Некоторые действительно верят, что инвалидность накладывает на своих обладателей определенные ограничения. Но так ли это на самом деле? В этом посте расскажет о тех, кто не сдался, преодолел трудности и победил!

Хелен Адамс Келлер

Она стала первой женщиной, лишившейся слуха и зрения, кому удалось получить степень в колледже.

Стиви Уандер

Один из самых известных певцов и музыкантов нашего времени - Стиви Уандер страдал слепотой с самого рождения.

Ленин Морено

Вице-президент Эквадора с 2007 по 2013 года Ленин Морено передвигался в инвалидной коляске, так как после покушения у него были парализованы обе ноги.

Марли Мэтлин

Сыграв роль в фильме "Дети меньшего бога", Марли стала первой и единственной глухой актрисой, получившей "Оскар" за лучшую женскую роль.

Ральф Браун

Ральф, родившись с атрофией мышц, стал основателем Корпорации Braun, ведущего производителя автомобилей, оборудованных для людей с инвалидностью. Именно эта компания в результате свой работы создала минивэн, полностью приспособленный для людей с инвалидностью.

Фрида Кало

Одна из наиболее знаменитых мексиканских художниц XX-ого века, Фрида попала в аварию, когда была еще подростком, и сильно повредила спину. До конца восстановиться ей так и не удалось. Также, будучи ребенком, она заболела полиомиелитом, в результате чего её нога была деформирована. Несмотря на все это, ей удалось добиться потрясающих успехов в изобразительном искусстве: одними из её наиболее известных работы стали автопортреты в инвалидном кресле.

Судха Чандран

Знаменитая индийская танцовщица и актриса, Судха лишись ноги, которая была ампутирована в 1981 году в результате автомобильной аварии.

Джон Хокенберри

Став журналистов для канала NBC в 90-ых годах XX века, Джон был одним из первых журналистов, появившихся на телевидении в инвалидном кресле. В возрасте 19 лет он повредил позвоночник в автомобильной аварии и с тех пор был вынужден передвигаться только в инвалидной коляске.

Стивен Уильям Хокинг

Несмотря на диагноз - боковой амиотрофический склероз, поставленный ему в 21 год, Стивен Хоккинг сегодня является одним из ведущих ученых-физиков в мире.

Бетани Хэмилтон

Бетани потеряла руку в результате нападения акулы на Гавайях в возрасте 13 лет. Но это её не остановило, и она вновь стала на доску уже через 3 недели. История Бетани Хэмилтон легла в основу фильма "Серфер души".

Марла Ранян

Марла - американская бегунья, первый атлет, страдающий слепотой, официально принимавший участие в Олимпийских играх.

Людвиг ван Бетховен

Несмотря на то, что с 26 лет Бетховен стал постепенно лишаться слуха, он продолжил писать удивительную красивую музыку. А большинство его самых известных произведений были созданы, когда он был уже полностью глухим.

Кристофер Рив


Самый известный Супермен всех времен и народов, Кристофер Рив оказался полностью парализованным в 1995, будучи сброшенным с лошади. Несмотря на это, он продолжил свою карьеру - занимался режиссурой. В 2002 году Кристофер умер во время работы на мультфильмом "Победитель".

Джон Форбс Нэш

Джон Нэш, известный американский математик, лауреат Нобелевской премии по экономике, чья биография легла в основу кинокартины "Игры разума", страдал параноидной шизофренией.

Винсент Ван Гог

С полной уверенностью нельзя сказать, от какого именно заболевания страдал Ван Гог, но доподлинно известно, что в течении жизни он не раз попадал в психиатрические больницы.

Кристи Браун

Ирландский художник и писатель, Кристи был диагностирован церебральный паралич - он мог писать, печатать и рисовать только одной ногой.

Жан-Доминик Боби

Известный французский журналист Жан-Доминик перенес инфаркт в 1995 году в возрасте 43 лет. После 20 дней в коме он очнулся и обнаружил, что может лишь моргать левым глазом. Доктора диагностировали ему синдром "запертого человека" - расстройство, при котором тело человека парализовано, а умственная деятельность полностью сохранена. Через 2 года он умер, но за то время, что он находился в коме, он сумел надиктовать целую книгу, моргая лишь левым глазом.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн по праву считается одним из величайших умов в истории человечества. Несмотря на то, что он имел серьезные проблемы с усвоением информации и даже не говорил до 3 лет.

Джон Мильтон

Английский писатель и поэт полностью ослеп в возрасте 43 лет, но это не остановило его, и он создал одну из самых известных своих работ - "Потерянный рай".

Горацио Нельсон

Британский офицер Королевского флота, лорд Нельсон известен как один из наиболее выдающихся военачальников своего времени. Несмотря на то, что он лишился обеих рук и глаза в одном из сражений, он продолжал одерживать победы до самой смерти в 1805 году.

Танни Грей-Томпсон

Рожденная с диагнозом "расщелина позвоночника", Танни завоевала мировую известность как успешный участник гонок в инвалидных колясках.

Франсиско Гойя

Знаменитый испанский художник лишился слуха в возрасте 46 лет, но продолжил заниматься своим любимым делом и создал произведения, во многом определившие изобразительное искусство XIX века.

Сара Бернар

Французская актриса лишилась обеих ног в результате ампутации, последовавшей за травмой колена, но не перестала выступать и работать в театре до самой смерти. Сегодня она считается одной из самых значительных актрис за всю историю французского театрального искусства.

Франклин Рузвельт

Президент Соединенных Штатов Америки, возглавивший страну во время Второй мировой войны, в раннем детстве перенес полиомиелит и в результате был вынужден передвигаться в инвалидном кресле. На публике, однако, его никогда в нем не видели, он всегда появлялся, поддерживаемый с двух сторон, так как не мог идти самомстоятельно.

Ник Вуичич

Родившись без рук и ног, Ник вырос в Австралии и, несмотря на все препятствия, научился таким вещам как катание на скейтборде или даже серфинг. Сегодня он путешествует по миру и выступает перед огромными аудиториями с мотивирующими проповедями.

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ - «Сложная жизненная ситуация - это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом , неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми , порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях .

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты - группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление - действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации , высокий уровень психической саморегуляции , поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность . В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию , в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления - забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею . Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость ), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной , он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку . При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями . Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей , как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий . Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации . Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме - путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе , от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие , травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики » и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта . Не сумев найти выход из сложной ситуации , в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это ?», «Это не самое главное в жизни ») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний . Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация - принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации . Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой », «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский » и т.п.

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации . Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример - испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать , отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На протяжении жизни каждый из нас может встретиться с препятствиями, которые необходимо преодолеть. Но как это сделать, чтобы не потерять человеческий облик? Классическая литература не обошла вниманием эту проблему. И такие писатели девятнадцатого века, как Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие, пытались каждый по-своему ответить на поставленный вопрос.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает нам бедного молодого человека Родиона Раскольникова, совершившего страшный грех. Он убивает старуху-процентщицу и по стечению обстоятельств её ни в чём не повинную сестру. Убийство происходит из-за того, что герой романа решает проверить на себе одну теорию, по которой все люди делятся на два разряда: одни - «право имеющие» послать на убийство или самому убить, а другие, низший сорт, - «твари дрожащие», которых большинство.

