, который является еще одной важной составляющей комплекса упражнений дыхательной гимнастики, должен соответствовать ритму маршевого шага. Все упражнения следует проводить в определенном темпе. Это важно для сохранения ритма и достижения максимального эффекта. Каждый элемент дыхательной гимнастики рекомендуется выполнять менее чем за секунду. Это достигается путем упорных и регулярных тренировок.

Правило 5 . В методике дыхания по Стрельниковой. вдох и выполняемое движение составляют единое целое. Их нужно проводить одновременно, а не поочередно. -

Правило 6 . Все упражнения, составляющие дыхательную гимнастику Стрельниковой, можно выполнять в положении как стоя, так сидя или лежа. Это определяется состоянием пациента и степенью тяжести заболевания.

Правило 7 . Количество повторений того или иного упражнения должно быть кратно четырем. Как известно, четверка — это величина одного музыкального размера, наиболее удобного для проведения гимнастических упражнений. По мере освоения дыхательных элементов данную величину повышают в 2 раза. И это происходит вовсе не случайно. Считается, что восьмерка является символом бесконечности и вечности.

Для выполнения упражнений дыхательной гимнастики на три и пять счетов, по мнению последователей представленного метода, требуются значительные физические усилия. А это возможно только при условии специальной предварительной подготовки.

Увеличивать число вдохов до восьми за серию рекомендуется уже на второй день занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой А. Н. На четвертый день это число увеличивают до шестнадцати повторений, в дальнейшем — до двадцати четырех и до тридцати двух. Максимальное число вдохов на одном занятии может достигать девяноста шести. Таким образом последняя цифра считается своеобразным рекордом, преодолеть который должен стремиться каждый занимающийся.

Правило 8 . К занятиям следует приступать, находясь в радостном и бодром настроении. Это поможет повысить эффект, оказываемый гимнастикой.


Вот как выпол няются три первых упражнения

в самом начале занятий.


«Ладошки»




Стали прямо, руки согнули в локтях, ладони повернули от себя (рис. 1а). Держите руки так, чтобы локти были направлены вниз, а не «гуляли» свободно из стороны в сторону. Начинайте делать шумные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (рис. 1б). Словно схватили воздух и зажали, схватили и зажали. Запомните: вы делаете подряд 4 вдоха, обязательно резких и ритмичных. Можете даже включить маршевую музыку, это очень помогает во время занятий. Выполнили один цикл, руки опустили, отдохнули 3-4 с. Снова работаем. Снова делаем 4 циклических вдоха носом.

Обратите внимание, что выдох вы не должны слышать. Слушаете только вдох. Плечи при выполнении упражнения неподвижны. Ладони расположены на уровне груди. Никаких отступлений от схемы не допускается. Занимайтесь в том положении, как вам удобно. Можно сидеть, стоять или даже лежать.

Выполните 24 цикла вдохов (по 4 вдоха за один раз).

Внимание ! Во время выполнения упражнения в первые дни у вас может закружиться голова. В этом нет ничего страшного, просто изменился ритм дыхания. Это реакция на прочистку энергетических каналов вашего тела. Когда тело привыкнет – головокружения пройдут. Но пока они есть, позвольте телу работать не в полную силу. Для этого вместо выполнения упражнения стоя делайте его сидя. Дайте больше времени на отдых: не 3-4 с, а 5-10 с между циклами.

«Погончики»



Исходное положение – стоя. Руки сожмите в кулаки, прижмите к животу на уровне пояса (рис. 2а). Сделайте вдох и резко «отожмите» кулаки к полу (рис. 2б), напрягайте мышцы плечевого комплекса, хорошенько тяните руки вниз, при этом плечи остаются неподвижны. Вдох у нас идет на 8 тактов. Выполнили вдох? Вернитесь в исходное положение, делая автоматически выдох. Расслабьте плечи. Руки не поднимайте выше пояса. Все внимание сосредоточено только на вдохе и сопровождающем его движении. Между циклами дыхания дайте себе отдых 3-4 с.

