Статья 19. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

  • проверено сегодня
  • закон от 10.08.2017
  • вступила в силу 06.05.2011

Ст. 19 Закон о лицензировании в последней действующей редакции от 15 ноября 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 25.06.2012 01.08.2011 06.05.2011

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.

Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утверждённым лицензирующим органом.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

  • 1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
  • 2) истечение трёх лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
  • 3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

  • 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем лицензии, лицензиатом сведений и документов, информацию, подтверждающую соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.


1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

2. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

3. В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.

4. Предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.

5. Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6. В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи.

7. Предметом указанных в части 6 настоящей статьи проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

8. Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.

9. Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

3) истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

10. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;

4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

5) наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

11. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

12. Внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

13. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

14. При осуществлении лицензионного контроля лицензирующий орган вправе получить информацию, подтверждающую достоверность представленных соискателем лицензии, лицензиатом сведений и документов, информацию, подтверждающую соответствие соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации.

15. Ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 15 введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» - N 99-ФЗ - занимается регулировкой отношений, возникающих между структурами исполнительной власти субъектов нашей страны, федеральными органами исполнительной власти, юр. лицами и ИП в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Рассматривает такие вопросы, как денежное обеспечение деятельности лицензирующих органов, действие лицензии, лицензионные требования, полномочия лицензирующих органов. Определяет цели, задачи лицензирования отдельных типов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности, полномочия правительства России в сфере лицензирования.

На территории Российской Федерации некоторые виды деятельности требуют получения лицензии. В частности, в области здравоохранения лицензируются медицинская, фармацевтическая деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Предоставление лицензии неразрывно связано с повышенным вниманием государства к обладателю такого разрешения, поскольку осуществляемая деятельность признается общественно значимой и способной причинить вред жизни и здоровью людей при несоблюдении обязательных правил и норм. В целях недопущения злоупотреблений или халатности организаций, получивших лицензии, закон предусмотрел институт лицензионного контроля. Основными задачами контролирующих органов выступают предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями требований законодательства в сфере лицензирования.

В области здравоохранения проведение лицензионного контроля предусмотрено общей нормой - ст.15 ФЗ РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" . К контролирующим органам в области здравоохранения отнесены Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ в области лицензирования - такими органами выступают Министерства здравоохранения, Департаменты здравоохранения, Комитеты по лицензированию и иные подобные органы субъектов РФ.

Организация лицензирования отдельных видов деятельности, включая и организацию лицензионного контроля, установлена Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 . До недавнего времени данное постановление в п.2 указывало, что Росздравнадзор контролирует реализацию органами власти субъектов РФ переданных им полномочий в области лицензирования и ведет сводные реестры выданных ими лицензий.

Однако с 2016 г. в указанное Постановление , а также в ряд иных нормативных актов внесены кардинальные изменения, перераспределяющие полномочия по лицензионному контролю и вводящие новую систему взаимодействия Росздравнадзора и региональных лицензирующих органов. Так, Постановлением Правительства РФ от 23.09.2016 г. N 956 внесены изменения в Постановление N 957 и отныне Росздравнадзор представляет собой не только орган власти, контролирующий региональные органы и ведущий реестр лицензий, но и орган, осуществляющий лицензионный контроль в отношении лицензиатов.

Лицензиатами признаются организации и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии на соответствующий вид деятельности. Те организации и ИП, кто только планирует получение лицензии, именуются соискателями лицензий. С 2016 г. Росздравнадзор получил полномочия по лицензионному контролю всех организаций здравоохранения, имеющих лицензии на медицинскую, фармацевтическую деятельность или деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. При этом новая редакция Постановления N 957 особо отмечает, что Росздравнадзор не осуществляет лицензионный контроль за лицензиатами, представившими заявление о переоформлении лицензий.

С учетом изложенного новая схема лицензионного контроля в области медицинской деятельности с 2016 г. выглядит следующим образом:

Табл.1

Статус организации или ИП

Кто контролировал ранее

Кто контролирует с 2016 г.

Соискатель лицензии на осуществление медицинской деятельности

Или Росздравнадзор в зависимости от вида организации и оказываемой ею медицинской помощи

Лицензиат - организация, получившая лицензию на медицинскую деятельность

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или Росздравнадзор в зависимости от вида организации и оказываемой ею медицинской помощи

Росздравнадзор

Лицензиат - ИП, получивший лицензию

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Росздравнадзор

Лицензиат, представивший заявление о переоформлении лицензии

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ


Как следует из представленной таблицы, ранее, если лицензия выдавалась уполномоченным региональным органом, он и продолжал отслеживать деятельность организации или ИП. С 2016 г. Росздравнадзор обращает свое внимание на все организации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности - вне зависимости от того, какой орган лицензию выдал. Однако если организация решает переоформить лицензию и вновь обращается в лицензирующий орган субъекта РФ, лицензионный контроль в период переоформления лицензии вместо Росздравнадзора осуществляет указанный орган.