Раскольников ценит себя достаточно высоко и поэтому, причисляя себя к имеющим право, берёт в руки топор. Убить-то он убил зловредную, по его словам, и никому не нужную старуху. В этом проявляется и такая черта Раскольникова, как смелость. Но после преступления для Родиона наступает «чёрная» полоса жизни - наказание. Кто виноват в произошедшем? Как теперь жить с таким грузом? Наполеон, когда посылал своих воинов на смерть, разве задумывался о нравственности своего поступка? Такие мысли посещают Раскольникова в период душевных терзаний и жизненных трудностей. В эту сложную минуту он встречается с Соней Мармеладовой, которая сама переживает не лучшие времена. Она вынуждена пойти «по жёлтому билету» торговать своим телом, чтобы спасти от голода свою семью. Эта девушка не только сама не ожесточилась, но и помогла Раскольникову понять, что причину невзгод надо искать, в первую очередь, в себе. Для этого необходимо осознать, что ты не прав, пойти и покаяться в содеянном. Это и будет первым шагом к обретению себя, человека.

Ещё одним примером раскрытия проблемы преодоления жизненных трудностей и сохранения в себе человека может служить роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Показательной в этом отношении является семья Ростовых. Писатель рассказывает на протяжении всего повествования о том, что граф Ростов - хороший человек и семьянин, но плохой хозяин. Распоряжается его имуществом Митенька (как его ласково называют все Ростовы), управляющий имениями, - плут и мошенник. Богатство Ростовых тает на глазах. И Николай Ростов, призванный графиней из армии, тоже не в силах помочь. Несмотря на пошатнувшееся положение, Ростовы никому не отказывают от дома. У них продолжают жить все (гувернёры, няньки, учителя и другие), кто считал, что у Ростовых им жить будет лучше, чем где-нибудь.

В период тяжких испытаний войны 1812 года, после Бородинского сражения, мимо дома Ростовых потянулись раненые, которым требовались кров и помощь. Наташа, как истинная представительница своей семьи, не только не отказывает солдатам в помощи, но и настаивает перед родителями на том, чтобы отдать подводы раненым. А на этих подводах лежит, как говорила мать-графиня, «детское», то есть всё, что осталось из приданого для детей. Ростовы преодолеют свои трудности в дальнейшем, но никогда и нигде не потеряют человеческий облик.

Таким образом, литература даёт нам, читателям, примеры правильного поведения в трудных обстоятельствах жизни и показывает, что при любых обстоятельствах нельзя терять лицо и всегда нужно оставаться Человеком.

Введение

Человек как продукт природы и общества – явление сложное и многогранное. Он живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально – психологические качества.

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение.

На поведение человека влияет ряд факторов.

Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится.

Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.

В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Интересно понять, почему разные люди используют разные стили поведения.

Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности общества.

Если мы в состоянии предвидеть дестабилизирующие события, то и подготовиться к ним гораздо легче.

Подготовка, в свою очередь, снижает риск кризиса и помогает избежать разрушительных последствий. Многие человеческие переживания предсказуемы.

Самый общий пример – мы все знаем, что за юностью последует взрослая жизнь, затем средний возраст и, наконец, старость.

Понятие трудной жизненной ситуации

Для того чтобы понять сущность поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т.д.

«Поведение человека – взаимодействие личности и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах». Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды.

Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями.

Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя.

Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.

Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации».

Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

1. Трудные жизненные ситуации;

2. Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

Трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека, в том числе и ребенка.

Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение.

Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, во-первых, потому что они в целом обыденны, во-вторых, они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения, или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности.

Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулирует его активность.

Среди отечественных психологов, занимающихся изучением трудных жизненных ситуаций, наиболее известным является Ф.Е.

Василюк. Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и п р.).

В связи с этим, он вводит синонимичное понятие – «критическая ситуация».

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и стресса.

Человек в трудной ситуации

Поведение человека, его действия и поступки зависят от:

– биологических и психологических особенностей его организма;

– условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организованно взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

– знать их психическую жизнь;

– понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

– уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

– уметь правильно их истолковывать.

Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения.

Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности.

И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

Различают два вида направленности человеческого поведения:

– реактивное;

– активное.

Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п.

Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными.

В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело трудные ситуации.

В силу своей трудности они требуют мобилизации психических и физических ресурсов.

Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудную минуту. Когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием.

В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная.

Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть троякой.

Эмоции выступают как индикатор трудности, оценка значимости ситуации для личности, фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека в трудную минуту. Трудная ситуация порождается преимущественно объективными обстоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени определяется также субъективной составляющей:

Аргументы из книги Ольга Громова Сахарная диета

первый Проблема образования.

Родители молодого Nudolskoy Стелла из книги Ольги Громовой «Sugar Baby» работали и были очень занятые люди, но у них всегда было время, чтобы организовать для ребенка умственная игра, выучить язык девушки, рисование и пение.

Уже при жизни она помнила важные правила «хорошего человека», который не боится неприятностей, «запускает все узлы» и знает, как его носить. Вся эта Стелла стала действительно сильной, смелой и свободной.

второй Проблема роли литературы в жизни человека.

Главный герой книги Ольга Громова «Ребенок сахара» Стелла вспоминает, что они были важной частью жизни их семейных книг.

У них была хорошая библиотека и громкая громкая традиция. Детские идеи развили, что книга — друг, консультант и поддержка во всех ситуациях. Позже, в изгнании, в деревне Киргиз, эти чтения будут продолжаться для людей, которые слились с общей катастрофой. Они послушают песни и стихи А.С. Пушкин и киргизский эпос «Манас». Таким образом, литература объединит людей разных национальностей и эпох с различным жизненным опытом, образованием.

Проблема преодоления трудностей жизни, настойчивости и терпения.

Главный герой книги Ольги Гром «Сахарная дитя» Стелла Нудольская вместе со своей матерью подвергается репрессиям: они были отправлены в изгнание в качестве членов семьи врага людей.

У женщины, которая испытала костный туберкулез, трудно справиться с более серьезной физической работой, напугала судьбу своей дочери, но она никогда не жаловалась на боль или усталость. Сила, мужество и настойчивость матери помогли ей, и Стелла выжила в нечеловеческих условиях и в то же время оставалась гордой, в помещении без людей.

четвёртая

Проблема благотворительности.

Главный герой книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла напоминает Южакову, рискуя своей свободой, бескорыстно помог выжить в изгнании, только потому, что видел, как трудно женщине и ее дочери бороться с нищетой и болезнями. Южаков позаботился о Стелле и ее матери: они вылечили, накормили, помогли с этим движением, принесли еду.

Это пример сострадания.