Ваша норма: 12 раз по 8 вдохов.


"Насос"

Начните с исходной позиции, ноги при этом расставьте чуть больше ширины плеч, а руки опустите (рис. 3а). Возьмите в руки свернутую газету или палочку; представьте, что это рукоятка насоса, а вы накачиваете шину автомобиля. Делаем легкий наклон вперед (рис. 3б), тянемся руками к полу, но самого пола не касаемся (рис. 3в). Во второй половине наклона делаем резкий вдох. Не забывайте, что ваш вдох должен быть хорошо слышен. Рассчитайте наклон так, чтобы он был ритмически связан с вдохом. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните вдох, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Закончили наклон – слегка приподнимите туловище, но полностью спину не выпрямляйте.

Воображаемая шина еще не накачана, ее нужно быстро подкачать и ехать дальше. Снова идите на наклон, сопровождайте его вдохом. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз, на воображаемый насос. Таких вдохов-движений нужно выполнить 8.

После этого можете выпрямиться и выдохнуть, отдохните 3-4 с и повторите цикл. Наклоны не надо делать глубокими, достаточно согнуться в поясе. Плечи при наклоне идут немного вперед, спина округлая, голова опущена.

Повторите упражнение 12 раз (по 8 вдохов).

Но – обратите на это особое внимание – есть больные, которым его выполнение категорически запрещено, и люди, которым его можно выполнять только в очень легкой, щадящей форме.

Противопоказания: сотрясения мозга, аневризма аорты, серьезные травмы позвоночника, сдвиги позвоночных дисков, гипертонический криз.

Ограничения : желчнокаменная и мочекаменная болезни, повышенное черепное, глазное и артериальное давление, камни в почках.

При этих нарушениях делается только очень легкий, плавный наклон. Вдох выполняется шумно и резко, выдох производится автоматически, сквозь приоткрытый рот.

Основной комплекс упражнений

Это те движения, которые необходимо добавлять по одному каждый последующий день после того, как вы освоили начальные упражнения. Основной комплекс разделяется на движения головой и движения корпусом (или главные движения). Сначала обратимся к движениям головой.


Повороты


Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинайте поворачивать голову вправо-влево (рис. 4), делая это резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом. Короткий, резкий, шумный. Поворот вправо – шумный вдох, поворот влево – шумный вдох. Выполняйте повороты со вдохами на восемь тактов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?» Нюхайте воздух. Посередине голову не задерживайте, идут только повороты. Шею напрягать нельзя, наклонять голову нельзя.

Всего выполните 12 циклов (по 8 вдохов).

Это не только превосходное дыхательное упражнение, оно развивает мускулатуру шеи, предотвращает развитие остеохондроза. Но есть болезни, при которых его выполнение ограничено и запрещено.

Противопоказания: эпилепсия (может дать толчок началу приступа), гипертонический криз, сотрясение мозга, смещение позвоночных дисков (особенно в шейном отделе).

Ограничения : вегетососудистая дистония, повышенное внутричерепное, глазное или артериальное давление, ушибы головы, остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника. В этих случаях делаются символические повороты головы, но качество вдохов остается прежним – шумные, резкие, активные. Разрешается делать упражнение сидя или лежа.

«Ушки»


Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Начинаем покачивания головой. Сначала слегка наклоните голову вправо (рис. 5а), правое ухо направлено к правому плечу – одновременно шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево (рис. 5б), левое ухо направлено к левому плечу – одновременно сделайте вдох. Покачивайте головой, как будто вы кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Обратите внимание, что корпус и плечи должны быть неподвижны. Нельзя поднимать или опускать плечи, нельзя подтягивать плечо к уху. Работает только голова. Одновременно с каждым покачиванием выполняется вдох. Всего движений в цикле 8. Затем отдых 3-4 с и новый цикл. Выполните 12 циклов.