Постановление N 957 предусматривает активные формы взаимодействия Росздравнадзора и "местного" лицензирующего органа. Так, Росздравнадзор в течение 5 рабочих дней направляет в указанный орган:

- заверенную копию приказа о приостановлении действия лицензии;

- заверенную копию приказа о возобновлении действия лицензии;

- заверенную копию приказа о назначении проверки лицензиата;

- копию акта проверки;

- копию предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

- копию протокола об административном правонарушении;

- копию постановления о назначении административного наказания;

- копии иных документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля.

Все указанные документы включаются в лицензионные дела. Как видно из представленного списка, Правительство РФ предусмотрело уведомления лицензирующего органа практически обо всех значимых действиях в отношении лицензиатов, которым данный орган выдал лицензию. Тем самым обеспечивается межведомственное взаимодействие, вследствие чего лицензирующий орган всегда должен знать - что именно происходит с его лицензиатом.

Однако такое новшество вызывает множество вопросов относительно реализации на практике - медицинские и фармацевтические работники опасаются ситуаций, когда два "ведомства" будут предъявлять взаимоисключающие требования, не соглашаться с позицией друг друга или запрашивать предоставленные в лицензирующий орган субъекта РФ документы по второму кругу. Подобные опасения заслуживают внимания, тем более во время переходного периода.

Волнения усугубляются еще и тем, что наравне с предоставлением полномочий по лицензионному контролю всех без исключения лицензиатов Росздравнадзор наделен правами по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий. Т.е. лицензия, выданная лицензирующим органом субъекта РФ, может быть приостановлена или аннулирована Росздравнадзором, имеющим иные представления о порядке осуществления конкретной деятельности или выявляющим нарушения в процессе работы организации. Такая ситуация настораживает представителей учреждений здравоохранения, т.к. им придется столкнуться сразу с двумя органами, имеющими дублирующие функции на разных этапах лицензирования.

Для осуществления новых функций разработан Приказ Росздравнадзора от 18.11.2016 г. N 12848 , которым утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) . Указанные акты систематизированы по издавшему органу, кроме того, в перечне содержатся ссылки на конкретные нормы документа, что облегчает поиск нужной информации. Данным перечнем можно руководствоваться как сотрудникам территориальных органов Росздравнадзора, так и работникам учреждений здравоохранения в рамках подготовки и проведения лицензионного контроля.

Однако, как показывает практика, представители Росздравнадзора не всегда верно пользуются данным Перечнем. После внесения изменений Росздравнадзор активно приступил к исполнению новых обязанностей. В производстве судов уже находятся дела по спорам между организациями здравоохранения и органами Росздравнадзора по поводу привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, по ряду дел вынесены и вступили в законную силу судебные акты. При этом позиция Росздравнадзора не всегда находит поддержку в судах. Для иллюстрации приведем решение судьи Магаданского областного суда от 31 марта 2017 г. по делу N 12-21/2017.

В суд поступила жалоба представителя онкологического диспансера на постановление судьи Магаданского городского суда от 06 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном

Налоговые органы с соответствии со статьей 31 НК РФ наделены правом заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Лицензия специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензионный контроль – это контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

Осуществлять лицензионный контроль вправе только лицензирующие органы и только в пределах их компетенции. Компетенция лицензирующих органов устанавливается положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, утверждаемыми указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Единственной предусмотренной Законом № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" формой лицензионного контроля является проверка деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.

О проведении лицензионной проверки руководитель лицензирующего органа или уполномо­ченное должностное лицо лицензирующего органа выносит соответствующее решение. Требова­ния к содержанию этого решения устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности или ведомственными актами самих лицензирующих органов.

Срок проведения проверки лицензиата Законом не установлен. Периодичность проведения проверок также Законом не определена. Правительство РФ в значительном числе Положений о лицензировании конкретных видов деятельности регулирует настоящий вопрос следующим образом. Предусматривается проведение плановых проверок раз в один, два или три года и внеплановых – исключительно для проверки исправления лицензиатом нарушений, выявленных лицензирующим органом в ходе проведения плановой проверки или в случае поступления от органов государственной власти, юридических или физических лиц информации в письменной форме о нарушении (невыполнении) лицензиатом лицензионных требований и условий, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Лицензирующий орган по итогам проверки лицензиата вправе составить акт (протокол) с указанием конкретных нарушений. Этот акт подтверждает наличие самой проверки (следовательно, гарантирует защиту от проведения повторных проверок), ее окончательное и надлежащее завершение и результаты.