пятые Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой Сахарной Ребенка. Женщина, которая страдает многими неприятностями, виной и жестокостью в своей жизни, с благодарностью вспоминала родителей, которые любили ее с любовью, всегда поддерживая его. В детстве их дочери всегда уделяли много времени: они играли с ней, читали ее книги, учили ее языкам. С детства Стелла узнала много истин, которые помогли поднять личность, главный из них: «Рабство — это состояние ума.

Свободный человек не может стать рабом. «

шестые Проблема тяжелой работы.

Примером живого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный дитя».

Этот человек посвящен тяжелой фермерской работе и детским детям всю свою жизнь, связанную с работой: Ребята на стороне своего отца, посеяны, обедают, девочки в конце концов за помощью в доме матери. Кроме того, у Савелье отличная резная древесина, обувь, а его жена и дочь вращаются, шить. Усилия всей семьи были погашены: хозяйство Южакова было сильным, несмотря на трудности, коллективизацию и сложный климат.

Проблема поиска жизни.

Вспомним книги Ольги Гром «Сахарный дитя», в которой рассказывается история судьбы угнетенной семьи.

Стелла, главный герой работы, часто думает о смысле жизни, каковы руководящие принципы, которые следует учитывать в образе жизни. Стелла, несмотря на все трудности, свободный человек, Стелла считает главной целью жизни быть умножение добра. Многие из переданных бедствий не отрицают жизненного положения пожилых людей и участвуют в сборе гуманитарной помощи людям, пострадавшим от землетрясения.

Аргументы для составления единого государственного экзамена — большая коллекция

Проблема борьбы за правду, справедливость

Мы возвращаемся к книге Ольги Громовой Сахарной Ребенка, в основе которой лежит судьба репрессированной девушки Стеллы Нудольской.

Девочке даже угрожают исключение пионеров, которых, по ее мнению, стыдно, она не хочет рисовать чернилами в книжках портретов Блюхера и Тухачевского, поскольку она считает его достойным людей, которые внесли свой вклад в историю нашей страны.

Это достойный акт, который показывает силу героини.

девятую Проблема патриотизма

Вспомним книги Ольги Громовой «Сахарный дитя».

Стелла Нудольская, главный герой этой работы, несмотря на разочарования, судьбы, подавленные в детстве, и провозглашенный член издательства на родине человеческой семьи, остается верной родине. Она даже не думала об эмиграции, потому что она знает, что государство — не только глава правительства, но и люди, чтобы покинуть свою родину в трудные времена для родины, мы не можем служить другим и делать добро.

Проблема ответственности за моральный выбор.

Ольга Громова в книге «Ребенок сахара» отражает, как сделать моральный выбор, не потерять самооценку и не потерять человеческое достоинство.

Стелла Нудольская, главный герой произведения, говорит маме о том, почему враги народа и кулачества провозглашают честных и достойных людей, которые служили людям. В конце разговора девушка понимает, что при оценке людей они должны «слушать сердце» и думать сами за себя, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и гимнам. Стелла приходит к выводу, что каждый должен выбирать, какую сторону он принимает, и отвечает за его решение.

Проблема дружбы

Включим книгу Ольгу Громову «Сахарный ребёнок», в основе рассказа о судьбе Стеллы Нудольской. Будучи угнетенным и противостоящим своей матери в далеком Кыргызстане, главный герой работы понимает ценность дружбы. Когда девушка отказывается передать портреты Блюхера и Тухачевского в учебник, она исключена из пионеров, и они не оставляют своих друзей в беде.

Сапкос и Фрида поддерживают Стелло и остаются настоящими друзьями, несмотря на то, что они могут обвинить их в общении с ней.

Аргументы из рассказа Борис Львович Васильев «Мои лошади летят …»

Трудные ситуации … Как часто вы сталкиваетесь с ними в своей жизни? Вы заметили, что некоторые в трудных ситуациях знают о завидных константах, а другие, похоже, столкнулись с такими ситуациями? Почему это происходит, и вы можете строить свою жизнь таким образом, что в ней есть какие-то трудные ситуации?

Попробуем разобраться в этих вопросах и найти ответ на них.

Скорее всего, вы не найдете такого человека, который не был бы, по крайней мере, в сложной ситуации в своей жизни.

Мы должны признать, что без таких обстоятельств наша жизнь просто невозможно представить.

По мнению психологов, совершенно нерушимых ситуаций не бывает. Каждая проблема может быть решена — что-то проще, еще сложнее.

Тем временем многие люди иногда буквально сложны в своих проблемах и не хотят найти выход из ситуации.

Не полагайтесь на переломы нервов.

И вот ваша первая рекомендация: узнайте, что нет абсолютно безнадежного состояния вещей. Наличие проблемы зависит прежде всего от вашего отношения к ситуации и желания побеждать. Если вы сначала считаете, что проблема выше ваших сильных сторон и что у вас недостаточно ресурсов для ее решения, это будет на практике.

Помните библейские утверждения: все они будут вознаграждены в соответствии с их собственной верой.

Поэтому гораздо разумнее адаптироваться к оптимистичным результатам.

Неполный оптимизм обычно позволяет вам просто решать проблемы и проблемы.

Возьмите безусловное правило, чтобы сосредоточиться на мыслях, которые преобладают в вашей голове. То, что мы имеем в наших мозгах, которые мы получаем в нашей жизни. Это знакомая метафора со стаканом воды. Кто-то видит это наполовину пустым, а другие считают, что половина полна.

Восточная наука тонкой субстанции постоянно заявляет, что у них есть способность материализоваться. И умные люди обычно исключают слово «проблема» из своего словаря и вместо этого заменяют слово «беспокойство».

Небольшое изменение в концепциях, но эта проблема будет проще. Так что не ведите себя, если вы чувствуете, что что-то кажется вам сопоставимым. Лучше не сосредотачиваться на самой проблеме, а скорее рассмотреть возможные варианты ее решения или вероятный положительный результат событий.

Приходите к жизни как игра.

Определите свою роль в этой игре и задайте свои правила. Есть ли разница, вы играете с правилами кого-то еще и некоммерческой роли или играете свою роль в соответствии с вашими правилами?

Конечно, он существует!

Это большая проблема для большинства людей не выбирать свою роль в этой жизни. Они играют роли, назначенные им начальством, родственниками и ситуациями.

Если бы вы точно знали, какова ваша роль и какие правила он определил, вся ваша жизнь будет совершенно иной. И в трудных условиях они были бы гораздо менее вероятными. Более конкретно, трудные ситуации для вас не кажутся такими.

Вместо этого они будут интересны, что позволит вам продемонстрировать свою волю, изобретательность, креативность.

Итак, вы хотите научиться решать любые проблемы и легко выйти из сложных ситуаций — изменить свое отношение к ним, в своей жизни.

Если вы находитесь в сложной ситуации, из которой вы просто не можете найти выход или момент, когда они просто не могут повлиять на ситуацию, попробуйте переключиться на что-то более приятное и интересное.

Очень уместно быть вашим хобби, если он у вас есть.

Посетите интересное место, весело провести время на любом доступном маршруте и провести время среди своих друзей. Обычно этого достаточно, чтобы сделать жизнь трудной ни для чего. Поддержка друзей и родственников обычно имеет целебную силу. С вашей помощью, даже единственной моралью, вы можете спасти все.