Противопоказания: сотрясение мозга, эпилепсия, гипертонический криз.

Ограничения: вегетососудистая дистония, остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, повышенное глазное, внутричерепное и артериальное давление, ушибы головы. Во всех этих случаях наклоняйте голову чуть-чуть, можно сидеть или лежать. Главное внимание обратите на качестве вдоха.

Малый маятник»

Займите исходную позицию, ноги расставьте немного уже ширины плеч. Опустили голову вниз, посмотрели на пол – сделали шумный, активный вдох (рис. 6а). Подняли голову вверх, посмотрели на потолок – сделали шумный короткий вдох (рис. 6б). Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?» Смотрите вниз – вдох «с пола», смотрите вверх – вдох «с потолка». Каждый цикл включает 8 движений головой вверх-вниз. Не задерживайте выдохи, дайте им автоматически происходить после вдохов, но и не выбрасывайте воздух мощно. Выдохи идут бесшумно, через приоткрытый рот, свободно.

Исходная позиция – стоя, ноги расставлены чуть больше ширины плеч, руки расположены на уровне пояса (рис. 7). Особое замечание: ступни от пола не отрывать!

Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево (рис. 8). Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – в зависимости от того, в какую сторону вы повернулись. Вы уже пробовали так делать в начальных упражнениях.

Сначала легко, играючи приседаете и слегка поворачиваетесь всем туловищем вправо – делаете резкий короткий вдох. Затем легко приседаете и поворачиваете туловище влево – делаете резкий короткий вдох.

Так и продолжайте: поворот влево, поворот вправо, вдох справа – вдох слева. Шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов. Выдохи должны происходить между вдохами автоматически, непроизвольно.

Внимание! Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Во время приседания руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Не горбитесь, не поворачивайтесь всем телом: спина абсолютно прямая, поворот – только в талии.

Всего нужно выполнить 12 циклов.

«Обними плечи»

Встаньте прямо. Поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи (рис. 9а). Теперь «бросайте» руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку (рис. 9б). Обратите внимание, чтобы руки шли параллельно друг другу, а не крест-накрест (то есть плечо – подмышка, а не плечо – плечо). Ни в коем случае не меняйте расположение рук (все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводите и не напрягайте. Локти тоже нельзя разгибать. Выполняйте упражнение в темпе шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, выполняйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Когда освоите это упражнение, можете в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (брать вдох «с потолка»). Выполните 12 циклов по 8 движений в каждом. Упражнение разрешается делать в положении сидя и лежа.

Противопоказания: органические поражения сердечно-сосудистой системы, первая неделя после инфаркта. Тем, кто перенес инфаркт, разрешается включать упражнение только со второй недели (как и другие упражнения комплекса). В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 или даже по 2, затем отдых 3-5 с и снова 2-4 вдоха-движения.

Осторожность нужно проявлять беременным женщинам: начиная с 6-го месяца беременности упражнение выполняется без закидывания головы вверх, работаем только руками, смотрим перед собой.

Ограничения: ишемическая болезнь сердца, врожденные пороки сердца.


ДУМАЙ ПОЗИТИВНО!

Помните : даже небольшое позитивное изменение в вашем сознании ведет, возможно, к разрешению серьезных проблем вашей жизни. Существует достаточно много способов для того, чтобы изменить курс в нужном направлении. Но прежде всего, нам необходимо научиться любить и ценить себя. Нам предстоит выработать несколько основных, довольно существенных убеждений:
Не критикуйте себя

Это глупое и бесполезное занятие, не несущее ничего позитивного. Перестаньте критиковать себя, снимите с себя этот груз. Не критикуйте так же и окружающих, как правило недостатки, которые мы видим в них- отражение наших собственных ошибок. Негативное отношение к окружающим, зачастую, провоцирует неприятности в личной жизни. Только мы одни в праве судить себя- ни другие люди, ни жизнь, ни Бог, ни Вселенная.


Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, Я ДОВОЛЕН СОБОЙ!