На основании акта о проведенной проверке лицензирующий орган в случае выявления нарушений лицензионных требований и условий вправе вынести решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в указанные в этом решении сроки. Закон и положения о лицензировании конкретных видов деятельности не установили каких-либо требований к срокам устранения лицензиатом допущенных нарушений. Соответственно, лицензирующий орган определяет их исходя из существа нарушений, их опасности для окружающей среды, организационной, технической и финансовой возможности лицензиата устранить допущенные нарушения.

На основании акта проверки, в котором зафиксированы допущенные лицензиатом нарушения лицензионных требований и условий, лицензирующий орган вправе вынести лицензиату предупреждение.

Предупреждение – это выраженное намерение лицензирующего органа в случае последующего нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий приостановить действие лицензии до устранения таких нарушений.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" основаниями для приостановления действия лицензии являются:

1) неоднократное нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

2) грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

3) обращение лицензионного органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

При наличии указанных обстоятельств лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии, но не обязан это сделать, т.е. приостановление действия лицензии всегда является правом лицензирующего органа, но не его обязанностью.

Неоднократные нарушения – два и более нарушения лицензиатом одного лицензионного требования либо два и более нарушения разных лицензионных требований. Неоднократность означает не просто несколько нарушений лицензионных требований и условий, а несколько выявлений лицензирующим органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий.

Конкретная правовая форма и процедура приостановления действия лицензии устанавливаются лицензирующим органом. К примеру, согласно п. 11 Положения о порядке ограничения, приоста­новления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 17 июля 2001 г. № 52н, "приостановление действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования (перестрахования)". Согласно п. 16 данного Положения решение о приостановлении лицензии сообщается страховщику в письменной форме и публикуется в печати. Согласно приказу Минфина РФ от 14 июня 2002 г. № 55н "О порядке опубликования приказов Министерства финансов РФ об ограничении, приостановлении, возобновлении и отзыве лицензий страховщиков" "приказы Министерства финансов РФ об ограничении, приостановлении, возобновлении и отзыве лицензий страховщиков подлежат опубликованию в течение семи дней после дня их подписания".

Одновременно с приостановлением действия лицензии лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок для устранения нарушений, ставших основанием приостановления действия лицензии. Данный срок не может превышать шести месяцев. После устранения нарушений лицензиат уведомляет об этом лицензирующий орган с приложением всех необходимых документов.

Безусловно, в ходе проведения проверок лицензирующие органы выявляют самые разнообразные нарушения лицензиатами лицензионных требований и условий. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" определил, что лицензионные требования и условия – это совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Статьей 9 этого Закона определено, что одним из обязательных условий и требований при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Основаниями для аннулирования лицензии являются:

1) неустранение лицензиатом в указанный лицензирующим органом срок грубых или неоднократных нарушений лицензионных требований и условий;

2) неуплата лицензиатом лицензионного сбора за предоставление лицензии в течение трех месяцев со дня предоставления лицензии;

3) нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекших за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ.

Аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке. Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию только тогда, когда лицензиат не оплатил лицензионный сбор за предоставление лицензии в течение трех месяцев после предоставления лицензии.

При принятии решения о приостановлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии лицензирующий орган обязан учитывать существо выявленных им в результате лицензионной проверки фактических обстоятельств осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности. Какое-либо формальное несоответствие лицензиата лицензионным требованиям или условиям не может являться основанием для приостановления действия лицензии или для обращения в суд с заявлением об ее аннулировании.

Направление лицензирующим органом в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензии осуществляется по правилам, установленным АПК РФ. Лицензирующий орган вправе представлять в качестве доказательств только те сведения, которые им были получены в ходе проведения лицензионной проверки и закреплены надлежащим образом в акте проверки, поскольку, согласно п. 3 ст. 64 АПК РФ, "не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона".

Необходимо учитывать, что в силу ст. 19 ранее действовавшего Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" 1998 г. во многих постановлениях Правительства РФ и ведомственных актах установлены основания для аннулирования лицензии, не предусмотренные Законом. Поскольку в настоящий момент Закон прямо предусматривает, что осуществление лицензирования производится исключительно в соответствии с его нормами, а перечень оснований для аннулирования лицензии является закрытым, то все иные основания аннулирования лицензии, предусмотренные федеральными законами, постановлениями Правительства РФ и ведомственными актами, являются недействительными и не подлежат применению в лицензионных отношениях.