Если один из ваших друзей в вашей жизни испытал то, что у вас есть на данный момент, полезно поговорить с таким человеком.

Осознание того, что вы не одиноки в своих проблемах, делает это намного проще.

Еще лучше общаться с человеком, который, несмотря на свои трудности, сумел выбраться из них, и теперь с ним все в порядке. Это, безусловно, даст вам необходимый импульс положительной энергии.

Вы можете смотреть на свою ситуацию под другим углом. Пожалуйста, сообщите больше о тех людях, которые всегда поддерживали вас и занимали ваш сайт в любой ситуации. В то же время важно знать, что избегать или просто блокировать существующие проблемы глупо.

Такая реакция совершенно бесполезна. Если есть проблема, не стесняйтесь решения. В противном случае он начнет толкать тяжелые грузы.

Если возможно, немедленно устраните сложные проблемы. Чем больше человек восстает против существующих проблем, тем больше они поглощают их. Всегда полезно читать книги, содержащие умных людей и великих людей.

Но общее время, потраченное на просмотр телевидения, должно быть уменьшено. Из телевидения люди могут в значительной степени вытягивать только негативные, что очень велико. Сделайте свою цель жить в полном наслаждении в любое время. У людей есть такая, не слишком хорошая привычка, которая неизбежно раздувает проблему универсального масштаба от любой тривиальности.

Однако жизнь на самом деле проще, чем кажется некоторым людям.

Часто мы сознательно усложняем себя. В конце концов, если вы вдруг прервали пятку, что мешает нам добраться до мастерской и исправить ее. И из-за батареи, которая сидит на телефоне в целом, чтобы испытать все. В конце концов, столетия назад у людей даже не было телефонов.

Научитесь все упрощать.

Аргументы в отношении состава Единого государственного экзамена

Позвольте себе почувствовать волнение от разных глупостей. Ответственные мелочи не заслуживают внимания. И если выяснится, что были некоторые проблемы, тогда мы смелы и горды, чтобы встретить их. Это даст вам такие результаты, в которых вы получите в своей жизни все, что захотите стать ее совершенным и абсолютным хозяином.

При написании статьи материалы на сайте http://magagu.ru

Вам нравится клип?

Трудная жизненная ситуация, особенно на работе, порождает стресс, который не должен нас поломать. Чтобы достойно выстоять и прорваться, читайте советы.

Уважаемые читатели, несмотря на похожий материал, содержащийся на нашем сайте, я решил опубликовать историю женщины, которой удалось выстоять в трудной стрессовой ситуации.

Это не пособие по безработице и потери кормильца, но, согласитесь, что чужой жизненный опыт никому не помешает.

Варвара, возраст 43 года.

Приехала в Москву из глубинки.

Девушка едва стояла на ногах- без денег и поддержки друга.

Вот, что она нам говорит.

* Стресс- это бич, который хлещет пропавших.

* Выстоять его можно, не дав поглотить Вашу волю.

Конец демагогии. Моя личная практика.

Ситуация- хоть плачь, но я кинулась по центру города в поисках новой работы.

Причем, заметьте, что я не скулила, не плакалась, а вела достаточно уверенные переговоры.

Если на Вашем лице запечатлен стресс, Вы не устоите при каверзных вопросах.

Работу я нашла с пятого раза- менеджером по входящим звонкам- за невысокую плату.

Трудная стрессовая ситуация, девчонки,- это не всегда потеря работы.

У меня умер отец.

Литературные аргументы

С работы, на которой я мотала испытательный срок, на похороны меня не отпустили. Я осталась пахать.

Едва держась от горя на ногах, стресс меня поглотил, но выхода не было. Я позвонила подругам, друзьям, родным и близким, чтобы занять денег на похороны.

Отправила маме. Рыдала, извинялась, что приехать не могу, но стояла на ногах!

Боясь потерять работу, я, стиснув зубы, преодолевала трудности, постепенно раздавая долги.

Я так усердно работала, что стрессу просто не было место.

Душа и тело были заняты выживанием.

Самое важное.

Я не озлобилась- ни на работодателя, ни на гнилого мужика, которого я вычеркнула из собственной жизни.

Когда долги были отданы, а мама хоть немного пришла в себя (я звонила ей несколько раз в день), я съехала с квартиры подруги, которой буду благодарна до могильной плиты.

Титаническим усилием воли, мне удалось снять комнату, и тут я уже стоять не могла.

Трудности накопились. Стресс захватил меня в свои клешни.

Но сколько решенных проблем осталось позади!

Мне требовался отдых, травяное лечение и понимание того, что я все правильно сделала.

Трудная стрессовая ситуация- это отрезок жизни, который делает нас стойкими и сильными.

Спасибо судьбе даже за такие испытания!

Варвара из села Дымки.

Историю из жизни девушки подготовил я- Эдвин Востряковский.

Понедельник – не рубеж: жизнь можно изменить в любой момент, и вот доказательства.

Пробег Krakarace проводится третий год и собирает всё больше участников – их количество растёт в геометрической прогрессии и дошло до 300 человек. Точнее, до 301-го. Кстати, этот человек, «испортивший» круглую цифру, и стал победителем. Но об этом позже.

Пробег на 20,6 км – половина марафона или, как его ласково называют бегуны, «половинка» – проводится магнитогорцами, но за 100 км от города, возле села Шигаево Белорецкого района.

Директор Krakarace – Кирилл Фронюк, известный в городе ультрамарафонец. Сначала он совершил забег от Магнитогорска до Волгограда (1,5 тысячи км), и пока все думали, как такое вообще возможно, на следующий год от Волгограда до Берлина (2,5 тысячи км).

Участники эту доступность с лихвой подтвердили: самому взрослому из них было 68 лет, а самому маленькому – девять. За три часа дистанция поддалась каждому! И при этом, как мы выяснили, большинство из приехавших – далеко не спортсмены. Более того, бегом они начали заниматься всего пару-тройку лет назад.

Немного жизнеутверждающих историй

Алексей и Луиза из Уфы
приехали на забег всей семьёй. Бежит только супруг – жена пока к таким соревнованиям не готова. А мужчина увлёкся длинными дистанциями только два года назад: надоели обычные пробежки.

Столько же занимается марафонским бегом Сергей Степанов , который тоже приехал из башкирской столицы. В свои 52 года он берёт полумарафон за полумарафоном, а год назад поднялся на Эльбрус. А перед этим 37 лет курил!

Появилась цель, я достиг её: это был Эльбрус, а теперь бегаю в своё удовольствие. Недавно был на Иремели. Дома пробегаю по берегу реки Уфимки, там тоже красивые виды. Здесь в первый раз, – поделился Сергей.

К слову, самый взрослый участник – 68-летний челябинец Владимир Терентьев – заявил, что каждый может пробежать не только полу-, но и целый марафон, если будет заниматься два года. Мы потом узнали, как именно. Расскажем ниже.