Заботьтесь о своём теле

Ваше тело - священное вместилище души. Если вы хотите прожить долгую, полноценную жизнь, начните заботиться о своем теле прямо сейчас. Вы должны хорошо выглядеть и, что еще важнее, прекрасно себя чувствовать - ваша энергия должна бить ключом. Диета, правильное питание, физические упражнения играют немаловажную роль. Вы должны держать себя в форме, сделать свое тело гибким, выносливым и здоровым. Таким оно должно оставаться до вашего последнего дня на планете.

Я ЗДОРОВ, СЧАСТЛИВ, ЭНЕРГИЧЕН!

Обучайтесь

Очень часто мы жалуемся на то, что не понимаем многих жизненных проблем, теряемся в ситуациях: не знаем что делать, как поступить. Тем не менее, у всех нас достаточно ума, сообразительности и мы способны учиться. Можно научиться всему, для этого существуют книги, кассеты, курсы. Они есть везде и доступны всем. Если у вас не так много денег, пойдите в библиотеку. Найдите или создайте группу, которая занималась бы самостоятельно. Знайте, что вы будете постигать новое до самого последнего дня.

Я ОБУЧАЮСЬ И РАЗВИВАЮСЬ! Обеспечьте своё будущее

Каждый человек имеет право на личные средства. Собственные деньги развивают наше самоуважение, придают нам чувство уверенности. Начать можно и с небольшой суммы. Важно продолжать копить, откладывать деньги: Я ПОСТОЯННО УВЕЛИЧИВАЮ СВОЙ ДОХОД!

Раскрывайте свои творческие возможности

Творчески можно подойти к любому делу — начиная от выпечки пирогов и заканчивая проектированием небоскребов. Найдите время для самовыражения. Творите! Вы это можете.

Я ВСЕГДА НАХОЖУ ВРЕМЯ НА ТВОРЧЕСТВО И САМОВЫРАЖЕНИЕ!

Сделайте радость, любовь и счастье центром своей жизни

Радость и счастье есть внутри каждого из нас. Если мы счастливы, то повышается наш творческий потенциал, мы становимся открыты новым свежим мыслям и идеям, мы можем радоваться каждому пустяку.

Я ПОЛОН РАДОСТИ, Я СЧАСТЛИВ

Будьте честны: держите слово

Для того, чтобы уважать и ценить себя, необходимо быть честным. Учитесь держать свое слово. Не обещайте опрометчиво того, чего не в состоянии выполнить—тем более самому себе. Не давайте себе слово, что завтра же сядете на диету, или что с завтрашнего дня будете каждое утро начинать с зарядки, если только не уверены на все сто процентов, что выполните обещанное. Вы должны верить себе.

Установите прочную духовную связь с жизью

Эта особая нить может быть связана с нашими религиозными убеждениями, а может не иметь с ними ничего общего. У детей нет выбора — им передают по наследству религию предков. Но став взрослыми, мы сами в состоянии выбрать себе верование и духовную тропу.
Каждый из нас должен время от времени уединяться, оставаться в одиночестве, чтобы побеседовать с самим собой.
Ваши отношения с вашей внутренней сущностью — важнейшая часть жизни. Найдите время для того, чтобы посидеть в тишине и прислушаться к голосу вашей внутренней мудрости. В СВОИХ ДУХОВНЫХ УБЕЖДЕНИЯХ Я НАХОЖУ ПОДДЕРЖКУ, ОНИ НАПРАВЛЯЮТ И ПОДДЕРЖИВАЮТ МЕНЯ.


Напряженные ситуации в нашей жизни – явление обычное и повседневное. Неосознанно (не задумываясь) люди снимают напряжение, перекурив сигаретку, пропустив с другом стаканчик, зависнув в соцсетях, покушав сладенького и т.д. Иногда занимаются этим осознанно и целенаправленно – бегают, плавают, танцуют, творят, общаются.