Кстати, откуда на Краку только не приехали! Магнитогорцы составляли только треть от всех бегунов. Здесь были и белоречане, и уфимцы, и жители Челябинска, Златоуста и Оренбурга, а также москвичи и питерцы.

Но, пожалуй, самым невероятным стало появление на забеге участниц из Петропавловска-Камчатского! Да ещё каких: членов сборной России по ски-альпинизму. Недавно российская команда вернулась с Сицилии с пятым местом.

Шесть тысяч километров разделяют Урал и Камчатку. Аня и Света Малышевы (да, они к тому же родные сёстры!) устроили себе настоящее турне: долетели до Владивостока, потом до Новосибирска, затем вылетели в Челябинск, и оттуда доехали сначала до Магнитки, а следом – в Башкирию.

Мы забыли в Турции фотоаппарат, а Кирилл нам его потом переслал. Так мы познакомились. Потом он написал нам о забеге. Мы знали, что рано или поздно побежим, и подумали: почему бы не начать с этого полумарафона?

– рассказали девушки.

В забеге традиционно участвуют воспитанники детского дома из Серменево и забирают почти все призы в юниорском зачёте. Привлечение сирот уже приносит свои плоды: один из мальчиков – участник прошлого года – всерьёз увлёкся бегом и стал лучшим на уфимском марафоне.

Непринуждённая обстановка на Краке объединяла: на стартовой поляне мы встретили двух женщин, которые оживлённо общались. Сомнений не было: это давние подруги. Но одна из них развеяла наши предположения:

Чуть позже мы встретили её на маршруте… в костюме медведя. Хотя в её лице он был миролюбивым, но, как и положено, косолапый стимулировал бежать ещё быстрее. Кстати, это был второй медведь на дистанции.

О маршруте

Наш корреспондент тоже обзавелась новым знакомым, с которым решила просто подняться на гору, посмотреть на виды. Забрались, иии… отправились дальше! Ответственно заявляем: азарт появляется на пятом километре, и не исчезает до 20-го, как минимум.

Так что рассказываем, как там всё было устроено. Погода была по-настоящему летней. Для бегунов это было не так чтобы очень хорошо: в жару заниматься спортом тяжелее. А любители нарадоваться не могли. И мы в том числе.

Первым делом оценили маркировку. Вообще многие говорили о ней после: сигнальная лента встречалась так часто, что заблудиться можно было, только если идти с закрытыми глазами. Организаторы пообещали нам, что этот мусор в лесу не останется – всё убиралось сразу после забега.

Наша трасса была наполнена разными шутками, особенно на первом, самом сложном участке пути. Тот перепад высот в 650 метров, о котором рассказывали организаторы, участники почувствовали уже на третьем километре!

Мы проверили на себе: резкий подъём в гору даётся непросто. И две шутливые таблички «Форест Гамп нервно курит» и «Твой физрук тобой гордится!» на шестом километре появляются как раз вовремя.

А потом нас встретил первый «пункт раздачи силы». Волонтёры угощали участников водой, орешками, фруктами и сладостями: всем, что поможет восстановиться после сложного начала.

Примерно на середине пути нам встретился первый медведь. Сначала попалась табличка, где говорилось, что где-то бродит мишка. Но мы не поверили! А тут из кустов и впрямь выглянул он. Правда, на плакате.

Скажем честно: мы не бежали, а просто шли. Да и цели прийти первыми не было, нам было интересно всё вокруг. Раз 20 в пути просто останавливались и осматривались.

И каждый раз вид потрясал: с высоты птичьего полёта можно было рассмотреть поля, пролески и разноцветные пятнышки деревень. Прямо напротив был пик другой, гораздо более высокой горы. Каждый кадр был фотошедевром, так что мы нажимали на кнопку смартфона ежеминутно, и потом оказалось, что даже нечего удалять.

Второй «пункт раздачи силы» встретил нас на спуске. Вода была очень кстати: жажду усиливали высотные перепады. На последнем участке опять увеличилось количество шуточных табличек: в конце дистанции участникам обещали массаж и гречку с тефтельками.

Всё это было сущей правдой: на финише работали массажисты и небольшая кухня, где не только гречкой кормили и водой-чаем поили, но и раздавали сладкие булочки.



Конец маршрута проходил через деревню. Кирилл Фронюк рассказал нам, что местные жители вполне благосклонно отнеслись к проведению полумарафона и даже водой поделились, но сами принимать участие в забеге не стали: для них это далеко не экзотика.

На всё про всё у нас ушло четыре часа. Мы стали одними из самых медлительных участников. Почти все уже были на финише через три часа после старта. В том числе и самый маленький участник – Тимофей Огнев из Белорецка.

Тимофею девять лет, и это его второй полумарафон. Первый он преодолел без труда, и в этот раз шёл абсолютно спокойным, тем более с маминой поддержкой.

Прибежал на 20 минут раньше, чем в предыдущем году. Помимо бега, он увлекается греко-римской борьбой. Юный спортсмен на школьных кроссах не оставляет шансов своим одноклассникам. Да что и говорить, если мы сами остались позади!

Новый рекорд!

На награждении выяснилось: на забеге новые рекорды. Первый касался женской категории: самая быстрая представительница прекрасного пола финишировала уже через 1 час 43 минуты после старта.

Абсолютный результат ещё больше удивил. В прошлом году первый прибежал с результатом 1 час 31 минута. В этот раз даже третий прибежал за 1 час 29 минут!

А победитель этого года, Максим Тимофеев из Учалов, преодолел дистанцию за 1 час 23 минуты. И это при том, что трасса была ему незнакома.

Этого рекорда могло и не быть: до последнего бегун не был уверен, что приедет. Стартовый пакет купил уже на поляне и стал 301 участником. Организаторы сделали исключение – из соображений безопасности и комфорта планировалось участие только 300 человек. И не зря.

Конечно, победитель – это не любитель, а профессиональный спортсмен-легкоатлет. Сначала Максим занимался обычным марафонским бегом, потом увлёкся горным. В этом году на его счету бронза на чемпионате России.

Кстати, буквально неделю назад Максим Тимофеев стал победителем и .

Кроме того, Максим тренирует детей в спортивной школе. Мы тоже решили поучиться и попросили рассказать, как же сделать так, чтобы через два года, по совету самого взрослого бегуна, наконец, преодолеть марафон.

Максим Тимофеев порекомендовал новичкам не бросаться сразу на длинные дистанции и бег по склонам. Первой должна стать регулярная, ежедневная (!) пробежка на небольшие расстояния.

Потом дистанцию стоит увеличивать, и только после этого постепенно вводить подъёмы и спуски. И тогда, действительно, через год можно прибежать на финиш Краки с неплохим результатом, а ещё через год и марафон (42 км) взять.

У каждого в жизни бывают моменты, когда трудности одолевают, а руки, кажется, вот-вот опустятся… Истории этих потрясающе сильных духом людей помогут понять многим из нас, что справиться можно с любой ситуацией и при любых жизненных обстоятельствах, главное - поверить в себя и в свои силы!

1. Ник Вуйчич: человек без рук и без ног, смог встать сам и учит этому других

Ник родился в Мельбурне (Австралия) с редкой болезнью: у него до уровня плеч отсутствуют обе руки, а крошечная ступня с двумя пальцами выступает прямо из левого бедра. Несмотря на отсутствие конечностей, он занимается серфингом и плаванием, играет в гольф и футбол. Ник окончил колледж, получив диплом сразу по двум специализациям – бухгалтерский учет и финансовое планирование. Сегодня любой желающий может прийти на его лекции, на которых Ник мотивируют людей (особенно подростков) никогда не сдаваться и верить в себя, на своем примере доказывая, что даже невозможное возможно.

2. Нандо Паррадо: выжив после авиакатастрофы, 72 дня ждал помощи

72 дня холодного плена перенес Нандо и другие пассажиры, чудом выжившие в ужасной авиакатастрофе. Перед полетом над горами (который по иронии судьбы выпал на пятницу 13-е) молодые люди, поднявшиеся на борт чартерного самолета, пошутили по поводу несчастливой даты, но они совсем не ожидали, что в этот день их и правда настигнет беда.

Так вышло, что крыло самолета зацепилось за склон горы и он, потеряв равновесие, камнем рухнул вниз. При ударе о землю 13 пассажиров сразу разбились насмерть, но 32 человека выжили, получив тяжелые ранения. Оставшиеся в живых оказались в условиях крайне низких температур, отсутствия воды и еды. Они пили таявший снег и спали бок о бок, чтобы не замерзнуть. Еды было так мало, что каждый делал все, чтобы найти хоть какую-то живность для общего обеда.

После 9 дней такого выживания в условиях жестокого холода и голода, жертвы катастрофы решились на крайние меры: чтобы выжить, в качестве пищи они стали использовать трупы товарищей. Так группа продержалась еще 2 недели, в конце которых надежда быть спасенными полностью растаяла, а радиотранзистор (посылающий сигналы о помощи) оказался неисправным.

На 60-й день после аварии Нандо и два его друга решили идти по ледяной пустыне за помощью. К тому времени как они уехали, место крушения выглядело ужасно – пропитанное мочой и пахнущее смертью, заваленное человеческими костями и хрящами. Надев на себя по 3 пары штанов и кофт, он с парой друзей преодолел огромные расстояния. Их маленькая команда спасения понимала, что они – последняя надежда для всех, кто еще был жив. Мужчины стойко пережили истощение и холод, преследовавшие их по пятам. На 10-й день скитаний они все-таки нашли путь к подножию горы. Там они наконец-то встретили чилийского фермера, первого человека за все это время, который сразу же вызвал на помощь полицию. Паррадо руководил спасательной командой с помощью вертолета и нашел место катастрофы. В итоге, 22 декабря 1972 года (после 72 дней жестокой борьбы со смертью), в живых осталось всего 8 пассажиров.

После крушения самолета Нандо лишился половины своей семьи, а за время катастрофы потерял более 40 кг веса. Сейчас он, как и предыдущий герой этой статьи, занимается чтением лекций о силе мотивации в жизни для достижения целей.

3. Джессика Кокс: первый пилот без рук

Джессика Кокс страдает редким врожденным дефектом и родилась без рук. Ни один из анализов (которые ее мать сдавала во время беременности) не показал что с девочкой что-то не так. Несмотря на свое редкое заболевание, девушка обладает огромной силой воли. Сегодня, будучи уже молодой женщиной, Джессика может писать, водить машину, расчесывать волосы и говорить по телефону. Все это ей удается проделывать с помощью ног. Она также окончила факультет психологии, занималась танцами и является обладателем двойного черного пояса по тхэквондо. Кроме всего этого, у Джессики есть водительские права, она управляет самолетом и может напечатать 25 слов в минуту.

Самолет, которым управляет девушка, называется «Ercoupe». Это одна из немногих моделей, не оснащенных педалями. Вместо обычных полугодичных, Джессика прошла трехлетние курсы по вождению самолета, во время которых ее обучали трое высококвалифицированных инструкторов. Сейчас Джессика имеет стаж более 89 часов полета и стала первым в мировой истории пилотом без рук.

4. Шон Шварнер: преодолел рак легких и побывал на 7 самых высоких вершинах 7 континентов

Самая высокая на земле гора Эверест известна своими опасными для подъема альпинистов условиями, среди которых называют: сильные порывы ветра, нехватку кислорода, метели и смертельно опасные сходы лавин. Любой, кто решил покорить Эверест, сталкивается на протяжении всего пути с невероятными опасностями. Но для Шона Шварнера, как показывает практика, препятствий просто не существует.

Шон в свое время не просто исцелился от рака, его случай действительно считают медицинским чудом. Он является единственным человеком в мире, выжившим после диагностирования болезни Ходжкина и опухоли Аскина. У него обнаружили рак четвертой и последней стадии в возрасте тринадцати лет, и по прогнозам врачей он не должен был прожить и трех месяцев. Тем не менее Шон чудом преодолел свою болезнь, которая вскоре вернулась, когда врачи вновь обнаружили опухоль размером с мяч для гольфа в его правом легком. После второй операции по удалению опухоли, врачи решили, что пациент протянет не более двух недель… Однако спустя десять лет Шон (чьи легкие функционируют лишь частично) стал известен на весь мир как первый выживший после рака человек, поднявшийся на гору Эверест.

После покорения самой высокой точки планеты, Шон полон желания и сил двигаться дальше и своим примером вдохновлять на борьбу с недугом людей по всему миру. Про это и другие его восхождения в горы, личный опыт и пути преодоления болезни вы можете узнать в его книге «Продолжая расти: Как я победил рак и покорил все вершины мира».

5. Рэнди Пауш и его последняя лекция

Фредерик Рэндольф или Рэнди Пауш (годы жизни: 23 октября 1960 - 25 июля 2008) – американский профессор кафедры компьютерных наук в университете Карнеги-Меллон (CMU) в Питтсбурге, штат Пенсильвания. В сентябре 2006 года Пауш узнал, что у него рак поджелудочной железы, и что его болезнь неизлечима. 18 сентября 2007 года он подготовил и прочитал очень оптимистичную (как для своего состояния) лекцию под названием «Последняя лекция: Достижения ваших детских мечтаний» в стенах родного университета, которая вскоре стала очень популярна на YouTube, и профессора пригласили на свои эфиры многие известные СМИ.

В той знаменитой речи он рассказал о желаниях своего детства и объяснил, как достиг каждого из них. Среди его желаний было: побывать в невесомости; поучаствовать в игре Национальной футбольной лиги; написать статью для энциклопедии «Book World»; стать одним из тех парней, «которые выигрывают самую большую плюшевую игрушку в парке развлечений»; поработать дизайнером-идеологом для компании «Дисней». Он даже успел в соавторстве написать книгу под названием «Последняя лекция» (на ту же тему), которая вскоре стала бестселлером. Хотя после страшного диагноза ему пророчили всего три месяца, он прожил еще 3 года. Пауш умер 25 июля 2008 года после осложнений рака.