Это естественная потребность организма – снять напряжение и вернуться к равновесному состоянию. Не все предпринимаемые для этого действия оказываются полезными, По тому, как они влияют на здоровье человека, условно разделим их на две группы – деструктивные и экологичные.

  • К деструктивным отнесем те, которые несмотря на то, что помогают расслабиться, в конечном счете вредны, так как разрушают человека и физически, и психологически. Это известные всем алкоголь, курение, прием наркотических веществ или лекарств, зависание в компьютере, заедание, тяга к рискованным, экстремальным ситуациям, азартным играм. Э ти действия отвлека ю т, снима ю т напряжение , но кратковременны . Кроме того, с каждым разом для достижения необходимого эффекта необходимо увеличивать количество принимаемого и съеденного или проведенного вре мени. При этом у худшается качество жизни, отношения в семье , разрушается личность.
  • Экологичность означает бережное отношение к природе, частью которой является и сам человек. Исходя из определения, экологичными можно считать те способы, которые как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе будут полезны для сохранения здоровья и целостности человека. Спорт, творчество, хобби, юмор, общение с друзьями, природой, животными. СПА-процедуры, массаж. Просмотр развлекательных передач и посещение театра, чтение. Общение с Богом.

В современном мире мы наблюдаем, что человек больше нагружен психологически и нуждается, прежде всего, в психологической разгрузке.

Что помогает разгрузиться психологически?

Это перечисленные выше экологичные способы снятия напряжения, а также - смена деятельности, обстановки, любые изменения, такие, как новая прическа, новый стиль в одежде, если не ремонт, то хотя бы перестановка.

А еще - психологическая уборка. Это работа с психологом или психотерапевтом, и качественная проработка Вашего эмоционального состояния, избавление от ненужного психологического груза в виде чувства обиды, злости и раздражения, вины, жалости к себе и т.д.

Люди выбирают разные способы снятия напряжения, и это зависит от их возраста, культурных традиций, индивидуальных особенностей (например, темперамента), а также от их личного жизненного багажа.

Покажу на примере, как влияют ранние события нашей жизни на сегодняшнее эмоциональное состояние. Полтора года назад ко мне обратилась женщина. Она чувствовала внутренний дисбаланс, но не могла точно понять, что с ней происходит. В процессе работы мы выяснили, что она очень остро, до слез реагирует на то, что происходит в стране.

Что вызывает Ваши слезы, какое чувство?

Чувство несправедливости.

Вы испытывали его раньше?

Да.

Когда?

Когда училась в школе.

Далее женщина рассказала о том, что ее классный руководитель любила и поощряла учеников, которые, подлизываясь, рассказывали ей секреты класса, и не любила тех, кто проявлял независимость, а такой была моя клиентка. Для подросткового возраста характерно обостренное чувство справедливости, и болезненны реакции на ситуации, где подростки ощущают несправедливость.

Мы проработали эту травмирующую когда-то, но до сих пор оставшуюся в бессознательном, ситуацию, после чего женщина почувствовала себя свободнее и легче. Через некоторое время (2 недели) она рассказала, что продолжает чувствовать себя хорошо, а ее реакция на происходящее в стране стала спокойней. Кроме того, она по-новому посмотрела на свои отношения с родственниками.

Чем старше становится человек, тем больше неразрешенных проблем и конфликтов у него накапливается и тем меньше ему помогают чувствовать себя хорошо когда-то работающие способы снятия напряжения, публикуемые советы и др., а если вдруг и помогают, то ненадолго. Одна клиентка рассказывала, что каждое утро просыпается и чувствует себя разбитой, с помощью йоги настраивается и приводит себя в определенное рабочее состояние. На следующее утро – то же самое. Снова ощущает разбитость, и снова приводит себя в форму. В ее случае мы нашли и проработали не осознаваемый и не лежащий на поверхности внутренний конфликт, после чего утренняя разбитость ушла.