6. Бен Андервуд: мальчик, который «видел» ушами

Бен Андервуд был обычным подвижным подростком из Калифорнии, так же, как и его сверстники, любил кататься на скейтборде и велосипеде, играть в футбол и баскетбол. По большей части 14-летний мальчик был таким же, как и все дети его возраста. Что делает историю Андервуда уникальной, так это то, что мальчик, ведущий обычную для его возраста жизнь, был абсолютно слеп. Еще в возрасте двух лет Андервуду диагностировали рак сетчатки и удалили оба глаза. К удивлению большинства людей, знакомых с подростком, он абсолютно не переживал по поводу своей слепоты, вопреки распространенным стереотипам о слепоте как о «конце жизни».

Итак, как же ему удавалась двигаться не хуже зрячих ребят? Ответ прост: все дело в эхолокации – технике, которой обычно пользуются летучие мыши, дельфины и некоторые другие млекопитающие и птицы. При движении Андервуд обычно издавал языком щелкающие звуки, а эти звуки отражались от поверхностей, «показывая» ему ближайшие предметы. Он мог различить пожарный гидрант и мусорное ведро, и буквально «видел» разницу между припаркованными легковыми и грузовыми автомобилями. Приходя в дом (где никогда прежде не бывал), Бен мог сказать, в каком углу кухня, а в каком – лестница. Непоколебимо веруя в Бога, мальчик и его мама до последнего боролись за его жизнь, но рак вскоре распространился на мозг и позвоночник Бена, и он скончался в январе2009 годав возрасте 16 лет.

7. Лиз Мюррей: из трущоб в Гарвард

Элизабет Мюррей родилась 23 сентября 1980 в Бронксе, в семье ВИЧ-инфицированных родителей, в районе Нью-Йорка, где обитали лишь бедняки и наркоманы. Она стала бездомной, когда ей было всего 15, после смети матери и после того, как ее отца забрали в приют для нищих. Что только ни пришлось пережить девушке за это время, но однажды жизнь Мюррей резко изменилась, а именно после того как она начала посещать гуманитарный курс Подготовительной академии в Челси, в Манхэттене. И хотя в старшие классы девушка пошла позже сверстников (не имея постоянного жилья и заботясь о себе и сестре), Мюррей окончила их всего за два года (прим.: в США программа старших классов рассчитана на 4 года ). Затем она была награждена стипендий для нуждающихся студентов от издания «New York Times» и принята в Гарвардский университет осенью 2000 года. Лиз была вынуждена прервать обучение в ВУЗе, чтобы ухаживать за больным отцом. Продолжив обучение в Колумбийском университете, где была ближе к нему и оставалась с ним до конца, пока он не скончался от СПИДа. В мае 2008 она вернулась в Гарвард и получила высшее образование в области психологии.

Впоследствии ее биография, полная трагизма и веры, стала основой для фильма, вышедшего на экраны в 2003 году. Сегодня Лиз работает как профессиональный спикер, представляя бюро «Washington Speakers». Во время каждой лекции для студентов и групп бизнес-аудиторий она старается вселить в слушателей свою силу духа и воли, которые вытащили ее из трущоб в подростковом возрасте и направили на верную дорогу.

8. Патрик Генри Хьюз: слепой калека, участвовавший в концертах марширующего оркестра Луисвилла

Патрик – это уникальный молодой человек, родившийся без глаз и неспособный полностью выпрямить руки и ноги, что сделало его передвижение невозможным. Кроме того, для исправления сколиоза к его позвоночнику были хирургическим путем прикреплены два стальных стержня.Несмотря на все эти обстоятельства, он преодолел свои многочисленные физические проблемы и преуспел как студент и музыкант. Патрик научился играть на фортепиано и трубе, а также начал петь. С помощью своего отца он принимал участие в концертах марширующих оркестров школы музыки Луисвиллского университета.

Виртуозный игрок на пианино, вокалист и трубач, Патрик выигрывал многочисленные конкурсы и получал награды за свою силу воли и духа, ведь чего только стоило молодому человеку добиться всего этого. Про него писали и говорили многие издания и телевизионные каналы, потому что такая огромная сила воли не может быть не отмеченной.

9. Мэт Фрейзер: человек-тюлень, чей недуг не помешал достичь успеха в шоу-бизнесе

Англичанин Мэт родился с тяжким заболеванием – фокомелией обеих рук (недоразвитие или отсутствие конечностей). Виной тому стали побочные действия препарата «Талидомида», прописанного его матери по время беременности. К сожалению, это далеко не единственный случай, когда несовершенство медицины и профессиональные ошибки врачей могут сломать жизнь.

Хотя кисти Мэта растут прямо из туловища, а плечи и предплечья отсутствуют, физический недостаток не помешал ему стать вполне успешным человеком. Фрейзер нисколько не стесняется своей внешности, более того, он частенько шокирует публику, выступая нагишом. Мэт не только рок-музыкант, но и довольно известный актер, славу которому принесла роль Тюленя в нашумевшем сериале «Американская история ужасов: цирк уродов». Кстати, Фрейзер далеко не единственный актер сериала, чья необычная внешность не создана с помощью грима или компьютерной графики. Вероятно, именно фокомелия помогла Мэту Фрейзеру так правдоподобно сыграть персонажа, страдающего от несправедливости природы.

Фрейзер доказал многим, что для успеха в шоу-бизнесе совсем не обязательно бегать к пластическим хирургам, кромсая свое тело в угоду модным тенденциям. Главное: обладать силой воли, трудолюбием и талантом!


10. Андреа Бочелли: незрячий певец, покоривший своим голосом сердца миллионов

Андреа Бочелли – всемирно известный певец из Италии. Редчайшие музыкальные способности проснулись в Андреа еще в раннем детстве, когда он научился играть на клавишных, саксофоне и флейте. К несчастью, у мальчика развилась глаукома и почти три десятка операций не давали желаемого результата. Как известно, итальянцы – одна из наций, обожающих футбол. Именно это увлечение навсегда лишило мальчика зрения, когда (во время игры) ему в голову угодил футбольный мяч.

Слепота не помешала Андреа учиться: получив диплом юриста, он продолжил музыкальное образование у Франко Корелли – одного из лучших оперных певцов Италии. Талантливый юноша привлекал к себе внимание и его стали приглашать на различные выступления. Вскоре карьера молодого певца стремительно пошла в гору. Андреа стал популяризатором оперной музыки, удачно сочетая ее с современным эстрадным стилем. Ангельской голос помог ему добиться успеха и мировой славы.

11. Джиллиан Меркадо: девушка, попавшая на обложки гламурных журналов вопреки инвалидному креслу

Мало кто может похвастаться соответствием строжайшим требованиям мира моды. Стремясь попасть в ряды моделей, девушки изнуряют себя диетами и физическими упражнениями. Однако Джиллиан Меркадо доказала, что можно любить свое тело даже тогда, когда оно далеко от современных идеалов красоты. В раннем детстве Меркадо диагностировали мышечную дистрофию – страшную болезнь, из-за которой Джиллиан оказалась прикованной к инвалидной коляске. Казалось бы, мечтам о мире высокой моды не суждено было сбыться. Тем не менее, нашей героине удалось привлечь внимание учредителей бренда «Дизель». В 2015 году ей предложили выгодный контракт и стали частенько зазывать на различные фотоссесии. В 2016 ее пригласили для участия в кампании для официального сайта Бейонсе.

Разумеется, никто не станет завидовать судьбе Джиллиан, ведь она вынуждена превозмогать ежесекундную боль. Однако популярность Меркадо помогает девушкам принять себя такими, какими их создала природа. Благодаря таким волевым личностям, начинаешь благодарить жизнь за подарки, которые мы так часто принимаем как должное.

12. Эстер Вергер: многократная чемпионка с парализованными ногами

Эстер родилась в Нидерландах в 1981 году. С детства она увлекалась спортом, активно занимаясь плаванием. Однако во время физических нагрузок девочке нередко становилось плохо. Вопреки многочисленным анализам, врачам длительное время не удавалось поставить Эстер точный диагноз. После нескольких кровоизлияний в мозг медики, наконец, определили проблему Эстер – сосудистая миелопатия. В 9 лет девочке провели сложнейшую операцию, длившуюся около 10 часов. К несчастью, хирургическое вмешательство еще больше ухудшило состояние малышки, у которой парализовало обе ноги.

Инвалидная коляска не помешала Эстер продолжить занятия спортом. Она вполне успешно играла в баскетбол и волейбол, однако всемирную славу ей принес теннис. Вергер 42 раза становилась чемпионкой турниров Большого шлема. Сотни побед Эстер стали источником вдохновения для людей с ограниченными возможностями, мечтающими о спортивной карьере.

Хотя в 2013 году девушка окончательно ушла из профессионального спорта, она продолжает добиваться успехов. Получив образование в сфере спортивного менеджмента, сейчас Вергер занимает пост директора международного турнира теннисистов-колясочников, является консультантом Паралиймпийской сборной Нидерландов и выступает с лекциями. Помимо этого, она основала благотворительный фонд, чтобы помогать больным детям заниматься любимым видом спорта.

13. Питер Динклэйдж: стал звездой экрана вопреки нестандартной внешности

Питер является ярким примером людей, способных добиться успеха вопреки всем жизненным преградам. Динклэйдж родился с ахондроплазией – редким наследственным заболеванием, в результате которого нарушается развитие длинных костей. По мнению врачей, причина ахондроплазии кроется в мутациях гена роста, что приводит к карликовости. Доходы семьи мальчика были довольно скудными: мать преподавала музыку, а отец (некогда страховой агент) стал безработным. Далеко не самое радужное детство скрашивали выступления перед публикой со старшим братом – талантливым скрипачом.

Обычно слава приходит к актерам довольно рано, однако счастливая звезда зажглась для Питера лишь в 2003 году (когда Питеру уже исполнилось 34 года) после выхода фильма «Станционный смотритель». Не слишком богатый послужной список в первые годы карьеры объясняется нежеланием актера сниматься в ролях, в которых обычно задействованы карлики. Питер наотрез отказывался играть гномов или леприконов. С 2011 и по сей день Динклэйдж играет роль Тириона Ланнистера – одного из ключевых персонажей самого успешного сериала современности. Актерский талант принес Питеру немало почетных наград и не так давно в музее «Мадам Тюссо» в Сан-Франциско появилась восковая фигура Динклэйджа.

14. Майкл Джей Фокс: актер, писатель и общественный деятель, которого на пути к успеху не остановила даже болезнь Паркинсона

Канадец по происхождению, Майкл с юных лет снискал славу в Голливуде. Он запомнился зрителям благодаря роли Марти МакФлая в культовой серии фильмов о путешествиях во времени. Всемирная любовь поклонников, внушительное состояние (которое насчитывает несколько десятков миллионов долларов) – такому позавидуют многие. Вот только жизнь Макла лишь кажется безоблачной. Актеру было не больше 30 лет, когда у него стали развиваться симптомы болезни Паркинсона, хотя данное заболевание обычно возникает в преклонном возрасте. Долгое время Майкл не желал мириться с диагнозом: яростное отрицание болезни чуть ни стало причиной новой проблемы – алкоголизма. К счастью, поддержка близких людей помогла Фоксу вовремя образумиться.

Фокс (несмотря на все физические трудности, порожденные тремором) и по сей день продолжает сниматься в фильмах, поражая нас актерским талантом. Стоит отметить и его участие в сериале «Юристы Бостона», где Майкл сыграл Дэниела Поста – богача, нарушившего закон в стремлении сохранить себе здоровье. Сейчас Майкл (помимо карьеры в кино и писательской деятельности) принимает активное участие в поддержке людей, страдающих от болезни Паркинсона. В конце 90-ых годов он учредил общественную организацию, призванную изучить аспекты болезни и способы борьбы с нею.

15. Стивен Хокинг: парализованный гений, вдохновляющий миллионы людей на изучение науки

Говоря о людях, совершивших невозможное, нельзя не упомянуть светило современной науки – Стивена Хокинга. Стивен родился в 1942 году в Оксфорде – британском городе, известном на весь мир одним из старейших университетов. Именно там позднее и будет учиться наш гений. Тяга к науке, вероятно, передалась ему по наследству от родителей, которые работали в медицинском центре.

Во время обучения (когда Стивену было не больше 20 лет) у него стали проявляться серьезные проблемы со здоровьем из-за развития бокового амиотрофического склероза. Данное заболевание вызывает поражение центральной нервной системы и приводит к атрофии мышц, а впоследствии может стать причиной полного паралича. К сожалению, существующие медикаментозные средства лишь замедляют болезнь, но не лечат ее. Хокинг, вопреки попыткам врачей, медленно терял способность владеть собственным телом и сейчас он едва в состоянии двигать одним лишь пальцем правой руки. К счастью для Стивена, знакомство с талантливыми учеными принесло плоды: благодаря достижениям друзей, Хокинг может передвигаться и общаться, используя передовое инвалидное кресло и синтезатор речи.

Для многих людей инвалидное кресло становится проклятием, полностью разрушающим личность и стремление заниматься любимым делом. Однако Хокинг наглядно демонстрирует нам, что даже полностью парализованный человек способен зарабатывать внушительные суммы, мелькать в заголовках СМИ и строить успешные отношения на личном фронте. Главным достижением Стивена стал его колоссальный вклад в современную физику и продвижение науки в массы. Серьезные проблемы со здоровьем не лишили Стивена Хокинга чувства юмора: он любит заключать шуточные научные пари и даже появился в комедийном сериале «Теория большого взрыва», исполнив роль самого себя.

Эти удивительные личности на своем примере доказали, что в людях кроется безграничная сила. Человек способен выживать в самых суровых условиях. Воля и упорство помогают бороться с болезнью и добиваться успеха. Наука, спорт, кино, музыка, мир моды – любые сферы деятельности остаются доступными при любых обстоятельствах. Не стоит проклинать судьбу за все невзгоды. Найдите стимул к победе и не опускайте рук. И, возможно, однажды ваш путь к успеху станет мотивировать окружающих!