Если взять во внимание, что сегодняшние негативные реакции и эмоциональные переживания человека являются следствием давнишних душевных травм, то становится понятным, почему не все способы и советы являются действенными, и не помогают эффективно снять напряжение и восстановиться.

Можно перефразировать известную мысль и сказать, куда бы ты не ехал, чтобы ты не делал, с кем бы ты не строил отношения, ты везде берешь с собой себя, а также свои травмы, конфликты или незавершенные отношения. Их важно осознать, проработать, завершить и тем самым перейти на более глубокий уровень понимания происходящего вокруг и в себе.

Много позитива, мотивации и эйфории ты получишь на легендарном живом тренинге Ицхака Пинтосевича « ™»! Приходи и перезагрузи свою жизнь!

Информационная беседа с педагогами.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ.

Все вы знаете актуальность физкультминуток и физкультпауз в учебном процессе. Выполняя самостоятельную работу, дети часто бывают заняты однообразным делом, особенно на занятиях в детских объединениях ИЗО, декоративно-прикладного творчества, шахматы и т.д.

Чтобы сменить вид деятельности, психологически разгрузить детей предлагается включить в занятие так называемые психологические разминки. Эта форма часто более интересна детям, чем традиционные физкультминутки.

Поэтому сегодня я хочу еще раз вспомнить или познакомить и с разными способами психологической разгрузки детей на занятии, и конечно же их проиграть.

Нервно-мышечная релаксация – обучение навыкам мышечного расслабленияполезно как для снятия психической напряженности. Эмоциональное состояние и мышечный тонус тесно взаимосвязаны, следовательно, упражнения помогают расслабить мышечную систему и нормализовать психоэмоциональное состояние. Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

    Упражнение «Лимон» Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствовали, что выжили весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте, что лимон в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

    «Холодно-жарко» Представьте, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер… (повторить 2-3 раза)

    «Мороженое ». Представьте, что вы мороженное, вас только что достали из холодильника, оно твердое как камень, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими.

    Упражнение «Стряхни». Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе - слетает с вас как с гуся вода.

Потом отряхните свои ноги - с носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки... Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.

    Упражнение «Сохраняем силы»

Инструкция - Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

    Упражнение «Кораблик». Цель: развитие умения регулировать мышечный тонус

Ведущий объясняет, дети выполняют движения: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - при­жмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, ле­вая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.

Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем».

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

    Упражнение «Сломанная кукла» (На развитие мышечной саморегуляции)

Ведущий объясняет детям: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями од­новременно. А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет ту­ловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

    Упражнение «Дерево» (н а релаксацию)

Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: «Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.

Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру».

    «Штанга » (Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса)

Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу(руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-пауза, выдох-пауза.

Мы готовимся к рекорду, будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх)

Крепко держим… И бросаем!

Снять возбуждение и переключиться на учебный процесс помогают дыхательные упражнения:

    Ребенку нужно сделать медленный вдох через нос, в выдох через рот. Несколько таких упражнений и ребенок готов к занятию.

    Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух постепенно через нос, пока легкие не наполнятся. Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Попробуйте делать это ритмично. Не сжимайте и не выдыхайте все разом.

    «Воздушный шарик». Представим, что мы воздушные шарики. Представьте какого он цвета. Делаем вдох и представляем как мы наполняемся воздухом, как шарик, нам нужно много воздуха, мы большой воздушный шарик. Руки медленно поднимаем вверх- вы набираете много, много воздуха, а теперь выдох, шарик сдулся. Сдувается он быстро. (несколько раз)

    «Живот арбуз». Положите руку на живот, медленно, делаем вдох, и чувствуем как живот наполняется воздухом, превращаемся в арбуз, и приподнимаем руки. Теперь выдыхаем через рот, живот опускается, и рука тоже опустилась. (несколько раз)

Еще один способ психологической разгрузки «Самомассаж»

Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки.

Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

«Ушки» Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли. Массировать мочки ушей.

«Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

«Встреча» Предлагаем детям, соседям по парте повернуться друг к другу и представить встречу друзей весельчаков, которые не виделись целый год.

Здравствуй, друг мой дорогой!(изображаем радость, удивление, объятия)

Год не виделись с тобой.

Я здороваться могу-другу крепко руку жму (жмем друг другу руки)

И по дружески хочу

Друга хлопнуть по плечу(изображаем похлопывание)

Улыбнусь ему задорно(улыбаемся)

Рожицу сострою, (строим рожицу)

И потопаю, как будто

Марширую в строе (топаем ногами)

Я руками помашу-(машем руками как крыльями)

Другу спину почешу (чешем друг другу спину –просто весело)

Воротник ему поправлю,

Громко песенку спою (поем: ля-ля-ля)

Мы теперь с ним вместе, рядом

Хлопнем мы в ладони Хлоп!(хлопаем)

Подмигнем, удобно сядем

И занятие начнем!

Упражнения релаксации под музыку:

«Снежинки» Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно,вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие –это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое легкое, как будь то оно снежное.Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…(пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет три откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью!

И психологического напряжения. Всем нам мешают спокойно жить грозные начальники, пробки на дорогах, постоянно делающие ремонт соседи, непослушные дети, грубиянки-продавщицы и прочее, и прочее… Из-за всего этого мы теряем энергичность и жизнерадостность, у нас появляются ненужные нам морщинки, накапливается усталость .

Устранить все раздражающие факторы невозможно, но вполне возможно изменить свое отношение к ним! Это реально, если освоить эффективные методы психологической разгрузки. Именно о них мы и поговорим в этом материале.

Домашние методы психологической разгрузки

Существует множество разных способов, которые легко и быстро психологически успокоят, приведут в норму нервы и весь ваш организм. Следующие приемы помогут эффективно разгрузиться, как психически, так и физически, каждой женщине:

1. Примите ванну. Всего 10-15 минут пребывания в приятной горячей воде позволят вам полноценно расслабится и получить антистрессовый эффект. Добавьте в воду несколько жменей морской соли, либо 4-6 капелек масла (мяты, сосны, лаванды, чайного дерева), так вы усилите успокаивающий эффект.

2. Успокаивающая ароматерапия приведет ваш организм в состояние полного спокойствия, даже после тяжелого рабочего дня. Для этого метода вам понадобится аромалампа . Добавьте в нее несколько капель любимого масла, либо сделайте ароматную успокаивающую смесь. Если вы раздражены, смешайте 4 капли масла лаванды, 1 каплю масла герани, 3-4 капли масла апельсинового и пару капель соснового. Это сочетание не только снимет накопленные за день стрессы, раздражительность , но и добавит сил для новых дел.

3. Массаж шеи, лица, ног или головы послужит отличным разгрузочным средством, подарит организму новую энергию и приведет в порядок сон. Его можно сделать самостоятельно: сначала потрясите кистями рук, после чего попытайтесь полностью расслабить позвоночник, помассируйте кожу головы, пройдитесь кончиками пальцев от шеи до висков, а дальше вверх к самой макушке.


4. Полезным является не только массаж всех частей тела, но и массаж глаз. Его можно сделать легко и быстро. Для начала помойте руки теплой водой, нанесите на них питательный или увлажняющий крем. Начните массаж глаз, делая легкие круговые движения от внутреннего до внешнего уголка верхнего века, потом по нижнему до носа. В завершении опишите безымянными пальцами восьмерки у внешнего угла глаз.

5. Йога – это еще одно превосходное средство для разгрузки организма. Выполняйте различные физические упражнения на протяжении часа, после чего помедитируйте 10-20 минут в тихой обстановке, не думая о работе и прочих надоедающих вещах.

6. Послушайте музыку - это один из лучших способов. Включите любимых исполнителей, подпевайте им либо подтанцовывайте, ведь дома есть такая возможность, вас никто не видит и не слышит! В завершении «музыкального релакса» послушайте что-то спокойное и гармоничное, например, классическую музыку. Композиции таких авторов, как Бетховен, Бах, Моцарт или Чайковский отлично впишутся в успокаивающую обстановку.

7. Юмор, здоровый смех и самоирония – отличные методы для психологической разгрузки. Смейтесь от души, когда смотрите легкие комедийные фильмы, ситкомы и выступления сатириков.

8. Возьмите себе за правило подходить к зеркалу несколько раз в день, чтобы просто широко улыбнуться самой себе, от всей души! Если поначалу с широкой искренней улыбкой возникнут сложности, попробуйте вспомнить аромат любимого кофе, свежесть морского бриза, любой счастливый эпизод из своей жизни.

9. Как ни странно, многие дамы отмечают, что энергичная уборка квартиры под любимую музыку работает, как отличный метод психологической (и одновременно физической) разгрузки. Смело берите его на вооружение!

Как помочь себе в рабочей обстановке?

О специальных комнатах для психологической разгрузки, с чучелами начальников, которые имеются в каждой японской компании, наверняка слышали все. К сожалению, мы еще не настолько «продвинуты» в этом вопросе, и столь замечательных мест для снятия стрессов на наших рабочих местах нет. Несмотря на это, разгрузиться на работе психологически вполне реально, а как это сделать быстро и просто, мы вас научим.

Пусть на вашем рабочем столе будет маленькое, но ваше личное и эффективное средство для разгрузки и получения позитивных эмоций. Им может стать милый букетик в вазе, небольшой аквариум с мирно плавающими рыбками, приятный глазу комнатный цветок, фотография вас, счастливой и расслабленной, в красивой рамочке. Если есть возможность, окружите себя нежными, расслабляющими и успокаивающими оттенками – небесно-голубым и травянисто-зеленым.


На многих девушек отличное успокаивающее действие оказывает чашечка мятного чая или ароматного кофе, с пирожным, шоколадкой, конфеткой. Ежедневно успокаивать себя калорийными вкусняшками нежелательно, но изредка, в самых крайних случаях, позволить себе, любимой, сладости можно.

Обязательно освойте особые техники, помогающие разгрузиться психологически и эмоционально. Самые основные из них – это восточная медитация и аутотренинг. Много времени они не потребуют, даже короткая, десятиминутная медитация отлично успокаивает, убирает раздражение и усталость. Не получается медитировать по-настоящему – не беда, просто медленно подышите, слушая приятную мелодию, закрыв глаза и стараясь ни о чем ни думать.

Если чувствуете, что стресс буквально накрывает вас с головой, и ничего не помогает, просто отправьтесь на небольшую прогулку, или выйдите на несколько минут на улицу, подышите воздухом.

Хотим вас предостеречь: ни в коем случае не применяйте в качестве вспомогательного (либо основного) метода разгрузки синтетические средства с успокаивающими свойствами. Полноценной психологической разгрузки они точно не обеспечат, а вот «жирных» минусов от их использования у вас может быть очень много:

  • они вполне способны токсично подействовать на весь организм;
  • обладая, как правило, солидным набором побочных действий, препараты могут негативно повлиять на работу отдельных органов, либо вызвать сильную аллергическую реакцию;
  • обычно такого рода средства, даже самые современные и дорогие, достаточно быстро вызывают привыкание, избавиться от такой зависимости крайне непросто, и это станет еще одним стрессовым фактором.

К счастью, сегодня в аптеках продается много успокаивающих составов из натуральных компонентов, таких, как валериана, мята, пустырник и другие. Они доступны, и их применение не приведет к катастрофическим последствиям. Но не назначайте себе самостоятельно даже безобидные, казалось бы, успокоительные капли – обращайтесь за советом к знающему врачу.

И все же, прежде чем идти в поликлинику, и приобретать такие препараты, испробуйте все наши рекомендации. Правильно примененные, естественные методы психологической разгрузки гарантированно помогут вам обрести гармонию и спокойствие!

Покидина Светлана
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна